Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сравнительно-историческое исследование английского безударного вокализма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты проведенного экспериментально-фонетического исследования нейтрализации фонем, вызванных варьированием звуковых единиц, подтверждают гипотезу о том, что в настоящее время в подсистеме безударного вокализма современного английского языка, кроме нейтрального гласного /э/, словарями фиксируются два «слабых» гласных звука Л/ и /и/. Как и нейтральный гласный /э/, они употребляются… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Константность и вариативность как основные свойства языковой системы. Причины варьирования звуковых единиц
    • 1. Языковая система. Понятия константности и вариативности
    • 2. Причины варьирования звуковых единиц
      • 2. 1. «Принцип экономии» речевых усилий
      • 2. 2. Инертность артикуляторного аппарата
      • 2. 3. Престижность определенного произносительного варианта в рамках варьирования звуковых единиц
    • 3. Выводы по главе I
  • ГЛАВА II. Основные этапы развития английского вокализма и их характеристика. Социофоническое и аллофоническое варьирование звуковых единиц
    • 1. Историческое развитие безударного вокализма английского языка
      • 1. 1. Особенности исторического развития индоевропейского, общегерманского и праанглийского вокализма (2000 лет до н.э. — V век н.э.)
      • 1. 2. Основные черты развития вокализма в древнеанглийский и среднеанглийский периоды (VI — XIV века)
      • 1. 3. Развитие вокализма в новоанглийский период (XIV — первая половина XX вв.)
      • 1. 4. Влияние орфографии на развитие безударного вокализма английского языка
      • 1. 5. Современное состояние безударного вокализма английского языка (XX — XXI века)
        • 1. 5. 1. Статус нейтрального гласного /э/
        • 1. 5. 2. Статус безударных гласных Л/ и /и/
      • 1. 6. Становление системы фонетических символов
      • 1. 7. Звуковой символизм, мотивация языкового знака
    • 2. Социофоническое варьирование звуковых единиц
      • 2. 1. Влияние социального положения и профессии говорящего на варьирование звуковых единиц
      • 2. 2. Влияние возраста говорящего на варьирование звуковых единиц
      • 2. 3. Влияние пола говорящего на варьирование звуковых единиц
      • 2. 4. Стилистическое варьирование звуковых единиц
    • 3. Аллофоническое варьирование звуковых единиц
      • 3. 1. Варьирование звуковых единиц в зависимости от просодической структуры высказывания
      • 3. 2. Варьирование звуковых единиц в зависимости от слогоакцентной системы
    • 4. Выводы по главе II
  • ГЛАВА III. Редукция и нейтрализация гласных фонем, вызванная варьированием звуковых единиц
    • 1. Лексикографическое сравнительно-сопоставительное исследование нейтрализации гласных фонем
      • 1. 1. Цель лексикографического исследования
      • 1. 2. Методика проведения лексикографического исследования
      • 1. 3. Отбор и запись экспериментального материала, направленного на выявление характера ослабления гласных в безударном положении при переносе ударения в производных словах
        • 1. 3. 1. Варианты реализации гласных в безударном положении в производных словах
        • 1. 3. 2. Результаты лексикографического исследования
      • 1. 4. Отбор и запись экспериментального материала, направленного на выявление характера ослабления гласных в безударном положении, обусловленного экстралингвистическими факторами
        • 1. 4. 1. Варианты реализации гласных фонем в безударном положении
        • 1. 4. 2. Влияние слоговой структуры на варьирование безударных гласных фонем
        • 1. 4. 3. Влияние количества слогов в слове на варьирование безударных гласных фонем
        • 1. 4. 5. Результаты лексикографического исследования
    • 2. Экспериментально-фонетическое исследование разговорной речи и ее восприятия на разных этапах обучения иностранному языку
      • 2. 1. Цель эксперимента
      • 2. 2. Организация и процедура эксперимента
      • 2. 3. Результаты эксперимента

Сравнительно-историческое исследование английского безударного вокализма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоящее диссертационное исследование посвящено комплексному сравнительно-историческому анализу безударного вокализма английского языка.

Актуальность настоящего исследования определяется несколькими причинами.

Во-первых, неизменным интересом фонетистов к теории вопроса изучения редукции и нейтрализации гласных фонем в безударных положениях, зафиксированных словарями, а также в разговорной речи. Анализ специальной литературы подтверждает, что интерес к проблематике настоящего исследования очень велик. Отметим пристальное внимание отечественных и зарубежных лингвистов к описанию артикуляционно-звукового строя языка (Банова Г. И., 1954; Марцинкус, 1984; Матусевич М. И., 1959; Плоткин В. Я., 1989; Соколова М. А., 1997; Травкина А. Д., 1986; Шахбагова Д. А., 1986; Джоунз Д., 1967; Уорд И., 1967; Уэлс Д., 2000), рассмотрению общих проблем английского вокализма (Гимсон А., 1989), изучению вариативности английской звуковой системы (Бродович О.И., 1988; Егорова Л. Ф., 1990; Кенжебулатова Г. К., 1992; Кольцова Т. И., 1992; Крысин Л. П., 2000; Михальчук В. А., 1992; Андерсон Л. Г., 1992), изучению безударного вокализма (Биршерт.

А.Ф., 1940; Веренинова Ж. Б., 1996; Леонтьева С. Ф., 2002; Медведева Т. В., 1998; Торсуев Г. П., 1977; Эрдели Н. Б., 1960), анализу исторического развития языка (Иванова И.П., Чахоян Л. П., 1976; Белова И. В., 1999). Работы вышеперечисленных авторов обеспечивают достаточную надежность и объективность данных и дают немало ценного материала для понимания сущности системы современного безударного вокализма. Проблемы, связанные с редукцией фонем (в безударном положении), вызванной интралингвистическими и экстралингвистическими факторами варьирования звуковых единиц, на современном этапе развития языка не нашли достаточного отражения в специальной литературе и требуют дальнейшего изучения.

Во-вторых, актуальность исследования определяется его прикладными целями — созданием обучающих материалов (методик, учебных курсов) по обучению и адекватному восприятию и воспроизведению речи носителей британского варианта английского языка — Received Pronunciation1.

В-третьих, эта актуальность обуславливается необходимостью дальнейшей разработки проблем вариативности произносительных норм не только на материале языкового стандарта, но и социально-региональных произносительных вариантов и просторечных форм произношения.

Объектом настоящего исследования является система безударного вокализма британского варианта английского языка, которая рассматривается в синхронном и диахронном плане, и основные закономерности функционирования подсистемы безударного вокализма на современном этапе развития. Предметом исследования является варьирование лексических единиц на современном этапе развития языкавыявление и систематизация факторов, обуславливающих редукцию и нейтрализацию звуковых единиц.

Наше описание главным образом строится на материале литературной нормы современного английского языка (южноанглийского литературного произношения), произносительные особенности которого описаны в научно-исследовательской литературе, посвященной проблеме безударного вокализма, и зафиксированы в произносительных словарях Д. Уэлса и Д. Джоунза (J.C. Wells, 1990 — 2000; D. Jones, 1924 — 2003).

Цель работы — выявить и систематизировать особенности функционирования безударного вокализма современного английского языка в диахронии, изучить его синхронные характеристики и установить.

1 RP — южноанглийское литературное произношение, является орфоэпической нормой в Великобритании. Выбор данного типа произношения для изучения речи британского варианта объясняется тем, что он обладает статусом «нейтральной произносительной нормы», лишенной, как и GA (General American) — «общеамериканское литературное произношение» — диалектной окраски, и приобретает поэтому характер национальной нормы произношения. Кроме того, RP является наиболее изученным в фонетическом плане. закономерностипрогнозировать наиболее вероятное направление дальнейшего развития безударного вокализма. Особый интерес в нашем исследовании представляет анализ современного состояния системы безударного вокализма.

Цель и предмет исследования предопределили необходимость решения следующих задач:

1) изучение научной литературы по проблеме исследования;

2) рассмотрение процесса развития английского безударного вокализма;

3) выделение основных этапов его развития: 2000 лет до н.э. — V век н.э. — развитие индоевропейского, прагерманского и праанглийского вокализмаVI — XIV века н.э. — становление и развитие вокализма в древнеанглийский и среднеанглийский периодыXIV — Iм половина XX века — изменение вокализма в новоанглийский периодсовременное состояние вокалической системы языка;

4) описание произносительного стандарта британского варианта английского языка;

5) анализ подсистемы безударного вокализма /э, [, и/;

6) рассмотрение позиционного варьирования безударных гласных фонем /э, {, и/ в зависимости от просодических условий;

7) выявление и анализ тенденций в речевом варьировании звуковых единиц, вызванных экстралингвистическими факторами;

8) выявление и оценка степени понимания студентами особенностей разговорной речи (нейтрализация, элизия) на разных этапах обучения иностранному языку.

Научная новизна работы определяется прежде всего тем, что впервые выявлена подсистема безударного вокализма английского языка, представленная не только нейтральным гласным /э/, но и безударными гласными фонемами И, и/- проведено исследование и на основе анализа полученных результатов сделаны выводы, которые позволяют определить направление развития этой подсистемы в современном английском языке. Достоверность выводов исследования обеспечивается достаточным объемом материала. Научная новизна определяется тем, что исследуемое явление не было ранее предметом рассмотрения в сопоставительном плане. Настоящее исследование проводится на материале, отражающем современное состояние безударного вокализма английского языка. Научная новизна также заключается в многостороннем исследовании явления с учетом исторического и социофонического компонентов.

Теоретическая значимость заключается в применении комплексного подхода к исследованию явления вариативности звуковых единиц. Теоретическая значимость заключается также в том, что результаты исследования вносят определенный вклад в разработку актуальных проблем артикуляторной фонетики и фонологии, теории языковой эволюции, вариантологии и общей теории языка. Основные положения исследования и полученные результаты помогут создать наиболее полную картину звуковых модификаций в системе вокализма и способствовать дальнейшему изучению проблемы соотношения константности и вариативности.

Практическая ценность работы заключается в том, что выводы и основные приложения диссертации могут быть применены в подготовке и проведении курсов теоретической и практической фонетики и сравнительной типологии английского языка, в преподавании английского языка, при обучении разговорной речи, в преодолении трудностей фонетического характера, связанных с пониманием английской разговорной речи. Таблицы и рисунки, иллюстрирующие развитие и функционирование английских гласных фонем, могут быть использованы в курсах по обучению английскому языку. Полученные при проведении эксперимента данные могут быть учтены при создании компьютерных программ автономного распознания речи.

Систематизация результатов исследования может способствовать созданию целостного и объективного представления о норме и вариативности языковых средств.

Методы исследования определяются целью и задачами диссертационной работы. Применяемая в исследовании методика имеет комплексный характер, включая общенаучные и частные методы: теоретического анализа исследуемых явлений, сравнительно-исторический, сопоставительный и социолингвистический, метод сплошной выборки, сравнительно-сопоставительный и контрастивный анализы, метод статистического анализа и метод экспериментального исследования. Последний нашел свое выражение в проведении лексикографического и экспериментально-фонетического исследований с последующей математической обработкой данных и их лингвистической интерпретацией.

Работа основывается на таких методологических принципах изучения языка, как:

1) системный подход к исследованию системы безударного вокализма;

2) проведение анализа в рамках одного функционального стиля;

3) синхрония и диахрония исследования;

4) учет интралингвистических факторов.

На защиту выносятся следующие положения:

1) эволюция системы английского безударного вокализма носит циклический характер;

2) каждый период развития языка характеризуется наличием определенного количества нарождающихся и отживающих форм;

3) варьирование вокалей обуславливается совокупностью экстралингвистических и интралингвистических факторов, которые действуют в определенный момент развития языка.

В качестве исходной гипотезы проводимого нами исследования предлагается наличие подсистемы безударного вокализма современного английского языка, которая сложилась и зафиксирована новейшими словарями.

Достоверность результатов исследования обеспечивается применением комплексной методики фонетического эксперимента, включающего: 1) научно-теоретический анализ отечественных и зарубежных работ по изучаемой проблеме- 2) словарный анализ дистрибуции английских безударных гласных и выявление закономерностей степени редукции фонем- 3) статистический анализ редукции гласных в безударном положении- 4) обработку данных, полученных в ходе словарного исследования- 5) эксперимент и анализ полученных данных.

Апробация работы и обсуждение результатов исследования проходили на заседаниях кафедры английской филологии МГОУ в 2000 — 2004 годах. Основные положения и результаты исследования представлены в 3-х публикациях и 2-х докладах на ежегодных научно-теоретических конференциях преподавателей, аспирантов и студентов Института Лингвистики и Межкультурной Коммуникации МГОУ в 2000 и 2001 годах. Материалы исследования были использованы при проведении лекций и семинаров по теоретической фонетике английского языка в МГОУ.

Цели и задачи исследования обусловили структуру настоящей диссертации. Она содержит введение, три главы, заключение, список используемой и рекомендуемой литературы и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Фонетическая система современного английского языка на всем протяжении своего исторического развития является целостным структурным образованием. Целостность и константность английской фонологической системы, в первую очередь, обеспечивается внутрисистемными закономерностями и тенденциями, т. е. интралингвистическими факторами. Роль сопутствующих факторов выполняют внешние, экстралингвистические факторы. Развитие языка приводит к циклическому движению системы и цикличные изменения создаются в новом «системном контексте».

Результаты проведенного экспериментально-фонетического исследования нейтрализации фонем, вызванных варьированием звуковых единиц, подтверждают гипотезу о том, что в настоящее время в подсистеме безударного вокализма современного английского языка, кроме нейтрального гласного /э/, словарями фиксируются два «слабых» гласных звука Л/ и /и/. Как и нейтральный гласный /э/, они употребляются исключительно в безударных положениях. Таким образом, можно считать, что на современном этапе развития языка система безударного вокализма представлена не одним, а тремя безударными фонемами — Л, и, э/. Это обстоятельство свидетельствует о том, что современный английский вокализм находится в константном, но варьирующем состоянии, которое вызвано требованием поддержания его на высоком количественном уровне.

Результаты экспериментально-фонетического исследования показывают, что у менее подготовленных студентов второго курса возникла небольшая путаница с фонетическими символами транскрипции. Таким образом, отмечено несколько случаев употребления безударных фонем Л, и/ перед согласными звуками (вместо /1/) и несколько случаев отсутствия фонем Л, и/ в терминальном безударном положении.

Несмотря на то, что безударные гласные Л, и/, согласно словарному исследованию, подвержены нейтрализации как в предударном1, так и в заударном положениях2, нейтральный гласный /э/ (шва) по-прежнему характеризуется самой высокой частотностью в речи.

Проведенное исследование подтверждает общепризнанный факт, что контрастность ударность/безударность оказывает существенное влияние на варьирование звуковых единиц. Безударные позиции создают условия для аллофонов фонемы, наблюдаются изменения не только количества, но и качества безударных монофтонгов и дифтонгов, стремление к упрощению и симметрии в организации элементов.

Как любое явление, принадлежащее языковой системе, подсистема безударного вокализма не является окончательно сформировавшейся и остановившейся в своем развитии. Исторический подход к изучению безударного вокализма современного английского языка предполагает анализ этого явления в двух аспектах: с позиций его возникновения и модификаций, имеющих место в процессе его развития.

Метод сплошной выборки из лексикографических источников позволяет утверждать, что основной тенденцией развития безударного вокализма на современном этапе развития языка является дальнейшее продвижение английских вокалей по направлению к нейтральному гласному /з/. Но распространенная теория редукции и нейтрализации всех английских безударных гласных до нейтрального гласного /э/ неприменима к современной языковой действительности.

1 В предударном положении /г/ нейтрализуется во всех лексических единицах, отмеченных в исследовании, /и/ -в 44 (84,6%).

2 В заударном положении /г/ нейтрализуется в 19 лексических единицах (90,5%), отмеченных в исследовании, /и/ - в 34 (82,9%).

Результаты первого этапа лексикографического исследования1 доказывают, что процесс редукции и нейтрализации протекает достаточно неравномерно и данная тенденция главным образом охватывает гласные /ж, и/.

Среди кратких безударных гласных чаще всего наблюдаются случаи нейтрализации, долгие гласные подвержены нейтрализации в значительно меньшей степени.

Наблюдается упрощение системы дифтонгов. Большей степени редукции подвержены сужающиеся дифтонги /ет, зги/. л.

Результаты второго этапа лексикографического исследования показывают, что как в предударном, так и в заударном положениях чаще других вокалей нейтрализации подвержены фонемы /ал/, Л:/, /х/, /е/. Обратный о процесс в отношении фонем /эе, и, эи/ наблюдается в предударном положении, а в отношении фонем Лз, г>э/ - в заударном.

Основываясь на результатах последних экспериментально-фонетических работ, некоторые исследователи полагают, что дифтонги современного английского языка в значительной степени реализуются как монофтонги, причем в отношении центрирующих дифтонгов тенденция к монофтонгизации теряет характер позиционного изменения и становится универсальной закономерностью. Это опять же указывает на направление развития языковой системы, заключающееся в качественном и количественном упрощении.

Результаты проведенного исследования показали, что сохранение иди восстановление гласных более или менее полного образования в безударных слогах, имеет место лишь в словах «книжного» языка, научных терминах, географических названиях, именах. Подобные слова в английском языке.

1 Первый этап исследования направлен на выявление характера ослабления гласных в безударном положении при переносе ударения в производных словах.

2 Второй этап исследования направлен на выявление характера ослабления гласных в безударном положении, обусловленного экстралингвистическими факторами.

3 Нейтральный гласный /э/ в альтернативном варианте произношения представлен какой-либо другой фонемой. исчисляются десятками тысяч, но влияние редукции и нейтрализации широко распространяется и на безударные гласные слов повседневного употребления.

Проведенное исследование показывает, что степень вариативности звуковой системы, редукции гласного слогоносителя во многом определяется не морфологическими, а фонетическими признаками, такими, как степень выделенности слога и фонетическая позиция.

Результаты анализа влияния особенностей слоговой организации лексических единиц позволяют заключить, что нейтрализации чаще подвержены фонемы, находящиеся в открытых предударных слогах (V, СУ) и фонемы, находящиеся в закрытых заударных слогах (УС, СУС).

Наибольшую редукцию испытывают безударные гласные в предударном положении, а также в трех-, в четырехи в пятисложных слогах заударном положении. Результаты исследования показывают, что увеличение количества слогов в слове в заударной позиции ведет к сокращению количества случаев нейтрализации безударных гласных фонем и увеличению случаев перехода нейтрального гласного /э/ в другую гласную фонему. Отмечено 302 многосложных слова (90,7%), в которых для суффикса —Ну /-Э1 ] (для нейтрального гласного /э/) дается фонема /л/ в альтернативном варианте произношения. Полученные данные объясняют тот факт, что у пяти-, шести-, семи-, восьмии девятисложных слов превалирующей акцентной моделью является модель с ударением на слоге, третьем по счету от конца слова, и что довольно часто ударение встречается на предпоследнем слоге. Экспериментально-фонетические исследования последних лет, проведенные на материале английского языка, указывают следующую частотность: 59,6% -акцентная модель с ударением на третьем от конца слоге и 27,45% - акцентная модель с ударением на предпоследнем слоге. Следовательно, с увеличением числа слогов резко ослабевает тенденция к выделению корня слова, а тенденция к выделению суффикса возрастает. Таким образом, в многосложных словах, учитывая выделение суффикса, заударные слоги произносятся более четко, и нейтрализация гласных слогоносителей в этих позициях встречается крайне редко.

Фонетические чередования в современном английском языке сопровождают словообразование и служат дополнительным средством различения слов, а нивелирование качественных различий между безударными гласными может впоследствии привести к возникновению в языке новых пар омонимов, что особенно важно учитывать при обучении английскому языку как иностранному.

Результаты экспериментально-фонетического исследования показали, что, хотя студенты и имели опыт работы с фонетическим материалом, основную сложность у них вызывал тот факт, что они работали не с отдельными лексическими единицами, а с лексическими единицами, образованными в предложения. Далеко не все студенты учли, что в живой разговорной речи фонемы, как правило, редуцируются, нейтрализуются, а в некоторый случаях могут даже выпадать, и только словарь с произносительной транскрипцией дает полную форму. Таким образом, наибольшую сложность у студентов вызвали наречие just, прошедшая форма глагола to be: was, were, предлог of, союзы and, but, частица to.

Результаты экспериментально-фонетического исследования, направленного на выявление степени понимания студентами звучащей живой речи различной социофонической направленности, показали, что у студентов не возникло сложностей с тем материалом, который традиционно преподносится им в качестве нормы обучения иностранному языку — это лекции и тексты, оформленные в разговорном стиле. Тексты, оформленные в других стилях и начитанные детьми или пожилыми дикторами, носителями какого-либо британского акцента, вызывали некоторые затруднения.

Результаты и выводы данного фонетического исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении подсистемы безударного вокализма современного английского языка, в частности, заслуживает внимания проблема константности и вариативности безударных гласных фонем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.А. Элементы общей и сравнительно-типологической фонологии. // Ташкент. — Фан. — 1981. — 184 стр.
  2. В.Е. Вариативность произносительной нормы и ее роль при общении (на материале американского варианта английского языка). // Дис. .канд. филол. наук: 10.02.04: Спб. — 1991. — 130 стр.
  3. Т.В. Слоговая структура британского и американского вариантов английского языка (сопоставительное и экспериментально-фонетическое иследование). // Автореф. дис.. .канд. филол. наук: 10.02.04: М. — 1994. — 18 стр.
  4. П.П. Фонетические характеристики односторонней и многосторонней устной речи (экспериментально-фонетическое исследование на материале современного английского языка). // Дис.. .канд. филол. наук: 10.02.04: Минск. — 1979. — 169 стр.
  5. В.Д. История английского языка. // М. — Физматлит. — 2-ое изд. — 2001.-272 стр.
  6. С.В. Эволюция вокалической системы английского языка. // Автореф. дис. .канд. филол. наук: 10.02.04: -М. 1985. — 18 стр.
  7. Ю.Арнольд И. В. Стилистика современного английского языка. Стилистика декодирования: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Иностранный язык». // М. — Просвещение.- 3-е изд. 1990. — 301 стр.
  8. О.С. Фонология, морфонология, морфология. // М. — Изд-во Московского университета. — 1966. — 107 стр.
  9. В.И. Графика современного английского языка. // М. Высшая школа. — 1964. -353 стр.
  10. Л. Л. Онтология английской письменной речи (учебно-методическое пособие). // М. — Диалог-МГУ. — 1998. — 246 стр.
  11. В.И., Крысин Л. П. Социолингвистика. // М. РГГУ. — 2001. -448 стр.
  12. Р.Т. Социолингвистика. Цели, методы и проблемы. // М. -Международные отношения. — 1980. — 320 стр.
  13. И.В. Историческое развитие и функционирование английского вокализма. // Дис. .канд. филол. наук: 10.02.04: Тамбов. — 1999. -207 стр.
  14. С.И. Основные понятия фонологии. // М. — Вопросы языкознания. № 5. — 1962. — стр. 62−80
  15. А.Ф. К вопросу о системе фонем английского языка. // М. -Ученые записки МГПИИЯ. 1940. -Т.1.-150 стр.
  16. Л. Язык. // М. Прогресс. — 1968. — 608 стр.
  17. Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труды по общему языкознанию. В 2-х томах. // М. 1963. — Т. 1, 2. — 390, 392 стр.
  18. Л.В., Вербицкая Л. А., Гордина М. В. Основы общей фонетики. Учебное пособие. // Спб. Изд-во С.-Петербургского университета. -1991.-150 стр.
  19. Л.В. О характере изменения формантного состава русских гласных под влиянием мягкости соседних согласных. // Ученые записки ЛГУ. № 237. — Серия филологических наук. — Вып. 40. — 1960. -стр. 83−102
  20. JI.B. Человек в системе фонем и система фонем в человеке. // Лингвистика на исходе XX века: итоги и перспективы. // М. Тезисы международной конференции. — Т. 1. — 1995. — стр. 69−71
  21. О.И. Диалектная вариантность английского языка: аспекты теории. // JI. Изд-во Ленинградского университета. — 1988. — 196 стр.
  22. O.A. Актуальные проблемы исторической морфологии диалектов английского языка. // М. — Изд-во Московской ассоциации лингвистов-практиков. 1996. — 205 стр.
  23. Ф.Е. Проблема варьирования фонем в современной фонологии. // М. Вопросы языкознания. — 1990. — № 3. — стр. 72−80
  24. .Б. Фонетическая база английского языка в сопоставлении с фонетической базой русского языка (звук, слог, слово, фраза). // М. -Изд-во Московского государственного лингвистического факультета. -1996. -172 стр.
  25. Н.И. Влияние темпа речи на модификацию звуков (экспериментально-фонетическое исследование на материале современного немецкого языка). // Автореф. дис. .канд. филол. наук: 10.02.04: Минск. — 1984. — 22 стр.
  26. A.B. Современные тенденции произношения гласных фонем в английской речи (экспериментально-фонетическое исследование длительности гласных фонем). // Автореф дис. .канд. филол. наук: 10.02.04: М. — 1964. — 26 стр.
  27. .Б. Проблема произносительной стилистики (Об изучении произношения). // М. — Институт научной информации по общественным наукам. 1977. — 30 стр.
  28. Т.А. Фонетическая организация разновидностей английской спонтанной речи. // Дис. .канд. филол. наук: 10.02.04: М. — 1987. -139 стр.
  29. .Н. Язык и статистика. // М. Просвещение. -1971.-192 стр.
  30. М.В., Окушева Г. Т. Значение и смысл созвучий в современном английском языке. // М. — Изд-во Московского факультета. 1994. -128 стр.
  31. А.К. Анализ дифтонгов в системе вокализма американского и британского вариантов английского языка. // Автореф. дис. .канд. филол. наук: 10.02.04: М. — 1983. — 14 стр.
  32. B.C. О философском подтексте фонологии. // М. Вестник МГУ. — Сер. 19. — Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2000. -№ 1. — стр. 30−35
  33. Л. Можно ли считать, что значение слов образуют структуру? // Благовещенск. — 1998. 138 стр.
  34. Л.К. Язык и речь: оппозиции. // М. Филологические науки. -№ 5 — 1996. — стр. 55−64
  35. В.В. Особенности эволюции Black English как социального явления на современном этапе. // М. — Вестник МГУ. Сер. 19. -Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2001. — № 1. -стр. 55−63
  36. Н.И. Речь как проводник информации. // М. Наука. — 1982. -160 стр.
  37. И.П., Чахоян Л. П. История английского языка. // М. Высшая школа. — 1976. — 318 стр.
  38. Л.Л., Клобуков Е. В., Лекант П. А. Краткий справочник по современному русскому языку. // М. Высшая школа. — 2е изд. — 1995. -380 стр.
  39. Р.Ф. Проблемы доказательства и типологизации в фонетике и фонологии. // М. — Институт русского языка. — 1989. — 113 стр.
  40. В.Б. Морфонология. // Л. — Изд-во Ленинградского университета. -1986.-160 стр.
  41. В.Б., Шабельникова Е. М., Рыбин В. В. Ударение и тон в языке и речевой деятельности. // Л. — Изд-во Ленинградского университета. -1990. 248 стр.
  42. В.Б. Фонологические проблемы общего и восточного языкознания. // М. Наука. — 1983. — 296 стр.
  43. В.Б. Элементы общей лингвистики. // М. — Наука. 1977. -184 стр.
  44. Р.Р. Теоретическая фонетика (курс лекций для студентов факультетов и отделений немецкого языка). // Горький. — 1973. 136 стр.
  45. Г. К. Вариативность дифтонгов английского языка. // Автореф дис.. .канд. филол. наук: 10.02.04: М. — 1992. — 21 стр.
  46. Ю.А. Безударный вокализм английского языка (современное состояние и диахрония. // Дис. .канд. филол. наук: 10.02.04: JI. — 1978. — 197 стр.
  47. C.B., Кривнова О. Ф. Общая фонетика. // М. — Российский государственный гуманитарный университет. — 2001. 592 стр.
  48. М.Н., Кулешов В. В. Вариативность британского произносительного стандарта и обучение фонетике. // Вестник МГУ. -Сер. 9 № 1. — 1989. — стр. 32−40
  49. М.Н. Введение в изучение английского речевого голоса. // М. — Изд-во Московского университета. 1986. — 100 стр.
  50. Т.И. Позиционные варьирования гласных, обусловленные ударением, в русском и английском языках (парадигматический и синтагматический аспекты). // Дис. .канд. филол. наук: 10.02.19: М.1992. -193 стр.
  51. О.И. Качественно-количественные модификации английских монофтонгов в двух видах речевой деятельности (говорение ичтение). // Автореф. дис. .канд. филол. наук: 10.02.04: М. — 1984. -16 стр.
  52. Краскова JLC. Функции фонетических чередований в русском и английском языках. // Дис. .канд. филол. наук: 10.02.20: М. — 1984. -216 стр.
  53. Л.П. Социальная маркированность языковых единиц. // М. -Вопросы языкознания. — 2000. № 4. — стр. 26−42
  54. С.М. Теория русской орфографии: орфография в ее отношении к фонетике и фонологии. // М. Наука. — 1981. — 264 стр.
  55. К.Н. Основные звуковые значения гласных и согласных букв в современном английском языке (справочные таблицы правил чтения). // М. Просвещение. — 1971. — 93 стр.
  56. В.В. Введение в типизацию английской речи. // М. — Изд-во Московского университета. — 1981. — 124 стр.
  57. В.В., Мишин А. Б. Сопоставление артикуляционных баз английского и русского языков и фонетическая интерференция (пособие для преподавателей филологических факультетов университетов). // М. — Изд-во Московского университета. — 1987. 118 стр.
  58. .Х. Фонетическая интерференция на уровне слога: С+Г, С+С в инициальной позиции (на материале английского и русского языков). // Автореф. дис. .канд. филол. наук: 10.02.04: М. — 1996. — 18 стр.
  59. У. Исследование языка в его социальном контексте. // М. — Прогресс. Новое в лингвистике. — Выпуск 7. — 1975. — стр. 96−181
  60. У. О механизме языковых изменений. // М. — Прогресс. Новое в лингвистике. — Выпуск 7. — 1975. — стр. 199−228
  61. У. Отражение социальных процессов в языковых структурах. // М.
  62. Прогресс. Новое в лингвистике. — Выпуск 7. — 1975. — стр. 320−335
  63. С.Ф., Клычков Г. С. Просодика и вокализм (контрастивный анализ на материале английского и русского языков). // Англо-русские языковые соответствия. — М. — Межвузовский сборник научных трудов МОПИ им. Крупской. 1981. — стр. 35−38
  64. М.М. Английские социальные диалекты (онтология, структура, этимология). // М. — Высшая школа. 1982. — 136 стр.
  65. Е.О. Вариативность единой фонологической системы английского языка. // Дис. .канд. филол. наук: 10.02.04: Кишинев. -1984.-129 стр.
  66. М.И. Введение в общую фонетику. // М. Учпедгиз. — 1959. -136 стр.
  67. Т.В. Вариативность безударного вокализма в британском и американском вариантах английского языка. // М. Филологические науки. — № 2 — 1998. — стр. 74−77
  68. Т.В. Самая популярная разновидность произношения? (К вопросу о путях развития произносительной нормы в британском варианте английского языка). // М. Филологические науки. — № 1 — 2000.- стр. 78−83
  69. Т.В. Социолингвистический аспект инноваций в современном британском произношении. // М. Филологические науки. — № 4 — 2001. -стр. 66−71
  70. А. Общеславянский язык. // М. Прогресс. — 2000. — 492 стр.
  71. Н.Б. Общее языкознание. Структурная и социальная типология языков. // М. — Наука — 2001. — 312 стр.
  72. Т.В. Фонетическая вариативность и фонологический статус дифтонга в устной речи. // Дис. .канд. филол. наук: 10.02.: М. — 1985. -21 стр.
  73. В.А. Модификации английских гласных в связной речи (на материале вокалического стыка). // Дис. .канд. филол. наук: 10.02.04: -Минск. 1999. — 193 стр.
  74. Л.Л., Хухуни Г. Т. История науки о языке. Учебник. // М. — МГОУ. Народный учитель. — 2003. — 330 стр.
  75. М.В. Русская фонетика. // М. — Просвещение. — 1967. 438 стр.
  76. М.В. Современный русский язык. Фонетика. // М. Высшая школа. — 1979. — 256 стр.
  77. ЮО.Пауфошима Р. Ф. Фонетика слова и фразы в северно-русских говорах. // М. Наука. — 1983. — 110 стр.
  78. В.Я. Динамика английской фонологической системы. // Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во. 1967. — 169 стр.
  79. В.Я. Очерк диахронической фонологии английского языка. // М. Высшая школа. — 1976. — 152 стр.
  80. ЮЗ.Плоткин В. Я. Эволюция фонологических систем: На материале германских языков. // М. — Наука. 1982. — 127 стр.
  81. Е.Д. Статьи по общему языкознанию. Избранные работы. // М. Наука. — 1968. — 375 стр.
  82. Проблемы фонетики IV. // Сборник статей. Отв. ред. Касаткина Р. Ф. — М. — Наука. — 2002. — 307 стр.
  83. Юб.Пузикова Н. В. Стилистический аспект вариативности гласных в английском языке. // Дис. .канд. филол. наук: 10.02.04: Минск. — 1986.211 стр.
  84. И.Ф. Дистрибутивное и просодическое варьирование гласных фонем (на материале двусложных слов английского языка). // Дис. .канд. филол. наук: 10.02.04: Баку. — 1991. — 145 стр.
  85. O.E. Социальный контекст и языковое развитие. // Киев. -1985.-176 стр.
  86. Ш. Скрелина JIM. Некоторые вопросы развития языка (Проблемы и методы диахронического исследования). // Минск. Изд-во БГУ им. В. И. Ленина. -1973.-143 стр.
  87. Г. М. Словесное ударение (для факультетов иностранных языков). Учебное пособие по теоретической фонетике. // М. — Изд-во Московского государственного лингвистического университета. — 1999. — 16 стр.
  88. H.A. О знаковой ситуации. // М. Язык и мышление. — 1967.- стр. 274−284
  89. А.И. Древнеанглийский язык. // М. 1998. — 318 стр.
  90. М.А. Практическая фонетика английского языка. // М. -Владос. 1997. — 381 стр.
  91. М.А., Афонская И. А., Ковалева Л. Б., Крылова Н. И. Теоретическая фонетика английского языка. // М. Остожье. — 1997. -192 стр.
  92. JI.H. К вопросу о фонеме (о вариативности гласных фонем английского языка). // Дис. .канд. филол. наук: 10.02.04: М. — 1953. -185 стр.
  93. Ф. де Заметки по общей лингвистике. // М. — Прогресс. — 1990. — 280 стр.
  94. А.Ю. Диахроническая фонология и проблемы древнеанглийского вокализма. // Дис. .д. филол. наук: 10.02.04: -Вильнюс. 1977. — 350 стр.
  95. А.Б. Просодический аспект фонологических систем (на материале кабардино-черкесского и английского языков). // Автореф. дис. .д. филол. наук: 10.02.09- 10.02.04: Москва. — 1992. — 18 стр.
  96. И.Е. Справочник по фонетике английского языка. // М. -ИНФРА-М. 1994. — 60 стр.
  97. Т.П. Константность и вариативность в фонетической системе (на материале английского языка). // М. Наука. — 1977. — 122 стр.
  98. Г. П. Проблемы теоретической фонетики и фонологии. // JI. — Наука. 1969. — 99 стр.
  99. Г. П. Обучение английскому произношению. // М. Учпедгиз. -1956. — 223 стр.
  100. Г. П. Строение слога и аллофоны в английском языке (в сопоставлении с русским). // М. Наука. — 1975. — 238 стр.
  101. А.Д. Английское региональное произношение. Учебное пособие. // Калинин. — Калининский государственный университет. — 1986. 60 стр.
  102. A.JI. Практический курс фонетики английского языка. // М. -Высшая школа. 1976. — 108 стр.
  103. Н.С. и современная филология. Сборник. // М. Наследие. -Коллектив авторов. — Российская академия наук. — 1994. — 288 стр.
  104. Н.С. Основы фонологии. // М. Аспект Пресс. — 2000. — 371 стр.
  105. Ч. Автономная детская речь в шести языках. // М. — Прогресс.- Новое в лингвистике. — Выпуск 7. 1975. — стр. 422−440
  106. . Фонетика и фонология или /фонология или фонетика. // М. — Вопросы языкознания. № 6 — 1989. — стр. 39−45
  107. Н.С. Проблемы социальной лингвистики в современном языкознании. // М. Прогресс. — Новое в лингвистике. — Выпуск 7. — 1975.стр. 5−33
  108. В.А. Аспекты фонологической типологии. // М. Наука. -1991.-144 стр.
  109. Н.М., Иванов В. В. Современный русский язык: В 3-х частях. // М. — Просвещение. — 1987. — Часть 1. — 190 стр.
  110. Т.С. Типология языков в синхроническом и диахроническом плане. // Тбилиси. — Мецниерба. — 1982. — 181 стр.
  111. Д.А. Константность и вариативность. // М.- Изд-во МГПИИЯ им. М. Тореза. 1988. — 54 стр.
  112. Т.И. Социальная дифференциация английского произношения. // М. Высшая школа. — 1990. — 144 стр.
  113. И. А. Интралингвистический и экстралингвистический аспекты модификаций дифтонгов в потоке речи. // Дис. .канд. филол. наук: 10.02.04: -М. 1989. — 195 стр.
  114. JI.B. Избранные работы по языкознанию и фонетике. // JI. Изд-во Ленинградского университета. — 1958. — 182 стр.
  115. JI.B. Русские гласные в качественном и количественном отношении. // JI. Наука. — Ленингр. отд. — 1983. — 160 стр.
  116. Эр дели Н.Б. О нейтральном гласном в английском языке. // М. -Филологические науки. № 1 — 1960. — стр. 68−79
  117. Adler М.К. Sex differences in human speech: A sociolinguistic study. // Hamburg: Buske, cop. 1978. — 151 p.
  118. Allen D.E., Guy R.F. Conversational Analysis. The Sociology of Talk. // Mouton, The Hague. 1978. — p.30−31
  119. Andersson L.G., Trudgill P. Bad language. // Penguin Books. 1992. -202 p.
  120. Axbey S. Soundtracks. Real-life Listening: A Variety of Subjects, Styles and Speakers. // Longman Group UK Limited. 1989. — 94 p.
  121. Bailey R.W., Robinson J.L. Varieties of present-day English. // London. New York.-1973.-462 p.
  122. Baker A. Ship or Sheep? An intermediate pronunciation course. // Cambridge University press. 1981. — 170 p.
  123. Barber Ch. Linguistic changes in present-day English. // Edinburgh -London, 01yver& Boyd. 1966. — 154 p.
  124. Beattie G.W. Talk: An Analysis of Speech and non-Verbal Behaviour in Conversation. // OUP, Milton Keynes. 1983. — p. 43−44
  125. Bloch В., Trager G. Outline of linguistic analysis. // Baltimore, Linguistic society of America. 1942. — 82 p.
  126. Bowen Т., Marks J. The Pronunciation Book. // Longman. Pilgrims. 1996. -p. 52−53
  127. Brook G.L. Varieties of English. I I Macmillan: St. Martin’s Press. 1973. -196 p.
  128. Brown A. Approaches to Pronunciation Teaching. // Modern English Publications in Association with the British Council. Macmillan Publishers Limited. 1992. — 159 p.
  129. Brown G. Listening to spoken English. // M. Prosveshcheniye — 1984. -176 p.
  130. Celce-Murcia M., Brinton D.M., Goodwin J.M. Teaching Pronunciation: A Reference for Teachers of English to Speakers of Other Languages. // Cambridge University press. 1996. — 436 p.
  131. Coates J. Women, men and language. A sociolinguistic account of sex differences in language. // Longman. London. New York. 1986. — 178 p.
  132. Crystal D., Davy D. Advanced conversational English. // Longman. — 1984. -132 p.
  133. Crystal D. The English Language. // Penguin Books. 1990. — 288 p.
  134. Crystal D. Introducing Linguistics. // Penguin English. 1992. — 78 p.
  135. Crystal D., Davy D. Investigating English Style. // Longman. — London. -1979.-264 p.
  136. Crystal D. Linguistics. // Harmondsworth (Midd's). Penguin Books. -1971.-267 p.
  137. Crystal D. Who cares about English usage? // Harmondsworth (Midd's) etc. — Penguin Books. 1984. — 123 p.
  138. Curry D. More Dialogs for Everyday Use. Short Situational Dialogs for Students of English as a Foreign Language (for individual or classroom use). // Washington, DC 20 547. 1999. — 36 p.
  139. Fry D.B. Homo loquens: Man as a talking animal. // Cambridge University Press.-1977.-177 p.
  140. Fry D.B. The Physics of Speech. // Cambridge University press. — 1996. -148 p.
  141. Galperin I.R. Stylistics. // Moscow. — Vyssaja Skola. 3d edition. — 1981. — 334 p.
  142. H. & P., Francis P. Speech Style and Social Evaluation. // London. — Academic Press. 1975. — 218 p.
  143. Gimson A.C. An Introduction to the Pronunciation of English. // London etc: Arnold. 4th edition. — 1989. — 364 p.
  144. Gimson A.C. Phonetic Change and the RP Vowel System. In Honor of Daniel Jones. // London: Longmans. — 1964. p. 131−136
  145. Gleason H.A. An Introduction to Descriptive Linguistics. // New York. -Holt.-1961.-503 p.
  146. Goffinan E. Forms of talk. // Blackwell. Oxford. 1981. — 32 p.
  147. Heffiier R.M.S. General Phonetics. // Madison. 1960. — 253 p.
  148. Hermann T. Speech and Situation: A Psychological Conception of Situated Speaking. // Springer Verlag, Berlin, Heidelberg. New York. Tokio. — 1983. -31 p.
  149. Hudson R.A. Sociolinguistics. // Cambridge. 2nd edition. — 1996. — 279 p.
  150. Hughes A., Trudgill P. English accents and dialects. An introduction to social and regional varieties of British English. // Edward Arnold Publishers Ltd. -1979.-92 p.
  151. Jakobson R., Waugh L.R. The Sound Shape of Language. // Indiana University Press, Bloomington and London. 1979. — 308 p.
  152. Jenkins J. The phonology of English as an international language. // Oxford University Press. 2000. — 258 p.
  153. Jespersen O. Lehrbuch der Phonetik. // Leipzig. 1926. — 258 s.
  154. Jones D. An outline of English phonetics. // Cambridge University Press.1997.-378 p.
  155. Jones D. The Phoneme: its Nature and Use. // Cambridge. Heffer. — 3d edition. — 1967. — 284 p.
  156. Jones D. The Pronunciation of English. // Cambridge University Press.1998.-224 p.
  157. Kay S. & Jones V. Inside Out. Student’s Book. Intermediate. // Macmillan Publishers Limited. 2001. — 160 p.
  158. Kelly G. How to Teach Pronunciation. // Pearson Education Limited. -England. 2000. — 154 p.
  159. Kreidler Ch. W. Describing Spoken English: An Intoduction. // Routledge. London and New York. 1997. — 236 p.
  160. Ladefoged P., Maddieson I. The sounds of the world’s languages. // Blackwell Publishers. 1997. — 426 p.
  161. Ladefoged P. Three Areas of Experimental Phonetics. — London: Oxford University Press. 1967. — 180 p.
  162. Language change: The interplay of internal and extralinguistic factors. // Berlin. New York: de Gruyter. 2002. — 338 p.
  163. Language evolution. // Oxford: Oxford university press. — 2003. — 395 p.
  164. Lenneberg E. The Biological Foundations of the Language. New York, London, Sydney: Wiley. — 1967. — 489 p.
  165. Leontyeva S.F. A Theoretical Course of English Phonetics. // Moscow. -Менеджер. 2002. — 336 p.
  166. Leontyeva S.F., Inhin V.D. The distinctive function of stress in words inлmodern English and Russian. // Singapore. 13 Congress of Applied Linguistics. — 2002. — p. 402−403
  167. Mitchell A.G. Spoken English. // London. Macmillan & CO LTD. 1957. -238 p.
  168. Mugglestone L. Talking Proper: The rise of accent as social symbol. // Oxford: Oxford university press. 2003. — 354 p.
  169. Mutt O. Social and regional varieties of present-day English. // Tartu. 1977. -94 p.
  170. O’Connor J.D. Phonetics. // Penguin Books. 1991. — 320p.
  171. Phonetics and Phonology. // Edited by Kiparsky P., Youmans G. — Academic Press, Inc. 1989. — 397 p.
  172. Rastorguyeva T.A. A History of English. // Moscow. Vyssaja Skola. -1983. — 347 p.
  173. Roach P. English Phonetics and Phonology. A Practical Course. // Cambridge University Press. 3d edition. — 2002. — 284 p.
  174. Roach P. Introducing phonetics. // Penguin English. -1992. 128 p.
  175. Roach P. Phonetics. // Oxford University Press. 2001. — 116 p.
  176. Robins R.H. A short history of linguistics. // London. New York. 2nd edition. — 1979. — 248 p.
  177. Samuels M.L. Linguistic evolution: with special reference to English. // London. Cambridge University Press. — 1975. — 203 p.
  178. J. & L. Headway. Student’s Book. Advanced. // Oxford University Press.-1989.-158 p.
  179. Sokolova M.A. English Phonetics. A theoretical course. // Moscow. -Высшая школа. 1991. — 240 стр.
  180. Steponavicius A. English Historical Phonology. // M. Высшая школа. -1987.-208 p.
  181. Stubbs M. Discourse Analysis: The Sociolinguistic Analysis of Natural Language. // Blackwell. Oxford. 1983. — p. 33−34
  182. Sweet H. A history of English Sounds from the earliest period: With full wordlist. // Oxford: Clarendon press. 1888. — 409 p.
  183. Sweet H. A primer of phonetics. // Oxford: Clarendon press. 3d edition. — 1929.-119 p.
  184. Sweet H. The Sounds of English. An Introduction to phonetics. // Oxford: Clarendon press. 2nd edition. — 1929. — 141 p.
  185. Tench P. Pronunciation skills. // Macmillan Publishers Ltd. 1991. — 124 p.
  186. The Principles of the International Phonetic Association, Being a description of the International phonetic alphabet and the manner of using it. // University College. London. — 1966. — 53 p.
  187. Trager G.L., Smith H.L. An Outline of English Structure. // Washington, American council of learned soc. 1957. — 91 p.
  188. Trudgill P. Accent, dialect and the school. // Edward Arnold Publishers Ltd. -London. 1986.- 106 p.
  189. Trudgill P., Hannah J. International English: A guide to varieties of standard English. // London: Arnold. 1982. — 130 p.
  190. Trudgill P. Sociolinguistics: An Introduction to language and society. // Harmondsworth (Midd'x) etc: Penguin Books Ltd. 1984. — 204 p.
  191. Underhill A. Sound Foundations: Living Phonology. // Heinemann Publishers (Oxford) Ltd. 1994. — 210 p.
  192. Vachek J. The Phonematic Status of Modern English Long Vowels and Diphthongs. // Philologica Pragensia. V. 6/46. — № 1. — 1963. — p. 59−71
  193. Vassilyev V.A. English Phonetics. // Moscow. — Высшая школа. — 2nd edition. 1980.-256 p.
  194. Ward I.C. The Phonetics of English. // W. Heffer & Sons Ltd, Cambridge. -1967.-255 p.
  195. J.C. // University College. London. — From an unpublished thesis on the formant structure of RP vowels.
  196. Wells J.C. Accents of English. // Cambridge: CUP. 1982. — 673 p.
  197. Zipf G.K. Selected studies of the principle of relative frequency in language. // Cambridge (Mass). Harvard University Press. — 1932. — 51 p.
  198. Zipf G.K. The psycho-biology of language: An introduction to dynamic philology. // Cambridge (Mass): The M.I.T. press. 1968. — 336 p.1. СЛОВАРИ
  199. Р.И., Борунова С. Н., Воронцова В. Л., Еськова Н. А. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. // М. — Русский язык. 1997. — 688 стр.
  200. Ю.Д., Медникова Э. М., Петрова А. В. Новый большой англорусский словарь: В 3-х томах. // М. Русский язык. — 2002. — Том 1. -832 стр.
  201. О.С. Словарь лингвистических терминов. // М. — Советская энциклопедия. 1966. — 606 стр.
  202. А.Н., Добровольский Д. О., Михайлов М. Н., Паршин П. Б., Романова О. И. Англо-русский словарь по лингвистике и семиотике. // М. — Азбуковник. 2001. — 640 стр.
  203. В.Н. Большой энциклопедический словарь. Языкознание. // М. -Большая Российская энциклопедия. 1998. — 685 стр.
  204. Crystal D. A Dictionary of linguistics and Phonetics. // Oxford. New York. — 2nd edition. 1985. — 337 p.
  205. Howlett C. The Oxford Russian Dictionary. // Oxford University Press.
  206. Oxford. New York. 1995. — 1340 p. j
  207. Jones D. An English Pronouncing Dictionary. // London Toronto, Dent. — 2 edition. — 1924. — 426 p.
  208. O.Jones D. An English Pronouncing Dictionary. // New York, E.P. Dutton &
  209. Company, inc. 4th edition. — 1937. — 495 p.1. .Jones D. An English Pronouncing Dictionary. // London: J.M. Dent & Sons Ltd. 8th edition. — 1947. — 490 p.
  210. Jones D. Everyman’s English Pronouncing Dictionary. // London: J.M. Dent & Sons Ltd. New York: E.P. Dutton & Co. Inc. 11th edition. — 1958. — 538 p.
  211. Jones D. Everyman’s English Pronouncing Dictionary. // London, Melbourne and Toronto. J.M. Dent & Sons Ltd. 14th edition. — 1982. — 560 p.
  212. Jones D. English Pronouncing Dictionary. // Cambridge University Press. -15th edition. 1997. — 560 p.
  213. Jones D. English Pronouncing Dictionary. // Cambridge University Press. -16th edition. 2003. — 606 p.
  214. Lewis J. Windsor A Concise Pronouncing Dictionary of British and American English. // London Oxford University Press. 1972. — 234 p.
  215. Longman Dictionary of Contemporary English. // Barselona. — Cayfosa. -Pearson Education Ltd. — 2001. — 1668 p.
  216. Longman Dictionary of Contemporary English. // Barselona. Cayfosa. -Pearson Education Lt d. — 2003. — 1950 p.
  217. Macmillan English Dictionary for Advanced Learners. International Student Edition. // Macmillan Publishers Limited. 2002. — 1692 p.
  218. Muller V.K. English-Russian Dictionary. // Moscow. Russky Yazyk. — 1987. -846 p.
  219. Oxford Advanced Learner’s Dictionary. // Oxford University Press. —2000. — 1540 p.
  220. Smirnitsky A.I. Russian-English Dictionary. // Moscow. Russky Yazyk. -1985.-767 p.
  221. Wells J.C. Longman Pronunciation Dictionary. // Pearson Education Limited. 1st edition.-1990.-804 p.
  222. Итого: 691 пара 343 31 233 84
  223. Процентный состав случаев сохранения качества гласного и редукции гласных фонемв безударном положении12,20%4,50%
  224. Случаи сохранения гласного1. Сгтучаи редукции гласного
  225. Процентное соотношение случаев редукции и нейтрализации гласных фонем впредударном положении0,00%
  226. Спучаи сохранения гласного1. Случаи редукции гласного
  227. Итого: 487 пар 251 13 139 84
  228. Процентное соотношение случаев редукции и нейтрализации гласных фонем в заударном положении17,30%22,50%51,50%2,70%
  229. Случаи сохранения гласного П Случаи редукции гласного
  230. Итого: 1957 923 442 554 3812 /э/ 682 314 184 151 33
  231. Итого: 1959 381 82 1250 24 612/э/ 999 120 25 670 184
  232. Итого: 2958 501 107 1920 430
Заполнить форму текущей работой