Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Метафорические образы России, Америки и Германии в политическом дискурсе немецких СМИ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Согласно результатам исследования, образ Германии создается моделями (по убыванию): игровой, морбиальной, моделью пути, театральной, технической, архитектурной, милитарной, зооморфной и фитоморфной. В отличие от образов России и Америки, метафоры, формирующие образ Германии, не обладают ярко выраженными векторами тревожности и агрессивности. При создании метафорического образа Германии… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТАФОРЫ И ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА
    • 1. 1. Современное состояние исследований метафоры
      • 1. 1. 1. Докогнитивная парадигма в исследованиях по метафоре
      • 1. 1. 2. Когнитивная парадигма исследований
        • 1. 1. 2. 1. Место и роль метафорического моделирования в когнитивной парадигме исследований
      • 1. 1. 3. Фрактальная парадигма исследований
        • 1. 1. 3. 1. Метод фрактального моделирования
    • 1. 2. Современные тенденции в изучении политического дискурса
      • 1. 2. 1. Политический дискурс как объект лингвистического исследования
      • 1. 2. 2. Технологичность и манипулятивность политического дискурса
      • 1. 2. 3. Стратегичность политического дискурса
      • 1. 2. 4. Метафорика политического дискурса
        • 1. 2. 4. 1. Место метафоры в оппозиции СВОЙ-ЧУЖОЙ в политическом дискурсе
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
  • ГЛАВА 2. МЕТАФОРА КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ МЕТАФОРИЧЕСКОГО ОБРАЗА СТРАНЫ
    • 2. 1. Особенности конструирования метафорического образа страны в политическом дискурсе
    • 2. 2. Концептосфера источников метафорической экспансии в политическом дискурсе немецких СМИ
      • 2. 2. 1. Анализ сферы-источника метафоризации ЧЕЛОВЕК: метод фреймового анализа
        • 2. 2. 1. 1. Роль и функции метафор в организации субсферы «организм»
        • 2. 2. 1. 2. Роль и функции метафор в организации субсферы «социум»
        • 2. 2. 1. 3. Роль и функции метафор в организации субсферы «артефакты»
      • 2. 2. 2. Анализ сферы — источника метафоризации ПРИРОДА: метод фреймового анализа
        • 2. 2. 2. 1. Роль и функции метафор в организации субсферы «живая природа»
        • 2. 2. 2. 2. Роль и функции метафор в организации субсферы «неживая природа»
      • 2. 2. 3. Анализ сферы — источника метафоризации ПРОСТРАНСТВО: метод фреймового анализа
        • 2. 2. 3. 1. Роль и функции метафор в организации субсферы «движение в пространстве»
        • 2. 2. 3. 2. Роль и функции метафор в организации субсферы «положение в пространстве»
      • 2. 2. 4. РОССИЯ, АМЕРИКА и ГЕРМАНИЯ — сферы-мишени метафоризации в политическом дискурсе немецких СМИ
    • 2. 3. Моделирование метафорического образа России
      • 2. 3. 1. Фрактальное построение метафорического образа России
    • 2. 4. Моделирование метафорического образа Америки
      • 2. 4. 1. Фрактальное построение метафорического образа Америки
    • 2. 5. Моделирование метафорического образа Германии
      • 2. 5. 1. Фрактальное построение метафорического образа Германии
    • 2. 6. Интегральные и дифференциальные характеристики метафорических образов России, Америки и Германии
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

Метафорические образы России, Америки и Германии в политическом дискурсе немецких СМИ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Переход к антропоцентрической лингвистике обусловил повышенный интерес к когнитивным процессам и их отражению в языке. Метафоры, употребляющиеся в одной из основных сфер общества — сфере политики — особенно интересны для исследования, так как в современную эпоху массовой политизации общественного сознания политические тексты формируют мнение и манипулируют сознанием общественности.

На современном этапе развития лингвистики остается актуальным дискурсивный анализ языка. Особое внимание исследователей привлекают институциональные типы дискурса.

Политический дискурс как особая институциональная форма общения характеризуется спецификой сферы функционирования, целевой установки и наличием базовой пары статусно-неравных участников [Карасик 1996].

Одним из наиболее продуктивных средств интерпретации и категоризации объективной действительности является метафора (А. Н. Баранов, М. Блэк, Э. В. Будаев, В. 3. Демьянков, Ю. Н. Караулов, Р. Д. Керимов, Е. С. Кубрякова, Р. Лангакер, В. В. Петров, Е. В. Рахилина, А. Ричарде, М. Тернер, Ж. Фоконье, А. П. Чудинов, Z. Kovecses, G. Lakoff, Ch. Malone, A. Musolff, J. Zinken и др.).

Настоящее диссертационное исследование посвящено анализу метафор и конструированию метафорических образов России, Америки и Германии в политическом дискурсе немецких СМИ.

Гипотеза исследования заключается в том, что метафора имеет дискретный характер, обладает дробной размерностью и неделимой сущностью. В метафорических образах разных стран обнаруживаются ценностные смыслы симпатии и антипатии. В политическом дискурсе немецких СМИ метафоры участвуют в формировании стратегии презентации и дискредитации страны.

Объектом исследования являются метафоры немецкого языка, обнаруженные в общественно-политических журналах и газетах «Der Spiegel», «Deutschland», «Die Zeit» под рубрикой «Politik».

Предметом исследования является политический дискурс немецких СМИ, в котором функционируют метафоры, формирующие образы России, Америки и Германии.

Цель исследования состоит в анализе метафорических образов России, Америки и Германии, выявлении глубинных смыслов, определяющих дискурсивные стратегии политического дискурса немецких СМИ.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

1. Аналитический обзор развития положений теории метафоры.

2. Выявление метафорических моделей и субмоделей, с помощью которых формируются образы России, Германии и Америки.

3. Систематизация метафорических моделей и субмоделей по критериям частотности, продуктивности и доминантности.

4. Конструирование метафорических образов России, Америки и Германии на основе метода фрактального моделирования.

5. Анализ глубинных смыслов, стоящих за фрактальными построениями метафорических образов России, Америки и Германии.

6. Выявление интегральных и дифференциальных признаков в метафорических образах России, Америки и Германии.

7. Определение дискурсивных стратегий политического дискурса немецких СМИ.

Материалом исследования послужили метафоры из аналитических статей немецких общественно-политических журналов и газет «Der Spiegel», «Deutschland», «Die Zeit» под рубрикой «Politik» в период с 2008 по 2011 годы. Всего было проанализировано 3350 случаев употребления метафорических единиц (слов, словосочетаний, предложений и текстов).

При работе над эмпирическим материалом используются методы сплошной и специальной выборки. Метод сплошной выборки применяется для сбора и обработки контекстов употребления метафорических единиц, относящихся к сфере политики. Метод специальной выборки заключается в выделении из всего комплекса отобранных политических метафор единиц сферы-мишени метафоризации «Россия», «Германия» и «Америка». При непосредственной работе над материалом используются следующие методы: метод фреймового анализа, метод анализа словарных дефиниций, метод компонентного анализа, метод контекстуального анализа, метод концептуального анализа, метод фрактального моделирования, элементы метода количественного, алгебраического анализа, метод классификации, описательный метод, интерпретативный метод.

Теоретической и методологической базой настоящего исследования являются:

— теория метафоры (Аристотель, Н. Д. Арутюнова, А. Н. Баранов, М. Блэк, Э. В. Будаев, М. П. Брандес, Е. М. Вольф, 0.1-І. Лагута, Дж. Лакофф, М. Джонсон, В. Н. Телия, М. В. Никитин, Г. Н. Скляревская, В. Н. Телия, А. П. Чудинов, П. Дрюер, 3. Кёвечеш, X. Кубчак, Г. Курц, Р. Кюстер, С. А. Хаха-лова и др.). Под метафорой понимаются разноуровневые единицы вторичной косвенной номинации — номинативные знаки (слова, словосочетания), предикативные знаки (предложения), сложные предикативные знаки (тексты), основанные на переносе форматива с фиктивного единичного, или сложного денотата на реальный единичный или сложный денотат, между которыми обнаруживается имплицитно выраженная константа сравнения [Хахалова 1998].

— теория метафорического моделирования (Дж. Лакофф, М. Джонсон, А. Н. Баранов, Д. О. Добровольский, 10. Н. Караулов, Е. С. Кубрякова, Ю. Б. Феденева, С. А. Хахалова, А. П. Чудинов, Т. В. Шмелева и др.): метафорические модели рассматриваются как своего рода типовые схемы, отражающие специфику национальной ментальности на данном этапе развития общества и социальные представления о концептуальной организации сферы-источника и сферы-мишени метафорической экспансии [Чудинов 2001, с. 55].

— положения теории фракталов (Б. Мандельброт, Н. Н. Белозерова, С. А. Хахалова, В. В. Тарасенко): под фракталом понимается модель вечно-развивающейся сущности, основанной на образовании самоподобных структур из каждой точки развития [Белозерова 2003].

— теория дискурса (Е. И. Шейгал, С. Н. Плотникова, М. Л. Макаров, О. С. Иссерс, Т. ван Дейк): дискурс технологичен, в нем проявляются конкретные стратегии и тактики.

Актуальность работы обусловлена необходимостью фундаментальных разработок в русле приоритетных направлений развития науки, техники и технологий, в частности, разработки когнитивных технологий развития науки о жизни и возросшим интересом со стороны учёных к проблемам концептуализации социальной действительности и способам ее отражения в языке. Изучение метафоры в качестве одного из главных способов упорядочивания знаний о сфере общественно-политических отношений помогает вскрыть закономерности развития языка, мышления и культуры.

Научная новизна работы состоит в теоретическом осмыслении природы метафоры со сферами-мишенями метафоризации РОССИЯ, ГЕРМАНИЯ, АМЕРИКА. На основе анализа языкового материала выявлен дискретный характер метафоры и доказана нелинейность техники метафорического смыслообразования. Метафора рассматривается как самоподобный объект, обладающий дробной размерностью и неделимой сущностью. Дробная размерность состоит в том, что метафора проявляется в разных ипостасях: языкового знака, денотата, концепта, интерпретанты. Языковой знак может быть номинативным и предикативным, денотат — реальным и фиктивным, концепт имеет триединую сущность — образную, понятийную и ценностную, а интерпретанта позволяет выявлять ценностные смыслы. Неделимая сущность метафоры заключена в метафорическом образе. Доказано, что для формирования метафорического образа нужна особая техника смыслообразования. Установлено, что манипулятивный потенциал метафоры в политическом дискурсе основан на оппозиции СВОЙ — ЧУЖОЙ и на стратегиях презентации своего и дискредитации чужого.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении теоретической и методологической базы концептуальных исследований в современной когнитивной лингвистике. Применение когнитивного подхода к исследованию метафорических реализаций концепта ПОЛИТИКА на материале немецкоязычного дискурса СМИ вносит весомый вклад в развитие теории метафоры и теории германского языкознания. Результаты исследования вносят вклад в теорию дискурса: выявлены две стратегии, реализующие технологичность политического дискурса — стратегия презентации страны и стратегия дискредитации страны. Открываются возможности для реконструкции метафорических реализаций концепта ПОЛИТИКА в других классах текстов и для изучения функционирования других концептов на материале политического дискурса.

Практическая ценность работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в подготовке курсов по лексикологии и стилистике немецкого языка, в спецкурсах по когнитивной лингвистике, при написании курсовых и выпускных квалификационных работ. На защиту выносятся следующие положения:

• Метафорический образ страны возникает при условии наслоения нескольких сфер-источников метафоризации.

• Применение метода фрактального моделирования при анализе метафорических образов России, Германии и Америки, возникающих в политическом дискурсе немецких СМИ, позволяет выявить технику смыс-лообразования как совокупность расщепленных компонентов смысла.

• Метафора в политическом дискурсе немецких СМИ обладает манипу-лятивным потенциалом на основе оппозиции СВОЙ — ЧУЖОЙ.

• В метафорических образах России, Германии и Америки обнаруживается технологичность политического дискурса немецких СМИ, которая реализуется при помощи двух основных стратегий: дискредитации чужой страны и презентации своей страны.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на заседании кафедры немецкой филологии Иркутского государственного лингвистического университета, научно-практического семинара «Актуальные направления современной лингвистики: проблемы, методология, возможные решения».

Основные положения исследования прошли апробацию на региональных и международных конференциях в Бурятском государственном университете (г. Улан-Удэ 2008, 2009, 2010, 2012) и Иркутском государственном лингвистическом университете (2010, 2011, 2012).

Структура диссертации. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический раздел, список словарей, приложения.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.

В исследовании представлены метафорические образы России, Америки и Германии, выведенные на основе анализа языковых средств вторичной номинации политического дискурса немецких СМИ.

Установлено, что метафорический образ страны представляет собой сложный конструкт, состоящий из нескольких ключевых моделей, каждая из которых усиливается за счет повторения или введения новых фреймов одной и той же понятийной области при освещении СМИ определенного политического события. Большинство проанализированных нами метафор обладает негативной оценкой.

Нами был проведен анализ смыслообразования как важное условие исследования механизмов воздействия метафоры. Выяснилось, что метафорическое значение соответствует содержательной части языкового знака, а смысл — содержательной части концептуальной метафоры.

Выявлено, что для политического дискурса немецких СМИ характерна концептуализация политических событий и процессов с помощью метафорических моделей со сферами-источниками метафоризации ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА, ПРОСТРАНСТВО.

В ходе исследования было установлено, что метафорический образ России складывается из наиболее частотных моделей (по убыванию): монархической, морбиальной, советской, зооморфной, милитарной, фитоморфной и стихийных бедствий, ориентационной и архитектурной. Фрактальное построение метафорического образа России позволяет выявить общую стратегию дискредитации России в немецком политическом дискурсе как экономического и политического партнера из-за страха перед непредсказуемостью и агрессивностью России в политических решениях и контраста военной мощи и политической незрелости, а также возможности отката к советской диктатуре и «холодной войне». Метафоры, используемые авторами для создания образа России, базируются в основном на концепте ЧУЖОЙ. Одной из действенных тактик стратегии дискредитации России является персонификация критики, направленной, в первую очередь, на бывшего президента России В. В. Путина.

Америка на страницах немецких СМИ предстает как мощная держава, экономический и политический полюс, гигант, которому пока нет равных. И это является основой для использования монархической, ориентационной и архитектурной моделей при создании образа Америки. Но тяжелый экономический период, который переживает Америка и последствия которого могут стать необратимыми как для неё самой, так и для многих стран Европы, породил большое количество метафор стихийных бедствий и морбиальных метафор, несущих концептуальные векторы опасности и реализующих негативные смыслы. Метод фрактального моделирования позволил реконструировать образ Америки, в котором реализуется стратегия дискредитации Америки, базирующаяся на оппозиции СВОЙ — ЧУЖОЙ, тактиках анализ-«минус», постановки имени объекта в иронический контекст, снижения статуса объекта, навешивания «ярлыков», использования прецедентных феноменов. Тактика персонификации критики, направленной на президента США Б. Обаму, также является активным инструментом реализации стратегии дискредитации Америки.

Согласно результатам исследования, образ Германии создается моделями (по убыванию): игровой, морбиальной, моделью пути, театральной, технической, архитектурной, милитарной, зооморфной и фитоморфной. В отличие от образов России и Америки, метафоры, формирующие образ Германии, не обладают ярко выраженными векторами тревожности и агрессивности. При создании метафорического образа Германии в политическом дискурсе немецких СМИ, реализуется стратегия презентации немецкого народа и политиков путем указания на их принадлежность к «своему кругу». Метод фрактального моделирования метафорического образа Германии показал, что стратегия дискредитации политиков и политических партий основывается на тактиках анализ-«минус», персонификации критики, использовании прецедентных феноменов, базирующихся на концепте ЧУЖОЙ. Формируется образ демократического государства, переживающего в период с 2008 по 2011 кризис партийной системы и ослабление экономики.

Россия, Америка и Германия представлены как локусы, ищущие выход из экономического кризиса. При этом Германия идет по правильному пути, Америка проваливается все ниже, а Россия движется своим путем, обособляясь от демократической Европы.

Установлено, что наиболее важной интегральной характеристикой метафорических образов трех стран является реализация стратегии дискредитации России, Америки и Германии при помощи тактики персонификации критики, базирующейся на концепте ЧУЖОЙ.

При создании метафорического образа Германии используется также стратегия презентации Германии, базирующаяся на концепте СВОЙ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Метафора, являясь основной ментальной операцией, путём переноса знаний из одной, знакомой, конкретной области в другую, абстрактную, неизвестную, способна концептуализировать и категоризировать действительность, создавая языковую картину мира.

Метафора, обладающая суггестивным потенциалом, используется в политическом дискурсе немецких СМИ для интерпретации тех или иных политических событий, касающихся России, Америки и Германии и формирования общественного мнения. Метафора создает яркий образ у реципиента, апеллируя к глубинным уровням подсознания, поэтому в этом случае речь идет о манипулировании общественным сознанием, т. е. скрытом воздействии на языковое сознание читателей.

Анализ теоретических источников по лингвистике дискурса позволяет утверждать, что одной из характеристик политического дискурса является его технологичность (Плотникова 2011), заключающаяся в возможности оптимально достигать запланированной глобальной цели дискурса. Цель такого дискурса — борьба за власть (Шейгал 2000, Плотникова 2011). Её достижение возможно через решение глобальной задачи — формирование общественного мнения. Оно формируется на страницах немецких СМИ, освещающих тему «Политика» Германии, России, Америки.

Систематизированы и описаны функции и структура метафор политического дискурса немецких СМИ, которые участвуют в формировании образов России, Америки и Германии, выявлены глубинные смыслы, стоящие за метафорическими образами.

Разработан алгоритм анализа смыслообразования. На первом этапе из всего комплекса политических метафор были выделены метафорические единицы сфер-мишеней метафоризации РОССИЯ, АМЕРИКА и ГЕРМАНИЯ.

Установлено, что данные метафоры объективируют три основные метафорические модели: ГОСУДАРСТВО — это ЧЕЛОВЕК, ГОСУДАРСТВОэто ПРИРОДА и ГОСУДАРСТВО — это ПРОСТРАНСТВО, внутри которых были выделены модели ГОСУДАРСТВО — это ОРГАНИЗМ, ГОСУДАРСТВО — это СОЦИУМ, ГОСУДАРСТВО — это АРТЕФАКТ, ГОСУДАРСТВОэто ЖИВАЯ ПРИРОДА, ГОСУДАРСТВО — это НЕЖИВАЯ ПРИРОДА, ГОСУДАРСТВО — это ДВИЖЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ, ГОСУДАРСТВОэто ПОЛОЖЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ.

Проведен анализ фреймовой структуры данных моделей и определены функции метафор.

На втором этапе исследования были проанализированы метафорические образы России, Америки и Германии, выявлены стратегии и тактики дискредитации и презентации трех стран. Анализ показал, что при создании образов всех трех стран чаще всего реализуется стратегия дискредитации. Наиболее четко стратегия дискредитации реализуется при создании метафорического образа России, наименее четко — при создании образа Германии.

На следующем этапе был разработан метод фрактального моделирования метафорического образа страны, в общем, и образов России, Америки и Германии, в частности.

Анализ фрактальных моделей позволил сделать вывод о том, что технологичность политического дискурса немецких СМИ реализуется с помощью коммуникативно-речевых стратегий презентации и дискредитации участников политического дискурса, включающих в себя набор коммуникативно-речевых тактик: анализ-«минус», анализ-«плюс», постановки имени объекта в иронический контекст, снижения образа объекта, навешивания «ярлыков», использования прецедентных феноменов, персонификации критики, направленных на достижение коммуникативного эффекта — понижения или повышения статуса политического субъекта, выгодного адресанту для целенаправленного управления мнением и поведением аудитории.

Анализ смыслообразования позволяет предположить, что в немецких СМИ для создания метафорического образа России важными факторами являются неразвитость демократической системы, ограничение гражданских прав, нестабильность экономики. Концепты РОССИЯ, ПОЛИТИКА РОССИИ и ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ сравниваются с БОЛЬНЫМ ОРГАНИЗМОМ, МОНАРХИЕЙ, СОВЕТСКИМ СОЮЗОМ, ВОЙНОЙ, МИРОМ ЖИВОТНЫХ, МИРОМ РАСТЕНИЙ, ТЕАТРОМ, ИГРОЙ. В этих метафорических моделях актуализируется признаки концепта ЧУЖОЙ. Выявление глубинных смыслов, стоящих за метафорическим образом России, помогает сделать вывод о том, что манипулятивная функция метафоры заключается в представлении России в сознании носителей немецкого языка как потенциально агрессивного внеправового государства с ослабленной экономикой, представляющего опасность для других стран и для Германии, в частности.

Объектом привлечения внимания к США в немецких СМИ являются факторы возникновения опасности и нестабильности для мирового сообщества и демократии в связи с мировым финансовым кризисом 2008 года, оказавшим негативное влияние на экономику Америки. АМЕРИКА, ПОЛИТИКА АМЕРИКИ и ПРЕЗИДЕНТ АМЕРИКИ представлены как терпящие СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ, как БОЛЬНОЙ ОРГАНИЗМ, МОНАРХИЯ, ВОЙНА, МИР ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ, ТЕАТР, ИГРА. Анализ смыслообразования позволяет сделать вывод о том, что авторы статей о политике Америки, реализуя последовательную стратегию дискредитации Америки, формируют негативную оценку политики Америки. Тяжелый экономический кризис, который «угрожает» в том числе и Германии является причиной страхов немцев и стал продуктивной основой для манипуляции немецким языковым сознанием.

Для Германии принципиальными вопросами являются внутренняя политика, партийная система и правление канцлера. ГЕРМАНИЯ сравнима с ТЕАТРОМ, ИГРОЙ, ВОЙНОЙ, МИРОМ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ,.

БОЛЬНЫМ ОРГАНИЗМОМ. Анализ смыслообразования позволяет сделать вывод о том, что в Германии наблюдается разрушение внутрипартийной системы, нестабильность экономических инструментов и усиление борьбы за власть. Именно поэтому в немецких СМИ объектом привлечения внимания к Германии являются вопросы, касающиеся развития демократии, доверия, патриотизма, предотвращения возникновения опасности.

В метафорических образах трех стран обнаруживается общая стратегия дискредитации России, Америки и Германии, реализуемая при помощи тактики персонификации критики и актуализации концепта ЧУЖОЙ.

Основным отличием является то, что при создании метафорического образа Германии используется также стратегия презентации Германии, базирующаяся на концепте СВОЙ.

Настоящее исследование не претендует на полноту и является лишь попыткой реконструкции метафорических образов России, Америки и Германии в политическом дискурсе немецких СМИ. Перспективными представляются исследования в следующих направлениях:

— анализ метафорических образов различных стран (Китая, Франции, стран Ближнего Востока и т. д.) в политическом дискурсе немецких СМИ.

— сравнительно-сопоставительное исследование метафорических моделей, использующихся в политических дискурсах Америки и России для создания образов России, Америки и Германии.

— применение метода фрактального моделирования для анализа техники смыслообразования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Т.В. Становление концепта как ключевой категории современной лингвистики Текст. / Т. В. Алейникова // Человек слово — текст -контекст / под. ред. Л. О. Бутаковой. — Омск: изд-во ОмГУ, 2003. — С. 143−148.
  2. , В.Н. Социология политики Текст. / В. Н. Амелин. М.: МГУ, 1992.-186 с.
  3. , О.В. Метафорический образ политической России начала XXI века на материале англоязычных сайтов Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.02.04 / О. В. Антипина. -Иркутск: ИГЛУ, 2010.-221 с.
  4. , Н.П. Полифонизм художественной личности: слово и образ, архетип и целостность Текст. / Н. П. Антипьев /Личность и модусы её реализации в языке: коллективная монография. -М.: ИЯ РАН- Иркутск: ИГЛУ, 2008. -С. 108−157.
  5. Античные теории языка и стиля Текст. / отв. ред. О. М. Фрейденберг. М. — Л.: ОГИЗ, Соцэкгиз, 1936. — 344 с.
  6. , В.Ю. Метафора в семантическом представлении эмоций Текст. / В. Ю. Апресян, Ю. Д. Апресян // Вопросы языкознания. 1993. — № 3. — С. 2735.
  7. , Ю.Д. Избранные труды Текст.: в 2 т. / Ю. Д. Апресян. М.: Языки русской культуры, 1995. — Т. 1: Лексическая семантика. — 472 с.
  8. Аристотель. Риторика Текст. // Античные риторики: переводы / под. общ. ред. А. А. Тахо-Годи. М.: изд-во МГУ, 1978. — С. 15−164.
  9. , Н.Д. Аномалии и язык (К проблеме языковой «картины мира») Текст. / Н.Д. Арутюнова//Вопросы языкознания. 1987. -№ 3. — С. 3−19.
  10. , Н.Д. Типы языковых значений (Оценка. Событие. Факт) Текст. / Н. Д. Арутюнова. М.: Наука, 1988. — 341 с.
  11. , Н.Д. Метафора и дискурс Текст. / Н. Д. Арутюнова // Теория метафоры: сб. статей / под. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. М.: Прогресс, 1990.-С. 5−32.
  12. , Н.Д. Язык и мир человека (Язык. Семиотика. Культура) Текст. / Н. Д. Арутюнова. 2-е изд., испр. — М.: Языки русской культуры, 1999.-896 с.
  13. , Н.Д. Метафора Текст. / Н. Д. Арутюнова // Языкознание. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. 2-е изд. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. — С. 296−297.
  14. , С.А. Концепт и слово Текст. / С. А. Аскольдов // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / под. ред. В. П. Нерознака. -М.: Academia, 1997. С. 267−279.
  15. , В.Н. Политический дискурс в России Текст. / В. Н. Базылев // Известия УрГПУ. Лингвистика / отв. ред. А. П. Чудинов. Екатеринбург: изд-воУрГПУ, 2005.-Вып. 15.-С. 5−32.
  16. , А.Н. Аргументация как языковой и когнитивный феномен Текст. / А. Н. Баранов // Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М.: Наука, 1990. — С. 40−52.
  17. , А.Н. Очерк когнитивной теории метафоры Текст. / А. Н. Баранов, Ю. Н. Караулов // Русская политическая метафора: материалы к словарю. М.: Институт русского языка АН СССР, 1991. — С. 184−192.
  18. , А.Н. Введение в прикладную лингвистику Текст.: учеб. пособие / А. Н. Баранов. М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 360 с.
  19. , А.Н. Русская политическая метафора Текст.: материалы к словарю / А. Н. Баранов, Ю. Н. Караулов. М.: Институт русского языка АН СССР, 1991.-193 с.
  20. , А.Н. Политический дискурс: Методы анализа тематической структуры и метафорики Текст. / А. Н. Баранов, О. В. Михайлова и др. М.: ИНДЕМ, 2004. — 94 с.
  21. , М.М. Эстетика словесного творчества Текст. / М. М. Бахтин. 2-е изд. — М.: Искусство, 1986. — 445 с.
  22. , Т. Газетные метафоры и политическое убеждение: экспериментальное исследование Текст. / Т. Белт // Политическая лингвистика. Вып. 3 (23). — Екатеринбург, 2007. — С. 10−19.
  23. , Т. Политическое убеждение путем метафорического моделирования Текст. / Т. Белт // Политическая лингвистика. Вып. 2 (22). — Екатеринбург, 2007.-С. 18−25.
  24. , Е.Г. Когнитивные основания изучения семантики слова Текст. / Е. Г. Беляевская // Структуры представления знания в языке. М.: ИНИОН РАН, 1994. — С. 87−110.
  25. , Э. Общая лингвистика Текст.: пер. с фр. яз. / Э. Бенвенист. -2-е изд. М.: УРСС, 2002. — 445 с.
  26. Биркхойзер-Оэри, С. Мать: Архетипический образ в волшебных сказках Текст.: пер. с англ. / С. Биркхойзер-Оэри. М.: Когито-Центр, 2006. — 255 с.
  27. , М. Метафора Текст. / М. Блэк // Теория метафоры: сб. статей / под. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. -М.: Прогресс, 1990. С. 153−172.
  28. , H.H. Концептуальные структуры и языковые значения Текст. / H.H. Болдырев. // Филология и культура: материалы международной научной конференции (Тамбов, 12−14 мая 1999 г.). Тамбов: изд-во ТГУ, 1999. -С. 62−69.
  29. , H.H. Когнитивная семантика Текст.: курс лекций по английской филологии / H.H. Болдырев. Тамбов: изд-во ТГУ, 2001. — 123 с.
  30. , М.П. Стилистика немецкого языка Текст.: учеб. пособие / М. П. Брандес. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высшая школа, 1990. — 320 с.
  31. , Э.В. Становление когнитивной теории метафоры Текст. / Э. В. Будаев // Лингвокультурология. Вып. 1. — Екатеринбург, 2007. — С. 16−32.
  32. , Э.В. Метафора в политическом интердискурсе Текст. / Э. В. Будаев, А. П. Чудинов. Екатеринбург: УрГПУ, 2006. — 208 с.
  33. , Л.М. Современная лингвистическая семантика Текст. / Л. М. Васильев. -М.: Высшая школа, 1990. 176 с.
  34. , А. Сравнение градация — метафора Текст. / А. Вежбицкая // Теория метафоры. -М.: Прогресс, 1990.-С. 133−152.
  35. , А. Семантические универсалии и описание языков Текст.: пер. с англ. яз. А. Д. Шмелёва / А. Вежбицкая. М.: Языки русской культуры, 1999.-780 с.
  36. , Т.С. Зооморфная, фитоморфная и антропоморфная метафора в современном политическом дискурсе Текст.: автореф. дисс.. канд. фи-лол. наук / Т. С. Вершинина. Екатеринбург, 2002. — 24 с.
  37. , В.Н. Языковая метафора в художественной речи. Природа вторичной номинации Текст. / В. Н. Вовк. Киев: Наукова Думка, 1986. — 142 с.
  38. , Р. Язык. Дискурс. Политика Текст. / Р. Водак. Волгоград: Перемена, 1997.-139 с.
  39. , Е.М. Метафора и оценка Текст. / Е. М. Вольф // Метафора в языке и тексте. М.: Наука, 1988. — 176 с.
  40. , С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании Текст. / С. Г. Воркачёв // Филологические науки. 2001. — № 2 1. — С. 64−72.
  41. , В.В. Лингвокультурология (теория и методы) Текст.: монография / В. В. Воробьёв. М.: изд-во РУДН, 1997. — 331 с.
  42. , Г. Ф. Путь длиной в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. Национальное своеобразие СМИ Германии Текст. / Г. Ф. Вороненкова. М.: «Языки русской культуры», 1999. — 640 с.
  43. , В.В. Перцептивная метафора как лексико-семантическая категория (на материале современного немецкого языка) Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук / В. В. Гридасов. Барнаул, 1999. — 18 с.
  44. , Л.И. Введение в теорию межкультурной коммуникации Текст.: учеб. пособие / Л. И. Гришаева. 4-е изд-е, стереотип. — М.: Академия, 2007.-336 с.
  45. , В. фон. Избранные труды по языкознанию Текст.: пер. с нем. яз. / В. фон Гумбольдт. М.: Прогресс, 2001. — 400 с.
  46. , И.В. Аргументация в публицистическом тексте (жанрово-стилистический аспект) Текст. / И. В. Гущина, Г. В. Жаркой. Свердловск: изд-во Урал, ун-та, 1992. — 244 с.
  47. , В.П. Основы духовной культуры в картинах мира Текст. / В. П. Даниленко. Иркутск: ИГУ, 1999. — 537 с.
  48. , Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация Текст.: сб. работ: перевод с англ. яз. / Т.А. ван Дейк / сост. В. В. Петров. М.: Прогресс, 1989. -312с.
  49. , Е. В. Лингвокультурологический аспект патриотического дискурса Текст.: автореф. дисс.. канд. филол. наук / Е. В. Декленко. Челябинск, 2004.- 19 с.
  50. , В.З. Когнитивизм, когниция, язык и лингвистическая теория Текст. / В. З. Демьянков // Язык и структуры представления знаний. М.: ИНИОН РАН, 1992. — С. 39−77.
  51. , В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода Текст. / В. З. Демьянков // Вопросы языкознания. 1994. — № 4. — С. 17−33.
  52. , В.З. Фрейм Текст. / В. З. Демьянков // Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов/под общ. ред. Е. С. Кубряковой. -М.: изд-во МГУ, 1996. С. 187−189.
  53. , В.З. Интерпретация политического дискурса в СМИ Текст. /
  54. B.З. Демьянков / Язык средств массовой информации / под. ред. М. Н. Володиной. М.: Академический Проект- Альма Матер, 2008. — 760 с.
  55. , Е.Л. Психология манипуляции Текст. / Е. Л. Доценко. М.: Ре-фал-бук, 2001.-380 с.
  56. , И.А. Метафоризация и перенос значений в языке художественного текста (на материале французского и русского языков) Текст.: авто-реф. дис.. канд. филол. наук / И. А. Дубинина. Краснодар, 1997. — 24 с.
  57. , Д. Что означают метафоры Текст. / Д. Дэвидсон // Теория метафоры: сб. статей / под ред. Н. Д. Арутюновой. М.: Прогресс, 1990.1. C. 172−193.
  58. , О.П. Об иронии и метафоре Текст. / О. П. Ермакова // Облик слова. М.: РАН Ин-т рус. яз., 1997. — С. 48−57.
  59. , М.Р. Комическое в политическом дискурсе конца XX века. Русские и немецкие политики Текст.: монография / М. Р. Желтухина. М.: Ин-т языкознания РАН- Волгоград: изд-во В.Ф. МУПК, 2000. — 264 с.
  60. , Д.Н. Власть пространства и пространство власти: географические образы в политике и международных отношениях Текст. / Д. Н. Замятин. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. -352 с.
  61. , C.B. Лингвокультурологический потенциал текста Текст. / C.B. Иванова // Лексические и грамматические категории в свете типологии языков и лингвокультурологии: материалы всероссийской научной конференции. Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. — С. 17−19.
  62. , C.B. Политический медиа-дискурс в фокусе лингвокультурологии Текст. / C.B. Иванова // Политическая лингвистика. 2008. — Вып. 1(24). -С. 29−33.
  63. , C.B. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламы Текст. / C.B. Ильясова, Л. П. Амири. М.: Флинта, 2009. — 296 с.
  64. , О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи Текст. / О. С. Иссерс. М.: КомКнига, 2006. — 288 с.
  65. , П. Оппозиция «свои чужие» как прагматическая доминанта политического дискурса Текст.: автореферат дис.. канд. филол. наук / П. Канчани. — М., 2007. — 24 с.
  66. Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознанием Текст. / С.Г. Кара-Мурза. -М.: изд-во Эксмо, 2005. 832 с.
  67. , В.И. Культурные доминанты в языке Текст. / В. И. Карасик // Языковая личность: Культурные концепты. Волгоград, Архангельск: Перемена, 1996.-С. 3−16.
  68. , Ю.Н. От грамматики текста к когнитивной теории дискурса Текст. / Ю. Н. Караулов, В. В. Петров // Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация: сб. работ: пер. с англ. яз. / сост. В. В. Петров. М.: Прогресс, 1989.-С. 5−11.
  69. , В.Б. Языковые структуры и когнитивная деятельность Текст. / В. Б. Касевич // Язык и когнитивная деятельность: сб. статей / отв. ред. P.M. Фрумкина. М.: Наука, 1989. — С. 8−18.
  70. , Р.Д. Артефактная концептуальная метафора в немецком политическом дискурсе Текст.: дис.. канд. филол. наук / Р. Д. Керимов. Кемерово, 2005.- 186 с.
  71. , A.A. Когнитивные исследования по дискурсу Текст. / A.A. Кибрик//Вопросы языкознания. 1994.-№ 5.-С. 126−139.
  72. , A.B. Тендер: Лингвистические аспекты Текст. / A.B. Кирилина. М.: Ин-т социологии РАН, 1999. — 180 с.
  73. , И.М. Лингвистическая семантика Текст.: учеб. пособие / И. М. Кобозева. М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 352 с.
  74. , И.М. Семантические проблемы анализа политической метафоры Текст. / И. М. Кобозева // Вестник МГУ. Серия «Филология». — М.: МГУ, 2001.-№ 6.-С. 132−149.
  75. , Г. А. Речевое манипулирование Текст.: учеб. пособие / Г. А. Копнина. -М.: Флинта: Наука, 2007. 176 с.
  76. , Н.В. Стратегии власти и подчинения в английском разговорном дискурсе Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.02.04 / Н. В. Копылова. -Иркутск, 2008. 203 с.
  77. , K.B. Аксиологический аспект языковой репрезентации образа России в современном немецком медиадискурсе Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.02.04/К.В. Костина.-Иркутск, 2011,-171 с.
  78. , Г. Д. Коммуникативная модель метафорического высказывания в современном немецком языке Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.02.04 / Т. Д. Косых. Барнаул, 2000. — 170 с.
  79. , A.B. Язык и восприятие: Когнитивные аспекты языковой категоризации Текст.: монография / A.B. Кравченко. 2-е изд., испр. — Иркутск: изд-во Иркутского ун-та, 2004а. — 206 с.
  80. , A.B. Когнитивная лингвистика сегодня: Интеграционные процессы и проблема метода Текст. / A.B. Кравченко // Вопросы когнитивной лингвистики. Тамбов, 20 046. — № 1. — С. 37−52.
  81. , H.A. Эмоциональные концепты в немецкой и русской лин-гвокультурах Текст.: монография / H.A. Красавский. Волгоград: Перемена, 2001.-496 с.
  82. , В.В. «Свой» среди «чужих» миф или реальность? Текст. / В. В. Красных. М.: Гнозис, 2003. — 375 с.
  83. , М.А. Семантика Текст.: учеб. пособие / М. А. Кронгауз. М.: изд-во РГГУ, 2001. — 400 с.
  84. , Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма: Лингвистика психология — когнитивная наука Текст. / Е. С. Кубрякова // Вопросы языкознания. — 1994. — № 4. — С. 34−47.
  85. , Е.С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики Текст. / Е. С. Кубрякова // Вопросы когнитивной лингвистики. Тамбов, 2004. — № 1. — С. 6−17.
  86. , H.A. Тоталитарный язык: Словарь и речевые реакции Текст. / H.A. Купина. Екатеринбург, Пермь: изд-во Уральского ун-та- ЗУУНЦ, 1995.- 144 с.
  87. , О.Н. Метафорология: Теоретические аспекты Текст.: монография: в 2 ч. / О. Н. Лагута. Новосибирск: изд-во НГУ, 2003. — Ч. 1. — 114 е.- Ч. 2.-208 с.
  88. , Дж. Мышление в зеркале классификаторов Текст. / Дж. Лакофф // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1988. — Вып. 23. — С. 1251.
  89. , Дж. Метафоры, которыми мы живем Текст. / Дж. Лакофф, М. Джонсон. М.: УРСС Эдиториал, 2004. — 256 с.
  90. , С.А. Политическая конфликтология Текст.: учеб. пособие / С. А. Ланцов / под. ред. С. А. Ланцова. М.- Спб.- Воронеж: ПИТЕР, 2008. -319с.
  91. Ли, Е. В. Диалектическое взаимодействие универсальных и этнокультурных стратегий аргументации в политическом дискурсе (на материале русского и корейского языков) Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук / Е. В. Ли. Иркутск: ИГЛУ, 2011. — 19 с.
  92. Лингвистика и аксиология: этносемиометрия ценностных смыслов Текст.: коллективная монография / Е. Ф. Серебренникова, Н. П. Антипьев, Л. Г. Викулова, Ю. А. Ладыгин, Ю. М. Малинович, С. Н. Плотникова и др. -М.: ТЕЗАУРУС, 2011. 352 с.
  93. Логический анализ языка: Культурные концепты Текст. / отв. ред. Н. Д. Арутюнова. М.: Наука, 1991. — 204 с.
  94. , М.Л. Основы теории дискурса Текст. / М. Л. Макаров. М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. — 280 с.
  95. , Э. Когнитивная теория метафоры Текст. / Э. Маккормак // Теория метафоры: сб. статей / под. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. -М.: Прогресс, 1990.-С. 358−387.
  96. , В.А. Лингвокультурология Текст.: учеб. пособие / В.А. Мас-лова. М.: Academia, 2001. — 208 с.
  97. , В.А. Введение в когнитивную лингвистику Текст.: учеб. пособие / В. А. Маслова. -М.: Флинта- Наука, 2004. 296 с.
  98. Метафора в языке и тексте Текст. / отв. ред. В. Н. Телия. М.: Наука, 1988.- 175 с.
  99. Методологические проблемы когнитивной лингвистики Текст. / под. ред. И. А. Стернина. Воронеж: изд-во Воронежского ун-та, 2001. — 182 с.
  100. Мир человека и мир языка Текст.: коллективная монография / отв. ред. М. В. Пименова. Кемерово: ИПК «Графика», 2003. — 376 с.
  101. , О.Л. Теория коммуникации: специфика манипулятивного воздействия в политическом дискурсе Текст.: учеб. пособие / О. Л. Михалёва. Иркутск: изд-во Иркут. гос. ун-та, 2009. — 309 с.
  102. , В.П. Русская метафора: параметры классификации Текст. / В. П. Москвин // Филологические науки. 2000. — № 2. — С. 66−74.
  103. , Н.В. Механизмы функционирования метафор в анекдоте (на материале современного немецкого языка) Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.02.04 / Н. В. Нагуш. Иркутск: ИГЛУ, 2006. — 169 с.
  104. , A.A. Аспекты речевого воздействия в новостях СМИ Текст.: учеб. пособие / A.A. Негрышев. Владимир: ВГГУ, 2009. — 144 с.
  105. , М.В. О семантике метафоры Текст. / М. В. Никитин // Вопросы языкознания. 1979. -№ 1. — С. 91−102.
  106. , M.B. Развёрнутые тезисы о концептах Текст. / М. В. Никитин // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. — № 1. — С. 53−64.
  107. , К.В. Технологии речевой манипуляции в политическом дискурсе СМИ: на материале газет США Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.02.04 / К. В. Никитина. Уфа, 2006. — 197 с.
  108. Образ России в зарубежном политическом дискурсе: стереотипы, мифы и метафоры Текст.: материалы международной научной конференции (13−17 сентября 2010) / гл. ред. А. П. Чудинов. Екатеринбург, 2010. — 238 с.
  109. , Е.О. Концептуальная метафора Текст. / Е. О. Опарина // Метафора в языке и тексте / отв. ред. В. Н. Телия. М.: Наука, 1988. — С. 65−77.
  110. , Н.В. Язык образов. Парадигмы образов в русском поэтическом языке Текст. / Н. В. Павлович. М., 1995. — 245 с.
  111. , Е.В. Метафора и её родственники Текст. / Е. В. Падучева // Сокровенные смыслы: Слово. Текст. Культура: сб. статей в честь Н. Д. Арутюновой / отв. ред. Ю. Д. Апресян. М.: Языки славянской культуры, 2004. -С. 187−203.
  112. , Е. В. Дейксис: общетеоретические и прагматические аспекты Текст. / Е. В. Падучева, С. А. Крылов // Языковая деятельность в аспекте лингвистической прагматики. М., 1984. — С. 25−96.
  113. , О.Я. Парадокс как фрактал Текст. / О. Я. Палкевич // Филология и человек. Барнаул, 2011.-№ 2.-С. 136−143.
  114. , В.В. Метафора: От семантических представлений к когнитивному анализу Текст. / В. В. Петров // Вопросы языкознания. 1990. — № 3. -С. 135−146.
  115. , В.В. На пути к когнитивной модели языка Текст. / В. В. Петров, В. И. Герасимов // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1988. -Вып. 23.-С. 5−12.
  116. , M.B. Концепт политика и способы его репрезентации Текст. / М. В. Пименова // Известия УрГПУ. Лингвистика / отв. ред. А. П. Чудинов. -Екатеринбург: изд-во УрГПУ, 2005. Вып. 15. — С. 32−39.
  117. , В.А. Общее языкознание Текст. / В. А. Пищальникова,
  118. A.Г. Сонин. М.: Академия, 2009. — 448 с.
  119. , С.Н. Неискренний дискурс в когнитивном и структурно-функциональном аспектах Текст. / С. Н. Плотникова. Иркутск: ИГЛУ, 2000.-244 с.
  120. С.Н. Дискурсивные технологии и дискурсивное оружие как реалии современной информационной эпохи Текст. / С. Н. Плотникова // Технологизация дискурса в современном обществе: коллективная монография. Иркутск: ИГЛУ, 2011. — С. 6−44.
  121. Политическая коммуникация Текст.: учеб. пособие / под. ред. А. И. Соловьева. М.: Аспект Пресс, 2004. — 332 с.
  122. Политическая конфликтология Текст.: учеб. пособие / под. ред. С. Лан-цова. СПб.: Питер, 2008. — 319 с.
  123. , З.Д. Очерки по когнитивной лингвистике Текст.: монография / З. Д. Попова, И. А. Стернин. 3-е изд., стереотип. — Воронеж: Истоки, 2003а. -192 с.
  124. , З.Д. Язык и национальная картина мира. Текст. / З. Д. Попова, И. А. Стернин. Воронеж: Истоки, 20 036. — 60 с.
  125. , З.Д. Введение в когнитивную лингвистику Текст.: учеб. пособие / З. Д. Попова, И. А. Стернин и др. / отв. ред. М. В. Пименова. Кемерово: Графика, 2004. — 208 с.
  126. , В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека Текст. /
  127. B.И. Постовалова // Роль человека в языке. Язык и картина мира / отв. ред. Б. А. Серебренников. -М.: Наука, 1988. С. 8−69.
  128. , Р.К. Язык, речь, личность Текст. / Р. К. Потапова, В. В. Потапов. М.: Языки славянской культуры, 2006. — 496 с.
  129. , О.Г. Языковая ментальность: Способ представления мира Текст. / О. Г. Почепцов //Вопросы языкознания. 1990. -№ 6. — С. 110−122.
  130. , Г. Г. Теория коммуникации Текст. / Г. Г. Почепцов. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2001. — 656 с.
  131. Проблемы психологии дискурса Текст.: науч. изд-е / под. ред. Н. Д. Павловой, И. А. Зачёсовой. М.: Ин-т психологии РАН, 2005. — 237 с.
  132. , Е.В. Когнитивная семантика: История. Персоналии. Идеи. Результаты Текст. / Е. В. Рахилина // Семиотика и информатика. М., 1998. -Вып. 36.-С. 274−323.
  133. , И.Я. Бренды и имиджи. Текст. / И. Я. Рожков, В.Г. Кисмереш-кин. М.: «РИП-холдинг», 2006. — 256 с.
  134. Россия в современной системе обеспечения глобальной стабильности: политика и восприятие Текст. / отв. ред. A.A. Кокошин. M.: URSS, 2008. -201 с.
  135. , Д.И. Когнитивная наука, лингвофилософские парадигмы и границы культуры Текст. / Д. И. Руденко // Вопросы языкознания. 1992. — № 6. -С. 19−35.
  136. , А.Б. Метафорические модели с агрессивным прагматическим потенциалом в политическом нарративе «Российские федеральные выборы (1999−2000 гг.)» Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук / А. Б. Ряпосова. -Екатеринбург, 2002. 22 с.
  137. , H.A. Моделирование вариативности языковой картины мира на основе двуязычного корпуса публицистических текстов (Метафоры и семантические оппозиции): дис.. канд. филол. наук: 10.02.21 / H.A. Санцевич. -Москва, 2003.-268 с.
  138. , Т.И. Семиотический подход к концептуализации внутреннего мира человека Текст. / Т. И. Семенова // Когнитивные аспекты языкового значения: Вестник ИГЛУ. Сер. Лингвистика / отв. ред Т. Л. Верхотурова. -Иркутск: ИГЛУ, 2006. № 8. — С. 72−87.
  139. , Дж. Метафора Текст. / Дж. Серль // Теория метафоры: сб. статей / общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. М.: Прогресс, 1990. -С. 307−341.
  140. , П. Структура и целостность: об интеллектуальных истоках структурализма в Центральной и Восточной Европе. 1920−1930-е гг. Текст. / П. Серио М., 2001. — 360 с.
  141. , Г. Н. Языковая метафора как объект лексикологии и лексикографии Текст.: автореф. дис.. доктора филол. наук / Г. Н. Скляревская. -Л., 1989.-38 с.
  142. , Г. Н. Метафора в системе языка Текст. / Г. Н. Скляревская. -СПб.: Наука, 1993.- 151 с.
  143. , А.П. Языковое насилие в современной российской прессе Текст. / А. П. Сковородников // Речевое манипулирование: учеб. пособие /Г.А. Копнина.-М.: Флинта: Наука, 2007.-С. 158−170
  144. , Ю.П. Структурная типология метафоры Текст. / Ю.П. Соло-дуб // Филологические науки. 1999. — № 4. — С. 67−75.
  145. , Ф. де. Курс общей лингвистики Текст. / Ф. де Соссюр // Труды по языкознанию: пер. с фр. яз. М.: Прогресс, 1977. — С. 31−285.
  146. , A.B. Лингвокогнитивные особенности функционирования метафоры в политическом дискурсе (на материале рус. и нем. яз.) Текст.: ав-тореф. дис.. канд. филол. наук / A.B. Степаненко. М., 2001. -24 с.
  147. , Ю.С. Альтернативный мир, дискурс, факт и принцип причинности Текст. / Ю. С. Степанов // Язык и наука конца 20 века: сб. статей / под. ред. Ю. С. Степанова. М.: изд-во РГГУ, 1995. — С. 35−73.
  148. , Ю.С. Константы. Словарь русской культуры: Опыт исследования Текст. / Ю. С. Степанов. М.: Языки русской культуры, 1997. — 824 с.
  149. , И.А. Практическая риторика как предмет преподавания // Речевое общение Текст.: специализированный вестник / И. А. Стернин / под. ред. А. П. Сковородникова. Красноярск: изд-во Красноярского ун-та, 2000. -Вып. 2 (10).-С. 19−27.
  150. , И.А. Введение в речевое воздействие Текст. / И. А. Стернин. -Воронеж.: изд-во Воронеж, ун-та, 2001. 252 с.
  151. , В.В. Фрактал Электронный ресурс. / В. В. Тарасенко // URL: http://www/philosophy.ru/library/frn/www.iph.ras.ru/vtar/, 2001. (Дата обращения: 03.04.2011).
  152. , В.Н. Типы языковых значений: Связанное значение слова в языке Текст. / В. Н. Телия. М.: Наука, 1981. — 270 с.
  153. , В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц Текст. / В. Н. Телия. М.: Наука, 1986. — 144 с.
  154. , В.Н. Метафора как модель смыслопроизводства и ее экспрессивно-оценочная функция Текст. / В. Н. Телия // Метафора в языке и тексте / отв. ред. В. Н. Телия. -М.: Наука, 1988. 176 с.
  155. Теория метафоры Текст.: сб. статей / под. ред. Н. Д. Арутюновой, М. А. Журинскои. М.: Прогресс, 1990. — 512 с.
  156. Тер-Минасова, Д. И. Об особенностях трактовки термина «имидж» в русском языке Текст. / Д.И. Тер-Минасова / Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкульт, коммуникация. М.: МГУ, 2007. — № 2. — С. 67−79.
  157. Технологизация дискурса в современном обществе Текст.: коллективная монография / под. ред. С. Н. Плотниковой. Иркутск: ИГЛУ, 2011. -320 с.
  158. , О.В. Человек и мир в языковом зеркале восприятия и оценки. Текст. / О. В. Трунова // Личность и модусы её реализации в языке: коллективная монография. М.: ИЯ РАН- Иркутск: ИГЛУ, 2008. — С. 73−107.
  159. , A.A. Роль лексики в познании человеком действительности и формировании языковой картины мира Текст. / A.A. Уфимцева // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / отв. ред. Б. А. Серебренников. М.: Наука, 1988. — С. 108−140.
  160. , Ю.Б. Метафорическое моделирование в российском политическом дискурсе Текст. / Ю. Б. Феденева, Чудинов А. П. // Политический дискурс в России-3: материалы рабочего совещания. Часть 1. М., 1999. — С. 96−101.
  161. , P.M. Концептуальный анализ с точки зрения лингвиста и психолога (концепт, категория, прототип) Текст. / P.M. Фрумкина // Научно-техническая информация. Серия 2 «Информационные процессы и системы». -М., 1992. -№ 3. — С. 1−8.
  162. , В.К. Функции метафоры Текст.: учеб. пособие / В. К. Харченко. Воронеж: изд-во Воронежского ун-та, 1992. — 86 с.
  163. , С.А. Связь метафоры с мышлением Текст. / С. А. Хахалова // Фразеология и личность. Иркутск, 1995. — С. 91−103.
  164. , С.А. Метафора в аспектах языка, мышления и культуры Текст. / С. А. Хахалова. Иркутск: ИГЛУ, 1998. — 249 с.
  165. , С.А. Когнитивная организация текста Текст. / С. А. Хахалова // Языковая реальность познания: Вестник Иркутского государственного лингвистического ун-та. Сер. Лингвистика. Иркутск, 2001. — № 4. — С. 116 127.
  166. , С.А. Концептосфера личностной пристрастности: метафора Текст. / С. А. Хахалова // Антропологическая лингвистика. Концепты. Категории / под. ред. Ю. М. Малиновича. М.: ИЯ РАН- Иркутск, 2003. — С. 195 228.
  167. , С.А. Личность и мораль: между метафорой и метонимией Текст. / С. А. Хахалова // Личность и модусы её реализации в языке: коллективная монография. М.: ИЯ РАН- Иркутск: ИГЛУ, 2008. — С. 319−358.
  168. , А. Современные когнитивные подходы к семантике: сходства и различия в теориях и целях Текст. / А. Ченки // Вопросы языкознания. -1996.-№ 2.-С. 68−78.
  169. , Е.И. Политическая метафора в современной прессе ФРГ Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.02.04 / Е. И. Черепанова. Саранск, 1999.- 179 с.
  170. , В.Е. Дискурс власти и власть дискурса. Проблемы речевого воздействия Текст. / В. Е. Чернявская. М.: Флинта: Наука, 2006. — 136 с.
  171. , А.П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991−2000) Текст.: монография / А. П. Чудинов. Екатеринбург: изд-во УрГПУ, 2001. — 240 с.
  172. , А.П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации Текст.: монография / А. П. Чудинов. Екатеринбург: изд-во УрГПУ, 2003а.-250 с.
  173. , А.П. Политическая лингвистика (общие проблемы, метафора) Текст.: учеб. пособие / А. П. Чудинов. Екатеринбург: изд-во УрГИ, 20 036. — 194 с.
  174. , O.A. Россия и Франция: национальные стереотипы и их метафорическая репрезентация (на материале французских и российских газет) Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.02.20 / O.A. Шаова. Екатеринбург, 2005.-210 с.
  175. , Е.И. Семиотика политического дискурса Текст.: монография / Е. И. Шейгал. М., Волгоград: Перемена, 2000. — 368 с.
  176. , В.П. Скрытое управление человеком (психология манипулирования) Текст. / В. П. Шейнов. М.: изд-во ACT, Мн.: Харвест, 2001. — 848 с.
  177. , X. Язык фракталов Текст. / X. Юргенс, Х.-О. Пайтген, Д. Заупе // Scientific American. 1990. -№ 10. — С. 36−44.
  178. Язык средств массовой коммуникации Текст. / под. ред. М. Н. Володиной. М.: Альма-матер, 2008. — 758 с.
  179. Языковая реальность познания Текст.: сб. науч. трудов. Иркутск: ИГЛУ, 2009.-239 с.
  180. Beckmann, S. Die Grammatik der Metapher: eine gebrauchstheoretische Untersuchung des metaphorischen Sprechens Text. / Susanne Beckmann. Tubingen: Niemeyer, 2001. — 241 S.
  181. Charteris-Black, J. Politicians and Rhetoric. The Persuasive Power of Metaphor Text. / J. Charteris-Black. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2004. -256 p.
  182. Coulson, S. The Menendez Brothers Virus: Analogical Mapping in Blended Spaces Text. / S. Coulson // Conceptual Structure, Discourse, and Language / ed. A. Goldberg. Palo Alto, 1996. — P. 67−81.
  183. Goatly, A. The language of metaphors Text. / A. Goatly. London, New York: Routledge, 2000. — 360 p.
  184. Drewer, P. Die kognitive Metapher als Werkzeug des Denkens: Zur Rolle der Analogie bei der Gewinnung und Vermittlung wissenschaftlicher Erkenntnisse Text. / P. Drewer. Tubingen: Gunter Narr Verlag, 2003. — 423 S.
  185. Jakel, O. Metaphern in abstrakten Diskurs-Domanen: Eine kognitivlinguistische Untersuchung anhand der Bereiche Geistestatigkeit, Wirtschaft und Wissenschaft Text. / O. Jakel. Frankfurt am Main, Berlin, Bern, New York, Paris, Wien: Lang, 1997.-348 S.
  186. Kovecses, Z. Metaphor: A practical introduction Text. / Z. Kovecses. New York: Oxford University Press, 2002. — 285 p.
  187. Kubczak, H. Die Metapher: Beitrage zur Interpretation und semantischen Struktur der Metapher Text. / H. Kubczak. Heidelberg: Winter, 1978. — 148 S.
  188. Kuhn, I. Lexikologie: Eine Einfuhrung Text. /1. Kuhn. Tubingen: Niemeyer, 1994.- 127 S.
  189. Kurz, G. Metapher, Allegorie, Symbol Text. / G. Kurz. 4., durchges. Aufl. — Gottingen: Vandenhoeck und Ruprecht, 1997. — 108 S.
  190. Mandelbrot, B.B. Die fraktale Geometrie der Natur Text. / B.B. Mandelbrot. -Birkhauser, 1975.-491 S.
  191. Musolff, A. Mirror Images of Europe. Metaphors in the public debate about Europe in Britain and Germany Text. / A. Musolff Munich: Iudicium, 2000. -214 p.
  192. Lakoff, G. Women, fire, and dangerous things: What categories reveal about the mind Text. / G. Lakoff. 4th, paperback ed. — Chicago, London: The University of Chicago Press, 1990. — 614 p.
  193. Lakoff, G. Metaphors and war: The metaphor system used to justify war in the gulf Text. / G. Lakoff // Thirty years of linguistic evolution / Ed. by M. Putz. -Philadelphia, Amsterdam: Benjamins, 1992. P. 463−481.
  194. Langacker, R.W. Concept, image, and symbol: The cognitive basis of grammar Text. / R.W. Langacker Berlin, New York: de Gruyter, 2002. — 395 p.
  195. Malone, C. The Sport of Politics Elektronic resource. / C. Malone // URL: www.inthemix.org/shows/show politics5.html. (reference date: 02.03.2008).
  196. Paris, R. Kosovo and the Metaphor War Text. / R. Paris // Political Science Quarterly. 2002. — Vol. 117. — № 3. — P. 423−450.
  197. Rigotti, F. Die Macht und ihre Metaphern: Uber die sprachlichen Bilder der Politik Text. / F. Rigotti. Frankfurt am Main, New York: Campus Verlag, 1994. -239 S.
  198. , D. «ARGUMENT IS WAR» Or is it a Game of Chess? Multiple Meanings in the Analysis of Implicit Metaphors Text. / D. Ritchie // Metaphor and Symbol.-2003a.-Vol. 18,-№ 2.-P. 125−146.
  199. , R. «Metapher»: Erfassen und Verstehen frischer Metaphern Text. / Rene Schumacher. Tubingen- Basel: Francke, 1997. — 271 S.
  200. Turner, M. Conceptual Integration and Formal Expression Text. / M. Turner, G. Fauconnier // Journal of Metaphor and Symbolic Activity. 1995. — Vol. 10. -№ 3. — P. 183−203.
  201. Zinken, J. Imagination im Diskurs. Zur Modellierung metaphorischer Kommunikation und Kognition Text. / J. Zinken. Bielefeld: Universitat Bielefeld, 2002. — 262 S.
  202. , О.С. Словарь лингвистических терминов Текст.: около 7000 терминов / О. С. Ахманова. 2-е изд., стереотип. — М.: Советская энциклопедия, 1969.-608 с.
  203. , А.Н. Словарь русских политических метафор Текст. / А. Н. Баранов, Ю. Н. Караулов. М.: Помовский и партнеры, 1994. — 330 с.
  204. , М.А. Политология Текст.: словарь-справочник / М. А. Василик.- М.: Гардарики, 2000. 327 с.
  205. Краткая философская энциклопедия Текст. / Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. -М.: Прогресс, 1994. 575 с.
  206. Краткий словарь лингвистических терминов Текст. / Н. В. Васильева,
  207. B.А. Виноградов, А. М. Шахнарович. -М.: Рус. яз., 2003. 212 с.
  208. , Е. С. Краткий словарь когнитивных терминов Текст. / под общ. ред. Е. С. Кубряковой. М.: изд-во МГУ, 1996. — 245 с.
  209. , С.А. Большой толковый словарь русского языка Текст. /
  210. C.А. Кузнецов. Спб: Коринт, 1998. — 682 с.
  211. Лингвистический энциклопедический словарь Текст. / под. ред. В. Н. Ярцевой. М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с.
  212. , С.И. Словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов. 24-е изд. -М.: Оникс 21 век, 2005. — 895 с.
  213. , Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов Текст. / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1985.-399 с.
  214. Brockhaus-Die Enzyklopadie Text.: In 24 Bd. 20., Uberarb. und aktual. Aufl. — Leipzig, Mannheim: Brockhaus, 1996−1999.
  215. Duden, Bedeutungsworterbuch Text. / hrsg. und bearb. von Wolfgang Muller.- 2., vollig neu bearb. und erw. Aufl. Mannheim, Wien, Zurich: Bibliographisches Institut, 1985.-797 S.
  216. Duden, Das gro? e Fremdworterbuch: Herkunft und Bedeutung der Fremdworter Text. / hrsg. und bearb. vom Wissenschaftlichen Rat der Dudenredaktion. 3., Uberarb. Aufl. — Mannheim, Leipzig, Wien, Zurich: Dudenverlag, 2003. — 1542 S.
  217. Duden, Das gro? e Worterbuch der deutschen Sprache Text.: in 10 Bd. / hrsg. vom Wissenschaftlichen Rat der Dudenredaktion. 3., vollig neu bearb. und erw. Aufl. — Mannheim, Leipzig, Wien, Zurich: Dudenverlag, 1999. -4800 S.
  218. Duden, Deutsches Universal Worterbuch Text. / hrsg. vom Wissenschaftlichen Rat der Dudenredaktion unter der Leitung von K. Razum. 5., Uberarb. Aufl. -Mannheim, Leipzig, Wien, Zurich: Dudenverlag, 2003. — 1892 S.
  219. Duden, Fremdworterbuch Text. / hrsg. von der Dudenredaktion. 7., neu bearb. und erw. Aufl. — Mannheim, Leipzig, Wien, Zurich: Dudenverlag, 2001a. -1056 S.
  220. Duden, Herkunftsworterbuch Text.: Etymologie der deutschen Sprache / hrsg. von der Dudenredaktion. 3., vollig neu bearb. und erw. Aufl. — Mannheim, Leipzig, Wien, Zurich: Dudenverlag, 2001b. — 960 S.
  221. Duden, Redewendungen und sprichwortliche Redensarten Text.: Worterbuch der deutschen Idiomatik / bearb. von G. Drosdowski. Mannheim, Leipzig, Wien, Zurich: Dudenverlag, 1998. — 864 S.
  222. Duden, Zitate und Ausspruche Text. / hrsg. von der Dudenredaktion. 2., neu bearb. und aktual. Aufl. — Mannheim, Leipzig, Wien, Zurich: Dudenverlag, 2002. -960 S.
  223. Die Zeit 20.08.2008 Nr. 34
  224. Die Zeit 27.08.2008 Nr. 35
  225. Die Zeit 28.08.2008 Nr. 36
  226. Die Zeit 27.08.2008 Nr. 40
  227. Die Zeit 12.11.2008 Nr. 46
  228. Die Zeit 12.03.2009 Nr. 12
  229. Die Zeit 19.03.2009 Nr. 13
  230. Die Zeit 26.03.2009 Nr. 14
  231. Die Zeit 02.04.2009 Nr. 15
  232. Die Zeit 08.04.2009 Nr. 16
  233. Die Zeit 16.04.2009 Nr. 1723. Die Zeit 30.12.2010 Nr. 124. Die Zeit 05.01.2011 Nr. 225. Die Zeit 13.01.2011 Nr. 3
  234. Die Zeit 08.12.2011 Nr. 50
Заполнить форму текущей работой