Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Концептуализация температуры в немецкой языковой картине мира

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследуемый концепт обладает богатым образным потенциалом. Перенос температурных признаков осуществляется в рамках схем физический мир —> мир человека, физический мир —> физический мир. Схема физический, мир —> мир человека является более регулярной, реализуется в высказываниях с температурными номинациями всех трёх частей речи и представлена аксиологическими и количественными моделями переносов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы исследования концептуализации температуры в языковой картине мира
    • 1. 1. Понятие картины мира и её разновидности
    • 1. 2. Понятие концепта и его изучение в когнитивной лингвистике
    • 1. 3. Феномен «температура» как предмет обыденного и научного познания и его изучение в лингвистике
      • 1. 3. 1. Температура как предмет обыденного познания
      • 1. 3. 2. Температура как предмет научного познания
      • 1. 3. 3. Изучение номинаций температуры в лингвистике
    • 1. 4. Методы изучения концептуализации бытия в языковой картине мира и методика исследования концепта TEMPERATUR
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Семантика номинаций температуры и её когнитивная интерпретация
    • 2. 1. Номинативное поле концепта TEMPERATUR
    • 2. 2. Этимология и семная структура номинаций концепта TEMPERATUR
    • 2. 3. Характеристика ядра концепта TEMPERATUR по результатам анализа этимологии и семной структуры его номинаций
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Анализ текстового функционирования номинаций температуры как экспонентов её концептуализации
    • 3. 1. Адъективные и субстантивные номинации температур, в среднем отклоняющихся от нейтральной
    • 3. 2. Адъективные и субстантивные номинации температур, незначительно отклоняющихся от нейтральной
    • 3. 3. Адъективные и субстантивные номинации температур, значительно отклоняющихся от нейтральной
    • 3. 4. Глагольные номинации температуры
    • 3. 5. Контексты с несколькими номинациями температуры
    • 3. 6. Образный потенциал номинаций концепта TEMPERATUR
      • 3. 6. 1. Переносы по схеме физический мир мир человека
      • 3. 6. 2. Переносы по схеме физический мир —" физический мир
  • Выводы по третьей главе

Концептуализация температуры в немецкой языковой картине мира (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из существенных проблем современной антропоцентрической лингвистики является реконструкция и описание на основе анализа языковых структур когнитивного и лингвокультурного содержания языковых картин мира (ЯКМ) различных народов. Настоящая диссертационная работа, посвященная изучению концептуализации температуры в немецкой ЯКМ, выполнена в русле одного из возможных подходов к решению этой проблемы — комплексного семантико-когнитивного анализа совокупности, языковых номинаций избранного фрагмента ЯКМ. Выбор концепта TEMPERATUR обусловлен значимостью феномена «температура» для познавательной деятельности человека в ходе его взаимодействия с окружающей действительностью, многочисленностью средств языковой репрезентации концепта и высокой частотой их употребления в речевом общении носителей немецкого языка.

Феномен «температура» ранее подвергался рассмотрению в докогнитивной лингвистике. С точки зрения традиционной семантики температура изучалась как отдельная семантическая категория Л. Д. Тарасовой и Т. Е. Токаревой [Токарева 1976; Тарасова 1979], в рамках других семантических категорий — В. В. Лещенко и Т. А. Шидо [Лещенко 1989; Шидо 1989], а также в составе более общих классов качественных или количественных слов — С. В. Постниковой, Н. Ф. Спиридоновой А.Н. Шраммом [Шрамм 1981; Постникова 1991; Спиридонова 2000] и др.

С позиций лингвокогнитивного подхода температуру исследовали как фрагмент смежных когнитивных категорий Г. Г. Галич, Л. В. Лаенко, А. Х. Мерзлякова [Галич 2002; Мерзлякова 2003; Лаенко 2005] и в ракурсе изучения ситуации восприятия в языке — Т. В. Борейко [Борейко 2005].

Семантику отдельных температурных номинаций в традиционном или когнитивном аспектах описывали С. В. Горник, И. Б. Левчина, Е. В. Рахилина,.

У. Хас, Н. Цинк [Горник 1971; Левчина 2002; Zink 1963; Ha? 2007]. Как отдельный концепт на материале английского и русского языков температура исследовалась В. А. Калугиной [Калугина 2006]. В работе Н. Ю. Шнякиной [Шнякина 2005] данный концепт анализировался на материале немецкого языка, наряду с другими перцептивными концептами, прежде всего с точки зрения его образного потенциала.

Среди имеющихся работ не представлены специальные комплексные исследования концептуализации температуры в немецкой ЯКМ.

Актуальность исследования определяется необходимостью продолжения разработки содержания и строения ЯКМ, методов лингвокогнитивного анализа языка, выделения и описания единиц знания и их включения в когнитивные макроструктуры, повышенным вниманием лингвистов к фрагментам ЯКМ, репрезентирующим различные аспекты восприятия, и задачей их комплексного описания, а также отсутствием специального исследования концептуализации температуры на материале немецкого языка.

Объектом исследования являются способы выражения температурных свойств и ощущений в немецком языке.

Предмет исследования составляют процессуальные и результативные структуры концептуализации температуры в немецкой ЯКМ.

Цель работы — комплексное исследование концептуализации температуры в немецкой ЯКМ, что подразумевает выявление, описание и систематизацию компонентов признакового ядра концепта TEMPERATUR и реконструкцию лежащих в основе его формирования стратегий познания температуры. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

• осветить существующие теоретические подходы к методике концептуального анализа и пофрагментного изучения ЯКМ;

• описать содержание феномена «температура» в сферах обыденного и научного познания в связи с его вхождением в наивную и научную картины мира;

• определить состав и структуру номинативного поля концепта TEMPERATUR, выделить его ядерные номинации, исследовать их этимологию и семную структуру, подвергнуть результаты изучения лексической парадигматики когнитивной интерпретации, выделить структуру концепта, его когнитивные признаки и механизмы концептуализации температуры;

• изучить особенности объективации выделенных признаков концепта и механизмов его формирования в динамике текстового функционирования номинаций, выделить дополнительные когнитивные признаки;

• систематизировать когнитивные признаки как элементы содержания: концепта;

• рассмотреть образный потенциал концепта;

• провести количественную обработку полученных результатов.

Для решения поставленных задач были использованы. следующие методы: комплексный семантико-когнитивный анализ, предполагающий реконструкцию когнитивных структур через анализ языковых средств их объективацииметод анализа словарных дефиницийкомпонентный и контекстуальный анализэлементы этимологического анализаописательный метод с использованием приёмов интерпретации, сопоставления и обобщения в процессе классификации языковых средств вербализации концепта, приёмы количественной обработки языковых данных.

Методологическая основа диссертации формируется на основе анализа положений, разработанных в ряде взаимосвязанных научных дисциплин, в первую очередь, — когнитивной лингвистики (А.П. Бабушкин, С. Г. Воркачёв, В. И. Карасик, Е. С. Кубрякова, Дж. Лакофф, Е. А. Пименов,.

M.B. Пименова, З. Д. Попова, И. А. Стернин, М. Шварц), включая работы предшественников когнитивизма (С.А. Аскольдов, Г. Г. Шпет). Уточнению предметной области концептуализации послужили данные психологии восприятия (Б.Г. Ананьев, Б. М. Величковский, JI.C. Выготский, В. П. Зинченко, А. Р. Лурия, C.JI. Рубинштейн, Х.Р. Шиффман), когнитивной психологии (У. Найссер, P.JI. Солсо) и физики (М. Земанский, Я. А. Смородинский и др.). Выработке комплексной интегративной методики исследования способствовали положения представителей логического подхода к языку и концептуальному анализу (Н.Д. Арутюнова), лексической семантики (Ю.Д. Апресян), функционально-семантического (A.B. Бондарко, Е.М. Вольф) и прототипического (Дж Лакофф, Э. Рош) подходов к языку, психолингвистического рассмотрения проблемы представления знаний в языке (A.A. Залевская, P.M. Фрумкина), лингвокультурологии (Ю.С. Степанов, В.Н. Телия).

Материалом исследования послужили фрагменты текстов художественной и публицистической прозы XX—XXI вв. на немецком языке. Языковой материал извлекался методом сплошнойи специализированной выборки из текстов художественной литературы и двух электронных корпусов немецкого языка — корпусаЛейпцигского университета [Deutscher Wortschatz-Portal, далее WUL] и корпуса COSMAS II [COSMAS IIдалее CII], а также из толковых, синонимических, фразеологических, идеографических и др. словарей и лексиконов.

Проанализировано более 7000 случаев употребления ядерных номинаций концепта TEMPERATUR в текстовых фрагментах объемом от элементарного предложения до супрасинтаксического единства, дающих достаточно сведений для лингвокогнитивного анализа языковых репрезентантов концепта.

Научная новизна работы обусловлена тем, что в ней на базе изучения совокупности языковых номинаций температуры разной частеречной принадлежности и синтаксического статуса, а также специальных номинаций когнитивных стратегий познания температуры исследованы результативный и процессуальный аспекты концептуализации температурных свойств в немецкой ЯКМ. Как результат концептуализации рассмотрено признаковое ядро концепта TEMPERATUR, представляющее собой сложную диффузную градуальную структуру, имеющую форму шкалы из ряда температурных зон с нежёсткими границами. Выделение процессуального аспекта концептуализации дало возможность объяснить различия механизмов познавательного отражения температуры в перцептивных оценочных и точных структурах.

Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что она вносит определённый вклад в развитие теории и методики когнитивных исследований на конкретном участке ЯКМ. Работа может, способствовать разработке проблем изучения семантики лексических единиц с позиций лингвокогнитивного подхода к языку, в том числе проблем отражения механизмов концептуализации, соотношения семантических и когнитивных (концептуальных), структур, отражения в языке обыденных и научных представлений о действительности.

Практическая значимость диссертации заключается в возможности использования полученных результатов в курсах по лексикологии немецкого языка, спецкурсах по проблемам когнитивной лингвистики и лингвокультурологии. В научно-методическом плане представленные материалы могут быть применены при составлении учебных пособий по перечисленным дисциплинам, в практике обучения немецкому языку, в научно-исследовательской работе студентов и аспирантов, а также при составлении словарей и лексиконов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Ядро номинативного поля концепта TEMPERATUR представлено в немецком языке номинациями разных частей речи — преимущественно адъективами, субстантивами и глаголами.

2. Содержание исследуемого концепта неоднородно. В нём закрепляются представления о температуре как о статическом или динамическом признаке, с одной стороны, и как о параметрическом перцептивном и параметрическом точно квантифицируемом признаке — с другой. В основе второй дихотомии лежат образующие процессуальный аспект концептуализации две разные стратегии познания температурыэмпирическая перцептивная и научно-экспериментальная.

3. Концепт TEMPERATUR характеризуется сложной структурой и может быть представлен как совокупность температурных зон, образующих: шкалу нарастания температурного признака, а также как движение температурного признака по данной шкале. В совокупности зоны концепта организованы по прототипическому принципу, а их градуальное содержание ориентировано на нейтральную. температуру в широком смысле.

4. В результативном аспекте концептуализации содержание концепта может быть представлено как признаковое ядро, образуемое когнитивными дифференциальными (КДП) и обобщающими когнитивными классификационными (ККП) признаками, а также этимологическими признаками и некоторыми ассоциациями:

5. Концепт TEMPERATUR обладает богатым образным потенциалом, который проявляется в регулярных моделях переноса температурных признаков объектов на другие объекты физического мира и мира человека.

Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены на международной научно-практической конференции «Молодёжь и наука: проблемы, поиски решения» (Омск, 23 сентября 2008 г.) — на IV международной научной конференции «Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах» (Челябинск, 25−26 апреля- 2009 г.) — на Всероссийской научной конференции «Университеты России и их вклад в образовательное и научное развитие регионов страны» (Омск, 29−30 октября 2009 г.) — на VI Международной научно-практической конференции «Немцы Сибири: история и культура» (Омск, 2−4 июня 2010 г.) — на I Международной научно-практической конференции «Язык и культура: XXI век» (Омск, 8 июля 2010 г.) — на межкафедральном научном лингвистическом семинаре на факультете иностранных языков Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. Основные результаты исследования отражены в 9 публикациях.

Структура работы определяется целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, списка словарей и справочных изданий, списка источников и сокращений, принятых в работе, трёх приложений. Основной текст изложен на 193 страницах.

Выводы по третьей главе.

1. В ходе семантико-когнитивного анализа номинаций температуры в немецком языке в синтагматике исследовано текстовое функционирование ядерных адъективных, субстантивных и глагольных номинаций концепта TEMPERATUR в прямых, переносных и связанных значениях и осуществлена когнитивная интерпретация полученных данных. В процессуальном аспекте концептуализации наиболее полно реконструированы эмпирическая перцептивная и научно-экспериментальная стратегии познания температуры. В результативном аспекте концептуализации зафиксировано большинство когнитивных признаков концепта, выделенных посредством изучения номинаций концепта в парадигматике. Многие из них переосмыслены, выявлены дополнительные когнитивные признаки концепта, установлены актуальные этимологические признаки и ассоциации. Признаковое ядро концепта представлено как совокупность КДП и ККП, ККП систематизированы согласно их содержанию. Описан образный потенциал концепта и определены когнитивные признаки, лежащие в основе переносов температурных свойств за пределы сферы температуры.

2. Эмпирическая перцептивная и научно-экспериментальная стратегии познания температуры как основа формирования концепта TEMPERATUR наиболее полно отражаются в динамике речевого функционирования ядерных номинаций концепта. Высказывания о температуре позволяют реконструировать возможные целостные ситуации её познания, включающие субъект познания (человек или другое живое существо), объект познания (предмет физического мира, обладающий некоторой температурой), орган/инструмент познания (тело или его части/специальный измерительный прибор) и способ познания (эмпирический перцептивный/научно-экспериментальный).

3. Сложная признаковая структура концепта TEMPERATUR образована совокупностью КДП и ККП, а также этимологическими признаками и некоторыми ассоциациями. Интегральными сущностными ККП концепта во всех его зонах являются: при его объективации адъективами — качественный ККП 'объективное свойство носителей', количественный ККП 'температура (степень нагретости)', перцептивный ККП 'нечто, данное в ощущениях': при его объективации субстантивами — указанные количественный и перцептивный ККП, а также событийный ККП 'событие'. К интегральным сущностным ККП концепта при его объективации глаголами относятся: динамический ККП 'процесс' и перцептивный ККП 'нечто, данное в ощущениях'. Другими релевантными интегральными признаками концепта в числе прочих являются: во всех зонах концепта при их адъективном и субстантивном выражении, а также при выражении концепта глаголами — каузативный ККП 'воздействие', нормативный ККП 'ориентация на норму'- во всех зонах концепта при их выражении субстантивами — темпоральный ККП 'время', пространственный ККП 'пространство'- при выражении концепта глаголами — КДП 'наличие производителя', 'наличие средства изменения температуры'.

4. Интегральные ККП концепта могут быть представлены в его разных зонах и при его объективации разными глаголами сходными и разными вариантами. Для базовых температур kalt/Kalte и значительных температурных отклонений характерны прежде всего отрицательные сенсорные и утилитарные оценки, а для базовых температур warm/Warme и незначительных температурных отклоненийположительные. Общими особенностями всех температурных зон концепта являются диффузность их градуального содержания, возможность частичного пересечения со смежными зонами на шкале, а также субъективность как следствие их зависимости от индивидуальных особенностей температурной чувствительности, выбранного эталона, индивидуальных и социокультурных норм. Общей чертой объективации концепта глаголами kuhlen, (sich) abkuhlen, (sich) warmen, (sich) erwarmen является отражаемое ими нерасчленённое представление об измении температуры разной степени, а глаголами (sich) auskuhlen, (sich) erhitzen — представление о значительном температурном изменении.

5. К наиболее ярким отличительным особенностям отдельных зон концепта TEMPERATUR относятся: связь градуального содержания зоны eisig с эталонной субстанцией «лёд», зоны frostig — с точно измеренным диапазоном температур «ниже нуля», а зоны gluhend — с цветовыми и световыми характеристиками определяемого объекта и динамическими характеристикамисовмещение в зоне warm представлений о среднем отклонении от нейтральной температуры с представлением о значительном^ отклонении и совмещение температурного содержания с не температурным (свойством сохранения тепла, формой энергии). Для случаев глагольной объективации концепта специфичными являются: для глагола erkalten — представление о понижении температуры объекта до степени «холодный" — для глагола gluhen — повышение температуры объекта до накаливания и совмещение представления об изменении температуры с представлением о её бытии, где второе является более ярким.

6. Актуальными этимологическими признаками концепта являются: в зоне kalt — 'охлаждать/остывать', 'замерзать/застывать': в зоне kuhl — 'меньшая степень проявления признака. холодный" '- в зоне lau/lauwarm — 'тёплый': в зоне eisig — 'мороз': в зоне frostig — 'иней'. 'искриться/блестеть'- в зоне hei? — 'гореть', 'палить': в зоне gluhend и при объективации концепта глаголом gluhen — 'сиять'. Наиболее яркими ассоциациями в содержании концепта являются: в зоне kalt — лёд, зима, Арктика, полюсы холода, Сибирьв зоне warm — летов зоне hei? — огонь, лето, горение, кипение, тропики.

7. Исследуемый концепт обладает богатым образным потенциалом. Перенос температурных признаков осуществляется в рамках схем физический мир —> мир человека, физический мир —> физический мир. Схема физический, мир —> мир человека является более регулярной, реализуется в высказываниях с температурными номинациями всех трёх частей речи и представлена аксиологическими и количественными моделями переносов, а также рядом специальных моделей. В основе аксиологических моделей лежат, в первую очередь, оценочные варианты каузативного ККП, а в основе количественных моделейградуальные варианты количественного и динамического КДП. Схема переноса физический мир —> физический мир характерна для отдельных температурных признаков и представлена аксиологическими моделями, а также рядом специальных. Среди выявленных моделей имеются как сходные с русским языком, так и специфичные для немецкого языка. Во многих случаях наблюдается сочетание аксиологических и количественных аспектов, а также присутствуют указания на качественную специфику определяемого объекта.

Заключение

.

1. Изучение языка с позиций когнитивной лингвистики в рамках общей антропоцентрической парадигмы позволяет рассматривать язык как средство доступа к многообразным когнитивным структурам. Семантика языковых единиц может дать сведения обо всей познавательной деятельности человека, процессах концептуализации и категоризации мира, результаты которых закрепляются в ЯКМ в форме структур представления знаний различного типа: концептах, категориях, фреймах, гештальтах и т. п. Задача пофрагментной реконструкции ЯКМ разных лингвокультурных сообществ обусловливает необходимость дальнейшей разработки теоретико-методологической базы когнитивной лингвистики.

2. В настоящее время активно разрабатывается методика концептуального анализа, реализуемая на базе различных лексических совокупностей номинаций концептов. Возникли типологии концептов. На очереди работы, посвященные изучению когнитивных стратегий и их отражения в речевых структурах. Исследуются вопросы концептуализации и категоризации. Своевременным представляется дальнейшее развитие положений этих работ в плане описания содержания и структуры концепта, а также более детальное изучение на различном фактическом материале стратегий познания как процессуального аспекта концептуализации и категоризации.

3. Температура как перцептивный признак объектов физического мира играет важную роль в обыденном познании человеком окружающей действительности и занимает важное место в ЯКМ разных народов, являясь их универсальным фрагментом. В то же время температура как точно квантифицируемый признак является предметом изучения науки. В результате взаимодействия обыденных и научных знаний в ЯКМ могут закрепляться как наивные эмпирические, так и социокультурные факторы концептуализации, температуры, происходит их интеграция5. В немецкой ЯКМ это отражается в содержании' признакового^ концепта— TEMPERATUR, который закрепляет представления о температуре как результате не только эмпирической перцептивной, но и научно-экспериментальной стратегий познания данного феномена.

4. Комплексное исследование концептуализации температуры в немецкой ЯКМ посредством семантико-когнитивного анализа ядра номинативного поля концепта TEMPERATUR позволило реконструировать его когнитивное содержание и< лежащие в основе его формирования стратегии познания температуры. Были выявлены языковые средства, составляющие номинативное поле избранного концепта, а также проведён семантико-когнитивный анализ ядерных обозначений в парадигматике и синтагматике.

5. Особенностями концепта TEMPERATUR в немецкой ЯКМ является совмещение в его содержании, представлений о температуре — как, о «статическом и динамическом признаке, а также как о признаке параметрическом перцептивном и параметрическом точно квантифицируемом. Данные особенности обусловливают сложный характер признакового ядра и структуры концепта.

6. Структура избранного концепта представлена^с одной стороны, рядом температурных зон, которые закрепляют представления о температуре' в статике как о градуируемом признаке и в совокупности образуют шкалу. С другой стороны, данная структура отражает движение температурного" признака по шкале в динамике вне связи с определённой зоной: её понижение (уменьшение степени) или повышение (увеличение степени);

7. Градуальное содержание зон концепта осознаётся как отношение к норме— нейтральной температуре в широком смысле. Её роль выполняют прежде всего температура тела человека и ноль градусов на шкале Цельсия, а также некоторые другие величины. В совокупности зоны концепта организованы по прототипическому принципу с наличием базовых зон kalt и warm. Систематизация зон концепта возможна по отношению их содержания к нейтральной температуре с выделением зон средних, незначительных и значительных отклонений от данной температуры, а также по их производности от базовых — с выделением температур холодного и тёплого спектров.

8. Представление признакового ядра концепта как совокупности КДП и ККП позволяет систематизировать его содержание и соотнести со структурой немецкой ЯКМ в целом. Интегральными сущностными признаками концепта можно признать следующие ККП: качественный 'объективное свойство носителей', количественный 'температура (степень нагретостиУ, перцептивный 'нечто, данное в ощущениях', событийный 'событие' (для субстантивных объективаций), динамический 'процесс' (для глагольных объективаций).

9. Зоны концепта обнаруживают как общие, так и специфичные черты. К общим относятся: диффузность их градуального содержания, возможность частичного пересечения со смежными зонами на шкале, субъективность. Специфику отдельных зон концепта репрезентируют те или иные КДП, этимологические признаки и ассоциации, например: зоны eisig — КДП 'лёд' и этимологический признак 'мороз'- зоны frostig — КДП 'точный измеренный диапазон температур', 'ниже нуля градусов по шкале Цельсия' и этимологические признаки 'иней', 'искриться/блестеть'- зоны warm — КДП 'сохраняет тепло/защищает от холода', 'тепловая энергия' и ассоциация лето и др.

10. Общим для случаев репрезентации концепта глаголами является представление об изменении температуры. Данное изменение может быть зафиксировано в разной степени.

11. Идиоэтническими особенностями содержания концепта TEMPERATUR в немецкой ЯКМ являются в числе прочих совмещение в зоне warm представления о среднем отклонении* температуры от нейтральной с представлением о значительном отклонении, в зоне gluhend — представления о температуре объекта с его цветовыми и световыми характеристиками, а также при выражении концепта глаголом gluhen — представления об изменении температуры с представлением о её бытии.

12. Образный потенциал концепта TEMPERATUR реализуется в переносах номинаций температурных признаков в рамках общих схем физический мир —> мир человека, физический мир —> физический мир. Внутри данных схем выявляются разнообразные аксиологические и количественные модели, в основе которых лежат соответственно оценочные варианты каузативного ККП и градуальные варианты количественного или динамического ККП, а, также ряд других признаков. Часто при переносе номинаций температурных признаков за пределы сферы температуры наблюдается сочетание аксиологических и количественных аспектов содержания концепта.

13. Перспективы дальнейшего исследования избранного фрагмента немецкой ЯКМ касаются методологических и систематизационных аспектов. Методологический аспект предполагает дальнейшую разработку методики концептуального анализа. Систематизационный аспект состоит в возможности соотнесения признакового ядра рассмотренного концепта с макроструктурой немецкой ЯКМ и ЯКМ в целом, в том числе посредством общих онтологических и гносеологических категорий, таких как свойство, качество, количество, бытие и т. п. Перспективным также является дальнейшее исследование языковой объективации разных стратегий познания окружающего мира, приводящих к различиям в его концептуализации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н.Ф. Спорные проблемы семантики Текст. / Н. Ф. Алефиренко. М.: Гнозис, 2005. — 326 с.
  2. , Б.Г. Теория ощущений Текст. / Б. Г. Ананьев. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1961. — 456 с.
  3. , Б.Г. Психология чувственного познания Текст. / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 2001. — 279 с.
  4. , П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем Текст. / П. К. Анохин // Избранные труды. -М.: Наука, 1978. С. 49−106.
  5. , Ю.Д. Избранные труды Текст.: в 2 т. / Ю. Д. Апресян. М.: Языки русской культуры, 1995
  6. Т.1.: Лексическая семантика / 2-е изд., испр. и доп. 1995. — 475 с. Т.2.: Образ человека по данным языка. Интегральное описание языка и системная лексикография. — 1995а. — 767 с.
  7. Аристотель. Сочинения Текст.: в 4 т. / Аристотель. — М.: Мысль, 1975−19 841. Т.2.- 1978.-687 с.
  8. , И.В. Основы научных исследований в лингвистике Текст.: учеб. пособие / И. В. Арнольд. М.: Высш. шк., 1991. — 140 с.
  9. , Н.Д. Типы языковых значений: Оценка, событие, факт Текст. / Н. Д. Арутюнова. М.: Наука, 1988. — 341 с.
  10. , Н.Д. Язык и мир человека Текст. / Н. Д. Арутюнова. М.: Языки русской культуры, 1999. — 896 с.
  11. , Н.Д. Прагматика Текст. / Н. Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. С. 389−390.
  12. , С.А. Концепт и слово Текст. / С. А. Аскольдов // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология / гл. ред. В. П. Нерознак. -М.: Academia, 1997. С. 267−280.
  13. , С.Ю. Реконцептуализация пространственных отношений Текст. / С. Ю. Богданова // Studia Linguistica Cognitiva. Вып. 1. Язык ипознание: Методологические проблемы и перспективы. М.: Гнозис, 2006.-С. 187−202.
  14. Бодуэн де Куртенэ, И. А. Избранные труды по общему языкознанию Текст.: в 2 т. / И. А. Бодуэн де Куртенэ. М.: Изд-во АН СССР, 1965 Т.2.: Количественность в языковом мышлении. — 1965. — С. 311−324.
  15. , H.H. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии Текст. / H.H. Болдырев. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. ун-та им. Г. Р. Державина, 2001. -123 с.
  16. , Д. Атомизация значения Текст. / Д. Болинджер // Новое в зарубежной лингвистике, вып. X. М., 1980. — С. 200−234.
  17. , Е.П. Актуализация концепта мысль в русской языковой картине мира Текст.: дис.. канд. филол. наук / Е. П. Бондарева. — Кемерово: [б.и.], 2005. 164 с.
  18. , A.B. Теория морфологических категорий Текст. / A.B. Бондарко. — Д.: Наука, 1976. 255 с.
  19. , A.B. О стратификации семантики Текст. / A.B. Бондарко // Общее языкознание и теория грамматики: Материалы чтений, посвящённых 90-летию со дня рождения Соломона Давидовича Кацнельсона / отв. ред. A.B. Бондарко. СПб.: Наука, 1998. — С. 51−63.
  20. , Т.В. Ситуация тактильного восприятия: специфика представления в системе русского языка и в языковом сознании индивида Текст.: дис.. канд. филол. наук / Т. В. Борейко. — Омск: [б.и.], 2006. 224 с.
  21. , О.О., Кретов, A.A. Теория языковой категоризации: национальное языковое сознание сквозь призму криптокласса Текст. // О. О. Борискина, A.A. Кретов. Воронеж: Воронеж, гос. ун-т, 2003.-211 с.
  22. , Г. А. Язык и картина мира Текст. / Г. А. Брутян // Философские науки. 1973. -№ 1. — С. 108−111.
  23. , Й.Л. Родной язык и формирование духа: пер. с нем. Текст. / И. Л. Вайсгербер. М.: Изд-во Московского ун-та, 1993. -224 с.
  24. , А. Семантические универсалии и описание языков Текст. / А. Вежбицкая. М.: Языки русской культуры, 1999. — 780 с.
  25. , Б.М., Зинченко, В.П., Лурия, А. Р. Психология восприятия Текст. / Б. М. Величковский, В. П. Зинченко, А. Р. Лурия. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. 246 с.
  26. , Е.М. Функциональная семантика оценки Текст. / Е. М. Вольф. М.: Наука, 1985. — 228 с.
  27. , Е.М. Метафора и оценка Текст. / Е. М. Вольф // В. Г. Гак, В. Н. Телия, Е. М. Вольф [и др.]. Метафора в языке и тексте / отв. ред. В. Н. Телия. М.: Наука, 1988. — С. 52−65.
  28. , Л.С. Психология Текст. / Л. С. Выготский. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.- 1008 с.
  29. Гак, В.Г. К типологии лингвистических номинаций Текст. / В. Г. Гак // Языковая номинация (Общие вопросы) / отв. ред. Б. А. Серебренников, A.A. Уфимцева. М.: Наука, 1977. — С. 230−293.
  30. , Г. Г. Градуальные характеристики квантитативных прилагательных, глаголов и существительных немецкого языка Текст.: дис.. канд. филол. наук / Г. Г. Галич. — Л.: [б. и.], 1981. -206 с.
  31. , Г. Г. Когнитивная категория количества и её реализация в современном немецком языке Текст. / Г. Г. Галич. Омск: ОмГУ, 2002. -208 с.
  32. , Г. Д. Национальные образы мира Текст.: курс лекций / Г. Д. Гачев. М.: Академия, 1998. — 432 с.
  33. , Е.В., Шендельс, Е.И. Грамматико-лексические поля в современном немецком языке Текст. / Е. В. Гулыга, Е. И. Шендельс. -М.: Просвещение, 1969. 184 с.
  34. , В. Избранные труды по языкознанию: пер. с нем Текст. / В. Гумбольдт / под ред., с предисл. [с. 5−33, и примеч.] Г. В. Рамишвили. М.: Прогресс, 1984. — 397 с.
  35. , T.B. Словарь культуры как проблема лингвокультурологии Текст. / Т. В. Евсюкова. Ростов н/Д: Рост. гос. эконом, университет, 2001.-256 с.
  36. , A.A. Психолингвистический подход к проблеме концепта Текст. / A.A. Залевская // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Научное издание / под ред. И. А. Стернина. — Воронеж: Воронеж, гос. ун-т, 2001. С. 36−44.
  37. , A.A. Проблема признака как основания для взаимопонимания и для расхождений при этнических контактах Текст. / A.A. Залевская // Этнокультурная специфика языкового сознания: Сб. статей / отв. ред. Н. В. Уфимцева. М., 1996. — С. 163 175.
  38. , М. Температуры очень низкие и очень высокие: пер. с англ. Текст. / М. Земанский. М.: Мир, 1968. — 152 с.
  39. , C.B. Лингвокультурология и лингвокогнитология: сопряжение парадигм Текст. / C.B. Иванова. Уфа: Филология, Башк. гос. ун-т, 2004. — 150 с.
  40. , Е.В. Из опыта моделирования признаковой структуры концепта (на примере концепта KALT в немецкой языковой картине мира) Текст. / Е. В. Кабанова // Немцы Сибири: история и культура: материалы VI Международной науч.-практ. конф. / отв. ред.
  41. Т.Б. Смирнова, Н. А. Томилов. Омск: Наука- изд-во ОмГПУ, 2010.-С. 661−467.
  42. , Е.В. Процедуры познания температурных свойств и состояний объектов в немецкой языковой картине мира Текст. / Е. В. Кабанова // Вестник Омского университета / ред. С. А. Львова,
  43. A.Н. Волынкина. Омск, 2010. -№ 3 (57). — С. 132−136.
  44. , Е.В. Образный потенциал концепта Temperatur как составляющей немецкой языковой картины мира Текст. / Е. В. Кабанова // Вестник Омского университета / ред. Е. В. Коськина, Л. Ф. Платоненко. Омск, 2011. -№ 1 (59). — С. 185−188.
  45. , В.А. Национальная специфика языковой репрезентации концепта (на материале объективации концепта «температура» в рус. и англ. яз.) Текст.: дис.. канд. филол. наук / В. А. Калугина. — Воронеж: [б. и.], 2006. 202 с.
  46. , В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс Текст. /
  47. B.И. Карасик. М.: Гнозис, 2004. — 392 с.
  48. , В.И. Этноспецифические концепты Текст. / В. И. Карасик // Попова З. Д. [и др.]. Введение в когнитивную лингвистику: учеб. пособие. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. — С. 61−105.
  49. , В.И., Слышкин, Г.Г. Базовые характеристики лингвокультурных концептов Текст. / В. И. Карасик, Г. Г. Слышкин //
  50. Антология концептов / под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. М.: Гнозис, 2007.-С. 12−13.
  51. , Ю.Н. Общая и русская идеография Текст. / Ю. Н. Караулов. М.: Наука, 1976. — 355 с.
  52. , В.Б. Буддизм. Картина мира. Язык Текст. / В. Б. Касевич. -2-е изд. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. — 282 с.
  53. , С. Д. Типология языка и речевое мышление Текст. / С. Д. Кацнельсон. JL: Наука, 1972. — 216 с.
  54. , С.Д. Речемыслительные процессы Текст. / С. Д. Кацнельсон // Вопросы языкознания. 1984. — С. 3−12.
  55. , И.М. Лингвистическая семантика: учебник Текст. / И. М. Кобозева. изд. 4-е. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. -352 с.
  56. , В.В. Язык и ментальность Текст. / В. В. Колесов. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2004. 240 с.
  57. , И.Ю. Актуализация зрительного восприятия в языке: когнитивный аспект (на материале английского и русского языков) Текст.: автореф. дис.. доктора филол. наук / И. Ю. Колесов. — Барнаул: [б. и.], 2009. 34 с.
  58. , Г. В. Объективная картина мира в познании и языке Текст. / Г. В. Колшанский. М.: Наука, 1990. — 108 с.
  59. , O.A. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов Текст. / O.A. Корнилов. — М.: ЧеРо, 2003. 348 с.
  60. , A.B. Знак. Значение. Знание. Очерк когнитивной философии языка Текст. / A.B. Кравченко. Иркутск: Иркут. обл. типогр. № 1, 2001. — 261 с.
  61. , A.B. Является ли язык репрезентативной системой? Текст. / A.B. Кравченко // Язык и познание: методологическиепроблемы и перспективы (Studia linguistica cognitiva. Вып. 1). М.: Гнозис, 2006.-С. 135−156.
  62. , В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? Текст. / В .В. Красных. М.: Гнозис, 2003. — 375 с.
  63. , Г. Г. Опыт лингвокогнитивного описания высказываний о количестве Текст.: Научное издание / Г. Г. Кругликова. Омск: Изд-во ОмГТУ, 1996. — 132 с.
  64. , Е.С. Роль словообразования в формировании языковой картины мира Текст. / Е. С. Кубрякова // Б. А. Серебренников, Е. С. Кубрякова, В. И. Постовалова [и др.]. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М.: Наука, 1988. — С.141−172.
  65. , Е.С. Категоризация Текст. / Е. С. Кубрякова // Е. С. Кубрякова, В. З. Демьянков, В. Г. Панкрац, Л. Г. Лузина. Краткий словарь когнитивных терминов / под общ. ред. Е. С. Кубряковой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. — С. 42−45.
  66. , Е.С. Концепт Текст. / Е. С. Кубрякова // Е. С. Кубрякова, В. З. Демьянков, В. Г. Панкрац, Л. Г. Лузина. Краткий словарь когнитивных терминов / под общ. ред. Е. С. Кубряковой. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996а. С. 90−92.
  67. , Е.С. Концептуализация Текст. / Е. С. Кубрякова // Е. С. Кубрякова, В. З. Демьянков, В. Г. Панкрац, Л. Г. Лузина. Краткий словарь когнитивных терминов / под общ. ред. Е. С. Кубряковой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 19 966. — С. 93−94.
  68. , Е.С. Язык пространства и пространство языка (к постановке проблемы) Текст. / Е. С. Кубрякова // Изв. РАН СЛЯ. -1997.-№ 3.-С. 22−31.
  69. , Е.С. Языковое сознание и языковая картина мира Текст. / Е. С. Кубрякова // Филология и культура: Материалы П-й
  70. Международной конф. 12−14 мая 1999 / отв. ред. H.H. Болдырев.Ч.ГО. Тамбов, 1999. — С. 6−13.
  71. , Е.С. О понятиях места, предмета и пространства Текст. / Е. С. Кубрякова // Логический анализ языка. Языки пространств / отв. ред.: Н. Д. Арутюнова, И. Б. Левонтина. М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 84−92.
  72. , Е.С. В поисках сущности языка Текст. / Е. С. Кубрякова // Вопросы когнитивной лингвистики. 2009. — № 1. — С. 5−12.
  73. , A.M. Компонентного анализа метод Текст. / A.M. Кузнецов // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Большая Российская энциклопедия. — 2002. — С. 233−234.
  74. , A.M. Сепира-Уорфа гипотеза Текст. / A.M. Кузнецов // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. -М.: Большая Российская энциклопедия, 2002а. С. 443.
  75. , Э.В. Лексикология русского языка Текст.: учеб. пособие для филол. фак. ун-тов / Э. В. Кузнецова. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. школа, 1989. — 216 с.
  76. , Л.В. Перцептивный признак как объект номинации Текст.: дис.. докт. филол. наук / Л. В. Лаенко. Воронеж: [б.и.], 2005. -465 с.
  77. , Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении: пер. с англ. Текст. / Дж. Лакофф. — М.: Языки слав, культуры, 2004. 792 с.
  78. , Дж., Джонсон, М. Метафоры, которыми мы живем: пер. с англ. Текст. / Дж. Лакофф, М. Джонсон / под ред. и с предисл.
  79. A.Н. Баранова. М.: Едиториал УРСС, 2004. — 256 с.
  80. , И.Б. К исследованию семантической структуры английского прилагательного НОТ Текст. / И. Б. Левчина // Studia Linguistica XI. Проблемы когнитивной семантики: Сб. статей. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — С. 81−84.
  81. , А.Н. Проблемы развития психики Текст. / А. А. Леонтьев. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 584 с.
  82. , В.В. принципы организации и структурирования лексико-семантического поля чувственного восприятия в русском языке Текст.: дис.. канд. филол. наук.-Киев: [б.и.], 1989.-243 с.
  83. , Д.С. Концептосфера русского языка Текст. / Д. С. Лихачёв // Русская словесность: Антология. — М.: Academia, 1997.-С. 280−289.
  84. , М.М. Язык — миф культура. Символы жизни и жизнь символов Текст. / М. М. Маковский. — М.: Ин-т русского языка им.
  85. B.В. Виноградова, 1996. 329 с.
  86. , В.А. Лингвокультурология Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Маслова. М.: Академия, 2001. — 208 с.
  87. , У.Р., Варела, Ф.Х. Древо познания: пер. с англ Текст. / У. Р. Матурана, Ф. Х. Варела. М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 224 с.
  88. , А.Х. Типология адъективной метафоры Текст. / А. Х. Мерзлякова // Лингвистические исследования. К 75-летию профессора Г. В. Гака. Дубна: Феникс +, 2001. — С. 104−116.
  89. , А.Х. Типы семантического варьирования прилагательных поля «Восприятие» (на материале английского, русского и французского языков) Текст. / А. Х. Мерзлякова. М.: Едиториал УРСС, 2003. — 352 с.
  90. Методы лингвистических исследований Текст.: учеб.-метод. пособие / сост. М. В. Моисеев, Г. Г. Сёмкина. — Омск: Изд-во ОмГУ, 2005.- 108 с.
  91. , Ю. Процедуры анализа компонентной структуры референциального значения Текст. / Ю. Найда // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XIV. -М., 1983. С. 61−74.
  92. , У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии Текст. / У. Найссер. М.: Прогресс, 1981. — 229 с.
  93. , С.С. Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм П. Абеляра Текст. / С. С. Неретина. М., 1994. -216 с.
  94. , М.В. Основы лингвистической теории значения Текст.: ' учеб. пособие / М. В. Никитин. М.: Высш. шк., 1988. — 168 с.
  95. , М.В. Развёрнутые тезисы о концептах Текст. / М. В. Никитин // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. — № 1. — С. 53- 64.
  96. , Т.Б. Типы культурных концептов Текст. / Т. Б. Новикова // Лингводидактические проблемы межкультурной коммуникации: Сб. науч. ст. / редкол.: Т. В. Максимова (отв. ред.) [и др.]. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. — С. 185−193.
  97. Нормальная физиология: Курс физиологии функциональных систем Текст. / под ред. К. В. Судакова. М.: Медицинское информационное агентство, 1999. — 718 с.
  98. Нормальная физиология человека Текст.: учеб. для высш. учеб. заведений / под ред. академика РАМН Б. И. Ткаченко. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Медицина, 2005. — 928 с.
  99. , П.Б. Теоретические перевороты и методологический мятеж в лингвистике 20 века Текст. // Вопросы языкознания. 1996. — № 2. -С. 19−42.
  100. , В.П. Психосемантика сознания Текст. / В. П. Петренко. -М.: Изд-во МГУ, 1988. 208 с.
  101. , А.М. Русский синтаксис в научном освещении Текст. / А. М. Пешковский. изд. 7-е. — М.: Гос. учеб.-педагогич. изд-во министерства просвещения РСФСР, 1956.— 511 с.
  102. , М.В. Принципы категоризации и концептуализации мира Текст. / М. В. Пименова // Studia Linguistica Cognitiva. Вып. 1. Язык и познание: Методологические проблемы и перспективы. М.: Гнозис, 2006.-С. 172−186.
  103. , М.В. Методология концептуальных исследований / М. В. Пименова // Антология концептов / под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. -М.: Гнозис, 2007. С. 14−16.
  104. , В.А. Психолингвистика и современное языковедение Текст. / В. А. Пищальникова // Методология современной психолингвистики: Сб. ст. М.- Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2003. — С. 4−22.
  105. Полевые структуры в системе языка Текст. / З. Д. Попова, И. А. Стернин, Е. И. Беляева и др. / науч. ред. З. Д. Попова. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1989. — 198 с.
  106. , З.Д., Стернин, И.А. Семантико-когнитивный анализ языка Текст. / З. Д. Попова, И. А. Стернин. Воронеж: Истоки, 2006. — 226 с.
  107. , З.Д., Стернин, И.А. Когнитивная лингвистика Текст. / З. Д. Попова, И. А. Стернин / Лингвистика и межкультурная коммуникация. Золотая серия. М.: ACT: Восток — Запад, 2007. -316 с.
  108. Попова, З. Д, Стернин, И. А. Основные черты семантико-когнитивного подхода к языку Текст. / З. Д. Попова, И. А. Стернин // Антология концептов / под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. М.: Гнозис, 2007а. — С. 7−9.
  109. , C.B. Прилагательное как семантико-функциональная категория (на материале немецкого и русского языков) Текст. / C.B. Постникова. Нижн. Новгород: Изд-во ННГУ, 1991. — 78 с.
  110. , В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека Текст. / В. И. Постовалова // Б. А. Серебренников, Е. С. Кубрякова,
  111. B.И. Постовалова и др. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М.: Наука, 1988. — С. 8−69.
  112. , A.A. Полное собрание трудов: Мысль и язык Текст. / A.A. Потебня. М.: Лабиринт, 1999. — 300 с.
  113. , О.Г. Языковая ментальность: способ представления мира Текст. / О. Г. Почепцов // Вопросы языкознания. 1990. — № 6.1. C. 110−122.
  114. , Ю.Е. В поисках концепта Текст. / Ю. Е. Прохоров. — М.: Флинта: Наука, 2008. 176 с.
  115. , Е.В. Когнитивная семантика: история, персоналии, идеи, результаты Текст. / Е. В. Рахилина // Семиотика и информатика: сб. науч. статей / гл. ред. В. А. Успенский. Вып. 36. М.: Языки русской культуры, Русские словари, 1998. — С. 274 — 323.
  116. , Е.В. Когнитивный анализ предметных имён: семантика и сочетаемость Текст. / Е. В. Рахилина М.: Русские словари, 2000. -416 с.
  117. , З.И. Языковая картина мира: взгляд на явление сквозь призму термина-метафоры Текст. / З. И. Резанова // Картина мира: модели, методы концепты. Томск: ТГУ, 2002. — С. 28−35.
  118. , Т.Н. Понятие «картина мира» в познании и^ языке Текст. / Т. Н. Рожкова // Проблемы межкультурной коммуникации в теории языка и лингводидактике. Материалы международной науч.-практ. конф. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003. — С. 244−247.
  119. , C.JI. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб: Питер, 2004. — 713 с.
  120. , И.Г. Когнитивные стратегии наименования: модусы перцепции и их выражение в языке Текст. / И. Г. Рузин // Вопросы языкознания — 1994.-№ 6.-С. 79−99.
  121. , И.Г. Возможности и пределы концептуального объяснения языковых фактов Текст. / И. Г. Рузин // Вопросы языкознания 1996. -№ 5.-С. 39−50.
  122. , О.Н. Когнитивная семантика на фоне общего развития лингвистической науки Текст. / О. Н. Сливерстова // Вопросы языкознания. 2002. — № 6. — С. 12−26.
  123. , Э. Градуирование Текст. / Э. Сепир // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. — М.: Прогресс, 1985. С. 43−78.
  124. , Б.А. Предисловие Текст. / Б. А. Серебренников // Б. А. Серебренников, Е. С. Кубрякова, В. И. Постовалова [и др.]. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. — М.: Наука, 1988.-С. 3−7.
  125. , Г. Н. Метафора в системе языка Текст. / Г. Н. Скляревская. СПб.: Наука, 1993. — 151 с.
  126. , Я.А. Температура Текст. / Я. А. Смородинский. — 2-е изд., перераб. и дополн. -М.: Гл. ред. физ-мат. лит., 1987. 192 с.
  127. , Р.Jl. Когнитивная психология: пер. с англ. Текст. / Р. Л. Солсо. М.: Тривола, 1996. — 600 с.
  128. , Н.Ф. Язык и восприятие: семантика качественных прилагательных: автореф. дис.. канд. филол. наук / Спиридонова Н. Ф. М.: б.и., 2000. — 23 с.
  129. , Ю.С. Эмиль Бенвенист и лингвистика на пути преобразований. Вступительная статья Текст. / Ю. С. Степанов // Э. Бенвенист. Общая лингвистика / под ред. с вступ. ст. и коммент. Ю. С. Степанова. М.: Прогресс, 1974. — С. 5−16.
  130. , Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования Текст. / Ю. С. Степанов. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. — 824 с.
  131. , И.А. Лексическое значение слова в речи Текст. / И. А. Стернин. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1985. — 170 с.
  132. , И.А. Методика исследования структуры концепта Текст. / И. А. Стернин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Научное издание / под ред. И. А. Стернина. — Воронеж: Воронеж, гос. ун-т, 2001. С. 58−65.
  133. Су сов, И. П. Деятельность, сознание, дискурс и языковая система Текст. / И. П. Сусов // Языковое общение: Процессы и единицы. — Калинин: КГУ, 1988. С. 7−13
  134. , В.Н. Значение «Картины мира» в современной науке и философии Текст. / В. Н. Сыров // Картина мира: модели, методы, концепты. Томск: ТГУ, 2002. — С. 17−22.
  135. , Л.Д. Семантическая структура и сочетаемость группы английских прилагательных, выражающих понятие температуры Текст.: дис.. канд. филол. наук / Л. Д. Тарасова. Л.: [б.и.], 1979. -217 с.
  136. , П.Н. Курс метеорологии (физика атмосферы) Текст. / П. Н. Тверской. — Л.: Гидрометеорологическое изд-во, 1962. 700 с.
  137. , В.Н. Метафоризация и её роль в создании языковой картины мира Текст. / В. Н. Телия // Б. А. Серебренников, Е. С. Кубрякова,
  138. B.И. Постовалова и др. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М.: Наука, 1988. — С. 173−204.
  139. , В.Н. Русская фразеология: семантический, прагматический илингвокультурологический аспекты Текст. / В. Н. Телия. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. 284 с.
  140. , Т.Е. Лексико-семантическая группа прилагательных, обозначающих температуру, в современном русском языке Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук / Т. Е. Токарева. М.: [б.и.], 1976. -28 с.
  141. , А.И. Вещи, свойства и отношения Текст. / А. И. Уёмов. М.: Изд-во АН СССР, 1963. — 184 с.
  142. , С. Семантические универсалии Текст. / С. Ульман // Новое в лингвистике. Вып. 5. Языковые универсалии. — М.: Прогресс, 1970. —1. C. 250−299.
  143. , Е.В. Языковая картина мира VS. обиходные представления (модель восприятия в русском языке) Текст. / Е. В. Урысон // Вопросы языкознания. 1998. — № 2. — С. 3−21.
  144. , A.A. Лексическое значение: Принцип семиологического описания лексики Текст. / A.A. Уфимцева. — изд. 2-е, стереотипное. — М.: Едиториал УРСС, 2002. 240 с.
  145. , Л.И. Концепт GELD в немецкой языковой картине мира. Опыт концептуального анализа Текст.: учеб. пособие / Л. И. Федянина. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. — 160 с.
  146. , Ч. Фреймы и семантика понимания Текст. / Ч. Филлмор // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23. Когнитивные аспекты языка. М., 1999. — С. 52−92.
  147. , P.M. Концептуальный анализ с точки зрения лингвиста и психолога Текст. / P.M. Фрумкина // НТИ. Сер. 2. Информационные процессы и системы. 1992. — № 3. — С. 1−8.
  148. , P.M. «Теории среднего уровня» в современной лингвистике Текст. / P.M. Фрумкина // Вопросы языкознания. -1996.-№ 2.-С. 124−130.
  149. , Н.В. К методологии компонентного анализа Текст. / Н. В. Цветков // Вопросы языкознания. — 1984. № 2. — С. 61−71.
  150. , А. Семантика в когнитивной лингвистике Текст. / А. Ченки // Современная американская лингвистика. Фундаментальные направления. М.: УРСС, 2002. — С. 340−366.
  151. , JI.O., Долинский, В.А. Имя СУДЬБА как объект концептуального и ассоциативного анализа Текст. / JI. О. Чернейко, В. А. Долинский // Вестник Моск. ун-та. Сер. Филология. — 1996. — № 6.-С. 20−41.
  152. Швейцер, А. Д: Социолингвистика Текст. / А. Д. Швейцер // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. -М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. С. 481−482.
  153. , Т.А. Психолингвистическое описание лексических единиц семантического поля «ощущение» (на материале русского и немецкого языков) Текст.: дис.. канд. филол. наук / Т. А. Шидо. — Саратов: [б.и.], 1989.-233 с.
  154. , Х.Р. Ощущение и восприятие Текст. / Х. Р. Шиффман. — 5-е изд. СПб.: Питер, 2003. — 928 с.
  155. , Н.Ю. Перцептивные концепты в немецкой языковой картине мира и их метафорический потенциал Текст.: дис.. канд. филол. наук / Н. Ю. Шнякина. Омск: [б. и.], 2005. — 232 с.
  156. , Г. Г. Эстетические фрагменты Текст. / Г. Г. Шпет // Сочинения. M.: Правда, 1989. — С. 343−472.
  157. , Г. Г. Внутренняя форма слова: Этюды и вариации на темы Гумбольдта Текст. / Г. Г. Шпет. изд. 3-е, стереотипное. — М.: КомКнига, 2006. — 216 с.
  158. , А.Н. Очерки по семантике качественных прилагательных (на материале совр. русск. языка) Текст. / А. Н. Шрамм. JL: Изд-во ЛГУ, 1979.-132 с.
  159. , А.Н. Структурные типы лексических значений слова (На материале качественных прилагательных) Текст. / А. Н. Шрамм // Филологические науки. 1981. — № 2. — С. 58−64.
  160. , Л.В. Языковая система и речевая деятельность Текст. / Л. В. Щерба. Л., 1974. — 428 с.
  161. Щур, Г. С. Теории поля в лингвистике Текст. / Г. С. Щур. М.: Наука, 1974.-256 с.
  162. , Г. Н. Теоретическая грамматика немецкого языка Текст. / Г. Н. Эйхбаум. — СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1996. 276 с.
  163. , Е.С. Модели пространства, времени и восприятия Текст. / Е. С. Яковлева. М.: Гнозис, 1994. — 343 с.
  164. Bierwisch, M. Einige semantische Universalien in deutschen Adjektiven Text. / M. Bierwisch // H. Steger. Vorschlage fur eine strukturale Grammatik des Deutschen. Darmstadt: Wiss. Buchges., 1970. — S. 274 286.
  165. Dauses, A. Semantik, Sprache und Denken Text. / A. Dauses. Stuttgart: Steiner, 1995.-95 S.
  166. Dro?iger, H.-H. Metaphorik in der deutschen Gegenwartssprache. Funktional-kommunikative Aspekte Text. / H.-H. Dro? iger. Hamburg: Verl. Dr. Kovac, 2006. — 162 S.
  167. Evans, V. Evolution of semantics Text. / V. Evans // Encyclopedia of Language and Linguistics / edited by K. Brown. 2nd edition. — Oxford: Elsevier, 2006. — pp. 345−353.
  168. Evans, V., Bergen, B.K., Zinken J. The Cognitive Linguistics Enterprise: an Overview / V. Evans, B.K. Bergen, J. Zinken // The Cognitive Linguistics Reader / edited by V. Evans, B.K. Bergen, J. Zinken. London: Equinox, 2006. — pp. 2−36.
  169. Heibig, G. Kognitive Linguistik Bemerkungen zu Anliegen und Ansatzen, zu Auswirkungen und Problemen (II) Text. / G. Heibig // DaF. Heft 1. — Munchen- Berlin. — 2003. — S. 24−32.
  170. Jackendoff, R. Semantics and Cognition Text. / R. Jackendoff. -Cambridge, MA: MIT Press, 1983. 283 p.
  171. Klages, L. Die Sprache als Quell der Seelenkunde Text. / L. Klages. -Zurich: Hirzel, 1948. 406 S.
  172. Keller, R. Begriff und Bedeutung Text. / R. Keller //Grabowski J., Harras G., Herrmann T. Bedeutung, Konzepte, Bedeutungskonzepte. Theorie und Anwendung in Linguistik und Psychologie. Opladen: Westdt. Verl., 1996.-S. 47−66.
  173. Konerding, K.-P. Frames und lexikalisches Bedeutungswissen: Untersuchungen zur linguistischen Grundlegung einer Frametheorie und zu ihrer Anwendung in der Lexikographie Text. / K.-P. Konerding. -Tubingen: Niemeyer, 1993. 492 S.
  174. Leisi, E. Der Wortinhalt Text. / E. Leisi. Heidelberg: Quelle & Meyer, 1961.- 132 S.
  175. Lutzeier, P.R. Wandel bei Konzeptualisierungen. Einblicke bei Prapositionen Text. / P.R. Lutzeier // Wenn die Semantik arbeitet: Klaus Baumgartner zum 65. Geburtstag / hrsg. von G. Harras und M. Bierwisch. Tubingen: Niemeyer, 1996. — S. 149 -166.
  176. Noth, W. Handbuch der Semiotik Text. / W. Noth. Stuttgart- Weimar: Metzler, 2000. — 667 S.
  177. Pederson, E., Nuyts, J. Overview: on the relationship between language and conceptualization Text. / E. Pederson, J. Nuyts // Language and conceptualization / ed. by J. Nuyts. Cambridge: Cambridge University Press, 1997.-p. 1−12.
  178. Rosch, E. H. Human Categorisation Text. / E. H. Rosh // Advances in Cross-Cultural Psychology. Vol. 1 / ed. N. Warren. N.Y.: Academic Press, 1977.-p. 1−49.
  179. Schwarz, M. Einfuhrung in die kognitive Linguistik Text. / M. Schwarz. -Tubingen: Franke, 1992. 195 S.
  180. Schwarz-Friesel, M. Kognitive Linguistik heute Metaphernverstehen als Fallbeispiel Text. / M. Schwarz-Friesel // DaF. Heft 2. — Munche- Berlin. — 2004. — S. 83−89.
  181. Zink, N. Griechische Ausdrucksweisen fur warm und kalt im seelischen Bereich Text.: Dissertation zur Erlangung der Doktorwurde der philosophischen Fakultat / N. Zink. Heidelberg, 1967. — 127 S.
  182. Словари и справочные издания
  183. Большой психологический словарь Текст. / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. 3-е изд., доп. и перераб. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. — 672 с. (в тексте — БПС)
  184. , С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русскго языка Текст. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — 3-е изд., стереотип. — М.: АЗЪ, 1995. 907 с. (в тексте — ТСРЯ)
  185. , Е.С., Самолётов, В.А., Буравой, С. Е. Физика. Словарь-справочник Текст. / Е. С. Платунов, В. А. Самолётов, С. Е. Буравой. -СПб.: Питер, 2005. 496 с.
  186. Bluhme, Н. Etymologisches Worterbuch des deutschen Grundwortschatzes Text. / H. Bluhme. Munchen: LINCOM, 2005. — 681 S.
  187. Brockhaus. Die Enzyklopadie Text.: in 24 Banden. 20., Uberarb. und aktualisierte Aufl. — Leipzig- Mannheim: Brockhaus, 1996−1999
  188. Bd. 21: Stam-Thel. 1998. — 736 S. (в тексте — Brockhaus)
  189. Bulitta, E., Bulitta, H. Worterbuch der Synonyme und Antonyme. Sinn-und Sachverwandte Worter und Begriffe sowie deren Gegenteil und Bedeutungsvarianten Text. / E. Bulitta, H. Bulitta. 3. Aufl. — Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch, 2004. — 968 S.
  190. Dornseiff, F. Der deutsche Wortschatz nach Sachgruppen Text. / F. Dornseiff. Berlin- N.Y.: de Gruyter, 2004. — 933 S.
  191. Duden. Das gro? e Worterbuch der deutschen Sprache in zehn Banden Text. /3., vollig neu bearb. und erw. Aufl. Mannheim- Leipzig- Wien- Zurich: Dudenverl., 1999
  192. Duden. Das Herkunftsworterbuch Text. Mannheim: Dudenverl., 2001. — 960 S. (в тексте — Herkunftsworterbuch)
  193. Duden. Redewendungen. Worterbuch der deutschen. Idiomatik Text. -Mannheim: Dudenverl., 2001. 955 S. (в тексте — Redewendungen)
  194. Duden. Das Synonymworterbuch Text. Mannheim: Dudenverl., 2004. — 110 S. (в тексте — Synonymworterbuch)
  195. Duden. Universalworterbuch. Text. 5., Uberarb. Aufl. — Mannheim- Leipzig- Wien- Zurich: Dudenverl., 2003. — 1892 S. (в тексте — Duden)
  196. Kempcke, G. Worterbuch Deutsch als Fremdsprache Text. / G. Kempcke / unter Mitarb. von B. Seelig. Berlin- N.Y.: de Gruyter, 2000. — 1329 S.
  197. Langenscheidts Gro? worterbuch. Deutsch als Fremssprache Text. Aufl. 6. — Po? neck: GGP Media, 2002. — 1217 S. (в тексте -Langenscheidt)
  198. Lexikon der Physik: in sechs Banden Text. Heidelberg- Berlin: Spektrum Akad. Verl., 1998−2000
  199. Bd. 5: Sc bis Zz. 2000. — 497 S.
  200. Paul, H. Deutsches Worterbuch: Bedeutungsgeschichte und Aufbau unseres Wortschatzes Text. / H. Paul. 10., Uberarb. und erw. Aufl. — Tubingen: Niemeyer, 2002. — 1243 S.
  201. Wahrig, G. Synonymworterbuch Text. / G. Wahrig. 4., vollst, neu bearb. und aktualisierte Aufl. — Gutersloh- Munchen: Wissen Media, 1999.711 S.
  202. Wahrig, G. Deutsches Worterbuch Text. / G. Wahrig. Gutersloh- Munchen: Bertelsmann Lexikon, 2001. — 1451 S.
  203. , С.Г. Концепт как «зонтиковый термин» / С. Г. Воркачёв // Язык, сознание, коммуникация. Вып. 24. М.: Филология, 2003. -С. 5−12. — Режим доступа: http://kubstu.ru/docs/lingvoconcept/ umbrella. htm
  204. , С.Г. Концепт любви в русском языковом сознании / С. Г. Воркачёв // Коммуникативные исследования 2003: Современная антология. Волгоград: Перемена, 2003а. С. 189−208. — Режим доступа: http://kubstu.ru/docs/lingvoconcept/love.htm
  205. , У. Биология познания: пер. с англ. / У. Матурана // Язык и интеллект: Сб. — М.: Прогресс, 1996. — Режим доступа: http://www.portalus.ru/modules/philosophy/russhowarchives.php7subaction=showcomments&id=1 109 269 670&archive=0217&startfrom=&ucat =&
  206. Redensarten-Index. Worterbuch fur Redensarten, Redewendungen, idiomatische Ausdrucke, feste Wortverbindungen. Режим доступа: http://www.redensarten-index.de
  207. Источники и сокращения, принятые в работе
  208. Гессе — Гессе, Г. Степной волк: Роман Текст. / Г. Гессе / пер. с нем. С. Апта. СПб.: Азбука-классика, 2005. — 288 с.
  209. Ремарк Ремарк, Э. М. Три товарища: Роман Текст. / Э. М. Ремарк / пер. с нем. И. Шрайбера. — М.: ACT- Владимир: ВКТ, 2010. — 380 с.
  210. Apitz Apitz, В. Nackt unter Wolfen Text. / В. Apitz. — Halle- Leipzig: Mitteldeutscher Verl., 1958.-437 S.
  211. CII COSMAS II. Corpus, Search, Management and Analysis System. Das Portal fur de Korpusrecherche in den Textkorpora des Instituts fur deutsche Sprache. — Режим доступа: http://www.ids-mannheim.de/cosmas2/
  212. Erpenbeck Erpenbeck, J. Heimsuchung Text. / E. Erpenbeck. -Frankfurt am Main: Eichborn, 2008. — 191 S.
  213. Feuchtwanger Feuchtwanger, L. Der Teufel in Frankreich. Erlebnisse Text. / L. Feuchtwanger. — Berlin- Weimar: Aufbau-Verl., 1982. — 302 S.
  214. Frisch Frisch, M. Homo Faber Text. / M. Frisch. — Munchen: suhrkamp taschenbuch, 1991.-203 S.
  215. Kehlmann Kehlmann, D. Ich und Kaminski Text. / D. Kehlmann. -Frankfurt am Main: Suhrkamp, 2003. — 174 S.
  216. Kleine Kleine, D. Annette Text. / D. Kleine. — Rostock: VEB Hinstorf, 1975.-304 S.
  217. Konsalik Konsalik, H. Ein Kreuz in Sibirien Text. / H. Konsalik. -Munchen: C. Bertelsmann, 1991. — 541 S.
  218. Kurthy Kurthy von, I. Herzsprung Text. / I. von Kurthy. — Hamburg: Rowohlt Taschenbuch, 2005. — 246 S.
  219. Maier Maier, A. Waldchestag. Roman Text. / A. Maier. — Frankfurt am Main: Suhrkamp, 2000. — 315 S.
  220. Moers Moers, W. Die Stadt der Traumenden Bucher Text. / W. Moers-Munchen: Piper, 2006. — 476 S.
  221. Niemann Niemann, N. Schule der Gewalt Text. / N. Niemann. -Munchen: Carl Hanser Verl., 2001. — 320 S.
  222. Noack Noack, H.G. Rolltreppe abwarts Text. / H.G. Noack. -Ravensburg: Ravensburger Taschenbuch, 1997.-220 S.
  223. Remarque Remarque, E.M. Der schwarze Obelisk. Geschichte einer verspateten Jugend Text. / E.M.Remarque. — Koln: Ullstein, 1983. -351 S.
  224. Remarque-1 Remarque, E.M. Die Nacht von Lissabon Text. / E.M. Remarque. — Спб.: Kapo, 2008. — 384c.
  225. Remarque-3 Remarque, E.M. Im Westen nichts Neues Text. / E.M. Remarque. — M.: Юпитер-Интер, 2004. — 216 с.
  226. Remarque-4 Remarque, E.M. Liebe Deinen Nachsten Text. / E.M. Remarque. — Munchen- Wien- Basel: Kurt Desch, 1956. — 320 S.
  227. Remarque-5 Remarque, E.M. Schatten im Paradies Text. / E.M. Remarque. — Stuttgart- Kunzelsau: Suddeutsche Verlaganstalt und-Druckerei GmbH, 1971.-400 S.
  228. Renn Renn, L. Adel im Untergang Text. / L. Renn. — Berlin- Weimar: Aufbau-Verl., 1979. — 378 S.
  229. Schreyer Schreyer, W. Eiskalt im Paradies Text. / W. Schreyer. — Halle- Leipzig: Mitteldeutscher Verl., 1982. — 239 S.
  230. Schulze Schulze, I. Adam und Evelyn Text. / I. Schulze. — Berlin: Berlin Verl., 2008. — 304 S.
  231. Stamm Stamm, P. An einem Tag wie diesem Text. / P. Stamm. -Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch, 2007. — 206 S.
  232. Stamm 1 Stamm, P. In fremden Garten. Erzahlungen Text. / P. Stamm-Munchen: Random House GmbH, 2005. -154S.
  233. Strittmatter Strittmatter, E. Tinko Text. / E. Strittmatter. — Leipzig: Philipp Reclam, 1966. — 400 S.
  234. Strubel Strubel, A. R. Kaltere Schichten der Luft Text. / A.R. Strubel. -Frankfurt am Main: Fischer, 2007. — 200 S.
  235. Suskind Suskind, P. Das Parfum. Die Geschichte eines Morders Text. / P. Suskind. — Zurich: Diogenes, 1994. — 320 S.
  236. Tellkamp Tellkamp, U. Der Turm. Geschichte aus einem versunkenen Land Text. / U. Tellkamp. — Frankfurt am Main: Suhrkamp, 2008. -975 S.33. -TA Themen aktuell 2. Kursbuch Text. — 2. Auflage. — Ismaning: Hueber, 2005. — 160 S.
  237. Zweig Zweig, S. Ungeduld des Herzens Text. / S. Zweig. — Frankfurt am Main: Fischer, 1955. — 386 S.
  238. Zweig A. Zweig, A. Der Streit um den Sergeanten Grischa Text. / A. Zweig — Berlin- Weimar: Aufbau-Verl., 1976. — 512 S.
  239. WUL Deutscher Wortschatz-Portal. — Режим доступа: http:// www.wortschatz.uni-leipzig.de
Заполнить форму текущей работой