Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности функционирования предприятия розничной торговли на примере ООО «Текстиль»

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Общество с ограниченной ответственностью — одна из наиболее часто используемых в настоящее время форм. Эта форма объединения капитала, сочетающаяся с возможностью личного участия в деятельности организации. ООО может быть учреждено как физическими, так и юридическими лицами, но количество участников ограничено: от 1 до 50. Эта форма позволяет привлекать финансовые ресурсы: как кредиты, так… Читать ещё >

Особенности функционирования предприятия розничной торговли на примере ООО «Текстиль» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Торговля является важнейшей отраслью экономики страны, состояние и эффективность функционирования которой непосредственно влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских товаров.

Внутренняя торговля в Российской Федерации выполняет функции обращения товаров народного потребления, выступает посредником между производством и потребителем.

Розничная торговля осуществляет продажу товаров народного потребления и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего пользования.

Малые предприятия могут создаваться на основе любой формы собственности. Основной критерий статуса малого предприятия — предельная численность работающих для розничной торговли не должна превышать 30 человек.

Тип предприятий розничной торговли — это предприятия определенного вида, классифицированное по торговой площади и формам торгового обслуживания покупателей. [1]

Тип ТРП «Промтовары» — предприятие розничной торговли, реализующее непродовольственные товары узкого ассортимента, основные из которых швейные и трикотажные изделия, обувь, галантерея, парфюмерия, торговой площадью от 18 мІ.

Цель курсовой работы — рассмотреть особенности функционирования ТРП на примере ООО «Текстиль».

Задачи курсовой работы:

1) Исследовать современные тенденции развития ТРП

2) Рассмотреть особенности ТРП типа «Промтовары»

3) Провести анализ внешней среды для ТРП типа «Промтовары» на примере ООО «Текстиль»

4) Исследовать сегментирование рынка и выбрать целевой сегмент для ООО «Текстиль»

5) Выбрать наиболее подходящую организационно-правовую форму для ТРП типа «Промтовары» на примере ООО «Текстиль»

6) Разработать и обосновать схему организации торгового зала для ООО «Текстиль»

7) Исследовать управление персоналом в ООО «Текстиль»

8) Исследовать управление товарооборотом в ООО «Текстиль»

розничный торговля персонал сегментирование

1. Современные тенденции развития ТРП

В общем объеме оборота розничной торговли продовольственными товарами современные форматы занимают менее 20%. Еще 44% приходятся на открытые рынки и 36% на другие устаревающие форматы, такие как киоски, традиционные магазины «возле дома» и т. д. В некоторых регионах доля современных предприятий розничной торговли еще ниже. Ожидается, что эта доля в ближайшее время быстро возрастет, так как сети розничной торговли активно продвигаются в регионы.

За последние два года объем товарооборота через супермаркеты, гипермаркеты и универсамы увеличился в 2 раза. Тем не менее, процесс замещения на розничном рынке таких форматов, как многопрофильные, специализированные и узкоспециализированные магазины с малой торговой площадью и оптовые рынки, будет проходить еще в течение долгого времени, так как обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей в РФ в целом, относительно невысокая, она в 2,5 раза меньше европейского уровня. Тем более что большая часть населения (около 60%) пока предпочитает делать покупки в традиционных местах: небольших розничных магазинах, рынках, киосках.

Розничный товарооборот торговли через все каналы реализации в январе-апреле 2011 года составил 24,4 трлн. рублей, или на 21,2% больше аналогичного прошлогоднего показателя, сообщает Национальный статистический комитет.

За четыре месяца населению через все каналы продано пищевых продуктов, напитков и табачных изделий на 12 млрд. 708,4 млрд. рублей (на 18,1% больше), непродовольственных товаров — на 11 млрд. 689,1 млрд. рублей (на 24,5% больше).

Доля продажи товаров отечественного производства торговыми организациями в розничном товарообороте торговли в январе-апреле 2011 года составила 74%, в том числе пищевых продуктов, напитков и табачных изделий — 83,8%, непродовольственных товаров — 59,6%.

В розничном товарообороте торговли через все каналы реализации удельный вес пищевых продуктов, напитков и табачных изделий в первом квартале 2011 года составил 52,1%, непродовольственных товаров — 47,9%, в январе-апреле 2010 года — соответственно 51,5% и 48,5%, сообщает БелаПАН.

Возможности развития ТРП:

— Модернизация российского сектора розничной торговли и изменение покупательских привычек. Дальнейшее проникновение на рынок современных форматов приведет к изменению покупательских привычек, придав процессу совершения покупок оттенок развлечения. Благодаря росту доходов повысится спрос на качественную продукцию, и современные форматы станут более доступными для населения. По прогнозам аналитиков, доля современных форматов за три-четыре года удвоится.

— Продвижение торговых сетей в регионы и за пределы страны.

Начиная с 2003 года крупные российские и международные торговые сети рассматривают возможности расширения в регионах. Более низкая арендная плата и растущая покупательная способность населения регионов будет привлекать больший объем инвестиций. Ключевые ритейлоры рассматривают в качестве своих потенциальных рынков города с населением свыше 500 тыс. человек. В зависимости от формата и целей, стоящих перед сетями, они будут выбирать один из следующих вариантов расширения в регионах: открытие фирменных магазинов, приобретение местных торговых сетей или франчайзинг. В прошлом году появилась новая тенденция — экспансия отечественных сетей за пределы России. Некоторые из них (например, «Перекресток», «Патерсон» и «Пятерочка») либо уже открыли новые магазины в странах СНГ, либо объявили о соответствующих планах.

— Развитие потребительского кредита. Производителям и поставщикам товаров длительного пользования, например автомобилей, мебели и электроники, выгодно быстрое развитие рынка потребительских кредитов.

Крупные банки, как российские, так и международные, активно развивают направление работы с физическими лицами, предлагая новые продукты, используя открытые точки продаж в торговых центрах и устанавливая отношения с предприятиями розничной торговли.

Развитие противоположностей: дискаунтеры и торговля предметами роскоши.

В России, где среднему классу еще только предстоит стать основой общества и где он составляет лишь малую часть населения, наиболее активно развиваются форматы, находящиеся либо на самом верху, либо в самом низу ценовой пирамиды. Дискаунтеры, например, являются крайне многообещающим форматом в России. Именно дискаунтеры и магазины «возле дома» постепенно вытеснят открытые рынки, киоски и другие архаичные форматы.

На противоположном конце ценовой пирамиды — сегмент торговли предметами роскоши, быстрое развитие которого особенно заметно в Москве. На российском рынке уже присутствует огромное количество международных торговых марок косметической и парфюмерной продукции, одежды, ювелирных изделий и автомобилей. Розничная торговля предметами роскоши также находится на подъеме; основными участниками рынка в этом сегменте являются Bosco di Ciliegi и Mercury.

Консолидация в сегменте розничной торговли.

Розничная торговля будет оставаться в центре процесса консолидации. На рынке в рамках реализации стратегии продвижения в регионы будет происходить интеграция мелких местных торговых сетей в более крупные. Аналитики прогнозируют возможные слияния между основными участниками рынка либо приобретения предприятий розничной торговли международными сетями. [1]

По данным органов Мэрии г. Калининграда, на территории города осуществляют работу 77 крупных и средних организаций розничной торговли и около 1200 малых предприятий. [2]

Тенденция развития торговых сетей характерна для розничной сети продовольственных товаров Калининградской области. На территории г. Калининграда в настоящее время имеются торговые точки семи розничных сетей, операторами которых являются пять компаний:

1. ООО «Калининградрозторг» — владеет сетью магазинов товаров повседневного спроса под вывеской «Дешево» с торговой площадью от 130 до 400 кв. м и ассортиментом около 3000 наименований и сетью универсамов под вывеской «Квартал» торговой площадью от 450 кв. метров и ассортиментом более 4000 наименований; торговые точки расположены в 12 городах Калининградской области, в том числе, в г. Калининграде;

2. ООО «Виктория — Балтия» — имеет сеть супермаркетов на территории Калининграда торговой площадью от 1800 до 7000 кв. м с ассортиментом от 2800 до 25 000 наименований;

3. ООО «Торговый дом Вестер» (владеет сетью «магазинов у дома», продающих товары повседневного спроса под вывеской «Сосед», с торговой площадью от 60 до 460 кв. м и ассортиментом от 1500 до 4000 наименований и сетью универсамов и супермаркетов под вывеской «Вестер» торговой площадью от 420 кв. метров до 3000 кв. м и ассортиментом до 10 000 наименований; торговые точки расположены в 6 городах Калининградской области, в том числе, в г. Калининграде;

4. ООО «Седьмой континент — СЗ» — имеет сеть универсамов на территории г. Калининграда торговой площадью до 1900 кв. м.

5. ООО «КалининградАгроТорг» и ООО «Торговая сеть Копилка» владеют на территории Калининграда сетями магазинов товаров повседневного спроса и универсамов, работающих под вывесками «Семья», «Копилка», «Экспресс 7», «Экспресс Маркет» с торговыми площадями от 140 до 520 кв. м и ассортиментом от 4000 до 9000 позиций. Работа под одними торговыми марками и некоторые другие признаки позволяют рассматривать данных участников рынка как группу лиц.

Операторы двух сетей — ООО «Виктория — Балтия» и ООО «Калининградрозторг» — образуют группу лиц, т. е. при анализе рынка должны рассматриваться как один хозяйствующий субъект.

ООО «Виктория Балтия» и ООО «Калининградрозторг» входят в группу лиц с ОАО «Группа компаний «Виктория», основанной в 1993 году и с настоящее время работающей на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда в форматах супермаркет, магазин у дома («Квартал»), дискаунтер (магазины «Дешево») и специализирующейся на розничной торговле продовольственными товарами. В группу «Виктория» входит также ООО «Виктория Кэш К», которому принадлежит магазин оптово-розничной торговли — «Кэш», работающий в формате магазина — склада.

2. Особенности типа ТРП «Промтовары»

Типы розничных предприятий на потребительском рынке Тип предприятий розничной торговли — это предприятия определенного вида, классифицированное по торговой площади и формам торгового обслуживания покупателей. [3]

При определении типа предприятия учитываются следующие основные признаки:

— Ассортимент реализуемых товаров;

— Размер торговой площади;

— Применение методов продажи;

— Месторасположение.

К дополнительным признакам относятся:

— Наличие световой вывески или вывески с подсветкой;

— Применение фирменных буклетов и упаковочных материалов;

— Наличие у обслуживающего персонала форменной одежды с эмблемой предприятия;

— Использование декоративных элементов в оформлении витрин;

— Применение современного выставочного оборудования, изготовленного в едином стиле.

Рассмотрим особенности типа ТРП «Промтовары»

ТРП «Промтовары» относится к неспециализированным непродовольственным магазинам.

Тип ТРП «Промтовары» — предприятие розничной торговли, реализующее непродовольственные товары узкого ассортимента, основные из которых швейные и трикотажные изделия, обувь, галантерея, парфюмерия, торговой площадью от 18 мІ. [4]

В магазинах типа ТРП «Промтовары» применяется продажа товаров с индивидуальным обслуживанием, в том числе с открытой выкладкой, — это форма торгового обслуживания, при которой покупатели знакомятся с ассортиментом товаров самостоятельно или с помощью продавца, а проверяет качество, дает консультацию, упаковывает и отпускает товары продавец. [5]

Таблица 2.1: Отличительные признаки магазина «Промтовары» по Госту — ГОСТ Р 51 773−2001

Основные признаки типов ТРП

признаки магазина «Промтовары»

Формы торгового обслуживания

индивидуальное обслуживание через прилавок

Наличие световой вывески или вывески с подсветкой

выполнение требований не предусмотрено

Применение фирменных буклетов и упаковочных материалов

выполнение требований не предусмотрено

Наличие у обслуживающего персонала форменной одежды с эмблемой предприятия

выполнение требований не предусмотрено

Использование декоративных элементов в оформлении витрин

выполнение требований не предусмотрено

Применение современного выставочного оборудования, изготовленного в едином стиле

выполнение требований не предусмотрено

Особенности типа ТРП «Промтовары» на примере ООО «Текстиль».

Ассортимент — трикотажная одежда высокого качества различных торговых марок швейных предприятий Польши. Трикотаж находится на пике популярности благодаря красоте и комфорту в носке. Изделия из трикотажа с удовольствием носят женщины, мужчины, дети. Производители постоянно экспериментируют с трикотажем, создавая новые модели необычных фасонов, используя яркие принты и нестандартные аксессуары. Качественному трикотажу отдают предпочтение покупатели всего мира, и россияне здесь, конечно, не стали исключением. С таким удивительным материалом — трикотажем — некоторые потребители не расстаются ни днем, ни ночью: выбирая удобные трикотажные пижамы для сна и красивые платья, кофты, топы, блейзеры для работы и отдыха.

Месторасположение — Калининградская область, г. Гурьевск, ул. Советская, 4. Месторасположение магазина удачное, т. к. находится в новом жилом комплексе заселенного микрорайона «Ясный», в котором первый этаж дома отведен под торговые площади. Вблизи есть остановки, напротив жилого комплекса располагается супермаркет «Седьмой Континент». Это говорит о том, что в магазине «Текстиль» всегда будут покупатели. Размер общей площади — 60 мІ, из них торговой площади — 45 мІ

Применение методов продажи — индивидуальное обслуживание через прилавок.

3. Анализ внешней среды

Среди множества инструментов анализа рыночной позиции предприятия одним из наиболее наглядных является разработка SWOT-матрицы. Сущность такого анализа заключается в оценке перспектив финансово-хозяйственной деятельности предприятия в двух аспектах. Говоря о сегодняшнем положении предприятия, определяют его достоинства и недостатки, а взгляд на перспективу выявляет возможности продолжения дальнейшей деятельности и угрозы успешному выполнению планов. Результаты сводятся в таблицу, которая дает наглядный материал для планирования дальнейшей деятельности по преодолению недостатков и реализации рыночных преимуществ предприятия с учетом выявленных возможностей и угроз. Исходя, из данной матрицы можно предложить следующие направления стратегического планирования деятельности исследуемого предприятия (таблица 3.1).

4. Сегментирование рынка и выбор целевого сегмента для магазина «Текстиль»

Сегментирование рынка — разбивка рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары и (или) комплексы маркетинга в зависимости от потребностей. Для отыскания лучших с точки зрения фирмы возможностей сегментирования продавец пробует самые разные методы. При потребительском маркетинге основаниями (критериями) для сегментирования служат следующие переменные:

— географические;

— демографические;

— психографические;

— поведенческие.

Таблица 4.1 — Сегментирование рынка одежды

ОПИСАНИЕ СЕГМЕНТОВ

Консервативная одежда

Традиционная одежда

Современная одежда

Количество населения, %

Количество продаж, %

Возраст, л.

35−55

24−49

22−40

Ценности

Консервативные ценности, удовлетворены своим статусом

Традиционные ценности. Активные, занятые, независимые, самоуверенные

Современные ценности. Активные, занятые, независимые, очень самоуверенные

Работа

Имеют работу, карьеру не делают

Ориентированы на семью и работу / карьеру

Ориентированы на семью и работу / карьеру

Доход

Объем свободных средств ограничен

Доход средний

Высокий доход

Искомые выгоды

Руководствуются ценой, реагируют на распродажи.

Предпочитают простоту использования и комфорт.

Не интересуются модой. Ценность определяется ценой, качеством.

Руководствуются качеством, готовы платить чуть больше. Предпочитают традиционный покрой, ищут одежду, которую будут носить длительное время. Интересуются всем новым. Ценность определяется качеством, модой, ценой

Руководствуются модой, одежда служит способом самовыражения.

Предпочитают новые цвета и стили.

Покупки совершают часто. Ценность определяется модой, качеством, ценой

Рынок трикотажной одежды города Гурьевска сегментирован на три части:

1. Консервативная одежда

2. Традиционная

3. Современная модная одежда Консервативный сегмент (предпочитающие консервативную одежду) является наиболее чувствительным к цене и наименее ориентированным на моду. У покупателей модного сегмента все с точностью до наоборот: в первую очередь важна мода и стиль, в последнюю — цена.

Рисунок 4.2 — Сегменты одежды по стилю города Гурьевск

Сегмент женской одежды традиционно занимает большую часть структуры рынка по потребительскому назначению — по итогам 2010 года на ее продажи пришлось порядка 60% всего рынка. Но наиболее активно в этой структуре развиваются сегменты мужской и детской одежды, увеличив свои продажи в 2010 году на 13,4% и 16,6% в рублях соответственно.

В среднем, в 2008 году каждый мужчина потратил на одежду почти в 3 раза меньше, чем женщина и в 3,6 раза меньше, чем было потрачено на каждого подростка. На детскую одежду в 2010 году родители потратили в среднем по 11 тыс. руб. на каждого ребенка. [7]

В 2010 году на приобретение одежды, обуви, тканей всех видов население потратило порядка 10,5% от всех потребительских расходов — продукты, услуги, непродовольственные товары. В структуре расходов гражданина РФ расходы на одежду составляют 8,2%. Расходы российских семей на одежду в 2010 году увеличились, однако их структура оставалась почти неизменной. Так, в общей совокупности значительную долю традиционно составляют расходы на женскую одежду (не менее 60%). Менее 18% уходит на покупку изделий для мужчин, менее — 32% на детские.

Но так как магазин «Текстиль» располагается в новом заселенном микрорайоне, где в основном проживают молодые семейные пары с маленькими детьми и подростками, то предположительная процентная доля на расходы детского трикотажа в магазине «Текстиль» будет выше — 40%, на женский трикотаж — 42%, и на мужской соответственно — 18%.

Рисунок 4.3 Предположительная доля расходов потребителей в магазине «Текстиль»

Таблица 4.2 — Группы трикотажных изделий

Чулочно-носочные изделия

Белье

Верхний трикотаж

чулки, получулки жен., колготки детские, носки мужские, женские и детские, спортивные чулки и гетры.

сорочки, фуфайки, кальсоны, гарнитуры мужские и детские, сорочки, комбинации, панталоны, юбки, гарнитуры женские и для девочек; белье для детей дошкольного и ясельного возраста (комбинезоны, кофточки, распашонки, песочницы, ползунки, конверты, чепчики, фартучки-нагрудники, пинетки, гарнитуры; спортивное белье, майки, футболки, тельняшки, купальные костюмы

джемперы, жакеты, жилеты, свитеры, рейтузы, блузки, юбки, платья, костюмы, пижамы, халаты, пальто, брюки, детские комбинезоны

Рисунок 4.4. Структура видового ассортимента в магазине «Текстиль»

Определение позиций имеющихся конкурентов Покупателей целевого сегмента в первую очередь интересуют два параметра: цена и качество. Схема позиционирования трикотажных изделий по цене и качеству представлена на графике.

Основным конкурентом магазина «Текстиль» в городе Гурьевск является магазин «Светлячок».

Таблица 4.3 — сравнение магазинов «Текстиль» и «Светлячок»

Наименование магазина

Классификация конкурента

Размер торговой площади, кв м.

Сильные места

Слабые места

Магазин «Светлячок»

Активный конкурент

— низкие цены;

— большой ассортимент;

— местоположение при въезде в город.

— неквалифицированные продавцы;

— низкое качество одежды (Китай)

Магазин «Текстиль»

Активный конкурент

— высокое качество;

— изделия различных торговых марок;

— большая проходимость

— средние цены

Рынок трикотажной одежды города Гурьевск полностью не насыщен, для увеличения продажи одежды необходимо воздействовать на разные группы потребителей. Магазин «Текстиль» может предложить различный ассортимент трикотажной одежды высокого качества различных польских торговых марок по умеренным ценам практически каждому жителю Гурьевска из любого сегмента. Это особенно удачно на рынке с однородными китайскими товарами.

5. Выбор организационно-правовой формы для ТРП «Промтовары»

Факторы, влияющие на выбор типа предприятия.

Принимая решение о выборе организационно-правовой формы, предприниматель определяет требуемый уровень и объем возможных прав и обязательств в зависимости от профиля и содержания будущей предпринимательской деятельности, возможного круга партнеров, существующего законодательства. Одно дело, когда предприниматель планирует осуществлять ряд разовых деловых проектов, но совсем другое — когда предпринимательская идея сводится к долговременному повторению одного и того же производственного цикла.

При этом выбор наиболее целесообразной (с точки зрения предпринимателя) формы организации деятельности следует соотносить с возможностями, которые предоставляет действующее законодательство. При осмыслении этих проблем предприниматель принимает решение о правовом статусе учреждаемого предприятия.

Правовая форма предприятия, его права и обязанности закрепляются в уставе. Устав принимается (одобряется, утверждается) исключительно учредителем. Если в качестве такового выступает группа лиц, то устав рассматривается и принимается всеми учредителями на общем собрании или конференции. Это находит отражение в учредительном договоре, который подписывают все его участники. Они же подписывают и устав. Эти документы (плюс протокол собрания или конференции учредителей) необходимы для государственной регистрации учреждаемого предприятия и внесения его в государственный реестр.

В уставе частного предприятия должны быть отражены следующие положения:

— наименование предприятия с указанием его организационно-правовой формы, фамилия собственника имущества и название предприятия. В наименовании предприятия могут не фигурировать указания на вид хозяйственной деятельности, т. е. «коммерческое», «производственное»;

— данные об учредителе (учредителях); если в создании предприятия приняли участие несколько членов семьи — их фамилии имена, отчества, места жительства;

— адрес предприятия;

— размере уставного капитала ООО;

(Размер уставного капитала общества должен быть не менее чем десять тысяч рублей п. 1 ст. 14 ФЗ РФ об ООО от 08.02.1998 № 14-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ))

— предмет и виды деятельности;

— порядок образования имущества, в том числе право собственности на имущество предприятия;

— порядок распределения прибыли и покрытия убытков;

— управление предприятием и компетенция органов управления; условия ликвидации и реорганизации предприятия.

В уставе необходимо также оговорить ответственность учредителя (учредителей) по обязательствам предприятия.

Общество с ограниченной ответственностью — одна из наиболее часто используемых в настоящее время форм. Эта форма объединения капитала, сочетающаяся с возможностью личного участия в деятельности организации. ООО может быть учреждено как физическими, так и юридическими лицами, но количество участников ограничено: от 1 до 50. Эта форма позволяет привлекать финансовые ресурсы: как кредиты, так и инвестиции. Участник ООО может в любое время выйти из него и получить действительную стоимость его доли. Правда, после этого финансовое положение ООО ухудшится, тем более, если эта доля была весомой. Смена участников регистрируется в учредительных документах и в регистрационном органе.

«Плюсы»:

— Ответственность ограничена суммой вклада

— Можно в любое время выйти из общества

— Сравнительно простая процедура регистрации

«Минусы»:

— При выходе участника из состава общества может возникнуть возможность финансового кризиса в связи с выплатой участнику его доли в имуществе общества

— Усложненная процедура купли-продажи долей в уставном капитале ООО

— Относительная усложненность ликвидационных процедур.

Данная организационно-правовая форма подходит для бизнеса, связанного с небольшими рисками, для которого необходимо руководство нескольких человек.

Организационно-правовая форма рассматриваемого ТРП — общество с ограниченной ответственностью. Полное наименование предприятия — общество с ограниченной ответственность «Текстиль» (ООО «Текстиль»).

Учредителями ООО «Текстиль» являются два физических лица. Один из учредителей занимает место генерального директора предприятия, а другой место главного бухгалтера.

Фирма имеет все необходимые для своей деятельности документы.

Учредительные документы — основной информационный источник любого предприятия — это устав.

6. Разработка и обоснование схемы организации торгового зала для магазина «Текстиль»

Места расположения товаров в магазине можно разделить на две основные категории:

Сильные места:

1. Полки с правой стороны в направлении движения покупателей

2. Пересечения рядов полок в магазине

3. Места с хорошим фронтальным обзором

4. Пространство возле кассы

5. Конечные отделы гондол Слабые места:

1. Полки с левой стороны по ходу движения покупателей

2. Углы магазина

3. Места возле входа в магазин Схема планировки торгового зала в магазине «Текстиль» изображена на рисунке в Приложении В.

Произведем некоторые расчеты по рациональности использования планировки торговой площади.

1. Коэффициент эффективной площади магазина: Кэ=Sт/Sо.

Чем выше полученное значение, тем эффективнее используется площадь магазина. Общая площадь магазина (So) 60 м2 из них торговая площадь (Sm) — 45 м2.

Кэ = 45 / 60 =0,75

Если коэффициент <0,6 это означает, что торговая площадь используется неэффективно. На Западе наиболее оптимальным является соотношение торговой и неторговой площади магазина 70:30, то есть коэффициент Кэ=0,7 [5]

2. Коэффициент установочной площади оборудования: Ку=Sу/Sо По нему можно судить об эффективности размещения оборудования в торговом зале. Оборудование занимает в общей сложности 20 м2.

Ку=20/45 =0,4.

Если коэффициент >0,35 это означает, что торговый зал перегружен оборудованием, а то что есть используется неэффективно. В нём ограничены возможности выбора товара, напряжены потоки покупательских перемещений, затруднено обслуживание покупателей.

Оптимальная величина Ку:

в магазинах самообслуживания составляет 0,3−0,2;

в универмагах — 0,29;

в магазинах обуви — 0,33;

в магазинах одежды — 0,28;

в магазинах хозтоваров — 0,32.

Планировка магазина одежды.

В магазинах, торгующих одеждой, торговый зал разделяется на демонстрационный зал и зал обслуживания.

В демонстрационном зале показывают образцы одежды, имеющиеся в продаже. Здесь покупатель осматривает образцы одежды и подбирает себе нужные изделия самостоятельно или с помощью продавца-консультанта. Все коллекции — повседневная, спортивная, деловая и детская — располагаются по периметру торгового зала. Причем повседневная и спортивная одежда, т. е. две наиболее покупаемые категории, находятся в глубине торгового зала, а деловая и часть повседневной — в первой половине торгового зала. Детская одежда располагается отдельно, поскольку это — товар целенаправленного спроса. Недорогие трикотажные кофточки, майки и свитера располагаются сразу за входной зоной в центре торгового зала. Они являются товарами импульсного спроса, привлекают внимание, дают хороший оборот и способствуют другим покупкам. Между кассой, расположенной напротив входа или у левой стены, и примерочной размещаются вспомогательные (сопутствующие) товары.

В зале обслуживания покупатели примеряют с помощью продавцов понравившиеся изделия, которые берутся уже из рабочего запаса. После примерки покупатель оплачивает стоимость изделия и получает его в столе контроля. Зал обслуживания имеет следующее оборудование:

1) примерочные кабины для примерки костюмов, брюк, жакетов, юбок, женского платья;

2) оборудование для хранения рабочих запасов одежды. Наиболее удобны металлические вешала, на которых одежда подвешивается на плечиках. Вешала ставят перпендикулярно стене зала;

3) стол контроля, служащий для получения денег и выдачи покупок. Он оборудован вешалом для хранения отобранных покупателями изделий, прилавком для кассового аппарата и прилавком для упаковки и выдачи покупок. Стол контроля располагается рядом с примерочными и рабочими запасами. Кассовая зона — «горячее», бойкое место торгового зала. Покупатели, совершившие покупки, обязательно приходят к кассе. Многие магазины намеренно создают небольшие очереди в кассы, чтобы покупатели постояли, расслабились и купили еще что-нибудь.

7. Управление персоналом на примере ООО «Текстиль»

Организационная структура магазина представлена на рисунке 7.1. Численность работников магазина составляет 7 человек.

Директор (1)

Бухгалтер (1)

Старший продавец (1)

Водитель (1)

Уборщица (1)

Продавец-консультант (2)

Рисунок 1 — Организационная структура магазина «Текстиль»

Организационная структура магазина «Клеопатра» является простейшая линейно-функциональной. Сущность линейно-функциональной структуры управления состоит в том, что управляющие воздействия на объект могут передаваться только одним доминантным лицом — руководителем, который получает официальную информацию только от своих, непосредственно ему подчиненных лиц, принимает решения по всем вопросам, относящимся к руководимой им части объекта, и несет ответственность за его работу перед вышестоящим руководителем.

Данный тип организационной структуры управления применяется в условиях функционирования мелких предприятий с несложным производством при отсутствии у них, разветвленных кооперированных связей с поставщиками, потребителями, научными и проектными организациями и т. д.

Кадровая политика представляет собой систему научно — обоснованных целей, задач, принципов, методов, определяющих содержание и формы управления персоналом на различных этапах жизнедеятельности организации.

Различают следующие типы кадровой политики: пассивная, реактивная, превентивная, активная. Активная кадровая политика разделяется на два вида: рациональная и авантюрическая.

На предприятии ООО «Текстиль» проводится превентивная кадровая политика открытого типа. Хотя отдельной кадровой службы по существу нет. Все кадровые функции выполняет директор. Организация ориентируется на привлечение нового персонала не из числа сотрудников фирмы. Программа развития организации основывается на краткосрочном и среднесрочном прогнозах в потребности кадров в качественном и количественном отношениях.

Система показателей интенсивности оборота кадров Затраты на персонал организации — общепризнанный для стран с рыночной экономикой интегральный показатель, включающий совокупность расходов, связанных с привлечением, вознаграждением, стимулированием, решением социальных проблем, организацией работы и улучшением условий труда.

Для оценки качества работы с кадрами фирмы можно использовать систему показателей, характеризующих интенсивность оборота кадров и детализирующих особенности этого оборота. Основные показатели этой системы:

а) Коэффициент интенсивности оборота по приему (Кп) характеризует удельный вес принятых работников за определенный период.

Кп = Чп / Чс (7.1)

где, Чп — число принятых за период работников Чс — среднесписочное число работников Организация «Текстиль» имела численность работников во 2 квартале 2010 г. 8 человек, в 3 квартале 2010 г. — 7 человек, в 4 квартале 2010 г. — 7 человек, в 1 квартале 2011 г. — 6 человек. Среднесписочная численность работников за 4 квартала составила 7 человек. Принятых за период работников — 1 человека.

Кп = 1 / 7 = 0,14

б) Коэффициент оборота по выбытию (Кв) показывает удельный вес выбывших работников за определенный период.

Кв = Чв / Чс (7.2)

где, Чв — число выбывших за период времени работников Кв = 2/7=0,28

в) Коэффициент текучести кадров (Кт) Кт = Чув / Чс Ч 100% (7.3)

где, Чув — численность сотрудников, уволившихся из организации по собственному желанию (без уважительных причин) и за нарушение трудовой дисциплины за определенный период времени.

Кт = 2/7Ч 100% = 28

г) Коэффициент замещения (Кз) Кз = (Чп — Чв) / Чс (7.4)

Кз = (2 — 1)/7 = 0,14

Принятые на работу возмещают убыль ресурсов рабочей силы в связи с увольнением и используются на созданных рабочих местах.

д) Коэффициент постоянства кадров (Кпк) характеризует уровень работающих на предприятии постоянно в анализируемом периоде:

Кпк = 1 — Кв (7.5)

Кпк = 1 — 0,28 = 0,72

Организация оплаты труда и стимулирование в ООО «Текстиль».

Все тарифы оплаты труда оговорены в трудовых контрактах работников и установлены индивидуально, в зависимости от условий найма на работу.

Для оплаты труда продавцов-консультантов в организации применяется бонусная система оплаты труда. Заработная плата при бонусной системе состоит из двух частей: оклада и премии. Однако размер премии (в процентах) для каждого работника должен быть четко определен. Он зависит от выручки, полученной непосредственно работником, общих доходов или прибыли организации. Бонусная система оплаты труда применяется, например, для работников торговли или сферы услуг. Иначе говоря, для тех, от чьей работы напрямую зависят доходы или прибыль организации.

Расчет заработной платы продавца-консультанта:

Продавцы-консультанты работают посменно — 2 через 2 дня.

ООО «Текстиль» установило следующие месячные оклады — 10 000 рублей. Если выполнен план выручки организации за месяц и он составляет 200 000 рублей и выше, то премия выплачивается в размере 2% от полученной выручки организации за месяц. При невыполнении плана премия не начисляется.

200 000 руб. Ч 2% = 4000 руб. составляет премия при выполнении плана.

10 000 руб. + 4000 руб. = 14 000 руб.

Расчет заработной платы старшего продавца:

Старший продавец работает ежедневно, кроме воскресенья — выходной. Оклад составляет 16 000 рублей. Начисление премии происходит по такой же системе, как и у продавцов-консультантов.

16 000 руб. + 4000 руб. = 20 000 руб.

Для руководителей, специалистов и служащих используется система должностных окладов. Должностной оклад — абсолютный размер заработной платы, установленный в соответствии с занимаемой должностью. Должностные оклады устанавливаются в соответствии со ступенями оплаты труда, присвоенными для каждой должности.

Расчет заработной платы бухгалтера:

Месячный оклад составляет 18 000 руб. Премия составляет 45% от оклада.

18 000 руб. Ч 45% = 8100 руб.

18 000 руб. + 8100 руб. = 26 100 руб.

В целях усиления материальной заинтересованности рабочих в улучшении качества работ, в увеличении прибыли, в повышении производительности труда на предприятии вводится положение о премировании.

Основными показателями премирования на предприятии являются:

1. выполнение тематических задач;

2. качество работы;

3. выполнение плана работ;

4. культура производства;

Рабочие совершившие прогулы лишаются премии полностью. Премии работникам выплачивают в процентах к заработной плате.

За выполнение показателей производственно-хозяйственной деятельности предусмотрено ежемесячное премирование в следующих размерах:

— рабочие — до 30% от заработной платы;

— руководители, специалисты и служащие — до 45% должностного оклада.

Так же могут быть установлены различные доплаты и надбавки. Порядок установления доплат и надбавок регламентируется отдельными Положениями. Работникам могут быть установлены следующие доплаты:

— за совмещение профессий (должностей),

— за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника (на срок выполнения).

8. Управление товарооборотом на примере ООО «Текстиль»

Розничный товарооборот — один из основный показателей, по которому оценивается деятельность предприятий и организаций торговли. Главной целью торговых предприятий является получение максимальной прибыли и товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда.

С другой стороны, розничный товарооборот — это количественный показатель, который выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в сферу потребления путем их обмена на денежные доходы.

Под розничным товарооборотом вообще понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации.

Этапы анализа и планирования розничного товарооборота.

Основными этапами анализа розничного товарооборота являются:

изучение общей динамики товарооборота и основных тенденций его развития в отчетном году по сравнению с базисными периодами;

оценка степени влияния ценового фактора на изменение объема товарооборота;

изучение структуры товарооборота;

изучение внутригодовой динамики товарооборота;

изучение динамики товарооборота по местам реализации и структурным подразделениям;

выявление степени влияния ресурсных и трудовых факторов на объем товарооборота.

В ходе проведения такого анализа оценивается динамика товарооборота, и выявляются тенденции развития, как общего объема товарооборота, так и оборота по отдельным товарным группам, определяется характер развития товарооборота и устанавливаются факторы, под воздействием которых он сложился.

Проведение такого анализа товарооборота можно рассматривать как первый этап его планирования. В тоже время для разработки плана необходимо учитывать:

общеэкономическую ситуацию на рынке и ее прогноз на ближайшую перспективу;

обеспеченность предприятия материальными трудовыми и финансовыми ресурсами и эффективность их использования.

Учет всех этих факторов позволит разработать более обоснованный план с использованием таких методов планирования как:

статистический;

расчетно-аналитический;

экономико-математический.

Статистический метод предполагает планирование на основе выявления сложившейся тенденции темпов роста оборота за ряд предшествующих лет (как в текущих, так и в сопоставимых ценах).

Расчетно-аналитический метод предусматривает определение показателей ожидаемого и сопоставляемого товарооборота, который и служит основой для определения плановой его величины.

Экономико-математический метод предполагает использование трендовых моделей развития или их разновидности — авторегрессионной модели.

После определения годового плана товарооборота проводится его распределение по кварталам или месяцам на основе рассчитанных в процессе анализа коэффициентов сезонности.

Важной задачей в процессе планирования товарооборота является определение его структуры, т. е. объема реализации по отдельным товарным группам.

В условиях, когда торговое предприятие самостоятельно устанавливает размеры торговых надбавок на конкретные товары при их различной стоимости, то планирование товарооборота по отдельным товарным группам позволяет определить сумму дохода и прибыли.

Расчет структуры товарооборота торгового предприятия может быть произведен с помощью коэффициентов эластичности, отражающих изменение товарооборота по конкретным товарным группам в зависимости от изменения общего объёма товарооборота:

Эi = Тi /Т, (1.8)

где Тi — товарооборота по данной товарной группе;

Т — общий товарооборот.

Проведем анализ товарооборота на основе выбранного предприятия.

Анализ товарооборота в стоимостном выражении представим в таблице, представив ассортимент более укрупненными группами.

Таблица 8.1 — Анализ товарооборота ООО «Текстиль»

Показатели

2009 год

2010 год

Изменения

тыс. руб.

%

Товарооборот, в т. ч.

19 351,2

20 407,9

1056,7

105,5

Чулочно-носочные изделия

2654,0

2763,1

109,1

104,1

Нижнее белье

1283,2

1286,2

3,0

100,2

Детская одежда

2658,0

2955,0

297,0

111,2

Пиджамы, халаты

1065,3

1223,1

157,8

114,8

Кофты, топы

3654,9

3825,0

170,1

104,7

Платья

1033,2

1125,9

92,7

108,9

Футболки, майки

1965,4

2054,3

88,9

104,5

Свитера, джемпера

1362,0

1365,0

3,0

100,2

Костюмы

1365,1

1400,1

35,0

102,6

Спортивная одежда

2310,1

2410,2

100,1

104,3

Из таблицы 8.1 видно, что товарооборот за год увеличился на 1056,7 тыс. руб., или на 5,5% и составил 20 407,9 тыс. руб.

В таблице 8.2 представлены результата анализа структуры товарооборота Таблица 8.2 — Анализ структуры товарооборота

Показатели

2009 г.

2010 г.

Изменения тыс. руб.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Товарооборот, в т. ч.

19 351,2

100,0

20 407,9

100,0

1056,7

Чулочно-носочные изделия

13,7

2763,1

13,5

109,1

Нижнее белье

1283,2

6,6

1286,2

6,3

3,0

Детская одежда

13,7

14,5

297,0

Пижамы, халаты

1065,3

5,5

1223,1

6,0

157,8

Кофты, топы

3654,9

18,8

3825,0

18,7

170,1

Платья

1033,2

5,33

1125,9

5,5

92,7

Футболки, майки

1965,4

10,2

2054,3

10,1

88,9

Свитера, джемпера

1362,0

7,0

1365,0

6,7

3,0

Костюмы

1365,1

7,1

1400,1

6,9

35,0

Спортивная одежда

2310,1

11,9

2410,2

11,8

100,1

Как видно из таблицы 8.2 практически все ассортиментные группы характеризуются положительным приростом в 2010 году. Самым большим спросом в 2010 г. пользовались кофты, топы, детская одежда, чулочно-носочные изделия, спортивная одежда.

Анализируя данные таблицы можно сказать, что товарооборот за 2010 год вырос по сравнению с 2009 годом на 1056,7 тыс. руб. Это свидетельствует о хорошей работе магазина.

Заключение

Объектом исследования стало предприятие ООО «Текстиль». Торговое предприятие ООО «Текстиль» основано в г. Гурьевске, микрорайоне «Ясный». Общая площадь магазина составляет 60 м², из которых на торговую площадь отведено 45 м2. Место было выбрано неслучайно, так как микрорайон полностью заселен в основном молодыми семейными парами с детьми. Поэтому деятельность предприятия направлена на предоставление населению качественных трикотажных изделий польских производителей различных товарных групп по умеренным ценам.

На протяжении двух лет товары предприятия ИП «Одежда» пользуются устойчивым спросом. Деятельность предприятия ООО «Текстиль» ориентируется на изучение потребностей и запросов потребителей.

ООО «Текстиль» является обществом с ограниченной ответственностью. Учредителями ООО «Текстиль» являются два физических лица. Один из учредителей занимает место генерального директора предприятия, а другой место главного бухгалтера.

Проведя данный анализ конкурентоспособности видно, что ООО «Текстиль» является конкурентоспособным, не зависит от конкурентов, находится в удобном месте, к нему легко подъехать на автомобиле, там доступные цены на товары, и высокий уровень качества товаров.

Рынок трикотажной одежды города Гурьевск полностью не насыщен, для увеличения продажи одежды необходимо воздействовать на разные группы потребителей.

Система материальной заинтересованности должна выстраиваться как система инвестирования в качество рабочей силы. Такие инвестиции не ограничиваются заработной платой, основной их источник — конечный доход.

Действующие системы оплаты труда в ООО «Текстиль» установлены таким образом, чтобы обеспечить объединение работников предприятия, стимулировать сотрудничество и мотивацию труда на выполнение поставленных целей предприятия. Грамотно спроектированная работа должна создавать внутреннюю мотивацию, ощущение личного вклада в выполняемую работу. Человек — существо социальное, а значит, чувство сопричастности способно вызвать в нем глубокое психологическое удовлетворение, оно так же позволяет осознать себя как личность.

В процессе исследования предприятия был проведен анализ товарооборота, который показал, что товарооборот за год увеличился на 1056,7 тыс. руб., или на 5,5% и составил 20 407,9 тыс. руб.

Анализа структуры товарооборота показал, что практически все ассортиментные группы характеризуются положительным приростом в 2010 году. Самым большим спросом в 2010 г. пользовались кофты, топы, детская одежда, чулочно-носочные изделия, спортивная одежда.

Список литературы

1. Журнал «Коммерческий директор», № 1, январь 2010

2. http://kaliningrad.fas.gov.ru/ - Анализ рынка розничной торговли продовольственными товарами Калининграда

3. Экономика предприятий торговли и общественного питания: Учеб. пособие / Рук, авт. кол: Т. И. Николаева: Науч. ред. Н. Р. Егорова — Екатеринбург: Из-во Урал. гос. экон. ун-та, 2007

4. Гост — ГОСТ Р 51 773−2001 Розничная торговля. Классификация предприятий

5. Организация торговли: Учебник для ВУЗов. Егоров В. Ф. — СПб.: Питер, 2004. — 352 с.: Ил. — (Серия «учебник для ВУЗов»).

6. Основы экономики и управления производством: Конспект лекций. Ю. И. Ребрин, Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000. 145 с.

7. http://www.marketing.spb.ru/

8. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие/ Багиев Г. Л., Асаул А. Н. Под общей ред. проф. Г. Л. Багиева. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. 231

9. Управление персоналом: Учебник. Турчинов А. И. — М.: РАГС, 2002. — с. 146, 147, 149

10. Мотивация труда. Каверин С. Б. — М.: КноРус, 2005. — с. 155,157

11. www.nbene.narod.ru — экономический интернет-журнал

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой