Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конструкция с вторичной предикацией как средство репрезентации макрособытия: на материале современного английского языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Конструирование макрособытия на основе концепта-схемы «паритетность» включает пространственно-контурное представление двух независимых друг от друга микрособытий. Независимость или автономность микрособытий подразумевает отсутствие между ними причинно-следственных отношений. Содержательными характеристиками концепта-схемы «паритетность» являются «ориентированность на равноценность и независимость… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНСТРУКЦИЙ С ВТОРИЧНОЙ ПРЕДИКАЦИЕЙ. И
    • 1. Грамматическая сущность конструкций с вторичной предикацией
    • 2. Структурно-семантический подход к изучению конструкций с вторичной предикацией
    • 3. Лексико-семантический подход к изучению конструкций с вторичной предикацией
    • 4. Функциональный подход к изучению конструкций с вторичной предикацией
    • 5. Когнитивный подход к изучению конструкций с вторичной предикацией
      • 5. 1. Особенности репрезентации знаний в синтаксисе
      • 5. 2. Когнитивные основы репрезентации знаний в сфере конструкций с вторичной предикацией
      • 5. 3. Концепт-схема как способ конструирования макрособытия
  • Выводы по Главе 1
  • ГЛАВА II. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ МАКРОСОБЫТИЯ КОНСТРУКЦИЕЙ С ВТОРИЧНОЙ ПРЕДИКАЦИЕЙ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
    • 1. Конструирование макрособытия на основе концепта-схемы «включение» и его репрезентация в английском языке
      • 1. 1. Конструирование макрособытия с установлением профиля на процессах сегментальной части одушевленного объекта
      • 1. 2. Конструирование макрособытия с установлением профиля на процессах систематической части одушевленного объекта
      • 1. 3. Конструирование макрособытия с установление профиля на функции сегментальной/систематической части одушевленного объекта
      • 1. 4. Конструирование макрособытия с установлением профиля на процессах отчуждаемой части одушевленного объекта
      • 1. 5. Конструирование макрособытия с установлением профиля на процессах сегментальной части неодушевленного объекта
    • 2. Конструирование макрособытия на основе концепта-схемы «паритетность» и его репрезентация в английском языке
      • 2. 1. Конструирование макрособытия с установлением профиля на действии одушевленного объекта
      • 2. 2. Конструирование макрособытия с установлением профиля на процессах одушевленного/неодушевленного объекта
      • 2. 3. Конструирование макрособытия с установлением профиля на свойстве одушевленного/неодушевленного объекта
    • 3. Конструирование макрособытия на основе концепта-схемы «совмещение» и его репрезентация в английском языке
    • 4. Конструирование макрособытия на основе концепта-схемы «каузация» и его репрезентация в английском языке
      • 4. 1. Конструирование макрособытия с установлением профиля на актуальном результате каузации
      • 4. 2. Конструирование макрособытия с установление профиля на потенциальном результате каузации
  • Выводы по Главе II

Конструкция с вторичной предикацией как средство репрезентации макрособытия: на материале современного английского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоящее диссертационное исследование посвящено изучению концептуальных основ синтаксиса конструкций, осложненных инфинитивными, причастными и герундиальными оборотами в современном английском языке. Исследуемые конструкции представляют собой полипропозициональные, но монопредикативные образования, поскольку в структуре конструкций содержится только одна грамматически оформленная предикация, другая предикация представлена неличной формой глагола. Указанная особенность не позволяет отнести конструкции с вторичной предикацией ни к простому, ни к сложному предложению, что, в свою очередь, свидетельствует и об отсутствии эквивалентности в процессах концептуального моделирования данных сфер синтаксиса. Следовательно, и способы структурирования знаний данными конструкциями отличны от концептуального моделирования синтаксиса простого и сложного предложения.

Конструкции с вторичной предикацией с точки зрения их структурно-семантических, лексико-семантических и функциональных особенностей являлись предметом исследования многих отечественных и зарубежных лингвистов (С.Г.Агапова, А. М. Аматов, Л. С. Бархударов, Е. И. Беляева, О. И. Бродович, Ю. Н. Власова, Е. Г. Ильичева, Б. А. Ильиш, Л. Л. Иофик, Л. М. Ковалева, Г. Г. Почепцов, О. Н. Прохорова, О. В. Серкина, И. Б. Хлебникова, G.O.Curme, O. Jespersen, R.B.Long, J.C.Nesfield, C.T.Onions, H. Poutsma, J. Zeitlin и др.). Однако нерешенной осталась проблема репрезентации знаний данными конструкциями. Репрезентация знаний разноуровневыми единицами рассматривалась во многих исследованиях, проводимых в русле когнитивного подхода (Кубрякова 2004, Болдырев 1995, 2002, Бабушкин 1996, Позднякова 1999, Бабина 2003, Фуре 2004, 2005, Беседина 2006 и др.), но особый интерес для данного исследования представляют работы, посвященные концептуальному моделированию синтаксиса (Г.А.Волохина, Е. И. Давыдова,.

Г. И.Казарина, З. Д. Попова, К. Я. Сигал, Л.А.Фурс). В частности, на материале русского простого предложения была предпринята попытка выявления синтаксических концептов, определяемых на основе типовых пропозиций (Волохина, Попова 1999, Казарина 2002).

При исследовании концептуальной основы простого предложения в английском языке были выделены такие форматы знания, как конфигурационный, актуализационный и конфигурационно-актуализационный (Фуре 2004, 2005).

Если простое предложение репрезентирует структурированное знание о типах отношений объектов реального мира, то сложносочиненное предложение объективирует знание о логических связях между событиями. Концептуальное моделирование этих знаний осуществляется с опорой на тип сочинительной связи. На этой основе выделяются следующие когнитивные модели, объективируемые сложносочиненным предложением в русском и французском языках: инклюзивная, компаративная, каузальная, неконгруэнтно-импликативная, экстенсивная и альтернационнная (Давыдова 2006).

Правила линеаризации как особые лингвокогнитивные образования в основе построения сочинительных конструкций (Сигал 2005).

В свете данных исследований назрела необходимость изучить конструкции с вторичной предикацией как средства репрезентации знаний. Решение данной проблемы с позиций когнитивной лингвистики определяет актуальность данного исследования.

Научная новизна исследования состоит в применении когнитивного подхода к анализу конструкций с вторичной предикацией, который заключается в разработке когнитивных основ структурирования знаний в сфере данных конструкций. Новым также является установление различных типов концептов-схем, на основе которых конструируется макрособытие с последующей репрезентацией конструкциями, осложненными вторичной предикацией.

В работе выдвигается гипотеза о том, что конструкции с вторичной предикацией репрезентируют макрособытие, которое конструируется с учетом коррелирующих связей между событиями1 реального мира.

В этой связи целью исследования является изучение концептуальной основы синтаксиса данных конструкций. В соответствии с выбранным направлением в качестве предмета исследования выступают процессы репрезентации знаний конструкциями с вторичной предикацией. Объектом исследования являются конструкции с вторичной предикацией в современном английском языке.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Описать сущность процесса конструирования макрособытия;

2. Изучить когнитивные принципы и механизмы, организующие процессы конструирования макрособытия;

3. Определить роль концепта-схемы в конструировании макрособытия;

4. Выявить концепты-схемы, репрезентируемые конструкциями с вторичной предикацией;

5. Установить характеристики концептов-схем, вычлененных в сфере конструкций с вторичной предикацией.

Решение поставленных задач определило содержание работы и позволило сформулировать следующие основные положения, выносимые на защиту: 1. Конструкции с вторичной предикацией как полипропозициональные, но монопредикативные единицы являются средством репрезентации макрособытия. Под макрособытием понимается единица ментального уровня, объединяющая два микрособытия, объективируемые, соответственно, первичной и вторичной предикациями. Конструирование макрособытия является возможным при установлении коррелирующих связей между его элементами. Организуется данный процесс на основе принципа гештальта и.

Вслед за многими авторами (Арутюнова 1976; Власова 1981; Демьянков 1983; Данилович 1993; Болдырев 1995; Гак 1998; Кацнельсон 2001 и др.) под событием в данной работе понимается фрагмент действительности, в рамках которого выделяются объекты, связанные между собой определенными отношениями. когнитивной доминанты. Конструирование представляет собой операцию по схематизации отношений элементов макрособытия, спроецированного на структуру конструкции с вторичной предикацией.

2. В соответствии с принципом гештальта макрособытие представляет собой целостный, нерасчлененный образ воспринятого явления, в рамках которого выделяются элементы — микрособытия. Действие принципа когнитивной доминанты заключается в том, что в зависимости от интенции говорящего один из элементов макрособытия акцентируется. За этим доминирующим микрособытием закрепляется функция профиля, который выделяется на основании другого, «фонового» микрособытия.

3. Макрособытие, репрезентируемое конструкциями с вторичной предикацией, конструируется на основе концепта-схемы, определяемого как пространственно-контурное представление коррелирующих друг с другом микрособытий.

4. Выделяются концепты-схемы «включение», «паритетность», «совмещение» и «каузация».

5. Концептуальные характеристики, составляющие содержание концепта-схемы, передают в структурированном виде знание о типе корреляции между микрособытиями. Далее это знание проецируется на семантическую структуру конструкции, и затем объективируется конкретными языковыми единицами. Характеристиками концепта-схемы «включение» являются «ориентированность на взаимосвязь двух микрособытий по принципу «часть-целое» и «ориентированность на одновременность микрособытий». Реализуется также факультативная концептуальная характеристика «ориентированность на длительность восприятия». С опорой на концепт-схему «паритетность» активизируются характеристики «ориентированность на равноценность и независимость друг от друга двух микрособытий», «ориентированность на одновременность микрособытий» и факультативная характеристика «ориентированность на длительность восприятия». Содержание концептасхемы «совмещение» определяют характеристики «ориентированность на замкнутость двух микрособытий в сфере субъекта», «ориентированность на одновременность микрособытий и «ориентированность на длительность восприятия». Концепт-схема «каузация» актуализируется характеристиками «ориентированность на причинно-следственную связь между двумя микрособытиями», «ориентированность на временную последовательность микрособытий», «ориентированность на целенаправленность каузации» и «ориентированность на результативность каузации».

Теоретической базой исследования послужили положения семантического синтаксиса (Ю.Д.Апресян, Н. Д. Арутюнова, В. Г. Гак, С. Д. Кацнельсон, Г. В. Колшанский, Н. А. Кобрина, О. И. Москальская, Е. В. Падучева, И. П. Распопов и др.), коммуникативного синтаксиса (М.В.Всеволодова, О. Ю. Дементьева, Г. А. Золотова, Н.А.Слюсарева), когнитивного синтаксиса (Г.А.Волохина, З. Д. Попова, Л.А.Фурс), теории концептуализации и категоризации (Е.С.Кубрякова, Н. Н. Болдырев, Е. Г. Беляевская, Р. Лэнекер, Л. Талми).

Анализ фактического материала проводился с опорой на комплекс методов, включающих компонентный, концептуальный и контекстуальный анализ, прием семантического вывода, а также методы трансформации и концептуального моделирования.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в разработке когнитивных принципов и механизмов структурирования знаний конструкциями с вторичной предикацией в современном английском языке. Предложенный в работе понятийный аппарат и приемы анализа языковых явлений могут быть использованы при исследовании концептуального пространства конструкций с вторичной предикацией на материале других языков.

Практическая значимость предлагаемой работы определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы в разработке лекционных курсов по когнитивной лингвистике, когнитивной грамматике, спецкурса по когнитивному синтаксису, а также быть основой для разработки тематики курсовых и дипломных работ.

Материалом для анализа послужили 4000 примеров, полученных методом сплошной выборки из текстов современных английских и американских писателей. В качестве иллюстративного материала использовались также данные английских словарей.

Апробация результатов исследования. Основные положения исследования отражены в докладах и сообщениях на Державинских чтениях в ТГУ им. Г. Р. Державина (Тамбов, 2005), на Международной конференции «Филология и культура» (Тамбов, 2005), на Международном конгрессе по когнитивной лингвистике (Тамбов, 2006), на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры английской филологии ТГУ им. Г. Р. Державина (2004 -2007 гг.), а также в опубликованных статьях и материалах по теме исследования.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка использованной научной литературы, включающего 180 наименований, Списка справочной литературы, Списка условных обозначений и Списка цитированных источников фактического материала.

Выводы по Главе II.

Проведенный анализ фактического материала показал, что конструкции с вторичной предикацией репрезентируют макрособытие, конструируемое на основе концепта-схемы, квалифицируемого как пространственно-контурное представление двух коррелирующих друг с другом микрособытий. С опорой на тип связи между двумя микрособытиями выделяются концепты-схемы «включение», «паритетность», «совмещение» и «каузация». Установлены концептуальные характеристики для каждого концепта-схемы и определены средства их репрезентации.

Концепт-схема «включение» отражает пространственно-контурное представление двух микрособытий на основе меронимических отношений по типу «часть — целое». Характеристиками концепта-схемы «включение» являются «ориентированность на одновременность микрособытий» и «ориентированность на взаимосвязь двух микрособытий по принципу «часть-целое». Выделяется также факультативная характеристика «ориентированность на длительность восприятия», реализуемая конструкциями с причастными и инфинитивными оборотами с глаголами восприятия. Характеристики концепта-схемы «включение» проецируются на семантическую структуру предложений в виде имен собственных, личных местоимений и существительных в позиции субъектов первичной и вторичной предикации, указывающих на сущности, которые находятся между собой в меронимических отношениях, а также посредством притяжательного местоимения, которое подчеркивает их кореферентность. На одновременность микрособытий указывает грамматическая форма Indefinite у причастия и инфинитива. Языковым механизмом передачи факультативной характеристики «ориентированность на длительность восприятия» являются конструкции с инфинитивными и причастными оборотами с глаголами восприятия в первичной предикации. Средствами репрезентации макрособытия, смоделированного на основе концепта-схемы «включение» являются конструкции с инфинитивными и причастными оборотами (в том числе абсолютные конструкции).

Установлено, что профилирование позволяет когнитивно выделить процессы сегментальной части одушевленного объекта. Значимость при этом приобретают мимика, жесты, телодвижения одушевленного лица на фоне осуществляемого им действия или испытываемого состояния. В качестве сегментальной части одушевленного объекта выступают его внутренние органы, процессы которых акцентируются при описании действия или состояния данного лица. Отметим, что роли участника денотативной ситуации и наблюдателя совпадают в том случае, когда основанием для профилирования процессов части тела одушевленного объекта является его состояние.

Конструирование макрособытия на основе концепта-схемы «включение» может осуществляться с установлением профиля на процессах систематической части одушевленного объекта, в качестве которой выступает кровеносная и выделительная система. В тех случаях, когда основанием для профилирования процессов систематической части, является состояние одушевленного лица, участник денотативной является и наблюдателем данных явлений.

При конструировании макрособытия профиль устанавливается на функции сегментальной или систематической части одушевленного объекта, при этом акцентируются процессы мышления, дыхания, вербальная и перцептивная деятельность, а также функция нервной системы. Основанием для профилирования выступает состояние или действие данного лица.

Профилирование процессов отчуждаемой части одушевленного объекта (обмундирование, оружие, одежда) на фоне описания его действия позволяет сконцентрировать внимание на значимых для наблюдателя обстоятельствах, сопутствующих данному действию.

Установление профиля на процессах сегментальной части неодушевленного объекта осуществляется на основании номинации экстраординарных событий (различных нарушений в работе данного объекта, приводящих к прекращению его функционирования).

Конструирование макрособытия на основе концепта-схемы «паритетность» включает пространственно-контурное представление двух независимых друг от друга микрособытий. Независимость или автономность микрособытий подразумевает отсутствие между ними причинно-следственных отношений. Содержательными характеристиками концепта-схемы «паритетность» являются «ориентированность на равноценность и независимость друг от друга двух микрособытий» и «ориентированность на одновременность микрособытий». Языковыми механизмами реализации первой характеристики являются глаголы некаузативной семантики в структуре первичной предикации, указывающие на отсутствие причинно-следственных связей между микрособытиями, а также существительные, имена собственные и личные местоимения в функции субъектов первичной и вторичной предикации, обозначающие разнореферентные сущности. Характеристика «ориентированность на одновременность микрособытий» актуализируется посредством грамматической формы Indefinite у герундия, инфинитива и причастия во вторичной предикации. Факультативной характеристикой, реализуемой конструкциями с причастными и инфинитивными оборотами с глаголами восприятия, является «ориентированность на длительность восприятия». Репрезентация макрособытия смоделированного на основе концепта-схемы «паритетность», осуществляется конструкциями с герундиальными, инфинитивными и причастными оборотами.

При конструировании макрособытия на основе концепта-схемы «паритетность» профиль устанавливается на действии одушевленного объекта, а также на процессах и свойствах одушевленного или неодушевленного объекта.

Профилирование действия одушевленного объекта осуществляется на фоне зрительного, слухового или осязательного восприятия данного явления наблюдателем в позиции субъекта первичной предикации. При этом в зависимости от способа восприятия акцентируются те или иные характеристики действия. На фоне зрительного восприятия профилируются пространственные, временные, качественные характеристики действия. При слуховом восприятии релевантными становятся звуковые эффекты. При осязательном восприятии профилируются действия одушевленного объекта, оказывающие на наблюдателя эффект в виде тактильных ощущений.

Перцептивное состояние участника ситуации в функции субъекта первичной предикации является также основанием для профилирования процессов как одушевленного, так и неодушевленного объекта.

Свойства одушевленного или неодушевленного объекта становится значимым на фоне ментального состояния наблюдателя или его коммуникативной деятельности.

В процессах конструирования макрособытия с опорой на концепт-схему «совмещение» задействовано пространственно-контурное представление двух микрособытий, замкнутых в сфере одушевленного лица. В данном случае активизируются концептуальные характеристики «ориентированность на замкнутость двух микрособытий в сфере субъекта» и «ориентированность на одновременность микрособытий», а также «ориентированность на длительность восприятия». Языковым механизмом реализации указанных характеристик является возвратное местоимение в позиции субъекта вторичной предикации, указывающее на однореферентность участников денотативной ситуации, а также причастие или инфинитив в форме Indefinite, указывающее на одновременность описываемого им действия с действием, обозначаемым глаголом в первичной предикации. Средством репрезентации макрособытия, структурной основой которого является концепт-схема «совмещение», выступают рефлексивные конструкции, в которых первичная предикация представлена глаголами перцептивного состояния, а вторичная предикацияинфинитивным или причастным оборотом.

На основе концепта-схемы «совмещение» конструирование макрособытие осуществляется с установлением профиля на действии и состоянии одушевленного объекта, который в то же время выступает в роли наблюдателя. Основанием для профилирования в данном случае выступает перцептивное состояние наблюдателя. Значимость при этом приобретают такие характеристики акцентируемого действия или состояния как ненамеренность и неконтролируемость, что вызвано неординарными обстоятельствами.

Моделирование макрособытия с опорой на концепт-схему «каузация» предполагает пространственно-контурное представление двух микрособытий, связанных причинно-следственными отношениями. В качестве средств репрезентации макрособытия выступают чаще всего конструкции с инфинитивными оборотами, редко с герундиальными оборотами. Содержательные характеристики «ориентированность на причинно-следственную связь между двумя микрособытиями», «ориентированность на временную последовательность микрособытий» и «ориентированность на результативность каузации» проецируются на семантическую структуру предложения посредством грамматической формы Past Simple или Past Perfect с каузативными глаголами cause, make, force, have и др. Языковым механизмом реализации характеристики «ориентированность на целенаправленность каузации» является существительное, имя собственное или личное местоимение в позиции субъекта первичной предикации, обозначающее одушевленного каузатора.

При конструировании макрособытия на основе концепта-схемы «каузация» профиль устанавливается на актуальном или потенциальном результате воздействия. Акцентирование актуального результата осуществляется на фоне агентивной или событийной каузации. В качестве основания для профилирования потенциального результата воздействия выступает вербальная или волитивная каузация. При конструировании макрособытия в таком ракурсе профилируется физическое или ментальное действие, к выполнению которого побуждается объект каузации.

Проведенный анализ конструкций с инфинитивными, причастными, герундиальными оборотами подтвердил выдвинутую гипотезу о том, что конструкции с вторичной предикацией репрезентируют макрособытие, структура которого зависит от типа коррелирующих связей между его элементами. Установленные концепты-схемы «включение», «паритетность», «совмещение» и «каузация», представляя пространственно-контурную схематизацию макрособытия, спроецированы своими характеристиками на семантическую структуру конструкции. Выявленные закономерности в репрезентации различных концептуальных характеристик конструкциями с вторичной предикацией свидетельствуют о системообразующем характере описанных концептов-схем, что позволяет считать их основой концептуальной организации синтаксиса данного типа конструкций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование конструкций с вторичной предикацией в когнитивном аспекте позволило установить их концептуальную основу. Специфика данных конструкций заключается в их полипропозициональности, но монопредикативности, связанной с тем, что только одна предикация является грамматически цельнооформленной, а вторая предикация имеет в своем составе неличную форму глагола.

Наличие в семантической структуре исследуемых конструкций двух пропозиций свидетельствует о том, что они являются средством представления двух событий. Событие определяется как фрагмент действительности, в рамках которого выделяются объекты, связанные между собой определенными отношениями. Синтаксическая структура данных конструкций указывает на наличие коррелирующей связи между номинируемыми событиями, что позволяет концептуализировать их как единое макрособытие.

Процесс конструирования макрособытия опирается на ряд организующих принципов, а именно принцип гештальта и принцип когнитивной доминанты. Согласно принципу гештальта объединение двух микрособытий в макрособытие обусловлено естественной способностью человека воспринимать окружающие его объекты и явления в нерасчлененном виде. Принцип когнитивной доминанты позволяет учесть интенциональные параметры говорящего, в соответствии с которыми может акцентироваться любой элемент макрособытия, если он является значимым с точки зрения целей коммуникации. В процессе реализации данного принципа задействован когнитивный механизм профилирования, согласно которому микрособытие, репрезентируемое первичной предикацией является основанием для профилирования микрособытия, представленного вторичной предикацией, которое содержит уточняющую информацию, значимую для конструирования макрособытия в целом.

Осмысление коррелирующих связей между двумя микрособытиями осуществляется на основе концептов-схем, отражающих пространственно-контурную схематизацию макрособытия. Концепт-схема обладает набором концептуальных характеристик, которые передают в структурированном виде знание о способе связывания микрособытий. Данные характеристики проецируются на семантическую структуру предложения и вербализуются конкретными языковыми единицами.

В результате анализа фактического материала были выявлены такие концепты-схемы, как «включение», «паритетность», «совмещение», «каузация».

Концепт-схема «включение» является пространственно-контурным представлением микрособытий на основе меронимических отношений по типу «часть — целое». Содержание данного концепта-схемы определяется концептуальными характеристиками «ориентированность на взаимосвязь двух микрособытий по принципу „часть-целое“» и «ориентированность на одновременность микрособытий». Языковым механизмом реализации первой из указанных характеристик являются имена собственные, личные местоимения или конкретные существительные в функции субъектов первичной и вторичной предикации, которые обозначают сущности, находящиеся между собой в меронимических отношениях, а также притяжательное местоимение в структуре вторичной предикации, указывающее на их кореферентность. Характеристика «ориентированность на одновременность микрособытий» реализуется формой Indefinite у причастия и инфинитива во вторичной предикации. Выделяется также факультативная характеристика «ориентированность на длительность восприятия», вербализуемая конструкциями с глаголами восприятия с причастными и инфинитивными оборотами. При конструировании макрособытия на основе концепта-схемы «включение» профиль устанавливается на процессах сегментальной, систематической части одушевленного или неодушевленного объекта, на функции сегментальной/систематической части одушевленного объекта, а также на процессах отчуждаемой части одушевленного объекта. Основанием для профилирования является указание на действие или состояние данного лица. Установлено, что для репрезентации макрособытия, конструируемого на основе концепта-схемы «включение» наиболее востребованными являются конструкции с инфинитивными и причастными оборотами (в том числе абсолютные конструкции).

Концепт-схема «паритетность» отражает пространственно-контурное представление двух независимых друг от друга микрособытий, то есть микрособытий, не связанных причинно-следственными отношениями. В данном случае объективируются концептуальные характеристики «ориентированность на одновременность микрособытий» и «ориентированность на равноценность и независимость друг от друга двух микрособытий». Актуализация указанных характеристик осуществляется за счет глаголов некаузативной семантики в структуре первичной предикации, указывающих на отсутствие причинно-следственных отношений между элементами макрособытия, а также за счет имен собственных, личных местоимений и существительных в функции субъектов первичной и вторичной предикации, обозначающих разнореферентные сущности. На одновременность микрособытий указывает грамматическая форма Indefinite у причастия или инфинитива. Факультативная характеристика «ориентированность на длительность восприятия» также реализуется конструкциями с причастными и инфинитивными оборотами с глаголами восприятия в первичной предикации. Конструирование макрособытия на основе концепта-схемы «паритетность» сопровождается профилированием действия одушевленного объекта, а также процессов и свойств одушевленного или неодушевленного объекта на фоне описания перцептивного или ментального состояния, а также движения второго участника денотативной ситуации. Востребованными для репрезентации конструируемого на основе концепта-схемы «паритетность» макрособытия, являются конструкции с причастными, герундиальными и инфинитивными оборотами, в которых первичная предикация представлена глаголами перцептивного состояния.

Под концептом-схемой «совмещение» понимается пространственно-контурное представление двух микрособытий, замкнутых в сфере субъекта. В данном случае реализация концептуальных характеристик «ориентированность на одновременность микрособытий» и «ориентированность на замкнутость двух микрособытий в сфере субъекта» происходит за счет возвратного местоимения в функции субъекта вторичной предикации, указывающего на однореферентность участников денотативной ситуации, а также посредством грамматических показателей в виде формы Indefinite у причастия и инфинитива. Актуализируется также концептуальная характеристика «ориентированность на длительность восприятия». С опорой на концепт-схему «совмещение» конструирование макрособытия сопровождается установлением профиля на действии и состоянии одушевленного объекта, которые характеризуются ненамеренностью и неконтролируемостью. Основанием для профилирования выступает перцептивного состояние данного лица. Анализ фактического материала показал, что макрособытие, сконструированное на основе концепта-схемы «совмещение», репрезентируется рефлексивными конструкциями с инфинитивными и причастными оборотами, в которых первичная предикация формируется глаголами перцептивного состояния.

Концепт-схема «каузация» указывает на пространственно-контурное представление двух микрособытий, связанных причинно-следственными отношениями. Содержательные характеристики «ориентированность на причинно-следственную связь между двумя микрособытиями», «ориентированность на временную последовательность микрособытий», и «ориентированность на результативность каузации» проецируются на семантическую структуру предложения посредством грамматической формы Past Simple и Past Perfect с каузативными глаголами cause, force, make, have и др. Языковым механизмом актуализации характеристики «ориентированность на целенаправленность каузации» является имя собственное, личное местоимение или конкретное существительное в позиции субъекта первичной предикации, указывающее на одушевленного каузатора. При конструировании макрособытия на основе концепта-схемы «каузация» профилируется актуальный или потенциальный результат воздействия. Установление профиля на актуальном результат каузации осуществляется на основании описания агентивного или событийного воздействия. Потенциальный результат каузации профилируется на фоне вербальной или волитивной каузации. Наиболее востребованными для вербализации макрособытия, смоделированного на основе концепта-схемы «каузация», являются конструкции с инфинитивными оборотами с каузативными глаголами в первичной предикации. Менее частотны конструкции с герундиальными оборотами.

Таким образом, конструкция с вторичной предикацией является средством репрезентации макрособытия, конструируемого на основе концепта-схемы. Выделяемые концепты-схемы «включение», «паритетность», «совмещение» и «каузация» представляют собой пространственно-контурное представление о двух коррелирующих микрособытиях в рамках макрособытия. Тип корреляции отражается в семантической структуре конструкции посредством проецирования на нее концептуальных характеристик. Системообразующий характер данных концептов-схем позволяет рассматривать их в качестве способа концептуальной организации синтаксиса конструкций с вторичной предикацией.

Разработанный в диссертационном исследовании подход к изучению конструкций с вторичной предикацией может быть использован в качестве теоретической базы при исследовании концептуального пространства аналогичных конструкций на материале других языков.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , С.Г. Абсолютные конструкции в современном английском языке и их функционирование в речи: Дисс.. к-та филол. наук: 10.02.04. / Агапова София Григорьевна. Ростов н/Д., 1986. — 179 с.
  2. , В.Г. Введение в синтаксис современного немецкого языка / В. Г. Адмони. М.: Изд-во лит. на иностр. яз., 1955. — 392 с.
  3. , В.Г. Типология предложения и логико-грамматические типы предложения / Адмони В. Г. // Вопросы языкознания. 1973. — № 2. — С.46 — 57.
  4. , Т.Б. Опыт семантико-грамматической классификации простых предложений / Алисова Т. Б. // Вопросы языкознания. 1970. — № 2. — С.90 — 98.
  5. , Т.Б. Очерки синтаксиса современного итальянского языка (семантическая и грамматическая структура простого предложения) / Т. Б. Алисова. М.: Изд-во МГУ, 1971.-294 с.
  6. , A.M. Семантика и синтаксис сложных предикатов с каузативным и побудительно-волитивным значением: Дисс.. к-та филол. наук: 10.02.04. / Аматов Александр Михайлович. М., 2000. — 178 с.
  7. , Н.Н. О синтаксическом контексте / Н. Н. Амосова // Лексикографический сборник. М., 1962. — Вып. V. — С.36 — 45.
  8. , Ю.Д. Синтаксис и семантика в синтаксическом описании / Апресян Ю. Д. // Единицы разных уровней грамматического строя языка и их взаимодействие. М.: Наука, 1969. — С.302 — 306.
  9. , Н.Д. Предложение и его смысл. Логико-семантические проблемы / Н. Д. Арутюнова. М.: Наука, 1976. — 383 с.
  10. , Н.Д. Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова. М.: Школа «Языки русской культуры», 1999. — 895 с.
  11. , О.С. Современные синтаксические теории / О. С. Ахманова, Г. Б. Микаэлян. М.: Едиториал УРСС, 2003. — 168 с.
  12. , JI.B. Вторичная репрезентация концептов в языке: Дисс. .д-ра филол. наук: 10.02.04.- 10.02.19. / Бабина Людмила Владимировна. Тамбов, 2003.-341 с.
  13. , А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка / А. П. Бабушкин. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та. — 1996. — 104 с.
  14. , Т.А. Грамматика английского языка / Т. А. Барабаш. М.: Высшая школа, 1983.-240 с.
  15. , Л.С. Проблемы синтаксиса простого предложения современного английского языка: Автореф. дис.. д-ра филол. наук: 10.02.04. / Бархударов Леонид Степанович. М., 1965. — 39 с.
  16. , Л.С. Грамматические категории неличных форм глагола в английском языке / Бархударов Л. С. // ИЯШ. 1970. — № 6. — С.11 -15.
  17. , Л.С. Грамматика английского языка / Л. С. Бархударов, Д. А. Штелинг. М.: Высшая школа, 1973. — 423 с.
  18. , Л.С. О поверхностном и глубинном синтаксисе / Бархударов Л. С. // ИЯШ. 1974. — № 1. — С.25 — 35.
  19. , Е.И. Грамматика и прагматика побуждения: Английский язык / Е. И. Беляева. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1992. — 168 с.
  20. , Е.Г. Когнитивные основания изучения семантики слова / Беляевская Е. Г. // Структура представления знаний в языке. М.: РАН ИНИОН, 1994.-С.87−110.
  21. , Н.А. Морфологически передаваемые концепты: Монография / Н. А. Беседина. Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. — 214 с.
  22. , Е.С. Причастное потенциально-предикативное словосочетание в английском языке / Блиндус Е. С. // В помощь преподавателям иностранных языков. Новосибирск: Сибирское отделение изд-ва «Наука», 1979. — С.35 — 51.
  23. , М.Я. Коннотативный аспект функциональной семантики предложения / Блох М. Я. // Функциональная семантика синтаксических конструкций: Меж. сб. н. тр. М.: МГГТИ им. В. И. Ленина, 1985 — С. З — 9.
  24. , М.Я. Теоретические основы грамматики / М. Я. Блох. М.: Высшая школа, 1986. — 160 с.
  25. , В.В. Роль вторичной предикативности в построении связного текста / Богданов В. В. // Семантика и прагматика синтаксических единств. -Калинин, 1981.-С.5 -13.
  26. , Н.Н. Два способа выражения предикативности в современном английском языке / Болдырев Н. Н. // Предикативность и полипредикативность: Меж. сб. н. тр. Челябинск: ЧГПИ, 1987. — С.107 -114.
  27. , Н.Н. Категориальное значение глагола: Системный и функциональный аспекты / Н. Н. Болдырев. СПб.: РГПУ, 1994. — 171 с.
  28. , Н.Н. Функциональная категоризация английского глагола: Монография / Н. Н. Болдырев. СПб. — Тамбов: РГПУ/ТГУ, 1995. — 139 с.
  29. , Н.Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии / Н. Н. Болдырев. Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 2002. — 123 с.
  30. , Е.В. Опыт функционального анализа синтаксических элементов в позиции прямого дополнения (на материале современного английского языка: Дисс.. к-та филол. наук: 10.02.04. / Бреус Евгений Васильевич. М., 1967. -249 с.
  31. , О.И. Структуры с вторично-предикативной связью между элементами в современном английском языке: Дисс.. д-ра филол. наук: 10.02.04. / Бродович Ольга Игоревна. Л., 1972. — 352 с.
  32. , С.Н. Герундиальные сочетания в современном английском языке / С. Н. Бронникова: Дисс.. к-та филол. наук: 10.02.04. / Бронникова Софья Николаевна. М., 1962. — 233 с.
  33. , Дж.С. О перцептивной готовности / Брунер Дж.С. // Хрестоматия по ощущению и восприятию. М., 1975. — С.134 — 152.
  34. , В.В. Стнтаксические структуры современного английского языка: Учеб. пособие. / В. В. Бурлакова. М.: Просвещение, 1984. — 112 с.
  35. , А. Семантические универсалии и описание языков/ А.Вежбицкая. М.: Школа «Языки русской культуры», 1999. — 780 с.
  36. , Г. А. Новое в английской грамматике / Г. А. Вейхман.- М.: Высшая школа, 1990.- 127 с.
  37. , В.В. Русский язык / В. В. Виноградов. М.: Учпедгиз, 1947. -286 с.
  38. , В.В. Некоторые задачи изучения синтаксиса простого предложения (на материале русского языка) / Виноградов В. В. // Вопросы языкознания. 1954. — № 1. — С. З — 29.
  39. , Ю.Н. Синонимия синтаксических конструкций в современном английском языке / Ю. Н. Власова. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1981. — 159 с.
  40. , Я.М. Трансформационный синтаксис глагольных конструкций современного английского языка / Я. М. Вовшин. Минск: Вынейш. шк., 1983. -120 с.
  41. , Г. А. Синтаксические концепты русского простого предложения / Г. А. Волохина, З. Д. Попова. Воронеж, 1999. — 196 с.
  42. , Г. Н. Вторичный предикат в английском языке / Воронцова Г. Н. // ИЯШ. 1950. — № 6. — С.46 — 56.
  43. , М.В. Проблемы синтаксической парадигматики: Коммуникативная парадигма предложения (на материале двусоставных предложений, включающих имя локума) / М. В. Всеволодова, О. Ю. Дементьева. -М.: КРОН ПРЕСС, 1997. — 176 с.
  44. Гак, В.Г. К проблеме соотношения между структурой высказывания и структурой ситуации / Гак В. Г. // Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1969. -С.67 — 79.
  45. Гак, В. Г. Языковые преобразования / В. Г. Гак. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. — 768 с.
  46. Ган, JI.K. Конструкция «объектный с инфинитивом» и оборот с «объектным предикативным членом» в современном английском языке / Ган JI.K. // ИЯШ. -1955. № 5. — С.14 — 20.
  47. , Е.И. Когнитивная модель сложносочиненного предложения (на материале русского и французского языков): Дисс.. к-та филол. наук: 10.02.19. / Давыдова Елена Ивановна. Тамбов, 2006. — 161 с.
  48. , О.В. Синтаксис как наука о построении речи / О. В. Долгова. М.: Высшая школа, 1980. — 191 с.
  49. , И.Б. Валентностные категории английского глагола: Автореф. дисс.. д-ра филол. наук: 10.02.04. / Долинина Ирина Борисовна. Л., 1982. -36 с.
  50. , И.Б. Синтаксически значимые категории английского глагола / И. Б. Долинина. Л.: Ленинградское отделение изд-ва «Наука», 1989. — 216 с.
  51. , В.В. Предикация и предикативность в тексте (К вопросу о пол и предикативности) / Ерхов В. В. // Предикативность и полипредикативность: Меж. сб. н. тр. Челябинск: ЧГПИ, 1987. — С.35 — 41.
  52. , О. Философия грамматики / О.Есперсен. М.: Изд-во иностр. лит., 1958.-404 с.
  53. , В.Н. Современный английский язык. Теоретический курс грамматики / В. Н. Жигадло, И. П. Иванова, Л. Л. Иофик. М.: Изд-во лит. на инстр. яз., 1956.-350 с.
  54. , Н.И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. М.: Наука, 1982.- 157 с.
  55. , В.А. Предложние и его отношение к языку и речи. 2-е изд. / В. А. Звегинцев. М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 312 с.
  56. , Г. А. К типологии простого предложения / Золотова Г. А. // Вопросы языкознания. 1978. — № 3. — С.49 — 61.
  57. , Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. Изд. 2-е, стереотипное / Г. А. Золотова. М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 368 с.
  58. , И.П. Теоретическая грамматика современного английского языка / И. П. Иванова, В. В. Бурлакова, Г. Г. Почепцов. М.: Высшая школа, 1981.-341 с.
  59. , Б.А. Современный английский язык. / Б. А. Ильиш. М.: Изд-во лит. на иностр. яз., 1948. — 341 с.
  60. , Б.А. Строй современного английского языка / Б. А. Ильиш. М.: Просвещение, 1965. — 378 с.
  61. , Б.А. Грамматика английского языка / Б. А. Ильиш. Л.: Просвещение, 1967. — 319 с.
  62. , Л.Л. Структурный синтаксис английского языка / Л. Л. Иофик. Л., 1957.-286 с.
  63. , Л.Л. Хрестоматия по теоретической грамматике английского языка: Уч. пособие / Л. Л. Иофик, Л. П. Чахоян. Л.: Просвещение, 1967. — 213 с.
  64. , Н.Ф. Конструкции с инфинитивом, герундием и причастием в современном английском языке / Иртенева Н. Ф. // ИЯШ. 1967. — № 6. — С. 14 -19.
  65. , Н.А. Объектно-предикативные конструкции и соответствующие им дополнительные придаточные предложения в современном английскомязыке: Дисс.. к-та филол. наук: 10.02.04. / Кабанова Наталья Алексеевна. М, 1971.-267 с.
  66. , В.И. Синтаксический концепт «состояние» в современном русском языке (к вопросу о его формировании): Монография / В. И. Казарина. -Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2002. 225 с.
  67. , А.А. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения. Осложненные простые предложения полупредикативными членами / А. А. Камынина. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 102 с.
  68. , В.Б. Семантика. Синтаксис. Морфология / В. Б. Касевич. М.: Наука, 1988.-309 с.
  69. , С.Д. Категории языка и мышление: Из научного наследия / С. Д. Кацнельсон. М.: Школа «Языки славянской культуры», 2001. — 864 с.
  70. , С.Д. Типология языка и речевое мышление / С. Д. Кацнельсон. -М.: Едиториал УРСС, 2004. 224 с.
  71. , И.М. Лингвистическая семантика: Учебник. 2-е. изд. / И. М. Кобозева. М.: Едиториал УРСС, 2004. — 352 с.
  72. , Н.А. Грамматика английского языка: Синтаксис / Н. А. Кобрина, Е. А. Корнеева, Н. А. Оссовская, К. А. Гузеева. М.: Просвещение, 1986. — 158 с.
  73. , Л.М. Некоторые проблемы парадигматики придаточного предложения / Ковалева Л. М. // Семантико-синтаксическая организация предложений сложной и осложненной структуры: Межв. сб. н. тр. Иркутск, 1989.-С.З- 18.
  74. , Л.М. Модус восприятия и употребления видо-временных форм глагола и вербоидов в зависимых и независимых единицах (категоризация воспринимаемого события) / Ковалева Л. М. // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. — № 2/3. — С.27 — 32.
  75. , Г. В. О природе контекста / Колшанский Г. В. // Вопросы языкознания. 1959. — № 4. — С.47 — 49.
  76. , Г. В. Логика и структура языка / Г. В. Колшанский. М.: Высшая школа, 1965. — 240 с.
  77. , Г. В. Объективная картина мира в познании и языке / Г. В. Колшанский. М.: Наука, 1990. — 108 с.
  78. , М. Культура и мышление: Психолингвистический очерк / М. Коул, С.Скрибнер. М.: Прогресс, 1977. — 261 с.
  79. , К. Восприятие: введение в гештальттеорию / Коффка К. // Хрестоматия по ощущению и восприятию. М., 1975. — С.96 -114.
  80. , А.В. Язык и восприятие: Когнитивные аспекты языковой категоризации / А. В. Кравченко. Иркутстк: Изд-во Иркут. ун-та, 1996. — 160 с.
  81. , Е.С. (2004) Об установках когнитивной науки актуальных проблемах / Кубрякова Е. С. // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. — № 1. -С.6−17.
  82. , Е.С. (2004а) Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира / Рос. академия наук. Ин-т языкознания / Е. С. Кубрякова. М.: Школа «Языки славянской культуры», 2004. — 560 с.
  83. , И.А. Неглагольные объектно-предикатные сочетания в современном английском языке: Дисс.. к-та филол. наук: 10.02.04. / Кузнецов Иосиф Аронович. Л., 1952. — 244 с.
  84. , Дж. Лингвистические гештальты / Лакофф Дж. // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 10. М.: Прогресс, 1981. — С.350 — 368.
  85. , А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / Леонтьев А. Н. // Психология эмоций. СПб, 2004. — С.257 — 268.
  86. , М.И. Роль предложения в организации дискурса и высказывания в организации текста / Лещенко М. И. // Актуальные вопросы языкознания и интенсификации преподавания иностранных языков. Минск: Навука i тэхшка, 1993. — С.65 — 75.
  87. , Ф.А. Заметки о понятии и термине «предикативность» / Литвин Ф. А. // Предикативность и полипредикативность: Меж. сб. н. тр. Челябинск: ЧГПИ, 1987. — С.20 — 28.
  88. , Т.П. Предложение и его грамматические категории / Т. П. Ломтев. -М.: Едиториал УРСС, 2004. 200 с.
  89. , А.Р. Ощущения и восприятие / А. Р. Лурия. М.: Изд-во МГУ, 1975. -112 с.
  90. А.Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. -320 с.
  91. Мамедова, Кызы Т. Ф. Синтаксическая синонимия объектных инфинитивных конструкций и объектных придаточных предложений (на материале современного английского языка): Дисс.. к-та филол. наук: 10.02.04. / Мамедова Тамам Формам Кызы. Баку, 1983. — 180 с.
  92. , И.Б. Спорное в теории предикативности / Монин И. Б. // Предикативность и полипредикативность: Меж. сб. н. тр. Челябинск: ЧГПИ, 1987. — С.28 — 35.
  93. , О.И. (1973) Некоторые вопросы моделирования предложений / Москальская О. И. //ИЯШ. 1973. — № 1.- С. З — 9.
  94. , О.И. (1973а) Проблемы семантического моделирования в синтаксисе / Москальская О. И. // Вопросы языкознания. 1973. — № 6. — С. ЗЗ -43.
  95. , A.M. Происхождение герундия в английском языке / Мухин A.M. // Вопросы языкознания. 1959. — № 2. — С.84 — 90.
  96. , A.M. Модели внутренних синтаксических связей предложений / Мухин A.M. // Вопросы языкознания. 1970. — № 4. — С.69 — 80.
  97. , Г. Р. Некоторые особенности употребления синтаксических оборотов в разговорной речи английского языка / Нагель Г. Р. // ИЯШ. 1961. -№ 6.-С.97- 107.
  98. , В.П. Типология каузативных конструкций. Морфологический каузатив / В. П. Недляков Г. Г.Сильницкий. JL, 1969. — 369 с.
  99. , Ф.Х. Феномены восприятия / Оллпорт Ф. Х. // Хрестоматия по ощущению и восприятию. М., 1975. — С.47 — 57.
  100. , Н.К. Причастные и деепричастные конструкции в тексте / Онипенко Н. К. // Семантика языковых единиц: Доклады V Междунар. конференции. Т.2. — И., 1996. — С.63 — 65.
  101. , А. Когнитивная структура эмоций / Ортони А., Клоур Дж., Коллинз А. // Язык и интеллект. М.: Прогресс, 1995. — С.314 — 384.
  102. , Ч. Перцептивная организация / Осгуд Ч. // Хрестоматия по ощущению и восприятию. М., 1975. — С.281 — 296.
  103. , Е.В. О семантике синтаксиса (материалы к трансформационной грамматике русского языка) / Е. В. Падучева. М.: Наука, 1974. — 292 с.
  104. , Ю.Г. Пропозициональная форма представления / Панкрац Ю. Г. // Язык и структуры представления знаний. Сб. науч.-аналит. обзоров. М., 1992. — С.78 — 97.
  105. , В.З. Взаимоотношение языка и мышления / В. З. Панфилов. М.: Наука, 1971.-232 с.
  106. , A.M. Русский синтаксис в научном освещении / А. М. Пешковский. М.: Школа «Языки славянской культуры», 2001. — 510 с.
  107. , Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология / Ж.Пиаже. М., 1969. — 659 с.
  108. , В.Я. Строй английского языка / В. Я. Плоткин. М.: Высшая школа, 1989.-237 с.
  109. , Е.М. Категория имени деятеля и пути ее синхронного развития в когнитивном и номинативном аспекте (на материале английского языка): Дис. .д-ра филол. наук: 10.02.04. / Позднякова Елена Михайловна. -М, 1999.-318 с.
  110. , З.Д. Очерки по когнитивной лингвистике / З. Д. Попова, И. А. Стернин. Воронеж: Изд-во «Истоки», 2001. — 191 с.
  111. , Г. Г. Конструктивный анализ структуры предложения / Г. Г. Почепцов. Киев, 1971. -191 с.
  112. , Г. Г. Интенция спрашивающего как текстообразующий фактор / Почепцов Г. Г. // Лингвистика текста и методика преподавания иностранных языков. Киев, 1981. — С.27 — 34.
  113. , А.В. Семантическая структура предложений с осложненной предикативностью в современном немецком языке: Автореф. дисс.. к-та филол. наук: 10.02.04. / Прокаев Алексей Владимирович. Самара, 2000. — 22 с.
  114. , О.Н. Синтаксис связанных структур, образованных по типу комплексов: Дисс.. д-ра филол. наук: 10.02.04. / Прохорова Ольга Николаевна. СПб, 1995. — 390 с.
  115. , И.П. К вопросу о предикативности / Распопов И. П. // Вопросы языкознания. 1958. — № 5. — С.70 — 77.
  116. , И.П. Что же такое структурная схема предложения? / Распопов И. П. // Вопросы языкознания. -1981. № 4. — С.24 — 34.
  117. , Я.И. Стилистико-грамматическое значение глагола в современном английском языке / Я. И. Рецкер. М., 1953. — 270 с.
  118. Jl.В. Об одном типе каузативных конструкций в английском языке / Рипинская Л. В. // Язык и карьера. Архангельск: Поморский гос. ун-т, 2002. — С.44 — 46.
  119. , С.Л. Основы общей психологии / Рубинштейн С. Л. // Хрестоматия по вниманию. М., 1976. — С.229 — 243.
  120. , С.Л. Эмоции / Рубинштейн С. Л. // Психология эмоций. -СПб.: «Питер», 2004. С. 244 — 257.
  121. , О.В. Функционально-семантический аспект рассмотрения абсолютной конструкции в современном английском языке: Автореф. дисс.. к-та филол. наук: 10.02.04. / Серкина Олеся Викторовна. Белгород, 2000. — 22 с.
  122. , К.Я. Прескрипторные правила линеаризации в когниции и тексте (на материале русских сочинительных конструкций / Сигал К. Я. // Вопросы когнитивной линквистики. 2005. — № 3. — С. 11 — 25.
  123. , Г. Г. Семантические и валентностные классы английских каузативных глаголов: Автореф. дисс.. д-ра филол. наук: 10.02.04. / Сильницкий Георгий Георгиевич. Л., 1974. — 43 с.
  124. , Н.А. Проблемы функционального синтаксиса современного английского языка / Н. А. Слюсарева. М.: Наука, 1981. — 260 с.
  125. , А.И. Синтаксис английского языка / А. И. Смирницкий. М., 1957. — 286 с.
  126. , Л.Л. Роль абсолютной конструкции в передачи прагматической установки текста в английском языке: Дисс.. к-та филол. наук: 10.02.04. / Степанян Лолита Левоновна. М, 1997. — 134 с.
  127. , И.А. Введение в речевое воздействие / И. А. Стернин. Воронеж, 2001.-252 с.
  128. , Л. Отношение грамматики к познанию / Талми Л. // Вестник МГУ. Сер.9. Филология. 1999. № 6. — С.89 — 121.
  129. , А.Н. Омонимия в сфере причастных и герундиальных оборотов в современном английском языке: Дисс.. к-та филол. наук: 10.02.04. / Томилин Андрей Николаевич. Ростов н/Д, 1995. — 216 с.
  130. , А.А. Типы словесных знаков / А. А. Уфимцева. М.: Наука, 1974.-206 с.
  131. , Ч. Дело о падеже открывается вновь / Филлмор Ч. // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 10. М.: Прогресс, 1981. — С.496 — 531.
  132. , Ч. Основные проблемы лексической семантики / Филлмор Ч. // Новое в зарубежной лингвистике. Вып.12. М.: Радуга, 1983. — С.74 — 122.
  133. Фундаментальные направления современной американсткой лингвистики / А. А. Кибрик, И. М. Кобозева, И. А. Серкина. М.: Изд-во МГУ, 1997. — 455 с.
  134. , JI.A. (2004) Синтаксически репрезентируемые концепты: Дис.. д-ра филол. наук: 10.02.04., 10.02.19. / Фуре Людмила Алексеевна. Тамбов, 2004. — 370 с.
  135. , Л.А. (2004а) Форматы представления знаний в синтаксисе / Фуре Л. А. // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. — № 1. — С. 166 — 182.
  136. , Л.А. Когнитивные аспекты синтаксиса английского простого предложения: Учеб. пособие / Л. А. Фурс. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2005. — 149 с.
  137. , Л.А. Факторы континуальности концептуального пространства синтаксиса / Фуре Л. А. // Международный конгресс по когнитивной лингвистике: Сб. мат-лов. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2006. -С.327 — 329.
  138. Харрис, 3. С. Совместная встречаемость и трансформация в языковой структуре / Харрис 3. С. // Новое в лингвистике. Вып.2 М.: Прогресс, 1962. -С.412 — 527.
  139. , И.Б. Конструкции объектный падеж с инфинитивом в английском языке: Дис.. к-та филол. наук: 10.02.04./ Хлебникова Ирина Борисовна. М., 1947. — 261 с.
  140. Чейф, У. J1. Память и вербализация прошлого опыта / Чейф У. Л. // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 12. М.: Радуга, 1983. — С.35 — 73.
  141. , М.И. сложное предложение как объект общего языкознания / Черемисина М. И. // Предикативность и полипредикативность: Меж. сб. н. тр. -Челябинск: ЧГПИ, 1987. С. 5 -19.
  142. , А.А. Синтаксис русского языка / А. А. Шахматов. Л.: Изд-во АН СССР, 1925.-441 с.
  143. , Н.Ю. Спорные вопросы описания структурных схем простого предложения и его парадигм / Шведова Н. Ю. // Вопросы языкознания. 1973. -№ 4. — С.25 — 36.
  144. , В.Н. Исторический синтаксис английского языка / В. Н. Ярцева. -М., Л, 1961.-308 с.
  145. Chomsky, N. Aspects of the Theory of Syntax / N.Chomsky. Cambridge, Massachusetts, 1965. — 251 p.
  146. Croft, W. Verbs. Aspect and Argument Structure / Croft W. // Cognitive Linguistics. № 8. — 2000. — P. 1 -164.
  147. Croft, W. Radical Construction Grammar: Syntactic Theory in Typological Perspective / W.Croft. Oxford: Oxford University Press, 2001. — 416 p.
  148. Croft, W., Cruse, D. A. Cognitive Linguistics / W. Croft, D.A.Cruse.-Cambridge, 2004. 356 p.
  149. Cruse, D. A Note on Causatives / Cruse D. // Linguistic Inquiry. 1972. — Vol. 3. — № 4. — P.520 — 528.
  150. Curme, G.O. A Grammar of the English Language. Vol. 3, Syntax / G.O.Curme. -Boston, 1930.-616p.
  151. Curme, G.O. English Grammar / O.G.Curme. New York, 1966. — 308 p.
  152. Givon, T. On Understanding Grammar / T.Givon. New York: Academic Press, Boston, 1930.-616 p.
  153. Goldberg, A.E. Constructions: a Construction Grammar Approach to Argument Structure / A.E.Goldberg. Chicago: The University of Chicago Press, 1995. — 265 p.
  154. Hill, A.A. Introduction to Linguistic Structures / A.A.Hill. New York, 1958. -496 p.
  155. Jackendoff, R. Semantic Structures / R.Jackendoff. Massachusetts: The MIT Press, 1991.-322 p.
  156. Jackendoff, R. Languages of the Mind. Essays on Mental Representation / R.Jackendoff. Cambridge: MIT Press, 1995. — 200 p.
  157. Jespersen, 0. A Modern English Grammar on Historical Principles, Pt. 5 / O.Jespersen. Copenhagen, 1940. — 155 p.
  158. Katz, J.J. Propositional Structure and Illocutionary Force: A Study of the Contribution of Sentence Meaning of Speech Acts / J.J.Katz. Cambridge, Massachusetts, 1980. — 249 p.
  159. Lakoff, G. Women, Fire and Dangerous Things. What Categories Reveal about the Mind / G.Lakoff. Chicago & London: The University of Chicago Press, 1990. -607 p.
  160. Lakoff, G. Metaphors We Live By / G. Lakoff, M.Johnson. The University of Chicago Press, Chicago, 1990. — 242 p.
  161. Langacker, R.W. Concept, Image and Symbol: The Cognitive Basis of Grammar / R.W.Langacker. Berlin: New York: Mouton de Druyer, 1991. — 395 p.
  162. Long, R.B. The Sentence and Its Parts, a Grammar of Contemporary English / R.B.Long. Chicago and London. The University of Chicago Press, 1962. — 528 p.
  163. Nesfield, J.C. Outline of English Grammar. Revised / J.C.Nesfield. — London: MacMillan and Co., Limited, 1918.-239 p.
  164. Onions, C.T. Advanced English Syntax / C.T.Onions. London, 1971. — 166 p.
  165. Poutsma, H. A Grammar of Late Modern English. Pt. 1, Section 1 / H.Poutsma. -Groningen, 1928.-812 p.
  166. Rosenbaum, P. S. The Grammar of English Predicate Constructions / P. S.Rosenbaum. Cambridge, Massachusetts, 1961. — 128 p.
  167. Shibatani, M. The Grammar of Causative Constructions: a Conseptus / Shibatani M. // Syntax and Semantics. Vol. 6. The Grammar of Causative Constructions / Ed. by M.Shibatani. New York: Academic Press, 1976. — P. l — 40.
  168. Sweet, H. A New English Grammar Logical and Historical / H.Sweet.- Oxford, 1898.-445 p.
  169. , L. (2000) Toward a Cognitive Semantics. Vol. 1: Concept Structuring Systems / L.Talmy. Cambridge, Massachusetts: The MIT Press, 2000. — 565 p.
  170. , L. (2000a) Toward a Cognitive Semantics. Vol. 2: Typology and Process in Concept Structuring / L.Talmy. Cambridge, Massachusetts: The MIT Press, 2000.-495 p.
  171. Tanny, C. Events as Grammatical Objects. The Converging Perspectives of Lexical Semantics and Syntax / C. Tenny, J.Pustejovsky. CSLI Publications, 2000. -510 p.
  172. Ungerer, F.-J. An Introduction to Cognitive Linguistics / F. Ungerer, H.-J.Schmid. London, New York: Longman, 1996. — 305 p.
  173. Zeitlin, J. The Accusative with the Infinitive and Some Kindred Constructions in English / J.Zeitlin. New York, 1908. — 305 p.
  174. Большая медицинская энциклопедия / Гл. ред. Б. В. Петровский. 3-е изд. -М.: Сов. энциклопедия. — Т.28, 1986. — 544 с.
  175. , Н.И. Логический словарь / Н. И. Кондаков. М.: Наука, 1971. — 665 с.
  176. , Е.С., Демьянков, В.З., Панкрац, Ю.Г., Лузина, Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов / Под. общ. ред. Е. С. Кубряковой. М.: Изд-во МГУ, 1996.-245 с.
  177. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. -836 с.
  178. , Д.Э., Теленкова, М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. М.: «Просвещение», 1985. — 399 с.
  179. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Под. ред. В. Н. Ярцевой. 2-е изд. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 685 с.
  180. Cambridge International Dictionary of English. Cambridge University Press, 1996.- 1774 p.
  181. Collins Cobuild English Dictionary. Harper Collins Publishers, 1997. — 1951 p.
  182. Collins Cobuild English Dictionary for Advanced Learners. Harper Collins Publishers, 2001.- 1824 p.
  183. Longman Dictionary of Contemporary English. Longman, 1992. — 1229 p.
  184. Oxford Advanced Learner’s Dictionary of Current English. Oxford University Press, 1995.- 1431 p.
  185. УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ В ТЕКСТЕ
  186. БМЭ Большая медицинская энциклопедия / Гл. ред. Б. В. Петровский. — 3-е изд. — М.: Сов. энциклопедия. — Т.28, 1986. — 544 с.
  187. КСКТ Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов / Под. общ. ред. Е. С. Кубряковой. — М.: Изд-во МГУ, 1996.-245 с.
  188. ФЭС Философский энциклопедический словарь. — М.: Сов. Энциклопедия, 1983.-836 с.
  189. ЯБЭС Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Под. ред. В. Н. Ярцевой. — 2-е изд. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 685 с.
  190. CIDI Cambridge International Dictionary of English. — Cambridge University Press, 1996.- 1774 p.
  191. CCED Collins Cobuild English Dictionary. — Harper Collins Publishers, 1997. -1951 p.
  192. CCEDAL Collins Cobuild English Dictionary for Advanced Learners. — Harper Collins Publishers, 2001. — 1824 p.
  193. LDCE Longman Dictionary of Contemporary English. — Longman, 1992. — 1229 P
  194. OALDCE Oxford Advanced Learner’s Dictionary of Current English. — Oxford University Press, 1995. — 1431 p.
  195. Aldington, R. Death of the Hero / R.Aldington. M: Foreign Languages Publishing House, 1958. — 443 p.
  196. Aldridge, J. I Wish He Would Not Die / J.Aldridge. London: The Bodley Head, 1957.-22lp.
  197. Brown, D. Angels and Demons / D.Brown. Corgi Books, 2001. — 620 p.
  198. Brown, D. The Da Vinci Code / D.Brown. Corgi Books, 2003. — 489 p.
  199. Brown, D. Deception Point / D.Brown. Corgi Books, 2004. — 510 p.
  200. Brown, D. Digital Fortress / D.Brown. Corgi Books, 2004a. — 510 p.
  201. Drabble, M. The Millstone / M.Drabble. Penguin Books, 1965. — 172 p.
  202. Drabble, M. The Waterfall / M.Drabble. Penguin Books, 1969. — 239 p.
  203. Dreiser, Th. Jennie Gerhard. A Novel. M.: Progress Publishers, 1972. — 358 p.
  204. Falconer, C. Venom / C.Falconer. London. Coronet Books. Hodder and Stoughton, 1991.-458 p.
  205. Fitzgerald, F.Sc. As Big as the Ritz / F.Sc.Fitzgerald. Pinguin Books, 1962. -238 p.
  206. Graver, B.D. Advanced English Practice / B.D.Graver. Oxford University Press, 1993.- 320 p.
  207. Grafton, S. P is for Peril / S.P.Grafton. N.Y. G.P.Puntam's Sons, 2001. — 352 p.
  208. Greenbaum, S. A Student’s Grammar of the English Language / S.A.Greenbaum, R.Quirk. Longman, 1993. — 490 p.
  209. Hailey, A. The Final Diagnosis / A.Hailey. M., 2006. — 352 p.
  210. Huxley, A. Chrome Yellow / A.Huxley. M., 1979. — 278 p.
  211. Jerome, J.K. Three Men In a Boat (to say nothing of the dog) / J.K.Jerome. M. Foreign Language Publishing House, 1948. — 178 p.
  212. Lee, H. To Kill A Mocking Bird / H.Lee. SPb, 2004. — 320 p.
  213. Mansfield, K. Selected Stories / K.Mansfield. M.: Foreign Languages Publishing House, 1957. — 183 p.
  214. Puzo, M. Fools Die / M.Puzo. A Signet Book, 1979. — 531 p.
  215. Salinger, J. For Esme with Love and Squalor / J.Salinger. — London: Reading and Fakenham, 1963. — 188 p.
  216. Steinbeck, J. The Red Pony. The Pearl / J.Steinbeck. M.: Progress Publishers, 1965.- 158 p.
  217. Steinbeck, J. Travels with Charley in Search of America / J.Steinbeck. N.Y. The Viking Press. 1964. — 246 p.
  218. Stevenson, R.L. St. Ives / R.L.Stevenson. London. J.M. Pent and Sons, Ltd., 1923.-327 p.
  219. Wilson, T. Desert Fury / T.Wilson. Penguin Group, 1998. — 448 p.
Заполнить форму текущей работой