Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Дифференцированная методика физического воспитания дошкольников с учетом закономерностей возрастной эволюции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна. Разработан принцип выявления закономерности эволюционного развития детей, заключающийся в параллельном изучении динамики параметров физических качеств, психомоторных функций и психических состояний при двух вариантах направленности педагогического воздействия: на развитие скоростно-силовых качеств и на совершенствование выносливости. Реализация этого принципа позволила определить… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 1. 1. Особенности формирования морфофункциональных систем
      • 1. 1. 1. Формирование опорно-двигательного аппарата
      • 1. 1. 2. Формирование дыхательной системы
      • 1. 1. 3. Формирование системы кровообращения
      • 1. 1. 4. Развитие центральной нфвной системы
    • 1. 2. Особенности формирования двигательных навыков
    • 1. 3. Особенности развития физических качеств
    • 1. 4. Физическое воспитание детей в дошкольных учебных заведениях
    • 1. 5. Постановка проблемы исследования
  • ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И
  • ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Задачи исследования
    • 2. 2. Методы исследования
      • 2. 2. 1. Анализ и обобщение научно-методической литературы
      • 2. 2. 2. Педагогические наблюдения
      • 2. 2. 3. Тестирование уровня развития физических качеств
      • 2. 2. 4. Тестирование психомоторного статуса
      • 2. 2. 5. Педагогический эксперимент 2.2.6. Методы математической статистики
    • 2. 3. Организация исследования
  • ГЛАВА 3. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ПСИХОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТАХ НАПРАВЛЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
    • 3. 1. Формирование программ направленного педагогического воздействия
    • 3. 2. Определение периодов ускоренного развития физических качеств в группах мальчиков
    • 3. 3. Выявление особенностей гетерохронии психомоторных функций в группах мальчиков
    • 3. 4. Динамика психических состояний мальчиков при различной направленности педагогического воздействия
    • 3. 5. Определение периодов ускоренного развития физических качеств в группах девочек
    • 3. 6. Выявление особенностей гетерохронии психомоторных функций в группах девочек
    • 3. 7. Динамика психических состояний девочек при различной направленности педагогического воздействия
    • 3. 8. Обсуждение результатов и заключение по главе
  • ГЛАВА 4. ФОРМИРОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ МЕТОДИКИ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЕТЕЙ И ПРОВЕРКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ Ж (ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ)
    • 4. 1. Формирование методики дифференцированного воздействия
    • 4. 2. Основная характеристика стандартной программы «Физкультурные занятия с детьми»
    • 4. 3. Сравнительный анализ показателей опытных и контрольных групп детей

Дифференцированная методика физического воспитания дошкольников с учетом закономерностей возрастной эволюции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В процессе эволюционного развития человек адаптировался к определенным условиям внешней среды, характеризующих оптимальное состояние организма. Такие условия воспринимаются как комфортные и имеют в виду установленный диапазон интенсивности и продолжительности воздействия факторов внешней и внутренней среды, достаточно благоприятных для жизнедеятельности человека в различных формах ее проявления.

Вместе с тем постоянно и стремительно повышающийся уровень научно-технического прогресса современного общества не только не оградил человека от негативного воздействия окружающей среды, а, напротив, сделал это воздействие более глубоким (А.А.Маркосян, 1974; В. Г. Афанасьев, 1986). Одной из основных черт современной жизни является наличие постоянно углубляющихся противоречий между значительным ускорением ритма жизни в условиях постоянных психических перегрузок, существенным ухудшением экологической обстановки, с одной стороны, и резким уменьшением двигательной активности, как главного регулятора состояния и функций организма человека, с другой стороны (В.К.Бальсевич, 1981; В. К. Бальсевич, В. А. Запорожанов, 1987).

Возникло глубокое противоречие, заключающееся в том, что современный человек испытывает огромных дефицит воздействия природных факторов, таких как движение, холод, жара и другие, к которым сформировались его адаптационные механизмы в процессе длительной эволюции и в то же время существенно увеличилось количество факторов неестественного происхождения, таких как условия труда в воздухе, под водой, под землей, резкая смена климатических и временных поясов, искусственные заменители одежды, компонентов питания и др. В этом случае даже самые передовые достижения медицины не в состоянии кардинально изменить процесс разрушения биологической природы человека. Во многом это связано с тем, что научные достижения направлены не на устранение причин разрушающего воздействия (окружающая природа, социальная среда, образ жизни), а лишь его следствий, то есть отклонения в состоянии здоровья.

Вместе с тем практический опыт и результаты научных исследований убедительно демонстрируют огромный потенциал двигательной активности в расширении и повышении резервных возможностей человека, сохранении высокого уровня регуляторных механизмов его жизнедеятельности. Достижения педагогических и медико-биологических наук убедительно свидетельствуют о том, что рациональная физическая активность несет в себе наиболее естественные и мощные воздействия, обеспечивающие как общее, так и целенаправленное развитие функций и механизмов организма на всех этапах его возрастной эволюции. Причем, вызываемая применением физических упражнений, перестройка функций организма наиболее резко выражена в детском возрасте. В этом случае она не только формирует важнейшие адаптационные механизмы, но и определяет сам уровень жизнеспособности организма и совершенство его реакций. Это объясняется тем, что органы и биологические системы организма, находясь в стадии естественного развития, испытывают дополнительное мощное ускорение в своем формировании под воздействием физических нагрузок. Необходимо учитывать, что в период роста и развития индивидуума особенно ярко проявляются эволюционные качества организма. Именно поэтому «невостребованное» в детском возрасте оказывается, в известном смысле, безвозвратно утраченным для последующей жизни (И.В.Муравов, 1966). Не вызывает сомнения, что сформировавшиеся в детстве недостатки в движениях в дальнейшем крайне трудно устранить, и, наоборот, чем раньше ребенок рационально осваивает двигательные навыки и совершенствует двигательные качества, тем успешнее идет его физическое развитие. В этом случае следует считать физическое совершенствование детей не только уделом будущих спортсменов (тем более спортсменов высокого класса), а неотъемлемой частью формирования нужных для любого человека физических, психологических и нравственных кондиций (В.К.Бальсевич, 1993).

Ведущей проблемой настоящего исследования является определение форм, методов и средств физического совершенствования детей дошкольного возраста. Концептуальная основа проблемы определяется наличием гетерохронии развития органов и функциональных систем развивающегося организма, что обуславливает дифференцированный подход при построении программ педагогического воздействия.

В основе решения проблемы лежит конверсия высоких технологий совершенствования тренировочного процессу спорта высших достижений в методику физического воспитания детей дошкольного возраста, применение современных методов оценки физического, функционального и психического состояния.

Актуальность темы

исследований. В основе построения дифференцированных программ физкультурных занятий детей лежит наличие ге-терохронности эволюционных изменений организма. Принцип гетерохронии развития органов и биологических систем, сформулированный А. И. Северцевым (1939) и детально разработанный П. К. Анохиным (1948) является фундаментальным исследованием в области физического воспитания человека. Согласно этому принципу преобразование одних компонентов организма сдвинуто по времени относительно преобразований других, что обуславливает специфику функционирования организма на разных этапах развития. Основы физического развития детей дошкольного возраста изучены в работе Е. Б. Сологуб с соавт. (1993), в которой определены общие закономерности индивидуального развития, физиологические особенности адаптации, методика развития двигательных навыков. Практические разработки методики развития физических качеств детей изложены в работах Г. И. Осокиной (1986), В. Г. Фролова (1986), Т. С. Грядкиной (1993). Наиболее полно вопрос гетерохронии развития физических качеств дошкольников рассмотрен в работе И. А. Кравчука (1990), в которой высказывается мысль о перспективности методики развития двигательных способностей с учетом закономерностей гетерохронии.

Достаточно широко представлены исследования, в которых основные педагогические подходы сориентированы на развитие физических качеств. Созданы программы развития мышечной силы (П.Певнев, 1992), ловкости и координационных способностей (Л.Г.Харитонова, Л. А. Суянгулова, 1996). Разработаны методики целенаправленного развития скоростно-силовых качеств (В.К.Бальсевич с соавт., 1986), гибкости (В.Ю.Волков, А. Б. Юшин, 1995), выносливости (А.Н.Макаров с соавт., 1981; Э. С. Вильчковский с соавт., 1983).

Таким образом, можно считать, что в настоящее время достаточно подробно изучена проблема развития физических качеств и навыков детей дошкольного возраста. Вместе с тем эта проблема редко рассматривается с учетом закономерностей эволюционного процесса, кроме того, недостаточно изучена динамика психомоторных функций и полностью отсутствуют комплексные исследования с определением взаимосвязи параметров, характеризующих физические качества и психомоторные функции. Хотя известно, что показатели психомоторики в сочетании с данными об уровне физического развития в значительной степени конкретизируют форму, направленность и глубину педагогического воздействия. Поэтому предпринятые комплексные исследования актуальны.

Работа выполнена в соответствии с Координационным планом НИР ИФК РФ на 1998 — 1999 гг.- направление 1- тема 01.01.01.

Научная новизна. Разработан принцип выявления закономерности эволюционного развития детей, заключающийся в параллельном изучении динамики параметров физических качеств, психомоторных функций и психических состояний при двух вариантах направленности педагогического воздействия: на развитие скоростно-силовых качеств и на совершенствование выносливости. Реализация этого принципа позволила определить предрасположенность детей различного возраста и пола к развитию физических качеств. С учетом выявленных предрасположенно-стей детей сформирована методика физического воспитания, позволяющая дифференцировать направленность педагогического воздействия согласно выявленной предрасположенности. В процессе исследований найдены взаимосвязи динамики физических качеств, психомоторных функций и психических состояний.

Практическая значимость. Изучение закономерностей эволюционного развития позволило найти основные положения построения физкультурных занятий для каждой группы детей различного возраста и пола: предрасположенность к развитию того или иного физического качества, а также направленность педагогического воздействия на изменение соответствующих параметров психомоторных функций. Эти общие положения для спортивного педагога могут быть основой построения дифференцированных программ физического воспитания дошкольников в реальных условиях: времени года, величины спортивной площадки или спортивного зала, наличия инвентаря и приспособлений, традиций региона проживания и др.

В диссертации представлен один из вариантов программы, достаточно легко воспроизводимый в условиях стандартного спортивного зала детского сада. Данная программа внедрена в работу детских садов № 14 и 128 Невского районаСанкт-Петербурга и показала высокую эффективность.

Положения, выносимые па защиту:

• В основе эволюционного процесса детей лежит гетерохрония развития двигательных и психомоторных функций, обуславливающая наличие предрасположенности к развитию того или иного физического качества у детей различного возраста и пола. Развитие физических качеств сопровождается позитивными изменениями строго определенных психомоторных функций.

• Параллельное целенаправленное педагогическое воздействие на развитие физических качеств и соответствующих психомоторных функций в значительной степени ускоряет процесс развития физических качеств. При направленности педагогического воздействия на развитие скоростно-силовых качеств повышается точность регуляции параметров движений, при воздействии на развитие выносливости — стабильность регуляции параметров движений.

• Психическое состояние детей улучшается в том случае, если направленность педагогического воздействия совпадает с предрасположенностью детей к развитию соответствующего физического качества.

• Дифференцированная методика физического воспитания детей, сформированная на основе закономерностей эволюционного процесса, при комплексном воздействии на развитие физических качеств и психомоторных функций высокоэффективна.

ВЫВОДЫ.

1. На основании литературного обзора, обобщения практического опыта и собственных исследований изучены особенности эволюционного процесса детей дошкольного возраста, выразившиеся в гетерохронии развития физических качеств, психомоторных функций и психических состояний.

2. Определена предрасположенность детей к развитию физических качеств:

О у мальчиков 4 — 5 лет к развитию скоросгно-силовых качеств;

О у мальчиков 5−6 лет к комплексному развитию скоросгно-силовых качеств и выносливости;

О у мальчиков 6 — 7 лет к развитию выносливости, а также координационных способностей;

О у девочек 4−5 лет к развитию выносливости;

О у девочек 5 — 6 лет к развитию скоросгно-силовых качеств, а также координационных способностей;

О у девочек 6 — 7 лет к комплексному развитию скоросгно-силовых качеств и выносливости, а также координационных способностей.

3. Найдено, что целенаправленное воздействие на развитие того или иного физического качества, согласно выявленной предрасположенности, вызывает совершенствование строго определенных психомоторных функций:

О у мальчиков 4 — 5 лет — психомоторного компонента быстроты, точности зрительно-моторной координации движений;

О у мальчиков 5 — 6 лет — психомоторного компонента быстроты, точности и стабильности зрительно-моторной координации движений, регуляции силовых и пространственных параметров движений;

О у мальчиков 6−7 лет — стабильности зрительно-моторной координации движений, стабильности регуляции силовых параметров движений;

О у девочек 4−5 лет — стабильности зрительно-моторной координации, стабильности регуляции силовых параметров движений;

О у девочек 5−6 лет — точности зрительно-моторной координации движений, точности регуляции силовых и пространственных параметров движений;

О у девочек 6−7 лет — точности и стабильности зрительно-моторной координации и регуляции силовых и пространственных параметров движений.

4. Установлено, что координационные способности детей начинают формироваться в разном возрасте: у мальчиков в возрасте 6 — 7 лет, у девочек — в возрасте 5 — 6 лет.

5. Определено, что выполнение физкультурных занятий по программе с рациональным подбором упражнений как на развитие физических качеств, так и на совершенствование психомоторных функций приводит к позитивным изменениям психического состояния детей.

6. Педагогический эксперимент показал достоверно более высокие показатели подготовленности детей, выполняющих физкультурные занятия, построенные по разработанной методике, по сравнению с детьми, занимающимися по стандартной методике:

О у мальчиков 4−5 лет скоростно-силовые качества выше на 11,8%;

О у мальчиков 5−6 лет скоростно-силовые качества выше на 8,4%, выносливость выше на 12,5%- у мальчиков 6−7 лет выносливость выше на 11,3% у девочек 4 — 5 лет выносливость выше на 10,6%- у девочек 5 — 6 лет скоростно-силовые качества выше на 12,3%- у девочек 6 — 7 лет скоростно-силовые качества выше на 8, выносливость выше на 10,5%.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Концептуальной основой построения дифференцированной методики физического воспитания дошкольников является использование закономерностей возрастной эволюции, выражающейся в гетерохронии развития физических качеств и психомоторных функций.

Проведенные нами исследования по определению предрасположенности детей различных по возрасту и полу групп к развитию физических качеств позволили определить направленность занятий по физической культуре, которые должны состоять из двух видов упражнений, направленных на развитие физических качеств и на совершенствование психомоторных функций. Направленность педагогического воздействия для шести групп дошкольников представлена в табл.43. Эти данные являются основой построения физкультурных занятий детей рассматриваемых возрастных групп.

Используя представленные положения педагог может самостоятельно построить физкультурное занятие с направленностью педагогического воздействия, соответствующего возрасту и полу ребенка При этом могут быть учтены реальные условия: время года, величина спортивной площадки или спортивного зала, наличие инвентаря и приспособлений, традиций региона проживания и др.

В диссертации представлен один из вариантов построения физкультурных занятий, достаточно легко воспроизводимый в условиях стандартного спортивного зала детского сада.

При построении других вариантов физкультурных занятий мы предлагаем следующий набор специальных упражнений.

Для развития скоростно-силовых качеств.

Различные виды прыжков: прыжки вверх, прыжки через препятствия прямо, правым и левым боком, с продвижением впередпрыжки на одной ноге с продвижением вперед.

Направленность педагогического воздействия при формировании дифференцированной методики физического воспитания детей.

Направленность воздействия на развитие.

Группа физических качеств психомоторных функций.

Мальчики 4−5 лет скоростно-силовые качества быстрота, зрительно-моторная координация движений.

Мальчики 5−6 лет скоростно-силовые качества и выносливость быстрота, зрительно-моторная координация, точность выполнения силовых и пространственных параметров движений.

Мальчики 6 -7 лет выносливость стабилизация параметров зрительно-моторной координации и силовых параметров движений.

Девочки 4−5 лет выносливость стабилизация зрительно-моторной координации и силовых параметров движений.

Девочки 5 — 6 лет скоростно-силовые качества точность зрительно-моторной координации, точности силовых и пространственных параметров движений.

Девочки 6 -7 лет скоростно-силовые качества и выносливость точность и стабильность зрительно-моторной координации, силовых и пространственных параметров движений.

Метание веса: на дальность правой и левой рукой, двумя руками из положения полуприседа стоя лицом и спиной по направлению метания.

Упражнения для рук и плечевого пояса: упражнения с весом из различных исходных положенийсгибание и разгибание рук из различных исходных положений.

Бег на короткие дистанции.

Для развития выносливости.

Последовательное выполнение различных упражнений — «дорожка» с умеренной интенсивностью, ЧСС «150+5 уд/мин. для развития гибкости и координационных способностей.

Упражнения ритмической пластики, ритмической гимнастики, игрового стретчинга и упражнения на специальных гимнастических мячах.

Для развития психомоторного компонента быстроты.

Метание легкого мяча на дальность, отбивание большого легкого мяча ногами лежа на спине (в парах).

Для развития точности регуляции силовых и пространственных параметров движений.

Многоскоки через препятствия различной высоты, поставленные на разном расстоянии друг от друга, поставленные змейкой.

Метание веса в цель (вес изменяется от 100 до 300 г), расстояние до мишени изменяется от 1,5 до 4 м.

Для развития стабильности силовых и пространственных параметров движений.

Многоскоки через препятствия одного размера, поставленные на одинаковом расстоянии друг от друга (шнуры и кубики малой высоты).

Метания в цель мешочка с песком одного веса с одинакового расстояния.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.И. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы детей дошкольного возраста: Автореф.дис. канд.мед.наук. М., 1970.-24 с.
  2. Е.И., Юрко Г. П. Физическое воспитание детей // Охрана здоровья детей: Сборник научных трудов. М., 1979. — Вып.7. — С. 16 -21.
  3. АдашкявиченеЭ.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1992. -159 с.
  4. М.Н. Формирование правильной осанки // Дошкольное воспитание. 1993. — № 2. — С. 17 — 21.
  5. Ш. А. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение, 1983.208 с.
  6. Л.Н. Избранные физические упражнения и игры для детей дошкольного возраста / Под ред.М. А. Минкевич. Курск: Кн. изд-во, 1953. — 60 с.
  7. В.В. Предупреждение нарушений осанки у детей. М.: Медицина, 1959. — 96 с.
  8. П.К. Сисгемогенез как общая закономерность эволюционного процесса // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. -1948. № 8. — С.81 — 99.
  9. В.М., Кольцова М. М. Морфо-функциональные критерии школьной зрелости // Охрана здоровья детей дошкольного возраста. -М., 1978.-С.27−31.
  10. Е.А. Дошкольный возраст. М.: Просвещение, 1948.334 с.
  11. И.А. Некоторые сравнительно-онтогенетические данные в связи с анализом причин, определяющих продолжительность жизни млекопитающих // Проблемы долголетия. М.: Изд-во АН СССР. -1962.-С.51.
  12. И.А. Очерки по возрастной физиологии. М.: Медицина, 1967. — 476 с.
  13. И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития: Основы неэнтропийной теории онтогенеза. -М.: Наука, 1982. 270 с.
  14. В.Г. Мир живого: Системность, эволюция и управление. М.: Политиздат, 1986. — 334 с.
  15. Л.П. Профилактика и лечение нарушений осанки у дошкольников в условиях детских садов: Автореф.дис.. канд.мед.наук. -Рязань, 1972. 22 с.
  16. И.К. Занятия физической культурой в режиме детских дошкольных учреждений: Методические рекомендации. Минск: БГИФК, 1988. — 44 с.
  17. К.С. Комплексы утренней гимнастики в детской саду. -М.: Просвещение, 1978. 169 с.
  18. БавинаЛ.В. Физическое воспитание в элементарной школе США: Автореф.дис. канд.пед.наук. М., 1987. — 20 с.
  19. И.А. Феномен физической активности человека как социально-биологическая проблема И Вопросы философии. 1981. — № 8. -С.79 — 89.
  20. В.К. Ваши дети. М.: Физкультура и спорт, 1985.32 с.
  21. В.К., Королева М. И., Майорова Л. Т. Развитие быстроты и координации движений детей 4−6 лет // Теория и практика физической культуры. 1986. — № 10. — С.21 — 25.
  22. В.К., Запорожанов В. А. Физическая активность человека. Киев: Здоров’я, 1987.- 223 с.
  23. В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный) // Теория и практика физической культуры. -1990. -Xq1.-C.22 -26.
  24. В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех // Теория и практика физической культуры. -1993.-№ 4.-С.21 -22.
  25. В.К. Выявление и развитие спортивного таланта // Современные достижения спортивной науки: Тезисы докладов международной конференции. СПб., 1994. — С.З.
  26. В.А., Солодков С. С. Рациональное дозирование нагрузок при обучении технике движений детей-шестилеток // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 11. — С. 18 — 21.
  27. БердыховаЯ. Мама, папа, занимайтесь со мной (пер. с чешского). М.: Физкультура и спорт, 1990. — 104 с.
  28. В.П. Анатомо-физиологические особенности детского возраста: Учебник для мед.училищ. М.: Медицина, 1973. — 223 с.
  29. Г. А. Художественная гимнастика в школе. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 208 с.
  30. Г. А. Художественная гимнастика в спортивной школе. -М.: Физкультура и спорт, 1986. 263 с.
  31. БубеллаО.Ю., Афонин В. М. Методические особенности занятий физическим воспитанием в дошкольных учебных заведениях // Актуальные проблемы физического воспитания дошкольников: Тез.докл.науч.-практ.конф. Калининград, 1996. — С.27 — 29.
  32. В.А., Киселев Ю. Я., Крючек С. С. Оперативная диагностика эмоционального возбуждения у спортсмена // Психологические проблемы предсоревновательной подготовки квалифицированных спортсменов. Л.: ЛНИИФК, 1977. — С.118 -122.
  33. А.И. Ритмическая пластика для дошкольников: Учебно-методическое пособие по программе А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика». СПб., 1994.- 126 с.
  34. А.И. Ритмическая мозаика: Программа по ритмической пластике для детей. СПб., 1997. — 126 с.
  35. П.П., Васюкова В. И., Лескова Г. П. Общеразви-вающие упражнения в детском саду. М.: Просвещение, 1990. — 175 с.
  36. E.H. Исследование формирования основных двигательных качеств у детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания: Автореф.дис. канд.пед.наук. М., 1971. — 21 с.
  37. E.H. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1983. — 144 с.
  38. E.H. Условия формирования потребностей в физических упражнениях у дошкольников // Физическое воспитание учащейся молодежи: проблемы, интересы, мотивы: Материалы науч.-практ.конф.(Рязань, 22 25 мая 1985 г.). — М., 1986. — С.94 — 102.
  39. Г. А., Васильков В. Г. От игры к спорту. М.: Физкультура и спорт, 1985. — 80 с.
  40. Э.С.Вильчковский Развитие моторики у детей дошкольного и школьного возраста. Теория и практика физической культуры — 1972. — № 6. — С.46 — 49.
  41. Э.С. Физическая культура детей дошкольного возраста. Киев: Здоров’я, 1979. — 220 с.
  42. Э.С. Развитие двигательной функции у детей. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 150 с.
  43. В.М. Физические способности детей и подростков. -Киев: Здоров’я, 1981.-227 с.
  44. В.М., Филин В. П. Спортивный отбор М.: Физкультура и спорт, 1983. — 176 с.
  45. В.Ю., Юшин А. Б. Технология развития гибкости: Учебное пособие. СПб., 1995. — 60 с.
  46. JI.C. Проблемы развития психики. Собр.соч., Т.З. -М.: Педагогика, 1983. — 367 с.
  47. С.И. Физиологические особенности детей. М.: Просвещение, 1965. — 243 с.
  48. А.Г., Смирнов K.M. Физиологические основы методики спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1970. — 232 с.
  49. A.A. Повышение эффективности уроков физической культуры в школе посредством применения универсальных гимнастических снарядов: Автореф.дис. канд.пед.наук. М., 1962. — 21 с.
  50. М.А., Шанина Т. А., Шитикова Г. Ф. О методике тестирования физического состояния детей // Теория и практика физической культуры. 1973. — № 8. — С.32 — 34.
  51. В.Е., Ребякова И. А. Методика занятий ритмической гимнастикой: Методическая разработка. Челябинск, 1985. — 27 с.
  52. В.Г., Осипов Н. Ф. Малыши открывают спорт. М.: Педагогика, 1978. — 98 с.
  53. ГромбахС.М. Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред.С. М. Громбаха (СССР ГДР). — М.: Медицина, 1988. — 272 с.
  54. ГрядкинаТ.С. Организация и содержание подготовительного периода к обучению детей основным движениям. Спб.: Фолиум, 1993. -32 с.
  55. В.П., Татаринов Я. С. Оценка физического развития детей по данным морфологических наблюдений // Теория и практика физической культуры. 1988. — № 3. — С.32 — 33.
  56. В.П. Что может ваш ребенок. М.: Советский спорт, 1991.32 с.
  57. A.A. Развитие двигательных качеств у школьников. Минск: Народная асвета, 1978. — 88 с.
  58. A.A. Основы теории и методики физической культуры: Учебное пособие для техникумов физической культуры / Под ред.А. А. Гужаловского. М.: Физкультура и спорт, 1986. — 352 с.
  59. A.A. Итоги и перспективы изучения закономерностей онтогенеза физических способностей человека // Теория и практика физической культуры. 1987. — № 12. — С.31 — 34.
  60. A.M. Формирование личности ребенка в детском саду. -М: Просвещение, 1980. 156 с.
  61. Е.В., Копылова О. В., Борисов И. А. Экспресс-оценка физического состояния критерий оптимального уровня нагрузок в занятиях со старшими дошкольниками // Теория и практика физической культуры. — 1988. — № 10. — С.23 — 24.
  62. Г. В. Использование универсальных брусьев // Физическая культура в спорте. 1978. — № 11. — С. 14 — 18.
  63. Е.И. О физическом воспитании дошкольников в зарубежных странах // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 1. С. 43 49.
  64. А.Г. Актуальные проблемы современной спортивной медицины. М.: Физкультура и спорт, 1980. — 295 с.
  65. Р. Бегай, прыгай, ползай. М.: Физкультура и спорт, 1972. — 97 с.
  66. Ю.В. Методика физического воспитания дошкольников с низким уровнем физической подготовленности: Автореф.дис.. канд.пед.наук. М., ВНИИФК. — 1987. — 26 с.
  67. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. СПб.: Акцидент, 1995. — 217 с.
  68. К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка. М.: Медицина, 1983. — 160 с.
  69. О.М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1980.-№ 2.-С.107−114.
  70. Ю.Д., Бондаренко С. В. Развитие статической выносливости как фактор улучшения адаптабельности детей 6−7 лет к учебному труду // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 10. — С.32 — 34.
  71. A.B., Эльконин Д. Б. Психология детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1964. — 175 с.
  72. A.B. Психическое развитие ребенка // Избранные психологические труды / Под ред.В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. Т.1. — М.: Педагогика, 1986. — 320 с.
  73. A.B. Развитие произвольных движений // Избранные психологические труды / Под ред.В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. Т.2. — М.: Педагогика, 1986. — 296 с.
  74. В.М. Физические качества спортсменов: Основы теории и методики воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1966. — 200 с.
  75. В.М., Сергиенко П. П. Влияние наследственности и среды на развитие двигательных качеств человека // Теория и практика физической культуры. 1975. — № 6. — С.22 — 23.
  76. Е.А., Лагутин А. Б., Лагутина Е. Ю. Использование средств гимнастики в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста: Методическая разработка. М.: ГЦОЛИФК, 1991. — 44 с.
  77. С.М. Лечебная физическая культура при заболеваниях в детском возрасте. М: Медицина, 1983. — 260 с.
  78. Е.П. Психофизиология физического воспитания: Факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности: Учебное пособие для студентов медицинских институтов по специальности «Физическое воспитание». М.: Просвещение, 1983. — 223 с.
  79. Е.И. Для самых маленьких: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Физкультура и спорт, 1977. — 117 с.
  80. В.Н., Карлышева Н. Е. Методика психолого-педагогической диагностики развития и состояния дошкольника // Оптимизация спортивной техники и физкультурно-оздоровительной работы. -Челябинск: ЧГИФК, 1994. 22 с.
  81. В.Б. Организация учебного процесса, направленного на развитие выносливости школьников 10−12 лет на уроках физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1990. -№ 10. -С.13- 18.
  82. A.B., ХухлаеваД.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов пединститутов. М.: Просвещение, 1978. — 272 с.
  83. A.B. Физическая подготовка детей 5−6 лет к занятиям в школе. М.: Просвещение, 1980. — 141 с.
  84. Л., Ванкова М., Чипранова М. Обучение детей художественной гимнастике. М.: Физкультура и спорт, 1985. — 93 с.
  85. М.Ю. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1978. — 160 с.
  86. Е.А., Гуровский H.H. Гипокинезия. М.: Медицина, 1980. — 318 с.
  87. О.Г. Спектрографические характеристики тонов и шумов сердца у детей и их значение в оценке адаптации организма ребенка к физической нагрузке: Автореф.дис. канд.мед.наук. М., 1982. — 25 с.
  88. А.З. Кислородный режим организма ребенка и подростка // Сб.науч.тр-ов ин-та физиол. Киев: Наука, 1983. — 320 с.
  89. М.И. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.: Педагогика, 1973. — 143 с.
  90. А.Б. Физическая культура людей разного возраста. -М.: Физкультура и спорт, 1962. 372 с.
  91. М.Н. Методика воспитания быстроты у детей дошкольного возраста (4−6 лет): Автореф.дис.. канд.пед.наук. Омск, 1985.- 22 с.
  92. А.И. Основы гармоничного базового физического воспитания детей раннего дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры. 1990. -№ 11.- С. 15 — 18.
  93. З.И. Развитие двигательных качеств школьников. -М.: Просвещение, 1967. 178 с.
  94. З.И. Критические периоды развития двигательных качеств школьников // Физкультура в школе. 1975. — № 1. — С.1 — 9.
  95. JI.M. Управление спортивной тренировкой: Системность, адаптация, здоровье. М.: Физкультура, образование, наука, 1995. -С.58 — 62.
  96. К. Аэробика для хорошего самочувствия. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 223 с.
  97. С.Н., Бакулин С. А. Аэробная производительность и методы ее повышения: Учебное пособие ВГАФК. Волгоград, 1985. -128 с.
  98. А.Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 7. — С.8 — И.
  99. А.Б. Повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами основной гимнастики: Авто-реф.дис. канд.пед.наук. М., 1997. — 23 с.
  100. С.Я. Физическая культура для малышей: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1978. — 157 с.
  101. Г. Ф. Биометрия. М.: Высшая школа, 1973. — 343 с.
  102. Н.Т., Глейзеров В. И., Болдина H.A., МикевичЛ.А., Широканова Л. И. Пути оптимизиции двигательной активности детей и подростков // Теория и практика физической культуры. 1986. — № 1. -С.28 — 30.
  103. Г., Лахман И. Спортивные игры и упражнения для детей дошкольного возраста: Пер. с немецкого. М.: Физкультура и спорт, 1973. — 103 с.
  104. H.H., Маринова K.B. Анатомия и физиология детского организма. М.: Просвещение, 1986. — 347 с.
  105. Х.Ю. Корригирующая гимнастика: Пер. с латышского / Под ред.А. П. Биезиня. Рига: Латгосиздат, 1990. — 315 с.
  106. E.H. Готовимся к школе. М.: Физкультура и спорт, 1986.-32 с.
  107. ЛогвинаТ.Ю. Оптимизация режима двигательной активности дошкольников в зависимости от их возраста: Автореф.дис. .канд.пед.наук. Минск, 1991. — 24 с.
  108. Л.Е. Управление движениями у детей и подростков. М., 1974. — 232 с.
  109. Л.Е. Возрастные особенности движений у детей. М.: Педагогика, 1979. — 210 с.
  110. Л.Е. Возрастные особенности движений у детей и подростков. М.: Педагогика, 1988. — 96 с.
  111. Л.Т. Методика воспитания координационных способностей у детей дошкольного возраста (4−6 лет): Автореф.дис.. канд.пед.наук. Омск, 1988. — 19 с.
  112. А.Н., Алиев М. Н., Магомедов A.M. Исследования воспитания общей выносливости у детей старшего дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры. 1981. — № 11. — С.31 — 33.
  113. И.Г. Структура физических нагрузок при воспитании выносливости у детей 6-летнего возраста: Автореф.дис. .канд.пед.наук. -Омск, 1988. 22 с.
  114. И.Г. Особенности естественного и стимулирующего развития физических качеств дошкольников // Материалы науч.-практ.конф. «Региональные проблемы физической культуры и спорта». -Омск: ОГИФК, 1993. С. 39 — 42.
  115. A.A. Развитие человека и надежность биологической системы // Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. М.: Медицина, 1969. — С. 5 — 13.
  116. A.A. Вопросы возрастной физиологии. М.: Просвещение, 1974. — 223 с.
  117. Л.П. Определение объема беговых нагрузок для девочек младшего дошкольного возраста // Физкультура в школе. 1989. — № 8. -С.12−13.
  118. В.В., Иванова O.A., Матова М. А., Шаробарова И. Н. Ритмическая гимнастика для школьников. М.: Знание. — // Физкультура и спорт. — 1989. — № 4. — С.98 — 101.
  119. МеерсонФ.З. Общий механизм адаптации и профилактики. -М.: Медицина, 1973. 360 с.
  120. МеерсонФ.З., ПшенниковаМ.Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам. М.: Наука, 1975. — 263 с.
  121. МеерсонФ.З., Фомин H.A., Павлова В. И., ШитиковаД.З. Ограничение двигательной активности как фактор замедления возрастного развития // Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции. М., 1984.-С.156- 157.
  122. Местре ГеррейруА.М. Комплексная оценка физических способностей мальчиков 5 6-летнего возраста, занимающихся спортивной гимнастикой: Автореф.дис. канд.пед.наук. — JL, 1990. — 21 с.
  123. С.Н. Развитие координационных движений у детей 6 7 лет как основа повышения их физической подготовленности: Автореф.дис.. канд.пед.наук. — Л., 1990. — 21 с.
  124. М.Р. Рефлекторное взаимодействие локомоторной и висцеральной систем. JL: Медгиз, 1957. — 429 с.
  125. М.Р. Экспериментальные исследования по физиологии, биохимии и фармакологии: Сборник статей. Т.48 / Под редакцией М. Р. Могендовича. — Пермь, 1962. — 220 с.
  126. А.К. Влияние генетических и средовых факторов на развитие моторных способностей: Лекция. М., 1983. — 39 с.
  127. А.К. Генетическая обусловленность функциональных возможностей спортсменов: Методическая разработка для слушателей ФПК. М., 1984.-42 с.
  128. И.В. Моторно-висцеральные рефлексы. Пермь: Пермск.кн.изд-во, 1965. — С.21 — 27.
  129. И.В. Активный отдых в регуляции мышечной работоспособности, кровообращения и дыхания молодых и пожилых людей: Ав-тореф.дис. д-ра мед.наук. Киев, 1966. — 25 с.
  130. И.В. Физическая культура и активный отдых в разные возрастные периоды. Киев: Здоров’я, 1973. — 132 с.
  131. М.Я. Основы управления подготовки юных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 280 с.
  132. А.Г. Игровой стретчинг: Методика работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. СПб., 1993. — 65 с.
  133. H.A. Развитие двигательных качеств у детей дошкольного возраста. Игры и упражнения: Методические рекомендации. СПб, 1995. — 63 с.
  134. H.A., Кузьмина Л. И., Бойкович H.H. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего в дошкольного возраста: В помощь педагогу детского сада. СПб.: Акцидент, 1995. — 35 с.
  135. ОсокинаТ.И., Тимофеева Е. А. Физические упражнения для дошкольников. М.: Просвещение, 1966. — 158 с.
  136. Т.И., Тимофеева Е. А., Фурмина Я. С. Игры и развлечения детей на воздухе. М.: Просвещение, 1983. — 177 с.
  137. ОсокинаТ.И. Физическая культура в детском саду. М.: Просвещение, 1986. — 304 с.
  138. Е.И. Педагогические проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 11. — С.13 — 15.
  139. П.В. Индивидуальный подход в развитии мышечной силы гимнастов 6−9 лет: Автореф.дис.. канд.пед.наук. СПб., 1992. -16 с.
  140. Л.И. Физкультурные занятия с детьми 4 5 лет. -М.: Просвещение, 1986. — 173 с.
  141. Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5 6 лет // Пособие для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение, 1988. — 143 с.
  142. А.П., Мятыгина Р. Н. Опыт и методика проведения занятий дозированным бегом с дошкольниками в детском саду // Теория и практика физической культуры. -1990. № 11. — С.38 — 39.
  143. Е.А., Воропаев A.M. Методика занятий тренирующей направленности с детьми дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры. 1989. — № 5. — С.30 — 32.
  144. Е.А. Содержание и методика физического воспитания детей 5−7 лет: Автореф.дис. канд.пед.наук. М., 1990. — 23 с.
  145. Е.А. Совершенствование физического состояния человека. Киев.: Здоровье, 1989. — 164 с.
  146. В.Н. Возрастная .динамика годовых объемов циклической нагрузки // Лыжный спорт. 1983. — Вып 2.- С. 37 — 39.
  147. А., Серебрякова В., Половова В., ПолтавцеваН. Игра путь к уму и сердцу ребенка // Дошкольное образавание. — 1993. -№ 2. — С.2 — 23.
  148. С.А. Для самых маленьких. М.: Физкультура и спорт. — 1988. — № 12. — 95 с.
  149. М.А. Методика занятий физическими упражнениями с детьми 5−6лет в детских садах: Автореф.дис.. канд.пед.наук. СПб., 1992.-24 с.
  150. М.А. Физические упражнения с использованием различного спортивного инвентаря для детей дошкольного возраста // Проблемы обновления содержания дошкольного образования: Материалы науч.-практ.конф. Иваново, 1994. — С. 115 — 118.
  151. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Просвещение, 1985. — 174 с.
  152. ПээбоЭ.Ю. Влияние разнообразных и повышенных нагрузок при физическом воспитании на развитие дошкольников: Автореф.дис.. канд.пед.наук. Тарту, 1972. — 24 с.
  153. Радуга: Экспериментальная программа обучения детей 3−6 лет в детском саду / НИИ школ Мин-ва нар.образ.РСФСР. М.: Просвещение, 1993. — 222 с.
  154. М.С., Мальцева И. Г. Особенности воспитания выносливости у детей 6 лет // Теория и практика физической культуры. 1990. -№ 11.-С.21 -23.
  155. В.А., ВольновН.И., БулкинВ.А. и др. Унифицированные методы комплексного контроля для проведения массовых обследований спортсменов: Методические рекомендации. Л., 1985. — 47 с.
  156. Родничок: Региональная программа по дошкольному образованию / Под редакцией Л. А. Поповой. Иваново, 1997. — 186 с.
  157. Л.А. Влияние наследственных задатков и некоторых факторов внешней среды на двигательную подготовленность детей младшего школьного возраста: Автореф.дис.. канд.пед.наук. Минск, 1973. -20 с.
  158. А.Н. Морфологические закономерности эволюции. -М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1939. С. 420 — 440.
  159. Л.М. Влияние игровых форм деятельности на физическую подготовленность детей дошкольного возраста // Актуальные перестройки детей и подростков при физических нагрузках: Сб.науч.тр. -Ташкент, 1986. С. 16 — 22.
  160. П.П. Использование метода близнецового самоконтроля для изучения двигательных способностей человека // Теория и практика физической культуры. 1975. — № 10. — С.30 — 33.
  161. Р.В., Теосте М. Е. О распространенности гипокинезии среди детей и подростков и ее функциональных признаках // Научныеосновы гигиенического нормирования физических нагрузок для детей и подростков. М., 1980. — С.22 — 28.
  162. O.A., Шарманова С. Б., ПигаловаЛ.В. Контроль за физической подготовленностью дошкольников: Методические рекомендации. Челябинск, 1995. — 20 с.
  163. И.В., ЯшугинаЛ.А. Физическое воспитание детей // Сборник статей. Минск: Народная асвета, 1980. — 95 с.
  164. Е.Б., Виноградова Г. П., Никольская C.B. Физическое развитие детей дошкольного возраста: Методическое пособие. СПб., 1993. — 39 с.
  165. М.Ф. Роль двигательной активности в формировании уровня неспецифической резистентности организма в условиях экономического неблагополучия // Теория и практика физической культуры. -1989.-№ 6. -с.35−36.
  166. Л.В. Физическая культура детей дошкольного возраста. Омск, 1990. — 24 с.
  167. М.Я. Общие вопросы детской спортивной медицины // Руководство для врачей: Детская спортивная медицина. М.: Медицина, 1991.-560 с.
  168. P.C., Левандо В. А., Кассиль Г. и др. Стрессорные и спортивные иммунодефициты у человека // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 6. — С.9 -17.
  169. И.Д. Стресс и иммунитет у спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1981. — № 3. — С. 18 — 20.
  170. Ф.П., Вайцеховский С. М. Толковый словарь спортивных терминов. — М.: Физкультура и спорт, 1993. — С. 109, 155.
  171. А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М.: Медицина, 1991. — 270 с.
  172. Танкова-Ямкольская Р.В., Чертак Т. Я. Ради здоровья детей. -М.: Просвещение, 1985. 98 с.
  173. Дж. Рост и конституция человека // Биология человека. -М.: Мир, 1979.-С.336−471.
  174. С.Б. Роль физического воспитания в здоровье подростка. JI.: Знание, 1988. — 32 с.
  175. С.Б. Актуальные проблемы спортивной медицины / Под редакцией С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущева. М.: Медицина, 1991. -24 с.
  176. С.Б. и др. Анатомо-физиологические особенности в периодах развития детей и подростков // Детская спортивная медицина. -2-е изд., перераб. и допол. М.: Медицина, 1991. — С.44 — 55.
  177. С.Б., Воронцов И. М. Социальные медико-биологические проблемы физического воспитания в целью увеличения здоровья детей и подростков // Детская спортивная медицина. М.: Медицина, 1991. — 46 с.
  178. .С. От 0 до 7: Книга для родителей. М.: Физкультура и спорт, 1973. — 145 с.
  179. Н.Ф., Глейзеров В. И. Морфофункциональные особенности развития шестилеток // Физическая культура для шестилеток. -Минск: Народная асвета, 1986. 136 с.
  180. B.C. Развитие движений у детей школьного возраста. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. 67 с.
  181. B.C. Физиология спорта: Очерки. М.: Физкультура и спорт, 1980. — 234 с.
  182. В.П. Проблемы совершенствования двигательных и физических качеств детей школьного возраста в процессе тренировки: Авто-реф.дис. д-ра пед.наук. М., 1970. — 50 с.
  183. В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1974. — 232 с.
  184. Ю.И., Юрьев А. И., Нестеров В. М. Экспресс-методика для оценки эффективности аутотренинга и прогноза успешности деятельности человека // Личность и деятельность. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. — С.52 — 57.
  185. В.И. Развитие двигательной функции детей дошкольного и школьного возраста в процессе физического воспитания // Советская педагогика. 1967. — № 3. — С.23 — 30.
  186. H.A., Филин В. П. Возрастные основы физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1972. — 175 с.
  187. H.A., Вавилов Ю. Н. Физиологические основы двигательной активности. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 224 с.
  188. А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1984.- 180 с.
  189. М.И. Физиологические основы развития движений детей // Развитие движений ребенка-дошкольника. М., 1975. — С.5 — 13.
  190. М.И., Фонорева Т. А. Лечебная физкультура при детских заболеваниях. Л.: Медицина, 1981. — 277 с.
  191. В.Г. Возрастные особенности проявления общей выносливости у детей дошкольного возраста и методика ее воспитания в условиях детского сада: Дисс. канд.пед.наук. М., 1977. — 244 с.
  192. В.Г. Воспитание общей выносливости у детей 5 6 лет // Научные основы гигиенического нормирования физических нагрузок для детей и подростков: Сборник научных трудов. — М., 1980. — С. 104 -114.
  193. В.Г., Юрко Г. П. Физическая культура на воздухе с детьми дошкольного возраста: Пособие для воспитания детского сада. -М.: Просвещение, 1983. 191 с.
  194. В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1986.- 159 с.
  195. Л.Г., Суянгулова Л. А. Программа развития мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста: Методические рекомендации. Омск, 1996. — 32 с.
  196. А.Г. Возрастная физиология. М.: Просвещение, 1978.- 279 с.
  197. А.Г., Антропова M.B. Забота о здоровье детей. М.: Просвещение, 1980. — 104 с.
  198. C.B. Медицинские проблемы физического воспитания детей: Актовая речь. М.: Б.и., 1978. — 22 с.
  199. Д.Е. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1981. -208 с.
  200. Д.Е. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учебник для учащихся пед.училищ. М.: Просвещение, 1984. — 208 с.
  201. В.М., Герасимова A.A. О принципах классификации физических упражнений детей // Физическое воспитание и здоровье детей младшего дошкольного возраста: Тезисы респ.науч.-практ.конф. Астрахань, 1994. — 54 с.
  202. В.М. О роли наследственных и средовых факторов в развитии физической трудоспособности у детей и подростков: Авто-реф.дис. канд.пед.наук. Тарту, 1972. — 35 с.
  203. Г. Ф. Исследование содержания особенностей методики уроков физического воспитания в 1 3 классах: Автореф. дис.. канд.пед.наук. — Л., 1970. — 23 с.
  204. A.M. Проведение занятий по физической культуре в первых классах общеобразовательной школы: Методические рекомендации. М.: АПН СССР, 1985. — 161 с.
  205. A.M. Физическое воспитание учащихся младшего школьного возраста: Методические рекомендации. М.: АПН СССР, 1986.-235 с.
  206. Н.И., Загуменова М. В., Выдрич З. В. Влияние различных двигательных режимов на уровень физической работоспособности и со-матовегетативных сдвигов у дошкольников с дефектами осанки И Теория и практика физической культуры. 1984. — № 11. — С. 34 — 36.
  207. Н.И., Гуштурова И. В., Зеленин B.C. Зависимость физического развития, функциональной и двигательной готовности детей 35 лет от качества физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 11. — С. ЗЗ — 35.
  208. Н.И. Сердечный ритм и центральная гемодинамика при физической активности у детей. Ижевск: Филиал изд-ва Нижегородского ун-та. 1991.-418 с.
  209. Н.И. Сердечный ритм и центральная гемодинамика при физической активности у детей: Автореф.дис.. д-ра биол.наук. Казань, 1992. — 58 с.
  210. В.М., Левин М. Л. Иммунологическая реактивность юных спортсменов: М.: Физкультура и спорт, 1982. — 135 с.
  211. ЭнциЯ.Ф. Преимущественносгь содержания физического воспитания детей дошкольного возраста: Автореф.дис.. канд.пед.наук. -СПб., 1992. 19 с.
  212. Г. П. Физиологическое обоснование допустимых физических нагрузок у детей дошкольного возраста (4 5 лет) // Физическая культура и здоровье детей и подростков. — М.: Медицина, 1966. — С.58 — 61.
  213. Г. П., Спирина В. П., Сорочек Р. Г., З.С.Уварова. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. М.: Медицина, 1978. — 248 с.
  214. Г. П. Уровень морфофункционального развития дошкольников в оценке влияния средств физического воспитания // Научные основы гигиенического нормирования физических нагрузок для детей и подростков: Сборник научный трудов. М.: Б.и., 1980. — С.35 — 43.
  215. Л., Юдина Р. Работаем по программе «Старт» // Дошкольное воспитание. 1996. — № 1 — С. 9.
  216. Е.И. От трех до семи. М.: Физкультура и спорт, 1977. — 120 с.
  217. В.Н. Методика физического воспитания школьников 9 -12 лет в применением многопролетных универсальных гимнастических снарядов: Дисс. канд.пед.наук. Воронеж, 1985. — 320 с.
  218. Л.Б. Влияние мышечных нагрузок на состояние нервной системы детей 5 7 лет // Научные основы гигиенического нормирования физических нагрузок для детей и подростков: Сборник научных трудов. — М.: Б.и., 1980. — С.87 — 96.
  219. Ainsworth С.Н. Games and Lone of Young Americans. Buffalo: N.V.Clide press, Corp., 1983. — 244 p.
  220. Astrand P.O., Rodahl К. Textbook of work physiology: Physiological basis of exercise. New York, 1977. — 691 p.
  221. Clayre K.P.Dr., Blazer S.L., Leach P.P.D Health-related physical fitness: Concepts and activities for elementary schoolchildren. Edina, Minn: Bellwether Press, 1987. — 320 p.
  222. Coleman M., Skeen P. Play, game and sport: Theire use and misuse. A development persperctive // Children Education. 1985. — Vol.61. — № 3. -P.192- 198.
  223. Drechsel F., Hoffmann H., Siebmann H., Thiess G. Einige Grundfragen des Leichtatletischen kibdertrainings // Wissenschaftliche Zeitschrift der DHFK. 1962. — № 3. — P.14 -18.
  224. Gudberlett HJ. Die Leistungsfahigkeit des Kardiopulmonalen Systems von Kindern in Alth Abhangigkeir vom Biologische Entwicklundscton // Med. und Sport. 1979. — P.138 — 142.
  225. Hoffmann H.A., Young J., Klessius S.E. Meaningful movement for children // A developmental thema approant to phisiological education. -Boston: Allin, Bacon, 1981.-420 p.
  226. Hoffmann H. Zu den Auswirkung einer Velseitigen Atletischen Grundansbildung auf die Schulerleistungen // Teorie und Praxis der Korperkultur. 1987. — № 1. — P. 12 — 16.
  227. Malina R.M. Tracking of physical fitness and performance during growth // Children and Exercise. Band 4. — Ferdinand Enke Verlag Stuttgart, 1990.-P. 1−10.
  228. McAdam R.E., Dodson C. Consept and practices in elementary acyivity programms. Springfield: Thomas, 1981. — 311 p.
  229. Meszaros S., MohacsiJ., FarkasA., Frenri R., SzmodisJ. Development of explosive strength in boys aged 7 to 8 // Children and Exercise. Band 4. — Ferdinand Enke Verlag Stuttgart, 1990. — P.61.
  230. Stemmler R. Sty dien uber die sportlichen Leistngsvergaltnishe Erwachsener in verchiedenen Altersbereichen // Theorie und praxis der Korperkultur. 1955. — № 4. — P.33 — 35.
  231. Stemmler K. Einige er Kenntniskritische Bemerkungen zu den Eigenschaften und Pertigkeiten in der Korperlichen Bildung // Theorie und praxis der Korperkultur. 1987. — № 1. — P.56 — 70.
  232. Welkstrom R.L. Fundamental motor patterns. Philadelpfie, 1977.178 p.
Заполнить форму текущей работой