Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Дидактическая система информационной поддержки психофизической подготовки студентов технических ВУЗов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Полученные в ходе исследования объективные научные результаты дополняют в своей совокупности решение научной проблемы, определяющей методологические основы использования современных информационных технологий для оценки и управления психофизической подготовленностью личности в организации учебного процесса по физическому воспитанию в техническом вузе. Определена сущность, содержание и структура… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
    • 1. 1. Информатизация общества как основа информатизации вузовской системы образования
    • 1. 2. Теоретические основы решения проблемы использования информационных технологий в подготовке студента в вузе
      • 1. 2. 1. Использование средств компьютерной техники в физическом воспитании студентов
    • 1. 3. Компьютерные, инновационные технологии в диагностике и оптимизации состояний студента
  • Глава 2. ТЕ О Р Е Т ИК О — МЕ Т О Д О Л О Г ИЧЕ С К ИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Профессионально-прикладная физическая подготовка как социально-педагогическая проблема в деятельности высшей школы
    • 2. 2. Методологические подходы к организации учебного процесса на различных этапах психофизической подготовки
    • 2. 3. Анализ литературных источников по проблеме психофизиологического состояния студентов, составляющую основу будущей профессиональной деятельности
      • 2. 3. 1. Психофизиологические характеристики учебного труда студентов
      • 2. 3. 2. Двигательный режим и физическое состояние студентов
    • 2. 4. Требования к психофизической подготовленности специалистов технического профиля
  • Г л, а в, а 3. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 3. 1. Цель и задачи исследования
    • 3. 2. Методы и методики исследования
    • 3. 3. Интегральные характеристики модельных уровней психофизической подготовленности студента технического вуза
    • 3. 4. Организация исследования
  • Глава 4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ВОПРОСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
    • 4. 1. Дидактическая система информационной поддержки в личностно-ориентированном и системном подходе
    • 4. 2. Педагогические условия создания компьютерных технологий для решения вопросов профессионально-прикладной физической подготовки студентов технических вузов
      • 4. 2. 1. Компьютерные программы для оценки психофизической подготовленности студентов технических вузов
      • 4. 2. 2. Тренажерно-обучающие, информационные комплексы в психофизической подготовленности студентов технических вузов
    • 4. 3. Разработка технологических подходов для создания методики структурного и системного тестирования психофизиологических характеристик человека
      • 4. 3. 1. Способ оценки психического состояния и степени психической адаптации личности
      • 4. 3. 2. Компьютерный паспорт психофизической подготовленности студента
  • Глава 5. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ СТУДЕНТА (результаты педагогического эксперимента)
    • 5. 1. Предварительное исследование состояния здоровья студентов
    • 5. 2. Ранжирование средств, методов учебного труда для профессионально значимой системной подготовки
    • 5. 3. Влияние различных занятий в вузе на психофизиологические характеристики личности студента
    • 5. 4. Лабораторные исследования взаимосвязей между показателями статусных характеристик психофизической деятельности
    • 5. 5. Статистическое обоснование интегральных характеристик модельных уровней психофизической подготовленности студента технического вуза
    • 5. 6. Целенаправленное управление психофизической подготовленностью в учебном процессе на основе использования технических средств оптимизации психофизических состояний
      • 5. 6. 1. Психологическая защита как средство социальной адаптации студента к учебной и профессиональной деятельности

Дидактическая система информационной поддержки психофизической подготовки студентов технических ВУЗов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется происходящими в настоящее время экономическими и политическими изменениями, которые выдвигают новые требования к образованию. Изменение социально-экономических условий в стране, лавинообразный рост научно-технической информации, информационных технологий, техники и другие особенности ускорения научно-технического прогресса потребовали творческой подготовки человека к жизни и работе в столь сложных условиях.

Большую роль в успешности труда приобретает психофизический компонент профессиональной деятельности [110- 111- 100- 101- 225- 233- 234- 235]. Как подчеркивает В. А. Коваленко, под профессиональной психофизической готовностью понимается наличие необходимых резервных физических и функциональных возможностей организма для своевременной адаптации к быстро меняющимся условиям производственной и внешней среды, объему и интенсивности трудаспособности к полному восстановлению в заданном лимите времени и присутствие мотивации и оптимизма в достижении цели, базирующихся на физических, психических и духовных возможностях человека [123].

Не требует особых доказательств тот факт, что компьютеризация производственных процессов, стремление к созданию комфортных условий в быту и на производстве изменяет характер двигательной активности человека на фоне значительного психоэмоционального напряжения организма. Все более важными становятся такие качества как точность движений, их согласованность, зрительно-моторная реакция, способность быстро перестраиваться в меняющихся условиях трудовой деятельности. В современных условиях значительно возрастает роль центральных механизмов управления и организации движений. Эффект деятельности в таких условиях определяется не столько уровнем развития физических навыков, сколько способностью рационально использовать имеющийся потенциал. Все это дает основание полагать, что рассмотрение физической сферы человека в отрыве от психической, ограничивает возможность дальнейшего повышения эффективности процесса физического воспитания [275].

В.И.Ильинич подчеркивает, что изменение функциональной роли человека в производственном процессе изменяет структуру его подготовленности и требует направленной психофизической подготовки [105, 106 ].

Таким образом, существует необходимость в совершенствовании современных педагогических технологий в системе образования.

В последнее время в теории обучения приобретают значимость междисциплинарные подходы. Примером может служить российская многоуровневая креативная педагогическая система непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей учащихся и студентов (НФТМ-ТРИЗ). Цель этой системы — сформировать ведущие черты творческой личности: креативность, интеллект, психофизическое здоровье, обеспечить реализацию принципа саморазвития личности [97, 98, 99, 265].

Все чаще специалисты уделяют внимание развитию ведущих креативных качеств личности, которые можно целенаправленно развивать в условиях учебно-тренировочного процесса [63, 64, 65]. Такие качества, как способность к самовыражению посредством генерирования оригинальных идей, способность оперировать комплексом вариантов достижения поставленной цели, умение системно мыслить, способность сопротивляться негативным природным и социальным явлениям и обстоятельствам являются необходимыми качествами для будущего специалиста технического профиля.

Учитывая мнение Р. Дилтса, который указывает на взаимосвязь креативности с психофизиологическими аспектами психофизическую подготовку студента к профессиональной деятельности целесообразно рассматривать с позиций системного подхода [5, 58, 59, 60, 162, 167, 173 и др.].

В настоящее время реализация педагогических методик физического воспитания на качественно новом уровне, в условиях, позволяющих осуществить недоступные ранее дидактические методы, предполагает использование компьютерных технологий. Наиболее возрастающая роль знаний, информации в общественном развитии отразилась в концепции информатизации общества.

На эффективность использования компьютерной техники на кафедре физического воспитания в технических вузах для учёта и коррекции физического развития и физической подготовленности студентов указывают ряд авторов [100, 101, 123, 214, 266 и др.]. В последнее время разработана технология управления психофизической подготовкой студента, обеспечивающая профессиональную готовность [79]. Одним из принципов, заложенных в ее основу, является использование автоматизированных комплексов с целью диагностики показателей психофизической готовности.

Однако многие вопросы изучаемой проблемы разработаны не в полном объеме. Недостаточно исследований, направленных на повышение психофизической подготовленности студентов технических вузов с использованием средств компьютерной техники. Существующие педагогические системы основанные на личностно-ориентированном обучении, в определенной степени субъективны, т.к. не позволяют. оценивать адекватность педагогических воздействий по внутренним психофизиологическим изменениям в организме и тем самым эффективно строить педагогический процесс [45, 46]. В связи с этим не в полной мере раскрыты вопросы, связанные с использованием информационных средств для оценки психофизиологических характеристик учащихся. Если учесть то, что уровень психофизической подготовленности определяется физическими возможностями организма и умением реализовывать двигательный потенциал при решении различных сенсомоторных задач, то возникают вопросы, связанные с использованием малоразмерных сложных, двигательных действий для развития когнитивных и креативных качеств студента. Не в полной мере раскрыты возможности реализации методов управления учебной деятельностью посредством инновационных подходов. В этой связи нами выявлен ряд противоречий:

— между парадигмой образования с ориентацией на знания, умения, навыки, освоение огромной все возрастающей информации без учета адаптационных возможностей личности, без развития ее фундаментальных психофизиологических характеристик и широким распространением вычислительной техники, позволяющей повысить качество профессиональной подготовки высококвалифицированных кадров, способных на должном уровне решать сложные научно-технологические проблемы;

— между потребностями общества и личности в современной профессиональной подготовке и недостаточностью адаптационных возможностей организма учащихся;

— между широким применением компьютерных технологий в современной жизни и недостаточным использованием их ресурсов для решения задач образования;

— между бурным ростом современных диагностических методов и малым использованием их для тестирования и оптимизации состояний студентов;

— между требованиями высокого уровня подготовленности специалиста и неразработанностью программ психофизической подготовки студента в вузе с учетом современных информационных подходов.

Таким образом, решение поставленных вопросов имеет не только теоретическое, но и практическое значение для проведения профессиональной психофизической, интеллектуальной, креативной подготовки студента в вузе.

Выявленные противоречия позволили определить проблему нашего исследования: какова должна быть дидактическая система эффективного применения компьютерной техники с информационной поддержкой учебного процесса в техническом вузе, активизирующая развитие психофизических качеств студента.

Объект исследования — процесс целенаправленного применения информационных технологий для психофизической подготовки студентов технических вузов.

Предмет исследования — дидактические аспекты применения информационных технологий, способствующих психофизической подготовке студентов к профессиональной деятельности в техническом вузе.

На основе сформулированной проблемы, определения объекта и предмета исследования мы поставили цель работы: обосновать концепцию и разработать дидактическую систему информационной поддержки психофизической подготовки студентов в организации учебного процесса по физическому воспитанию в техническом вузе.

Изучение и анализ научных публикаций, исследований, исторического и современного опыта применения информационных технологий в учебном процессе вузов, а также собственные поисковые эксперименты позволили сформулировать следующую гипотезу исследования: психофизическая подготовка студентов технических вузов к профессиональному труду будет более эффективной и качественной, если:

— разработать комплексную методику диагностики и оценки психофизических показателей студентов, при информационной поддержке учебного процесса в вузе;

— определить иерархическую модель, позволяющую оценивать уровни комплексного мониторинга развития, адаптации и психофизической подготовленности студентов к профессиональной деятельности в единой шкале измерений;

— выявить методы, средства и формы, обеспечивающие высокий уровень психофизиологической активности и готовности к профессиональной деятельности;

— разработать модель дидактической системы информационной поддержки развития психофизических качеств, позволяющую осуществлять поэтапное педагогическое руководство процессом управления подготовки студента к будущей профессиональной деятельности.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1) теоретически обосновать концепцию использования информационных технологий для оценки психофизических показателей студента и управления ими в организации учебного процесса по физическому воспитанию в техническом вузе;

2) изучить вопросы психофизиологического состояния здоровья, двигательной активности, психофизической подготовленности студентов к профессиональной деятельности;

3) разработать комплексную методику диагностики и критерии оценки психофизических показателей студентов технических вузов;

4) разработать иерархическую модель, позволяющую оценить уровни психофизической подготовленности студента к профессиональной деятельности в единой шкале измерений;

5) выявить характер процесса учебного труда на различных занятиях в техническом вузе;

6) разработать модель дидактической системы информационной поддержки развития психофизических качеств личности студента;

7) экспериментально обосновать методику использования тренажерно-обучающих комплексов с информационной поддержкой учебного процесса по физическому воспитанию.

Теоретико-методологической основой построения нашего исследования являются: фундаментальные работы в области психофизиологии активности личности (Сеченов И.М., 1956, Фарфель B.C., 1949, 1970,1975, Бернштейн H.A., 1947, Лебяжьев А. Н., 1994,2003) — общетеоретические положения о роли физической культуры в развитии личности, общества (Н.М. Амосов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, В. Н, Жолдак, Л. П. Матвеев и др.), личностно-ориентированном подходе (JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, И.В. Якиманская) — представления о системном подходе (Б.Г.Ананьев, 1968; Б. Ф. Ломов, 1984; И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин, 1973 и др.) — положения профессионально-прикладной физической культуры (Кабачков В.А., 1969, 1996; Ильинич В. И., 1978; Раевский Р. Т., 1985; Полянский В. П., 1998 и др.), использование информационных технологий в учебном процессе в вузе (Асмолов А.Г., Роберт И. В., Тихомиров O.K., Талызина Н. Ф., Гареев Р. Т. и др.).

Для реализации поставленных задач нами были использованы комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: 1) анализ и обобщение научных трудов по проблеме исследования- 2) эмпирические методы: анкетирование студентов и специалистов технического профиляоценка уровня состояния физического здоровья студентовтестирование уровня функциональной и физической подготовленностисистемная оценка уровня психофизической подготовленности студента, успешности его учебной деятельностипсихологическое тестирование- 3) педагогический эксперимент: экспериментальное исследование эффективности методики использования тренажерно-обучающих комплексов (ТОК) и информационных технологий со срочной связьюэкспериментальное исследование психофизической напряженности (ПФН) студента на различных предметах в вузеисследование психофизической активности (ПФА) в разных условиях деятельностивыявление соответствия между статусными характеристиками личностиэкспериментальное исследование эффективности комплексной программы физического воспитания в ППФП в условиях вуза с использованием разнообразных средств и методов, с информационной поддержкой учебного процесса- 4) математико-статистические методы исследования.

Этапы исследования и экспериментальная база.

Исследование проводилось поэтапно в 1996;2006 гг. на базе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства и Московского государственного индустриального университета. В эксперименте принимали участие студенты дневного отделения.

Работа выполнялась согласно закону об образовании РФ, в соответствии с концепцией охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года, Федеральной целевой программой «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в РФ на 2002—2006 г.», приказом, изданном совместно Министерствами образования, здравоохранения, Госкомспортом и Российской академией образования, № 2715/227/166/19 от 16.07.2002 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации», а также согласно НИР «Разработка технологии междисциплинарной скрининг-диагностики состояния здоровья школьников выпускных классов и прогноза их адаптации к условиям обучения в ВУЗе» по научной программе «Федерально-региональное сотрудничество в науке и образовании», ведомственной научной программе «Развитие научного потенциала высшей школы» .

На защиту выносятся следующие основные положения 1. Теоретические положения концепции использования информационных технологий для оценки психофизических показателей студента и управления ими в организации учебного процесса в техническом вузе по физическому воспитанию опираются на следующие принципы:

— модель профессиональной психофизической подготовки оценивается на основе иерархической системы и отвечает критериям соответствия индивидуальных психофизиологических свойств студента типу выбранной профессии, психологических, физиологических показателей, функциональных резервов здоровья — зоне успешной подготовки к профессиональной деятельностиразвитие профессионально важных качеств — модельным характеристикам деятельности.

— тестирование и оценка психофизических показателей осуществляются на основе биоэнергоинформационной модели;

— активизация психофизиологических механизмов, включая интеллектуальную и креативную стороны подготовки специалиста, может быть повышена за счет направленной деятельности педагога;

— использование психофизиологических средств и методов, основанных на креативных информационных технологиях способствует активизации внутренних механизмов психофизической деятельности, что является значимым для совершенствования подготовки студентов технического профиля.

2. Создание комплексной методики диагностики и тестирования психофизических показателей студентов технических вузов. В системной диагностике приведена типовая модель структуры личности, состоящая из индивидуальной, типологической, психофизиологической, функциональной модели с использованием запатентованного подхода. Система предназначена для проведения:

— дифференциации студентов по учебным отделениям;

— диагностики функционального состояния организма студента;

— диагностики адаптации студентов к учебе и будущей профессиональной деятельности;

— выявления группы риска;

— анализа межличностной совместимости в группах;

— выявления наиболее перспективных студентов и абитуриентов;

— диагностики стрессовых состояний (предсрыва).

Введено в научный оборот понятие «биоэнергоинформационная системная диагностика человека» (БЭИС), которая рассматривается как тестирование, синтезирующее и определяющее взаимосвязь статусных характеристик личности на основе использования современных информационных технологий.

3. Построение модели уровней психофизической подготовленности студента технического вуза к профессиональной деятельности. Профессиональная психофизическая подготовка студентов основана на принципе иерархической модели, включающей статусные характеристики, такие как психологический, физиологический статус, функциональные резервы организма, физическая подготовленность. Объективная оценка статусных характеристик личности заключается в соответствии между психическими, физиологическими и физическими показателями в процессе подготовки студента к профессиональному труду.

4. Совокупность методов, средств и форм обеспечивает высокий уровень психофизиологической активности и готовности к профессиональной деятельности. Показаны виды деятельности, оказывающие значимое влияние на активизацию психофизиологических механизмов, включая интеллектуальную и креативную стороны подготовки специалиста.

5. Модель дидактической системы информационной поддержки развития психофизических качеств студента интегрирует дидактические компоненты образовательного процесса (г/ель — активизация способов развития психофизических качеств, рефлексии, саморазвитияподходы — личностно-ориентированный, антропологический, системный, исследовательскийпритщпы — физической и интеллектуальной активности, непрерывности, преемственностисодержание — учебные программы по дисциплине «физическое воспитание» и спецкурс по тренажерно-обучающим комплексам с информационной поддержкой учебного процессаинновационные средства — дифференцируемые по своему содержанию компьютерные программы, компьютерный паспорт психофизической подготовленности студентаинновационные методы — игровые формы проведения занятий, компьютерно-информационная поддержка на основе мобильной связиинновационные организационные формы — практические занятия с тренажерно-обучающими комплексамидидактические условия — диагностика и оценка психофизических показателей студентов, объективный контроль и самоконтрольрезультаты — развитие психофизических качеств студентов, творческого мышления, готовности к профессиональной деятельности).

Научная новизна работы состоит в решении педагогической проблемы, заключающейся в инновационном исследовании психофизических характеристик личности при информационной поддержке учебного процесса в вузе. В работе впервые:

— обоснована концепция использования информационных технологий, формирующая основу для развития психофизических профессионально значимых качеств студента в организации учебного процесса в техническом вузе по физическому воспитанию;

— определены роль и место методологического инструментария, реализуемого в комплексной методике диагностики и оценки психофизических характеристик студентов технических вузов;

— разработана иерархическая модель уровней развития психофизических качеств студента, значения показателей которой представлены в единой шкале измерений. Включает характеристики, такие как психологический, физиологический статус, функциональная устойчивость организма, физическая подготовленность, социальные свойства, объективная оценка которых заключается в соответствии между психическими, физиологическими и физическими показателями, позволяет с системных позиций решать вопросы адаптации студентов к учебе и к будущей профессиональной деятельности;

— разработана система критериев оценки психофизической подготовленности студентов технического вуза, как методическая и информационная основа для подготовки их к будущей профессиональной деятельности, которая заключается в соответствии индивидуальных психофизиологических свойств студента типу выбранной профессии, психологических, физиологических показателей, функциональных резервов здоровья — уровню, соответствующему зоне успешной подготовки к профессиональной деятельностиразвитие профессионально важных качеств — модельным характеристикам деятельности.

— разработана модель дидактической системы информационной поддержки развития психофизических качеств студента технического вуза, заключающаяся в интеграции основных компонентов образовательного процесса;

— разработаны инновационные средства развития психофизических качеств студента, соотнесенные со всеми компонентами разработанной дидактической системы: личностно-ориентированный подход, наличие интеграционных связей, диагностика и оценка психофизических показателей, моделирование ситуаций профессиональной деятельности.

— проведен научно обоснованный отбор информационных средств для диагностики, тестирования, контроля, обучения, позволяющий осуществить экспресс-анализ статусных психологических, физиологических показателей, физической подготовленности, функциональных резервов здоровья, креативных качеств личности студента.

Теоретическая значимость работы.

Полученные в ходе исследования объективные научные результаты дополняют в своей совокупности решение научной проблемы, определяющей методологические основы использования современных информационных технологий для оценки и управления психофизической подготовленностью личности в организации учебного процесса по физическому воспитанию в техническом вузе. Определена сущность, содержание и структура психофизической подготовленности студента к профессионально-ориентированной деятельности. Разработаны и апробированы методы интегративной диагностики психофизической подготовленности и ее оценки. Охарактеризована взаимосвязь психических и физических качеств в структуре профессионально ориентированной подготовленности студента. Теоретически разработаны и экспериментально подтверждены модельные характеристики структуры психофизической подготовленности для различных технических специальностей. Практическая значимость работы.

Использованы концептуальные дидактические положения, условия и критерии эффективности совершенствования профессиональной психофизической подготовленности .в высших учебных заведениях для создания вариативных моделей формирования профессиональной психофизической подготовленности.

На основе результатов исследования созданы учебно-методические разработки, научно обоснованные рекомендации для преподавателей физического воспитания и других дисциплин по вопросам методики оценки и совершенствования психофизической подготовленности. Разработано учебно-методическое обеспечение для повышения квалификации педагогических кадров по вопросам диагностики, тестирования и оценки психофизических показателей.

Проведен научно-обоснованный отбор средств, форм и методов, обеспечивающих высокий уровень психофизиологической активности и готовности к профессиональной деятельности. Определены виды деятельности, оказывающие значимое воздействие на активизацию психофизиологических механизмов, включая интеллектуальную и креативную стороны подготовки специалиста.

Создана методика компьютерной, информационной поддержки теоретических и практических занятий по физическому воспитанию, учитывающих специфику новых информационных технологий обучения.

Полученные результаты были использованы в практике работы по обеспечению учебной деятельности студентов по курсу физического воспитания в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства, по курсу психофизиологии в Московском государственном индустриальном университете.

Результаты исследования позволяют найти способы разрешения конфликтов. Так один из способов совладания с гневом на более сильного противника является перемещение гнева на более слабого человека. Замещение, следовательно, представляет из себя защитный механизм, выработанный для решения конфликтов, связанных с эмоцией гнева. Подобным же образом, проекция — это защита, выработанная для борьбы с чувством самонепринятия. Человек, чувствующий вину или раздражение на себя, может справиться с этим конфликтом путем приписывания непринятия или вины другим, которые, как он считает, отвергают его. Можно заключить, что специфические защиты выработаны для совладания со спефицическими эмоциями.

На втором этапе исследования мы включили в фактор психофизической подготовленности обучение студентов саногенной рефлексии.

Занятия в объеме 12 часов проводились с группой студентов в количестве 22 человек, прошедших предварительное исследование, под руководством психолога. 1.

На основе предположения о роли саногенной рефлексии в оптимизации защитно-адаптивного стиля личности и повышении эффективности деятельности были определены в качестве зависимых переменных показатели объема защитной и саногенной рефлексии по поводу переживания эмоций страха неудачи, обиды, вины и стыда.

Мы предположили, что снижение объема защитной рефлексии в результате специального обучения саногенному мышлению влечет за собой оптимизацию защитно-адаптивного стиля личности путем наращивания прогрессивных «тонких» механизмов психологических защит (компенсации, интеллектуализации, реактивного образования) и уменьшения примитивных механизмов психологических защит (отрицания, подавления, замещения, регрессии).

Мы предположили, что чем более акцентуированным защитно-адаптивным стилем пользуется личность, тем ниже у нее уровень субъективного контроля (интернальности). Поэтому мы посчитали необходимым определить в качестве дополнительных зависимых переменных, как общую интернальность личности, так и особенности интернальности в области достижений, неудач и в области межличностных отношений.

Определялись зависимые переменные — объективные параметры на приборе «Активациометр» и экспертные оценки специалистов.

Наши данные, представленные в табл. 37, 38 показывают, что обучение саногенной рефлексии приводит к оптимизации защитно-адаптивного стиля, влияя на весь фон тревожности личности: уменьшая значения таких механизмов психологической защиты, как подавление, регрессия, и наращивая такие механизм защиты, как — компенсация, реактивное образование, интеллектуализация (табл.37, 38).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Считаем целесообразным использовать результаты исследования по следующим направлениям:

— в учебном процессе и при самоподготовке учащихся в средних и высших учебных заведениях;

— в практической деятельности научных лабораторий, центров здоровья вузов, физкультурно-оздоровительных центрах.

2. Рекомендуется к использованию:

— учебно-методическое обеспечение для повышения квалификации педагогических кадров по вопросам диагностики, тестирования и оценки психофизических показателей личности и компьютерному обеспечению учебного процесса;

— компьютерный вариант диагностической методики, позволяющий осуществить новую педагогическую технологию контроля практически на всех кафедрах вуза;

— компьютерную, информационную поддержку теоретических и практических занятий по физическому воспитанию.

3. Проведенный научно обоснованный отбор методов, средств и форм, обеспечивающих высокий уровень психофизиологической активности, позволяет рекомендовать их для решения вопросов профессиональной готовности к будущей деятельности.

4. Результаты диссертационного исследования могут применяться:

— для тестирования склонностей к профессиональной деятельности;

— для управления психофизиологическими показателями личности;

— для оценки профессионально важных качеств личности студента;

— для формирования психологической готовности студента к выбранной профессии;

— при решении вопросов профессионального отбора кадров;

— для повышения качества подготовки специалиста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. НА. Биоритмы, спорт, здоровье / H.A. Агаджанян, H.H. Шабатура- М.: Физкультура и спорт, 1989. 208 с.
  2. JI.H. Информационное обеспечение физической культуры студентов педагогических вузов автореф. дис.. канд. пед. наук / Акулова Любовь Николаевна- Гос. акад. физич. культ, им. П. Ф. Лесгафта. СПб, 2005. — 42 с.
  3. . Творчество как точная наука / Б. Альтшуллер. М.: Наука, 1979−244 с.
  4. .Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. -М.: Наука, 1877.-380 с.
  5. .Г. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев— М.: Педагогика, 1980. Т. 1. — 231 с.
  6. .Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. Л.: Наука, 1968. -339 с.
  7. А. Психологическое тестирование. В 2 кн. / А. Анастази. — М.: Педагогика, 1982. Кн. 1. 317 е., кн. 2.-294 с.
  8. A.A. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях автореф.дис.докт. пед. наук / Александр Александрович Андреев- Моск. гос.пед.унив. -М, 1999.-43 с.
  9. В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев- Центр инновационных технологий. 3-е изд. — Казань: ЦИТ, 2003.-608 с.
  10. Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2000. — 376 с.
  11. Н.С. Теоретические основы и методология использования мультимедийных технологий в обучении автореф.дис.. докт.пед.наук / Анисимова Наталия Сергеевна- Рос. Гос. пед. унив. им. Герцена. М., 2000. — 36 с.
  12. С.О. Формирование профессионального мышления у студентов в проблемных ситуациях / С. О. Анисимов, P.A. Аяубекова. — Алма-Ата.: Наука, 1984.-С. 3−32.
  13. А.Г. О креативности педагогической подготовки в вузах / А. Г. Алейников // Вестник Высшей школы. 1989. — № 12. — С. 29−34.
  14. Г. Л. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида / Г. Л. Апанасенко, Р. Г. Науменко // Теория и практика физической культуры. 1988. — № 4. — с. 29−31.
  15. Г. Л. Медицинская валеология / Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попова // Серия «Гиппократ». Ростов н/Д: Феникс, 2000. — 248 с.
  16. И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития / И. А. Аршавский. М.: МГУ, 1985. — 190 с.
  17. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: уч. пособие для студ., аспир. и преп. ин-тов физ. культ. / Б. А. Ашмарин. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 223 с.
  18. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. (Дидактический аспект) / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982.-192 с.
  19. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1985. —208 с.
  20. P.M. Прогнозирование состояния на грани нормы и патологии / Р. М. Баевский. М.: Медицина, 1979. — 298 с.
  21. В.К. От высоких информационных технологий к спортивным победам / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. — 2000. -№ 10.-С.56.
  22. H.A. Оцените свое здоровье сами / H.A. Барбараш, В. И. Шапошникова. СПб.: Питер, 2003. — 256 с.
  23. JI.H. Компьютерные технологии как средство подготовки студентов к профессиональной деятельности автореф. дис.. канд.пед.наук / Бахтиярова Людмила Николаевна- Волж.гос. инж.-пед.акад. — Н. Новгород, 2002.-21 с.
  24. В.В. Вопросы организации физического воспитания с учетом профессиональной подготовки / В. В. Белинович. М.: Высшая школа, 1967. — 32 с.
  25. В.П. М.М. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько М.: Просвещение, 1989. — с. 192.
  26. Н.П. Здоровый и больной мозг человека / Н. П. Бехтерева. — Л.: Наука, 1980.-С.280.
  27. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. Л.: Наука, 1988.
  28. H.A. На путях к биологии активности / H.A. Бернштейн // Вопросы философии. 1966. — № 10 — С. 65.
  29. H.A. Избранные труды по биомеханике и кибернетике / H.A. Бернштейн. — М.: СпортАкадемПресс, 2001. — 296 с.
  30. H.A. О построении движений / H.A. Бернштейн. М.: Медгиз, 1947.-254 с.
  31. H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / H.A. Бернштейн. — М.: Медицина, 1966. — 350 с.
  32. H.A. Предисловие: к кн. Чхаидзе Л. В. Об управлении движениями человека / H.A. Бернштейн. М.: ФиС, 1970. — С.5−19.
  33. Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования / Д. Белл М.: Академия, 1999. — 783 с.
  34. Н.П. Нейрофизиологические аспекты психологической деятельности человека / Н. П. Бехтерева. М.: Медицина, 1974. — 151 с.
  35. И.В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1975. — 268 с.
  36. Ф. Мозг, разум и поведение / Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л.Хофстедтер. -М., Медицина, 1988. 145 с.
  37. О.Я. Психорегулирующие оздоровительные технологии и тренажеры в физической культуре: Монография / О .Я. Боксер, А. Л. Димова. — М.: Весть, 2002.-121 с.
  38. Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / А. Н. Прохоров. — М.: Сов. Энциклопедия, 1991. 2 т. — 823 с.
  39. М.М. Обучение двигательным действиям / М. М. Боген // Теория и практика физической культуры — 1981. —№ 3, с.24−25.
  40. М.М. Задачи обучения двигательным действиям / М. М. Боген. М.: Физическая культура и спорт, 1985 —192 с.
  41. В.И. Здоровый образ жизни : Концепция программы / В. И. Бондин -Ростов-на-Дону: РГПУ, 2002. 92 с.
  42. JI.A. Педагогика способностей / JI.A. Венгер. М.: Знание, 1973. — 96 с.
  43. М.Я. Система профессиональной направленности физического воспитания в педагогических институтах / М. Я. Виленский // Теория и практика физической культуры. 1978. — № 6. — С.44.
  44. М.Я. Физическая культура в научной организации учебного труда студентов: учебное пособие для студентов / М. Я. Виленский. М.: Изд-во «Прометей» Mili У им. В. И. Ленина, 1993. — 156 с.
  45. М.Я. Физическая культура работников умственного труда / М. Я. Виленский, В. И. Ильинич. М.: Знание, 1987. — 96 с.
  46. В.А. Информация и глобальные проблемы современности / В. А. Виноградов //Вопросы философии. 1983. № 12. — С.45−47.
  47. Владимир Юрьевич- С-Петерб. военный инст.физ.культуры СПб., 1997. — 46 с.
  48. В.Ю. Компьютерное тестирование : метод, пособие для вузов / В. Ю. Волков, Л. М. Волкова, А. И. Николаев. СПб.: СПбГТУ, 1996. — 27 с.
  49. JI.C. Развитие высших психических функций / JI.C. Выготский. — М.: АПН РСФСР. 1960.-500 с.
  50. JI.C. Проблемы развития психики. Сочинения в 6 т. / JI.C. Выготский, A.M. Матюшин — М.: Педагогика, 1983. 3 т.
  51. JI.C. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психического развития ребенка. / JI.C. Выготский. — М.: АПН РСФСР, 1956.-519 с.
  52. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий / П. Я. Гальперин // Психологическая наука в СССР. — М., 1959. т. 1. — 444 с.
  53. И.Л. Технология преемственного изучения плавания как учебной, спортивной и педагогической дисциплины: автореф. дис. докт. пед. наук / Ганчар Иван Лазаревич — Всерос. научно-иссл. инст. физ. культуры. — М., 2000. -44 с.
  54. Гареев Р. Т. Эвристические диалоги в профессионально-творческом саморазвитии студентов технических вузов: автореф. дис. д-ра пед. наук / Гареев Рифкат Тагирович — Казан, гос. универ. Казань, 2004. — С.46.
  55. Р.Т. Системы компьютерной поддержки в инженерной подготовке студентов / Р. Т. Гареев // Креативная педагогика XXI века: тезисы науч.-практ. конф.(17−19 окт. 1999 г.) / Мос.гос.инд.унив. М, 1999. — С.47−51.
  56. Р.Т. Система обучения КИП-М / Р. Т. Гареев, М. М. Зиновкина // Высшее образование в России. 2005. -№ 6. — С.151−153.
  57. В.М. Кибернетика, вычислительная техника, информатика: избр. труды в 3 т. / В. М. Глушков. Киев.: Наукова думка, 1990. — 3 т.
  58. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования / Гос. комитет РФ по высшему образованию. М., 1995. — 383с.
  59. Ю.Г. Комплексная оценка выносливости студентов / Ю.Г. Горбу-шев // Теория и практика физической культуры. -1971. № 11. — С. 56−59.
  60. Л.Н. Психология и педагогика: метод, указания для студ. всех специальностей / JI.H. Гришина — М., 2003. — 174 с.
  61. Л.Д. Время стрессов / Л. Д. Гиссен — М.: Физкультура и спорт, 1999.- 145 с.
  62. H.H. Психофизиология: учебник для вузов / H.H. Данилова. М.: Аспеки Пресс, 2001. — 373 с.
  63. А.Л. Теория и методика профессиональной подготовки студентов на основе информационных технологий: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Денисова Алла Леонидовна- Моск. гос.пед. унив. — М., 1994. — 46 с.
  64. A.A. Педагогическое мастерство тренера / A.A. Деркач, A.A. Исаев.- М.: Физкультура и спорт, 1996. 375 с.
  65. Ю.И. Физическая культура: курс лекций для студентов / Ю. И. Евсеев. — Ростов-н /Дону., 1996. -174 с.
  66. Егорычев А. О. Теория и технология управления психофизической подготовкой студентов к профессиональной деятельности: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Егорычев Алексей Олегович- Ярое. гос. пед. университет им. К. Д. Ушинского. Ярославль, 2005. — С.50.
  67. О.В. Влияние двигательной активности студентов на эффективность интеллектуальной деятельности посредством информационно-методической системы / О. В. Жбанков // Спорт для всех. — 1999. — № 1. С.10−17.
  68. О.В. Компьютерная система как средство управления психофизическим состоянием спортсмена / О. В. Жбанков, А. Н. Лебяжьев // Теория и практика физ. культуры. 1994. № 11. — с.46−48.
  69. Жбанков О. В .Компьютерная технология в физическом воспитании: методические указания для преподавателей физического воспитания /О.В. Жбанков, М. Ф. Меняев. М.: Из-во МГТУ им. Баумана, 1998. — 28 с.
  70. Ю.Д. Подготовка специалистов по физической культуре и спорту в системе педагогического образования / Ю. Д. Железняк, A.B. Лейфа // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 5. — С.47−53.
  71. Ю.Д. Целостная профессиональная деятельность как системообразующий фактор построения обучения специалистов в вузе / Ю. Д. Железняк II Теория и практика физической культуры. 1994. — № 12. — С.34.
  72. Ю.Д. Физическая активность и здоровье студентов вузов нефизкультурного профиля / Ю. Д. Железняк, A.B. Лейфа // Теория и практика физической культуры. -2006. № 12. — С.46−48.
  73. В.П. Профессионально-прикладная физическая культура в системе подготовки специалистов- строителей: автореф. дис.. докт. пед. наук / Жидких Виктор Павлович- Омский унив. физ. кул. — Омск., 2000 48 с.
  74. В.П. Этапность профессионально-прикладной физической подготовки студентов строительно-технологических факультетов: автореф. дис. .канд. пед. наук / Жидких Виктор Павлович- ВНИИФК М., 1988. — 24 с.
  75. В.И. Педагогика в системе наук о человеке / В. И. Журавлев — М.: Педагогика, 1990. 165 с.
  76. Ю.М. Психофизиология и психофизика / Ю. М. Забродин, А. Н. Лебедев / Под ред. М. Н. Ливанова и Б. Ф. Ломова, М.: Наука, 1977. С. 288.
  77. Н.В. Физиология человека: учебник для вузов / Н. В. Зимкин М.: Физическая культура и спорт, 1975. — 533 с.
  78. М.М. Психология творчества: развитие творческого воображения и фантазии в методологии ТРИЗ: учебное пособие для вузов / М. М. Зиновкина, Р. Т Гареев, С. П. Андреев. М.: МГИУ, 2004. — 320с.
  79. С.Н. Психофизиологические требования к инженерам различных строительных специальностей: метод, указания / С. Н. Зуев, В. П. Полянский, В. А. Коваленко. М.: МИСИ, 1991. — 28 с.
  80. С.Н. Педагогические и психофизиологические основы отбора в специальные учебные заведения (на примере таможенной службы): автореф. дис.. док. пед. наук / Зуев Сергей Николаевич — -М., 1998. 295 с.
  81. Г. Д. Профессионально-прикладная физическая подготовка строителей: Методическое пособие / Г. Д. Иванов. Алма-Ата: 1978. — 93 с.
  82. Ю.М. Системный подход и подготовка инженера конкретного профиля /Ю.М. Иванов. Киев: Вища школа, 1983. — 57 с.
  83. В. Л. Структура электронного учебника / В. Л. Иванов // Информатика и образование. 2001 -№ 6.-144 с.
  84. В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка сту дентов вузов: научно-методические и организационные основы / В. И. Ильинич. М.: Высшая школа, 1978. — 144 с.
  85. В.П. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов / В. П. Ильинич. М.: Высшая школа, 1978. — 144 с.
  86. Информатика. Толковый словарь основных терминов: 2-е изд. М.: ПРИОР, 1998.-240 с.
  87. История профессионального образования в России. — М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2003. — 672 с.
  88. В.А. Физическое воспитание с профессиональной направленностью: метод, указания / В. А. Кабачков, С. Н. Зуев, В. П. Жидких. М.: МИСИ, 1990.-37с.
  89. В.А. Профессиональная направленность физического воспитания в ПТУ / В. А. Кабачков, С. А. Полиевский. М.: Высшая школа, 1991. — 222 с.
  90. Калинкин J1.A. Актуальные проблемы спортивной медицины / Л. А. Калинины, В. А. Челноков // Мат. Науч. конф. МГАФК, РГАФК, ВНИИФК.-Малаховка, 2002. -С.271−274.
  91. О.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка в вузах строительного профиля: автореф. дис. .канд. пед. наук / Каравшкина Ольга Витальевна — Моск.ВНИИФК. М., 2000. — 24 с.
  92. М.П. Психофизиологические органицационные и технические аспекты оздоровления студентов методами физической культуры и метеобарокоррекции / М. П. Карпенко, О. Я. Боксер, A.JI. Димова. М.:СГА, 2003.-с. 111.
  93. И.Д. О группировке профессий для прикладной физической подготовки / И. Д. Карцев, С. А. Полиевский // Теория и практика физической культуры. 1972. — № 6 — С.36−39.
  94. Пб.Квинн В. Прикладная психология. Серия «Учебник нового века». — СПб.: Питер, 2000. 560 с.
  95. В.Г. Контуры системы образования XXI века / В. Г. Кинелев // // Информатика и образование. № 5. — 2000. — С.2−7.
  96. В.Г. Объяснительная необходимость / В. Г. Кинелев. — М.: Респи, 1995.-328 с.
  97. A.A. Индивидуальный подход к учащимся в обучении / A.A. Кирсанов. Казань: Тат Книгаиздат, 1966. — 95 с.
  98. С.П. Межпредметная задача как способ оценки качества подготовки тренеров в ИФК / С. П. Киршев, С. Д. Неверкович // Теория и практика физической культуры. — № 8. — 1989. — С.26−28.
  99. Г. М. Школы будущего: Компьютеры в процессе обучения / Под ред. Б. А. Кузьмина. М.: Радио и связь, 1987. -175 с.
  100. O.A. Теоретико-методологические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений: Монография / O.A. Козлов М.: Мо РФ, 1999.-328 с.
  101. С.Ж. Эффективность информационных технологий в профессиональной подготовке студентов вузов физической культуры: автореф. дис.. канд. пед. наук / Козлова Светлана Женадьевна- Уральская гос. акад.физ.культ.- Челябинск, 1999. 24 с.
  102. Л.Ф. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов с использованием компьютерных программ: учеб. пособие для строит, вузов / Л.Ф. Колокатова- Пенз. гос. арх-строит. акад. -Пенза: ПГАСА, 2000. 84 с.
  103. Л.Ф. Современные подходы к психофизической подготовке специалистов технического профиля: учеб. пособие для строит, вузов/ Колокатова Л. Ф., М. М. Чубаров, Ю. Ф. Старинец- Пенз. гос. арх-строит. акад. -Пенза, 2003.- 175 с.
  104. Л.Ф. Методика исследования и оценки психофизиологических характеристик и физических показателей студентов: учебно-практ. пособие для вузов / Л. Ф. Колокатова, М. М. Чубаров. М.: МГИУ, 2004- 46 с.
  105. Л.Ф. Профессионально-прикладная физическая подготовка: метод, указания для студентов / Л.Ф. Колокатова- Пенз. гос. арх-строит. инст. -Пенза, 1997.-20 с.
  106. Дифференцирование ППФП студентов технических вузов с использованием компьютерных программ: дис.. канд. пед. наук: защищена 24.12.02: утв.30.05.03 / Колокатова Лариса Федоровна — Моск. обл.пед.унив. -М., 2002- 164 с.
  107. Л.Ф. Креативное образование с позиций физического воспитания / Л. Ф. Колокатова // Физическое воспитание и спорт учащейся и студенческой молодежи: материалы м/н межвуз. конф.(14−16 нояб.2003 г.)/ Моск.гос. инд. университет. М, 2003. — С.89.
  108. Л.Ф. Проблемы современной системы высшего образования / Л. Ф. Колокатова // Инновационные технологии в тех. вузе: материалы м/н научно-метод. конф. (28−30 марта 2006 г.) / Пенз. гос. унив. арх. и строит. — Пенза, 2006.-С.69−74.
  109. Концепция информатизации высшего образования. — М.: Пресс-сервис, 1998.- 96 с.
  110. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации // Проблемы информатизации высшей школы: Бюллетень. М.: Высшая школа, 1998.-№ 3−4-322 с.
  111. Г. А. Дидактические основы формирования готовности будущего учителя к использованию новых информационных технологий обучения: автореф. дис. докт.пед.наук / Кручинина Галина Александровна- Моск. гос. пед. универ М, 1996.- 40 с.
  112. В.В. Компьютерное тестирование как способ отбора студентов специальности «Спортивный менеджмент» и контроля их подготовленности / В. В. Кузин // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 1. — С.63.
  113. Ф.А. Диссертация: Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты. Практ. Пособие для докторантов, аспирантов, магистрантов. — 2-е изд., доп. М.: Ось — 89, 2001. -320 с.
  114. А.И. Исследование структуры физической подготовленности студентов подготовительного и специального отделения / А. И. Кузнецов, Л.В. Ма-евский, Б. Н. Шустин // Теория и практика физической культуры. — 1971. — № 1. С.49−51.
  115. A.M. Теоретические основы профессионального воспитания будущих специалистов физической культуры: автореф. дис. канд. пед. наук / Кузьмин Андрей Михайлович- Уральская гос. акад. физ. культ. — Челябинск, 1999.-20 с.
  116. Е.А. Введение в психологию: Учебник для вузов / Е. А. Климов. -М.: ЮНИТИ, 1998. 244 с.
  117. С.А. Методика преподавания математики с использованием информационных технологий и комплексом продуктов учебного назначения: автореф. дис.. канд. пед. наук / С.А. Кругликов- Моск. гос. унив. им. М. В. Ломоносова. — М., 2003. -21 с.
  118. Г. И. Критерии отбора юношей в спортивной ходьбе на этапах многолетнего тренировочного процесса автореф. дис.. канд. пед. наук / Королев Геннадий Иванович- Всерос. НИИФКиС. М., 2005. — 20 с.
  119. Концепция информатизации высшего образования России — М.: Госкомвуз, 1993- 112 с.
  120. Концепция системы интеграции информационных технологий в высшей школе М.: РосНИИСИ, 1993 — 71 с.
  121. Ф.А. Диссертация: Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты: практ. пособие для докторантов, аспирантов, магистрантов/ Ф. А. Кузин 2-е изд., доп.-М.: Ось-89, 2001.-320 с.
  122. К. Аэробика для хорошего самочувствия: Пер. с анг. — 2-е изд. доп. / К. Купер. М., Физкультура и спорт, 1989 —224 с.
  123. Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. Эмоциональный стресс: пер. с англ. / Р. Лазарус. -М.: Наука, 1970. С.178−208.
  124. В.А. «Все новое — хорошо забытое старое». Холистический экспресс-тест «Евразия» / В. А. Латышев. М.: Издательский Дом «Грааль», 2001.- 128 с.
  125. А.Н. Технические средства обучения: учебное пособие для институтов физической культуры / А. Н. Лапутин, В. А, Уткин. М.: Физкультура и спорт, 1990 — 80 с.
  126. A.A. Специальные технические средства обучения и контроля в учебно-тренировочном процессе / A.A. Логинов, В. Г. Путилов, В.И. Чеботке-вич. Пенза: ПГПУ, 1995. — С.62−81.
  127. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Высшая школа, 1984. — 446 с.
  128. .Ф. Системность в психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та- Воронеж: НПО «МОДЕК», 2003.- 424 с.
  129. А.Н. Формирование профессиональных умений у студентов факультета физической культуры с использованием персональных компьютеров: автореф. дис. канд. пед. наук / Лутков Александр Николаевич- Моск. обл. пед. инст.-М., 1992.-21 с.
  130. И.Д. Психические состояния «беспокойства-тревоги» / И. Д. Левитов // Вопросы психологии. 1969. — № 1. — С.43−45.
  131. А.Н. Ритмы электроэнцефалограммы — результат взаимосвязанных колебательных нейронных процессов / А. Н. Лебедев, В. А. Луцкий // Биофизика, 1972.-17 т., вып. 3. С. 556−558.
  132. A.A. Книга для учащихся 9−11 классов средней школы / A.A. Леонтьев, Л. С. Выготский. М.: Просвещение, 1990. — 158 с.
  133. А.Н. Философия психологии. Из научного наследия / А. Н. Леонтьев. -М.: Приор, 1994. 157 с.
  134. М.Н. Анализ биоэлектрических колебаний в коре головного мозга у кролика / М. Н. Ливанов // Сов. невропатология, психиатрия и психогигиена, 1934.-Т.З, вып. 11−12.-С. 98−115.
  135. М.Н. О неравномерном развитии некоторых частотных процессов, слагающих электроцереброграмму и о ритме Бергера / М. Н. Ливанов // Физиол. журн. СССР им. И. М. Сеченова. 1940. -28 т., вып. 2−3. С. 157−171.
  136. М.Н. Торможение в нейронных системах головного мозга / М. Н. Ливанов //Рефлексы головного мозга-М., Наука, 1965 С. 64−71.
  137. М.Н. Избранные труды / М. Н. Ливанов. М.: Наука, 1989.- С. 400.
  138. .Т. Педагогика. Курс лекций: учебное пособие для студентов пед. уч. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. — М.: Юрайт, 1998. -464 с.
  139. С. Компьютерная грамотность и компьютеризация обучения: сб. Информатика в рабочих профессиях / С. Мажоулис. М.: Наука, 1990. — С.22−30.
  140. А.Г. Аппараты нового поколения для локального теплолечения: метод, пособие / А. Г. Малыгин. Рязань, МГМУ, 2001.
  141. C.B. Использование вычислительной техники в физическом воспитании студентов / C.B. Малиновский // Теория и практика физического воспитания. 1986. — № 6. — С. 17−19.
  142. C.B. Программированное обучение и спорт / C.B. Малиновский— М.: Физкультура и спорт, 1976. 12 с.
  143. В.И. Аппаратно-программный комплекс по оценке вариабельности ритма сердца / В. И. Мамий. СПб.: Наука, 1999. — С.32−37.
  144. В.И. Опыт исследования комплекса телекард для оценки эффективности тренировочного процесса / В. И. Мамий. СПб., 2004. — 46 с.
  145. A.B. Связь параметров альфа-ритма с объемом кратковременной памяти / A.B. Маркина, И. В. Мальцева, А. Н. Лебедев // Психологический журнал. 1998. — № 2, с. 128−132.
  146. О.Ю. Новая тенденция или жизненная необходимость / О. Ю. Маркова // Современное техническое образование: материалы регион, научн.-метод. конф.(16−20 сент.1996) / С.- Петерб. гос. экон. акад. СПб, 1996. — С.42−43.
  147. H.A. Математико-статические методы в спорте / H.A. Масаль-гин. М.: Физкультура и спорт, 1974. — С. 150.
  148. В.А., Матяжов B.C. Массовая физическая культура в вузе / В. А. Масляков, B.C. Матяжов. М.: Высшая школа, 1991. — С.240.
  149. Л.П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев. — М.: Физкультура и спорт, 1977. — 256 с.
  150. Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для ин-тов физической культуры / Л. П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.
  151. Л.П. Прикладность физической культуры: понятийные основы и их конкретизация в современных условиях / Л. П. Матвеев, В. П. Полянский // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 7. — С.42−47.
  152. Л.П. Прикладность ФК: понятийные основы и их конкретизация в современных условиях / Л. П. Матвеев, В. П. Полянский // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 7. — С. 63.
  153. Ф.З. Адаптация, дезадаптация, недостаточность сердца / Ф.З. Ме-ерсон. М.: Медицина, 1978. — 343 с.
  154. Н.Ю. Имитационная модель пульсовой волны для тестирования алгоритмов построения кардиоинтервалограммы / Н. Ю. Михайлов // Труды аспирантов и соискателей / Рост. гос. унив. — Ростов- на Дону, 2002 — Т 8.-С.20−23.
  155. Т.Д. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации подростков / Т. Д. Молодцова. М., Медицина, 1999. — 88 с.
  156. Е.Б. Человеческие факторы в информационных системах / Е. Б. Моргунов. М.: Тривола, 1994. — 272 с.
  157. В.Д. Основные свойства нервной системы / В. Д. Небылицин — М.: Знание, 1966.-240 с.
  158. Начала физиологии: учебник для вузов / А. Д. Ноздрачев и др. М-во образования Рос. Фед., С.- Петерб. гос. универ. — 2-е изд., испр. СПб.: Лань, 2002.- 1088 с.
  159. С.Д. Игровые методы подготовки кадров: учеб. пособие для педаг. кадров / С. Д. Неверкович, В. В. Давыдов. М.: Высшая школа, 1995. -207 с.
  160. С.Д. Психолого-педагогические основы игровых методов подготовки кадров: автореф. дис.. докт. пед. наук / Неверкович Сергей Дмитриевич- Рос. гос. акад.физ. культуры. М., 1988. — 41с.
  161. С.Д. Теоретические проблемы исследований процесса принятия решений в организационно-управленческой деятельности / С. Д. Неверкович // Вопросы психологии. 1981. — № 1. — С.67−80.
  162. НЛП: управление креативностью / Р. Дилтс. СПб.: Питер, 2003.- 416 с.
  163. A.M. Методология образования / A.M. Новиков М.: Эгвес, 2002.-320 с.
  164. A.M. Принципы построения системы непрерывного профессионального образования / A.M. Новиков // Педагогика. 1998. — № 4. -С. 11−17.
  165. А.Д. Висцеральные рефлексы / А. Д. Ноздрачев, М. П. Чернышева. — Л., Знание, 1967. — 167 с. 211.0конь В. Основы проблемного изучения / В. Оконь. М.: Просвещение, 1968.- 191 с.
  166. Ю.М. Обида, вина / Составитель A.B. Ребенок. Серия Исцеление размышлением, кн.1. — 3-е изд., испр. — М.: Слайдинг, 2003. — 96 с.
  167. Л.П. Электроэнцефалография / Л. П. Павлова // В кн.: Методика исследований в физиологии труда. М., Высшая школа. — 1971. — 23 с.
  168. Г. И. Управление физической подготовленностью строителей в физкультурно-оздоровительном центре с использованием компьютерного моделирования: автореф. дис.. канд. пед. наук / Пара Георгий Иванович- С-Петерб. гос. универ. СПб., 1996. — 22 с.
  169. Т.А. Психофизиологические аспекты здорового образа жизни: учебное пособие для технических вузов / Т. А. Петухова, Л. Ф. Колокатова. М-во образования Рос. Фед., Пенз. гос. унив. архитек. и строит Пенза: ПГУАиС, 2005. — 98 с.
  170. П.К. Современные информационные технологии в научно-исследовательской работе студентов факультетов физической культуры: учебное пособие / П. К. Петров. Ижевск: Изд-во Удмуртского ун-та, 2000. — с. 128.
  171. П.К. Теоретические и методические основы подготовки специалистов физической культуры и спорта с использованием современных информационных и коммуникационных технологий: Монография / П. К. Петров. -Ижевск: Изд-во Удмуртского ун-та, 2003. 447 с.
  172. П.К. Современные информационные технологии в подготовке специалистов по физической культуре и спорту / П. К. Петров // Теория и практика физической культуры, 1999. № 10. — С.6−7.
  173. С.А. Роль спортивной подготовки в овладении профессией / С. А. Полиевский // Теория и практика физической культуры. 1969. — № 5. — С.47−48.
  174. С.А. Физкультура и профессия / С. А. Полиевский, И.Д. Стар-цева. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 160 с.
  175. В.П. Теоретико-методические основы совершенствования прикладной физической культуры (её содержания и форм) в современном обществе: автореф. дис. д-ра пед. наук / Полянский Валерий Петрович- Рос. гос. акад. физ. культуры. М., 1999. — 62 с.
  176. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: / Г. С. Никифорова и др. СПб.: Речь, 2001. — с.293−298.
  177. С.С. Опыт использования АСУ для оптимизации работы в вузе по комплексу ГТО / С. С. Прапор, Р. Д. Бабенко, P.M. Носова. М.: ВНИИФК, 1983. -С. 144−145.
  178. Примерная программа дисциплины «Физическая культура». М.: Минобразование РФ, 2000. — 34 с.
  179. А.И. Организация: система и люди / А. И. Пригожин М.: Экономика, 1983. — 602 с.
  180. Программа дисциплины «Физическая культура» для студентов вузов архитектурно-строительного профиля. М.: Моск. гос. строит, университет, 2000.-35 с.
  181. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по пед. специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. 512 с.
  182. B.C. Индивидуальный подход в процессе образования школьника на основе анализа их самостоятельной учебной деятельности / B.C. Рабунский. М.: Просвещение, 1975. — с. 4−67.
  183. Р.Т. Вопросы профессионально-прикладной физической подготовки рабочих промышленного производства / Р. Т. Раевский // Теория и практика физической культуры. — 1975. — № 9. С.49−51.
  184. Р.Т. Организация физического воспитания с учётом профиля подготавливаемых специалистов / Р. Т. Раевский. — М.: Физкультура и спорт, 1968. С.21−27.
  185. Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов / Р. Т. Раевский. М.: Высшая школа, 1985. — 136 с.
  186. Развивающее образование. Диалог с В. В. Давыдовым. М.: АПК и ПРО, 2002.-254 с.
  187. И.П. Спортивные тренажеры / И. П. Ратов М.: ВНИИФК, 1972. -45 с.
  188. И.П. Спортивные перспективы третьего тысячелетия / И. П. Ратов, В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 7. — С.2−5.
  189. A.A. Психология и педагогика / A.A. Реан, Н. В. Борцовская, С.И. Ро-зум. СПб.: Питер, 200. — 432 с.
  190. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования / И. В. Роберт М.: Школа-Пресс, 1994. — 205 с.
  191. И.В. Экспертно-аналитичеекая оценка качества программных средств учебного назначения / И. В. Роберт. // Педагогическая информатика. — 1993. № 1- С.54−62.
  192. И.В. О понятийном аппарате информатизации образования / И. В. Роберт // Информатика и образование. — 2001. № 5. — С. 12−14.
  193. И.В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах / И. В. Роберт // Информатика и образование. 2001. — № 5. — С. 12−16.
  194. A.A. Автоматизированный тестовый контроль в системе профессиональной подготовки студентов факультета физической культуры: автореф. дис.. канд. пед. наук / Рогов Александр Александрович- Моск. обл. пед. институт. М., 1995. — 20 с.
  195. Е.Ю. Компьютерная реализация педагогической диагностики и контроля за физическим состоянием и специальной подготовленностью спортсменов / Е. Ю. Розин // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 3. С.19−22.
  196. Я.А. Построение модульной системы обучения компьютерными технологиями: автореф. дис.. канд. пед. наук / Рудик Ярослав Андреевич- Моск. гос. открытый пед. унив. -М., 1997. 21 с.
  197. П.А. Психология: Учеб. для ин-тов физ. Культуры / П. А. Рудик. -М.: Физкультура и спорт, 1974. С. 406−424.
  198. С.Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1976.-С.124−168.
  199. С.Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. М.: Тривола, 1997. -220 с.
  200. С.Л. Основы общей психологии : в 2 т. / С. Л. Рубинштейн. — М.: Педагогика, 1989. -1 т. 488 с.
  201. P.P. Индивидуально стилевые особенности саморегуляции в учебной деятельности студентов: автореф. дис.. канд. псих, наук / Сагиев Равиль Равхатович- Рос. акад. образ. М., 1993. — 18 с.
  202. С.Г. Формирование служебно-прикладной физической подготовки слушателей вузов МВД России: автореф. дис.. канд. пед. наук / Сидоров Сергей Геннадьевич — Краснояр. гос. пед. универ. — Красноярск, 2002. 20 с.
  203. Словарь по кибернетике / В. М. Глушков и др.. Киев: УСЭ, 1979. — 623 с.
  204. Г. К. Дифференциация учебного процесса на основе интереса детей / Г. К. Селевко. М: РИГЖКО, 1996. — с. 16−47.
  205. Э.П. Информатика: достижения, перспективы, возможности / Э. П. Семенюк. М.: Наука, 1988. — 176 с.
  206. H.H. Физиологические аспекты направленной релаксации организма человека при напряженной мышечной деятельности: автореф. дис.. док. биол. наук / Сентябрев Николай Николаевич — Всерос. научно- иссл. инст. физ.культ. М, 2004. — 48 с.
  207. В. Личностно-ориентированное образование / В. Сериков // Педагогика, 1994. -№ 5.-с. 11−15.
  208. П.В. Мотивированный мозг: высшая нервная деятельность и естествонаучные основы общей психологии / П. В. Симонов. М.: Высшая школа, 1987.-145 с.
  209. A.B. Информационные технологии в профессиональном образовании / A.B. Соловьев // Информатика и образование. 1996. — № 2. — С. 45−51.
  210. Г. М. Педагогическая технология в формировании физической культуры личности студента: автореф. дис. д-ра пед. наук / Соловьев Геннадий Михайлович — Всерос. научно- иссл. инст. физ.культ. М, 1999. — 34 с.
  211. E.H. Нейроинтеллект. От нейрона к нейрокомпьютеру / E.H. Соколов, Г. Г. Вайткявичус. М.: Наука, 1989. — С. 237.
  212. В. Модель инженера-строителя: компетентностный подход / В. Сучков, В. Иванов, Е. Корчагин // Высшее образование в России. — 2006. — № 12. С. 110−115.
  213. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. — М.: Педагогика, 1975.- 123 с.
  214. .М. Проблемы индивидуальных различий: в 2 т. / Б. М. Теплов. -М.: Педагогика, 1985. 387 с.
  215. Т.П. Свет, глаз, мозг. Принципы цветолечения / Т. П. Тетерина. -Калуга: Облиздат, 1998. 215 с.
  216. Т.П. Глаз и мозг. Основы цветотерапии. Кн. 2 / Т. П. Тетерина. -Калуга: Облиздат, 2001. 362 с.
  217. Г. Теоретические и эмпирические основы психологического развития человеческой жизни. Принцип развития в психологии / Г. Томе, Л.И. Анциферова-М.: Наука, 1978. 124 с.
  218. Т.В. Психологическая защита и особенности личности в период ранней юности / Т. В. Тулупьева. СПб: Иматон, 2000. — 143 с.
  219. Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты / Е. Е. Туник. СПБ.: СПбУПМ, 1997. — 134 с.
  220. Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса / Е. Е. Туник. -СПб.: Иматон, 1998. 98 с.
  221. И.М. Структура психофизической подготовленности человека: автореф. дис. докт. пед. наук / Туревский Илья Мордухович — Тулье, гос. пед. универс. Тула, 1998. — 44 с.
  222. И.М. Факторный анализ особенностей структуры двигательных способностей школьников / И. М. Туревский, В. И. Филиппович. — М.: Облиздат, 1976.-С. 87−93.
  223. А.Н. Национальная система образования России при переходе к информационному обществу / А. Н. Тихонов // Проблемы информатизации высшей школы: Бюллетень. -М, 1998. 1−2 (11−12). — С.11−26.
  224. Уит Инге. Индивидуализация и дифференциация обучения / Уит Инге. -М.: Педагогика, 1990. 88 с.
  225. А.И. Системный подход и общая теория систем / А. И. Уемов М.: Мысль, 1978.-272 с.
  226. B.C. Очерки: физиология спорта / B.C. Фарфель. М.: Физкультура и спорт, 1960. — С.258−263.
  227. B.C. Управление движениями в спорте / B.C. Фарфель. М.: Физкультура и спорт, 1975. — С.165−172.
  228. А.И. Методологические аспекты информатизации высшего физкультурного образования: учеб. пособие для студентов вузов Челябинск: УралГАФК, 2001. — 248 с.
  229. Физическая культура: учебник для студентов строит, вузов / В. А. Коваленко и др. М-во образования Рос. Фед., Ассоциация строит, вузов М.: Изд-во АСВ, 2000. — 432 с.
  230. Физическое воспитание: учебник для вузов / В. А. Головин и др. М-во образования Рос. Фед., Высшая школа-М., 1983. С.318−342.
  231. Физическая культура: Примерная учебная программа для высших учебных заведений. — М.: Госкомитет Российской Федерации по высшему образованию, 1994.-54 с.
  232. Физическая культура студента: учебник для студентов высших уч. зав./ В. И. Ильинич и др. М-во образования Рос. Фед., Гардарики М., 1999. 448 с.
  233. Физическая культура: Учебник для вузов. 3-е изд. / Ю. И. Евсеев и др. — Ростов-н /Дону: Феникс, 2004. -384 с.
  234. А.Н. К вопросу о компьютеризации анализа выполнения спортивных упражнений / А. Н. Фураев // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 11. — С. 50−52.
  235. В.Ф. Эндогенное дыхание медицина третьего тысячелетия / В. Ф. Фролов. — Новосибирск, 2003. — С.229.
  236. Г. Современный факторный анализ / Г. Хартман. — М.: Статистика, 1972. — 486 с.
  237. С. Программа физической подготовки на предприятиях США / С. Хартофильд, С. Эйткеш-Таунсенд М.: ЦОДНТИ — Физкультура и спорт, 1989. — № 4. — С.35−37.
  238. P.A. Программа физической культуры для студентов вузов строительного профиля / Р. А Хечумов. М., МГСУ, 2001. — 32 с.
  239. Р.И. Дидактические основы применения технических средств в институте физической культуры / Р. И. Хозяинов // Теория и практика физ. культуры. 1984. — № 11. — С. 49−51.
  240. Е.Д. Нейропсихология индивидуальных различий: учебное пособие для вузов / Е. Д. Хомская, И. В. Ефимова. М, Рос.пед.агентство 1997. -281с.
  241. Е.Д. Помехоустойчивость произвольной регуляции интеллектуальной деятельности и межполушарная асимметрия мозга / Е. Д. Хомская, Е. В. Будыка, И. В. Ефимова // Вопросы психологии. 1990. — № 3. С. 138−144.
  242. A.B. Современная дидактика: учебник для вузов / A.B. Хуторской. СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
  243. Ю.А. Системная диагностика человека в практической психологии: учеб. пособие для психологических факультетов вузов/ Ю. А. Цагарелли.- Казань: Из-во «Таглимат» Ин-та экономики, управления и права, 2000.- 168 с.
  244. Ю.А. Протоколы, формулы и диагностические шкалы для системной диагностики человека на приборе «Активациометр АЦ-6» / Ю. А. Цагарелли Казань: Международное объединение «Акцептор», 2000. — 96 с.
  245. Ю.А. Теория и практика системной диагностики человека в психологии // В кн.: Системные исследования в общей и прикладной психологии. — Набережные Челны: Знание, 2000. — 45 с.
  246. ЗОО.Червова H.A. Методические основы раннего «вхождения» в будущую профессию при изучении общепрофилирующих дисциплин / H.A. Червова, C.B. Янюк Н. Новгород, ВГИПИ, 2001. — 96 с.
  247. B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях / B.C. Черепанов М.: Педагогика, 1989. — 152 с.
  248. С.М. Новая практика оценки уровня физического здоровья / С. М. Чечельницкая, М. М. Чубаров, Л. Ф. Колокатова // Школа здоровья. 2004.- № 4. С.41−44.
  249. ЗОЗ.Чичикин В. Т. Профессиональная готовность педагога / В. Т. Чичикин. -Н.Новгород, ВГИПИ, 1991. 101 с.
  250. О.Н. Информационные аспекты компьютеризации / О.Н. Чир-ченко. М.: Наука, 1989. — 128 с.
  251. М.М. Методика исследования и оценки психофизиологических и физиологических показателей студентов: учебно-практ. пособие для вузов / М. М. Чубаров, Л. Ф. Колокатова./ Моек гос. инд. университет М., 2004. -46 с.
  252. М.М. Физическое воспитание: личностно-ориентированная модель / М. М. Чубаров, Л. Ф. Колокатова // Высшее образование. 2006. — № 9. — С.154−156.
  253. М.М. Технологии биоэнергоинформационной системы (БЭИС) в диагностике и комплексной энергоинформационной терапии / М. М. Чубаров, Л. Ф. Колокатова // Наукоемкие технологии. 2006. — № 3. — С.63−67.
  254. A.B. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов / А. В. Чоговадзе, М. М. Рыжак // Теория и практика физической культуры.- 1993. № 7. — С. 8−10.
  255. A.B. Врачебный контроль в физическом воспитании и спорте / A.B. Чоговадзе, М. М. Круглый. М.: Медицина, 1977. — 176 с.
  256. В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность» / В. Д. Шадриков // Психологический журнал. 1983. — 4 т. — № 5. — С.56.
  257. И.В. Мультимедия технологии и здоровье человека / И. В. Шаркевич, Т. Г. Коваленко, A.B. Чоговадзе // Теория и практика физической культуры.- 2001. № 9. — С. 60−61.
  258. В.И. Физиология психической деятельности человека: учебное пособие по психофизиологии / В. И. Шостак, С. А. Лытаев: Под ред. д-ра псих, наук, проф. A.A. Крылова. СПб.: Деан, 1999. — 128 с.
  259. В.Е. Инновационное образование / В. Е. Шукшунов, В. Ф. Взятышев, Л. И. Романкова // Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С. 13 -28.
  260. Г. И. Основные принципы системной организации нейронов головного мозга при обработке, фиксации и воспроизведении информации // Нейрокомпьютер как основа мыслящих ЭВМ / Г. И. Шульгина, A.A. Фролов. — М.: Наука, 1993.- С. 23−38.
  261. Р. Физкультурно-оздоровительный производственный процесс в Канаде / Р. Шефард // Физкультурно-оздоровительная работа в зарубежных странах. М: ЦООНТИ — Физкультура и спорт. — 1986. — № 5. — 38 с.
  262. М.М. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов: методические указания / М. М. Щептев. Пенза: ПГАСА, 1997. — 12 с.
  263. Э. Основные проблемы педагогики спорта / Э. Майнберг. М.: Просвещение, 1995. — 102 с.
  264. Э.А. Информатика, электроника, сети. / Э. А. Якубайтис // М.: Финансы и статистика, 1989. 200 с.
  265. Bass R.I. An Analysis of the components of test of semicular canal function and of static and dynamik balance / R.I. Bass // The Res. Quarterly. 1939. — № 2,-P.33−52.
  266. Bertalanffy L. von. General systems theory. Foundations, development, applications / L. Bertalanffy // N. Y. 1969. — № 2 — P.30−42.
  267. Bertalanffy L. von. An outline of general system theory / L. Bertalanffy // British Journal for the Philosophy of Science. 1950. — v. 1, № 2. — P.45−67.
  268. Blisa J. Reasoning Sbpport by Computational Tools. / J. Blisa // Comput. Educ 1992.-Vol. 18.-№ 1−3.-P. 1−9.
  269. Conclin J. Hypertext: An Introduction and Survey / J. Conclin // Computer -1987.-№ 9-P. 17−41.
  270. Curras E. Infomation as the Fourth Vital Element on the Culture of Peoples / E. Curras // J. of inf.Sci. 1987. — v. 13.- № 3. — P. 149−159.
  271. Fleishman E.A. A Factor analysis of physical profisiency and manipulative skills
  272. E.A.Fleishman, W.E. Hempel // J. Appl. Psychol 1955. — № 8. — P. 12−16.
  273. Наап E. Coping and defending: Processing of self enviroment organizasion /
  274. E.Haan -N.Y., Academic Press. 1977. — P.67−78.
  275. Hartmann H. Ego psychology and the Problem of adaptation / H. Hartmann N-Y., 1958. -P.25−37.
  276. Hick W.E. On the rate of gate of information / W.E. Hick // Quart.J. Exp. Psychol. 1952.-v.4.-P. 11−27.
  277. Johnson D.L. A conceptual model of teacher and student classroom interaction and observed student verbal creativity / D. L Johnson // Psychology in the Schools. -1973. P .475—481.
  278. Johnson D.L. Social interaction and creativity in communication system (SICCS) / D. L Johnson // Cat. No. 33 770. 1979. — P.37−46.
  279. Johnson D.L. Creativity checklist (Cch) / D. L Johnson // Cat No. 33 780 M. -1979. P.78−88.
  280. Koordinative Fahigkeiten im Schulsport / Von einem Autoren-Kollektiv unter Leitung von P. Hirtz. Berlin.: Volkseigener Verlag, 1985. — 152 p.
  281. Larson A.L. A Factor and validity analysis of motor ability variables and tests with tests for college men / A.L. Larson // The Res. Quarterly. -1962. № 12. -P.499−517.
  282. Lebedev A.N. The wave model of memory / A.N. Lebedev, I.Yu. Myshkin, V.V. Mayorov // Neurocomputers and attention. Vol.1. Manchester: Manchester University Press.-1990.- P. 53 -59.
  283. Lebedev A.N. The way from Weber’s constant to laws of cognitive psychology / A.N. Lebedev //: Synergie, Syntropie, Nichtlineare Systeme. Heft 6. Leipzig: Verlag im Wissenschaftzentrum Leipzig. 2000. — P. 323−344.
  284. Lebedev A.N. The oscillatory mechanisms of memory / Lebedev A.N. // Cognitive Processing, International Quarterly of Cognitive Sciences, 2001. P. 5766.
  285. Mcaleese R. Navigation and Brawsing in Hypertext, Hypertext / R. Mcaleese // Hypermedia: Theory into Practice. 1989. — P. 6−44.
  286. Melka J. Narys fysiologie a pathofisiologie smyslu: SZN / J.Melka. Praha: SZN, 1950. — P.65−70.
  287. Miller G.A. The magical number seven: plus or minus two. Some limits on our capacity for processing information / G.A. Miller // Psychol. Rev.- 1956. N 63. -P.81−97.
  288. Nordenstrom, BEW The Link Between External Electromagnetic Field and Biological Matter. Int. J. Environ / BEW Nordenstrom, Studies. 1991. — P. 102−110.
  289. Nordenstrom, BEW An Electrophysiological View of Acupuncture. Role of Capacitative and Closed Electric Circuits and their Clinical Effects in the Treatment of Cancer and Chronic Pain./ BEW Nordenstrom // Am J Acupuncture. 1985. — P.105−117.
  290. Rieder H. Bessern der Geschicklichkeit als Grundlage eines gezielten Lernens /
  291. H.Rieder // Leibesubunden und Leibeserzlehund. 7. — 1976. — P. 147−153.
  292. Ratov I. P. Skomputeryzowane trenazery / I. P. Ratov // Sport wyczynowy.1993.- N 5. P.22−28.
  293. Sitko S.P. Towards a quantum physics of the living state / S.P.Sitko, V.V. Gishko / J Biol Phys/ 1991. -P.78−89.
  294. Torrance E.P. Torrance tests of creative thinking / E.P. Torrance // Personal Press. 1983.-№ 3.-P.33−67.
  295. Jacobson J.I. Quantum Phenomena Proposed as Mechanism for Radiograhphic Corona Pulmonary Masses / J.I.Jacobson // Pan Minerva Medica. 1988. -P.112 -118.
  296. Vanek M. Psychologicke zaklady telesne vychovy / M. Vanek Praha: SZN, 1963.- P.66−67.
  297. Vondracek V. Vnimani / V. Vondracek SZN, Praha, 1949. — P.83−96.
  298. Webb M. Learning by Building Rule Based Models. / M. Webb Educ // Comput.-1992.-Vol. 18.-P.98 -105.
  299. Zur Veranderung des Training systems durch technische Mittel und Trainingsapparate / Zur // Ltistungssport 1977. — № 2. — P. 129 -135.
Заполнить форму текущей работой