Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Структура и содержание годичного цикла тренировки квалифицированных бегунов на 400 м на основе преимущественного использования средств скоростно-силовой подготовки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Все более отчетливо проявляются противоречия между объективной потребностью совершенствования подготовки бегунов на короткие дистанции для дальнейшего повышения спортивных результатов и отсутствием научных и методических разработок, относящихся к выбору специальных объемов средств скоростно-силовой подготовки на различных этапах спортивной тренировки с учетом морфофункциональных особенностей… Читать ещё >

Содержание

  • силовой подготовки
    • 13. 00. 04. — Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
  • ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
  • Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ
  • Губа В. П
  • Смоленск
  • Список принятых условных обозначений и сокращений

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПРИНТЕРОВ В СТРУКТУРЕ ГОДИЧНОГО ТРЕНИРОВОЧНОГО ЦИКЛА.

1.1. Современные тенденции развития спринтерского бега в легкой атлетике.

1.2. Характеристика скоростной и скоростно-силовой подготовленности спринтеров.

1.3. Особенности подготовки бегунов на 400 м.

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1. Задачи исследования.

2.2. Методы исследования.

2.3. Организация исследования.

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БЕГУНОВ НА 400 м.

3.1. Анализ суммарных годовых объемов тренировочной нагрузки бегунов на 400 м.

3.2. Характеристика физического развития спринтеров, специализирующихся в беге на 400 м.

3.3. Сравнительный анализ показателей физической подготовленности спринтеров в годичном цикле.

3.4. Диагностика скоростно-силовых показателей и функционального состояния опорно-двигательного аппарата квалифицированных бегунов на

400 м

ГЛАВА 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОБЪЕМОВ СРЕДСТВ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ В СТРУКТУРЕ ГОДИЧНОГО ТРЕНИРОВОЧНОГО ЦИКЛА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПРИНТЕРОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В БЕГЕ НА 400 м.

4.1. Характеристика рациональных объемов средств скоростно-силовой нагрузки в процессе тренировочного годичного цикла бегунов на 400 м.

4.2. Динамика показателей скоростно-силовой подготовленности квалифицированных бегунов на 400 м.

4.3. Динамика показателей функционального состояния опорно-двигательного аппарата квалифицированных бегунов на 400 м.

4.4. Анализ показателей соревновательной деятельности бегунов на 400 м в структуре годичного тренировочного цикла.

ГЛАВА 5. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.

ВЫВОДЫ.

Структура и содержание годичного цикла тренировки квалифицированных бегунов на 400 м на основе преимущественного использования средств скоростно-силовой подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На современном этапе развития беговых видов легкой атлетики в России все отчетливее ощущается острая необходимость решения принципиальных вопросов теории и методики тренировки ведущих Российских спринтеров — мужчин и женщин, специализирующихся в беге на 400 м, достижения которых отстают от ведущих зарубежных спортсменов и соответствуют результатам, показываемым в 70 — 80-е годы прошлого столетия (H.A. Квасникова, 2005; И. Н. Ворошин, 2006; Е. П. Врублевский, О. М. Мирзоев, 2009).

Беговые дисциплины на короткие дистанции в легкой атлетике входят в программу Олимпийских игр, в связи с этим совершенствование системы подготовки квалифицированных спортсменов приобретает весьма актуальное значение для современного спорта (Н.Г. Озолин, 2003; О. И. Павлова, 2005; H.H. Чесноков, В. Г. Никитушкин, 2010).

Необходимо отметить, что в профессиональном спорте, в частности и в беговых видах легкой атлетики, постоянно повышается конкуренция среди квалифицированных спортсменов за ведущее доминирование в том или ином виде, что является основой для непрерывного поиска специалистами новых подходов к организации и построению спортивной тренировки спринтеров (М.Р. Смирнов, 1994; В. Д. Сячин, 1996; A.B. Балахничев, 2004).

Анализ специальной научно-методической литературы свидетельствует, что основной причиной отставания является слабое научно-методическое и экспериментальное обоснование проблемы скоростно-силовой подготовки квалифицированных спринтеров, специализирующихся в беге на 400 м, в структуре годичного тренировочного цикла (О. М. Мирзоев, В. М. Маслаков, Е. П. Врублевский, 2005; И. Е. Анпилогов, 2011).

Организация и содержание учебно-тренировочного процесса квалифицированных спринтеров основывается на использовании эффективных средств, методов и направленности тренировочной нагрузки, способствующих выходу спортсмена на оптимальный уровень подготовленности и оптимальную форму перед главными соревновательными стартами.

В настоящее время в спортивной практике и тренировке спринтеров, специализирующихся в беге на 400 м, тренеры основное внимание уделяют отбору наиболее талантливых спортсменов и выполнению большого объема скоростной подготовки, что не позволяет основной массе добиваться высоких спортивных результатов (Е.А. Разумовский, 1993; Б. Н. Шустин, 1995; А. И. Жилкин, B.C. Сидорчук, B.C. Кузьмин, 2003).

Основной трудностью в беге на дистанции 400 м является распределение сил с целью противодействия процессам утомления на последних 100 м дистанции, которые являются самыми трудными и определяющими в достижении высоких соревновательных результатов.

Далеко не решенной остается проблема скоростно-силовой подготовки мышечно-связочного аппарата, который способен выполнять работу высокой интенсивности на протяжении большого времени, что не позволяет снижать скорость на последней части дистанции (С.С. Добровольский, 1995; И. В. Руденко, 2006).

Все более отчетливо проявляются противоречия между объективной потребностью совершенствования подготовки бегунов на короткие дистанции для дальнейшего повышения спортивных результатов и отсутствием научных и методических разработок, относящихся к выбору специальных объемов средств скоростно-силовой подготовки на различных этапах спортивной тренировки с учетом морфофункциональных особенностей развития организма и опорно-двигательного аппарата спортсменов, а также отсутствием, в настоящее время, стройной, научно обоснованной системы выбора объемов средств скоростно-силовой подготовки в годичном цикле тренировки спринтеров, специализирующихся в беге на 400 м, что не способствует достижению высоких соревновательных показателей на данной дистанции.

Эти противоречия порождают проблемную ситуацию, решающуюся, на наш взгляд, с помощью разработки методики рационального сочетания средств скоростно-силовой подготовки в структуре годичного тренировочного цикла квалифицированных спринтеров с учетом типологического профиля спортсмена.

Предложенное направление представляется перспективным для современной теории и практики тренировки спринтеров и объективизирует актуальность настоящего исследования.

Цель работы. Разработать и экспериментально обосновать структуру и содержание годичного тренировочного цикла квалифицированных бегунов на 400 м на основе детерминации рациональных объемов средств скоростно-силовой подготовки с учетом типологического профиля спортсмена.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что научное обоснование варьирования объемов средств подготовки в годичном цикле тренировки на основе преимущественного использования тренировочной нагрузки скоростно-силовой направленности с учетом типологического профиля квалифицированных спринтеров, специализирующихся в беге на 400 м, позволит существенно повысить уровень их специальной подготовленности и добиться высоких показателей в официальных соревнованиях.

Объект исследования — учебно-тренировочный процесс квалифицированных легкоатлетов-спринтеров, специализирующихся в беге на 400 м.

Предмет исследования — дифференцированный подход к структуре и обоснованию применения специализированных объемов тренировочной нагрузки, скоростно-силовой направленности в годичном цикле тренировки квалифицированных бегунов на 400 м.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования явилось:

— научные знания и основополагающие работы по педагогике (И.П. Подласый, 1999; В. А. Сластенин, 2002; A.A. Радугин, 2002; П.И.

Пидкасистый, 2007; С. Д. Неверкович, 2010);

— фундаментальные разработки по теории и методике физической культуры и спортивной тренировки (Л.П. Матвеев 1976;1991; Ю. В. Верхошанский, 1985; Ж. К. Холодов, 2000; Ю. Ф. Курамшин, 2003; В. Н. Платонов, 2005);

— научные работы по возрастным особенностям формирования двигательных навыков высшего спортивного мастерства (В.П. Филин, 1974; М. Я. Набатникова, 1982; В. К. Бальсевич, 1995; Н. Ж. Булгакова, 1999; В. П. Губа, 2003; П. В. Квашук, 2005);

— базисные положения конституциональной типологии и физического развития (В.П. Чтецов, 1979; Э. Г. Мартиросов, 1995; Р. Н. Дорохов 1999; Т. Ф. Абрамова, 2006);

— научно-методические положения системы управления подготовкой легкоатлетов-спринтеров (Н.Г. Озолин, 1965, 1986; Е. М. Лутовской, 1977; В. В. Мехрикадзе, 1999, 2001; И.Н. Тер-Ованесян, 2000; A.B. Балахничев, 2004; О. И. Павлова, 2005; H.H. Чесноков, 2008; В. Г. Никитушкин, 2010);

— базисные положения скоростно-силовой подготовки легкоатлетов (A.M. Когут, 1992; Е. П. Врублевский, 2005; И. Е. Анпилогов, 2011) — теоретико-методические основы подготовки спринтеров, специализирующихся в беге на 400 м (Л.Г. Харитонова, 1983; H.A. Востриков, 1996; H.A. Квасникова, 2005; И. Н. Ворошин, 2006).

Научная новизна. Разработка структуры и содержания годичного тренировочного цикла квалифицированных бегунов на 400 м на основе детерминации рациональных объемов средств скоростно-силовой подготовки с учетом типологического профиля спортсмена, осуществлено на основе следующих положений: установлено, что в годичном тренировочном цикле квалифицированных спортсменов основное внимание уделяется большим объемам тренировочной нагрузки анаэробно-алактатной, анаэробно-гликолитической и аэробной направленностиопределено, что квалифицированные спринтеры, специализирующиеся в беге на 400 м, достигают высоких спортивных результатов за счет высокого уровня развития скоростно-силовых способностей;

— снижение скорости бега на дистанции 400 м у квалифицированных спринтеров обусловлено низким уровнем развития силы мышц — сгибателей и разгибателей бедра и голени нижних конечностей, а также слабой устойчивостью функционального состояния опорно-двигательного аппарата, что не позволяет эффективно осуществлять отталкивание от поверхности опоры;

— доказано, что достижение оптимального спортивного результата зависит от рационального сочетания объемов в структуре годичного цикла тренировочной нагрузки аэробно-анаэробной, прыжковой направленности и упражнений с отягощениями для спортсменов скоростно-силового профиля, что позволяет поддерживать интенсивность и скорость бега на финишном отрезке, который во многом и определяет итоговый спортивный результат.

Теоретическая значимость заключается в том, что полученные научные результаты исследования дополняют теорию и методику спортивной тренировки в вопросах выбора рациональных объемов средств скоростно-силовой подготовки за счет их варьирования в процессе годичного тренировочного цикла квалифицированных спринтеров, различного типологического профиля, специализирующихся в беге на 400 м, позволяющего существенно повысить уровень специальной физической подготовленности. Апробированные объемы скоростно-силовой нагрузки с учетом индивидуальных особенностей спортсменов показали высокую эффективность при укреплении мышечного аппарата, что позволило добиваться высоких и стабильных спортивных результатов.

Практическая значимость. Дифференцированный подход к применению специализированных объемов тренировочной нагрузки скоростно-силовой направленности на различных этапах структуры годичного цикла квалифицированных спринтеров, специализирующихся в беге на 400 м, позволил повысить уровень специальной физической подготовленности и способствовал достижению более высоких спортивных результатов.

Результаты исследования рекомендуется использовать:

— при разработке учебно-тренировочной программы, с целью эффективного построения процесса спортивной подготовки по развитию скоростно-силовых способностей квалифицированных спринтеров специализирующихся в беге на 400 м, на этапе спортивного совершенствования ДЮСШ, СДЮСШОР, УОР;

— в учебно-тренировочном процессе средних и высших учебных заведений физической культуры, для обучения студентов инновационным подходам к спортивной тренировке спринтеров, специализирующихся в беге на 400 м;

— при разработке тематических планов на факультетах повышения квалификации, позволяющих раскрыть ведущие и передовые тенденции в подготовке современных квалифицированных спринтеров на этапе высшего спортивного мастерства.

Достоверность н обоснованность результатов исследования обеспечивается теоретической и методологической обоснованностью его исходных данных, позволяющих реализовывать научный подход к исследованию проблемы доказательности выдвинутой гипотезыиспользованием современных методов исследования, адекватных цели, предмету и задачамрепрезентативностью выборки испытуемых, корректной статистической обработкой полученных данных с применением современных технологийразвернутой качественной интерпретацией полученных данных, а также экспериментальной проверкой эффективности используемых объемов средств скоростно-силовой подготовки для квалифицированных спринтеров в беге на 400 м.

Апробация и реализация результатов исследования:

Основные положения диссертации докладывались и получили одобрение на научных конференциях в 2008;2012 гг. (г.г. Смоленск, Москва, Коломна, Тула и Республика Беларусь). Результаты исследования внедрены в учебно-тренировочный процесс легкоатлетов СмолГУ, СГАФКСТ и СДЮСШОР им. Ф. Т. Михеенко г. Смоленск.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Эффективность годичного тренировочного цикла квалифицированных спринтеров, специализирующихся в беге на 400 м, скоростно-силовой направленности обусловлена комплектованием групп, которые необходимо осуществлять на основе этапного отбора спортсменов преимущественно скоростно-силового профиля, обладающих габаритными антропометрическими характеристиками выше, чем. модельные для спортсменов данной категории, имеющих выраженную мышечную систему и задатки к воспитанию скоростно-силовых способностей и скоростной выносливости;

2. Структура и содержание годичного тренировочного цикла квалифицированных спринтеров, специализирующихся в беге на 400 м, строится на основе варьирования соотношения объемов тренировочной нагрузки аэробно-анаэробной, прыжковой направленности и упражнений с отягощениями для спортсменов скоростно-силового профиля;

3. Реализация разработанной структуры и содержания годичного тренировочного цикла квалифицированных спринтеров, специализирующихся в беге на 400 м, на основе детерминации рациональных объемов тренировочной нагрузки преимущественно скоростно-силовой направленности и учета типологического профиля спортсмена повысит эффективность тренировочного процесса и результат в беге на дистанции 400 м.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, пяти глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и.

109 ВЫВОДЫ.

1. Теоретический анализ специальной и научно-методической литературы и результаты собственных исследований свидетельствуют о важности и необходимости изучения объемов тренировочной нагрузки скоростно-силовой направленности для квалифицированных спринтеров, специализирующихся в беге на 400 м в структуре годичного тренировочного цикла. Проводимые ранее исследования в основном посвящены развитию скоростных способностей и специальной выносливости у спортсменов, имеющих незначительные габаритные параметры. Однако дистанция 400 м предполагает поддержание высокой интенсивности бега на протяжении всей дистанции, к чему более предрасположены спринтеры, обладающие существенными габаритными параметрами, высоким уровнем скоростно-силовых способностей, что позволяет им добиваться высоких спортивных результатов.

2. В результате проведенных исследований установлено, что у высококвалифицированных спринтеров, специализирующихся в беге на 400 м существенно выше объем тренировочной нагрузки аэробно-анаэробной, прыжковой направленности и упражнений с отягощениями по сравнению с квалифицированными на 13- 15 и 17%, соответственно (р<0,05). Таким образом, выявлено, что высококвалифицированные бегуны на 400 м выполняют больше тренировочной работы скоростно-силовой направленности и скоростной выносливости, в то время как квалифицированные спринтеры, в основном работу, направленную на скоростные способности и специальную выносливость.

3. В результате анализа типологических профилей спринтеров, специализирующихся в беге на 400 м, установлено, что:

— существуют различные профили спринтеров, которые отличаются друг от друга морфологическими характеристиками и уровнем развития специальных физических качеств. Спортсмены, имеющие небольшую длину тела и существенную массу, относятся к силовому профилюсредние показатели длины тела и существенную массу — скоростному профилю и спортсмены, имеющие показатели длины тела выше модельных характеристик с хорошо выраженной мышечной массой — скоростно-силовому профилю;

— длина тела у квалифицированных спринтеров силового профиля составляет 171,0±1,4 см, а масса тела 69,2±0,6 кгскоростного профиля -177,0±1,6 см и 69,2±0,6 кгскоростно-силового — 183,2±0,9 см и 75,8±0,8 кг, соответственно;

— среди современных высококвалифицированных спринтеров (МС-МСМК) наибольшее преобладание имеют спринтеры скоростно-силового профиля — 50,6%, значительно меньше скоростного — 30,6% и силового -18,8% профиля;

— у современных квалифицированных спринтеров отмечается обратная тенденция, при которой большинство спортсменов относятся к силовому профилю — 41,6%, немного меньше скоростного — 35,1% и самое незначительное распределение имеют спринтеры, специализирующиеся в беге на 400 м скоростно-силового профиля — 23,3%.

4. Результаты анализа соревновательной деятельности и уровняспециальной подготовленности спринтеров различной квалификации позволили выявить следующие особенности:

— ведущие спринтеры России отстают в результатах бега на 400 м (45,12−45,80 с) по сравнению с ведущими спринтерами мира (44,06−45,90 с);

— наилучших результатов добиваются как высококвалифицированные (МС-МСМК), так и квалифицированные (1р. — KMC) спортсмены преимущественно скоростно-силового профиля — 47,05 и 48,89 с, соответственно (р<0,05);

— как у высококвалифицированных, так и квалифицированных спринтеров скоростно-силового профиля показатели прыжка в длину с места больше, чем у силового и скоростного профилей (р<0,05) — показатели тройного и десятерного прыжка с места у высококвалифицированных (8,68±0,7 и 30,53±0,8 м) и квалифицированных (8,24±0,5 и 29,16±1,0 м) спринтеров скоростно-силового профиля выше, чем у силового и скоростного профилей (р<0,05);

— результаты скоростной выносливости по показателям бега на 150 и 300 м у высококвалифицированных (16,18±0,5 и 35,74±0,9 с) и квалифицированных спортсменов (17,15±0,4 и 37,45±0,8 с) выше у спортсменов скоростно-силового профиля, что позволяет им поддерживать высокую скорость бега на протяжении всей дистанции.

5. Результаты анализа показателей уровня развития скоростно-силовых способностей нижних конечностей и функционального состояния опорно-двигательного аппарата спринтеров, специализирующихся в беге на 400 м свидетельствуют о следующих тенденциях:

— у спортсменов скоростно-силового профиля отмечается достоверное увеличение относительной силы сгибателей бедра и голени — 0,96±0,05 и 0,48±0,03 кг, соответственно, по отношению к спортсменам силового и скоростного профилей (р<0,05) — относительная сила разгибателей бедра и голени у квалифицированных спринтеров больше, чем сгибателей, при этом у спортсменов скоростно-силового профиля больше, чем у остальных исследуемых групп (р<0,05);

— наименьшее отклонение центра давления по оси X и Y стабилограммы имеют высококвалифицированные (1,52±0,07 и 5,28±0,24 мм) и квалифицированные (1,82±0,09 и 5,88±0,35) мм спринтеры, специализирующиеся в беге на 400 м, скоростно-силового профиля (р<0,05) по сравнению с силовым и скоростным профилями;

— показатель стабильности (Stab, %) равновесия наибольшее значение имеет у высококвалифицированных и квалифицированных спринтеров скоростно-силового профиля (96,34±4,61 и 93,58±4,58%), чем у спортсменов силового и скоростного профилей (р<0,05);

— наилучшие показатели индекса устойчивости и динамического равновесия спортсмена, которые позволяют эффективно использовать работу мышц нижних конечностей, имеют высококвалифицированные (45,60*233 и 54,57*3,28 ед.) и квалифицированные спортсмены (41,73*2,14 и 52,55*3,18 ед.) скоростно-силового профиля (р<0,05).

6. Эффективность подготовки квалифицированных спринтеров, специализирующихся в беге на 400 м, обусловлена акцентированным отбором спортсменов скоростно-силового профиля, которые при организации рационального подбора объемов тренировочной нагрузки способны добиваться высоких спортивных результатов в официальных соревнованиях.

Внедрение в тренировочный процесс квалифицированных спринтеров в беге на 400 м специальных объемов преимущественно скоростно-силовой нагрузки позволили установить следующие закономерности:

— в результате подбора специализированных объемов тренировочной нагрузки у спринтеров скоростно-силового профиля к концу эксперимента происходит достоверное увеличение показателей прыжка в длину с места на 10 см (р<0,05), а силового и скоростного профиля соответственно, на 3 и 2 см (р>0,05) — тройного прыжка в длину в ЭГ на 20 см (р<0,05), а в КГ1 и КГ2 данные изменения незначительны — 7 см (р>0,05) — десятерного прыжка в длину у спринтеров ЭГ на 87 см по сравнению с другими спортсменами (Р<0,05);

— показатели относительной силы сгибателей бедра и голени в результате подбора оптимального объема тренировочной нагрузки имеют тенденцию достоверного увеличения к концу эксперимента у спортсменов ЭГ на 0,14 и 0,18 кг, соответственно (р<0,05), а разгибателей бедра и голени на 0,26 и 0,28 кг (р<0,05);

— у спринтеров ЭГ, специализирующихся в беге на 400 м, к концу эксперимента происходит увеличение результатов по всем показателям (р<0,05). Показатели центра давления по оси X и У в результате воздействия оптимизированных объемов скоростно-силовой нагрузки существенно снижаются, соответственно на 0,37 и 0,76 мм (р<0,05), показатель стабильности достоверно увеличился на 3,98% и составил 96,47±4,41%, что свидетельствует о высокой стабильности функционального состояния опорно-двигательного аппарата (р<0,05), показатели индекса устойчивости и динамического компонента равновесия имеет тенденцию к увеличению, соответственно на 3,54 и 3,43 ед., (р<0,05).

7. Следовательно, разработанные структура и содержание годичного тренировочного цикла квалифицированных бегунов на 400 м на основе детерминации рациональных объемов тренировочной нагрузки преимущественно скоростно-силовой направленности и учета типологического профиля спортсмена обеспечивают достоверное увеличение показателей на соревновательной дистанции у спортсменов скоростно-силового профиля на 1,62 с, при этом результат достигает 47,97 с и соответствует высококвалифицированным спортсменам (р<0,05), что свидетельствует об эффективном внедрении данного подхода в структуру тренировочного процесса.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Процесс спортивной тренировки квалифицированных легкоатлетов-спринтеров, специализирующихся в беге на 400 м, целесообразно строить с преимущественным развитием скоростно-силовых способностей, так как высокий уровень их развития позволяет спортсменам препятствовать утомлению и не снижать интенсивность и скорость бега на протяжении всей дистанции, что позволяет им добиваться высоких спортивных результатов.

Эффективное развитие скоростно-силовых способностей обусловлено организацией отбора квалифицированных спринтеров, специализирующихся в беге на 400 м, где следует делать акцент на спортсменах, имеющих длину тела выше среднего, по сравнению с модельными характеристиками данной категории, с выраженной мышечной системой, что позволяет им продуктивно выполнять беговую работу на протяжении всей дистанции.

Одной из причин снижения спортивных результатов в беге на 400 м является потеря скорости на последних метрах дистанции, что указывает на низкий уровень развития скоростно-силовых способностей, поэтому необходимо использовать в тренировочном процессе специализированные нагрузки по воспитанию этого качества преимущественно с учетом морфологических параметров.

Прогресс результатов во многом зависит от рационального распределения тренировочной нагрузки в годичном цикле квалифицированных спринтеров, специализирующихся в беге на 400 м, с активизацией и применением упражнений аэробно — анаэробной направленности (бег свыше 100 м, скорость 80−90%) — прыжковые упражнения и упражнения с отягощениями для спортсменов скоростно-силового профиля, позволяющих добиться высоких спортивных результатов в официальных соревнованиях.

Периодизация подготовки квалифицированных спринтеров, специализирующихся в беге на 400 м, должна предусматривать следующую структуру годичного цикла: осенне-зимний — 24 недели (подготовительный -18 недельсоревновательный — 6 недель) — весенне-летний — 26 недель (подготовительный-16 недельсоревновательный — 10 недель).

Примерный блок недельных тренировочных циклов на различных этапах подготовки для квалифицированных бегунов на 400 м скоростно-силового профиля должен включать:

Втягивающий этап.

Состоит из 3−4 недельных микроциклов (1 мезоцикл). Характеризуется постепенным повышением объема беговых тренировочных нагрузок аэробного характера. Укрепление опорно-двигательного аппарата осуществляется за счет упражнений на силу и растягивание.

Понедельник. Первая тренировка: разминка (бег 1−2 км, общеразвивающие упражнения 10−15 мин) — специальные беговые упражнения (8−12×40−80 м) — фартлек (1 мин темпового бега + 1 мин медленного бега), 4−5 повторений — 2 — 4 серии. Скорость 70 — 90%. Отдых между сериями 10 мин. Вторая тренировка: кроссовый бег 6−8 км (пульс 150−160 ударов в 1 мин) — ОФП (30 — 40 мин).

Вторник. Первая тренировка: разминкакруговая тренировкакомплекс упр. № 1 — 1 серия, прыжковые упражнения (10 — 15 мин) — спортивные игры (40 — 60 мин). Вторая тренировка: кроссовый бег 6 — 8 км (пульс 150 — 160 уд. в 1 мин).

Среда. Кроссовый бег по пересеченной местности 8 — 10 км (пульс до 160 — 170 уд. в 1 мин).

Четверг. Первая тренировка: разминка. Специальные упражнения 8 -12×40 — 80 м ускорения 2 — 3×80 — 100 минтервальный бег в гору (2−3°) 5×200 м через 1,5 мин. отдыха, 2−3 серии 6−8 мин отдыха между сериями, скорость бега 80 — 90%. Вторая тренировка: кроссовый бег 5 — 6 км (пульс — 150 уд. в 1 мин).

Пятница. Первая тренировка утром: разминка, упражнения с отягощениями в целях развития силовой выносливости, круговая тренировка — комплекс упр. № 1 — 1 серия, спортивные игры (60 мин).

Суббота. Кроссовый темповый бег 8 — 10 км (пульс до 170 — 180 уд. в 1 мин).

Базовый этап.

Состоит из 10−12 недельных циклов (3−4 мезоцикла). Основная направленность общая и специальная выносливость, в том числе силовая подготовка. Общий объем бега достигает постепенно 95−100% от годового максимума, а в конце этапа несколько снижается.

Понедельник. Первая тренировка: разминка (1 — 2 км бега, общеразвивающие упражнения — 15 мин) — специальные упражнения 8 -12×60 — 80 м, ускорение 4×80 минтервальный бег 4×150 м через 1 мин. отдыха, 2−4 серии 6−8 мин отдыха между сериями, скорость 80 — 90%. Вторая тренировка: упражнения со штангой (4 — 8 т) в целях развития силовой выносливостипеременный бег 8 — 10×200 м через 200 м медленного бега, скорость 70 — 80% .

Вторник. Первая тренировка: разминка, специальные упражнения 8 — 12×40 — 50 мускорения 3 — 4×60 мбег со старта из различных положений 10 — 12×30 — 50 мПовторный бег 3×80−100 м через 3 мин. отдыха, 2−3 серии 10−15 мин отдыха между сериями скорость 90%. Вторая тренировка: круговая тренировка — комплекс 1−2 серииспортивные игры (40 — 60 мин).

Среда. Первая тренировка: разминка, специальные упражнения 8 -12×60 м, ускорение 3×100мфартлек: 1 мин темпового бега в гору 2 — 3 °C + 1 мин медленного бегах 4−6 повторений -2−4 серии, отдых между сериями (10 мин), скорость бега 70 — 80% .

Четверг. Первая тренировка: разминка, специальные упражнения 8 -12×60 — 80 м, ускорение 3×80 м, повторный бег 4×300 м через 2−3 мин. отдыха, 2−3 серии 6 мин отдыха между сериями, скорость 80−90%.

Вторая тренировка: упражнения со штангой 4 — 5 т в целях развития общей силы. Кросс 5 — 6 км (пульс 150—160 уд. в 1 мин).

Пятница. Первая тренировка: разминка, специальные упражнения 8.

— 12×30 м, ускорение 3×60 м, бег с хода со скоростью 90 — 95% - 2 — 3×60 мбег с хода со скоростью 90 — 95% - 2 — 3×60 мкруговая тренировка комплекс 2−2 серии. Вторая тренировка: разминка, специальные упражнения 8×50 м, повторный бег 4×300 м через 1,5−2 мин. отдыха, 2−4 серии 6 мин отдыха между сериями со скоростью 80—90% .

Суббота. Разминка, специальные упражнения 8 — 12×60 м, ускорение 3×100 м, повторный бег 3×600 м через 3 мин. отдыха, 2 серии 8 мин отдыха между сериями со скоростью 70—80%.

Специальный (предсоревновательный) этап Состоит из 4−5 недельных циклов (1 мезоцикл). Основная направленность — специальная выносливость и быстрота. На этом этапе используется соревновательная практика.

Понедельник. Первая тренировка: разминка, специальные упражнения 8 — 12×40 — 60 м, ускорение 3 — 4×60 минтервальный бег 4×100 м через 1,5мин. отдыха, 2 серии 8 мин отдыха между сериями со скоростью 90 — 95% .

Вторая тренировка: разминка, специальные упражнения в гору 6 — 10×60 -120 мкруговая тренировка комплекс № 1 — 1−3 серии. Повторный бег 3×250 м через 3 мин. отдыха, 2 серии 8 мин отдыха между сериями, скорость ниже 80%.

Вторник. Первая тренировка: разминка, специальные упражнения 8.

— 12×30 — 40 м, ускорение 3 — 4×60 мбег с хода 2 — 4×30 м или 2 — 4×50 — 60 м, или 2—3×80 м, бег с низкого старта 4×40 м + 4×60 + 4X30 мповторный бег 4×80 -скоростью 95 — 100%.

Вторая тренировка: разминка, упражнения с отягощениямиштанга — 2- 5 т или круговая тренировка — комплекс упр. № 1 — 1−2 серииспортивные игры (30−40 мин).

Среда. Разминка: специальные упражнения 8 — 10×80 — 100 м, ускорение 4×100 мповторный бег 3−4×300 м через 3 мин. отдыха, 2 серии 6 мин отдыха между сериями, скорость 80 — 90% .

Четверг. Первая тренировка: разминка, специальные упражнения 4 -8×50 — 80 м, ускорение 3 — 4×80 мповторный бег 4×200 м через 2 мин. отдыха, 2 серии 6−8 мин отдыха между сериями, скорость 80 — 90% + круговая тренировка — комплекс № 1 — 1−3 серии.

Пятница. Первая тренировка: разминка, прыжковые упражнения 4 -8×60 м, ускорение 3×80 мбег с низкого старта на технику 4×50 м, при входе в вираж 3×80 м и 4×60 м по прямойповторный бег 2 — 3×150 м скорость 95 — 100%.

Вторая тренировка: разминка, упражнения специальной физической подготовки (30 мин) — спортивные игры (30 мин).

Суббота. Разминка, специальные упражнения 6 — 8×100 — 150 м, ускорение 4×80 мповторный бег 4−5×600 м через 2−3 мин. отдыхаскорость 70 — 80%.

Соревновательный период.

Соревновательный период продолжается: первый (зимний) — 4−8 недель, второй (летний) — 10−12 недель. Летний соревновательный период включает как соревновательные, так и тренировочные (промежуточные) циклы. Общие объемы бега снижаются по отношению к максимальным подготовительного периода на 15−20%,.

Понедельник. Первая тренировка: разминка, специальные упражнения 8 — 12×50 м, ускорение 3 — 4×60 м, повторный бег 3×150 м через 3 мин. отдыха, 2−3 серии 10−15 мин отдыха между сериями, скорость 90 — 95%. Вторая тренировка: разминка, специальные упражнения с горы и в гору 8 — 12×60 — 150 мбег в переменном темпе 6−8 — 150 м через 100 м медленного бега, скорость 80 — 90%.

Вторник. Первая тренировка: разминка, специальные упражнения 8 — 10×30 — 40 м, ускорения 3×60 мбег с хода 2×60 м или 80, 60, 80 м, или 2.

3x80 мбег с низкого старта на технику низкого старта, стартового разбега и бега по дистанции: 3×30 м + 3 — 50 м + 3 — 70 м. Повторный бег 2×60 м через 2 мин. отдыха, 10 мин. отдыха после серии + 2×80 через 3 мин. отдыха, скорость бега 90 -100% .

Вторая тренировка: разминка, круговая тренировка — комплекс упражнений № 2 — 1−2 серии. Спортивные игры (30 мин).

Среда. Разминка: прыжковые упражнения 4−8 100 м, ускорение 3 -4×80 м, повторный бег 3−4×300 м через 15 мин. отдыха, скорость 80 — 90%.

Четверг. Первая тренировка: разминкаспециальные упражнения 8 -10×60 м, ускорение 4×80 мповторный бег 3−4×300 м через 3 мин. отдыха, скорость свыше 90%. Вторая тренировка: разминкаупражнения со штангой 4 — 5 т для развития специальной силы.

Пятница. Первая тренировка: разминкаспециальные упражнения 8 — 10×30 м, ускорения 3×60 м. Старты: каждый второй старт на время 4×30 м + 4×50м + 2- 3×70 — 80 мповторный бег 3−6×200 м через 2−4 мин. отдыха, скорость 90 — 100% .

Суббота. Разминка: прыжковые упражнения 8 — 10×60 — 100 м, ускорения 3×100 мповторный бег 3×350 м через 15 мин. отдыха или 2×500 м через 12 мин. отдыха.

В соревновательную неделю отдых — за 2 дня до соревнований, разминка — за день до соревнований.

Полугодичный цикл заканчивается переходным периодом продолжительностью 4 недели (1 мезоцикл), который посвящен активному отдыху и подтягиванию слабых сторон за счет средств ОФП.

Комплексы упражнений, представленные в данном тренировочном блоке, приведены в приложении 2.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А. Е. Способ измерения временных параметров вызванного сокращения мышцы / А. Е. Аксельрод // Проблемы совершенствования олимпийского движения, физической культуры и спорта в Сибири. Омск. 1999. — С.57−58.
  2. , А. Е. Акустическая эмиссия вызванного сокращения мышцы / А. Е. Аксельрод // Проблемы совершенствования олимпийского движения, физической культуры и спорта в Сибири. Омск, 2002. — С. 137 139.
  3. , В.Г. Отбор в спринте / В. Г. Алабин, Т. П. Юшкевич // Легкая атлетика. 1978. — № 5. — С.15.
  4. , Г. А. Влияние тренировочных нагрузок разной направленности на изменение показателей специальной работоспособности бегунов на средние дистанции: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. А. Алексеев. М., 1981. -23 с.
  5. , В.Л. Соотношение объемов основных тренировочных средств специальной физической подготовки у спринтеров высокой квалификации: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Л. Алешкевич. Минск, 1987.-22 с.
  6. Аль Раггид, Р. Скоростно-силовая подготовка на различных этапах многолетнего тренировочного процесса легкоатлетов-спринтеров: автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 2000. — 24 с.
  7. , Э. Планирование нагрузок: О соотношении групповой и индивидуальных моделей в планировании тренировочных нагрузок спринтеров / Э. Андрис, Г. Арзуманов, М. Годик // Легкая атлетика. 1978. -N4. -С.11.
  8. , И.Е. Индивидуализация тренировочных нагрузок скоростно-силовой направленности спринтеров 15−17 лет в годичном циклеподготовки: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. Е. Анпилогов. Смоленск, 2011.-24 с.
  9. , А.Ф. Организационно-методические основы определения перспективности спортсменов в спринтерском беге: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. Ф. Антипов. М., 1989. — 21 с.
  10. , Е.Е. Индивидуализация тренировочного процесса квалифицированных бегуний на короткие дистанции: лекция для слуш. ВШТ, ФПК ГЦОЛИФКа. / Е. Е. Аракелян, A.B. Левченко, В. Д. Ерощев. М.: РИО ГЦОЛИФК, 1990. — С. 31−34.
  11. , Г. Г. Влияние тренировочных режимов на изменение показателей структурных компонентов техники бега и специальной работоспособности спринтеров: автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1982. -25 с.
  12. , A.B. Система соревнований в многолетней подготовке бегунов-спринтеров: автореф. дис.. канд. пед. наук / A.B. Балахничев -М., 2004. 20 с.
  13. , В.В. Построение этапа непосредственной подготовки высококвалифицированных легкоатлетов к главным соревнованиям года / В. В. Балахничев, Ф. П. Суслов, Б. Н. Шустин // Научные труды ВНИИФК 1995 года. -М, 1996. С. 32−42.
  14. Н.Бальсевич, В. К. Контуры новой стратегии подготовки спортсменов олимпийского класса / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 2001. — № 4. — С. 9−10.
  15. , В.Н. Особенности построения круглогодичной тренировки бегуний на 400 м с барьерами в возрасте 15−16 лет: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Н. Банкин. М., 1997. — 23 с.
  16. , E.H. Дифференцированная методика воспитания скоростных способностей у мальчиков 7−15 лет с учетом гармоничности их физического развития: дис.. канд. пед. наук / E.H. Бобкова. Смоленск: СГАФКСТ, 2006. — 177 с.
  17. , Г. В. Построение индивидуальных программ тренировки в легкоатлетическом спринтерском беге девушек в соревновательном периоде подготовки на этапе спортивного совершенствования: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. В. Бугаев. М., 1998. — 26 с.
  18. , В.В. Теоретические вопросы учения о физическом развитии и его типах у человека / В. В. Бунак // Уч. зап. МГУ М., 1940. — Вып.43. — С. 7−57.
  19. , O.A. Психолого-педагогические условия индивидуальной подготовки спортсменов высокой квалификации: автореф. дис.. канд. пед. наук / O.A. Веревка. М., 2006. — 24 с.
  20. , Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю. В. Верхошанский. М.: Физкультура и спорт, 1985.- 176 с.
  21. , Ю. В. Актуальные проблемы современной теории и методики спортивной тренировки / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 8. — С.21 — 27.
  22. , Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю. В. Верхошанский. 3-е изд. — М.: Советский спорт, 2013. — 216 е.: ил.
  23. , О.И. Специальная физическая подготовка в беге на 400 м в годичном цикле на этапе спортивного совершенствования: автореф. дис.. канд. пед. наук / О. И. Вовк. М., 1992. — 24 с.
  24. , С.И. Специальная физическая подготовка бегуний на короткие дистанции на этапе спортивного совершенствования: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. И. Вовк. М., 1987. — 28 с.
  25. , С.И. Специфика адаптации к нагрузкам алактатно-анаэробной направленности / С. И. Вовк // Науч.-атлет. вестник. 1999. — № 1. — С.14−18.
  26. , H.A. Особенности педагогического контроля за структурой физической подготовленности и величиной нагрузокспортсменок, специализирующихся в беге на 400 м: автореф. дис.. канд. пед. наук / H.A. Востриков. М., 1996. — 22 с.
  27. , А.Н. Принципы управления подготовкой спортсмена: учебное пособие / А. Н. Воробьев, К. Н. Чернов. Малаховка, 1986. — 68 с.
  28. , И.Н. Предсоревновательная подготовка квалифицированных бегунов на 400 метров с учетом их генетической предрасположенности к развитию специальных физических качеств: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. Н. Ворошин. СПб., 2006. — 22 с.
  29. , Е.П. Анализ техники и методика обучения видам легкой атлетики: учеб. пособ. / Е. П. Врублевский, Л. Г. Врублевская, A.B. Сулименков. Смоленск: СГИФК, 2000. — 108 с.
  30. , Е. П. Некоторые аспекты оптимизации подготовки спортсменок в скоростно-силовых видах легкой атлетики / Е. П. Врублевский, С. А. Кореневский // Олимпийский спорт и спорт для всех: матер. IX Междунар. науч. конгр. Киев, 2005. — С. 329
  31. , Е.П. Теоретические и методические основы индивидуализации тренировочного процесса легкоатлетов: уч. пособ. / Е. П. Врублевский, О. М. Мирзоев. -М.: РГУФК, 2006. 100 с.
  32. , A.B. Построение годичного цикла тренировки юных бегунов на короткие дистанции 17−19 лет с учетом индивидуальных особенностей физической и технической подготовки: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. В. Гапаев. М., 1999. — 23 с.
  33. , М.А. Педагогические основы нормирования и контроля соревновательных и тренировочных нагрузок: автореф. дис.. д-ра пед. наук / М. А. Годик. М., 1982. — 48 с.
  34. , Е.Я. Основные принципы выбора специальных легкоатлетических упражнений / Е. Я. Гридасова, A.A. Умаров // Совершенствование системы подготовки легкоатлетов: сб. науч. тр. каф. легкой атлетики РГАФК. М.: РИО РГАФК, 1996. — С. 29−37.
  35. , А. С. Методика совершенствования предстартового состояния у квалифицированных легкоатлетов-спринтеров: автореф. дис.. канд. пед. наук / A.C. Гриченов. Красноярск, 2007. — 22 с.
  36. , В.П. Основы спортивной подготовки: методы оценки и прогнозирования (морфобиомеханический подход) / В. П. Губа. М.: Советский спорт, 2012.-384 с.
  37. , В. П. Индивидуализация подготовки юных спортсменов / В. П. Губа, П. В. Квашук, В. Г. Никитушкин. М.: Физкультура и спорт, 2009. — 276 с.
  38. , В.Д. Совершенствование скоростной выносливости легкоатлетов в условиях среднегорья / В. Д. Дашинорбоев, Н. Ю. Федотова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2008. — № 3 (37). — С. 3639.
  39. , В.Е. Морфологическая типология телосложения мужчин и женщин: автореф. дис.. д-ра биол. наук / В. Е. Дерябин. -М., 1993. 53 с.
  40. , С.С. Теория и методические перспективы программирования двигательных действий спринтерского бега в управляемой искусственной среде: автореф. дис.. д-ра пед. наук / С. С. Добровольский. М., 1995. — 49 с.
  41. , Р.Н. Совершенствование силовых качеств подростков различных соматических типов / Р. Н. Дорохов // Соматические типы и соматотипирование: сб. науч. тр. Смоленск: СГИФК, 2000. — С. 51 — 56.
  42. , Р.Н. Методика раннего отбора и ориентации в спорте (соматический тип и его функциональная характеристика): учебн. пособ. / Р. Н. Дорохов, В. П. Губа, В. Г. Петрухин. Смоленск: СГИФК, 1994. — 80 с.
  43. , Р.Н. Спортивная морфология / Р. Н. Дорохов, В. П. Губа. -М.: СпортАкадемПресс, 2002.-230 с.
  44. , H.A. Критерии отбора для бегунов на короткие дистанции / Н. А. Дьяченко // Физическая культура основополагающий факторздорового образа жизни современного человека: тез. докл. науч.-практ. конф. Смоленск: СГМИ, 1990. — С.20−21.
  45. , А. В. Принципы и критерии регулирования нагрузок при управлении тренировочным процессом / А. В. Евтух, Е. А. Ширковец // Научные труды 1997 года ВНИИФК. М., 1998. — С.86−98.
  46. , В. А. Теория и технология дифференцированного физического воспитания детей и учащейся молодежи: автореф. дис.. д-ра пед. наук / В. А. Ермаков. М., 1996. — 40 с.
  47. , В.Д. Индивидуализация тренировочного процесса квалифицированных бегуний на короткие дистанции: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Д. Ерощев. М., 1988. — 24 с.
  48. , Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. М.: Академия, 2001. — 264 с.
  49. , А.И. Легкая атлетика: учеб. пособ. / А. И. Жилкин, В. С. Сидорчук, В. С. Кузьмин. М.: Академия, 2003. — 464 с.
  50. , Г. Г. Формирование структуры бегового шага легкоатлетов спринтеров на основе экспресс коррекции движений: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. Г. Илемков. — Омск, 1996. — 23 с.
  51. , М.А. Технология применения специально-подготовительных упражнений в спортивной тренировке юных бегунов на короткие дистанции: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. А. Ильин. М., 2002. — 27 с.
  52. , H.A. Тактика бега на 400 м на основе оптимизации продолжительности участков дистанции: автореф. дис.. канд. пед. наук / H.A. Квасникова. М., 2005. — 21 с.
  53. , П. В. Дифференцированный подход к построению тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки: автореф. дис. д-ра пед. наук / П. В. Квашук. М., 2003 — 49 с.
  54. Книга тренера по легкой атлетике / под ред. JI.C. Хоменкова. 3-е изд., перераб. — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 397 с.
  55. , A.M. Индивидуализация процесса совершенствования скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости легкоатлеток-спринтеров: автореф. дис.. канд. пед. наук / A.M. Когут. Минск, 1992. -22 с.
  56. , И.М. Мышцы и спринт / И. М. Козлов, В. Н. Муравьёв //Лёгкая атлетика. М.: Физкультура и спорт, 1992. — № 5. — С. 8−11.
  57. , А. Д. Теоретико-методические основы системы подготовки легкоатлетов-многоборцев высшей квалификации: автореф. дис.. д-ра пед. наук / А. Д. Комарова. СПб., 1993. — 23 с.
  58. Концепция биологически целесообразного сбалансированного силового развития мышц-антагонистов разгибателей и сгибателей опорно-двигательного аппарата у спринтеров / В. Г. Ярошевич и др. // Мир спорта. -2005. -№ 3. — С. 25−30.
  59. , Т.В. Физиологическая оценка развития скоростно-силовой выносливости у легкоатлетов сопряженным методом / Т. В. Корина //
  60. Физиология и врачебный контроль в процессе спортивного совершенствования. Свердловск, 1972. — С.32−38.
  61. , A.JT. Основы моделирования подготовленности спортсменов: учебное пособие / A.JI. Кривенцов. Алма-Ата, 1990. — 87 с.
  62. , A.A. Влияние специализированных средств тренировки на развитие максимальной скорости бега в различные возрастные периоды: автореф. дис.. канд. пед. наук / A.A. Кудинов. М., 1983. — 23 с.
  63. , JI. М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье / J1. М. Куликов. -М.: ФОН, 1995. 395 с.
  64. , Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / Ю. Ф. Курамшин. М.: Советский спорт, 2003. — 463 с.
  65. , B.C. Совершенствование подготовленности бегунов -спринтеров на основе оценки двигательного потенциала с использованием контрольно-измерительного стенда: автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб, 1993.- 19 с.
  66. Легкая атлетика: учебник / под ред. Е. М. Лутковского, A.A. Филиппова. М.: Физкультура и спорт, 1970. — 367 с.
  67. Легкая атлетика: учебное пособие / под ред. А. Н. Остапенко. М.: Высшая школа, 1970. — 240 с.
  68. Легкая атлетика: учебник / под общей ред. Н. Г. Озолина, Д. П. Маркова. 2-е издание. — М.: Физкультура и спорт, 1972. — 672 с.
  69. Легкая атлетика: учебник / под ред. Е. М. Лутковского, A.A. Филлипова. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Физкультура и спорт, 1977. — 344 с.
  70. Легкая атлетика: учебник для ИФК / под ред. Н. Г. Озолина, В. И. Воронкина, Ю. Н. Примакова. М.: Физкультура и спорт, 1989. — 671 с.
  71. Легкая атлетика: учеб.-метод. пособ. / Е. П. Врублевский. -Смоленск: СГИФК, 2002. 227 с.
  72. Легкая атлетика: Бег на короткие дистанции: программа / Никитушкин В. Г., Чесноков H.H., Бауэр В. Г. и др. М.: Советский спорт, 2003.- 116 с.
  73. Легкая атлетика: учебник для студентов вузов / под общ. ред. H.H. Чеснокова, В. Г. Никитушкина. М.: Физическая культура, 2010. — 440 с.
  74. , И. Бег на 400 метров: энергетическое обеспечение и тренировка / Й. Лисовский // Лёгкая атлетика. 2001. — № 12. — С.20−22.
  75. , И.Т. Алгоритмизация процесса скоростно-силовой подготовки спортсменов: монография / И. Т. Лысаковский. Омск: СибГАФК, 1997.-240 с.
  76. , Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии / Э. Г. Мартиросов. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 199 с
  77. , В. С. Комплексный контроль в циклических видах спорта: автореф. дис.. д-ра пед. наук / B.C. Мартынов. СПб., 1992. — 48 с.
  78. , В. А. Новые направления исследований нервно-мышечного аппарата / В. А. Мартьянов // На рубеже XXI века. Год 2001-й. Научный альманах МГАФК. Малаховка, 2001. — Т. III. — С.280 — 297.
  79. , Л.И. Соревновательная подготовка квалифицированных спринтеров-женщин в легкой атлетике: автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. И. Маслакова. М., 1987. — 24 с.
  80. , Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов физ. культуры / Л. П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.
  81. , B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности / B.C. Мерлин. М.: Педагогика, 1986. — 256 с.
  82. Методические рекомендации по отбору легкоатлетов (группа спринт и средние дистанции) в состав РШВСМ по данным медико-биологического контроля. Омск: ОГИФК, 1988. — 14 с.
  83. , В.В. Индивидуализация тренировочного процесса бегунов на короткие дистанции на основе модельных характеристик: автореф. дис.. канд. пед. наук /В.В. Мехрикадзе. -М., 1984. 23 с.
  84. , В.В. Тренировка юного спринтера / В. В. Мехрикадзе. -М.: Физкультура и спорт, 1999. 151 с.
  85. , О. М. Совершенствование индивидуальной структуры соревновательной и тренировочной деятельности высококвалифицированных легкоатлетов: метод, пособие / О. М. Мирзоев, В. М. Маслаков, Е. П. Врублевский. М.: РГУФК, 2005. — 201 с.
  86. , О. Тренировка спринтеров: Объемы беговой нагрузки в годичном цикле // Легкая атлетика. -1994. № 5. — С. 7−9.
  87. , В.Г. Средства и методы воспитания силовой выносливости у квалифицированных спринтеров: автореф. дис.. канд. пед. наук / В .Г. Митрейкин. М., 1984. — 22 с.
  88. , Э.А. Обоснование эффективности средств развития специальной выносливости у юных бегунов на 400 метров: автореф. дис.. канд. пед. наук. Краснодар, 1977. — 19 с.
  89. , В.Л. Методы вариативного развития специальной выносливости у спортсменок в беге на 400 м: автореф. дис.. канд. пед. наук /В.Л. Мохнов.-М., 1983.- 18 с.
  90. Никиту шкин, В. Г. Методология программно-нормативного обеспечения многолетней подготовки квалифицированных юных спортсменов: дис. д-ра пед. наук / В. Г. Никитушкин. М., 1995. — 88 с.
  91. , В.Г. Теория и методика юношеского спорта / В. Г. Никитушкин М.: Физическая культура, 2010. — 208 с.
  92. , Н.Г. О компонентах спортивной подготовленности / Н. Г. Озолин // Теория и практика физической культуры. -1986. № 4. — С. 46−49.
  93. , Э.С. Спринтерский бег / О. Э. Озолин. М.: Физкультура и спорт, 1986.- 159 с.
  94. , В.И. Эффективность применения тренировочных нагрузок в подготовке бегунов на короткие дистанции с использованием специальных средств: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. И. Олейников. -М., 1989.- 13 с.
  95. , О.И. Педагогическая технология управления содержанием и структурой многолетней подготовки юных спортсменов в беговых видах легкой атлетики: дис.. д-ра пед. наук / О. И. Павлова. М., 2005.-366 с.
  96. , П. Н. Методы оперативного контроля в управлении тренировочным процессом в скоростно-силовых видах легкой атлетики: автореф. дис.. канд. пед. наук /П.Н. Пасюков. Омск, 1990. — 17 с.
  97. Педагогика: учебное пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Высшее образование, 2007. — 430 с.
  98. , В.В. Бег на короткие дистанции / В. В. Петровский, Г. И. Чевычалов // Учебник тренера по лёгкой атлетике- под ред. JI.C. Хоменкова. 2-е изд. -М, 1982. — Гл.2. — С.116−161.
  99. , В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В. Н. Платонов. М.: Советский спорт, 2005. — 820 с.
  100. Подготовка бегунов на 400 м на основе модельных микроциклов на этапе спортивного совершенствования: метод, рекоменд. / Л. Г. Харитонова. Омск: ОГИФК, 1988.-21 с.
  101. Подготовка сильнейших бегунов мира / Ф. П. Суслов, Г. Н. Максименко, В. Г. Никитушкин и др. Киев: Здоровья, 1990. — 208 с.
  102. Подготовка юных легкоатлетов / В. Б. Зеличенок. М.: Терра-Спорт, 2000. — 53 с.
  103. , И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. пед. вузов / И. П. Подласый. -М.: ВЛАДОС, 1999. Кн. 1.-576 с.
  104. , И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. пед. вузов / И. П. Подласый. М.: ВЛАДОС, 1999. — Кн. 2. — 256 с.
  105. , H.K. Система кинестезиологического контроля в целях выбора оптимального алгоритма управления тренировочным процессом: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Н. К. Полещук. СПб, 1994. — 62 с.
  106. Ш. Попов, В. Б. Юный легкоатлет: Пособие для тренеров ДЮСШ /
  107. B.Б. Попов и др. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 224 с.
  108. , В. Тактика бега на 400 м // Легкая атлетика. 1975. — N 1.1. C. 20−21.
  109. , В.Ф. Исследование эффективности различных вариантов распределения сил в беге на 400 метров: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Ф. Попов. -М., 1974. 18 с.
  110. , O.A. Обоснование ведущих критериев индивидуализации подготовки бегунов на 400 метров групп спортивного совершенствования СДЮШОР: автореф. дис.. канд. пед. наук / O.A. Попова. -М., 1994. 23 с.
  111. , А.И. Формирование состояния соревновательной готовности квалифицированных легкоатлетов в условиях часто повторяющихся стартов: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. И. Пьянзин. -СПб., 1997.-24 с.
  112. , A.A. Педагогика: учебное пособие / A.A. Радугин. М.: Центр, 2002. — 272 с.
  113. Развитие быстроты и специальной выносливости у спортсменок, специализирующихся в беге на короткие дистанции: метод, рекоменд. -Малаховка: МОГИФК, 1985. 35 с.
  114. , Е.А. Совершенствование специальной подготовленности спортсменов высшей квалификации: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Е. А. Разумовский. М., 1993. — 79 с.
  115. , И. П. Двигательные возможности человека / И. П. Ратов. -Минск, 1994. 124 с.
  116. , H.H. Спринт. Нетрадиционные средства тренировки // Лёгкая атлетика. М.: Физкультура и спорт, 1989. — № 12. — С. 3−4 .
  117. , В. С. Олимпийский и годичные циклы тренировки. Теория и практика: учеб. пособие / В. С. Рубин. М.: Советский спорт, 2004. — 136 с.
  118. , B.C. Структура четырехлетнего цикла тренировки квалифицированных спортсменов: лекция / B.C. Рубин. М., 1992. — 36 с.
  119. , И. В. Комплексный контроль в управлении тренировкой легкоатлетов-спринтеров / И. В. Руденко // Физическое воспитание и спортивная тренировка: сб. науч. трудов. Омск: СиБАДИ, 2006. — С. 150 154.
  120. , Б. В. Подготовка бегунов на 400 метров: учебное пособие / Б. В. Рыжков. Челябинск, 1989. — 40 с.
  121. , С.Н. Индивидуально-дифференцированная методика воспитания специальной выносливости у спринтеров 17−19 лет: дис.. канд. пед. наук / С. Н. Сбитный. Брянск, 2009. — 170 с.
  122. , В. Н. Эмпирический и теоретический пути развития теории спортивной тренировки / В. Н. Селуянов // Теория и практика физической культуры. 1998. -№ 3. — С. 46−50.
  123. Сирис, JI.3. Педагогические критерии отбора и прогноза способностей бегунов на короткие дистанции / JI.3. Сирис, П. М. Гайдарска // Прблемы отбора юных спортсменов: сб. науч. тр. М., 1976. — С. 17−24.
  124. , В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов. М.: Академия, 2002. — 576 с.
  125. , А.П. Теория и методика спортивной тренировки: учебное пособие / А. П. Слободян. Краснодар, 1995. — 143 с.
  126. , М.Р. Принцип избирательности режимов циклической нагрузки / М. Р. Смирнов // Теория и практика физ. культуры. 1993. — № 3. -С. 2−6.
  127. , М.Р. Научные концепции беговой нагрузки в легкой атлетике: автореф. дис.. д-ра пед. наук / М. Р. Смирнов. М., 1994. — 43 с.
  128. , Ю.И. Теория и методика оценки и контроля спортивной подготовленности: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Ю. И. Смирнов. М., 1991.-37 с.
  129. Специальная подготовка легкоатлетов-спринтеров: теоретическое обоснование, эксперимент: практ. рекоменд. / под ред. Алабина В. Г. Минск: Высшая школа, 1977. — 75 с.
  130. , В.В. Индивидуализация спортивной тренировки бегунов на средние и длинные дистанции на основе критериев специальной подготовленности: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. В. Стародубцев. -Омск, 1999.-25 с.
  131. , К.Э. Построение индивидуальных комплексов специальных упражнений в подготовке бегунов на короткие дистанции высокой квалификации: автореф. дис.. канд. пед. наук / К. Э. Столяр. М., 1996.-23 с.
  132. , Ф.П. Современная система спортивной подготовки / Ф. П. Суслов, В. Л. Сыч, Б. Н. Шустин. М.: СААМ, 1995. — 448 с.
  133. , Б. Многолетняя подготовка спринтера / Б. Табачник // Легкая атлетика. 1981. -N3. — С. 6−9.
  134. , Б. Специализация или универсализм? Специализация! // Легкая атлетика. 1985. -N 10. — С. 4−5.
  135. , Е. Энциклопедия физических упражнений: пер. с польск. / Е. Талага. -М.: Физкультура и спорт, 1998.-412 с.
  136. Теория и методика физической культуры: учеб. / под ред. Ю. Ф. Курамшина. М.: Советский спорт, 2003. — 464 с.
  137. Тер-Ованесян, И. Н. Подготовка легкоатлета: современный взгляд / И.Н. Тер-Ованесян. М.: Терра-Спорт, 2000. — 127 с.
  138. , Т.С. Критерии управления многолетней подготовкой квалифицированных спортсменов (циклические виды спорта): дис.. д-ра. пед. наук, в виде науч. докл. / Т. С. Тимакова. М., 1998. — 76 с.
  139. Толковый словарь спортивных терминов / Сост. Ф. П. Суслов, С. М. Вайцеховский. -М.: Физкультура и спорт, 1993. 352 с.
  140. , Г. С. Телосложение и спорт / Г. С. Туманян, Э. Г. Мартиросов. М.: Физкультура и спорт, 1976. — 231 с.
  141. , В.Т. Специальная силовая подготовка на короткие дистанции: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Т. Тураев. М., 1995. — 23 с.
  142. , Р. М. Мышечная сила и основы методики ее воспитания у спортсменов: уч. пособ. / P.M. Тухватулин. Смоленск, 2000. -39 с.
  143. , Х.А. Зависимость результатов бега на короткие дистанции от показателей физических способностей и физического развития: автореф. дис.. канд. пед. наук / Х. А. Унгер. Тарту, 1966. — 39 с.
  144. Унт, И. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Унт. -М: Педагогика, 1990. 192 с.
  145. Управление тренировочным процессом высококвалифицированных спортсменов / В. А. Запорожанов, В. Н. Платонов, B.C. Келлер. Киев: Здоровья, 1985. — 191 с.
  146. Учебник тренера по легкой атлетике / под ред. Л. С. Хоменкова. 2-е изд., перераб., доп. — М.: Физкультура и спорт, 1982. — 479 с.
  147. , А. И. Комплексный педагогический контроль как основа управления тренировочным процессом: учебное пособие / А. И. Федоров, В. Н. Береглазов. Челябинск: УралГАФК, 2001. — 168 с.
  148. Физическая подготовка спринтеров: учеб. пособ. / Е. Е. Аракелян. -М.: ГЦОЛИФК, 1991. 64 с.
  149. , В.П. Бег на короткие дистанции / В. П. Филин. М.: Физкультура и спорт, 1964. — 206 с.
  150. , В.Д. Педагогический контроль структуры специальной беговой подготовленности спринтеров и возможности ее совершенствования: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Д. Фискалов. М., 1984. — 23 с.
  151. Л.Г. Коррекция тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки бегунов на 400 м и 400 м с барьерами: автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. Г. Харитонова. — Омск, 1983. 22 с.
  152. , А.Б. Морфофункциональные особенности опорно-двигательного аппарата / А. Б. Ходос, Е. К. Ермоленко, В. В. Абушкевич. -Краснодар, 1993.- 142 с.
  153. , Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов. М.: Академкнига, 2000. — 476 с.
  154. , Ю.Т. Проблема и методические возможности детерминации режимов силового взаимодействия спортсменов с объектами управляющей предметной среды: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Ю. Т. Черкесов. М., 1993. — 62 с.
  155. , В.Н. Физическая и соматическая изменчивость студентов института физической культуры различных специализаций и квалификации: автореф. дис.. канд. пед. наук /В.Н. Чернова. Малаховка, 2001. -23 с.
  156. , E.H. Индивидуальные нормы физической подготовленности юных бегунов на короткие дистанции на этапеуглубленной спортивной тренировки: автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1997.- 13 с.
  157. , Е.В. Планирование тренировочного процесса бегунов на 400 метров с барьерами на основе динамики специальной подготовленности: дис.. канд. пед. наук / Е. В. Чистякова. СПб., 2001. -146с.
  158. , В. И. Индивидуализация и прогноз в спорте / В. И. Шапошникова. -М.: Физкультура и спорт, 1984. 158 с.
  159. , Т.Н. Специальная выносливость бегунов на короткие дистанции на этапе углубленной специализации: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. Н. Шевченко. М., 1994. — 22 с.
  160. , С.П. Индивидуальная система соревнований в спринтерских дисциплинах и ее взаимосвязь со структурой тренировки / С. П. Шепель. М., 1999. — 25 с.
  161. , М. Использование стабилометрии в спорте / М. Шестаков. M.: ТВТ Дивизион, 2007. — 112 с
  162. , Б. Н. Моделирование в спорте: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Б. Н. Шустин. М., 1995. — 48 с.
  163. , Б. Н. Модельные характеристики соревновательной деятельности / Б. Н. Шустин. М.: СААМ, 1995. — 349 с.
  164. , Л.П. Научно-педагогические основы управления структурой соревновательного упражнения легкоатлетов: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Л. П. Шульгатый. Краснодар, 1999. — 49 с.
  165. , В.Н. Вариативный метод в подготовке спринтеров высокой квалификации: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Н. Щеглов. М., 1993.-23 с.
  166. , H. Н. Комплексный контроль в скоростно-силовых видах легкой атлетики: учебное пособие / H. Н. Щербина. Алма -Ата, 1990. -84с.
  167. , Т. П. Научно-методические основы системы многолетней тренировки в скоростно-силовых видах спорта циклического характера: автореф. дисс.. д-ра. пед. наук / Т. П. Юшкевич. М., 1991. — 48 с.
  168. , Б. Н. Индивидуализация тренировочных нагрузок в зависимости от состояния легкоатлетов спринтеров в годичном цикле / Б. Н. Юшко, И. П. Вилков // Научно — спортивный вестник. — 1987. — № 6. — С. 1416.
  169. В.М. Принципы формирования в организме спортсмена функциональной системы, нацеленной на рекордный результат / В. М. Яковлев // Науч.-атлет, вестник. 2000. — № 3. — С.83−87.
  170. Alexander, M.J.I. The relationship between muscle strength, sprinting kinematics and sprinting speed in elite sprinters / M.J.I. Alexander // Medicine & Science in sports & Exercises. 1998. — Vol.30. — № 5. — P.724−728.
  171. Baker D. Periodization of strength for sports: a review/ Stemght and conditioning coach (Austr.). -N 1 (3). 1993. — p. 15−21.
  172. Bellotti P. A New aspects of the theory and practice of speed development // New studies in athletics. 1990. — Ks 2. — P. 21−25.
  173. Blazevich, A., Jenkins, D. Predicting Sprint running times from isokinetic squat lift test: a regression analysis // Journal of Strength and Conditioning Research. 1998. — № 12. — P. 101−103.
  174. Bompa Т.О. Periodization of strength: The new wave in strength training. -N.Y.: Veritas Publishing Inc., 1995. 279 p.
  175. Cissik, J. Means and methods of speed training // Strength and Conditioning Journal. 2005. -№ 27 (1). — P. 18−25.
  176. Folland, J.P. ACE genotype affects the strength training response / J.P. Folland, K. Hawker, B. Leach // 4-th Annual congress- of the ECSS. Roma, 1999.-P.105.
  177. Kapteyn T.S., Bles W., Njiokiktjien ChJ. et al. Standartization in platform Stabilometiy being a part of posturography// Agressologie, 1983.-N24,1. Vol.7.-P.321−326.
  178. Letzeiter, M., Letzeiter, S. Wettkampfdiagnostik im Sprint // Leichtathletiktraining. 2002. — № 9. — P. 12−17.
  179. Lopez, V. An proach to strength training for sprinters // Track technique. 1991. -P. 3668−3685.
  180. Marchoka, M., Skibinska A. Budowa ciala lehkoatletow-juniorow // Wychowanie fis. Sport. 14, hv. 2, 1970 — s. 39.
  181. Moritz, H. Jetzt ist vor allem Bestandigkeit gefragt // Der Leichtathlet. 1990. -N17. — S.15.
  182. Morgan, W.P. Physical activity and mental // In the Academy Papers Champaign H.K.P. 1994. — P. 132−145.
  183. Nazarov, I. The angiotensin converting enzyme I/D polymorphism in Russia athletics / I. Nazarov, D. Woods, H. Montgomery, O. Schnider, V. Kazakov, N. Tomilin, V. Rogozkin // European Journal of Human Genetics. -2001. -N9. -P.797−801.
  184. Raposo A.V. O treino desportivo. Tendencias metodologicas doterminantes na evolucao dos resultados. Universidade tecnica de Lisboa. — 1998.- 175 p.
  185. Socha, T. Dymorficzme aspekty czasowej siruktury treningu sportowego // Materialy pokonferencyine «Problemy dymorfizmu plciowego w sporcie». AWF, Katowice, 1996. — S. 24−28.
  186. Sozanski, H. Kierowanie jako czynnik optymalizacji trenigu / H. Sozanski, W. Zaporozanow. Warszawa: RCW KFiS, 1993. — 209 s.
  187. Stevens, J. Applied Multivariate Statistics for the Social Sciences, 4th
  188. Ed (Using SAS & SPSS) / J. Stevens. New Jersey: LEA, 2002. — 708 p.
  189. Strausenberg, H. Sportmedizin: Jrundlagen der sportmedizinischen Betrenung. Leipzig: Barth, 1990. -772 p.
  190. Tschiene, P. Die Prioritat des biologishen Aspekts in der Theorie des Trainings // Leistungssport. 1991. -N 6. — S. 5−11.
Заполнить форму текущей работой