Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие выносливости студентов-легкоатлетов в условиях вуза физической культуры Ливии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Они же, в отличие от российских, не имеют опыта предварительной (довузовской) тренировки в течение нескольких лет, а программой вуза в Ливии курс физкультурно-спортивного совершенствования не предусмотрен, поскольку после поступления в институт объём физических нагрузок и без этого велик. Уровень же учебных нормативов предусматривает повышение этих результатов на один или два разряда (в отличие… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
    • 1. 1. Эволюция методов тренировки в беге на средние дистанции
    • 1. 2. Современные аспекты теории тренировки в лёгкой атлетике и практический опыт подготовки ведущих африканских бегунов
  • ГЛАВА 2. ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛИ. ЗАДАЧИ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Обоснование цели и формулировка задач
    • 2. 2. Методика исследования
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
    • 3. 1. Первый этап эксперимента (первый курс обучения)
    • 3. 2. Второй этап эксперимента (второй курс обучения)
    • 3. 3. Обсуждение результатов двухлетнего эксперимента
  • ВЫВОДЫ

Развитие выносливости студентов-легкоатлетов в условиях вуза физической культуры Ливии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В педагогических вузах физкультурно-спортивного профиля Ливии реализуется учебная программа по лёгкой атлетике, основанная на многолетнем опыте преподавания этого вида спорта в других странах. Как базовому виду и дисциплине специализации ей уделяется большое количество времени, сопоставимое с наиболее объёмными программами физкультурных вузов СССР и России 1950;7Огг и до 90-х годов. Количество видов лёгкой атлетики, преподаваемых в Ливии, значительно меньше, и на каждый из них приходится в 2−2,5 раза больше часов. При этом на изучение бега как наиболее простого вида по традиции отводится минимальное время. При адаптации апробированных программ к условиям страны следует учесть несколько специфических факторов: 1) квалификация студентов Ливии, поступающих на специализацию лёгкая атлетика в среднем соответствует по российской классификации уровню третьего юношеского разряда в беге (то есть на два-три разряда ниже, чем у российских абитуриентов — общего курса и легкоатлетов).

Они же, в отличие от российских, не имеют опыта предварительной (довузовской) тренировки в течение нескольких лет, а программой вуза в Ливии курс физкультурно-спортивного совершенствования не предусмотрен, поскольку после поступления в институт объём физических нагрузок и без этого велик. Уровень же учебных нормативов предусматривает повышение этих результатов на один или два разряда (в отличие от российской программы), трудности их выполнения связаны с недостатками не обучения, а тренированности- 2) в отличие от ближайших стран (Алжир, Тунис, Марокко) Ливия не имеет пока столь же успешных достижений в спорте, в частности в легкоатлетическом беге. Традиции соседних стран и физические склонности населения указывают, что как спортивное, так и оздоровительное использование лёгкой атлетики прежде всего связаны с развитием бега- 3) климатические условия (тропический, пустынный климат — наиболее жаркий и сухой в регионе) вынуждает к поиску нетрадиционных способов планирования физической нагрузки (не только в тренировках, но и в практических занятиях по физической культуре в институтах и особенно в профильных вузах) в разные сезоны года — в отличие от имеющих методический опыт стран с умеренным климатом, где наиболее нагрузочная часть программы приходится на конец семестра (май-июнь), что совпадает с наиболее жарким временем года в средиземноморских странах Северной Африки.

В руководстве ИААФ для педагогов по лёгкой атлетике (X. Мюллер, В. Рицдорф, 2000 /65/) содержание обучения по бегу на выносливость отличается от других видов тем, что состоит не в методике обучения движениям, а в овладении методами совершенствования физических качеств средствами бега. Практическое прохождение методов тренировки в учебных занятиях не изучалось в комплексных научных исследованиях с точки зрения его влияния ак на спортивную, так и на педагогическую подготовленность будущих специалистов по лёгкой атлетике.

Выбор темы исследования обоснован и актуален также универсальностью применения методов развития выносливости как главного звена теории спортивной тренировки в большинстве видов спорта, а также и как основного фактора уровня общей физической подготовленности людей (то есть во всех возможных — спортивных, оздоровительных и образовательных — сферах профессиональной деятельности педагога). Независимо от уровня экономики, культуры и спорта разных стран, общепризнанным становится новое понятие персонального здоровья и тренированности человека, измеряемое не количеством освоенных двигательных навыков, а четырьмя критериями функциональной базы работоспособности: сердечно-сосудистой выносливости, мышечной тренированности, гибкости, состава тела при отсутствии повреждений (Л. Майкели, II. Дженкинс, 1997).

Недостаточно исследованы (по сравнению с другими видами спорта) с точки зрения возможности реализации долговременного эффекта тренировочного цикла развития качеств те дисциплины, ведущим фактором результативности в которых является выносливость (Ю. В. Верхошанский /18/).

Цель работы — совершенствование методики преподавания легкоатлетических видов в физкультурном вузе.

Гипотеза. Предполагалось, что применение цикла учебных занятий по практическому освоению средств и методов развития выносливости в специфических условиях страны и данного вуза (климат и уровень подготовленности студентов) окажет положительное влияние на усвоение программы по дисциплине «легкая атлетика».

Предполагалось, что использование в учебном процессе закономерностей тренировочной адаптации (в частности, долговременного отставленного эффекта тренировочного этапа акцентированного развития качеств) обусловит за счёт формирования базы физических качеств, а также длительного повышения работоспособности, более результативное практическое освоение видов лёгкой атлетики.

Включение в учебный процесс практических занятий с тренировочнометодической (а затем с нагрузочно — развивающей) направленностью на качество выносливости — при планировании их в отдельные циклы, приходящиеся на умеренные по климатическим условиям месяцы учебного года и предшествующие циклу обучающе-технических занятий по освоению движений, обеспечит повышение уровня общей физической, специальной спортивной и профессионально-педагогической подготовленности студентовлегкоатлетов.

Объект исследования. Учебно-воспитательный процесс изучения специальной дисциплины по программе высшего профессионального образования в вузе физической культуры Ливии.

Предмет исследования. Обучение бегу на средние дистанции на основе практического освоения методики развития выносливости студентами — легкоатлетами.

Исследования проводились на базе педагогического института города Гарьян на группе студентов-мужчин 18−19 лет специализации «лёгкая атлетика» (20 человек) в процессе их обучения на первом и втором курсах.

В главе 2 описана организация исследований и изложены определяющие её особенности климатических условий города, практических возможностей реализации программы учебных требований и уровня подготовленности студентов. Исходя из реальных условий аппаратурного оснащения базы научных исследований данного вуза, а также особенностей традиционных взглядов на тестирования (в связи с чем, в частности, не применялись показатели, требующие анализа крови), методика исследований включала комплекс информационно — аналитических, медико-биологических и педагогических методов. Использовались методы измерения — физиологических показателей: спирометрия (ЖЕЛ), пульсометрия (ЧСС), измерение АД, велоэргометрические тесты (МПК), антропометрических данных (рост, вес, объём грудной клетки), педагогическое тестирование основных соревновательных (800 и 1500м), смежных соревновательных и зачётных (нормативы по видам лёгкой атлетики, входящим в учебную программу) и контрольных (12-минутный тест Купера, прыжок в длину с места, бег на 40 метров) упражненийэкспертные оценки и протоколирование зачётных уроков по технике и нормативам (по 5-балльной системе) и экзаменационной аттестации по теории и методике лёгкой атлетики, педагогические наблюдения, анкетирование преподавателей и тренеров по лёгкой атлетике, педагогический экспериментаналитические и информационные методы (изучение и анализ литературы и документов) — методы обработки результатов (математическая статистика).

ВЫВОДЫ.

1. Экспериментальное внедрение в «классическую» программу практических занятий по лёгкой атлетике (освоение технических навыков и методики обучения движениям по её видам) элементов тренировки (с изучением 12 методов развития выносливости в беге на средние дистанции) способствовало улучшению функциональных показателей общей работоспособности (ЖЕЛ, МПК, ЧСС, АД), а также результатов в беге (особенно на 800м), достоверно превосходящих показатели студентов, изучавших виды лёгкой атлетики по технико-методическому направлению.

Ф 2. Достигнутые за счёт введения экспериментального этапа практических занятий по методам тренировки бегунов (36 занятий за 3 месяца) более высокие показатели общей работоспособности, а также результаты специальной подготовленности в беге носили характер срочных приспособительных эффектов, однако утрачивающих «посттренировочный» уровень через 13 месяца после окончания занятий тренировочно — методического содержания (за исключением величин ЖЕЛ, ЧСС при максимальной нагрузке и восстановлении).

3. Компенсаторное уменьшение учебных часов, отведённых на изучение других видов легкоатлетической программы, за счёт дополнительных трени.

• ровок в беге, не привело к снижению (как и к повышению) эффективности процесса обучения (по оценкам за технику и сдачу нормативов), указывая на то, что причина ограничения уровня освоения этих видов заключается не в малом для овладения навыками движений количестве часов, а в лимитирующих показателях физической подготовленности.

4. Применение значительных нагрузок (объёму и интенсивности) в тренировочных занятиях, содержащих специфические методы (преимущественно интервальный интенсивный и повторный) в режиме концентрированного 3-месячного этапа тренировки второго года обеспечило достоверный прогресс результатов не сразу, а через 3−5 месяцев после него, высокий уровень которых сохранялся в течение длительного времени — до 5 месяцев после окончания тренировочного цикла Показатели общей работоспособности достигали достоверного прироста раньше — через 1 месяц и удерживались более длительно — до 8 месяцев.

5. В результате учебно-тренировочных занятий второго года эксперимента (с большей степенью специфичности и нагрузочности) прирост достижений в беге на отдельные дистанции оказался более гармоничным — результаты на 800, 1500 м и в теспге Купера — выровнялись относительно друг друга, что обусловлено более стабильными показателями функционального состояния систем аэробной производительности. Прогресс результатов на отдельных дистанциях от 17 до 29% за 2 года свидетельствует о высоких потенциальных способностях начинающих бегунов и эффективном планировании эксперимента.

6. Применение программы тренировочного этапа концентрированной беговой нагрузки в подгруппе студентов-легкоатлетов, не прошедших предварительного методико-тренировочного этапа на первом году обучения, не привело к достоверному приросту результатов в беге за второй год, а также не повлияло на достижение более высоких и стабильных показателей общей подготовленности. Для достижения эффектов долговременного прогресса оптимальным оказалось снижение результатов на 800 и 1500 м к концу тренировочного этапа в пределах 4−5% от исходного.

7. При использовании в учебной программе закономерностей тренировочной адаптации (в частности долговременного отставленного эффекта) оказалось, что оценки за технику выполнения и за спортивные результаты по видам (в том числе и по координационно более сложным, чем пройденные на 1 курсе), были выше, у тех студентов, которые обучались этим видам на фоне длительного повышенного уровня работоспособности, достигнутого в результате двухлетнего практического изучения элементов тренировки.

8. Обеспечение длительного срока достижения и сохранения результатов в беге (в пределах 3−5 месяцев), обусловленное функциональными и структурными перестройками систем с устойчивыми показателями общей работоспособности и выносливости, позволяет планировать спортивную подготовку бегунов в условиях жаркого климата, проводя нагрузочную часть в умеренные по погоде месяцы, а в летнее время поддерживать и дополнять развитие тренированности, периодически используя наиболее интенсивные и наименее объемные нагрузки.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Особые климатические условия и уровень подготовленности студентов, послуживших объектом и предметом исследований, вынудили нас скорректировать учебные программы, основанные на методическом опыте преподавания лёгкой атлетики в передовых странах, имеющих однако иные условия их реализации.

Полученные нами результаты могут быть использованы в практике для дальнейшего совершенствования педагогического процесса в сфере лёгкой атлетики не только в вузах и не только в данном регионе.

Это возможно на основе реализации идей: внедрения в учебный процесс тренировочных уроковиспользования в практическом обучении видам лёгкой атлетики научно обоснованных закономерностей тренировочной адаптациипоследовательного разведения этапов занятий развивающего содержания и этапов уроков обучающей направленности.

Изучение методов тренировки бегунов на практике (12 вариантов по 3 занятия) привело к эффекту повышения результатов в беге и функциональных показателей работоспособности, а также сформировало комплексный след в памяти (двигательной, молекулярной и интеллектуальной), значительно более глубокий, чем создаёт традиционное теоретическое прохождение на лекционных и семинарских занятиях этого материала — важнейшей основы всего содержании специальных знаний и умений, реализуемой в любой профессиональной деятельности в сфере лёгкой атлетики.

После создания такой функциональной и методической базы в первый год обучения рекомендуется спланировать по тому же принципу, схеме и продолжительности в те же сроки второго года цикл полных тренировочных занятий в режиме развития выносливости. Наиболее специфические для средних дистанций прерывные методы интенсивности интервального и повторного бега при таком подборе нагрузки, которая приводит к срочному снижению результатов на 800 и 1500 м в пределах 4−5%, может создать отставленный и долговременный рост результатов на период 3−5 месяцев в пределах 12−13% от исходного. Иная динамика (отсутствие долговременного или отставленного эффекта либо незначительный прирост от 1,5 до 3,5%) наблюдается при нарушении этого оптимума (например, при снижении текущих результатов — на этапе тренировки и сразу по его окончании более чем на 10−14%), а также на самой длинной из средних дистанций (пограничной со стайерскими), эквивалентной пробегаемому расстоянию при тесте Купера.

Менее отставленный во времени (1 месяц после этапа), но более длительный по удержанию (до 8 месяцев) эффект проявляется в росте показателей общей работоспособности. Его следует использовать как фон для более результативного обучения видам в течение следующего семестра.

Введение

в этот цикл — обучающе — методических практических занятий, следующий за этапом тренировочно — развивающего содержания, — трёх — пяти тренировочных уроков в течение 1−1,5 недель целесообразно произвести в фазу наибольшего прироста результатов (в данном случае через 2 месяца после 3-месячного цикла), совмещая его с прохождением методов развития скоростной (спринтерской) выносливости — это даёт дополнительную прибавку к уровню и длительности сохранения результатов в беге на 800 м.

Для практики спорта перспективно использование планирования концентрированного этапа развития выносливости с установкой на долговременный отставленный эффект в тренировке бегунов на средние дистанции, особенно на 800 м и с учётом географических условий разных регионов, а для научно методических исследований перспективна разработка более эффективных методик, обеспечивающих экономичное поддержание достигнутой тренированности. Для сферы профессионального образования в лёгкой атлетике и других специальных дисциплинах имеет смысл развивать идею оперативной и гибкой коррекции учебных программ с учётом динамики текущего состояния общей и специальной готовности абитуриентов вузов физической культуры в данном регионе.

Следует определять оптимальное количество времени для обучения технике на данном уровне качеств, увеличение которого без подъёма физической базы не изменяет уровня оценок за освоение двигательного навыка. Малая эффективность совершенствования техники после овладения её общей схемы лимитируется не методикой преподавания, а физической подготовленностью в большинстве видов гладкого и барьерного бега, прыжков в высоту и длину и, очевидно, метаний. Можно рекомендовать перераспределять учебные часы, изменяя структуру программы прохождения видов по такому же принцип}^.

Показать весь текст

Список литературы

  1. P.M. Эффективность тренировки различной направленности у бегунов на 800 м в подготовительном периоде: Автореф. дис. канд. пед. наук. К, 1974.-23 с.
  2. М.Г. Методика тренировки бегунов на длинные и дистанции в подготовительном периоде в условиях сельской местности: Автореф. дис. канд. пед. наук. О., 1990.-24 с.
  3. Алексеев Г А. Влияние тренировочных нагрузок разной направленности на изменение показателей специальной работоспособности бегунов на средние дистанции: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1981.-22 с.
  4. Э., Канова Р. Тренировка в марафонском беге: Научный подход. -М.: Терра Спорт, 2000.-79 с.
  5. Аулик И В. Как определить тренированность спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 1977.- 101 с.
  6. Бдави Валид А. С Построение учебно-тренировочного процесса на этапе начальной спортивной специализации бегунов на выносливость: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1988.-23 с.
  7. Березова Н.Т.-А. Индивидуальная типовая адаптация к нагрузкам высококвалифицированных бегунов на средние дистанции на предварительном этапе подготовки: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1997.-24 с.
  8. Бобби Найду. Спортивные звёзды Африки: Пер. с англ М.: Физкультура и спорт, 1981.- 104 с.
  9. А.Г. Экспериментальное исследование средств и методов воспитания общей выносливости у юных бегунов: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1980.-24 с.
  10. Ю.Бондарчук А. П. Тренировка легкоатлета:.- Киев: Здоров’я, 1986.- 156с.
  11. П.Бондарчук И. Ю. Круглогодичная тренировка юных бегунов на средние дистанции: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1982.-23 с.
  12. Борилкевич B E. Физическая работоспособность в экстремальных условиях мышечной деятельности.: Изд. ЛГУ, — Л., 1982. 94 с.
  13. З.Борисов Е. П. Экспериментальное обоснование регулирования тренировочной нагрузки бегунов на средние дистанции в процессе многолетней тренировки: Автореф. дис. канд. пед. наук. М. Л979.-23 с.
  14. А. А. Построение тренировки высококвалифицированных бегунов на длинные и сверхдлинные дистанции с учётом временной и климатической адаптации. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1988.-22 с.
  15. Н.М. Исследование состояния сердечно-сосудистой системы у юных бегунов на средние дистанции. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1972.-24 с.
  16. Вашакидзе В В. Исследование основных вопросов тренировки в беге на длинные дистанции в южных районах СССР: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1962.-22 с.
  17. К.М. Методы интервального (прерывистого) упражнения в структуре предсоревновательного этапа тренировки у бегунов на средние дистанции: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1986.-24 с.
  18. Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1988.- 331с.
  19. С.И. Некоторые данные к хронокарте морфофункциональных перестроек под влиянием тренировки. // Теория и практика физической культуры. 2001. — № 8.- С. 32−35.
  20. Волков Н И. Биоэнергетика напряжённой мышечной деятельности человека и способы повышения работоспособности спортсменов: Автореф. дис. докт. биол. наук. М.: НИИНФ, 1990.-101 с.
  21. Ю.А. Комплексная оценка перспективности ведущих юных бегунов на средние и длинные дистанции: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1993.-22 с.
  22. Н.Г. Исследование некоторых путей развития специальной выносливости у юношей старшего возраста в беге на 800 м: Автореф. дис. канд. пед. наук. JI., 1973.-24 с.
  23. Городецкий В В. Экономичность обеспечения предельной мышечной деятельности у спортсменов, тренирующихся на выносливость, и её клиническое значение: Автореф. дис. канд. пед. наук. М. Л983.-24 с.
  24. В.Е. Исследование методики воспитания общей выносливости у юных бегунов на средние дистанции: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Тарту, 1969.-24 с.
  25. В.П., Быков В. А. Технология процесса ускоренного обучения спортивным двигательным действиям (на примере плавания). Н Теория и практика физической культуры. 2001. — № 9, — С. 28−30.
  26. В.Д. Эффективность специальных средств развития выносливости в беге на средние дистанции у женщин: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1981.-24 с.
  27. С. М. Скорость или выносливость? М.: «Физкультура и спорт», 1973, — 208 с.
  28. Н.И. Исследование тренировочных и соревновательных нагрузок в системе подготовки высококвалифицированных бегунов на средние и длинные дистанции: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1976. -24с.
  29. Ф.К. Экспериментальное обоснование методики тренировки бегунов на средние дистанции в условиях жарко-влажного климата Республики Того: Автореф. дис. канд. пед. наук. К., 1979.-23 с.
  30. Его единственный соперник время. (Н.Морсели). // Лёгкая атлетика. -1994.-№ 4.-С. 31−32.
  31. Елфимов И Т. Исследование эффективности различного темпа бега и интервалов отдыха при повторном методе тренировки бегуна на средние дистанции: Автореф. дис. канд. пед. наук. М. 1954.-21.
  32. Л.Н. Зависимость динамики силовых возможностей квалифицированных бегунов на средние дистанции от распределения средств силовой направленности в годичном цикле тренировки: Автореф. дис. канд. пед. наук. К., 1986.-22 с.
  33. А.И. Развитие выносливости в беге на длинные дистанции с использованием критерия «Анаэробный порог» : Автореф. дис. канд. пед. наук. -Л., 1990.-23 с.
  34. Г. Д. Экспериментальное обоснование методики тренировки бегунов на средние дистанции в условиях резко континентального климата: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1971.-23 с.
  35. Ишам Эль Геррудж мечтает о дубле. // Лёгкая атлетика. 2001. — № 3−4. -С. 19.
  36. А. Португальская школа бега взгляд изнутри. // Лёгкая атлетика. -2001.-№ 10−11, — С. 32−34.
  37. А.И. Критерии контроля специальной работоспособности и классификации тренировочных беговых средств стайеров старших разрядов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1981.-24 с.
  38. О. Методы тренировки юношей-бегунов на средние дистанции и влияние этих методов на позднейшие достижения тренируемых: Автореф. дис. канд. пед. наук. Т., 1966.-23 с.
  39. П.Б. Методика подготовки бегунов на средние и длинные дистанции в годовом цикле: Автореф.дис. канд. пед. наук. -Тарту, 1975.-26 с.
  40. П.Б. Основы системы управления тренировочным процессом бегунов высокой квалификации на средние, длинные дистанции и 3000 м с препятствиями: Автореф. дис. докт. пед. наук. -М., 1989.-49с.
  41. Каунсилмен Джеймс Е. Спортивное плавание: Пер. с англ. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 208 с.
  42. ИМ. Исследование эффективности регулирования тренировочных нагрузок юных бегунов на выносливость на основе педагогических и медико-биологических методов: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Т., 1975.-24 с.
  43. Р.К. Экспериментальное исследование подготовки юношей к бегу на средние дистанции: Автореф.дис. канд. пед. наук. -J1., 1962.-24 с.
  44. В.В. Исследование эффективности режимов чередования бега и отдыха в уроках подготовительного периода тренировки: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Л., 1972 24с.
  45. В.Ф. Совершенствование процесса соревновательной подготовки бегунов на 800 м: Автореф. дис. канд. пед. наук.-Л., 1980.-24с.
  46. С.С. Управление подготовкой к соревнованиям бегунов на средние и длинные дистанции: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1981.-24с.
  47. В.Н. Программирование тренировочного процесса высококвалифицированных бегунов на средние, длинные и сверхдлинные дистанции. Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1995, — 48 с.
  48. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта: Пер. с венг. -М.: Радуга, 1982.-399 с.
  49. К. Аэробшса для хорошего самочувствия: Пер. с англ. 2-е изд., доп., перераб. — М.: Физкультура и спорт, 1989. — 224 с.
  50. Кусей Махмуд М. Аль-Кайси. Сравнительная характеристика развития быстроты и выносливости у юных бегунов Советского Союза и Арабских стран: Автореф, дне. канд. пед. наук. -М, 1985.-24 с.
  51. Ле Чонг Хоан. Взаимосвязь средств и методики физической подготовки бегунов на 800 м в круглогодичной тренировке: Автореф. дис. канд. лед. наук. Л., 1982.-24 с.
  52. Лёгкая атлетика за рубежом. Под ред. Кайтмазовой Е. Н. М.: Физкультурам спорт, 1974. — 430 с.
  53. В.Ф. Рациональная структура тренировочных нагрузок юных спортсменов 15−16 лет в беге на средние дистанции: Автореф. дис. канд. пед. наук. М, 1983.-24 с.
  54. М.М. Воспитание выносливости в циклических локомоциях субмаксимальной мощности в процессе многолетней спортивной тренировки: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1979.-24 с.
  55. С.А. Организационно-педагогическая концепция преобразования системы подготовки спортивного резерва на средние и длинные дистанции: Автореф. дис.канд. пед. наук. СПб., 1994.-24 с.
  56. Е.М., Колодий О. В. Тренировка в легкоатлетических метаниях. Учебное пособие. / ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафга.-СПб, 1996, — 98 с.
  57. АН. Развитие выносливости детей школьного возраста и научно-методические основы системы подготовки юных и взрослых спортсменов к бегу на средние и длинные дистанции: Автореф. дис. докт. пед. наук. -М&bdquo- 1990,-51с.
  58. Л., Дженкинс М. Энциклопедия спортивной медицины. СПб.: Издательство «Лань», 1997. — 400 с.
  59. Ш. А. К проблеме варьирования нагрузки и отдыха в методах тренировки (на материале циклических видов спорта): Автореф. дис. канд. пед. наук. М. 1973.-24 с.
  60. Матвеев ЛХЦ Меерсон Ф. З Принципы теории тренировки и современные положения теории адаптации к физическим нагрузкам. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 250 с.
  61. Ф.С. Повышение эффективности подготовки высококвалифицированных бегунов на средние дистанции и распределения средств в годичном цикле: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1987.-24 с.
  62. М.И. Методы контроля тренировочных нагрузок высококвалифицированных бегунов на средние: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Малаховка, 1983.-24 с.
  63. X., Рицдорф В. Бегай! Прыгай! Метай!: Официальное руководство ИААФ по обучению лёгкой атлетике. /Московский региональный Центр развития ИААФ. М., 2000.-191 с.
  64. Е. Б. Концепция воспитания локальной выносливости в циклических видах спорта: Автореф. дис. докт. пед:наук.-М., 1997.-48с.
  65. О.Н. Критерии и пути совершенствования функциональных возможностей бегунов на средние и длинные дистанции в многолетней подготовке: Автореф. дис. канд. пед. наук. M., 199L-24 с.
  66. С.М. Методика развития локальной мышечной выносливости у бегунов на средние дистанции 13−17 лет: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1991 .-24 с.
  67. Платонов В Н. Адаптация в спорте. Киев: Здоров’я, 1988. — 216 с.
  68. В .Я. Исследование методов непрерывного длительного упражнения в подготовке бегунов на средние и длинные дистанции: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1979.-24 с.
  69. А. И. Теоретико-методические основы управления тренировочным процессом в беге на длинные и сверхдлинные дистанции при организации самостоятельных занятий: В форме науч. докл. -М., 1995.-65с.
  70. Пугачёв-Ионов Д. П. Интервальный метод тренировки в беге на средние и длинные дистанции: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1947, — 22 с.
  71. А.С., Борилкевич В. Е., Зорин А. И. Методика управления подготовки бегунов на длинные дистанции: ГДОИФК им. Лесгафта.- Л., 1989.13 с.
  72. Рябинцев Ф. П Экспериментальное исследование построения этапа начальной специализации в беге на средине дистанции: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1978.-24 с.
  73. А.Ф. Исследование эффективности различных режимов интервального метода тренировки в связи с воспитанием специальной выносливости бегунов на средние дистанции: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1973.-24 с.
  74. В.Ф. Индивидуальное управление тренировочной нагрузкой бегунов на средние дистанции: Автореф. дис. канд. пед. наук. Минск, 1997,24 с.
  75. Селуянов В. Н, Подготовка бегуна на средние дистанции. М.: Спорт АкадемПресс, 2001. — 104 с.
  76. М.Р. Научные концепции беговой нагрузки в лёгкой атлетике: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1992 — 48 с.
  77. А.С., Сологуб Е. Б. Физиология. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. М.: Терра- Спорт, Олимпия Пресс, 2001. — 520 с.
  78. В.А. Технологическая концепция формирования профессионально-педагогических умений специалиста по спортивной гимнастике: Автореф. дис. докт. пед. наук. СПб., 2002.- 52 с.
  79. Стародубцев В В. Индивидуализация спортивной тренировки бегунов на средние и длинные дистанции на основе критериев специальной подготовленности: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Омск, 1999.-24 с.
  80. Ф.П. Тренировка в условиях среднегорья как средство повышения спортивного мастерства: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1983. — 47с.
  81. Ф.П. и др. Бег на средние и длинные дистанции. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 176 с.
  82. В.Д. Теоретико-методические основы отбора и спортивной ориентации в видах лёгкой атлетики с преимущественным проявлением выносливости: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1996.- 48 с.
  83. .Н. Экспериментальное исследование эффективности сочетаний методов развития специальной выносливости у бегунов на средние дистанции в подготовительном периоде: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М&bdquo- 1970.-24 с.
  84. . Г. Тренировка бегуна на средние дистанции в основной период (сравнительная характеристика переменного и интервального видов бега): Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1953.-24 с.
  85. А.В. Эффективность тренировки бегунов на средние и длинные дистанции в горах на разных высотах: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1985.-24 с.
  86. Ю.Г. Исследование закономерностей возрастных изменений выносливости и построения многолетней тренировки юных бегунов на средние дистанции: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1975, — 58 с.
  87. Ф. Бег, бег, бег. М.: Физкультура и спорт, 1967. — 375 с.
  88. Ф. Как они тренируются. М.: Физкультура и спорт. 1964−298 с.
  89. С.К. Методика применения специфических средств подготовки на отдельных этапах годичного цикла тренировки бегунов стайеров: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1993.-23 с.
  90. В.В. Дифференциация направленности тренировочных нагрузок при подготовке бегунов на средние дистанции: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1998.-24 с.
  91. Чан-Ван-Нгоан. Совершенствование методики тренировки юных бегунов на средние дистанции на этапах начальной подготовки: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1979.-24 с.
  92. С.С. Режимы тренировочных нагрузок в мезоцикле у спортсменок в беге на средние дистанции: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1985.24 с.
  93. Н.Н. Планирование скоростно-силовой и беговой подготовки у юных бегунов на средние и длинные дистанции в макроцикле: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1992.-24 с.
  94. ЮО.Шаров А. В. Комплексный метод развития выносливости у высококвалифицированных бегунов на длинные дистанции: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1988.-23 с.
  95. Н.Н. Развитие специальной выносливости у бегунов на 200 м в подготовительном периоде тренировки: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Л., 1981.-24 с.
  96. Эль IIIейхли A.M. Особенности подготовки спринтеров подростков 1314 лет в условиях арабских стран: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1988.-24 с.
  97. ЮЗ.Эрдманис Х. А. Исследование эффективности построения тренировки бегунов на средние дистанции с одним и двумя этапами соревнований в годичном цикле: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1975.-24 с.
  98. .Н. Влияние тренировочных режимов и величины нагрузки на развитие скорости бега с скоростной выносливости у бегунов на короткие дистанции: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Д, 1974.-24 с.
  99. A.M. Научно-методические аспекты тренировки бегунов на средние и длинные дистанции. // Теория практика физической культуры. -1996.-№ 4.-С. 21−25.
  100. Юб.Яковлев Н. Н. Живое и среда: Молекулярные и функциональные основы приспособления организма к условиям среды. JI: Наука, 1986. — 175 с.
  101. Ambach W., Blumthaler М., Schorf Т. Increase of biologicaly effect of radiation with altitude/ J.Wild.Med. 1993, Vol.4, № 2, pp. 189−197.
  102. Anderson O. Sleep-don't train-at altitude: son of big bang the or is develops big bag theory and high-altitude bed/Running research news, 1992, vol.8 № 3, pp. 1−8.
  103. Astrand P.O., Rodahi K.M. Textbook of physiology. N.Y. Mc Crow Hill, 1970. 669 p.
  104. Brikei A., Dekkar N. Athletizme. Variables predictivees de la performence. Medicine du Sport, 61,1. 1987.pp. 64−70.
  105. Conconi F., Ferrary M., Ziglio P.Q. et al. Determination of anaerobic threshold by noninvasive field test in runners. J. Appl. Physiolog. 1982, Vol. 52, № 4, pp. 873−896.
  106. Coudert J. Anaerobic performance at altitude/ Int. J/ Sports Med., 1992, Vol. 13, Supple. 1, pp. 82−85.
  107. Davis J.A., Vodak P., Wilmor J.H., Anaerobic threshold and power for three modes of exercises// J.Appl. Physicl. 1976. V.41. N 4 P.544−549.
  108. Davis J.A., Frank M.N., Whipp B.J. Anaerobic threshold alteration caused by endurance training in middle age men // J. Apple Physiol.: Respir. 1979. N 6. P. 1036−1046.
  109. Faulkner J. A., Opitech J. A. Injury to Skeletal Muscle during./ Int. J. Sports Med. 1992, Vol.13, Supple. 1, pp. 160−162.
  110. U6.Hollman W., Hettinger Th. Sportmedezin: Arbeits-und Training sgrundlagen. Stuttgart, 1990.-S.555−571.
  111. Kindermann W., Simon G., Keul J. The significance of the aerobic-anaerobic transition for determination of work load intensities during endurance training // Evr. J. Apple Physiol. 1979. V.42. N 1. P. 25−34.
  112. Leso J. Banc V. Moravec P. Anaerobni prah // Atletika. 1980. N 7. s. 11.
  113. Levine B.D., Stray-Gundersen J.A. Practical Approach to Altitude Training: Where to Live and Train for Optimal Performance Enhancement/ Int. J. Sports Med. 1992, Vol.13, Supple. 1, pp. 209−212.
  114. Lorenz R. Jachmann Ch., Jeschke D. Bevertung von Eisenstoffwechsel -Parametem in der. Sportmedezin/ Praktische Sporttraumatologie und Medezin, 1992, Helt 1. -S.22−27.
  115. Malkin V.B., Gippenreiter E.B. Landukhova N.F. Express adaptation to hypoxia durihg sleep. Abstracts of the Sixth International Hypoxia Symposium.-In: Hypoxia: The Adaptations.Inc., Toronto, 1990, p. 287.
  116. Patton R.W., Heffner K.D. Anaerobic threshold of runners and nonrunners // Med. Sci. Sports. 1979. V. 11. N 1. P.94.
  117. Rivera M., Mets K., Robertson R. Metabolic and perfermance responses to anaerobic treshold and high intensivity training // Med. Sci. Sports. 1980. V. 12. N2. P.125.
  118. Saltin B. Training induced physiological adjustments. Abstract СМ.- Inn: Sport et Montagne. Congres Scientifique International Chamonix 2−4 Fevrier 1992. -p.32.
  119. X26.Stegman V., Kindermann W. Bestimmung der individuellen anaeroben Schwelle bei untershiedlich aufground des Verhaltens der Lactatkinetik der Arbeits und Erhohlungraphase I I Deutsche Zeitschrift Fur Sportmedizin. 1981. N 8. S. 213−216,218−221.
  120. Terrados N. Altitude Training and Muscular Metabolism/ Int. J. Sports Med. 1992, Vol.13, Supple. 1, S 206−209.
  121. Trouquet J. La natation Japonaise vue par. Natation. 1990. N1038, p.22−24.
  122. Voigt-Mallmann B. Wolf W.-V. Die Beeinflussung der Erythropoese durch Training in «mittleren Hohen». In: Sport und Medicin Pro und Contra. Munchen, 1991, — S. 843−846.
  123. Абу-Алука Абдул Фатах. Спортивная физиология. Каир, 1984.
  124. Абу -Алука Абдул Фатах. Биология и спорт. Каир, 1985.
  125. Абу-Алука Абдул Фатах. Основы спортивной физиологии. Каир, 1993.
  126. Адик Мохамед рушди. Спортивная тренировка.-Триполи. 1994.
  127. Али Албиг, Ахмед хатир. Методика измерения в спорте. Каир, 1978.
  128. Али Алфантури. Международные правила по лёгкой атлетике. Триполи, 1997.
  129. Али Бин Салех. Основы спортивной тренировки. Триполи, 1997.
  130. Амал Жемал. Исследование влияния физической программы на состав крови. Каир, 1989.
  131. Амал Мухамед. Исследование влияния физической программы на некоторые физиологические особенности. Каир, 1989.
  132. Ахмед Амор Алаха Основы спортивной тренировки. Каир, 1997.
  133. Ибрагим Ал Басри. Спортивная медицина Ирак. Мусил, 1984.
  134. Ибрагим Салама Тестирование в спорте. Каир, 1980.
  135. Муайед Хадид Абдурахман. Использование средств аэробной направленности в повышении эффективности обучения легкоатлетическим упражнениям: Автореф. дис. канд. пед. наук,-СПб, 2001.- 21 с.
  136. Муфт Ибрагим. Современная спортивная тренировка. Каир, 1998.
  137. Мохамед Насир Алдан. Методика измерения физической нагрузки. Каир, 1998.
  138. Набила Абдул-Лаха. Исследование предсоревнователыюй спортивной программы и её влияние на дыхательные системы. Каир, 1990.
  139. Салим Хасан Салим. Влияние средней и максимальной мощности тренировки на развитие выносливости. Каир, 1992.
  140. Фатни Абатал. Влияние средней и высокой интенсивности на бегунов. Каир, 1984.
  141. Ханафи Махмуд. Основы управления программой спортивной тренировки. Каир, 1984.
Заполнить форму текущей работой