Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Физическая подготовка детей с диагнозом ДЦП с применением тренажерных устройств и «Тренажера Гросса»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В дальнейшем, в процессе прохождения ребенком физкультурно-оздоровительного курса возникает усиливающаяся необходимость общения данного ребенка с другим детьми. Поэтому наряду с индивидуальным методом определенное значение приобретает индивидуально-групповой метод занятий (при наполняемости группы до 3−6 детей). Педагог (методист) по-прежнему должен уделять достаточное внимания каждому ребенку… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
    • 1. 1. Проблема патологии детского церебрального паралича
    • 1. 2. Клинические формы детского церебрального паралича
  • Ф
    • 1. 3. Механизмы формирования двигательной активности у детей
    • 1. 4. Методы и методические приемы, используемые в проведении физкультурно-оздоровительных занятиях детей с диагнозом
    • 1. 5. Использование тренажерных устройств в физической реабилитации детей с различными врожденными и приобретенными заболеваниями опорно-двигательной системы

Физическая подготовка детей с диагнозом ДЦП с применением тренажерных устройств и «Тренажера Гросса» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Физическое развитие детей с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП) является одной из важных, сложных и вместе с тем, не в полной мере разрешенных проблем, так как с каждым годом увеличивается число детей с врожденными или приобретенными в первые дни и месяцы жизни формами нарушений опорно-двигательного аппарата (НОДА) и не только в России, но и во всем мире. Специфика названной проблемы связана в основном с ограничением возможностей реализации широкого спектра двигательной активности у детей с диагнозом ДЦП.

Анализ данной проблемы выявил следующее: в настоящее время дети часто испытывают двигательный дефицит, что отрицательно влияет на их развитие.

Нормальному развитию ребенка присуща очень большая потребность в движениях. Поэтому, когда он начинает ползать, ходить, лазать, прыгать, каждое движение приносит ему удовольствие. Дети, лишенные возможности двигаться, становятся наоборот — вялыми, апатичными, раздражительными.

Нарушения функций опорно-двигательного аппарата у детей с диагнозом ДЦП в большинстве своем проявляются в снижении работоспособности верхних конечностей, опорной функции нижних конечностей, ограничении статокинетических возможностей позвоночника, что резко ограничивает бытовые возможности больного и затрудняет его социальную адаптацию.

Поэтому основной задачей при физическом развитии детей с ДЦП является ускорение восстановительных процессов и предотвращение или уменьшение опасности инвалидности. Нельзя обеспечить физическое и функциональное развитие, если игнорировать естественное стремление организма к движению. Вот почему физкультурно-оздоровительные занятия должны стать основным звеном в повышении физической подготовленности детей с диагнозом ДЦП.

Однако одной из наиболее сложных проблем является разработка средств и методов двигательной активности для детей с диагнозом ДЦП, так как методы и средства физического развития детей-инвалидов основываются на специфике заболевания и исходного состояния организма больного. Рекомендуемые в специальной литературе комплексы физических упражнений реабилитационной направленности выполняются больными детьми только в положении лежа или сидя и подбираются, главным образом, без учета резервных возможностей занимающихся, что значительно увеличивает сроки восстановления. В положении стоя — только теми, которые в той или иной мере совершают шаговые движения. Дети, не удерживающие по разным причинам вертикальную позу без посторонней помощи, практически не выполняют рекомендуемые упражнения. Вместе с тем, ведущие ученые и специалисты считают, что помимо анатомических нарушений, причиной возникновения и, что особенно важно, усугубления нарушения опорно-двигательного аппарата является длительная акинезия, связанная с иммобилизацией конечностей, постельным режимом и вызывающая вторичные изменения в тканях [А.П.Тамбиева, 1964, Д. Е. Альперн, 1965, П. К. Анохин, 1968, И. П. Антонов, Г. Г. Шанько, 1975, И. С. Перхурова, В. М. Лузинович, Е. Г. Сологубов, 1996]. Особое место в формировании вторичных негативных изменений в опорно-двигательном аппарате (ОДА) занимает отсутствие способности поддерживать вертикальную позу у детей с НОДА, что по мнению ряда авторов лимитирует формирование естественных статокинетических рефлексов и развитие движений ребенка на самых ранних стадиях развития [И.А.Арямов, 1953, С. А. Бортфельд, 1971, А. С. Батуев, 1975, и др.].

Поэтому для детей с диагнозом ДЦП первостепенную роль играет принятие естественной вертикальной позы, т.к. способность сохранять вертикальное положение — одно из важнейших условий физического и социального развития.

Современные методы двигательного развития многообразны, различаются теоретическими посылками, частными позициями, но предполагают соблюдение основных принципов реабилитации [К.ВоЬаЛ, 1960, Н. КаЬаг, 1960, К. А. Семенова, 1968, С. А. Бортфельд, 1971,.

А.Е.Штеренгерц, 1972, \^У.РИе1р8, 1975]. Однако, очень мало из существующих методов основывается на использовании вертикального положения тела ребенка, с применением тренажерных устройств, в качестве базовой позиции с регуляцией нагрузки на ОДА для выполнения последующих активных упражнений и движений, что, безусловно затрудняет процесс физической подготовленности и значительно снижает его эффективность.

Возможности двигательной активности могут в значительной степени расширяться, благодаря внедрению методических приемов и использованию в широком обьеме тренажерных устройств, применявшихся при подготовке высококвалифицированных спортсменов. Особое значение в этом плане приобретает формирование двигательной активности у детей, поскольку умение осуществлять тонко координированные движения, ходьбу и другие виды локомоций в значительной степени определяется способностью длительное время удерживать определенную позу. Восстановление же нормальных или близких к ним локомоторных функций зависит от того, насколько рано начат процесс развития.

Разработка усовершенствованных методов физической подготовки и внедрение тренажерных устройств с использованием преимущественно активных физических упражнений, повысит эффективность развития не только двигательных навыков, но и другие качества, необходимые в повседневной жизни, что и определяет актуальность нашего исследования.

Объект исследования: содержание и направленность физкультурно-оздоровительных занятий с использованием тренажерных устройств, для физической подготовки детей с диагнозом ДЦП.

Предмет исследования: методика формирования и развития основных двигательных навыков, основанных на применении тренажерных устройств, для повышения физической подготовленности детей с диагнозом ДЦП.

Цель исследования: повышение эффективности физической подготовки детей с диагнозом ДЦП разной степени тяжести при помощи разработанной комплексной методики, основанной на применении тренажерных устройств и «Тренажера Гросса».

Рабочая гипотеза. Комплексная программа физической подготовки, с применением тренажерных устройств, обеспечивающая формирование и развитие основных онтогенетических двигательных навыков, повысит физическую подготовленность детей с диагнозом ДЦП.

Выбранные методы исследования позволят разработать комплексную научно и экспериментально обоснованную систему физических упражнений с применением тренажерных устройств, для более эффективной физической подготовки детей с ДЦП.

Научная новизна.

1. Выявлены особенности отставания в двигательном развитии детей с диагнозом ДЦП в зависимости от характера патологии и социальных условий жизни ребенка.

2. Разработана программа «педагог-ребенок-родитель» для проведения занятий с детьми-инвалидами в домашних условиях. Разработаны комплексы упражнений, направленные на коррекцию и развитие отстающих двигательных навыков и навыков самообслуживания у детей с диагнозом ДЦП.

3. Разработана и научно обоснована комплексная программа физической подготовки детей с диагнозом ДЦП разной степени тяжести, основанная на применении тренажерных устройств и «Тренажера Гросса», включающая в себя адаптированные комплексы физических упражнений, позволяющие обеспечивать самостоятельное совершение всех двигательных актов с максимальной эффективностью, формируя и развивая нарушенные двигательные возможности ребенка.

Теоретическая значимость: заключается в разработке научно-обоснованной программы по повышению физической подготовленности детей с диагнозом ДЦП в условиях реабилитационных центров, специальных (коррекционных) школ и в домашних условиях. Исходя из патологических особенностей обследуемого контингента нами расширено понимание исследования специальных методов обучения с использованием тренажерных устройств, позволяющих более полно развивать двигательную сферу детей с диагнозом ДЦП, что вносит значительный вклад в теорию оздоровительной и адаптивной физической культуры.

Практическая значимость. Представленная в работе методика с применением тренажерных устройств и «Тренажера Гросса» открывает новые возможности практической работы в условиях стационарных лечебных центров и в домашних условиях. Разработанная методика позволяет адекватно оценивать исходный уровень двигательных возможностей и создавать оптимальные условия для максимально полного формирования и развития двигательных навыков и качеств у детей с ДЦП при минимальных неполезных затратах времени и труда со стороны методистов в процессе физкультурно-оздоровительных занятий.

Положения, выносимые на защиту:

1. Оценка уровня двигательных возможностей детей с диагнозом ДЦП является необходимым элементом для разработки комплексной программы и физической подготовленности данной категории детей, а также является исходным звеном для обоснования применения отдельных элементов методики для коррекции двигательных навыков.

2. Комплекс физических упражнений корригирующей направленности по программе «педагог — ребенок — родитель», способствующий развитию двигательных навыков детей с диагнозом ДЦП в домашних условиях.

3. Результаты повышения эффективности физической подготовки детей с диагнозом ДЦП по разработанной методике, базирующейся на применении тренажерных устройств и «Тренажера Гросса», представляющей единый комплекс адаптированных физических упражнений, выполняемых в тренировочном зале и в домашних условиях.

ВЫВОДЫ.

1. Положенное в основу нашего исследования определение исходного уровня двигательных возможностей детей с ДЦП позволило выделить детей, отличающихся различными двигательными возможностями детей способных ходить, умеющих совершать локомоторные действия, но не координированных в движениях и детей (со средней степенью тяжести двигательных нарушений), имеющих удерживать позы, возможность сидеть, но не умеющих ходить.

2. Исследования двигательных возможностей детей с диагнозом ДЦП позволило определить, что дети в экспериментальной и контрольной группах имеют значительную задержку в становлении локомоций и статики (по тесту ТЬгошЫу имеет оценку в 85−89 баллов из 145), из них не удерживают позы 20−27%, владеют своим телом с поддержкой 25 и 32% соответственно, могут самостоятельно принимать и некоторое время удерживать позу 46,5% в экспериментальной группе и 47,4% в контрольной.

3. Разработанная методика физкультурно-оздоровительных занятий с применением тренажерных устройств позволила стимулировать функции ослабленных мышц за счет повышенной двигательной активности улучшить управление основными двигательными навыками у детей экспериментальной группы на 12,5%, в контрольной на 6,6%.

4. Разработанная анкета для родителей позволила определить отношение родителей к физкультурно-оздоровительным занятиям их детей. Выявлено, что 41% родителей не считают нужным дополнительно заниматься физическими упражнениями с детьми дома и регулярно информировать педагога об успехах ребенка. 37% родителей не верят в то, что физические упражнения помогают развивать мышление, внимание, память.

5. Сравнение результатов анкетирования родителей экспериментальной и контрольной групп, до и после проведения эксперимента, показало, что мнение родителей детей экспериментальной группы оказалось достоверно (р<0,05) по всем трём возможным ответам (не уверенданет) на вопросы в отличие от контрольной группы, где различие между сравниваемыми ответами недостоверно (р<0,05). Можно заключить, что занятия в экспериментальной группе, где применялась программа «педагог — ребёнокродитель» были эффективнее, чем в контрольной группе, занимавшаяся по обычной программе. Это подтверждается и большим количеством ответов «Да» на вопросы анкеты после эксперимента в отличие от контрольной группы.

6. Применение в занятиях тренажерных устройств позволило увеличить мышечную силу кисти. Показатели динамометрии силы кисти левой руки у детей ЭГ после занятий увеличились на 3 кг, а правой на 3,5, в кг на 1,4 и 1,7 соответственно. Результаты тестирования свидетельствуют о том, что функции мышечной силы кисти данной группы детей-инвалидов медленно приближаются к показателям нормы.

7. Разработанные оптимальные показатели двигательных режимов с применением «Тренажера Гросса» позволили эффективно проводить физкультурно-оздоровительные занятия с применением тренажерных устройств и передвигаться в естественном вертикальном положении тела. Разработанная методика позволила укрепить опороспособность детей при различных передвижениях в пространстве. Облегчение нагрузки на ОДА в ходьбе после проведения занятий сократилось на 23,7%, в ходьбе на коленках на 15%. В контрольной группе разгрузка, НО ДА сократилась в ходьбе на 7,2%, в ходьбе на коленках на 8% .

8.По результатам биомеханического тестирования, разработанная программа методических приемов коррекции ходьбы подтвердила высокий уровень оптимальной реализации двигательных возможностей детей с диагнозом ДЦП и позволила достичь положительной динамики в схеме движения при ходьбе. Наиболее выраженные сдвиги в двигательной активности отмечаются у детей, умеющих принимать и удерживать позы, но неспособных самостоятельно ходить. Анализ схемы движения при ходьбе у детей с диагнозом ДЦП выявил, что до эксперимента у детей ЭГ наклоны звеньев стопы, голени, бедра при ходьбе не были похожи на маховое движение ноги. После эксперимента стопа начала раньше поднимать носок. Форма кривой изменения наклона бедра стала приближаться к типу движения здоровой ноги, тоже можно сказать и о движении голени, у всех испытуемых детей удалось существенно изменить технику переноса маховой ноги, приблизить перенос больной ноги к норме.

9.Разработанная и апробированная методика физкультурно-оздоровительных занятий, включающая в себя адаптированные комплексы физических упражнений с использованием тренажерных устройств, показала высокую эффективность в процессе формирования и развития двигательных возможностей и повышения физической подготовленности детей с диагнозом ДЦП. Разработанные практические рекомендации для использования данной методики в специализированных детских учреждениях и в домашних условиях позволят сократить сроки физической реабилитации и социальной интеграции детей с детским церебральным параличом.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Комплексы физических упражнений и методические советы, как эти упражнения с ребенком проводить.

Методическое обеспечение физической подготовки детей с диагнозом ДЦП, должно основываться на следующих принципиальных положениях.

1. На начальных этапах физической подготовки с маленькими детьми (ранний и младший дошкольный возраст), а также в случае тяжелой степени двигательных нарушений наиболее эффективным следует признать индивидуальный метод взаимодействия с ребенком, поскольку именно в этих ситуациях он наиболее беспомощен и максимально зависит от окружающих его взрослых.

2. В дальнейшем, в процессе прохождения ребенком физкультурно-оздоровительного курса возникает усиливающаяся необходимость общения данного ребенка с другим детьми. Поэтому наряду с индивидуальным методом определенное значение приобретает индивидуально-групповой метод занятий (при наполняемости группы до 3−6 детей). Педагог (методист) по-прежнему должен уделять достаточное внимания каждому ребенку, однако при этом не игнорируя групповых двигательных взаимоотношений остальных детей. В этом плане целесообразно применение метода «однородной группы», когда дети подбираются в относительно сходные подгруппы по форме ДЦП, степени тяжести двигательных нарушений, развития, сопутствующим синдромам, возрасту и т. д.

3. Дальнейшая социализация ребенка вызывает необходимость усиления группового метода при организации коррекционно-восстановительного процесса. Однако и здесь индивидуализированный подход к ребенку сохраняет свое значение, а потому целесообразно говорить о коллективно-индивидуализированном методе работы с детьми, число которых находится в пределах 7−12 человек.

При диагнозе ДЦП физкультурно-оздоровительные занятия направлены в первую очередь на борьбу с последствиями задерживающего влияния ранних тонических рефлексов, патологических синергии, синкенезий и замещений, а также на нормализацию деятельности афферентных систем (проприорецепции, тактильной чувствительности).

На занятиях, при выполнении упражнений следует принимать во внимание ряд факторов, которые влияют на величину нагрузки, увеличивая или уменьшая ее:

1. Исходные положения лежа, сидя — облегчают нагрузку, стояувеличивают.

2. Включение небольших мышечных групп (стопы, кисти) — уменьшает нагрузку, упражнения для крупных мышц — увеличивает.

2.1. Увеличение числа повторений увеличивает нагрузку.

2.2. Темп упражнений должен быть адекватен функциональному состоянию больного ребенка.

2.3. Ритмическое выполнение упражнения облегчает нагрузку.

3. Требования точности выполнения упражнений увеличивает нагрузку, в дальнейшем при выработке автоматизма — уменьшает.

Примерный комплекс упражнений для развития подвижности кисти рук и стопы при выполнении в домашних условиях (рис. 38,39).

Рис. 38. Упражнения для развития подвижности кисти у детей с диагнозом ДЦП.

Рис. 39. Упражнения для развития подвижности стопы у детей с диагнозом ДЦП.

Комплекс упражнения для формирования умения самостоятельно садиться.

1. И. п. лежа спиной на большом мяче: методист фиксирует бедра ребенка, стимулируя тем самым переход из положения сидя через поворот туловища и опору на предплечья.

2. И. п. лежа на спине: методист протягивает в одну руку ребенку предмет и после его захвата кистью производит тягу по диагонали в противоположную сторону, вызывая этим поворот туловища, опору на противоположную руку с последующим переходом в положение сидя.

3. И. п. лежа на спине: методист тянет ребенка вперед-вверх за обе руки, фиксируя при этом ноги — подразумеваются дальнейшие самостоятельные попытки ребенка сесть.

4. И. п. лежа на спине на большом мяче (валике), ноги фиксированы: качательными движениями вперед-назад методист помогает ребенку перейти в положение сидя.

5. И. п. лежа спиной на большом мяче: методист захватывает ноги ребенка за лодыжки и выполняет небольшие покачивания в различных направлениях, вызывая у ребенка соответствующие реакции выпрямления и равновесия.

6. И. п. лежа на спине: методист наклоняет голову ребенка и поворачивает ее в сторону, вызывая тем самым соответствующий поворот туловища, опору на руку и дальнейший переход в положение сидя.

7. И. п. лежа на спине поперек надувного бревна или валика в районе поясницы: методист прижимает бедра ребенка ягодицами к полу, стимулируя его переход в положение сидя. При необходимости методист выполняет также тягу ребенка за руку.

8. И. п. сидя на стульчике на возвышении, опора ногами на наклонную доску, на которой лежит матрасик, препятствующий скатыванию игрушек вниз. Ребенок должен самостоятельно доставать игрушки и передавать их взрослому, страхующему ребенка сбоку. По мере выполнения упражнения матрасик с игрушками перемещается вниз, создавая тем самым дополнительные трудности для ребенка, вынужденного делать более глубокий наклон.

9. И. п. сидя верхом на валике (барабане), ноги врозь (как на лошадке): доставание руками игрушек (кубиков, шариков, камешков и др.), лежащих на полу с одной стороны от валика, и перекладывание их на другую сторону.

10. Из того же исходного положения — сохранять устойчивую позу сидя при наклонах валика вперед за счет выпрямления туловища и подачи его назад.

11. И. п. лежа животом на большом надувном мяче, методист фиксирует ноги и туловище в районе поясницы: ребенок собирает игрушки, разложенные перед ним на полу, приподнимается, разгибает туловище и складывает их в мешочек, который методист удерживает на определенной высоте.

12 И.п. сидя на ступеньке (скамейке) поднять сначала одну, а затем обе руки вверх (можно при этом потряхивать кистями по типу летящей бабочки) — при этом ребенок стремится сохранить устойчивое положение сидя.

13. Это же упражнение, но в руках у ребенка теперь находятся мешочки с грузом (от 300 г до 1 кг).

14. И. п. сидя на стульчике (спина прижата к спинке): метание мяча (сначала обычного, а затем утяжеленного) двумя руками из-за головы.

15. То же, но с чередованием метаний легкого и утяжеленного мячей.

16. И. п. сидя на стульчике (скамейке): метание мяча (сначала легкого, а затем утяжеленного) с левой и с правой стороны с сохранением устойчивого положения сидя после броска.

17. Все перечисленные упражнения выполнить на качающейся доске.

18. И. п. сидя на стуле на подвижной доске: сохранять устойчивое положение при раскачивании доски во всех плоскостях.

19. То же, но ноги ребенка фиксируют к ножкам стула при помощи эластичных бинтов (жгутов).

20. Сохранение устойчивого положения сидя на вращающемся стуле, установленном при помощи подставки на диске «Здоровье».

21.Перечисленные выше упражнения можно выполнять без зрительного контроля (для этого применяется эластичная повязка на глаза).

Комплекс упражнения для формирования шаговых движений.

1. И. п. стоя на коленях на гладкой (скользящей) опоре, ребенок держится двумя руками за гимнастическую палку, расположенную по направлению от него: методист производит плавную тягу ребенка за палку, стимулируя формирование шаговых (ступающих) движений на коленях.

2. И. п. стоя на коленях на специальной площадке с параллельными рейками: методист производит тягу ребенка за руки по направлению, перпендикулярному рейкам, вызывая тем самым предохранительные приподнимания ног и формируя элементы шаговых движений.

3. И. п. стоя на коленях, держась руками за горизонтальный шест, расположенный между ног на небольшой высоте (4−7 см): методист поворачивает шест по часовой (или против) стрелке, вызывая компенсирующие шаговые движения.

4. И. п. на коленях, упор руками на расположенную перед ребенком поперечную трубку или палку, удерживаемую методистом, который перемещает ее вперед, стимулируя тем самым шаговые движения ногами.

5. И. п. стоя на коленях, упор руками на гимнастическую палку (надувной круг), расположенную перед ребенком: методист оттягивает палку от ребенка, стимулируя его передвижение на голенях вперед, подтягивая палку на ребенка, можно вызывать его переступание назад, а разворотом палки по часовой стрелке (или против) боковые приставные шаги.

6. И. п. стоя на коленях, опора руками на валик (бочонок): сохраняя ручную опору и перекатывая ладонями валик, ребенок передвигается шажками следом за ним.

7. И. п. сидя на пятках, руки на валике, стоящем перед ребенком: методист накладывает свои ладони на ладони ребенка и, прижимая их, поворачивает валик вперед, вызывая тем самым выпрямление ног ребенка, его подъем на колени. Это упражнение можно проделывать и в обратную сторону.

8. И. п. сидя на пятках, хват руками за поперечную трубку (палку), которую держит перед ребенком методист: производя тягу трубки впередвверх, выводить ребенка в положение стоя на коленях с последующим возвращением в исходное положение.

9. И. п. сидя на пятках, руки вверху впереди захватывают два параллельных шеста, которые удерживают двое взрослых: перемещением шестов вперед-назад методист добивается принятия ребенком положения стоя на коленях (а также перемещения на коленях).

Комплекс упражнений для формирования умения самостоятельно стоять.

1. И. п. стоя: руки лежат ладонями на опоре на уровне пояса.

2. И. п. стоя: руки захватывают рейку гимнастической лестницы на уровне груди.

3. И. п. стоя у ступенчатой опоры, ребенок прижимается к ней животом: руками производить манипуляцию с игрушками (взять, положить, подвинуть, переложить из руки в руку, бросить, попытаться поднять и др.).

4. И. п. стоя в манеже, руки захватывают поручень: раскачивания в стороны с переносом тяжести тела сначала на одну, затем на другую ногу.

5. И. п. стоя у стеллажа, на полках которого на различной высоте расставлены игрушки, руки на опоре: ребенок пытается достать игрушку, отрывая одну руку от опоры и приподнимаясь вверх на носках.

6. И. п. стоя у низкого столика (тумбочки), руки на опоре, игрушки разложить рядом на ковре: ребенок должен поднять и сложить все игрушки на стол.

7. И. п. стоя в манеже (или у поручня), руки на опоре: методист держит в руке подвешенную игрушку и предлагает ее ребенку в процессе игр: «ну-ка, возьми!», «достань, дотянись!», «отними у меня!» и др.

8. И. п. стоя, одна нога впереди, другая сзади, между ними небольшой валик: сохранение устойчивого положения в данной позе, то же уровне колен ребенка подвешен мяч: ребенок пытается футболить мяч. оставаясь при этом на одной ноге.

9. И. п. стоя на подвижной доске, хват руками за поручень: методист изменяет наклон Доски, выполняет раскачивание — ребенок старается сохранить равновесие посредством изменения положения туловища и переноса тяжести тела.

10. И. п. стоя ногами на продольной качалке, хват руками за поручень на уровне груди: перенос тяжести тела с пятки на носок и выполнение переката на качалке.

11. И. п. стоя ногами на сферической качалке, хват руками за поручень: перенос тяжести тела вперед-назад и с ноги на ногу, выполняя качательные движения.

Упражнения для формирования умения вставать на ноги.

1. И.п. сидя на корточках методист поддерживает ребенка подмышки-пассивное выпрямление ребенка в положение стоя с поддержкой.

2. И.п. сидя на наклонной доске у гимнастической лестницы: методист (сначала плавно, а затем толчкообразно) увеличивает угол наклона, стимулируя перенос тяжести тела на стопы с последующим вставанием (при этом выполняется хват руками за рейку лестницы).

3. И.п. сидя на прыгающей доске, ноги на опоре: методист покачивающими движениями сверху вниз — вперед создает условия для перехода ребенка в вертикальное положение.

4. И.п. сидя на ступеньке (стульчике и др.), хват двумя руками за гимнастическую палку: методист тянет палку вперед-вверх, содействуя переходу ребенка в вертикальное положение стоя на ногах.

5. И.п. лежа животом на большом мяче (валике), ноги на опоре: после серии легких качательных движений вперед-назад методист фиксирует мяч (валик) в определенном положении — предполагается, что ребенок попытается встать на ноги, отталкиваясь руками от мяча (валика).

6. И.п. стоя на опоре: методист поддерживает ребенка за туловище, слегка приподнимая и опуская его — это вызывает у ребенка рефлекторное сгибание-разгибание ног («пружинка»).

7. И.п. стоя на эластичной поверхности батута, хват двумя руками за руки методиста или рейку лестницы: выполнение (самостоятельно или с легкой помощью методиста) подпрыгивающих движений на двух ногах.

8. И.п. стоя на коленях, хват руками за рейку лестницы на уровне груди: перехватом рук за более высокие рейки с последующим подтягиванием (или легким подталкиванием ребенка в область ягодиц) достигается переход в положение стоя.

9. И.п. сидя в полукруглой сфере, хват двумя руками за поперечную перекладину: методист покачивает сферу в переднезаднем направлении с задержкой в положении наклона вперед, стимулируя этим переход ребенка в положение стоя с поддержкой.

10. И.п. сидя на челночных качелях, ноги на ступеньке-опоре, руки захватывают поручень: равномерным раскачиванием качелей методист содействует попыткам вставания ребенка (или перенесению тяжести тела на ноги).

11. И.п. сидя на ступеньке, методист протягивает в руки ребенку две деревянные палочки (в каждую ладонь по одной): выполняя тягу за палочки, добивается вставания ребенка на прямые ноги.

12. То же упражнение, только тяга выполняется преимущественно за одну палочку или с чередованием натяжения то одной, то другой палочки.

13. То же упражнение, только ребенок захватывает двумя руками толстую веревку: регулируя натяжение веревки, можно упражнять ребенка во вставании. Более сложный вариант упражнения — с резиновым жгутом (натяжение которого постоянно меняется).

14. И.п. сидя на корточках, хват руками за натянутый поперек зала (комнаты) эластичный жгутпринятие положения стоя с последующим приседанием и т. д.

Упражнения для формирования самостоятельной ходьбы.

1. И. п. — основная стойка, методист удерживает ребенка спереди за руки, на полу лежит лестница с горизонтальными поперечными рейками: методист легко тянет ребенка вперед вдоль лестницы, стимулируя вынос вперед и перенос через рейку маховой ноги.

2. И. п. — основная стойка, методист держит ребенка за туловище сзади двумя руками: подталкиванием ребенка вперед достигается формирование шаговых движений через лежащие на полу гимнастические палки.

3. И. п. — основная стойка, захват двумя руками трубки (гимнастической палки), удерживаемой методистом, к середине которой подвешен на шнуре мяч (примерно на высоте середины голени ребенка): методист ведет ребенка вперед, добиваясь того, чтобы он стал самостоятельно футболить мяч левой и правой ногами.

4. И. п. сидя на велостанке, стопы фиксированы на педалях ремнями: методист выполняет сначала пассивное педалирование, постепенно формируя самостоятельные поочередные движения ногами ребенка.

5. И. п. — основная стойка, методист сзади поддерживает ребенка руками под мышки, рядом находится большой надувной мяч: методист направляет ребенка на мяч и формирует у него ударно-шаговое движение («футболирование в движении»).

6. Ходьба с опорой руками на параллельные бруски на уровне пояса.

7. Ходьба с опорой руками на натянутые продольно параллельные канаты. а) с хватом двумя руками за переднюю подвижную поперечную трубкуб) с хватом двумя руками соответственно за две передние поперечные подвижные трубкив) с хватом двумя руками за соответствующие боковые продольные подвижные трубкиг) с подталкиванием впереди себя по канату нанизанных на него предметов (шариков, колец и др.).

9. Ходьба приставными шагами влево и вправо, держась руками за горизонтальные рейки лестницы, поручень, натянутый канат и т. д.

10. Ходьба с поддержкой за руки по наклонной плоскости (доске) вверх-вниз.

11 И.п. стоя спиной у опоры (стены, тумбы, дивана) ноги на ширине плеч: методист встает перед ребенком и потягивает ему руки, стимулируя выполнение нескольких самостоятельных шагов.

12 Ходьба держась руками за поручень универсальной тележки и толкая ее перед собой.

13. Ходьба придерживаясь одной рукой о руку методиста по меткам, линиям, через предметы, по ячейкам специальной корригирующей доски («елочка», «ступание»).

14. Ходьба перекатывая перед собой двумя руками валик.

15. Выполнение элементов вышеперечисленных упражнений в направлении спиной вперед.

16. Выполнение ходьбы с поддержкой после предварительного вращения ребенка в специальном кресле или на качелях (каруселях).

17. Ходьба (сначала с поддержкой) по невысоким ступеням вверх-вниз.

18. Ходьба на месте (переступание) на вращающемся барабане, опираясь руками о боковые поручни.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. И. Определение физической работоспособности подростков / Абросимова Л. И., Красик В. Е. И Новые исследования по возрастной физиологии. 1977. -№ 2. — С. 114−117.
  2. Г. С. Лечебная физкультура при паралитических заболеваниях у детей / Айзиков Г. С., Манович 3. X. М.: Медицина, 1973. -208 с.
  3. В. Г. Тренажеры и тренировочные устройства в физической культуре и спорте : справочник / Алабин В. Г., Скрипков А. Д. Минск: Высш. шк., 1974. — 174 с.
  4. К. Помощь детям с церебральным параличом: кондуктивная педагогика / Акош К., Акош М. М.: Медицина, 1994. — 195 с.
  5. П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / Анохин П. К. М.: Медицина, 1968. — 124 с.
  6. Л. О. Детские церебральные параличи / Бадалян Л. О., Журба Л. Т. Киев: Здоров’я, 1988. — 328 с.
  7. Ю. С. Возрастные и индивидуально-типологические характеристики обучаемости упражнениям с удержанием равновесия тела : автореф. дис.. кан. пед. наук / Багимов Ю. С. — Всесоюз. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. М., 1981. — 27 с.
  8. Р. М. Прогнозирование состояния на грани нормы и при патологии / Баевский Р. М. М.: Медицина, 1979. — 295 с.
  9. А. А. Здоровье населения в РФ и пути его улучшения / Барабанов А. А., Даграманов В. И. // Тезисы докладов Республиканской конференции. М., 1994. — С. 79−81.
  10. И. И. Исследование и оценка биологического возраста детей и подростков / Бахрат И. И., Дорохов Р. Н. // Детская спортивная медицина. -М., 1980.-С. 165−171.
  11. В. В. Обучение в физическом воспитании / Беленович В. В. -М.: Физкультура и спорт, 1985. 134 с.
  12. Н. А. Болезни сердца и сосудов у детей / Белоконь Н. А., Курбер М. Б. // Руководство для врачей: в 2 т. М., 1987. — Т. 2. — С. 147 152.
  13. Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Бернштейн Н. А. М.: Медицина, 1966. — 350 с.
  14. Н. А. Физиология движений и активность / Бернштейн Н. А. М.: Наука, 1990. — 495 с.
  15. О. В. Физиология человека / Богданов О. В., Пинчук Д. Ю., Михайленок Е. Л. М.: Наука, 1990. — 262 с.
  16. М. М. Обучение двигательным действиям / Боген М. М. М.: Физкультура и спорт, 1985. — 234 с.
  17. С. А. Лечебная физическая культура и массаж при детском церебральном параличе / Бортфельд С. А., Рогачева Г. И. Л.: Медицина, 1986. — 132 с.
  18. С. А. Двигательные нарушения и лечебная физкультура при детском церебральном параличе / Бортфельд С. А. Л.: Медицина, 1986. — 162 с.
  19. С. А. Обучение ходьбе в системе физического воспитания детей, страдающих болезнью Литтля : автореф. дис.. д-ра мед. наук /
  20. С. А. — Гос. дважды орденоносный ин-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. Л., 1955. — 25 с.
  21. Н. Лечебное воспитание детей с двигательными расстройствами церебрального происхождения / Бота Н., Бота П. Л.: Медицина, 1964. — 148 с.
  22. А. Д. Изменение биоэлектрической активности двусуставных мышц бедра у больных с диплегической формой ДЦП / Бурыгина А. Д. // Неврология и психиатрия. 1980. — Т. 77, № 10. — С. 182 187.
  23. Л. А. Теоретические и методологические вопросы спортивной медицины и лечебной физической культуры / Бутченко Л. А., Петров В. П. Л.: Медицина, 1979. — 215 с.
  24. Ю. Е. Теоретическая медицина и педиатрическая практика // Факторы формирования хронической патологии у детей / Вельтищев Ю. Е., Клембовская А. И. -М., 1981. С. 65−76.
  25. В. К. Физкультура для ослабленных детей / Велитченко В. К. М.: Медицина, 1989.- 150 с.
  26. Д. Реабилитация детей-инвалидов / Вернер Д. М.: Филантроп, 1995.-405 с.
  27. А. С. Физиологическая роль различных мышц нижних конечностей при ходьбе / Витензон А. С. // Протезирование и протезостроение. 1974. — № 32. — С. 45.
  28. А. С. Биомеханическая закономерность компенсации двигательных нарушений при патологической ходьбе / Витензон А. С. // Сборник научных трудов / ЦНИИПП. М., 1980. — № 55. — С. 41.
  29. Вопросы физиологии и патологии детей раннего возраста и организации детского здравоохранения / под ред. Зайцевой Г. И. Л.: Медицина, 1968.-190 с.
  30. А. Физиология кровообращения : минутный объем сердца и его регуляция / Гайтон А. М.: Медицина, 1969. — 450 с.
  31. Д. Е. Патологическая физиология / Гальперин Д. Е. М.: Медицина, 1965.-434 с.
  32. М. А. Спортивная метрология : учебник для ин-тов физ. культуры / Годик М. А. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 192 с.
  33. М. Н. Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата / Гончарова М. Н., Гринина А. В., Мирзоева И. И. Л.: Медицина, 1974. — 207 с.
  34. Ф. А. Основы регуляции движений / Гранит Ф. А. М.: Медицина, 1973.-273 с.
  35. А. И. Степень утраты основных мышечных групп у юношей 13−18 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата / Гребенников А. И., Кобзев В. А., Фалалеев А. Г. // Современные проблемы физической культуры и спорта. СПб., 1998. — С. 69.
  36. Н. А. Оптимизация физических нагрузок с учетом функционального состояния при двигательной реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата : автореф. дис.. канд. пед. наук / Гросс Н. А.-. М., 1999. — 24 с.
  37. Н. А. Проблемы двигательной реабилитации детей с отклонениями в развитии // Специальная Олимпиада России-2005: материалы 6-ой Всерос. науч.-практ. конф., г. Челябинск, 28−30 сент. 2005 г. Челябинск, 2005. — С. 56−59.
  38. Н. А. Оптимизация процесса реабилитации детей-инвалидов средствами физической культуры / Гросс Н. А., Гончарова Г. А., Горбунова Е. А. // Образование и инвалидность: нормативно-правовые аспекты: материалы конф. М., 2005. — С. 65−68.
  39. Н. А. Развитие двигательных навыков у детей с ограниченными возможностями / Гросс Н. А., Гросс Ю. А., Шарова Т. Л. // Сборник научных трудов и проектных материалов. М., 1997. — С. 132−134.
  40. Н. А. Применение физических упражнений с учетом функционального состояния детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата / Гросс Н. А. // Лечебная физкультура для дошкольников и младших школьников. 2005. — № 2. — С. 26−34.
  41. Ю. А. Применение тренажерных устройств в процессе реабилитационных занятий физическими упражнениями детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата : автореф. дис.. канд. пед. наук / Гросс Ю. А.-. М., 1998. — 24 с.
  42. В. С. Регуляция позы человека / Гурфинкель В. С, Коц Я. М., Шик М. Л. М.: Медицина, 1965. — 256 с.
  43. В. С. Физиология движения / Гурфинкель В. С. Л.: Наука, 1975.-270 с.
  44. Ю. И. Очерки физиологии физических упражнений / Данько Ю. И. М.: Медицина, 1974. — 20 с.
  45. А. Г. Современные методы исследования в спортивной медицине / Дембо А. Г. Л.: Медицина, 1968. — 325 с.
  46. Дефектология: словарь-справочник / авт.-сост. С. С. Степанов — подред. Б. П. Пузанова. М.: Новая школа, 1996. — 80 с.
  47. А. А. Исследование влияния дозированных физическихнагрузок на организм учащихся вспомогательной школы / Дмитриев А. А. // Дефектология. 1981. -№ 5. — С. 46−50.
  48. А. А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания / Дмитриев А. А. Красноярск: Краснояр. кн. изд-во, 1987. — 52 с.
  49. В. С. Введение в адаптивную физическую реабилитацию : монография / Дмитриев В. С. / Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. -М., 2001.-240 с.
  50. Д. Д. Биомеханические аспекты оздоровительных и шагательных локомоций / Донской Д. Д. // Актуальные вопросы биомеханики спорта / Смолен, гос. ин-т физ. культуры. Смоленск, 1985. -С. 47−52.
  51. В. И. Повышение эффективности профилактики, диагностики и лечения заболеваний нервной системы / Доценко В. И., Семенова К. А., Степанченко О. В. // Республиканский сборник научных трудов.-М., 1991.-С. 158−160.
  52. С. К. Актуальные аспекты органической патологии нервной системы / Евтушенко С. К. // Тезисы докладов Международной конференции. Одесса, 1995. — С. 80−82.
  53. В. В. О природе физических способностей и их соотношении с другими показателями физического развития человека / Естафьев В. В. // Теория и практика физ. культуры. 1986. — № 4. — С. 49−52.
  54. Е. К. Биомеханика физических упражнений / Жуков Е. К., Котельникова Е. Г., Семенова Д. А. М.: Физкультура и спорт, 1963. — 211 с.
  55. Н. В. Реакция ССС и их коррекция средствами физической реабилитации у больных ДЦП в хронической резудальной стадии : автореф. дис.. канд. мед. наук / Журавлева Н. В.- Моск. гос. ин-т физ. культуры. -М., 1998. 17 с.
  56. А. М. Хирургическая коррекция позы и ходьбы при детском церебральном параличе / Журавлев А. М. Ереван: Айастан, 1986. -372 с.
  57. JI. Т. Руководство по неврологии раннего детского возраста / Журба JI. Т., Всеволжская Н. М. Киев: Здоров’я, 1980. — 230 с.
  58. JI. Т. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни / Журба JI. Т., Мастюкова Е. М. М.: Медицина, 1981. — 272 с.
  59. Е. В. Методика и принципы комплексного лечения в раннем возрасте больных церебральными парезами / Журба JI. Т., Мастюкова
  60. Е. М. // Проблема восстановления при паралитических заболеваниях у детей. -М., 1964.-С. 281−283.
  61. М. Ф. Анатомия человека / Иваницкий М. Ф. М.: Медицина, 1956. — 326 с.
  62. С. М. Врачебный контроль и лечебная физкультура / Иванов С. М. М.: Медицина, 1970. — 472 с.
  63. М. М. Реабилитация динамическая система взаимосвязанных компонентов / Кабанов М. М. // Реабилитация больных нервными и психическими заболеваниями. — Л., 1973. — С. 29−32.
  64. Каре лова Г. Н. Опыт регионов России по внедрению комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья / Карелова Г. Н. -М.: ЦМСЕР: Детский фонд ООН, 2001.- 157 с.
  65. Н. А. Физическое воспитание в системе коррекционно-воспитательной работы вспомогательной школы / Козленке Н. А. // Дефектология. 1991. -№ 2. — С. 33−37.
  66. А. И. Симметричные и перекрестные координации движений рук человека : автореф. дис.. канд. биол. наук / Козлов А. И. — Всесоюз. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. М., 1964. — 16 с.
  67. И. Б. Афферентный контроль произвольных движений / Козловская И. Б.-М.: Медицина, 1976.-216 с.
  68. В. И. Детские церебральные параличи : медико-психологические проблемы: украин. технологии / Козявкин В. И., Шестопалова Л. Ф., Подкорытов В. С. Львов: Медицина, 1999. — 246 с.
  69. В. И. Детские церебральные параличи / Козявкин В. И., Бабадаглы М. А., Ткаченко С. К. // Основы клинической реабилитационной диагностики. Львов, 1999. — С. 84.
  70. В. И. Динамика основных антропометрических данных у больных гемипаретической формой детского церебрального паралича / Козявкин В. И., Гордиевич С. М., Падько В. О. // Украинский вестник психоневрологии. 1996. — Т. 4. — С. 315−316.
  71. Г. В. Электромиостимуляция нервно-мышечного аппарата / Колесников Г. В. Киев: Здоров’я, 1977. — 132 с.
  72. В. П. Изучение рефлекторных механизмов прямостояния и их возрастных изменений у школьников : автореф. дис.. канд. пед. наук / Крапивенцева В. П. — Всесоюз. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. -М., 1954. 24 с.
  73. А. Н. Биомеханика физических упражнений / Лагутин А. Н. Киев: Здоров’я, 1976. — 86 с.
  74. И. Я. Процесс обучения и его закономерности / Лернер И. Я. -М.: Наука, 1990.-337 с.
  75. Лечебная помощь детям с церебральными параличами: метод, пособие / под ред. М. Н. Гончаровой. Л.: Медицина, 1962. — 267 с.
  76. В. М. Регуляция позы и ходьбы при детском церебральном параличе и некоторые способы коррекции / Лузинович В. М., Перхурова И. С., Сологубов Е. Г. М.: Кн. палата, 1996. — 191 с.
  77. Лях В. И. Критерии определения координационных способностей / Лях В. И. // Теория и практика физ. культуры. 1991. — № 1. — С. 17−20.
  78. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя / Лях В. И. М.: ACT, 1998. — 272 с.
  79. Манович 3. X. Двигательные расстройства при церебральных параличах у детей и методика лечебной гимнастики / Манович 3. X., Жуковский М. С., Дементьева Р. К. М.: Медицина, 1969. — 345 с.
  80. А. А. Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков / Маркосян А. А. М.: Медицина, 1969. — 232 с.
  81. В. Л. Анализ медико-социальных проблем семей с детьми-инвалидами, страдающих ДЦП / Мартынов В. Л. // Здравоохранение РФ. -1993.-№ 3.-С. 14−19.
  82. В. Л. Социально-гигиенические исследования роли семьи в реабилитации детей-инвалидов : автореф. дис.. канд. мед. наук /
  83. В. Л.- Всесоюз. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. М., 1992. — 28 с.
  84. Ф. 3. Адаптация сердца к большой нагрузке и сердечная недостаточность / Меерсон Ф. 3. М.: Наука, 1975. — 112 с.
  85. Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии : ранняя• диагностика и коррекция / Мастюкова Е. М. М.: Просвещение, 1992. — 25 с.
  86. Е. М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития / Мастюкова Е. М. // Дефектология. 1987. — № 5. — С. 3−9.
  87. Л. П. Основы спортивной тренировки : учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / Матвеев Л. П. М.: Физкультура и спорт, 1977. — 271• с.
  88. Ф. 3. Адаптация к стрессовым ситуациям и физической нагрузке / Меерсон Ф. 3., Пшенникова М. Г. М.: Физкультура и спорт, 1988.-256 с.
  89. В. В. Исследования двигательной памяти и определение рационального режима новыми гимнастическими движениями : автореф. дис.. канд. пед. наук / Менхин В. В. — Гос. центр, ордена Ленина ин-т физ. культуры.-М., 1970.-21 с.
  90. Методические рекомендации по физическому воспитанию учащихся вспомогательной школы / сост.: В. М. Мозговой, А. А. Дмитриев, А. С.• Самыличев — ЦБНТИ. М., 1986. — 36 с.
  91. Е. Л. Гимнастика и массаж для детей раннего возраста / Мигунова Е. Л. М.: Физкультура и спорт, 1966. — 70 с.
  92. С. Л. Индивидуализация учебно-воспитательной работы во вспомогательной школе / Мирский С Л. // Дефектология. 1981. — № 2. — С. 8−16.
  93. М. Р. Гипокинезия как фактор патологии внутренних органов / Могендович М. Р. // Экспериментальные исследования по• физиологии. Пермь, 1961. — С. 9−26.
  94. Н. Е. Санаторно-курортное лечение заболеваний нервной системы у детей / Мольская Н. Е. Киев: Здоров' я, 1991. — 220 с. ш 95. Мошков В. Н. Лечебная физическая культура в клинике нервныхболезней / Мошков В. Н. М.: Медицина, 1972. — 288 с.
  95. М. Н. Детский церебральный паралич / Никитина М. Н.• М.: Медицина, 1978. 120 с.
  96. Нормальная физиология / под ред. А. В. Коробкова. М.: Высш. школа, 1980. — 556 с.
  97. Н. Г. Современная система спортивной тренировки / Озолин Н. Г. М.: Физкультура и спорт, 1970. — 480 с.
  98. А. Г. Изменения функции нервной системы и мышечной * системы под влиянием длительной гиподинамии / Панов А. Г., Лобзин В. С.,
  99. В. А. // Проблемы космической биологии. 1969. — Т. 3. — С. 133 -147.
  100. Р. С. Мышцы-антагонисты в движениях человека / Персон Р. С. М.: Медицина, 1965.- 170 с.
  101. В. Механика спортивных движений / Петров В., Гагин Ю. -М.: Физкультура и спорт, 1974. 231 с.
  102. В. В. О некоторых предпосылках статики и локомоции детей первых 2-х лет жизни, страдающих ДЦП : автореф. дис.. канд. мед. наук / Польской В. В. — Всесоюз. науч.-исслед. ин-т физ. культуры.• -М., 1975.-33 с.
  103. ЮЗ.Ратов И. П. Исследование спортивных движений и возможности управления изменениями их характеристик с использованием технических средств: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Ратов И. П. — Гос. центр, ордена Ленина ин-т физ. культуры. М., 1972. — 45 с.
  104. И. П. Проблемы преодоления противоречий в процессе обучения движениями в реализации дидактических принципов / Ратов И. П. // Теория и практика физ. культуры. 1983. — № 7. — С. 40−41.
  105. Ю5.Ратов И. П. Сравнительный анализ движений здоровой и травмированной ноги в беге на тредбане / Ратов И. П., Кряжев В. Д., Павлов JL В. // Теория и практика физ. культуры. 1983. — № 5. — С. 20−22.
  106. . В. Совершенствование физического воспитания детей младшего школьного возраста / Рышняк Б. В. Кишинев: Медицина, 1979. -115с.
  107. А. С. Воспитание двигательных качеств у учащихся вспомогательной школы на уроках физической культуры / Самыличев А. С. // Физическое воспитание во вспомогательной школе. Горький, 1985. -С.13−23.
  108. А. С. К вопросу о теоретических основах методики физического воспитания вспомогательной школы / Самыличев А. С. // Дефектология. 1997,-№ 3.-С. 11−15.
  109. К. А. Детские церебральные параличи / Семенова К. А. -М.: Медицина, 1968. 256 с.
  110. К. А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей / Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. М.: Медицина, 1972. — 328 с.
  111. К. А. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных ДЦП / Семенова К. А., Махмудова JI. М. Ташкент: Медицина УзСССР, 1979. — С. 487−488.
  112. К. А. О некоторых возможностях развития компенсаторных процессов у больных ДЦП / Семенова К. А. // Тезисы докладов II съезда детских врачей. Ташкент, 1980. — С. 315−316.
  113. К. А. Патогенетическая восстановительная терапия больных детским церебральным параличом / Семенова К. А., Штеренгерц А. Е., Польской В. В. Киев: Здоров’я, 1989. — 165 с.
  114. Т. И. Как победить детский церебральный паралич / Серганова Т. И. СПб.: Медицина, 1995.- 154 с.
  115. Т. И. Организация этапно-приемственной терапии в ранней стадии детского церебрального паралича : автореф. дис.. канд. мед. наук / Серганова Т. И.- Всесоюз. гос. мед. ун-т. М., 1989. — 26 с.
  116. А. А. Мануальная терапия, массаж и электропунктура при сколиозе / Статников А. А., Статникова В. А. — Рос. о-во Януша Корчака. -М., 1993.- 187с.
  117. Теоретические предпосылки к обоснованию применения костюма «АДЕЛИ-92» для становления нарушенных функций центральной нервной системы у детей с церебральными параличами // Медицинская наука и практика детям-инвалидам: сб. — М., 1997. -№ 3. — С. 40−50.
  118. В. М. Проблемы индивидуальных различий / Теплов В. М.
  119. М.: Физкультура и спорт, 1961. 536 с.
  120. С. Б. Определение, методы и оценка физической работоспособности детей и подростков / Тихвинский С. Б., Аулик И. В. // Детская спортивная медицина. -М., 1980. С. 171−189.
  121. В. В. Гиподинамия и сердечно-сосудистая патология / Тявокин В. В. Саранск: Саран, кн. изд-во, 1975. — 205 с.
  122. Украинский вестник психоневрологии. В 3 т. Т. 3 / под ред. Курако• Ю. Л., Жаров А. И. / Одес. гос. мед. ун-т. Одесса, 1995. — 332 с.
  123. Физическая реабилитация детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата / под ред. Гросс Н. А. М.: Медицина, 2000. — 221 с.
  124. М. Н. Лечебная физическая культура при заболеваниях детей раннего возраста / Фонарев М. Н. Л.: Медицина, 1973. — 265 с.
  125. И. И. Варианты двигательных режимов для больных в лечебно- профилактических учреждениях и санаториях / Хитрик И. И., Пискунов В. А. // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечеб. физкультуры. 1987. -№ 1. — С. 62−65.
  126. Хофман 3. К. К диагностике моторных способностей с помощью двигательных тестов: автореф. дис.. канд. пед. наук / Хофман 3. К. -Лейпциг, 1974.-28 с.
  127. С. В. Лечебная физкультура при травмах и деформациях опорно-двигательного аппарата / Хрущев С. В. М.: Медицина, 1966. — 154 с.
  128. Е. И. Нервная система и сердечно-сосудистые заболевания. / Чазов Е. И. // Наука и жизнь. 1973. -№ 12. — С. 2−8.
  129. Л. В. Средства адаптивной физической культуры / Шапкова Л. В. -М.: Медицина, 2001. 150 с.
  130. Л. В. Взаимосвязь адаптивной физической культуры и социальной педагогики / Шапкова Л. В. // Адаптивная физическая культура. -2000.- № 1−2.-С. 24−26.
  131. А. Е. Лечебная физкультура при паралитических заболеваниях у детей и подростков / Штеренгерц А. Е. Киев: Медицина, 1972.- 112 с.
  132. М. Б. Детские церебральные параличи и пути их преодоления / Эйдинова М. Б., Правдина-Винарская Е. Н. М.: Медицина, 1959.-343 с.
  133. М. Б. Методическое письмо по ранней диагностике детских церебральных параличей и ранним лечебно-восстановительным мероприятиям / Эйдинова М. Б. М.: Медицина, 1966. — 306 с.
  134. Г. С. Основы реабилитации / Юмашев Г. С., Ринкер К. -М.: Медицина, 1973. 112 с.
  135. Ю. С. Электромиография тонуса скелетной мускулатуры человека в норме и при патологии / Юсевич Ю. С. М.: Медицина, 1963. -163 с.
  136. Н. А. Лечебная физкультура и массаж при прогрессивных мышечных атрофиях / Ямщикова Н. А. М.: Медицина, 1968, — 119 с.
  137. Bobath К. The nature of the paresis in cerebral palsy / Bobath K. // The sec. national spastics society study group. Oxford, 1960. — P. 448.
  138. Blume D.-D. Einige aktuelle problems des diagnostizierens щ koordinativer motozischen test / Blume D.-D. // Theorie und praxis deskorperkultur. 1984. -N 22. — S. 122−124.
  139. Bruner H. V. Ein objektives messverfahren zur feststellung der psychomotorischen Zeitungbereitschaft Internat / Bruner H. V., Jovy D., Killin K. E. // Zeitschr. f. angewan. physiolog. 1960. -N 3. — S. 306−318.
  140. De Vries: muscule soreness // Encyclopedia of sport seines and medicine / Disability statistics compendium statistical papers. New York, 1990. -N4.-P. 370.
  141. De Vries: muscule soreness // Encyclopedia of sport seines and medicine / The Macmillan Company. -New York, 1971. -N 3. P. 216.
  142. Falk В. A. Positioning the client with central nervous system deficits /
  143. Falk В. A., Colangelo Cheryl / Falk В. A. // The wheelchair and other adapter eqquipment: valhalla rthabilitation publications. 1985. — N 2. — P. 230−237.
  144. Finnie N. Handing the young cerebral paralisied child at home / Nancie Finnie. New York: Dutton-Suntrist, 1975. — P. 337.
  145. Kabat H. Physiotherapy / Kabat H., McLeod M., Holt C. New York, 1960.- 125 p.
  146. Levitt S. Treatment of cerebral palsy and motor delay: blackwey• sceintific publications / Sophie Levitt. London, 1977. — 272 p.
  147. Malliani A. Power spectrum analysis of heart rate variability: a tool to explore neutral regulatory mechanisms / Malliani A., Lombardi P., Pagani M. // Brit. Heart J. 1994. — Vol. 71. — P. 1 -2.
  148. Mekota K. Testbatterie zur Diagnostik koordinativer Dohigkeiten / Mekota K. //Teorie und praxis der korperkultur. 1984. — N 2. — S. 118−122.
  149. Phelps W. M. Textbook of pediatries / Phelps W. M. Philadelphia — London, 1975.- 123 p.
  150. Podkorytov V. Intensive neurophysiological rehabilitation of children with celebral palsy and psychic desorders / Podkorytov V., Kozyavkin V. // X World Congress of psychiaty. Madrid, 1996. — P. 28.
  151. Prudden B. Pain Erasure: the Bonnie Prudden way / Prudden B. // Ballantine books. New York, 1982. — P. 273.
  152. Travell J. Myofascial pain and dysfunction the trigger point manual / Travell J., Simons D. New York: Williams and Wilkins, 1983.-21 p.
  153. Tardieu C. Therapeutic traning of psichomotor invalids, littles, disease, ataxia spasticity / Tardieu C. // Conf. cours. med. vun. 1962. — Vol. 85, N 9. — P. 35.
  154. Ward D. Positioning the handicapped child for function / Diana Ward. -Chicago, 1984.- 137 p.143
Заполнить форму текущей работой