Оптимизация двигательной активности учащихся младших классов в системе школьного физического воспитания
Диссертация
Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что впервые изучено состояние двигательной активности младших школьников путем мониторинга родителей и учеников, установлено, что двигательная активность имеет тенденцию к понижению от младшего класса учеников к старшему классу начальной школы, выявлены причины низкой эффективности урока физическая культура. Установлено, что средний… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Современные представления о двигательной активности детей младшего школьного возраста
- 1. 1. Понятие «Двигательная активность» и смежные понятия
- 1. 2. Ученые о двигательной активности
- 1. 3. Связь жизнедеятельности ребёнка с уровнем двигательной активности
- 1. 4. Методы повышения двигательной активности
- Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования
- 2. 1. Цель и задачи
- 2. 2. Методы исследования
- 2. 3. Организация исследования
- Глава 3. Двигательная активность младшего школьника как фактор укрепления здоровья
- 3. 1. Состояние двигательной активности современного младшего школьника
- 3. 2. Процесс физического воспитания в школе
- 3. 3. Успеваемость и посещаемость занятий по физической культуре. Физическая подготовленность и физическое развитие детей младшего школьного возраста
- 3. 4. Факторы повышения двигательной активности младших школьников
- 3. 4. 1. Урок физической культуры как основное средство школьного физического воспитания
- 3. 4. 2. Роль учителя в повышении двигательной активности школьников
- 3. 4. 3. Формирование интереса школьника к физической культуре
- 3. 5. Нормирование двигательного режима
- Глава 4. Экспериментальные исследования
- 4. 1. Итоги экспериментальных исследований
- 4. 2. Обсуждение результатов
- Выводы
Список литературы
- Алимова Е.К., Физиологические показатели организма здорового ребенка / Е. К. Алимова. Ростов: Росмед, 1985. 79 с.
- Алифанова Л.А., Роль двигательной активности в развитии потенциалов организма/ JI.A. Алифановой // «Педиатрия».- 2002. № 6. С.9−12 .
- Ананьева Н.А., Физическое развитие и адаптационные возможности школьников / Н. А. Ананьева, Ю. А. Ямпольская // Вестник Российской АМН. — 1993.-№ 5. С. 19−24.
- Антропова М.В., Физическое развитие и состояние здоровья учащихся к завершению начальной школы /М.В. Антропова, Г. Г. Манке, JI.M. Кузнецова // Здоровый ребенок: Материалы V конгр. педиатров России. М.: 1999. — 13с.
- Арестов Ю.М., К проблеме дифференцированного физического воспитания в школе / Академия пед. наук СССР, НИИ возрастной физиологии и физического воспитания // Матер, четвертой науч. конф. по физ. восп. детей и подростков. М., 1968. — С. 3−5.
- Асмолов А.Г., Психология личности /А. Г. Асмолов. М.: МГУ, 1990.155 с.
- Байдалова Н. Ф., Методы оценки физического развития в комплексной оценке состояния здоровья школьников: учеб.-метод. пособие / Н. Ф, Байдалова. Ленинград: Ленинградский мед. институт, 1987. 61с.
- Бальсевич В.К., Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех / В.К. Бальсевич// Теор. и практ. физ. культ. — 1993.- № 4.-С. 21−22.
- Бальсевич В. К,. Физическая культура: молодежь и современность / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теор. и практ. Физ. культ. 1995. — № 4. — С. 2 -7.
- Бальсевич В. К,. Физическая культура для всех и для каждого / В. К. Бальсевич. -М.: ФиС, 1988.- 208 с.
- Богомолова Ф.А., Особенности физического развития и воспитания детей дошкольного и школьного возраста / Ф. А. Богомолова. Москва: изд-во Университета дружбы народов, 1990. 48 с.
- Бойко В.В., Целенаправленное развитие двигательных способностей человека/В.В. Бойко. -М.: Физкультура и спорт, 1987.- 208 с.
- Большой толковый словарь русского языка. Санкт-Петербург: Норинт, 2000.-С. 151
- Вавилова Е.Н., Учите бегать, прыгать, лазать, метать/ Е. Н. Вавилова. -М.: Просвещение, 1983. 144 с.
- Вайнбаум Я.С., Гигиена физической культуры и спорта: учеб. пособие /Я.С. Вайнбаум. М.: ИЦ Академия, 2002. — 240 с.
- Вайнбаум Я. С,. Гигиена физического воспитания /Я.С. Вайнбаум. -М.: Просвещение, 1986. — 170 с.
- Вайнбаум Я.С., Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Я. С. Вайнбаум, В. И. Коваль, Т. А. Родионова. 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 240 с
- Вайнбаум Я.С., Дозировка физических нагрузок школьников / Я. С. Вайнбаум. -М.: Просвещение.-1991, 64 с.
- Вайнер Э.М., Рациональная организация жизнедеятельности человека /Э. М. Вайнер. Липецк: ЛЗПИ, 1999. — 34 с.
- Великанова Л.К., Физиолого-гигиенические критерии рациональной организации учебно-воспитательного процесса в школе / Л. К. Великанова. -Новосибирск: НГПУ, 1993. 95 с.
- Виленский М.Я., Физическое воспитание школьников: вопросы перестройки / М. Я. Виленский, Е. Н. Литвинов // Физ. культ, в школе. 1990. -№ 12. — С. 2−7.
- Волков В.М. К., Проблеме развития двигательных способностей / В. М. Волков //Теория и практика физической культуры. 1993. — № 5. — С.41
- Волосникова Г. В., Физическая культура в семье, ДОУ и начальной школе: Ребенок XXI века от рождения- до школы / Т. В- Волосникова., Mf: — Школьная пресса, 2005. 290 с.
- Волынская E. BI, Гигиенические основы здоровья: — Методическое пособие / Е. В^ Волынская: Липецк: ЛИГИ- 2000: — 26 с:.
- Востриков В.А., Физическая культура в системе жизнедеятельности человека: материалы Всерос. науч.-паркт. конф., Оренбург 27−28 октября 2005/ В. А. Востриков, С. С. Коровин, Н. В. Сократов. Оренбург: ОГПУ, 2005. 206 с.
- Гайс И.А., Учись ходить быстро/И.А. Гайс. М.: ФиС, 1986.- 110 с. .
- Гужаловский А. А-., Развитие двигательных качеств у школьников / А. А. Гужаловский. -Мн.: Народная асвета, 1978- 88 с.
- Должиков И. И, Физическая культура. 2 класс: пособие для учителя / И. И. Должиков. М.: Айрис-пресс: 2004,-С. 198
- Должиков И.И., Физическая культура. 3 класс: пособие для учителя / ШФ Должиков. М.: Айрис-пресс, 2004, — С. 171
- Доскин В.А. Биологические ритмы растущего организма / В. А. Доскин, Н. Н. Куинджи Н.Н. М.: Медицина, 1989. — 174 с.
- Донской Д.Д., Строение действия: учеб. Пособие / Д. Д. Донской. —М.: Российская государственная академия физической культуры: Кафедра биомеханики, 1995. 71 с.
- Дронов В.Я., Физическая культура. Лыжная подготовка детей школьного возраста: метод, пособие /В.Я. Дронов. -М.: НЦ ЭНАС, 2005. 47 с.
- Дубровский В.* И., Физиология физического воспитания и спорта: учеб. для студентов вузов / В. И. Дубровский. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. -608 с.
- Дубровский В.И., Спортивная медицина: учеб. для вузов/ Дубровский В .И. М.: Владос, 1999. — 479 с.
- Железняк Ю.Д., Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие / Ю. Д. Железняк. М.: ИЦ Академия, 2002. — 264 с.
- Железняк Ю.Д., Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 33 100/ Физ. культура Ю. Д. Железняк, В. М. Минбулатов. М., Академия, 2006, 264с.
- Жмулин А.В., О двигательной активности московских школьников/ А.В. Жмулин// Современные проблемы физической культуры и спорта. Сборник научно-методических трудов.-М.: Московский педагогический государственный университет. -2007. — Выпуск 14. — С. 27−32
- Ижеровская- Е. И-, К вопросу о применении наглядных пособий в обучении физическим упражнениям в школе / Е. И. Ижеровская // Нач. школа. 1979. № 5. — С. 29—31,
- Кардашенкс В-Н, Еигиена детей и- подростков: учебник /В:Н. Кардашенко. М.: Медицина, 1989-- 280 с.
- Кардялис К.К., Влияние знаний о физической культуре и здоровом образе жизни на отношение школьников к физической активности /К.КС Кардялис, И: Ю., Зуозине //Физическая культура- 1999Ь № 3−4. -С. 25−27,30−32:
- Корогкова Е.А., Оптимизация учебного процесса по физической? культуре в общеобразовательной^ школе: на- основе. технологии* дифференцированного физкультурного, образования /Е.А- Короткова // Физическая культура. -2001.- № 2. —С. 10−12 :
- Каршок И: Ю., Принципы подбора и методика использования: корригирующих: упражнений в физическом воспитании школьников младших, классов: Автореф. дис. канд. пед. наук: (13−00−04) / И. Ю- Карпюк- Киев.гос.ин-т физической культуры. Киев, 1991. — 23 е.,
- Кузнецова ЗЖ, Физическая культура в школе. Методика уроков в IX X классах / Кузнецова З. И., — М.: Просвещение, 1973, — 98 с
- Комплексная программа- физического воспитания, учащихся I-XI классов общеобразовательной школы // Физ. культ, в школе. 1987. — № 6,7,8.
- Коренберг В. Б,. Проблема физических и двигательных качеств / В. Б. Коренберг // Теория и: практика физической культуры. 1996. -№ 7. -G. 2−5
- Ксензова Р.Ю., Школьная отметка: стимулятор учения или «дамоклов меч»? F.IO. Ксензова // Директор школы. 2000. — № 5. — G. 49−57.
- Кузнецов B.C., Физическая культура: Безопасность уроков, соревнований и походов: Метод, пособие / B.C. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. М.: НЦ ЭНАС, 2003. 135 с
- Кузнецова З.И., Критические периоды развития двигательных качеств школьников/ З. И. Кузнецова // Физическая культура в школе. — 1975. № 1. — С. 7−9.
- Кузнецов В. С., Физическая культура: Упражнения и игры с мячами: Метод, пособие B.C. Кузнецов, Г. А. Колодницкий М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002
- Левенко Н. А., Влияние физических нагрузок различной интенсивности на показатели умственной работоспособности студентов /Н.А. Левенко, М. М Рыжак, В. В. Михайлов // Проблемы умственного труда. Вып. 6. 1983. С. 91—95.
- Леонтьева О.М., Учимся без программ, отметок и. уроков / О. М. Леонтьева // Директор школы. 2000. — № 2. — С. 73−82.
- Лесгафт П. Ф,. Избранные труды /Сост. И. Н. Решетень. М.: ФиС, 1987.-359 с.
- Лесгафт П. Ф., Руководство по физическому образованию детей школьного возраста // Собр. пед. соч. Т. 1—2. М., 1951. — 870 с.
- Лубышева Л.И., Кадровая политика развития инновационных процессов в физкультурном / Л. И. Лубышева, В. П. Косихин // Теор. и паркт. физ. культ. 1997. — № 6. С. 10 — 15.
- Лубышева Л.И., Концепция формирования физической культуры человека / Л. И. Лубышева. М.: ГЦИФК, 1992.- 120 с.
- Лубышева Л.И., Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева// Теор. и практ. физ. культ. 1997. — № 6. С. 20−25.
- Лукьяненко В.П., Формирование здорового образа жизни /ВЛукьяненко // Физкультура в школе. -2000. № 3. — С. 29−31.
- Лукьяненко В.П., Формирование здорового образа жизни / В: П. Лукьяненко // Физкультура в школе: 2001. — № 2. — С.50−55.
- Лях В.И., Взаимоотношения координационных способностей и двигательных навыков: теоретический аспект / Лях В. И. // Теория и практика физ. культуры. -1991. № 3. — С. 31−35.
- Лях В.И., Возможные направления работы. Концепция перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе/ В. И. Лях // Физ. культ, в школе.-1991.- № 6. С. 3−8.
- Лях В.И., Двигательные способности/ В. И. Лях // Физическая культура в школе. 1996. — № 2. — С.2.
- Лях В.И., К вопросу о природе межиндивидуальной вариативности некоторых координационных способностей детей 7−9 лет / В. И. Лях, В. А. Соколкина // Физическая, культура: воспитание, образование, тренировка: -1997. № 2. С. 9−12
- Лях В.И., Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования / Лях В: И., // Теория и практика физ. культуры. 1995. — N 11. — С. 16−23.
- Лях В.И., Физическое воспитание учащихся' I-XI классов с направленным развитием двигательных: Программа общеобразовательных учебных заведений / В. И. Лях. М.: Просвещение, 1993. — 64 с.
- Лях В., Физическое воспитание в общеобразовательных школах России и Западной Европы / В. Лях // Физическое воспитание и здоровье молодежи: сб. науч. тр. / Междунар. ассоц. по спорт, моторике и др.- под ред.
- Анатолия Д., Скрипко, Влодзимежа Старосты. Варшава- Минск, 2002. — С. 4950.
- Лях В.И., Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя / Лях В. И. М.: ACT, 1998. — 271 с.
- Мадиевский Ю. М.,. Влияние физической нагрузки различной интенсивности на психологические показатели фехтовальщика / Ю.М. Мадиевский, С.Т., Омельченко // Теория и практика физической культуры. 1976, № 1.-С. 13—16.
- Макарова О.С., Игра, спорт, диалог в физической культуре начальной школы: пособие для учителя / О. С. Макарова // Спортивно-игровые проекты для 1 кл. М.: Школьная Пресса, 2002. -112 с.
- Мамедов К.Р., Физкультура для учащихся 1−11 классов специальных медицинских групп: тематическое планирование- игры и упражнения / К. Р. Мамедов. — Волгоград: Учитель, 2007. 83 с
- Масленников С.М., Зачем нужна утренняя гигиеническая гимнастика / С. М. Масленникова, Г. А. Кузнецова ,// Физкультура в школе. 2000, № 3. -С.29−31.
- Масягина Н.В., Оптимизация уровня двигательной активности современных школьников 13−14 летнего возраста/Н.В. Масягина, Н. А. Силаева // Научные труды Московского Педагогического Государственного Университета. М.: Прометей, 2005. — С. 632−633.
- Матвеев А. П., Методика физического воспитания в начальной школе: учеб. пособие для студентов ВУЗов / А. П. Матвеев. М.: Владос-Пресс, 2003. — 248 с.
- Матвеев А.П., Очерки по теории и методике образования школьников в сфере физической культуры/ Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. М. Владос-Пресс, 1997. -120 с.
- Матвеев Л.П., К дискуссии о теории спортивной тренировки/ Л.П. Матвеев//Теор. и практика физ. культуры. 1998. -№ 7. -С.55−61
- Миронова С.П., Педагогический?мониторинг как условие. повышения эффективности управления процессом физического воспитания, студентов: автореф. дисканд. пед. наук: (13.00:04)/ С. Ш Миронова. — Тюмень, 2004.-25 с.
- Митенкова JI.B., Использование- компьютерного комплекса в образовательном процессе по дисциплине «Физическая^ культура»: автореф. дис.канд. пед. наук: (13.00.04)/ JI.B. Митенкова Воен. ин-т физ. культуры. — Спб., 2004.-31 с
- Митчик О^П., Индивидуализация физического воспитания подростков в общеобразовательной школе: Автореф.1 дис. канд. наук с физ. воспитания и спорта: 24.00.02 / О.П. Митчик- Львов: держ. лн-т физ. культуры. Л., 2002. -19 с.
- Мягкова' С.Н., Использование сведений по истории- физической культуры и спорта- в курсе гуманитарных дисциплин- /С.Н. Мягкова http: // lib. sportedu.ru, 26.04.2006
- Неверкович С.Д., Построение программ по физической культуре для начальной школы /С. Д. Неверкович, С. П. Киршев // Физическая культура. -1997. -№ 2.-0.21−24 ¦
- Начинская С.В., Двигательная активность младших школьников/ С. В. Начинская, А.В., Жмулин // Научные труды Московского Педагогического Государственного Университета. — М.: Прометей, 2006. G. 530−532.
- Начинская С.В., Фитнес как современное средство’физического воспитания школьников / С. В. Начинская, Е.М., Ооленова // Научные труды
- Московского Педагогического Государственного Университета. — М.: Прометей, 2005. С. 627−628
- Обухова Н.Б., Стимулированное развитие скоростно-силовых качеств у детей 9−10 лет с использованием специализированного учебно-тренировочного модуля: автореф. канд. пед. наук: (13.00.04)/ Н. Б. Обухова. Тюмень, 2003.-23 с.
- Озолин Н.Г., Молодому коллеге / Н. Г. Озолин. -М.: Физическая культура и спорт, 1988. 288 с.
- Осинцев В. В., Лыжная подготовка в школе 1−11 кл.: метод, пособие/ В. В. Осинцев. М., ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 272 с.
- Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе / Лях В. И., // Теория и практика физ. культуры. 1990.-N 9.-С. 10−14.
- Парфенова Т.Н., Проектный менеджмент: организация педагогического обеспечения для физкультурно-оздоровительных клубов: автореф. дис.. к-та пед. наук (13.00.04) / Парфенова Т. Н. -Малаховка., «2001.-23 с.
- Пастушенко Г. А., Домашнее задание по физкультуре / Г. А. Пастушенко. К.: Здоров’я, 1986. — 88 с.
- Пеганов Ю.А., Начальная школа. Физическая культура: двигательные действия и навыки, за здоровую осанку, подвижные игры и эстафеты, спорт и семья: кн. для учителя / Ю. А. Пеганов. М.: Первое сентября, 2005.-271 с.
- Педагогический энциклопедический словарь/ Под ред. Л. С. Гребовой. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. Электронный вид под ред. Б.М. Бим-Бада
- Передовой педагогический опыт в физическом воспитании школьников: научный анализ, проблемы, находки / Рос. акад. образования. М., 1992.-96 с.
- Петров В.К., Молодость и сила /В. К. Петров. М.: Советский спорт, 1988.-48 с. .
- Погадаев Г. И, Настольная книга учителя физической культуры / F.№ Погадаев.- 2-е изд., испр. и доп. М: Физкультураги спорт, 1998- 2000. -495 с.
- Подготовка юных легкоатлетов. Науч.- ред. ВЖ.Зеличенок. Mi: Терра-Спорт, 2000. — 56 с.106: Полиевский С. А., Стимуляция: двигательной активности' / С.А.. Полиевский:.-М.: Физическая культура,.2006: — 255 с:
- Пономарева В В., Физическая культура: и здоровье:. учебник /В.В. Пономарева.-М.: ВУНМЦ, 2001.-93 с. 1091 Попова В. В., Физическая культура в начальной школе: учеб. пособие для-учащихся-'начг шк./.В!В1Шопова--.Р6стов?на/Д:.Феникс,.2005:.-¦ 133-с:
- Попова Е.Г., Общеразвивающие упражнения в гимнастике / ЕТ. Попова. М: Терра-Спорт, 2000:-72 с.
- Ратов И. П-, Спортивные перспективы третьего тысячелетия. (XXI)/ И. П. Ратов, В.К. Бальсевич// Теор. и практ. физ.культ. — 1995. № 7. С.2−6
- Семенов Л.А., Содержание и нормативные основания оценки физической подготовленности при проведении мониторинга / Семенов Л. А.,
- Физическая культура. -2005. -№ 6.- С. 15−18
- Соловьев Г. М., Формирование физической культуры личности студента в ракурсе современных образовательных технологий / Г. М. Соловьев. Ставрополь.: СГУ, 1999. -167 с.
- Спортивная метрология: учеб. для ин-тов физ. культ. / Под ред. В. М. Зациорского. М.: ФиС, 1982. — 256 с.
- Стародубцева И.В., Интеграция умственного и двигательного развития дошкольников 5−7 лет в процессе физического воспитания: автореф. канд. пед. наук: (13.00.04). Тюмень, 2004. -21 с.
- Сухарев А.Г., Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А. Г. Сухарев. М.: Медицина, 1991. — 270 с.
- Сячин В.Д., Экспериментальное обоснование проведения уроков физической культуры с оздоровительной направленностью в начальных классах общеобразовательной школы /Сячин В.Д., Рябинцев Ф. П. // Физическая культура. 2000. — № 4. -С. 12−17
- Тамошин Ю.М., Внеурочная воспитательная работа: измеримые и конкретные результаты / Ю. М. Тамошин // Директор школы. 2001. — № 8. — С. 21−28.
- Теория и методика физического воспитания: учеб. для институтов физ. культуры/ Под общ. ред. Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. Т.1. Общие основы теории и методики физического воспитания. -М.: Физкультура и спорт, 1976.-304 с.
- Теория и методика физического воспитания: учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. институтов / Под ред. Б. А. Ашмарина. — М.: Просвещение, 1990.- 287 с.
- Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Физкультура в школе. 1999, № 5. — С.59−68- № 6. — С.47−79.
- Филимонова С.И., Физическая культура и спорт пространство, формирующее самореализацию личности / С. И. Филимонова. М.: Теория и практика физич. культуры, 2004. — С. 301
- Физическое воспитание учащихся I-XI классов с направленным развитием двигательных способностей // Физическая культура в школе. — 1994. -№ 1. С.43- № 2. -С.32- № 3. С. 28
- Физическая культура и спорт в современном обществе: материалы Всерос. науч. конф. (23−25 марта 2005)/ под ред. С. С. Добровольского. -Хаьаровск: ДВГАФК, 2005. 105 с.
- Фомина Н.А., Актуальные проблемы адаптации детей школьного возраста к физическим нагрузкам: межвузовский сборник научных трудов/ Н. А. Фомин. Челябинск: ЧГПИ, 1988. 86 с.
- Фомин Н.А., Возрастные основы физического воспитания/ Н. А. Фомин, В. П. Филин. М.: ФиС, 1972. -176 с.
- Фомин Н.А., На пути к спортивному мастерству: адаптация юных спортсменов к физическим нагрузкам/ Н. А. Фомин, В. П. Филин. М.: ФиС, 1986.- 158 с.
- Фомин Н.А., Физиология-человека-: Учеб. пособие для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов / Фомин Н. А. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1992. — 352 с.
- Фролова Т.В., Педагогический «сопромат», или «Камень», о который спотыкаются учителя и родители / Т. В. Фролова // Директор школы. 2001. -№ 5.-С. 64−71.
- Фролова Т.В., Сфера воспитания: ностальгия по прошлому и поиски нового / Т. В. Фролова // Директор школы. 1999. — № 7. — С. 55−60.
- Холодов Ж.К., Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта: учеб. пособие/ Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов. М.: ИЦ «Академия», 2001. — 144 с.
- Хрипкова А.Г., Здоровье школьников / А. Г. Хрипкова // Биология в школе. 1997. — № 2. -С. 11−14
- Цвек С. Ф,. Физическая культура школьников 1−3 классов/ С. Ф. Цвек.-К.: Здоров’я, 1979.-208 с.
- Чащевая А.Г., Методика формирования познавательной активности учащихся младших классов на уроках физической, культуры: автореф. канд. пед. наукб (13.00.04)/ А. Г. Чащевая. Тюмень, 2003. — 23 с.
- Черенкова С. Л., Физическая культура: самостоятельные занятия / С. Л. Черенкова. Брянск: БГТУ, 2004. — 205 с.
- Чудная Р.В., Адаптивное физическое воспитание / Р. В. Чудная. Киев: Наукова думка, 2000 год. 89 с.
- Чусов Ю.А., Закаливание школьников / Ю. А. Чусов. М.: Просвещение, 1985. — 126 с.
- Шадриков В. Д, Философия образования, и образовательные политики /В.Д. Шадриков. М.: Логос, 1993. — 181 с.
- Шарипова. Д.Д., Адаптивные перестройки, организма- детей и подростков при физических нагрузках: сборник научных трудов / Д.Д., Шарипова. Ташкент: УзНИИПН, 1986. -71 с.
- Швай О.Д., Педагогические аспекты, управления двигательной активностью младших школьников: Автореф. дис. канд. наук с физ. воспитания и спорта: 24.00.02 / О.Д. Швай- Волин, держ. ун-т им: Л.Украинки. Луцк, 2000. — 22 с.
- Шилова М: В., Физическая культура: Метод, рекомендации по применению общеразвивающих упражнений / М. В. Шилова. Mi: Моск. ун-т потреб, кооперации, 2003. 98 с.143: Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту: в 3 т. -М., 1961.-С. 239−241
- Яйленко А.А., Особенности физического развития детей и его оценка на-современном этапе / А. А. Яйленко. Смоленск: СГМИ, 1989. 48 с.
- Янсон Ю.А., Уроки физической культуры в школе. Новые педагогические технологии / Ю. А. Янсон Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 432 с. -(Библиотека учителя).
- Янушевич Ф., Технология обучения в системе высшего образования / Пер. с польск. О. В. Долженко. М.: Высшая школа, 1996. — 135 с.
- Яруллин Р.Х., Учебный предмет «физическая культура» источник получения школьниками образования по физической культуре / Р.Х. Яруллин// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2000. — № 4. С. 911.
- Armstrong N., Education and Health, 1989, 7 (2), s.28−32
- Armstrong N., Balding J., Gentle P. & Kirby B. British Medical Journal, 1990,301,203−205/
- The Australian Council for Health, Physical Education and Recreation Inc. Australian Health and Fitness Survey, 1987.
- Biddle S., In: Proceedings of IX-th European Congress on Sport Psychology, 1995, s. 893−904.
- Health Behaviour in School-Aged Children. A WHO Cross-National Study. Research protocol for 1997−1998 survey. WHO Europe 1998.
- Hebbelinck M., Shephard R. (Eds.) Fitness of a Nation. Medicine and Sport Science. Basel, 1986
- Israel Siegfried «Korperliche Aktivitat und Altern», Германия, Sport med, 1988, стр. 117−131
- McGinnis J., Journal of Physical Education, Recreation and Dance, Nov-' Dec., s. 50−102
- Northern Ireland Fitness Survey. Queens University of Belfast. 1989.
- Rowland Т., Exercise and Children’s Health. Champaign, IL, 1990.
- Sallis J., Journal of School Health, 1991, 61 (5), 215−219.
- Sallis J., Patrick K. Paediatric Exercise Science, 1994, 6, 302−314.
- Sons W., Ada Paediatrica Scandinavica, 1985, s. 318, 37−48.
- Thompson R.S., Rivara F.P., Thompson D.C. Case control study of the effectiveness of bicycle safety helmets. N. Engl. J. Med. 1989, 320, 1361−7.162. http: //www.tgpi. tob. ru/info/kaf/pedagog/uch