Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оздоровительно-развивающая методика физического воспитания детей 12-13 лет с задержкой психического развития в коррекционных школах-интернатах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе педагогического эксперимента установлена положительная динамика в воспитании основных физических качеств у детей с ЗПР в коррекционных школах-интернатах. У детей экспериментальной группы, занимающихся по оздоровительно-развивающей методике, отмечено преимущество в показателях скоростно-силовых качеств (в беге на 30 м на 44%, в поднимании туловища на 62,9%, в прыжках в длину с места… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДНИЕ
  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
    • 1. 1. Средства адаптивной физической культуры в социализации школьников с задержкой психического развития
    • 1. 2. Морфологические и психолого-функциональные особенности детей с задержкой психического развития
    • 1. 3. Факторы, обуславливающие развитие задержки психического развития
    • 1. 4. Анализ программ по физическому воспитанию в коррекционных школах-интернатах и в общеобразовательных школах
  • ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Задачи исследования
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Организация исследования
  • ГЛАВА III. ХАРАКТЕРИСТИКА СОМАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
    • 3. 1. Особенности физического развития детей, обучающихся в коррекционных и некоррекционных школах-интернатах
    • 3. 2. Характеристика функционального состояния детей, обучающихся в коррекционных и некоррекционных школах-интернатах
    • 3. 3. Особенности физической подготовленности детей коррекционных и некоррекционных школ-интернатов
    • 3. 4. Характеристика психологического состояния детей, обучающихся в коррекционных и некоррекционных школах-интернатах
  • ГЛАВА IV. ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ 12−13 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВТИЯ

4.1. Теоретико-методические предпосылки применения адаптивной физической культуры на этапе учебной реабилитации детей 12−13 лет с задержкой психического развития в коррекционных школах-интернатах в условиях учебного года.

4.2. Структура и содержание оздоровительно-развивающей методики физического воспитания детей с ЗПР в коррекционных школах-интернатах.

4.3. Оздоровительно-развивающая методика формирования функциональных возможностей, психомоторики и укрепления здоровья детей с ЗПР на этапе коммуникативной их реабилитации.

4.3.1. Изменение соматических признаков детей, обучающихся в коррекционных и некоррекционных школах-интернатах.

4.3.2. Динамика функциональных характеристик детей, обучающихся в коррекционных и некоррекционных школах-интернатах.

4.3.3. Динамика показателей физической подготовленности детей, обучающихся в коррекционных и некоррекционных школах-интернатах.

4.3.4. Особенности психоэмоционального развития детей, обучающихся в коррекционных и некоррекционных школах-интернатах.

Оздоровительно-развивающая методика физического воспитания детей 12-13 лет с задержкой психического развития в коррекционных школах-интернатах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Существующие методы воспитания и обучения детей в коррекционных школах-интернатах на современном этапе не в полной мере отвечают требованиям, что влечет за собой недостатки физического и психического развития личности (В.М. Астапов, 1993; В. А. Ананьев, 2002; Л. М. Беженцева, 2001). Тем самым ограничиваются возможности социальной адаптации детей с задержкой психического развития (ЗПР). Наличие различных видов депривации не позволяет своевременно сформировать у детей с ЗПР навыка здорового образа жизни, что ещё больше усугубляет их низкое физическое развитие.

Проблема укрепления здоровья, психомоторики, повышения уровня функциональных возможностей и соматического и психического здоровья детей, обеспечения всестороннего развития личности во многом затруднена и связана как с социальной нестабильностью российского общества, так и отсутствием разработанных целенаправленных методических подходов психокоррекции детей с ЗПР.

Анализ специальной научно-методической литературы показал, что, на фоне уменьшения общего количества здоровых детей, в последние годы прогрессирует численность детей с задержкой психического развития. Это обуславливает насущную необходимость применения экстренных мер педагогической реабилитации детей с ЗПР (Ф.Г.Мухаметзянова, А. Н. Панфилов, 2003; М. Н. Реут, 2005).

Исследования показали, что за период с 2000 по 2005 годы число детей, обучающихся в специальных (коррекционных) школах, увеличилось с 365,1 до 423,1 тыс.чел., среди которых преобладают дети с нарушением и задержкой психического развития (Н.В.Афанасьев, Н. Л. Литош, 1999).

На территории Российской Федерации функционирует в настоящее время 1905 специальных (коррекционных) школ, и, в частности, только в Брянской области работает 22 специальных школы, где обучается 4700 детей.

Целевой направленностью воспитания, обучения и оздоровления детей с задержкой психического развития является приобретение знаний, умений и навыков такого уровня, который позволил бы им адаптироваться к социальным нормам и самостоятельной жизни.

Особое значение для развития личности аномального ребенка имеет правильная постановка физического воспитания в коррекционных домах-интернатах. По мнению специалистов, недельная нагрузка учебных занятий в коррекционной школе (4 часа) недостаточна для успешного решения задач физического воспитания детей с задержкой психического развития.

Следует также отметить, что в специальной литературе недостаточно представлены научно-обоснованные программы и технологии физического воспитания детей школьного возраста с ЗПР, что, в свою очередь, затрудняет осуществление комплексного коррекционно-педагогического воздействия на детей с данным отклонением в развитии. До настоящего времени федеральные программы по физическому воспитанию для учащихся вспомогательных школ не учитывают в полной мере ежедневную двигательную активность детей, не ориентированы на социализацию школьников средствами адаптивной физической культуры. Однако необходимо отметить, что движение, являясь естественной физиологической потребностью детей, оказывает на организм ребенка стимулирующее воздействие, которое предполагает полноценное использование средств и методов адаптивной физической культуры для формирования здорового образа жизни (физического и психического здоровья), развития психомоторики и активной социализации личности ребенка.

В связи с этим, разработку и экспериментальное обоснование оздоровительно-развивающей методики, основанной на использовании средств адаптивной физической культуры в социализации личности школьников с ЗПР в специальных школах-интернатах, следует рассматривать как актуальное направление современной системы физического воспитания исследуемого нами контингента детей. С этих позиций предпринятое исследование является актуальным с теоретической и практической точек зрения.

Объект исследования: процесс физического воспитания детей с ЗПР 12−13 лет в коррекционных школах-интернатах.

Предмет исследования: содержание и педагогические условия реализации оздоровительно-развивающей методики физического воспитания детей 12−13 лет с ЗПР в коррекционных школах-интернатах.

Гипотеза исследования: Предполагалось, что оздоровительно-развивающая методика физического воспитания детей 12−13 лет, основанная на интегративном подходе целенаправленного использования средств адаптивной физической культуры, существенно повысит эффективность процесса физического воспитания и улучшит психическое и соматическое здоровье, физическую подготовленность и функциональное состояние детей в коррекционных школахинтернатах и будет способствовать их активной социализации и обеспечению всестороннего развития личности.

Методологическую основу нашего исследования составили основополагающие положения: о значении движений в психическом и личностном развитии ребенка (П.Ф. Лесгафт, 1952; А. Р. Лурия, 1963) — об учете сенситивных периодов и зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский, 1991) — теория уровневой организации движений (H.A. Бернштейн, 1991), теория функциональных систем (П. К. Анохин, 1975) — концепция физкультурного воспитания (В. К. Бальсевич, 1988, 2000, 2003; Л. И. Лубышева, 2001; С. Д. Неверкович, 1996).

Цель исследования: разработка и научное обоснование оздоровительно-развивающей методики физического воспитания детей 12−13 лет с ЗПР в коррекционных школах-интернатах, основанной на средствах адаптивной физической культуры для улучшения психосоматического здоровья, физического развития, физической подготовленности, социализации и интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

Методы исследования: изучение и анализ специальной научно-методической литературыконстатирующий и формирующий педагогические экспериментысоматометрияметод функциональных пробтестирование психического развитияконтрольно-педагогические испытания (тесты) — анкетированиематематическая обработка цифрового материала.

Научная новизна:

1. Теоретически разработана, научно обоснована, апробирована и внедрена на региональном уровне в практику физического воспитания детей среднего школьного возраста в коррекционных школах-интернатах оздоровительно-развивающая методика на основе интегративного подхода к применению средств адаптивной физической культуры, которая существенно повышает мотивацию, укрепляет их психосоматическое здоровье, повышает уровень физического развития и физической подготовленности, улучшает функциональное состояние детей.

2. Разработана педагогическая модель физической социализации детей с задержкой психического развития, основанная на ведущих компонентах двигательной деятельности, развитии физических качеств, эмоциональной среды, формировании мотивации к активному здоровому образу жизни, умении ориентироваться в социуме.

3. Обоснованы дидактические условия, обеспечивающие повышение интереса детей к занятиям физическими упражнениями и целенаправленное использование эмоционально насыщенных сложных координационного вида физических упражнений, внутригрупповых и межгрупповых соревнований, соревнований и спортивных праздников, проводимых между школами.

4. Разработан и реализован интегративный подход к формированию соматического и психического здоровья детей 12−13 лет, который обеспечивает целенаправленное воздействие образовательно-оздоровительных комплексов (физические упражнения на уроках физической культуры и во внеурочное время в режиме дня, закаливание, звукотерапия) и ориентированный на развитие и коррекцию психосоматических показателей, физических качеств и формирование двигательных умений в процессе физического воспитания.

Теоретическая значимость. Результаты проведенного исследования существенно дополняют современные концепции теории и методики физического воспитания, адаптивной физической культуры и коррекционной педагогики новыми положениями в вопросах применения инновационных средств и методов адаптивной физической культуры для формирования соматического и психического здоровья детей с ЗПР в коррекционных детских учреждениях.

Практическая значимость.

Оздоровительно-развивающая методика физического воспитания детей, основанная на интегративном подходе к использованию средств адаптивной физической культуры, обеспечивает благоприятные педагогические условия для положительных изменений состояния психосоматического здоровья, физического развития и физической подготовленности учащихся коррекционных школ-интернатов.

Результаты исследования могут быть использованы:

— при разработке нормативно-программного материала по физическому воспитанию детей в коррекционных школах-интернатах;

— в практической деятельности педагогов по физической культуре с детьми младшего и среднего школьного возраста, обучающихся в коррекционных детских учреждениях;

— разработанные комплексы подвижных игр, конспекты уроков по аэробике могут быть использованы в процессе физического воспитания в коррекционных детских учреждениях.

Достоверность и обоснованность научных результатов, положений и выводов, сформулированных в диссертационном исследовании, обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций о значении физического воспитания и оздоровлении детей с задержкой психического развитиясовокупностью методов, адекватных цели и задачам исследованиярезультатами педагогического эксперимента.

Основные положения выносимые на защиту.

1. Низкие показатели психосоматическаго здоровья, функционального состояния и физической подготовленности детей с задержкой психического развития и выявленные недостатки в организации планирования и методике преподавания физической культуры в коррекционных школах-интернатах требуют разработки научно-методического обоснования инновационной оздоровительно-развивающей методики, направленной на физическую социализацию личности и интеграцию детей в общеобразовательные школы.

2. Педагогическая модель физической социализации детей с задержкой психического развития включает средства и виды физического, нравственного, эстетического, духовного развития и обеспечивает трансформацию их связей на уровнях адаптивной физической культуры, досуга, массовых средств информации, игр, различных соревнований.

3.Оздоровительно-развивающая методика физического воспитания детей 12−13 лет с задержкой психического развития в коррекционных школах-интернатах, включает физические упражнения в режиме дня, спортивно-массовые мероприятия, звукотерапию, закаливание, санитарно-гигиенические мероприятия и позволяет существенно повысить уровень психосоматического здоровья, двигательной подготовленности, интерес к занятиям физическими упражнениями и мотивацию к здоровому образу жизни.

Апробация результатов. Основные положения диссертационной работы докладывались на трех Всероссийских конференциях (Смоленск, 2005; 2006), посвященных вопросам оздоровления детского населения и проблемам физического воспитания, и отражены в 4 публикациях.

Результаты исследования внедрены в практику работы Муниципальной специальной (коррекционной) школы № 37 для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии г. Брянска, Государственного специального коррекционного) образовательного учреждения для воспитанников с отклонениями в развитии Трубчевской школы-интерната и подтверждены 2 актами внедрения.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, который включает 197 источников, из них 16 иностранных авторов, и приложений. Основное содержание работы изложено на 143 страницах машинописного текста, работа иллюстрирована 9 таблицами и 29 рисунками.

ВЫВОДЫ.

1. В результате исследований в ходе двухгодичного констатирующего эксперимента выявлен низкий уровень физического развития, функционального состояния, физической подготовленности и сформированности основных личностных показателей у детей, проживающих и обучающихся в коррекцион-ных и некоррекционных детских учреждениях. Это говорит о недостаточно эффективной методики физического воспитания, применяемой в данных учреждениях.

2. Реализация разработанной педагогической модели физической социализации детей с задержкой психического развития, основанной на компонентах двигательной деятельности и интегративном применении средств адаптивной физической культуры и являющейся ведущей составляющей оздоровительно-развивающей методики физического воспитания детей 12−13 лет, способствует эффективному развитию физических качеств, повышению соматопсихических показателей и уровня здоровья обследуемых детей в коррекционных школах-интернатах. Об этом свидетельствуют возросшие соматические показатели детей экспериментальной группы в длине и массе тела (на 8,0 и 8,8%) — улучшилось здоровье детей, сократилось количество заболеваний ОРЗ и гриппом, число случаев обострений хронических заболеваний.

3. В ходе педагогического эксперимента установлена положительная динамика в воспитании основных физических качеств у детей с ЗПР в коррекционных школах-интернатах. У детей экспериментальной группы, занимающихся по оздоровительно-развивающей методике, отмечено преимущество в показателях скоростно-силовых качеств (в беге на 30 м на 44%, в поднимании туловища на 62,9%, в прыжках в длину с места на 71,6%- (р<0,05) и координационных показателях на 42,4%. Темпы прироста результатов в контрольных упражнениях у детей с ЗПР экспериментальной группы были значительно выше, по сравнению с контрольными группами.

4. Уровень функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной, вестибулярной систем, опорно-двигательного и нервно-мышечного аппарата у детей экспериментальной группы существенно возрос. В показателях пробы Серкина установлено значительное увеличение, как у девочек, так и мальчиков, соответственно, на 18,5 и 26,4% (р<0,05), пробы Озерецкого — до 150% (р<0,001), в показателях пробы Штанге отмечено увеличение у девочек и мальчиков в 2,5 и 4,46 раза (р<0,05). Наилучшие показатели теппинг-теста отмечены у детей экспериментальной и 2 контрольной группы. В конце педагогического эксперимента показатели экскурсии грудной клетки имели большие значения у детей экспериментальной группы. У испытуемых первой контрольной группы все изменения в перечисленных показателях установлены на уровне недостоверных величин.

5. Полученные данные педагогического эксперимента свидетельствуют, что у детей экспериментальной группы нормализовалось психоэмоциональное состояние. Показатели тревожности, агрессивности и враждебности существенно снизились (р<0,05) и имели самые низкие показатели, по сравнению с детьми контрольных групп. Продуктивность внимания увеличилась у 68% детей экспериментальной группы и 60% детей 2 контрольной группы, по сравнению с 1 контрольной группой (12%).

6. Разработанная и экспериментально обоснованная оздоровительно-развивающая методика физического воспитания детей 12−13 лет с задержкой психического развития в коррекционных школах-интернатах, основанная на интегративном применении средств адаптивной физической культуры показала высокую эффективность в формировании двигательных навыков, обеспечивает целенаправленное воздействие при применении образовательно-оздоровительных комплексов, способствует эффективному развитию физического, нравственного, эстетического и духовного воспитания детей с ЗПР, повышает интерес к занятиям физическими упражнениями и мотивацию к здоровому образу жизни. Имеет важное практическое значение и вместе с тем может являться объективной предпосылкой для дальнейшего более глубокого решения проблемы физического воспитания детей с ЗПР.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Для улучшения физического развития, психосоматического, функционального состояния детей проживающих в коррекционных детских учреждениях целесообразно использовать интегративный подход к методике физического воспитания, включающий комплекс оздоровительно-развивающих факторов: физические упражнения в режиме дня, рациональное питание, оздоровительную аэробику, закаливание.

Физические упражнения для составления различных комплексов, применяемых на занятиях по физической культуре, по оздоровительной аэробике, для физкультминуток и физкультпауз рекомендуется подбирать с учетом психосоматического здоровья детей. Основными средствами являются общеразвивающие, дыхательные, стретчинговые упражнения, комплексы ритмической гимнастики, носящие коррекционную направленность, различные игры: ситуационно-ролевые, имитационные, подвижные.

В процессе физического воспитания необходимо корректировать характер, интенсивность и дозировку применяемых физических упражнений с учетом функционального и психосоматического состояния занимающихся.

В течение недельного цикла рекомендуется проводить три занятия по физической культуре, продолжительностью 40−45 минут, а также три занятия по оздоровительной аэробике продолжительностью 50−60 мин, кроме того, на каждом уроке, не зависимо от предмета изучения проводить не менее 2-х физкультминуток, которые наиболее целесообразно проводить между 8-й — 12-й и 20-й — 25-й минутами урока.

Комплексы упражнений физкультминуток должны включать в себя двигательные действия, отличающиеся от движений, выполняемых на уроке. Они должны усилить двигательную активность организма и вовлечь в работу группы мышц, несущих статическую нагрузку. Для большего эффекта рекомендуется время от времени менять содержание физкультурной минутки. Причем заменять можно не весь комплекс сразу, а отдельные упражнения и исходные положения. Полностью упражнения комплекса заменяются новыми обычно через каждые 2—3 недели.

Если физкультминутка длится 1—3 мин, то физкультурная пауза проводится продолжительностью 5—10 мин.

Комплексы физкультурных пауз должны соответствовать следующим требованиям:

• режим выполнения упражнений не должен повторять режим трудовых действий;

• упражнения должны быть подобраны так, чтобы основная нагрузка ложилась на мышцы, не участвующие в трудовой деятельности;

•чем больше физическая нагрузка в процессе труда, тем больший удельный вес в комплексе должны занимать упражнения на расслабление;

•при незначительном утомлении учащихся в комплекс включаются преимущественно динамические упражнения с элементами расслабления, при выраженном утомлении — упражнения на расслабление работающих мышц;

• темп выполнения упражнений должен соответствовать привычному для учащихся.

Очень важно разъяснить школьникам, как надо дышать во время выполнения упражнений.

Для усиления мотивации занятий физической культурой необходимо два раза в неделю проводить беседы на тематику физического воспитания, осуществлять просмотр телепередач на спортивную тему, привлекать как можно больше детей к участию в различных соревнованиях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности Текст. /КА.Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1980. — 335 с.
  2. Т.Г. Здоровый образ жизни подрастающего поколения Текст. / Т. Г. Авдеева, Н. В. Сулимова, В. Н. Шестакова и др. Смоленск: Универсум, 2005.- 117.
  3. Г. Классические тесты Текст. /Г.Айзенк.- М.: Эксмо, 2002. -192с.
  4. О.С. Состояние здоровья детей, воспитывающихся в детских домах и интернатах, и факторы, его обуславливающие Текст. // Спорт. Олимпизм. Гуманизм: Межвуз.сб.науч.трудов.- Смоленск, СГИФК, 2004, — С. 10−15.
  5. В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения средствами физического воспитания Текст. /В.Г.Абсалямова.- Н. Новгород, 2000. 274 с.
  6. . Г. Психология и проблемы человекознания:Избр.псих.тр./Ин-тут пак. психологии: под ред.А. А. Бодалева, М.: Воонеж: Модек, 1996.383 с.
  7. В.А. Психология здоровья базовая отрасль первичной профилактики нервно-психических, психосоматических расстройств и девиант-ных форм поведения в школе /В.А.Ананьев // Адаптивная физическая культура. — 2002. — № 3 (11). — С. 33−36.
  8. Г. М. Социальная психология.-М.:Аспект-Пресс., 2000.- 373 с.
  9. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем Текст. / П. К. Анохин- [Предисл. проф. К. В. Судакова и др.]- Акад. мед. наук СССР. М.: Медицина, 1975. — 447 е.: ил., портр.
  10. Ю.Антонюк С. Д. Воспитание координационных способностей у детей с особенностями психического развития Текст. /С.Д.Антонюк // Адаптивная физическая культура. 2001. — № 3 (7). — С. 22−23.
  11. И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития Текст. /И.А.Аршевский.- М: Наука, 1982.- С. 234 292.
  12. В.М. Психологическое обследование детей с нарушениями развития Текст. /В.М.Астапов, Ф. М. Герасимов. М., 1993. — С. 35.
  13. Ю.В. Аэробика и ее возможность применения в общеобразовательной школе Текст. / Ю. В. Бабич, Е. П. Скворчук // Физкультурное образование Сибири: науч.-метод.журнал. 1998. — № 8. — С. 78−85.
  14. В.К. Физическая культура для всех и каждого Текст. /В.К.Бальсевич. М, 1988. — 78с.
  15. В. К. Онтокинезиология человека Текст. /В.К.Бальсевич. -М.: Теория и практика физической культуры, 2000.- 275с.
  16. Л.Ю. Развитие физичсеких способностей дошкольников в условиях детского дома Текст.: автореф.дисс.канд.пед.наук /Л.Ю.Башта. -Омск, 2006. 24с.
  17. Л.М. Значение средств оздоровительной физической культуры в системе психолого-педагогической коррекции и физической реабилитации детей-сирот // Адаптивная физическая культура. 2001. — № 1 (17). -С. 17−29.
  18. Т.А. Программа физического воспитания детей 5−6 лет с задержкой психического развития Текст. /Банникова Т.А., Решетняк О. В. //Теория и практика физической культуры. 2004. — № 8. — С. 58−59.
  19. Л.М. Значение средств оздоровительной физической культуры в системе психолого-педагогической коррекции и физической реабилитации детей-сирот Текст. /Л.М.Баженцева //Адаптивная физическая культура.- 2004.- № 1 (17).- С. 17−21.
  20. В.П. Дидактические основы программного управления процессом обучения Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук /В.П.Беспалько- МГУ.-М., 1968.-44 с.
  21. H.A. О ловкости и ее развитии Текст. /Н.А.Бернштейн. М.: Физическая культура и спорт, 1991. — 288 с.
  22. В.М. Избранные работы по социальной психологии Текст. /В.М.Бехтерев / Ин-т психологии РАН. М.: Наука, 1994. — 399 е.: портр.
  23. Ю.А. Основные принципы психологической реабилитации детей с задержкой психического развития Текст. /Ю.А.Банников, Л. Н. Мордич //Вестник психосоциальной и реабилитационной работы. 2001. — № 1. -С. 17−20.
  24. Р. Агрессия Текст. /Р.Бэрон, Д. Ричардсон: учебн.пособие. СПб.: Питер, 2000. — 186 с.
  25. Ю.Н. Научно-практические предпосылки спортивно-оздоровительной программы для детей и молодежи Текст. /Ю.Н.Вавилов, К.Ю.Вавилов// Теория и практика физической культуры. -1995.-№ 4.-С. 54.
  26. Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей Текст. /Н.П.Вайзман. М.: Аграф, 1997. — 128 с.
  27. Н.П. Психомоторика детей-олигофренов Текст. /Н.П.Вайзман -М.: Педагогика, 1976. 104 с.
  28. В.К. Физкультура для ослабленных детей Текст. /В.К.Велитченко: метод.пособие. М.: Терра спорт, 2000. — 166 с.
  29. М.Я. Методологический анализ общего и особенного в понятиях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» Текст. / М. Я. Виленский, С. О. Авчинникова // Теория и практика физической культуры. 2004. — № 11. — С. 2−7.
  30. М.Я. Самовоспитание и самосовершенствование студентов в процессе физического воспитания Текст. / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков //Физическая культура и спорт в Российской Федерации (студенческий спорт). М., 2002. — С. 152−159.
  31. Т.А. Дети с задержкой психического развития Текст. /Т.А.Власова, В. И. Лубовская, Н. А. Цыпин. М: Педагогика, 1984. — 160 с.
  32. Т.А. О детях с отклонениями в развитии Текст. /Т.А.Власова, М. С. Певзнер. М, 1985.- 181 с.
  33. Т.А. Учителю о детях с отклонениями в развитии Текст. / Т. А. Власова, М. С. Певзнер М.: Просвещение, 1967. — 207 с.
  34. Л.В. Особенности методики физического воспитания детей, имеющих недостаточный уровень школьной зрелости Текст.: авто-реф.дисс. канд.пед.наук /Л.В.Волков. Киев, 1980. — 19 с.
  35. В.М. Состояние и перспективы развития детской психиатрической службы в России Текст. /В.М.Волошин, Б. А. Казаковцев,
  36. Ю.С.Шевченко //Социальная и клиническая психиатрия. 2002. — № 2. -С. 5−10.
  37. Воспитательная работа в вспомогательной школе Текст.: сб. ст. / Под ред. Г. М. Дульнева. М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1957. — 152 е.: ил.
  38. Л.С. проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте Текст. / Л. С. Выгодский // Избранные психологические исследования. -М.: АПН РСФСР, 1958. 448 с.
  39. Л.С. Избранные психологических исследования Текст. /Л.С.Выготский М.: Изд-во пед. наук, 1956. — 519 с.
  40. Л.С. Педагогическая психология Текст. /Л.С.Выготский. -М.: Педагогика, 1991.-480 с.
  41. Ф.М. Задержки психического развития церебрально-органического генеза у детей Текст.: автореф.дисс.докт.мед.наук / Ф. М. Гайдук. М, 1988. — 42 с.
  42. Ю.Ф. Коррекционно-воспитательная работа по закреплению речевых навыков и умений у дошкольников с общим недоразвитием речи Текст. / Ю. Ф. Гаркуша //Дефектология. 1988. — № 2.- С. 60−66.
  43. Т.Н. развитие психической устойчивости к кризисным ситуациям Текст. /Т.Н.Городец //Акмеология. 2004. — № 4. — С. 18−24.
  44. В.П. Применение упражнений координационной направленности как метод физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими отклонения в физическом развитии / В. П. Губа, Е. В. Алпацкая // Адаптивная физическая культура. 2003. — № 2 (14). — С. 8−16.
  45. А.А. Развитие двигательных качеств у школьников Текст. /А.А.Гужаловский. Мн.: Народная асвета, 1978. — 88 с.
  46. Д.Н. О сущности понятия «физическое здоровье» Текст. /Д.Н.Давиденко // Адаптивная физическая культура. 2002 — № 4(12). — С. 12−14.
  47. В.А. Физическое воспитание как фактор адаптации личности и ее становления в воспитательной системе центра педагогической реабилитации детей Текст. /В.А.Данилко // Психолого-педагогический журнал. 2002. — № 1.-С.30−33.
  48. Диагностика умственного развития школьников Текст. /Под ред. Л. А. Венгер, В. В. Холмовской. М., 1978. — С. 47.
  49. Декларации о правах инвалидов 1975 г.
  50. Декларации о правах умственно отсталых лиц 1971 г.
  51. Демоор-Жан. Ненормальные дети. Воспитание их дома и в школе Текст. /Демоор-Жан. М.: б. и., 1909. — 371 с.
  52. Дети с ограниченными возможностями: проблемы, и инновационные тенденции в обучении и воспитании: хрестоматия /Сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калиникова. М.: ГНОМ и Д, 2001.- 448 с.
  53. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под редакцией С. Г. Шевченко.- М.: АРТИ, 2001.- 223 с.
  54. Р.Н., Губа В. П. Спортивная морфология: учеб.пособ. для высших и средних заведений физич.культуры.-М.:СпортАкадемПресс, 2002.-236с.
  55. Н. П. Избранные труды: в 4 т/Сост.Л. Г. Дубинина, — М.:Наука, 2000,-т. 1−543 с.
  56. С.П. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке) Текст. /С.П.Евсеев // Теория и практика физической культуры. 1988. — № 7. — С. 2−7.
  57. Ефименкова J1.H. Исправление и предупреждение дисграфии у детей Текст. /Л.Н.Ефименкова, И. Н. Садовникова. М.: Просвещение, 1972. -С. 38.
  58. В.А. Обучение детей с умственной отсталостью адекватным формам взаимодействия со сверстниками в процессе адаптивного физического воспитания Текст. /В.А.Ильин // Адаптивная физическая культура. -2004.-№ 2(18).-С. 18−19.
  59. Ю.А. Связь тревожности как свойства личности с некоторыми психофизиологическими характеристиками Текст. /Ю.А.Катынин //Психофизиология: сб.науч.тр. Л., 1979. — С. 46−49.
  60. В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: книга для учителей / В. П. Кащенко 2-е изд. — М.: Просвещение, 1994. — 223 с.
  61. В.В. Психиатрия детского возраста Текст. /В.В.Ковалев. М: Медицина, 1995.-С. 121−138.
  62. H.A. Физическое воспитание учащихся вспомогательной школы Текст. / Н. А. Козленко Киев: Рад. шк., 1987. — 127 с.
  63. H.H. Воспитатель по физической культуре Текст. /Н.Н.Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Смодурова /Под ред. С. А. Козловой.-М.: Академия, 2002. 317 с.
  64. E.H. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами физической культуры и спорта Текст. /Е.Н.Каленик // Адаптивная физическая культура. 2005. — № 4(24). — С. 26−30.
  65. Конвенции о правах ребенка 1987 г.
  66. Концепция физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 г.//Теория и практика физической культуры.- 2001.-№ 4.-С.2−7.
  67. Ю.А. Классификация и анализ раздела «Основы знаний» программы физического воспитания учащихся общеобразовательной школы Текст. /Ю.А.Копылов // Физическое воспитание и школьная гигиена: тез. докл. IV Всесоюзн. конф. М., 1991. — 4.1. — С. 77.
  68. Ю.В. Особенности восприятия времени и пространства у подростков с нарушениями интеллектуального развития Текст. / Ю. В. Корягина, Н. Л. Литош, С. И. Шемет // Адаптивная физическая культура. 2004. — № 3(18). — С. 12−15.
  69. Е. В. Формы организации массовых занятий физическими упражнениями и спортом детей младшего школьного возраста в условиях жилого микрорайона крупнейшего города. Автореферат .канд.пед.наук., 1983.- 24 е.
  70. Г. Ф. Дети группы риска Текст. /Г.Ф.Гумарна //Советская педагогика. 1991. — № 11. — С. 5.
  71. С.Ф. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре: учеб. пособие /С.Ф.Курдыбайло, С. П. Евсеев, Г. В. Герасимова. М.: Советский спорт, 2003. — 184 с.
  72. К.С. Нарушения эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема Текст.: автореф.дисс.докт.психол.наук /К.С.Лебединская. -М., 1992.-46с.
  73. В.В. Нарушения психического развития у детей Текст. /В.В.Лебединский. М., 1984. — 184 с.
  74. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. Т. 2. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста Текст. / П. Ф. Лесгафт. М.: Академия пед. наук РСФСР, 1952. — 33 с.
  75. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование Текст. /Под ред. Е. Н. Степанова. М.: ТЦ Сфера, 2003. — 128 с.
  76. В.И. Психолого-педагогическая профилактика и реабилитация социального сиротства детей и подростков Текст.: автореф. дисс.канд.психол.наук/В.И.Лопатина. М., 2001. — 27 с.
  77. В. И. Психологические проблемы задержки психического развития Текст. /В.И.Лубовский, Л. В. Кузнецова, Ю. Ф. Кутафин //Дети с задержкой психического развития. М., 1984. — С. 6−9.
  78. В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей Текст. /В.И.Лубовский. М., 1989. — С. 99.
  79. Ю2.Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта Текст.: учебн. пособие /Л.И.Лубышева. М.: Академия, 2001. — 320 с.
  80. ЮЗ.Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. Нейро-психологические исследования Текст. /А.Р.Лурия. М.: Академия пед. наук РСФСР, 1963.-476 с.
  81. Л.Е. Возрастные особенности движений у детей и подростков Текст. /Л.Е.Любомирский. М.: Педагогика, 1979. — 96 с.
  82. Лях В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе Текст. /В.И.Лях //Теория и практика физической культуры. 1990. — № 9. — С. 10−14.
  83. Лях В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития Текст. /В.И.Лях. М.: Терра Спорт, 2000. — 192 с.
  84. E.H. Коррекция психофизического статуса детей 12−13 лет с нарушениями интеллекта в процессе занятий волейболом Текст.: авто-реф.дисс.канд.пед.наук /Е.Н.Малыгина. Хабаровск, 2002. — 24с.
  85. Ю.Маринчева С. Г. Клиническая и этиологическая дифференциация оли-гофрений Текст. /С.Г.Маринчева //Актуальные проблемы психиатрии. -1981.-№ 6.-С. 160−163.
  86. А.К. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте Текст. /А.К.Маркова, Е. П. Лидере, Е. Л. Яковлева. Петрозаводск, 1992. — С. 63.
  87. З.Л. Состояние зрительно-пространственных функций у детей в норме и с задержкой психического развития Текст. /З.Л.Меликян, Т. В. Ахутина //Школа здоровья. 2002. — № 1. — С. 28−31.
  88. Методика обследования нарушений речи у детей: сб. науч. тр. /АПН СССР / Отв.ред. Т. А. Власова, И. Т. Власенко, Г. В. Чиркина. М., 1982. — С. 87
  89. С. Техники семейной терапии Текст. /С.Минухин, Ч.Фишман. М, 1998. — С. 34.
  90. Программы для 5−9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: сб.1.-М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-224 с.
  91. Ф.Р. Хореография в спорте Текст. /Ф.Р.Морель. М.: Физкультура и спорт, 1971. -111 с.
  92. Е.И. Проблемные дети и дети-сироты: советы воспитателям и опекунам Текст. /Е.И.Морозова.- М.: НЦ ЭНАС, 2002, — 56 с.
  93. И.В. Оздоровительные возможности физической культуры Текст. /И.В.Муравов // Актуальные проблемы пропаганды физической культуры и спорта. Вып. 1. — М.: Знание, 1991. — 48 с.
  94. В.А. Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста Текст.: метод.пособ. /В.А.Муравьев. М.: Айрис-Пресс, 2004.- 112 с.
  95. А. В. Социализация и воспитание.-М.: изд «Сентябрь». 1997.95 с.
  96. Н. М. Специальная педагогика/Учебное пособие для Пед. Ву-ов М.: изд. Academia.2000.- 394 с.
  97. С.Д. Исследование вопросов оптимизации сочетания страха и интереса в педагогическом процессе / С. Д. Неверкович, А. Ф. Попова // Научные труды 1995 года/ВНИИФК. М., 1996. — Т. 1. — С. 103−114.
  98. Осанка и физическое развитие детей Текст. /A.A. Потапчук, М. Д. Дидур: программы диагностики и коррекции нарушений. С-Пб.: Речь, 2001.- 166 с.
  99. Основы коррекционной педагогики Текст.: учеб. пособие /Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 280 с.
  100. Оценка основных антропометрических данных, полового созревания и артериального давления у детей: метод.рекоменд. /Под ред. Н. Н. Миклашевской, В. С. Соолвьевой, Е. З. Годиной, 1988. С.12−19.
  101. Л.И. Особенности психического развития детей 5—10 лет с интранатальной патологией в анамнезе Текст.: автореф.дисс.канд.мед. наук /Л.И.Пасечник. Л, 1989. — 26 с.
  102. Патология психического развития Текст. / Под. ред. акад. А. С. Тиганова. М.: Научный центр психического здоровья РАМН, 1998. -С. 104.
  103. В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? Текст. /В.Г.Петрова, И. В. Белякова. М.: Флинта — Московский психолого-социальный институт, 1998. — С. 43.
  104. М.С. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности Текст. /М.С.Певзнер. М., 1985. — 184 с.
  105. ИЗ.Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения: пер. с нем. / В переводе В. Смирнова. Т.2. Части 3 4. — М.: б. и., 1901. — 557 с.
  106. .И. Формирование двигательных навыков учащихся вспомогательной школы / Пинский Б. И. М.: Педагогика, 1979. — 128 е.: ил.
  107. Н.Г. Своеобразие процессов непроизвольной памяти у первоклассников с ЗПР Текст. /Н.Г.Поддубная //Дефектология. 1980. -№ 4.-С. 24−31.
  108. H.H. Социализация личности ребенка в условиях детского дома Текст. / Н. Н. Полынцева //Современные проблемы физической культуры и спорта: матер.науч.конф.молодых ученых Д.Востока.- Хабаровск, ДВГАФК, 2002. С.61−65.
  109. В.Н. Динамика психомоторного развития детей в связи с задачами их реабилитации в психоневрологическом доме ребенка Текст.: авто-реф.дисс.докт. мед. наук/В.Н.Попов. -С-Пб, 1998.-51 с.
  110. В.А. Оптимизация двигательной активности при помощи форм и средств физического воспитания в условиях школы-интерната Текст. /В.А.Протасов //Физкультурное образование и спорт в Восточной Сибири. 2001. — № 4. — С. 84−86.
  111. Т.А. Не скудеет Россия талантами Текст. /Т.А.Протченко, Н. В. Полянская, М. В. Малыхина //Физическая культура в школе. 1996. -№ 5. — С. 2−5.
  112. Психолго-медико-педагогическое обследование ребенка Текст. /Под ред. М. М. Семаго, — М: АРКТИ, 1990.- С.56−98.
  113. О.В. Особенности организации физического воспитания дошкольников, имеющих задержку психического развития Текст. /О.В.Решетняк, Т. А. Банникова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002. — № 4. — С. 59.
  114. А. С. Социальная адаптация умственно отсталых учащихся средствами физической культуры//Дефектология". — 2001.-№ 6.-С.39−41.
  115. A.C. Становление адаптивной физической культуры умственно отсталых (исторический экскурс) Текст. /А.С.Самыличев, О. В. Яшин //Адаптивная физическая культура. 2001. — № 4 (8). — С. 9−14.
  116. A.C. Формирование интеллектуальных способностей учащихся классов коррекционного обучения на уроках адаптивной физической культуры Текст. /А.С.Самыличев, Е. В. Быстрицкая // Адаптивная физическая культура. 2003. — № 1 (13). — С. 6−8.
  117. A.C. Активизация нервных клеток человека средствами адаптивной физической реабилитации Текст. /А.С.Самыличев, С. Ю. Мышляев, Р. С. Лукин //Адаптивная физическая культура. 2005. -№ 4 (24).-С. 34−38.
  118. Н.Я. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекцион-ной работы психолога Текст. /Н.Я.Семаго, М. Н. Семаго. М., 2003. — С. 4−14,23−47.
  119. .В. Методика воспитания двигательных качеств у аномальных детей: учеб.-метод.пос. для студентов по обучению и воспитанию аномальных детей / Б. В. Сермеев. Горький: б. и., 1976. — 84 е.: табл.
  120. .В. Физическое воспитание слабовидящих детей Текст.: пособие для учителей / Б. В. Сермеев. М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
  121. В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, А. И. Исаев, Е. Н. Шиянов. -Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. -576с.
  122. A.C. Коррекция физического и функционального развития детей путем рационализации двигательного режима Текст. /А.С.Солодков,
  123. Е.М.Есина //Адаптивная физическая культура. 2004. — № 3(19). — С. 1723.
  124. Состояние психического здоровья детей: проблемы, пути решения. Вопросы психического здоровья детей и подростков. Решение коллегии. -М, 2001.-64 с.
  125. В.К. Теоретико-методические аспекты индивидуальной направленности занятий оздоровительной физической культурой школьников Текст.: автореф.дисс.д-ра пед. наук/В.К.Спирин. -М., 2003. -44с.
  126. В.К. Индивидуальный подход к оценке состояния здоровья Текст. /В.К.Спирин // Теория и практика физической культуры. 2005. -№ 9. — С. 35−37.
  127. Л.Ф. Графические ошибки при нарушениях письма у детей с недоразвитием речи Текст. /Л.Ф.Спирова //Проблемы психического развития аномального ребенка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1966. — С. 79.
  128. Справочник по психиатрии Текст. /Под ред. академика А. В. Снежневского. М., 1985. — С. 98.
  129. Справочник работника физической культуры и спорта: нормативные правовые и програмно-методические документы, практический опыт, рекомендации Текст. /Автор-составитель А. В. Царик.- М.: Советский спорт, 2002. 101 с.
  130. Т.А. Особенности наглядного мышления у дошкольников с ЗПР Текст. / Т. А. Стрекалова //Дефектология. 1982. — № 1. — С. 14−16.
  131. Т.А. Особенности логического мышления у дошкольников с ЗПР Текст. / Т. А. Стрекалова //Дефектология. 1982. — № 4. — С. 21−25.
  132. Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка Текст. /Э.Я.Степаненкова. М.: Академия, 2001. — 197 с.
  133. Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями Текст.: межвуз.сб.науч.тр. / Под ред. Л. И. Белякова, Г. С. Гуменная, Е. В. Лаврова. M., 1991. — С. 45.
  134. И.Н. Влияние ритмической гимнастики на физическую подготовленность здоровых детей старшего дошкольного возраста и детей с задержкой психического развития Текст. /И.Н.Тимошина, И. М. Купцо,
  135. A.В.Ботиевская //Адаптивная физическая культура. 2006. — № 3. — 20−22.
  136. Т.Н. Игровая коррекционная методика занятий для детей с проблемами развития Текст. /Т.Н.Тимофеева //Адаптивная физическая культура. 2002. — № 4 (12). — С. 32−34.
  137. O.A. Расстройства чтения и письма Текст. /О.А.Токарева //Расстройства речи у детей и подростков: сб.науч.тр. /Под ред. проф. С. С. Ляпидевского. М.: Медицина, 1969. — С. 121−128.
  138. И.М. Структура психофизической подготовленности человека Текст. /И.М.Туревский. Тула: РИО ТППО, 1997. — 201 с
  139. Д. И. Социальное развитие в пространстве -времени детства.- М.: Моск.псих.-соц.ин-т.:000 «Флинта» 1997.- 158 с.
  140. H.A. Движение, музыка, сюжеты слова (логоритмическая гимнастика) Текст. /Н.А.Фомина //Адаптивная физическая культура. 2003. -№ 4(16).-С. 8−14.
  141. Хрестоматия: дети с нарушениями развития Текст. /Сост.
  142. B.М.Астапов. М, 1995. — С. 98−104.
  143. Т.В. К вопросу о понятии «агрессия» в агрессиологии Текст. /Т.В.Хромина //Физическая культура и спорт в современном обществе: матер.Всерос.науч.конф. 4.1. — Хабаровск: ДВГАФК, 2003. — С. 121 124.
  144. А.В. Физическая реабилитация и спорт инвалидов Текст.: учеб.-метод.пособие /А.В.Царик. М.: Советский спорт, 2000. — 591с.
  145. Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии Текст. /Л.В.Шапкова. М.: Советский спорт, 2003.-212 с.
  146. С.Г. Комплексный подход к диагностике, коррекции и реабилитации детей с трудностями в обучении Текст. /С.Г.Шевченко // Дефектология. 1995. — № 1. — С. 30−37.
  147. А.А. Основы физического воспитания / Шевченко А. А., Пе-ревощиков Ю. Киев: Вища школа, 1984. — 184 с.
  148. August G.J., Steward M.A., Tsai L. The incidence of cognitive disabilities in the siblings of autistic children. Br J Psychiatry 1981 — 138: 416 —422.
  149. Bergmann Wolfgang. Gute Futoriatat. Beust. -2001. S. 5−6.
  150. Biddle S. Physical Activity, Health and Well-Being // International Scientific Consensus Conference. Qneber Citi, 19−21st May, 1995. — P. 23−27.
  151. Bizouard P. Psychomotor development in infant and young children. Developpement psychomotor du nourrisson et de enfant. // CHU, hospital Sain-Jacques. Besanson. Rev.-Prat. 1995. — Jan. 1. — № 45 (1). — P. 107−112.
  152. Eizenberg L. The psychosocial health of the child: a global view // Int. Child Health, 1996, Vol. 7, N3.-P. 7−18.
  153. Fuchs Hans-Werner, Renter Lutz R. Bildungspolitik i Deutschland. Entwicklungen, Probleme, Reformbedarf. Leske Budrich, Opladen. 2000. — S. 49−5.
  154. Godfrey S. et all. Volumes and airway resistance in normal children age from 5 to 18 years // Brit. J. Diseases chest. 1990. — v. 64. — N 1. — P. 15−24.
  155. Graham P., Stevenson J. F twin study of genetic influences on behavioral deviance. Journal of the American Academy of Child Psychiatry 1985- 24: 33— 4L
  156. Hiake-Hobson and all. Child development and relationships. 1993. P. 142 154.
  157. Dewey J. Human nature and conduct. An introduction to social psychology. N.Y., 1930, p. 11.
  158. Jackson C. Initial and experimental stages of tobacco and alcohol use during late childhood, relation to peer, parent, and personal risk factors. / Addict-Behaves. 1997. — Vol. 22. — N. 5. — P. 685−698.
  159. Dishman R.K. Health psychology and exercise adherence //Quest., 1981, v. 33, p. 166−180.
  160. Kau M.L., Fischer J. Self-modification of exercise behavior //Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry, 1974, v. 5, p. 213−214.
  161. Krenz-Gollinger. Zeit fur Kinder // Spielen und Lernen. August. — 2002. -S. 60.
  162. Lipcova V., Grunt J. Krajowe Rozdlely v rastovuch hodnotach slovenskych dete vo veku 1−18 rokov // Ges. Hud. 1998. -N. 5. S. 209−302.
Заполнить форму текущей работой