Оздоровительно-развивающая методика физического воспитания детей 12-13 лет с задержкой психического развития в коррекционных школах-интернатах
В ходе педагогического эксперимента установлена положительная динамика в воспитании основных физических качеств у детей с ЗПР в коррекционных школах-интернатах. У детей экспериментальной группы, занимающихся по оздоровительно-развивающей методике, отмечено преимущество в показателях скоростно-силовых качеств (в беге на 30 м на 44%, в поднимании туловища на 62,9%, в прыжках в длину с места… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДНИЕ
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
- 1. 1. Средства адаптивной физической культуры в социализации школьников с задержкой психического развития
- 1. 2. Морфологические и психолого-функциональные особенности детей с задержкой психического развития
- 1. 3. Факторы, обуславливающие развитие задержки психического развития
- 1. 4. Анализ программ по физическому воспитанию в коррекционных школах-интернатах и в общеобразовательных школах
- ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Задачи исследования
- 2. 2. Методы исследования
- 2. 3. Организация исследования
- ГЛАВА III. ХАРАКТЕРИСТИКА СОМАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
- 3. 1. Особенности физического развития детей, обучающихся в коррекционных и некоррекционных школах-интернатах
- 3. 2. Характеристика функционального состояния детей, обучающихся в коррекционных и некоррекционных школах-интернатах
- 3. 3. Особенности физической подготовленности детей коррекционных и некоррекционных школ-интернатов
- 3. 4. Характеристика психологического состояния детей, обучающихся в коррекционных и некоррекционных школах-интернатах
- ГЛАВА IV. ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ 12−13 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВТИЯ
4.1. Теоретико-методические предпосылки применения адаптивной физической культуры на этапе учебной реабилитации детей 12−13 лет с задержкой психического развития в коррекционных школах-интернатах в условиях учебного года.
4.2. Структура и содержание оздоровительно-развивающей методики физического воспитания детей с ЗПР в коррекционных школах-интернатах.
4.3. Оздоровительно-развивающая методика формирования функциональных возможностей, психомоторики и укрепления здоровья детей с ЗПР на этапе коммуникативной их реабилитации.
4.3.1. Изменение соматических признаков детей, обучающихся в коррекционных и некоррекционных школах-интернатах.
4.3.2. Динамика функциональных характеристик детей, обучающихся в коррекционных и некоррекционных школах-интернатах.
4.3.3. Динамика показателей физической подготовленности детей, обучающихся в коррекционных и некоррекционных школах-интернатах.
4.3.4. Особенности психоэмоционального развития детей, обучающихся в коррекционных и некоррекционных школах-интернатах.
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности Текст. /КА.Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1980. — 335 с.
- Авдеева Т.Г. Здоровый образ жизни подрастающего поколения Текст. / Т. Г. Авдеева, Н. В. Сулимова, В. Н. Шестакова и др. Смоленск: Универсум, 2005.- 117.
- Айзенк Г. Классические тесты Текст. /Г.Айзенк.- М.: Эксмо, 2002. -192с.
- Алоина О.С. Состояние здоровья детей, воспитывающихся в детских домах и интернатах, и факторы, его обуславливающие Текст. // Спорт. Олимпизм. Гуманизм: Межвуз.сб.науч.трудов.- Смоленск, СГИФК, 2004, — С. 10−15.
- Алямовская В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения средствами физического воспитания Текст. /В.Г.Абсалямова.- Н. Новгород, 2000. 274 с.
- Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания:Избр.псих.тр./Ин-тут пак. психологии: под ред.А. А. Бодалева, М.: Воонеж: Модек, 1996.383 с.
- Ананьев В.А. Психология здоровья базовая отрасль первичной профилактики нервно-психических, психосоматических расстройств и девиант-ных форм поведения в школе /В.А.Ананьев // Адаптивная физическая культура. — 2002. — № 3 (11). — С. 33−36.
- Андреева Г. М. Социальная психология.-М.:Аспект-Пресс., 2000.- 373 с.
- Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем Текст. / П. К. Анохин- [Предисл. проф. К. В. Судакова и др.]- Акад. мед. наук СССР. М.: Медицина, 1975. — 447 е.: ил., портр.
- Ю.Антонюк С. Д. Воспитание координационных способностей у детей с особенностями психического развития Текст. /С.Д.Антонюк // Адаптивная физическая культура. 2001. — № 3 (7). — С. 22−23.
- Аршвский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития Текст. /И.А.Аршевский.- М: Наука, 1982.- С. 234 292.
- Астапов В.М. Психологическое обследование детей с нарушениями развития Текст. /В.М.Астапов, Ф. М. Герасимов. М., 1993. — С. 35.
- Бабич Ю.В. Аэробика и ее возможность применения в общеобразовательной школе Текст. / Ю. В. Бабич, Е. П. Скворчук // Физкультурное образование Сибири: науч.-метод.журнал. 1998. — № 8. — С. 78−85.
- Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого Текст. /В.К.Бальсевич. М, 1988. — 78с.
- Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека Текст. /В.К.Бальсевич. -М.: Теория и практика физической культуры, 2000.- 275с.
- Башта Л.Ю. Развитие физичсеких способностей дошкольников в условиях детского дома Текст.: автореф.дисс.канд.пед.наук /Л.Ю.Башта. -Омск, 2006. 24с.
- Беженцева Л.М. Значение средств оздоровительной физической культуры в системе психолого-педагогической коррекции и физической реабилитации детей-сирот // Адаптивная физическая культура. 2001. — № 1 (17). -С. 17−29.
- Банникова Т.А. Программа физического воспитания детей 5−6 лет с задержкой психического развития Текст. /Банникова Т.А., Решетняк О. В. //Теория и практика физической культуры. 2004. — № 8. — С. 58−59.
- Беженцева Л.М. Значение средств оздоровительной физической культуры в системе психолого-педагогической коррекции и физической реабилитации детей-сирот Текст. /Л.М.Баженцева //Адаптивная физическая культура.- 2004.- № 1 (17).- С. 17−21.
- Беспалько В.П. Дидактические основы программного управления процессом обучения Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук /В.П.Беспалько- МГУ.-М., 1968.-44 с.
- Бернштейн H.A. О ловкости и ее развитии Текст. /Н.А.Бернштейн. М.: Физическая культура и спорт, 1991. — 288 с.
- Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии Текст. /В.М.Бехтерев / Ин-т психологии РАН. М.: Наука, 1994. — 399 е.: портр.
- Блинков Ю.А. Основные принципы психологической реабилитации детей с задержкой психического развития Текст. /Ю.А.Банников, Л. Н. Мордич //Вестник психосоциальной и реабилитационной работы. 2001. — № 1. -С. 17−20.
- Бэрон Р. Агрессия Текст. /Р.Бэрон, Д. Ричардсон: учебн.пособие. СПб.: Питер, 2000. — 186 с.
- Вавилов Ю.Н. Научно-практические предпосылки спортивно-оздоровительной программы для детей и молодежи Текст. /Ю.Н.Вавилов, К.Ю.Вавилов// Теория и практика физической культуры. -1995.-№ 4.-С. 54.
- Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей Текст. /Н.П.Вайзман. М.: Аграф, 1997. — 128 с.
- Вайзман Н.П. Психомоторика детей-олигофренов Текст. /Н.П.Вайзман -М.: Педагогика, 1976. 104 с.
- Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей Текст. /В.К.Велитченко: метод.пособие. М.: Терра спорт, 2000. — 166 с.
- Виленский М.Я. Методологический анализ общего и особенного в понятиях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» Текст. / М. Я. Виленский, С. О. Авчинникова // Теория и практика физической культуры. 2004. — № 11. — С. 2−7.
- Виленский М.Я. Самовоспитание и самосовершенствование студентов в процессе физического воспитания Текст. / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков //Физическая культура и спорт в Российской Федерации (студенческий спорт). М., 2002. — С. 152−159.
- Власова Т.А. Дети с задержкой психического развития Текст. /Т.А.Власова, В. И. Лубовская, Н. А. Цыпин. М: Педагогика, 1984. — 160 с.
- Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии Текст. /Т.А.Власова, М. С. Певзнер. М, 1985.- 181 с.
- Власова Т.А. Учителю о детях с отклонениями в развитии Текст. / Т. А. Власова, М. С. Певзнер М.: Просвещение, 1967. — 207 с.
- Волков Л.В. Особенности методики физического воспитания детей, имеющих недостаточный уровень школьной зрелости Текст.: авто-реф.дисс. канд.пед.наук /Л.В.Волков. Киев, 1980. — 19 с.
- Волошин В.М. Состояние и перспективы развития детской психиатрической службы в России Текст. /В.М.Волошин, Б. А. Казаковцев,
- Ю.С.Шевченко //Социальная и клиническая психиатрия. 2002. — № 2. -С. 5−10.
- Воспитательная работа в вспомогательной школе Текст.: сб. ст. / Под ред. Г. М. Дульнева. М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1957. — 152 е.: ил.
- Выготский Л.С. проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте Текст. / Л. С. Выгодский // Избранные психологические исследования. -М.: АПН РСФСР, 1958. 448 с.
- Выготский Л.С. Избранные психологических исследования Текст. /Л.С.Выготский М.: Изд-во пед. наук, 1956. — 519 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология Текст. /Л.С.Выготский. -М.: Педагогика, 1991.-480 с.
- Гайдук Ф.М. Задержки психического развития церебрально-органического генеза у детей Текст.: автореф.дисс.докт.мед.наук / Ф. М. Гайдук. М, 1988. — 42 с.
- Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-воспитательная работа по закреплению речевых навыков и умений у дошкольников с общим недоразвитием речи Текст. / Ю. Ф. Гаркуша //Дефектология. 1988. — № 2.- С. 60−66.
- Городец Т.Н. развитие психической устойчивости к кризисным ситуациям Текст. /Т.Н.Городец //Акмеология. 2004. — № 4. — С. 18−24.
- Губа В.П. Применение упражнений координационной направленности как метод физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими отклонения в физическом развитии / В. П. Губа, Е. В. Алпацкая // Адаптивная физическая культура. 2003. — № 2 (14). — С. 8−16.
- Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников Текст. /А.А.Гужаловский. Мн.: Народная асвета, 1978. — 88 с.
- Давиденко Д.Н. О сущности понятия «физическое здоровье» Текст. /Д.Н.Давиденко // Адаптивная физическая культура. 2002 — № 4(12). — С. 12−14.
- Данилко В.А. Физическое воспитание как фактор адаптации личности и ее становления в воспитательной системе центра педагогической реабилитации детей Текст. /В.А.Данилко // Психолого-педагогический журнал. 2002. — № 1.-С.30−33.
- Диагностика умственного развития школьников Текст. /Под ред. Л. А. Венгер, В. В. Холмовской. М., 1978. — С. 47.
- Декларации о правах инвалидов 1975 г.
- Декларации о правах умственно отсталых лиц 1971 г.
- Демоор-Жан. Ненормальные дети. Воспитание их дома и в школе Текст. /Демоор-Жан. М.: б. и., 1909. — 371 с.
- Дети с ограниченными возможностями: проблемы, и инновационные тенденции в обучении и воспитании: хрестоматия /Сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калиникова. М.: ГНОМ и Д, 2001.- 448 с.
- Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под редакцией С. Г. Шевченко.- М.: АРТИ, 2001.- 223 с.
- Дорохов Р.Н., Губа В. П. Спортивная морфология: учеб.пособ. для высших и средних заведений физич.культуры.-М.:СпортАкадемПресс, 2002.-236с.
- Дубинин Н. П. Избранные труды: в 4 т/Сост.Л. Г. Дубинина, — М.:Наука, 2000,-т. 1−543 с.
- Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке) Текст. /С.П.Евсеев // Теория и практика физической культуры. 1988. — № 7. — С. 2−7.
- Ефименкова J1.H. Исправление и предупреждение дисграфии у детей Текст. /Л.Н.Ефименкова, И. Н. Садовникова. М.: Просвещение, 1972. -С. 38.
- Ильин В.А. Обучение детей с умственной отсталостью адекватным формам взаимодействия со сверстниками в процессе адаптивного физического воспитания Текст. /В.А.Ильин // Адаптивная физическая культура. -2004.-№ 2(18).-С. 18−19.
- Катынин Ю.А. Связь тревожности как свойства личности с некоторыми психофизиологическими характеристиками Текст. /Ю.А.Катынин //Психофизиология: сб.науч.тр. Л., 1979. — С. 46−49.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: книга для учителей / В. П. Кащенко 2-е изд. — М.: Просвещение, 1994. — 223 с.
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста Текст. /В.В.Ковалев. М: Медицина, 1995.-С. 121−138.
- Козленко H.A. Физическое воспитание учащихся вспомогательной школы Текст. / Н. А. Козленко Киев: Рад. шк., 1987. — 127 с.
- Кожухова H.H. Воспитатель по физической культуре Текст. /Н.Н.Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Смодурова /Под ред. С. А. Козловой.-М.: Академия, 2002. 317 с.
- Каленик E.H. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами физической культуры и спорта Текст. /Е.Н.Каленик // Адаптивная физическая культура. 2005. — № 4(24). — С. 26−30.
- Конвенции о правах ребенка 1987 г.
- Концепция физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 г.//Теория и практика физической культуры.- 2001.-№ 4.-С.2−7.
- Копылов Ю.А. Классификация и анализ раздела «Основы знаний» программы физического воспитания учащихся общеобразовательной школы Текст. /Ю.А.Копылов // Физическое воспитание и школьная гигиена: тез. докл. IV Всесоюзн. конф. М., 1991. — 4.1. — С. 77.
- Корягина Ю.В. Особенности восприятия времени и пространства у подростков с нарушениями интеллектуального развития Текст. / Ю. В. Корягина, Н. Л. Литош, С. И. Шемет // Адаптивная физическая культура. 2004. — № 3(18). — С. 12−15.
- Кузмичева Е. В. Формы организации массовых занятий физическими упражнениями и спортом детей младшего школьного возраста в условиях жилого микрорайона крупнейшего города. Автореферат .канд.пед.наук., 1983.- 24 е.
- Кумарна Г. Ф. Дети группы риска Текст. /Г.Ф.Гумарна //Советская педагогика. 1991. — № 11. — С. 5.
- Курдыбайло С.Ф. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре: учеб. пособие /С.Ф.Курдыбайло, С. П. Евсеев, Г. В. Герасимова. М.: Советский спорт, 2003. — 184 с.
- Лебединская К.С. Нарушения эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема Текст.: автореф.дисс.докт.психол.наук /К.С.Лебединская. -М., 1992.-46с.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей Текст. /В.В.Лебединский. М., 1984. — 184 с.
- Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. Т. 2. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста Текст. / П. Ф. Лесгафт. М.: Академия пед. наук РСФСР, 1952. — 33 с.
- Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование Текст. /Под ред. Е. Н. Степанова. М.: ТЦ Сфера, 2003. — 128 с.
- Лопатина В.И. Психолого-педагогическая профилактика и реабилитация социального сиротства детей и подростков Текст.: автореф. дисс.канд.психол.наук/В.И.Лопатина. М., 2001. — 27 с.
- Лубовский В. И. Психологические проблемы задержки психического развития Текст. /В.И.Лубовский, Л. В. Кузнецова, Ю. Ф. Кутафин //Дети с задержкой психического развития. М., 1984. — С. 6−9.
- Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей Текст. /В.И.Лубовский. М., 1989. — С. 99.
- Ю2.Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта Текст.: учебн. пособие /Л.И.Лубышева. М.: Академия, 2001. — 320 с.
- ЮЗ.Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. Нейро-психологические исследования Текст. /А.Р.Лурия. М.: Академия пед. наук РСФСР, 1963.-476 с.
- Любомирский Л.Е. Возрастные особенности движений у детей и подростков Текст. /Л.Е.Любомирский. М.: Педагогика, 1979. — 96 с.
- Лях В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе Текст. /В.И.Лях //Теория и практика физической культуры. 1990. — № 9. — С. 10−14.
- Лях В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития Текст. /В.И.Лях. М.: Терра Спорт, 2000. — 192 с.
- Малыгина E.H. Коррекция психофизического статуса детей 12−13 лет с нарушениями интеллекта в процессе занятий волейболом Текст.: авто-реф.дисс.канд.пед.наук /Е.Н.Малыгина. Хабаровск, 2002. — 24с.
- Ю.Маринчева С. Г. Клиническая и этиологическая дифференциация оли-гофрений Текст. /С.Г.Маринчева //Актуальные проблемы психиатрии. -1981.-№ 6.-С. 160−163.
- Маркова А.К. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте Текст. /А.К.Маркова, Е. П. Лидере, Е. Л. Яковлева. Петрозаводск, 1992. — С. 63.
- Меликян З.Л. Состояние зрительно-пространственных функций у детей в норме и с задержкой психического развития Текст. /З.Л.Меликян, Т. В. Ахутина //Школа здоровья. 2002. — № 1. — С. 28−31.
- Методика обследования нарушений речи у детей: сб. науч. тр. /АПН СССР / Отв.ред. Т. А. Власова, И. Т. Власенко, Г. В. Чиркина. М., 1982. — С. 87
- Минухин С. Техники семейной терапии Текст. /С.Минухин, Ч.Фишман. М, 1998. — С. 34.
- Программы для 5−9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: сб.1.-М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-224 с.
- Морель Ф.Р. Хореография в спорте Текст. /Ф.Р.Морель. М.: Физкультура и спорт, 1971. -111 с.
- Морозова Е.И. Проблемные дети и дети-сироты: советы воспитателям и опекунам Текст. /Е.И.Морозова.- М.: НЦ ЭНАС, 2002, — 56 с.
- Муравов И.В. Оздоровительные возможности физической культуры Текст. /И.В.Муравов // Актуальные проблемы пропаганды физической культуры и спорта. Вып. 1. — М.: Знание, 1991. — 48 с.
- Муравьев В.А. Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста Текст.: метод.пособ. /В.А.Муравьев. М.: Айрис-Пресс, 2004.- 112 с.
- Мудрик А. В. Социализация и воспитание.-М.: изд «Сентябрь». 1997.95 с.
- Назарова Н. М. Специальная педагогика/Учебное пособие для Пед. Ву-ов М.: изд. Academia.2000.- 394 с.
- Неверкович С.Д. Исследование вопросов оптимизации сочетания страха и интереса в педагогическом процессе / С. Д. Неверкович, А. Ф. Попова // Научные труды 1995 года/ВНИИФК. М., 1996. — Т. 1. — С. 103−114.
- Осанка и физическое развитие детей Текст. /A.A. Потапчук, М. Д. Дидур: программы диагностики и коррекции нарушений. С-Пб.: Речь, 2001.- 166 с.
- Основы коррекционной педагогики Текст.: учеб. пособие /Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 280 с.
- Оценка основных антропометрических данных, полового созревания и артериального давления у детей: метод.рекоменд. /Под ред. Н. Н. Миклашевской, В. С. Соолвьевой, Е. З. Годиной, 1988. С.12−19.
- Пасечник Л.И. Особенности психического развития детей 5—10 лет с интранатальной патологией в анамнезе Текст.: автореф.дисс.канд.мед. наук /Л.И.Пасечник. Л, 1989. — 26 с.
- Патология психического развития Текст. / Под. ред. акад. А. С. Тиганова. М.: Научный центр психического здоровья РАМН, 1998. -С. 104.
- Петрова В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? Текст. /В.Г.Петрова, И. В. Белякова. М.: Флинта — Московский психолого-социальный институт, 1998. — С. 43.
- Певзнер М.С. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности Текст. /М.С.Певзнер. М., 1985. — 184 с.
- ИЗ.Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения: пер. с нем. / В переводе В. Смирнова. Т.2. Части 3 4. — М.: б. и., 1901. — 557 с.
- Пинский Б.И. Формирование двигательных навыков учащихся вспомогательной школы / Пинский Б. И. М.: Педагогика, 1979. — 128 е.: ил.
- Поддубная Н.Г. Своеобразие процессов непроизвольной памяти у первоклассников с ЗПР Текст. /Н.Г.Поддубная //Дефектология. 1980. -№ 4.-С. 24−31.
- Полынцева H.H. Социализация личности ребенка в условиях детского дома Текст. / Н. Н. Полынцева //Современные проблемы физической культуры и спорта: матер.науч.конф.молодых ученых Д.Востока.- Хабаровск, ДВГАФК, 2002. С.61−65.
- Попов В.Н. Динамика психомоторного развития детей в связи с задачами их реабилитации в психоневрологическом доме ребенка Текст.: авто-реф.дисс.докт. мед. наук/В.Н.Попов. -С-Пб, 1998.-51 с.
- Протасов В.А. Оптимизация двигательной активности при помощи форм и средств физического воспитания в условиях школы-интерната Текст. /В.А.Протасов //Физкультурное образование и спорт в Восточной Сибири. 2001. — № 4. — С. 84−86.
- Протченко Т.А. Не скудеет Россия талантами Текст. /Т.А.Протченко, Н. В. Полянская, М. В. Малыхина //Физическая культура в школе. 1996. -№ 5. — С. 2−5.
- Психолго-медико-педагогическое обследование ребенка Текст. /Под ред. М. М. Семаго, — М: АРКТИ, 1990.- С.56−98.
- Решетняк О.В. Особенности организации физического воспитания дошкольников, имеющих задержку психического развития Текст. /О.В.Решетняк, Т. А. Банникова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002. — № 4. — С. 59.
- Самыличев А. С. Социальная адаптация умственно отсталых учащихся средствами физической культуры//Дефектология". — 2001.-№ 6.-С.39−41.
- Самыличев A.C. Становление адаптивной физической культуры умственно отсталых (исторический экскурс) Текст. /А.С.Самыличев, О. В. Яшин //Адаптивная физическая культура. 2001. — № 4 (8). — С. 9−14.
- Самыличев A.C. Формирование интеллектуальных способностей учащихся классов коррекционного обучения на уроках адаптивной физической культуры Текст. /А.С.Самыличев, Е. В. Быстрицкая // Адаптивная физическая культура. 2003. — № 1 (13). — С. 6−8.
- Самыличев A.C. Активизация нервных клеток человека средствами адаптивной физической реабилитации Текст. /А.С.Самыличев, С. Ю. Мышляев, Р. С. Лукин //Адаптивная физическая культура. 2005. -№ 4 (24).-С. 34−38.
- Семаго Н.Я. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекцион-ной работы психолога Текст. /Н.Я.Семаго, М. Н. Семаго. М., 2003. — С. 4−14,23−47.
- Сермеев Б.В. Методика воспитания двигательных качеств у аномальных детей: учеб.-метод.пос. для студентов по обучению и воспитанию аномальных детей / Б. В. Сермеев. Горький: б. и., 1976. — 84 е.: табл.
- Сермеев Б.В. Физическое воспитание слабовидящих детей Текст.: пособие для учителей / Б. В. Сермеев. М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
- Сластенин В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, А. И. Исаев, Е. Н. Шиянов. -Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. -576с.
- Солодков A.C. Коррекция физического и функционального развития детей путем рационализации двигательного режима Текст. /А.С.Солодков,
- Е.М.Есина //Адаптивная физическая культура. 2004. — № 3(19). — С. 1723.
- Состояние психического здоровья детей: проблемы, пути решения. Вопросы психического здоровья детей и подростков. Решение коллегии. -М, 2001.-64 с.
- Спирин В.К. Теоретико-методические аспекты индивидуальной направленности занятий оздоровительной физической культурой школьников Текст.: автореф.дисс.д-ра пед. наук/В.К.Спирин. -М., 2003. -44с.
- Спирин В.К. Индивидуальный подход к оценке состояния здоровья Текст. /В.К.Спирин // Теория и практика физической культуры. 2005. -№ 9. — С. 35−37.
- Спирова Л.Ф. Графические ошибки при нарушениях письма у детей с недоразвитием речи Текст. /Л.Ф.Спирова //Проблемы психического развития аномального ребенка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1966. — С. 79.
- Справочник по психиатрии Текст. /Под ред. академика А. В. Снежневского. М., 1985. — С. 98.
- Справочник работника физической культуры и спорта: нормативные правовые и програмно-методические документы, практический опыт, рекомендации Текст. /Автор-составитель А. В. Царик.- М.: Советский спорт, 2002. 101 с.
- Стрекалова Т.А. Особенности наглядного мышления у дошкольников с ЗПР Текст. / Т. А. Стрекалова //Дефектология. 1982. — № 1. — С. 14−16.
- Стрекалова Т.А. Особенности логического мышления у дошкольников с ЗПР Текст. / Т. А. Стрекалова //Дефектология. 1982. — № 4. — С. 21−25.
- Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка Текст. /Э.Я.Степаненкова. М.: Академия, 2001. — 197 с.
- Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями Текст.: межвуз.сб.науч.тр. / Под ред. Л. И. Белякова, Г. С. Гуменная, Е. В. Лаврова. M., 1991. — С. 45.
- Тимошина И.Н. Влияние ритмической гимнастики на физическую подготовленность здоровых детей старшего дошкольного возраста и детей с задержкой психического развития Текст. /И.Н.Тимошина, И. М. Купцо,
- A.В.Ботиевская //Адаптивная физическая культура. 2006. — № 3. — 20−22.
- Тимофеева Т.Н. Игровая коррекционная методика занятий для детей с проблемами развития Текст. /Т.Н.Тимофеева //Адаптивная физическая культура. 2002. — № 4 (12). — С. 32−34.
- Токарева O.A. Расстройства чтения и письма Текст. /О.А.Токарева //Расстройства речи у детей и подростков: сб.науч.тр. /Под ред. проф. С. С. Ляпидевского. М.: Медицина, 1969. — С. 121−128.
- Туревский И.М. Структура психофизической подготовленности человека Текст. /И.М.Туревский. Тула: РИО ТППО, 1997. — 201 с
- Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве -времени детства.- М.: Моск.псих.-соц.ин-т.:000 «Флинта» 1997.- 158 с.
- Фомина H.A. Движение, музыка, сюжеты слова (логоритмическая гимнастика) Текст. /Н.А.Фомина //Адаптивная физическая культура. 2003. -№ 4(16).-С. 8−14.
- Хрестоматия: дети с нарушениями развития Текст. /Сост.
- B.М.Астапов. М, 1995. — С. 98−104.
- Хромина Т.В. К вопросу о понятии «агрессия» в агрессиологии Текст. /Т.В.Хромина //Физическая культура и спорт в современном обществе: матер.Всерос.науч.конф. 4.1. — Хабаровск: ДВГАФК, 2003. — С. 121 124.
- Царик А.В. Физическая реабилитация и спорт инвалидов Текст.: учеб.-метод.пособие /А.В.Царик. М.: Советский спорт, 2000. — 591с.
- Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии Текст. /Л.В.Шапкова. М.: Советский спорт, 2003.-212 с.
- Шевченко С.Г. Комплексный подход к диагностике, коррекции и реабилитации детей с трудностями в обучении Текст. /С.Г.Шевченко // Дефектология. 1995. — № 1. — С. 30−37.
- Шевченко А.А. Основы физического воспитания / Шевченко А. А., Пе-ревощиков Ю. Киев: Вища школа, 1984. — 184 с.
- August G.J., Steward M.A., Tsai L. The incidence of cognitive disabilities in the siblings of autistic children. Br J Psychiatry 1981 — 138: 416 —422.
- Bergmann Wolfgang. Gute Futoriatat. Beust. -2001. S. 5−6.
- Biddle S. Physical Activity, Health and Well-Being // International Scientific Consensus Conference. Qneber Citi, 19−21st May, 1995. — P. 23−27.
- Bizouard P. Psychomotor development in infant and young children. Developpement psychomotor du nourrisson et de enfant. // CHU, hospital Sain-Jacques. Besanson. Rev.-Prat. 1995. — Jan. 1. — № 45 (1). — P. 107−112.
- Eizenberg L. The psychosocial health of the child: a global view // Int. Child Health, 1996, Vol. 7, N3.-P. 7−18.
- Fuchs Hans-Werner, Renter Lutz R. Bildungspolitik i Deutschland. Entwicklungen, Probleme, Reformbedarf. Leske Budrich, Opladen. 2000. — S. 49−5.
- Godfrey S. et all. Volumes and airway resistance in normal children age from 5 to 18 years // Brit. J. Diseases chest. 1990. — v. 64. — N 1. — P. 15−24.
- Graham P., Stevenson J. F twin study of genetic influences on behavioral deviance. Journal of the American Academy of Child Psychiatry 1985- 24: 33— 4L
- Hiake-Hobson and all. Child development and relationships. 1993. P. 142 154.
- Dewey J. Human nature and conduct. An introduction to social psychology. N.Y., 1930, p. 11.
- Jackson C. Initial and experimental stages of tobacco and alcohol use during late childhood, relation to peer, parent, and personal risk factors. / Addict-Behaves. 1997. — Vol. 22. — N. 5. — P. 685−698.
- Dishman R.K. Health psychology and exercise adherence //Quest., 1981, v. 33, p. 166−180.
- Kau M.L., Fischer J. Self-modification of exercise behavior //Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry, 1974, v. 5, p. 213−214.
- Krenz-Gollinger. Zeit fur Kinder // Spielen und Lernen. August. — 2002. -S. 60.
- Lipcova V., Grunt J. Krajowe Rozdlely v rastovuch hodnotach slovenskych dete vo veku 1−18 rokov // Ges. Hud. 1998. -N. 5. S. 209−302.