Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организация и содержание оздоровительной физической культуры для часто болеющих детей в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Объе ктивность оценки уровня развития двигательных качеств должно обеспечивать комплексное тестирование, которое необходимо проводить не реже 2 раз за учебный год. Информация о физической подготовленности старших дошкольников позволяет обоснованно определять индивидуальные нагрузки, вносить коррективы в воспитательный процесс, следить за динамикой развития физических качеств. Одним из действенных… Читать ещё >

Содержание

  • 13. 00. 04. — Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
  • 14. 00. 51. — Восстановительная медицина, лечебная физкультура и спортивная медицина, курортология и физиотерапия
  • На правах рукописи
  • Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
  • Научный руководитель: кандидат медицинских наук, профессор Валеев Н. М
  • Москва
  • Организация и содержание оздоровительной физической культуры для часто болеющих детей в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

    СОДЕРЖАНИЕ 6.

    ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.10.

    1.1. Понятие и характеристика часто и длительно болеющих детей.10.

    1.2. Этиология и патогенез острых респираторных вирусных инфекций.15.

    1.3 Состояние здоровья часто болеющих дошкольников.19.

    1.4. Реабилитационно-оздоровительные мероприятия для часто болеющих детей.22.

    1.5. Современные подходы к организации и содержанию оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях.33.

    ГЛАВА И. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДУЕМОГО КОНТИНГЕНТА.42.

    2.1. Задачи исследования.42.

    2.2. Методы исследования и их характеристика.42.

    2.2.1. Анализ литературных источников.43.

    2.2.2. Антропометрические исследования.43.

    2.2.3. Исследования функциональной подготовленности ЧБД в ходе эксперимента.44.

    2.2.4. Определение физической подготовленности ЧБД дошкольного возраста (тестирование).45.

    2.2.5. Оценка функционального состояния системы внешнего дыхания (компьютерная спирометрия).47.

    2.2.5. Сравнительный анализ учета посеъцаемости и заболеваемости.

    ОРВИ.47.

    2.2.7. Педагогические наблюдения.48.

    2.2.8. Педагогический эксперимент.48.

    2.2.9. Методы математической статистики.49.

    2.3. Организация исследования.49.

    2.4. Характеристика исследуемого контингента.50.

    ВЫВОДЫ.

    1. Установлено, что проблема частой заболеваемости характерна для детей дошкольного возраста, посещающих ДОУ. Выявлено, что отставание часто болеющих детей по функциональному состоянию организма и физической подготовленности, как правило, не позволяет организовывать занятия по физическому воспитанию в основной группе.

    2. Разработаны критерии формирования отдельных подгрупп часто болеющих детей для определения физической нагрузки на физкультурно-оздоровительных занятиях. К ним относятся:

    • состояние здоровья (по данным врачебного анамнеза);

    • функциональное состояние кардиореспирагорной системы;

    • показатели физического развития;

    • показатели физической (двигательной) подготовленности.

    3. Разработана организационно-методическая модель оздоровительной физической культуры для ЧБД в ДОУ компенсирующего вида, предусматривающая распределение детей на подгруппы и разработку программ ОФК и ЛФК, а таюке условия перевода ребенка из специальной в подготовительную и основную подгруппы.

    4. Установлено, что программу оздоровительной физической культуры целесообразно планировать на полный год занятий, включающий три периода (подготовительный период, повышения функциональных возможностей организма и стабилизации функционального состояния), что позволяет реализовать оздоровительно-профилактическую и воспитательно-тренировочную направленность.

    5. В результате применения программы ОФК у часто болеющих дошкольников экспериментальной группы установлены следующие положительные изменения, имеющие достоверные результаты (р<0,05):

    • В показателях физического развития по приросту доминировали такие ее составляющие, как кистевая динамометрия: у мальчиков ЭГ сила мышц правой кисти увеличилась на 87,1%, левой — на 82,58%, у девочек ЭГ па 78,32%, левой — на 42,43%. При сравнении результатов физического развития дошкольников по окончании педагогического эксперимента наблюдался достоверный (р<0,05) прирост результатов кистевой динамометрии у мальчиков и девочек ЭГ по сравнению с мальчиками и девочками КГ.

    • Повысились функциональные возможности аппарата внешнего дыхания у детей ЭГ, что выразилось в достоверном (р<0,05) увеличении всех исследуемых показателей. При определении достоверности межгрупповых изменений отмечено достоверное увеличение (р<0,05) у мальчиков экспериментальной группы ОФВ1, МОС25 и МОС75, у девочек экспериментальной группы МОС25, МОС50 и МОС75.

    • К концу эксперимента наблюдалось достоверное изменение (р<0,05) результатов функционального состояния кардиореспираторной системы детей ЭГ по сравнению со своими сверстниками, занимавшимися по общепринятой программе, кроме показателей пробы Генчи у мальчиков и частоты дыхания у девочек, где изменения были недостоверными (р>0,05).

    • Наблюдался более значительный и достоверный (р<0,05) прирост показателей физической подготовленности в ЭГ. В КГ среднегрупповые показатели были менее значительными. Сравнительный анализ показателей физической подготовленности детей после проведения эксперимента выявил достоверные (р<0,05) различия в результатах экспериментальной и контрольной групп — мальчики ЭГ достоверно опережают сверстников КГ в трех из семи тестов (прыжок вверх с места, прыжок в длину с места, поднимание туловища за 30 с), девочки — в тестах: прыжок в длину с места, поднимание туловища за 30 с и бег 30 м.

    • Отмечено повышение резистентности организма у детей экспериментальной группы и уменьшение количества случаев заболеваний в 3 раза по сравнению с контрольной группой. Число заболеваний ОРВИ за 10 месяцев в ЭГ составило 58 случаев, в КГ — 81, число заболеваний на одного ребенка в ЭГ было 2,9, в КГ — 4,5. Количество дней, пропущенных по болезни, в среднем на одного ребенка в месяц в ЭГ составило 5,7 дней, а в КГ — 9,4 дня.

    ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

    1. В начале учебного года для часто болеющих детей в ДОУ необходимо тестирование физических и функциональных кондиций ребенка по разработанным нами критериям, включающим в себя оценку состояния здоровья, физического и функционального состояния и физической подготовленности.

    2. Организация процесса физического воспитания часто болеющих дошкольников, предполагает предварительное разделение их на группы в соответствии с состоянием здоровья детей и различиями в уровне физического и функционального состояния. Основой для этого должны стать данные медицинского осмотра и врачебно-педагогического тестирования.

    3. Дети, определенные в основную и подготовительную подгруппы, занимаются различными формами оздоровительной физической культуры, с учетом дифференциации нагрузок в зависимости от их физического и функционального состояния.

    4. Дети, определенные в специальную подгруппу, занимаются ЛФК по разработанной 4-х недельной программе, включающей лечебную гимнастику, дренажные положения, лечебный массаж, упражнения на гимнастических мячах, прыжки на мини-батуте, подвижные игры специальной направленности.

    5. Средством профилактики острых респираторных заболеваний и их осложнений являются контрастное воздушное закаливание. Через месяц после очередного эпизода респираторного заболевания добавляются контрастные водные воздействия (полоскание горла холодной водой, мытье кистей рук и стоп холодной водой).

    6. Одним из действенных способов закаливания организма является посещение сауны. Сауна применяется в определенной последовательности: парная — бассейн — парная — травяной чай — бассейн. После перенесенных острых респираторных заболеваний сауна используется как метод долечивания, т. е. без закаливающих факторов: саунатравяной чай — отдых — покой в течение часа.

    7. Для часто болеющих детей целесообразно включение в режим дня лечебно-оздоровительных мероприятий: прием кислородного коктейля, поливитаминов, бифилакта, фитосборов, иионизации воздуха и др.

    8. Объе ктивность оценки уровня развития двигательных качеств должно обеспечивать комплексное тестирование, которое необходимо проводить не реже 2 раз за учебный год. Информация о физической подготовленности старших дошкольников позволяет обоснованно определять индивидуальные нагрузки, вносить коррективы в воспитательный процесс, следить за динамикой развития физических качеств.

    9. Разработанная программа оздоровительной физической культуры может быть рекомендована для внедрения в воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида.

    Показать весь текст

    Список литературы

    1. Т. И. Программа «Истоки» : базис развития ребенка-дошкольника / Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова. М.: Просвещение, 2003. — 304 с.
    2. В. 10. Часто болеющие дети. Клинико-социальные аспекты. Пути оздоровления / В. 10. Альбицкий, А. А. Баранов. Саратов: Медицина, 1986. — 89 с.
    3. Н. В. Диагностика психофизического и функционального состояния дошкольника : учеб. пособие / Н. В. Алябьева. Мурманск: Медицина, 1998. -114 с.
    4. М. Н. Роль физической культуры в предупреждении острых респираторных вирусных инфекций у дошкольников / М. Н. Алябьева. Киев: Здоров’я, 1984.-72 с.
    5. В. Г. Технология разработки базовой и профильной оздоровительной программы / В. Г. Алямовская // Дошкольное образование. 2005. — № 1. — С. 10−12.
    6. Н. М. Физическое здоровье и максимальная способность индивида / Н. М. Амосов, Р. Г. Наумеико // Теория и практика физической культуры. 1989. — № 5. — С. 29−30.
    7. В. А. Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников / В. А. Ананьев / Томск, гос. ун-т. Томск, 2000. — 214 с.
    8. Ю. Е. Основные положения программы «Здоровый дошкольник» / Ю. Е. Антонов, Е. Ю. Иванова // Обруч. 1996. — № 1. — С. 5−6.
    9. Антонов 10. Е. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология 21 века /10. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова, Т. Ф. Саулина. М.: АРКТИ, 2001. -80 с.
    10. М. В. Как наблюдать за развитием и здоровьем ребенка / М. В. Антропова. М.: Вента-граф, 2004. — 23 с.
    11. Г. А. Часто болеющие дети. Какие они? / Г. А. Арина, Н. А. Коваленко // Школа здоровья. 1995. — Т. 2, № 3. — С. 116−124.
    12. Э. Б. Взаимосвязь психоэмоционального состояния и иммунной системы / Э. Б. Арушанян, Э. В. Бейер // Успехи физиологических наук. 2004. — Т. 35. № 4.-С. 49−64.
    13. Н. Л. Частые и рецидивирующие болезни у детей : новая концепция / Н. Л. Аряев // Современная педиатрия. 2005. — № 3 (8). — С. 94−97.
    14. Н. Л. О необходимости некоторых терминологических уточнений и изменений в педиатрии / Н. Л. Аряев, Ю. Г. Циунчик // Современная педиатрия. -2006. -№ 1 (10).-С. 14−17.
    15. . А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании : пособие для студентов, аспирантов и преподавателей ИФК / Б. А. Ашмарин. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 223 с.
    16. Н. П. Психологические условия адаптации часто болеющих детей в начальной школе : автореф. дис.. канд. психол. наук / Бадьина Наталья Петровна- Ин-т психологии Рос. акад. наук. М., 2004. — 25 с.
    17. В. К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи / В. К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1. — С. 23−25.
    18. А. А. Основные направления укрепления здоровья детей / А. А. Баранов // Ребенок: проблемы экологии и здоровья: сб. докл. науч. сессии. — СПб., 1999. С. 20−26.
    19. Г. В. В дружбе со спортом : конспекты занятий с детьми 5−7 лет в спортивном зале и сценарии спортивных праздников по мотивам детских сказок и мультфильмов / Г. В. Беззубцева, А. М. Ермошина. М.: ГНОМ и Д, 2008. — 56 с.
    20. М. М. Возрастная физиология : (физиология развития ребенка) / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. -М.: Академия, 2002.-416 с.-1 129= ¦¦
    21. Безруких М: М. Как помочь ребенку с ослабленным здоровьем преодолеть. школьные трудности / М- М. Безруких. М-: Педагогика, 1994.- 126 с., , —
    22. Ф. Б. Психологические механизмы психосоматических. заболеваний / -Ф:Б. Березин, Е. В: Безносюк, Е. Д. Соколова// Российский-медицинский журнал. 1998. — Л1″ 2. — С. 43−49. • «'
    23. В: И. Миняев. -Калинин: Изд-во Калин, гос. ун-та, 1989. С. 4−13.
    24. Булич: Э. Г. Физическоевоспитание в специальных медицинских группах / Э. Г. Булич.-Минск: Высш. шк., 1986- — 255с:35., Былеева Л: В. Подвижные игры / Л. В. Былеева, Ш М: Коротков- М:: Физкультура и спорт, 1982.-207 е.
    25. С. С1 Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста /С. С. Бычкова. М.: АРКТИ, 2001.- 64 с-
    26. Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость / Е. Н. Вавилова.-М.: Просвещение, 1981. 96 с.
    27. . В. Школа семейной физкультуры: подготовка мышц, обеспечивающих правильную осанку и упругие свойства стопы // Физическая культура в школе. — 1990.-№ 8.-С. 55−58.
    28. Введение в теорию физической культуры: учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / под ред. JI. П. Матвеева. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 128 с.
    29. В. К. Физкультура для ослабленных детей / В. К. Велитченко. М.: Физкультура и спорт, 1989. — 109 с.
    30. Н. А. Массаж одно из средств физического воспитания : (из опыта работы преподавателя МПК г. Мурманска) / Н. А. Вержбицкая // Дошкольное воспитание. — 1999.-№ 3. — С. 11.
    31. Н. Г. Здоровье детей первых 7 лет жизни и перспективы его улучшения в условиях крупного города : автореф. дис.. д-ра мед. наук. / Веселов Николай Григорьевич — 1 мед. ин-т. М., 1985. — 44 с.
    32. Э. С. Развитие двигательной функции у детей / Э. С. Вильчков-ский. Киев: Здоров’я, 1983. -208 с.
    33. Т. Н. Этиологические и патогенетические факторы развития и течения повторных респираторных заболеваний у детей : автореф. дис.. д-ра мед. наук / Войтович Татьяна Николаевна — Моск. мед. акад. — М., 1992. 37 с.
    34. Jl. Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников : учеб.-метод. пособие / Л. Н. Волошина. М.: АРКТИ, 2005. — 108 с.
    35. Л. Организация здоровьесберегающего пространства / Л. Волошина // Дошкольное воспитание. 2004. -№ 1. — С.114−117.
    36. И. И. Двигательный режим и лечебная физкультура в пульмонологи / И. И. Воробьева. М.: Медицина, 2000. — 64 с.
    37. И. М. Закономерности развития детей и методы его оценки : учеб.-метод. пособие / И. М. Воронцова. Л.: ЛПМИ, 1986. — 56 с.
    38. А. И. Современные проблемы состояния здоровья населения Российской Федерации / А. И. Вялков // ЛФК и массаж. 2003. — № 1 (4). — С. 5−8.
    39. Н. А. Инструкция по применению небулайзеров у детей / Н. А. Геппе, H.A. Селиверстова. М.: Медицина, 2005. — 138 с.
    40. Глазырина J1. Д. Физическая культура дошкольникам: программа и программные требования / Л. Д. Глазырина. — М.: ВЛАДОС, 2004. — 143 с.
    41. Н. Ф. Заболевания органов дыхания и двигательная активность / Н. Ф. Гордон. Киев: Олимп, лит., 1999. — 127 с.
    42. С. П. Примерные конспекты сюжетных физкультурных занятий с элементами корригирующей гимнастики / С. П. Громова // Дошкольное воспитание. 1996,-№ 6.-С. 29−39.
    43. А. Б. Применение лечебного массажа при хронических бронхитах и бронхиальной астме / А. Б. Гуценко // Здравоохранение Белоруссии. 1985. — № 11. -С. 42−45.
    44. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников / сост. Н. А. Ноткина. СПб.: Образование, 1993. — 193 с.
    45. Детская спортивная медицина / под. ред. С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущева. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1991. — 560 с.
    46. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина — под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович. Изд. 3-е, перераб. — СПб.: Детство-Прогресс, 2000. — 244 с.
    47. Детские болезни: учебник / под ред. Л. А. Исаевой. 3-е изд., испр. — М.: Медицина, 1997.-592 с.
    48. М. Д. Роль лечебной физкультуры в улучшении дренажной функции бронхов / М. Д. Дидур // Адаптивная физическая культура. 2001. — № 2 (6). — С. 19−22.
    49. Т. Г. Проблема адаптации и здоровье человека : (методол. и социал. аспекты) / Т. Г. Дичев, К. Е. Тарасов. М.: Медицина, 1976. — 184 с.
    50. Т. И. Право на охрану здоровья / Т. Н. Доронова //Дошкольное воспитание. 2001. -№ 9. — С. 5−8.
    51. Т. Н. Из детства в отрочество : программа для родителей и воспита-хелей по формированию здоровья и развитию детей 4−7 лет / Т. Н. Доронова, Л. Г. Голубева. — М.: Просвещение, 2002. — 142 с.
    52. В. А. Растем здоровыми : пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры / В. А. Доскин, Л. Г. Голубева. 3-е изд. — М.: Просвещение, 2004.- 109 с.
    53. И. Д. Состояние здоровья детей 6 лет учащихся первых классов школы № 170 Москвы / И. Д. Дубинская, И. В. Зуева, Т. Я. Черток // Новые исследования по возрастной физиологии. — М., 1976. — № 1. — С. 48.
    54. С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры. Т. 1 / С. П. Евсеев. М.: Сов. спорт, 2005. — 446 с.
    55. . Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми / Б. Егоров // Дошкольное воспитание. 2001. — № 12. — С. 10.
    56. . Б. Система эффективного закаливания / Б. Б. Егоров, Ю. Ф. Змановский // Начальная школа. 2000. — № 7. — С. 25−27.
    57. Т. И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Т. И. Ерофеева. М.: Академия, 1999. — 344 с.
    58. Ф. И. Возможен ли контроль острых респираторных заболеваний у детей? / Ф. И. Ершов, Т. И. Гаращенко // Российская ринология. 1999. — № 2. — С. 2028.
    59. H. H. Театр физического оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста / H. Н. Ефименко. М.: Просвещение, 1999.
    60. О. В. Особенности состояния здоровья детей раннего возраста в домах ребенка : автореф. дис.. канд. мед. наук. / Ефимченко Ольга Викторовна- Ин-т возрастной физиологии. M., 1991. — 22 с.
    61. А. М. Клинико-патологические аспекты заболеваний органов дыхания у часто болеющих детей / А. М. Запруднов. Ковров-: БЭСТ-В, 1996. — 48 с.
    62. Здоровый дошкольник: социал.-оздоровит. технология XXI века / авт.-сост.: Антонов Ю. Е., Кузнецова M. Н., Саулина Т. Ф. М.: АРКТИ, 2000. — 188 с.
    63. Е. А. Респираторная физиотерапия хронических обструктивных заболеваний легких : автореф. дис.. канд. мед. наук. / Зильбер Евгений Алексеевич — Петрозавод. гос. ун-т. Петрозаводск, 1988. — 21 с.
    64. Ю. Ф. Здоровый дошкольник / Ю. Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. 1995. — № 6. — С. 11−17.
    65. Ю. Ф. Комплексное закаливание в дошкольных учреждениях : метод рекомендации / Ю. Ф. Змановский, M. И. Кузнецова — Мин-во образования Рос. Федерации. Н. Новгород, 1992. — 85 с.
    66. Ю. Ф. Оздоровительно-профилактический комплекс в дошкольном учреждении / Ю. Ф. Змановский, M. Н. Кузнецова, Н. В. Баранова // Дошкольное воспитание. 1991.-№ 10.-С. 8.
    67. В. С. Точечный массаж / В. С. Ибрагимова. М.: Медицина, 1984. -144 с.
    68. М. Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): учеб. для ин-тов физ. культуры / под ред. Б. А. Никитюка, А. А. Гладышевой, Ф. В. Судзиловского. — М.: Терра-Спорт, 2003. — 624 с.
    69. Д. Н. Психосоматические расстройства у детей / Д. Н. Исаев. СПб.: Медицина, 2000, — 134 с.
    70. В. П. Общая патология и адаптация человека : размышления врача-клинициста / В. П. Казначеев // Бюллетень Сиб. отд. АМН СССР. 1977. — № 1. -С. 6−72.
    71. В. П. Проблемы адаптации человека / В. П. Казначеев // Тезисы докладов Всесоюзной конференции по адаптации человека к различным географическим климатическим и продовольственным условиям / Новосиб. гос. ун-т. — Новосибирск, 1977.-Т. 1.-С. 3.
    72. Е. А. Комплексная оценка адаптационных возможностей часто болеющих детей дошкольного возраста : автореф. дис.. канд. мед. наук. / Кантимирова Елена Алексеевна — Рос. гос. мед. уп-т. М. — 2005. — 24 с.
    73. В. Д. Дыхательная гимнастика / В. Д. Казьмин. Ростов н/Дону: Феникс, 2000.-223 с.
    74. В. Л. Респираторная поддержка / В. Л. Кассиль, Г. Л. Лести, М. А. Выжи-гина. М.: Медицина, 1997. — 302 с.
    75. А. Б. Факторы предрасположенности к повторным воспалительным заболеваниям органов дыхания у детей раннего возраста : автореф. дис.. д-ра мед. наук / Каукиайнен Анна Бориславовна — С.-Петерб. гос. ун-т. СПб., 1992. -42 с.
    76. А. В. Детские народные подвижные игры / А. В. Кенеман, Т. И. Осоки-на. М.: Просвещение, 1995. — 224 с.
    77. А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева. М.: Просвещение, 1972. — 189 с.
    78. В. А. Особенности личности ребенка при нарушении здоровья : автореф. дис.. д-ра мед. наук / Ковалевский Виктор Андреевич — Сиб. гос. мед. ун-т.-Томск, 1998.-38 с.
    79. II. Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста : схемы и таблицы / Н. П. Кожухова, J1. А. Рыжкова, М. М. Борисова. -М.: В ЛАД ОС, 2003. 192 с.
    80. О. В. Если ребенок часто болеет : пособие для педагогов и инструкторов физ. культуры / О. В. Козырева. М.: Просвещение, 2008. — 96 с.
    81. А. Н. Астматический бронхит и бронхиальная астма: физическая и медицинская реабилитация / А. Н. Кокосов, В. С. Черемнов. Минск: Беларусь, 1995.- 185 с.
    82. В. В. Основы возрастной физиологии человека : учеб. пособие / В. В. Колбанов. СПб.: СПбГУПМ, 2000. — 76 с.
    83. Ф. Г. Спасительное дыхание по Бутейко / Ф. Г. Колобов. Донецк: Сталкер, 1999.-320 с.
    84. Н. А. Часто недлительно болеющие дети: терминология-, патофизиология, терапевтические подходы/Н- А. Коровина // Опыт применения рибомуни-ла в российской педиатрической практике. Mv, 2002. — С. 7−17.
    85. II. А. Часто и' длительно- болеющие дети: современные возможности иммунореабилитации руководство для-врачей / Н. А. Коровина, — Av Л. Заплатни-ков, А. В. Чебуркин. М-: Контимед, 2001. — 68 с.
    86. Краснов М: В'. Иммунологическая реактивность детей: учеб. пособие7 М. В. Краснов, В- В- Ботвиньева — Башк. гос. ун-т. Уфа, 1993. — 104 с.
    87. Краснов М- В. Часто болеющие дети: учеб. пособие / М. В. Краснов, Е. В: Бере-зенцева, В. М- Краснов: Чебоксары-: Изд-во Чуваш, ун-та, 2005. — 60 с.
    88. А. Я. Механизм физиологического и лечебного действия механических вибраций / А. Я. Креймер // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры. 1986--№ 6.- С. 6−11.
    89. И. Л. Острые и хронические заболевания- придаточных пазух носа у детей / И. Л. Кручинина // Современные методы лечения:¦: сб. тр. / 2 Моск. гос.мед. ин-т им. Н. И. Пирогова. М., 1985. ^ С. 3−11.
    90. В. Т. Физическая культура и развитие здоровья ребенка / В. Т. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. 2004. — № 5. — С. 66.
    91. В. Т. Развивающая: педагогика оздоровления: програм.-метод. пособие / В- Т. Кудрявцев, Б. Б. Егоров. М:: Линка-Пресс, 2000.- 232 с.'
    92. Кудрявцев В: Т. Ослабленный ребенок: развитие и оздоровление / В. Т. Кудрявцев, Б- Б. Егоров: М. :ИДОСВ- РАО, 2003.-137 с. .
    93. М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях / М. Н. Кузнецова. М.: АРКТИ, 2002.-215 с.
    94. Т. Д. Дыхательные упражнения в физическом воспитании / Т. Д. Кузнецова, П. М. Левитский, В. С. Язловецкий. Киев: Здоров’е, 1989. — 136 с.
    95. Л. А. Лечебный массаж : справочник для сред. мед. работников / Л. А. Куничев. Л.: Медицина, 1985. — 216 с.
    96. . X. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности ¦ учеб. пособие / Б. X. Ланда. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Сов. спорт, 2006.-208 с.
    97. Т. В. Методические особенности оптимизации двигательного режима детей дошкольного возраста / Т. В. Левченкова, А. К. Циплакова // Теория и практика физической культуры. 2004. — № 9. — С. 57—58.
    98. Л. И. Концепция формирования физической культуры человека / Л. И. Лубышева. М.: Медицина, 1992. — 124 с.
    99. И. И. Влияние физических упражнений с дозированными задержками дыхания на физическую работоспособность человека : автореф. дис.. канд. биол. наук. / Лучовский Иван Иванович. М., 1989. — 24с.
    100. Лях В. И. Развивать координационные способности / В. И. Лях, Н. В. Панфилова // Дошкольное воспитание. — 199 Г. — № 7. — С. 16—19.
    101. Макарова 3. С. Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в дошкольных учреждениях / 3. С. Макарова, Л. Г. Голубева. -М.: ВЛАДОС, 2004. 180 с.
    102. Макарова 3. С. Характеристика групп часто болеющих детей в зависимости от этиологической направленности и генетической принадлежности / 3. С. Макарова, Т. Я. Черток, Р. В. Тонкова-Ямпольская // Педиатрия. 1990. — № 2. — С. 102.
    103. Макарова 3. С. Особенности состояния здоровья часто болеющих детей раннего возраста / 3. С. Макарова, Т. Я. Черток, Р. В. Тонкова-Ямпольская // Педиатрия. -1990.-№ 5.-С. 59−64.
    104. П. Д. Оздоровление детей государственная проблема / Н. Д. Ма-лахаткина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1997. -№ З.-С. 11−13.
    105. М. Р. Оценка эффективности метода спонтанного дыхания с положительным давлением на выдохе при лечении дыхательной недостаточности у детей: автореф. дис.. канд. мед. наук. / Мартинсон Михаил Рудольфович — 1 мед. ин-т.-М., 1987.-23 с.
    106. С. М. Нетрадиционные методы реабилитации часто болеющих детей : кн. для родителей / С. М. Мартынов. М.: ВЛАДОС, 2005. — 223 с.
    107. Ю. В. Профилактика и терапия частых респираторных заболеваний у детей— актуальная проблема педиатрии / Ю. В. Марушков // Современная педиатрия. 2006. — № 2 (11). — С. 32−36.
    108. Т. К. Медико-биологические основы оздоровления часто болеющих детей : автореф. дис.. д-ра мед. наук / Марченко Татьяна Кирилловна — Рос. гос. мед. ун-т. М., 2003. — 46 с.
    109. Л. А. Местная защита респираторного тракта у детей / Л. А. Матвеева — Сиб. мед. ун-т, Том. НИИ курортологии и физиотерапии. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1993.-274 с.
    110. М. Д. Здоровый ребенок : рекомендации по работе в дет. саду и нач. шк.: метод, пособие / М. Д. Маханева. М.: АРКТИ, 2004. — 261 с.
    111. В. А. Заболеваемость населения : история, современное состояние и методология изучения / В. А. Медик. М.: Медицина, 2003. — 512 с.
    112. Ф. 3. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам / Ф. 3. Меерсон, М. Г. Пшенникова. М.: Медицина, 1988. — 256 с.
    113. И. В. Лечебная физкультура : новейший справочник / И. В. Милюкова, Т. А. Евдокимова — под общ. ред. Т. А. Евдокимовой. СПб.: Сова — М.: Эксмо, 2003.-230 с.
    114. А. А. Психологическая помощь часто болеющим детям / А. А. Михеева, Е. О. Смирнова, С. М. Чечельницкаян // Школа здоровья. 1999. — Т. 6, № 1. — С. 55−72.
    115. А. А. Психологические особенности часто болеющих детей : автореф. дис.. канд. психол. наук / Михеева Анастасия Анатольевна — Ин-т психологии Рос. акад. мед. наук. М., 1999. — 26 с.
    116. А. Ф. Этапная реабилитация и оздоровление детей, часто болеющих респираторными заболеваниями : метод, рекомендации / А. Ф. Мозалевский, А. А. Андрущук, Г. И. Сукачева — Киев. мед. ин-т. Киев, 1992. — 24 с.
    117. Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений / Л. Д. Наза-ренко. М.: Владос-Пресс, 2002. — 240 с.
    118. Л. С. Иммуномодулирующая терапия часто болеющих детей мегаполисов / Л. С. Намазова, В. В. Ботвиньева. М.: Медицина, 2005. — 210 с.
    119. , Л. С. Современные возможности иммунотерапии часто болеющих детей с аллергией / Л. С. Намазова, В. В. Ботвиньева, Н. И. Вознесенская // Педиатрическая фармакология. 2007. — № 1. — С. 27−32.
    120. Л. Ф. Детская (возрастная) психология: учебник / Л. Ф. Обухова. М.: Рос. пед. агентство, 1996. — 374 с.
    121. Т. С. Двигательный игротренинг для дошкольников / Т. С. Овчинникова, А. А. Потапчук. СПб.: Речь, 2002. — 176 с.
    122. Организация оздоровления часто болеющих детей в яслях-садах, промышленных предприятий: метод, рекомендации / под ред. Баранова А. А. Горький, Изд-во Горьк. ун-та, 1984. — 25 с.
    123. Основные направления работы по программе „Развитие“ для детей старшей группы // Дошкольное воспитание. 1994. — № 9. — С. 31−42.
    124. Особенности иммунного статуса у часто и длительно болеющих детей / Н. П. Куприна, С. П. Кокорева, В. Н. Рагозина // Инфекционные заболевания у детей: проблемы, поиски, решения: материалы всерос. науч.-практ. конф. СПб., 2004. -С. 89−90.
    125. Т. И. Физические упражнения и подвижные игры дошкольников / Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева. М.: Просвещение, 1971. — 176 с.
    126. Т. Н. Физическая культура в детском саду / Т. И. Осокина. 3-е изд., пе-рераб. — М.: Просвещение, 1986. — 304 с.
    127. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / сост.: Н. А. Ноткина, JI. И. Казьмина, H. Н. Бойнович. СПб.: Детство-Пресс, 2003. — 32 с.
    128. А. А. Лечебная физическая культура в детском возрасте / А. А. Потапчук, С. В. Матвеев, М. Д. Дидур. СПб.: Речь, 2007. — 464 с.
    129. И. В. Растим здоровое поколение / И. В. Панкратова, И. И. Юдина // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004. — № 1. — С. 66.
    130. Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3−7 лет) / Л. П. Пензулаева. М.: ВЛАДОС, 2002. — 128 с.
    131. Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5−7 лет : пособие для педагов дошк. учреждений. М.: ВЛАДОС, 2001. — 112 с.
    132. Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5−6 лет : пособие для воспитателя дет. сада/ Л. И. Пензулаева. -М.: Просвещение, 1988. 143 с.
    133. В. А. Влияние синтетического бета-каротина на клинико-иммунологические параметры ЧБД : автореф. дис.. канд. мед. наук / Плаксин Виктор Александрович — Архан. гос. мед. акад. Архангельск, 1998. — 26 с.
    134. Л. П. Программа „Здоровье“ / Л. П. Полищукэ // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004. — № 1. — С. 79.
    135. Г. Н. Государственные образовательные стандарты в области физической культуры и спорта : проблемы и перспективы усовершенствования / Г. Н. Пономарев // Теория и практика физической культуры. 2000. — № 2. — С. 9−14.
    136. Г. Н. Руководство по физиотерапии / Г. Н. Пономаренко, М. Г. Воробьев. СПб.: ИИЦ Балтика, 2005. — 400 с.
    137. . И. Высшая математика и математическая статистика : учеб. пособие / F. И. Попов. М.: Физическая культура, 2007. 368 с.
    138. . П. Двигательный- режим у больных хроническими*неспецифическими-: заболеваниями легких / Б. П. Преварский,. Л- В. Плавский. Киев: Здоров’я, 1989, — 144 с.
    139. Программа „Одаренный ребенок“: (основ, положения).- М.: Новая шк., 1995.
    140. С.. .'¦.'.• •. ¦ ••. :-'v '.
    141. Программа воспитания й обучения в детском саду / под-ред. В. А. Васильевой: ¦ М.: Просвещение, 1986. -.111 с.
    142. И. И: Пути оптимизации здоровья детей в раннем и дошкольном возрасте: автореф: дис.. д-ра мед. наук / Пуртов Иван Ивановичу.Науч.-исслед. ин-т педиатрии науч. центра здоровья детей.-Mi, 1994: 37 с.
    143. Романюк Ф: П: Часто болеющие дети: /, Ф:.П: Романюк, Т. А. Сидорова, В. П. Алферов. СПб.: МАПО, 2000. — 63 с.
    144. О. В- Медицинский’аспект концепции оздоровления населения России /. О. В. Ромашин, И. Л. Иванов//Современные технологии-в .реабилитации и спор-. тивной медицине:: материалы V? Рос. науч: форума „РеаСпоМед 2005“. Mi, 2005.- С. 88−90. ,
    145. М.А. Сохранение и укрепление здоровья ребенка / М: А. Рунова // Дошкольное воспитание. 1999. — № 6. — С. 58−61.
    146. Рунова МС» А. Двигательная-активность ребенка в детском саду / М. А. Рунова. — М.: Мозаика-Синтез, 2000. 256 с.
    147. . П. Функциональные, параметры системы дыхания у детей и подростков / Б. П. Савельев- И. С. Ширяева., — М.? Медицина, 2001. 232 е.
    148. Г. А. Часто болеющие дети : проблемы патогенеза, диагностики и терапии / Г. А. Самсыгина // Педиатрия. 2005. — № 1. — С. 66−74.
    149. Г. А. Новые подходы к лечению острых респираторных инфекций у часто болеющих детей (результаты многоцентрового исследования по программе ЧИБИС) / Г. А. Самсыгина, С. Б. Фитилев, А. М. Левин // Педиатрия. 2006. — № 1.-С. 37−46.
    150. Саркизов-Серазини И. М. Врачебный контроль и лечебная физкультура / И. М. Саркизов-Серазини, Д. Ф. Дешин. М.: Физкультура и спорт, 1961. — 290 с.
    151. В. А. Лечебная физкультура при заболеваниях дыхательного аппарата / В. А. Силуянова // Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации / под ред. А. Ф. Каптелина, И. П. Лебедевой. М., 1995. — С. 277−284.
    152. Л. М. Часто болеющие дети (медико-социальные аспекты, состояние иммунитета, пути оздоровления) / Л. М. Слободян, Н. С. Воронцова, Н. Б. Про-цайло // Педиатрия. 1993. — № 1. — С. 4518.
    153. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. — М.: Академия, 2000. 190 с.
    154. Современные подходы к лечению и реабилитации часто болеющих детей: пособие для врачей / под ред. Л. С. Балевой, Н. А. Коровиной, В. К. Таточенко. М.: Агентство мед. маркетинга, 2006. — 56 с.
    155. Современные подходы к лечению часто болеющих детей / Н. П. Куприна, С. П. Кокорева, В. Н. Рагозина // Журнал теоретической и практической медицины. -2006.-Т. 4, № 2.-С. 219−223.
    156. Содействие здоровью и обучение здоровому образу жизни в школах Российской Федерации / сост. В. Н. Касаткин. М.: Подкова, 2000. — 145 с.
    157. А. С. Коррекция физического и функционального развития детей путем рационализации двигательного режима / А. С. Солодков, Е. М. Есина // Адаптивная физическая культура. 2004. — № 3 (19). — С. 17−22.
    158. Состояние здоровья дошкольников в условиях крупного промышленного города / С. А. Шишлова, Л. В. Семенченко, В. II. Рагозина // Новые технологии в биологии и медицине: материалы межрегион, науч.-практ. конф. молодых ученых. -Воронеж, 2004. С. 167−170.
    159. Социальная технология научно-практической школы им. Ю. Ф. Змановского // Здоровый дошкольник / авт.-сост.: Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова, Т. И. Марченко.-М., 2001.-С. 6−12.
    160. В. П. Закаливание детей / В. П. Спирина. М.: Просвещение, 1978. -136 с.
    161. Справочник по детской лечебной физкультуре / под ред. М. И. Фонарева. Л.: Медицина, 1983. -360 с.
    162. А. М. О системе физкультурно-оздоровительной работы / А. М. Стасюк, Н. А. Журавлева // Дошкольное воспитание. 1997. — № 9. — С. 39−42
    163. И. М. Физическая реабилитация детей младшего школьного возраста с использованием мячей большого диаметра / И. М. Степанова // ЛФК для дошкольников и младших школьников. 2004. — № 1. — С. 49−50.
    164. Д. В. Клиническая иммунология и иммунопатология детского возраста : руководство для врачей / Д. В. Стефани, Ю. Е. Вельтищев. М.: Медицина, 1996.-384 с.
    165. В. Л. Помогите малышу подготовиться к школьной жизни (оздоравливаюшие и развивающие подвижные игры от 1,5 до 7 лет) / В. Л. Страковская. М.: Терра-Спорт, 2000. — 111 с.
    166. В. Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет / В. Л. Страковская. М.: Новая шк., 1994. — 288 с.
    167. В. Л. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей / В. Л. Страковская. М.: Медицина, 1987. — 239 с.
    168. М. Я. Книга о здоровье детей / М. Я. Студеникин. 5-е изд. — М.: Медицина, 1988.-256 с.
    169. О. Ф. Реабилитация при детских болезнях / О. Ф. Тарасов, М. И. Фона-рев. -Л.: Медицина, 1980.-230 с.
    170. В. К. Популярная пульмонология детского возраста : (органы дыхания и их болезни в дет. возрасте) / В. К. Таточенко. М.: Медицина, 1991. — 144 с.
    171. В. К. Острые респираторные заболевания у детей антибиотики или иммуностимуляция? / В. К. Таточенко // Российская отоларингология. — 2003. -№ 4 (7).-С. 1−13.
    172. Типовые положения о дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). М.: Сфера, 2005. -48 с.
    173. . С. Физкультура против недуга / Б. С. Толкачев. — М.: Физкультура и спорт, 1983.- 104 с.
    174. Н. А. Иммунореабилитация детей с частыми повторными заболеваниями / Н. А. Тузанкина // Укр. мед. часопис. 1999. — № 1 (9). — С. 30−31.
    175. В. Ф. Диагностика, лечение и профилактика гриппа и острых респираторных заболеваний у детей : пособие для врачей / В. Ф. Учайкин. — М.: Медицина, 2005. -16 с.
    176. А. А. Клинико-иммунологическая характеристика* детей раннего возраста с дисбактериозом кишечника / А. А. Фазылова, Э. И. Эткина, Ф. А. Каюмов // Рос. педиатр, журн. 2005. — № 5. — С. 45−47.
    177. Физическая реабилитация: учебник / под общ. ред. С. Н. Попова. Ростов н/Дону: Феникс, 1999. — 608 с.
    178. С. О. О проблемах физического совершенствования детей в дошкольных учреждениях / С. О. Филиппова // Дошкольное воспитание. 1999. — № 4. -С. 34−36.
    179. С. О. Физическая культура в системе образования дошкольников : ав-тореф. дис.. д-ра пед. наук. / Филиппова Светлана Олеговна — Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 2002. — 51 с.
    180. И. С. Кинетика воспаления и иммунного ответа / И. С. Фрейдлин // Медицинская иммунология. 1999. — Т. 1, № 3−4. — С. 25−26.
    181. Эндогенное дыхание медицина третьего тысячелетия / В. Ф. Фролов. — Новосибирск: Динамика, 2001. — 228 с.
    182. Н. М. Клинико-морфологическая оценка функционального состояния небных миндалин при клинических проявлениях хронического тонзиллита / Н. М. Хмельницкая, А. А. Ланцов // Вестник оториноларингологии. 1998. — № 5. -С. 38−39.
    183. С. В. Физическая культура детей с заболеваниями органов дыхания : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / С. В. Хрущев, О. И. Симонова. М.: Академия, 2006. — 304 с.
    184. С. В. Специальные медицинские группы для занятий детей физической культурой (принципы отбора и критерии перевода): метод, пособие для врачей / С. В. Хрущев, С. Д. Поляков, И. Т. Корнеева. М.: Центр ЛФК и СМ Росздрава, 2006.-33 с.
    185. Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях : учеб. для учащихся пед. уч-щ. / Д. В. Хухлаева. М.: Просвещение, 1984. — 208 с.
    186. Н. В. Фитонцидные растения в интерьере / Н. В. Цыбуля, Т. Д. Фершало-ва. Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 2001. — 112 с.
    187. Часто болеющие дети и проблемы их реабилитации / С. П. Кокорева, Н. П. Куприна, Л. В. Семенченко // Эпидемиология и инфекционные болезни. 2007. -№ 7. — С. 37−39.
    188. А. В. Причины и профилактика частых инфекций у детей раннего возраста / А. В. Чебуркин, А. А. Чебуркин. М.: Медицина, 1985. — 27 с.
    189. Т. Я. Состояние здоровья и диспансеризация детей раннего возраста / Т. Я. Черток, Г. Нибш. М.: Медицина, 1987. — 256 с.
    190. Ю. Н. Закаливание школьников : пособие для учителей / Ю. Н. Чусов. М.: Просвещение, 1985. — 128 с.
    191. А. Г. Бронхиальная астма : руководство для врачей России. Формулярная система / А. Г. Чучалин, Б. Л. Медников, А. С. Белевский. М.: Медицина, 1999.-60 с.
    192. IT. П. Детские болезни. (Т. 2): учеб. для вузов, для педиатр, фак. / Н. П. Шабалов. 6-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2007. — 928 с.
    193. Л. В. Физическое воспитание младшего дошкольного возраста : метод, рекомендации / Л. В. Шарыпова. Норильск: АПЕКС, 2001. — 95 с.
    194. В. Н. Физическое воспитание дошкольников / В. Н. Шебенко, Н. Н. Ермак, В. А. Шишкина. М.: Академия, 1997. — 178 с.
    195. Шкалы, гесты и опросники в медицинской реабилитации / под ред. А. Н. Беловой и О. Н. Щепетовой. М.: Антшюр, 2002. — 440 с.
    196. А. Е. Массаж для взрослых и детей / А. Е. Штеренгерц, Н. А. Белая. Киев: Здоров’я, 1994. — 390с.
    197. В. В. Рост и развитие ребенка / В. В. Юрьев, А. С. Симаходский, Н. Н. Во-ронович. СПб.: Питер, 2003. — 272 с.
    198. Л. В. Работаем по программе «Старт» / Л. В. Яковлева, Р. А. Юдина // Дошкольное воспитание. 1996. — № 1. — С. 38−49.
    199. II. Здоровые дети в условиях большого города / Н. Яременко, А. Б. Яременко // Экология детства: социальные и медицинские проблемы: материалы Всерос. науч. конф. СПб., 1994. — С. 102−103.
    200. Bartlett J. G. Management of respiratory tract infection / J. G. Bartlett. Philadelphia, 2001. -3rded. -P. 178−182.
    201. Bellanti J. A. Recurrent respiratory tract infections in paediatric patients / J.A. Bellanti //Drugs. 1997.-54 (Suppl 1).-P. 1−4.
    202. Breslin E. H. Respiratory responses to unsupported arm lifts paced during expiration / E. H. Breslin, В. C. Garoutie // Western Journal of Nursing Research. 1995. — N 1. -P. 91−100.
    203. Cegla U. H. Oscillating PEP in Physiotherapy Ball valve (Flutter®) or Tube valve (RC-Cornet®) / U. H. Cegla, F. Cegla // European Respiratory Journal. 1998. — Suppl. 25. -P. 14−19.
    204. Daele J. Humoral immunodeficiency in recurrent upper respiratory tract infections. Some basic, clinical and therapeutic features / J. Daele, A. F. Zicot // Acta Otorhi-nolaryngol. Belg., 2000. — N 54 (3). — P. 373.
    205. Gimenez M. Implications of lower- and upper-limb training procedures in patients with chronic airway obstruction Review. / M. Gimenez, E. Predine, M. Marchand. Chest. — 1992.-Vol. 101, № 5.-P. 279−288.
    206. Goldstein R. S. Randomised controlled trial of respiratory rehabilitation / R. S. Goldstein, E. H. Gort, D. Stubbing. Lancet, 1994. — Vol. 344, № 89, 34. — P. 1394−1397.
    207. Hendley J. O. Epidemiology, pathogenenesis and treatment of the common cold / J. O. Hendley // Semin Pediatr Infect Dis. 1998. -N 9. — P. 50−55.
    208. Kilic S.S. Transient hypogammaglobulinemia of infancy: clinical and immunological features of 40 new cases /S.S. Kilic, I. Tezcan, O. Sanal et al. // Pediatr. Int. 2000. -N 42 (6). — 647 p.
    209. Kim D. S. Efficacy of home-based pulmonary rehabilitation program for the patients with chronic lung diseases / D. S. Kim // European Respiratory Journal. 2003. — Vol. 22, suppl. 45.-P. 10−82.
    210. Mackin M. L. Respiratory infections in children / M. L. Mackin // Postgrad Med. -1992.-N2.-P. 35−50.
    211. Nafstad P. Day care centers and respiratory health / P. Nafstad, J. A. Hagen, L. Oie // Pediatrics. 1999. -N 103 (4 Pt 1). — P. 753, 8.
    212. Nixon P. A. Role of exercise in the evaluation and management of pulmonary disease in children and youth Review. / P. A. Nixon // Medicine & Science in Sports & Exercise. 1996. — Vol. 28, № 4. — P. 414−420.
    213. Watson B. Outcomes for a trial of three models of pulmonary rehabilitation / B. Watson, W. J. Cochrane, O. Afolabi // European Respiratory Journal. 2003. — Vol. 22, suppl. 45.-P. 10−84.
    Заполнить форму текущей работой