Актуальность. Важность разработки вопроса интернационального воспитания определяется социалистической природой нашей многонациональной страны и интернациональной политикой КПСС.
Формирование интернациональных отношений — один из наиболее важных и трудных вопросов теории и практики коммунистического воспитания всех поколений. Он относится к наиболее сложной сфере человеческих отношений и осуществляется под влиянием широкого потока различных жизненных явлений. Поэтому КПСС и Советское правительство придают первостепенное значение вопросам интернационального воспитания трудящихся. Как отмечается в постановлении ЦК КПСС «О подготовке к 50-летию образования Союза Советских Социалистических республик»: «Интернациональное воспитание выступает как одна из центральных задач всех партийных, советских, хозяйственных, культурных и общественных организаций, всех наших кадров в центре и на местах, в каждой республике, крае, области, в каждом коллективе. В этой работе следует. шире показывать, что дальнейшее развитие межнациональных отношений, укрепление дружбы народов, процессы расцвета и сближения социалистических наций благотворно влияют на все сферы жизни советского общества — экономику и политику, идеологию и мораль, культуру и быт» .^.
В Советском Союзе полностью и окончательно решен национальный вопрос в тех его аспектах, в каких он достался нагл от дореволюционной России. Это однако не означает ослабления внимания к нему, наоборот^условиях развитого социализма расцвет 0 подготовке к 50-летию образования СССР (Постановление ЦК КПСС от 21 февраля 1972 г.). М.: Политиздат, 1972, с. 25. и сближение наций и народностей, укрепление дружбы между ними принимает более целенаправленный и последовательный характер. «Национальные отношения и в обществе зрелого социализма, — отмечал Л. И. Брежнев, — это реальность, которая постоянно развивается, выдвигает новые проблемы и задачи. Партия постоянно держит эти вопросы в поле зрения, своевременно решает их в интересах всей страны и каждой отдельной республики, в интересах коммунистического строительства» .*.
Решение вопросов патриотического и интернационального воспитания приобретает особую значимость в условиях обострения идеологической борьбы, когда национализм превращается в одну из главных ставок империалистических спецслужб в их подрывной деятельности против реального социализма.
Империалистическая идеология, — указывается в тезисах ЦК КПСС, — стремится привить массам индивидуализм, увести их от политики, от решения коренных общественных проблем. Она делает ставку на оживление предрассудков и пережитков прошлого о в сознании людей" .
Придавая важное значение: деятельности коммунистического воспитания в целом и интернационального в частности, ХХУ съезд КПСС отмечает: «утверждение в сознании трудящихся и прежде всего молодого поколения идей советского патриотизма и социалистического интернационализма — было и остается одной из важнейших задач партии» .^.
Актуальность данной темы и важность ее научной разработки.
Брежнев Л. И. Ленинским курсом. Т.4. М.: Политиздат, 1974, с. 63. р
50 лет Великой Октябрьской Социалистической революции. Тезисы ЦК КПСС. М.- Политиздат, 1967, с. 48.Материалы ХХУ съезда КПСС, с. 75. вытекает из постановления ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г." О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" и доклада секретаря ЦК КПСС М. А. Суслова на Всесоюзном совещании идеологических работников (16−17 октября 1979 г.), в которых подчеркивается важность и необходимость выработки научно-обоснованных рекомендаций по дальнейшему совершенствованию политико-воспитательной деятельности, уделяется особое внимание глубокому и всестороннему изучению общественного мнения, социологическим исследованиям. В постановлении обращается внимание на воспитание многомиллионной массы занимающихся физической культурой и спортом в духе коммунистической морали и нравственности, советского патриотизма и социалистического интернационализма, ставится вопрос об использовании с максимальной отдачей, независимо от ведомственной принадлежности, всех имеющихся в стране залов, стадионов для дальнейшего развертывания культурно-массовой, политико-воспитательной и спортивной работы.
От того, в какой мере интернационализм становится нормой повседневного поведения людей, зависят наши успехи в строительстве коммунизма. Поэтому утверждение последовательного интернационализма в отношениях между нациями и отдельными людьми и является одной из основных целей коммунистического воспитания в нашей многонациональной стране.
Реализация установок партии требует более активного и целенаправленного использования социалистической физической культуры в воспитательных целях.
Физическая культура как часть социалистической культуры по своей природе способствует проявлению общественных связей личности. В ее сфере на высоком эмоциональном уровне реализуется одна из важнейших общественных потребностей человекапотребность в общении с людьмиЭтим обусловливается необходимость дальнейшей разработки и совершенствования вопросов интернационального воспитания советской молодежи средствами физической культуры и спорта. Актуальность решения данного вопроса средствами физического воспитания «подчеркивается тем, что в настоящее время роль физической культуры в общественной жизни социалистического общества постоянно возрастает, усложняются ее взаимные воздействия, взаимосвязи с обществом и лич-р ностью». Спорт в современных условиях стал важным средством сплочения человеческих коллективов и установления прогрессивных межнациональных форы общения.
Обоснование роли физической культуры и спорта в интернациональном воспитании советской молодежи и разработка его средств, методов и содержания в условиях многонационального советского государства, где насчитывается более 100 наций и народностей, становится задачей государственной важности.
Особенно важное значение решение данного вопроса приобретает в условиях многонационального Дагестана, где проблема развития наций и национальных отношений является одним из наиболее сложных и важных разделов работы партийных и советских органов республики.
Научная новизна. В диссертации впервые сделана попытка выявить и обосновать роль физической культуры и спорта в интернациональном воспитании в условиях многонационального Дагестана. На основе результатов данного исследова.
1 Выдрин В. М. Культурная революция в СССР и физическая культура. Л., 1973, с. 19.
Вццрин В.ы. Там же, с Л. ния проанализированы основные факторы, формы и характерные особенности интернационального воспитания в спорте.
Достоверность научных выводов определяется массовым охватом анкетируемых (2653 чел.), содержательностью и доступностью анкет, результатами многолетних наблюдений, применением современных информативных методов исследования и статистической обработкой материалов.
Теоретическая и практическая з н, а ч и м ость. Полученные результаты дают возможность проследить и осмыслить многообразный процесс интернационального воспитания физкультурников и спортсменов, его особенности в условиях многонациональных республик.
Основное содержание исследования и вытекающие из него выводы могут быть использованы в научно-исследовательской работе, учебно-воспитательном процессе, в различных соревнованиях, спортивных мероприятиях. Полученные результаты могут быть применены в идеологической и идейно-воспитательной работе.
На основе полученных результатов будет создана система научно-обоснованных разработок и рекомендаций по интернациональному воспитанию в области физической культуры и спорта. Использование ее именно на практике в узком смысле этого слова позволяет значительно повысить эффективность интернационального воспитания советской молодежи, особенно в условиях многонациональных республик.
Теоретическая и практическая значимость данной работы заключается еще в том, что она написана в соответствии с пятилетним планом научно-исследовательских работ по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР на 1976;1980 гг (направление I, проблема 6).
— 9.
9. Результаты исследования позволили конкретизировать характерные особенности, основные факторы и формы интернационального воспитания спортсменов. К ним относятся: а) знание о сущности ленинской национальной политикиб) моральные качествав) многообразие соревнований и спортивных мероприятий, их зрелищность, заинтересованность' многочисленных зрителей и болельщиковг) правила и положения о соревнованиях, их строгое соблюдениед) добровольный характер занятия спортоме) тесные контакты, взаимоотношения и взаимопомощь между спортсменами в процессе совместных занятийж) регулярное пребывание спортсменов в различных городах, районах республики и за ее пределами, их близкий контакт и общение с представителями разных наций и народностейз) культурные мероприятия в дни соревнованийи) многонациональная среда и ее учет является важным фактором интернационального воспитанияй) целенаправленное планирование и проведение соревнований и спортивных мероприятийк) объединенный итоговый вечер после соревнования для всех участниковл) оказание приезжим спортсменам внимания и гостеприимствам) наглядная агитация и информация.
10. Установлено, что на практике интернациональное воспитание в процессе занятий физической культурой и спортом проходит в основном нецеленаправленно, отсутствуют методические рекомендации и разработки в этой области. Тем не менее, развитие физической культуры и спорта в республике, как показало.
— 171 исследование, не только способствовало всестороннему укреплению дружбы и сплоченности между народами Дагестана, но и явилось мощным рычагом в развитии дружбы и сотрудничества дагестанских народов с другими народами Советского Союза.
— 172.
РЕКОМЕНДАЦИИ.
Исходя из полученных результатов^, б целях повышения эффективности интернационального воспитания физкультурников и спортсменов представляется целесообразным:
1. В учебных заведениях, техникумах физической культуры, детских и юношеских спортивных школах обеспечить глубокое освоение учения марксизма-ленинизма по национальному вопросу. Обратить при этом внимание на неустанную заботу партии и Советского правительства, ее последовательность и творческий подход в решении данного вопроса.
2. В системе физического воспитания усилить раздел воспитательной работы, для чего в учебниках, учебных программах, правилах и положениях соревнований конкретизировать разделы и пункты коммунистического воспитания в целом и интернационального в частности.
Разработать единое положение, обязывающее тренеров, преподавателей и всех работников физической культуры, строго соблюдать и выполнять предлагаемый раздел воспитательной работы.
3. В институтах, техникумах физической культуры, на курсах повышения квалификации практиковать чтение спецкурса по основным направлениям коммунистического воспитания (нравственное, интернациональное, военно-патриотическое). Эти разделы включить в программы учебных заведений.
4-. Для преподавателей, тренеров и работников физической культуры чаще организовывать совещания, конференции, посвященные проблеме воспитательной работы. В целях повышения уровня коммунистической сознательности и идейно-политического убеждения судейского состава и общественных инструкторов по спорту, чаще использовать различные курсы по их подготовке.
— 173.
Судейскую квалификацию следует определять прежде всего по его идейно-политической подготовленности и высокой нравственности, исходя из чего доверять ему воспитание спортсменов.
5. Чаще организовывать соревнования — товарищеские и матчевые встречи между коллективами, районами, городами и отдельными республиками, сельскими и городскими коллективами физической культуры, проводить республиканские и зональные соревнования в различных районах и городах республики.
6. Повысить требовательность к четкой организации и проведению соревнований и спортивных мероприятий. Практиковать проведение после соревнований итоговых вечеров.
7. Шире использовать наглядную агитавдю и пропаганду физической культуры и спорта. Радио, телевидение, печать как важные средства массовой агитации и пропаганды, должны более активно и целенаправленно использовать физическую культуру и спорт в целях коммунистического воспитания.
8. В целях повышения эффективности воспитательной работы среди подрастающего поколения в школах и вузах ввести предмет «нравственное воспитание», имеющий теоретическую основу и являющийся основным направлением коммунистического воспитания, для чего предварительно разработать примерную программу и содержание теоретического раздела.
9. Решить проблему организации спортивных клубов, штатных работников-педагогов по физической культуре и спорту при жилищно-коммунальных отделах, домоуправленияхразработать единое положение о них, определяющее их права и функции, регламентирующее вопросы заработной платы и педагогического стажа.
— 174.