Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Системный подход к развитию двигательных качеств у младших школьников на уроках физической культуры с разной образовательной направленностью

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на имеющиеся многочисленные научные данные, посвященные мониторингу физической подготовленности школьников, изучению закономерностей развития физических качеств, эффективности действующей системы физического воспитания учащихся актуальным вопросом является научное обоснование технологий разносторонней физической подготовки и условий для достижения устойчивой тенденции поступательного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Анализ литературных источников
    • 1. 1. Системный подход к обоснованию развивающей направленности физической подготовки младших школьников
    • 1. 2. Возрастные особенности физического состояния детей младшего школьного возраста
      • 1. 2. 1. Особенности физического развития детей младшего школьного возраста
    • 1. 2. 2.0собенности развития двигательных способностей и физических качеств младших школьников
    • 1. 3. Пути построения учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура» в начальной школе
    • 1. 4. Педагогический контроль в процессе физического воспитания учащихся младших классов
  • Резюме
  • Глава II. Задачи, методы и организация исследования
    • 11. 1. Задачи исследования
    • 11. 2. Методы исследования
    • II. 3. Организация исследования
  • Глава III. Особенности развития отдельных показателей физической подготовленности школьников 9−10 лет в учебном году
    • III. 1. Динамика показателей физической подготовленности школьников
  • 9−10 лет в учебном году
    • 111. 2. Изменение уровня физической подготовленности школьников 9−10 лет в процессе первой четверти учебного года
    • 111. 3. Изменение уровня физической подготовленности школьников 9−10 лет в процессе второй четверти учебного года
    • 111. 4. Изменение уровня физической подготовленности школьников 9−10 лет в процессе третьей четверти учебного года
  • Ш. 5. Изменение уровня физической подготовленности школьников
  • 9−10 лет в процессе четвертой четверти учебного года
  • Глава IV. Системный подход к развитию двигательных качеств у младших школьников на уроках физической культуры с разной образовательной направленностью
    • IV. 1 .Физические упражнения как компенсаторы потери уровня развития физических качеств (по материалам социологического исследования)
    • 2. Влияние упражнений — компенсаторов на уровень развития показателей физической подготовленности младших школьников при освоении учебного материала второй четверти (педагогический эксперимент — 1)
    • 3. Влияние упражнений — компенсаторов на уровень развития показателей физической подготовленности младших школьников при освоении учебного материала четвертой четверти педагогический эксперимент — 2)
  • Обсуждение результатов
  • Выводы

Системный подход к развитию двигательных качеств у младших школьников на уроках физической культуры с разной образовательной направленностью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Сфера физического воспитания как развивающая система состоит из множества частей, связанных между собой теснейшим образом. Системообразующим элементом выступает методология физического воспитания, которая представляет собой отражение теории, методики и технологии процесса совершенствования человека [114].

Системные исследования широко используются и быстро распространяются в самых разнообразных областях науки и практики [25, 74, 160, 180], в том числе в сфере физического воспитания [33, 82].

В процессе физического воспитания развиваются и совершенствуются физические качества и двигательные способности человека.

При этом профессиональная, бытовая и спортивная дееспособность человека и его социально-личностный статус формируется системой средств и сложной структурой целенаправленных образовательных оздоровительных, развивающих и корригирующих воздействий.

В системе физического воспитания детей младшего возраста выделяются «развивающие» и «образовательно-развивающие» направления, призванные обеспечить совершенствование навыков базовых двигательных действий, расширение двигательного потенциала, направленное воспитание основных физических качеств: координационных, силовых способностей, быстроты, гибкости, общей выносливостиактивизацию и совершенствование психических процессов: внимания, восприятия, памяти и наглядно-действенного мышления [3,13,31,100, 109, 131].

В настоящее время общеобразовательная школа не обеспечивает современное качество организации образовательного процесса по предмету «Физическая культура» [174].

Статистические материалы лаборатории физиологии детей и подростков [83, 96], Центра организационно-методического обеспечения физического воспитания Департамента образования г. Москвы [168] подтверждают тенденцию снижения физической подготовленности учащихся.

Динамика отдельных физических качеств в течение учебного года имеет периоды повышения одних и снижения других качеств [92]. При этом не прослеживается поступательная тенденция развития основных физических качеств. В начале нового учебного года уровень физической подготовленности по мониторинговым показателям мало отличается от исходного уровня прошедшего учебного года [123].

Одной из причин негативного состояния процесса физической подготовки является низкая эффективность методики уроков физкультуры и недостаточная мотивация учащихся [19, 20, 35,46, 94,161,172].

Школьная практика показывает, что организация учебного процесса по четвертям и полугодиям не обеспечивает поступательного развития двигательных качеств на протяжении всего года.

Имеются данные показывающие, что при прохождении раздела легкой атлетики, спортивных игр и лыжной подготовки повышаются показатели быстроты, выносливости, но резко снижаются показатели координационных способностей, собственно — силовых и скоростно-силовых качеств, гибкости. Уроки гимнастики содействуют повышению показателей координации движений, силовых и скоростно-силовых качеств, гибкости. Но при этом существенно снижаются показатели быстроты и выносливости [46, 82,129].

Предметно организованное содержание уроков физической культуры находится в глубоком противоречии с многообразными и разнообразными средствами физического воспитания, в частности, с запросами разностороннего совершенствования физических качеств, гармонического физического развития опорно-двигательного аппарата (ОДА): рук, туловища, ног.

Отдельные функциональные структуры организма и ОДА, с одной стороны, во многом определяют успешность учебной деятельности школьников и профессиональной деятельности взрослого человека, а с другой — лимитируют активность и эффективную жизнедеятельность.

В связи с этим необходим поиск новых адекватных средств и форм воздействия оздоровительно-развивающей направленности на человека, что следует рассматривать как социальный заказ общества. Особое внимание в этом аспекте обращают на себя младшие школьники.

Несмотря на имеющиеся многочисленные научные данные, посвященные мониторингу физической подготовленности школьников [166, 167, 168], изучению закономерностей развития физических качеств [14, 41, 48, 51, 65, 97, 109], эффективности действующей системы физического воспитания учащихся [120, 121, 125] актуальным вопросом является научное обоснование технологий разносторонней физической подготовки и условий для достижения устойчивой тенденции поступательного развития физических качеств у младших школьников на уроках физической культуры с разной образовательно-развивающей направленностью в течение учебного года.

Решить этот вопрос, на наш взгляд, можно с помощью использования системы специальных упражнений-компенсаторов утраты уровня развития физических качеств.

Поэтому системный подход был принят за основу теоретического обоснования методики разностороннего развития двигательных качеств у школьников, базирующейся на комплексном использовании базовых и компенсаторных средств физического воспитания.

В связи с вышеизложенным, целью исследования являлось повышение эффективности физической подготовки школьников 9−10 лет на основе системного использования базовых и компенсирующих средств на уроках физической культуры в течение учебного года.

Объект исследования — процесс воспитания двигательных качеств у младших школьников на уроках физической культуры с разной образовательной направленностью.

Предмет исследования — влияние физических упражнений-компенсаторов на разностороннее и поступательное развитие физических качеств у школьников 9−10 лет в учебном году.

Гипотеза исследования. В основу исследования легли следующие предположения:

— выявление особенностей динамики развития двигательных качеств в процессе освоения школьной программы позволит определить компенсирующие средства снижения уровня развития отдельных физических качествприменение упражнений-компенсаторов в сочетании с базовыми средствами положительно скажется на устойчивости функционирования системы физической подготовки школьников в течение учебного года. Научная новизна.

1. Определена динамика изменения отдельных физических качеств школьников 9−10 лет в четвертях учебного года.

2. Установлены периоды повышения одних и снижения других двигательных качеств, определяемые содержанием разделов программы по четвертям учебного года.

3. Разработана система компенсирующих средств в сочетании с базовыми средствами физического воспитания, направленная на разностороннее развитие физических качеств и двигательного аппарата.

4. Выявлено положительное влияние физических упражнений-компенсаторов на совершенствование разносторонней физической подготовленности и реализацию поступательного развития основных двигательных качеств в учебном году.

5. Разработана система базовых (специфических) и компенсационных (неспецифических) средств в структуре уроков физической культуры с разной образовательной направленностью с целью разностороннего воздействия на физическую подготовленность младших школьников. Теоретическая значимость. В теорию физического воспитания адаптируется системный подход как теоретико-методологического основания для изучения содержания и организации учебной деятельности как оптимального и интенсивного способа развития двигательных качеств в процессе физического воспитании школьников.

Практическая значимость.

Для повышения качества уроков физической культуры рекомендовано и внедрено:

1. Виды и система упражнений — компенсаторов для сохранения и развития физических качеств, неспецифических физкультурной активности: а) силовой выносливости мышц рук, скоростно — силовой выносливости мышц живота и гибкости на уроках, в которых осваивается материал легкой атлетики, спортивных и подвижных игрб) скоростно-силовых качеств и взрывной силы мышц ног, быстроты и общей выносливости при освоении практического материала гимнастики и подвижных игр;

2. Варианты сочетания базовых средств легкой атлетики и баскетбола с упражнениями — компенсаторами, представляющими средства гимнастики и других (разнородных) видов физкультурно-спортивной деятельности;

3. Структура двигательной активности учащихся на уроках физической культуры с разной образовательной направленностью в четвертях учебного года;

4. Система контрольных упражнений для измерения разносторонней физической подготовленности.

5. Эффективность системного подхода к организации двигательной деятельности учащихся на уроках физической культуры.

Положения, выносимые на защиту.

1. Процесс физической подготовки учащихся младшего возраста характеризуется неустойчивой динамикой показателей физической подготовленности с повышением одних и снижением других показателей физических качеств в учебном году.

2. Периоды снижения и повышения уровня развития физических качеств обусловлены содержанием и организацией уроков физической культуры с различной образовательной направленностью.

3. Программа по физической культуре, построенная на периодическом освоении учебного материала по сезонному принципу, не соответствует задачам разностороннего и поступательного развития двигательных качеств.

4. Базовые средства целевого программного материала предопределяют приоритет и направленность превентивных мер и упражнений-компенсаторовв сочетании с ними обеспечивают комплексность образовательно-развивающего воздействия и разносторонность физической подготовленности.

5. Целенаправленное использование упражнений и комплексов, компенсирующих недостаточность психофизических воздействий обязательного программного материала на уроках физкультуры, содействуют повышению уровня физической подготовленности и обеспечению устойчивого функционирования системы физической подготовки.

Выводы.

1. Динамика показателей физической подготовленности школьников 9−10 лет в учебном году, построенного по сезонному принципу, характеризуется периодами повышения и снижения уровня развития двигательных качеств. При этом отмечается разнонаправленные их изменения относительно «нулевого» уровня: а) поступательная тенденция выявлена в развитии скоростно-силовых качеств мышц ног с изменением показателей в пределах от -3.5% в сентябре до +5.5% в марте и +2.7% в мае (Р < 0,01) — координации движений в циклических локомоциях от — 9.5% в сентябре до +4.3% в мае (Р < 0,05) — силовой выносливости мышц рук и плечевого пояса у девочек от — 35.8% в сентябре (Р <0,01) до +47,0% в апреле (Р < 0,05) — б) тенденция снижения характера для изменения гибкости с превышением «нулевого» уровня на 37,7% в ноябре (Р < 0,01) и снижением на -53.8% в декабре и на -33.9% в марте (при Р < 0,05) — показателей силовой выносливости у мальчиков, которые изменяются в периодах от +31.1% в сентябре (Р <0,01) до -56.0% в апреле и на -37.1% в мае (Р < 0,05). в) динамика показателей скоростно-силовой выносливости мышц живота имеет тенденцию сохранения уровня с волнообразным изменением в течение учебного года с превышением на 18.6% в октябре и на 17.9% в апреле и снижением на -4.5% в сентябре и -7.2% в мае (Р < 0,01).

2. Традиционная система организации учебного процесса предусматривает 47.8% учебного времени планировать на обучение двигательным действиям, 29.0% - на выполнение заданий без указания направленности физической нагрузки, 4.5% - на учет и контроль двигательной подготовленности, 18.7% - на подготовительную и заключительную часть уроков и освоение теоретических знаний. Приоритетными являются средства подвижных игр, им отводится -17.0% учебного времени в 3-х классах и 14.9% - в 4-х классахлегкой атлетики соответственно 16.6% и 11.8%, лыжной подготовки — 10.3% и 9.3%. Объединение учебного времени, отводимого на баскетбол и подвижные игры, подтверждает, что двигательная деятельность школьников 3 и 4-ых классов базируется на игровых средствах.

3. Структура физкультурно-спортивной деятельности определяется физическими упражнениями разделов учебной программы, при выполнении которых «ведущими» являются мышцы ног в 67.4% случаев, мышцы рук и плечевого пояса в 23.6%, мышцы туловища в 9.0% случаев.

4. Уроки с разной образовательной направленностью в четвертях учебного года оказывают избирательное воздействие на развитие отдельных физических качеств и мышечных групп, что предопределяет необходимость применения упражнений-компенсаторов: а) двигательная деятельность, определяемая средствами легкой атлетики, баскетбола и подвижных игр (1-ая четверть), характеризуется «утратой» уровня развития силовой выносливости мышц рук, скоростно-силовой выносливости мышц живота, недостаточно эффективна для развития гибкостиб) освоение средств гимнастики подвижных игр и баскетбола (2-ая четверть) не способствует развитию скоростно-силовых качеств мышц ног у мальчиков, скоростно-силовой выносливости мышц живота, силовой выносливости мышц рук, очевидно, и общей выносливостив) в процессе уроков средства лыжной подготовки (3-я четверть) не развиваются силовая выносливость мышц рук и гибкостьг) физическая активность, связанная с освоением средств легкой атлетики, подвижных игр, баскетбола (4-я четверть), приводит к снижению скоростно-силовой выносливости мышц живота, силовой выносливости мышц рук у мальчиков, гибкости.

Учителя физической культуры считают, что средства легкой атлетики преимущественно развивают быстроту (82.2% ответов) и выносливость (75.5% опрошенных) — средства баскетбола, волейбола и подвижных игр развивают ловкость (69.0% - 84.4% респондентов) — средства лыжной подготовки и плавания целенаправленно развивают выносливость (62.2% и 82.2% ответов) — средства гимнастики содействуют развитию гибкости (73.3%), ловкости (60.0%), быстроты (44.4% респондентов).

5. Использование отдельных упражнений и серий упражнений-компенсаторов в основной части уроков физкультуры выравнивает уровень развития неспецифических двигательных качеств «неведущих» мышечных групп и повышает достигнутый уровень специфических двигательных качеств «ведущих» мышечных групп.

6. Построение уроков физкультуры на основе сочетания базовых средств с упражнениями-компенсаторами изменяют двигательную деятельность с образовательной направленностью на интеграцию с разносторонним развитием двигательных качеств и крупных мышечных групп, обеспечивает положительную тенденцию их развития, в результате чего достигается устойчивое функционирование системы физической подготовки в учебном году.

Практические рекомендации.

1. Для достижения разносторонней физической подготовленности школьников младшего возраста (9−10 лет) целесообразно использовать методически обоснованную систему базовых и компенсирующих средств, которая применяется в соответствии с разделами учебной программы.

2. Режим физических нагрузок, выполняемых упражненийкомпенсаторов должен соответствовать «пороговому» фону воздействия их на функциональные системы организма школьников в зависимости от направленности на тот или иной вид проявления физических качеств, что регулируется местом выполнения упражнений — компенсаторов в структуре урока, их содержанием и количеством «станций» комплекса «круговой тренировки».

3. При методически обоснованной методики направленного воздействия положительный эффект применения упражнений — компенсаторов проявляется через 7−8 недель при 2-х уроках в неделю, что позволяет определить положительную эффективность применяемых упражнений — компенсаторов для достижения поступательной тенденции всестороннего развития физических качеств и повышения кондиции крупных мышечных групп.

4. Определяя содержание «круговой тренировки», сочетающей базовые средства и упражнения — компенсаторы, следует учитывать достигнутый ранее уровень физической подготовленности по основным физическим качествам и «ведущим» мышечным группам, которые осуществляют выполнение упражнениявозможность выполнения отдельных упражненийкомпенсаторов в разных местах основной части урока.

Выполнение упражнений — компенсаторов возможно за счет сокращения количества упражнений и времени, отводимого на баскетбол, подвижные игрыподготовительную часть урока, выполняя комплекс общеразвивающих упражнений поточным способом.

5. Проведение мониторинга физической подготовленности два раза в учебный год (в сентябре и мае) и по меняющимся в середине учебного года тестам являются малоинформативным материалом для оценки эффективности уроков физической культуры с разной образовательной направленностью по четвертям.

Целесообразно увеличить количество тестов для измерения физической кондиции крупных мышечных групп: ног, туловища, рук и плечевого пояса и уровня развития основных физических качеств. Мониторинг физической подготовленности следует проводить по стандартному комплексу тестов в начале и конце каждой четверти.

Сезонные тесты: бег на 30, 60, 100, 500 и 1000 м. можно заменить 6-ти минутным бегом в спортивном зале, прыжками через скакалку за 1 мин., прыжками на двух поролоновых матах (общая высота 20 см.) в течение 20−60 секунд или Гарвардским тестом.

При определённом творческом подходе возможно совершенствование подбора «тестов — контрольных заданий», упражнений — компенсаторов для измерения и оценки направленного физического развития мышечной системы и физических качеств.

Влияние одного урока в системе уроков должно быть разносторонним как в плане физкультурного образования, физического развития, так и в плане достижения индивидуально — возможного, достаточного уровня физической подготовленности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Н. Системное познание мира. М.: Политиздат, 1985
  2. И.В. Темпы прироста скоростно-силовых качеств у детей младшего и среднего школьного возраста. Диссерт. канд. пед.наук. -Омск, 1983.-153с.
  3. Н.И., Афанасьев В.З.- Под ред. Матвеева А. П. Образовательная программа для учащихся средней образовательной школы. М.: — «Радио и связь». — 1995. с. 44−47
  4. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.:1977
  5. П. К. Философские аспекты функционирования системы. -М. 1985.
  6. Е.Е., Никитюк Б. А. Анатомо-физиологические основы физической культуры и спорта / Спортинформ ГЦОЛИФК, — ч. 1 ,-М., 1999.-С.62−63,117−121.
  7. P.A. Исследование двигательной активности (основных локомоций) учащихся начальной школы: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1971.-33с.
  8. . А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: ФиС. — 1978. — с. 224
  9. Ю.Бабинский Ю. К. Педагогика: Учебное пособие. М.: -Просвещение. — 1983.-е. 48−50
  10. П.Бальсевич В. К. Феномен физической активности человека как социально-биологическая проблема. // Вопросы философии. 1981, № 8, с. 78−89
  11. В.К., Запорожанов В. А. Физическая активность человека. Киев, 1987.
  12. Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: Фис.- 1988.-е. 208
  13. В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 1. — с. 22−26
  14. Бальсевич В. К. Физическая культура человека: состояние, проблемы и стратегия развития на перспективу (актовая речь), ГЦОЛИФК,-М.: 1992
  15. Бальсевич В. К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех. // Теория и практика физической культуры. 1993, № 4, — с. 10−16
  16. В.К. Новые направления и технологии в развитии физического воспитания и спорта. // Тез. докл. Межд.конгр. «Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы». Т-1-М.: Физкультура, образование, наука. 1998−209с.
  17. Ш. Х., Менхин Ю. В. Физическая подготовка юношей-старшеклассников общеобразовательных школ. // Методические рекомендации, Малаховка, 2006.
  18. Бедретдинов Ш. Х. Совершенствование физического состояния юношей учащихся 10−11 классов общеобразовательной школы. // Автор дис.канд.пед.наук. Малаховка, 2006.
  19. В.И. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет. М.: Химия. — 1993.-с. 395
  20. Е.В. Влияние уровня двигательной активности на формирование функциональных систем. // Теория и практика физической культуры, 2003, № 7.-с.51−54.
  21. Благуш Петр. К теории тестирования двигательных способностей. М.: ФиС, 1982.
  22. В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. М.: ФиС 1987.-144с.
  23. И. В., Юдин В. Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973
  24. М.М. Физическое совершенство как основное понятие теории физической культуры. // Теория и практика физической культуры. 1997, N 9, — с. 18−20
  25. H.H. Физическая культура личности. Кишинев: Штиница. 1989-с. 110
  26. В.А. Здоровьесбережение в школе (педагогические аспекты и стратегии)-М.: Теория и практика физической культуры, 2002, с-22, 63,67,166.
  27. JI.B. Система управления развитием физических способностей детей школьного возраста в процессе занятий физической культурой и спортом: Дис. докт.пед.наук. -Киев, 1988.-297с.
  28. В.Н. Консерватизм: понятие и типология (историографический обзор). // «Полис», # 4, 1995. — с. 60−68.
  29. A.A. Системный подход к научному обоснованию содержания и направленности физической подготовки женщин. // Теория и практика физической культуры. 2000, N 6
  30. Городская целевая программа «Модернизация московского образования (Столичное образование-3)». Центр. «Школьная книга». -М.: 2001
  31. A.B. Влияние различных групп гимнастических упражнений на организм детей 9−12 лет. Автореф. дис. .канд. пед. наук.-М.:-1991.-с. 3−5
  32. В.М. Важный резерв воспитания. // Физическая культура в школе. 1990. — № 4. — с. 2−6
  33. В.И., Курамшин Ю. Ф. Методические принципы занятий физическими упражнениями // Теория и методика физической культуры: Учебное пособие. СПб., 1999, с. 140 — 152
  34. A.A. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста. Автореф. дис. док. пед. наук.- М., 1978. с. 26
  35. A.A. Физическая подготовка школьников. Челябинск: ЮУКИ, 1980.
  36. A.A. Проблема «критических» периодов онтогенеза в ее значении для теории и практики физического воспитания.- М.: 1984−224с.
  37. A.A. Развитие физических качеств // Физическое воспитание в I IV классах общеобразовательной школы / Под ред. Е. Н. Ворсина. — Минск: Асар, 1995, с.95−96
  38. И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. Издание 3-е, Минск: Высшая школа, 1985,-255с.
  39. JI.C. Возрастные аспекты развития силы в интенсивном режиме // Современные достижения спортивной науки: Тез. докладов Международной науч. практ. конф. — СПб.: НИИФК, 1994, с. 37
  40. М.Е. Методика построения и проведения урока спортивной гимнастики. Автореф. дис. .канд. пед. наук. М.: ГЦОЛИФК. -1951-с. 13
  41. .В. Анализ основных понятий в теории физической культуры. Л.: ВИФК. 1985 — с. 134
  42. А. Флайшман. Структура и измерване на физическата годност. // Переведоха от английски Георги Христов и Николай Кулий. Дгржавно военно издательство. София-1970
  43. Ю.А. Возрастная физиология: Учебное пособие для студентов.-М.: Спорт Академ Пресс, 2001, -с. 282−286, 307−311, 336 337
  44. Е.К. Возрастные изменения опорно двигательного аппарата: Учебное пособие. — Краснодар, 1996. — с. 159
  45. А.А. Исследование выносливости при работе силового характера и экспериментальное обоснование методики её развития: Автореф. дис. .канд. пед. наук. — М.: ГЦОЛИФК. -1961.-е. 10
  46. Ю.Д. Главное образовательная сторона // Физическая культура в школе. М.: — 19б5.-№ 3, — с. 5−6
  47. Ю.Д. В новых условиях новая программа // Физическая культура в школе. — М.: 1987.- № 10, — с.29
  48. Г. А. Психология физического воспитания. -М.: Просвещение, 1978.
  49. В.М. Учебная программа основной документ работы по физическому воспитанию в школе // Методика физического воспитания в школе. — М.: — 1968. — с. 44−61
  50. A.M., Сериков С. Г. Здоровье сберегающая физкультура в школе. Научно — методическое пособие. — Челябинск, -«Образование». — 2000. — с. 27−3073 .Клир И. Н. Исследования по общей теории систем. М. 1982
  51. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-IV классов общеобразовательной школы. М.: — 1992.
  52. И.А., Сонькин В. Д. Энергетическая и физиологическая «стоимость» мышечной работы детей 7−17 лет // Физиология человека. -Т.17, № 5. — 1991. — с. 130−141
  53. И.А., Сонькин В. Д., Воробьев В. А. Эргометрическое тестирование работоспособности // Моделирование и комплексное тестирование в оздоровительной физической культуре / Под общей ред. В. Д. Сонькина М. 1991, с. 68−87.
  54. И.А., Тамбовцева Р. В., Сонькин В. Д., Панасюк Т. В. Связь энергетики скелетных мышц у мальчиков 6−11 лет с развитием соматотипологических характеристик // Физиология человека, 1996, Т-22, № 6, с 10−16
  55. Коц Я. М. Спортивная физиология. Учебник для инст-в физич. культ.-М.:ФиС, 1986.
  56. М.Д. Методика обучения младших школьников двигательным действиям на основе теории учебной деятельности. -М.: АПК и Про. — 2003. — с.36
  57. З.И. Критические периоды развития силы, быстроты, выносливости детей школьного возраста. М., 1976. — с. 3−11.
  58. B.C., Холодов Ж. К., Колодницкий Г. А. Научно-методические основы комплексного урока физической культуры в общеобразовательной школе // Учебное пособие. М.: 1991.
  59. К. Аэробика для хорошего самочувствия. Перевод с англ. 2-ое изд. М.: 1989.
  60. JI.E. Модернизация физического воспитания в учреждениях образования Москвы. (Сборник аналитических, методических и нормативных документов). М.: Центр «Школьная книга"-2001.-с. 10−19
  61. Л.Б. Система повышения уровня физической подготовленности учащихся. // Настольная книга учителя физической культуры / Автор составитель Г. И. Погадаев.-М.: ФиС, 1998.-c.71, 159.
  62. B.C., Колодницкий Г. А. Физическая культура. Силовая подготовка детей младшего школьного возраста: Методическое пособие. М.: НИЭНАС. 2002. с — 6−19,33−34.
  63. Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996,№ 1 —с. 11 — 17
  64. Лях В. И. Координационные способности школьников. Мн.: Полымя, — 1989. — с. 46−47
  65. Лях В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 9. — с. 10−14
  66. Лях В. И» Мейксон Г. Б. Базовый компонент необходим // Физическая культура в школе. -1991. № 1. — с. 2−7
  67. Лях В.И., Мейксон Г. Б. Воспитание, а не только физическая подготовка // Физическая культура в школе. -1991. № 1, — c. l 1
  68. Лях В.И., Мейксон Г. Б., Копылов Ю. А. Оценка успеваемости по физической культуре // Физическая культура в школе. —1991. — № 11.- с. 3−8
  69. Лях В.И., Кофман Л. Б., Мейксон Г. Б. Концепция физического воспитания и здоровья детей и подростков. М.: — 1992. — с. 24
  70. Лях В. И" Кофман Л. Б., Мейксон Г. Б., Копылов Ю. А. Передовой педагогический опыт в физическом воспитании школьников: научный анализ, проблемы, находки. М.: Знание. — 1992. — с. 96
  71. Лях В.И., Мейксон Г. Б., Кофман Л. Б. Концепция физического развития школьников. -М.: 1992. — с. 46
  72. Лях В. И, Кофман Л. Б., Мейксон Г. Б. Комплексная программавоспитания учащихся I-IV классов общеобразовательной школы. М.: — 1992. — с. 18−19.
  73. Лях В. И. Критерии оценки успеваемости учащихся и эффективности деятельности учителя физической культуры. // Методические рекомендации. М., 1992, — 4с.
  74. Лях В.И., Мейксон Г. Б. Программы общеобразовательных учреждений // Физическое воспитание учащихся 1−11 классов с направленным развитием двигательных способностей. М.: Просвещение. 1993. — с. 64
  75. Лях В.И., Мейксон Г. Б. Соблюдая основополагающие принципы // Физическая культура в школе. 1993. — № 1. с. 2−7
  76. Лях В.И., Зданевич A.A. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1−11 классов. М.: Просвещение. 2004. -с. 127
  77. О. Личностная ориентация педагогики физической культуры начальной школы. // Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы: Тезисы докладов Междун.конгр. М.:1998 -Т.2, — с. 382−383.
  78. Ю2.Мансуров И. И. Основы методики физической культуры в школе. -Ставрополь: Ставропольское Книжное изд-во, 1991.-е. 220
  79. ЮЗ.Мартиросов Э. Г. Методы исследования в спортивной антропологии. М.: ФиС, 1982.
  80. Л.П. Развитие выносливости и функциональных возможностей мальчиков от 7−8 лет до 11−12 лет //Теория и практика физической культуры. М. — 1984. № 1. — с. 24−25
  81. Л.П. Теория и методика физического воспитания / Учебник для ИФК. М.: 1991.
  82. JI.П. Категории «развитие», «адаптация» и «воспитание» в теории физической культуры и спорта (давние, но не стареющие и новые идеи). // Теория и практика физической культуры. 1999. № 1. с. 2−11.
  83. А.П., Мельников С. П. Методика физического воспитания с основами теории / Учебное пособие для педагогических институтов и училищ. М.: 1991.
  84. А.П., Петрова Т. В. Оценка качества подготовки учащихся начальной школы по физической культуре. ДРОФА, М.: 2002.
  85. Ю9.Матвеев А. П., Петрова Т. В. Оценка качества подготовкивыпускников средней (полной) школы по физической культуре. / ДРОФА. -М.: 2001.
  86. А.П. Физическая культура: Общеобразовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы (I-XI классы) М.: Радион связь. 1995. — с.216
  87. А.П. Концепция формирования основ учебного предмета физической культуры в общеобразовательной школе. / РГАФК.-М., 1997, с.-Ю, 17.
  88. Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике: Учебно-методическое пособие. -М.: ФиС, 1989.
  89. Ю.В., Менхин A.B. Комбинированные и комплексные упражнения. // Учебное пособие, Малаховка, 1999.
  90. Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика. // Учебное пособие. М.: Спорт Академ Пресс, 2003 с. 322.
  91. H.A. Проблема координационных способностей юных гимнастов: Сб.Гимнастика.-М.: 1973, вып. 1.
  92. В.А., Созинова H.A. Техника безопасности на уроках физической культуры. М.: Спорт Академ Плюс, 2001. — с. 96
  93. В.А., Залетаев И. П. Анализ проведения урока физкультуры. М.: Спорт Академ Плюс, 2002. — с. 92
  94. Э.М. Физическое воспитание в основных школах 1992.-с. 41−45
  95. Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений М.: Изд.-во ВЛАДОС — ПРЕСС. 2002. — с. 240
  96. И.М. Анатомо-физиологические особенности детского возраста. Организация ухода за детьми и их питание. / Изд. 3-е. исправленное и дополненное. М.: Медиз., 1963−231с.126.0ценка реакции школьников на физические нагрузки.
  97. Л.Е.Любомирский, Е. В. Громова и др. // Физическая культура в школе. 1988.-№ 7.-с.61−63.
  98. O.E. Основы теории адаптации и спортивная тренировка. // Теория и практика физической культуры. 1999, — № 1. — с. 12−17
  99. П.В. Урок гимнастики. Учебное пособие к методическим занятиям. М.: ГЦОЛИФК, 1977.
  100. ПироговаЕ.А. Совершенствование физического состояния человека. Киев: Здоровье, 1989.
  101. Планирование уроков физической культуры I XI классов // Составитель Должиков И. И., Центр инноваций в педагогике, М.: 1998.
  102. А.Н., Лотоненко A.B. Потребности в физической культуре как области деятельности // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 5. — с.23
  103. H.A. Биометрия.-М.: МГУ, 1970, 367с.
  104. Программа физического воспитания с оздоровительной направленностью для учащихся сельских начальных малокомплектных школ / Автор Болыненков В. Г М.: 1992. -с.36
  105. Программа физического воспитания учащихся 1−11 классов с направленным развитием двигательных способностей / Авторы: Лях В. И., Мейксон Г. Б. М.: Просвещение. -1993 — с. 64
  106. Программа физического воспитания учащихся 1−11 классов, основанная на одном из видов спорта (волейбол) / Автор Стенькин И.В.- Новокузнецк: Изд-во НГУУУ. 1995. с 84 — 116
  107. Примерная учебная программа по физической культуре / Авторы: Гавердовский Ю. К., Матвеев А. П., Малофеев А. Ю.,
  108. В.Н., Петрова Т. В. М: Физкультура в школе. № 1. -1999. — с. 2−7
  109. Пути оптимизации двигательной активности детей и подростков. / Н. Г. Лебедева и др. // Теория и практика физической культуры. -1986- № 1 -с.28−31.
  110. МО.Ракомина Т. Круговая тренировка (развитие физических качеств). // Спорт в школе. М.: 2003, № 8. — 9с.
  111. Н.Г. Внимание младших школьников // Физическая культура в школе, 1963.-№ 10. с. 17−22.
  112. В.Н. Системная деятельность и ее философское осмысление. // Системные исследования. Методологические проблемы. -М.: Еженедельник, 1980.
  113. Ю.И. Методические рекомендации по оценке физической подготовленности учащихся городских общеобразовательных школ различных климато-географических зон СССР.// ВНИИФК,-М.: 1985.
  114. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. -М.: Логос, 1999
  115. .И. Педагогический контроль // Советская система физического воспитания.-М.: ФиС, 1975.-С.490−501.
  116. Смирнов Ю. И. Комплексная оценка и контроль спортивной подготовленности. Малаховка. 1986.
  117. А.В. Эффективные средства и методы развития силовых и скоростно-силовых качеств мальчиков младшего школьного возраста: автореф. Дис.канд.пед.наук.-Киев, 1989−24с.
  118. Сопоставление и должные нормы морфофункциональной подготовленности детей младшего школьного возраста: Метод, рекомендации / Смоленский ГИФК.-Смоленск, 1987−14с.
  119. В.Д. Растем сильными и выносливыми.- М.: Знание, 1987, -96с.
  120. В.Д., Зайцева В. В. Возрастная динамика физических возможностей школьников (биоэнергетический аспект) // Теория и практика физической культуры. 1990- № 9 — с.26−32.
  121. В.Д., Зайцева В. В., Тиунова О. В. Проблемы тестирования в оздоровительной физической культуре // Теория и практика физической культуры. 1993- № 8 — с.7−13.
  122. В.Д., Зайцева В. В., Куличевский Д. В., Маслова Г. М., Тиунова О. В., Харевская А, Ю. Конституция и физическое здоровье человека // Физическая культура индивида / Под общей редакцией В. Д. Сонькина М.: 1994. — с.6−20.
  123. И.В. Улучшить физическое воспитание учащихся. // Народное образование.-1986.-№ 12 с. 62−64.
  124. Е. Энциклопедия физических упражнений / перевод с польского языка-М.: ФиС. 1998. с. 68, 72, 79
  125. Теория и методика гимнастики /Под редакцией В. И. Филипповича.-М.:Просвещение, 1971.
  126. Теория и методика физического воспитания // Под редакцией Б. А. Ашмарина. М.:1979, — с. 138−156.
  127. Теория и методика физического воспитания // Под редакцией Б. М. Шияна. М.-1988, — с. 129−179.
  128. Теория и методика физического воспитания // Под редакцией Б. А. Ашмарина. М.:1990, — с. 190−205.
  129. С.А. Методика воспитания силовых способностей учащихся старших классов на уроках физической культуры: Автореф. дис.канд. пед. наук.-М.: 1991
  130. А.И. Системный подходи общая теория систем. М.: Мысль, 1978.
  131. В. Динамика физической готовности дошкольников в свете современной образовательной парадигмы // Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы: Тезисы докладов Междунар.конф.-М.: 1998.- Т.1−296с.
  132. Д.А., Корниенко И. А., Сонькин В. Д. Физиология школьника.-М.: Педагогика, 1990,-64с.
  133. Философские проблемы теории адаптации. / Под редакцией Г. И. Царегородцева.-М.: Мысль, 1975
  134. Физиология человека: Учебник для ин-в физич. культ. Издание 5-ое / Под редакцией Н. В. Зимкина М.: ФиС, 1975,-с. 398−403.
  135. Физиология роста и развития детей и подростков (Теоретические и клинические вопросы) / Под редакцией А. А. Баранова, Л. А. Щеплягиной. М.: 2000, — с. 185,188−191,204−205, 214−215, 576.
  136. Физическое здоровье обучающихся и пути его совершенствования. // Под редакцией А. Н. Тяпина. Информационно-методический сборник № 4 М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2003, 208с.
  137. Физическое здоровье обучающихся и пути его совершенствования. Информационно-методический сборник № 7 // Составитель К. Ю. Смирнова, Ю. П. Пузырь. М.: Центр «Школьная книга», 2004, 176с.
  138. Физическое здоровье обучающихся и пути его совершенствования. // Под редакцией А. Н. Тяпина. Информационно-методический сборник № 6 М.: ГОМЦ «Школьная книга», М.:2005.
  139. Физкультура для всей семьи.-2 изд. /Составитель Т. В. Козлова, Т. А. Рябухина.-М.: ФиС, 1990.-С.132−134.
  140. В.И. О необходимости системного подхода к изучению природы ловкости. // Теория и практика физической культуры. 1980- № 2 — с.49−53.
  141. H.A., Вавилов Ю. Н. Физические основы двигательной активности.-М.: ФиС, 1991,-224с.173 .Хан А. П. Педагогические основы построения школьного урока физической культуры.: автореф.дис.д-ра.пед. наук.-М.: 1984.-32с.
  142. .К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высш.учеб.заведений.-М.: Академия, 2000, -с.10−11,16−17, 74−138.175. Целевая программа.
  143. Н.В. Гуманизация физического воспитания студентов вузов: Автореф. дис. .канд. пед. наук. — Оренбург, 2005. — с. 14
  144. В.Н. Строить новое не разрушая старого // Физическая культура в школе. 1991. — № 4. — с. 3−7
  145. В.Н. По пути постепенных преобразований // Физическая культура в школе. 1992. № 7−8. — с. 2−4
  146. Г. Ф. Определение плотности урока // Физическая культура в школе. 1982. — № 5. — с. 11−14
  147. К.К. Упражнения циклического характера на стандартных гимнастических снарядах // Методическая разработка.-М.: РГАФК, 1986.
  148. .Г. Некоторые особенности развития системных исследований. Философско-методические проблемы системных исследований // Системные исследования. Методические проблемы. Еженедельник, 1980.
  149. SchemppP.D. Effective teaching in Physical Education // International Journal of Physical Education. V. XXIX. ISSUE3, 2001.1. Анкетаанонимная)1. Должность: учитель, методист, инструктор, директор школы и т. д. 2. Педагогический стаж работы:
  150. Каким видом спорта занимались
  151. Спортивный разряд, звание или без разряда (б/р)
  152. На каком году своей работы почувствовали себя специалистомполных лет
  153. Возникает ли у Вас желание сменить работу Да Нетотметить Xи по какой причине
  154. Какие главные физические качества развиваются на предметных уроках
  155. Предметные уроки Физические (двигательные) качества (назовите 2−3 главных качества)1. Легкая атлетика1. Баскетбол1. Волейбол1. Подвижные игры1. Лыжная подготовка1. Плавание1. Гимнастика
  156. Имеется ли время на предметных уроках использовать дополнительно -компенсирующих средства из других разделов программы1. Да1. Нет1. Затрудняюсь ответить отметить в квадрате X
  157. С каких классов на предметных уроках физической культуры необходимо использовать дополнительные средства1. Да Нет Затрудняюсьответить1
Заполнить форму текущей работой