Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика развития физических качеств юношей старших классов на дополнительном уроке по физической культуре

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако проведённые в последнее время исследования условий, влияющих на эффективность учебной работы по физической культуре в общеобразовательной школе, а также теоретический анализ позволили определить направление исследования, которое заключается в разработке учебных программ и методик проведения дополнительных занятий по физической культуре, способствующих динамическому росту физических качеств… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
    • 1. 1. Особенности дифференцированного подхода к физическому воспитанию юношей общеобразовательных школ
    • 1. 2. Роль двигательной активности в формировании здоровья и физической подготовленности школьников
    • 1. 3. Сущность и структура индивидуального развития школьника
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ВЕДУЩИХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНЫХ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
    • 2. 1. Механизм педагогического управления процессом физического воспитания старшеклассников
    • 2. 3. Методика опытно-экспериментальной работы с юношами 10классов по физическому воспитанию
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА III. РЕАЛИЗАЦИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЮНОШЕЙ
  • КЛАССОВ
    • 3. 1. Исследование физической подготовленности выпускников общеобразовательных школ
    • 3. 2. Экспериментальное обоснование предложенной методики по развитию физических качеств у юношей 10−11-х классов
  • Выводы по третьей главе

Методика развития физических качеств юношей старших классов на дополнительном уроке по физической культуре (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы и темы исследования обусловлена существующим противоречием между наличием единой программы физического воспитания учащихся, основанной на средневозрастных особенностях и нормативах, и индивидуальными особенностями каждого конкретного ученика.

Дети одного возраста неодинаковы по показателям роста, веса, функциональным, психическим и двигательным возможностям. Кроме того, в старшем школьном возрасте наблюдается резкое схождение между биологическим и календарным возрастом.

В настоящее время общество не удовлетворено деятельностью школы, подготовленностью её воспитанников к жизни. Следовательно, в период коренных преобразований всего общества всё настоятельно встаёт требование совершенствования системы образования в школе.

По данным Минздрава, лишь 14% детей школьного возраста практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, а 3540% - хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз увеличивается количество нарушений осанки, в 4 разанервных расстройств. Одной из причин этого является недостаточное использование средств физической культуры, дефицит двигательной активности.

Учитывая важность проблемы сохранения здоровья подрастающего поколения Министерство образования и Здравоохранения Российской Федерации издало приказ «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации» № 2715/227/166/191 от 6.07.02 г., который рекомендует включить в действующие учебные планы образовательных учреждений проведение обязательных уроков по образовательной области.

Физическая культура" в объеме трех часов в неделю.

В соответствии с требованиями Министерства тип третьего урока — теоретико-практический. Он включает в себя разделы: «Основы знания о физкультурной деятельности» и «Способы физкультурной деятельности с применением теоретических знаний». Вместе с тем в практике работы управленческой структуры отсутствует программно-методические материалы по проведению дополнительного урока по физической культуре.

Однако проведённые в последнее время исследования условий, влияющих на эффективность учебной работы по физической культуре в общеобразовательной школе, а также теоретический анализ позволили определить направление исследования, которое заключается в разработке учебных программ и методик проведения дополнительных занятий по физической культуре, способствующих динамическому росту физических качеств старшеклассников общеобразовательных школ. Физическими качествами принято называть врожденные (генетически унаследованные) качества, благодаря которым возможна двигательная деятельность. «Ведущим физическим качеством» является способность доминировать преобладать в какой-либо двигательной деятельности. Существующие программы не учитывают на занятиях физической культурой региональных, этнических, экономических и социальных условий. На наш взгляд «ведущим физическим качеством» является способность доминировать (преобладать) в какой — либо двигательной деятельности, а под «сопряженным» физическим качеством принято понимать качество, которое способствует освоению техники двигательной деятельности и физической подготовленности.

Неотложной социальной задачей настоящего и будущего времени является радикальная перестройка системы школьного физического воспитания и особенно его «фундамента» — программы.

Здоровье и физическая подготовленности выпускников школыважнейшие слагаемые здоровья и физического потенциала всегда общества. Весь этот потенциал закладывается в школьные годы (В.К. Бальсевич [11, 12], Я. С. Вайнбаум [33], А. А. Гужаловский [53]- В.Н. КряжР.Е. Мо-тылянская [125]). В настоящее время уровень физической подготовленности учащихся и особенно юношей, оценивается как крайне неудовлетворительный (В.К. Бальсевич [10], Я. С. Вайнбаум [33], В.Н. Кряж). Одной из причин сложившегося положения является крайне слабая ориентированность школы на формирование и развитие индивидуальности ученика, учёт и развитие его разнообразных способностей, интересов. Нынешняя система организации образования оставляет мало возможностей для индивидуализации обучения. Здесь мы имеем в виду, прежде всего, жёсткую школьную систему с её учебным планом, одинаковых для всех учащихся до окончания школы, преобладание таких форм и методов обучения, которые практически не оставляли возможности для творческой работы учителя, рассчитанной на учёт, сохранение, формирование и развитие индивидуальности учеников.

Проведённые в последнее время исследования условий, влияющих на эффективность учебной работы по физической культуре в общеобразовательной школе (Е.А. Короткова [82], Т. М. Михайлина [126]) формирование мотивации и потребностей в непрерывном физическом совершенствовании старшеклассников общеобразовательных школ (B.C. Быков [16], Ю. С. Исилко [79]), основы развития самостоятельности у учащихся при занятиях физической культурой (Л.И. Лубышева [109], В. Н. Шаулин [223]) не учитывают региональных экономических и социальных условий Уральского региона.

Это обусловило выбор темы исследования: «Методика развития физических качеств юношей старших классов на дополнительном уроке по физической культуре».

Всё вышесказанное позволяет заключить, что повышение двигательной активности школьников на основе комплексного подхода с учётом дифференцированного использования учебно-тренировочных физических нагрузок является актуальной проблемой, как в теоретическом, так и практическом аспектах.

Объект исследования: образовательный процесс по физической культуре в старших классах.

Предмет исследования: методика развития физических качеств юношей старших классов в процессе проведения дополнительных занятий.

Цель исследования: выявить, определить и обосновать педагогические возможности для развития ведущих физических качеств юношей старших классов на дополнительном уроке по физической культуре.

Анализ актуальности исследования, выявленные противоречия, проблема, цель и предмет исследования позволили сформулировать гипотезу:

• эффективность развития ведущих физических качеств (выносливости, гибкости, ловкости быстроты, силы, скорости), возможно, возрастет на основе учета личностно-индивидуальных особенностей учащихся;

• вероятно, повышение уровня развития ведущих физических качеств повлияет на уровень развития сопряженных с ними физических качеств;

• полагаем, дополнительный урок по физической культуре должен вносить тренировочно — избирательную направленность, которая приведет к повышению показателей развития выносливости, гибкости, ловкости, быстроты, силы;

• контрольно-оценочная деятельность и коррекция уровня физической подготовленности старшеклассников, вероятно, позволят изменять в процессе учебной деятельности объем и интенсивность физической нагрузки;

• включение в дополнительный урок по физической культуре теоретического раздела, по всей видимости, будет способствовать повышению мотивации по выполнению предложенной физической нагрузки учащихся.

Для достижения цели и проверки гипотезы в работе были поставлены следующие задачи.

1. Определить показатели индивидуального развития и проследить динамику темпов прироста по физической и морфо-функциональной подготовленности юношей 10−11 классов при традиционных двухразовых занятиях в неделю и дополнительного урока физической культуры.

2. Выявить значение взаимосвязи между ведущими и сопряженными с ними физическими качествами у юношей старших классов на занятиях по физической культуре.

3. Опытно-поисковым путем обосновать эффективность методики проведения дополнительного урока с тренировочной направленностью, основанной на развитии ведущих физических качествразработать и внедрить методические рекомендации для учителей физической культуры.

Теоретико-методологической основой исследования являлись:

• социологические и педагогические концепции образования как сферы социальной жизни, создающей внешние и внутренние условия для развития индивидуума в процессе освоения ценностей культуры, включая физическую культуру, отраженные в трудах К. Д. Ушинского, П.Ф. Лес-гафта, Б. Г. Ананьева, J1.C. Выготского, В. К. Бальсевича, В.И. Загвязинско-го, Л. П. Матвеева с соавт. и др.;

• концепции личностной ориентации в образовании А. С. Белкина,.

Э.Ф.Зеера, В. В. Серикова, Г. Н. Серикова, JI.M. Кустова и др.;

• концепции интегральной индивидуальности и индивидуализации воспитания средствами физической культуры, раскрытые в работах Б. А. Вяткина, В. В. Зайцевой, Е. П. Ильина, B.C. Быкова и др.

• теория физической культуры Л. П. Матвеева, В. Н. Платонова, В. В. Кима и физического воспитания школьников, разработанные В. И. Ляхом, Г. Б. Мейксоном, Л. И. Лубышевой, В. Н. Шаулина.

Исследования по возрастной физиологии и морфологии физического воспитания А. Г. Сухарева, Н. А. Фомина, Р. Н. Дорохова, В. П. Губа, В. И. Прокопенко.

В соответствии с задачами и особенностями организации исследования использовались следующие методы исследования:

Теоретические методы: анализ научно-методической литературы по педагогике и теоретическим основам физического воспитания, анализ практических занятий по физической культуре с учащимися, синтез, сравнение.

Эмпирические методы: антропометрия, оперативный контроль, функциональных возможностей организма и физической подготовленности занимающихся, тестирование, педагогический эксперимент, обработка полученной информации методами математической статистики.

База исследования. Опытно-поисковая работа проводилось в естественных условиях учебного процесса на базе общеобразовательных школ в г. Челябинске № 4, 12, 73, в г. Касли № 24, 27, в г. Еманжелинске № 2, 12. В исследованиях приняло участие 520 старшеклассников.

Избранная методологическая основа и выдвинутая гипотеза определили ход теоретико-экспериментального исследования, которое проводилось в три этапа в течение 1997;2004 гг.

Первый этап — теоретико-поисковый (1997;2001 гг.). На этом этапе осуществлялось изучение научной литературы по проблеме, разрабатывались теоретические и методические подходы её решения, определялись объект и предмет исследования, формировалась гипотеза, строились основные предпосылки последующей опытно-экспериментальной работы. Использовались теоретические методы исследования.

Второй этап — опытно-поисковый (2001; 2003 гг.). Выявлялись модельные уровни двигательной и функциональной подготовленности юношей средней школы старших классов, определялась структура физической подготовленности, оценивались индивидуальные особенности учащихся, проводился констатирующий и формирующий эксперименты. Использовались эмпирические методы.

Третий этап — заключительно-оценочный (2003;2004 гг.), в течение которого осуществлена обработка результатов педагогического эксперимента, выполнен их анализ и систематизация, сформулированы общие выводы и заключение, внедрена разработанная методика развития физических качеств учащихся в учебный процесс школ города Челябинска и Челябинской области. Завершалась работа над оформлением результатов диссертационного исследования. Использовались теоретические и эмпирические методы.

Научная новизна:

1. Определены показатели индивидуального развития и выявлена динамика темпов прироста по физической и морфо-функциональной подготовленности юношей 10−11 классов общеобразовательных школ города Челябинска и области при традиционных двухразовых занятиях в неделю и с учетом дополнительного урока физической культуры.

2. Выявлены значения взаимосвязи роста развития ведущих физических качеств на повышение уровня сопряженных с ними физических качеств.

3. Наиболее эффективным методом развития физических качеств являются оптимальное сочетание теоретической и практической деятельности на дополнительном уроке по физической культуре с тренировочной направленностью.

Теоретическая значимость заключается:

— в уточнении понятия «ведущее физическое качество» и «сопряженное физическое качество» школьников,.

— тенденции устойчивой взаимосвязи между ведущими и сопряженными физическими качествами;

— в совершенствовании и расширении содержания методики проведения дополнительного урока по физической культуре.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

• выводы и рекомендации диссертации по использованию методики развития физических качеств у старшеклассников с учетом дополнительного урока по физической культуре расширяют диапазон средств физического воспитания;

• предложен и реализован комплекс средств педагогического контроля и коррекции уровня физической подготовленности (тесты, контрольные нормативы по оценке физических качеств учащихся) доступных для широкого применения в условиях муниципальных образовательных учреждениях (МОУ);

• составлен и внедрен вариативный компонент учебной образовательной программы, с учетом индивидуального уровня физической подготовленности юношей старших классов.

Достоверность и обоснованность научных результатов и выводов обеспечивается исходными методологическими позициями, целесообразным сочетанием комплекса эмпирических и практических методов, длительностью проведения эксперимента, логически обоснованным и практическим использованием широкого комплекса педагогических, антропометрических и математико-статистических методов, адекватных предмету, цели и задачам, воспроизводимостью результатов исследования, полученных в ходе работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В отличие от прежней системы физического воспитания дополнительный урок физической культуры по своему содержанию должен включать в себя тренировочно — избирательную направленность и учитывать индивидуальные уровни физического развития старшеклассников.

2. Не отрицая нормативный подход в существующей системе физического воспитания, целесообразно использовать методику проведения дополнительного урока по физической культуре, основанной на взаимосвязи ведущих и сопряженных с ними физических качеств.

3. В сравнении с традиционной структурой проведения урока, оптимальное сочетание теоретических и практических разделов на дополнительном уроке мотивирует учащихся на качественное выполнение предложенной физической нагрузки, основанной на повышение ведущих физических качеств.

4. Учитывая тренировочную направленность дополнительного урока, предложен комплекс средств педагогического контроля и коррекции уровня физической подготовленности учащихся, который позволяет контролировать и регулировать физическую нагрузку по объему и интенсивности выполняемых двигательных заданий, а также определять характер и продолжительность отдыха.

Апробация результатов исследования осуществлялась в период проведения опытно — экспериментальной работы на факультете физической культуры и безопасности жизнедеятельности Челябинского государственного педагогического университета (1995;2001 гг.), а также на научно-практических конференциях в Уральской государственной академии физической культуры (1998;2001 гг.) — на Всероссийских научно — практических конференциях в г. Туле (2000 г.), г. Красноярске (2001) — на научно-практических конференциях учителей по физической культуре Челябинской области (1999;2004 гг.). Разработанная программа дополнительных занятий по физическому воспитанию юношей старших классов внедрена в практику работы МОУ № 24, 27 г. Касли, МОУ № 12 г. Еманжелинска Челябинской области.

Структура и объём диссертации: работа состоит из введения, трёх глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка из 185 источников, из них 8 на иностранном языке, содержит 10 таблиц, 5 рисунков, приложения.

Выводы по третьей главе.

Одним из важнейших направлений гуманизации образования является проблема реализации творческих способностей личности. Традиционная система образования, которая ориентирован в основном на формирование понятийного словесно-логического мышления и однонаправленного развития двигательных кондиций сдерживает развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.

В физическом воспитании учащихся доминирует традиционный подход, связанный с повышением уровня физической подготовленности и формированием двигательных навыков у детей и подростков. Такое деформирование целевой направленности физического воспитания предоп-ределяет массовую универсализацию учебного процесса для достижения общих целей через освоение стандартного содержания учебного материала. В рамках новой методологии все основные проблемы образования должны исследоваться также и с позиции понимания интересов (потребностей) человека, которые удовлетворяются образованием как социальным институтом. В прежней парадигме этот уровень определялся однозначно — интересами общества, в новой — интересами «человека, общества, государства».

Приоритеты в физическом воспитании школьников задаются содержанием второй статьи Закона РФ «Об образовании» принципами государственной политики в области образования. Констатируется — «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».

Важность задач индивидуализации учебного процесса по физическому воспитанию обусловлена тем, что без них трудно реализовать способности в практической деятельности. Даже незаурядные физические задатки индивида, полученные им от природы, так и останутся потенциями, если не реализовать их в деятельности, связав с рациональными способами выполнения двигательных действий, двигательными умениями и навыками. При направленном индивидуальном их формировании в процессе физического воспитания во многом зависит его практическая эффективность.

Педагогическая технология физического воспитания учащихся общеобразовательной школы построена при выполнении двух приоритетных условий: во-первых, содержание физического воспитания, формы и методы учебных занятий способствовали обеспечению удовлетворения как процессом, так и результатом обученияво-вторых, предметное обеспечение учебного процесса по физическому воспитанию на основе раскрытия каждому учащемуся особенностей его индивидуального физического развития и подготовленности раскрывает возможные перспективы дальнейшего их развития и совершенствования.

Механическое увеличение часов, отводимых уроком физической культуры без использования современных методических подходов и основанных на принципах сотрудничества и без соответствия учебного процесса природным возможностям ученика менее эффективно при развитии физических кондиций старшеклассников.

Таким образом, на основании результатов экспериментальных исследований констатирующего и педагогического формирующего эксперимента были решены задачи исследования, а выдвинутая гипотеза получила свое подтверждение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключении работы на основе теоретического анализа и итогов экспериментального исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Ретроспективный анализ литературных источников по проблеме исследования показал, что до недавнего прошлого основу системы физического воспитания учащихся составлял нормативный подход, сущность которого сводилась к выполнению усреднённых, обязательных и единых для всех, сверху спущенных требований и нормативов по физическому воспитанию, что противоречит идее индивидуального подхода к развитию и воспитанию учащегося. Лично-стно-ориентированное обучение необходимо для учёта возрастных и половых особенностей физического развития учащихся.

2. Исследование динамики темпов прироста показателей физического развития юношей 10−11-х классов в течение учебного года, обучающихся по общепринятой программе физического воспитания при двухчасовой недельной нагрузке не компенсировало дефицит двигательной активности хотя и показало определенные темпы прироста, но не по всем показателям.

Положительные изменения темпов прироста отмечены по показателям, характеризующим рост (1,7%), вес (0,8%), расстояние прыжка в длину с места (2,0%), силы кисти (20,1%) и ЖЕЛ (6,9%).

Не выявлено изменений (стабилизация показателей) по показателям весо-ростовому индекса (-0,9%), теппинг-тесту (-0,2%) и отжиманию в упоре лёжа (-0,2%). Это привело к выводу о необходимости изменить методику проведения дополнительного урока.

3. Выявлены значения взаимосвязи между ведущими и сопряженными физическими качествами, которые позволили определить, что с повышением уровня ведущего качества повышается и уровень сопряженного с ними качества.

4. Оперативное наблюдение, регистрация и анализ изменений физического состояния старшеклассников на дополнительном уроке по физической культуре дают возможность преподавателю эффективно дозировать объем и интенсивность физических нагрузок влияющих на рост развития физических качеств.

5. Разработанные методические рекомендации для учителей и преподавателей физической культуры по развитию физических качеств у школьников расширили возможность планирования дополнительного урока.

6. Разработанная методика проведения дополнительного урока по физической культуре, направленная на развитие ведущих физических качеств старшеклассников показало о необходимости рекомендовать в теоретической части урока объем физической нагрузки метод тренировки и условия выполнения упражнений с учетом возрастно-половых особенностей и физической подготовленности учащихся.

7. Полученные в процессе педагогического эксперимента результаты исследования в целом подтверждают выдвинутое нами предположение о положительном влиянии методики развития ведущих физических качеств юношей старших классов в процессе проведения дополнительных занятий.

В ходе проведения опытно-экспериментальной работы получены достоверные позитивные сдвиги (на 95% уровне значимости) скоростных, скоростно-силовых способностей, в показателях гибкости, силовой выносливости и по функциональным пробам.

Интересным, на наш взгляд, может быть психолого-педагогическое исследование процесса физического воспитания старшеклассников на основе самостоятельных занятий физической подготовкой. В работе представлены исследования на материале учащихся старших классов юношейдальнейшим нашим этапом работы может быть проведение аналогичных исследований на группе девушек. В отмеченных направлениях мы намерены продолжить дальнейшие исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.А., Павлова О. И., Сальникова О.В.и др. Оценка уровня физической подготовленности школьников 6−11-х классов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. М., 1999, № 3−4. — С. 50−55.
  2. Л. И. Врачебно-педагогические наблюдения на уроке // Физическая культура в школе. 1979. № 6. — С. 18−21.
  3. Анализ программ школьного физического воспитания в развитых капиталистических странах // Сост. Е. Я. Бондаревский, Л. Б. Жарова, Е. Г. Станиславская, М. Е. Якубова.— М.: ВНИИФК, 1986. -35 с.
  4. .Г. Психологическая структура человека как субъекта. // Человек и общество. Л.: ЛГУ, 1967. — С. 238.
  5. Д., Назаров И. Что культивирует физкультура? «Учительская газета» от 4 февраля 1988 г.
  6. . А. Теория и методика педагогических исследовании в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 223 с.
  7. М.А. Экспериментальное обоснование методики воспитания скоростно-силовых качеств у детей школьного возраста: Ав-тореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1977. — 24 с.
  8. В.П. Самостоятельные занятия // Физкультура в школе. 1982. -№ 9. — С. 17.
  9. В.К. Феномен физической активности человека как социально-биологическая проблема // Вопросы философии. 1988. -№ 8.-С. 78−89.
  10. В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: Физическая культура и спорт, 1988. — 208 с.
  11. В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 1. — С. 22−26.
  12. М.М. Врачебный контроль за функциональным состоянием организма юношей старших классов // Повышение физической подготовленности юношей 1Х-Х классов общеобразовательной школы: Сборник научных трудов. М., 1981. — С. 24−47.
  13. А.С. Возрастная педагогика. Екатеринбург: УГПУ, 1999. — С. 245.
  14. В.В. Эффективность предметных уроков физического воспитания в 1У-У1 классах общеобразовательной школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Каунас, 1980. — 20 с.
  15. Г. П. Успехи физического воспитания школьников ВНР // Физ. культура в школе. 1980. -№ 4. — С. 58−60.
  16. Е.Я. О структуре тестов, характеризуют: физическую подготовленность молодежи // Нормативные требования советской системы физического воспитания: Сб. ст. М., 1976. — С. 7−48.
  17. Е.Я., Кадетова А. В. О школьных программах по физической культуре // Физическая культура в школе. 1987.4. С. 32−35.
  18. Е.Я., Карпов А. А. Анализ программ по Физической культуре, функционирующих в социалистических странах // Теория и практика физической культуры. 1985. -№ 11. — С. 55−57.
  19. Ю.И., Шедрина А. Г., Литвинова Т. Д. Физическое воспитание и некоторые анатомо-антропологические особенности растущего организма // Методологические основы спортивной морфологии: Материалы симпозиума. М., 1979. — С. 71−72.
  20. И.П. Программа плюс методика обучения // Физическая культура в школе. -1974. -№ 4. С. 26−27.
  21. B.C. Теория и практика актуализации физического самовоспитания школьников: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Челябинск, 1999.-45 с.
  22. Ю.Н. Концептуальные предпосылки перестройки школьной системы физического воспитания в СССР // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 10. — С. 2−9.
  23. Я.С. Гигиена физического воспитания. М.: Просвещение, 1986. — 175 с.
  24. Г. А., Горин М. П. Физическая культура в оценке старшеклассников. Физическая культура в школе. — 1991. — № 9. — С. 41−47.
  25. В.К. Проблема физического воспитания подрастающего поколения // Теория и практика физ. культуры. 1984. — № 4. -С. 30−31.
  26. М.Я. Здоровый образ жизни студентов: сущность, строение, формирование // Социокультурные аспекты физической культуры и здорового образа жизни. М.: Советский спорт, 1996. -С. 14−21.
  27. Н.М. Система занятий // Физическая культура в школе 1982. — № 1. — С. 24.
  28. З.Т. Эффективность внедрения форм двигательной активности для повышения уровня физической подготовленности школьников 1−8 классов: Автореф. дис.. канд. пед. наук, М., 1982. -21 с.
  29. А.Н. Принципы индивидуализации или закономерность в современном тренировочном процессе // Теория и практика физеской культуры. — 1986. — № 6. — С. 29−31.
  30. JI.C. Динамика и структура личности подростка. // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: Педагогика, 1982. — С. 47−53.
  31. .А. Спорт и развитие индивидуальности человека (опыт системного исследования) // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 2. — С. 1−5.
  32. Н.Ф. Психолого-педагогические основы индивидуализации профессионального воспитания учащихся профессиональных учебных заведений. Автореф. дис.. доктора пед. наук. СПб., 1995. -41 с.
  33. М.А., Бальсевич В. К., Тимошинин В. Н. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 7. — С. 24−32.
  34. А.С. Соотношение компонентов физической нагрузки на уроках физической культуры // Физкультура в школе. -1986. -№ 6.-С. 20−21.
  35. Н.М. К вопросу возрастных изменений скоростно-силовых качеств у юных бегунов на 400 метров // Проблемы физического воспитания и физиологии спорта: С. науч. тр. Челябинск, 1994.- С. 78−79.
  36. В.Г. Характер и дозировка различных упражнений при внеклассных занятиях со школьниками 11−12 лет, страдающими ожирением: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ворошиловград, 1984. -21 с.
  37. С.Д. Пути совершенствования организации внеклассной работы по физическому воспитанию школьной молодежи НРБ: Автореф. дис.. канд. пед. наук, М., 1977. — 24 с.
  38. А.А. Развитие качеств у школьников. Минск: Народная асвета, 1978. — 88 с.
  39. И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. Минск: Вышейш. шк., 1985. — 256 с.
  40. Н.И. Состояние опорно-двигательного аппарата и состава массы тела у подростков и юношей 1Х-Х классов // Повышение физической подготовленности юношей 1Х-Х классов общеобразовательной школы: Сб. науч. тр. -М., 1981. С. 98−110.
  41. Ф.Д. Определение гибкости тела человека // Теория и практика физической культуры. 1984. — № 6. — С. 52—53.
  42. Жарова JL, Станиславская Е. Не только на уроке // Спорт за рубежом. 1987. -№ 7. -С. 12−15.
  43. К.Д. В новых условиях новая учебная программа // Физкультура в школе. — 1987. — № 10. — С. 29−33.
  44. А.Г. Развитие выносливости к марш-броску уюношей 15−17 лет на уроках физической культуры: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1981. — 23 с.
  45. В.И., Гильманов С. А. Творчество в управлении школой. М.: Педагогика, 1991. — 132 с.
  46. Ю.М., Иванов Ю. И., Петров В. К. Занимайтесь гиревым спортом: Ритмы атлетизма. М.: Советский спорт, 1991.-48 с.
  47. В.В. Методология индивидуального подхода в оздоровительной физической культуре на основе современных информационных технологий: Автореф. дис.. док-pa пед. наук. М., 1995. -47 с.
  48. Закона Российской Федерации «Об образовании», от 13.01.1996.
  49. В.М. Физические качества спортсмена: Основы теории и моторики воспитания. 2-е изд. — М.: Физкультура и спорт, 1970.- 200 с.
  50. С.М. Два варианта планирования материала урока // Физ. культура в школе. 1978. — № 5. — С. 17−18.53.3еер Э. Ф. Личностноориентированное профессиональное образование. Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1988. — 218 с.
  51. Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты, и выносливости: Очерки. М.: Физкультура и спорт, 1956. — 208 с.
  52. В.А. Выполнение домашних заданий // Физ. культура в школе, 1982. — № 1. — С. 29.
  53. В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 256 с.
  54. Е.П. Психология физического воспитания: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. М.: Просвещение, 1987.287 с.
  55. Инструктивно-методическое письмо Главного управления образования и науки Челябинской области «О введении третьего урока физической культуры в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» от «30 сентября» 2002 № 05−33−99.
  56. Инструктивно-методическое письмо Главного Управления образования и науки Челябинской области от 15 августа 2002 г. № 05−28−86 // О преподавании образовательной области «Физическая культура» в 2002—2003 учебном году.
  57. Ю.С. Формирование потребности в непрерывном физическом совершенствовании старшеклассников общеобразовательных школ. Автореф. дис. канд. пед. наук Латвийский гос. ун-т. Рига. — 1982.-24 с.
  58. В.А. Физическая подготовленность подростков 1516 лет, обучающихся в профессионально-технических училищах // Физическое воспитание и школьная гигиена: Сб. ст. М., 1978.- С. 53−64.
  59. А.В. Методика освоения программного материала на уроках физкультуры 7−8 классов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1989.- 23 с.
  60. Я.А. О развитии природных дарований. Избр. пед. соч. В 2-х т. М.: Педагогика, 1982. — 254 с.
  61. М.Г. Основная задача всестороннего физического развития // Физкультура в школе. 1991. -№ 10. — С. 8.
  62. А.Г. Совершенствование процесса физической подготовки допризывной молодежи (10−11 классы) на основе взаимосвязи урочных и внеурочных форм занятий: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киров, 2003. — 23 с.
  63. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов общеобразовательной школы: Подгот. В. И. Ляхом, Л. В. Кофманом, Г. Б. Мейксоном. Утверждена ученым советом НИИ физиологии детей и подростков. М.: МГП «Фемида», 1992. — 111 с.
  64. М.А. Урок физкультуры // Советская Россия. -1987. 7 марта.
  65. В.В. Исследование физического развития и физической подготовленности допризывной молодежи 16−17 лет в свете современных нормативных требований к армейской службе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Минск, 1975. — 23 с.
  66. Е.А. Дифференцированное физкультурное образование школьников: Монография. Тюмень: ТюмГУ, 2000. — 183 с.
  67. Т.В. Социальная и биологическая обусловленность изменений в физическом развитии человека. Л.: Медицина, 1970.-240 с.
  68. Г. Г. Повышение физической подготовленности учащихся 1Х-Х классов (девушки) на основе совершенствования содержания программного материала по гимнастике и методики его использования- Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1985. — 19 с.
  69. В.В., Сбруев Ю. И., Панаев В. Г. Региональные особенности физической подготовленности населения СССР // Теория и практика физкультуры. 1985. — № 1. — С. 31−32.
  70. М.Л. Развитие выносливости и быстроты у девушек 1Х-Х классов на уроках физической культуры: Автореф. дис.. канд. пед. наук, 1984. 25 с.
  71. B.C., Колодницкий Г. А. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе. Б-ка учителя физич. культуры. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.176 с.
  72. B.C., Колодницкий Г. А. Силовая подготовка детей школьного возраста: Метод, пособ. М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2002. — 200 с.
  73. З.И., Сергеев B.C. Дискуссия завершена. Работа над новой программой продолжается // Физкультура в школе. 1974.- № 4. -С. 27−29.
  74. В.А. Система управления силовой подготовкой юношей старших классов (15−17 лет) на уроках физической культуры в общеобразовательной школе (9−10 класс): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1988. — 20 с.
  75. JI.M. Культура, образование, развитие индивида. -М.: ФОН, 1990. 188 с.
  76. В.М., Любиев А. И., Близнецова З. А., Курило С. И. Метод оценки физической подготовленности // Теория и практика физической культуры. 1986. — № 2. — С. 48−50.
  77. С.П. Комплексная оценка физической работоспособности юношей 17−21 года: Автореф. дис.. канд. биол. наук. -Казань, 1993. 22с.
  78. С.П., Жуков О. Ф. Еще раз о пользе домашних заданий // Физическая культура в школе. 2003. — № 4. — С. 25−26.
  79. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977. — 703 с.
  80. П.Ф. Собрание педагогических сочинений. Т. 1. -М.: Физкультура и спорт, 1951. 295 с.
  81. Е.Н. Формы и методы повышения двигательной активности девушек 16−17 лет: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1984. -24 с.
  82. Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технологии реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1. — С. 11−17.
  83. Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М.: ГЦОЛИФК, 1992. — 40 с.
  84. Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 1. — С. 10−17.
  85. Н.И. Методика реализации индивидуального подхода в развитии скоростно-силовых качеств юношей 15−17 лет с применением ЭВМ: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Москва, 1994. — 24 с.
  86. Л.Е., Чернов Ю. А. Медико-педагогические аспекты повышения двигательной подготовленности учащихся старших классов // Повышение физической подготовленности юношей IX-X классов общеобразовательной школы: Сб. науч. тр. М., 1981. — С. 312.
  87. Лях В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания общеобразовательной школе // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 9. — С. 10 — 14.
  88. Лях В.И., Кофман Л. Б., Мейксон Г. Б. Комплексная программа физического воспитания учащихся V-IX классов общеобразовательной школы. М., 1992. — 34 с.
  89. Лях В. М. Координационные способности школьников. -Минск, Полымя, 1989. 160 с.
  90. Н. Зависимость проявлений двигательных способностей морфологического развития школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1981. — 23 с.
  91. Г. М., Сонькин В. Д. Исследование энерготрат у юношей 1Х-Х классов при выполнении ими физических нагрузок // Повышение физической подготовленности юношей 1Х-Х классов общеобразовательной школы: Сборник научных трудов. М., 1981. -С. 63−75.
  92. А.П. Теоретико-методологические основы формирования предмета «физическая культура» в общеобразовательной школе. Дис. в виде науч. докл. уч. степ, д.п.н. — М.: РГАФК, 1997. -70 с.
  93. А.П. Не стоять по разные стороны баррикады // Физическая культура в школе. 2003. — № 2. — С. 2−5.
  94. В.Б. Новая физическая культура что это такое // Физ. культура в школе. — 1991. — № 4. — С. 8.
  95. Н.П. Еще раз о пользе домашних заданий // Физическая культура в школе. 2003. — № 4. — С. 26−29.
  96. Т.М. Нормы и критерии оценки функциональных показателей и физических качеств школьников Краснодарского края 7−16 лет: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Краснодар. — 1997. — 21 с.
  97. А.В. Экспериментальное обоснование нормативов оценки физической подготовленности учащихся (на примере учебных программ физического воспитания для средних специальных учебных заведений): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1979. — 24 с.
  98. Р.Е., Каплан Э. Я., Велитченко В. К., Артамонов В. Н. Двигательная активность важное условие здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. — 1980. — № 1. — С. 14−22.
  99. B.JI. По приросту // Физическая культура в школе. 2003. -№ 2. — С. 26−29.
  100. JI.Д. Содержание и структура равновесия как двигательно-координационного качества // Теория и практика физической культуры. 1999. — № 1. — С. 54 — 58.
  101. Л.Д., Сафаев С. М. Прыгучесть. Методика развития // Физическая культура в школе. 2003. — № 5. — С. 45−48.
  102. А.Я., Найн А. А., Ефимова Е. А. Теория и практика воспитания учащихся образовательных учреждений средствами физической культуры в современных условиях: Метод, рек. М.: Цент развития личности РАО, 1996. — 57 с.
  103. А.А. Валеологическое воспитание школьников средствами физической культуры: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 2003. — 23 с.
  104. Настольная книга учителя физической культуры / Авт. сост. Г. И. Погадаев. / Предислов. В. В. Кузина, Н. Д. Никандрова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Физкультура и спорт, 2000. — 496 с.
  105. И.В. Программирование циклических нагрузок в занятиях студентов с учетом их индивидуальных особенностей: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1993. — 23 с.
  106. .А. Адаптация, конституция и моторика // Теория и практика физ. культуры 1989. -М 1. — 44 с.
  107. П.И. Рациональное соотношение упражнений различной направленности в физическом воспитании девушек 9−10 классов на уроках физической культуры: Автореф. дис.. канд. пед. наук, М., 1988. — 23 с.
  108. О.Н. Влияние скоростно-силовых нагрузок на функции дыхания школьников старших классов // Повышение физической подготовленности юношей 1Х-Х классов общеобразовательной школы: Сборник научных трудов. М., 1981. — С. 76−85.
  109. Ю. Стречинг в атлетизме // Спорт в школе. -№ 2. 1997.-С. 10−12.
  110. В.К. Сила нужна всем. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 160 с.
  111. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальные исследования. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  112. В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов М.: Физкультура и спорт, 1986. — 286 с.
  113. В.Н. Возьми в спутники силу. М: Физкультура и спорт, 1988. — 240 с.
  114. Н.И. О теории физической культуры как науке // Теория и практика физической культуры. 1974. — № 4. — С. 7−15.
  115. В.Б. 1001 упражнение для здоровья и физического развития /В.Б. Попов. М.: 000 «Издательство Астрель»: 000 «Издательство Аист», 2002. — 208 с.
  116. В.П. Настало время кардинальных перемен // Физкультура в школе. 1988. -№ 4. -С. 28−30.
  117. Приказ Министерства образования Российской Федерации министерства здравохранения Российской Федерации «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации № 2715/227/166/191 от 6.07.2002.
  118. Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 30 июня 1999 г. № 56. «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования».
  119. Л.Б. Оптимизация управления школьным образованием (региональный аспект). Анжеро-Судженск: Твердыня, 2002. 224 с.
  120. Л.И. Комплексное развитие основных двигательных качеств юношей 16−17 лет на уроках физической культуры в общеобразовательной школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1985.- 22 с.
  121. С.Л. Основы общей психологии. Т. 2. М.: Педагогика, 1989. — 324 с.
  122. В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1978. — 352 с.
  123. М.Ф. О физической подготовленности молодежи в связи с акселерацией // Теор. и практ. физ. культуры. 1983. — № 7. -С. 35−37.
  124. В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технологии. Волгоград, 1994. — 248 с.
  125. Г. Н. Управление образованием: Системная интерпретация: Моног. Челябинск: Изд-во ЧГТУ, Факел, 1989. — 664 с.
  126. Г. Т. Воспитание у старшеклассников готовности к защите социалистической Родины в процессе их внеурочной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Минск, 1974.-21 с.
  127. В.И. Совершенствование двигательных навыков скоростно-силового характера у школьников 10 и 14 лет на уроках физической культуры: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1980. — 20 с.
  128. Е.А. Повышение двигательной активности школьников на уроках физической культуры с учетом педагогических и психологических факторов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Л., 1982. 20 с.
  129. П.З., Кабачков В. А. Профессионально-производствен-ная направленность физического воспитания школьников: Книга учителя. М.: Просвещение, 1988. — 160 с.
  130. О.А. Психолого-педагогические основы индивидуализации спортивной подготовки дзюдоистов. Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1996. — 48 с.
  131. .А., Барташова С. А. Новая программа по физической культуре в школах ЧССР // Физическая культура в школе. -1973. -№ 7. С. 42−43.
  132. Г. И. Допрофессиональная подготовка учащихся V-VI специализированных спортивных классов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск: Урал ГАФК, 1997. — 20 с.
  133. Л.С. Общеразвивающие упражнения для младших школьников. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 160 с.
  134. Советский энциклопедический словарь. / Главн. ред. А. М. Прохоров. 4-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — 1632 с.
  135. З.А. Проблема обоснования знания (гносеологические концепции Л. Витгенштейн, К. Коппер). М.: Наука, 1988. -177 с.
  136. В.Д. Энергетическое обеспечение мышечной деятельности школьников: Атореф. дис.. докт. биол. наук. М., 1990.50.
  137. Е.Г. Соотношение средств обучающего и тренирующего воздействия на уроках физической культуры в 1У-У1 классах: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1987. — 23 с.
  138. В.И. О мерах по развитию физического воспитания и спорта в США / Теория и практика физ. культуры. 1970. — № 1. с. 74−78.
  139. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие для студентов фак. физ. восп. пед. ин-тов / Под. ред. Б. А. Ашмарина. М.: Просвещение, 1979. — 360 с.
  140. Теория и методика физического воспитания: Учебник для ин-тов физ. культуры / Под ред. J1. П. Матвеева и А. Д. Новикова. -М.: Физкультура и спорт, 1976. Т. 1. — 302 с.
  141. Теория и методика физического воспитания: Учебник для ин-тов физ. культуры / Под ред. Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. М.: Физкультура и спорт, 1976. — Т. II. — 354 с.
  142. Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учеб. пособие / Под ред. Ю. Ф. Курамшина, В. И. Попова. СПб, 1999. -324 с.
  143. Н.В. Особенности комплексного воспитания выносливости различного типа у девушек 14−17 лет на уроках физической культуры: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1986. — 23 с.
  144. Уроки физической культуры в 9−10 классах средней школы / Под ред. Г. П. Богданова. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1987. — 207 с.
  145. К.Д. Избр. пед. соч. Т.2. — М., 1974.
  146. Фаиз Сайд Одталла Абу Арида. Сравнительная эффективность основных средств физической подготовки юношей 12−16 лет: Автореф, дис.. канд. пед. наук. М., 1987. — 22 с.
  147. Д.А., Корниенко И. А., Сонькин В. Д. Физиология школьника. М.: Педагогика, 1990. — 64 с.
  148. Физическое воспитание учащихся 8−9 классов: Пособие для учителей / В. И. Лях, Г. Б. Мейксон, Ю. А. Ковылов и др. /Под ред В. И. Ляха. -М.: Просвещение, 1998. 141 с.
  149. Хан А. Н. Возрастные особенности развития выносливости у школьниц посредством бега различной интенсивности: Автореф. дис.. канд. пед. наук, М., 1979. — 29 с.
  150. Д. Учение о тренировке: Ведение в общую методику тренировки / Под общ. ред. Д.Харре. М.: Физкультура и спорт, 1971.-328 с.
  151. Е.П. Конституция и биохимическая индивидуальность человека. М.: Изд-во Московского ун-та, 1990.- 25 с.
  152. И.Ф. Индивидуализация физической подготовки учащихся в процессе формирования личности // Воспитание молодого российского интеллигента: проблемы, тенденции, пути решения. Материалы науч.-практич. конф. Красноярск: СибГТУ, 2001. — С. 191 — 192.
  153. Ю. А. Физическое воспитание школьников в связи с подготовкой к службе в армии: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1974. 19 с.
  154. Ю.А., Макаров В. В. Динамика физической подготовленности юношей 1Х-Х классов общеобразовательной школы: Сборник научных трудов. М., 1981. — С. 13−23.
  155. А.Н. Степень гипокинезии основных локомоций у школьников старших классов и компенсация ее дозированным бегом: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1980. — 24 с.
  156. В.Н. Научные основы развития самостоятельности у учащихся 6−17 лет при формировании физической культуры. -Автореф. дис. д.п.н. М., 1996. — 65 с.
  157. М.П., Попов Г. И. Статистика. Обработка спортивных данных на компьютере / Под ред. М. П. Шестакова, Г. И. Попова: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. завед. физич. культ. -М.: СпортАкадемПресс, 2002. 278 с.
  158. И.И. Организм как целое в индивидуальном и историческом развитии. Избранные труды. М.: Наука, 1982. — 383 с.
  159. В.К. Этапы большого пути. Школьные программы по физ. культуре за 50 лет Советской власти // Физеская культура в школе. 1967. — № 9. -С. 4−7.
  160. В.А. Состояние и пути совершенствования физической подготовки призывных контингентов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1980. — 19 с.
  161. И.С. Требования к учебным программам на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. С. 64−77.
  162. Ю.А. Оценка физического развития ребенка и коллектива (по весоростовым соотношениям) // Итоги науки и техники. Серия антропометрия. ВИНИТИ. — Т. 3.- 1989. — С. 135−175.
  163. С.В. Еще раз о ловкости и ее разновидностях // Теория и практика физической культуры. 1985. — № 7. — С. 21−23.
  164. И.М. К вопросу об оздоровительной и профилактической направленности занятий по физическому воспитанию со студентами // Теория и практика физической культуры. 1986. — № 10. — С. 10−12.
  165. Е.М. Программно-методическое обеспечение занятий по физическому воспитанию школьниц 10−14 лет специальноймедицинской группы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Тюмень, 2002. — 23 с.
  166. Almond, L.A. Health focus physical education // Health and Physical Education Project Newsletter, 1988. p. 1. 16.
  167. Austrand P.O. Optimal function and health. Bidl. Cardion. -1976.-36.-P. 11−18.
  168. Clifford B. Body satisfaction in adolescence. Percep’tual and Motor Skills, 1971, 33,1, p. 19−125.
  169. De Charms, R. Personal causation in the schools // J. of Applied Soc. Phsychol, 1972. V 2 (2). p. 95−113.
  170. Jripcova A. G., Matveev L.P., Vavilov Y.N. Direction del nivel de preparation fisica de los ninos sovieticos en los condiciones climatologicas de la Republica de Cuba. X Congress Pan-American de education fisica. 1986, p. 45.
  171. Klissouras V. Genetic limit of functional adaptability // Int. Z. angew. Physical 1972. — V. 30, № 2. — P. 85−94.
  172. Kodim M. Psychologicks pirodleine wyberu sportovnica Tolentu // Teorie a praxe telsne vychovy. Praha. — 1978. — № 11. — P. 651−654.
  173. Lange Andersen K., Rutenfranzj. Physiological indices of performance capa. City // WHO Reg. Publ. Eur. Ser. 1987. — № 22. — P. 123−132.
  174. Ljach W Die koordinative Vorbereitung des Sportlers in den Sportspielen der Manschaften /Science in Sports Team Games Ed. J. Bergier. Instytut Wych. Fiz. i Sportu. Biala Podlaska, 1995, S. 140−154.
  175. Vavilov Y. Los ejercicios flsicis como medio de adap-tacion activa de los ninos sovieticos en los condicionei climaticas de la Republica de Cuba. Congreso national de Ciencias aplicados a la culturefisica у el deporte. Havana, 1985, p. 57—60.
  176. Schnabel G. Die Koordinativen Fahigkeiten und das Problem der Gewandheit // Theorie und Praxis der Korperkultur. 1973. — Jfe3. -S. 263−269.146
Заполнить форму текущей работой