Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Становление гуманистической направленности личности студентов в процессе прохождения курса спортивно-педагогического совершенствования: На примере специализации футбол

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе теоретического анализа и педагогических наблюдений выявлена необходимость и возможность формирования гуманистической направленности личности будущих специалистов по физической культуре и спорту в процессе их профессиональной подготовки. С этой целью дано обоснование средств и методов целенаправленного поэтапного процесса формирования гуманистической направленности личности. Их основу… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы становления гуманистической направленности личности в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту
    • 1. 1. Сущность гуманизации образования в высшей школе
    • 1. 2. Сущность и содержание гуманистической направленности личности специалиста по физической культуре и спорту
    • 1. 3. Структура, критерии и уровни гуманистической направленности личности специалиста по физической культуре и спорту
    • 1. 4. Гуманизация учебно-воспитательного процесса как фактор становления гуманистической направленности личности специалиста по физической культуре и спорту
    • 1. 5. Психолого-педагогические условия формирования гуманистической направленности личности в процессе профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту
  • Глава II. Методы и организация исследования
    • II. 1. Методы исследования
    • II. 2. Организация исследования
  • Глава III. Опытно-экспериментальная работа по формированию гуманистической направленности личности будущего специалиста по физической культуре и спорту
    • III. I. Особенности процесса формирования гуманистической направленности личности будущего специалиста по физической культуре и спорту
      • 111. 2. Формирование гуманистической направленности личности будущего специалиста, но физической культуре и спорту на теоретических занятиях курса спортивно-педагогического совершенствования
      • 111. 3. Формирование гуманистической направленности личности будущего специалиста по физической культуре и спорту на практических занятиях курса спортивно-педагогического совершенствования
  • Выводы

Становление гуманистической направленности личности студентов в процессе прохождения курса спортивно-педагогического совершенствования: На примере специализации футбол (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В истории человечества немало примеров пересмотра содержания и направленности образования в период смены общественно-экономических формаций. Наша страна накануне XXI века вступила в эпоху перемен, которая подразумевает переоценку многих парадигм. Современная ситуация характеризуется снижением уровня жизни, ухудшением условий учебы, труда, отдыха и состояния окружающей среды, увеличением чрезмерных стрессовых нагрузок, в том числе снижением уровня физической подготовленности и физического развития практически всех социально-демографических групп населения, дегуманизацией социума, обезличснностыо образовательного процесса и др. (Г.И. Аксенова, 12.П. Белозерцев, В. А. Петровский, В. А. Сластенин, Н. Х. Хакупов, H. I I. Шиянов, И. Б. Котова и др.).

Переориентация паук па развивающуюся личность, возрождение гуманистических традиции — важнейшая задача, поставленная сейчас самой жизныо. Эго необходимо для гуманизации общественной жизни, и, прежде всего педагогики н психологии, как составляющим в концепции обучения и воспитания, пригодной для образовательных систем всего мира с признанием авторитета общечеловеческих ценностей, целей и идеалов (176). Однако сейчас гуманистическая направленность образования меняет наши привычные представления о его цели (формирование систематизированных знаний, умений, навыков), так как именно такое понимание цели образования (безусловно, прогрессивное в прошлом) послужило причиной его дегуманизации, а следствием дегуманизации явилась актуализация па исходе второго тысячелетия проблемы нравственности, духовности участников педагогического процесса. Обострились противоречия между такой приоритетной ценностью, как физическое и нравственное здоровье подрастающего поколения и отсутствием условий, необходимых для формирования этой ценности в образовательных учреждениях (103).

Пристальное внимание современного общества к проблеме гуманизации воспитания и образования во многом связано с эволюцией философских воззрений, в соответствии, с которыми в центр научной картины мира выдвигается человек. Необходимость изменения позиции учителя, ориентация его на гуманистические общественные ценности и адекватный им стиль педагогической деятельности выдвигают задачу переосмысления содержания подготовки учителя в педагогическом вузе на основе гуманистических приоритетов. Совершенствование подготовки будущих учителей с учетом гуманизации учебно-воспитательного процесса продуктивно разрабатывается многими исследователями (1>.К. Лдырхаевой, Ш. Л. Амонашвили, О. Ф. Аникиной, Е.В. Бопдарев-ской, 13.А. Сластениным, Е. Н. Шияиовым и др.).

В настоящее время первостепенной задачей педагогического образования и воспитания становится повышение гуманистической культуры личности, приобретение им нового педагогического мышления, овладение методикой гуманистического воспитания (76). Несмотря па широкий круг работ по проблемам гуманизации образования и обучения (Ш.Л. Амонашвили, М. К. Берулава, 10.Г. Волков, И. П. Иванов, В.А. Кан-Калик, В. А. Сластепин, В.А. Сухомлип-ский и др.), до сих нор в педагогической пауке не создано целенаправленной системы подготовки учителя па основе гуманистических приоритетов, нет и специальных исследований, посвященных проблемам гуманизации подготовки учителей. Это парадоксальное явление, безусловно, вызвало пересмотр и изменение статуса паук, которые задействованы в воспроизводстве духовного потенциала человека, создании учения о познании и преобразовании мира (60).

Осознание данной проблемы поставило педагогику перед необходимостью пересмотра сложившейся ранее в ней адаптивной парадигмы, апеллирующей к определенным личностным параметрам, среди которых наибольшую ценность представляли идейность, дисциплинированность, исполнительность, общественная направленность. Это было основным содержанием «социального заказа», па который работала педагогическая наука в советский период своего существования. Выход из такого «социального заказа» требует создания условии для развития личности как целостного начала, интегрирующего в себе наиболее важные проявления ее духовности. При этом человек мыслится не как ведомый и управляемый, а, как автор, творец своей жизни.

Проблема создания гуманной личностно-ориентированной среды в различных образовательных учреждениях, идеи гуманизации образования, теории воспитания гуманной личности в различных педагогических системах, концепции личностно-ориентированпого обучения и воспитания пронизывают работы современных педагогов (13, 20, 33, 35, 75, 78, 81, 89, 106, 114, 115, 118, 121, 131, 142, 175 и др.). Социально-экономические условия жизни, биологические факторы, экологическая среда, климатические условия, образ жизни и деятельности имеют различное влияние на здоровье, на траекторию развития индивида, па становление гуманистической направленности личности.

Анализ сложившейся образовательной практики в сфере физической культуры (72, 99, 107, 111, 112, 120, 123,125, 145, 179 и др.) показывает, что она пе в полной мере оправдывает общественные и индивидуальные ожидания. По мнению М. Я. Вилепского, выпускники вузов в своем большинстве пе являются активными самостоятельными носителями и трансляторами ценностей, накопленных в этой сфере культурного развития (170).

Актуальность рассматриваемой нами проблемы определяется рядом обстоятельств.

Во-первых, новая, ориентированная на гуманистические ценности, общая парадигма этой сферы социальной жизни выдвигает адекватные требования к подготовке специалистов. Необходимо считаться с тем, что «реализация гуманистически ориентированных и социально значимых подходов к физическому воспитанию и спортивной подготовке выдвигает новые требования к системе высшего и среднего профессионального физкультурного образования, прежде всего в плане его гуманитаризации и культурологической направленности, обоснования новых специальностей и специализаций с целыо широкомасштабиого обеспечения сферы физической культуры и спорта высококвалифицированными кадрами» (79).

Во-вторых, конкретизация этой общей парадигмы в новых условиях функционирования сферы физической культуры и спорта предусматривает широкий спектр инновационных направлений физкультурно-спортивиой деятельности, для эффективного осуществления которых необходимы специалисты нового профиля. Приобщение молодежи к идеалам гуманизма, которые ориентированы на общечеловеческие, духовно-нравственные ценности, связанные со спортом, особенно важно в современных условиях пашей страны: разрушаются прежние идеологические стереотипы, часть молодежи охватили чрезмерный прагматизм, нигилизм и безразличие к духовным ценностям (134). Современные взгляды па феномен физической культуры личности, а также научно-методологические основы ее структурирования создали предпосылку для переоценки ценностей и содержания образовательного процесса по физической культуре в вузах. Физическая культура стала рассматриваться как условие и предпосылка эффективной учебно-профессиопальной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста, но физической культуре и спорту и как цель его саморазвития и самосовершенствования. Значительный интерес представляют исследования, в которых было положено начало новому видению сущности физической культуры и физического воспитания в соответствии с гуманистическими принципами, ориентированными на учет специфики и потребностей развивающейся личности, создание условий для реализации ее духовного и физического потенциала. К числу наиболее значимых следует отнести работы И.П. Андриа-ди, В. К. Пальсевича, М. Я. Вилеиекого, Л. И. Лубышевой, В. И. Ляха, А. П. Матвеева, В. И. Столярова и др.

Проведенный анализ состояния данной проблемы (7, 19, 42, 78, 108, 175, 177) убедительно показал, что и с практической, и с теоретической точек зрения существует потребность в разработке гуманистически ориентированного содержания образования, в том числе и в области физической культуры и спорта. Гуманизация образования уже предполагает реально функционирующую систему, обеспечивающую единство непрерывного общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности с учетом общественных потребностей и личностных запросов, очеловечивания условий обучения и воспитания, гуманизации личности обучаемого (22) при достаточной гуманистической педагогической культуре и гуманной педагогической позиции обучающего. Важнейшей современной тенденцией в системе высшего педагогического образования является реализация новой парадигмы воспитания, ориентированной на гуманизм, культуру и направленной на преодоление авторитарной системы воспитания в различных сферах обучения и воспитания (178).

В то же время нам не удалось обнаружить специальных работ, посвященных проблеме формирования гуманистической направленности личности будущих специалистов по физической культуре и спорту.

В этой связи достаточно актуальной и перспективной является проблема разработки исихолого-педагогических условий становления гуманистической направленности личности будущих специалистов, но физической культуре и спорту.

В настоящее время данная проблема остается недостаточно изученной. Таким образом, констатируется противоречие между объективной потребностью в подготовке специалистов со сформированной гуманистической направленностью личности и недостатком наличных знаний о сущности, содержании и организации педагогического процесса, обеспечивающего ее реализацию.

В этой связи актуальной является проблема разработки теоретических основ, выявление психолого-педагогических условий, средств и методов становления гуманистической направленности личности будущих специалистов по физической культуре и спорту.

Учитывая актуальность и теоретическую неразработанность проблемы становления гуманистической направленности личности будущего специалиста по физической культуре и спорту, тема нашего исследования была определена как «Становление гуманистической направленности личности студентов в процессе прохождения курса спортивно-педагогического совершенствования (на примере специализации футбол)».

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки специалиста по физической культуре и спорту в системе высшего педагогического образования.

Предмет исследования — становление гуманистической направленности личности студентов в процессе прохождения курса спортивно-педагогического совершенствования (на примере специализации футбол).

Цель исследования: разработка теоретических основ становления гуманистической направленности личности студентов в процессе прохождения курса спортивно-педагогического совершенствования.

Гипотеза исследования основана па том, что на процесс становления гуманистической направленности личности специалистов по физической культуре и спорту оказывает влияние совокупность факторов, характеризующих объективную и субъективную стороны этого феномена. Ведущими факторами, позволяющими придать данному процессу управляемый характер, будут: ориентация учебно-воспитательного процесса на становление гуманистической направленности личностисоздание психолого-педагогических условий становления гуманистической направленности личности будущего специалиста по физической культуре и спортуопора па индивидуально-личностное развитие студентоввключение в содержательный компонент спортивно-педагогического совершенствования задач нравственной смыслооб-разующей направленностииитерноризация гуманистических общечеловеческих ценностей и ценностей физической культуры.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Определить сущность, структуру и критерии гуманистической направленности личности будущего специалиста физической культуры и спорта.

2. Выявить психолого-педагогические условия, обеспечивающие предпосылки формирования гуманистической направленности личности будущего специалиста по физической культуре и спорту.

3. Экспериментально обосновать средства и методы формирования гуманистической направленности личности будущего специалиста по физической культуре и спорту.

4. Разработать практические рекомендации по формированию гуманистической направленности личности специалистов по физической культуре и спорту с учетом результатов исследования.

Общеметодологическую основу исследования составляют прогрессивные идеи и концепции гуманистической педагогики, раскрывающие понятия самоопенки личности человекаучения о сущности и закономерностях развития личностио гуманизации образования как условия сохранения целостности и нравственной основы человекаположения о диалектическом единстве социального и индивидуального, духовного и физического, профессии и личности.

Методологическими ориентирами исследования выступают целостный подход, актуализирующий требования к формированию будущего специалиста по физической культуре и спорту в тесной взаимосвязи с другими компонентами его подготовкиантропологический — позволяющий определить условия становления свободной человеческой индивидуальностиаксиологическийрассматривающий человека как высшую ценность обществаличностно-деятельпостный подход, ориентирующий процесс обучения па личность, раскрытие индивидуальных возможностей в образовательном пространстве вуза.

Теоретическую основу исследования представляют труды отечественных и зарубежных специалистов по проблемам современной педагогики (О.С. Газ-мац, И. Ф. Исаев, В. В. Краевский, В. А. Сластепип, К. I I. Шиянов, П. В. Бондаревекая, C. I3. Кульневич, В. В. Сериков и лр.) — теории физической культуры личности (В.К. Бальсевич, М. Я. Виленский, В. Н. Курысь, Л. И. Лубышева, Г. М Соловьев, Н. Х. Хакуиов и др.) — гуманизации образования (Р. Штейпер, I I.Р. Рерих, Я. А. Комеиский, И. Г. Песталоцци, П. Ф. Каптерев, B.C. Соловьев, К.Д. Ушин-ский, И. Л. Бердяев, С. И. Гессен, В. Л. Сухомлинский, B.C. Библер, А.Г. Спир-кин, И. А. Бирич, Е. В. Бондаревская, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, В. А. Сластенин и др.) — теории физического воспитания (В.П. Лукьяиепко, Л. Г1. Матвеев, А. П. Матвеев, А. Д. Новиков, Н. И Пономарев, К. Д. Чермит и др.) — концепции лично-стпо-ориентированного профессионального образования (Н.А. Алексеев, Е. В. Бондаревская, И. С. Якиманская, С. В. Кульневич, Г. И. Аксенова, А. К. Маркова, В. В. Сериков и др.) — профессионального становления личности педагога (К.А. Абульханова-Славская, А. А. Деркач, В. А. Сластенин, А. К. Маркова, Б. Г. Ананьев, С. И. Бегидова и др.) — положения о физической культуре как гуманитарной составляющей образования (М.Я. Виленский, Л. И. Лубышева, А.В. JIo-тонепко, В. К. Бальсевич, В. В. Черняев и др.) — о проектировании и программировании гуманитарно-ориентированного содержания образования в вузе (В.А. Козырев, В Оконь, А. А. Орлов, И. О. Яковлева, В. А. Болотов, И. Я. Лернер, Е. И. Исаев, Ю. Г. Татур, В. Я. Ляудис, P.M. Кудаев, К. Д. Чермит и др.) — ценностях и ценностных ориептапиях (P.M. Рогова, М. С. Каган, В. А. Бальсевич, Л. И. Лубышева, А. Г. Здравомыслов, В. А. Сластенин, A.M. Кузьмин и др.).

Методы исследования.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс методов, взаимообогащающих и дополняющих друг друга: методы теоретического анализа (сравнительно-сопоставительный), прак-симетрические (контент-анализ), опросные (беседа, интервьюирование), обсервационные (прямое и косвенное наблюдение), квалиметрические (метод экспертных опенок), педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, методы математической статистики.

Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов. На первом этапе (1999;2000 г. г.) был осуществлен анализ состояния вопроса в научной литературе, дана оценка современного состояния проблемы исследования в теории и практике физического воспитания, определены цель и задачи, гипотеза исследования, разработана программа экспериментальной работы.

На втором этапе (2000 г.) был проведен констатирующий эксперимент, позволивший установить наличный уровень сформироваиности гуманистической направленности личности студентов, разработаны критерии оценки.

На третьем этапе (2000;2002 г. г.) проводилась экспериментальная часть исследования с целыо обеспечения успешного решения задач подготовки специалистов по физической культуре и спорту.

На четвертом этапе (2002;2003 г. г.) обобщались полученные результаты, систематизировались теоретические и практические выводы, осуществлялось оформление диссертации.

Научная новизна результатов исследования заключается в определении сущности, структуры и критериев гуманистической направленности личности будущего специалиста, но физической культуре и спортувыявлении совокупности психолого-педагогических условийобосновании средств и методов, обеспечивающих процесс становления гуманистической направленности личности будущего специалиста по физической культуре и спорту. Впервые дапо теоретическое обоснование и предложены способы построения системы учебных задач нравственной смыслообразующей направленности, стимулирующих становление гуманистической направленности личности специалистов по физической культуре и спортуопределенны этапы становления гуманистической направленности личности будущего специалиста по физической культуре и спорту.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в расширении диапазона знаний о системной организации подготовки будущего специалиста по физической культуре и спорту с гуманистической направленностыов обосновании научных основ личностного развития специалиста в аспекте гуманитаризации образовательного пространствав разработке теории и практики (содержания, средств, методов и форм) развития гуманной личности в процессе прохождения курса спортивно-педагогического совершенствования.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что, выявленные и экспериментально проверенные психолого-педагогические условия, обеспечивают существенное повышение эффективности процесса становления гуманистической направленности личностиразработанная совокупность средств и методов, включающая задачи нравственной смыслообразующей направленности в процессе прохождения курса спортивно-педагогического совершенствования, создает возможность для целенаправленной работы по становлению и формированию гуманистической направленности личности будущего специалиста по физической культуре и спорту.

Разработанные практические рекомендации позволяют обеспечить качественно новый образовательный эффект при решении проблемы личностного развития специалиста, становления его гуманистической направленности в системе высшего образования по физической культуре.

На основе проведенного исследования внесены и приняты предложения по совершенствованию педагогического процесса в Институте физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета (кафедра спортивных игр).

Достоверность полученных результатов исследования обеспечена обоснованностью методологических позицийприменением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, цели, задачам и логикедлительным характером исследования и возможностью коррекции опытно-экспериментальной работысочетанием качественного и количественного анализаиспользованием репрезентативного объема выборкиучетом текущего и отставленного эффекта педагогических воздействий, корректным использованием методов математической статистики.

На защиту диссертации выносятся следующие положения:

1. Структура гуманистической направленности личности представлена совокупностью таких компонентов как:

— гуманистическое мировоззрение как общественная система взглядов, убеждений, идеалов, основанная на принципах гуманизма, отражающая совокупность знаний человека о взаимосвязи духовного и физического в гармоничном развитии личности, роли физической культуры и спорта в формировании морально-нравственных качеств, эстетики спорта, гуманности, в которой человек выражает своё уважительное отношение к людям и к окружающей его действительности;

— ценностные ориентации, основу которых составляют общечеловеческие ценности, детерминированные качествами личности (эмпатией, толерантностью, человеколюбием, нравственностью и др.) — интеллектуальные ценности физической культуры (интеллектуальный потенциал физической культуры личности) — интенционпые ценности физической культуры (мотивы, интересы, потребности, желание заниматься физкультурио-спортивной деятельностью, вести здоровый образ жизни) — здоровье как ценность;

— опыт гуманистических отношений как реализованная на практике система идей, взглядов, высоконравственных установок, мотивов личности, который формируется в процессе практической деятельности и отражает уровень овладения и воплощения в жизни гуманистических знаний, парадигмальпого гуманного поведения, опирающегося па нормы и правила межличностного общения и взаимодействия в социуме.

2. Основные критерии, определяющие эффективность становления гуманистической направленности личности студентов в процессе прохождения курса спортивно-педагогического совершенствования:

• когнитивный, оценивающий степень усвоенных и осознанных студентами гуманистических представлений, идей, понятий о развитии общества, ценностях физической культуры и спорта, взаимосвязи духовного и физического воспитаниядеятельности человека;

• оценочно — регулятивный, включающий обобщенные личностные оценки фактов, явлений, гуманистического отношения студентов к природной и социальной сферам, к собственному Я в этом мире, отражающие гуманистическую направленность личности;

• действенно — практический, позволяющий оценить степень овладения и воплощения в жизнедеятельности усвоенных и интериоризированпых личностью знаний о гуманизме, гуманистических идей, ценностей, принципов, взглядов и убеждений, определить потребность и готовность к реализации себя в сфере физической культуры и спорта.

3. Эффективность формирования гуманистической направленности личности обеспечивается совокупностью психолого-педагогических условий, среди которых приоритетное значение имеют повышение мотивационпо-ценностиого отношения студентов к педагогической деятельностигуманизация процесса обученияиспользование проблемных и эвристических методов в учебном процессеучет индивидуальных особенностей учащихся при восприятии ими учебного материала.

4. Предложенная совокупность средств и методов, включающая учебные задачи нравственной смыслообразующей ориентированности, обеспечивает формирование гуманистической направленности личности будущего специалиста по физической культуре и спорту.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы исследования обсуждались на кафедре теоретических основ физического воспитания Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университетадокладывались на международной конференции (Майкоп, 1999 г.), научной конференции молодых ученых и аспирантов (Майкоп, 2000 г.), межрегиональной научно-практической конференции (Майкоп, 2000 г.), научной конференции (Майкоп 2002, 2003гг.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и практических рекомендаций, списка использованных литературных источников и приложений. Основной текст изложен на 148 страницах, содержит 10 рисунков. Список использованной литературы включает в себя 187 источников.

выводы.

1. Структура гуманистической направленности личности представлена следующей совокупностью компонентов: гуманистическое мировоззрение, ценностные ориентации личности, опыт гуманистических отношений.

— гуманистическое мировоззрение как общественная система взглядов, убеждений, идеалов, основанная на принципах гуманизма, отражающая совокупность знаний человека о взаимосвязи духовного и физического в гармоничном развитии личности, роли физической культуры и спорта в формировании морально-нравственных качеств, эстетики спорта, гуманности, в которой человек выражает своё уважительное отношение к людям и к окружающей его действительности;

— ценностные ориентации, основу которых составляют общечеловеческие ценности, детерминированные качествами личности (эмпатией, толерантностью, человеколюбием, нравственностью и др.) — интеллектуальные ценности физической культуры (интеллектуальный потенциал физической культуры личности) — интеиционные ценности физической культуры (мотивы, интересы, потребности, желание заниматься физкультурно-спортивной деятельностью, вести здоровый образ жизни) — здоровье как ценность;

— опыт гуманистических отношений как реализованная па практике система идей, взглядов, высоконравственных установок, мотивов личности, который формируется в процессе практической деятельности и отражает уровень овладения и воплощения в жизни гуманистических знаний, парадигмального гуманного поведения, опирающегося па нормы и правила межличностного общения и взаимодействия в социуме.

2. Критериями гуманистической направленности личности специалиста по физической культуре и спорту выступают следующие показатели: когнитивный, оценивающий степень усвоенных и осознанных студентами гуманистических представлений, идей, понятий о развитии общества, ценностях физической культуры и спорта, взаимосвязи духовного и физического воспитаниядеятельности человекаоценочно — регулятивный, включающий обобщенные личностные оценки фактов, явлений, гуманистического отношения студентов к природной и социальной сферам, к собственному Я в этом мире, отражающие гуманистическую направленность личностидейственно — практический, позволяющий оценить степень овладения и воплощения в жизнедеятельности усвоенных и иптериоризироваппых личностью знаний о гуманизме, гуманистических идей, ценностей, принципов, взглядов и убеждений, определить потребность и готовность к реализации себя в сфере физической культуры и спорта.

3. На основе теоретического анализа и педагогических наблюдений выявлена необходимость и возможность формирования гуманистической направленности личности будущих специалистов по физической культуре и спорту в процессе их профессиональной подготовки. С этой целью дано обоснование средств и методов целенаправленного поэтапного процесса формирования гуманистической направленности личности. Их основу составляют задачи нравственной смыслообразуюшей направленностиметоды организации и реализации познавательной деятельности (лекция, семинар, сравнение и сопоставление) — методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности (учебная дискуссия, ролевая игра, анализ проблемной ситуации), методы педагогического взаимодействия с учащимися и самокоррскции (этическая беседа, убеждение, требование, поощрение, порицание, самоанализ, самооценка, рефлексия) — специфические методы физического воспитания.

4. Становление гуманистической направленности личности специалиста по физической культуре и спорту обеспечивается совокупностью психолого-педагогических условий: повышение мотивациоипо-ценностного отношения студентов к педагогической деятельностигуманизация процесса обученияповышение уровня самосознания и ответственности субъектов обучения и воспитаниясоздание в учебном процессе проблемных ситуаций нравственной смыслообразуюшей направленностиучёт индивидуальных особенностей студентов при восприятии ими учебного материала.

5. Результаты опытно-экспериментальпой работы позволяют констатировать, что изменение направленности фрустрации оказывает непосредственное влияние на оценку субъектом ситуации и принятия последующего решения. 'Гак:

— в ситуациях фрустрирования испытуемого число студентов, поведение которых строилось на принципах гуманизма составило 80% в экспериментальной группе (р<0,05) и 46,7% - в контрольной (р>0,05);

— в ситуациях фрустрации на объект отмечено, что у 65% студентов экспериментальной группы ярко выражена способность рефлексировать, объективно оценивать и принимать решения адекватные гуманной позиции личности, в контрольной группе этот показатель составил 40% (р<0,05);

— в ситуации межсубъектной фрустрации (позиция «стороннего» наблюдателя) испытуемые как экспериментальной, так и контрольной группы показали достаточно высокие способности к рефлексированию действий и поступков людей. В экспериментальной группе 65,5% испытуемых и 70,5% студентов контрольной группы адекватно оценивали ситуацию (р>0,05);

6. В результате проведенной экспериментальной работы было выявлено, что уровень сформированности гуманистической направленности личности у студентов экспериментальной группы достоверно выше, чем у студентов контрольной группы. Так:

— в ситуациях фрустрирования испытуемого, число студентов, поведение которых строилось па принципах гуманизма, увеличилось в экспериментальной группе с 36,7% до 80% (р<0,05), а в контрольной группе только с 31,7% до 46,7% (р>0,05);

— в ситуациях фрустрации на объект в экспериментальной группе количество ответов, адекватных требованиям гуманного отношения к объекту, вызвавшему фрустрацию, возросло с 27,5% до 65%) (р<0,05), а в контрольной группе результаты соответственно изменились с 25% до 40% (р<0,05);

— в ситуации межсубъектной фрустрации (позиция «стороннего» наблюдателя) число студентов, поступивших бы гуманно возросло с 55,5%) до 65,5% в экспериментальной группе и с 60,5%) до 70,5% (р>0,05) в контрольной группе.

Практические рекомендации.

Результаты проведенного исследования позволяют предложит!" ряд научно-практических рекомендаций, позволяющих повысить эффективность формирования гуманистической направленности личности будущего специалиста по физической культуре и спорту:

1. Формирование гуманистической направленности личности будущего специалиста физической культуры и спорта необходимо осуществлять в целостной системе учебно-воспитательного процесса в гуманитарном образовательном пространстве.

2. На учебных занятиях активно использовать средства, методы и формы работы, направленные на формирование гуманистического мировоззрения, гуманных качеств и опыта гуманных отношений.

3. В учебный процесс необходимо включать учебные задачи нравственной смыслообразуюшей ориентированности.

4. На спортивно-практических занятиях создавать ситуации, требующие от субъекта принятия нравственного решения.

5. На теоретических занятиях использовать активные методы обучения, ролевые игры, диспуты и др., позволяющие актуализировать субъектную позицию студента.

6. При решении задач нравственного выбора формировать у студентов позитивную установку на принятие общечеловеческих ценностей, идеалов и убеждений.

7. Обеспечит!, индивидуально-дифференцированный подход к формированию гуманистической направленности личности будущего специалиста физической культуры и спорта, позволяющий повысить эффективность данного процесса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова Славекая К. Л. Стратегия жизни/ К. Л. Абульханова — Слав-екая.-М.: Мысль, 1991.-299 с.
  2. А. Программа гуманизации высшего образования/ А. Авирам // Высш. образование в Европе. 1992. — Т. 18 — № 3. — 132 с.
  3. И.П. Авторитет учителя и процесс его формирования: Монография/ И. П. Анлриади. М.: МГ1ГУ, 1997. — 206 с.
  4. Г. С. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования/ Г. С. Арефьева. М.: Педагогика, 1990. — 47 с.
  5. А.Г. Личность как предмет психологического исследования/ А. Г. Асмолов.- М.: МГУ, 1984.-257с.
  6. А.Г. Психология индивидуальности/А.Г. Асмолов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.-95 с.
  7. Ахмадулина I I.А. Формирование физической культуры личности студента/ Н. Ф. Ахмадулина. // Физическая культура и спорт па рубеже тысячелетий: Мат. Всерос. науч. практ. конф. — СПб., 2000. — 42. — С 11−12.
  8. Бегидова С. I I. Влияние индивидуально-психологических особенностей на развитие творческих способностей будущих учителей физической культуры/ С.II. Бегидова. //Теория и практика физического воспитания. 1995 -№ 5−6. -С. 41−43.
  9. С.II. К разработке модели профессионального творческого развития личности специалистов физической культуры и спорта/ С. I I. Бегидова. //
  10. Проблемы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту.: Сб. науч. тр. Чебоксары, 1999. С. 6−9.
  11. П.Бегндова С. Н., Бегидов B.C. Практикум по спортивной метрологии: корреляционный анализ. Параметрические методы сравнения. АГУ, Майкоп.2001. -84с.
  12. Белозерцев II.11. Подготовка учителя в условиях перестройки/ E. I I. Белозер-цев. М.: Педагогика, 1986. — 120 с.
  13. З.Бердяев II.А. Самопознание/ Н. А. Бердяев. М.: Книга, 1991.-446 с.
  14. М.Н. Гуманитаризация образование: состояние и перспективы/ М. Н. Берулава. // Гуманизация образования. 1994. -№ 1. — С. 3−11.
  15. В. Мышление как творчество. Введение в логику диалога/ В. Библер. М.: Политиздат, 1975. 399 с.
  16. А.А. Психологические условия гуманизации педагогического образования/ А. А. Бодалев. // Сов. пед-ка, 1990. № 12. — 23с.
  17. А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения/ А. А. Бодалев. // Сов. педагогика. 1990. — № 12. — С. 70−75.
  18. Бодалев А.А.О некоторых особенностях формирования у подростков симпатии к другим людям/ А. А. Бодалев, Л. И. Криволап. // Общение как предмет теоретических и прикладных исследований: Тезисы Всесоюз. симпозиума. -Л., — 1973.
  19. Большая Советская Эппиклопедия:(В 30 томах)/ Под ред. A.M. Прохоров. -3-е. изд. М.: Советская Энциклопедия, — 1975.-Т2.
  20. Е.Б. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования/ Г. Б. Бондаревская. // Педагогика. 1997. -№ 4. — С. 16
  21. П.В. Введение в педагогическую культуру: Учеб. пособие/ Г. В. Бондаревская. Ростов п/Дону.: Изд-во Рост. пед. ун-та, 1995. — 172 с.
  22. Е.В. Ценностные основания личностно-ориептироваипого образования/ Е. В. Бондаревкая. // Педагогика. 1997. — 31 с.
  23. II.В. Личностно-ориентированмос образование: опыт разработки парадигмы/ Е. В. Бондаревская. Ростов — на — Дону. 1997. — 118 с.
  24. Р. Агрессия/ Р. Бэрон, Д. Ричардсон. СПб.: Питер-паблишинг, 1997. -336 с.
  25. Р.А. Гуманистическое воспитание/ Р. А. Валеева. Казань, 1997. -31 с.
  26. В.А. Ценность и ценностные отношения/ В. А. Василенко. // Проблема ценности в философии. М. -Л.: Наука, 1996. С. 70−71.
  27. Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие./ Ю. М. Василькова, Т. А. Васильков М.: Издательский центр «Академия», 1999.-440 с.
  28. М.Я. Феномен самоопределения личности преподавателя физической культуры вуза в профессиональной деятельности/ М. Я. Виленский, В. В. Горбачев. // Научные труды МПГУ. М.: Прометей, 1994. — С. 46−56.
  29. М.Я. Физическая культура в системе непрерывного образования школа вуз/ М. Я. Виленский, Л. Н. Лурье. // Научные труды МПГУ. — М.: Прометей, 2000.-С. 144−157.
  30. М.Я. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей: Учеб. пособие/ М. Я. Виленский, Р. С. Сафин. М.: Высш. шк., 1989. — 159 с.
  31. К.Н. Психологи о педагогических проблемах/ К. Н. Волков. М.: Просвещение, 1981.- 128 с.
  32. Т.П. Перспективы образования в информационном обществе // Философия образования: Сб. науч. статей/ Т. П. Воронина. М.: Фонд Новое тысячелетие, 1996.-С. 194−200.
  33. Всесоюзному съезду работников народного образования: Обращение Центрального Комитета КПСС// Учительская газета. 1988. 22 дек. -С 1.
  34. В.В. Гуманистические ориентиры физической культуры студентов педагогических специальностей/ В. В. Вучева. М., 1998.-53с
  35. JI.C. Педагогическая психология/ Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1991.- 480 с.
  36. B.C. Менталитет и образование: Учеб. пособие для студентов/ B.C. Гершунский. М.: Ин-т практ. психологии, 1996. — 144 с.
  37. .С. Россия и США на пороге третьего тысячелетия: опыт экспериментального исслед. Российского и американского менталитета/ B.C. Гершунский. М: Флинта, 1994. — 602 с.
  38. И.В. Избранные философские произведения/ И. В. Гете. М.: Паука, 1964.-363 с.
  39. Г. П. Гуманитаризация как педагогическая проблема/ Е. М. Городецкая. // Альма матер. 1993. — № 3. — С. 3−7.
  40. В.В. Межсубъектные отношения в педагогическом процессе: Дис.. д-ра пед. паук/ В. В. Горшкова. СПб., 1992. — 406 с.
  41. М.Т. Мировоззренческая функция современного образования/ М. Т. Громкова. // Магистр. 2000. — № 6. — С. 38−50.
  42. Гуманистически ориентированные формы физкультурно-спортивной работы с инвалидами / Под ред. В. В. Кузина, В. И. Столярова, В. В. Чеснокова. М.: ГЦРГАФК, 1997.-215с.
  43. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. / Под ред. П. П. Сливановой. М.: Педагогическое об-во России, 1998. — 333 с.
  44. Д.Л. Физкультурное образование составная часть вузовского образования/ Д. А. Давидеико, В. А. Щеголев. // Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий: Мат. Всерос. пауч.-практ. копф. — Спб., 2000. -42. -С. 53.
  45. Н.А. Избранные педагогические сочинения/ И. А. Добролюбов.- М.: Педагогика, 1986. 348 с.
  46. .И. Эмоция как ценность/ К. И. Додонов. М., 1978. — 272 с.
  47. О. С. Социокультурные проблемы становления и развития высшего образования/ О. С. Должсико. // Альма матер. 1996. — № 1. — С. 21−35.
  48. О. В. Очерк по философии образования: (Учеб. пособие)/ О. В. Долженко. М.: Промо-Медиа, 1995. — 239 с.
  49. О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей/ О.Г. Дробниц-кий // Проблема ценностей в философии. М. -JI.: Наука, 1966. 178 с.
  50. А.Г. Формирование гуманистического мировоззрения студентов/ А. Г. Егоров. Смоленск: СГПИ, 1991. — 127 с.
  51. А.Г. Физическое развитие и спорт, проблемы их гуманизации./ А. Г. Егоров, В. А. Пегов. //Теория и практика физической культуры. 1994. -№ 34. — С.33.
  52. Закон Российской Федерации об образовании. // Учительская газета. 1992.- 4 августа.55.3дравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности/ А. Г. Здравомыслов.
  53. М.: Политиздат, 1986. 223 с. 56. Здравомыслов А. Г. Отношение к труду и ценностные ориентации личности/ А. Г. Здавомыслов, В. А. Ядов. / Социология в СССР. — М.: Мысль. — 1996.-т.2.-207с.
  54. И.А. Педагогическая психология: Учеб. для вузов/ И. А. Зимняя. 2-еизд., доп., испр. и персраб. М.: Логос, 2002. — 384 с. 58.3инченко В.П. О целях и ценностях образования/ В. П. Зинченко. // Педагогика. — 1997. — № 5. — С. 3−16.
  55. Е.П. Мотивация и мотивы/ Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2000. — 512с.
  56. История образования и воспитания в России. М.: Педагогика, 1992. — 240 с.
  57. И.Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции поведения/ И. Ю. Истошип. // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979.- С.252−267.
  58. В.И. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе/ В. И. Каган, И. Л. Сычепков. // Единая методическая система института: Теория и практика: Науч. метод, пособие. — М.: Высш. шк., 1987. — 143 с.
  59. М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений/ В. И. Каган. М.: Политиздат, 1988.-319 с.
  60. З.И. Педагогика гуманизма/ З. И. Калмыкова. М.: Просвещение, 1990.-40 с.
  61. В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса/ В. А. Караковский. — М.: Новая школа, 1993. — 80 с.
  62. В.А. Метафоры и ценностные ориентации педагогического сознания/ В. А. Кларии.//Педагогика. 1998. -№ 1.-С. 34−39.
  63. М. Синтетический характер проблемы гуманизации спорта/ М. Клемент. // Формирование нравственной и эстетической культуры студентов. / Под ред. А. Г. Егорова, Смоленск, 1990. — С. 67−70.
  64. Г. М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 176с.
  65. ИЛ. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии/ ИЛ. Колесникова. М.: Детство-Пресс, 1993. — 288 с.
  66. Кон И. С. Ребенок и общество/ И. С. Кон. М.: Паука, 1998. — 155 с.
  67. Концептуальные основы и технологии гуманизации образования и воспитания. Рязань: 1997.- 140 с.
  68. Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года // Теория и практика физической культуры. -2001. № 4. — С. 2−8.
  69. Кортнев 13.Г. Гуманизация образования: тенденции и перспективы/ В. Г. Кор гнев. М.: Педагогика, 1993. — 200 с.
  70. Я. Как любить детей./ Я. Корчак. М.: Просвещение, 1968. — 145 с.
  71. , И.Б. Философские основания современной педагогики/ И. Б. Котова, Е. М. Шиянов. Ростов-на-Дону, 1994.-155с.
  72. Л.Л. Гуманистическая педагогика. Истоки и тенденции развития/ А. А. Коче гова. СПб., 1997. — 121 с.
  73. . Дж. Психология в современном спорте/ Б.Дж. Кретти. М.: ФиС, 1978.-278 с.
  74. П.Б. Социокультурный контекст образования. Новые ценности образования: Содержание гуманистического образования/ Н. Б. Крылова. — М., 1995.-С. 67−103.
  75. Кузьмина I I.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения/ П. В. Кузьмина. М., 1990. — С. 56.
  76. S2. Кузьмина I I.В. Методы системного педагогического исследования. JI.: ЛГУ, 1980. — 168 с.
  77. С.В. Аксиологические основы современной педагогики: Сб. науч. трудов кафедры теории и истории педагогики ЛГПИ/ С. В. Кульневич. -Липецк, 1997.-С. 9−22.
  78. С.В. Педагогика личности: Лекционно-практ. курс: Учеб для ин-тов и слушателей ИПК и ФП С. В. Кульневич. // Стратегия и тактика личностного воспитания. Воронеж, 1997. — Т. 1. — 184 с.
  79. В. А. Культура в объятиях культурологи/ В. А. Кутырев // Человек. -1998. № 5.-С. 44.
  80. Ю.А. Гуманизация физкультурпо-спортивной деятельности/ Ю. А. Лебедев, Л. В. Филиппова. Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 1992. — С. 73.
  81. Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии/ Д. Г. Левитис. М.: Изд-во «Ип-т практич. психол.», Воронеж: НПО «МДЭК», 1998.-288 с.
  82. А.А. Педагогическое общение/ А. А. Леонтьев. М.: Педагогика, 1979.-С. 44.
  83. А.П. Деятельность. Сознание. Личность // Избранные психологические произведения. В 2 т. М.: Педагогика, 1983. -Т.2 — С. 159−165.
  84. И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории/ И. Я. Лерпер. М., 1982. — С.177.
  85. Р.А. Гуманитаризация образования и проблемы формирования духовности личности/ Р. А. Лившиц. // Проблемы качества и гуманизации столичного и зарубежного образования. М., 1996. — С. 30−31.
  86. Д.С. Заметки и наблюдения: из записных книжек разных лет/ Д. С. Лихачев. Л.: Сов. писатель, 1989. — 608 с.
  87. Л.И. К концепции физкультурного воспитания студентов/JI.И. Лубышева. // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 5−6. — С. 15−18.
  88. Э. Основные проблемы педагогики спорта: Вводный курс/ Пер. с нем. под ред. М. Я. Вилепского и О. С. Метлушко.- М.: Аспект Пресс, 1995.-318с.- (Программа: Обновление гуманит. образования в России).
  89. А.С. О воспитании/ А. С. Макаренко. М.: Политиздат, 1988. -200 с.
  90. З.А. Гуманизация образования/3.А. Малькова. М., 1991.-43 с.
  91. , А. Психология бытия: пер. с англ./ А. Маслоу. М.: «Ревфлбук». К. «Ваклер», 1997.-С. 55.
  92. В.М. Профессионально прикладная физическая культура учащейся молодежи как предмет теоретического исследования/ В. М. Меньшиков.// Физическая культура: Воспитания, образование, тренировка. — 2000. -№ 4. — С. 2−4.
  93. Митина J1.M. Учитель как личность и профессионал/ J1.M. Митина. М.: Политиздат, 1994. — 75 с.
  94. В.И. О стратегии формирования физической культуры личности студента/ В. И. Михеев.// Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий: Мат. Всерос. науч. практ. копф. — СПб., 2000. — 4.2 — С. 116−117.
  95. Л.И. Формирование профессиональной готовности учителя и реализация целостного педагогического процесса: Дис. д-ра пед. наук./ Л. И. Мищенко. М., 1992. — 387 с.
  96. Моральный выбор /Под общ. ред. A.M. Титаренко.- М.: Изд-во МГУ, 1980.-344с.
  97. В.А. Приоритеты воспитания: прошлое и настоящее/ В.А. Мо-соцов.-СПб., 1996.-256 с.
  98. А.А. Проблема здоровья участников образовательного процесса./ А. А. Майн, С. Г. Ссринов. М. Педагогика, 1998. — № 6. — С. 53−57.
  99. Наумова I I.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения/ П. Ф. Наумова. М.: Наука, 1998.- 200 с.
  100. С.Д. Понимающее обучение и перестройка высшей школы/ С. Д. Неверкович, В. В. Приходько. // Роль физической культур!,! и спорта в оздоровлении молодежи: Тезисы Междунар. науч.-нракт. конф. / Под ред.
  101. B.П. Костючеикова, В. Л. Правдивцева. Смоленск: Изд-во СМГА, 1998. — С. 139.
  102. И.Д. Россия: Ценности общества на рубеже XXI века/ Н. Д. Никапдров. М.: Мирос, 1997.- 141 с.
  103. Ю.М. Физическая культура: Человеческое измерение/ Ю. М. Николаев. //Теория и практика физической культуры. 1999. — № 7. — С. 2−7.
  104. A.M. Проблемы гуманизации профессионального образования/ A.M. Новиков. // Педагогика, 2000. № 9. — С. 3−10.
  105. Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М, 1995. № 3.1. C. 20−23.
  106. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования.-М., 1995.-С. 37.
  107. ИЗ. О гуманизации, гуманитаризации: Словом, о состоянии. // Альма матер. 1997.-№ 8.-С. 17−21.
  108. Общественно-педагогическая практика студентов общеобразовательной школе 1−3 курсов ГЦОЛИФКа: Методические рекомендации по подготовке студентов к воспитательной работе/ Сост. Л. Д. Квиртия, М. С. Пашкова, В. И. Глухова. М.: ГЦОЛИФК, 1985. — 58 с.
  109. В.Б. Личность и социальные ценности/ В. Б. Ольшанский. // Социология в СССР.- М.: Мысль, 1966.-Т. 1.- С. 470−530.
  110. Педагогика. Учеб. для вузов. СПб.: Изд-во «Питер», 2000.-304 с.-(Серия «Учебник нового века»).
  111. Педагогика: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Подкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.
  112. Педагогика: Учеб. для институтов физ-ры./Под ред. В. В. Белорусовой и И.И. Решетеиь-2-е изд., дои. и перераб.- М.:ФиС, 1986.- 228 с.
  113. П.К. Физическая культура: Курсовые и выпускные квалификационные работы. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРПСС, 2002.-С.112.
  114. , В.Л. К психологии активности личности/ В. А. Петровский. // Вопросы психологии. 1975. — № 3. — С. 26−38.
  115. В.Л. Личность в психологии: парадигма, субъективность/ В. А. Петровский. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996−312 с.
  116. Р.А. Физкультура и спорт: Пути перестройки/ Р. А. Пилоян.// Теория и практика физической культуры. 1990. — № 7. — С. 2−7.
  117. Подготовка специалиста в области образования: Основные направления совершенствования. СПб.: Образование, 1996. — Выи. 4.-176 с.
  118. И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. пед. вузов: В 2 кп/ И. П. Подласый. М.: Гумапит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. — Кн. 2: Процесс воспитания. — 256 е.: ил.
  119. В.В. Физическая культура как фактор социализации личности учащегося/ В. В. Понаморенко. // Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий: Мат. Всерос. науч. практ. конф. — СПб., 2000. — 4.2 — С. 131 132.
  120. Посталюк 11.IO. Творческий стиль деятельности/ НЛО. Посталюк. Казань, 1989. -С.137.
  121. В.В. Проблемы физкультурного образования студентов гуманитарных и технических вузов/ В. В. Приходько. // Теория и практика физической культуры. 1991.-№ 4.-С. 35−36.
  122. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова, 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. -440с.: ил.
  123. Психология и педагогика: Учеб. пособие. / Под ред. Радугина А. А. М., 1997.-250с.
  124. Психология развивающейся личности. / Под ред. А. В. Петровского и др. -М.: Педагогика, 1987. 240 с.
  125. З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры/ З. И. Равкин. // Педагогика. 1995. — № 5. — С. 87−90.
  126. Рогалева J1. I I. Гуманизация спорта как фактор повышения спортивного мастерства/Л.Н. Рогалева. // Спорт, духовные ценности, культура. М., 1997. — вып. 3.-С.300−301.
  127. P.M. Развитие гуманистических мировоззрений и ценностных ориентации личности/ P.M. Рогова. М.: ИРГ1РАОМ, 1996. — 96 с.
  128. P.M. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентаций личности/ P.M. Рогова.- М.: Педагогика, 1996. 144 с.
  129. К. Взгляд па психотерапию: Становление человека/ К. Роджерс. -М.: Прогресс, 1994.-С. 153−171.
  130. Розов I I.C. Философия гуманитарного образования/ И. С. Розов. — М.: Просвещение, 1993.- 194 с.
  131. Российское образование: история и современность / Под ред. С. Ф. Егорова. М.: Мин. образов., 1994. — 54 с.
  132. СЛ. Основы обшей психологии/ СЛ. Рубинштейн. — М.: Наука, 1979.-704 с.
  133. И.Д. Интефация пауки и спортивной практики в совершенствовании профессиональной подготовки студентов физкультурных учебных заведений: Дис. д-ра пел. паук.- М., 1997. -С.232−249.
  134. Семенов И.11. Психология развития и гуманизация образования/ И. Н. Семенов. // Псих. Журнал. 1996. № 3. — С. 168−169.
  135. Ю.В. Педагогический процесс как гуманитарный феномен/ Ю. В. Сенько. // Педагогика. 2002. — № 1. — С. 11 -17.
  136. В.Д. Психология и педагогика ненасилия/ В. А. Ситаров, В. Г. Моралов. М.: Реалисты, 1997. — 336 с.
  137. Я. Методология и методы педагогического исследования: Пер. с чешск.-М.: Педагогика. 1989.-(Зарубежная школа и педагогика).- 224с.
  138. В.А. Гуманитарная культура специалиста/ В. А. Сластенин. // Магистр. 1991. -№ 1. — С 16−25.
  139. В.А. Субъектно деятельиостный подход в образовании/ В. А. Сластенин, Г. И. Аксенова. // Научные труды МГ1ГУ. — М.: Прометей, 2000. -635 с.
  140. В.А. Профессиональная самоактуализация будущего учителя/ В. А. Сластенин, Е. В. Андриенко.// Научные груды МПГУ. М.: Прометей, 1998.-С. 3−13.
  141. С.Д. Гуманистические традиции образования/ С. Д Смирнов. -М.: 1996.-49с.
  142. Современные модели обучения в свете концепции гуманизации образования.// Гуманизация образования. 1994. — № 2. — С. 3−8.
  143. СоловЕ>ев Г. М. Формирование физической культуры личности студента в ракурсе современных образовательных технологий/ Г. М. Соловьев. -Ставрополь: Изд-во Ставропол. гос. ун-та, 1999. 168 с.
  144. Спорт в современном обществе/Под. ред. В. М. Выдрина. М.: Физкультура и спорт, 1980. — 272 с.
  145. Спортивная метрология: Учеб. для иис. физической культуры / Под ред. В. М. Зациорского. -М.: ФиС, 1982. 240с.
  146. В.И. Место физической культуры и спорта в системе явлений культуры/ В. И. Столяров. М.: ГЦОЛИФК, 1998. — 27 с.
  147. В.И. Проект «СпАрг» и новая комплексная система физкультурно-спортивиой работы с целыо духовного и физического оздоровления населения России/ В. И. Столяров. //Теория и практика физической культуры. 1993. — № 4,с. 10−13.
  148. В.И. Философско-культурологический анализ физической культуры/ В. И. Столяров. // Вопросы философии. 1998. — № 4. — С. 78−91.
  149. В.Н. Методологические принципы определения и понятий в процессе научного исследования физической культуры и спорта/ В. И. Столяров. -М., 1984. С. 3−5.
  150. Ю.Г. Образовательная система России: Традиции и новаторство/ Ю. Г. Татур. // Высшее образование в России. 2000. — № 4. — С. 12−16.
  151. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры нсд. ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура"/Б.А. Ашмарин, Ю. А. Випофадов, З. П. Вяткина и др.- Под ред. Б. А. Ашмарипа. М.: Просвещение, 1990. — 287 е.: ил.
  152. .М. Избранные труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1985. 155 с.
  153. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Д. И. Фельдштейн. науч-исслед. ин-т общ и педагог психологии АП1 ICCCP.-M.: Педагогика, 1989.- 208с.
  154. Физическая культура в системе образования.- М., 1994. С.77
  155. Физическая культура в школе № 3, 1993. С.70
  156. Физическая культура в школе № 6, 1994. с.44
  157. Н.Х. Физическая культура в системе образования/11.X. Хакуиов. М.: Советский спорт, 1994. — 134 с.
  158. Цари к А. В. Некоторые аспекты формирования потребности людей в физическом самосовершенствовании/ А. В. Царик. // Спорт и перестройка: Сб. науч. трудов. М., 1998. — С. 52−60.
  159. Ценностные ориентации в сфере педагогического образования: история и современность: В 2 т. М., 1995. -Т.2 — 305 с.
  160. .Я. Футбол./ Б. Я. Царик, Ю. С. Лукашин. 4-е изд., испр. и доп. -М.:ФиС, 1999.-294с., ил.
  161. Цит. По ст. Зинченко В. П. О целях и ценностях образования.// Педагогика. 1997.-№ 5.-С.З-17.
  162. II. И. Что такое учебная дисциплина?/ I I.И. Чебышев, В. И. Каган.// Высшее образование в России. 1997. — № 3. — С. 48−50.
  163. К.Д. Проектирование содержания физического воспитания/ К. Д. Чермит, В. Г. Левченко, О. И. Исаков.- Майкоп: Изд-во АГУ, 2000. 124 с.
  164. В.В. Проектирование и конструктирование гуманитарно ориентированного содержания образования, но физической культуре в вузе: теория и методология: монография/ В. В. Черняев. -Липецк, 2003.-347с.
  165. В.Д. Философия образования и образовательные политики/ В. Д. Шадриков. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов- Изд. Фирма «Логос», 1993. — 181 с.
  166. Ч.А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно-экономических условиях./ Ч. А. Шакеева. М.: Ин-т пракг. психологии- Воронеж: Изд-во НПО «МОДШС», 1998. — 192 с.
  167. В.Н. Обучение двигательным действиям с позиции гуманизации // Физическая культура в школе. 2001. — № 2 — С.20−22
  168. Е.Н. Гуманистические ценности педагогической деятельности/ Е. Н. Шиянов. // Педагогика образования М., 1996. — Вып.11. — С. 10−15.
  169. Е.Н. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности/ Е. Н. Шиянов, И. Б. Котов. Ростов-на-Дону, 1995. -316 с.
  170. Е.Н. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студентов пед. вузов/ Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. М.: Академия, 1999. — 288 с.
  171. В.А. Подготовка студентов к организации гуманной личностно-ориеитироваиной спортивной среды. Автореф. на дис. канд. пед. наук. -Ростов и/Д, 1999.-С.З.
  172. В.Г. Концепция непрерывного образования по физической культуре/ В. Г. Щербаков. // Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий: Маг. Всерос. пауч.-практ. коиф. 4.1. СПб., 2000. — С. 45−48.
  173. В.Г. Физическая культура и спорт в развитии личности студента/В. Г. Щербаков. -М., 1989.-С.337.
  174. И.С. Личностно-ориептированное обучение в современной школе/ И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2000. — 110 с.
  175. И.О. Проектирование как педагогический феномен/ Н. О. Яковлева. // Педагогика. 2002. — № 6. — С. 57−59.
  176. Fleishman Е.А. On the relation between abilities, learning and human perlamance. Am. Psichol, 1972, v. 27, p. 1017−1032.
  177. Kirk D. Daily Phisical Education Research: A review and a Critigue //Phisical Education Review, 1989.- № 12 (1). P. 28−35.
Заполнить форму текущей работой