Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Стимулирование двигательной активности детей дошкольного возраста средствами физического воспитания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кроме стандартного оборудования и инвентаря (стационарное и переносноефизкультурный инвентарь для спортивных игр и упражнений), в дошкольных учреждениях рекомендуется использование следующего оборудования, способствующего оптимизации организованной и самостоятельной двигательной активности детей как в режиме дня, так и в семье: гимнастические стенки, дуги разных размеров, физкультурный… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 1. 1. Возрастные особенности изменения двигательной активности ребенка 3−6 лет
      • 1. 1. 1. Двигательная активность и ее значение для развития ребенка дошкольного возраста. Виды двигательной активности
      • 1. 1. 2. Характеристика параметров двигательной активности детей дошкольного возраста
    • 1. 2. Стимулирование двигательной активности детей. Средства и методы стимулирования двигательной активности
    • 1. 3. Критерии оценки эффективности двигательной активности
  • ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Методы исследования
      • 2. 1. 1. Анализ и обобщение данных научно-методической литературы
      • 2. 1. 2. Педагогическое наблюдение
      • 2. 1. 3. Моделирование
      • 2. 1. 4. Тестирование (психофизического состояния, физической подготовленности)
      • 2. 1. 5. Шагометрия
      • 2. 1. 6. Педагогический эксперимент
      • 2. 1. 7. Методы математической статистики
    • 2. 2. Организация исследования
  • ГЛАВА III. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ СТИМУЛИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В РЕЖИМЕ ДНЯ ДОУ И В
  • СЕМЬЕ
    • 3. 1. Анализ уровня двигательной активности детей дошкольного возраста
    • 3. 2. Оценка суммарного объема двигательной активности в режиме дня дошкольного общеобразовательного учреждения
    • 3. 3. Модель содержания и организации двигательной активности детей 3−6 лет в режиме дня дошкольного образовательного учреждения и в семье
    • 3. 4. Оценка эффективности влияния педагогической технологии стимулирования организованной и самостоятельной двигательной активности детей на психофизическое состояние детей дошкольного возраста
  • ГЛАВА IV. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ВЫВОДЫ

Стимулирование двигательной активности детей дошкольного возраста средствами физического воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности. В этом возрасте интенсивно развивается и созревает ряд морфологических, психологических, двигательных функций, происходят сохранение и развитие потребностей в активной деятельности, «пуск» механизмов развития всех способностей ребенка. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для организованного физического воспитания детей, обеспечивая ре ализацию права каждого ребенка на полноценное развитие, поскольку оно обеспечивает будущее здоровье человека, как биологическое, так и психологическое (Э.Я. Степапеикова, 2001; НЛО. Мищенко, 2003; АЛО. Патрикеев, 2003; Г. М. Касаткина, 2004; М. Л. Лазарев, 2004; М. А. Правдой, 2004; H.A. Фараджева, 2004; A.B. Бултукова, 2006; А. И. Кравчук, 2007; ILA. Попованова, 2007; Г. Н. Голубева, 2012 и др.).

Доказано, что слабая двигательная активность детей, особенно в период активного роста, когда интенсивное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется подобающей тренировкой систем кровообращения и дыхания, является одной из причин ухудшения здоровья. Открытость организма ребенка внешним влияниям, высокая чувствительность к движениям позволяют вырабатывать у него приспособительные механизмы к реальным условиям жизнедеятельности с момента появление на свет, применяя при этом целенаправленный комплекс оздоровительной физической культуры (В.И. Усаков, 2000).

Становится приоритетным направлением разработка и реализация новых педагогических методик, технологий и альтернативных подходов к совершенствованию физического воспитания и образования детей (С.Б. Шарманова, 1995; И. Н. Моргун, 2001; Н. И. Дворкина, 2002; Седых, 2002; К. Ю. Мищенко, 2003; В. А. Родионов, 2003; Е. А. Погребная, 2003; II. В. Демидова, 2004; М. А. Правдов, 2004; В. В. Сударь, 2004; II.C. Коломийцева, 2005; Г. Н. Лиджиева, 2005; A.B. Бултукова, 2006; О. В. Ивасева, 2006; О. С. Филимонова, 2008; В. Н. Золотов, 2009; H.II. Меняйлова, 2009; Н. В. Минникаева, 2009; Г. Н. Голубева, 2008, 2012; И. И. Гайдадина, 2010 и др).

Основным компонентом каждого вида детской деятельности (игровой, театральной, конструктивной, учебной и др.) являются движения. Именно данным объясняется необходимость глубокого изучения двигательной активности ребенка в единстве с его деятельностью и тесной взаимосвязи с различными сторонами его развития (М.А. Рунова, 2004).

Исследования Г. Н. Голубевой показали (2006) специалисты — практики в области физической культуры: учителя физической культуры школ, тренеры, инструкторы в дошкольных образовательных учреждениях, в процессе занятий сталкиваются с существующими у детей характеристиками подвижности и уровнями двигательной активности и почти все отмечают: дети с высокой степенью двигательной активиости в большей мере успешны в освоении умений и навыков и развитии двигательных качеств (результаты анкетирования 90 специалистов), а также легче и быстрее повышают свою спортивную квалификацию «тянут всю команду».

В своем исследовании Голубева Г. Н. (2008, 2012) выявила, что значительный объем самостоятельной двигательной активности и небольшой объем организованной двигательной активности свойственен для детей с высокой степенью двигательной активности. У детей со средним уровнем двигательной активности соотношение организованной и самостоятельной меняется: увеличивается объем организованной двигательной активности, снижается — самостоятельной. У малоподвижных детей (с низким уровнем двигательной активности) большую роль играет организованная двигательная активность и незначительную роль самостоятельная двигательная активность.

В целом можно заявлять о существовании объективного противоречия между необходимостью стимулирования организованной и самостоятельной двигательной активности детей в режиме дня дошкольного образовательного учреждения и в семье, с одной стороны, и недостаточной разработанности этих вопросов с учетом уровня двигательной активности, с другой стороны.

С учетом данного противоречия проблема нашего исследования сформулирована следующим образом: каковы организационно-педагогические особенности планирования средств и методов стимулирования организованной и самостоятельной двигательной активности детей дошкольного возраста 3−6 лет в режиме дня дошкольного образовательного учреждения и в семье, обеспечивающие повышение организованной и самостоятельной двигательной активности?

Объект исследования: процесс организации двигательной активности детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: структура и содержание стимулирования организованной и самостоятельной двигательной активности детей дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретически и практически обосновать эффективность педагогической технологии стимулирования двигательной активности на основе модели содержания и организации двигательной активности детей 3−6 лет.

Задачи исследования: 1. Рассмотреть тенденции развития современного состояния применения средств и методических особенностей стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста.

2. Выявить уровень двигательной активности детей дошкольного возраста.

3. Оценить суммарный объем двигательной активности детей в режиме дня дошкольного образовательного учреждения.

4. Разработать модель содержания и организации двигательной активности детей 3−6 лет в режиме дня дошкольного образовательного учреждения и в семье.

5. Оценить эффективность педагогической технологии стимулирования организованной и самостоятельной двигательной активности детей.

Гипотеза исследования — предполагается, что стимулирование организованной и самостоятельной двигательной активности детей будет эффективным, если:

— учтен уровень двигательной активности детей;

— выявлены особенности психофизического состояния детей;

— разработанная модель содержания и организации двигательной активности детей в режиме дня и в семье будет учитывать их уровень двигательной активноститеоретически и экспериментально обоснованная педагогическая технология стимулирования организованной и самостоятельной двигательной активности, которая включает в себя средства оздоровительной физической культуры (физкультурно-оздоровительные методики) и внешней физкультурно-спортивиой среды (достаточное для движений пространство, чередование и многообразие пособий и игрушек), направленные на выработку у детей потребности в двигательной активности.

Научная новизна результатов исследования:

— выявлен суммарный недельный объем двигательной активности детей дошкольного возраста;

— разработана и научно обоснована теоретическая модель содержания и организации двигательной активности детей 3−6 лет в режиме дня дошкольного образовательного учреждения и в семьеустановлено, что внедрение педагогической технологии стимулирования организованной и самостоятельной двигательной активности детей 3−6 лет в режиме дня дошкольного образовательного учреждения и в семье способствует увеличению их объема двигательной активности;

— доказано, что разработанная модель содержания и организации двигательной активности детей 3−6 лет и педагогическая технология стимулирования ррганизованной и самостоятельной двигательной активности детей в режиме дня дошкольного образовательного учреждения и в семье оказывает существенное воздействие па физическое развитие, физическую подготовленность и психические функции детей дошкольного возраста.

Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении теории и методики физического воспитания знаниями и представлениями о средствах и способах стимулирования организованной и самостоятельной двигательной активности в режиме дошкольного образовательного учреждения и в семье с учетом индивидуальных параметров двигательной активности.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработанная и научно обоснованная модель содержания и организации двигательной активности детей 3−6 лет в режиме дня дошкольного образовательного учреждения и в семье и подготовленная на ее основе педагогическая технология стимулирования организованной и самостоятельной двигательной активности может быть использована:

— в работе с детьми дошкольного возраста в системе дошкольных образовательных учреждений по программе «Физическая культура»;

— на курсах повышения квалификации работников дошкольного образования;

— в рамках учебного процесса вуза по специальности (направлению) «Физическая культура и спорт» (Физическая культура), специализации (профилю) «Физкультурно-оздоровительные технологии»;

— в семье для оптимизации двигательной активности ребенка.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Двигательная активность детей в дошкольном образовательном учреждении не достигает оптимальных рекомендуемых норм по показателям объема, что способствует ухудшению их психофизического состояния (физического развития, физической подготовленности, психических функций).

2. Модель содержания и организации двигательной активности детей 3−6 лет в режиме дня дошкольного образовательного учреждения и в семье включает в себя: средства оздоровительной физической культуры (физкультурно-оздоровительные методики), учитывающие параметры двигательной активности детей (уровень двигательной активности), средства внешней физкультурно-спортивпой среды (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек), направленной на выработку у детей потребности в двигательной активности, а также педагогические условия. Эти средства используются в режиме дня в дошкольном образовательном учреждении и в семье в процессе обучающих занятий, на прогулке, в свободное время.

3. Применение разработанной педагогической технологии стимулирования организованной и самостоятельной двигательной активности детей в режиме дня и в семье оказывает существенное положительное воздействие на психофизическое состояние детей и способствует увеличению их объема двигательной активности.

ВЫВОДЫ.

1. Анализ научно-методической литературы по проблеме стимулирования двигательной активности детей позволил установить наличие достаточно большого количества педагогических методик и технологий по совершенствованию физического воспитания и образования детей дошкольного возраста. Выявлено отсутствие системного подхода к выбору средств и организационно-методическим особенностям стимулирования организованной и самостоятельной ДА в режиме дня ДОУ и в семье с учетом уровня ДА детей дошкольного возраста, что и явилось основанием для создания нашей экспериментальной модели и педагогической технологии.

2. Выявлен уровень ДА детей дошкольного возраста: 1) «высокий»: в младших группах — у 29,2% детей, в средних группах — у 28%, в старших — у 22,5%- 2) «средний»: в младших группах — у 64% детей, в средних группаху 66,5%, в старших — у 56%- 3) «низкий»: — в младших группах — у 6,8% детей, в средних группах — у 5,5%, в старших — у 21,5%.

3. Суммарный объем ДА экспериментальной и контрольной групп находится ниже оптимальной границы и составляет: в младших группах -10 309 и 9424 локомоцийв средних группах — 12 119 и 11 701 локомоцийв старших группах — 13 192 и 12 753 локомоций соответственно.

4. Разработана модель содержания и организации ДА детей 3−6 лет в режиме дня ДОУ и в семье, включающая в себя:

1) цель — создание оптимального (активного) двигательного режима;

2) задачи — образовательные, воспитательные, оздоровительные;

3) принципы — индивидуализации, систематичности, доступности, сознательности и активности;

4) педагогическую технологию стимулирования организованной и самостоятельной ДА: организованной — утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминутки, точечный массаж по А. Уманской, дыхательные упражнения по Динейка, физкультурные занятия, прогулка, логоритмичсская гимнастика, большие и малые Здравиады, точечный массаж по Норбекову;

— самостоятельной: а) с помощью активной среды под воздействием и контролем взрослого, включающей в себя подвижные игры разной интенсивности и упражнения, учи тывая при этом уровень ДА детейб) с помощью пассивной среды — приспособления и снаряды (физкультурные пособия, физкультурный инвентарь для спортивных игр и упражнений, стационарное и переносное оборудование, дополнительное оборудование — дуги разных размеров, модули, гимнастические мячи, набивные мячи, «кишка», «купол», полусферы и т. д.).

5. Разработанная педагогическая технология организованной и самостоятельной ДА детей оказала эффективное воздействие на их психофизическое состояние и объем ДА, выразившееся в достоверном улучшении следующих показателей (р<0,05): а) в младшем возрасте: ЧСС в покое, ЧДД, звуковой пробы, пробы Геичи, ЖЕЛ, памяти, количества приседаний за 30 сек, бега Юм, «Наклон сидя" — б) в среднем возрасте: ЧДД, звуковой пробы, пробы Генчи, ЖЕЛ, ЧСС после физической нагрузки, силы правой кисти, силы левой кисти, памяти, бега 10 м, тестов «Поймай линейку», «Прыжок в длину с места», «Наклон сидя" — в) в старшем возрасте: звуковой пробы, пробы Генчи, ЖЕЛ, ЧСС после нагрузки, памяти, самооценки, количества приседаний за 30 сек, бега 10 м, тестов «Поймай линейку», «Наклон сидя», «Прыжок в длину с места" — г) суммарный объем ДА детей в ДОУ превысил оптимальные границы у всех 1рупп и составил: в младших группах — 11 800 локомоцийв средних группах — 14 150 локомоцийв старших группах — 15 350 локомоций.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Полученные результаты проведенного нами исследования дают основание говорить о возможностях эффективно влиять на улучшение психофизического состояния и оптимизацию двигательной активности детей дошкольного возраста.

Для этого необходимо включать апробированные нами средства стимулирования организованной и самостоятельной двигательной активности с учетом уровня двигательной активности детей в режим дня дошкольного образовательного учреждения и в семье.

К средствам стимулирования организованной двигательной активное 1 и отнесли следующие физкультурно-оздоровительные методики:

1) утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака в течение 1012 минут на улице или в помещении в зависимости от погодных условий;

2) физкультминутки во время обучающих занятий — продолжительность 3−5 минут, проводятся в форме упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног), подвижной игры, танцевальных движений и игровых упражнений;

3) прогулки (утренняя, вечерняя) — применяются подвижные игры, упражнения в основных видах движений (бег, ходьба, прыжки, мешиие, бросание и ловля мяча, упражнения на полосе препятствий), спортивные упражнения, элементы спортивных игр;

4) дополнительные занятия в первой и во второй половине дня, выполняемые поточным способом в движении:

— закаливающее дыхание детей по К. Динейка — проводится в первой половине дня, продолжительность упражнений составляет 10 минут;

— аутомануальный комплекс М. С. Норбекова — проводится в течение дня, продолжительностью 4−5 минут;

— точечный массаж по А. Уманской — проводится в течение дня, продолжительностью 10 минут;

5) физкультурные занятия — проводятся в хорошо проветренном помещении три раза в неделю, продолжительностью — для младшего возраси! 15 минут, для старшего — 30 минут. Занятие состоит из трех частей: подготовительной (10% от общего времени), основной (80%), заключительной (10%);

6) логоритмическая гимнастика — проводится 3 раза в неделю, продолжительностью 15−25 минут (в зависимости от возрастной группы детей);

7) большие и малые тематические игры здоровья «Здравиада» — Большие игры здоровья Здравиады (осенние и весенние) проводятся в сентябре и в мае, с октября по апрель — малые тематические игры здоровья, связанные с изучаемой темой.

Мы рекомендуем самостоятельную двигательную активность дстей стимулировать активной и пассивной физкультурпо-спортивной средой в течение дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок (дневной и вечерней).

При планировании самостоятельной двигательной активности необходимо создавать физкультурно-игровую среду (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек). Для избегания однообразности движений и всестороннего развития детей в течение дня использовать различный физкультурный инвентарь.

В процессе руководства двигательной активностью детей рекомендуется значительное место отводить показу разнообразных движений с использованием физкультурных пособий, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка:

1. Для детей с высоким уровнем двигательной активности (гиперактивные дети) используются игры и упражнения высокой степени интенсивности (бег.наперегонки, друг за другом, бег на скорость, с ловлей, увертыванием, прыжки в длину с разбега, игры с элементами спорта), которые составляют 70% всего времени самостоятельной деятельности детей.

2. Для детей со средним уровнем двигательной активности в самостоятельной деятельности используются игры и упражнения, разученные ранее, во время организованной деятельности.

3. Для детей с низким уровнем двигательной активное! и (малоподвижные дети) применяются игры низкой степени интенсивности (сюжетно-ролевые, -игры с песком и с снегом, городки и т. д.), которые составляют 70% всего времени самостоятельной двигательной деятельности на прогулке.

Все предложенные педагогические приемы и методы индивидуально-дифференцированного подхода к детям строятся с учетом уровня и типа подвижности, интереса ребенка к играм, разным видам деятельности и пособиям.

Кроме стандартного оборудования и инвентаря (стационарное и переносноефизкультурный инвентарь для спортивных игр и упражнений), в дошкольных учреждениях рекомендуется использование следующего оборудования, способствующего оптимизации организованной и самостоятельной двигательной активности детей как в режиме дня, так и в семье: гимнастические стенки, дуги разных размеров, физкультурный передвижной уголок, модули, гимнастические мячи, мячи разных размеров и из разного материала, набивные мячи, комплекты оборудования для спортивных игр, полусферы, оборудование для развития мелкой моторики пальцев рук и йог, тренажеры и т. п.

В двигательном режиме дошкольников должна быть предусмотрена совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи. Родители должны быть ознакомлены с разными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информированы о физическом развитии, психофизическом состоянии, уровне двигательной активности и типе подвижности своих детей. Помимо этого родителей необходимо ознакомить с разными средствами стимулирования как организованной, так и самостоятельной двигательной активности детей в домашних условиях.

Научно обоснованная нами модель содержания и организации двигательной активности детей 3−6 лет в режиме дня дошкольного образовательного учреждения и в семье с учетом индивидуальных особенностей параметров их двигательной активности может быть рекомендована к включению в режим дня дошкольного учреждения и в семье для улучшения пси хофизического сост ояния и оптимизации двигательной активности. Данные положения основываются на результатах нашего исследования, эффективность которого подтверждается актом внедрения (приложение 7).

Показать весь текст

Список литературы

  1. , II.А. Физиология человека / H.A. Агаджанян, JT.3. Телль, В. И. Циркин, С. А. Чеснокова. М.: Медицинская книга, Н. Новгород: Изд-воНГМА, 2001.-526 с.
  2. , Е.К. Физиологические особенности развития детей, подростков и юношей : учеб. пособие / Е. К. Аганянц, Е. М. Бердичевская, Е. В. Демидова. -Краснодар, 1999.-71 с.
  3. , В.Ю. Часто болеющие дети. Клинико-социальпые аспекты. Пути оздоровления / В. Ю. Альбицкий, A.A. Баранов. Саратов: Саратовский ун-т, 1986. — 183 с.
  4. , Н.В. Диагностика психофизического и функционального состояния дошкольника / Н. В. Алябьева. — Мурманск: МГПИ, 1998. 114 с.
  5. , Н.М. Раздумья о здоровье / Н. М. Амосов. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 67 с.
  6. , А.П. Индивидуализация процесса осуществления здоровьесберегающей функции физического воспитания детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис.. канд. пед. наук / А. П. Антропова. -Челябинск, 2001.-21 с.
  7. , И.А. Физиологически механизмы и закономерности индивидуального развития : основы неэнтропийной теории онтогенеза / И. А. Аршавский. М.: Наука, 1982. — 270 с.
  8. , Н.Л. Методическое обеспечение занятий по физической культуре дошкольников в группе кратковременного пребывания дошкольного образовательного учреждения : дис. канд. пед. наук / IUI. Бабкина. М., 2004. — С. 15.
  9. , В.К. Физическая культура для всех и каждого / В. К. Бальсевич. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 208 с.
  10. , B.K. Конверсия основных положений теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 6. — С. 15−26.
  11. , В.К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич. -М.: Теория и практика физической культуры, 2000. 275 с.
  12. , Г. В. Блоки тренерских заданий в программе физическою воспитания дошкольников / Г. В. Бармин, Б. К. Зыков, Е. А. Счеблецов // Дети и здоровье. 1992. — № 10. — С. 37−39.
  13. , М.М. Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты / М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. М.: Образование от, А до Я, 2000.-319 с.
  14. , B.C. Энциклопедический словарь педагога / B.C. Безрукова -М. 2000.
  15. , Н.В. Физическая культура как составляющая здоровьесберегающего образования в вузе / Н. В. Белкина // Физическая культура и спорт в современном обществе: материалы Всерос. науч. копф. -Хабаровск: Изд-во ДВГАФК, 2003. С. 17−20.
  16. , H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / H.A. Бернштейн. М.: Медицина, 1966. — 349 с.
  17. , М.М. Обучение двигательным действиям / М. М. Богеп // Физкультура и спорт. 1985. — № 7. — С. 10−11.
  18. , Т.Л. Укреплять здоровье ослабленных и часто болеющих детей / Т. Л. Богина, Л. П. Усова // Дошкольное воспитание. 1994. — № 6. — С. 9−12.
  19. , З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольнси о возраста : книга для воспитателя детского сада / З. М. Богуславская, КО. Смирнова. -М.: Просвещение, 1991. -207 с.
  20. , П. Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников / 11. Борисова, П. Картавых // Дошкольное воспитание. 1996. — № 10. — С. 27 — № 11.-С.21.
  21. , A.B. Организация и содержание физического воспитания детей 4−6 лет в разновозрастных группах : автореф. дис.. канд. пед. наук /
  22. A.B. Бултукова. Краснодар, 2006. — 23 с.
  23. , К.П. Опыт внедрения в медицинскую практику / К.ГТ. Бутсйко. М.: Патриот, 1990. — 223 с.
  24. , П.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду / H.H. Буципская. М.: Просвещение, 1990. — 176 с.
  25. , Э.Н. Валеология : учебник для вузов / Э. Н. Вайпер. 2-е изд., испр. — М.: Флинта- Наука, 2002. — 416 с.
  26. , H.H. Физическое воспитание дошкольника / H.H. Васильева. -Ярославль: Академия развития, 2001. 122 с.
  27. Венгер, J1.A. Психологическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности / JI.A. Венгер // Вопросы психологии. — 2001. № 3. — С. 54−57.
  28. , В.К. Современные и традиционные оздоровительные системы /
  29. B.К. Волков // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 12. — С. 45.
  30. , И.П. Влияние различных режимов двигательной активности на функциональные показатели организма и физическое развитие детей : автореф. дис.. канд. мед. наук / И. П. Волков. Минск, 1993. — С. 16.
  31. , JI.B. Физические способности детей и подростков / JI.B. Волков. Здоровье. 1981.-№ 7.-С. 11−12.
  32. , Л.Б. Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства / Л. Б. Волошина // Дошкольное воспитание. 2006. — № 3. — С. 117−122.
  33. , И.И. Организация двигательной активности дошкольников / И. И. Воротилкина // Дошкольное воспитание. 1998. — № 6. — С. 4−38.
  34. , И.И. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях : методическое пособие / И. И. Воротилкина. -М.: 1ЩЭНАС, 2004. 144 с.
  35. , И.И. Повышение уровня физической культуры детей 5−6 лег па основе интенсификации совместной с родителями физкультурно-спортивной деятельности : автореф. дис.. канд. пед. наук. / И. И. Гайдадина. Краснодар, 2010. — 23 с.
  36. , II.Г. Уровень физического развития детей дошкольно1 о возраст, проживающих в условиях Восточной Сибири / Н. Г. Гаськова, B.IO. Лебединский // Материалы I Всероссийской науч.-практ. конф. Нальчик, 2003.-С. 129−131.
  37. , A.M. Работа детского сада по инновационной программе (но материалам социологического мониторинга) / A.M. Гендин, М. И. Сергеев. -Красноярск: РИО КГПУ, 2001. С. 118.
  38. , Л.А. Методика физического воспитания детей дошкольпою возраста: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л. А. Глазырина, В. А. Овсянкин. М.: ВЛАДОС, 1999. — 175 с.
  39. , Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л. Д. Глазырина, В. А. Овсянкин. М.: ВЛАДОС, 2000. — 179 с.
  40. , Л. Д. Физическая культура дошкольникам. Средний возраст: пособие для педагогов дошк. учреждений / Л. Д. Глазырина. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 304 с.
  41. , Л.Д. Физическая культура дошкольникам : программа и программные требования / Л. Д. Глазырина. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 144 с.
  42. , М.П. Средства и формы работы с детьми по развитию движений / М. П. Голощекина // Развитие движений ребенка дошкольника. -М., 1975.-С. 14−42.
  43. , В.В. Практикум по основам педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. В. Голубев, М. В. Лещенко, C.B. Голубев. М.: Академия, 2000. — 200 с.
  44. , Г. Н. Тестирование и стимулирование двигательной активности ребенка дошкольного возраста в процессе обучения (рекомендации, нормативы, результаты исследований) / Г. Н. Голубева. -Набережные Челны: Изд-во КамПИ, 2000. 30 с.
  45. , Г. Н. Формирование двигательного режима ребенка (до 6 лет): монография / Г. Н. Голубева. М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2006. — 124 с.
  46. , Г. Н. Формирование активного двигательного режима ребенка (до 6 лет) средствами физического воспитания в основные периоды адаптации к условиям среды: дис.. д-ра пед. наук / Г. Н. Голубева. М., 2008. — 294 с.
  47. , Л.Г. Гимнастика и массаж для самых маленьких : книга для родителей / Л. Г. Голубева. -М.: Просвещение, 1996. 78 с.: ил.
  48. Грядкина, Т.С. .Педагогические условия оптимизации обучения детей 6-го года жизни основным движениям в детском саду (прыжки, метание, лазание): автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Т. С. Грядкина. Ростов н/Д, 1991.-19 с.
  49. Губарева, Е. С Современное состояние массовых оздоровительных систем: методическое пособие / Е. С. Губарева. Донецк, 1996. — 88 с.
  50. , A.A. Проблема «критических» периодов онтогенеза в ее значении для теории и практики физического воспитания / A.A. Гужаловский // Физическая культура и спорт. 1989. — № 6. — С. 12−14.
  51. , В.А. Методика физической подготовки детей дошкольного возраста / В. А. Гуляйкин, А. И. Кравчук. Омск, 1986. — 25 с.
  52. , C.B. Современные информационные технологии в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста / C.B. Гурьев // Теория и практика физического воспитания. — 2006. № 5. — С. 56−58.
  53. , С.И. О физическом воспитании дошкольников в зарубежных странах / С. И. Гуськов, Е. И. Дегтярева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 3. — С. 43−49.
  54. , Н.И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов у детей 3−6 лет : автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. И. Дворкииа. Краснодар, 2002. — 24 с.
  55. , Е.В. Педагогическая система направленного становления личности детей 3−10 лет средствами физической культуры в условиях прогимназии : автореф. дис.. д-ра пед. наук / Е. В. Демидова. Краснодар, 2004. — 24 с.
  56. , К.В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка / К. В. Динейка. Минск: Полымя, 2003. — 142 с.
  57. , Г. Гармоничное развитие ребенка / Г. Доман. М., 1996. — 448 с.
  58. , В.А. Растем здоровыми / В. А. Доскин, Л. Г. Голубева. М.: Просвещение, 2002. — 110с.
  59. , A.A. Влияние двигательной активности на вариабельность сердечного ритма у детей первого и второго года обучения в школе : автореф. дис.. канд. биол. наук / A.A. Ежов. Казань, 2005. — 24 с.
  60. , Н.В. Индивидуализация как направление модернизации дошкольного физического воспитания / Н. В. Ерофеева // Теория и практика физического воспитания. 2007. — № 5. — С. 97−99.1.l
  61. , Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Т. И. Ерофеевой. -М., 2000. 112 с.
  62. , С. Ваш ребенок от рождения до школы / С. Зайцев. 2-е изд., доп. — Минск: Книжный Дом- М.: Махаон, 2003. — 526 с.
  63. , A.B. Главные направления научных исследований в области педагогики и психологии дошкольного детства / A.B. Запорожец // Общественное дошкольное воспитание на современном этапе. М., 1981. -С. 47−55.
  64. , В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника / В.II. Зимоиипа. М.: ВЛАДОС, 2003.-304 с.
  65. , Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях / Ю. Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. 1993. -№ 9.-С. 23−25.
  66. , Ю.Ф. Авторская программа «Здоровый дошкольник» / Ю. Ф. Змановский // Обруч. 1996. -№ 3. — С. 4−5.
  67. , В.Н. Физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с применением элементов синхронного плавания : дис.. канд. пед. паук / В. Н. Золотов. Набережные Челны, 2009. — 136 с.
  68. , В.А. Методика комплексного развития основных двигательных качеств детей 3−7 лет в режиме дошкольных учреждений / В. А. Иванов. -Красноярск, 1997. 48 с.
  69. , О.В. Дифференцированная физическая подготовка детей 4−6 лет : автореф. дис. :. канд. пед. наук / О. В. Ивасева. Краснодар, 2006. — 23 с.
  70. , Е.К. Возрастное развитие физических качеств как фактор управления многолетней подготовкой спортсмена / Е. К. Извеков // Система многолетней подготовки юных спортсменов: сб. науч. трудов. Алма-Ата: Казах. ГИФК, 1985. — С. 112−117.
  71. , Н.М. Онтогенетические особенности растущего организма : учеб. пособие для студентов / Н. М. Исламова, Н. И. Киамова, Т. Г. Кириллова. Набережные Челны: КамГАФКСиТ, 2009. — 68 с.
  72. , Э.М. Основы индивидуального здоровья человека : введение в общую и прикладную валеологию: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, H.A. Литвинова. М.: ВЛАДОС, 2000. — 192 с.
  73. , Г. М. Влияние физических упражнений разной направленности на.развитие движений и психики детей 3−7 лет: авторсф. дис.. канд. пед. наук / Г. М. Касаткина. М., 2004. — 24 с.
  74. , A.B. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / A.B. Кенеман, Д. В. Хухлаева. — М.: Просвещение, 1978.-270 с.
  75. , Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельное гь: популярное пособие для родителей и педагогов / II.В. Клюева, Ю. В. Касаткина. Ярославль: Академия развития, 1997. -240 с.
  76. , Ю.П. Модель здоровья человека как структурная основа теории здоровья / Ю. П. Кобяков // Теория и практика физической культуры. 2006. -№ 1.-С. 23−25.
  77. , О.Н. Эффективность физкультурных занятий игровой направленности в специализированном дошкольном образовательном учреждении : автореф. дис.. канд. пед. наук / O.IT. Коган. Челябинск, 2000.-22 с.
  78. , H.H. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников / H.H. Кожухова // Дошкольное воспитание. 2000. — № 3. -С. 52−54.
  79. , H.H. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях : учеб. пособие / H.H. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Самодурова. М.: Академия, 2002. — 320 с.
  80. , С.А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. -М.: Академия, 2001. С. 95−102.
  81. , H.H. Совершенствование физического воспитания дошкольников, проживающих в районах Крайнего Севера, средствами ритмической гимнастики : автореф. дис.. канд. пед. наук / А. И. Колесникова. Улан-Удэ, 1999. — 25 с.
  82. , Э.А. Двигательная деятельность ребенка в пространстве его отношений к действительности : дис.. д-ра психол. паук / Э. А. Колидзей. -Балашов, 2001.-325 с.
  83. , М.М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка / М. М. Кольцова. -М.: Педагогика, 1973. 142 с.
  84. , Н.Г. Физическое воспитание детей дошкольного возраста / М. М. Кольцова // Теория и методика физического воспитания. М.: Просвещение, 1973.-С. 172−179.
  85. , М.П. Методика воспитания быстроты у детей дошкольного возраста (4−6 лет): автореф. дис.. канд. пед. наук / М. Н. Королева. Омск, 1985.- 15 с.
  86. , Н.Б. Дифференцированная методика физического воспитания дошкольников с учетом закономерностей возрастной эволюции : автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. Б. Котелевская. -М., 2000. 21 с.
  87. , Т.А. Методика оздоровительной тренировки детей 6 года жизни : автореф. дис. канд. пед. наук / Т. А. Кравчук. Омск, 1996. — 22 с.
  88. , А.И. -Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста (научно-методические и организационные основы гармоничного дошкольного комплексного физического воспитания) / А. И. Кравчук. -Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998. 238 с.
  89. , А.И. Научно-методические и организационные основы дошкольного комплексного физического воспитания : дис.. д-ра пед. наук в форме научного доклада / А. И. Кравчук. Омск, 1999. — 68 с.
  90. , А.И. Комплексное физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста (состояние и перспективы) / А. И. Кравчук // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2007. — № 4. -С. 26−31.
  91. , C.B. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь : программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего дошкольного возраста / C.B. Крюкова, Н. С. Слободняк. М., 1999. — 96 с.
  92. , В.Т. Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4−7 лет / В. Т Кудрявцев. М., 1998. — 46 с.
  93. , В.Т. Психолого-педагогические принципы развивающей оздоровительной работы с дошкольниками / В. Т. Кудрявцев // Начальная школа: плюс, минус. 2000. — № 7. — С. 3−8.
  94. , В.Т. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): программно-методическое пособие / В. Т. Кудрявцев. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. — 296 с.
  95. , В.Т. Психологические основы развивающей педагогики оздоровления в свете идей А. В. Запорожца / В. Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. 2005. — № 5. — С. 102.
  96. , М.Н. Двигательная активность детей / М. Н. Кузнецова // Дошкольное воспитание. 1993. — № 9. — С. 24−26.
  97. , М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях / М. Н. Кузнецова. М., 2002. — 64 с.
  98. , В.Р. Физическое развитие, состояние здоровья и «школьная зрелость» детей 6-летнего возраста / В. Р. Кучма, Т. О. Вешневецкая, Л. Г. Платонова // Гигиена и санитария. 1996. — № 3. — С. 27−29.
  99. , М.Л. Здравствуй! Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста : руководство для воспитателей дошкольных образовательных учреждений: в 3-х ч. / М. Л. Лазарев. М.: АКАДЕМИЯ ЗДОРОВЬЯ, 1997. — Ч. 1. — 376 с.
  100. , М.Л. Моя книга здоровья : приложение к программе «Здравствуй»: кн. для детей старшей группы детского сада / М. Л. Лазарев. -М.: АКАДЕМИЯ ЗДОРОВЬЯ, 1997. 80 с.
  101. , М.Л. Здравствуй! : учеб.-метод. пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений / М. Л. Лазарев. М.: Мнемозииа, 2004. — 248 с.
  102. , С.Я. Физическая культура для малышей : кн. для воспитателя дет. сада. 2-е изд., испр. / С. Я. Лайзаненс. — М.: Просвещение, 1987.- 160 с.
  103. , Е.И. Общественное дошкольное воспитание в Великобритании на современном этапе : автореф. дис.. каид. пед. наук. / Е. И. Лакшина. -Киев, 1991.-24 с.
  104. , Г. Н. Содержание и организация процесса освоения детьми 3−6 лет интеллектуальных ценностей физической культуры : автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. Н. Лиджиева. Краснодар, 2005. — 22 с.
  105. , Т.Ю. Оптимизация двигательной активности дошкольников в зависимости от возраста : автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. Ю. Логвинова. -Минск, 1984.-24 с.
  106. , Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л. И. Лубышева. М., 1992. — 122 с.
  107. , Ю.Ф. Физическое воспитание детей дошкольного возраста / Ю. Ф. Луури.-М., 1991.-115 с.
  108. Лямираль, С.'Растите детей здоровыми / С. Лямираль, К. Рипо. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 150 с.
  109. , Л.Т. Методика воспитания координационных способностей у детей дошкольного возраста (4−6 лет): автореф. дис.. каид. пед. наук / Л. Т. Майорова. Омск, 1988. — 19 с.
  110. , C.B. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста : теоретические и методические материалы / C.B. Маланов. М.: Московский псих.-соц. институт — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. -160 с.
  111. , В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней : учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Марков. М.: Академия, 2001.-320 с.
  112. , М.Н. Новые подходы к организации физического воспитания / М. Н. Маханеева // Дошкольное воспитание. 1993. — № 2. — С. 12−17.
  113. , Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика / Ф. З. Мсерсон. М.: Паука, 1981.-278 с.
  114. , В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры: пособие для практ. работников дошк. учреждений / В. М. Минаева. — М.: АРКТИ, 1999.-48 с.
  115. , Н.В. Игровая деятельность в двигательном режиме дня старших дошкольников как средство формирования физической культуры личности : автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. В. Минникаева. Омск, 2009. -23 с.
  116. , Г. Н. Двигательное развитие детей 5−6 лет в связи с ориентацией к сложно координированной спортивной деятельности : автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. Н. Михайлович. М., 1992. — 19 с.
  117. , Н.Ю. Реализация интегрированного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста : автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. Ю. Мищенко. Челябинск: УралГАФК, 2003. — 24 с.
  118. , И.Н. Физкультурное образование детей 5−6 лет на основе взаимодействия семьи и педагогов дошкольных образовательных учреждений : автореф. дис.. канд. пед. наук / И. Н. Моргун. Краснодар, 2001.-23 с.
  119. , Е.Г. Социально-педагогические аспекты использования нетрадиционных форм и средств физической культуры в практике физкультурно-оздоровительной работы : дис.. канд. пед. наук. / Е. Г. Моченов. -М., 1994.- 134 с.
  120. , C.B. Методика выявления первопричин, формирующих мнение респондентов : учебное пособие / C.B. Начинская, О.II. Степанова, A.B. Портпев. Малаховка: МГАФК, 1999. — 37 с.
  121. , С.Д. Построение программ по физической культуре для начальной школы / С. Д. Неверкович, С. П. Киршев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. — № 2. — С. 12−16.
  122. , В.А. Двигательная деятельность и физическое состояние детей и подростков / В. А. Нестеров. Хабаровск: Изд-во ДВГАФК, 2001. -81 с.
  123. , Т.В. Игровая психогимнастика как форма оздоровительно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста : автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. В. Нестерюк. М., 2000. — 23 с.
  124. , И.В. Разработка комплекса общеразвивающих упражнений для детей 4−6 лет / И. В. Никуличева // Сборник науч. тр. молодых ученых. Смоленск, 1999. — С. 82.
  125. , М. А. Педагогические подходы к оздоровлению девочек 3−7 лег : автореф. дис.. канд. пед. наук / М. А. Новикова. М., 1997. — 21 с.
  126. , H.A. Воспитание физических качеств (старший дошкольный возраст) / H.A. Ноткина // Дошкольное воспитание. 1980. — № 12. — С. 38.
  127. , Т.И. Игры и развлечения детей на воздухе / Т. И. Осокипа. -М.: Просвещение, 1983.-215 с.
  128. , Т.И. Физкультура в детском саду / Т. И. Осокипа. -М.: Просвещение, 1978. 287 с.
  129. , М.К. Исследование особенностей психомоторного развития детей 4−8-летнего возраста / М. К. Павлова, Т. Б. Казакова // Подготовка спортивного резерва и здоровья. Волгоград, 1998. — С. 196−199.
  130. , JI.A. Дошкольное и начальное образование за рубежом : история и современность / JI.A. Парамонова, Е. Ю. Протасова. М., 2001 -132 с.
  131. , JI.B. Оптимизация двигательной активности как условие сохранения здоровья / Л. В. Пасечник // Теория и практика физической культуры. 2007. — № 11. — С. 91−92.
  132. , А.Ю. Формирование основных двигательных навыков у детей 4−6 лет в условиях детского сада : дис.. канд. пед. наук / АЛО. Патрикеев. Малаховка, 2003. — 183 с.
  133. , C.B. Конституция человека основные типы / C.B. Петленко // Валеология человека. Здоровье — любовь — красота. — СПб.: Петроградский и К, 1996. — Т. 1. Валеология и мудрость здоровья. — С. 179 185.
  134. , Н.В. Средства оздоровительной физической культуры для коррекции психофизического состояния детей дошкольного возраста с задержкой психического развития : дис.. каид. пед. наук / Н. В. Петрунина. Набережные Челны, 2010. — 161 с.
  135. , Е.А. Содержание и методика физического воспитания детей 5−7 лет : авгореф. дис.. канд. пед. наук / Е. А. Пимонова. -М., 1990. -23 с.
  136. , С.М. Регламентация физической нагрузки в укреплении здоровья детей и подростков : методическая разработка / С. М. Погудин. -Чайковский: ЧГИФК, 1999. 98 с.
  137. , Г. П. Двигательная активность как условие и фактор развития субъективности детей дошкольного возраста : дис.. канд. исихол. наук / Г. П. Позднякова. М., 2006. — 140 с.
  138. , H.B. К вопросу о развитии двигательной активное! и детей дошкольного возраста / Н. В. Поповапова, В. М. Кравченко // Теория и практика физической культуры. 2007. — № 7. — С. 56−59.
  139. , М.А. Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей на физкультурных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях : дис.. д-ра пед. наук / М. А. Правдов. -Шуя, 2003.-С. 46.
  140. , М.А. Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей на физкультурных занятиях в ДОУ : автореф. дис.. д-ра пед. наук / М. А. Правдов. СПб.: СПбГПУ им. Герцена, 2004. — 48 с.
  141. , В.Н. Физическая подготовленность и соматические особенности организма детей дошкольного возраста / В. Н. Прокофьева, В. И. Кузнецова // Теория и практика физической культуры. 2009. — № 8. — С. 5963.
  142. , В.И. Развитие творческих способностей дошкольников : из опыта работы детского сада № 222 г. Красноярска / В. И. Пушкарева. -Ейск, 1993.-34 с.
  143. , А.И. Развитие личности ребенка / А. И. Рачипский. М., 1987.-271 с.
  144. , А.И. Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте / А. И. Рачинский. СПб., 1996. — 128 с.
  145. , В.А. Индивидуализация сопряженного физического и психического развития школьников в процессе физического воспитания : автореф. дис.. д-ра пед. наук / В. А. Родионов. М.: ВНИИФК, 2003. — 50 с.
  146. , A.A. Методика развития физических качеств и формирование основных движений у детей 3−6 лет : дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / A.A. Ругипа.-М., 1999.-207 с.
  147. , М.А. Дошкольное учреждение : оптимизация режима двигательной активности / М.А. Рунова// Дошкольное воспитание. 1998. -№ 3. — С. 81−86.
  148. , М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду : пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов пед. вузов и колледжей / М. А. Рунова. М.: Мозаика-Синтез, 2004.-256 с.
  149. , С.П. Особенности методики использования гимнастики хатха-йога в физическом воспитании дошкольников : дис.. каид. пед. паук: 13.00.04/С.П. Рябинин. М., 2005.- 165 с.
  150. , А.Б. О механизмах повышения физической работоспособности человека путем специальной дыхательной тренировки : дис.. каид. биол. наук / А. Б. Савич. Л., 1990. — 181 с.
  151. , Е.А. Комплексное применение средств плавания и закаливания в физическом воспитании дошкольников : автореф. дис.. каид. пед. наук / Е. А. Сальникова. Краснодар, 2002. — 23 с.
  152. , Н.В. Здоровьесберегающие технологии в дошкольных учреждениях Волгограда / Н. В. Седых // Физическая культура. 2002. — № 1. -С. 49−57.
  153. , Л.М. Подвижные игры и развлечения дошкольников / JI.M. Семенова. М.: Просвещение, 1986. — 46 с.
  154. , О.В. Гигиеническая оценка двигательного режима детей старшего дошкольного возраста в детском саду / О. В. Силина // Гигиена и санитария, 1982.-№ 11.-С. 39−41.
  155. , А.Ф. Гимнастика дыхания / А. Ф. Синяков // Новое в жизни, науке, технике. 1991. -№ 1. — С. 92.
  156. , Е.С. Игровая деятельность дошкольников с ЗГГР / Е. С. Слепович. М.: Педагогика, 1990. — 94 с.
  157. Смирнова, J1.H. Организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях / Л. Н. Смирнова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции (9−10 декабря 1999). Великие Луки, 1999.-С. 90−92.
  158. , В.М. Нетрадиционные виды гимнастики / В. М. Смолевский, Б. К. Ивлиев. М.: Просвещение, 1992. — 29 с.
  159. , С.А. Личностно-ориентированное физической воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами комплексной диагностики : автореф. дис.. канд. пед. наук / С. А. Сологуб. Смоленск, 2003. — 23 с.
  160. , A.C. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / A.C. Солодков, Е. Б. Сологуб. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Олимпия-Пресс, 2005. — 528 с.
  161. , М.Г. Современное дошкольное образование : США, Германия, Япония / М. Г. Сорокова. М., 1998. — 234 с.
  162. , В.П. Педагогические основы физического совершенствования школьников : автореф. дис.. канд. пед. паук / В. П. Стакионезе. — Вильнюс, 1969. 46 с.
  163. , Э.Я. Подвижные игры как средство гармоничного развития дошкольников / Э. Я. Степаненкова // Дошкольное воспитание. — 1995.-№ 12.-С. 23−25.
  164. , Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Я. Степапенкова. -М.: Академия, 2001. -368 с.
  165. , В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет / В. Л. Страковская. М.: Новая школа, 1994. — 288 с.
  166. , В.П. Применение базово-кустового метода при обучении детей двигательным действиям / В. П. Стрельцов // Физическое воспитание детей дошкольного возраста: теория и практика: сб. науч. тр. Челябинск: УралГАФК, 2002. — Вып. 2. — С. 187−191.
  167. , В.В. Обоснование методики физического воспитания детей при адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения : дис.. канд. пед. наук / В. В. Сударь. Малаховка, 2004. — 176 с.
  168. , Т.И. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста : учеб. пособие / Т. И. Сулимцев. Малаховка: МОГИФК, 1992.-78 с.
  169. , А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А. Г. Сухарев. М.: Медицина, 1991. — 272 с.
  170. , Г. Е. Двигательная активность как фактор формирования познавательных способностей студентов : дис.. канд. пед. паук / Г. Е. Сякипа. Брянск, 2005. — 221 с.
  171. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю. Ф. Курамшина. 3-е изд., стереотип. — М.: Советский спорт, 2007. — 464 с.
  172. , С.II. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста : пособие для педагогов дошк. учреждений / С. Н. Теплюк. М.: ВЛАДОС, 2001.- 160 с.
  173. , Б.С. Физкультурный заслон ОРЗ / Б. С. Толкачев. -М.: Физкультура и спорт, 1988. 158 с.
  174. , В.И. Программно-методическое обеспечение оздоровительного воздействия физической культуры в условиях семьи, детского сада, школы : дис.. канд. пед. наук / В. И. Усаков. Омск, 2000. — 87 с.
  175. , А.П. Обучение в детском саду / А. П. Усова. М.: Просвещение, 1981.- 176 с.
  176. , A.A. Доминанта как рабочий принцип нервных центров /
  177. A.A. Ухтомский // Собр. соч. Л.: ЛГУ, 1950. — С. 163−172.
  178. , H.A. Обоснование эффективности физкультурно-оздоровительных занятий с детьми 5−7 лет : автореф. дис.. канд. пед. наук / H.A. Фараджева. Улан-Удэ, 2004. — 21 с.
  179. , H.A. Физиологические особенности двигательной активности / H.A. Фомин, Ю. И. Вавилов. -М.: Физкультура и спорт, 1991. -230 с.
  180. , AM. Развитие ориентировочных реакций у детей / A.M. Фонарев. М.: Педагогика, 2002. — 87 с.
  181. , М.И. Физиологические основы развития движения детей / М. И. Фонарева // Рйзвитие движений ребенка-дошкольника. М., 1975. — С. 5−13.
  182. , В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке /
  183. B.Г. Фролов. -М.: Просвещение, 1986. 89 с.
  184. , О.В. Нетрадиционные формы и методы оздоровления учащихся / О. В. Худолеева // Физическая культура в школе. 1993. — № 6.1. C. 15−19.
  185. , Д.В. Занятия по физической культуре с детьми 2−4 лет в малокомплектом детском саду / Д. В. Хухлаева. М.: Просвещение, 1992. -192 с.
  186. , Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраст : дис.. д-ра пед. наук / Ю. К. Чернышенко. Краснодар, 1998. — 539 с.
  187. , A.C. Двигательная активность и сердце / A.C. Чинкин. -Казань: Изд-во КГУ, 1995.- 192 с.
  188. Чистякова, M.-JI. Психогимнастика / М. И. Чистякова. М.: ВЛАДОС, 1995, — 114 с.
  189. , И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе : научно-практический сборник инновационного опыта / И. В. Чупаха, Е. З. Дужаева, И. Ю. Соколова. М.: Илексса, 2001. -400 с.
  190. , С.Б. Влияние занятий ритмической гимнастикой на физическую подготовленность детей дошкольного возраста / С. Б. Шарманова // Дети и здоровье. Омск, 1993. — С. 12−18.
  191. , С.Б. Особенности использования средств ритмической гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста / дис.. канд. пед. наук / С. Б. Шарманова. Санкт — Петербург, 1995. — 202 с.
  192. , Й.И. Упражнения со скакалкой / И. И. Шароборова. М.: Советский спорт, 1991. — 34 с.
  193. , Л.В. Работаем по региональной программе «Север» / Л. В. Шарыпова // Дошкольное воспитание. 1999. — № 4. — С. 2−5.
  194. , В.Н. Физическое воспитание дошкольников / В. Н. Шебеко, H.H. Ермак, В. А. Шишкина. 3-е изд., испр. — М.: Академия, 1999. — 160 с.
  195. , JT.E. Содержание и методика коррекционной работы средствами физического воспитания со старшими дошкольниками с задержкой психического развитии : автореф. дис.. канд. пед. паук / JI.H. Шевченко. Майкоп, 2000. — 23 с.
  196. , В.Г. Модернизация системы физического воспитания студентов на основе личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности : дис.. д-ра пед. паук / В. Г. Шилько. Томск, 2003. — 488 с.
  197. , JI.M. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном й физическом развитии / JI.M. Шигшцына, B.C. Иванов. -СПб., 1995.-С. 4−38.
  198. , В.Н. Движение плюс движения / В. Н. Шишкина. -М.: Просвещение, 1992.-93 с.
  199. , В. Творческие подвижные игры / В. Шмонина // Дошкольное воспитание. 1991. — № 8. — С. 23−27.
  200. , А.И. Физическое воспитание детей дошкольного возраста / А. И. Шустова. -М.: Просвещение, 1988.-201 с.
  201. , Д. Творческая игра : от рождения до 10 лет: пер. с англ. / Д. Эйнон. -М.: Педагогика-Пресс, 1995. 192 с.
  202. , Р. Игра путь к уму и сердцу ребенка / Р. Юдина // Дошкольное воспитание. — 1993. -№ 2. — С. 21.
  203. , Г. П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста / Г. П. Юрко, В. П. Спирина, Р. Г. Сорочек, З. С. Уварова. -М.: Медицина, 1978. С. 22−25.
  204. , Е.И. Физическое воспитание детей от 0 до 7 лет (физическая культура и здоровье) / Е. И. Янкелевич. М.: Физкультура и спорт, 1999.-206 с.
  205. American college testing program. Research and development. Technical report ACT assessment program. The assessment student in the way to college. -Joma city, Jewa, 1973. 402 p.
  206. Andronescu, F. Children anatomy / F. Andronescu. Bucuresti: lid. Medicala, 1970.-280 p.
  207. Blair, S.N. Resource manual for guidelines for exercise and prescription /Amer.college of sports medicine / S.N. Blair. Philadelphia: Lea & Febiger, 1988.-C XXI.-436 p.
  208. Coleman, M. Play, games and sport: their use and misuse. A development perspective / M. Coleman, P. Skeen // Childhool Education. 1985. — V. 61. — № 3.-P. 192−198.
  209. Elkind, D. Children and adolescent / D. Elkind. New York: Oxford University Press, 1981.- 184 p.
  210. Physical growth of swims children from birth to 20 years of age / A. Pradcr, R.H. Largo, L. Molinari, C. Issler // First Zurich longitudinal study of growth development. BasehSchway & Co.A.L., 1989. — 125 p.
  211. Teply, Z. Soucasne pristupu krezeni optimalnich pohvbovych resemu mladene v SSSR / Z. Teply, C. Adamec // Teor. Praxe tel. Vych. 1987. — V. 35. -№ 11.-P. 547−551.
Заполнить форму текущей работой