Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Моделирование двигательных действий в педагогическом мастерстве тренера: на примере фехтования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выделенные и систематизированные компоненты специализированной деятельности тренера объединяют до 60-ти педагогических признаков, характеризующих его профессиональную подготовленность для проведения урока фехтования. При этом уровень значимости отдельных компонентов в оценках респондентов не совпадают, прежде всего, в связи с различиями между ними по уровню квалификации. В частности, среди… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ТРЕНЕРА И ИХ МОДЕЛИРОВАНИЯ В УРОКЕ ФЕХТОВАНИЯ (по данным специальной литературы)
    • 1. 1. Содержание и направленность профессиональной подготовки тренера в спортивной педагогике
    • 1. 2. Организационно-методические компоненты специализированной деятельности тренера по фехтованию
    • 1. 3. Двигательные действия тренера в уроке фехтования
    • 1. 4. Типовые ошибки в специализированной двигательной деятельности тренера и методики их предупреждения
    • 1. 5. Направленность требований к специализированное&trade- профессионально-педагогических навыков и умений у тренера по фехтованию
    • 1. 6. Объективные предпосылки овладения моделированием двигательных действий в педагогической практике тренера
  • ГЛАВА II. МЕТОДОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ ТРЕНЕРА
    • 2. 1. Задачи исследований
    • 2. 2. Методы и организация исследований
      • 2. 2. 1. Анализ специальной литературы
      • 2. 2. 2. Теоретический анализ
      • 2. 2. 3. Обобщение опыта
      • 2. 2. 4. Моделирование
      • 2. 2. 5. Педагогические наблюдения
      • 2. 2. 6. Анкетирование
      • 2. 2. 7. Метод экспертных оценок
      • 2. 2. 8. Педагогический эксперимент
      • 2. 2. 9. Методы математической статистики
  • ГЛАВА III. ПОКАЗАТЕЛИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА (на примере фехтования)
    • 3. 1. Теоретические и методические основы овладения моделированием двигательных действий тренера в уроке фехтования
    • 3. 2. Специализированные характеристики типовых составов двигательных действий тренера в видах фехтования
    • 3. 3. Объемы упражнений, направленных на моделирование ситуаций для тренировки специальных умений и применения методов технико-тактического совершенствования
  • ГЛАВА IV. ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ И ИХ СРАВНИТЕЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ МАСТЕРСТВЕ ТРЕНЕРА
    • 4. 1. Основные объекты моделирования в составе двигательных действий тренера по этапам многолетней тренировки фехтовальщиков
    • 4. 2. Компоненты специализированной деятельности в уроке фехтования и ранжирование их значимости для тренеров различных категорий
  • ГЛАВА V. ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ В ДВИГАЛЬНЫХ ДЕЙСТ ВИЯХ ТРЕНЕРОВ ПО ФЕХТОВАНИЮ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ
    • 5. 1. Состав типовых ошибок в моделируемых действиях тренера
    • 5. 2. Степень значимости разновидностей возможных ошибок в двигательных действиях тренера и частота их проявлений
    • 5. 3. Показатели проявлений ошибок у тренера при моделировании атак, защит, подготавливающих действий
    • 5. 4. Воздействие факторов, определяющих индивидуальные особенности в составе типовых ошибок среди двигательных действий тренеров различных категорий
  • ГЛАВА VI. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИК ОВЛАДЕНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЕМ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ТРЕНЕРА В УРОКЕ ФЕХТОВАНИЯ
    • 6. 1. Показатели применения экспериментальных методик обучения и повышения квалификации тренеров
    • 6. 2. Содержание и направленность совершенствования специализированных навыков тренера, предупреждения и исправления возможных ошибок
  • ВЫВОДЫ

Моделирование двигательных действий в педагогическом мастерстве тренера: на примере фехтования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследований. Изменения социальной и экономической жизни в России глубоко затронули деятельность высшей школы и, в том числе, потребовали повышения эффективности и качества подготовки специалистов в области физической культуры и спорта [71, 88, 127, 173]. В сложившихся новых условиях необходим поиск наиболее эффективных путей совершенствования учебного процесса в различных звеньях спортивной подготовки, что позволит сохранить ведущие позиции российского спорта и, в частности, отечественной школы фехтования на мировой арене [43, 45, 205].

Профессионально-педагогическая деятельность тренера многогранна, при различиях в уровне значимости ее отдельных компонентов, а его двигательные действия в различных видах единоборств, имеют характерные особенности, одной из составляющей которых является непосредственное взаимодействие в уроке с обучаемым. В свою очередь, приемы, освоенные спортсменами в фехтовании и моделируемые тренером, отличаются весьма сложной координацией при манипулировании оружием в пространстве и времени, требующего проявлений высокой точности и быстроты специализированных движений участников учебных схваток. Кроме того, учет трудностей при переносе осваиваемых приемов в условия поединков с различными противниками определяет педагогическую значимость достигнутого уровня реализации установок на имитационное моделирование тренером действий соперников, содержания соревновательных ситуаций, направленных на ускорение процесса овладения техникой и тактикой ведения боя.

В уроке фехтования и упражнениях между партнерами возможно концентрированное решение разносторонних педагогических задач обучения и совершенствования спортсменов, ранжируемых по характеру усилий тренера и обучаемого, включая оптимизацию параметров противодействий между ними, в соответствии с требуемыми дистанционными и моментными характеристиками учебных схваток. Поэтому в тренировке фехтовальщиков, как и во всех видах единоборств, актуальным и своевременным представляется выявление основных компонентов специализированной двигательной деятельности тренеров, систематизация объектов имитационного моделирования, используемых в процессе технико-тактического совершенствования. Необходимыми являются научные данные о соотношениях между используемыми средствами и методами педагогического воздействия на обучаемых в процессе их технико-тактического совершенствования, разработка методики повышения уровня двигательных действий тренера, предупреждения и исправления возможных ошибок, составляющих самостоятельное научное направление в теории и методике физического воспитания и спортивной тренировки.

Цель исследований. Теоретически и экспериментально обосновать систематизацию объектов и способов моделирования двигательных действий в педагогическом мастерстве тренера, пути усовершенствования содержания и методик овладения специализированными навыками и умениями, повышения квалификации специалистов по спортивной педагогике (на примере фехтования).

Рабочая гипотеза. Предполагалось, что для научных исследований проблемы овладения моделированием двигательных действий потребуется выделение типовых профессионально-педагогических навыков и умений тренера, основных объектов моделирования и компонентов двигательной деятельности, необходимых при проведении урока фехтования. В свою очередь, определение специализированных характеристик типовых двигательных действий тренера, количественных соотношений между моделируемыми действиями и ситуациями в видах фехтования, а также ранжирование уровней их значимости для тренеров различных категорий позволит тренеру повысить эффективность реализации установок на технико-тактическое совершенствование обучаемых и регулирование взаимодействий в упражнениях между партнерами.

Научное обоснование выдвинутых проблем включает выявление возможных ошибок в двигательных действиях тренеров, а также разработку методик их предупреждения и исправления, что в совокупности позволит усовершенствовать подготовку специалистов данного профиля в вузах физической культуры и различных структурах повышения их квалификации.

Объект исследования — теоретические и методические составляющие моделирования двигательных действий в педагогической подготовленности тренеров по фехтованию различных категорий.

Предмет исследования — содержание специализированной двигательной деятельности тренеров в видах фехтования по этапам многолетней тренировки.

Научная новизна. В представленной диссертации впервые систематизированы теоретические и методические составляющие овладения двигательными действиями тренера в педагогическом мастерстве тренера (на примере фехтования). Определены специализированные характеристики типовых составов двигательных действий тренера, количественные соотношения между разновидностями методов технико-тактического совершенствования в видах фехтованияустановлены объемы упражнений, направленных на моделирование ситуаций в тренировке специальных умений.

Выявлены соотношения между основными объектами моделирования двигательных действий и их сравнительная значимость в педагогическом мастерстве тренера по этапам многолетней тренировки фехтовальщиковнаучно обоснован состав основных компонентов профессиональной подготовленности тренеров по фехтованию различных категорий.

Определены типовые ошибки, присущие двигательным действиям тренера в уроке фехтования, уровни значимости разновидностей возможных ошибок и частота их проявлений при моделировании разновидностей действий и ситуаций их применения у тренеров различных категорий.

Разработана, а также теоретически и экспериментально обоснована методика овладения моделированием двигательных действий, предупреждения и исправления ошибок в специализированных навыках тренера (на примере фехтования).

Теоретическая значимость. Выявленные в процессе настоящих исследований объективные данные определяют формирование самостоятельного научного направления в теории и методике спортивной тренировки, относящегося к проблемам овладения двигательными действиями и их моделированию в педагогическом мастерстве тренера. Определены характеристики использования средств и методов педагогического воздействия на обучаемых, данные о проявлениях возможных ошибок в двигательных действиях тренеров, критерии оценки тренерской квалификации (на примере фехтования).

Практическая значимость. Систематизация составов специализированных двигательных действий тренеров различных категорий, установленная динамика овладения их составами в процессе повышения уровня профессиональной подготовленности, а также объективизация оценок состава типовых ошибок позволяют усовершенствовать содержание процессов обучения и повышения квалификации специалистов в области спортивной педагогики.

Внедрение систематизированных в диссертации положений и объективных данных позволяет усовершенствовать программы обучения специалистов в вузах физической культуры, содержание программ повышения квалификации тренеров в различных звеньях спортивной подготовки, расширить разделы учебников и пособий для тренеров, относящихся к использованию средств и методов обучения и тренировки, повышению эффективности моделирования двигательных действий в уроке (на примере фехтования).

Положения, выносимые на защиту:

— основные составляющие специализированной деятельности тренера (на примере фехтования) включают, прежде всего, типовой состав двигательных действий, объекты моделирования учебных схваток, произвольное и последовательное чередование альтернативных действий в заданных ситуациях, моделирование ситуационных компонентов подготовки и применения нападений и противодействий нападениям, специализирование проявлений анализаторных систем;

— двигательные действия тренера характерны типовыми составами, в которых выражены особенности соревновательной деятельности в видах фехтования, а также общие основы формирования специализированных движений, позволяющих моделировать ситуации достижения результативности нападений для обучаемого, а так же пространственные и моментные особенности противодействий в учебных схватках;

— объемы упражнений, направленных на моделирование ситуаций для тренировки специальных умений и применение методов технико-тактического совершенствования, существенно различаются в видах фехтования в связи с особенностями техники и тактики ведения поединков, что определяет необходимость программирования состава упражнений и последовательности их применения;

— систематизация основных объектов моделирования и определение уровня значимости их конкретных составляющих определили возможности для регламентирования содержания двигательной деятельности тренеров различных категорий по этапам многолетней тренировки фехтовальщиков;

— выделенные компоненты специализированной деятельности тренеров объединяют основные средства педагогического воздействия на обучаемых с направленностью на построение урока, проведение упражнений, применение типового состава движений оружием и приемов передвижений с учетом пространственно-временных особенностей выполнения и проявлений специализированных свойств анализаторных систем, в совокупности характеризующих подготовленность тренеров различных категорий;

— типовые ошибки в двигательных действиях тренера, относящиеся к структуре выполнения нападений и противодействий нападениям, выполнению подготавливающих действий, пространственно-временным параметрам движений клинком и приемов передвижений, специализированное&tradeанализаторных систем, различаются степенью значимости и частотой их проявлений у тренеров с учетом их категорий по результатам профессиональной деятельности;

— уровни взаимосвязей между отдельными типовыми ошибками в специализированных движениях тренера в уроке фехтования конкретизируют воздействие факторов, определяющих их возникновение, а так же направленность педагогических усилий по исправлению и предупреждению возможных погрешностей в профессионально-педагогических навыках и умениях.

ВЫВОДЫ.

1. Специализированная деятельность тренера (на примере фехтования) характерна большим разнообразием двигательных действий, целенаправленно моделируемых в уроках с учетом персональных потребностей при подготовке обучаемых.

Среди общетехнологических компонентов педагогической деятельности тренера основная их часть относится к обучению и технико-тактическому совершенствованию, функциональной подготовке обучаемых, построению урока и проведению упражнений.

Персонифицированными составляющими специализированной деятельности тренера в уроке фехтования являются:

— применение типового состава двигательных действий и их многократное повторение в избранных ситуациях поединков;

— выделение объектов моделирования учебных схваток;

— моделирование пространственных и временных параметров движений оружием, выполнения приемов передвижений и их соотношения с дистанционными и моментными особенностями противоборства с противником в поединке;

— произвольное и последовательное чередование типовых альтернативных действий в заданных ситуациях;

— моделирование ситуационных компонентов подготовки и применения действий;

— специализирование проявлений анализаторных систем у обучаемых в упражнениях с оружием;

— создание устойчивости к рефлекторным помехам у обучаемых от движений тренера (противника) оружием и выполнения передвижений.

Обязательным является также применение двигательных действий и методик для оценки педагогических и технико-тактических эффектов от используемых упражнений, возможностей и подготовленности обучаемых к их восприятию.

2. Сопоставление типовых составов двигательных действий тренеров в видах фехтования позволяет констатировать известную специалистам общность специализированных движений, используемых тренерами в уроках фехтования на рапирах и шпагах. В то же время, установлены существенные особенности состава движений тренера в уроке фехтования на саблях. Представленные положения являются следствием различий в правилах ведения поединков, определяющих размеры поражаемой поверхности участников соревнований и способы достижения результативности нападений уколом или ударом. Имеют место и общие основы формирования составов специализированных движений тренера для всех видов фехтования, так как перед каждым упражнением тренер определяет моделируемые стороны и способы движений клинком, а также положение или перемещение клинка обучаемого, выполняемый батман, финт и разновидность завершающего схватку укола или удара.

3. В типовом составе двигательных действий, моделируемых тренером в уроке фехтования, обязательными являются атаки с различной продолжительностью и длиной, отличающиеся тактической сущностью и количеством применяемых двигательных компонентов (удар или укол, финт, батман или захват, короткая или длинная стартовая фаза, ложные угрозы оружием, приемы передвижений и их комбинации). В свою очередь, среди противодействий атакам необходимо применение защит без ответов и контратак запаздывающих, защит и контратак преждевременных, защит с ответом и контратак своевременных для продолжения учебных схваток, подготавливающих действий с помехами, сближений и отступлений бездействуя оружием.

В оценках специализированных характеристик, отличающих действия тренера в уроке фехтования от действий спортсмена в поединке, особую значимость имеют установки тренера на создание ситуаций для достижения результативности совершенствуемых нападений и защит у обучаемых. Создает эти условия в уроке тренер за счет моделирования параметров пространственных и временных противодействий обучаемому, определяющих возможности результативного завершения каждой схватки.

4. Сопоставление объемов упражнений, направленных на моделирование ситуаций для тренировки специальных умений в видах фехтования, позволило зарегистрировать существенные различия в соотношениях между большей частью упражнений на совершенствование атак. В частности, если умение «переключаться от атаки к контрзащите и контрответу» представлено в фехтовании на рапирах в наибольших объемах, то в фехтовании на шпагах количественно превалируют упражнения для тренировки умения «переключаться от заданной атаки к повторной атаке» и умения «предвосхищать мо-ментные характеристики начала атаки.

В фехтовании на саблях наибольшее количество упражнений относится к умениям «переключаться к защите от контратаки», «выбирать сектор нанесения удара» и «переключаться от заданной длины атак к их удлинению или укорочению». Вместе с тем, можно констатировать и общие требования для всех видов фехтования, обуславливающие использование в больших объемах упражнений на тренировку умения «переключаться от заданной длины атак к их удлинению или укорочению», а также и умения «выбирать сектор нанесения укола или удара» при выполнении нападений.

5. Среди методов технико-тактического совершенствования наиболее часто используемым во всех видах фехтования является метод «сочетания альтернативных действий при специализировании реагирований», направленный на повышение эффективности действий обучаемых в ситуациях с частичной или полной неопределенностью в оценках тактической информации о действиях противника. В свою очередь, в количественных показателях применения других методов технико-тактического совершенствования зарегистрированы существенные отличия. Так, если в фехтовании на рапирах [1], применению «моделирования тактических сюжетов с вероятностным составом и последовательностью действий в схватке» и «чередованию взаимозаменяемых действий в заданных ситуациях», отводится, соответственно, 30% и 20%, то в фехтовании на саблях у данных методов, в совокупности, установлено до 70%, а в фехтовании на шпагах их общие объемы занимают лишь 25%.

Учитывая разнообразие проявлений анализаторных систем в поединке фехтовальщиков, результаты проведенных исследований подтверждают важность построения упражнений с использованием структурных положений сформированных методов технико-тактического совершенствования, позволяющих тренеру моделировать обучаемым условия выполнения действий на основе контролируемых проявлений двигательных реакций, вероятностного прогнозирования, памяти, мышления, идеомоторных представлений.

6. Уровнем значимости существенно различаются конкретные составляющие среди объектов моделирования двигательных действий тренеров по этапам многолетней тренировки фехтовальщиков и, в частности:

— содержание разделов технико-тактического совершенствования;

— состав специальных методов технико-тактического совершенствования обучаемых;

— ситуации и установки для обучаемых на применение действий;

— состав специальных умений, основанных на проявлениях двигательных реакций обучаемых;

— разновидности действий тренера оружием и приемов передвижений для создания помех при противодействии атакам (ответам) обучаемых;

— разновидности действий, произвольно чередуемые тренером;

— выбор и направленность упражнений на основе оценки индивидуальных свойств обучаемых;

— компоненты срочных оценок специальной подготовленности обучаемых;

— средства и методы оперативного регулирования функциональной тренированности обучаемых;

— способы оперативного регулирования требований к специальной подготовленности обучаемых;

— компоненты построения и содержания учебных схваток.

Установленными различиями в уровнях значимости между объектами моделирования в уроке фехтования по этапам многолетней тренировки обучаемых, подтверждена правомерность систематизации содержания двигательной деятельности тренера в упражнениях на технико-тактическое совершенствование. Определена также необходимость программирования состава двигательных действий и установок на их моделирование для тренера по этапам многолетней тренировки обучаемых.

7. Выделенные и систематизированные компоненты специализированной деятельности тренера объединяют до 60-ти педагогических признаков, характеризующих его профессиональную подготовленность для проведения урока фехтования. При этом уровень значимости отдельных компонентов в оценках респондентов не совпадают, прежде всего, в связи с различиями между ними по уровню квалификации. В частности, среди характеристик противодействий в схватках, только тренеры первой категории выделили необходимость учета особенностей амплитуды движений клинками и силы столкновений при манипулировании ими, длину отступлений (сближений) в реагированиях на нападения обучаемого, ритм выполнения финтов. В свою очередь, тренеры высшей категории оценивают необходимость предвосхищений моментных параметров действий обучаемого клинком, его сближений и отступлений, чередования разновидностей защит, умений оперативно изменять длину нападений, разнообразить стороны запаздывающих защит, избегать предсигналов.

Таким образом, результаты проведенных исследований и их анализ позволяют конкретизировать состав специализированных навыков тренеров различных категорий, установить динамику оснащения отдельными разновидностями двигательных действий по мере повышения их квалификации.

8. Среди возможных ошибок тренера выделены основные положения, систематизированные в трех группах двигательных погрешностей, включающих:

— структуры выполнения двигательных действий;

— пространственно-временные параметры движений оружием и выполнения приемов передвижений;

— проявления специализированное&tradeанализаторных систем.

В оценках респондентов, при определенном своеобразии подходов к восприятию двигательных погрешностей тренеров, обусловленных педагогическим опытом, ранжированным в их категориях по результатам профессиональной деятельности, установлено определенное единодушие в отношении к основным стандартизированным требованиям, применительно к составу, структурам выполнения специализированных движений и уровню проявлений анализаторных систем, моделируемых в уроке фехтования.

9. Типовые ошибки тренеров в уроке фехтования различаются степенью их значимости и частотой проявлений. Так, «встречное движение туловищем в момент нанесения укола или удара обучаемым» тренеры высшей категории признают как грубую и значительную ошибку. Она не встречается у них в 45% случаев и лишь у 15% проявляется редко или очень редко. Тренеры же второй категории считают данную погрешность в своих двигательных действиях незначительной, но допускают ее намного чаще (р<0,05). В свою очередь, «излишне частое выполнение нападений с задержкой» не считают профессиональной ошибкой 35% тренеров высшей категории и 40% первой и второй категорий. Причем, указанная ошибка не встречается, или встречается очень редко, практически у одинакового числа тренеров, не зависимо от уровня их квалификации.

Сопоставление степеней значимости ошибок в двигательных действиях позволило объективизировать представления об отношении специалистов к типовым погрешностям, возникающим при взаимодействии тренера с обучаемым в уроке фехтования.

10. Проблемы предугадывания параметров действий в предстоящих ситуациях определяют возможности возникновение технического брака, как у обучаемого, так и у тренера. В частности, «неконтролируемые предсигналы» в своих действиях единодушно признаны в качестве недостатка тренерами различных категорий. Однако лишь малая часть опрошенных тренеров концентрируют свое внимание на оценках «стандартной быстроты преодоления дистанции», «выполнение передвижений с нарушением типовой техники», «остановках в движениях после выполнения нападений, затрудняющих продолжение схваток», «однообразия состава специализированных движений».

Выявленные различия в полной мере отражают квалификационные возможности респондентов по оценке выдвинутых положений. Поэтому систематизация типовых ошибок позволит усовершенствовать программирование процесса обучения специалистов и повышения их квалификации.

11. Тренеры по фехтованию, с учетом их квалификации, по разному оценивают погрешности в двигательных действиях оружием и выполнении приемов передвижений при моделировании ситуаций в тренировке атак, защит, подготавливающих действий. Так, «однообразие ритма в движениях» значительно реже встречается у тренеров высшей категории по отношению к тренерам второй категории, особенно в оценках действий подготовки и выполнения защит. Причем, у тренеров второй категории данная погрешность чаще отмечается при выполнении приемов передвижений (40%), чем в движениях оружием (37,9%).

Для тренеров высшей и первой категорий не характерно внимание к «использованию ускорения при завершении атак», а также и к «возникновению ошибок в технике выполнения передвижений». В отношении к качеству движений оружием у тренеров второй и первой категорий также обнаружены статистически достоверные различия.

Выявленные положения определяют необходимость формирования частных методик предупреждения и исправления ошибок в двигательных действиях тренеров.

12. Установлены корреляционные связи между отдельными типовыми ошибками, позволившие определить основные направления в педагогических усилиях по исправлению возможных ошибок в специализированных движениях тренера. Так, разнообразные связи выявлены у «встречного движения туловищем тренера в момент нанесения обучаемым укола или удара». В частности, у тренеров второй категории данная погрешность связана с «запаздывающей защитой в одну сторону» (г = 0,708), а у тренеров первой категории — с «остановкой в движениях после выполнения укола или удара» (г = 0,828), «неточным противодействием клинку обучаемого» (г = 0,755), «одно-плановой амплитудой движений оружием» (г = 0,769). Кроме того, «неточность параметров движений» у тренеров первой категории связана с «однообразием их ритма» (г = 0,766), «незавершенностью» (г = 0,760), «несоблюдением заданного направления движения клинком в уколе или ударе» (г = 0,864) и «применением защит без учета дистанционных особенностей противодействий клинками» (г = 0,708).

Проведенными исследованиями конкретизировано воздействие факторов, определяющих возникновение ошибок у тренеров в типовых компонентах профессионально-педагогических навыков и умений в уроке фехтования. Расширены представления о формировании индивидуальных особенностей состава двигательных действий у тренеров различных категорий.

13. При апробации методик овладения моделированием двигательных действий, предупреждения и исправления ошибок в специализированных навыках тренеров по фехтованию, у испытуемых экспериментальной группы установлены положительные сдвиги в операционном составе движений клинком и выполнения приемов передвижений. Снижена частота проявлений типовых ошибок, в том числе, таких как: «однообразный состав специализированных движений клинком" — «стандартная быстрота преодоления дистанции" — «опускание вооруженной руки после завершения нападения" — «запаздывающая защита в одну сторону при завершении нападений обучаемым" — «встречное движение туловищем в момент нанесения укола или удара обучаемым" — «остановка в движениях после выполнения нападения, затрудняющая обучаемому продолжение схватки».

Таким образом, можно заключить, что теоретически обоснована и практически подтверждена эффективность методики совершенствования специализированных навыков тренера, моделируемых в уроке фехтования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Б. Специальные умения тренера по фехтованию на рапирах и формирование их у студентов ИФК: автореф. дис.. канд. пед.наук. М., 1987.-21 с.
  2. И.П. Дидактические умения тренера и их формирование: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1983. — 25 с.
  3. В.А. Методика обучению фехтованию и пути совершенствования спортивного мастерства фехтовальщиков: автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1954. — 15 с.
  4. В.А. Методика обучения и тренировки фехтовальщика // Фехтование: учебник для ин-тов физ. культуры. М., 1959. — С. 336−482.
  5. В.А. Предупреждение и исправление ошибок при подготовке фехтовальщика-рапириста: метод, рекомендации / Комитет по физической культуре и спорту при Совмине СССР. М., 1986. — С. 21−22.
  6. В.А. Начальное обучение фигурному катанию // Фигурное катание на коньках: учебник для ин тов физ. культуры. — М., 1985.- С. 49−55.
  7. В.А. Индивидуальный урок / Аркадьев В. А., Хозиков Ю.Т.- М.: Сов. Россия, 1962. 183 с.
  8. В.А. Тактика в фехтовании. М.: Физкультура и спорт, 1969.- 182 с.
  9. В.А. Фехтование на рапирах // Ступени мастерства фехтовальщика. М., 1975. — С. 187−333.
  10. В.А. Индивидуальный урок // Ступени мастерства фехтовальщика/ Аркадьев В. А., Лейтман Л. Г. М., 1975. — С. 159−176.
  11. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 222 с.
  12. Ю.К. Педагогика / Бабанский Ю. К., Нойер Г. М.: Просвещение, 1978. — 510 с.
  13. Г. Д. Влияние способностей, умений и отношения тренеров к своему делу на эффективность профессиональной деятельности // Теория и практика физ. культуры. 1985. — № 1. — С. 47−49.
  14. В.К. Комплексный подход к организации подготовки студентов Омского ГИФК к тренерской деятельности // Пути совершенствования подготовки студентов институтов физической культуры к профессиональной деятельности. Омск, 1982. — С. 15−21.
  15. В.К. Противоречия традиционной методологии исследования физкультурно-спортивной деятельности // Теория деятельности и социальная практика: тез. докл. М., 1995. — С. 14−15.
  16. В.К. Пути развития физической культуры на рубеже третьего тысячелетия // Духовность Спорт — Культура: сб. науч. тр. — М., 1996.-С. 181−186.
  17. В.К. Физическая культура: молодежь и современность / Бальсевич В. К., Лубышева Л. И. // Теория и практика физ. культуры. 1995. -№ 4.-С. 2−8.
  18. Баскетбол: учебник для ин-тов физ. культуры / под общ. ред. Ю. М. Портнова. М.: Физкультура и спорт, 1997. — 476 с.
  19. Ю.И. Метод регистрации ошибок при обучении студентов старту и стартовому разгону // Физическое воспитание в вузе. М., 1972. -С. 3−18.
  20. В.П. Исследование некоторых вопросов профессиональной подготовки студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1971. — 18 с.
  21. В.В. Обучение в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1956. — 262 с.
  22. В.В. Принципы и методы обучения двигательным действиям в процессе физического воспитания: автореф. дис.. д-ра пед. наук. -М, 1959. -38 с.
  23. Е.С. Формирование профессиональных навыков и умений у студентов факультета физического воспитания на занятиях по гимнастике // Вопросы теории и практики физического воспитания и спорта / Иванов, пед. ин-т. Иваново, 1966. — С. 49−56.
  24. В.В. Педагогика: учебник для ин-тов физ. культуры / Бе-лоусова В.В., Решетень И. Н. 2-е изд., перераб. — М.: Физкультура и спорт, 1986.-288 с.
  25. С.Д. Экспертные оценки / Бешелев С. Д., Гурвич Ф. Г. М.: Наука, 1973.- 154 с.
  26. Л.Д. Психологические аспекты боевой деятельности фехтовальщиков / Битехтина Л. Д., Тышлер Д. А., Дашкевич О. В. // Теория и практика физической культуры. 1976. — № 5. — С. 8−11.
  27. Н.Д. Формирование элементов педагогического мастерства у студентов высшего учебного заведения: автореф, дис.. канд. пед. наук. -Казань, 1984.-24 с.
  28. М.М. Обучение двигательным действиям. М.: Физкультура и спорт, 1985.- 192 с.
  29. М.М. Обучение двигательным действиям: учеб. пособие для студентов, аспирантов и преподавателей ИФК / ГЦОЛИФК. М., 1981. — 58с.
  30. В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 143 с.
  31. С.Д. Помехоустойчивость точностных движений и возможные пути ее повышения в процессе спортивной тренировки: экспериментальное исследование на примере фехтования: автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1980.-21 с.
  32. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978.91 с.
  33. К.Т. Вопросы тренерской техники, методики дозировки на грузки и отдыха в индивидуальном уроке // Фехтование: сб. ст. М., 1968. -С. 63−88.
  34. К.Т. Методика индивидуального обучения фехтованию на рапирах / Комитет по физической культуре и спорту при Совмине СССР. -М, 1958.- 31 с.
  35. К.Т. Учебная практика по тренерской технике индивидуального обучения // Фехтование: учебник для ин-тов физ. культуры. -М., 1967. С. 251−262.
  36. С.М. Книга тренера. М.: Физкультура и спорт, 1971. -311с.
  37. .В. Тренерам юных легкоатлетов. М.: Физкультура и спорт, 1974. — 167 с.
  38. А.П. Индивидуальный урок // Современное пятиборье: учебник для ин-тов физ. культуры. М., 1985. — С. 65−67.
  39. А.П. Методика индивидуальных уроков по фехтованию с пятиборцами высших разрядов / ГЦОЛИФК. М., 1985. — 20 с.
  40. А.П. Формирование профессионально-педагогических знай, навыков и умений / Фехтование: учебник для ин-тов физкультуры. М., 1978.-С. 311−326.
  41. Ю.В. Внутрипредметная связь между видами учебных занятий по фехтованию в институтах физической культуры // Фехтование. М., 1985.-С. 28−30.
  42. Ю.В. Исследование работоспособности фехтовальщика в индивидуальном уроке: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1972. — 20 с.
  43. Ю.В. К проблеме профессиональной подготовки тренера по фехтованию // Пути активизации процесса обучения студентов ИФК. Л., 1983.-С. 51−54.
  44. А.Н. Методика тренировки // Тяжелая атлетика: Учебник для ин-тов физ.культуры. М., 1972. — С. 160−221.
  45. В.Г. Пути повышения профессиональной подготовки студентов, специализирующихся по фехтованию в ИФК / Войтов В. Г., Тышлер Д. А. // Совершенствование системы подготовки высококвалифицированных спортсменов. Ереван, 1982. — С. 85−87.
  46. Л.В. Обучение и воспитание юного спортсмена. Киев: Здоров’я, 1984, — 141 с.
  47. Н.И. Теория и практика интервальной тренировки в спорте / Воен. акад. им. Ф. Э. Дзержинского. М., 1995. — 196 с.
  48. Я. Открытия и решения как факторы развития научного знания // Методология развития научного знания. М., 1982. — С. 81−87.
  49. Вопросы совершенствования учебно-воспитательного процесса в физкультурном вузе: сб. ст. / под ред. В. П. Пешкова, А.Н. Шестель- Омский ГИФК. Омск, 1973.- 89 с.
  50. В.М. Ваша профессия: Особенности труда специалиста // Введение в специальность: учеб. пособие для ин-тов физ. культуры. 2-е изд., перераб. — М., 1980. — С. 95−104.
  51. В.М. Введение в специальность: учеб. пособие для ин-тов физ. культуры. М.: Физкультура и спорт, 1974. — 159 с.
  52. Ю.К. Техника гимнастических упражнений. М.: Терра-спорт, 2002. — 508 с.
  53. Г .Я. Совершенствование профессиональной подготовки студентов ИФК к ведению учебно-воспитательной работы по лыжному спорту: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1984. — 20 с.
  54. П.Я. Формирование двигательных навыков / Гальперин П. Я., Сачко H.H. // Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного формирования умственных действий. М., 1968. — С. 2−71.
  55. Ф. Состояние прогноза и подготовка на спортивно педагогические кадры. — София: Медицина и физкультура, 1977. — 180 с.
  56. .С. Повышение квалификации как непрерывный процесс // Вестник высш. шк. 1986. — № 8. — С. 3−6.
  57. М.В. Психология деятельности. М.: Просвещение, 1967.233 с.
  58. .С. К вопросу о формировании профессионально-педагогических знаний у студентов института физической культуры //Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров по физической культуре и спорту. М., 1977. — С. 60−62 .
  59. В.В. Игровые методы подготовки кадров: учеб. пособие / предисл. С. Д. Неверкович. М.: Высш. шк., 1995. — С. 4−5.
  60. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Наука, 1986.- 126 с.
  61. О.В. Личностные факторы психической готовности юного спортсмена к спортивной деятельности: метод, рекомендации / Дашкевич О. В., Зобков В.А.- ГЦОЛИФК. М., 1982. — 33 с.
  62. И.П. Управление предсоревновательной подготовкой и послесоревновательными состояниями в видах единоборств, имеющих деление на весовые категории: автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1987. — 52 с.
  63. В.Л. Формирование у студентов институтов физической культуры навыков преподавания технико-тактических комплексов борьбына примере самбо и дзюдо): автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1986. — 23 с.
  64. A.A. Педагогическое мастерство тренера / Дергач A.A., Исаев A.A. М.: Физкультура и спорт, 1981. — 375 с.
  65. Л.Л. Формирование у студентов МФК профессиональных умений по выявлению и исправлению ошибок в технике стрельбы из лука: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1987. — 23 с.
  66. В.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1967. — 183 с.
  67. Ю.Д. Волейбол: У истоков мастерства / Железняк Ю. Д., Кунянский В. А. М.: Гранд-фаир, 1999. — 323 с.
  68. Г. А. Особенности формирования у студентов профессиональных умений и конструирования учебной работы: автореф. дис.. канд. пед. наук.-Д., 1971.-20 с.
  69. В.М. Совершенствование подготовки специалистов по физической культуре и спорту // Совершенствование подготовки и повышение квалификации кадров по физической культуре и спорту: материалы науч. конф., 11−13 дек. 1984 г. М., 1984. — С. 3−5.
  70. В.М. Спортивная борьба: учебник для учащихся фак. физвоспитания пед. учеб. заведений / Игуменов В. М., Подливаев Б. А. М.: Просвещение, 1993. — 240 с.
  71. Е.П. Роль сенсомоторных коррекций в образовании и осуществлении двигательных навыков // Сенсомоторика и двигательный навык в спорте. Л., 1973. — С. 39 — 54.
  72. O.A. Психологическое исследование структуры малой группы в юношеском спорте: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1976. — 23 с.
  73. И.В. Экспериментальное обоснование путей повышения эффективности процесса обучения и совершенствования техники атакующих движений в фехтовании на рапирах: автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1966.-23 с.
  74. Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
  75. Е.В. Индивидуальный стиль деятельности в спортивных единоборствах: автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1996. — 47с.
  76. B.C. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях. Киев: Здоров’я, 1977. — 181 с.
  77. B.C. Тренировка фехтовальщиков / Келлер B.C., Тышлер Д. А. М.: Физкультура и спорт, 1972. — 178 с.
  78. B.C. Управление подготовкой фехтовальщиков высшей квалификации / Келлер B.C., Сайчук J1.B. // Фехтование: учебник для ин-тов физ. культуры. С. 134−160.
  79. С.П. Межпредметная задача как способ оценки качества подготовки тренеров и ИФК / Киршев С. П., Неверкович С. Д. // Теория и практика физ. культуры. 1989. — № 8. — С. 26−29.
  80. С.И. Формирование у студентов педагогических умений и навыков в условиях университетского образования. JL: Изд-во ЛГУ, 1973. — 152 с.
  81. JI. Проблемы теории обучения. М.: Педагогика, 1984.236 с.
  82. Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1955.-651 с.
  83. Н.И. Логический словарь. М.: Просвещение, 1972. — 658с.
  84. В.Б. Основы качественного биомеханического анализа. -М.: Физкультура и спорт, 1979. 208 с.
  85. В.Б. Технические ошибки // Гимнастика. М., 1980. -Вып. 2. — С. 30−34.
  86. В.М. Модель специалиста и профессионально-педагогическая деятельность // Теория и практика физ. культуры. 1978. — № 1.-С. 50−52.
  87. В.М. Профессионально-педагогическая деятельность специалиста и профессионально-педагогическая подготовка студентов института физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 1981. — № 8. -С. 37−39.
  88. В.М. Профессионально-педагогическая подготовка студентов физкультурных вузов в системе дисциплин «Специализация»: авто-реф. дис. д-ра пед. наук. М., 1989. — 45 с.
  89. В.М. Современные проблемы профессионально-педагогической подготовки студентов физической культуры по специализации // Теория и практика физ. культуры. 1981. -№ 8. — С. 37−39.
  90. А.П. Основные направления совершенствования педагогического мастерства тренера по фехтованию // Фехтование. М., 1986. — С. 24−26.
  91. А.Я. Общие основы методики обучения // Стрелковый спорт и методика преподавания: учебник для ин-тов физ. культуры. М., 1986. — С. 63−69.
  92. А.Я. Тренер: деятельность и личность. М.: Терра-Спорт, 2000.- 120 с.
  93. A.M. Диалектика социального познания / Коршунов A.M., Монтанов В. В. -М.: Политиздат, 1988. 310 с.
  94. М.А. Ошибки управления / Котик М. А., Емельянов A.M. -Таллин: Валгус, 1985. 389 с.
  95. П.В. Модель будущей деятельности как основа профессионально-педагогической подготовки студентов институтов физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 1980. — № 8. — С. 43−45.
  96. Н. О различиях между линейным и разветвленным программированием // Программированное обучение за рубежом. М., 1968. -С. 127−159.
  97. Т.В. О теоретических вопросах проблемного обучения // Использование методов проблемного обучения при подготовке инженеров. -Рига, 1975.-С. 16−18.
  98. Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика, 1975.-304 с.
  99. В.В. Методологические основы маркетинга вида спорта / Кузин В. В., Кутепов М. Е. // Труды ученых ГЦОЛИФК / ГЦОЛИФК. М., 1993.-С. 76−84.
  100. В.В. Физическая культура детей и молодежи: актуальные проблемы воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996.-№ 1.-С.З-4.
  101. В.В. Исследование вопросов обучения метаниям: авто-реф. дис. канд. пед. наук. М., 1960. — 17 с.
  102. Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирования его личности: Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967.- 183 с.
  103. H.B. Формирование педагогических способностей. Л.: Изд-во ЛГУ, 1962. — 98 с.
  104. К.А. К вопросу о модели специалиста / Кулинкович К. А., Гзовский Б. М. // Теория и практика физ. культуры. 1974. — № 6. — С. 59.
  105. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977. — 274с.
  106. Г. Ф. Статистические сравнения // Биометрия: учеб. пособие для студентов биол. специальностей вузов. М, 1980. — С. 96−116.
  107. Е.Г. Пути совершенствования профессиональной направленности в физкультурном вузе // Оптимизация содержания и структуры тренировочного процесса: сб. ст. Омск, 1982. — С. 92 — 94.
  108. Д. Конец школ // Америка. 1994. — № 5. — С. 5−15.
  109. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  110. А.Н. Проблема деятельности в психологии // Вопр. философии. 1972. -№ 1.-С. 95−108.
  111. Лесаро де ли Пас Аренсибия. Формирование профессионально-педагогических умений контроля за техникой выполнения спортивных упражнений: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1982. — 23 с.
  112. П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. М: Изд-во АПН РСФСР, 1951. — С. 15.
  113. Ф. Баскетбол: Игра и обучение. М.: Физкультура и спорт, 1972. — 112 с.
  114. Л. И. К концепции физкультурного воспитания студентов // Теория и практика физ. культуры. 1993. -№ 5. — С. 15−18.
  115. М.Р. Передовой опыт и творчество учителей // Сов. педагогика. 1989. — № 1. — С. 52−56.
  116. О.С. Профессиональная образовательная программа для специализации «Физическая культура ребенка» // Теория и практика физ. культуры. 1994. — № 7. — С. 14−20.
  117. Я.Ц. Особенности мотивации сферы студентов институтов физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 1995. — № 6. -С. 44−45.
  118. В.И. Повышать качество, совершенствовать организацию // Теория и практика физ. культуры. 1974. — № 4. — С. 5−7.
  119. В.М. О тенденции в соотношении теоретической и практической подготовки физкультурных кадров в СССР // Теория и практика физ. культуры. 1977. — № 6. — С. 41−47.
  120. Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. М.: Известия, 2001. — 223 с.
  121. Л.П. Профессионально-практическую подготовку физкультурных кадров на уровень современных требований / Матвеев Л. П., Гониянц С. А., Сироткина Б. А. // Теория и практика физ. культуры. — 1986. -№ 5. — С. 62−63.
  122. О.В. Система формирования специальной подготовленности юных спортсменов на этапах многолетней подготовки в индивидуальных игровых видах спорта (на материале настольного тенниса): автореф. дис.. д-ра пед. наук. М.- Челябинск, 2002. — 50 с.
  123. А. О психологии научного творчества // Наука и жизнь -1976.-№ 2.-С. 103.
  124. М.П. Психологическая подготовка фехтовальщика / Мид-лер М.П., Тышлер Д. А. М.: Физкультура и спорт, 1969. — 127 с.
  125. М.П. Тренировка в фехтовании на рапирах / Мидлер М. П., Тышлер Д. А. М.: Физкультура и спорт, 1966. — 196 с.
  126. А.Д. Боевой арсенал юных фехтовальщиков / Мовшо-вич А.Д., Войтов В. Г., Петросян A.C. // Фехтование. М., 1983. — С. 31−35.
  127. А.Д. Исследование средств ведения поединков квалифицированных фехтовальщиц / Мовшович А. Д. Поляков A.M. // Фехтование. -М., 1986.-С. 33 -35.
  128. А.Д. Особенности вероятностного прогнозирования и выбора решений у фехтовальщиков: автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1972, — 15 с.
  129. А.Б. Специальные умения тренера по фехтованию на шпагах и их совершенствование в системе повышения квалификации кадров по физической культуре и спорту: автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1993.-22 с.
  130. А.Г. Программированное обучение. М.: Высш. шк., 1967.- 199 с.
  131. A.B. Структура качеств, профессионально значимых для деятельности преподавателя физического воспитания и тренера: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1980. — 24 с.
  132. Т.С. Процесс обучения: Очерки психологии. JL: Изд-во ЛГУ, 1963.-93 с.
  133. Г. Г. Оценка профессиональных знаний и содержание профилирующих дисциплин // Совершенствование системы подготовки кадров по физической культуре и спорту. М., 1981. — С. 1981. — С. 40−42.
  134. Л.Б. Учебные игры в медицине. Ташкент: Медицина УзССР, 1986.-320 с.
  135. С.Д. Психолого-педагогические основы игровых методов подготовки кадров: автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1988. — 37 с.
  136. Я.Г. Модели в науке и технике: история, теория, практика. -Л.: Наука, 1984.- 189 с.
  137. Г. П. О совершенствовании системы профессионально- педагогической подготовки специалистов по избранному виду спорта / Неминующий Г. П., Ковалевский А. П. // Теория и практика физ. культуры. -1977.-№ 10.-С. 57−62.
  138. Г. П. Процесс подготовки специалиста с физкультурным образованием как объект системного исследования / Неминующий Г. П., Маслов В. И. // Теория и практика физ. культуры. 1986. — № 1. — С. 41.
  139. Е.Д. Конструктивная деятельность тренера: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1983. — 24 с.
  140. H.A. Комплексный подход к устранению ошибок в технике движений при выполнении упражнений с предметами у гимнасток высших разрядов: автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1985. — 23 с.
  141. И.Т. Актуальные проблемы исследования педагогической подготовки учителей в высшей школе // Сов. педагогика. 1975. -№ 2. — С. 87−93.
  142. И.Т. Актуальные проблемы и методы дидактических исследований // Сов. педагогика. 1975. — № 6. — С. 39 — 49.
  143. Н.Г. Современная система спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1970. — 479 с.
  144. А.К. О роли неудачной попытки в процессе обучения движениям // Теория и практика физ. культуры. 1970. — № 2. — С. 63−64.
  145. A.B. Диалектический материализм и постпозитивизм. М.: Изд-во МГУ, 1981.- 174 с.
  146. М.С. Формирование профессионально-педагогических умений у студентов: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1974. — 24 с.
  147. Педагогика: учебник для ин-ов физ. культуры / под общ. ред. В. В. Белоусовой, И. Н. Решетень. 2-е изд., доп., перераб. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — С. 75.
  148. Педагогическая практика / под ред. В. К. Розова. М.: Просвещение, 1981.- 159 с.
  149. A.B. Основы педагогики и психологии высшей школы / Петровский A.B., Ковалева В. М., Крашенников A.A. М.: Изд-во МГУ, 1986.-303 с.
  150. A.C. Соревновательная деятельность в боях на шпагах и методика тренировки квалифицированных спортсменов современного пятиборья: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1983. — 22 с.
  151. О.В. О профессиональном мастерстве учителя физического воспитания. Ульяновск: Педагогика, 1978. — 73 с.
  152. О.В. Формирование профессионального мастерства учителя физкультуры: учеб. пособие для пед. ин-тов. М.: Педагогика, 1980. -112 с.
  153. П.И. Проблемное обучение понятие и содержание: аспекты — логико-гносеологический и психолого-дидактический // Вестник высш. шк. — 1977.-№ 12.-С. 35−36.
  154. А.И. Усовершенствование общепедагогической подготовки студентов педагогических институтов и университетов // Сов. педагогика. -1975.-№ 2. С. 74−76.
  155. Плавание: учебник для ин-тов физ. культуры / под ред. Булгаковой Н. Ж. М.: Физкультура и спорт, 1999. — 184 с.
  156. А.Н. Совершенствование техники в индивидуальном уроке / Пономарев А. Н., Сайчук JI.B. // Фехтование на рапирах. М., 1970. -С. 81−98.
  157. А.Н. Фехтование: От новичка до мастера. М.: Физкультура и спорт, 1987. — С. 102−103.
  158. С.Н. О некоторых проблемах повышения качества научных исследований в спорте / Попов С. Н., Преображенский И. Н., Портнов Ю. М. // Теория и практика физ. культуры. 1975. — № 11. — С. 10−16.
  159. В.В. К построению понятия «физкультурная деятельность» / Приходько В. В., Неверкович С. Д. // Труды ученых ГЦОЛИФК / РГАФК.-М., 1993.-С. 117−123.
  160. В.Н. Исследование некоторых сторон деятельности тренера ДОСШ / Прохоров В. Н., Подольский В. Г. // Теория и практика физ. культуры. 1978 — № 2. — С. 38−40.
  161. М.В. Особенности коммуникативной деятельности тренера ДЮСШ: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1974. — 23 с.
  162. А.Ц. Очерки по психологии спорта. М.: Физкультура и спорт, 1959.-С. 31−32.
  163. А.И. Философские проблемы науки. М.: Наука, 1977.299 с.
  164. И.Н. Возможности построения моделей деятельности тренера и его подготовки // Совершенствование системы подготовки кадров по физической культуре и спорту. М., 1981. — С. 17−18.
  165. И.Н. Научно-педагогические основы физического воспитания в советской школе: автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1973. — 36 с.
  166. И.Н. Специфика педагогической деятельности тренера ДОСШ и учителя физической культуры: учеб. пособие для студентов / Решетень И. Н., Прохорова М. В. / ГЦОЛИФК. М., 1975. — 35 с.
  167. И.Н. Элементы профессиональной подготовки тренера / Решетень И. Н., Никитина Е. Д. // Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров по физической культуре и спорту. М., 1977-С. 70−73.
  168. C.JI. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957.328 с.
  169. СЛ. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946.-703 с.
  170. В.В. Проектирование образования как вид социальной практики // Теория деятельности и социальная практика: тез. докл. М., 1995.-С. 97−98.
  171. Г. И. Методы научного исследования. М.: Мысль, 1975.237 с.
  172. С.А. Методика подготовки футболистов // Футбол: учебник для ин-тов физ. культуры. М., 1978. — С. 118 -189.
  173. В.Н. Категориальный контекст деятельностного подхода // Деятельность: теория, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990.-С. 76−82.
  174. Л.В. Фехтование на шпагах // Ступени мастерства фехтовальщика. М., 1975. — С. 253 — 273.
  175. И.Д. Основные направления совершенствования профессиональной подготовки студентов ИФК, специализирующихся по видам борьбы и восточных единоборств // Теория и практика физ. культуры. 1999. -№ 2.-С. 11−15.
  176. М.Н. Вопросы профессиональной подготовки. М.: Высш. шк., 1968. — 438 с.
  177. А.Е. Формирование педагогических навыков и умений по физической подготовке и спорту у курсантов военных училищ: автореф. дис. канд. пед. наук. Пенза, 1963. — 15 с.
  178. Э.Д. Основы техники фехтования. Киев: Здоров’я, 1989.- 141 с.
  179. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  180. Ю.Т. Действия тренера в индивидуальном уроке / Смо-ляков Ю.Т., Тышлер Д. А. // Фехтование на шпагах: Соревновательная деятельность и методика технико-тактического совершенствования. Минск, 1985.-С. 93−94.
  181. Е.Г. Общие основы обучения и тренировки / Соколов Е. Г., Укран M.JI. // Акробатика: учебник для ин-тов физ. культуры. М., 1973.-С. 20−23.
  182. Л.Г. Вооружение студентов педагогическими умениями путь к повышению уровня мастерства учителя // Вопросы профессиональной подготовки учителя. — Иваново, 1973. — С. 56 — 58.
  183. JI.B. Формирование профессионально-педагогических умений учителя-воспитателя: спец. курс / Ярослав, гос. пед. ин-т. Ярославль, 1976. — 83 с.
  184. Спортивное фехтование: учебник для вузов физической культуры / под общ. ред. Д. А. Тышлера. М.: Физкультура, образование и наука, 1997. -185 с.
  185. В.И. Системный подход к разработке методологии физического образования // Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров по физической культуре и спорту. М., 1977. — С. 9−13.
  186. .А. Статистические методы обработки результатов измерений // Основы спортивной методологии: учебник для ин-тов физ. культуры.-М., 1982.-С. 19−63.
  187. Ф.П. Теория и методика спорта: учеб. пособие для училищ олимп. резерва / Суслов Ф. П., Холодов Ж. К. М.: Воениздат, 1997. — 452 с.
  188. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М.: Изд-во МГУ, 1969. — 132 с.
  189. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975.-343 с.
  190. Терминология спорта: толковый словарь спорт, терминов / сост. Ф. П. Суслов, Д. А. Тышлер. М.: СпортАкадемПресс, 2001. — 479 с.
  191. Тер-Ованесян А. А. Педагогические основы физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 206 с.
  192. Тер-Ованесян А. А. Спорт (обучение, тренировка, воспитание). -М.: Физкультура и спорт, 1967. 208 с.
  193. А.Д. Исследование методики формирования у студентов факультета физического воспитания навыков использования слова в обучении движениям: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1970. — 18 с.
  194. Тренеры рассказывают / (лит. запись Ю. Метаева, В. Ульянова). М.: Физкультура и спорт, 1975. — 133 с.
  195. Г. С. Некоторые аспекты профессиональной ориентации студентов ГЦОЛИФК / Туманян Г. С., Сычев Ю. М., Пискарев Е. И. // Теория и практика физ. культуры. 1976. — № 5. — С. 48−51.
  196. Г. С. Поэтапное освоение технико-тактических действий в спортивной борьбе: метод, разработки для слушателей ВШТ, ФПК и студентов ГЦОЛИФК / Туманян Г. С., Дементьев В.Л.- ГЦОЛИФК. М., 1990. — 40 с.
  197. Тхоревский Физиологические механизмы утомления: учеб. пособие для студентов и слушателей фак. повышения квалификации / ГЦОЛИФК. -М., 1992.-24 с.
  198. Д.А. Теория и методика спортивного совершенствования в современных единоборствах: автореф. дис. д-ра пед. наук. М, 1984. — 46 с.
  199. Д.А. Критерии оценки технико-тактического мастерства в фехтовании на рапирах / Тышлер Д. А., Мовшович А. Д., Бочарникова Л. Г. // Фехтование. М, 1985. — С. 34−36.
  200. Д.А. Основы организации и методики учебно-тренировочного процесса фехтовальщиков: метод, разраб. для студентов и слушателей фак. повышения квалификации / Тышлер Д. А., Мовшович А. Д., Тышлер Г. Д. / ГЦОЛИФК. М&bdquo- 1989. — С. 10−15.
  201. Д.А. Тренировка фехтовальщика на саблях. М.: Физкультура и спорт, 1961. — 214 с.
  202. Д.А. Фехтование на саблях: Соревновательная деятельность, спортивные способности и специализированные умения фехтовальщиков. М.: Физкультура и спорт, 1981. — 128 с.
  203. Д.А. Физическая подготовка юных фехтовальщиков / Тышлер Д. А., Мовшович А. Д. М.: Сов. спорт, 1996. — 73 с.
  204. В.Л. Измерения в спорте: Введение в спортивную метрологию. М.: Физкультура и спорт, 1971. — 199 с.
  205. B.C. Управление движениями в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1975. — 208 с.
  206. Фейсал Ясин Шага. Пути формирования профессионально-педагогических умений у студентов ИФК: автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1981.-24 с.
  207. Фехтование. Что должны знать спортсмен и тренер о судействе и проведении соревнований / Тышлер Д. А., Тышлер Г. Д., Мовшович А. Д., Базаревич В .Я. / Культура, образование и наука. М.: Физкультура, образование, тренировка, 1996. — 89 с.
  208. Фехтование: учебник для ин-тов физ. культуры / под ред. Д. А. Тышлера. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 336 с.
  209. С.Н. Профессиональная подготовка студентов в институте физической культуры / Филь С. Н., Пешков В. П. Киев: Вища шк., 1985. — 135 с.
  210. Фридман JIM. О корректном применении статистических методов в психолого-педагогических исследованиях// Сов. педагогика. 1971. — № 3. -С. 64−74.
  211. Хан Э. Место психологии в подготовке тренеров / Психология и современный спорт. М., 1979. — С. 64−74.
  212. Р.Я. Проблемы подготовки профессиональных физкультурных кадров // Вопросы научного обоснования теории и истории физической культуры / ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта. Л., 1974. — С. 49−64.
  213. A.M. На ошибках учатся // Сов. педагогика. 1989. — № 9.-С. 78−81.
  214. Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
  215. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. В 3 т. Т. 2 / под ред. Г. И. Кукушкина. М.: Физкультура и спорт, 1962. — С. 216.
  216. Н.М. Методика и техника урока в школе. М.: Педагогика, 1970.- С. 63.
  217. Barth В. Strategie und Tactik des fechtens // Fechten. Berlin, 1978.-S. 168.
  218. Bay. Florettfechten / Bay, Rerrich, Tilli // Florett und Degenfechten. -Berlin, 1978. S. 172.
  219. Czajkowski Z. Motiwacja w Sporcie. Warszawa: Tadeusz Szubra, 1989.- 115 p.
  220. Czajkowski Z. Poradnik trenera. Warszawa: Jadwiga kwiatkowska, 1994.-237 s.
  221. Czajkowski Z. Procesy psychiczhe w treningu iw walce szermierczei // Taktyka i psychologia w szermierke. Katowice, 1984 — P. 63−82.
  222. Czakowski Z. Rowzwoj szermerki sportowej i wprowadzenie szpady // Teoria i metodyka wsporczesnej szermierka. Warszawa, 1968. — P. 52−58.
  223. Czakowski Z. Taktyka Wasny czynnik walki i treningu szermierka // Szermierka. — Zeszyt 2. — Warszawa, 1968. — P. 58−96.
  224. Hirtos P. Koordinative Fahigkeiten Kennenreihung, Aitemsgang und Bildungsflussungsmoglichkeiten // Medizin. -1981.- N 11. — S. 348−351.
  225. Mangiarotti C. Cerchiari. IL Floretto // Schema. Milano, 1966.-P. 227−294.
  226. Martincic A. Kevey und Seine Fechtschule. Gzaz: Sportin, 1993.143 s.
  227. Revenu B. Initiation a Lescrime. Paris: Editions Vigot, 1985. — 144 p.
  228. Tischler D. Was der Sportier von der Technik und Taktik wissen mu B. / Tischler D., Tischler G. Fechten. Moskau: Fiskulyura, Orasowanije i Nauka, 1996. — 200 p.
  229. Trening: Kwartalnik metodyczno szkoleniowy. Warszawa: Urzad Kultury fizyczney i Turustyki, 1991. — 185 p.
  230. Tyshler B. Fencing. What a sportsman should know about refereeing / Tyshler B., Tyshler G., Movshovich A., Bazarevich V. // South Africa: E Mail: tyshler global, co. za, 1996. — 53 p.
  231. Tyshler B. Fencing. What a sportsman should know about Technique and Tactics / Tyshler B., Tyshler G. Moscow: Physical Education and Science Press, 1995. — 151 p.
  232. Whiting H.T.A. The development of a simple ballistic skill with and without vianal control / Whiting H.T.A., Cockerill J.M. // J. of Motor Behaviuor, 1972.-Vol. 4.-P. 155−162.
Заполнить форму текущей работой