Технология формирования мотивации самообразовательной деятельности у студентов экономических вузов по дисциплине «Физическая культура»
Диссертация
Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что в работе раскрыто содержание и структура мотивации самообразовательной деятельности у студентов по дисциплине «Физическая культура», сформулировано авторское определение исследуемого феноменаспроектирована педагогическая технология формирования мотивации самообразовательной деятельности у студентов и доказана ее целесообразность… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ
- 1. 1. Анализ состояния теории самообразовательной деятельности в педагогической науке
- 1. 2. Проблема формирования мотивации самообразовательной деятельности в теории и практике обучения в вузе
- 1. 3. Системно-педагогическое проектирование технологии самообразовательной деятельности в вузе
- Выводы по первой главе
- Глава 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Задачи исследования
- 2. 2. Методы исследования
- 2. 3. Организация исследования
- Глава 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ВУЗЕ
- 3. 1. Критерии оценки мотивации самообразовательной деятельности у студентов
- 3. 2. Анализ уровня мотивации самообразовательной деятельности у студентов по дисциплине «Физическая культура»
- 3. 3. Исследование рефлексивной позиции, индивидуально-психологических и социально-психологических качеств личности студентов
- 3. 4. Педагогические технологии, применяемые по дисциплине «Физическая культура» в учреждениях высшего профессионального образования
- Выводы по третьей главе
- Глава 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
- 4. 1. Задачи и организация педагогического эксперимента
- 4. 2. Технология формирования мотивации самообразовательной деятельности у студентов
- 4. 3. Результаты экспериментального исследования
- Выводы по четвертой главе
Список литературы
- Абрамова Н.Т. Целостность и управление/Н.Т. Абрамова. -М.:Наука, 1974.-248 с.
- Августимова О.С. Методика формирования управленческой компетентности у студентов вузов физической культуры: автореф, дисс.канд. пед. наук/О.С. Августимова, — Волгоград, 2004.- 24 с.
- Аверьянов А.Н. Система: философская категория и реаль-ность/А.Н. Аверьянова. М., 1976.- 278 с.
- Агеевец В. У. Физическое образование в России/В.У. Агеевец.-СПб., 1996.-31 с.
- Айзенберг А.Я. Эффективность самообразования и руководство чтением/ А. Я. Айзенберг. М., 1972.- 288 с.
- Акулова JI.H. Информационное обеспечение физической культуры студентов педагогического вуза: автореф. дисс.. док. наук/JI.Н. Акулова.- СПб., 2005. 48 с.
- Александров С.Э. Социальные функции физической культуры как составной части общечеловеческой культуры/С.Э. Александров // Теория и практика физической культуры, — 1990.- № П.- С. 51−54.
- Алькова С.Ю. Реализация дифференцированного подхода в физическом воспитании на основе субъектного опыта студентов / С.Ю. Алькова// Теория и практика физической культуры, — 2003.- № 4.- С. 10−11.
- Ю.Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития/ В. И. Андреев.- Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 608 с.
- Андрющенко Л.Б. Организация и управление учебным процессом по дисциплине «Физическая культура» в вузе/ Л. Б. Андрющенко.- Волгоград: изд-во ФГОУ ВПО ВГСХА «Нива», 2006, — 24 с.
- Андрющенко Л.Б. Оценка качества физкультурного образования студентов Волгоградской ГСХА/ Л. Б. Андрющенко. Волгоград: изд-во ФГОУ ВПО ВГСХА «Нива», 2006.- 24 с.
- Андрющенко Л.Б. Пути повышения мотивационно-ценностного отношения студентов ВГСХА к предмету «Физическая культура»/ Л.Б. Андрющенко// Проблемы совершенствования физического воспитания студентов аграрных вузов/ СПб ГАУ.- СПб, 1999.- С. 3 -4.
- Андрющенко Л.Б. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физическая культура» в вузе/ Л. Б. Андрющенко.- Волгоград: изд-во ФГОУ ВПО ВГСХА «Нива», 2006.- 84 с.
- Андрющенко Л.Б. Инновационные технологии организации учебного процесса в системе профессионального образования: монография/ Л. Б. Андрющенко, О. И. Коломок. -Изд-во ФГОУ ВПО ВГСХА «Нива». -Волгоград, 2006.-224 с.
- Андрющенко Л.Б. Уровневый подход к анализу оценки учебных достижений студентов / Л. Б. Андрющенко, О.И. Коломок// Вестник Саратовского гос. аграрного университета.- 2005.- № 4 .- С. 212−227
- Андрющенко Л.Б. Спортивно ориентированная технология обучения студентов по предмету «Физическая культура»/Л.Б. Андрющенко, И.В. Орлан// Теория и практика физической культуры.- 2002.- № 2. С. 2428.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности/ В. Г. Асеев. -М.: Мысль.- 1976.- 158 с.
- Асеев В.Г. Особенности строения человеческой мотивации, авто-реф. дис. канд. философ. наук/В.Г. Асеев. -М., 1971.- 24 с.
- Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании/ Б. А. Ашмарин. -М.: Физкультура и спорт, 1978.223 с.
- Бабушкин Г. Д. Изучение и формирование профессионального интереса у студентов/ Г. Д. Бабушкин. -Омск: ОГИФК, 1986.- 47 с.
- Бала М.А. Высшее физкультурное образование: проблемы и решение/М.А. Бала.-М.: ФОН, 1989.- 186 с.
- Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех / В.К. Бальсевич//Теория и практика физической культуры.- 1993.- № 4.- С. 21−23.
- Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи / В.К. Бальсевич// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.-1996.- № 1.- С. 23−25.
- Бальсевич В.К. Инновационные направления научных исследований в сфере физической культуры и спорта / В. К. Бальсевич, Б.Н. Шус-тин//Вестник спортивной науки.- 2004. № 2 (4). — С. 3−7.
- Барабанов А.Г. Высшее физкультурное образование: проблемы и решение/ А. Г. Барабанов. -М.: ФОН, 1995.- 186 с.
- Барбашов С.В. Теоретико-методические основы личностно ориентированной технологии физического образования школьников: автореф. дисс. док. наук/С.В. Барбашов. -Омск, 2000. 48 с.
- Батаршев А.В. Преемственность в дидактических приемах обучения /А.В. Батаршев// Советская педагогика. 1987. — № 4. — С. 71−74.
- Беличева С.А. Престижность как фактор внутренней регуляции поведения подростков /С.А. Беличев//Структура и движущие силы учебно-воспитательного процесса. Тюмень, 1977-С. 10−12.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/ В. П. Беспалько. -М.: ИРПОМОРФ, 1995. 336 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии/В.П. Беспалько. -М.: Педагогика.- 1989. 192 с.
- Блауберг И.В. Становление и сущность системного подхода/ И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. -М: Наука, 1973.- 164 с.
- Бобрицкий К.И., Концепция профессиональных мотивов у студентов технических вузов средствами физического воспитания: автореф. дисс. канд. пед. наук/К.И. Бобрицкий. -Малаховка, 1994.- 16 с.
- Богданова Т.Г. Целеобразование при различной мотивации: автореф. дисс.. канд. псих. наук/Т.Г. Богданова. -М., 1978.- 24 с.
- Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия /В.И. Боголюбов// Советская педагогика. М., 1991.- № 3. — С. 123−128.
- Бодалев А.А. О проблемах воспитания и их комплексной разра-ботки/А.А. Бодалев // Сов. педагогика. 1978. — № 7. -С. 118−130.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования /Е.В. Бондаревская. -М.: Педагогика., 1997.-№ 4. С. 11−17.
- Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию/В.Б. Бондаревская. М., 1985.- С. 12−18.
- Бугаев С.Г. Внешние и внутренние условия формирования ценностных ориентаций школьников (на материале занятий по физической культуре): автореф. дисс. канд. пед. наук/С.Г. Бугаев. -Саратов, 2005. 22 с.
- Бургин М.С. Нормативно-структурный анализ педагогических теорий /М.С. Бургин, И. С. Дмитрик, В.И. Кузнецов// Советская педагогика, 1989. -№ 3.-С. 59−64.
- Васильев И.А. Мотивация и контроль за действием/ И. А. Васильев, М.Ш. Магомед-Эминов. -М.: МГУ, 1991.- 144 с.
- Виленский М.Я. Социально-педагогические детерминанты формирования здорового образа жизни / М. Я. Виленский // Теория и практика физической культуры.- 1994.- № 9.- С. 9−11.
- Виленский М.Я. Студент как субъект физической культуры/М.Я. Виленский //Теория и практика физической культуры.-1999.- № 10.- С. 2−5.
- Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном процессе / М.Я. Виленский//Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- 1986.- № 1.- С. 27−32.
- Виленский М.Я. Методический анализ общего и особенного в понятиях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» / М. Я. Виленский, С.О. Авчинников// Теория и практика физической культуры.- 2004.-№ 1.- С. 2.
- Виленский М.Я. Мотивационно-целостиое отношение студентов к физическому воспитанию и пути его направленного формирования /М.Я. Виленский, Г. К. Карповский//Теория и практика физической культуры.-1984.-№ 10.- С. 39−42.
- Власов А.А. Организационно-педагогические основы физического воспитания в высших учебных заведениях: автореф. дисс. канд. пед. наук/А.А. Власов. -Малаховка, 1983.- 22 с.
- Вопросы психологии. 1972. — № 5. — С. 103−106.
- Вопросы философии. 1975. — № 8. — С. 93.
- Выдрин В.М. Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование / В.М. Выдрин//Теория и практика физической культуры.-1989.-№ 3,-С. 2−4.
- Выдрин В.М. Физическая культура студентов ВУЗов/В.М. Вы-дрин, Б. К. Зыков, А. В. Лотоненко. -Воронеж: ВГУ, 1991.- 145 с.
- Вяткин Л.Г. Новая парадигма образования/Л.Г. Вят-кин//Педагогика: межвуз. сб. науч. тр. Саратов: изд-во «Слово», 1999. -Вып. 1.-С.З.
- Вяткин Л.Г. Основы педагогики высшей школы, учеб. Посо-бие/Л.Г. Вяткин. -Саратов, 1998. 196 с.
- Вяткин Л.Г. Коллективистская позиция личности как основа общественно ценной мотивации самообразования студентов/Л.Г. Вяткин, А.З. Гусейнов//Педагогика: межвуз. сб. науч. тр. Саратов: изд-во «Слово», 1999.-Вып. 1.С. 83.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию/П.Я. Гальперин. -М.: МГУ, 1976.-150 с.
- Гершунский Б.С. Философия образования/Б.С. Гершунский. -М.: Московский психологический институт, — 1988. 432 с.
- Глазырина Н.В. Формирование интеллектуального и мотивацион-ного компонентов физкультурно-епортивной деятельности у учащихся 5−9 классов общеобразовательных школ: автореф. дис.канд.пед.наук/Н.В. Глазырина. -Красноярск, 2003.-22с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М: Логос, 1994. — 384 с.
- Гребенюк О.С. Процесс воспитания мотивации изучения предметов естественно-математического цикла у учащихся старших классов.: автореф. дис. канд. пед. наук/О.С. Гребешок. -М., 1975.
- Григорьев В.И. Кризис физической культуры студентов и пути его преодоления / В.И. Григорьев// Теория и практика физической культуры.- 2004.- № 2.- С. 54.
- Громцева А.К. Самообразование и мыслетехнические способно-сти/А.К. Громцев. -М.: изд-во МСХА, 1993. 126 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающегося обучения/В.В. Давыдов. -М.: ИНТОР, 1996.-544 с.
- Дворецкий Э.Н. Валеологические аспекты всеобщей компьютеризации населения/Э.Н. Дворецкий. -СПб., 1998.- 67 с.
- Дистанционное образование в России: Проблемы и перспективы // Материалы VI международной конференции по дистанционному образованию- под ред. В. П. Тихомирова. М., 1998. — С. 45−49.
- Дмитриев С.В. Антропные принципы в современной науке и образовательных технологиях физической культуры /С.В. Дмитриев// Теория и практика физической культуры.- 2004. № 12.- С. 2−9.
- Долженко О.В. Современные методы и технологии обучения в современном вузе/О.В. Долженко, В. Л. Шатуновский. -М.: Высшая школа, 1990, -191 с.
- Ермаков В.А. Теория и технология дифференцированного физического воспитания детей и учащейся молодежи: автореф. дис. д-ра пед. наук/В.А, Ермаков. -Тула, 1996. 40 с.
- Жмарев Н.В. Системный подход и целевое управление в спорте/ Н. В, Жмарев. -Киев: Здоровье, 1984. 144 с.
- Жукова JT.A. Становление инновационного стиля мышления студентов в процессе компьютерного моделирования межпредметных задач: дисс. канд. пед. наук/JT.A. Жукова. -Саратов, 1998. 173 с.
- Зиновьев В.А. Методика самостоятельных занятий физической культурой студентов старших курсов/ В. А. Зиновьев. -М., 1990.- 102 с.
- Ильин B.C. Формирование стремлений к знаниям, мотивации учения у школьников/ B.C. Ильин. Ростов н/д, 1975, — 64 с.
- Колесник JI.C. Развитие потребности в самообразовании у старших школьников: автореф. дис.. канд. пед. наук/ JT.C. Колесник. -Красноярск, 1968.-24 с.
- Коломок О.И. Модель процесса преемственного формирования учебной деятельности обучаемых от лицея к вузу / О.И. Коломок// Мотивация самообразования как цель воспитывающего обучения / ВГСХА. -Волгоград, 1998. 13 с.
- Коломок О.И. Преемственность формирования учебной деятельности студентов/ О. И. Коломок. Волгоград: ВГСХА, 2000. — 119 с.
- Коломок О.И. Учебная деятельность как основной источник преемственных связей в системе «лицей-вуз» / О.И. Коломок// Мотивация самообразования как цель воспитывающего обучения / ВГСХА. Волгоград, 1998, — 14 с.
- Коломок О.И., Маслов А. С. Актуальные вопросы теории самообразовательной деятельности и мотивации/О .И. Коломок. Волгоград: ВГСХА, 1999.-54 с.
- Кочетов А.И. Теория формирования личности / А.И. Кочетов// Физкультура в школе. 1977. — № 12, — С. 24−32.
- Куликов В.М. Основы нормирования тренировочной нагрузки студенток при самостоятельных занятиях оздоровительным бегом/В.М.Куликов. -Минск, 1989.- 22 с.
- Курнев М.М. Педагогическая система формирования умений самоорганизации студентов юридических вузов МВД РФ: автореф. дисс.. канд. пед. наук/ М. М. Курнев. -Саратов, 2005. 23 с.
- Легонький Г. И. Педагогический процесс как целостная динамическая система/ Г. И. Легонький. Харьков, 1979.- 124 с.
- Логунов А.А. Что нужно университету?/А.А. Логунов. Вестник высшей школы, — 1989. — № 10. — С. 9−13.
- Лотоненко А.В. Педагогическая система формирования у студенческой молодежи потребностей в физической культуре: автореф. дисс. док. пед. наук/А.В. Лотоненко. -Краснодар, 1998. 40 с.
- Лотоненко А.В. Специфика формирования у студентов потребности в физической культуре: учебное пособие/А.В. Лотоненко. -Воронеж, 1995. 145 с.
- Макаров В.А. Комплексный мониторинг качества образова-ния/В.А. Макаров. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. — 266 с.
- Панчешникова Л.М. О системном подходе в методических исследованиях /Л.М, Панчешников// Сов. педагогика. 1973. — № 4.-С.26−45
- Педагогические основы комплексного подхода к учебно-воспитательному процессу- под ред. B.C. Ильина.-Волгоград, 1979.- 206 с.
- ЮО.Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении/ П. И. Пидкасистый. М., 1980.- 168 с.
- Платонов К.К. Понятие и структура в учении о личности /К.К. Платонов// Проблемы личности: материалы симпозиума. М., 1969. Т. 1.
- Психологический словарь. М.: Педагогика, 1983. — 248 с.
- Подготовка учащихся к самообразованию актуальная задача школы- под ред. Б. Ф. Райского. — Волгоград, 1976.- 96 с.
- Попов JI.M. Психология самодеятельного творчества студен-тов/JI.M, Попов. Казань, 1990.- 108с.
- Проблемы методологии системного исследования- под ред. И.В. ^ Блауберга. М., 1970.- 128 с.
- Простяков А.А. Развитие готовности студентов к педагогической деятельности на основе формирования профессионального самообразования: автореф. дисс.. канд. пед. наук/А.А. Простяков. Ставрополь, 2004.-21 с.
- Развитие у школьников стремления к самообразованию- под ред. Б. Ф. Райского. Волгоград, 1973. -130 с.
- Ю8.Редковец И. А. Формирование у учащихся общественно ценной мотивации самообразования/И.А. Редковец. Волгоград, 1986.- 198 с.
- Ю9.Ростовецкая JI.A. Самостоятельность личности в познании и общении/JI.А. Ростовецкий. Ростов н/Д, 1975.- 68с.
- Руководство самообразованием школьников- под ред. Б. Ф. Райского, М. Н. Скаткина. М., 1983, — 226 с.
- Самообразование школьников и развитие их личности- под ред. В. А. Кулько. Волгоград, 1978. -210 с.
- Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование/В.В, Сериков/В.В. Сериков. Волгоград, 1998.- 246 с.
- Сидельковский А.П. Структура и движущие силы учебно-воспитательного процесса/А.П. Сидельниковский. Тюмень, 1977. — 48 с.
- Симон Н.А. Формирование мотивации самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности у школьников младших классов: автореф. дис.канд.пед.наук/H.A, Симон. Омск, 2000.- 22с.
- Словарь иностранных слов- под ред. И. В. Лёхина и проф. Ф. П. Петрова.-М., 1949.-280 с.
- Соловьев Г. М. Педагогическая технология в формировании физической культуры личности студента: автореф. дис. д-ра пед. наук/Г.М. Соловьев. М., 1999.- 46 с.
- Субетто А.И. Квалиметрия человека и высшего образования. В сб. Квалиметрия человека и образования. -Ч. 1. М.: ПАНИ, 1992. — 224 с.
- Тихонова Т.К. Формирование готовности студентов вуза к физическому самовоспитанию: автореферат дис.канд.пед.наук/Т.К. Тихонова. -М, 2000.-22с.
- Тюнников Ю.С. Методика выявления и описания интегративных процессов в учебно-воспитательной работе СПТУ/Ю.С. Тюнников. М.: изд-во АПН СССР, 1988. — 47 с.
- Федорова О.Н. Методические рекомендации для учителей по использованию коллективно-групповых форм учебной самостоятельной деятельности старшеклассников на уроке иностранного языка/О.Н. Федорова. Липецк, ЛипИУУ, 1990. — 31 с.
- Философский энциклопедический словарь- под ред. А. Ф. Ильичева и др. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.
- Формирование у учащихся готовности к самообразованию- под ред. Б. Ф. Райского. Волгоград, 1975.- 112 с.
- Формирование у учащихся готовности к самообразованию- под ред. И. Ф. Герасименко. Волгоград, 1977.- 198 с.
- Формирование у учащихся стремления к самообразования- под ред. Б. Ф. Райского. Волгоград, 1976.- 96с.
- Формирование системного мышления в обучении: учебное пособие для студентов и аспирантов педагогических и психологических факультетов вузов- под ред. З. А. Решетовой. М.: ЮНИТИ, 2002.- 344 с.
- Формирование учебной деятельности- под ред. П. Я. Ляудис. -М.:СГУ, 1989.-235 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. В 2 т/Х.Хекхаузен. -М.: Педагогика, 1986. 392 с.
- Чернова Ю.К. Квалитативные технологии обучения/Ю.К. Чернова. Тольятти: изд-во Фонда «Развитие через образование», 1998. -147 с.
- Щипанов В.В. Интегративно-дивергентное проектирование мальтидисциплинарных систем/В.В. Щипанов. М.: Исследовательский центр управления качеством образования, 1999. — 173 с.
- Щукина Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагоги-ке/Г.И. Щукина. М., 1971.- 280 с.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведе-ния/П.М. Якобсон. М., 1969.- 306 с.
- Якубенко В.Л. Сочетание учебных и самостоятельных занятий, обеспечивающее должный уровень двигательной активности и физической подготовленности студентов/В Л. Якубенко.- М., 1990.- 39с.
- Adams L., Cyronos N., Gus A. Breethlessness during different ventlatory drives in normal subjects// J. Physiol/ (Gr. Brit.), 1982/- Vol. 324.-P.33−39.
- Agoston M. A biovisszacsatolas flkalmaeasa fieiologiai paramtterek meresenel//Orv. Es/techn., 1978.-Vol. 18.-N5.-P. 133- 135.
- Atkinson D.E. Biochemistiy, 196, — v. 7.- N 5, — P. 4030−4034.
- Heckhausen H. Achievement motivation and its constructs: A cognitive model. Motivation and Emotion, 1977.- V. I. P.- P. 283−329.
- La prise en charge des problemes de sante // Sante soc.: Regards et remedes. Paris, 1992. — P. 15−31.
- Miller N.E. Learming of visceral and glandural responses. Science 1969. Vol 163.- P. 434−445.
- Miller N.E., Banuazizi A. Instrumental learning by curarized rats of a specific visceral response, intestinal or cardiac// Journal of Comparative and Physiological Psychology, 1988, — Vol. 85. P. 1−7.
- Rodriguez L.M., Lapena S., Reguero S. El nino у el deporte. III. Ejercicio fisico у enfermedad en el nino // Bol. ediat. 1995. — N 157. — P. 229 233.
- Watkins A. D. Perceptions, emotions and immunity: An integrated homoeostatic network // Quart J. Med, 1995. N 4. — P. 283−294.