Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Технология формирования мотивации самообразовательной деятельности у студентов экономических вузов по дисциплине «Физическая культура»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что в работе раскрыто содержание и структура мотивации самообразовательной деятельности у студентов по дисциплине «Физическая культура», сформулировано авторское определение исследуемого феноменаспроектирована педагогическая технология формирования мотивации самообразовательной деятельности у студентов и доказана ее целесообразность… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ
    • 1. 1. Анализ состояния теории самообразовательной деятельности в педагогической науке
    • 1. 2. Проблема формирования мотивации самообразовательной деятельности в теории и практике обучения в вузе
    • 1. 3. Системно-педагогическое проектирование технологии самообразовательной деятельности в вузе
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Задачи исследования
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Организация исследования
  • Глава 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ВУЗЕ
    • 3. 1. Критерии оценки мотивации самообразовательной деятельности у студентов
    • 3. 2. Анализ уровня мотивации самообразовательной деятельности у студентов по дисциплине «Физическая культура»
    • 3. 3. Исследование рефлексивной позиции, индивидуально-психологических и социально-психологических качеств личности студентов
    • 3. 4. Педагогические технологии, применяемые по дисциплине «Физическая культура» в учреждениях высшего профессионального образования
  • Выводы по третьей главе
  • Глава 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
    • 4. 1. Задачи и организация педагогического эксперимента
    • 4. 2. Технология формирования мотивации самообразовательной деятельности у студентов
    • 4. 3. Результаты экспериментального исследования
  • Выводы по четвертой главе

Технология формирования мотивации самообразовательной деятельности у студентов экономических вузов по дисциплине «Физическая культура» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Насущной необходимостью для России стала стабилизация общественного здоровья. При этом физическая культура, по способности воздействия на сохранение и приумножение здоровья человека является исключительным фактором. В связи с этим первоочередная задача спортивной науки сводится к поиску более эффективных путей, форм, средств и методов формирования физической культуры населения страны, в частности студенческой молодежи. Решение этой задачи во многом зависит от качества образования и уровня подготовки кадров с высоким уровнем профессиональной и физической культуры в учреждениях высшего профессионального образования.

Исследователи в области физического воспитания в высших учебных заведениях [J1.H. Акулова, 2005; Л. Б, Андрющенко, 2006; М. Я Ви-ленский, 1984; В. И. Григорьев, 2004; В. А. Ермаков, 1996; А. В. Лотоненко, 1998; Л. И. Лубышева, 2002; В. Б. Мандриков, 2001; Г. М. Соловьев, 1999], отмечая глубокую теоретическую и практическую профессиональную подготовку, полученную в период обучения в вузе, свидетельствуют об отсутствии у многих выпускников теоретических представлений о механизмах и закономерностях формирования самообразования, что затрудняет их дальнейшее саморазвитие в сфере физической культуры и спорта. Этот факт обусловлен тем, что в учебном процессе по дисциплине «Физическая культура» недостаточно используются организационные формы, методы и средства обучения, способствующие формированию самообразовательной деятельности.

Проблема формирования мотивов самообразовательной деятельности у студентов представляется актуальной в связи с разработкой ГОС нового поколения для высшего профессионального образования. Профессиональная деятельность специалистов в настоящее время оценивается не только с точки зрения профессиональной компетенции, но в большей степени с позиции их личностной активности, основанной на высоком уровне самообразовательной деятельности [Симон Н.А., 2000; Б. Ф. Райский, 1996].

На основании вышеизложенного можно выделить следующие основные противоречия по изучаемой проблеме, существующие в системе современного высшего профессионального образования между:

— возросшими требованиями обновляющегося общества к подготовке специалистов с высоким уровнем мотивации к здоровьесбереже-нию, активным занятиям различными видами спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности и неготовностью основной массы выпускников вузов к самообразовательной деятельности в сфере физической культуры;

— возможностями дисциплины «Физическая культура» в формировании мотивации самообразовательной деятельности студентов и недостаточной разработанностью теоретических основ этого процесса в период обучения в вузе.

Эти противоречия объясняют актуальность разработки основ процесса формирования мотивации самообразовательной деятельности по физической культуре в вузе.

Все вышеуказанные противоречия определили выбор темы исследования: «Технология формирования мотивации самообразователыюй деятельности у студентов экономических вузов по дисциплине «Физическая культура».

Объект исследования — учебный процесс и самообразовательная деятельность по физической культуре в экономическом вузе.

Предмет исследования — технология формирования мотивации самообразовательной деятельности у студентов по дисциплине «Физическая культура».

Гипотеза исследования состоит в том, что процесс формирования мотивации самообразовательной деятельности у студентов по физической культуре в вузе будет более успешным, если:

— мотивация самообразовательной деятельности представляет собой, с одной стороны, единство содержания и динамических свойств, которое является формой и способом существования, развития, выражения содержания и, с другой стороны, обеспечивает способность студентов к самоопределению, самосовершенствованию и саморазвитию в сфере физической культуры, в рамках активного взаимодействия субъектов образовательного процесса;

— реализация разработанной педагогической технологии формирования мотивации самообразовательной деятельности студентов по дисциплине «Физическая культура» будет основана на модульно-рей-тинговой модели организации учебного процесса и осуществляться поэтапно, для каждого этапа будет разработан и адаптирован научно-методический инструментарий (организационные формы, методы и средства обучения);

— будет осуществляться мониторинг уровней сформированности самообразовательной деятельности, обеспечивающий достоверную и своевременную информацию о ходе протекания процесса, позволяющий своевременно вносить коррективы.

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить технологию формирования мотивации самообразовательной деятельности у студентов экономических вузов по дисциплине «Физическая культура».

Проверка гипотезы обеспечивалась комплексом методов исследования: теоретических (содержательный анализ научных источников, моделирование общей и частных гипотез исследования и проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы) — эмпирических (анкетирование, педагогические наблюдения, методы психодиагностики, педагогический эксперимент) — статистических (ранжирование, шкалирование, математическая обработка полученных в ходе исследования результатов).

Теоретико-методологическую основу исследования составили классические и современные труды: концептуальные основы формирования мотивации самостоятельной спортивной и физкультурной деятельности [Н.В. Глазырина, М. А. Зайнетдинов, М. А. Зиновьев, В. М. Куликов, С. С. Огородников, Н. А. Симон, Т. К. Тихонова, B. JL Якубенко]- пути и способы совершенствования физического воспитания в высших учебных заведениях [JI.H. Акулова, Л. Б. Андрющенко, М. Я. Виленский, В. И. Григорьев, В. А. Ермаков, А. В. Лотоненко, Л. И. Лубышева, В.Б. Ман-дриков, В. А. Петьков, А. Д. Скрипко, Г. М. Соловьев, Т. В. Скобликова, В. В. Черняев, В. Г. Шилько, B.C. Якимович]- теория творческого развития и саморазвития личности [В.И. Андреев, Л.Г., Вяткин, В.И., Щеголь]- теория формирования мотивации [Б.А. Ананьев, П. Я. Гальперин, В. И. Ковалев, А. Маслоу, В. Пиаже]- теория развития мотивов учебной деятельности [Д. Берлайн, Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев]- методология общей квалиметрии и квалиметрии офазоваямл[Г.Г.Азгальдов, О. И. Коломок, Н. А. Селезнева, А. И. Субетто, Ю.К. Чернова]целостный подход к исследованию педагогического процесса[В, С. Ильин, В. В. Краевский, Н. К. Сергеев, В.А. Сластенин].

Базой исследования явилась Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации. В исследовании приняли участие студенты набора 2004;2005 года по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика», «Антикризисное управление», «Налоги и налогообложение», всего — 376 человек. Исследование проводилось в течение трех лет и состояло из трех этапов.

На первом этапе (2004;2005 гг.) — поисково-теоретическом — осуществлялся теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, анализировался опыт формирования мотивации самообразовательной деятельности студентов, накапливался эмпирический материалпроводился констатирующий эксперимент. Это позволило определить проблему исследования и сформулировать предмет, цель, гипотезу, методологию, методы исследования и научный аппарат.

На втором этапе (2005;2006 гг.) — экспериментальном — проводилась экспериментальная часть работы по внедрению в учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» технологии формирования мотивации самообразовательной деятельности студентов.

На третьем этапе (2006;2007 гг.) — завершающем — уточнялось научное обоснование основных положений диссертации, конкретизировались показатели уровней сформированности устойчивой мотивации самообразовательной деятельности, на которые реализуемая технология оказывала непосредственное влияние, осуществлялся анализ и теоретическое обобщение результатов исследованияуточнялись теоретические и экспериментальные выводывнедрялись результаты исследования в практику работы вузовформулировались выводы и практические рекомендации, проводилось оформление диссертационной работы.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что в работе раскрыто содержание и структура мотивации самообразовательной деятельности у студентов по дисциплине «Физическая культура», сформулировано авторское определение исследуемого феноменаспроектирована педагогическая технология формирования мотивации самообразовательной деятельности у студентов и доказана ее целесообразность, помогающая сознательно заниматься самоопределением, самосовершенствованием и саморазвитием в сфере физической культуры, состоящая из постановки диагностичных целей, организационных форм, средств, методов и контроля обучения, а также взаимосвязи деятельности преподавателя и обучаемыхвыделены принципы и определены психолого-педагогические условия формирования исследуемого феноменаопределены и обоснованы возможности дисциплины «Физическая культура» для успешного формирования мотивации самообразовательной деятельности у студентов.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в дополнении и конкретизации:

— теории формирования мотивации самообразовательной деятельности за счет введения автором определения «мотивация самообразовательной деятельности» применительно к дисциплине «Физическая культура», в которой теоретически углублены представления и обогащены содержательно категории, характеризующие процесс формирования мотивации самообразовательной деятельности у студентов в вузе (мотивация самообразовательной деятельности представляет собой единство содержания и динамических свойств, которые являются формой и способом существования, развития, выражения содержания и обеспечивает способность студентов к самоопределению, самосовершенствованию и саморазвитию в сфере физической культуры в рамках активного взаимодействия субъектов образовательного процесса);

— теории развития мотивов учебной деятельности, выделяя дополнительно мотивы «к предметной деятельности по физической культуре» и «самообразовательной деятельности в сфере физической культуры»;

— теории формирования физической культуры личности за счет разработанной авторской технологии формирования мотивации самообразовательной деятельности у студентов;

— методологии квалиметрии образования теоретически обоснованным и экспериментально проверенным авторским диагностическим инструментарием сформированности уровня мотивации самообразовательной деятельности у студентов.

Практическая ценность результатов исследования заключается в том, что в процессе обучения позволяет преподавателям успешно решать вопросы формирования мотивации самообразовательной деятельности у студентов, по-новому осуществлять профессиональную подготовку специалистов с высоким уровнем профессиональной и физической культурой. Предложенная педагогическая технология формирования мотивации самообразовательной деятельности у студентов, выводы и рекомендации исследования дают возможность оптимизировать организацию обучения, эффективно управлять умственным, коммуникативным и физическим развитием студентов.

Прикладное значение исследования заключается в создании комплекса организационно-методического и технологического обеспечения учебного процесса, включающего учебно-методический комплекс по дисциплине «Физическая культура» на основе инновационных технологий обучения (авторская рабочая программа, инновационный лекционный курс на основе мультимедийного сопровождения, методические рекомендации для студентов, освобожденных от практических занятий, программированный опрос по теоретическому разделу программы и т. д.), который может быть рекомендован для работы на кафедрах физической культуры в системе ВПО и СПО, повышения квалификации работников сферы физической культуры.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Мотивация самообразовательной деятельности представляет собой единство содержания и динамических свойств, которые являются формой и способом существования, развития, выражения содержания и обеспечивает способность студентов к самоопределению, самосовершенствованию и саморазвитию в сфере физической культуры в рамках активного взаимодействия субъектов образовательного процесса;

2. Технология формирования мотивации самообразовательной деятельности у студентов, основанная на модульно-рейтинговой модели организации учебного процесса и релевантных формах обучения, включающая целевые установки, соответствующие каждому этапу работыспециально разработанное и постоянно варьируемое содержание образованияуправление процессом формирования мотивации самообразования у студентов высших учебных заведений, обеспечивает поэтапное формирование мотивации самообразовательной деятельности у студентов и отражает логику последовательного достижения более высокого ее уровня.

3. Мониторинг уровней сформированное&tradeсамообразовательной деятельности студентов, включающий в себя показатели и критерии мо-тивационно-ценностного отношения студентов к предмету «Физическая культура», развитие индивидуально и социально-психологических качеств личности студентов и самооценку готовности студентов к развитию в сфере физической культуры, обеспечивает достоверную и своевременную информацию о ходе реализации авторской технологии.

Достоверность результатов исследования обеспечена надежной методологической основой исследования, адекватностью использованных методов решаемым задачам, достаточным объемом эмпирических данных, репрезентативностью выборок испытуемых и корректностью статистической обработки экспериментальных данных.

Апробация работы и внедрение результатов исследования в практику проходили на базе кафедры физического воспитания Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. Материалы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на международных (Волгоград, 2004), всероссийских (Москва, 2005; Воронеж, 2006; Ижевск, 2007), региональных (Волгоград, 2005; Волгоград, 2007) научно-практических конференциях. Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры физического воспитания и учебно-методического совета Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации.

Основные положения, выводы и рекомендации исследования, имеющие теоретическое и прикладное значение, содержатся в девяти публикациях автора.

Структура диссертационной работы состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, библиографического списка, насчитывающего 143 источника, в том числе 9 на иностранных языках. Работа изложена на 197 страницах текста компьютерного набора, включает 11 рисунков, 20 таблиц и 4 приложения.

ВЫВОДЫ.

1. Мотивация самообразовательной деятельности представляет собой единство содержания и динамических свойств, которые являются формой и способом существования, развития, выражения содержания и обеспечивает способность студентов к самоопределению, самосовершенствованию и саморазвитию в сфере физической культуры в рамках активного взаимодействия субъектов образовательного процесса. Структура мотивации самообразовательной деятельности у студентов представляет собой многокомпонентную модель, состоящую из предметно-целевого, содержательного и рефлексивного модулей.

Предметно-целевой" модуль представлен компонентами: мотивация к предметной деятельностимотивация к соревновательной деятельностимотивация к научно-исследовательской деятельности. Содержит доминирующий мотив самообразования обучающихся — самоопределение в видах спорта, базовой, реабилитационной, адаптивной, рекреационной физической культуре, соревновательной деятельности и научно-исследовательской работе по изучению физического здоровья студентов.

Содержательный" модуль включает компоненты: когнитивную осведомленность и индивидуальный стиль образовательной деятельности. Доминирующим мотивом самообразовательной деятельности у студентов является самосовершенствование знаний по истории и теории физической культуры, методике формирования двигательных умений и навыков, основ здоровьеформирующего стиля жизни и здоровьесберегающей профессиональной деятельности.

Рефлексивный" модуль содержит компоненты: сформирован-ность рефлексивной позиции к саморазвитию в сфере физической культурыиндивидуальные и социально-психологические характеристики личности, необходимые для реализации эффективной самообразовательной деятельности. Приоритетным мотивом является саморазвитие в процессе проектирования индивидуальных здоровьесберегающих программ.

2. Технология формирования мотивации самообразовательной деятельности у студентов, основанная на модульно-рейтинговой модели организации учебного процесса и релевантных формах обучения, включающая целевые установки, соответствующие каждому этапу работыспециально разработанное и постоянно варьируемое содержание образованияуправление процессом формирования мотивации самообразования студентов, обеспечивает поэтапное формирование мотивации самообразовательной деятельности студентов и отражает логику последовательного достижения более высокого ее уровня.

Этапы проектирования педагогических технологий определяются последовательностью операций: постановкой диагностических целей в обучениипланированием очередности технологических операций учебного процессаразработкой критериев оценки качества обученияуправлением учебно-познавательной деятельностью.

Процесс формирования МСД в ходе обучения предполагал прохождение студентами трех этапов: этапа самоопределения (формируемый компонент — характерный признак мотивации самообразования — осмысленность) — этапа самосовершенствования (формируемый компонент — характерный признак мотивации самообразования — обобщенность) — этапа саморазвития (формируемый компонент — характерный признак мотивации самообразования — осознанность).

3. Разработанный в процессе исследования мониторинг сформированное&tradeсамообразовательной деятельности у студентов, включающий показатели и критерии мотивационно-ценностного отношения студентов к предмету «Физическая культура», развитие индивидуально-и социально-психологических качеств личности студентов и самооценку их готовности к развитию в сфере физической культуры, обеспечивает достоверную и своевременную информацию о ходе реализации авторской технологии, имеет не только высокую эффективность как средство диагностики, но и является тренинг-контролем обучения, так как, начиная с четвертого контрольного модуля, авторская технология становится настолько высокоэффективной (К>0,8), что процесс формирования переходит в состояние саморазвития.

4. Эффективность авторской технологии подтверждена тем, что в процессе обучения и воспитательной деятельности по дисциплине «Физическая культура», построенных на основе разработанной концепции, сформированный уровень мотивации самообразовательной деятельности студентов в экспериментальной группе на 36,0% выше, чем в контрольной и соответствует новому качественному уровню «выше среднего».

В экспериментальной группе все анализируемые показатели значительно выше, чем в контрольной: посещаемость основных занятий на 13,5% (Р<0,01) — посещаемость элективного курса — на 62,3% (Р<0,01) — участие в соревнованиях — на 44,3% (Р< 0,01) — участие в научно-исследовательской работе — на 58,9% (Р<0,01) — когнитивная осведомленность в сфере физической культуры — на 40,2% (Р<0,01) — рефлексивная позиция — на 51,1% (Р<0,01) — функциональная готовность психики к выполнению деятельности — на 37,7% (Р<0,01) — развитие индивидуальных и социально-психологических качеств личности — на 26,3% (Р<0,01).

5. Достоверное положительное изменение наблюдается по всем изучаемым параметрам, как в контрольной, так и экспериментальной группах. Однако процент прироста показателей в экспериментальной группе значительно выше. Увеличилось количество студентов: уровня «высокий» в контрольной группе на 4,8% (Р<0,05) в экспериментальной — 14,7% (Р<0,05) — «выше среднего» — соответственно на 8,8% (Р<0,05) и 15,5(Р<0,05) — «средний» — соответственно на 10, 9% (Р<0,05)% и 17,7%" (Р<0,05).Уменыиилось количество студентов уровня «низкого» в экспериментальной группе на 10,5% (Р<0,05).

6. Авторская технология мотивации самообразовательной деятельности студентов подтверждает важность формирования качественной релевантной учебной информации из различных видов физической культуры и передачи ее в различных формах — контактных с преподавателем и дистанционных, с применение информационных технологий обучения, что позволяет поэтапно формировать у студентов потребность самообразования в сфере физической культуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современный период развития общества характеризуется сменой приоритетных и социальных ценностей, что привело к изменению требований к образованию. Сегодня требуются не просто образованные люди, и личности, интеллигентно развитые, ориентирующиеся в сложных проблемах, понимающие и учитывающие законы развития общества и окружающей среды. В рамках традиционного образования эта цель не может быть достигнута.

Настоящее исследование решает актуальную проблему, связанную с формированием мотивации самообразовательной деятельности у студентов. Рассмотренные в данной работе вопросы, основанные на анализе литературных источников, передового психолого-педагогического опыта и данных опытно-экспериментального исследования, позволили сделать выводы относительно данной проблемы:

1. Усложнение социальных функций профессионального высшего образования настоятельно требует дальнейшего развития теории и совершенствования практики формирования мотивации самообразовательной деятельности у студентов. Оно является наиболее подвижным и определяющим компонентом в процессе обучения.

2. В работе уточнены определения таких категорий, как «самообразование», «самообразовательная деятельность», «мотивация самообразовательной деятельности», определены их сущность и содержание. Произведен анализ структуры мотивации самообразовательной деятельности, выявлены основные формы и характеристики, сформулированы основные функции мотивации самообразовательной деятельности студентов.

3. Выдвинута, разработана и экспериментально подтверждена теоретическая концепция формирования мотивации самообразовательной деятельности у студентов в системе высшего профессионального образования.

Успешность формирования мотивации самообразовательной деятельности у студентов определяется соблюдением ряда дидактических условий:

— высокая субъективная оценка практической значимости предметного содержания образования;

— интерес к формам и методам обучения;

— актуальность предметного содержания;

— непрерывное обновление содержания учебных дисциплин;

— соотнесение содержания образования уровню ожидаемого студентом социального статуса;

— дифференцированный подход к комплектованию учебных групп;

— оптимальное соотношение теории и практики в содержании обучения.

Используя конструктивный подход к описанию педагогической технологии, в работе проведен глубокий анализ существующих технологий обучения по дисциплине «Физическая культура».

Разработанная модель формирования мотивации самообразовательной деятельности у студентов экономических вузов позволила теоретически обосновать комплекс условий, учитывающих организационные, психологические, дидактические, материально-технические факторы и обеспечить технологию обучения в данной образовательной системе.

Новизной обладает авторская разработка системного мониторинга уровней сформированное&tradeмотивации самообразовательной деятельности у студентов.

Проведенный педагогический эксперимент доказал высокую эффективность предложенной педагогической концепции. Выбранные подходы в формировании мотивации самообразовательной деятельности в системе высшего образования подтверждают статистические данные педагогического эксперимента. Математическая обработка результатов подтвердила выводы об эффективности спроектированной технологии обучения. Методические рекомендации и комплекс методик могут быть использованы в практике работы различных образовательных учреждений.

Исследование выдвинуло ряд вопросов, решение которых требует дальнейшего изучения и проверки. К ним относятся:

— перспектива дальнейших исследований в детальном изучении психологических особенностей студентов на каждом этапе формирования мотивации самообразовательной деятельности;

— разработка и реализация методик использования новых информационных технологий в учебном процессе с целью формирования мотивации самообразовательной деятельности студентов;

— усовершенствование квалиметрической технологии оценивания уровней сформированности мотивации самообразовательной деятельности у студентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Т. Целостность и управление/Н.Т. Абрамова. -М.:Наука, 1974.-248 с.
  2. О.С. Методика формирования управленческой компетентности у студентов вузов физической культуры: автореф, дисс.канд. пед. наук/О.С. Августимова, — Волгоград, 2004.- 24 с.
  3. А.Н. Система: философская категория и реаль-ность/А.Н. Аверьянова. М., 1976.- 278 с.
  4. Агеевец В. У. Физическое образование в России/В.У. Агеевец.-СПб., 1996.-31 с.
  5. А.Я. Эффективность самообразования и руководство чтением/ А. Я. Айзенберг. М., 1972.- 288 с.
  6. JI.H. Информационное обеспечение физической культуры студентов педагогического вуза: автореф. дисс.. док. наук/JI.Н. Акулова.- СПб., 2005. 48 с.
  7. С.Э. Социальные функции физической культуры как составной части общечеловеческой культуры/С.Э. Александров // Теория и практика физической культуры, — 1990.- № П.- С. 51−54.
  8. С.Ю. Реализация дифференцированного подхода в физическом воспитании на основе субъектного опыта студентов / С.Ю. Алькова// Теория и практика физической культуры, — 2003.- № 4.- С. 10−11.
  9. Ю.Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития/ В. И. Андреев.- Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 608 с.
  10. Л.Б. Организация и управление учебным процессом по дисциплине «Физическая культура» в вузе/ Л. Б. Андрющенко.- Волгоград: изд-во ФГОУ ВПО ВГСХА «Нива», 2006, — 24 с.
  11. Л.Б. Оценка качества физкультурного образования студентов Волгоградской ГСХА/ Л. Б. Андрющенко. Волгоград: изд-во ФГОУ ВПО ВГСХА «Нива», 2006.- 24 с.
  12. Л.Б. Пути повышения мотивационно-ценностного отношения студентов ВГСХА к предмету «Физическая культура»/ Л.Б. Андрющенко// Проблемы совершенствования физического воспитания студентов аграрных вузов/ СПб ГАУ.- СПб, 1999.- С. 3 -4.
  13. Л.Б. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физическая культура» в вузе/ Л. Б. Андрющенко.- Волгоград: изд-во ФГОУ ВПО ВГСХА «Нива», 2006.- 84 с.
  14. Л.Б. Инновационные технологии организации учебного процесса в системе профессионального образования: монография/ Л. Б. Андрющенко, О. И. Коломок. -Изд-во ФГОУ ВПО ВГСХА «Нива». -Волгоград, 2006.-224 с.
  15. Л.Б. Уровневый подход к анализу оценки учебных достижений студентов / Л. Б. Андрющенко, О.И. Коломок// Вестник Саратовского гос. аграрного университета.- 2005.- № 4 .- С. 212−227
  16. Л.Б. Спортивно ориентированная технология обучения студентов по предмету «Физическая культура»/Л.Б. Андрющенко, И.В. Орлан// Теория и практика физической культуры.- 2002.- № 2. С. 2428.
  17. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности/ В. Г. Асеев. -М.: Мысль.- 1976.- 158 с.
  18. В.Г. Особенности строения человеческой мотивации, авто-реф. дис. канд. философ. наук/В.Г. Асеев. -М., 1971.- 24 с.
  19. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании/ Б. А. Ашмарин. -М.: Физкультура и спорт, 1978.223 с.
  20. Г. Д. Изучение и формирование профессионального интереса у студентов/ Г. Д. Бабушкин. -Омск: ОГИФК, 1986.- 47 с.
  21. М.А. Высшее физкультурное образование: проблемы и решение/М.А. Бала.-М.: ФОН, 1989.- 186 с.
  22. В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех / В.К. Бальсевич//Теория и практика физической культуры.- 1993.- № 4.- С. 21−23.
  23. В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи / В.К. Бальсевич// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.-1996.- № 1.- С. 23−25.
  24. В.К. Инновационные направления научных исследований в сфере физической культуры и спорта / В. К. Бальсевич, Б.Н. Шус-тин//Вестник спортивной науки.- 2004. № 2 (4). — С. 3−7.
  25. А.Г. Высшее физкультурное образование: проблемы и решение/ А. Г. Барабанов. -М.: ФОН, 1995.- 186 с.
  26. С.В. Теоретико-методические основы личностно ориентированной технологии физического образования школьников: автореф. дисс. док. наук/С.В. Барбашов. -Омск, 2000. 48 с.
  27. А.В. Преемственность в дидактических приемах обучения /А.В. Батаршев// Советская педагогика. 1987. — № 4. — С. 71−74.
  28. С.А. Престижность как фактор внутренней регуляции поведения подростков /С.А. Беличев//Структура и движущие силы учебно-воспитательного процесса. Тюмень, 1977-С. 10−12.
  29. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/ В. П. Беспалько. -М.: ИРПОМОРФ, 1995. 336 с.
  30. В.П. Слагаемые педагогической технологии/В.П. Беспалько. -М.: Педагогика.- 1989. 192 с.
  31. И.В. Становление и сущность системного подхода/ И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. -М: Наука, 1973.- 164 с.
  32. К.И., Концепция профессиональных мотивов у студентов технических вузов средствами физического воспитания: автореф. дисс. канд. пед. наук/К.И. Бобрицкий. -Малаховка, 1994.- 16 с.
  33. Т.Г. Целеобразование при различной мотивации: автореф. дисс.. канд. псих. наук/Т.Г. Богданова. -М., 1978.- 24 с.
  34. В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия /В.И. Боголюбов// Советская педагогика. М., 1991.- № 3. — С. 123−128.
  35. А.А. О проблемах воспитания и их комплексной разра-ботки/А.А. Бодалев // Сов. педагогика. 1978. — № 7. -С. 118−130.
  36. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования /Е.В. Бондаревская. -М.: Педагогика., 1997.-№ 4. С. 11−17.
  37. В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию/В.Б. Бондаревская. М., 1985.- С. 12−18.
  38. С.Г. Внешние и внутренние условия формирования ценностных ориентаций школьников (на материале занятий по физической культуре): автореф. дисс. канд. пед. наук/С.Г. Бугаев. -Саратов, 2005. 22 с.
  39. М.С. Нормативно-структурный анализ педагогических теорий /М.С. Бургин, И. С. Дмитрик, В.И. Кузнецов// Советская педагогика, 1989. -№ 3.-С. 59−64.
  40. И.А. Мотивация и контроль за действием/ И. А. Васильев, М.Ш. Магомед-Эминов. -М.: МГУ, 1991.- 144 с.
  41. М.Я. Социально-педагогические детерминанты формирования здорового образа жизни / М. Я. Виленский // Теория и практика физической культуры.- 1994.- № 9.- С. 9−11.
  42. М.Я. Студент как субъект физической культуры/М.Я. Виленский //Теория и практика физической культуры.-1999.- № 10.- С. 2−5.
  43. М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном процессе / М.Я. Виленский//Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- 1986.- № 1.- С. 27−32.
  44. М.Я. Методический анализ общего и особенного в понятиях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» / М. Я. Виленский, С.О. Авчинников// Теория и практика физической культуры.- 2004.-№ 1.- С. 2.
  45. М.Я. Мотивационно-целостиое отношение студентов к физическому воспитанию и пути его направленного формирования /М.Я. Виленский, Г. К. Карповский//Теория и практика физической культуры.-1984.-№ 10.- С. 39−42.
  46. А.А. Организационно-педагогические основы физического воспитания в высших учебных заведениях: автореф. дисс. канд. пед. наук/А.А. Власов. -Малаховка, 1983.- 22 с.
  47. Вопросы психологии. 1972. — № 5. — С. 103−106.
  48. Вопросы философии. 1975. — № 8. — С. 93.
  49. В.М. Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование / В.М. Выдрин//Теория и практика физической культуры.-1989.-№ 3,-С. 2−4.
  50. В.М. Физическая культура студентов ВУЗов/В.М. Вы-дрин, Б. К. Зыков, А. В. Лотоненко. -Воронеж: ВГУ, 1991.- 145 с.
  51. Л.Г. Новая парадигма образования/Л.Г. Вят-кин//Педагогика: межвуз. сб. науч. тр. Саратов: изд-во «Слово», 1999. -Вып. 1.-С.З.
  52. Л.Г. Основы педагогики высшей школы, учеб. Посо-бие/Л.Г. Вяткин. -Саратов, 1998. 196 с.
  53. Л.Г. Коллективистская позиция личности как основа общественно ценной мотивации самообразования студентов/Л.Г. Вяткин, А.З. Гусейнов//Педагогика: межвуз. сб. науч. тр. Саратов: изд-во «Слово», 1999.-Вып. 1.С. 83.
  54. П.Я. Введение в психологию/П.Я. Гальперин. -М.: МГУ, 1976.-150 с.
  55. .С. Философия образования/Б.С. Гершунский. -М.: Московский психологический институт, — 1988. 432 с.
  56. Н.В. Формирование интеллектуального и мотивацион-ного компонентов физкультурно-епортивной деятельности у учащихся 5−9 классов общеобразовательных школ: автореф. дис.канд.пед.наук/Н.В. Глазырина. -Красноярск, 2003.-22с.
  57. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М: Логос, 1994. — 384 с.
  58. О.С. Процесс воспитания мотивации изучения предметов естественно-математического цикла у учащихся старших классов.: автореф. дис. канд. пед. наук/О.С. Гребешок. -М., 1975.
  59. В.И. Кризис физической культуры студентов и пути его преодоления / В.И. Григорьев// Теория и практика физической культуры.- 2004.- № 2.- С. 54.
  60. А.К. Самообразование и мыслетехнические способно-сти/А.К. Громцев. -М.: изд-во МСХА, 1993. 126 с.
  61. В.В. Теория развивающегося обучения/В.В. Давыдов. -М.: ИНТОР, 1996.-544 с.
  62. Э.Н. Валеологические аспекты всеобщей компьютеризации населения/Э.Н. Дворецкий. -СПб., 1998.- 67 с.
  63. Дистанционное образование в России: Проблемы и перспективы // Материалы VI международной конференции по дистанционному образованию- под ред. В. П. Тихомирова. М., 1998. — С. 45−49.
  64. С.В. Антропные принципы в современной науке и образовательных технологиях физической культуры /С.В. Дмитриев// Теория и практика физической культуры.- 2004. № 12.- С. 2−9.
  65. О.В. Современные методы и технологии обучения в современном вузе/О.В. Долженко, В. Л. Шатуновский. -М.: Высшая школа, 1990, -191 с.
  66. В.А. Теория и технология дифференцированного физического воспитания детей и учащейся молодежи: автореф. дис. д-ра пед. наук/В.А, Ермаков. -Тула, 1996. 40 с.
  67. Н.В. Системный подход и целевое управление в спорте/ Н. В, Жмарев. -Киев: Здоровье, 1984. 144 с.
  68. JT.A. Становление инновационного стиля мышления студентов в процессе компьютерного моделирования межпредметных задач: дисс. канд. пед. наук/JT.A. Жукова. -Саратов, 1998. 173 с.
  69. В.А. Методика самостоятельных занятий физической культурой студентов старших курсов/ В. А. Зиновьев. -М., 1990.- 102 с.
  70. B.C. Формирование стремлений к знаниям, мотивации учения у школьников/ B.C. Ильин. Ростов н/д, 1975, — 64 с.
  71. JI.C. Развитие потребности в самообразовании у старших школьников: автореф. дис.. канд. пед. наук/ JT.C. Колесник. -Красноярск, 1968.-24 с.
  72. О.И. Модель процесса преемственного формирования учебной деятельности обучаемых от лицея к вузу / О.И. Коломок// Мотивация самообразования как цель воспитывающего обучения / ВГСХА. -Волгоград, 1998. 13 с.
  73. О.И. Преемственность формирования учебной деятельности студентов/ О. И. Коломок. Волгоград: ВГСХА, 2000. — 119 с.
  74. О.И. Учебная деятельность как основной источник преемственных связей в системе «лицей-вуз» / О.И. Коломок// Мотивация самообразования как цель воспитывающего обучения / ВГСХА. Волгоград, 1998, — 14 с.
  75. О.И., Маслов А. С. Актуальные вопросы теории самообразовательной деятельности и мотивации/О .И. Коломок. Волгоград: ВГСХА, 1999.-54 с.
  76. А.И. Теория формирования личности / А.И. Кочетов// Физкультура в школе. 1977. — № 12, — С. 24−32.
  77. В.М. Основы нормирования тренировочной нагрузки студенток при самостоятельных занятиях оздоровительным бегом/В.М.Куликов. -Минск, 1989.- 22 с.
  78. М.М. Педагогическая система формирования умений самоорганизации студентов юридических вузов МВД РФ: автореф. дисс.. канд. пед. наук/ М. М. Курнев. -Саратов, 2005. 23 с.
  79. Г. И. Педагогический процесс как целостная динамическая система/ Г. И. Легонький. Харьков, 1979.- 124 с.
  80. А.А. Что нужно университету?/А.А. Логунов. Вестник высшей школы, — 1989. — № 10. — С. 9−13.
  81. А.В. Педагогическая система формирования у студенческой молодежи потребностей в физической культуре: автореф. дисс. док. пед. наук/А.В. Лотоненко. -Краснодар, 1998. 40 с.
  82. А.В. Специфика формирования у студентов потребности в физической культуре: учебное пособие/А.В. Лотоненко. -Воронеж, 1995. 145 с.
  83. В.А. Комплексный мониторинг качества образова-ния/В.А. Макаров. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. — 266 с.
  84. Л.М. О системном подходе в методических исследованиях /Л.М, Панчешников// Сов. педагогика. 1973. — № 4.-С.26−45
  85. Педагогические основы комплексного подхода к учебно-воспитательному процессу- под ред. B.C. Ильина.-Волгоград, 1979.- 206 с.
  86. ЮО.Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении/ П. И. Пидкасистый. М., 1980.- 168 с.
  87. К.К. Понятие и структура в учении о личности /К.К. Платонов// Проблемы личности: материалы симпозиума. М., 1969. Т. 1.
  88. Психологический словарь. М.: Педагогика, 1983. — 248 с.
  89. Подготовка учащихся к самообразованию актуальная задача школы- под ред. Б. Ф. Райского. — Волгоград, 1976.- 96 с.
  90. JI.M. Психология самодеятельного творчества студен-тов/JI.M, Попов. Казань, 1990.- 108с.
  91. Проблемы методологии системного исследования- под ред. И.В. ^ Блауберга. М., 1970.- 128 с.
  92. А.А. Развитие готовности студентов к педагогической деятельности на основе формирования профессионального самообразования: автореф. дисс.. канд. пед. наук/А.А. Простяков. Ставрополь, 2004.-21 с.
  93. Развитие у школьников стремления к самообразованию- под ред. Б. Ф. Райского. Волгоград, 1973. -130 с.
  94. Ю8.Редковец И. А. Формирование у учащихся общественно ценной мотивации самообразования/И.А. Редковец. Волгоград, 1986.- 198 с.
  95. Ю9.Ростовецкая JI.A. Самостоятельность личности в познании и общении/JI.А. Ростовецкий. Ростов н/Д, 1975.- 68с.
  96. Руководство самообразованием школьников- под ред. Б. Ф. Райского, М. Н. Скаткина. М., 1983, — 226 с.
  97. Самообразование школьников и развитие их личности- под ред. В. А. Кулько. Волгоград, 1978. -210 с.
  98. В.В. Личностно-ориентированное образование/В.В, Сериков/В.В. Сериков. Волгоград, 1998.- 246 с.
  99. А.П. Структура и движущие силы учебно-воспитательного процесса/А.П. Сидельниковский. Тюмень, 1977. — 48 с.
  100. Н.А. Формирование мотивации самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности у школьников младших классов: автореф. дис.канд.пед.наук/H.A, Симон. Омск, 2000.- 22с.
  101. Словарь иностранных слов- под ред. И. В. Лёхина и проф. Ф. П. Петрова.-М., 1949.-280 с.
  102. Г. М. Педагогическая технология в формировании физической культуры личности студента: автореф. дис. д-ра пед. наук/Г.М. Соловьев. М., 1999.- 46 с.
  103. А.И. Квалиметрия человека и высшего образования. В сб. Квалиметрия человека и образования. -Ч. 1. М.: ПАНИ, 1992. — 224 с.
  104. Т.К. Формирование готовности студентов вуза к физическому самовоспитанию: автореферат дис.канд.пед.наук/Т.К. Тихонова. -М, 2000.-22с.
  105. Ю.С. Методика выявления и описания интегративных процессов в учебно-воспитательной работе СПТУ/Ю.С. Тюнников. М.: изд-во АПН СССР, 1988. — 47 с.
  106. О.Н. Методические рекомендации для учителей по использованию коллективно-групповых форм учебной самостоятельной деятельности старшеклассников на уроке иностранного языка/О.Н. Федорова. Липецк, ЛипИУУ, 1990. — 31 с.
  107. Философский энциклопедический словарь- под ред. А. Ф. Ильичева и др. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.
  108. Формирование у учащихся готовности к самообразованию- под ред. Б. Ф. Райского. Волгоград, 1975.- 112 с.
  109. Формирование у учащихся готовности к самообразованию- под ред. И. Ф. Герасименко. Волгоград, 1977.- 198 с.
  110. Формирование у учащихся стремления к самообразования- под ред. Б. Ф. Райского. Волгоград, 1976.- 96с.
  111. Формирование системного мышления в обучении: учебное пособие для студентов и аспирантов педагогических и психологических факультетов вузов- под ред. З. А. Решетовой. М.: ЮНИТИ, 2002.- 344 с.
  112. Формирование учебной деятельности- под ред. П. Я. Ляудис. -М.:СГУ, 1989.-235 с.
  113. X. Мотивация и деятельность. В 2 т/Х.Хекхаузен. -М.: Педагогика, 1986. 392 с.
  114. Ю.К. Квалитативные технологии обучения/Ю.К. Чернова. Тольятти: изд-во Фонда «Развитие через образование», 1998. -147 с.
  115. В.В. Интегративно-дивергентное проектирование мальтидисциплинарных систем/В.В. Щипанов. М.: Исследовательский центр управления качеством образования, 1999. — 173 с.
  116. Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагоги-ке/Г.И. Щукина. М., 1971.- 280 с.
  117. П.М. Психологические проблемы мотивации поведе-ния/П.М. Якобсон. М., 1969.- 306 с.
  118. В.Л. Сочетание учебных и самостоятельных занятий, обеспечивающее должный уровень двигательной активности и физической подготовленности студентов/В Л. Якубенко.- М., 1990.- 39с.
  119. Adams L., Cyronos N., Gus A. Breethlessness during different ventlatory drives in normal subjects// J. Physiol/ (Gr. Brit.), 1982/- Vol. 324.-P.33−39.
  120. Agoston M. A biovisszacsatolas flkalmaeasa fieiologiai paramtterek meresenel//Orv. Es/techn., 1978.-Vol. 18.-N5.-P. 133- 135.
  121. Atkinson D.E. Biochemistiy, 196, — v. 7.- N 5, — P. 4030−4034.
  122. Heckhausen H. Achievement motivation and its constructs: A cognitive model. Motivation and Emotion, 1977.- V. I. P.- P. 283−329.
  123. La prise en charge des problemes de sante // Sante soc.: Regards et remedes. Paris, 1992. — P. 15−31.
  124. Miller N.E. Learming of visceral and glandural responses. Science 1969. Vol 163.- P. 434−445.
  125. Miller N.E., Banuazizi A. Instrumental learning by curarized rats of a specific visceral response, intestinal or cardiac// Journal of Comparative and Physiological Psychology, 1988, — Vol. 85. P. 1−7.
  126. Rodriguez L.M., Lapena S., Reguero S. El nino у el deporte. III. Ejercicio fisico у enfermedad en el nino // Bol. ediat. 1995. — N 157. — P. 229 233.
  127. Watkins A. D. Perceptions, emotions and immunity: An integrated homoeostatic network // Quart J. Med, 1995. N 4. — P. 283−294.
Заполнить форму текущей работой