Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Воспитание гибкости детей младшего школьного возраста средствами восточных оздоровительных гимнастик

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В скобках дана сноска на источник, подробное название которого указано в библиографическом списке. Первое число в скобках означает порядковый номер источника, а второе число после запятой указывает место в источнике (страницу). При сноске на несколько источников между цифрами ставится точка с запятой. во травм мышечной, костной и соединительной тканей (195- 196- 208). По мнению В. К. Бальсевича… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ГИБКОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ВОСТОЧНЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ГИМНАСТИК
    • 1. Л. Ретроспективный анализ проблемы в теории и практике физической культуры
      • 1. 2. Теоретическое обоснование влияния восточных оздоровительных гимнастик на гармоничное развитие школьников
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 2. Л. Общая характеристика организации экспериментальной работы
      • 2. 2. Взаимосвязь физических качеств с гибкостью
      • 2. 3. Методы воспитания гибкости
      • 2. 4. Методика воспитания гибкости детей младшего школьного возраста средствами восточных оздоровительных гимнастик
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
    • 3. 1. Динамика показателей воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста
    • 3. 2. Взаимосвязь физических качеств с гибкостью у детей младшего школьного возраста
  • Выводы по третьей главе

Воспитание гибкости детей младшего школьного возраста средствами восточных оздоровительных гимнастик (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Младший школьный возрастважный период совершенствования основных функций организма, становления жизненно-необходимых двигательных умений, навыков и физических качеств.

Являясь составной частью физического воспитания, воспитание физических качеств содействует решению социально обусловленных задач: всестороннему и гармоничному развитию личности, достижению высокой устойчивости организма к социально-экологическим условиям, повышению адаптивных свойств организма. Включаясь в комплекс педагогических воздействий, направленных на совершенствование физической природы подрастающего поколения, воспитание физических качеств способствует развитию физической и умственной работоспособности, более полной реализации творческих сил человека в интересах общества (154, c. l 18).1.

Одним из важных физических качеств является гибкость. Гибкость — свойство упругой растягиваемости телесных структур (главным образом мышечных и соединительных), определяющее пределы амплитуды движений звеньев тела (94, с.273). Недостаточная подвижность в суставах может ограничивать проявление таких физических качеств, как сила, быстрота реакции и скорость движения, выносливость, увеличивать энерготраты и снижать экономичность работы и зачастую приводит к серьезным травмам мышц и связок (119, с.53). Проведенные научные исследования доказывают, что широкое применение упражнений, развивающих гибкость, на растяжение и расслабление в разминке, особенно перед интенсивной работой, способны в 2−3 раза сократить количест.

1 В скобках дана сноска на источник, подробное название которого указано в библиографическом списке. Первое число в скобках означает порядковый номер источника, а второе число после запятой указывает место в источнике (страницу). При сноске на несколько источников между цифрами ставится точка с запятой. во травм мышечной, костной и соединительной тканей (195- 196- 208). По мнению В. К. Бальсевича, Р. А. Белова, С.М. Вайцеховско-го, Ф. Л. Доленко, В. П. Филина, отсутствие специальной тренировки способствует снижению этого качества. Систематическое и целенаправленное применение именно в младшем школьном возрасте педагогических воздействий для воспитания гибкости дает наибольший эффект (15- 11- 22- 41- 171).

Ретроспективный анализ литературных источников показывает, что гибкость человека рассматривается в двух аспектах.

1. Как анатомоморфологическое, физиологическое, биомеханическое направление. Работы М. Ф. Иваницкого (57), П.Ф. Jlec-гафта (80) и других ученых дают необходимые знания о строении суставов, о совершаемой работе, о видах соединения костей, об основных закономерностях развития подвижности в суставах, о силах совершающих движение в них, и о факторах способствующих и тормозящих выполнение движения в суставах.

2. Педагогический аспект изучения гибкости представлен в работах В. М. Зациорского (49), Ф. Л. Доленко (40), Н. Г. Озолина (111), Б. В. Сермеева (144) и других, связанных с разработкой эффективных средств и методов воспитания гибкости.

Материалы констатирующего эксперимента показывают, что выпускники детских садов имеют низкий уровень развития гибкости. В процессе дошкольного физического воспитания развитию гибкости по-прежнему не уделяется должного внимания, хотя данный возрастной период является наиболее благоприятным для развития этого двигательного качества. С учетом этого уровень развития гибкости во многом определяет функциональное состояние опорно-двигательного аппарат. Значительное число нарушений осанки у детей в некоторой степени обусловлено низким уровнем развития гибкости. Специально проведенное на базе средней школы № 68 г. Челябинска исследование свидетельствует: низкий уровень развития гибкости имеют 62% учащихся первых классов, 69% - вторых, 76% - третьих. Это связано с неразработанностью методики воспитания гибкости в практике работы школы в сочетании с многовековым положительным опытом восточных оздоровительных гимнастик, а также отсутствием научно-методических рекомендаций, позволяющих педагогам использовать их в работе с детьми младшего школьного возраста.

Ретроспективный анализ литературных источников, посвященных изучению подвижности в суставах, свидетельствует: подавляющее большинство исследований направлено на большой спорт. Научных разработок, посвященных воспитанию гибкости в практике преподавания физической культуры в школе, сегодня явно недостаточно.

Отмеченное позволяет сформулировать противоречие между: необходимостью воспитания гибкости детей младшего школьного возраста и слабой разработанностью средств восточных оздоровительных гимнастик.

Социальная значимость проблемы исследования, потребность теории и методики физического воспитания учащихся младшего школьного возраста обусловили выбор темы «Воспитание гибкости детей младшего школьного возраста средствами восточных оздоровительных гимнастик».

Цель исследования — воспитание гибкости учащихся младших классов средствами восточных оздоровительных гимнастик.

Объект изыскания — процесс физического воспитания детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования — комплексы восточных оздоровительных гимнастик, способствующие повышению уровня гибкости в физическом воспитании детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования. Эффективность воспитания гибкости младших школьников можно повысить при выполнении следующих условий: а) использования комплексов восточных оздоровительных гимнастик на уроках разной направленности (подвижные игры, гимнастика, легкая атлетика и др.) — б) повышения психоэмоционального фона на уроках физической культуры.

В соответствии с целью и гипотезой исследования в работе ставились и решались следующие задачи.

1. Изучить динамику возрастных изменений показателей гибкости школьников.

2.Выявить влияние гибкости на уровень воспитания других физических качеств.

3.В процессе формирующего эксперимента определить эффективность предлагаемых комплексов упражнений хатха-йоги и ушу на уровень гибкости у детей младшего школьного возраста.

4.Обосновать влияние и определить эффективность комплексов восточных оздоровительных гимнастик на психоэмоциональное состояние детей младшего школьного возраста.

Методологической основой исследования являются концептуальные идеи специалистов по системному анализу сложных природных и социальных явлений Р. Ф. Абдеева, П. К. Анохина, В. Г. Афанасьевасовременные представления о содержании, структуре, средствах и методах физического воспитания В.М. За-циорского, Л. П. Матвеева, В. Н. Платонова.

Основной экспериментальной базой исследования служили кафедра гимнастики Уральской государственной академии физической культуры, МОУ средняя школа № 68.

Поставленные задачи определили ход исследования проблемы, которое проводилось в несколько этапов в период с 1997 по 2000 гг. На каждом этапе, в зависимости от решаемых задач, применялись различные методы изыскания.

На первом, поисковом, этапе (1996;1997 гг.) осуществлялся анализ философской, социологической и педагогической литературы по проблеме. При этом основное внимание уделялось нетрадиционным средствам и возрастным аспектам воспитания гибкости. Была разработана программа экспериментального исследования, с определением основных направлений и методологии работы, формулированием цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования. Проведен первичный сбор и анализ эмпирического материала.

Основными методами исследования на этапе были: содержательный анализ источников научной информации, программ физического воспитания учащихся общеобразовательной школытеоретический анализ и обобщение опыта работы преподавателей физического воспитанияанкетирование.

На втором, экспериментальном, этапе (1998;1999 гг.) проводился формирующий эксперимент, организованный в соответствии с научно-методическими положениями теоретико-экспериментальной работы, в процессе которого исследовалась эффективность методики воспитания гибкости на основе средств восточных оздоровительных гимнастик у детей младшего школьного возраста. Определялась взаимосвязь гибкости с другими физическими качествами в процессе их развития у детей младшего школьного возраста. Методы исследования на этапе: педагогическое наблюдение, тестирование физических качеств учащихся, собеседование с педагогами общеобразовательных школ.

На третьем, обобщающем, этапе (1999;2000 гг.), осуществлялась проверка достоверности материала формирующего эксперимента и его обработка методами математической статистики, систематизация, интерпретация с формулированием выводов и практических рекомендаций. Производилось литературное оформление и внедрение результатов исследования в практику работы школы и учебный процесс студентов кафедры гимнастики УралГАФК. Основными методами на этапе были: анализ теоретических положений и структурирование эмпирических данныхоценочный эксперимент, методы математической обработки результатов исследований.

Научная новизна исследования заключается в: а) теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности использования средств восточных оздоровительных гимнастик в воспитании не только гибкости, но и координационных, силовых, скоростно-силовых способностей у детей младшего школьного возраста. б) определении влияний комплексов упражнений восточных оздоровительных гимнастик на психоэмоциональное состояние детей младшего школьного возраста.

Теоретическая значимость исследования заключается в: а) дополнении и расширении материала в теории и методике физического воспитания по использованию нетрадиционных форм работы со школьниками. б) обосновании процесса воспитания гибкости на основе использования средств восточных оздоровительных гимнастик у детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны эффективные комплексы воспитания гибкости на основе использования средств восточных оздоровительных гимнастик. Результаты проведенного исследования позволяют рекомендовать применение упражнений восточных оздоровительных гимнастик в учебной, физкультурно-оздоровительной работе в режиме дня и в процессе активного отдыха школьников. Также в процессе обучения студентов вузов физической культуры, и повышения квалификации специалистов в области физкультурного образования.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Комплексы упражнений для воспитания гибкости восточных оздоровительных гимнастик, одновременно оказывают эффективное влияние не только на уровень гибкости, но и на координационные, силовые, скоростно-силовые способности детей младшего школьного возраста. ?

2. Физкультурные занятия на основе использования средств восточных оздоровительных гимнастик способствуют благоприятным изменениям психоэмоционального состояния детей младшего школьного возраста.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и результаты работы докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры гимнастики Уральской государственной академии физической культуры (1998;2000 гг.) — на научно-практических конференциях УралГАФК (1998; 1999; 2000 гг.) — на международной научно-методической конференции, посвященной 30-летию УралГАФК (2000 г) — на методическом семинаре учителей физической культуры Ленинского района г. Челябинска.

Разработанные комплексы воспитания гибкости на основе восточных оздоровительных гимнастик, начиная с 1999 г. внедрены в практику работы МОУ средняя школа № 68- в образовательный процесс студентов Уральской государственной академии физической культуры. По теме исследования опубликовано семь работ.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по третьей главе.

1. Теоретический анализ результатов исследования проблемы воспитания гибкости детей младшего школьного возраста показал, что ее решение связывается, в первую очередь, с использованием упражнений для воспитания гибкости на уроках физической культуры. Результаты нашего исследования дают основание считать, что одним из приемов повышения уровня гибкости у детей младшего школьного возраста являются упражнения восточных оздоровительных гимнастик.

2.Данные опытной работы убеждают, что в экспериментальных группах наблюдается существенный, по отношению к контрольным группам, прирост не только гибкости, но и координационных, силовых, скоростно-силовых способностей.

3.Статистически значимыми оказались межгрупповые различия в приросте показателей подвижности в позвоночнике (наклон вперед, прогибание, наклон в сторону), в плечевом, тазобедренном (сед ноги врозь, шпагат), в голеностопном суставах.

4. Использование комплексов восточных оздоровительных гимнастик в физическом воспитании детей младшего школьного возраста способствует улучшению психоэмоционального фона, что стимулируют интерес к урокам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема воспитания гибкости детей младшего школьного возраста средствами восточных оздоровительных гимнастик неполно представлена в теории и практике физического воспитания.

Поэтому в настоящем диссертационном исследовании нами сделана попытка на основе анализа большого количества литературных источников, показать различные пути решения проблемы воспитания гибкости. Показана важность воспитания гибкости в младшем школьном возрасте. Проанализирована взаимосвязь гибкости с физическими качествами и методы развития гибкости. В результате выполненного теоретического изучения проблемы, выделены некоторые преимущества восточных оздоровительных гимнастик перед европейскими. Предоставлено исследование динамики показателей гибкости учащихся общеобразовательной школы. Предложено путь решения изучаемой проблемы. Обоснована эффективность использования экспериментальных комплексов в физическом воспитании младших школьников.

В заключительной части диссертационного исследования представлены итоги, и по результатам проведенной работы сформулированы выводы:

1. Изучение динамики показателей гибкости у учащихся общеобразовательной школы показало, что большинство учащихся имеют достаточно низкие показатели гибкости.

2. Определено целесообразное соотношение блоков упражнений для воспитания гибкости в различных суставах и мышечных группах: упражнения для мышц позвоночника путем наклона вперед — 25%- упражнения для мышц позвоночника путем прогибания назад — 25%- упражнения для мышц позвоночника путем поворотов туловища и наклонов его в сторону — 25%- упражнения для мышц плечевого пояса — 10%- упражнения для мышц тазового пояса и мышц ног — 10%- упражнения для мышц стопы — 5%.

3.Разработаны экспериментальные комплексы. Особенностями разработанных комплексов является следующее: использование образных сравнений, приемов имитации и подражания соответствует психологическим особенностям детей, облегчает процесс освоения и запоминания упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, внимания, воображения, творческих способностей детейпредусматривается гибкое регулирование содержания, объема и интенсивности нагрузок с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детейиспользование различных режимов работы (статического, динамического, комбинированного).

4.Обоснована эффективность использования комплексов для воспитания гибкости на основе восточных оздоровительных гимнастик в физическом воспитании младших школьников. Эффект использования экспериментальных комплексов выражен в достоверных различиях между экспериментальной и контрольной группами.

5.Наиболее тесную взаимосвязь показатели гибкости имеют с показателями других физических качеств. Это выражено в корреляционной зависимости показателей подвижности позвоночника наклон вперед и наклон в сторону) с показателями силы мышц брюшного прессапоказателей подвижности позвоночника (наклон вперед) с показателями челночного бега.

6.Использование экспериментальных комплексов в процессе физического воспитания способствует положительной динамике психоэмоционального состояния младших школьников.

Таким образом, результаты проведенного исследования подтвердили гипотезу.

В то же время необходимо отметить, что проблема воспитания гибкости школьников средствами восточных оздоровительных гимнастик еще далека от всестороннего разрешения. Замечания, поступившие в адрес работы будут учтены, что позволит выйти на качественно новый уровень исследований.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. -М.: ВЛАДОС, 1994. — 336 с.
  2. Н.Я. Исследование гибкости и экспериментальное обоснование методики ее развития: Автореф. дис. .канд. пед. наук / ГДОИФК. Л., 1971. — 20 с.
  3. Н.Я. Контрольные нормативы на гибкость в спортивной гимнастике// Совершенствование научных основ физического воспитания и спорта: Сб. науч. тр./ ГЦОЛИФК. Л., 1977. -С.147.
  4. Али Фегми Мохамед Эль-Бек. Экспериментальное исследование подвижности в суставах нижних конечностей и методика ее воспитания у пловцов-брассистов: Автореф. дис.. канд. пед. наук / ГЦОЛИФК. М., 1972. — 23 с.
  5. П.К. Опережающие отражения действительности // Вопросы философии. 1962. — № 7. — С. 98−107.
  6. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем// Принципы системной организации функций. М.: Наука, 1973. — С.5−61.
  7. В.Г. Мир живого: системность, эволюция, управление. М: Политиздат, 1986. — 334 с.
  8. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Пособие для студентов, аспирантов и преподавателей ИФК. М.: Физкультура и спорт. — 1978. — 223 с.
  9. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  10. В.К. Феномен физической активности человека, как социально-биологическая проблема// Вопросы философии.- 1981. № 8 — С.78−89.
  11. В.К., Запорожанов В. А. Физическая активность человека. Киев: Здоров’я, 1987. — 223 с.
  12. В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 208 с.
  13. В.К., Большенков В. Г., Рябинцев Ф. П. Концепция физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся начальных классов общеобразовательных школ// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1996. № 2. — С.13−18.
  14. К.М. Уроки китайской гимнастики. М.: Советский спорт, 1990. — 48 с.
  15. Р.А. Исследование активной и пассивной подвижности в суставах и обоснование методики ее развития у девочек школьного возраста: Автореф. .дис. канд. пед. наук/ ГЦОЛИФК.- М., 1967. 19 с.
  16. М.М. Уроки китайской гимнастики. М.: Физкультура и спорт, 1990. — 45 с.
  17. P.O. О недостатках современных методов оценки гибкости// Физкультурно-оздоровительная работа в зарубежных странах /ВНИИФК М. — 1991. — № 8. — С.31−36.
  18. Е.Я., Кадетова А. В. О школьных программах по физической культуре// Физическая культура в школе. -1987. № 3−4. — С.31−35.
  19. А.С. Исследование техники и методики изучения сложных гимнастических упражнений, требующих высокой подвижности в суставах верхних конечностей: Автореф. дис.. канд. пед. наук/ ГЦОЛИФК М., 1971. -22 с.
  20. X., Фэк Г., Трогаш X. Тесты в спортивной практике. М.: Физкультура и спорт. — 1968. — 238 с.
  21. А.Н., Сермеев Б. В., Фортунов М. Н. Физиологические значения изменений миограмм при упражнениях на растягиваниях// Теория и практика физической культуры. 1970.- № 5. -С.35−38.
  22. С.М. Книга тренера. М.: Физкультура и спорт, 1971. — 311 с.
  23. Е.П. Методы определения подвижности в суставах// Легкая атлетика. 1960. — № 11. — С.31−32.
  24. Е.П. Электромиотопометрические исследования в связи с выполнением упражнений на гибкость // Теория и практика физической культуры. 1964. — № 2. — С.42−44.
  25. В.Г. Физическая культура индийских йогов. -Минск: Полымя, 1982. 144 с.
  26. Н.И., Зациорский В. М. Некоторые вопросы теории тренировочных нагрузок// Теория и практика физической культуры. 1964. — № 6. — С.20−24.
  27. В.М., Филин В. П. Спортивный отбор. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 176 с.
  28. Временной государственный образовательный стандарт. Общее среднее образование. Физическая культура/ В. И. Лях, В. П. Шаулин, Е. Н. Литвинов, Г. Б. Мейксон. М.: ВНИК «Российский образовательный стандарт», 1993. — 28 с.
  29. Гаваа Лувсан. Очерки методов восточной рефлексотерапии. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. — 432 с.
  30. А.Б., Смирнов К. М. Физическое воспитание детей школьного возраста. М.: Физкультура и спорт, 1966. — 256 с.
  31. А.В., Павлов А. Е., Марковец И. В., Исследование влияния физического воспитания на здоровье и уровень заболеваемости детей 5−10 лет// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. — № 2. — С.41−44.
  32. М.А. Спортивная метрология: Учеб. для ин-тов физ. культуры. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 192 с.
  33. М.А., Барамидзе А. Н., Киселева Т. Г. Стретчинг. Подвижность, гибкость, элегантность. М.: Советский спорт, 1991. — 96 с.
  34. А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. Минск: Народная асвета, 1978. — 88 с.
  35. А.А. Физическая подготовка школьника. -Челябинск: Юж. Урал. кн. изд-во, 1980. — 151 с.
  36. И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. Минск: Вышэйшая школа, 1985. — 255 с.
  37. Е.В. Влияние упражнений повышенной координационной сложности на физическое развитие детей дошкольного возраста (4−7 лет): Дис.. канд. пед. наук / Краснодарский ГИФК Краснодар, 1988. — 180 с.
  38. Ш. Н. Сопряженное совершенствование гибкости и силы у борцов: Автореф. дис. .канд. пед. наук/ ВНИИФК М., 1980. — 24 с.
  39. В.В., Попов Г. В., Сагоян О. А. Ушу: философия движения. М.: Книга, 1990. — 320 с.
  40. Ф.Л. Исследование подвижности в голеностопном суставе человека и обоснование средств и методов ее развития: Автореф. дис.. канд. пед. наук/ ГЦОЛИФК М., 1969. — 20 с.
  41. Ф.Л. Берегите суставы. М.: Физкультура и спорт, 1986. — 1 12 с.
  42. А.А., Попов Г. В. Традиции ушу. М.: Прометей, 1989. — 144 с.
  43. М.Е., Гостев А. Г. Исследовательский подход к профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие. -Челябинск: ЧелГУ, 1996. 72 с.
  44. Р.В., Соболев Ю. Л. Развиток гнучкости спортсмена. Киев: Здоров’я, 1980. — 104 с.
  45. Жук В.А., Мартыненко И. П. Эффективная методика двигательной подготовки школьников// Пути повышения физической культуры школьников. Омск: ОГПИ, 1989. — С. 13.
  46. Е.Н., Карасев А. В., Сафонов А. А. Энциклопедия физической подготовки: Метод, основы развития физ. качеств/ Под общей ред. А. В. Карасева. М.: Лептос, 1994. — 368 с.
  47. JT.M. О развитии гибкости у юных гимнасток 78 лет // Научные основы физического воспитания и спорта: Сб. научных работ/ ГДОИФК им. П. Лесгафта. Л., 1976, — С.63−64.
  48. В.М. Физические качества спортсмена: Основы теории и методики воспитания. 2-е изд. — М.: Физкультура и спорт, 1970. — 200 с.
  49. В.М., Сергиенко Л. П. Влияние наследственности и среды на развитие двигательных качеств человека// Теория и практика физической культуры. 1975. — № 6. — С.22−28.
  50. В.М. Основы спортивной метрологии. М.: Физкультура и спорт, 1979. — 151 с.
  51. В.М. Концепция перестройки школьной физической культуры. М.: ВНИИФК, 1988. — С.14−19.
  52. Н.В. Физиологические основы физической культуры и спорта. М.: Физкультура и спорт, 1955. 496 с.
  53. А.Н., Очаповский А. П. Хатха-йога для начинающих. М.: Медицина, 1991. — 192 с.
  54. В.А. Йога для всех и для каждого. Абсолютно доступный опыт самоврачевания индийских йогов. М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1997. — 224 с.
  55. Е.И. Волшебная сила растяжки. 2-е изд. — М.: Советский спорт, 1993. — 64 с.
  56. М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): Учеб. для ин-тов физ. культуры/ Под ред. Б. А. Никитюка, А. А. Гладышевой, Ф.В. Судзилов-ского. М.: Физкультура и спорт, 1985. — 544 с.
  57. П.П. и др. Китайская гимнастика Ушу: Метод, разраб./ П. П. Ивлев, М. П. Шестаков, Тэй Ю Сиан. М.: РГАФК. -1997. — 55 с.
  58. Е.П. Одаренность, способности, качества синонимы или разные понятия?// Теория и практика физической культуры. — 1981. — № 9. — С.48−51.
  59. Индра Деви. Йога для вас. М.: Советский спорт, 1992. — 191 с.
  60. И.Г., Малых С. Б., Соколкина В. А. Природа изменчивости индивидуальных различий активной гибкости у детей 7−9 лет // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1. — С.59−62.
  61. В.М. Физическое воспитание в начальной школе. М.: Просвещение, 1978. — 207 с.
  62. Ким Т. Н. Взаимосвязь силы мышц и подвижности в суставах у девочек, занимающихся художественной гимнастикой// Сборник научных трудов молодых ученых. Смоленск, 1994. -Вып. 1. — С.55−56.
  63. И.М. Проблемы физического воспитания дошкольников// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1. — С.5−10.
  64. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1985. — 45 с.
  65. А.А. Периодизация развития физических способностей у младших школьников// Вопросы теории и практики физической культуры и спорта: Республикан. межвед. сб./ БГИФК. Минск, 1985. — Вып.15. — С.17−19.
  66. И.А. Жесткий цигун: управление жизненной энергией в практике боевых искусств. М.: Энергоатомиздат, 1994. — 152 с.
  67. А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений. М.: Физкультура и спорт, 1951. — 531 с.
  68. В.Ф. Кандидатская диссертация: Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практ. пособие для аспирантов и соискателей уч. степ. М.: «Ось — 89», 1997. — 208 с.
  69. В.А., Кузьмина Л. И. Двигательные качества развивать комплексно// Физическая культура в школе. 1990. -№ 9. — С.29−30.
  70. Н.Ф. История физической культуры и спорта: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. Оренбург: Оренбургское кн. изд-во, 1997. — 374 с.
  71. Кун В. Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. М.: Радуга, 1982. — 400с.
  72. Ю.Ф. Методы развития двигательных (физических) качеств: Метод, рек. Л.: Ин-т физ. культуры, 1980. — 31 с.
  73. Л.И. Хатха-йога для детей. М.: Просвещение, 1992. — 160 с.
  74. Лах Ман Чун Г. Е. Эта замечательная йога, или взгляд в себя. М.: Физкультура и спорт, 1992. — 174 с.
  75. С.Н. Хатха йога. Чудеса без чудес. — М.: Советский спорт, 1992. — 56 с.
  76. Л.Е. Особенности методики развития подвижности в суставах (гибкости)// Научные основы физического воспитания и спорта: Реф. сб. дис. М., 1958. — С.3−5.
  77. К. и др. Мануальная медицина: Пер. с нем./ К. Левит, Й. Захсе, В. Янда. М.: Медицина, 1993. — 512 с.
  78. П.Ф. Избранные труды/ Сост. И. Н. Решетень. -М.: Физкультура и спорт, 1987. 359с.
  79. И.С. Как быстро сесть на шпагат: Суперупражнения. Набережные Челны: Изд-во Камского политехнического ин-та, 1998. — 256с.
  80. Линь Хоушэн, Ло Пэйюй. Секреты китайской медицины: 300 вопросов о цигуне. Новосибирск: Наука, 1993. — 415 с.
  81. А.В., Штучная Е. Б. Восточные виды гимнастики: Учеб. пособие. 4.1. Гимнастика Тайцзицюань. Омск: СибГАФК, 1995. — 48 с.
  82. .Т. Воспитание: необходимость и свобода// Педагогика. 1994. — № 2. — С.35−40.
  83. Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации// Физкультура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1. — С.1 1−17.
  84. Лях В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе// Теория и практика физической культуры. 1990. — № 9. — С.10−14.
  85. Лях В. И. Гибкость: основы измерения и методики развития// Физическая культура в школе. 1999. — № 1. — С. 4−10.
  86. Лях В.И. и др. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов общеобразовательной школы/ В. И. Лях, Г. Б. Мейксон, Л. Б. Кофман. М.: Наука, 1992. — 1 1 1с.
  87. Лях В.И., Мейксон Г. Б., Кофман Л. Б. Концепция физического воспитания детей и подростков// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 2. — С.13−18.
  88. Н.М. Комплекс упражнений на развитие у пловцов подвижности в суставах // Плавание: Сб. ст. — 1980. -Вып. 1. С. 15.
  89. В.В. Традиция «внутренних школ» ушу. М., 1993. — 102с.
  90. С.К. Совершенствование двигательных способностей школьников на уроках физической культуры// Пути повышения эффективности основных форм физической культуры школьников. Омск, 1989. — С.23.
  91. А.П. Концепция образовательной программы «физическая культура» для средней общеобразовательной школы// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -1996. № 1. С.19−21.
  92. Л.П. Теория и методика физической культуры: Общие основы теории и методики физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.
  93. Г. Б., Любомирский Л. Е. Методика физического воспитания. М.: Просвещение, 1989. — 143 с.
  94. Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике. -М.: Физкультура и спорт, 1989. 224 с.
  95. Методика физического воспитания учащихся 1−4 классов: Пособие для учителя/ Е. Н. Литвинов, Г. Н. Погадаев, Т.Ю. То-рочкова, Р. Я. Шитова. М.: Просвещение, 1997. — 80 с.
  96. .Н., Шиян Б. М. Основы методики физического воспитания школьников: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1989.- 222 с.
  97. М. Индексные оценки показателей в тестах на гибкость: Спортивная гимнастика// Система подготовки зарубежных спортсменов: экспресс информация / ВНИИФК. 1987. — № 6.- С.32−39.
  98. М. Исследование эффективности методов развития гибкости у 9−13 летних гимнасток// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. — № 2. — С.60−61.
  99. П.М. Пассивное растягивание как метод повышения функциональных возможностей скелетной мускулатуры: Учеб.-метод, разраб. Киев: КГИФК, 1976. — 20 с.
  100. Т.М., Лысенко В. В. О критериях оценки уровня развития физических качеств у учащихся общеобразовательных школ// Теория и практика физической культуры. 1994. -№ 11. — С.17−19.
  101. В.М. Валидность некоторых качеств силы и гибкости гимнастов// Актуальные проблемы физического воспитания и спорта: Материалы конф. молодых ученых ГЦОЛИФКа. -М., 1975. С.108−110.
  102. Моника Риттер-Клейнганс. Гимнастика позвоночника: Справочник здоровья/ Пер. с нем. Б. Григорьева. М.: Сигма-Пресс: Феникс, 1997. — 96 с.
  103. В.Т. Биомеханическая стимуляция. Явь и надежды. Минск: Полымя, 1986. — 96 с.
  104. В.Т., Жилинский Л. В. Ускоренное развитие подвижности в плечевых суставах спортсменов// Теория и практика физической культуры. 1984. — № 10. — С.28.
  105. А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. Челябинск: ЧГПИ, 1993. — 120 с.
  106. С.Д., Киршев С. П. Построение программ по физической культуре для начальной школы// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. — № 2. — С.12−16.
  107. В.А. Физический статус человека. Механизмы формирования, методы исследования: Учеб. пособие. Хабаровск: Изд-во Хабаровского ГИФК, 1997. — 77 с.
  108. Организация и методика проведения сюжетных уроков по физическому воспитанию в 1−4 классах общеобразовательной школы. Смоленск, 1988. — 84 с. 114.0сик В. И. Валеология: Учеб. пособие/ Кубанская ГАФК. Краснодар: Сов. Кубань, 1997. — 288 с.
  109. Островская J1.B. Пути повышения эффективности урока физической культуры// Пути повышения эффективности основных форм физической культуры школьников. Омск, 1989. — С.6.
  110. И.П. Полное собрание сочинений. Т. З. Кн.1. -М.: Изд-во АН СССР, 1951. 375 с.
  111. Пандит Шив Шарма. Йога против страданий позвоночника. Киев: Укр. Отд-ние РППО «Союзбланкоиздат», 1990. — 93 с.
  112. Г. М. Развитие гибкости у конькобежцев// Конькобежный спорт: Сб. М., 1972. — Вып.2. — С.36−39.
  113. Г. М. Летняя подготовка конькобежцев. М.: Физкультура и спорт, 1973. — 141 с.
  114. Ю.А., Берзина Л. А. Позвоночник гибок тело молодо. — М.: Советский спорт, 1991. — 80 с.
  115. Л.И. Физическое воспитание в малокомплектной школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. -144 с.
  116. В.В. Уровень развития и взаимосвязь физических качеств у школьников 9−14 лет// Вопросы теории и практики физической культуры и спорта: Республикан. межвед. сб./ БГИФК. Минск, 1984. — Вып.14. — С.14.
  117. П.К. Общеразвивающие упражнения на уроках гимнастики в школе: Учеб. пособие Ижевск: Изд-во Удмуртского ун-та, 1995. — 162 с.
  118. В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. Киев: Вища школа, 1984. — 352с.
  119. В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1986. -286 с.
  120. В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте: Учебник для вузов физ. воспитания и спорта. Киев: Олимп, лит., 1997. — 583 с.
  121. В.М., Булатова М. М. Ф1зична тдготовка спортсмена: Навчальний пос! бник. Киев: Ол! МП. Л1Т., 1995. -320 с.
  122. Ю.Н. Как продлить годы жизни (целительная йога). М.: Республика, 1995. — 239 с.
  123. И.Н. Йога делового человека. Минск.: Полымя, 1991. — 208 с.
  124. Г. В. Боевые единоборства народов мира. М.: Международные отношения, 1993. — 160 с.
  125. Психологические тесты/ Под. ред. А. А. Карелина. Т.1. -М.: Гуманит. Изд-во: Центр ВЛАДОС, 1999. 312с.
  126. В.М. Гимнастика и здоровье. Минск: Полымя, 1984. — 94 с.
  127. .М., Кочурко Е. И. Приспособление для определения топографии подвижности в суставах// Теория и практика физической культуры. 1969 — № 4. — С. 68−70.
  128. Г. П. Физическое развитие школьников. -М.: Просвещение, 1968. 159 с.
  129. М.И., Ягомятин Т. О. Исследование силовой подготовленности пловца и подвижности в суставах// Научное обеспечение подготовки пловцов/ Под ред. Т. М. Абсалямова, Т. С. Тимаковой. М.: Физкультура и спорт, 1983. — С.63−88.
  130. Самостоятельные занятия учащихся по физической культуре/ Г. Б. Мейксон, В. Н. Шаулин, Е. Б. Шаулина. М.: Просвещение, 1986. — 1 12 с.
  131. Свами Вишну Девананда. Полная иллюстрированная книга йоги/ Пер. с англ. Под ред. С. М. Костикова М., 1988. -201с.
  132. В.Г., Смольянов В. А., Врублевский Е П. Методы математической статистики в исследованиях по физической культуре и спорту: Учеб. пособие Смоленск: СГИФК, 1998. — 73 с.
  133. Л.П. Игровые задания в основной части урока гимнастики: Метод, разраб. для студентов и слушателей факультета повышения квалификации Академии/ РГАФК. М., 1996. — 55 с.
  134. Л.П. Исследование влияния наследственности и средовых факторов на развитие двигательных качеств человека: Автореф. дис.. канд. пед. наук / ГЦОЛИФК. М., 1975. -24 с.
  135. Л.П. Половые особенности влияния наследственности и среды на развитие качеств человека// Теория и практика физической культуры. 1980. — № 3. — С.15−19.
  136. JI.П., Алексеенко С. В. О генетических предпосылках к развитию гибкости// Теория и практика физической культуры. 1978. — № 6. — С.5−12.
  137. Б. В. Доленко Ф.Л. Методика измерений амплитуды движений в суставах// Теория и практика физической культуры. 1969. — № 6. — С.69−72.
  138. .В. Спортсменам о воспитании гибкости. -М.: Физкультура и спорт, 1970. 60с.
  139. .В. Определение физической подготовленности школьников. М.: Педагогика, 1973. — 104с.
  140. .Л., Сермеев БВ. Сравнительная подвижность суставов у юных пловцов// Теория и практика физической культуры. 1964. — № 6. — С.52−53.
  141. В.М., Ивлиев Б. К. Нетрадиционные виды гимнастики. М.: Просвещение, 1992. — 80 с.
  142. Н.Н., Коджаспиров Ю. Г. Специальные упражнения для развития гибкости и укрепления мышц позвоночного столба для мальчиков 12 лет// Борьба: Ежегодник. М., 1974. -С.28−29.
  143. Спортивная метрология: Учеб. для ин-тов физ. культуры/ Под ред. В. М. Зациорского. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 256с.
  144. Спортивная физиология: Учеб. для ин-тов физической культуры/ Под ред. Я. М. Коца. М.: Физкультура и спорт, 1986. -240с.
  145. С.Н. Особенности развития подвижности в тазобедренных суставах и методы ее совершенствования у спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой: Автореф. дис.. канд. пед. наук/ МОГИФК. Малаховка, 1981. — 23 с.
  146. В.В. История физической культуры: Учеб. для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1989. — 288 с.
  147. А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М.: Медицина, 1991. — 272 с.
  148. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов/ Под ред. Б.А. Ашмари-на. М.: Просвещение, 1990. — 287 с.
  149. Теория и методика физического воспитания. Учеб. для ин-тов физической культуры/ Под общей ред. Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. М.: Физкультура и спорт, 1976. 256 с.
  150. Тер-Ованесян И. А. Педагогические основы физического воспитания. М: Физкультура и спорт, 1978. 206 с.
  151. Л.И. Рациональная йога. М.: Знание, 1992. — 160 с.
  152. М., Стюарт М. Растягивайся и расслабляйся/ Пер. с англ. И. В. Савельевой, Т. С. Буховой. М.: Физкультура и спорт, 1994. — 159 с.
  153. Г. Г. Методика развития гибкости тела барьериста// Научные основы физического воспитания и спорта: Реф. сб. дис. М., 1958. — С.183−186.
  154. Г. С., Джанян Ш. Н. Силовые упражнения как средство совершенствования активной гибкости борцов// Теория и практика физической культуры. 1980. — № 10. — С. 10−1 1.
  155. Г. С., Харацидис С. К. Гибкость как физическое качество// Теория и практика физической культуры. 1998. — № 2.- С.48−51.
  156. Г. С., Харацидис С. К. Совершенствование гибкости дзюдоистов и самбистов: многолетнее, в течение тренировочного дня и занятия// Теория и практика физической культуры.- 1998. № 4. — С.59−61.
  157. А.В. Типологическая характеристика физической подготовленности и методика совершенствования двигательных качеств у учащихся младшего школьного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук/ М., 1989. — 16 с.
  158. И.И., Филановский С. Г. Подвижность суставов у тяжелоатлетов, тренирующихся с различной методической направленностью// Теория и практика физической культуры. -1970. № 9. — С.5−8.
  159. B.C. К методике измерения гибкости// Гимнастика: Сб. М., 1977. — Вып.2. — С.51−53.
  160. Д., Фрейгер Р. Вильгельм Райх и психология тела// Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике/ Сост. В. Ю. Баскаков. М.: НПО «Психотехника», 1993. — 142 с.
  161. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы: состояние, перспективы и пути организации/ В. И. Лях, Ю. А. Копылов, М. В. Малыхина, Т.А. Протченко// Теория и практика физической культуры. 1998. — № 9. — С.49−52.
  162. В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1974. — 232 с.
  163. В.П. Организационно-методические основы спортивных занятий с детьми младшего школьного возраста: Метод. разраб. для преподавателей и студентов ин-тов физкультуры. М.: ГЦОЛИФК, 1980. — 45 с.
  164. В.П., Фомин Н. А. Основы юношеского спорта. -М.: Физкультура и спорт, 1980. 255 с.
  165. В.П., Линдер И. Б. Диалог о боевых искусствах Востока. М.: Молодая гвардия, 1990. — 363 с.
  166. Н.А. Физиология человека. М.: Просвещение, 1991. — 224 с
  167. Н.А., Филин В. П. Возрастные основы физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1972. — 176 с.
  168. Н.А., Вавилов Ю. Н. Физиологические основы двигательной активности. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 224 с.
  169. В.И. Комплексная оценка уровней физической подготовленности учащейся молодежи: Метод, пособие Челябинск: ДЦНТИ, 1994. — 40 с.
  170. А.Г. Возрастная физиология: Учеб. пособие для студентов. М.: Просвещение, 1978. 287 с.
  171. С.В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. М.: Медицина, 1977. — 214 с.
  172. А.А. На пути к культуре физического воспитания в общеобразовательной школы// Теория и практика физической культуры. 1990. — № 9. — С. 33−35.
  173. М.А. Построение программ, направленных на развитие силовых качеств и гибкости у квалифицированных пловцов: Автореф.. дис. канд. пед. наук/ КГИФК. Киев, 1983. — 20 с.
  174. Т.П. Живительная сила цигун. М.: Молодая гвардия: RETORIKA-Л, 1997. — 176 с.
  175. А.А., Перевощиков Ю. А. Основы физического воспитания. Киев: Вища школа. Головное изд-во, 1984. — 184с.
  176. В.Б. Человековедение. По мотивам восточной философии и практики здорового образа жизни: Учеб. пособие -Омск: СибГАФК, 1997. 80 с.
  177. В.И. О некоторых дискуссионных вопросах определения понятий «физические качества» и «способности человека»// Теория и практика физической культуры. 1969. — № 12. — С.50 — 53.
  178. Ю.М. О развитии двигательных качеств у детей 8−15 лет// Проблемы развития физической культуры и спорта на Дальнем Востоке: Тез. докл. Всесоюз. науч.-практ. конф. Хабаровск, 1980. — С.21 1−213.
  179. А.Г. Уроки китайской гимнастики Вып.4. -М.: Советский спорт, 1991. 96 с.
  180. JI.A. Эффект изометрических напряжений предварительно растянутых мышц в процессе развития активно-динамической гибкости в художественной гимнастике: Автореф. дис.. канд. пед. наук/ КГИФК. М., 1975. — 24 с.
  181. Г. Определение специальной гибкости у пловца// Плавание: Сб. М., 1978. — Вып.1. — С19.
  182. Н.Н. и др. Физиологические и биомеханические основы теории и методики спортивной тренировки/ Н. Н. Яковлев, А. В. Коробков, С. В. Янанис. М.: Физкультура и спорт, 1960. -406 с.
  183. Р.Х. Качества двигательной деятельности человека// Теория и практика физической культуры. 1999. культуры № 8. — С.20−21.
  184. Э.И. О прогностической значимости подвижности в суставах при определении успешности обучения в специализированной школе по спортивной гимнастике// Теория и практика физической культуры. 1969. — № 4. — С.42−44.
  185. Э.И. Контрольные упражнения метод определения подвижности в суставах у школьников и юных спортсменов// Теория и практика физической культуры. — 1969. — № 8. -С.41−42.
  186. Borde A. Beweglicheit als Leistugsvoraussetzung// Trainingswissenschaft. Berlin, 1994. — S.146−156.
  187. Brown S.L.W., Charlesworth D. Results of exercision of cervical rib in patients with thoracic outlet syndrome// Br. J. Surg. -1988. № 75. — P.431−433.
  188. Chandler T.J., Kibler W.B., Kiser F.V., Wooten B.P. Shoulder strength, power and endurance in college tennis players// Am. J. Sports Med. 1992. — № 20 (4). — P.455−457.
  189. De Vries H.A. Evalution of static stretching procedures for improvement of flexibility// Research Qyarterly.- 1962. № 33. -P.222−229.
  190. Hubley C.L., Kozey J.W. Testing flexibility// Physiological testing of the high-performance athlete. Human kinetics, 1991. -P.309−359.
  191. Hubley C.L., Kozey J.W., Stanish W.D. The effects of static stretching exercises and stationary cycling on range of motion at the hip joint// Journal of Orthopedic and sports Physical therapy. -1984. № 6. — P.104−109.
  192. Hutton P. S. Neuromuscular basis of stretching exercises. — In: Strength and power in sport. Blackwell Scientific Publications, 1991. — P.29−38.
  193. Lakie M., Robson L.G. Thixotropic ch anges in human muscle stiffness and effects of fatigue// Quarterly Journal of Experimental Physiology. 1988. — № 73. — P. 487−500.
  194. Magid A., Law D.J. Myofibrils bear most of the resting tension in frog skeletal muscle// Science. 1985. — № 230. — P. 12 801 282.
  195. Malina R.M. Secular changes in grouth, maturation and physical performance// Exercise and sport sciences, reviews. -Philadelphia, 1987. V.6. — P.204−255.
  196. Martin D., Carl K., Lexertz K. Handbuch trainingslehre. -Verlag: Hofmann Schorndorf, 1991. 354s.
  197. Moore M.A., Hutton R.S. Electromyographic investigation of muscle stretching techniques// Medicine and science in sports and exercise. 1980. № 12. — P.332−329.
  198. Pechtl V. Fundamentals and methods for the development of flexibility/ In: Principles of Sports Training. — Berlin: Sportver-lag, 1982. — P.146−150.
  199. Phillips M. Analysis of results from Kraus-Weber test of minimum muscular fitness in children// Research Quarterly. 1995. -№ 26. — P.3 14−323.
  200. Renstrom P., Kannus P. Prevention of injuries in endurance athletes// R. Shephard, P.-O. Astrand (eds.). Endurance in sport, Blackwell Scientific Publication. Oxford, 1992. — P.325−350.
  201. Sapega A.A., Quedenfield T.C., Moyer R.A., Butter R.A. Biophysical factors in range of motion exercise// The physician and sportsmedicine. 1981. — № 9. — P.57−65.
  202. Schabel G., Harre D., Borde A. Trainingswiwenschaft, Leistung, Training, Wettkampf. Berlin: Sportverlag, 1995. — 556s.
Заполнить форму текущей работой