Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Обучение видам легкой атлетики в начальной школе на основе сюжетно-ролевой игры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экспериментальные исследования показали, что проведение уроков по легкой атлетике с детьми 9−10 летнего возраста в сюжетно-ролевой организации приводит к более последовательному и качественному овладению двигательными действиями. Гак, например, при обучении учащихся бегу на 30 м, прыжкам в высоту способом перешагивания, метаниям в цель, показании качества выполнения двиипельных действий… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ состояния вопроса
    • 1. 1. Общие поня i ия метода
    • 1. 2. Анатомо-физиологические и психологические особенности детей младшею школьною возраста
    • 1. 3. Методология и история игры
      • 1. 3. 1. Функции шры
      • 1. 3. 2. Классификация игры
      • 1. 3. 3. Сюжетно-ролевая игра в физическом воспитании детей
    • 1. 4. Анализ данных анкетного опроса учителей и тренеров различных видов спорта
  • Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования
    • 2. 1. Цель, задачи исследования
    • 2. 2. Методы исследования
      • 2. 2. 1. Теоретический анализ и обобщение литературных данных
      • 2. 2. 2. Mciоды опроса
    • 2. 2. 3 Изучение педагогической документации (четвертых, годовых планов и конспектов уроков)
      • 2. 2. 4. 1 le-uuогическое наблюдение
      • 2. 2. 5. Метод педагогических контрольных упражнений
      • 2. 2. 6. Экспертная оценка качесша выполнения двш акмьного дейсi вин
      • 2. 2. 7. 1 Ьдьсомефня урока
      • 2. 2. 8. Хронометрирование >рока
      • 2. 2. 9. Оценивание (рейтинг)
      • 2. 2. 10. Методы мак’матческой екниешки
    • 2. 2 11 1 le: uu oi ический жспсримен
    • 2. 3 Организация исследования
  • Глава 3. Педагогическое обоснование методики применения сюжегноролевых игр в обучении видам легкой атлетики детей 9−10 лет
    • 3. 1. Обоснование выбора сюжетно-ролевых игр
    • 3. 2. Особенности реализации дидактических принципов в сюжетно-ролевой организации урока
      • 3. 2. 1. Принцип воспитывающего обучения
      • 3. 2. 2. Принцип сознательности и активности. б1)
      • 3. 2. 3. Принцип наглядности
      • 3. 2. 4. Принцип доступности и индивидуализации
      • 3. 2. 5. Принцип систематичности
      • 3. 2. 6. Принцип прочности
    • 3. 3. Методика организации урока в сюжетно-ролевой шре
    • 3. 4. Методика обучения видам легкой атлетики детей 9−10 лет
      • 3. 4. 1. Бег на короткие дистанции
      • 3. 4. 2. Прыжок в высоту способом «перешагивание»
      • 3. 4. 3. Метание мяча
    • 3. 5. Котродь на уроках сюжетно-ролевой организации
  • Глава 4. Результаты исследования
    • 1. 1. Влияние сюжегно-ролевых игр на формирование интереса к занятиям легкой, а тле i и кой
    • 4. 2. Влияние сюжечно-ролевых игр на качестве? освоения двигаимьных умений и навыков
    • 13. Влияние еюжешо-родевых игр на oniимизацию нагрузки на роках легкой атлетики, как фактора повышающего тренировочный «ффект урока. i (
  • Выводы
    • 11. рам ические рекомендации
  • Список личера 1ры
    • 11. ридоження

Обучение видам легкой атлетики в начальной школе на основе сюжетно-ролевой игры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В общей системе физического воспитания подрастающею поколения важным звеном является физическое воспитание учащихся начальных классов.

В этот возрастной период закладывается фундамент личности, устойчиво сохраняющийся на протяжении всей жизни человека. В тги годы складывается отношение, интерес ребенка к занятиям физической культурой, зарождаются предпосылки физического совершенствования.

В связи с этим, решая задачи физического воспитания, необходимо младшего школьника ориентировать на социально важный молив, которым считается осмысленное и активное занятие физической культурой, понятие ее роли в полноценном развитии личности.

Легкая атлетика является одним из основных средств физического воспитания населения. В школьной программе она занимает одно из главных мест. Ходьба и бег являются «фундаментальными человеческими движениями, а состязания в меганиях и прыжках были популярными всегда. Ведь от умения далеко и точно метать, далеко и высоко прыгать нередко зависит жизнь человека» (B.J1. Уткин, Вудучи ecieci венными и жизненно важными двигательными навыками бег, прыжки и метания лежат в основе многих других двигательных действий. Занятия легкой аыегикой способствуют обогащению двигательного опыта ребенка и создают предпосылки /тля освоения более сложных в техническом исполнении движений. Легкоатлетические упражнения широко иеполыуюкя в тренировке представителей самых различных видов спорт, как прекрасное средство для развития физических качеств и функциональной подготовки.

С истематическое применение этих упражнений на уроках физической культуры в начальной школе содействует ({юрмированию морально-волевых качеств ребенка.

Систематическое применение этих упражнений на уроках физической культуры в начальной школе содействует формированию морально-волевых качеств ребенка.

Бег, прыжки и метания отличаются большой вариативностью выполнения, что позволяет применять их в различных условиях.

Обучение младших школьников протекает более успешно, если организация и методическая последовательность этого процесса сообразуется с индивидуальными особенностями и поддержанием эмоционального комфорта обучаемых. «Младшие школьники — очень подвижные, непоседливые дети, привыкшие к относительной свободе в выборе своих занятий. Они неутомимы, когда увлечены игрой или интересным делом, но быстро утомляются, как только им становится не интересно и скучно» (Н.Б. Стамбулова, 1988, С.4). Известно, что эффективность урока во многом зависит от отношения у чащихся к заданиям учителя и эмоционального фона, при котором эти задания выполняются. Чем выше эмоциональный фон урока, тем активнее выполняю! они задания, тем выше результативность и привлекательность проводимого урока.

В этой связи актуально! проблемой в организации учебной деятельности школьников является повышение их активности, формирование мотивации на учебную деятельность. Мощным средством стимулирования интереса у млалших школьников является игровая дея тел ыичмь, Уникальные педагогические возможности игры признаны сегодня исследователями и практиками, педагогами различных >чебных дисциплин.

Объект исследования — процесс физического образования дсчей школьного возрасга.

Предмет исследования — использование сюжепю-ролевой игры в физическом образовании детей младшего школьного возраста.

Научная новизна, отражена в результатах педагогического эксперимента и состоит в том, что:

— установлено недостаточное использование сюжетно-ролевых игр на уроках физической культуры с детьми 9−10 лет для освоения программного материала и воспитания двигательных качеств;

— впервые для детей 9−10 лет разработана методика использования сюжетно-ролевых игр при обучении видам легкой атлетики;

— доказано, что сюжетно-ролевая организация урока позволяет стимулировать формирование интереса к легкой атлетике;

— установлено, что уровень обучения двигательным действиям и воспитания двигательных качеств детей зависит от их интереса к изучаемому предмету.

— впервые представлено комплексное использование сюжетно-ролевых игр на различных этапах обучения двигательным действиям;

Практическая значимость Диссертационного исследования состой г в разработке и внедрении организационных и методических приемов по повышению у детей мотивации к занятиям физическими упражнениями. Проведение уроков в начальной школе на основе еюжепю-ролевых игр. обеспечивает более успешное овладение учащимися двигательными умениями и навыками, позволяю! сформирован, знания и потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Полученные экспериментальные данные, могут быть использованы в процессе обучения на уроках физической культуры в начальной школе. ДЮСШ и СД1 011 101' по легко"! атлетике, в летних лагерях отдыха.

Результаты настоящего исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс в средней школе № 12 г Сергеев-Посад Московской области.

Основные положения, выносимые на защиту:

— использование сюжетно-ролевых игр на уроках физической культуры способствует повышению интереса, познавательной активности и работоспособности детейсюжетно-ролевая организация урока повышает эффективность образовательного процесса учащихся по овладению и закреплению техники двигательных действий, воспитанию физических качеств и усвоению знаний.

119 ВЫВОДЫ.

1. Анализ научно-методической литературы покачал высокую эффективность использования игр в с (}>ере физической культуры, главным образом для развития и совершенствования физических качеств и в целях рекреации. Важно отметить, чю внимание исследователей сосредоточено главным образом на изучении вопросов использования подвижных и спортивных игр. В спортивной педагогике очевидна недоспи очная методическая проработка вопросов использования других игровых форм и шрового метода как эффективных дидактических средств. Гак, в изученной нами литературе встретились лишь отдельные рекомендации по использованию сюжетно-ролевой игрыметодически не проработаны вопросы построения сюжета, включения двигательных действий и теоретического материала в дидактическую игру, вопросы управления действиями играющих.

2. Применение сюжетно-ролевых игр в современной практике обучения младших школьников ограничивается из-за недостаточного понимания сущности исследуемой игры Установлено, что большинство опрошенных (83%) связываки использование сюжетно-ролевой игры лишь с детьми 1−7 лет (не старте), при эюм в процессе игрового урока рекомендуют' использован" либо сюжет, либо разыгрывание ролей (100%), опуская частные элементы сюжетно-ролевой игры.

3. Использование сюжетно-ролевой игры в процессе физического восшиания младших школьников позволяем повысть шперес дстей к изчаемом предмет, об ним свидетельствуем повышение рей i тип a .iei кой атлетики в жеперименгальных группах — с 6% до 57 (р-0.05), в контрольных ipynnax рейтинг леткой атлетики возрос незначигельно — с 3% до 15 °о (р 0 05).

Повышение интереса к изучаемому предмету осуществилось на основе реализации эмоциональнопривлекательной для ребенка роли в процессе обучения движениям.

4. Анализ динамики теоретической подготовленности учеников в процессе эксперимента подтвердил эффективность данной методики для формирования знаний на уроках физического воспитания у детей 9−10 лет. Количество правильных ответов (выраженных в процентах) в экспериментальной группе оказалось выше на 29% (р-0.05).

В процессе еюжегно-ролевой игры, имитируемая в игре система действий выступает Д1Я играющею в качестве цели познания и, как всякая цель, становится непосредственным содержанием его сознания, что и объясняет высокую результативность данною дидактического подхода.

5 Экспериментальные исследования показали, что проведение уроков по легкой атлетике с детьми 9−10 летнего возраста в сюжетно-ролевой организации приводит к более последовательному и качественному овладению двигательными действиями. Гак, например, при обучении учащихся бегу на 30 м, прыжкам в высоту способом перешагивания, метаниям в цель, показании качества выполнения двиипельных действий по экспертным оценкам по окончанию эксперимента были статистически достоверно выше в жеперименглдьных группах с разницей oi 0,4 до 1,1 баша (р 0.05) по сравнению с контрольными.

6 Занятия по легкой атлетике в сюжетно-ролевой организации позволяют более прочно овладеть двигакмьными действиями по сравнению с традиционными методами организации урока. Сравнение прочности умений и навыков до и после леших каникул показало, чю в жеперимеишльных i руинах оценка двигательного действия снизилась на 0,1−0,2 балла (по 5 — бальной шкчие оценивания), а в контрольных — на 0,65 oai.ua. что оказаюсь достоверным на ^5% уровне значимости Данные резудыагы показываю!, чю в экспсримснгатьных группах были сформированы более устойчивые двигательные умения и навыки по сравнению с контрольными.

7. Условия сюжетно-ролевой игры приводят к мобилизации функциональных резервов организма за счет повышения мотивации деятельности и повышения эмоционального фона, что позволяет более длительное время сохранять работоспособность детей в процессе учебной деятельности. Данное положение подтверждается сравнительным анализом общей и моторной плотност и урока.

8. Применение сюжетно-ролевой игры в физическом воспитании младших школьников повышает эффективность процесса развития двигательных способностей, выявлены статистически достоверные различия (р< 0,05) в пользу экспериментальных групп по всем протестированным показателям физической подготовки детей (скоростным, скорости о-силовым, силовым, координационным, гибкости). Полученные результаты свидетельствуют о том, что сюжегно-родевая игра способствует оптимизации нагрузки на уроке, а это, в свою очередь, повышает тренировочный эффект урока.

Липли* полученных резчлыаюв позволяем сделай-, положительное заключение об эффективное! и и перспективном использовании сюжетно-ролевой игры 15 процессе обучения и воспитания детей в сфере физической кулыуры.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Настоящие практические рекомендации составлены на основе проведения экспериментальных исследований по практическому применению в области физического воспитания сюжетно-ролевой шры.

При использовании сюжетно-ролевой ифы в обучении следует придерживаться следующих правил:

1. Целевая установка игры должна соот ветст вовать цели обучения.

2. Сюжетно-ролевая игра должна соответствовать умственному и физическому развитию ребенка.

3. Подобранная игра должна соответствовать и способствовать решению образовательных, оздоровительных и воспитательных задач урока.

4. На уроках с сюжетно-ролевой организацией необходимо обеспечи ть контроль за нафузкой, избегать переутомления детей.

5. Требуется обеспечение оценки (самооценки) деятельности играющих путем включения сюжетов е обязательным выполнением упражнений (заданий) на оценку .

6. Необходимо обеспечение требуемых у словий для исполнения ролей каждым играющим путем четкого и доступного разъяснения задания.

7. Следует стимулировать быстрое вхождение в роль, в сюжет и удержания в нем путем: занятия детьми новых эмопионадыю-привдекакчпьных позиций. постоянно и {меняющимися условиями, организации соперничества между участниками.

8. Способы оркшизапии сюжетно-родевой игры следует подбирай, в соответствии с конкретными задачами урока.

На напе ознакомления с двигательным действием следует использовать частные элементы игры, стимулирующие познавательную активность учеников. Двигательное содержание ролей должно быть близким по технике е изучаемым упражнением, но иметь более простую и доступную дс1ям к’хнику выполнения. Такие игры-упражнения дают возможность использовать накопленные раннее детьми двигательные навыки, что способствует реализации основного дидактического принципа: «от известного к неизвестному» .

10. При разучивании двигательного действия содержание роли должно иметь имитационный характер, что позволит детям усвоить различные характеристики двигательного действия.

11.На маис совершенствования двигательного действия следует использовать сюжетные подвижные игры, правила и содержание которых усложняются по мере овладения детьми двигательного действия.

Организация сюжетно-ролевой игры на этапе совершенствования включает различные способы выполнения совершенствуемого двигательного действия, что позволяет сформировать у детей способности применять изучаемый материал в изменяющихся условиях, а это, в свою очередь повышает его практическое значение.

При применении метода упражнения в сюжешо-родевой организации следует:

12. Па нервом мане обучения icxhiikc видов легкой аыетики oiдавать предпочтение целое тому методу (связано с возрастными особенностями учащихся. расчленение на элементы снижает интерес детей к занятиям).

13. Для формирования прочного двигательного навыка необходимо применяй^ мно1 окраIнос выполнение упражнения Для предоiвращения томления детей надо изменяп. условия выполнения! варьировать упражнения, и<�меня1ь направление движений, применяй, различные мишени, препятствия и т. п.).

1 1 Избегать лтительных перерывов. Каждый вид ла изучать на про1яжении 5 уроков, а зазем периодически включать в последующие занятия с уточнением отдельных элементов.

Особенностями применения метода обеспечения наглядности являегся:

15. Демонстрация упражнения должна производится от лица персонажа, движения которого схожи с изучаемыми движениями или которые ассоциируются с л ими движениями. Для расширения представления о движении упражнение следует показывать в исполнении «животными», медленно, быстрее, «неправильно», с комментариями .

16.Упражнения следует показывать в различных ракурсах: показывать упражнения непосредственно перед выполнением, при наличии пауз (во время отдыха, ожидания очереди и т.н.). внимание детей переключать или на сюжет или на выполнение роли (волки расположились на отдыхнаступила большая засу ха и нет сил охотится и т. п.).

17.Кроме натурального показа, необходимо широко использовать наглядные пособия. В исследовании установлена высокая эффективность применения красочных цветных изображений человечков, выполняющих соответствующие упражнениячетвертного планирования, выполненного в форме карты, где были указаны этапы возмужания Маугли, тех, кто будет заниматься с ним: Вагира, Налу и г п Указаны были охоты (зачетные уроки).

18 Следуем многокрашо исподьзова! ь методический прием предметных ориентиров Таких как флажки, палки, обручи, подвешенные мячи, кольца, а 1акжс различные указатели на смене, полу, в виде забавных зверюшек, растений и mi. Все они играют свою роль в развитии сюжема и несут свой смысл и предназначение (для организации персе троений, стимулирования познавательного интереса. предотвращения утомления и т. п.).

Меюд слова при обучении утладших школьников в сюжсчно-родевой организации следует применять с соблюдением ряда методических особенностей.

19. В ходе урока необходимо использовать различные словесные сигналы, заранее обговоренные и являющиеся неотъемлемой частью сюжета игры. Одни сигналы способствую! сохранению дисциплины на уроке, другие помогают освоению темпа и ритма выполняемого упражнения! условные звуковые сигналы голосом или свистом, хлопок в ладоши, выполнение упражнения иод рассказ учителя).

20. Эффективным оказался дидактический прием — выполнение упражнения с проговариванием.

21.Оценка на уроке с младшими школьниками играет важную роль в активности и дисциплинированности детей. Для них важно, что их старания и успех будут оценены. При оценки следует использовать:

— В соотвеювии с еюжеюм игровые виды награждения, ритуалы и церемонии, присваивать иг ровые звания.

— При оценке отталкиваться юлько от результата показанного учеником на предыдущих уроках.

— В большей степени оценивать умение преодолеть себя, старание улучши 1ь свой резулыаг, активное п. в процессе урока.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аверенцев С. С Кудьторогия и Хейзинги //Вопросы философии, — 1969.-№ 3.-С.99−104.
  2. В.А. Психология детей и подростков: Монография, — Санкт-Петербург, 1994, — 78 с.
  3. А гае в Г. Б. Исследование опыта применения азербайджанских народных подвижных игр в школах Азербайджана: Афтореф. дис.. канд.пед.наук.-Баку, 1965, — 24 с.
  4. Азаров Ю. Г1. Игра и труд, — М.: Педагогика, 1984, — 210 с.
  5. Алабин В Г. Зависимость силы мальчиков 11−13 л от средств и методов спортивной подготовки //Теория и практика физ. культуры 1967, — № 2-С.22−25.
  6. В.Г. Исследование средств и методов начальной спортивной подготовки детей и подростков (на материале легкой атлет ики): Автореф. дис.. канд.пед.наук.- М., 1968 19 е.
  7. Александров С Л Сюжетное програмирование учебного процесса на роках физклылры в начальных классах общеобразовательной школы: Дис. канд.пед.наук.- Минск, 1993 183 с.
  8. Анарклов Хл1> I Ix i и повышения зффективности (физического военшання школьников на основе рспюнальных факторов и народныхподвижных и I р: (на материале Киргизкой ССР): Автореф. дие.. канд.нед.наук, — Фрунзе, 1979.- 21 с.
  9. Г. М. Социальная психология М., 1980.- 112 с.
  10. Анисимова В В. Монолог «детского» зренера. Техника и методика //Легкая атлетика 1995, — № 7 — С.20−21.
  11. Аристотель. Риторика Кн 2/. Перевод Платонова — СПБ.- 1984, — С 107 108.
  12. ИВ. Как определить тренированост ь спортсмена— М.: Физкультура и спорт, 1977, — 102 с
  13. U.K. Игра как процесс обучения Алма-Ата, 1985 — 106 с.
  14. Ашмарин Б. А Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании, — М.: Физкультура и спорт, 1978, — 223 с.
  15. .А. Теория и методика физического воспитания М., 1990.-С. 180.
  16. Бабанский К).К. и др. Внедрение идей оптимизации учебно воспитательного процесса в практику работы школ М., 1980 — 111 с.
  17. М.А. Оксперимен т-шьное обоснование методики воспитания скорое гно-силовых качеств удет ей младшего школьного возраста. Автореф. дис.. канд.нед.наук М&bdquo- ВПИИФК, — 1971- 24 с.
  18. В.М. Манжоеов В II Параметры, характеризующие дея1 ельность сердечно-сосудистой системы у лыжников гонщиков (по ЧСС) / Ма1сриалы конф. молодых нау чных сотрудников ВПИИФК .- М., 1975 С. 9−11.
  19. Байдаков М П Индивидуализация средств и методических подходов на уроках физической культуры как условия) ффективносги разит ия двигательных качеств и психических процессов школьников. Автореф дис.. канд.нед.наук.-Л., 1981- 16 с.
  20. Басов М. Я Избранные психологические произведения, — М. 1975, — С. 16
  21. Т.Ж. Применение традиционных Казахских народных игр и упражнений в системе физического вех.низания в школе: Лвгореф. дис.. канд. пед. наук- Алма-А га, 1981- !6 с.
  22. Белоусов Г А. Некоторые закономерности двигательной активности детей и подростков //Некоторые особенности физического воспитания в начальной школе с продленным днем: Сб.науч.тр- М., 1976, — С. 143−172
  23. Бес паль ко ВН. Проблемы развития современной педагогической системы.- М&bdquo- 1980 172 с.
  24. Г. А. Игры с элементами художественной гимнастики /7 Физкультура в школе 1984, — № 3, — С. 49−51.
  25. Богданов 1 11., Балашов А. В. Бег на уроках в начальной школе /V Физкулыура в школе 1989, — № 8 — С. 20.
  26. Боген М М. Обучение двигательным действиям М.: Физкулыура и снорг, 1985, — 192 с.
  27. Большая советская энциклопедия./ Под общ.ред. А. И. Прохоров Изд. 4-е, исправленное и дополненное.- М.: Советская энциклопедия 1990,1. С. 110−205.
  28. С.В. Формирование положи 1сдьной адашации к учебному труду у детей 6−7 лег средствами физического воспитания: Лвгореф дис.. канд.пед.наук М., 190.- 24 с.
  29. Л.А. Исследование опыта применения подвижных игр на уроках физ.воспитания в школе: Автореферат. Лис.кан.пед.наук, — М. 1963.- 21 е.
  30. Э., Харнес Э., Хофф Я., Леве К. Ю., Тейглан Н. Бегай, прыгай, метай: школа легкой атлетики для детей 7−12 лег /пер. е нор. С.С. Глазкова-М.: Физкультура и спорт, 1982 78 с.
  31. X., Фзк Г., Штюблер X., 'Грогш Ф. Тесты в спортивной практике.-М.: Физкультура и спорт, 1968. С 80−85.
  32. Булах И М. К вопросу применения игр на уроках лечебного плавания с детьми страдающих сколиозом Материалы республиканской научно -методической конференции М., 1972 — С. 8−10.
  33. JI.B. Игры народов СССР М.: Фис культура и спорт,!986.-291 с.
  34. Вавилова В. Н. Исследование средств и методов воспитания двигательных качеств у детей дошкольного возраста: Автореф.дис. .каид.пед.наук М., 1971.-16 с.
  35. Н.М. Роль игры в обучении //Начальная школа 1986 — № 9 -С.11−14.
  36. . Обучая, призовите на помощь"образы"//Теория и практика физ. культуры.- 1990, — № 3 С. 65.
  37. С.М. Киш, а тренера.-М.: Физкультура и спорт, 1971 -309 с.
  38. Василенко О Как оценивать освоение бегалфыжков, метаний Физкультура в школе 11>76, — № 1 — С 21.
  39. Вел мер К Психологические основы развивающего обучения. Развивающее обучение в начальной школе Рига, 1970 — 160 с.
  40. Вербицкий, А и др. 11сихолого-псдагогические вопросы проведения деловых игр.- М&bdquo- 1980, — 42 с.
  41. Верхошамский Ю В Основы специальной силовой подюювки в cnopie.-М.: Физкультура и спорт, 1977, — 214 с.
  42. ВолковаЛ.М. Влияние упражнений разной направленное! и на развитие физических качест в младших школт, ников: Авгореф. дис. кандисдиау к -М. 1983, — 15 с
  43. Волков И М. Физические способности детей и подростков .- Киев: Здоровье, 1981- 116 с.
  44. И.П. Методические рекомендации по проведению подвижных игр на уроках физической культуры в 1−3 классах Брест: БГ1И, 1984 — 66 с.
  45. Л.С. Собрание сочинений в 6 г.- М. Т.4.- 1984 218 с.
  46. В.А. Экспериментальные исследования внимания у учащихся 7−8 лет: Авгореф.дис.кан.пед.наук- Гаргу, 1966, — 26 с.
  47. ОС., Харитонов 11.С. В школу с игрой — М.: Просвещение, 1991.-36 с.
  48. З.С., Олеха П. Г. Игровые эстафеты на уроках кроссовой подготовки / Физкультура в школе 1989 — № 9 — С. 13.
  49. Гальперин С И. Физиологические особенности детей М.: Просвещение, 1965 — 268 с
  50. Л.Б., Смирнов К. М. Физиологические основы методики спортивной тренировки М.: Физкультура и спорт, 1970.- 62 с.
  51. Геллер Г. М. Игра и ее роль в физическом совершенствовании человека -Минск Знание, 1990, — 17 с
  52. К. О душевной сущности ребенка .-'Дошкольное воспитание 1994.- № 8 — С. 9.
  53. Л.Д. На и ти к физическому совершенству: Методическое пособие Минск. Полымя, 1987, — 146 с. 58. 1 одик МЛ. Исследование факторной структуры скорое i пых двигательных способностей: Лвюрсф. дис. канд. пед наук М. 1966,2> с.
  54. ii.Il. Трофимов ОН. Лсчкая аыешка в школе- М Фнзкулыура и спорт, 1972 С. 15−19.
  55. А.Р. Об шровой форме обучению бегу 5−6 классов И Фнзкулыура в школе 1968 — № 12 — С.12.
  56. И.И., Ананьева НА. 1 рибакин СЛ ., Дружинина Л. В., Ладодо К С., Танкова-Яннодьекая Р.В., Юрко Г. 11. Ваш ребенок- М. Медицина, 1990, — 350 е.
  57. В.П., Татаринов B.C. Самостоятельные и должные нормы морфофункционадьной подготовленности детей младшего школьного возраста: Методические рекомендации Смоленск, 1987 — С. 19−26.
  58. А.А. Итоги и перпекгивы изучения закономерностей онтогенеза физических способностей человека //Теория и практика физ. культуры 1987, — № 3 — С. 12−13.
  59. А.А. Организация и методика проведения урока физической культуры в школе Методические рекомендации- Минек, 1990,-С.50.
  60. А.Г. Актуальные проблемы современной спортивной тренировки.- М.: Физкультура и спорт, 1980 295 с.
  61. С.А. Методика педагогического контроля за уровнем физической подготовленности учащихся 1−3 классов: Автореф. дис.. канд.пед.наук.-М" 1982.- 21 с.
  62. Г. И. Соколов)В Свободное время и развиi ие личноеi и.-Л ., 1983 -С.23−28.
  63. Гфимов Н Г Тематические ш-ры как целое шый метод (формирования двигательных качеств v учащихся 1−10 классов Минск. 1976 — С.48−50.
  64. Р.И. Природа детской игры //Советская педагогика, — 1966, — № 5,-С.12−13.
  65. В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики, — М., 1984.-94 с.
  66. С.В. Развитие быстроты, силы и выносливости у детей 9−13 лет средствами общефизической подготовки: Автореф. дис. канд.нед.наук М., 1971.-21 с.
  67. А.В. Память,— М.: Учпедгиз, АПИ РССРР- 1949, — 56 с.
  68. А.В. Развитие произвольного поведения М., 1972 — 730 с.
  69. Ю.В. Экспериментальное обоснование методики комплексного воспитания быстроты и выносливости в спортивных занятиях с детьми и подростками: Автореф. дис.. канд.нед.наук.-Тарту, 1969 23 с.
  70. В.М. Физические качества спортсмена: Основы теории и методики М.: Физкультура и спорт, 1966 — 200 с.
  71. В.М. Спортивная метрология. Учеб. пособие -щя студентов МФК М.: ГЦОЛИФК — 1988 — 49 с.
  72. SO Згсря Г К., Железняков А. Г. Развитие выносливости у школьников в процессе их физической подготовки Кишинев — ТИМПУЛ., 1988 — 10 с.
  73. Зотов К).Б. Организация современного урока./ Ред. 11 И 1йтдкаеистого-М. 1984, — 143 с.
  74. МП. Формирование личности школьника (целостный процесс).-М" 1981−98 с.
  75. Ильин Iг 11. Психология физического воспитания.-М. 1987 -С 15
  76. Имитационные игры для обучения и отработки нововведений в у правление/ 11од ред. В. М. Нфимова, — М., 1977 С. 195.
  77. М.С. Человечески деятельность М.: Мысль, 1974, — 226 с
  78. Каникулы: игра, воспитание Под общ.ред. О.С. Газмана- М.: Просвещение. 1988, — 160 с
  79. В.Н. Выносливость важная мера здоровья человека /V Физкулыура в школе — 1989, — № 3 — С.59−60.
  80. Качашкин В. М Физическое воспитание в начальной школе- М.: Просвещение, 1978 С. 112−116.
  81. Т.О. Роль шрового метода в овладении школьной программой, но физической культуре учащимися начальных классов // Тез. докл. науч. мегод. конф по проблеме использования подвижных шр в физическом воспитании школьников.- Минск., 1972 С. 104.
  82. Г. П., Юдина 0.11. К психологической характеристике эффективности учебно-ролевых игр. Вопросы психологии 1980, — № 1,-С.112−113.
  83. Койшыбаев Имитационные методы управления учебным процессом.-Алма-Ата- 1981.- 85 с.
  84. Костюченко В.Ф. Be г оздоровительный, бег спортивный: Учеб. пособ-СПб., С116ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1994, — 124 с.
  85. Кольцова Н А. Роль эмоций в физическом воспитании на примере подвижных игр Некоторые закономерности активности детей и подростков.- М. 1976 С.52−64.
  86. KopoiKUB ИМ Подвижным шрам зеленую улицу ¦¦'/Физическая культура в школе, — 11>88.-№ 12 — С.2−3.
  87. В.Г. Исследование эффективности применения национальных видов спорта, игр и упражнений, чдя рационализации системы физического воспикшим школьников Осетии: Лвгореф. дис. канд пед.наук.-Л. 175,-21 с.
  88. Крат'.ец Л. В. Педагогические условия н) фективност и развития физических способноеiей учащихся 6−8 классов средствами подвижных игр: Л вторе ф дис канд. пед. наук.- Челябинск, 1982 19 с.
  89. А.Я. Обучение шестилетних дегей в школе: Из опыта работы подготовительных классов в школах Латвийской ССР М., Педагогика, 1984.-96 с.
  90. А.А. Развитие физических качеств и подготовка младших школьников к выполнению нормативов БГТО: Методические рекомендации.- Минск., 1986 24 с.
  91. И.Н. Сопряженное воздействие специализированных игр на физические качества и навыки единоборства юных борцов на :>гапе начальной подготовки: Автореф. дис.. канд.пед.наук.- Мн., 1987, — 23 е.
  92. Кривко-Апенян Т А. Мир игры.- СПб. 1992, — 160 с.
  93. П.К. Избранные педагогические произведения М. Учпедгиз, 1957.- 715 с.
  94. В.А. Основы педагогической психологии.- М.: Просвещение, 1972 43 с.
  95. ВН. Концепция физического воспитания дошкольников, учащихся и студентов, — Мн., 1991- 52 с.
  96. Г. М. Врачебные наблюдения за спортсменами,— М.: Физкулыура и спор г, 1975 335 е.
  97. Курампшн Ю.Ф. Meiоды обучения двигательным действиям и развитие физических качеств.: Монография Санкг-11стербург. 1991.- 26 с.
  98. Кухорок И. Г Об уроке игровым способом в 3 классе Физкультура в школе 1971-№ 3,-С. 19.
  99. В.М. Жук ').И. Влияние различных форм физических упражнений на мошрпую зрелость 7−10 леших детей Теория и практика физичклыры, — 1982 7 — С.29−33.
  100. Лебедев 11 Г Актуальные проблемы i игиеиы обучения и воепшания школьников //Тезисы нау чной конференции, — Мн., 1974 С.43−45. 109. Лебедева ИТ Двигательная активность в процессе обучения младших школьников, — Мн., 1979 — 80 с
  101. ПО. Леви-Гориневекая Н. Г. Развитие основных движений детей в школьном возрасте М.: Издательство ДНИ РСФСР — 1955 — 210 с.
  102. B.C. Используя народные шры /УФизкулыура в школе 1976,-№ 1, — С.49−50.
  103. Леонтьев Д. И Проблема развития психики М.: Знание — 1981- С. 7.
  104. Леонтьева 11.11. Маринова КВ. Анатом о-физиология детского организма: Основы умения о клетке и развитии организма, нервная система, опорно-двигательный аппарат.- М.: Просвещение, 1986 288 с.
  105. И.А. Дидактическая система методов обучения М.: Знание.-1976.- 20 с.
  106. Леем афт П Ф. Руководст во по физическому образованию детей школьного возраста, — СПб., 1912 Изд.3-е — 4.1.- С.11−16.
  107. С.Г., Мотылянская Р.1:. Граевская М. Д. Методы врачебно-иедаго! ических наблюдений за спортсменами М., 1962, — С. 12.
  108. А. Маленькие игрыитя многих /Перстнем А. И. Павочки.- Мн.: Полымя, 1983.-63 с.
  109. Лосев И И Игровой метод в начальной подготовке юных фигуристов: Двторсф. дис. канд.псд.на>к- Мн. 1989, — 24 с.
  110. Ля В И Координационные способное! и школьников, — Мн. 1989,-С.46−82.
  111. В.Д. Методологические предпосылки в понимании сущности и механизмов двигательных навыков /Пеория и практика физич. культуры 1984 — № 7 — С.49−51
  112. Макаренко К).С. Обучая мекшиям Физкультура в >пколе, — 199() jV С. 61.
  113. Д.С. Воспоминание в советской школе.- М. 1966 С. 128
  114. Малинаускас 11.11 Возможность и н|н)>ективн1кть нреднарительной спортвной под!'отовки по гимнастке с 7 лег во время учебного процесса вобщеобразовательной школе: Автореф. дне.. канд.пед.наук.- Тарту 1974 -С.10.
  115. И.А. Математико-стат истические методы в спорте— М.: Физкультура и спорт, 1974 150 с.
  116. Масловский Е. А Экспериментальное исследование взаимосвязи скоростно-силовых качеств и двигательных навыков у девочек и девушек (на примере прыжков в длину с разбега): Автореф. дис.. канд.пед.наук.-М" 1967,-20 с.
  117. Матвеев ATI. Комплексное развитие быстроты и выносливости у учеников первых-грегьих классов //Физическая культура в школе, — 1979, — № 6 С.21−22.
  118. Матвеев ATI., Мельников С. Б Методика физического воспитания с основами теории -М.: Просвещение 1991.- С.50−172.
  119. Матвеев JI. I1. Основы спортивной тренировки, — М.: Физкультура и спорт, 1977 279 с.
  120. Л.II. Теория и методика физического воспитания, — М, — 1991,543 с.
  121. Maiр>еов И. С О дидакличееких проблемах школьного учебного предмет Сов. педагогика.- 1977 № 6, — С.81−90.
  122. Мамошонок М. Г Анатомия, физиология и гигиена детей младшего школынм о возраста.- М., Просвещение, 1970, — С. 17.
  123. Махмутов И М. Проблемное обучение М.: Педагогика, 1978 — 252 с.
  124. MeIслева АС Опыты применения подвижных игр и гимнастки в оиучеппи учащихся первою класса основным движениям, — Киев, 1988 -С.61−67.
  125. Минаев В Н., Шиян В.11 Основы методики физического воспитания.-М 1989 -С.36−39, С. 100−101.
  126. И. Игры на занятиях секции лет кой атлетики //Физическая культура в школе, — 1978, — № 9 С.45
  127. И. Игры на занятиях секции легкой атлетики //Физическая кулыура в школе.- 1978, — № 8, — С. 44.
  128. М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов М.: Физкультура и спорт, 1982, — 278 с.
  129. С.Д. Игровые методы подготовки кадров: Уч.пособ. .для преиодаватедей./Под общ.ред. В В. Давыдова М.: Высш.шк., 1995 — 207 с.
  130. В.И. Для оценки двигательной подготовленности школьников /Физическая культура в школе 1982 — № 7, — С. 19−21.
  131. Ники т юк Б. А. тт др. Оценка физического развития и работоспособное&trade- школьников при комплектовании трупп начальной спортивной подготовки, — М, — 1986 41 с.
  132. Носиков ЮЗ 1 Ipoi рамированнос обучение двигательным дейст виям на материале школьной гимнастики: Авгореф. дис.. канд.пед.наук, — М., 1972, — 18 с.
  133. Л.Ф. Детская психологии, теории, факты, проблемы,— М.: Гривола, 1995, — 360 с.
  134. Парамонова Л, А Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР М,-Братнслава.- 1989 — 175 с
  135. О.Л., Попова Е.Г1. Анатомия, физиология и гигиена детей младшею школьного возраста: Учеб. для ин-тов физ. культ- М.: Просвещение, 1979 -С.21−25.
  136. В.М. Проблемы общего образования в странах социализма, — М&bdquo- 1989, — С 131−137.
  137. Н.И. Избр.пед.соч- М&bdquo- 1953.-С.197.
  138. ГЛ. О природе научною метода.- JI.: Ленинград. 1988,-С.14−16.
  139. Покровский Н А. /Детские игры преимущественно русские М., 1887,-С.1
  140. Поляков М П. Привитие навыков самостоятельности на уроках легкой атлетики /7 Физическая культура в школе 1995 — № 3 — С.9
  141. НИ. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания.- М.: Физкультура и спорт, 1972 С.5−7.
  142. Ю.И. Дидактические основы использования игр в физическом воспитании, в образовании и спорте: Автореф.дис.док.пед.наук, — СПб., 1994.- 62 с.
  143. И.В. Сюжегно-ролевые игры на уроках физического воспитания в школе Физическая культура в школе, — 1990.-№ 2 С 7,
  144. Приеяжнкж ИВ Сюжстно-ролевые игры на уроках физического воспитания в школе /.' Физическая кулыура в школе 1990 — № 3, — С.9
  145. С.А. Различия в физиологических реакциях юных хоккеистов на равномерные мышечные нагрузки взависимоеги от степени их мотивации Со науч.трудов. ЛИИИФК- Л 199. — С.51−5 1.
  146. Рсбяк! учатся игран, -о подвижных тирах на уроках ФК /•''Начальная школа 1978 — № 12, — С.36−39.
  147. Реку тина 11.В. Игровой и соревновательный метод в системе ФВ младших школьников (6−10) лет М. 1988 — 178 с.
  148. Романова J1 Подвижные иг ры в школе //Физическая культура в школе.-1984, — № 4, — С.22−25.
  149. B.C., Бондарснко С М. Мозг. Обучение. Здоровье: Книга для учителя.- М.: Просвещние, 1989 239 с.
  150. В.П. Игра «Поход» /Физическая культура в школе, — 1991, — № 6.- С. 15.
  151. Л.М. Влияние подвижных игр на динамик}' физического развития дегей /Сб.науч. ip Ташкент, 1985, — 28 с.
  152. Сеченов И М. Избр.соч.В 6 Т 6, — М- 1953, — с. 106.
  153. А.Ф. Самоконтроль физкультурника,— М.: Знание, 1987, — 96 с.
  154. М.Н. Проблемы советской дидактики- М., 1980, — 160 с.
  155. С.И. Анатомо-физиологичеекие особенности и индивидуальная гигиена дегей и подростков- М-д.: Издательство академии пед. наук РСФСР, 1948, — С.24−31.
  156. Сорокин М П. Костюченко В. Ф. Очередность использования беговых упражнений ятя овладения техникой бега/У Сб. науч лрудов, — Л.: изд. ГДОИФК им П. Ф. Лесгафта, — 1986, — С. 18−25
  157. Стамбулова 11.Б. Возрастные психологические особенности детей школьного возраста и их учет в процессе физического воспитания: Монография, — Ленинград, 1988, — 39 е.
  158. Станкявичус Л, А Эффективность подвижных игр в воспитании двигательных качеств у младших школьников на уроках физической культуры: Автореф. дис.. канд.пед.наук.- М., 1987, — 23 с.
  159. Строковская В.Л. 300 подвижных игр, ия оздоровления детей от 1 года до 14 лет М Новая школа, 1994, — 288 е
  160. Сухарев, А Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подроетков -М.: Медицина, 1991- 270 е.
  161. В.А. О воспоминании.- М., 1973 С. 200.
  162. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учи геля М.: Просвещение, 1988, — !75 с.
  163. Теория и методика физическою воспитания: учеб. пособие для исд. институтов/11од ред.Б. М. Шияна, Б. А. Ашмарина, Б. Н. Минаева и др.-М.: Просвещение, 1988 244 с.
  164. Тер-Ованесян А. А. Педагогические основы физическою воспитания.-М.: Физкультура и спорт, 1978 206 с.
  165. И.П. Пробуждать у учащихся положительные эмоции на уроке, 711ачальиая школа 1986, — № 3, — С. 17−18.
  166. К.В. Подвижные шры //Начальна школа 1986 — № 3 — С. 68.
  167. У кран МЛ. Гимнастика: Учеб. для ин-тов физ. культ, — М.: Физкультура и спорт, 1977,-С. 175−197.
  168. Уткин B. J1. Биомеханика физических упражнений. Учеб.пособ.длястудентов фак.физ.воспитания пед. ин-тов и для ин-гов физ.культ.по спец. № 2114 физич. культ- М.: Просвещение, 1989 210 с.
  169. К.Д. Соч. в 11- томах, — М., 1948−1952 Т. 2 С. 63.1ST Фарфсль B.C. Управление движениями в спорте М Физкультура испорт. 1975, — 208 с.
  170. B.C., Скороду мова All. Калинин В. К. Определение специальной работоспособности гребцов методом иудьсометрии Теории и практика физич. культуры 1974 — № 2 — С.30−31.
  171. В.П. Педагогические методы исследования в спорте Сб.науч.ф, — М. I960 С. 5.
  172. И.П. Основные маны мнок.>рлетneii подютвки спор1сменов Скороешо-енловая подготовка спортсменов- М.: <1>изкультура и спорт. 1968, — С.26−29.
  173. S8 (1>илин В 11 Теория и методика юношескою спорта: Учеб.пособ.для ин-тов физ. культу ры М.: Фи {культура и спорт. 1987 — 128 с
  174. Философская энциклопедия /Под общ.ред. В В. Константинова М.: Советская энциклопедия, 1980−1991
  175. Фомин 11.А., Вавилов Ю Н Физиологические основы двигательной активности М.: Физкулыура и спорт, 1991, — С. 11−14.
  176. Фурм и на Л.С., Осокина Т. И., Тимофеева Е. А. Ифы и развлечения детей на воздухе М.: Просвещение, 1983 — 224 с.
  177. Хан АН. Теория и методика уроков физической культуры.- С116−1989.-С.З-41.
  178. Харитонова Н А. Развитие фразовой речи в процессе сюжетно-ролевой игры у дегей с общим недоразвитием речи: Автореф. дис.. канд.иед.наук.-М" 1997 -22 с.
  179. О.В. Игровые упражнения на уроках в 1−3 классах //Физическая культура в школе 1988, — № 1- С. 15
  180. Р.А. Двигательная активность и реакция вегетативных систем организма младших школьников на физические нагрузки- Свердловск. 1981−80 с.
  181. Шармапова СТ> Особенности использования средств ритмической гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста: Автореф дис. канд.пед.наук -С116. 1995, — 18с.
  182. Шснгулин A ll. Деалекгнческий метод познания М., 1983 — С. 9.
  183. С. А. Игры учащихся феномен культуры.- М, 1995, — С.3−47.
  184. Шпейер Ь. О В игровой форме /Физическая культура в школе.- 1971-№ 12- С. 10−11.
  185. Д.Ь. Психология игры, — М. Педаго! ика. 1978 С.21−139.
  186. Эльконин Д Б. Детская психология /Под общ.ред. Л С. Выготский, — М., 1984, — С.30−36.
  187. JI. Без игры пег детства '/Дошкольное воспитание.- 1984 № 3 — С. 14.
  188. В.Г. Первая школа начинающего физкультурника (для ребят-октябрят).- М.: Физкультура и спорт, 1970 155 с.
  189. Янанис С В. Нще раз о ловкости и ее разновидностях //Теория и практика физ. культуры 1985 — № 7, — С.21−23.
  190. Auerbaer К. Das Fahvtspiesj im Sporluherrielit? // Korpereziehung- 1987. № 5.- S. 205−207.
  191. Billed H. Erzieherishe Leitlien Grundlage fuf pada gogische Handeln auch in den Kleinen Spielen // Korpererzie hung 1989, — № 8/9 — S.366−368.
  192. Cabell P.W. The Relevance of a managements game // Simulation and Games 1974-Vol.5,-№ 2.- P.201−202.
  193. Denike L. An exploratory study of the relationship of educational cognitive stnle to leaniing from simulation games // Simulation and Games 1985 — Vol 17.1.- P.65−75.
  194. Gordon Л.К. Crames for Growth. Hducational games in classroom.- 1970,280 p.
  195. Maiclnient R Bronstem 11 Simulation games. Desion and implementation.-1973, — |90p.
  196. Scharnagl G Spiele and Spielformen Dcutshes Ttirncn 1981 — № 8 — S 8081
  197. Schmidt W. Spieltatigkeit systematisch cntwickcln 11 Korpereziehung-1988,-№ 1.-S.8−9.
  198. Schmidt W. Spicltatigkcit systematisch cntwickcln // Zur Gestaltung der Untertufe- 1989 № 8/9, — S.353−356.
  199. Paul Henri Mussen Child development personality London.-1987 — 270 p.
  200. Trzeniowski R. Play during the educationai process /7 Scientific Year-book: studies in the theory of physical Education in Wavzaw- Waesaw 1987 — Vol. l-Р.59−78.
Заполнить форму текущей работой