Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сопряженное развитие физических способностей на этапе углубленной подготовки в художественной гимнастике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С целью достижения наибольшего эффекта, выполнение комплекса упражнений, направленного на развитие гибкости и функции равновесия, целесообразно выполнять в конце подготовительной части учебно-тренировочного занятия, а прыжковый комплекс — в конце основной части занятия. Чередовать выполнение комплексов рекомендуется следующим образом: понедельник, среда, пятница — комплекс, направленный… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ ПО ЛИТЕРАТУРНЫМ ДАННЫМ
    • 1. 1. Общая характеристика физической подготовки в художественной гимнастике
      • 1. 1. 1. Понятие о физических способностях
    • 1. 2. Содержание специальной физической подготовки на этапе углубленной подготовки
    • 1. 3. Гибкость и ее высокая значимость в современной художественной гимнастике. 15'
      • 1. 3. 1. Анализ некоторых соревновательных элементов и тестов, определяющих уровень развития гибкости
    • 1. 4. Координационные способности и их место в физической подготовке гимнасток
      • 1. 4. 1. Равновесие и вестибулярная устойчивость и их значимость в специальной физической подготовке гимнасток
    • 1. 5. Скоростные способности и их место в специальной физической подготовке
      • 1. 5. 1. Прыгучесть, факторы ее развития и пути повышения
    • 1. 6. Сила, ее разновидности и значимость в специальной физической подготовке гимнасток
    • 1. 7. Выносливость и ее место в физической подготовке гимнасток
    • 1. 8. Эффективность метода сопряженного воздействия в процессе совершенствования физической подготовленности в художественной гимнастике
  • ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Методы исследования
      • 2. 1. 1. Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы, программных материалов и правил соревнований
      • 2. 1. 2. Опрос специалистов в виде анкетирования
      • 2. 1. 3. Педагогические наблюдения
      • 2. 1. 4. Тестирование
      • 2. 1. 5. Анализ видеоматериалов
      • 2. 1. 6. Экспертная оценка
      • 2. 1. 7. Педагогический эксперимент
    • 2. 2. Организация исследования
  • ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ГИМНАСТОК С СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ
    • 3. 1. Динамика технической трудности соревновательных программ по художественной гимнастике
    • 3. 2. Различия технической ценности соревновательных программ у гимнасток разной квалификации по результатам видеонаблюдений
    • 3. 3. Анализ состояния вопроса о системе специальной физической подготовки в художественной гимнастике по результатам анкетирования
    • 3. 4. Соотношение средств СФП в учебно-тренировочных занятиях, используемых на этапе углубленной подготовки по результатам педагогических наблюдений
    • 3. 5. Уровень развития физических способностей перспективных гимнасток и гимнасток среднего уровня на этапе углубленной подготовки
    • 3. 6. Результаты экспертной оценки соревновательных элементов различных структурных групп упражнения без предмета, выполняемых гимнастками на этапе углубленной подготовки
      • 3. 6. 1. Взаимосвязь физических способностей и качества техники элементов различных структурных групп упражнения без предмета у гимнасток, выступающих по программе мастеров спорта
  • ГЛАВА 4. ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ СОПРЯЖЕННОГО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ЭТАПЕ УГЛУБЛЕННОЙ ПОДГОТОВКИ
    • 4. 1. Теоретическое обоснование эффективности использования упражнений сопряженного воздействия в процессе СФП
    • 4. 2. Закономерности взаимосвязи физических способностей и двигательных навыков в художественной гимнастике
    • 4. 3. Характеристика экспериментальной программы
    • 4. 4. Результаты экспериментальной проверки эффективности методики сопряженного развития физических способностей на этапе углубленной подготовки
      • 4. 4. 1. Анализ изменений показателей уровня развития физических способностей в период проведения эксперимента в контрольной и экспериментальной группе
      • 4. 4. 2. Анализ результатов экспертной оценки соревновательных элементов различной технической сложности, выполняемых гимнастками до и после эксперимента
      • 4. 4. 3. Анализ соревновательных результатов гимнасток контрольной и экспериментальной групп в период проведения эксперимента
  • ВЫВОДЫ

Сопряженное развитие физических способностей на этапе углубленной подготовки в художественной гимнастике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный этап развития художественной гимнастики, рост сложности соревновательных программ предъявляют повышенные требования к уровню физической подготовленности гимнасток. На первый план выступает специальная физическая подготовка (СФП), которая направлена на околопредельную реализацию индивидуальных возможностей гимнасток, максимальную степень их физического развития. Трудность отдельно взятых элементов и соревновательных композиций стремительно возрастает, увеличивается объем и интенсивность тренировочной нагрузки, количество и продолжительность соревнований. Многие тренеры на практике столкнулись с тем, что разработанные более 20 лет назад методики развития физических способностей неэффективны и занимают значительную часть времени тренировочного занятиякритерии оценки ряда физических способностей гимнасток, особенно гибкости, уже не актуальны в современной гимнастике. В связи с этим они теряют ориентиры в процессе СФП, не могут скоординировать компоненты физической и технической подготовки. Тренеры интуитивно ведут поиск средств и методов, которые позволяют достичь гимнасткам высоких соревновательных результатов и соответствуют современным требованиям вида спорта. Однако, невозможно достигнуть необходимого уровня развития физических способностей в короткие сроки и с наименьшими затратами сил без научнообоснованной методики. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Процесс специальной физической подготовки на этапе углубленной подготовки в художественной гимнастике. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Средства сопряженного развития физических способностей на этапе углубленной подготовки в художественной гимнастике. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Повысить уровень физической подготовленности гимнасток путем реализации методики сопряженного развития физических способностей для освоения технически сложных соревновательных элементов на этапе углубленной подготовки в художественной гимнастике. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: 1. Определить уровень проявления физических способностей, необходимый для овладения техникой соревновательных упражнений повышенной сложности гимнастками на этапе углубленной подготовки. 2. Выявить степень влияния уровня физической подготовленности гимнасток на качество исполнения соревновательных элементов. 3. Теоретически разработать и экспериментально обосновать эффективность методики сопряженного развития физических способностей на этапе углубленной подготовки. НАУЧНАЯ НОВИЗНА: Выявлены наиболее значимые физические способности гимнасток на этапе углубленной подготовкиСкорректированы критерии оценивания уровня развития таких физических способностей как активная и пассивная гибкость в тазобедренных суставах, и прыжковая выносливостьОпределена степень влияния уровня развития ведущих физических способностей на качество выполнения технически сложных элементов всех структурных групп упражнения без предметаТеоретически обоснована, разработана и экспериментально проверена методика сопряженного развития физических способностей у гимнасток на этапе углубленной подготовки. НРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ: Разработаны комплексы сопряженного развития физических способностей с учетом задач общеподготовительного и специально-подготовительного этапов подготовительного периода, сложности соревновательных элементов, требований правил соревнований и тенденций развития художественной гимнастики. Внедрение комплексов в тренировочный процесс способствовало повышению уровня развития физичеС И способностей и исполнительского мастерства гимнасток на этапе углубКХ ленной подготовки. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ: 1. Достижение высоких соревновательных результатов гимнастками на этапе углубленной подготовки возможно при условии околопредельного развития таких физических способностей, как пассивная и активная гибкость, а также статическое и динамическое равновесие. 2. Разработка методики сопряженного развития физических способностей основывается на выявленных взаимосвязях между степенью комплексного проявления физических способностей и качеством исполнения технически сложных соревновательных элементов. 3. Повышение уровня исполнительского мастерства гимнасток может быть достигнуто посредством реализации разработанной методики сопряженного развития физических способностей с учетом периодизации тренировочного процесса гимнасток.

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ

: Работа состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Основная часть работы изложена на 114 листах компьютерного текста, включая 13 таблиц и 10 рисунков. СПИСОК_ЛИТЕРАТУРЫ насчитывает 150 источников, из которых 5 на иностранных языках.

ВЫВОДЫ:

1. На основе анализа правил соревнований по художественной гимнастике 2001;2005 гг., видеоматериалов соревновательных выступлений гимнасток кандидатов и мастеров спорта, а также сильнейших гимнасток мира, обобщения данных анкетирования тренеров и педагогических наблюдений выявлено, что современные требования вида спорта обусловливают необходимость проявления околопредельного уровня развития ряда физических способностей при выполнении технически сложных соревновательных элементов, наличие которых необходимо в соревновательных композициях гимнасток на этапе углубленной подготовки.

2. Выявлено, что ведущие позиции перспективных гимнасток в соревновательном рейтинге обеспечиваются более высоким уровнем развития таких физических способностей как:

• Гибкость (активная и пассивная гибкость в тазобедренных суставах, активная и пассивная гибкость в позвоночнике);

• Координационные способности (статическое и динамическое равновесие).

Средние значения уровня развития этих физических способностей у гимнасток перспективной группы составляют 7,12± 0,08 балла, что на 2,08 балла превышает показатели гимнасток среднего уровня (5,04+0,02). Различия статистически значимы при р<0,05.

3. Выявлено, что для таких ведущих физических способностей как активная и пассивная гибкость в тазобедренных суставах имеющаяся система оценок в настоящее время утратила свою актуальность. Разработаны новые критерии, при которых высоким показателем уровня развития пассивной гибкости в тазобедренных суставах можно считать угол разведения ног в шпагат на 225−230°. Это на 15% превышает имеющиеся критерии оценки теста «Шпагат». Высоким показателем уровня развития активной гибкости по тесту «Шпагат в висе» можно считать угол разведения ног в 180°, что на 20% превышает имеющиеся показатели для мастеров спорта. Разработана система оценки контрольного упражнения «Прыжки с двойным вращением вперед», определяющего уровень развития прыжковой выносливости. Высоким показателем является выполнение 130−150 прыжков с двойным вращением скакалки вперед.

4. Определено, что перспективные гимнастки, обладающие высоким уровнем развития физических способностей, могут выполнять в соревновательной программе технически более сложные соревновательные элементы ценностью до 0,7 балла, что увеличивает техническую трудность соревновательной композиции в целом по сравнению с технической трудностью элементов, выполняемых гимнастками среднего уровня. Среднее значение экспертной оценки перспективных спортсменок превышает средний балл гимнасток среднего уровня на 0,18±0,02 балла за выполнение прыжковых элементов, на 0,14±0,03 — за выполнение равновесий, на 0,28±0,05 — поворотов и :• на 0,21±0,06 — наклонов. Различие значений средних показателей по сумме всех выполненных элементов составляет 0,22±0,02 балла и является статистически достоверным при р<0,05.

5. Выявлены сильные корреляционные связи между уровнем развития ряда ведущих физических способностей и качеством выполнения технически сложных элементов всех структурных групп упражнения без предмета: с прыжковыми элементами (г=0,68), с равновесиями (г=0,69), с поворотами (г=0,61), с элементами на гибкость (г=0,60), что еще раз подтверждает непосредственное влияние степени физической подготовленности гимнасток на их соревновательный результат.

6. Разработана методика сопряженного воздействия, оказывающая положительный эффект как на развитие физической и технической подготовленности гимнасток, так и на соревновательный результат, состоящая их трех комплексов упражнений, преимущественно направленных на развитие гибкости и функции равновесия, трех комплексов, преимущественно направленных на развитие прыгучести, силы мышц ног и прыжковой выносливости, и комплекс развивающих акробатических упражнений, включающий в себя соревновательные элементы повышенной сложности.

7. Установлено и экспериментально подтверждено, что после внедрения разработанной методики сопряженного развития физических способностей в подготовительный период учебно-тренировочного процесса, у гимнасток экспериментальной группы статистически значимо (р<0,05) повысились следующие показатели:

• уровень физической подготовленности возрос на 15,8% (с 4,84±0,06 до 6,42±0,09 балла);

• степень технической подготовленности по результатам экспертной оценки — с 0,58±0,08 до 0,78±0,06 балла.

• средние значения оценок за техническую ценность композиции увеличились на 0,95± 0,06 балла — с 4,9±0,07 до 5,85±0,06.

• средние показатели итоговых соревновательных оценок повысились на 1,24± 0,07 балла — с 17,79±0,04 до 19,03±0,08 баллов.

У гимнасток контрольной группы вышеперечисленные показатели изменились незначительно.

Таким образом, результаты педагогического эксперимента доказали эффективность воздействия предложенной методики сопряженного развития на уровень физической и технической подготовленности гимнасток, а также на уровень их исполнительского мастерства.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Для повышения уровня физической и технической подготовленности гимнасток на этапе углубленной подготовки целесообразно включать в подготовительный период учебно-тренировочного процесса комплексы упражнений сопряженного воздействия, выполнение которых позволит гимнасткам к соревновательному периоду достичь максимальной степени готовности к выполнению технически сложных соревновательных элементов.

2. Включать комплексы сопряженного развития в процесс специальной физической подготовки гимнасток рекомендуется следующим образом: во втягивающем, базовом и контрольном мезоциклах подготовительного периода учебно-тренировочного процесса следует использовать два комплекса СФП. Первый направлен на совокупное развитие гибкости и функции равновесия, второй — на развитие прыгучести, силы мышц ног и прыжковой выносливости.

3. С целью достижения наибольшего эффекта, выполнение комплекса упражнений, направленного на развитие гибкости и функции равновесия, целесообразно выполнять в конце подготовительной части учебно-тренировочного занятия, а прыжковый комплекс — в конце основной части занятия. Чередовать выполнение комплексов рекомендуется следующим образом: понедельник, среда, пятница — комплекс, направленный на развитие гибкости и функции равновесиявторник, четверг, суббота — прыжковый комплекс.

4. Для достижения положительного эффекта необходимо планомерно повышать объем и интенсивность нагрузок, используя приведенные в комплексах дозировки упражнений. Повышать дозировку следует в начале каждого микроцикла.

5. Использование развивающего акробатического комплекса следует начинать в шлифовочном мезоцикле подготовительного периода учебно-тренировочного процесса, постепенно, в начале каждого микроцикла изменяя дозировку. Рекомендуется выполнять акробатический комплекс в конце подготовительной части учебно-тренировочного занятия три раза в неделю.

Поскольку упражнения акробатического комплекса оказывают комплексное воздействие, носят сопряженный характер и включают в себя технически сложные соревновательные элементы, его использование будет оказывать положительное воздействие и в соревновательном периоде учебно-тренировочного процесса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н.Я. Исследование гибкости и экспериментальное обоснование методики ее развития: дисс. канд. пед. наук / Н.Я. Алисов- Ленинградский гос. ун-т им. А. А. Жданова. Л., 1971. — 165 с.
  2. , Н.Я. Исследование гибкости и экспериментальное обоснование методики ее развития: автореф. дисс.. канд. пед. наук / Н.Я. Алисов- Ленинградский гос. ун-т им. А. А. Жданова. Л., 1971.-20 с.
  3. , Л.Я. Интегральная подготовка гимнастов (на примере сборной команды страны): дисс.. канд. пед. наук / Аркаев Леонид Яковлевич- Санкт-Петербургская гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. -СПб., 1994.-263 с.
  4. , Л.Я. Как готовить чемпионов / Л. Я. Аркаев, Н. Г. Сучилин. -М.: Физкультура и спорт, 2004. 328 е., ил. -
  5. , Л.Я. Методологические основы современной системы подготовки гимнастов высшего класса / Л. Я. Аркаев, Н. Г. Сучилин // Теория и практика физ. культуры. 1997. — № 11. — С. 17−25.
  6. , Б.А. Теория и методика физического воспитания: учеб. для студентов факультета физ. культуры пед. ин-тов / Б. А. Ашмарин М.: Просвещение, 1990 — 287 е.: ил. — ISBN 5−09−1 807−3.
  7. , А.А. Цифровое устройство для измерения прыгучести / А. А. Балабанов // Теория и практика физ. культуры. 1981. — № 5. — С. 54.
  8. , В.К. Организация непрерывного контроля за двигательными функциями организма спортсмена / В. К. Бальсевич, А. И. Пьянзин // Теория и практика физической культуры. 2004. — № 5. — С. 32−34.
  9. , К.А. Физиологическая характеристика художественной гимнастики: методическая разработка / К. А. Батурин, Л. А. Юсупова. -Минск: б.и., 1984. 62 с.
  10. , Н.А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн, И. Н. Фейгенберг. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 287 е.: ил. — ISBN 5−28 800 339−1.
  11. , Е.В. Исследование функции равновесия тела и пути ее совершенствования при занятиях художественной гимнастикой: дисс. .канд. пед. наук / Бирюк Елена Викторовна- Киевский гос. ин-т физ. культуры. -Киев, 1971.-206 с.
  12. , Е.В. Исследование функции равновесия тела и пути ее совершенствования при занятиях художественной гимнастикой: автореф. дисс. .канд. пед. наук /Е.В. Бирюк- Киевский гос. ин-т физ. культуры. -Киев, 1971.-27 с.
  13. , Е.В. Художественная гимнастика: пособие./Е.В. Бирюк. Киев: Радянська школа, 1981. — 102 е.: ил.
  14. , Г. К. Многофакторные корреляционные модели показателей гибкости в произвольных движениях (на примере художественной гимнастики) / Г. К. Брагина. М. б.и., 1970. — 58 с.
  15. , Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю. В. Верхошанский. М.: Физкультура и спорт, 1988. -380 с.
  16. , Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю. В. Верхошанский. М.: Физкультура и спорт, 1985. -176 с.
  17. , Э.В. Прыгучесть и прыжковая выносливость у занимающихся художественной гимнастикой / Э. В. Ветошкина: в кн. Гимнастика, вып. 2. М.: б.и., 1971. — С. 53−55.
  18. , Э.В. Совершенствование технического мастерства в прыжковых упражнениях художественной гимнастики: автореф. дисс. канд. пед. наук / Э.В. Ветошкина- Гос. центральный ордена Ленина ин-т физ. культуры. М., 1981.-23 с.
  19. , И.А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике: дисс.. канд. пед. наук 13.00.04: защищена 27.02.03 / Винер Ирина Александровна- Санкт-Петербургская гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 2003. — 120 с.
  20. , А.В. Структура координационных способностей и методика их контроля у детей 11−12 лет: автореф. дисс.. канд. пед. наук / А.В. Вишняков- Институт возрастной физиологии РАО. М., 1993. — 23 с.
  21. , В.Ю. Технология развития гибкости: Учеб. пособие / В. Ю. Волков, А.Б. Юшин- СПбГТУ. СПб.: б.и., 1995. — 60 с.
  22. , Н.А. К вопросу о тестировании детей младшего школьного возраста / Н. А. Воробьева // Сборник научных трудов молодых ученых / Смоленский гос. ин-т физ. культуры. Смоленск. — 2000. — С. 48.
  23. , Ю.К. Спортивная гимнастика: Учебник для ин-тов физ. культуры / Ю. К. Гавердовский, В. М. Смолевский. М.: Физкультура и спорт, 1979.-327 с.
  24. , Ю.К. Техника гимнастических упражнений / Ю. К. Гавердовский. М.: Терра-Спорт, 2002. — 508 с.
  25. Гимнастика: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. M.JI. Журавина, Н. К. Меньшикова. 2-е изд. — М.: Академия, 2002. — 444 е.: ил.-ISBN 5−7695−1197−4.
  26. Гимнастика: учеб. для стул. Высш. уч. заведений / под ред. M.JI. Журавина, Н. К. Меньшикова. 3-е изд. — М.: Академия, 2005. — 448 е.: ил. -ISBN 5−7695−2390−5.
  27. , М.А. Специальная физическая подготовка юных спортсменок высокой квалификации в художественной гимнастике: учебное пособие / М. А. Говорова, А. В. Плешкань. М.: б.и., 2001. — 50 е.: ил.
  28. , В.Е. Показатели специальной физической подготовленности высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике / В. Е. Горохова // Теория и практика физ. культуры. 2002. — № 5. — С. 22.
  29. , В.Е. Специальная физическая подготовка гимнасток к выполнению серй из элементов повышенной трудности: автореф.. дисс. канд. пед. наук / В.Е. Горохова- Рос. гос. акад. физ. культуры. М., 2002. -26 с.
  30. , О. Совершенствование уровня специальной технической под-гтовленности гимнасток 9−14 лет: автореф. дисс.. канд. пед. наук / О. Донди- Санкт-Петербургская гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгаф-та. СПб., 1999.-21 с.
  31. , В.М. Методы совершенствования физической подготовки / В. М. Дьячков // Доклад на Первой всероссийской метод, конференции тренеров по спорту. М., 1960. — 57 с.
  32. , В.М. Физическая подготовка спортсмена / В. М. Дьячков. -Изд. 2-е, перераб. -М.: Физкультура и спорт, 1967. 40 с.
  33. , Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры: Материалы к лекциям и семинарам / Б.В. Евстафьев- Гос. дважды орденоносный ин-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. Л., 1985. — 133 с.
  34. , Л.М. Специальная физическая подготовка гимнасток младшего школьного возраста: (7−8 лет): автореф. дисс.. канд. пед. наук / Л.М. Захарова- Гос. дважды орденоносный ин-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. Л., 1984. — 24 с.
  35. , В.М. Спортивная метрология / В. М. Зациорский. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 256 с.
  36. , В.М. Физические качества спортсмена (основы теории и методики физического воспитания). 2-е изд. / В. М. Зациорский. — М.: Физкультура и спорт, 1970. — 199 с.
  37. , Е.А. Особенности взаимосвязи «пульсовых режимов» и качества выполнения сложнокоординационых упражнений в художественной гимнастике / Е. А. Земсков, И. В. Каледин // Теория и методика физ. культуры. 1999. — № 9.-С. 14.
  38. , Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости / Н. В. Зимкин. М.: Физкультура и спорт, 1956. — 206 с.
  39. , Н.В. Физиологическое обоснование физической культуры и спорта: метод. Указания / Н. В. Зимкин, Е.Б.Сологуб- Гос. дважды орденоносный ин-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. Л., 1972. — 75 с.
  40. , Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для ин-тов и фак. физ. культуры / Е. П. Ильин СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 486 с. — ISBN 5−8064−0181−2.
  41. , Ю.М. Методика развития равновесия у детей школьного возраста: автореф. дисс.. канд. пед. наук / Ю.М. Кабанов- Белорус, гос. ин-т физ. культуры. Минск, 1992. — 23 е.: ил.
  42. , С.В. Физическая подготовка юных спортсменов / С. В. Каледин. М.: Физкультура и спорт, 1968. — 51 с.
  43. , М. Воспитание функции равновесия / М. Каль // Теория и практика физ. культуры. 2005. — № 2. — С.62−63.
  44. , JI.A. Методика многолетней спортивной подготовки занимающихся художественной гимнастикой: учеб. пособие / JI.A. Карпенко, Санкт-Петербургская гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. -СПб.: б.и., 1998.-36 с.
  45. , Л.А. Характеристика компонентов спортивной подготовки в художественной гимнастике / Л. А. Карпенко, Санкт-Петербургская гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. СПб.: б.и., 1998. — 27 с.
  46. , Л.А. Основы спортивной подготовки в художественной гимнастике: учебное пособие / Л. А. Карпенко, Санкт-Петербургская гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. СПб.: б.и., 2000. — 36 с.
  47. , Л. Обучение детей художественной гимнастике: пер. с болг. / Л. Кечеджиева, М. Ванкова, М. Чипрянова. М.: Физкультура и спорт, 1985. — 93 е.: ил.
  48. , Л.В. Методика оценки специальной физической подготовленности акробаток-прыгуний высокой квалификации / Л. В. Кобзарь // Теория и практика физ. культуры. 1997. — № 3. — С. 15−18.
  49. , В.Б. Надежность исполнения в гимнастике / В.Б. Корен-берг. М.: Физкультура и спорт, 1970. — 192 с.
  50. , А.С. Педагогический контроль в спортивной деятельности на основе показателей равновесия: автореф. дисс.. канд. пед. наук / А.С.
  51. Корнеев- Гос. дважды орденоносный ин-т физ. культуры им. П.Ф. Jlec-гафта. СПб., 1988.-20 с.
  52. , С.А. Комплексная оценка специальной физической подготовленности в художественной гимнастике: дисс.. канд. пед. наук / Кувшинникова Светлана Александровна- Гос. центральный ордена Ленина ин-т физ. культуры. М., 1983. — 178 с.
  53. , С.А. Комплексная оценка специальной физической подготовленности в художественной гимнастике: автореф. дисс. канд. пед. наук / С.А. Кувшинникова- Гос. центральный ордена Ленина ин-т физ. культуры. М., 1983. — 24 с.
  54. , B.C. Физическая культура. Силовая подготовка детей школьного возраста: метод, пособие / B.C. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. М.: НЦ ЭНАС, 2003. — 196 с.
  55. , Ю.Ф. Теория и методика физической культуры (курс лекций): учеб. пособие / Ю. Ф. Курамшин, В.И. Попов- Санкт-Петербургская гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. СПб.: б.и., 1999. — 327 с. -ISBN 5−7065−0433−4.
  56. , Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник для студентов высш. учеб. заведений / Ю. Ф. Курамшин М.: Советский спорт, 2003.: ил. — 463 с. — ISBN 5−85 009−747−3.
  57. , Т.П. Количественная оценка качественных показателей прыжковой подготовленности в художественной гимнастике: автореф. дисс.. канд. пед. наук / Т.П. Лазаренко- Гос. центральный ордена Ленина ин-т физ. культуры. М., 1990. — 22 с.
  58. , Г. Ф. Биометрия: Учеб. пособие для студентов биол. спец. вузов / Г. Ф. Лакин. -1980. М.: Высшая школа, 1980. — 294 е.: ил.
  59. , Н.П. Как стать сильным / Н. П. Лапутин. Киев: Здоровье, 1986.-30 с.
  60. , Т.С. Художественная гимнастика: учебник для ин-тов физ. культуры / под общ. ред. Т. С. Лисицкой. М.: Физкультура и спорт, 1982.-232 е.: ил.
  61. , Т.С. Комплексная оценка специальной физической подготовленности в художественной гимнастике / Т. С. Лисицкая, С.А. Кув-шинникова // Теория и практика физ. культуры. -1986. № 12. — С.34−37.
  62. , Т.С. Основные направления подготовки советских спортсменок в художественной гимнастике к XXV Олимпийским играм 1992 г.: методические рекомендации / Т. С. Лисицкая, Л. Я. Аркаев, Н. И. Кузьмина. М.: б.и., 1989. — 22 с.
  63. , Е.Н. Как стать сильным и выносливым Е.Н. Литвинов. -М.: Просвещение, 1984. 63 с.
  64. , И.Т. Алгоритмизация процесса скоростно-силовой подготовки спортсменов / И. Т. Лысаковский.- Сиб. гос. акад. физ. культуры. -Омск, 1997.-240 с.
  65. Лях, В. И. Гибкость: основы измерения и методики развития / В. И. Лях // Физ. культура в школе. 1999. -№ 1. — С. 4−10.
  66. , Г. Я. Исследование путей повышения эффективности прыжков в художественной гимнастике: автореф. дисс.. канд. пед. наук / Г. Я. Макарова- Всесоюз. науч.-иследоват. ин-т физ. культуры. М., 1976.-27 с.
  67. , Е.Ю. Структура специальной двигательной подготовки, определяющей техническое мастерство в художественной гимнастике: дисс.. канд. пед. наук / Макарова Елена Юрьевна- Рос. гос. акад. физ. культуры. М., 1998. — 163 с.
  68. , Э.Х. Специальная двигательная подготовка спортсменок в художественной гимнастике: дисс.. канд. пед. наук / Мамедова Эльна-ра Хайреддин Кизи- Гос. центральный ордена Ленина ин-т физ. культуры.-М., 1989.-147 с.
  69. , Л.П. Основы спортивной тренировки / Л. П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1977. — 280 с.
  70. , Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для ин-тов физ. культуры / Л. П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 542 с.
  71. , Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учебник для высш. спец. физ. учеб. заведений / Л. П. Матвеев. -Изд. 3-е. СПб.: Лань, 2003. — 160 с.
  72. , Л.П. Теория и методика физического воспитания: Учебник для ин-тов физ. культуры, Т.2 / Л. П. Матвеев, А. Д. Новиков. М.: Физкультура и спорт, 1976. — 256 е.: ил.
  73. Материалы научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Л. П. Орлова (Санкт-Петербург 15−16 января 2002. г.) / Санкт-Петербургская гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. -СПб., 2001. -127 е.: ISBN 5−7065−0358−3.
  74. , Ю.В. Методологические основы физической подготовки гимнастов / Ю. В. Менхин // Теория и практика физ. культуры. 1997. -№ 11.-С. 26, 39−40.
  75. , Ю.В. О главном принципе специальной физической подготовки гимнастов / Ю. В. Менхин // Теория и практика физ. культуры. -1977.-№ 4.-С. 20−24.
  76. , Ю.В. Основы физической подготовки гимнастов: метод. Разработка для студентов ГЦОЛИФКа / Ю.В. Менхин- Гос. центральный ордена Ленина ин-т физ. культуры. М.: б.и., 1985. — 28 с.
  77. , Ю.В. Специальная физическая подготовка гимнастов: уч. пособие для слушателей фак. повышения квалификации ГЦОЛИФКа / Ю.В. Менхин- Гос. центральный ордена Ленина ин-т физ. культуры. -М.: б.и., 1985.-77 с.
  78. , Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике / Ю. В. Менхин. -М.: Физкультура и спорт. -1989. 224 с.
  79. , Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика: Уч. пособие для ВУЗов физ. культуры / Ю. В. Менхин. М.: Спортака-дем пресс, 2003. — 303 с.
  80. , Ю.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика: Учеб. для вуз. физ. культуры /Ю.В. Менхин, А. В. Менхин. Ростов н/Д.: Феникс, 2002 — 348 е.: ил. ISBN 5−222−2 298−6.
  81. , Л.Д. Примерная классификация базовых двигательных координации по ряду общих и специфических признаков и структурных элементов / Л. Д. Назаренко // Теория и практика физ. культуры. 2003. -№ 8. -С. 19−21.
  82. , Л.Д. Прыгучесть как двигательно-координационное качество / Л. Д. Назаренко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. — № 3. — С.28.
  83. , Л.Д. Прыгучесть. Методика ее развития / Л. Д. Назаренко, С. М. Сафаев // Физическая культура в школе. 2003. — № 5. — С. 45−48.
  84. , Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности / Ю. М. Николаев // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 6. — С. 2−10.
  85. , А.А. Основы спортивного мастерства / А. А. Новиков. М.: Всесоюз. науч.-иследоват. ин-т физ. культуры. — М., 2003. — 197 с.
  86. , Л.А. Воспитание физических способностей детей 7−10 лет средствами гимнастики: автореф. дисс. канд. пед. наук / Л.А. Новикова- Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. М., 2004. — 23 с.
  87. , Н.Н. Применение сопряженного метода физической подготовки в групповых упражнениях: автореф. дисс.. канд. пед. наук / Н.Н. Ночевная- Гос. центр, ин-т физ. культуры. М., 1990. — 22 с.
  88. , Н.Г. Молодому коллеге / Н. Г. Озолин. М.: Физкультура и спорт, 1988. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 288 с.
  89. , Н.Г. Настольная книга тренера: наука побеждать монография. / Н. Г. Озолин. М.:АСТ: Астрель, 2002. 863 с.
  90. , Н.Г. Современная система спортивной тренировки / Н. Г. Озолин. М.: Физкультура и спорт, 1970. — 477 с.
  91. , Н.Г. Спортсменам о спортивной тренировке / Н. Г. Озолин. -М.: Физкультура и спорт, 1966. 75 с.
  92. , Л.П. Художественная гимнастика: Учебное пособие для ин-тов физ. культуры / Под общей редакцией Л. П. Орлова. М.: Физкультура и спорт, 1973.- 193 с.
  93. , A.M. Основы координационной подготовки спортсменов / A.M. Пидоря, М. А. Годик, А. И. Воронов. Омск: РИО Упринформпеча-ти Ом. Обл. тип., 1992. — 76 е.: ил.
  94. , В.М. Координация спортсмена и методика ее совершенствования: уч.-метод. пособие / В. М. Платонов, М. М. Булатова. Киев: Киевский гос. ин-т физ. культуры, 1992. — 52 с.
  95. , Т. Влияние утомления на надежность выполнения базовых элементов в художественной гимнастике / Т. Полищук // Теория и практика физ. культуры. 2001. — № 11. — С. 7.
  96. Правила судейства по художественной гимнастике / Международная Федерация гимнастики- Технический комитет по художественной гимнастике, 1998. -122 с.
  97. Правила судейства по художественной гимнастике / Международная Федерация гимнастики- Технический комитет по художественной гимнастике, 2001. -125 с.
  98. Правила судейства по художественной гимнастике / Международная Федерация гимнастики- Технический комитет по художественной гимнастике, 2005. -122 с.
  99. , Г. Тренируемость равновесия у женщин разного возраста / Г. Прус // Теория и практика физ. культуры. 1999. — № 12. — С. 48.
  100. , Е.А. Как стать сильным и выносливым / Е. А. Разумовский. М.: Знание, 1984. — 64 с.
  101. , Е.Ю. Исследование развития мышечной силы у гимнастов в связи с изучением ее прогностической значимости для отбора в ДЮСШ: ав-тореф. дисс.. канд. пед. наук / Е.Ю. Розин- Всесоюз. науч.-исследоват. ин-т физ. культуры. М., 1971. — 32 с.
  102. , Е.Ю. Некоторые теоретико-методологические аспекты педагогического контроля физического состояния и подготовленности спортсменов / Е. Ю. Розин // Теория и практика физ. культуры. 1997. — № 11. -С. 41−43.
  103. , С.А. Развитие способности к равновесию у детей 6−7 лет: дисс. .канд. пед. наук / Руденко Сергей Александрович- Санкт-Петербургская гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 1999. -247 с.
  104. , Л.П. Советы тренерам: (Сб. упражнений и метод, рек.) / Л. П. Семенов. Изд. 2-е перераб — М.: Физкультура и спорт, 1980. — 175 е.: ил.
  105. , Ф.Р. Прыжковая подготовка спортсменок в художественной гимнастике: автореф. дисс.. канд. пед. наук / Ф.Р. Сибгатулина- Моск. гос. акад. физ. культуры. Малаховка, 2004. — 25 с.
  106. , А.П. Теория и методика спортивной тренировки / А.П. Сло-бодян- Краснодарская гос. акад. физ. культуры. Краснодар: б.и., 1995. -143 с.
  107. , Ю.И. Взаимосвязь показателей физической подготовленности, антропометрических данных и соревновательных достижений в художественной гимнастике / Ю. И. Смирнов, Е. Б. Соловьева // Теория и практика физ. культуры. 1972. — № 2. — С. 16−21.
  108. Спортивная гимнастика: энциклопедия/ Федерация спортивной гимнастики России, Содружество «СпортУниверГрупп" — под. Ред. Л .Я. Аркае-ва, сост. В. М. Смолевский. М.: АнитаПресс, 2006. — 384 е.: ил. — ISBN 5−903 124−01−1.
  109. , Р.И. Техника и методика обучения высокодалеким прыжкам в художественной гимнастике: дисс.. канд. пед. наук / Тарнопольская Раиса Иоганновна- Гос. дважды орденоносный ин-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. Л., 1983. — 176 с. -
  110. , Р.И. Техника и методика обучения высокодалеким прыжкам в художественной гимнастике: автореф. дисс.. канд. пед. наук / Р.И. Тарнопольская- Гос. дважды орденоносный ин-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. Л., 1983. — 22 с.
  111. , О.Л. Совершенствование контроля за физической подготовленностью гимнасток / О. Л. Трещева // Тезисы докладов 5-й межвузовской научн. конф. молодых ученых / Омский гос. ин-т физ. культуры. -Омск.-1987.-С. 39−40.
  112. , Г. С. Гибкость как физическое качество / Г. С. Туманян, С. К. Харкацидис // Теория и практика физ культуры. 1998. — № 2. — С. 48−50.
  113. , Е.Г. Изменение индивидуальных трудностей в ходе освоения упражнений с предметами в художественной гимнастике / Е. Г. Тупицина // Сборник научных трудов молодых ученых / Смоленский гос. ин-т физ. культуры. Смоленск. — 2000. — С. 21.
  114. , З.Г. Физическая подготовка в художественной гимнастике / З. Г. Тучкина // Сб. Гимнастика, вып. 1. М.: Физкультура и спорт, 1971. -С. 48.
  115. , А.И. Комплексный контроль в спорте: теоретико-методические, технические и информационные аспекты: Уч. пособие. -Изд. 2-е перераб. и доп./ А. И. Федоров Челябинск: Урал. Гос. акад физ. культуры, ЧГНОЦ УрО РАО, 2004. — 140 с.
  116. , Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений физ. культуры / Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов. М.: Академия, 2002. — 479 е.: ил. — ISBN 5−76 950 853−1.
  117. , Т.Е. Комплексное развитие физических качеств девочек 3−7 лет методами художественной гимнастики: автореф. дисс.. канд. пед. наук / Т.Е. Цаплина- всес. науч.-исследоват. ин-т физ. культуры и спорта. -М., 2001.-22 с.
  118. , Н.И. Управление тренировочными нагрузками спортсменок высших разрядов в художественной гимнастике: автореф. дисс.. канд. пед. наук / Н.И. Царькова- Гос. центральный ордена Ленина ин-т физ. культуры. М., 1980. — 23 с.
  119. , Н.М. Содержание прыжковой подготовки в художественной гимнастике на этапе углубленной специализации: дисс.. канд. пед. наук / Шевкова Надежда Михайловна- Гос. дважды орденоносный ин-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. Л., 1989. — 211 с.
  120. , Г. А. Исследование вестибулярной функции у спортсменов / Г. А. Шорин // Теория и практика физ. культуры. 1995. — № 10. — С. 10, 23.
  121. , И. Проучване въерху системата на спортно-педагогическия контрол в художествената гимнастика / И. Банков, М. Ванкова // Въпро-си на физическата култура. 1977. -№ 9. — С. 486−493.
  122. Lintunen, Т. Self-Perceptions, Fitness, and Exercise in Early Adolescence: A Four-Year Follow Up Study / T. Lintunen. — Jyvaskyla: University of Jy-vaskyla, 1995. — 87 p. — ISBN 951−34−0651−2. — ISBN 0356−1070.
  123. Raczek, J. Koordynacyjne zdolonosci motoryczne dzieci I mlodziezy / J. Raczek, W. Mynarski. Katowice: AWF, 1992. — 136 p.
  124. Siedentop, D. Introduction to Physical Education, Fitness, and Sport / D. Siedentop. London: Mayfield Publishing Company, 1990. — 382 p.: cm. ISBN 0−87 484−771−0.
  125. Wilmore J.H. Physiology of Sport and Exercise / J.H. Wilmore, D.L. Costill. Champaighn: Human Kinetics, 1994. — 549 p.1. АНКЕТА1. Уважаемые тренеры!
  126. Заранее благодарны за помощь!
  127. Используете ли Вы в учебно-тренировочных занятиях специальные комплексы упражнений, направленные на совершенствование СФП гимнасток? Нужное подчеркнуть: — да нет
  128. На занятии присутствовалочеловек
  129. Задача педагогического наблюдения: Определить количественный состав используемых средств специальной физической подготовки в учебно-тренировочном занятии
  130. Прыжок шагом с наклоном туловища назад —1 D 0,4
  131. Прыжок шагом в кольцо и с наклоном туловища назад -- Е 0,5
  132. Жете ан турнан с наклоном туловища назад D F 0,6
  133. Прыжок шагом с захватом в полете стопы и немедленная остановка в положении заднего шпагата с помощью Н 0,816. Прыжок «Казак» А, А 0,1
  134. Прыжок «Казак» с ногой вверх без помощи, А С 0,3
  135. Прыжок «Казак» в кольцо с ногой вверх без помощи, А Е 0,5t
  136. Прыжок «Казак» с ногой вверх без помощи, с 1А поворота всего тела в полете (180°) V / F 0,6
  137. Прыжок «Казак» с ногой вверх без помощи, с поворотом всего тела в полете (360°) Г Н 0,82. Равновесия 21. Арабеск В 0,222. «Турлян» в арабеске на 180° D 0,4
  138. Равновесие в заднем шпагате без помощи Е 0,524. «Турлян» в заднем шпагате без помощи на 180° V is G 0,725. «Турлян» в заднем шпагате без помощи на 360° ф I 0,9
  139. Равновесие, свободная нога вперед в горизонтальном положении В 0,2
  140. Поворот на 360° в арабеске 1, В 0,2
  141. Поворот на 360° в арабеске, наклон туловища назад 1, D 0,4
  142. Поворот на 360°, свободная нога в кольцо без помощи i F 0,6
  143. Поворот на 360°, свободная нога в кольцо без помощи выше головы i G 0,7
  144. Поворот на 360°, свободная нога в кольцо без помощи, бедро касается головы i H 0,8
  145. Поворот на 360°, свободная нога вперед в горизонтальном положении к В 0,2
  146. Поворот на 360°, свободная нога вперед в шпагат без помощи г С 0,3
  147. Поворот на 720°, свободная нога вперед в горизонтальном положении? D 0,4
  148. Поворот на 720°, свободная нога вперед в горизонтальном положении, постепенное сгибание опорной ноги JDl E 0,5
  149. Поворот на 720°, свободная нога вперед в горизонтальном положении, постепенное сгибание опорной ноги и возвращение к прямой опорной ноге la Dt G 0,74. Наклоны
  150. Наклон туловища назад в стойке на коленях Л, А 0,1
  151. Наклон туловища назад в положении лежа на животе В 0,2
  152. Наклон туловища назад лежа на груди, ноги вверх с помощью Jl D 0,4
  153. Наклон туловища назад лежа на груди, ноги вверх без помощи Е 0,5
  154. Из наклона назад лежа на животе, переход без перерыва в наклон назад лежа на груди, ноги вверх без помощи ' л. G 0,7
  155. Из положения стоя, наклон туловища назад, передний шпагат J В 0,2
  156. АЛ. Подъемом с пола, наклон туловища назад, передний шпагат J D 0,4
  157. Из заднего шпагата с помощью, наклон назад и смена опорной ноги | 1 F 0,6
  158. Из положения стоя, «турлян» на 180° в положении наклона туловища назад, передний шпагат 1 G 0,7
Заполнить форму текущей работой