Психологическая подготовленность и характеристика личности высококвалифицированных спортсменов в синхронном плавании
В соревнованиях спортсмен действует, используя знания, умения и на-выки, полученные и закрепленные в процессе тренировки. Формирование необходимых для выполнения соревновательных программ умений и навы-ков, их объем и качественное своеобразие находятся в зависимости от усл-вий, в которых происходит подготовка спортсмена и которые постепенно становятся привычными. Однако соревновательные условия… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Общая характеристика психологических факторов, опреде-ляющих достижение высоких результатов
- Глава 2. Психологическая подготовленность в синхронном плавании
- Глава 3. Результаты исследований
- 3. 1. Характеристика
- 3. 2. Корреляционный анализ
- 3. 3. Факторный анализ
- 3. 4. Регрессионный анализ
- Заключение
- Список литературы
- Актуальность проблемы исследования
Психология спорта относится к немногим отраслям прикладной психо-логии, в которых деятельность высококлассных профессионалов является одним из основных объектов научного анализа. Но уровень развития спор-тивной психологической науки и специфика адресованных к ней запросов практики подготовки спортсменов обусловили ситуацию, когда, несмотря на богатство накопленного эмпирического материала, остается нерешенной за-дача формирования целостной картины становления и самореализации спортсменов высокого класса. Вместе с тем спорт высших достижений явля-ется хорошей моделью для исследования процесса профессионализации лич-ности и самореализации профессионалов высшей квалификации. Специфика спорта дает возможность разработать достаточно точные критерии эффек-тивности деятельности. Это дает возможность установить универсальные элементы психической регуляции исполнительской деятельности, знание ко-торых раскрывает новые пути создания благоприятных условий самореали-зации профессионала в любом виде исполнительской деятельности.
Спортивная деятельность была и остается объектом теоретического анализа. Вместе с тем многие теоретические проблемы, поставленные еще в 70-е годы, остаются нерешенными. В настоящее время неразработанность специальной теории спортивной деятельности становится барьером, препят-ствующим решению прикладных проблем подготовки спортсменов.
Полнота самореализации высококвалифицированных спортсменов зависит от степени мобилизованности ресурсов их личности. С этой точки зрения при-обретает актуальность исследование субъективной картины жизни в большом спорте, то есть исследование влияния психологических факторов на деятельность спортсменов. В этой связи весьма актуально всестороннее рассмотрение характеристики личности высококвалифицированных спорт-сменов в синхронном плавании и их психологической подготовленности.
Цель исследования исследование психологической подготовленно-сти и характеристики личности высококвалифицированных спортсменов в синхронном плавании.
Объектом исследования явились высококвалифицированные спорт-смены в синхронном плавании.
Предметом исследования явилась личность высококвалифицирован-ных спортсменов в синхронном плавании.
Степень изученности проблемы
Вопросами изучения психологической подготовленности и характери-стики личности высококвалифицированных спортсменов в синхронном пла-вании занимались следующие исследователи: Асмолов А. Г., Батурин Н. А., Белкин А. А., Белорусова В. В., Бернштейн Н. А., Бундзен П. В., Унесталь Л.-Э., Василюк Е. Ф., Волков В. М., Филин В. П., Вяткина Б. А., Генов Ф. П., Гис-сен Л.Д., Горбунов Г. Д., Гордеева Н. Д., Зинченко В. П., Горская Г. Б., Гуревич К. М., Дрижика А. Г., Зайцева В. В., Сонькин В. Д., Ильин Е. П., Ю. Я. Киселев, Кретти Б., Крылов А. А., Сафонов В. К., Лалаян А. А. и др.
Глава 1. Общая характеристика психологических факторов, определяющих достижение высоких результатов
В общем, и упрощенном виде спортивный результат слагается из трех составляющих: физической подготовки;
функциональной подготовки;
совершенствования механизмов нервно-психической регуляции дви-гательной деятельности и поведения человека.
Спортивный результат снижается при ослаблении любой из этих «трех опор».
Классификация препятствий и трудностей.
Исходя из детерминации переживаний спортсмена, П. А. Рудик предло-жил выделить две группы трудностей в спортивной деятельности: объектив-ную и субъективную .
Объективные трудности — это те, что обусловлены специфическими для данного вида спорта препятствиями, без преодоления которых спортсмен не может овладеть им. Примерами таких трудностей могут быть большая мы-шечная сила, быстрота, необходимость продолжать усиленную мышечную работу в состоянии утомления, высокая координированность движений и т. п.
Отличительной чертой объективных трудностей является то, что они по своему содержанию одинаковы для всех людей, стремящихся совершен-ствоваться в выбранном виде спорта. Они варьируются лишь по количест-венным нормативам, устанавливаемым для спортсменов различного возраста и квалификации не меняясь по своему психологическому качеству. Поэтому преодоление объективных трудностей, по мнению Рудика, обязательно для каждого спортсмена.
Субъективные трудности это трудности, основу которых составляет личные отношения спортсмена к объективным особенностям данного вида спорта, условиям тренировок, спортивных соревнований и т. п. Эти трудно-сти, как правило, носят индивидуальный характер и могут быть различны у представителей одного и того же вида спорта. Это может быть страх, связан-ный с воспоминанием о травме, полученной на предыдущей тренировке; смущение, вызванное реакцией зрителей; боязнь противника, преувеличен-ная оценка его сил и способностей; незаинтересованность в данных соревно-ваниях (например, масштаб их представляется спортсмену незначительным, в связи с чем не вызывает стимула к затрате больших волевых усилий) и т. п. Рудик указывает на то, что преодоление субъективных трудностей осуществ-ляется за счет волевых усилий.
Внутренние и внешние препятствия порождают субъективные и объек-тивные трудности. Внутренние препятствия порождают субъективные труд-ности, а внешние препятствия порождают объективные трудности.
Другая классификация, более подробная была предложена Ф. Геновым (1971), где он выделял следующие виды трудностей: трудности, связанные с физической подготовкой спортсмена и его физическими состояниями; труд-ности, связанные с техническими выполнениями отдельных действий; труд-ности, связанные с выполнением тактических действий; трудности, связан-ные с приобретением спортсменом знаний по данному виду спорта; трудно-сти, связанные с моральной подготовкой спортсмена; трудности, связанные с преодолением отрицательных физических состояний и эмоциональных пере-живаний спортсмена.
Многочисленные исследования показывают, что отрицательные формы предстартовых состояний не только вызывают отчетливо переживаемый психический дискомфорт, но и отрицательно воздействуют на готовность к спортивной борьбе и на результат соревнования.
Психическое напряжение, сопровождая любую продуктивную деятель-ность, возникает как в тренировке, так и в соревнованиях. Но по направлен-ности и содержанию они различаются. Напряжение в тренировке связано главным образом с процессом деятельности, с необходимостью выполнять все более возрастающую физическую нагрузку. В экстремальных условиях соревнований к нему добавляется психическое напряжение, определяемое целью достижения определенного результата. Условно напряжение в трени-ровке называют процессуальным, а в соревнованиях результативным.
Обычно они проявляются не только в деятельности, но и до нее, с той разницей между ними, что процессуальное напряжение возникает непосред-ственно перед тренировкой, а результативное может возникать задолго до соревнований. Само по себе состояние психического напряжения есть фактор положительный, отражающий активизацию всех функций и систем организ-ма, гармонично включающихся в деятельность и обеспечивающих ее высо-кую продуктивность. Если напряжения чрезвычайно высоки и продолжи-тельны, они могут перерасти в психическую напряженность. Она рассматри-вается как фактор отрицательный, поскольку эта дисгармония функций, чрезмерное эмоциональное возбуждение, избыточный и неоправданный рас-ход энергии, в первую очередь нервной. Обычно к психическому перенапря-жению приводит продолжительная работа на грани между напряжением и напряженностью.
Признаки психического перенапряжения:
Общие признаки: быстрая утомляемость, снижение работоспособности, расстройство сна, отсутствие чувства свежести и бодрости после сна, эпизо-дические головные боли.
Специфические признаки: характеризуют каждую стадию в отдельно-сти.
Выделяют три стадии психического перенапряжения:
Первая стадия нервозность. Ее признаки капризность, неустойчи-вость настроения, внутренняя (сдерживаемая) раздражительность, возникно-вение неприятных, иногда болезненных ощущений в мышцах, внутренних органах и пр.
Вначале они проявляются редко и не очень выражено. Когда появляет-ся капризность, спортсмен остается организованным, дисциплинированным, как всегда, качественно выполняет задания тренера, но периодически выра-жает недовольство то каким-нибудь тренировочным заданием, то тоном об-ращения с ним, то бытовыми условиями и.т.д. Это проявляется не только в словах, но и в мимике, жестах, всем поведении спортсмена. У взрослого спортсмена каприз это первое проявление слабости, усталости, это инфан-тильная реакция на трудную ситуацию в условиях конфликта между понима-нием и нежеланием действовать.
Неустойчивость настроения выражается в том, что спортсмен то смеет-ся в ответ на шутки, то ходит мрачный, насупившийся, создавая впечатление недовольства всем. При незначительном успехе он испытывает неадекватную радость, которая, однако, быстро сменяется негативным отношением к окру-жающему.
Внутренняя раздражительность, как одно из проявлений неустойчиво-сти настроения, чаще всего замечается во взгляде, мимике, пантомимике, но пока не выражается в более крупных поведенческих актах. В своих высказы-ваниях спортсмен становится более прямолинеен, иногда язвителен, но спон-танную раздражительность контролирует и сдерживает.
Появляются неприятные, иногда болезненные ощущения в мышцах, внутренних органах, суставах, коже, и.т.д., которые быстро проходят или пе-реходят с одной части тела на другую.
Проявление признаков психического перенапряжения в наиболее на-грузочные периоды тренировки можно считать закономерными.
Вторая стадия прочная стеничность. Ее признаки нарастающая, не-сдерживаемая раздражительность. Эмоциональная неустойчивость, повы-шенная возбудимость, беспокойство, напряженное ожидание неприятности.
Нарастающая, несдерживаемая раздражительность выражается в том, что спортсмен все более и более утрачивает самообладание, проявляет гнев-ливость, направляя ее на товарищей, тренера, нередко на совершенно слу-чайных людей.
Не выдерживая нагрузки, спортсмен может не явиться на тренировку, или отказаься что-либо выполнить из заданий тренера. Часто спортсмен ос-тается корректен с тренером, а всю ситуативную аффективность изливает на людей посторонних, случайно подвернувшихся ему под руку.
Эмоциональная неустойчивость выражается в нарушении оптимально-го уровня эмоционального возбуждения, чаще всего в сторону перевозбуж-дения. Становятся отчетливыми колебания работоспособности, появляется еще большая, чем на первой стадии, выраженная неустойчивость настроения, нередко индивидуально своеобразная.
Список литературы
- Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: Физкультура и спорт, 1999. 253 с.
- Актуальные вопросы отбора квалифицированных спортсменов. — М.: 1998. 138 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах / Под ред. А. А. Бодалаева и др.- М., 2004. — Т.1. 230 с. Т.2. 288 с.
- Батурин Н.А. Психология успеха и неудач в спортивной деятель-ности. изд.: Психология в спорте. Омск. 1998. 214 с.
- Белкин А.А. Идеомоторная подготовка в спорте. М., 2003. -128 с.
- Белорусова В.В. Воспитание в спорте. — М., 1994. 154 с.
- Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии ак-тивности. — М., 1996. 229 с.
- Бундзен П.В., Унесталь Л.-Э. Ментальный тренинг: биоэнергоин-формационные механизмы и психо-физические следствия // Совре-менные проблемы физической культуры и спорта. — Спб., 1998. 5 с.
- Василюк Е.Ф. Психология переживаний. Анализ критических си-туаций. М.: Физкультура и спорт. 2004. 200 с.
- Волков В.М., Филин В. П. Спортивный отбор.- М., 2003.- 130 с.
- Вяткина Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных со-ревнованиях. М.: Физкультура и спорт. 2001. 112с.
- Генов Ф.П. Психологические особенности мобилизационной готов-ности спортсмена. М.: Физкультура и спорт. 1971. -241 с.
- Гиссен Л.Д. Время стрессов. Обоснование и практические результа-ты психопрофилактической работы в спортивных командах. — М., 1998. 192 с.
- Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта. М.: Изд-во «Физкультура и спорт», 1986. 296 с.
- Гордеева Н.Д., Зинченко В. П. Функциональная структура действия. — М., 2002. 343 с.
- Горская Г. Б. Основы индивидуализации психологической подго-товки спортсменов.- Краснодар, 1993.- 112 с.
- Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы человека. — М., 2004. 336 с.
- Дрижика А.Г. Индивидуализация совершентвования спортивного мастерства. — Ростов-на-Дону, 1997. 159 с.
- Зайцева В. В., Сонькин В. Д. Оптимизация двигательных режимов на основе типологических особенностей индивида // Физическая культура индивида (Сборник научных трудов). М., 1994. 5 с.
- Ильин Е.П., Ю.Я.Киселев. Психология спорта: современные на-правления в психологии.- СПб., 1999. 96 с.
- Ильин Е.П. Психология физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 2005. 199 с.
- Киселев Ю.Я. Победи! Размышления и советы психолога спорта. М., 2002. 328 с.
- Кретти Б. Психология в современном спорте. М.: Физкультура и спорт, 1998.- 224 с.
- Крылов А.А., Сафонов В. К. Психология спорта. Теоретические и прикладные проблемы// Вестник ЛГУ. 1985. — № 13. 4 с.
- Лалаян А.А. Психологическая подготовка спортсмена. Ереван, 1985. 166 с.
- Левитов Н.Д. Психология характера. М.: Физкультура и спорт. 2004. 215 с.
- Легурский К.Е. Методика психодиагностики в спорте. М.: Физ-культура и спорт. 1999. 114 с.
- Малкин В.Р. Управление психологической подготовкой в спорте. Екатеринбург, 2001.- 238 с.
- Медведев В.В., Родионов А. В., Худадов Н. А. О психических со-стояниях в спортивной деятельности // Психология и современный спорт. М., 1993. 3 с.
- Меньщикова А.Л. Публичность соревнований, как фактор психоло-гического воздействия на личность // Хрестоматия «Спортивная психология в трудах отечественных специалистов». СПб.: Изд-во «Питер», 2002. 10 с.
- Методы психодиагностики в спорте: Учебное пособие для студен-тов пед. ин-тов по специальности 03.03 Физ. культура /В.Л. Ма-рищук, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко, Л. К. Серова.- М., 1990. 129 с.
- Мильман В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельно-сти. М., 2005. 25 с.
- Найдиффер Р.М. Психология соревнующегося спортсмена. — М.: Физкультура и спорт. 1999. 224 с.
- Некрасов В.П. Психофизиологические аспекты реализации резерв-ных возможностей спортсмена // Проблема резервных возможностей человека / Под ред. В. В. Кузнецова. М., 2002. — 54 с.
- Некрасов В.П., Худадов Н. А., Пиккенхайн Л., Фрестер Р. Психоре-гуляция в подготовке спортсменов. — М., 2003. 176 .
- Озеров В.П. Психомоторное развитие спортсменов.- Кишинев, 1993. 139 с.
- Палайма Ю.Ю. Опыт измерения относительной силы мотива в спорте. М.: Физкультура и спорт. 2003. 79 с.
- Пилоян Р. А. Мотивация спортивной деятельности. М., 2004. 104 с.
- Проблемы психорегуляции и управления деятельностью квалифи-цированных спортсменов. Обзорная информация. — М., 1993. 130 с.
- Психология и современный спорт: сборник научных статей психо-логии спорта социалистических стран. М.: Физкультура и спорт. 2003. 260 с.
- Психология: Учебник для институтов физической культуры/ Под редакцией Рудика П. А. М.: Физкультура и спорт. 2005. -480 с.
- Психология и современный спорт: сборник научных статей психо-логии спорта социалистических стран. М.: Физкультура и спорт 1973. — 210с.
- Факторы, влияющие на результат соревновательной деятельно-сти//Психология и спорт. № 12, 2006. 9 с.