Педагогическая технология игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости
Диссертация
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании педагогической технологии игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталостивключении теоретического содержания в программно-методическое обеспечение педагогической технологии игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталоститеоретическом обосновании структуры… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Состояние проблемы физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости
- 1. 1. Педагогические идеи гармоничного воспитания детей в образовательном процессе на основе игровой деятельности
- 1. 2. Социально-педагогический анализ проблемы гармоничного воспитания детей с умственной отсталостью в образовательном процессе
- 1. 3. Педагогические аспекты игрового тренинга в гармонизации интеллектуального и физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости
Список литературы
- Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов.// Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 336 с.
- Александровская Э. М. Социально-психологические критерии адаптации в школе.// Школа и психическое здоровье учащихся/ Под ред. С. М. Громбаха. М., 1988. — с. 32−43.
- Александровский Ю. А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М.: Наука, 1976. — 272с.
- Алексеева, Л. Ф. Психолого-педагогические основания инновационной подготовки преподавателей вузов / Л. Ф. Алексеева. Томск: 8ТТ, 2005.-268 с.
- Алмазов В. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1986. — 150с.
- Амонашвили, Ш. А. Идеал, гармония и реальность в системе гуманистического воспитания / Ш. А. Амонашвили, В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова // Педагогика. 2002. — № 9. — С. 3−10.
- Амонашвили, Ш. А. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования / Ш. А. Амонашвили, В. И. Загвязинский // Педагогика. -2000.-№ 2. -С. 11−16.
- Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса /Ш.А. Амонашвили. Минск: Изд-во Университетское, 1990.-559 с.
- Ананьев Б. Г. О психологических эффектах социализации // Человек и общество. Проблемы социализации индивида. Л., 1971. Вып. IV.
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Избранные психологические труды. В 2-х т., т.1, М.: Педагогика, 1980.
- Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2001. — 376 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология М. 1980.
- Андреева Г. М. Социальная психология М. 1996.
- Андреева Г. М. Социализация личности // Социальная психология. -М.: Московский университет, 1980.
- Андреенкова Н. В. Проблема социализации личности // Социальные исследования. М. 1970, № 3. с. 23−25.
- Андриенко Е. В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Изд-во «Академия», 2001. — 264с.
- Аникеева Н. П. Учителю о психологическом климате в коллективе. -М.: Просвещение, 1983. -96с.
- Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М.: Медицина, 1975.- 20с.
- Антонян Ю. М. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве. М., 1983.
- Антропова М. В., Бородкина Г. В., Кузнецова JI. М. Проблема здоровья детей и их физического развития/Ддравоохранение Российской Федерации. М., 1999.
- Аршавский И. А. Основы возрастной периодизации. /И. А. Аршавский//Возрастная физиология. JL, 1975
- Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования — М. 1984.
- Асмолов А. Г. Психология личности. М. 1990. — с. 376.
- Астапов В. М. Особенности адаптации ребенка к школе//Психическое здоровье учащихся и осуществление индивидуального подхода к ним. Методические рекомендации./Сост. Астапов В. М. -М., 1989.-с.29−33.
- Бадоева С. А. Социально-психологические проблемы адаптации и дезадаптации первоклассников: Дис.канд. психол. наук Ярославль, 1995.-17с.
- Байбородова JI. В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе: учеб. пособие / JL В. Байбородова. Ярославль: ЯШИ, 1991. — 111 с.
- Баршай В. М., Активные игры для детей, Изд. «Феникс», М. 2001 год.
- Батаршев А. В. Психология личности и общения / А. В. Батаршев. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 248 с.
- Бгажнокова И. М. Обоснование изменения структуры и содержания обучения детей с нарушениями интеллекта//Дефектология. 1995. -№ 1.-с.37−41.
- Бгажнокова И. М. Проблемы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью// Дефектология. -1994. -№ 1.-с.11−14.
- Бгажнокова И. М. Психология умственно отсталого ребёнка. -М.: Просвещение, 1987.-93с.
- Безруких М. М. и др. Почему учиться трудно? Об истоках школьных проблем ребёнка. -М.: Семья и школа, 1996. -205с.
- Белопольская Н. П. Коррекция эмоциональных реакций на неуспех у детей со сниженным интеллектом//Вопросы психологии.-1992.-№ 1−2.-с.33−42.
- Бережнова Л. Н. Диагностика психической напряженности детей, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа: Дис.канд. психол. наук. -М., 1995.-270с.
- Березин Ф. Б. Психическая и психофизическая адаптация человека. -Л.: Наука, 1988.-269с.
- Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990.
- Бецкой // Педагогический энциклопедический словарь. Режим доступа: http://dictionarv.fio.ru/article.php?id=l 12 310
- Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2 т. / П. П. Блонский- под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. — Т. 1. — 304 с.
- Бодалев А. А. Личность и общение / А. А. Бодалев. М.: Педагогика, 1983.-271 с.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. -М.: Просвещение, 1968.
- Божович Л. И., Славина Л. С. Психологическое развитие школьника и его воспитание. -М.: Просвещение, 1979. -96с.
- Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995.
- Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. — М.- 1968.
- Братусь Б. С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. М.: Мысль, 1988. -301 с.
- Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок. М., 2001.
- Буева Л. П. Социализация в процессе формирования личности М., 1967.
- Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психологической диагностике. — Киев: Наукова Думка, 1989. -200с.
- Веневцев С. И., Дмитриев А. А., Оздоровление и коррекция психофизического развития детей с нарушением интеллекта средствами адаптивной физической культуры, Изд. Советский спорт, М. 2004 г.
- Вентцель, К. Н. Дом свободного ребенка (Как создать свободную школу) / К. Н. Вентцель- изд. 3. М.: Земля и фабрика, 1923. — 59 с.
- Вентцель, К. Н. Свободное воспитание: Сб. избр. трудов / К. Н. Вентцель. М.: А.П.О., 1993. — 171 с.
- Винокуров Л. Н. Учителю о психическом здоровье школьника. -Кострома, 1994. -250с.
- Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры.// -М.:МПСИ- Воронеж: НПО МО ДЕК, 1996.
- Гамаюнова А. Н. Особенности социальной адаптации детей сирот с нарушениями интеллекта: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1997.
- Гильбух Ю. 3. Психодиагностика в школе. М.: Знание, 1989. — 79с.
- Горбунов-Посадов, И. И. Несколько вступительных слов к журналу «Свободное воспитание» / И. И. Горбунов-Посадов // Хрестоматия по истории педагогики / Сост. Н. А. Желваков. М.: Учпедгиз, 1938. — Т. 4.-551 с.
- Гордиенко Е. А. К проблеме взаимоотношений умственно отсталых учащихся в коллективе/Юбучение, воспитание и адаптация к учебным и физическим нагрузкам учащихся общеобразовательных и специальных школ. Ташкент, 1981. — с. 93−109.
- Горожанкина Р. И. Организация учебной деятельности учащихся вспомогательной школы на уроке с учётом их психофизических особенностей//Усовершенствование коррекционной работы в специальных школьных и дошкольных учреждениях. Тарту, 1988. — с. 119−121.
- Тромбах С. М., Александровская Э. М. Школа и психическое здоровье учащихся. -М.: Медицина, 1988. -271с.
- Демин М. В. Игра как специфический вид человеческой деятельности. /М. В. Демин//Философские науки, 1983. № 2.
- Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя дет. сада/Сост. А. В. Кенеман- под редакцией Т. И. Осокиной. М.: Просвещение, 1988. — 239с.
- Детские подвижные игры: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей/Сост. А. В. Кенеман, Т. И. Осокина 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995. — 224с.
- Дубровина И. В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы// Под ред. И. В. Дубровиной. -М., 1994.-87с.
- Дульнев Г. М. Вопросы коррекции развития умственно отсталых детей в процессе обучения// Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. -М., 1971 .-с.3−10.
- Евсеев С. П., Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре, Изд. Советский спорт, М. 2004 г. 11
- Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Системный подход к разработке программы Коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта// Дефектология. — 1999.-№ 6. -с.25−34.
- Жуковская Р. И. Игра и её педагогическое значение. М.: Педагогика, 1975.
- Завражин С. А., Фортова Л. К. Адаптация детей с ограниченными возможностями: Учебное пособие. М.: Академический Проект: Трикста, 2005.
- Заморев С. И., Кудрявцева С. В. От игры к развитию личности. — СПб.: Центр общественного здоровья, 1995.
- Заморев С. И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы. С-Пб.: Речь, 2002.
- Занков Л. В. Очерки психологии умственно отсталого ребёнка. М., 1935.- 176с.
- Запорожец А. В. Основные проблемы развития психики/А. В. Запорожец//Избр. психол. труды: В 2 т. М., 1986.
- Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. -СПб, 1997.
- Зеленко А. У. Детский музей / А. У. Зеленко // Педагогическая энциклопедия / Под ред. А. Г. Калашникова. М., 1928. — Т. 2. — С. 526.
- Зеленова М. С. Психологические особенности педагогического влияния на адаптацию ребёнка в начальной школе: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1992. 19с.
- Зеньковский В. В. Психология детства. М.: Академия, 1995.
- Зотова О. И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности// Психологические механизмы регуляции социального поведения. -М., 1979. -219−232с.
- Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей. Л.: Медицина, 1982. -224с.
- Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука, 1980.- 191с.
- Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. Л.: Медицина, 1982. -271с.
- Кашапов Р. Р. Практическая психология для родителей, или Педагогика взаимности. М.: АСТ — ПРЕСС КНИГА, 2004.
- Килис, Ю. А. Философия гармонии: Монография / Ю. А. Килис. Омск: Омский государственный институт сервиса, 2002. — 170с.
- Кирпичёв В. И. Психофизиологические особенности младшего школьника и учебный процесс. Ульяновск, 1996. — 39с.
- Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. -М., 1991.
- Кожалиева Ч. Б. Особенности становления образа Я у умственно отсталых подростков: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1995.
- Козырева Е. А. Программа психологического сопровождения школьников, их учителей и родителей (с 1по 10 класс). М., 1997. -46с.
- Колесникова, И. А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии: курс лекций по философии педагогики / И. А. Колесникова. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. — 288 с.
- Коломинский Н. Л. Развитие личности учащихся вспомогательных школ. Киев, 1978. — 87с.
- Коробейников И. А. Особенности социализации детей с лёгкими формами психического надоразвития: Автореф. дис. .д-ра психол. наук. -М., 1997.-41с.
- Коротаева, Е. В. Директор учитель — ученик: пути взаимодействия / Е. В. Коротаева. — М.: Сентябрь, 2000. — 144 с.
- Корсакова К. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю., Неуспевающие дети нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников.-М., 1997.
- Костина Л. Н. Особенности эмоциональной сферы в учебном процессе детей младшего школьного возраста (в норме и с ЗПР): Дис.. канд. психол. наук. СПб, 1992. — 148с.
- Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. Академия развития, 1996.
- Кузнецов П. С. Адаптация как функция развития личности. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1991. — 76с.
- Лао Цзы. Дао Дэ Цзин / Лао Цзы. Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/asiatica/china/lao-czi.html
- Лебедев Ю. А., Филиппова Л. В. Гуманизация физкультурно -спортивной деятельности. Пермь: Пермский ун-т, 1992. 122 с.
- Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М.: МГУ, 1985.- 167с.
- Левитов Д. Н. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964.-344с.
- Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Собр. пед. соч. T. l, Т.2, М., 1951.
- Лиепинь С. В. Особенности внимания умственно отсталых младших школьников: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1977. — 20с.
- Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1989. — 104с.
- Лубовский В. И., Певзнер М. С. Динамика развития детей -олигофренов. -М.: АПН, 1963.-223с.
- Лэндрет Г. Л. Игровая терапия, искусство отношений. — М.: Международная педагогическая академия, 1994.
- Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре/Под ред. Т. А. Марковой-М.: Просвещение, 1982.
- Молкин И. С. Гармония как момент процесса развития: Автореф. дис.канд. философ, наук / И. С. Молкин. Л., 1966. — 20 с.
- Мухина В. С. Психология детства и отрочества. М.: ИПП, 1998.
- Мясищев В. Н. Теория и практика медицинской психологии и психотерапии. СПб, 1994. — 237с.
- Намазбаева Ж. И. Развитие личности умственно отсталых школьников. Алма-ата, 1976. — 52с.
- Никуленко Т. Г., Коррекционная педагогика: Учебное пособие, Изд. Феникс, Ростов н/Д. 2006.
- Новиков А. М. Методология игровой деятельности. М.: Издательство «Эгвес», 2006.
- Новоселова С. JL, Зворыгина Е. В., Парамонова J1. А. Всестороннее воспитание детей в игре. М., 1993.
- Патрикеев А. Ю. Подвижные игры: 1 4 классы. М.: ВАКО, 2007.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев и др. 4-е изд. — М.: Школьная пресса, 2002. — 512 с.
- Петрова В. Г. Исследования личности и познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. М., 1980. — 81с.
- Петрова В. Г. Практическая и умственная деятельность детей — олигофренов. -М.: Просвещение, 1968. 158с.
- Петрова В. Г. Речь умственно отсталых школьников/Юсобенности умственного развития учащихся вспомогательных школ. М.: Просвещение, 1965.-216с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.
- Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. М., 1962. — 319с.
- Плох JI. Педагогические пути социальной адаптации учащихся вспомогательной школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1984. -15с.
- Поспишиль К. Особенности агрессивного поведения детей с лёгкой степенью умственной отсталости //Материалы VII научной сессии по дефектологии/Под ред. Власовой Т. А. М., 1975. — с. 431−432.
- Программы для 0−4 классов школы VIII вида. М.: Дидакт, 1996. -228с.
- Психология детства. Практикум. Тесты. Методики для психологов, педагогов, родителей. под ред. Чл.-корр. РАО А. А. Реана. — СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003.
- Раку А. И. Взаимодействие вспомогательной школы и семьи в социальной адаптации учащихся: Дис.. д-ра пед. наук. М, 1978. -217с.
- Растигеев А. П. Социальная адаптация и ответственность личности//Социальная адаптация и вопросы нравственного воспитания личности. Барнаул: БГПИ, 1984. — 122с.
- Романова Е. С, Усанова О. Н. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии. -М, 1990. 150с.
- Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого ребенка. М.: Просвещение, 1979.- 192с.
- Селиванова Н. Л. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. — М.: Педагогическое общество России. 1998.
- Семаго Н. Я, Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М, 2001.
- Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт. сост. Л. В. Мардахаев. — М.: Издат. Центр «Академия», 2002. — 368 с.
- Спиваковская А. С. Игра-это серьезно. -М., 1981.
- Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья, М, 2000.
- Степанкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М, 2001.
- Столяров В. И, Аллакаева Л. М. Комплексная программа воспитания культуры здорового образа жизни школьников. Уфа-М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, Муниципальное образование. Г. Уфа, 2003.
- Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения : В 3 т. / В.А. Сухомлинский- сост. О. С. Богданова. В. З. Смаль. М.: Педагогика, 1979−1981. — Т. 1. — 355 с. — Т. 2. — 383 с. — Т. 3. — 639 с.
- Сухомлинский, В. Л. О воспитании. -М.: Политиздат, 1985.
- Толстой, Л. Н. Педагогические сочинения / Л. Н. Толстой- сост. Н. В. Вейкшан (Кудрявая). М.: Педагогика, 1989. — 544 с.
- Толстой // Педагогический энциклопедический словарь. Режим доступа: http://dictionary.fio.ru/article.php?id=l 12 310
- Усанова О. Н. Дети с проблемами психического развития. -М., 1995.
- Усова А. П. Роль игры в воспитании детей./ Под ред. А. В. Запорожца. -М.: Просвещение, 1976.
- Ушакова И. П. Особенности отношения к учебной деятельности учеников младших классов вспомогательной школы. Учебное пособие. -Л.: ЛГПИ, 1979.-54с.
- Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. / К. Д. Ушинский- сост. С. Ф. Егоров.-М.: Педагогика, 1988.-Т. 1.-416 с.
- Физиология развития ребенка./Под ред. Р. И. Козлова, Д. А. Фарбер. -М.: Педагогика, 1983.
- Хайвис X. Школа содействия здоровью//Школа здоровья, 2000, Т7. № 1.
- Хризман Т. П. Развитие функций детского мозга. Л., 1978.
- Хризман Т. П., Еремеева В. П., Лоскутова Т. Л. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М., 1991.
- Хрипкова М. В., Антропова М. В. Адаптация организма учащихся к учебным и физиологическим нагрузкам. -М.: Педагогика, 1982. 240с.
- Царегородцев Г. И. Философские проблемы теории адаптации. М.: Мысль, 1975.-277с.
- Шапкова Л. В., Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии: Методическое пособие, Изд. «Детство Пресс», Санкт-Петербург. 2005.
- Шапкова Л. В., Частные методики адаптивной физической культуры, Изд. Советский спорт, М. 2007.
- Шаумаров Г. Б. Социально-психологические проблемы молодой семьи выпускников специальной школы для детей с ЗПР: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. -М., 1990. 37с.
- Шипицина J1. М., Иванов Е. С., Данилова A.A., Смирнова И. А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб: Образование, 1995. — 80с.
- Шиф Ж. И., Коломинский H. JL Формирование личности умственно отсталого ребёнка// Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе. М.: Педагогика, 1980. — с. 23−63.
- Шиянов, Е. Н. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Н. Шиянов, Н. Б. Ромаева М.: Народное образование- Илекса- Ставрополь: Сервисшкола, 2003. — 336 с.
- Шмаков С. А. Игры учащихся феномен культуры. — М.: Новая школа, 1994.
- Эльконин Д. Б. Игра и психическое развитие ребенка дошкольника. Труды Всероссийской конференции по дошкольному воспитанию. — М., 1949.
- Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.
- Эм 3. Б. Педагогическая характеристика учащихся младших классов вспомогательной школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1974. 17с.
- Эриксон Э. Детство и общество: Пер. с англ. СПб, 1996. — 589 с.
- Яковлев В. Г. Игры для детей. Изд. 2-е, перераб. М., «Физкультура и спорт», 1975.
- Alden, L., Safran, J. Irrational beliefs and nonassertivt behavior// Cognitive therapy and research. 1978.
- Bandura, A., Adams, N. Cognitive processes mediating behavioral change//Journal of Personality and Social Psychology. 1997.
- Chadsey-Rush J. Toward defining and measuring social Skills in Employment Setting // A. J. M. R. 1992, 96. — № 4. — P. 405−418.
- Copfermann E. Problemes de lajeunesse. P., 1972.
- Dammer, H. Methoden geisteswissenschsft licher Padagogik. Einfuhrung in Hermeneutik, Phenomenologie und Dialektik, 3 Aufl. — Munchen, 1994.
- Dictionary of Sociology. Penguin Books, 1984.
- Diltey W. Padagogik Geschichte and grundlinien ds Systems, Stuttgart/gottingen, 1960.
- Gennep A. van. Inleiding tot de orthopedagogik. Meppel-Amsterdam, Boom, 1983.-205 p.
- Grennspan S., Granfield J. M. Reconsidering the Construct of mental Retardation: Implications of a Model of social Competence // A. J. M. R. -1992, 96.-№ 4.-P. 442−453.
- Healey K. N., Masterpasqua F. Interpersonal cognitive Problem-solving among Children with mental Retardation // A. J. M. R. 1992., 96. — № 4. -P. 367−372.
- Hekken S. J. M. VAN, Steetzel L., Vrolijk R. Sociale competentie: een onderzoek bij zes- tot twaalijarige borderline-, moeilijk lerende-, en basisschool kinderen//Tijdschrift voor Orthopedagogiek. 1991. — Vol. 30. -P. 524−534.
- Petermann U., Petermann F. Training mit sozial unsicheren Kindern Aufl, Weinheim: Beltz, Psychologie Verlags Union 1994.