Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогическая технология игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании педагогической технологии игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталостивключении теоретического содержания в программно-методическое обеспечение педагогической технологии игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталоститеоретическом обосновании структуры… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Состояние проблемы физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости
    • 1. 1. Педагогические идеи гармоничного воспитания детей в образовательном процессе на основе игровой деятельности
    • 1. 2. Социально-педагогический анализ проблемы гармоничного воспитания детей с умственной отсталостью в образовательном процессе
    • 1. 3. Педагогические аспекты игрового тренинга в гармонизации интеллектуального и физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости

Педагогическая технология игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современное общественное развитие предъявляет более высокие требования к обучению и воспитанию молодого поколения. Объективно возрастает потребность в формировании нового человека, социально активного, обладающего субъективными свойствами и находящегося в процессе постоянного развития своих физических и умственных способностей. Вместе с тем, наблюдается дефицит позитивного воздействия на детей и подростков и особенно детей с различными нарушениями в развитии всех институтов социализации — семьи, учреждений культуры, образования, средств массовой информации и др. (Д.И. Фельдштейн, С. А. Хоботов, С. И. Веневцев, B.C. Дмитриев). Потребность детей и подростков с нарушениями в развитии в определении своего места в социуме, стремление к самопознанию, самоизменению, самореализации, с одной стороны, стимулируется общественными процессами, а с другой стороны, ограничивается нежеланием или неумением взрослых признать общественно-гуманную ценность и создать условия для растущего молодого человека имеющего различные отклонения в физическом, психическом и духовном здоровье, его права на самостоятельность и социальную самодеятельность. В обществе наблюдается дефицит современных и продуктивных специально-педагогических условий для гармоничного развития детей и подростков с нарушениями в физическом и умственном развитии, формирования индивидуальных социально значимых качеств. В результате чего усугубляется задержка личностного развития, социального самоопределения, социализации детей и подростков с различными нарушениями в развитии, в том числе умственно отсталые дети, для которых необходимы современные педагогические технологии для коррекции выявленных недостатков (В.И. Лубовский, М. С. Певзнер, А.И. Мещерякова).

Огромные социально-педагогические возможности для гармоничного формирования и коррекции интеллектуального, физического и психического потенциала детей с умственной отсталостью в школьном образовательном процессе имеет широкая и целенаправленная игровая деятельность, которая не исчерпала свой огромный потенциал воздействия на снижение различных нарушений в развитии детей. Воздействие происходит через различные формы игровой деятельности, игровые технологии, игры-тренировки, игры-задания, различные игровые упражнения можно успешно и целенаправленно воздействовать и корректировать недостатки в развитии, социально адаптировать умственно отсталых детей к жизнедеятельности в обществе.

При всей педагогической и социальной значимости игр в гармоничном формировании личности ребенка, и особенно детей имеющих отклонения в развитии, в обществе уделяется недостаточное внимание широкому интегративному применению современных педагогических технологий основанных на игровой деятельности, игровом тренинге в образовательных учреждениях. Исчезла преемственность между старшими и младшими поколениями детей по совместным играм во дворе, дети не знают содержания подвижных игр старшего поколения, редко на улице можно встретить детей, играющих в коллективные подвижные игры, а также они не умеют самостоятельно их организовать и многое другое.

Глубокий и всесторонний анализ научной и учебно-методической литературы по вопросам физического воспитания детей с умственной отсталостью в школьной образовательной среде позволил выявить следующие противоречия между: необходимостью создания широких и разносторонних организационно-педагогических условий в школьной среде, ориентированных на гармоничное становление и коррекцию субъективных свойств и качеств детей с умственной отсталостью и недостаточное обоснование необходимости разработки современных игровых педагогических технологий для коррекции детей с нарушениями в умственном и физическом развитии;

— осознанием необходимости обновления содержания образовательно-воспитательного процесса в гармоничном развитии детей с умственной отсталостью, предполагающего усвоения стандартных способов социального взаимодействия, необходимости формирования у детей навыков здорового образа жизни и недостаточное теоретическое и методическое обеспечение продуктивности данного процесса средствами физической культуры;

— потребностью в современных продуктивных игровых тренингах в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости в специализированных образовательных учреждениях и недостаточным научно-методическим обоснованием разработки их содержания.

На основании выявленных противоречий обозначилась проблема, которая заключается в поиске и разработке продуктивных технологий основанных на игровых тренингах в физическом воспитанием детей с легкой степенью умственной отсталости, что и обусловило выбор темы исследования: «Педагогическая технология игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости».

Объект исследования: физическое воспитание детей с легкой степенью умственной отсталости в школе-интернате VIII вида.

Предмет исследования: структура и содержание педагогической технологии игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости в школе-интернате VIII вида.

Цель исследования: теоретическое обоснование содержания и опытно-экспериментальная проверка эффективности педагогической технологии игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости.

Гипотеза исследования: физическое воспитание детей с легкой степенью умственной отсталости будет более гармоничным, продуктивным и способствовать благоприятной социальной адаптации в обществе, если:

— разработать педагогическую технологию игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости;

— структурировать содержание педагогической технологии игрового тренинга по следующим блокам задач: образовательные, оздоровительные, воспитательные и социальные: что будет способствовать развитию физических качеств, формированию физической подготовленности, стимулированию и коррекции умственной деятельности детей через различные познавательные и логические игры и игровые упражнения, формированию здорового образа жизни и навыков социализации и адаптации в обществе;

— разработать содержание и методику диагностики общего состояния здоровья и физической подготовленности детей с легкой степенью умственной отсталости в течение учебного года.

Всё это в совокупности позволит интегрировать эмоциональную, физическую и интеллектуальную составляющую развития детей с легкой степенью умственной отсталости в процессе физического воспитания, что в итоге будет способствовать гармоничному формированию и развитию детей, имеющих нарушения в развитии.

Для достижения цели исследования и проверки научной гипотезы были сформированы следующие задачи исследования:

1.Провести анализ состояния проблемы физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости в современном образовательном процессе.

2.Обосновать и разработать содержание и структуру педагогической технологии игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости.

3.Разработать методику диагностики результатов физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости.

4.В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность педагогической технологии игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости.

Методологической основой и теоретической базой исследования стали: современные представления о проблеме обучения и воспитания умственно отсталых детей (JI.C. Выготский, А. Р. Лурия, К.С. Лебединская) — коррекция умственной отсталости (В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева, А. И. Мещерякова и др.) — особенности психики умственно отсталых (Л.В. Занков, В. Г. Петрова, Б. И. Пинский, С. Я. Рубинштейн, И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф и др.) — особенности восприятия умственно отсталых детей (К.А. Вересотская, В. Г. Петрова, Ж. И. Шиф, Б. И. Пинский, И. М. Соловьев, Н. М. Стадненко и др.) — технологии физического воспитания умственно отсталых детей (С.И. Веневцев, B.C. Дмитриев, С.А. Хоботов) — психические процессы и возможности обучения детей с задержкой психического развития (Т.В. Егорова, Г. И. Жаренкова, В. И. Лубовский, H.A. Никашина, Р. Д. Тригер, H.A. Цыпина, С. Г. Шевченко, У. В. Ульенкова и др.).

Методы исследования: для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных специальной научно-методической зарубежной и отечественной литературыанализ документальных материалов врачебно-контрольных карт, и др.), анкетирование, педагогические наблюдениятестирование физического развития и физической подготовленностипедагогический экспериментэкспертная оценкаматематико-статистический анализ.

База исследования: исследование проводилось на базе специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида № 4 г. Красноярска, среди учащихся 1−2 классов. Объем выборки составил 68 человек из них школьников 1-го класса — 35 человек (18 человек экспериментальная группа и 17 человек контрольная) и 2-го класса — 33 человека (16 человек экспериментальная и 17 контрольная).

Этапы организации исследований: Первый этап: поисково-теоретический (2007;2008 гг.). На этом этапе проводился анализ психолого-педагогической (специальной) литературы по проблеме, были определены объект, предмет, цель, сформулирована рабочая гипотеза и задачи исследования, конкретизирована база исследования. В то же время проводилась работа по изучению процесса физического воспитания в специальных (коррекционных) школах-интернатах VIII вида. Наибольшее внимание уделялось изучению программного материала по физическому воспитанию, кружковой работе, спортивно-массовой и оздоровительной деятельности в системе специального образования, где использовались игровые формы.

Второй этап: опытно-экспериментальный (2008;2009 гг.): на данном этапе проводилась опытно-экспериментальная работа по реализации теоретико-методологических положений педагогической технологии игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости. В процессе опытно-экспериментальной работы, корректировались содержание, средства, методы и формы реализации игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости.

Третий этап: обобщающий (2010;2011 гг.). Этот этап направлен на теоретический анализ результатов опытно-экспериментальной работы, где проводилась систематизация и обобщение результатов исследования, формулировались выводы и разрабатывались рекомендации для педагогов, работающих с детьми с легкой степенью умственной отсталости.

Научная новизна исследования:

1. Разработано содержание программно-методического обеспечения педагогической технологии игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости, включающее комплексные игры и игровые упражнения, дифференцированные по различным блокам в зависимости от времени учебного года, решения поставленных задач по четвертяминтегративную методику избирательного воздействия различных блоков подвижных игр и упражнений, при решении воспитательных, образовательных и оздоровительных задач. Все это в совокупности обеспечивает динамизм и продуктивность процесса физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости в школе-интернате VIII вида.

2. Разработана структура и наполнена содержанием педагогическая технология реализации игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости, включающая различные блоки подвижных игр и игровых упражнений, которые последовательно реализовались через следующие функциональные этапы подготовительно-втягивающий (первая четверть), базово-развивающий (вторая четверть), соревновательно-закрепляющий (третья четверть) и результативно-итоговый (четвертая четверть). Данная структура педагогической технологии реализации игрового тренинга способствует динамичному и продуктивному укреплению и поддержанию физической и учебной деятельности детей с легкой степенью умственной отсталости в процессе физического воспитания в школе-интернате VIII вида.

3. Разработано содержание интегративной методики диагностики формирования и развития двигательных и интеллектуальных показателей детей с легкой степенью умственной отсталости, включающее следующие блоки-критерии: скоростно-силовые, координационные, двигательная память, социально-психологическая адаптация по Роджерсу и Даймонду, эмоциональная комфортность и адаптивность.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании педагогической технологии игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталостивключении теоретического содержания в программно-методическое обеспечение педагогической технологии игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталоститеоретическом обосновании структуры педагогической технологии реализации игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталостиобосновании комплекса педагогической диагностики двигательных и интеллектуальных показателей детей с легкой степенью умственной отсталости в процессе игрового тренинга. Теоретические результаты исследования дополняют и расширяют общепедагогические подходы, технологии и формы продуктивного физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости.

Практическая значимость исследования заключается в разработке программно-методического обеспечения педагогической технологии игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталостиразработаны и структурированы различные блоки игр и игровых упражнений для решения широкого круга оздоровительных, воспитательных, образовательных и социальных задач.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в практической работе коррекционных школ VIII вида, при разработке различных программ и методических рекомендаций по физическому воспитанию детей с нарушением интеллектав летних оздоровительных лагерях отдыха, в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Апробация и внедрение результатов исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях в г. Красноярске (2007;2009 гг.), г. Омске (2008;2011гг.), г. Тюмени (20 092 012гг.), г. Иркутске (2009;2010гг.), г. Москве (2007;2009гг.), на факультете физической культуры и спорта ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева», на методических семинарах и круглых столах со специалистами по адаптивной физической культуре и др. Основные материалы исследования изложены в 11 статьях и в 3 учебных пособиях, в том числе в трех статьях в журналах, рекомендованных ВАК. Общий объем научно-практического материала по теме исследования составил 5,7 п. л.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется теоретико-методологической обоснованностью проблемы, методическим и теоретическим анализом работыприменением широкого комплекса методов исследования, которые соответствуют предмету и задачам исследованияматематико-статистическим анализом теоретических и практических результатов исследования, большой выборкой испытуемых и положительной динамикой полученных фактологических данных.

На защиту выносятся следующие положения диссертационный работы:

1. Игровой тренинг — специфическая педагогическая форма организации и проведения занятий по физическому воспитанию с детьми с легкой степенью умственной отсталости, позволяющий гармонизировать и интегрировать процесс умственного и физического развития, корректировать и социализировать детей с легкой степенью умственной отсталости через различные формы и сюжеты игровой деятельности, ролевые и игровые упражнения, подвижные и спортивные игры, комбинированные эстафеты и др.

2. Программно-методическое обеспечение содержания педагогической технологии игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости включающее: теоретический и практический материал, игровые упражнения и подвижные игрыметодику примеиения подвижных игр в зависимости от решения образовательных, воспитательных, оздоровительных и социальных задач в течение учебного годапедагогическую диагностику психофизической подготовленности, умственной деятельности и общего состояния здоровья детей с легкой степенью умственной отсталостидифференцированные блоки подвижных и игровых упражнений для решения широкого спектра образовательно-оздоровительных и социализирующих задачкомплексную методику контроля и коррекции динамики физической подготовленности и физического развития детей в учебном годув процессе занятий для детей культивировались и включались различные комплексы индивидуальных и самостоятельных игровых упражнений, для дополнительной коррекции физических и умственных показателей на каникулах и в домашних условиях.

3. Структура педагогической технологии реализации игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости, включающая следующий поэтапный алгоритм действий: подготовительно-втягивающий этап (первая четверть) — обеспечивает повышение общей физической подготовленности, адаптацию функциональных систем к физическим нагрузкам, ознакомление с правилами подвижных игр, которые будут применяться в учебном году и др.- базово-развивающий (вторая четверть) — продолжается повышение общей физической подготовленности, используются сюжетные игры, направленные на решение различных двигательных задач, широко применяются в играх различная атрибутика и спортивные снарядысоревновательно—закрепляющий (третья четверть) — широко используются комплексные игры, игровые эстафетыигры с нестандартным решением двигательных задач, для формирования двигательного опытаигры с выявлением наиболее активных и творческих школьниковрезультативно-итоговый (четвертая четверть) -включает игры интегративного характера, через которые идет дальнейшее совершенствование умственных и физических показателей детей, осуществляется диагностика результатов физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости на основе игрового тренинга.

4. Интегративная методика диагностики двигательных и интеллектуальных показателей детей с легкой степенью умственной отсталости, включающая следующие блоки-критерии: физическая подготовленность, социально-педагогическая адаптация, координационные двигательные способности, кинестетическая дифференциация, объем двигательной памяти, статическое равновесие, ориентация в пространстве, что позволяет своевременно корректировать процесс физического воспитания детей с нарушениями в развитии.

Ключевыми словами в нашей работе, являются «педагогическая технология», где мы представляем общепринятое определение и даем свое авторское понятие.

Педагогическая технология — связанные в одно целое методы, формы, средства, способы, материальные ресурсы, обеспечивающие достижение цели образования (С. 344, Педагогика, 2007, И.П. Подласый).

В нашей работе под педагогической технологией игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости понимается — специализированный комплекс педагогических средств, методов и организационных форм, обеспечивающих взаимосвязь и коррекцию умственной и физической деятельности детей с легкой степенью умственной отсталости в процессе физического воспитания в школе.

Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, библиографического списка и приложений. Материал исследования содержат 10 рисунков, 5 таблицы, библиографический список представлен 174 работами, из них 13 на иностранных языках.

ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. Анализ научно-исследовательской и учебно-методической литературы показал, что недостаточно активно ведутся исследования по дальнейшему совершенствованию содержания физического воспитания детей с умственной отсталостью, в том числе и с легкой степенью умственной отсталости. В тоже время число детей и подростков с нарушениями умственного развития в стране увеличивается с каждым годом и данный показатель составляет уже до 10% от общего числа подрастающего поколения с различными заболеваниями. Поэтому в настоящее время перед специалистами, медиками, педагогами, социальными работниками и др. стоит очень важная задача направленная на поиск и разработку современных социально-педагогических подходов, технологий, форм и средств профилактики, коррекции и адаптации подрастающего поколения имеющих отклонения в умственном развитии.

2. Сформирована, структурирована и наполнена содержанием педагогическая технология игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости включающие: материально-техническое обеспечение, программно-методическое, технологическую модель реализации, педагогическую диагностику результатов физического воспитания детей на основе игровой деятельности.

3. Разработана вариативная часть программно-методического обеспечения игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости которая включает: игровые упражнения распределенные по различным блокам в зависимости от времени учебного года, решения поставленных задач по четвертямметодику избирательного воздействия при реализации подвижных игр и упражнений, при решении воспитательных, образовательных, оздоровительных и социальных задач. Все это в совокупности обеспечивает динамизм, продуктивность и гармоничность процесса физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости в школе — интернате VIII вида.

4. Сформирована структура и содержание игрового тренинга в физическом воспитании, включающие следующий алгоритм деятельности: подготовительно — втягивающий этап (первая четверть) -обеспечивает повышение общей физической подготовки, адаптацию функциональных систем к физическим нагрузкам, ознакомление с правилами подвижных игр, которые будут применяться в учебном году и др.- базово — развивающий (вторая четверть) — продолжается повышение общей физической подготовки, используются сюжетные игры, направленные на решение различных двигательных задач, широко используются в играх различные атрибуты и снарядысоревновательно — закрепляющий (третья четверть) — активно применяются комплексные игры, игровые эстафеты, игры с нестандартным решением двигательных задач, с использованием накопленного двигательного опыта, игры с выявлением наиболее активных и думающих школьниковсоревновательно — закрепляющий (четвертая четверть) — игры содержат соревновательный характер, игры с помощью которых оцениваются знания, умения и навыки, приобретенные детьми в процессе физического воспитания за учебный год.

5. Разработано содержание и методика диагностики двигательных и интеллектуальных показателей детей с легкой степенью умственной отсталости, включающих следующие блоки — критерии: физическая подготовленность, социально-педагогическая адаптация, координационные двигательные способности, кинестезическая дифференциация, объем двигательной памяти, статическое равновесие, ориентация в пространстве.

6. Статистический анализ результатов проведенного педагогического эксперимента показал следующее: средний прирост скоростно-силовых показателей за учебный год в экспериментальных классах составил 27,1% (р<0,05), координационные показатели улучшились в среднем на 8,1% (р<0,05), объем двигательной памяти повысился на 12,7% (р<0,05), социально-психологическая адаптация повысилась на 19,8% (р<0,05), эмоциональная комфортность улучшилась на 23,4% (р<0,05), адаптивность повысилась на 70,3% (р<0,05). В тоже время показатели в контрольных классах остались на прежнем уровне.

Таким образом, положительная динамика результатов проведенного педагогического эксперимента показала высокую эффективность педагогической технологии игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости. Результаты работы можно широко использовать в учебном процессе физического воспитания детей в специализированных школах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов.// Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 336 с.
  3. Э. М. Социально-психологические критерии адаптации в школе.// Школа и психическое здоровье учащихся/ Под ред. С. М. Громбаха. М., 1988. — с. 32−43.
  4. Ю. А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М.: Наука, 1976. — 272с.
  5. , Л. Ф. Психолого-педагогические основания инновационной подготовки преподавателей вузов / Л. Ф. Алексеева. Томск: 8ТТ, 2005.-268 с.
  6. В. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1986. — 150с.
  7. , Ш. А. Идеал, гармония и реальность в системе гуманистического воспитания / Ш. А. Амонашвили, В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова // Педагогика. 2002. — № 9. — С. 3−10.
  8. , Ш. А. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования / Ш. А. Амонашвили, В. И. Загвязинский // Педагогика. -2000.-№ 2. -С. 11−16.
  9. , Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса /Ш.А. Амонашвили. Минск: Изд-во Университетское, 1990.-559 с.
  10. . Г. О психологических эффектах социализации // Человек и общество. Проблемы социализации индивида. Л., 1971. Вып. IV.
  11. . Г. Человек как предмет познания. Избранные психологические труды. В 2-х т., т.1, М.: Педагогика, 1980.
  12. Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2001. — 376 с.
  13. Г. М. Социальная психология М. 1980.
  14. Г. М. Социальная психология М. 1996.
  15. Г. М. Социализация личности // Социальная психология. -М.: Московский университет, 1980.
  16. Н. В. Проблема социализации личности // Социальные исследования. М. 1970, № 3. с. 23−25.
  17. Е. В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Изд-во «Академия», 2001. — 264с.
  18. Н. П. Учителю о психологическом климате в коллективе. -М.: Просвещение, 1983. -96с.
  19. П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М.: Медицина, 1975.- 20с.
  20. Ю. М. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве. М., 1983.
  21. М. В., Бородкина Г. В., Кузнецова JI. М. Проблема здоровья детей и их физического развития/Ддравоохранение Российской Федерации. М., 1999.
  22. И. А. Основы возрастной периодизации. /И. А. Аршавский//Возрастная физиология. JL, 1975
  23. А. Г. Личность как предмет психологического исследования — М. 1984.
  24. А. Г. Психология личности. М. 1990. — с. 376.
  25. В. М. Особенности адаптации ребенка к школе//Психическое здоровье учащихся и осуществление индивидуального подхода к ним. Методические рекомендации./Сост. Астапов В. М. -М., 1989.-с.29−33.
  26. С. А. Социально-психологические проблемы адаптации и дезадаптации первоклассников: Дис.канд. психол. наук Ярославль, 1995.-17с.
  27. JI. В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе: учеб. пособие / JL В. Байбородова. Ярославль: ЯШИ, 1991. — 111 с.
  28. В. М., Активные игры для детей, Изд. «Феникс», М. 2001 год.
  29. А. В. Психология личности и общения / А. В. Батаршев. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 248 с.
  30. И. М. Обоснование изменения структуры и содержания обучения детей с нарушениями интеллекта//Дефектология. 1995. -№ 1.-с.37−41.
  31. И. М. Проблемы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью// Дефектология. -1994. -№ 1.-с.11−14.
  32. И. М. Психология умственно отсталого ребёнка. -М.: Просвещение, 1987.-93с.
  33. М. М. и др. Почему учиться трудно? Об истоках школьных проблем ребёнка. -М.: Семья и школа, 1996. -205с.
  34. Н. П. Коррекция эмоциональных реакций на неуспех у детей со сниженным интеллектом//Вопросы психологии.-1992.-№ 1−2.-с.33−42.
  35. Л. Н. Диагностика психической напряженности детей, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа: Дис.канд. психол. наук. -М., 1995.-270с.
  36. Ф. Б. Психическая и психофизическая адаптация человека. -Л.: Наука, 1988.-269с.
  37. Н. А. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990.
  38. Бецкой // Педагогический энциклопедический словарь. Режим доступа: http://dictionarv.fio.ru/article.php?id=l 12 310
  39. , П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2 т. / П. П. Блонский- под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. — Т. 1. — 304 с.
  40. А. А. Личность и общение / А. А. Бодалев. М.: Педагогика, 1983.-271 с.
  41. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. -М.: Просвещение, 1968.
  42. Л. И., Славина Л. С. Психологическое развитие школьника и его воспитание. -М.: Просвещение, 1979. -96с.
  43. Л. И. Проблемы формирования личности. М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995.
  44. Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. — М.- 1968.
  45. . С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. М.: Мысль, 1988. -301 с.
  46. И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок. М., 2001.
  47. Л. П. Социализация в процессе формирования личности М., 1967.
  48. Л. Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психологической диагностике. — Киев: Наукова Думка, 1989. -200с.
  49. С. И., Дмитриев А. А., Оздоровление и коррекция психофизического развития детей с нарушением интеллекта средствами адаптивной физической культуры, Изд. Советский спорт, М. 2004 г.
  50. , К. Н. Дом свободного ребенка (Как создать свободную школу) / К. Н. Вентцель- изд. 3. М.: Земля и фабрика, 1923. — 59 с.
  51. , К. Н. Свободное воспитание: Сб. избр. трудов / К. Н. Вентцель. М.: А.П.О., 1993. — 171 с.
  52. Л. Н. Учителю о психическом здоровье школьника. -Кострома, 1994. -250с.
  53. Л. С. Психология развития как феномен культуры.// -М.:МПСИ- Воронеж: НПО МО ДЕК, 1996.
  54. А. Н. Особенности социальной адаптации детей сирот с нарушениями интеллекта: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1997.
  55. Ю. 3. Психодиагностика в школе. М.: Знание, 1989. — 79с.
  56. Горбунов-Посадов, И. И. Несколько вступительных слов к журналу «Свободное воспитание» / И. И. Горбунов-Посадов // Хрестоматия по истории педагогики / Сост. Н. А. Желваков. М.: Учпедгиз, 1938. — Т. 4.-551 с.
  57. Е. А. К проблеме взаимоотношений умственно отсталых учащихся в коллективе/Юбучение, воспитание и адаптация к учебным и физическим нагрузкам учащихся общеобразовательных и специальных школ. Ташкент, 1981. — с. 93−109.
  58. Р. И. Организация учебной деятельности учащихся вспомогательной школы на уроке с учётом их психофизических особенностей//Усовершенствование коррекционной работы в специальных школьных и дошкольных учреждениях. Тарту, 1988. — с. 119−121.
  59. С. М., Александровская Э. М. Школа и психическое здоровье учащихся. -М.: Медицина, 1988. -271с.
  60. М. В. Игра как специфический вид человеческой деятельности. /М. В. Демин//Философские науки, 1983. № 2.
  61. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя дет. сада/Сост. А. В. Кенеман- под редакцией Т. И. Осокиной. М.: Просвещение, 1988. — 239с.
  62. Детские подвижные игры: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей/Сост. А. В. Кенеман, Т. И. Осокина 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995. — 224с.
  63. И. В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы// Под ред. И. В. Дубровиной. -М., 1994.-87с.
  64. Г. М. Вопросы коррекции развития умственно отсталых детей в процессе обучения// Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. -М., 1971 .-с.3−10.
  65. С. П., Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре, Изд. Советский спорт, М. 2004 г. 11
  66. Е. А., Стребелева Е. А. Системный подход к разработке программы Коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта// Дефектология. — 1999.-№ 6. -с.25−34.
  67. Р. И. Игра и её педагогическое значение. М.: Педагогика, 1975.
  68. С. А., Фортова Л. К. Адаптация детей с ограниченными возможностями: Учебное пособие. М.: Академический Проект: Трикста, 2005.
  69. С. И., Кудрявцева С. В. От игры к развитию личности. — СПб.: Центр общественного здоровья, 1995.
  70. С. И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы. С-Пб.: Речь, 2002.
  71. Л. В. Очерки психологии умственно отсталого ребёнка. М., 1935.- 176с.
  72. А. В. Основные проблемы развития психики/А. В. Запорожец//Избр. психол. труды: В 2 т. М., 1986.
  73. А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. -СПб, 1997.
  74. А. У. Детский музей / А. У. Зеленко // Педагогическая энциклопедия / Под ред. А. Г. Калашникова. М., 1928. — Т. 2. — С. 526.
  75. М. С. Психологические особенности педагогического влияния на адаптацию ребёнка в начальной школе: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1992. 19с.
  76. В. В. Психология детства. М.: Академия, 1995.
  77. О. И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности// Психологические механизмы регуляции социального поведения. -М., 1979. -219−232с.
  78. Д. Н. Психическое недоразвитие у детей. Л.: Медицина, 1982. -224с.
  79. В. П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука, 1980.- 191с.
  80. . Д. Медицинская психология. Л.: Медицина, 1982. -271с.
  81. Р. Р. Практическая психология для родителей, или Педагогика взаимности. М.: АСТ — ПРЕСС КНИГА, 2004.
  82. , Ю. А. Философия гармонии: Монография / Ю. А. Килис. Омск: Омский государственный институт сервиса, 2002. — 170с.
  83. В. И. Психофизиологические особенности младшего школьника и учебный процесс. Ульяновск, 1996. — 39с.
  84. В. Как подготовить ребенка к жизни. -М., 1991.
  85. Ч. Б. Особенности становления образа Я у умственно отсталых подростков: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1995.
  86. Е. А. Программа психологического сопровождения школьников, их учителей и родителей (с 1по 10 класс). М., 1997. -46с.
  87. , И. А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии: курс лекций по философии педагогики / И. А. Колесникова. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. — 288 с.
  88. Н. Л. Развитие личности учащихся вспомогательных школ. Киев, 1978. — 87с.
  89. И. А. Особенности социализации детей с лёгкими формами психического надоразвития: Автореф. дис. .д-ра психол. наук. -М., 1997.-41с.
  90. , Е. В. Директор учитель — ученик: пути взаимодействия / Е. В. Коротаева. — М.: Сентябрь, 2000. — 144 с.
  91. К. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю., Неуспевающие дети нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников.-М., 1997.
  92. Л. Н. Особенности эмоциональной сферы в учебном процессе детей младшего школьного возраста (в норме и с ЗПР): Дис.. канд. психол. наук. СПб, 1992. — 148с.
  93. Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. Академия развития, 1996.
  94. П. С. Адаптация как функция развития личности. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1991. — 76с.
  95. Лао Цзы. Дао Дэ Цзин / Лао Цзы. Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/asiatica/china/lao-czi.html
  96. Ю. А., Филиппова Л. В. Гуманизация физкультурно -спортивной деятельности. Пермь: Пермский ун-т, 1992. 122 с.
  97. В. В. Нарушения психического развития у детей. М.: МГУ, 1985.- 167с.
  98. Д. Н. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964.-344с.
  99. П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Собр. пед. соч. T. l, Т.2, М., 1951.
  100. С. В. Особенности внимания умственно отсталых младших школьников: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1977. — 20с.
  101. В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1989. — 104с.
  102. В. И., Певзнер М. С. Динамика развития детей -олигофренов. -М.: АПН, 1963.-223с.
  103. Г. Л. Игровая терапия, искусство отношений. — М.: Международная педагогическая академия, 1994.
  104. Д. В. Воспитателю о детской игре/Под ред. Т. А. Марковой-М.: Просвещение, 1982.
  105. И. С. Гармония как момент процесса развития: Автореф. дис.канд. философ, наук / И. С. Молкин. Л., 1966. — 20 с.
  106. В. С. Психология детства и отрочества. М.: ИПП, 1998.
  107. В. Н. Теория и практика медицинской психологии и психотерапии. СПб, 1994. — 237с.
  108. . И. Развитие личности умственно отсталых школьников. Алма-ата, 1976. — 52с.
  109. Т. Г., Коррекционная педагогика: Учебное пособие, Изд. Феникс, Ростов н/Д. 2006.
  110. А. М. Методология игровой деятельности. М.: Издательство «Эгвес», 2006.
  111. Новоселова С. JL, Зворыгина Е. В., Парамонова J1. А. Всестороннее воспитание детей в игре. М., 1993.
  112. А. Ю. Подвижные игры: 1 4 классы. М.: ВАКО, 2007.
  113. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев и др. 4-е изд. — М.: Школьная пресса, 2002. — 512 с.
  114. В. Г. Исследования личности и познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. М., 1980. — 81с.
  115. В. Г. Практическая и умственная деятельность детей — олигофренов. -М.: Просвещение, 1968. 158с.
  116. В. Г. Речь умственно отсталых школьников/Юсобенности умственного развития учащихся вспомогательных школ. М.: Просвещение, 1965.-216с.
  117. . Избранные психологические труды. М., 1969.
  118. . И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. М., 1962. — 319с.
  119. JI. Педагогические пути социальной адаптации учащихся вспомогательной школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1984. -15с.
  120. К. Особенности агрессивного поведения детей с лёгкой степенью умственной отсталости //Материалы VII научной сессии по дефектологии/Под ред. Власовой Т. А. М., 1975. — с. 431−432.
  121. Программы для 0−4 классов школы VIII вида. М.: Дидакт, 1996. -228с.
  122. Психология детства. Практикум. Тесты. Методики для психологов, педагогов, родителей. под ред. Чл.-корр. РАО А. А. Реана. — СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003.
  123. А. И. Взаимодействие вспомогательной школы и семьи в социальной адаптации учащихся: Дис.. д-ра пед. наук. М, 1978. -217с.
  124. А. П. Социальная адаптация и ответственность личности//Социальная адаптация и вопросы нравственного воспитания личности. Барнаул: БГПИ, 1984. — 122с.
  125. Е. С, Усанова О. Н. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии. -М, 1990. 150с.
  126. С. Я. Психология умственно отсталого ребенка. М.: Просвещение, 1979.- 192с.
  127. Н. Л. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. — М.: Педагогическое общество России. 1998.
  128. Н. Я, Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М, 2001.
  129. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт. сост. Л. В. Мардахаев. — М.: Издат. Центр «Академия», 2002. — 368 с.
  130. А. С. Игра-это серьезно. -М., 1981.
  131. А. С. Психотерапия: игра, детство, семья, М, 2000.
  132. Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М, 2001.
  133. В. И, Аллакаева Л. М. Комплексная программа воспитания культуры здорового образа жизни школьников. Уфа-М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, Муниципальное образование. Г. Уфа, 2003.
  134. , В. А. Избранные педагогические сочинения : В 3 т. / В.А. Сухомлинский- сост. О. С. Богданова. В. З. Смаль. М.: Педагогика, 1979−1981. — Т. 1. — 355 с. — Т. 2. — 383 с. — Т. 3. — 639 с.
  135. , В. Л. О воспитании. -М.: Политиздат, 1985.
  136. , Л. Н. Педагогические сочинения / Л. Н. Толстой- сост. Н. В. Вейкшан (Кудрявая). М.: Педагогика, 1989. — 544 с.
  137. Толстой // Педагогический энциклопедический словарь. Режим доступа: http://dictionary.fio.ru/article.php?id=l 12 310
  138. О. Н. Дети с проблемами психического развития. -М., 1995.
  139. А. П. Роль игры в воспитании детей./ Под ред. А. В. Запорожца. -М.: Просвещение, 1976.
  140. И. П. Особенности отношения к учебной деятельности учеников младших классов вспомогательной школы. Учебное пособие. -Л.: ЛГПИ, 1979.-54с.
  141. К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. / К. Д. Ушинский- сост. С. Ф. Егоров.-М.: Педагогика, 1988.-Т. 1.-416 с.
  142. Физиология развития ребенка./Под ред. Р. И. Козлова, Д. А. Фарбер. -М.: Педагогика, 1983.
  143. X. Школа содействия здоровью//Школа здоровья, 2000, Т7. № 1.
  144. Т. П. Развитие функций детского мозга. Л., 1978.
  145. Т. П., Еремеева В. П., Лоскутова Т. Л. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М., 1991.
  146. М. В., Антропова М. В. Адаптация организма учащихся к учебным и физиологическим нагрузкам. -М.: Педагогика, 1982. 240с.
  147. Г. И. Философские проблемы теории адаптации. М.: Мысль, 1975.-277с.
  148. Л. В., Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии: Методическое пособие, Изд. «Детство Пресс», Санкт-Петербург. 2005.
  149. Л. В., Частные методики адаптивной физической культуры, Изд. Советский спорт, М. 2007.
  150. Г. Б. Социально-психологические проблемы молодой семьи выпускников специальной школы для детей с ЗПР: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. -М., 1990. 37с.
  151. Шипицина J1. М., Иванов Е. С., Данилова A.A., Смирнова И. А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб: Образование, 1995. — 80с.
  152. Шиф Ж. И., Коломинский H. JL Формирование личности умственно отсталого ребёнка// Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе. М.: Педагогика, 1980. — с. 23−63.
  153. , Е. Н. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Н. Шиянов, Н. Б. Ромаева М.: Народное образование- Илекса- Ставрополь: Сервисшкола, 2003. — 336 с.
  154. С. А. Игры учащихся феномен культуры. — М.: Новая школа, 1994.
  155. Д. Б. Игра и психическое развитие ребенка дошкольника. Труды Всероссийской конференции по дошкольному воспитанию. — М., 1949.
  156. Д. Б. Психология игры. М., 1978.
  157. Эм 3. Б. Педагогическая характеристика учащихся младших классов вспомогательной школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1974. 17с.
  158. Э. Детство и общество: Пер. с англ. СПб, 1996. — 589 с.
  159. В. Г. Игры для детей. Изд. 2-е, перераб. М., «Физкультура и спорт», 1975.
  160. Alden, L., Safran, J. Irrational beliefs and nonassertivt behavior// Cognitive therapy and research. 1978.
  161. Bandura, A., Adams, N. Cognitive processes mediating behavioral change//Journal of Personality and Social Psychology. 1997.
  162. Chadsey-Rush J. Toward defining and measuring social Skills in Employment Setting // A. J. M. R. 1992, 96. — № 4. — P. 405−418.
  163. Copfermann E. Problemes de lajeunesse. P., 1972.
  164. Dammer, H. Methoden geisteswissenschsft licher Padagogik. Einfuhrung in Hermeneutik, Phenomenologie und Dialektik, 3 Aufl. — Munchen, 1994.
  165. Dictionary of Sociology. Penguin Books, 1984.
  166. Diltey W. Padagogik Geschichte and grundlinien ds Systems, Stuttgart/gottingen, 1960.
  167. Gennep A. van. Inleiding tot de orthopedagogik. Meppel-Amsterdam, Boom, 1983.-205 p.
  168. Grennspan S., Granfield J. M. Reconsidering the Construct of mental Retardation: Implications of a Model of social Competence // A. J. M. R. -1992, 96.-№ 4.-P. 442−453.
  169. Healey K. N., Masterpasqua F. Interpersonal cognitive Problem-solving among Children with mental Retardation // A. J. M. R. 1992., 96. — № 4. -P. 367−372.
  170. Hekken S. J. M. VAN, Steetzel L., Vrolijk R. Sociale competentie: een onderzoek bij zes- tot twaalijarige borderline-, moeilijk lerende-, en basisschool kinderen//Tijdschrift voor Orthopedagogiek. 1991. — Vol. 30. -P. 524−534.
  171. Petermann U., Petermann F. Training mit sozial unsicheren Kindern Aufl, Weinheim: Beltz, Psychologie Verlags Union 1994.
Заполнить форму текущей работой