Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика непрерывного адаптивного физического воспитания старших дошкольников с нарушением зрения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Все более широкое распространение получает точка зрения, согласно которой забота общества о лицах с ограниченными возможностями является мерилом его культурного и социального развития, а также нравственного здоровья. Исходя из этого специалисты многих стран ведут поиск эффективных программ укрепления здоровья лиц с ограниченными возможностями, особенно детей, восстановления их работоспособности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРЕДМЕТУ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Физическое развитие и физическая подготовленность детей старшего дошкольного возраста
    • 1. 2. Анализ зрительных нарушений и их влияние на физическое развитие и физическую подготовленность детей старшего дошкольного возраста
    • 1. 3. Особенности программ и методик физического воспитания детей дошкольного возраста
    • 1. 4. Постановка проблемы
  • ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Цель, задачи исследования
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Организация исследования
  • ГЛАВА III. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ НЕПРЕРЫВНОГО АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
    • 3. 1. Методические подходы к обоснованию методики непрерывного адаптивного физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
    • 3. 2. Обоснование содержания методики непрерывного адаптивного физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
      • 3. 2. 1. Уроки физической культуры
      • 3. 2. 2. Дифференцированные занятия по лечебной физической культуре
      • 3. 2. 3. Индивидуальные занятия

Методика непрерывного адаптивного физического воспитания старших дошкольников с нарушением зрения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется решением благородной задачи — найти пути повышения качества жизни лиц с ограниченными возможностями. В настоящее время более 50 млн. человек (т.е. каждый десятый, населяющий Землю) относятся к лицам с ограниченными возможностями. Среди них не менее 15 млн. детей.

Все более широкое распространение получает точка зрения, согласно которой забота общества о лицах с ограниченными возможностями является мерилом его культурного и социального развития, а также нравственного здоровья. Исходя из этого специалисты многих стран ведут поиск эффективных программ укрепления здоровья лиц с ограниченными возможностями, особенно детей, восстановления их работоспособности, социальной реабилитации, адаптации, активного участия в жизни. Задача эта достаточно сложная, и, чтобы решить ее, нужны комплексные научные исследования, объединение усилий медиков, педагогов, специалистов в области физической культуры.

Анализ научно-методической литературы показал, что вопросу изучения использования средств физического воспитания в занятиях с детьми с нарушением зрения посвящены работы ряда исследователей (Б. В. Сермеев, 1983; И. В. Героева, 1996; Л. В. Харченко, 1999; Е. В. Петрова, 2000;

JI. С. Сековец, 2002).

Установлено, что организация процесса физического воспитания с традиционным подходом, к детям без отклонений в состоянии здоровья не в полной мере решает проблему улучшения показателей физического развития и повышения уровня физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Кроме того, общим в этих работах является то, что для детей с нарушением зрения характерно отставание в физическом развитии, физической подготовленности, в темпах биологического созревания, у них отмечаются функциональные нарушения в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, имеют место отклонения в функциях опорно-двигательного аппарата. В то же время фактом является то, что существующие программы физического воспитания не в полной мере способствуют эффективности физического развития детей, содержательная взаимосвязь различных их составляющих требует совершенствования.

Более того, научных публикаций, касающихся разработки непрерывных педагогических воздействий в рамках адаптивного физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в доступной литературе практически не выявлено.

Таким образом, возникает явное противоречие между объективно существующей общественной необходимостью улучшения показателей физического развития, повышения уровня физической подготовленности данных детей, укрепления их здоровья, а значит и социализации в здоровое общество сверстников, и отсутствием научно-обоснованных методик непрерывных педагогических воздействий в рамках адаптивного физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения для устранения отмеченных негативных отклонений в физическом развитии, физической подготовленности и состоянии здоровья.

Все выше изложенное и определило тему настоящего диссертационного исследования: Методика непрерывного адаптивного физического воспитания старших дошкольников с нарушением зрения.

Объект исследования. Процесс непрерывного адаптивного физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Предмет исследования. Методика непрерывного адаптивного физического воспитания старших дошкольников с нарушением зрения.

Гипотеза исследования. Педагогический процесс адаптивного физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения будет протекать более эффективно, если:

— методологию адаптивного физического воспитания строить на основе принципов непрерывного и комплексного педагогического воздействия, дифференцированного и индивидуального подходов;

— методику согласования целей и задач различных форм занятий осуществлять на основе оптимизации между индивидуальными, групповыми и коллективными средствами адаптивного физического воспитания;

— опираясь на вторичные отклонения в состоянии здоровья субъектов образовательного процесса использовать способы индивидуального и дифференцированного подходов к комплектованию учебных групп для организации и проведения занятий как условия повышения эффективности непрерывных педагогических воздействий.

Научная новизна исследования. Определены основные принципы непрерывного адаптивного физического воспитания: непрерывного и комплексного педагогического воздействия, дифференцированного и индивидуального подходов. Их реализация создает благоприятные условия для повышения показателей физического развития и физической подготовленности детей, а также для коррекции вторичных отклонений и, как следствие, укрепления их здоровья.

Обоснована и выявлена сущность методики непрерывного адаптивного физического воспитания старших дошкольников с нарушением зрения, заключающаяся в использовании различных по целям и задачам, но оптимально взаимосвязанных по содержанию форм занятий и различных средств адаптивного физического воспитания.

Доказана эффективность непрерывных педагогических воздействий в рамках адаптивного физического воспитания старших дошкольников с нарушением зрения на индивидуальных, групповых и урочных формах занятий.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается во введении в научный аппарат физкультурного образования и раздела педагогики физической культуры понятия непрерывного адаптивного физического воспитания и в разработке новой содержательной части принципов непрерывного и комплексного педагогического воздействия, дифференцированного, индивидуального подходов, а так же в конкретизации требований по их реализации.

Разработана методика непрерывного адаптивного физического воспитания старших дошкольников с нарушением зрения, состоящая из уроков физической культуры, дифференцированных занятий по лечебной физической культуре и индивидуальных занятий.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

— разработан и введен в учебный план факультета физической культуры специальный раздел «Методика непрерывного адаптивного физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения» в рамках учебного предмета «Частные методики адаптивной физической культуры»;

— разработана и экспериментально обоснована методика непрерывного адаптивного физического воспитания старших дошкольников с нарушением зрения, в основу, которой входили уроки физической культуры, диффенцированные занятия по лечебной физической культуре и индивидуальные занятия с детьми. Подобраны и апробированы разнообразные средства непрерывного адаптивного физического воспитания: общеразвивающие упражнения с предметами, без предметов, игрыспециальные упражнения: упражнения для развития и укрепления мышечно-связочного аппарата, дыхательные и корригирующие упражненияиндивидуальные специальные упражнения: упражнения для укрепления сводов стопы, навыка правильной осанки;

— разработаны практические рекомендации по организации и проведению различных форм занятий в рамках непрерывного адаптивного физического воспитания, учитывающие индивидуальные и групповые особенности субъектов образовательного процесса (по вторичным отклонениям в состоянии здоровья).

Достоверность результатов исследования и научных выводов обеспечена четкостью методологических позиций, разносторонностью теоретического анализа проблемы, использованием адекватных поставленным задачам современных и информативных методов исследования, длительностью педагогического эксперимента, статистической значимостью полученных результатов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Методология непрерывного адаптивного физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, построенная на основе принципов непрерывного и комплексного педагогического воздействия, дифференцированного и индивидуального подходов.

2. Методика непрерывного адаптивного физического воспитания старших дошкольников с нарушением зрения, разработанная на основе согласования целей и задач уроков физической культуры, дифференцированных занятий по лечебной физической культуре, индивидуальных занятий и оптимизации используемых на них различных средств адаптивного физического воспитания.

3. Результаты исследований, подтверждающие эффективность разработанной нами методики в плане коррекции вторичных отклонений в физическом развитии и физической подготовленности и укрепления здоровья детей.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, библиографического списка, 11 таблиц, 19 рисунков, 3 приложений. Работа изложена на 175 страницах. Библиографический список включает 224 источника, из них 12 на иностранных языках.

ВЫВОДЫ.

1. Анализ литературных источников показал, что дети старшего дошкольного возраста с нарушением зрения отстают от нормально видящих детей по следующим показателям физического развития, физической подготовленности и функциональным изменениям в деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем: у них снижен рост на 3−5%- вес — на 6−11%- жизненная емкость легких — на 3−6%- выявлено отставание в развитии мышечной силы кистей на 2−5 кгв метании мяча вдаль правой и левой руками отставание составляет 22,7−27%- в прыжках в длину с места — на 1620%- снижена функциональная деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем на 4−10%.

Установлено, что выявленный в проведенном исследовании уровень физического развития, физической подготовленности и функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, не отличается от результатов ранее проведенных исследований.

2. Научные исследования по совершенствованию программ и методик организации и проведения занятий по адаптивному физическому воспитанию детей с нарушением зрения имеют следующие направления:

1) включение в уроки физической культурой подвижных игр и средств ритмической гимнастики как комплексного средства коррекции физического развития и физической подготовленности (В. И. Никитин, А. Н. Гнеушева, А. М. Кондратов, Е. В. Чернобыльская);

2) использование занятий по лечебной физической культуре как средства коррекции двигательных нарушений (JI. Н. Ростомашвили, JI. С. Сековец, JI. Б. Самбикин);

3) использование специальных блоков упражнений направленных на развитие координационных способностей (JI. В. Харченко, И. Ю. Горская);

4) использование занятий по лечебной физической культуре с акцентом на индивидуальные занятия как средства коррекции физического развития (JL И. Плаксина, В. П. Ермаков, Г. А. Якунин);

5) использование плавания как одной из форм занятий адаптивного физического воспитания и эффективного средства профилактики и коррекции отклонений в осанке (Т. С. Морозова, К. К. Молинский, С. С. Семенова).

Анализ существующих программ и методик по адаптивному физическому воспитанию детей с нарушением зрения выявил отсутствие содержательной взаимосвязи различных форм занятий, отсутствие дифференцированного и индивидуального подходов в подборе средств адаптивного физического воспитания при проведении этих форм занятий.

3. Определены в качестве основных для разработки методики непрерывного адаптивного физического воспитания старших дошкольников с нарушением зрения, следующие принципы: непрерывного и комплексного педагогического воздействия, дифференцированного и индивидуального подходов. Конкретизирована их суть и требования по реализации в учебном процессе.

Разработана методика непрерывного адаптивного физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, сущность которой заключалась в использовании различных по целям и задачам, но оптимально взаимосвязанных по содержанию форм занятий.

Использование на уроках физической культуры, дифференцированных занятиях по лечебной физической культуре и индивидуальных занятиях разнообразных средств адаптивного физического воспитания (общеразвивающие упражнения, специальные упражнения и индивидуальные специальные упражнения), обеспечило улучшение показателей физического развития и повышения уровня физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

4. Эффективность разработанной методики подтверждается следующими результатами, полученными в ходе педагогического эксперимента:

— среднегрупповые показатели физического развития (рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, сила мышц правой и левой кистей) детей улучшились внутри каждой группы за исследуемый период. Наиболее значительные и достоверные изменения в показателях физического развития детей выявлены в экспериментальной группе, в которой результаты увеличились на 13,6−54,9% (Р<0,05). В контрольной группе показатели физического развития хотя и улучшились после эксперимента на 7,9−33,3%, но достоверных различий в их изменениях не выявлено (Р>0,05);

— среднегрупповые показатели физической подготовленности (бег на 10 м, прыжок в длину с места, наклон вперед, метание мяча вдаль правой и левой руками, сохранение равновесия на правой и левой ногах) детей улучшились внутри каждой группы за исследуемый период. Наиболее значительные и достоверные изменения в показателях физической подготовленности у детей выявлены в экспериментальной группе, в которой результаты увеличились на 16,5−52% (Р<0,05). В контрольной группе показатели физической подготовленности хотя и улучшились после эксперимента на 10,5−21,8%, но достоверных различий в их изменениях не выявлено (Р>0,05);

— к концу педагогического эксперимента отмечена положительная тенденция коррекции нарушений осанки почти у 100% детей занимавшихся в экспериментальной группе. В контрольной группе таких улучшений значительно меньше.

5. Метод кардиоинтервалографии (вариационной пульсометрии сердечного ритма) подтверждает повышение адаптационных возможностей организма детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в экспериментальной группе. Наблюдается тенденция перехода от симпатического типа регуляции сердечного ритма к нормотоническому увеличение RRNN с 594,36±16,97 мс до 654,34±34,41 (Р<0,05), снижение центральных влияний на синусовый узел (увеличение SDDN с 47,18+5,16 до 61,29+8,46 (Р<0,05), снижение гуморальных влияний на сердечный ритм. В контрольной группе таких прогрессивных изменений не наблюдалось.

6. В результате анализа данных о пропущенных занятиях по болезни, полученных за весь период педагогического эксперимента, установлено, что в экспериментальной и контрольной группах в первый месяц эксперимента (сентябрь) каждым ребенком в среднем пропущено 0,5 занятия. В то же время к концу эксперимента в мае месяце среднее количество пропущенных по болезни занятий в экспериментальной группе составило только 2, а в контрольной группе — уже 4. Таким образом, экспериментальная методика оказала положительное влияние на уменьшения количества заболеваний и пропусков занятий по болезни у детей экспериментальной группы за период педагогического эксперимента.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. При практическом применении в режиме дня специализированного дошкольного образовательного учреждения разработанной методики непрерывного адаптивного физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения необходимо использовать следующие формы занятий: уроки физической культуры, дифференцированные занятия по лечебной физической культуре и индивидуальные занятия. Именно эти формы занятий и создают процесс непрерывного адаптивного физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

2. В тестировании физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения необходимо придерживаться некоторых правил: идентичность условий и времени проведениясоблюдение основных гигиенических требований (температура помещения, его освещенность, одежда детей и др.) — создание положительного эмоционального фонаприменение тестов хорошо известных детям.

3. Занятия по лечебной физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения нельзя начинать упражнения с трудновыполнимых. При выполнении необходимо следить за правильным дыханием. При напряжении мышц — вдох, при расслаблении — выдох. Обязательно все упражнения выполнять правильно и ритмично. Надо следить, чтобы упражнения выполнялись на возможно большей амплитуде с полным напряжением и расслаблением.

4. Кардиоинтервалография является высокоинформативным методом оценки состояния тонуса отделов вегетативной нервной системы и открывает перспективы осуществления диагностики функциональных отклонений и раннему выявлению заболеваний, как условие разработки экспериментальных программ коррекционной направленности.

5. Результаты применения разработанной методики непрерывного адаптивного физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и научно-методическое обеспечение данной методики позволяют обосновать ее социально-адаптивную значимость как путь и средство улучшения показателей физического развития, повышение уровня физической подготовленности и укрепления здоровья данной категории детей.

При этом для достижения положительных результатов следует соблюдать три главных условия:

1) необходима организация рационального двигательного режима как путь к улучшению показателей физического развития и физической подготовленности;

2) нужна взаимосвязь различных форм и средств занятий непрерывного адаптивного физического воспитания;

3) необходима организация непрерывной деятельности как средства коррекции психоэмоциональных напряжений, связанных с движением, и способа социальной адаптации ребенка через игру.

6. Для улучшения показателей физического развития и уровня физической подготовленности использовались следующие разнообразные средства в рамках непрерывного адаптивного физического воспитания старших дошкольников с нарушением зрения.

На уроках физической культуры использовались общеразвивающие упражнения с предметами, без предметов, на снарядах, специальные упражнения, ходьба, бег, игры.

На дифференцированных занятиях по лечебной физической культуре использовались специальные упражнения: упражнения для развития и укрепления мышечно-связочного аппарата (укрепления мышц спины, живота, плечевого пояса, нижних и верхних конечностей), дыхательные и корригирующие упражнения, упражнения на расслабление и растягивание мышц, на равновесиеобщеразвивающие, индивидуальные специальные упражнения, игры.

На индивидуальных занятиях включались индивидуальные специальные упражнения: упражнения для укрепления сводов стопы, мышечного корсетаупражнения на формирование навыка правильной осанкиупражнения, выполняемые в исходном положении лежа и сидя на полу, руки в упоре сзади, стоя и в ходьбеупражнения для мышц брюшного пресса, для мышц боковой поверхности туловищаспециальные упражнения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Э. С. Берегите зрение Текст. / Э. С. Аветисов. — М., Знание, 1970.-64 с.
  2. , Э. С. Занятия физической культурой при близорукости Текст. / Э. С. Аветисов, Ю. И. Курпан, Е. И. Ливадо. М.: ФиС, 1983.-103 с.
  3. , Э. С. Физкультура при близорукости Текст. / Э. С. Аветисов, Е. И. Ливадо, Ю. И. Курпан. М.: Знание, 1985. — 64 с.
  4. , Н. А. Формирование оптимального функционального уровня неспецифичной резистентности в период адаптации студентов к условиям вуза Текст. / Н. А. Агаджанян, Т. В. Ионова, М. Ф. Сауткин // Физиология человека. 1996. — Т.20, № 3. — С. 144−150.
  5. , Е. К. Возрастные аспекты адаптации к мышечной деятельности Текст. / Е. К. Аганянц // Физиологические механизмы адаптации к мышечной деятельности: тез. докл. XVII науч. конф.- Л., 1984. С. 6−7.
  6. , Е. К. Физиологические особенности развития детей, подростков и юношей Текст.: учеб. пособие / Е. К. Аганянц, Е. М. Бердичевская, Е. В. Демидова Краснодар, 1999. — 71 с.
  7. , Р. Н. Физическое воспитание слепых и слабовидящих школьников в режиме дня Текст. / Р. Н Азарян М.: Знание, 1987. — 81 с.
  8. Аномалии и коррекционно-воспитательная работа при глубоком нарушении зрения Текст.: сб. науч. тр. / под ред. М. И. Земцовой. М., 1980. -199 с.
  9. , П. К. Очерки по физиологии функциональных систем Текст. / П. К. Анохин. М.: Физкультура и спорт, 1975. — 143 с.
  10. , А. П. Индивидуализация процесса осуществления здоровьесберегающей функции физического воспитания детей старшего дошкольного возраста Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук / Антропова А. П. Челябинск, 2001. — 21 с.
  11. И. Алямовская, В. Г. Как воспитать здорового ребенка Текст. / В. Г. Алямовская. Н. Новгород, 1993. — 109 с.
  12. , В. Ф. Возрастные изменения физического развития, двигательной деятельности школьников с нарушениями зрения и коррекционно-воспитательная работа на уроках физкультуры Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук/ Афанасьев В. Ф. -М., 1968. 21 с.
  13. , И. А. Основы возрастной физиологии Текст. / И. А. Аршавский // Возрастная физиология. -М., 1975. С. 48−56.
  14. , Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании Текст.: пособие для студентов, аспирантов и преподавателей инст. физ. культуры / А. Б. Ашмарин. М.: ФиС, 1978. — 223 с.
  15. , Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии Текст. / Р. М. Баевский. М.: Медицина, 1979. — 295 с.
  16. , Р. М. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе Текст. / Р. М. Баевский, О. И. Кириллов, С. М. Клецкин. М., 1984.156 с.
  17. , Р. М. Оценка функционального состояния оператора в условиях сенсорного дефицита Текст. / Р. М. Баевский, Т. Д. Семенова // Физиология человека. 1986. — Т. 12, № 4. — С. 676−679.
  18. , Р. М. Методика оценки функционального состояния организма человека Текст. / Р. М. Баевский, Ю. А. Кукушкин, А. В. Марсанов, Е. А. Романов // Медицина труда и промышленная экология. 1995. -№ 3.-С. 30−34.
  19. , В. Ф. Программа экспресс диагностики динамики психосенсорного, функционально и физического развития учащихся Текст. / В. Ф. Базарный. — Сергиев Посад, 1995. — Ч. 2. — 30 с.
  20. , В. К. Физическая активность человека Текст. / В. К. Бальсевич, В. А. Запорожанов. Киев: Здоровье, 1987. — 115 с.
  21. , Т. Е. Особенности развития весо-ростовых показателей у мальчиков и девочек 4−6 лет различного уровня двигательной активности Текст. / Т. Е. Баташова // Сборник научных трудов молодых ученых. Вып. 4. — Смоленск, 1996. — С. 53−55.
  22. , В. И. Охрана зрения слабовидящих школьников Текст. / В. И. Белецкая, А. И. Гнеушева. М.: Здоровье, 1982. — С. 3−4.
  23. , Н. Е. Педиатрия Текст. Кн. 4 / Н. Е. Берман, В. Н. Воган. М.: Медицина, 1993. — 524 с.
  24. , Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности Текст. / Н. А. Бернштейн. М.: Наука, 1966. — 349 с.
  25. , А. А. Совершенствование движений в процессе физиологического воспитания с учетом возрастных особенностей двигательных функций Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Биляева А. А.-М., 1976.-24 с.
  26. , Н. С. Влияние плавания на состояние здоровья детей дошкольного возраста Текст. / Н. С. Буйлова, Т. А. Вакулина // Двигательная активность в укреплении здоровья, профилактике и лечении заболеваний взрослых и детей. Ростов-на-Дону, 1987. — 14 с.
  27. , Н. А. Плавание Текст. / Н. А. Бутович. Леноблиздат, 1936. -64 с.
  28. , Л. Ребенок от 3 до 7 лет. Как подготовиться к школе Текст. / Л. Бредвей, Алберс Хил Б. М.: ЮНВЕС, 1997. — 160 с.
  29. , Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, быстроту, выносливость Текст. / Е. Н. Вавилова: пособие для воспитателя детского сада. -М.: Просвещение, 1981.-96 с.
  30. , Е. Н. Укрепляйте здоровье детей Текст. / Е. Н. Вавилова: пособие для воспитателя детского сада. М., Просвещение, 1986. — 125 с.
  31. , Ю. Н. Научно-методические предпосылки спортивно-оздоровительной программы для детей и молодежи Текст. / Ю. Н. Вавилов, К. Ю. Вавилов // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 4. — С. 5460.137 X
  32. , В. Е. О физическом развитии детей и подростков Текст. / В. Е, Васильев, А. Ф. Каптелин. — М.: Знание, 1969. 78 с.
  33. , В. К. Физическая культура для ослабленных детей Текст. / В. К. Велитченко: методическое пособие. -М.: Терра-Спорт, 2000. 168 с.
  34. , Э. С. Физическая культура детей дошкольного возраста Текст. / Э. С. Вельчковский. — Киев: Здоровье, 1979. 229 с.
  35. , С. А. Методы обработки структурных кривых с повторяющимися признаками формы при обработке результатов медико-биологического эксперимента Текст. / С. А. Воробьев, А. А. Яшин // ВНМТ. -1998. -Т. 5, № 34.-С. 17−19.
  36. , Е.К. Плавание как средство подготовки детей 6−7 лет к обучению в школе Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук / Воронова Е. К. -СПб, 1995.- 19 с.
  37. , М. В. Искривление позвоночника вследствие косоглазия с вертикальным компонентом Текст. / М. В. Вольская // Возрастные особенности органа зрения. М., 1971. — С. 89−90.
  38. , JI. С. Проблемы дефектологии Текст. / JI. С. Выготский. -М.: Просвещение, 1955. — 524 с.
  39. , JI. С. Основы дефектологии Текст. В 6 т. Т. 5 / JI. С. Выготский // Собрание сочинений.- М., 1983. 369 с.
  40. , И. В. Методика профилактики близорукости у младших школьников средствами физического воспитания Текст.: автореф. дис.. .канд. пед. наук / Героева И. В. М., 1996. — 18 с.
  41. , М. JI. Развитие основных двигательных качеств, как важнейшее средство оздоровления детей дошкольного возраста Текст. / М. JI. Гейнисман, Н. В. Манакова // Материалы научн. конф. по итогам работы за 1990−1991 г. Омск, ОГИФК, 1991. — С. 77−78.
  42. Глазные болезни Текст. / под ред. Г. И. Ерошевского, А. А. Бочкаревой.- М.: Медицина, 1977. 264 с.
  43. , М. А. Спортивная метрология Текст. / М. А. Годик. — М.: Физкультура и спорт, 1988. С. 47−48.
  44. , М. Н. Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата Текст. / М. Н. Гончарова, А. В. Гринина, И. И. Мирзоева. JL: Медицина, 1974. -207с.
  45. , И. Ю. Теоретические и методологические основы совершенствования базовых координационных способностей школьников с различным состоянием здоровья Текст.: автореф. дис.. докт. пед. наук / Горская И. Ю. Омск, 2001. — 28 с.
  46. , А. Н. Нормальное ли зрение у ребенка Текст. /А.Н. Гнеушева // Дошкольное воспитание. 1978. — № 7. — С. 93−95.
  47. , В. П. Индивидуальные и групповые особенности моторики детей Текст.: учебн. пособие для студентов ИФУ / В. П. Губа. Смоленск: СГИФК, 1989.-40 с.
  48. , В. П. Возрастные основы формирования спортивных умений Текст. / В. П. Губа: учеб. пособие. Смоленск, 1996. — 130 с.
  49. , О. А. Оценка физического здоровья школьников Текст. / О. А. Гуро // Медицина, физкультура и спорт. Итоги и перспективы развития: мат. науч.- практ. конф. Ижевск: УдГУ, 2000. — С. 113−114.
  50. , Н.И. Возрастные особенности грудной клетки и осанки у детей Текст. /Н.И. Гурова //Закономерности морфогенеза опорных структур позвоночника на различных этапах онтогенеза. Ярославль: ЯГУ, 1979. — С. 45−47.
  51. , Ю. А. Методика оценки физической подготовленности и физического развития детей-дошкольников г. Волгограда Текст.: методические рекомендации / Ю. А. Давыдов, Н. Д. Васильев, А. Я. Битюцкая.— Волгоград, 1992.-26 с.
  52. , В. Ю. Морфофункциональные показатели и развитие моторики у детей 3−6-летного возраста разных типов конституции Текст. / В. Ю. Давыдов // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 11. — С. 39−43.
  53. , В. Ю. Особенности методики начального обучения плаванию в условиях глубокого открытого бассейна Текст. / В. Ю. Давыдов, А. В. Манкевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — М., 1996.-№ 3.-С. 40−42.
  54. , Е. В. Пути развития двигательных способностей у детей, занимающихся спортом Текст. / Е. В. Демидова // Новые аспекты управления движениями в спорте. Краснодар, 1988. — С. 88−97.
  55. , Г. Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников Текст. / Г. Г. Демирчоглян, А. Г. Демирчоглян. М., Советский спорт, 2000. — 155 с.
  56. , Т. Н. Программа и руководство для воспитателей детей дошкольного возраста «Радуга» Текст. / Т. Н. Доронова. — М.: Просвещение, 1993.-224 с.
  57. , Р. Н. Методика раннего отбора и ориентации в спорте Текст.: учебное пособие / Р. Н. Дорохов, В. П. Губа, В. Г. Петрухин. Смоленск, 1994. -82 с.
  58. , В. И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия) Текст.: учебник / В. И. Дубровский. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.-608 е.: ил.
  59. , С. П. Адаптивная физическая культура Текст.: учебн. пособие / С. П. Евсеев, Л. В. Шапкова. М.: Советский спорт, 2000. — 240 с.
  60. , В. Я. Влияние на физическое развитие состояние здоровья дошкольников Текст. / В. Я. Еремеев, И. Г. Сивков // Роль правильной организации занятий физической культурой в гармоническом развитии ребенка и подростка. Ташкент, 1987.-С. 140−143.
  61. , В. П. Обучение слепых слабовидящих школьников Текст. / В. П. Ермаков. М.: Здоровье, 1989. — С. 5−7.
  62. , В. П. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения Текст.: учеб. пособие / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. М.: ВЛАДОС, 2000. — 238с.
  63. , Е. К. Возрастные изменения опорно-двигательного аппарата Текст.: учебное пособие / Е. К. Ермоленко. Краснодар, 1996. — 150 с.
  64. , Е. К. Возрастная морфология Текст. / Е. К. Ермоленко. -Краснодар, 1998. 420 с.
  65. , Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте Текст.: учеб. пособие / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. М.: Академия, 2002. — 261 с.
  66. , А. Ф. Плавание и прыжки в воду Текст. / А. Ф. Жемчужников. -М.: Военный вестник, 1927. 207 с.
  67. , И. К. Особенности регуляции сердца у детей 2−7 лет Текст. / И. К. Жмакин // Новые исследования по возрастной физиологии. — М., 1982. -№ 2.-С. 36−41.
  68. , Ф. Е. Вариабельность сердечного ритма: стандарты измерения, показатели, особенности метода Текст. / Ф. Е. Зарубин // Вестник аритмологии. 1998. — № 10. — С. 25−30.
  69. , М. И. Пути компенсации слепоты Текст. / М. И. Земцова. М., 1956.-419 с.
  70. , М. И. Учителю о детях с нарушением зрения Текст. / М. И. Земцова. М.: Просвещение, 1973. — 159 с.
  71. , Ю. Ф. Программа «Здоровый дошкольник» Текст. / Ю. Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. — 1994. № 6. — С. 11−18.
  72. , Ю. А. Особенности физического и функционального развития детей дошкольного возраста при различных двигательных режимах Текст.: автореф. дис.. канд. биол. наук / Зузик Ю. А. Краснодар, 1999. — 21 с.
  73. , О. Ф. Гигиеническое значение обучения плаванию детей школьного возраста в условиях зимнего плавательного бассейна Текст.: автореф. дис. канд. мед. наук / Ильина О. Ф. Горький, 1959. — 14 с.
  74. , А. Ф. Гигиеническая оценка влияния занятий плаванием на организм школьников 9−15 лет Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Иорданская А. Ф. М., 1960. — 20 с.
  75. , В. А. Основы физического воспитания с профессиональной направленностью в учебных заведениях профтехобразования Текст.: автореф. дис.. доктора пед. наук / Кабачков В. А. М., 1996. — 63 с.
  76. , А. И. Если ребенок плохо видит Текст. /А.И. Каплан, Н. Г. Морозова. — М., Педагогика, 1969. — 77 с.
  77. Касаткин, J1. Ф. Коррекция недостатков физического развития и ориентировки в пространстве слепых детей Текст. /Л. Ф. Касаткин. М.: Просвещение, 1980.-С. 5−8.
  78. , Л. Ф. Особенности формирования основных движений и физических качеств у слепых детей школьного возраста Текст. /Л. Ф. Касаткин // Физическое воспитание детей в специальных школах. — Горький, 1983.-С. 50−60.
  79. , О. Н. Эффективность физкультурных занятий игровой направленности в специализированном дошкольном образовательном учреждении Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Коган О. Н. -Челябинск, 2000. -22с.
  80. , О. В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательного аппарата) Текст.: пособие дляинструкторов лечеб. физкультуры, воспитателей и родителей / О. В. Козырева. М.: Просвещение, 2003. — 112 с.
  81. , В. В. Валеология: Основные понятия, термины и определения Текст. / В. В. Колбанов. СПб.: ДЕАН, 1998. — 58 с.
  82. , А. М. Восстановление трудоспособности слепых Текст. /А. М. Кондратов. М.: ВОС, 1976. — С. 71−72.
  83. , Г. Г. Основы гармоничного базового физического воспитания детей дошкольного возраста Текст. / Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова И Теория и практика физической культуры. 1990. — № 11. — С. 15−18.
  84. , Г. М. Воспитание осанки Текст. /Г. М. Краковяк. — JL: Учпедгиз, 1959. 136 с.
  85. , В. А. О формировании чувства у аномальных детей Текст. /
  86. B. А. Кручинин //Физическое воспитание в специальных школах. — Горький, 1980. -С.48−50.
  87. , В. А. Психологические аспекты обучения ориентировке в пространстве и мобильности школьников с глубоким нарушением зрения Текст. / В. А. Кручинин, JI. И. Солнцева // Дефектология. 1992. — № 3. — С. 11.
  88. , И. А. Физическое воспитание школьников с отклонениями в состоянии здоровья Текст. / И. А. Крячко. М.: Медицина, 1969. — 188 с.
  89. , Ю. Ю. Аппаратно-программное обеспечение для регистрации ритмограмм и ЭКГ Текст. / Ю. Ю. Кудряшов, А. А. Моржаков, С. Г. Русанов,
  90. C. А. Свежинцев // Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и практическое применение: тез. международного симпозиума. Ижевск, 1996. -С. 147−148.
  91. , И. Г. Исследование сензитивного периода в развитии зрительной системы человека Текст. / И. Г. Куман, С. Н. Федоров, JI. А. Новикова // Журнал высшей нервной деятельности. 1983. — Т. 33, № 3. — С. 434−441.
  92. , С. Н. Программа «Здоровый ребенок» в практике работы дошкольных учреждений Текст. / С. Н. Кучкин // Подготовка спортивного резерва и здоровье. Волгоград, 1998. — С. 186−190.
  93. Леви Гориневская, Е. Н. Развитие основных движений у детей дошкольного возраста Текст. / Е. Н. Леви Гориневская. М.: Учпед. из., 1995. -166 с.
  94. , А. Н. Общие понятия о деятельности Текст. /А. Н. Леонтьев, Л. М. Семенюк // Хрестоматия по возрастной психологии: учебн. пособие для студентов / под ред. Д. И. Фельдштейна. — М., 1994. — С. 112−121.
  95. , П. Ф. Избранные труды по анатомии Текст. /П. Ф. Лесгафт- под ред. проф. Д. А. Жданова М.: Медицина, 1968. — 272 с.
  96. , П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста Текст. / П. Ф. Лесгафт М.: ФиС, 1952. — 4.1. — 295 с.
  97. , А. Г. Тифлопсихология Текст. / А. Г. Литвак: учеб. пособие. — М.: Просвещение, 1985. 208 с.
  98. , Н. Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии Текст. / Н. Л. Литош: учебное пособие. М.: Спорт Академ Пресс, 2002. — 140 с.
  99. , В. И. Развитие словесной регуляции действий у аномальных детей Текст.: автореф. дис.. докт. псих, наук/ Лубовский В. И. — М., 1975. — 28 с.
  100. , В. Г. Функциональное состояние и динамика работоспособности слабовидящих детей в условиях специализированного дошкольного учреждения Текст. / В. Г. Маймулов // Гигиена и санитария. — 1982.-№ 5.-С. 35−37.
  101. , А. С. О воспитании Текст. / А. С. Макаренко- сост. и авт. вступ. статьи В. С. Хелемедик. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: 1998. — 29 с.
  102. , Д. М. Игры для слепых и слабовидящих Текст.: учебн. пособие / Д. М. Маллаев. М.: Советский спорт, 2002. — 136 е.: ил.
  103. , Т. И. Ритмическая гимнастика для дошкольников Текст. / Т. И. Мануйлова // Дети и здоровье: сб. ст. науч. практ. конф. — Омск, 1993. — С. 10−12.
  104. , Э. Г. Методы исследования в спортивной антропологии Текст. / Э. Г. Мартиросов. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 199 с.
  105. , Л. П. Теория и методика физической культуры Текст. / Л. П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 542 с.
  106. , В. И. Гимнастика, исправляющая осанку Текст. / В. И. Мачинский. М.: Медгиз, 1960. — 76 с.
  107. , Г. X. Проблемы психологической адаптации детей с нарушением зрения в условиях массовой школы Текст. / Г. X. Махартова // Дефектология.- 1996. № 4. — С. 51−53.
  108. , В. П. Оценка физической работоспособности у детей 4−6 лет, занимающихся плаванием в дошкольном учреждении Текст. / В. П. Медведев, Г. П. Бондаренко, А. 3. Скирко // Педиатрия, акушерство, гинекология. 1989. — № 1.-С. 19−20.
  109. , Ф. 3. Адаптация, стресс, профилактика Текст. / Ф. 3. Меерсон. -М.: Наука, 1981.- 279 с.
  110. , Б. Н. Основы методики физического воспитания школьников Текст.: учеб. пособие / Б. Н. Минаев, Б. М. Шиян: — М.: Просвещение, 1989. -222 с.
  111. , К. К. Методика по начальному обучению плаванию детей с нарушением осанки Текст. / К. К. Молинский, С. С. Семенова. СПб, 2000. -25 с.
  112. , Т. С. Эффективность применения плавания в физической реабилитации школьников с нарушением осанки Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Морозова Т. С. М., 2003. — 22 с.
  113. , К. М. Использование элементов танцевальных упражнений на физкультурных занятиях Текст. / К. М. Мухкамджанов // Дети и здоровье: сб. ст. научн. практ. конф. — Омск, 1993. — С. 63−65.
  114. , В. И. Пути повышения двигательной активности слепых младших школьников в подвижных играх Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Никитин В. И. М., 1989. — 16 с.
  115. , И. В. Разработка комплекса общеразвивающих упражнений для детей 4−6 лет Текст. / И. В. Никуличева // Сборник науч. тр. молодых ученых. Смоленск, 1999. — С. 82.
  116. , М. А. Педагогические подходы к оздоровлению девочек 3−7 лет Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Новикова М. А. М., 1997. — 21 с.
  117. , В. Н. Диагностика физического состояния как основа эффективного педагогического руководства двигательным развитием детей 5−7 лет Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Новохатько В. Н. Киев, 1984. -27 с.
  118. , В. П. Настольная книга школьной медицинской сестры Текст. / В. П. Обежесвет, В. Н. Касаткин, С. М. Чеченьницкая. М.: Народное образование, 1998.-С. 160−162.
  119. , Т. И. Как научить детей плавать Текст. / Т. И. Осокина М.: Изд-во Академии пед. наук, 1962. — 80 с.
  120. , М. К. Исследование особенностей психомоторного развития детей 4−8-летнего возраста Текст. / М. К. Павлова, Т. Б. Казакова // Подготовка спортивного резерва и здоровья. Волгоград, 1998. — С. 196−199.
  121. , А. П. Формирование правильной осанки у школьников с нарушением зрения Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Павлов А. П. -М., 1985.-22 с.
  122. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Ю. К. Бабанского. -М.: Просвещение, 1983. 608 с.
  123. , М. С. Экспериментальное исследование зрительно-двигательных представлений с использованием средств кино (на материале гимнастики) Текст. / М. С. Певзнер // Научные основы физического воспитания и спорта. — М., 1971. — С. 226−228.
  124. , Е. В. Пространственная ориентация незрячих детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук / Петрова Е. В. СПб, 2000. — 19 с.
  125. , С. М. Регламентация физической нагрузки в укреплении здоровья детей и подростков Текст.: метод, разработка / С. М. Погудин. -Чайковский: ЧГИФК, 1999. 98 с.
  126. , Н. И. Информация физической культуры: проблемы, перспективы Текст. / Н. И. Пономарев, С. С. Филиппов // Теор. и практ. физич. культ. 1994. — № Ю.- С. 12−15.
  127. Программа воспитания и обучения в детском саду Текст. / под ред. В. А. Васильевой. М., 1986. — 111 с.
  128. Программа детского сада для специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида для слабовидящих детей (ясли — сад -начальная школа) Текст. / под ред. Л. И. Плаксиной. М., 1995. — 36 с.
  129. , Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения Текст. /Л. И. Плаксина. М.: Медицина, 1985. — 142 с.
  130. , Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения Текст. /Л. И. Плаксина. — М.: ГороД, -1998.-349 с.
  131. , Э. В. Адаптивная двигательная активность в системе реабилитации детей с сочетанными нормами в развитии Текст. / Э. В. Плаксунова // Сборник трудов ученых РГАФК 1999 г. М., 1999. — С. 212−215.
  132. , Э. В. Коррекционное значение средств адаптивной физической культуры в восстановлении двигательной функции детей с сочетанными нарушениями в развитии 10−13 лет Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Плаксунова Э. В. М., 2001. — 18 с.
  133. , О. И. Педагогические аспекты планирования физической нагрузки детей старшего дошкольного возраста Текст. / О. И. Плешакова, С. А. Щептикин // Подготовка спортивного резерва и здоровье. — Волгоград, 1998.-С. 200.
  134. , М. Т. Методика занятий оздоровительной физической культурой при профилактике остеохондроза позвоночника у учащихся 11−12лет общеобразовательных школ Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Пушкарева М. Т. М., 1995. — 23 с.
  135. , Е. С. Разработка дидактической проблемы индивидуального подхода в СССР Текст. / Е. С. Рабунский // Индивидуальный подход к школьникам в процессе обучения. Горький, 1975. — С. 8−49.
  136. , Т. В. Физиологические основы тестирования физической подготовленности у детей дошкольного возраста Текст.: автореф. дис.. канд. биол. наук / Радченко Т. В. Краснодар, 1998. — 24 с.
  137. , Н. В. Как же оценивать физическую подготовленность Текст. / Н. В. Решетников // Теория и практика физической культуры. — 1990. -№ 5.-С. 41−42.
  138. Российская педагогическая энциклопедия Текст.: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 608 с.
  139. , JI. Н. Реализация программы ЛФК для младших школьников с тяжелой патологией зрения Текст. учеб. метод, пособие / Л. Н. Ростомашвили- под ред. В. А. Феоктистовой, С. П. Евсеева. — СПб: ГАФК П. Ф. Лесгафта, 1997. — 92 с.
  140. , Л. Н. Физические упражнения для детей с нарушенным зрением Текст.: метод, рекомендации для учителей, воспитателей, родителей / Л. Н. Ростомашвили СПб., 2001. — 31 с.
  141. , Е.И. Влияние спортивного плавания на организм ребенка Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук / Рябуха Е. И. -М., 1953. — 19 с.
  142. , Е. А Комплексное применение средств плавания и закаливания в физическом воспитании дошкольников Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Сальникова Е. А. Краснодар, 2002. — 23 с.
  143. , Л. Б. Физическое воспитание в школе слепых Текст. /Л. Б. Самбикин. М.: Просвещение, 1964. — 151 с.
  144. , Л. Б. Игры для слепых детей Текст. / Л. Б. Самбикин. 2-е изд. — М.: ВОС, 1979. — 231 с.
  145. , М. Р. Анатомия, физиология и гигиена ребенка (дошкольник и младший школьник) Текст.: учеб. пособие / М. Р. Сапин, 3. Г. Брыксина. — М.: ИЦ Академия, 1997. 350 с.
  146. , B.C. Пространственная ориентировка слепых Текст. / В. С. Сверлов. М.: Учпедгиз, 1951. — 152 с.
  147. , Т. П. Подготовка к школе детей с нарушениями зрения Текст. /Т. П. Свиридюк // Материалы Всесоюзного симпозиума по дошкольному воспитанию детей с нарушениями зрения. М., 1980. — С. 77−80.
  148. , Т. П. Подготовка слабовидящих детей к школе Текст. / Т. П. Свиридюк. Киев.: Рад. школа, 1984. — 95 с.
  149. , К. М. Сравнительный анализ эффективности различных подходов к физическому воспитанию мальчиков 4−5 лет Текст. /К. М. Седов // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 1. — С. 14−16.
  150. JI. С. Коррекционная направленность физического воспитания дошкольников с монокулярным зрением Текст.: автореф. дис.. докт. пед. наук / Сековец JI. С. Н. Новгород, 2002. — 38 с.
  151. Семенов, JL А. Азбука движений для слепых детей Текст. /Л. А. Семенов, В. П. Шлыков. М.: ВОС, 1984. — 67 с.
  152. , Б. В. Методика воспитания двигательных качеств у аномальных детей Текст. / Б. В. Сермеев- Мин во просвещение РСФСР- ГГПИ им. Горького. — Горький, 1976. — 84 с.
  153. , Б. В. Физическое воспитание слабовидящих детей Текст. / Б. В. Сермеев. М.: Просвещение, 1983. — 95 с.
  154. , О. В. Роль социально-гигиенических факторов в формировании нарушений осанки детей дошкольного возраста Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Смагина О. В. -М., 1979. 19 с.
  155. , Т. С. Социально-педагогическая реабилитация инвалидов по зрению в процессе их физической подготовки и обучения танцам Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / Смурова Т. С. М., 1999 — 23 с.
  156. , JI. И. Психолого-педагогические основы слепого ребенка дошкольного воспитания детей с глубокими нарушениями зрения Текст. / J1. И. Солнцева // Методические рекомендации по обучению и воспитанию слепых детей. Горький, 1975. — С. 60−67.
  157. , JI. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста Текст. /Л. И. Солнцева. М., 1980. — 192 с.
  158. , Л. И. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста Текст. / Л. И. Солнцева, С. М. Хорош. М., 1983. — 125 с.
  159. , В. Д. Новый взгляд на старую проблему: конституция человека и физическое воспитание Текст. /В. Д. Сонькин, В. Ф. Зайцев, Г. М. Маслова // Теор. и практ. физич. культ. 1995. — № 3. — С. 16−18.
  160. А. П. Адаптация студентов к обучению в медицинском вузе и факторы ее определяющие Текст. / А. П. Спицын. Киров, 2001. — 138 с.
  161. , Т. М. Формирование правильной осанки у школьников Текст. / Т. М. Степанова. Кишинев, 1988. — 47 с.
  162. , Э. М. Теория и методика воспитания слепых и слабовидящих школьников Текст. / Э. М. Стернина. Л.: Медицина, 1980. — 286 с.
  163. , М. Я. Книга о здоровье детей Текст. / М. Я. Студеникин. -М.: Медицина, 1986. 238 с.
  164. , В. И. За гуманизм в спорте и посредством спорта Текст. / В. И. Столяров // Теор. и практ. физич. культ. 1989. — № 7. — С. 6−9.
  165. , И. В. Физическое воспитание детей с миопией средней степени в условиях общеобразовательной школы Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Сухиненко И. В. М., 1980 — 23 с.
  166. , Е. П. Детские болезни Текст. / Е. П. Сушко. — Минск: Высшая школа, 1988.-С. 31−35.
  167. , Ю. С. Коррекция зрения у детей Текст. /Ю. С. Тарханова. — Ростов на Дону: Феникс, 2000. 256 с.
  168. Теория и организация адаптивной физической культуры Текст. В 2 т. Т. 1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры: учебник / под общ. ред. проф. С. П. Евсеева. М.: Советский спорт, 2002. — 448 с.
  169. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду Текст. / под ред. Н. Н. Поддъякова, Р. А. Курбатовой. М.: Просвещение, 1984. — 175с.
  170. , С. Б. Детская спортивная медицина Текст.: руководство для врачей / С. Б. Тихвинский, С. В. Хрущев. М.: Медицина, 1991. — 559 с.
  171. , В. Данные исследования физического развития, физической подготовленности и некоторых функций у детей дошкольного возраста Текст. / В. Урицкая // Научно-методическая конф. по итогам работы за 1996 год. — Каунас, 1967.-С. 130−132.
  172. , И.Н. Здоровый ребенок Текст.: справочник педиатра / И. Н. Усов Мн.: Беларусь, 1984. — 207 с.
  173. , А. И. Методы улучшения зрения: как избавиться от очков Текст. /А. И. Федоров. СПб.: Невский проспект, 2001. — 189с.
  174. , В. А. История советской тифлопедагогики, школы слепых и слабовидящих Текст. / В. А. Феоктистова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980 .-С. 3−5.
  175. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки Текст. / под общ. ред. Г. А. Халемского. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001 — 72 с.
  176. , С. О. Физическая культура в современных программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста Текст. / С. О. Филиппова // Восток-Запад: Проблемы физической культуры и спорта. — Улан-Уде, 1998. -Вып. 1. -С. 152−161.
  177. , З.П. Плавание для всех Текст. / 3. П. Фирсов. — М.: Физкультура и спорт, 1983. 63 с.
  178. , М. Н. Некоторые итоги врачебного контроля на занятиях по физической культуре со слепыми детьми Текст. / М. Н. Фортунатов // Методические рекомендации по обучению и воспитанию слепых детей. — Горький, 1975.-С. 56−57.
  179. , Л. В. Совершенствование базовых координационных способностей школьников 8−12 лет с нарушением зрения Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук/Харченко Л. В. Омск, 1999. — 21 с.
  180. , Т. С. Некоторые данные оценки сердечно-сосудистой системы у детей дошкольного возраста Текст. / Т. С. Хачатрян // Педиатрия. 1991. -№ 3. -С.111.
  181. , Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях Текст. /Д. В. Хухлаева. М.: Просвещение, 1984. — 208 с.
  182. Частные методики адаптивной физической культуры Текст.: учебное пособие / под ред. Л. В. Шапковой. М.: Советский спорт, 2003. — 464 с. I
  183. , В. М. Возрастная динамика регуляции частоты сокращений сердца у школьников при разной физической активности Текст. / В. М. Ченегин, Е. Д. Докучаева // Физиология человека. 1989. — № 6. — С. 105−113.
  184. , В. М. Физиологические закономерности возрастного развития двигательных функций Текст.: учеб. пособие к самостоятельной работе студентов ин-тов физ. культуры / В. М. Ченегин. Волгоград, 1991. — 68 с.
  185. , Е. В. Использование средств ритмической гимнастики в физическом воспитании слепых и слабовидящих детей Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Чернобыльская Е. В. СПб, 1999. — 24 с.
  186. , Ю. К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста Текст.: автореф. дис. д-ра пед. наук / Чернышенко Ю. К. 1998. — 50 с.
  187. , А. Дифференцированный подход к учащимся первого класса в процессе обучения Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Шаджамилов, А Ташкент, 1969. — 24 с.
  188. , Г. Ф. Если хочешь быть здоровым Текст. / Г. Ф. Шитикова. Лениздат, 1978. — 152 с.
  189. , Н. И. Сердечный ритм и центральная гемодинамика при физической активности у детей Текст. / Н. И. Шлык. — Ижевск, 1991. — 417 с.
  190. , И. И. Пути реабилитации слепых школьников средствами физической культуры Текст. / И. И. Шмельков. М., 1981. — 62 с.
  191. , Д. Б. Развитие личности ребенка-дошкольника Текст. /Д. Б. Эльконин // Избр. психол. труды. М., 1989.
  192. , Г. П. Физическое воспитание, закаливание и медицинский контроль в дошкольных учреждениях Текст. / Г. П. Юрко // Организация медицинской помощи детям в дошкольных учреждениях / под ред. И. И. Гребешевой. М.: Медицина, 1984. — С. 86−138.
  193. , Е. И. Воспитание правильной осанки Текст. / Е. И. Янкелевич. М.: Физкультура и спорт, 1959. — 72 с.
  194. , Е. И. Физическое воспитание детей от 0 до 7 лет Текст. / Е. И. Янкелевич. М.: Физкультура и спорт, 1999. — 206 с.
  195. Andronescu A. Children anatomy Text. / A. Andronescu. — Bucuresti: Ed. Medicala, 1970. 280 p.
  196. Blair S.N. Resource manual for guidelines for exercise and prescription /Amer.college of sports medicine Text. / S.N. Blair. Philadelphia: Lea & Febiger, 1988.-С.XXI.-436p.
  197. Kjellgren O., Gomes J. A. Heart rate variability and baroreflex sensitivity in myocardial infarction Text. / O. Kjellgren, J. A. Gomes //Am Heart J., 1993. N 125.-P. 204−215.
  198. Lowe A. A., Johnston W. D. Tongue and jaw muscle in response to man fibular rotations in a sample of normal and anterior open bite subjects. Amer. I. Text. / A. A. Lowe, W. D. Johnston. Orthodont, 1979, vol. 76. — P — 565−576.
  199. Malliani A., Pagani M. Spectral analysis of cardiovascular variability’s in the assessment of sympathetic cardiac regulation in heart failure Text. / A. Malliani, M. Pagani //Pharmacol Res, 1991. N 24 Sup 1. — P. 43−53.
  200. S. С., Purdie G. L. Circadian variation of heart rate variability Text. / S.C. Malpas, G. L. Purdie //Cardiovascular Res., 1990. N 24(3). — P. 210−3.
  201. Moody G. B. Spectral analysis of heart rate without resampling Text. / G. B. Moody//Comput. Cardiol, 1993. P. 715−718.
  202. Perini R., Orizio C., Baselli G., Cerutti X et al. The influence of exercise intensity on the power spectrum of heart rate variability Text. / R. Perini, C. Orizio, G. Baselli, Cerutti X et al. //Eur J. Appl Physiol, 1990. N 61(1−2). — P. 143−8.
Заполнить форму текущей работой