Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Режим двигательной активности детей 6-7 лет в гипокомфортных условиях Среднего Приобья

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ научно-методической литературы показал, что недостаточно раскрыты и обоснованы пути совершенствования форм занятий физическими упражнениями образовательно-тренировочной направленности в режиме двигательной активности детей, проживающих в гипокомфортных условиях, отсутствуют данные о количественных показателях, характеризующих их двигательную активность, физическое развитие и физическую… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы формирования двигательной активности детей дошкольного возраста
    • 1. 1. Роль и значение двигательной активности у детей в дошкольном возрасте
    • 1. 2. Возрастные особенности физического развития детей дошкольного возраста
      • 1. 2. 1. Особенности физического развития детей дошкольного возраста
      • 1. 2. 2. Физическая подготовленность детей дошкольного возраста
    • 1. 3. Характеристика норм двигательной активности детей дошкольного возраста
    • 1. 4. Влияние гипокомфортных условий Среднего Приобья на организм ребенка
  • Глава II. Методы и организация исследования
    • 2. 1. Методы исследования
      • 2. 1. 1. Анализ научно-методической литературы
      • 2. 1. 2. Педагогическое наблюдение
      • 2. 1. 3. Методы оценки и контроля двигательной активности
      • 2. 1. 4. Методика тестирования физического подготовленности
      • 2. 1. 5. Методика оценки физического развития и функциональной подготовленности
      • 2. 1. 6. Педагогический эксперимент
      • 2. 2. 7. Методы статической обработки экспериментальных данных
    • 2. 2. Организация исследования
  • Глава III. Экспериментальное обоснование режима двигательной активности образовательно-тренировочной направленности детей 6−7 лет в гипокомфортных условиях Среднего Приобья
    • 3. 1. Обоснование объема форм двигательной активности по физическому воспитанию детей 6−7 лет в сезонные периоды проживающих гипокомфортных условиях Среднего Приобья
    • 3. 2. Анализ физического развития детей 6−7 лет, проживающих в гипокомфортных условиях во время проведения констатирующего эксперимента
    • 3. 3. Обоснование форм занятий физическими упражнениями образовательно-тренировочной направленности режима двигательной активности детей 6−7 лет, проживающих в гипокомфортных условиях Среднего Приобья
  • Глава IV. Результаты исследования и их обсуждение
    • 4. 1. Организация педагогического эксперимента
    • 4. 2. Особенности изменения двигательной активности детей 6−7 лет в гипокомфортных условиях Среднего Приобья во время проведения эксперимента

    4.3. Влияние форм занятий физическими упражнениями образовательно-тренировочной направленности режима двигательной активности на физическое развитие детей 6−7 лет проживающих в гипокомфортных условиях Среднего Приобья.!.

    4.4. Сравнительный анализ показателей физической подготовленности детей 6−7 лет проживающих в гипокомфортных в условиях Среднего Приобья во время проведения эксперимента.

    Выводы.

Режим двигательной активности детей 6-7 лет в гипокомфортных условиях Среднего Приобья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время режим двигательной активности в сложившейся системе дошкольного образования, не способствует достаточно полной мере реализации оздоровительных задач, поскольку он направлен главным образом на освоение. двигательных навыков и по своей физической нагрузке недостаточен для достижения тренированности организма детей (А.И. Кравчук, 1998; В. К. Бальсевич, 2000).

Среднее Приобье входит в состав Ханты-Мансийского автономного округа и относится к территориям с гипокомфортными условиями проживания. В гипокомфортных условиях Среднего Приобья у детей дошкольного возраста отмечается низкая двигательная активность, которая может вызывать неблагоприятные изменения в физическом развитии, физической подготовленности и состоянии здоровья. Режим двигательной активности не компенсируется организованными формами занятий физическими упражнениями, он ограничен климатическими условиями проведения их на открытом воздухе (в северных районах на занятия в зале отводится от 90% до 98% общего времени) (В.В. Пономарев, 1993; A.A. Шерстюк, 1997; О. П. Лебедева, 2000; С. О. Щетинина, В. П. Каргополов, 2001; A.B. Шеменев, 2003 и ДР-).

В числе наиболее важных причин низкой двигательной активности называют нарушение постоянства внешней среды обитания (экологический синдром), ухудшение состояния здоровья и дефицит двигательной активности детей, недостаточную квалификацию педагогов и массовую безграмотность родителей в вопросах физического развития детей (А.И. Кравчук, 1998; В. К. Бальсевич, 2000; В. И. Щебеко, 2000; Э. Я. Степаненкова, 2001; Л. Д. Глазырина, 2002; М. А. Рунова, 2002; A.B. Шеменев, 2003; Т. И. Оверчук, 2004; С. И. Логинов, 2005; С. О. Филиппова, 2005).

Анализ научно-методической литературы показал, что недостаточно раскрыты и обоснованы пути совершенствования форм занятий физическими упражнениями образовательно-тренировочной направленности в режиме двигательной активности детей, проживающих в гипокомфортных условиях, отсутствуют данные о количественных показателях, характеризующих их двигательную активность, физическое развитие и физическую подготовленность в связи с изменением сезонных периодов. Отсутствуют научно обоснованные формы занятий физическими упражнениями образовательно-тренировочной направленности в режиме двигательной активности, позволяющие эффективно бороться с гиподинамией у детей 6−7 лет, проживающих в гипокомфортных условиях Среднего Приобья до уровня, обеспечивающего успешного освоения нормативных требований программ дошкольных учреждений.

Вышеизложенное позволило выявить противоречия между: спецификой гипокомфортных условий Среднего Приобья (продолжительная суровая зима, пониженное содержание кислорода в атмосфере, резкие в течение нескольких часов перепады температур, влажности, силы ветра, атмосферного давления, необычный фотопериодизм, дефицит ультрафиолетового облучения), которые значительно ограничивают двигательную активность у детей 6−7 лет, и недостаточностью современных научных исследований, связанных непосредственно с проблемой и обоснованием режима, направленного на устранение гиподинамии;

— объективно существующей потребностью инструкторов по физической культуре, воспитателей повышать двигательную активность детей 6−7 лет, проживающих в гипокомфортных условиях Среднего Приобья и недостаточностью научно обоснованного программно-методического обеспечения с образовательно-тренировочной направленностью учебно-воспитательного процесса;

— необходимостью разработки форм занятий физическими упражнениями образовательно-тренировочной направленности в режиме двигательной активности детей 6−7 лет, проживающих в гипокомфортных условиях и их отсутствием в практике учебно-воспитательного процесса в дошкольных учреждениях Ханты-мансийского автономного округа — Югры.

Обоснование форм занятий физическими упражнениями образовательно-тренировочной направленности в режиме двигательной активности у детей 6−7 лет, проживающих в гипокомфортных условиях Среднего Приобья представляет большой научный и практический интерес. Вместе с тем можно констатировать, что нет научного знания о том, какие формы занятий физическими упражнениями с образовательно-тренировочной направленностью, должны быть положены в основу режима двигательной активности, и как они влияют на физическое развитие детей 6−7 лет, проживающих в гипокомфортных условиях Среднего Приобья.

Гипотеза. Предполагалось, что внедрение в режим двигательной активности форм занятий физическими упражнениями образовательно-тренировочной направленности позволит нивелировать негативное влияние отрицательно воздействующих гипокомфортных условий Среднего Приобья на физическое развитие детей 6−7 лет.

Цель — теоретически обосновать и экспериментально проверить режим двигательной активности образовательно-тренировочной направленности детей 6−7 лет в гипокомфортных условиях Среднего Приобья.

Объект исследования — процесс физического воспитания детей дошкольного возраста в гипокомфортных в условиях Среднего Приобья.

Предмет исследования — режим двигательной активности с образовательно-тренировочной направленностью детей 6−7 лет в гипокомфортных условиях Среднего Приобья.

Задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы повышения двигательной активности детей дошкольного возраста, проживающих в гипокомфортных условиях Среднего Приобья.

2. Выявить особенности продолжительности двигательной активности детей 6−7 лет в различные сезонные периоды в гипокомфортных условиях Среднего Приобья.

3. Разработать и обосновать режим двигательной активности образовательно-тренировочной направленности детей 6−7 лет в гипокомфортных условиях Среднего Приобья.

4. Оценить эффективность форм занятий физическими упражнениями образовательно-тренировочной направленности в режиме двигательной активности детей 6−7 лет в гипокомфортных условиях Среднего Приобья.

Теоретической основой исследования являются следующие концепции и теоретические положения: теории и методики физического воспитания (Л.П. Матвеев, Э.Я. Степаненкова) — системы научных знаний, рассматривающих особенности физического развития и двигательную активность детей старшего дошкольного возраста (A.A. Гужаловский, А. И. Кравчук, М. А. Рунова, C.B. Хрущёв, С. О. Филиппова, Г. Н. Пономарев) — закономерности развития человека в онтогенезе (И.А. АршавскийВ.К. Бальсевич и др.) — теории и методики педагогических исследований (Б.А. Ашмарин).

Методы исследования. Для достижения цели и решения поставленных задач был использован комплекс теоретических методов исследования (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), эмпирических методов исследования (наблюдение, анкетирование, оценка и контроль двигательной активности, тестирование физической подготовленности, физического развития, педагогический эксперимент) и аппаратурных средств (шагомер omron HJ-113- «монитор ЧСС Polar F6» производства фирмы «Полар», Финляндия), а также методы математико-статистической обработки экспериментальных данных.

База исследования. Экспериментальная работа проводилась с 2006 по 2010 годы в трех детских дошкольных образовательных учреждениях города Сургута (МДОУ д/с № 27 «Микки-Маус», МДОУ д/с № 64 «Радуга», МДОУ д/с № 2 «Ромашка»).

Основные этапы исследования:

На первом этапе исследования (2006;2007 гг.) был осуществлен анализ литературных источников по теме исследования. В частности, при теоретическом анализе уделялось особое внимание обоснованию форм занятий физическими упражнениями в режиме двигательной активности, данным о возрастных особенностях морфофункционального развития детей 6−7 лет, особенностях развития и диагностики физических качеств, нормировании физической нагрузки. Также на данном этапе были определены цель, задачи, методы исследования.

На втором этапе (2008;2009 гг.) для выявления особенностей организации процесса физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях проводились педагогические наблюдения. В условиях констатирующего этапа эксперимента на базе детских садов № 27 «Микки-Маус», № 64 «Радуга"* № 2 «Ромашка» г. Сургут накапливался разнообразный эмпирико-методический материал. С целью исследования продолжительности форм занятий физическими упражнениями в режиме двигательной активности у 129 детей дошкольного возраста проводилась комплексная оценка с 8.00 до 18.00 часов на протяжении всего учебного года (осень, зима, весна, лето). Полученные суточные, недельные и посезонные данные фиксировались в протоколах.

На третьем этапе (сентябрь 2009 г. — май 2010 г.) для определения эффективности форм занятий физическими упражнениями образовательно-тренировочной направленности в режиме двигательной активности детей 6−7 лет, проживающих в гипокомфортных условиях Среднего Приобья, проводился педагогический эксперимент, оформлялись материалы диссертационной работы.

Научная новизна работы заключается в следующем:

— выявлены показатели, количественно характеризующие величину двигательной активности детей 6−7 лет, проживающих в гипокомфортных условиях Среднего Приобья;

— определен объём 12−13 тысяч шагов в сутки организованной двигательной активности детей 6−7 лет, проживающих в гипокомфортных условиях Среднего Приобья, который создаёт благоприятную основу для физического развитияобоснован режим двигательной активности с образовательно-тренировочной направленностью, который обеспечивают биологические, социальные и педагогические закономерности физического развития детей 6−7 лет, проживающих в гипокомфортных условиях Среднего Приобья;

— доказана эффективность форм занятий физическими упражнениями образовательно-тренировочной направленности с детьми 6−7 лет на основе принципов спортивной тренировки: с соблюдением соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и специальной подготовкес системной цикловой динамикой повышения объема и интенсивности нагрузкис ориентацией на достижение конкретного результата в соответствующем цикле тренировочных занятий.

Теоретическая значимость заключается в дидактическом обосновании режима двигательной активности с образовательно-тренировочной направленностью детей 6−7 лет, проживающих в гипокомфортных условиях Среднего Приобья, в дополнении представлений о возможностях применения форм занятий на основе принципов спортивной тренировки для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что разработаны и апробированы формы занятий физическими упражнениями образовательно-тренировочной направленности в режиме двигательной активности, которые способствует повышению уровня физического развития дошкольников, а также более эффективной организации процесса физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении детей 6−7 лет, проживающих в гипокомфортных условиях Среднего Приобья. Материалы исследования могут использоваться инструкторами по физической культуре и воспитателями в учебно-воспитательном процессе в дошкольных образовательных учреждениях.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Гипокомфортные условия Среднего Приобья (низкие температурырезкие и значительные перепады атмосферногодавлениязначительные колебания влажностисильные ветры, необычный фотопериодизмдефицит ультрафиолетового облучения и др.) позволяют выделить сезонные периоды, характеризующие изменения двигательной активности детей 6−7 лет, которые проявляются в повышении в осенний (12 511±318) и весенний (13 344±591) периоды и снижении локомоций в зимний период (11 901±229).

2. Режим двигательной активности образовательно-тренировочной направленности состоящий из основных характеристик: задач, объема, продолжительности и интенсивности физических нагрузок, времени их проведения и числа локомоций, который оказывает положительное влияние на физическое развитие детей 6−7 лет, проживающих в гипокомфортных условиях Среднего Приобья.

3. Внедрение в режим двигательной активности дошкольных образовательных учреждений форм занятий физическими упражнениями образовательно-тренировочной направленности на основе принципов спортивной тренировки, которые позволяют оптимизировать процессы роста и развития организма детей, нивелировать негативное влияние отрицательно воздействующих гипокомфортных условий Среднего Приобья.

Достоверность основных положений и выводов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных параметров исследованияиспользованием комплекса методов исследования, адекватных его объекту, цели, задачам и логикепреемственностью и взаимообусловленностью результатов, полученных на разных этапах исследованиярепрезентативностью объема выборки и статистической значимостью экспериментальных данныхсочетанием количественного и качественного анализа материалов исследования.

Апробация и внедрение результатов. Основные положения диссертации апробированы и внедрены в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений г. Сургута, на курсах повышения квалификации инструкторов по физической культуре и педагогов дошкольных образовательных учреждений, проведенных в Сургутском государственном педагогическом университете. Результаты диссертационного исследования и основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались в рамках Всероссийских научно-практических конференций в городах: Омск (2007) — Сургут (2008) — Сургут (2008) — Пенза (2009) — Омск (2009) — Москва (2009) — Сургут (2009).

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, списка литературы (187 источников, в том числе 10 на иностранном языке) и приложений. Текст работы изложен на 157 страницах, иллюстрирован таблицами, диаграммами, рисунками и схемами.

Выводы 1 Г.

Ч I. I .1.

1. В ходе исследования установлено, что двигательная активность детей 6−7 лет, проживающих в гипокомфортных условиях Среднего Приобья (низкие температурырезкие и значительные перепады атмосферного давлениязначительные колебания влажностисильные ветры, необычный фотопериодизмдефицит ультрафиолетового облучения и др.), зависйт от. времени года. Сезонные изменения двигательной активности детей — проявляются в повышении двигательной активности в весенний^ (13 344±591) и осенний периоды (12 511±318) и в снижении локомоций в зимний период-11 901±-229. Сезонная зависимость суточной двигательной активности — это общебиологическое явление, и её необходимо принимать во внимание при организации занятишпо физическому воспитанию детей.

2. Разработан: режим двигательной активности детей 6−7 лет, проживающих в гипокомфортных условиях Среднего Приобья в котором обоснованы формы занятий" физическими упражнениями: образовательно-тренировочного (индивидуальная работа по развитию движенийдомашнее задание по физической культуре, занятия по физической культуре, подвижные игры, ифизические упражнения на прогулке) — рекреационно-оздоровительного (утренняя гимнастика, физкультминутка, — гимнастика: после дневного сна, двигательная разминкавоспитательно-образовательного (организованная и самостоятельная двигательная активность в группе) характера. Режим двигательной^ активности состоит из следующих из основных характеристик: объема, продолжительности и интенсивности физических нагрузок, а также времени их проведения и числа локомоций.

3. Распределение детей 6−7 лет, проживающих в гипокомфортных условиях/Среднего Приобьяна уровни в зависимости от индивидуального физического развития осуществлялось по 5-уровневой шкале: «высокий» (100% и выше) — «выше среднего» (85−99% от должного)* «средний» (70−84% от должного), «ниже среднего» (51−69%) и «низкий» (50% и ниже) положено в основу форм занятий физическими упражнениями образовательно-тренировочной направленности режима двигательной активности.

4. В результате педагогического эксперимента оценка физического развития по индексам: массо-ростовой индекс Кетле, двойное произведениеиндекс Робинсона, индекс Скибинского, индекс Шаповаловой, индекс толерантности к стандартной физической нагрузке Руфье — позволила выявить, что по всем показателям дети 6−7лет экспериментальной группы имеют статистическую достоверность (Р<0,05) различий с контрольной группой.

5. Выявлено* что занятия? по физической культуре с образовательно-тренировочной направленностью необходимо проводить как целевые и планировать на основе принципов спортивной тренировки:

1) с соблюдением соотношенияобъемовтренировочной нагрузки в общей и специальной подготовке;

2) с системнойцикловой динамикой повышения объема и интенсивности нагрузки;

3) с ориентацией на достижение конкретного результата в соответствующем цикле тренировочных занятий.

Особенностями данных занятий являются: обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной частипланирование относительно продолжительной заключительной части (до 24 мин.) — использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс 130−150 уд./мин.) и тренирующего (пульс 150−170 уд./мин.) режимовобеспечение индивидуального (дифференцированного) подбора учебных заданий.

6- Врезультате исследованиявыявлено, что повышение уровня физического развитиядетей- 6−7 лет, проживающих в гипокомфортных условиях Среднего Приобьяпредполагает изменение объема и интенсивности нормированной двигательной. активности детей в режиме дня при сохранении общей структуры режимных моментовза счет сокращения их организационной части и перераспределения содержания форм занятий физическими упражнениями образовательно-тренировочной направленности в режиме двигательной активности имеющих образовательно-тренировочную направленность. В результате исследования у детей экспериментальной группы улучшились показатели, характеризующие общую выносливость, скоростно-силовые, скоростные, координационные способности (Р<0,05), в сравнении детей контрольной групп.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.П. Патология человека на севере / А. П. Авцин, A.A. Жаваронков, А. Г. Марачева и др. М.: Медицина, 1985. — 256 с.
  2. А.П. Проявление адаптации и дизадаптации у жителей Крайнего Севера / А. П. Авцина, А. Г. Марачев // Физиология человека, 1975. -№ 4. С. 587−600.
  3. С.Н. Медицинский контроль в ДОУ // Дошкольная педагогика, 2009. № 3(52).- С. 4−7.
  4. H.A. Адаптация и резервы организма: Физкультура и спорт, 1983.- 176 с.
  5. Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду / Э. И. Адашкявичене. -М.: Просвещение, 1992. 159 с.
  6. JI.B. Спортивные праздники и физкультурные досуги в дошкольных образовательных учреждениях / Л. М:Алексеева.- Ростов на Дону: «Феникс», 2005. 224 с., «j
  7. М.Н. Формирование правильной осанки // Дошкольное воспитание, 1993. № 2. — С. 17−21.
  8. В.П. Как вырастить здорового ребенка // Медицина, 1993. С. 180−199.
  9. В.Г. Как воспитать здорового ребенка // Дошкольное воспитание, 1993. № 11. — С. 4−18.
  10. М.В. Гигиена детей и подростков М.: Медицина, 1982. — 335 с.
  11. М.В. Гигиена детей и подростков. -6-е изд. перераб. и доп. -М.: Медицина, 1982. 336 с.
  12. И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития М.: Наука, 1982. — С. 234−236.
  13. И.А. К физиологическому анализу физического развития и его особенностей у новорожденных детей // Физиология человека, 1979. № 5.-С.15−17.
  14. И. А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология, 1975. С. 5−67.
  15. Аршавский И: А. Физиологические основы периодизации индивидуального развития: учебник для студентов ун-тов. М.: 1980. — 545 с.
  16. Ашмарин» Б. А. Теория и методика педагогических исследований вфизическом, воспитании: пособие для студентов, аспирантов* и препод, инст.4 >физической культуры М.: Физкультура и спорт, 1978.- 221с.
  17. Базисная программа развития ребенка-дошкольника «Истоки» / Т. Н. Антонов, Е. П. Арнаутова и др, науч. ред. Л. А. Парамонова, А. Н. Давидчук, К. В. Тарасова и др., М.: КАРАПУЗ, 1997. 288 с.
  18. В.К. Онтокинезиология человека: теория и практика физической культуры М.: 2000. — 275 с.
  19. В.К. Физическая активность человека / В. К. Бальсевич, В. А. Запоражонов. Киев.: Здоровье, 1987. — 224 с.
  20. В.К. Развитие быстроты и координации^движений у детей 4−6 лет / В. К. Бальсевич, М. Н. Королева, Л. Т. Майорова // Теория и методика физической культуры, 1986. № 10. — С. 2 Г, — 25.
  21. . В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) // Теория и практика физической культуры, 1990. -№ 1. С. 22−26.
  22. В.К. Физическая активность человека / В: К. Бальсевич, В. А. Запорожанов Киев: Здоровье, 1987. — 223 с.
  23. А. Состояние здоровья детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание, 2009. № 9. С. 6−11.
  24. В.М. Физкультура в школе и дома Ростов на Дону: изд-во «Феникс», 2001. — 256 с.
  25. В.А. Рациональное дозирование нагрузок при обучении технике движений детей-шестилеток / В. А. Бауэр, С. С. Солодков // Теория и практика физической культуры, 1990. № 11. — С. 18−21.
  26. Г. В. В дружбе со спортом- конспекты занятий с детьми 5−7 лет в спортивном зале и сценарии спортивных праздников по мотивом детских сказок и мультфильмов / Г. В. Беззубцева, A.M. Ермошина. — М.: Издательство ГНОМ и Д. 2008. — 56 с.
  27. Белостоцкая* Е.М., Виноградова Т. Ф Гигиенические основы воспитания детей от 3 до-7 лет: кн. для работников дошк. учреждений / Е. М'Белостоцкая, Т. Ф Виноградова. М.: Просвящение, 1987. — 143 с.
  28. И.П. Гигиеническое обоснование критериев оценки оздоровительного влияния физического воспитания для младших школьников: Автореф. канд. мед. наук / И. П. Белякова. — М., 1992. — 22 с.
  29. З.И. Здоровый малыш ¡-программа оздоровления детей в ДОУ / З. И. Береснева. М.: ТЦ Сфера, 2003. 32 с.
  30. H.A. О построении движений / Н. А. Бернштейн. М.: Дедгиз-1947. — 255 с.
  31. H.A. Очерки по физиологии движений и физиологической активности / H.A. Берштейн. М.: Медицина, 1966. — 349 с.
  32. Т.Л. Индивидуально-дифференцированный подход как средство укрепления здоровья детей дошкольного возраста / T.JI. Богина, Н. Г. Терехова // Роль физического воспитания в подготовке детей к школе: сборник наз-ных трудов.- М., 1980. С. 64−74.
  33. В.Г. Справочник по климатотерапии / В. Г. Бокша. Киев: Здоровье, 1989. — 203 с.
  34. В.Г. Медицинская климатология и климатотерапия / В. Г. Бокша, Б. В. Богутский. Киев: Здоровье, 1980. — 262 с.
  35. E.H. Исследование выносливости у детей дошкольноговозраста: научные труды ВНИИФК М.: ВНИИФК, 1970. — Т.1. — С.61 — 63.
  36. E.H. Исследование формирования- основных двигательных качеств у детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания, автореф. дис. канд. пед. наук- Всерос. НИИ документоведения и арх. дела. -М., 1971.-21 с.
  37. С.В. Основы возрастной и конституциональной! антропологии -М.:РОУ, 1996.-173 с.
  38. М.А. Физическая культура в детском? саду. Типовая программа / под ред- М. А. Васильевой. Mi: Физкультура и спорт, 1984. — 48 с.
  39. Венгер: Т.Ф., Савченко Ю. И- Физиологические параметры! детского возраста Красноярск, 1981. — 122 с.
  40. Воронин, Н-М. Основы- методической и биологической- климатологии Текст. / Н. М. Воронин. М.: Медицина, 1981. — 350 с.
  41. Воронцов- И-М. Антропометрический скрининг при массовых профилактических осмотрах детей: Методические рекомендации / И. М. Воронцов, С. Б. Тихвинский. Л.: ЛПМИ, 1991. — 29 с.
  42. A.M. Методика занятий тренирующей направленности с детьми дошкольного возраста // Теория физической культуры. Mi, 1989. № 5.- С. 9798 .
  43. Глазырина Л Д. Физическая культура дошкольникам. Старший возраст: Пособие для педагогов дошкольных учреждений — М.: ВЛАДОС, 2000. — 264 с.
  44. Л.Д. Физическая культура дошкольникам. Программа и программные требования — М.: ВЛАДОС, 1999. — 144 с.
  45. О.В. Организация двигательного режима детей 4−7 лет в условияхдошкольного учреждения. Новосибирск.: Изд-во НИПКиПРО, 2000. 31 с.
  46. Г. Н. Взаимосвязь уровня двигательной активности, типа подвижности и адаптации детей дошкольного возраста // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2006. № 2. — С. 51−52.
  47. В.И. Общее и дошкольное образование / В. И. Грибанов, А. К. Капустняк, А. Б. Шупта // Сборник нормативных правовых документов /под редакцией Филиппова В. М. М.: МЦФР, 2005. — 448с.
  48. Т.С. Здоровьесберегающее и здоровьеформирующее физическое воспитание в ДОУ // Дошкольная педагогика, 2008. № 2 (43). С. 611.
  49. A.A. Основы теории, и методики физической культуры: учеб. для техн. физ. культ. / под ред. A.A. Гужаловскош. М.: Физкультура и спорт, 1986. -352 с.
  50. В.Ю. Морфофункциональные показатели' и развитие моторики у детей 3−6 летнего возраста разных типов конституции // Теория и практика физической культуры, 1995. № 11. -С. 39−43.
  51. Ю.В. Методика физического воспитания дошкольников с низким уровнем физического развития: автореф.дис.. канд. пед. наук- Всерос. НИИ документоведения и арх. дела. М.: 1987. — 26 с.
  52. М.А. Комплексный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ // Дошкольная педагогика, 2008. № 8 (49). С. 27−29.
  53. Ю.И. Физическая культура: серия «Учебники, учебные пособия» / Ю. И. Евсеев. Ростов на Дону: Феникс, 2002. — 384 с.
  54. Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. М.: Академия, 2002. — 264 с.
  55. Ю.Д. Развитие статической выносливости как фактор улучшения адаптабельности детей 6−7 лет к учебному труду / Ю. Д. Железняк, C.B. Бондаренко // Теория и практика физической культуры, 1990. № 8. — С. 32
  56. A.B. Развитие произвольных движений — М.: Физкультура и спорт, 1967. 165с.
  57. A.B. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко / Развитие произвольных движений.- М.: Педагогика, 1987. 296 с. ¦
  58. E.H. Энциклопедия физической подготовки: Методические основы развития физических качеств / И. Н Захаров, A.B. Карасев, A.A. Сафонов / Под общей ред. А. В- Карасева: М-: Лептос, 1994. — 368 с.
  59. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология-XXI века: пособие для исследователей и практических работников /авт.- сос. Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова, Т. Ф. Саулина — 3-е изд., испр. и доп.- М: АРКТИ, 2003.-80 с.
  60. Ю.Ф. Авторская программа «Здоровый дошкольник» // Обруч / 1996.- № 3. — С. 4−5.
  61. Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в детском учреждении // Дошкольное воспитание, 1993. № 9. — С. 23−25.
  62. Змановский Ю. Ф: Воспитательно-оздоровительная- работа в дошкольных учреждениях // Дошкольное воспитание, 1993: № 9. — С. 23−25-
  63. К.П. Наш «взрослый» детский- сад: кн. для- воспитателя детског сада: из опыта работы / К. П. Изергина, Л. С. Преснякова, Т. В. Иншакова и др.- сост. П: В. Галахова [и др.] М.: Просвещение, 1991. — 95 с.
  64. В.И. Физическая культура студента: учебник / Под ред. В. И. Ильинича. М.: Гардарики, 2002. — 448 с.
  65. Ю. Модель процессуального и содержательного обеспечения двигательной активности младших дошкольников / Ю. Исаенко, Л. Волошина // Дошкольное воспитание, 2008. № 3. — С. 31−34
  66. Л.В. Физическая культура в старшей группе детского сада: метод, пособие / Л. В. Карманова, В. Н. Щебеко. Минск: Помыля, 1987. — 264 с.
  67. Г. В. Медицинский контроль за физическим развитием дошкольников и младших школьников: практическое пособие / Г. В Каштанова- Е. Г Мамаева. 2-е изд., испр. и доп.- М.: АРКТИ, 2007.- 64с.
  68. Кенеман А. В: Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста учебное пособие для студентов пединститутов / A.B. Кенема, Д. В. Хухлаева. М.: Просвещение, 1978, — 272 с.
  69. A.B. Физическая подготовка детей 5−6 лет к занятиям в школе / Под ред. A.B. Кенеман, Т. И. Осокиной, М. Ю. Кистяковский. -М.: Просвещение, 1980. 142 с.
  70. Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников / Л: С. Кисилева, Т. А. Данилова, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКЩ 2005. — 96 с.
  71. М.Ю. Физическое воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. М. Ю. Кистяковской. М.: Просвещение, 1978. — 160 с.
  72. Н.И. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях учебное пособие для студ. Высш. и сред, пед учеб заведений / Н. И. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М.М. Самодурова- под ред. С. А. Козловой. — М.:
  73. Издательский центр «Академия», 2002. — 320 с.
  74. H.H. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: схемы и таблицы / H.H. Кожухова, JI.A. Рыжкова, М. М. Борисова. М.: Гуманист, изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 192 с.
  75. А.И. Исследование способности управлять своими движениями у детей 4−7 лет с учетом их возраста, пола и двигательной подготовленности / А. И. Кравчук // Пути управления технической подготовкой спортсменов. -Омск. ОГИФК, 1980. С. 14−15.
  76. А.И. Комплексное физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста (состояние перспективы) // Физическая культура (воспитание, образование, тренировка), 2007.- № 4.- С. 26−31.
  77. А.И. Основы гармоничного базового физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста / Теория и практика физической культуры, 1990. № 11. — С. 15−18.
  78. А.И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста: (научно-методическое и организационные основы гармоничного дошкольного комплексного физического воспитания) / А. И. Кравчук. -Новосибирск, Изд-во НГПУ, 1998. 238 с.
  79. Т.А. Методика оздоровительной тренировки детей шестого года жизни автореф. дис. канд. пед. наук: / Всерос. НИИ документоведения и арх. дела. Омск, 1996. — 23 с.
  80. Т.А. Методика экспресс-оценки состояния здоровья"детей 6 лет / Т. А. Кравчук, М. С. Расин // Дети и здоровье: сб. материалов науч.- практ. конф. по проблемам дошкольного физического воспитания.- Омск, 1993. С. 70−74.
  81. Т.А. Сравнительная характеристика уровня двигательной подготовленности и интереса, детей 6-го года жизни к основным движениям /
  82. Т.А. Кравчук, А. И. Кравчук // Материалы науч. конф. по итогам работы за 1990/91 годы. Омск, 1992. — С. 81- 83
  83. В.Т. Организация двигательно-оздоровительных моментов на занятиях дошкольников в группе / В. Т. Кудрявцев, Т. В. Нестерюк. -М., 1998.
  84. В.Т. Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4−7 лет М., 1998.
  85. Кудрявцев" В. Т. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст) программно-методическое пособие / В. Т. Кудрявцев, Б. Б. Егоров. -М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. 296 с.
  86. B.C. Физическая культура методическое пособие- силовая подготовка детей школьного возраста / В. С Кузнецов, Г. А. Колодницкий. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. — 200 с.
  87. B.C. Физическая культура. Силовая подготовка детей? школьного возраста метод, пособие /В.С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. — 200 с.
  88. И. Здоровье стиль жизни современные оздоровительные технологии в детских садах / И. Курина.- СПб: Образовательные проекты. — М.:НИИ школьных технологий, 2008. 176 .с.
  89. М.Л. Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста «Здравствуй!»: Руководство для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / М. Л. Лазарев: в 3-х ч. М.: Академия здоровья, 1997. — 376 с.
  90. .Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учебное пособие. — М.: Советский спорт, 2004. — 192 с.
  91. О.П. Комплексная учебно-тренировочная программа физического воспитания школьников 10−14 лет специальной медицинской группы в условиях Крайнего Севера метод, рек. / О. П. Лебедева. Омск:1. СибГАФК, 1998. 34 с.
  92. Леви-Гориневская Е. Особенности детского организма и физического воспитания дошкольника//Дошкольное воспитание, 2009. № 2. — С. 4−12.
  93. T.G. Развитие креативности у детей старшего дошкольного возраста средствами физической-культуры / Т. С. Лисицкая, Н: С. Однокурцев // Физическая, культура (воспитание, образование- тренировка), 2007. № 4. — С. 26−31.
  94. Литвинова О. М. Система физического воспитания? в- ДОУ: планирование, информационно методические материалы, разработки? занятий и упражнений-спортивные игры. Волгоград: Учитель, 2007. — 238 е.
  95. Логинов" С. И. Физическая: активность: методы, оценки и коррекции: Сургут, гос. ун-т. Сургут: Изд-во СурГУ, 2005. — 342 с.
  96. О.М. Двигательная подготовленность и пути ее повышения у детей 6-летнего возраста: // Физическая! культура (воспитание, образование, тренировка), 2007. № 4.- С. 32−33.
  97. A.A. Вопросы возрастной физиологии / A.A. Маркосян. М, 1974. — 159с.
  98. A.A. Основы морфологии и физиологии организма детей- и подростков / A.A. Маркосян. М.: Медицина, 1969: — С. 3- 121, 554−570.
  99. Матвеев Л. П: Теория и методика физической-культуры: учеб! для ин-тов физ. культуры М.: 1 998 109: МатвееваШ. Ш Введение в теорию физической культуры: учеб. пособие для ин-тов физ. культ. / Под ред. Л. П. Матвеева. Ml: Физкультура и спорт, 1983. -128 с.
  100. Л.П. Теория и методика физической культуры: -3 издание и доп./ Л. П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, СпрортАкадемПресс, 2008.-544 с. • 150i
  101. И.Е. природные лечебные факторы и биологические ритмы / ' ?| (! — И. Е. Оранский. -М.: Медицина, 1988. 288 с.
  102. Т.И.Осокина, В. А. Чунтова. М.: Просвещение, 1981. — 158 с.
  103. Л.Е. Особенности энергетического обмена в условиях Заполярья // ¦ и. Медико биологические проблемы адаптации населания в условиях Крайнего
  104. Севера. Новосибирск, 1974. — С. 65−67.
  105. Л.Е. Психофизиологические аспекты адаптации взрослогоt,, населения на Крайнем Севере / Л. Е. Панин В.П. Соколова // Клинические1. J I, Г ' >аспекты полярной медицины. М.: Медицина, 1986. 208 с.
  106. Е.А. Влияние физических упражнений на работоспособность и1,, здоровье человека / Е. А. Пирогова, Л. Я. Иващенко, Н. Л. Старко. — Киев: j i —. ' ii
Заполнить форму текущей работой