Формирование базового навыка «отталкивание руками» у гимнастов на этапе начальной подготовки: На примере профилирующих акробатических упражнений
Диссертация
Неумение гимнаста выполнять на хорошем качественном уровне, какое — либо из базовых действий широкого профиля или слабое его освоение, означает крупный пробел в его технической подготовке и, как следствие, предрешает неуспех в освоении соответствующих движений. Отсутствие убедительного научного обоснования содержания учебно-тренировочного процесса по формированию базовых навыков, а именно… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА В ЛИТЕРАТУРЕ
- 1. 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ
- 1. 1. 1. Характеристика акробатических упражнений
- 1. 2. СОДЕРЖАНИЕ И ПРЕДМЕТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В
- 1. 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ
- ГИМНАСТИКЕ
- 1. 2. 1. Базовая подготовка, как результат технического совершенства
- 1. 2. 2. Характеристика базовых навыков спортивной направленности
- 1. 3. ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМОВ ОТТАЛКИВАНИЯ РУКАМИ И НОГАМИ В ГИМНАСТИКЕ
- 1. 3. 1. Отталкивание — как взаимодействие гимнаста с опорой
- 1. 3. 2. Механизм и структура отталкивания
- 1. 4. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБУЧЕНИИ ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ
- 1. 4. 1. Особенности методики формирования двигательных действий и навыков в гимнастике
- 1. 4. 2. Содержание процесса формирования базовых навыков спортивной направленности
Список литературы
- Характеристика и тенденции развития современной спортивной гимнастики.
- Факторы, предопределяющие техническое мастерство гимнастов.
- Базовые навыки и особенности методики формирования их в гимнастике.
- Методические подходы в повышении эффективности базовой подготовки.22.2. ОПРОС (АНКЕТИРОВАНИЕ)
- С целью разработки технологии по формированию базового навыка отталкивания руками в акробатических упражнениях было проведено анкетирование 40 тренеров по спортивной гимнастике из городов: Великие Луки, Псков, Торопец, Ржев, Новгород, и Санкт Петербург.
- Анкетирование проводилось с помощью специально разработанной анкеты. Анкета состояла из 18 вопросов (Приложение 1).
- По объему анкетирование было выборочным, по способу общения — заочное, по способу вручения — раздаточным, по процедурам — индивидуальное.
- Данные анкетного опроса подвергались статистической обработке.22.3. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
- На протяжении всего исследования использовался метод наблюдения за гимнастами, тренирующимися на этапе начальной подготовки.
- Регистрация кинематических характеристик производилась при помощи видеозаписи. Использовался кадровый просмотр видеоматериала.
- Перед проведением эксперимента определялись оси суставов, центры тяжести головы, туловища, стоп.
- В ходе исследований измерялись (определялись) углы сгибания и разгибания в суставах, а так же измерялось перемещение точки тазобедренного, голеностопного и плечевого суставов, углы вылета при отталкивании: назад вверх, вперед — вверх, вертикально вверх.
- Для выявления основных закономерностей выполнения профилирующих акробатических упражнений, включающих в себя отталкивание руками, был проведен биомеханический анализ упражнений, входящих в классификационную программу гимнастов начального этапа обучения.
- Анализу подвергались следующие профилирующие акробатическиеэлементы: — переворот вперед и переворот вперед на одну ногу-- переворот назад (фляк) —
- Для определения и анализа временных характеристик, исследуемых упражнений, выделены граничные позы тела гимнастов.22.6. МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК
- С целью определения технического мастерства гимнастов нами использовался метод экспертных оценок.
- Проводилось на тренировочных занятиях в гимнастическом зале при соблюдении стандартных условий, что давало возможность определить уровень физической и технической подготовленности гимнастов.
- Сгибание разгибание туловища и ног из положения лежа на спине («щучка») за 10 сек.
- Из упора лежа толчком ног — упор присев и вернуться в и. п. (за 10 сек.).
- И. П. — стойка на голове и руках с опорой о гимнастическую стенку. Силой переход в стойку на руках (за 10 сек.).
- Из положения лежа на животе на скамейке — отведение и удержание прямых параллельных рук вверх до достижения 180° между ними и туловищем.
- Мост из положения лежа. Оценивается мост с прямыми ногами и руками. Учитывается расстояние (сантиметры) между пятками и основанием ладони.
- С небольшого разбега (5−10 м), наскок на гимнастический мостик, отталкивание ногами, прыжок на возвышение с прямыми ногами (50-Юр.).
- Отталкивание руками в упоре лежа (10 раз за 10 сек.).
- То же только ноги на гимнастической скамейке.
- Передвижение вперед в упоре лежа на полу одновременными толчками рук (10 м в секундах).
- Ю.Передвижение назад в упоре лежа на полу одновременными толчками рук (10 м в секундах).
- Для оценки результатов контрольных упражнений физической подготовленности применялась 10 бальная система по каждому виду тестов, предложенная H.JI. Минаевой и др.(1986).22.8. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
- Эксперимент проводился на базе УСК ВЛГИФК, на кафедре гимнастики с октября 2000 г. по май 2001 г. В нем приняли участие 30 гимнастов, в возрасте 9−10 лет, имеющие спортивную квалификацию 1 юношеский разряд.
- Согласно цели и задачам исследования проводились в четыре этапа с 1998 по 2002 гг.
- На втором этапе (сентябрь 1999 июнь 2000 года) были выполнены предварительные педагогические исследования. Проводились анкетный опрос тренеров по спортивной гимнастике и педагогические наблюдения.
- Третий этап: сентябрь 2000 г. декабрь 2001 г.
- В период с сентября 2001 г. по декабрь 2001 г. было проведено повторное тестирование.
- Собранный на втором и Третьем этапах фактический материал подвергался математической обработке и получал теоретическое осмысление.
- На заключительном этапе (январь 2002 года — июнь 2002 года) осуществлялся анализ и обобщение полученных данных, внедрение разработанных рекомендаций в практическую деятельность.
- ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ, КАК УСЛОВИЯ НАДЁЖНОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ПРОФИЛИРУЮЩИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
- Взаимосвязь базовых действий с профилирующими упражнениями.
- В.М.Смолевский, Ю. К. Гавердовский (1999), Н. Г. Сучилин, Л. Я. Аркаев (1997) в специализированной технической подготовке гимнаста выделяют следующие компоненты:1. Начальная «школа»
- Базовые блоки (базовые навыки)
- Целостные профилирующие упражнения (упражнения в силу своих биомеханических параметров, обеспечивающие максимально возможный положительный перенос навыка на другие упражнения профиля, связующие упражнения, разгонные упражнения).
- Под профилирующим упражнением понимается, всегда целостный элемент, являющийся центральным и в то же время основополагающим в группе упражнений одного профиля, содержащий технические параметры более сложных движений (Солодянников В.А., 2001).
- Упражнение становится профилирующим тогда, когда изменена его завершающая часть.
- Анализу подвергались перевороты вперед и назад (фляк) в акробатике. Переворот вперёд и фляк, как профилирующие упражнения выполняются не в остановку, а в продвижение по ходу движения, создавая, таким образом, горизонтальную скорость.
- Таких действий выделено пять:1. Отталкивание руками.2. Отталкивание ногами.3. Стойка на руках.
- Прямая динамическая осанка.
- Сгибательно разгибательные движения в плечевых и тазобедренных суставах (Табл. 1).
- В качестве моделей обучения профилирующим акробатическим упражнениям на основе формирования базовых навыков (в часности, навыка отталкивания руками) нами были взяты темповой переворот вперед и назад (фляк).
- Переворот вперед «вырастает «из отталкивания руками на движении вперед (рис. 1).
- Фляк строится из суммы базовых отталкивания ногами и руками (курбет).
- Рассмотрим биомеханические закономерности выполнения профилирующих акробатических упражнений.