Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Борьба самбо как эффективное средство физического воспитания девочек-подростков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробированная экспериментальная программа по борьбе самбо для девочек пубертатного возраста, получившая внедрение в Д Ю С Ш «Юность» г. Тулы, обеспечивается предложенным нами соотношением основных видов подготовки (технико-тактической, физической, психологической и др.), учебным планом, распределенным в нем материалом по периодам учебного года и недельным циклам каждого периода. Разработаны… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Современные подходы к проблеме повышенного интереса женщин к занятиям «мужскими» видами спорта (обзор литературы)
    • 1. 1. Культурологические и философские аспекты проявления активности женщин к нетрадиционным физическим упражнениям
      • 1. 1. 1. Новый взгляд на вопросы увлеченности женщин нетрадиционными (мужскими) видами спорта
      • 1. 1. 2. Философский аспект полового диморфизма в физическом воспитании и спорте
    • 1. 2. Психолого-педагогические и антропологические особенности развития девочек пубертатного возраста
      • 1. 2. 1. Психолого-педагогические особенности девочек подросткового возраста
      • 1. 2. 2. Показатели морфофункционального развития
  • Ф девочек 12−14 лет
    • 1. 2. 3. Развитие двигательных качеств у девочек в период полового созревания
    • 1. 2. 4. Влияние физической активности на половую функцию девочек пубертатного возраста
    • 1. 3. Современные проблемы женской спортивной борьбы

Борьба самбо как эффективное средство физического воспитания девочек-подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Сложившаяся за последние десятилетия неблагоприятная социально-экономическая и экологическая обстановка, хронический дефицит двигательной активности населения обусловили негативные тенденции в физическом и психическом развитии подростков, приводящие к снижению адаптационных резервов, возникновению рассогласования механизмов регуляции функций, увеличению количества хронических больных, в частности, среди женского контингента (П.А. Виноградов, 1990, 1994; М. Я. Виленский, 1994; А. Х. Мельников, 1997; М. М. Безруких, 2002). В общем росте заболеваемости особое место принадлежит подростковому возрасту, являющимся в психофизиологическом отношении одним из наиболее уязвимых, делающим организм подростка особенно чувствительным к воздействию отрицательных факторов (А.Д. Алферов, 2000; Э. Н. Вайнер, 2001 и др.).

В психологии и педагогике подростковый возраст определяется как переломный, переходный и критический в развитии школьников (П.А. Рудик, 1976; А. Г. Хрипкова, 1978; И. С. Кон, 1979; Н. П. Леонтьева, К. В. Маринова, 1986; Л. Ф. Обухова, 1996; Е. П. Ильин, 2000). Психологическими особенностями данного возраста являются формирование самооценки, чувства взрослости, потребность в общении со сверстниками, развитие познавательных интересов, стремление к самопознанию, самоутверждению [75]. По мнению Л. И. Лубышевой (1992) мотивы и потребности в физической культуре являются осознанным стимулом, направленным на получение удовольствия от движений, самосовершенствования.

Подтверждением этому является тот факт, что в последние годы, как в нашей стране, так и за рубежом наблюдается рост численности девушек и женщин, занимающихся, казалось бы, чисто мужскими видами спорта: боксом, борьбой, тяжелой атлетикой, футболом, хоккеем (З.А. Гасанова, 1997; Ф. А. Иорданская, 1998; Е.А. Истягина-Елисеева, 2000). Однако, несмотря на определенный опыт [7, 55, 79, 173], имеющийся в этом отношении, на сегодняшний день нет достаточной полноты данных о влиянии «мужских» видов спорта на женский организм.

Спортивная борьба в большинстве работ рассматривалась как предмет спортивного совершенствования [14, 47, 88, 98], затрагивались вопросы профилактики травматизма [36, 177], профессионального спорта [3, 97, 150, 198, 241], но все это относилось к лицам мужского пола. Немногочисленные исследования, посвященные женской спортивной борьбе (В.Г. Манолаки, 1990; 1993; А. В. Иванов, 1994; 1995; С. В. Воробьев, 1996; Б. И. Тараканов, 1996; С. В. Ерегина, 1998; М. Г. Ончурова, 1998) охватывают широкий спектр проблем, начиная от построения учебно-тренировочного процесса и заканчивая возможностью применения спортивной борьбы на уроках физической культуры в школе. Вопросы же практического использования данного вида спорта с целью повышения и укрепления психического и физического здоровья, научного обоснования программы начальной подготовки девочек 12−14 лет остаются нерешенными.

Актуальность нашего исследования заключается в разрешении сложившихся в теории и практике физического воспитания и спорта противоречий между:

— интересами и склонностью девочек подросткового возраста к разнохарактерной спортивной деятельности (в частности, спортивной борьбы) и отсутствием программ, адекватных их возрастным особенностям;

— имеющейся обширной научной информацией относительно изменений функций женского организма, происходящих под влиянием занятий различными видами спорта и немногочисленностью сведений, конкретно относящихся к спортивной борьбе девочек и девушек, находящихся в периоде пубертатного возраста;

— наличием методического материала и практического опыта в спорте высших достижений (применительно к женской борьбе) и его невостребованностью в целях гармонизации физического развития девочек-подростков и их социализации в образовательных учреждениях.

Цель: обосновать применение упражнений борьбы самбо как эффективного средства физического воспитания девочек 12−14 лет.

Объект исследования: средства физического воспитания и тренировки, используемые на занятиях борьбой самбо.

Предмет исследования: структура и содержание упражнений борьбы самбо как эффективное средство в физическом воспитании девочек 12−14 лет.

Гипотеза. Включение в структуру ФВ во внеучебную (секционную) работу девочек-подростков упражнений борьбы самбо будет способствовать повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных внешних факторов, окажет гармонизирующее влияние на их психическое и физическое развитие, совершенствование функциональных возможностей, обеспечит снижение психоэмоционального напряжения и одновременно позволит решать задачи укрепления мышечной системы.

Научная новизна: ¦впервые представлены данные о влиянии борьбы самбо на физическое развитие, двигательную подготовленность, функциональное состояние и психоэмоциональную сферу девочек 12−14 летразработана учебная программа по данному виду спорта для лиц женского пола пубертатного возрастаэкспериментально подтверждено положительное влияние разработанной учебной программы по борьбе самбо на физическое развитие и психическое состояние девочек-подростков.

Практическая значимость. Результаты исследования позволяют разнообразить физкультурно-спортивную деятельность девочек-подростков, исходя из данных о влиянии упражнений борьбы самбо на двигательную подготовленность, функциональные возможности и психоэмоциональное состояние школьниц.

Разработана и апробирована экспериментальная программа по борьбе самбо для девочек 12−14 лет, получившая внедрение в ДЮСШ «Юность» г. Тула.

Предлагаемая экспериментальная программа может успешно сопровождать учебную деятельность учащихся образовательной школы.

Теоретическая значимость работы заключена в обосновании применения упражнений борьбы самбо, расширяющих возможности физического воспитания, позволяющих гармонизировать физическое развитие, улучшить функциональное и психоэмоциональное состояние девочек-подростков.

Апробация работы. Теоретические и экспериментальные результаты исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях: Международной конференции «Проблемы проектирования региональных систем физического воспитания» (Тула, октябрь 1997), межвузовской конференции «Состояние и перспективы развития физической культуры и оздоровительной работы в экологически неблагоприятных регионах» (Новомосковск, декабрь 1997), межвузовской конференции «Состояние и перспективы развития спортивной и физкультурно-оздоровительной работы в экологически неблагоприятных регионах» (Новомосковск, декабрь 1999), Всероссийской научно-практической конференции «Здоровье в XXI веке» (Тула, сентябрь 2000), межвузовской научно-практической конференции «Физическая культура и спорт в системе образовательных учреждений» (Белгород, октябрь 2001), межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы физической культуры и спорта учащейся молодежи» (Воронеж, ноябрь 2001), ежегодной научной конференции аспирантов и соискателей психолого-педагогических кафедр ТГПУ им. JI.H. Толстого (Тула, февраль 2002), Всероссийской научно-практической конференции «Образование в России: медико-психологический аспект» (Калуга, май 2002), Международной научно-практической конференции «Физическая культура и спорт в жизни общества и человека» (Тула, ноябрь 2002), а также в публикациях по теме диссертации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Разработанная экспериментальная программа по борьбе самбо по структуре и содержанию является адекватной и эффективной для девочек пубертатного возраста.

2. Включение в структуру физического воспитания упражнений борьбы самбо, являющихся эффективным средством гармонизации физического развития, совершенствования функциональных возможностей организма, способствует одновременно и психосоциальной адаптации девочек-подростков.

1 .Литературные данные и собственные наблюдения свидетельствуют о недостаточном использовании в физическом воспитании девочек подростков упражнений спортивной борьбы, являющихся эффективными средствами технической и физической подготовленности в этот возрастной период.2.Результаты показателей констатирующего эксперимента отразили возрастные особенности физического развития, двигательной подготовленности и психофункционального состояния детей данного возраста. Развитие и становление половой сферы девочек обеих групп имели общие тенденции. Психологическое напряжение испытывали 72,7% девочек как контрольной так и экспериментальной групп.3.Мотивами, побуждающими девочек-подростков к занятиям спортивной борьбой, являлись: укрепление здоровья — 54%, приобретение навыков самозащиты — 32%, общение, приятное времяпровождение — 7%, другое — 7%. По окончании эксперимента спектр мотивов несколько расширился: укрепление здоровья — 51%, приобретение навыков самозащиты • 28%, общение, новые друзья — 8%, свобода и независимость — 6%, дальнейшая карьера — 5%, другое — 2%.4.Установлено наиболее оптимальное соотношение следующих видов подготовки при обучении: технико-тактическая подготовка — 45%, ОФП (включая СФП) — 39%, психологическая — бУо, методическая — 5%, рекреация — 3%, контрольно-педагогические испытания и участие в соревнованиях — 2% общего времени. С учетом исходных параметров и возрастно-половых особенностей, программа должна быть направлена на развитие ведущих физических качеств (координационные способности ;

45%, выносливость — 30%, скоростно-силовые способности — 25%).5.Внедрение экспериментальной программы обеспечило улучшение времени простой и сложной реакции, скоростно-силовых качеств. Щ) физической работоспособности, ловкости, гибкости, ЭГК, ЖЕЛ, ФЖЕЛ, показателей в пробах Штанге, Розенталя (в основном в пределах 7−16%), что свидетельствует о гармонизации физического развития и совершенствовании функциональных возможностей. За время проведения эксперимента данными анкетирования и врачебно-педагогического контроля не выявлено серьезных нарушений в становлении половой функции. В 6% случаев в экспериментальной группе отмечено влияние занятий ФК и спортом на обильность выделений, у девочек контрольной группы данная тенденция выявлена в 18% случаев.6.Доказана эффективность использованных упражнений борьбы самбо для снижения психоэмоционального напряжения: адекватное мироощущение имеют 27,3% девочек, занимающихся борьбой и 18,2% девочек контрольной группы, оптимальная работоспособность отмечена у 72,7%) против 36,4% (р<0,05), не испытывают отрицательных эмоций 90,9% и 67,0% соответственно. тЩ Практические рекомендации.

1. Апробированная экспериментальная программа по борьбе самбо для девочек пубертатного возраста, получившая внедрение в Д Ю С Ш «Юность» г. Тулы, обеспечивается предложенным нами соотношением основных видов подготовки (технико-тактической, физической, психологической и др.), учебным планом, распределенным в нем материалом по периодам учебного года и недельным циклам каждого периода. Разработаны критерии освоения теоретического материала, технико-тактических действий и основные ЙР показатели для контроля развития физических качеств. Данные материалы представлены в приложении 7−12.2.Создание в образовательных учреждениях системы обеспечения здоровья девочек-подростков может основываться на данной программе по борьбе самбо и должно осуществляться на основании результатов клинико психологического исследования, а также анализа дневной, недельной нагрузки и динамики функционального состояния.3. В предложенной программе на этапе начального обучения больше внимания следует уделять ОФП. Средства ОФП и СФП рекомендуется соотносить как 2:1 (67% и 33% соответственно), что позволит юным девочкам-борцам совершенствовать физическую подготовленность, работоспособность и функциональные возможности.4. Для повышения качества обучения в данном виде спорта необходимо использовать разнообразные упражнения СФП (страховка и самостраховка, выполнение заданий с партером, броски манекена, вставание на мост из стойки, перевороты и забегания на борцовском мосту и т. д.), которые расширяют «двигательный арсенал» занимающихся. На начальных этапах следует уделять большое внимание поддержанию и развитию качеств ловкости, гибкости, укреплению суставно-связочного аппарата, с последующим акцентированием внимания на развитие силы и выносливости. w 5. Для снижения психоэмоционального напряжения девочек-12−14 лет возможно применение упражнений борьбы самбо как в партере так и в стойке (выполнение приемов, борьба по заданию, учебно-тренировочные.

схватки), медитативных и релаксирующих упражнений, обеспечивающих не только ликвидацию психоэмоциональной и физической усталости, накопленного в различных формах утомления, но и ускорение восстановительных процессов организма.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.В. Становление функции эндокринной и кардиореспиратор-ной систем у спортсменок пубертатного возраста: Дис. … д-ра мед. наук / В. В. Абрамов. — СПб., 1992. — 347 с.
  2. , Г. С. Введение в практическую психологию / Г. С. Абрамова. — М.: Академия, 1996. — 207 с.
  3. , А.Н. Эффективность технико-тактических действий борцов на основе использования средств специальной подготовки (гибкости): Автореф. дис. … канд. пед. наук / А. Н. Абульханов. — М., 1991. — 25 с.
  4. , Н.А. Здоровье студентов / Н. А. Агаджанян. — М.: Изд-во РУДН, 1997.-199 с.
  5. , Н.А. Интегративная антропология и экология человека: области взаимодействия / Н. А. Агаджанян, Б. А. Никитюк, И. Н. Полунин. -Москва-Астрахань: Изд-во АГМИ им. А. В. Луначарского, 1995. — 180 с.
  6. , Н.А. Экопортрет и здоровье жителей средней полосы России / Н. А. Агаджанян, А. А. Желтиков, А. Е. Северин. — Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2000. — 309с.
  7. , В.В. Повышение эффективности тренировочного процесса спортсменок при занятиях таэквон-до в подготовительном периоде: Автореф. дис. … канд. пед. наук / В. В. Агеев. — М., 1999. — 27 с.
  8. Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии / Под ред. М. Н. Иващенко. — Минск.: Высшая школа, 1980. — 257 с.
  9. , А.Д. Психология развития школьника / А. Д. Алферов. — Ростов- на-Дону, 2000. -365с. Ю. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — Л.: ЛГУ, 1968.-336 с.
  10. , П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности / П. К. Анохин. — М.: Наука, 1979. — 13−100.
  11. З.Бабичев, В. Н. Половые гормоны, половая дифференцировка и половое поведение / В. Н. Бабичев, Т. В. Ельцева // Успехи современной биологии. -1984.-№ 3.-С. 431−439.
  12. , В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи / В. К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1996. — № 1. — 23−25.
  13. , В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В. К. Бальсевич. — М.: ФиС, 1988. — 207 с.
  14. , В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. -1995.-№ 4.-С. 2−7.
  15. , В.А. Содержание и направленность методики начальной подготовки дзюдоистов 12−14 лет: Автореф. дис. … канд. пед. наук / В. А. Бартулис. — Киев, 1987. — 22 с.
  16. , А. Вейнингер о поле и характере / А. Белый. -М., 1991. — 162 с.
  17. , И.А. Метафизика пола и любви / Н. А. Бердяев. — М., 1991. — 254.
  18. , Н.А. О назначении человека / Н. А. Бердяев. -М., 1993. — 382 с.
  19. , Н.А. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. — М., 1989. — 607 с.
  20. , В.Г. Некоторые особенности нарушения менструальной функции у юных спортсменок / В. Г. Бершадский // Проблемы совершенствования спортивной подготовки женщин: Сб. науч. работ. — Киев, 1977.-С. 57−61.
  21. , Д. Теоретические и методологические основы специализированной подготовки в единоборствах на этапе начальной специализации: Автореф. дис. … д-ра пед. наук / Д. Бойченко. — Минск, 1993.-46 с.
  22. Борьба самбо: Программа для ДЮСШ / Комитет по физ. культ, и спорту при Совмине СССР. — М., 1975. — 87 с.
  23. , X. Тесты в спортивной практике / X. Бубе, Г. Фек. — М.: ФиС, 1966. -238 с. iffb no ^ 35. Булгаков, Н. Свет невечерний / Н. Булгаков // Русский Эрос или философия любви в России. — М.: Прогресс, 1991. — 307−314.
  24. , В.М. Исследование возрастных изменений и моторики развития скоростно-силовых качеств в процессе онтогенеза: Автореф. дис. … канд. пед. наук / В. М. Быстрое. — М., 1973. — 28 с.
  25. , Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников / Я. С. Вайнбаум. — М.: Просвещение, 1991. — 64 с.
  26. , Э.Н. Валеология: Учебник / Э. Н. Вайнер. — М.: Изд-во «Наука», 2001.-413 с.
  27. , О. Пол и характер: принципиальное исследование / О. Вейнингер. — М., 1992. — 480 с.
  28. Воробьев, С В. Оптимизация физической подготовки школьников 4−6 классов на основе занятий борьбой самбо: Автореф. дис. … канд. пед. наук / СВ. Воробьев. — Краснодар, 1996. — 18 с.
  29. , А.И. Методика повышения надежности технических действий в спортивной борьбе: Автореф. дис. … канд. пед. наук / А. И. Воронов. — М., 1990.-24 с.
  30. , П.А. Эндокринология пола / П. А. Вундер. — М.: Наука, 1991. — 120с.
  31. , Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения: Сб. статей / Л. С Выготский. -М.-Л., 1935.— 135 с.
  32. , А.И. Особенности формирования у школьников потребности в занятиях физическими упражнениями / А. И. Высоцкий // Физическое воспитание учащейся молодежи. Проблемы, интересы, мотивы / Отв. ред. М. Я. Виленский. — М., 1986. — 142.
  33. , З.А. Женщины в изначально мужских видах спорта / З. А. Гасанова // Теория и практика физической культуры. — 1997. — № 7. — С 18−22.
  34. , Г. Пакет прикладных программ / Г. Григорьев, В. В. Левадовский, A.M. Перфилов. — СПб., 1992. — 104 с.
  35. , В.Н. Поединки на татами / В. Н. Грищенков, Е. Н. Кочурко. — Минск: Полымя, 1987. — 223 с.
  36. Гужаловский, А.А. .Физическая подготовка школьника / А. А. Гужаловский. — Челябинск, 1980. — 152 с. бО. Гужаловский, А. А. Развитие двигательных качеств у школьников / А. А. Гужаловский. — Мн.: Нар. асвета, 1978. — 88 с.
  37. , СИ. Новые виды физической активности женщин — веление времени / СИ. Гуськов, Е. И. Дегтярева // Теория и практика физической культуры. — 1998. -№ 2. — 56−58.
  38. Дзюдо: программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства / Сост. И. Д. Свищев, Р. С. Туманян. — М.: Роскомспорт СССР, 1977. — 117 с.
  39. Дзюдо: учебное пособие для спортивных школ и коллективов (рекомендовано для групп начальной подготовки V киу, желтый пояс) / Сост. ^ И. Д. Свищев, В. Э. Жердев. — М., 1999. — 30 с.
  40. Диагностика функциональной подготовленности и критерии оценки показателей адаптации юных спортсменов разного возраста и пола с учетом биологического созревания и уровня подготовленности: Метод, пособие / Под. ред. Ф. А. Иорданской. — М., 1993. — 112 с.
  41. , Л.П. Особенности индивидуально-типологических моторных профилей детей пре- и пубертатного периода онтогенеза / Л. П. Додонова // Дети и Олимпийское движение: Материалы симпозиума детской Сибириады — 93. — Новосибирск, 1993. — 32−34.
  42. , Т.Н. Проблемы конфликта в подростковом возрасте / Т.В. щ Драгунова // Вопросы психологии. — 1972. — № 2. — 25−38.
  43. Дроздовски, 3. Рассуждение о дальнейшем исследовании вопроса полового диморфизма в спорте / 3. Дроздовски // Теория и практика физической культуры. — 2000. — № 6. — 43−45.
  44. , Е.А. Эффективность уроков ФК игровой направленности в 6−7 классах средней школы: Автореф. дис. … канд. пед. наук / Е. А. Дубовой. — Краснодар, 1997. — 27 с.
  45. , И.В. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина. — М.: Просвещение, 1991. — 87−88.
  46. , И.А. Батюшка-канат, матушка-штанга: Атлетизм в женской борьбе / И. А. Емельянова // Спорт, жизнь России. — 1996. — № 12. — 32−33.
  47. Ерегина, С В. Моделирование тактических действий при проведении бросков и их освоение дзюдоистками 14−17 летнего возраста: Автореф. дис. … канд. пед. наук / С В. Ерегина. — М., 1998. — 30 с.
  48. , А.Л. Влияние упражнений с отягощениями на физическое развитие студенток / А. Л. Ермаков, Н. С Милосердова // Здоровье в XXI веке. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. -Тула. 2000. — С. 44−45.
  49. , В.А. Дифференцированное физическое воспитание / В. А. Ермаков. — Тула: Издательство Тулгоспедуниверситета, 1996. — 131 с.
  50. , А.А. Экологическое состояние и заболеваемость населения qpr Тульской области / А. А. Желтиков. — Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 1999. -92с .
  51. , Л.И. Интерес к ФК у школьников / Л. И. Игошина // Межвузовский сб. научн. тр. — Владимир: ВГПУ, 1994. — 17−21.
  52. , В.М. Спортивная борьба / В. М. Игуменов, Б. А. Подливаев. — М.: Просвещение, 1993. — 240 с.
  53. , В.М. Теоретико-методические основы системы многолетней тренировки борцов высшей квалификации и пути повышения эффективности их подготовки в институтах физической культуры: Дис. … док. пед наук / В. М. Игуменов. — М., 1992. — 71 с.
  54. , В.В. Повышение эффективности технической подготовки высококвалифицированных дзюдоисток с учетом требований соревновательной деятельности: Автореф. дис. … канд. пед. наук / В. В. Извеков. — М., 1992. — 24 с.
  55. , Е.П. Психология физического воспитания / Е. П. Ильин. — СПб.: Изд-во РГПУ, 2000. — 486 с.
  56. , Ф.А. Физическая культура и спорт в жизни российских женщин / Ф. А. Иорданская // Теория и практика физической культуры. -1998.-№ 9.-С.45−48. ^ 92. Исаев, Д. Н. Психогенетика пола у детей / Д. Н. Исаев, В. Е. Каган. — Л.: Медицина, 1986. — 114 с.
  57. Истягина-Елисеева, Е. А. Женская эмансипация как фактор международного физкультурно-спортивного движения 1860−1920 г. г. (исторический аспект) / Е.А. Истягина-Елисеева // Теория" и практика физической культуры. — 2000. — № 6. — 9−12.
  58. , В.П. Современные аспекты адаптации / В. П. Казначеев — Новосибирск, 1980. — 190 с.
  59. , И. Антропология с прагматической точки зрения / И. Кант. — М.,, 1966.-351с. s
  60. , К.К. Педагогические основы информационного воздействия на отношение школьников к физкультурно-спортивной деятельности: Дис. … докт. пед. наук / К. К. Кардялис. — М., 1991. — 402 с.
  61. , Н.А. Программированное обучение технико-тактическим действиям в спортивной борьбе: Автореф. дис. … канд. пед. наук / Н. А. Керимов. — М., 1990. — 24 с.
  62. , Ф.А. Теоретико-методические направления совершенствования содержания и структуры дисциплины спортивная борьба: Автореф. дис. … д-ра пед. наук / Ф. А. Керимов. — М., 1995. — 53 с.
  63. , В.И. Анатомо-физиологические особенности в подростковом возрасте: Учеб. пособие / В. И. Козловский, Г. П. Королев. — М.: ЦОЛИУВ, 1989.-23 с.
  64. , Е.И. Формирование мотивации к занятиям физкультурно- оздоровительной деятельностью у девочек 11−12 лет на уроках ФК: Дис. … канд. пед. наук / Е. И. Кокова. — М., 1997. — 53−119.
  65. , Д.В. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания / Д. В. Колесов, Н. В. Сельверова. — М.: Педагогика, 1978. — 224 с.
  66. Кон, И. С. Введение в сексологию / И. С. Кон. — М.: Медицина, 1988. — 320с.
  67. Кон, И. С. Психология юношеского возраста / И. С. Кон — М.: Просвещение, 1979. — 175 с.
  68. , О.В. Скоростно-силовая подготовка дзюдоисток высших разрядов: Автореф. дис. … канд. пед. наук / О. В. Коптев. — М., 1991. — 22с.
  69. , А.Н. Педагогические условия формирования психофизической подготовленности девочек 11−12 лет в урочной форме занятий (на примере мини-футбола): Автореф. дис. … канд. пед. наук / А. Н. Крайнов. — Тула, 1999. — 22 с.
  70. , А.Ф. Женщина и спорт / А. Ф. Крефф, М. Д. Каню. — М.: ФиС, 1986.-143 с.
  71. , М.Н. Физиология и патология периода полового созревания: Справочник по акушерству и гинекологии / М. Н. Кузнецова. -М.: Медицина, 1980. — 248.
  72. , Г. М. Врачебный контроль в физической культуре / Г. М. Куколевский. Справочник по акушерству и гинекологии. М.: Медицина, 1965.-312 с.
  73. , А.П. Познакомьтесь — дзюдо / А. П. Кулешов. — М.: Сов. Россия, 1963.-77 с.
  74. , P.А. Методика развития координации движений у детей, занимающихся борьбой самбо: Автореф. дис. … канд. пед. наук / Р. А. Лайшев.-М., 1997.-25 с.
  75. , А. Влияние регулярных занятий спортом на менструальную функцию девочек-спортсменок / А. Левенец // Теория и практика физической культуры. — 1980. — № И. — С. 35−36.
  76. , А. Влияние систематических занятий спортом на функцию половой системы у девочек-подростков / А. Левенец, В. К. Ярославский // Детская спортивная медицина / Под. ред. СБ. Тихвинского, СВ. Хрущева. — М.: Медицина, 1991.-С. 190−195.
  77. , А. Особенности становления функции половой системы у девочек — подростков, регулярно занимающихся спортом: Автореф. дис. … канд. мед. наук / А. Левенец. — Харьков, 1980. — 23 с.
  78. , А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. — М.: Изд- во МГУ, 1972.-575 с.
  79. , Н.М. Анатомия и физиология детского организма / Н. М. Леонтьева, К. В. Маринова. — М.: Просвещение, 1986. — 286 с.
  80. , П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Лесгафт. — М.: Педагогика, 1988.-С 128−264.
  81. , А.В. Последовательность обучения техническим действиям в женском дзюдо / А. В. Литманович // Становление и совершенствование тактико-технического мастерства в спортивной борьбе: Сб. научных трудов. — Омск, 1989. — 107−110.
  82. , Т.А. Об эффективности обучения гимнасток сложным упражнениям в различные дни менструального цикла / Т. А. Лоза // Проблемы совершенствования спортивной подготовки женщин. Сборник научных работ. — Киев, 1977. — 76 с.
  83. , Л.И. Теоретико-методологические и организационные основы формирования ФК студентов: Автореф. дис. … докт. пед. наук / Л. И. Лубышева. — М., 1992. — 20 с. W'
  84. , М. Цвет вашего характера / М. Люшер. — М.: «Рипол классик», «Вече», 1997.-240 с.
  85. Лях, В. И. Критерий оценки успеваемости учащихся и эффективности деятельности учителей физической культуры: Метод, рекомендации / В. И. Лях, Г. Б. Мейксон, Л. Б. Кофман. — М., 1992. — 21 с.
  86. , М.А. Биомеханические особенности техники бега подростков / М. А. Максимов, В. П. Аксенов // Дети и олимпийское движение: Материалы симпозиума детской Сибириады — 93. — Новосибирск, 1993. — 56−57.
  87. Малиновский, С В. Алгоритмизация учебно-тренировочного процесса в системе многолетней подготовки дзюдоиста / С В. Малиновский, В. Г. Пашинцев // Здоровье в XXI веке: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Тула, 2000. — С 76−78.
  88. , В.Г. Обоснование программы тестов для контроля за подготовкой квалифицированных дзюдоисток / В. Г. Манолаки // Медико-педагогические аспекты подготовки юных спортсменов: Сб. научных трудов. -Смоленск, 1989.-С. 108−110.
  89. , В.Г. Оптимизация воздействия силовых и скоростно- силовых нагрузок в процессе многолетней тренировки дзюдоисток: Автореф. 0 дис. … док. пед. наук / В. Г. Манолаки. — СПб., 1993. — 50 с.
  90. , В.Г. Педагогический контроль за уровнем подготовленности квалифицированных дзюдоисток на этапе спортивного совершенствования: Автореф. дис. … канд. пед. наук / В. Г. Манолаки. — Л., 1990.-24 с.
  91. , Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии / Э. Г. Мартиросов. — М.: ФиС, 1982. — 190 с.
  92. , А.Х. Очерки интегральной диагностики / А. Х. Мельников. -Тула, 1997.-177 с.
  93. , Н.Ю. Эволюция женской олимпийской программы / Н. Ю. Мельникова // Теория и практика физической культуры. — 1999. — № 6. — 33−36.
  94. Методика физического воспитания школьников / Под ред. Г. Б. Мейксона и Л. Е. Любомирского. — М.: Просвещение, 1989. — 143 с.
  95. Методические рекомендации для самостоятельных занятий студентов 030 и дневного отделения по спортивной медицине / Сост.: Л. Л. Артамонова, О. П. Панфилов, Е. В. Белых / Под ред. О. П. Панфилова. — Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 1999. — 50 с.
  96. , Е.Г. Оздоровительная тренировка: от теории к практике / Е. Г. Мильнер // Теория и практика физической культуры. — 1991. — № 4. — 54−59.
  97. Морфология человека: Учеб. пособие / Под. ред. Б. А. Никитюка, В. П. Чтецова. — М.: Изд-во МГУ, 1983. — 320 с. 'Ш 141. Назаров, В. Н. Философия в вопросах и ответах / В. Н. Назаров. — Тула, 1997.-209 с.
  98. , М.А. Контроль на половую принадлежность в спорте: современные проблемы и перспективы / М. А. Налбандян // Теория и практика физической культуры. — 1988. — № 9. — 14−16.
  99. Настольная книга учителя физической культуры / Автор-составитель Г. И. Погодаев // Под ред. проф. Л. Б. Кофмана. — М.: ФиС, 1988. — 496 с.
  100. , Н. Технико-тактическая подготовка начинающих борцов на основе целенаправленного развития ловкости: Автореф. дис. … канд. пед. щ. наук / Н. Никитин.- Л., 1990. — 24 с. ф
  101. , Б.А. Конституция человека / Б. А. Никитюк. — М.: Наука, 1991.-156 с.
  102. , Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник / Л. Ф. Обухова. — М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 374 с.
  103. , И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных / И. П. Павлов // Поли. собр. сочинений. — М. -Л. :Изд-воАНСССР, 1951.-Т.З. Кн. 1. -С. 124−136.
  104. , О.П. Влияние нетрадиционных форм двигательной активности на физическое состояние младших школьников / О. П. Панфилов, В. Н. Ямников // Дети и олимпийское движение: Материалы симпозиума детской Сибириады — 93. — Новосибирск, 1993. — 64−65.
  105. , И.С. Морфофункциональные особенности организма и развитие двигательных качеств у детей в пре- и пубертатном онтогенезе / И. С. Пащенко // Теория и практика физической культуры. — 1994. — № 7. — 17−21.
  106. , Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. — М.: Междунар. педаг. академия, 1994. — 670 с.
  107. , В.М. Особенности построения мезоцикла при тренировке женщин / В. М. Платонов // Теория спорта / Под. ред. В. М. Платонова. — Киев: Вища школа, 1987. — 275−276.
  108. , А.Р. О необходимости учета сроков овуляции в тренировочном цикле спортсменок / А. Р. Радзиевский, Н. В. Свечникова, К. Г. Беляева // Проблемы совершенствования спортивной подготовки женш-ин. Сборник научных работ. — 1Сиев, 1977. — 46−51.
  109. , А.Р. Физиологическое обоснование управления спортивной тренировкой женщин с учетом фаз менструального цикла / А. Р. Радзиевский, Л. Г. Шахлина, З. Р. Яценко // Теория и практика физической культуры. — 1990. — № 6. — 47−50.
  110. , П.Ф. Биологическая статистика / П. Ф. Рокицкий. — Минск: Высшая школа, 1973. — 3 1 5 с .
  111. , Л. Проблемы общей психологии / Л. Рубинштейн. — М.: Педагогика, 1976. — 416 с. Щ: 169. Рудик, П. А. Психология / П. А. Рудик. — М.: ФиС, 1976. — 239 с.
  112. , В.М. / Пол и темперамент / В. М. Русалов // Психологический журнал. — 1993. — № 6. — 55−64.
  113. , Г. П. Физическое развитие школьников / Г. П. Сальникова. — М.: Просвещение, 1968. — 21−71.
  114. Самбо для женщин / Под ред. А. С. Астахова. — М., 1991. — 273 с.
  115. , А.В. Восточные единоборства в системе ФВ детей школьного возраста (на примере каратэ): Автореф. дис. … канд. пед. наук / А. В. Сафошин. — М., 1999. — 17 с.
  116. , B.C. Специальные упражнения страховки и самостраховки как средство профилактики травматизма при изучении и совершенствовании приемов борьбы самбо: Автореф. дис. … канд. пед. наук. / B.C. Седлов. — М., 1991.-24 с.
  117. Сексопатология / Под ред. Г. С. Васильченко. — М.: Медицина, 1990. — ф: 574 с.
  118. , Л.А. Структурно-функциональные особенности эндокринной системы / Л. А. Семенова, В. И. Чемоданов // Физиология подростка. — М., 1988. — 53−71.
  119. , И.М. Физиология нервной системы / И. М. Сеченов // Избранные произведения. — М. , 1952.-Т. 1. -С. 142−156.
  120. , Ю.И. Спортивная метрология: Учеб. для студ. пед. вузов / Ю. И. Смирнов, М. М. Полевщиков. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.-232 с.
  121. , Т.С. О проблемах женского спорта / Т. С. Соболева // Теория и практика физической культуры.- 1999. — № 6. — 56−63.
  122. , Т.С. Психосексуальное развитие девочек на фоне занятий спортом / т. е. Соболева // Вестник спортивной медицины России. — 1995. — № 3−4 (10−11).-С. 83−84.
  123. , Т.С. Формирование полозависимых характеристик у девочек на фоне занятий спортом: Дис. … докт. пед. наук / Т. С. Соболева. — СПб., 1997.-315 с.
  124. , Л.Н. Методы психологической диагностики / Л. Н. Собчик. — Вып. 2. — м. , 1990.-87 с.
  125. , Л.Н. МЦВ — метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера: Практ. руководство / Л. Н. Собчик. — СПб.: Изд-во «Речь», 2001. — 112 с. fg 189. Соловьев, B.C. Смысл любви/B.C. Соловьев.-М., 1991. -С. 146.
  126. , В.В. Влияние значительных физических нагрузок на репродуктивную функцию женщин-спортсменок: Автореф. … канд. биол. наук / В. В. Сологуб. — Харьков, 1989. — 20 с.
  127. Соха, Половой диморфизм в теории и практике современного спорта / Соха, Т. Соха // Теория и практика физической культуры. — 1999. — № 6. — * с. 4−7.
  128. Спортивная физиология / Под ред. ЯМ. Коца. — М.: ФиС, 1986. — 240 с. т т. культуры / В. И. Столяров // Вопросы философии. — 1988. — № 4. — 78−91.
  129. Сто уроков борьбы самбо / Под общ. ред. Е. М. Чумакова. — М.: ФиС, 1988.-304 с.
  130. , А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А. Г. Сухарев. — М.: Медицина, 1991.-272 с.
  131. , Ю.М. Оптимизация базовой технико-тактической подготовки дзюдоистов: Автореф. дис. … канд. пед. наук / Ю. М. Схаляко. — Краснодар, 1995.-24 с.
  132. , Б.И. Корреляция показателей физической подготовленности спортсменок, занимающихся вольной борьбой / Б. И. Тараканов // Физическая культура, спорт и здоровье нации: Матер, междунар. конгр. — СПб: СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1996. — 72.
  133. , Б.И. Педагогические аспекты подготовки женщин, занимающихся спортивной борьбой / Б. И. Тараканов // Теория и практика физической культуры. — 1999. — № 6. — С. 12−15.
  134. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б. А. Ашмарина. — М.: Просвещение, 1990. — 287 с.
  135. , СМ. Методика обучения технико-тактическим действиям юных борцов — самбистов на этапе начальной подготовки с использованием специализированных игровых комплексов: Автореф. дис. … канд. пед. наук / СМ. Толмачев. — Омск, 1992. — 19 с.
  136. , Г. С. Методы и формы организации тренировки борцов: Метод, разработка / Г. С Туманян. — М.: ГЦОЛИФК, 1983. — 20 с.
  137. , И.М. Зигзаги ловкости / И. М. Туревский, В. П. Филин, Л. Б. Кофман. — Тула: Приокское кн. изд-во, 1992. — 208 с.
  138. , И.М. Структура психофизической подготовленности учащейся молодежи / И. М. Туревский. — Тула, 1993. — 149 с.
  139. , Д.А. Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков / Д. А. Фарбер // Тез. IV Всесоюз. конф.: Физиология развития человека. — М., 1990. — 325 с.
  140. , B.C. Двигательные способности / B.C. Фарфель // Теория и практика физической культуры. — 1977. — № 12. — 27−30.
  141. , B.C. Развитие движений у детей школьного возраста / B.C. Фарфель. — М., Изд. АПН РСФСР, 1959. — 230 с.
  142. , Л.П. Научно-методические основы женского спорта: Учебн. пособие / Л. П. Федоров. — Л.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1987. — 54 с.
  143. , Л.П. Психомоторные и возрастные особенности скоростно- силовой подготовки в женском спорте / Л. П. Федоров // Научные т исследования и разработки в спорте: Научно-информ. издание. — СПб.: АО «Игослав», 1994. — № 2. — Вып. 2. — 5−8.
  144. , Л.П. Теоретико-методологические основы женского спорта / Л. П. Федоров. — СПб.: СПб ГТУ, 1995. — 17 с.
  145. , Л. Эвдемонизм / Л. Фейербах. — М., 1955. — 617.
  146. , Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д. И. Фельдштейн. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. -С. 49−215.
  147. , Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Д. И. Фельдштейн // НИИ общей и пед. психологии АПН СССР. — М.: Педагогика, 1989.-208 с.
  148. Физиология подростка / Под ред. Д. А. Фарбер. — М.: Педагогика, 1988. — 2 0 8 с.
  149. , В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов / В. П. Филин. — М.: ФиС, 1974. — 232 с.
  150. , В.П. Основы юношеского спорта/В.П. Филин. — М.: ФиС, 1980 -255 с.
  151. , В.И. Некоторые теоретические предпосылки к исследованию ловкости как двигательного качества / В. И. Филиппович // Теория и практика физической культуры. — 1973. — № 2. — 58−62.
  152. , Н.А. Основы возрастной физиологии спорта / Н. А. Фомин. — Челябинск, 1973. — 152 с.
  153. , Н.А. Физиология человека / Н. А. Фомин. — М.: Просвещение, 1992.-351 с.
  154. Фрейд, 3. По ту сторону принципа удовольствия / 3. Фрейд. — М., 1989. — С. 414.
  155. Фрейд, 3. Я и Оно / 3. Фрейд. — М., 1989. — 433.
  156. , Э. Искусство любить / Э. Фромм. — М., 1990. — 52. ' # (ф 228. Хадарцев, А. А. Возможности управляющих воздействий на организм человека в условиях адаптации к факторам внешней среды / А. А. Хадарцев. -Тула: ТулГУ, НИИ НМТ, 1999. — 208 с.
  157. , А.А. Борьба самбо / А. А. Харлампиев. — М.: ФиС, 1959. — 312 с.
  158. Хрипкова, А. Г Возрастная физиология и школьная гигиена.: Пособие для ст-тов пед. ин-тов / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фабер. — М.: т Просвещение, 1990. — 319 с.
  159. , А.Г. Возрастная физиология / А. Г. Хрипкова. — М.: Просвещение, 1978. — 287 с.
  160. , А.Г. Девочка — подросток — девушка / А. Г. Хрипкова, Д. В. Колесов. — Омск: Омское кн. из-во, 1985. — 159 с.
  161. Хрущев, С В. Новый взгляд на старые проблемы женского спорта / С В. Хрущев, Т .е. Соболева // Теория и практика физической культуры. — 1996. -№ 2. — 56−57.
  162. , А.В. Врачебный контроль в физическом воспитании и спорте / А. В. Чоговадзе, М. М. Круглый. — М.: Медицина, 1977. — 176 с.
  163. , Ю.Н. Физиология человека / Ю. Н. Чусов. — М.: Просвещение, 1981.-240с. #- 240. Шахлина, Л. Г. Проблемы полового диморфизма в спорте высших достижений / Л. Г. Шахлина // Теория и практика физической культуры. -1999. — № 6. — С. 51−55.
  164. , В.В. Совершенствование специальной выносливости борцов / В. В. Шиян. — М.: ФОН, 1997. — 166 с.
  165. , Г. П. Особенности организации и методики физической подготовки школьников 11−13 лет с учетом соматической зрелости: Автореф. дис. … канд. пед. наук / Г. П. Шиянов. — Краснодар, 1998. — 24 с.
  166. , И.П. Индивидуальный стиль соревновательной деятельности Ш дзюдоисток в связи с их личностными особенностями / И. П. Шлее. — СПб., 1994.-27 с.
  167. , А. Метафизика половой любви / А. Шопенгауэр. Избранные произведения. — М., 1992. — 371−412.
  168. , А.В. Совершенствование технико-тактического мастерства и формирование спортивно важных психических качеств квалифицированных дзюдоисток: Метод, реком. / А. В. Яковлев, Ю. Н. Герасимов, А. С. Корнеев и др. — Л.: Спорткомитет, 1988. — 53 с.
  169. , А.В. Особенности методики подготовки дзюдоисток: Метод, реком. / А. В. Яковлев, Ю. А. Зайцев, В. А. Геселевич. — М.: Роскомспорт СССР, 1985.-34 с.
  170. Duncan, S.A. Gonadal regulation of pituitary qonadotropin — releasing hormone receptors during sexual maturation / S. A Duncan., A.C. Dalkin, A. Barkan // Endocrinoloqy. — 1983. -Vo l. 113, № 16. — P. 2230−2246.
  171. Grew, F.A.E. Puberty and maturity. Proc. Sec. intern / F.A.E. Grew // Congr. Sex Res London: Oliver and Boyd, 3−9, 1931. — P. 64−67.
  172. Klar, G. Lucher- test / G. Klar. — Bern — Stuttgart, 1974. — P. 299.
  173. Lemarchand-Berand, Th. Maturation on the hypothalamo-pituitary ovarian axis in adolescent girls / Th. Lemarchand-Berand, M.M. Zufferey, M. Raymound // J. clin. Endocrinol. — 1982. — Vol. 54, № 2. — P. 241−246.
  174. Marshall, F. H. A. Physiology of Reproduction, 2 nd, ed / F. H. A. Marshall. — London, 1922. — P. 203−210.
  175. Scherrer, J. Physiologic du travail (ergonomic) / J. Scherrer. — Paris, 1967. — 495 p.
  176. Schunke, H. Untersuchungen liber die Entwieklung der sprungkraft und 1. ewandheit, sowie deren Abhangikeit von Alter und von der КбфегтегкЬа1еп / H. Schunke, H. Peters // Theorie und Praxis der Kбфerkultur. — 1962. — № 8. — P. '#>, 16−21.
  177. Tanner, J. M. Foetus into man / J. M. Tanner — London, 1978. — 106 p.
  178. Theorie und Praxis der Korperkultur, 1980. — № 2. — P. 111.
  179. Zikmund, V. Koncepcia Zdravia a prevencia chorb / V. Zikmund // Cs. huqiena. — 1989. — S. 34, 36. — P. 338−343.
Заполнить форму текущей работой