Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационно-методические аспекты деятельности профессионального баскетбольного клуба: На примере ПБК «ЦСКА» г. Москва

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность. Современное спортивное движение в мире имеет два главных направления: массовый, общедоступный спорт (спорт для всех) и спорт высших достижений для избранных. При этом спорт высших достижений может быть разделен на: а) полупрофессиональный или любительский спорт (другого термина пока не предложено), куда следует отнести спортсменов школьников, студентов и условно «военнослужащих… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Характеристика профессионального спорта и его организации в современном мире (аналитический обзор)
    • 1. 1. Ретроспективный анализ развития профессионального спорта в мире
    • 1. 2. Особенности развития профессионального спорта в России
    • 1. 3. Спортивные клубы в Российской федерации как основной компонент физкультурно-спортивного движения и профессионального спорта
    • 1. 4. Современный баскетбол как объект профессионального спорта

Организационно-методические аспекты деятельности профессионального баскетбольного клуба: На примере ПБК «ЦСКА» г. Москва (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Современное спортивное движение в мире имеет два главных направления: массовый, общедоступный спорт (спорт для всех) и спорт высших достижений для избранных. При этом спорт высших достижений может быть разделен на: а) полупрофессиональный или любительский спорт (другого термина пока не предложено), куда следует отнести спортсменов школьников, студентов и условно «военнослужащих», которые добились высоких спортивных достижений и получают вознаграждения только за затраченное на спорт время, без соответствующих социально-правовых гарантий, устанавливаемых профессионаламб) профессиональный спорт, который представляет собой предпринимательскую деятельность, целью которой является удовлетворение интересов спортсменов, избравших спорт своей профессией, спортивных организаций, за которые они выступают, зрителей, а также достижение высокого спортивного мастерства (62,70,108).

В свою очередь спортсмены-профессионалы могут быть разделены: а) на спортсменов, строящих свою подготовку с акцентом на успешное участие в Олимпийских Играх, Чемпионатах Мира и континентовб) профессионалов, строящих свою подготовку преимущественно для участия только в коммерческих соревнованиях и соревнованиях профессиональных лиг или ассоциаций, главной особенностью которых является много-этапность их проведения (74).

Профессиональный спорт возник в Европе еще в XIX веке и, постепенно развиваясь, занял значительное место в спортивном движении современности, т.к. стал участником Олимпийских Игр.

В СССР и социалистических странах профессиональный спорт, в том виде в котором он существует в мире и по настоящее время, имел отрицательную оценку (80,81).

Однако, спорт высших достижений в СССР, в том числе и ведущие клубы в игровых видах, всегда получали значительную материальную поддержку, законность которой определялась закрытыми постановлениями ЦК КПСС и СМ СССР. Это получило название «государственного профессионализма». По такому же пути шли и другие дружественные нам социалистические страны.

В новых экономических и политических условиях развития РФ переход большинства отраслей народного хозяйства от командной административной модели управления к рыночной затронул и спорт высших достижений. Однако переход к профессиональному спорту, который существовал на «Западе» проходит в большинстве игровых видов спорта, в том числе и в баскетболе как в условиях рыночной экономики, так и с помощью продолжающейся административной значительной бюджетной поддержки клубов и спортсменов.

Модель деятельности клубов без серьезной поддержки спонсоров и акционеров не может долго существовать, т.к. профессиональный спорт требует значительных материальных затрат на развитие инфраструктуры клубов, покупку игроков-лидеров, содержание основного и резервного составов и детской спортивной школы, позволяющих команде выступать на самом высоком уровне и тем самым приносить доходы необходимые клубу, что способствует дальнейшему повышению успехов его команд.

Однако решение этих двух задач — повышения спортивного мастерства и умения зарабатывать деньги для успешного функционирования клуба требует новых подходов в организации работы профессионального клуба, изменения его структуры, системы подготовки команды и ближайшего резерва.

В мире существует ряд моделей организации профессионального баскетбола: американская, европейская, смешанная. Баскетбольные клубы США, входящие в НБА, не зависят от национальных федераций и их мало заботят успехи национальной команды страны на Олимпийских Играх и Чемпионатах Мира. Европейская система, в том числе и в России, тесно связана в своем функционировании с национальной федерацией баскетбола, а ведущие клубы являются основным поставщиком игроков в сборные команды страны для участия в Чемпионатах Европы, Чемпионатах Мира и Олимпийских Играх (33,128). Это должно учитываться руководством профессионального клуба при определении календаря соревнований, системы тренировки и других факторов, повышающих их эффективность.

В настоящее время проблемам профессионализации спорта высших достижений в России посвящен ряд исследований (29, 31, 77, 86, 95, 103, 112, 121), однако до настоящего времени не внесена ясность в понятие спортсмен-профессионал, отвечающее современным требованиям, социальному и юридическому статусу определенной профессии. Спортсмены высокой квалификации, которых отечественная пресса называет профессионалами, далеко не всегда соответствуют этим требованиям, т.к. в ряде видов спорта не существует лицензирования, определенной трансферной политики и др. Наиболее близко подошли, но еще не полностью соответствуют юридическим и социальным требованиям отдельные игровые, в том числе и баскетбольные клубы.

В последние годы отечественный профессиональный спорт высших достижений так и не стал объектом глубоких разносторонних исследований. Из нескольких десятков выполненных диссертаций по специальности 130 004 за последнее десятилетие этому вопросу посвящены только единицы. Это связано с тем, что имеются сложности с поиском информации, закрытой завесой «коммерческой тайны».

В связи с вышеизложенным проблемную ситуацию можно охарактеризовать следующим образом.

Несмотря на то, что профессиональный спорт и его структурные единицы — профессиональные спортивные клубы, преимущественно в игровых видах спорта, постепенно занимают ведущие позиции в спорте высших достижений и в немалой степени обеспечивают успехи отечественных спортсменов на крупнейших международных соревнованиях, в том числе и на Олимпийских Играх (29 комплектов медалей), научное обоснование и разработка перспектив дальнейшего развития профессиональных спортивных (игровых) клубов не соответствует той роли, которую они занимают в развитии спорта высших достижений в новых социально-экономических условиях РФ. Поэтому тема выбранного исследования достаточно актуальна.

Учитывая вышесказанное, в работе была поставлена следующая цель: совершенствование организационно-методических основ функционирования профессиональных баскетбольных клубов, обеспечивающих необходимую подготовку и высокий уровень соревновательной деятельности профессиональной команды (на примере ПБК «ЦСКА» г. Москва).

Гипотеза. Успешное решение высоких спортивных задач, стоящих перед профессиональным баскетбольным клубом, входящим в суперлигу «А» РФБ может быть обеспечено выбором принципиально новой, более эффективной модели его организации и экономической деятельности, соответствующих современным социальным, демографическим, юридическим и другим условиям Российской Федерации баскетбола.

Объект исследования. Система профессионального баскетбола в суперлиге Российской федерации.

Предмет исследования. Структура, организация и содержание работы профессионального баскетбольного клуба, обеспечивающие повышение спортивного мастерства команды и эффективную экономическую деятельность.

Научная новизна.

1. В работе впервые обоснованы и разработаны положения о внедрении структурно-функционального подхода в управление спортивной и экономической деятельностью профессиональных баскетбольных клубов России.

2. Разработаны взаимосвязи между спортивными, экономическими и административными подразделениями профессионального баскетбольного клуба, направленные на повышение мастерства и спортивных результатов главной команды.

3. Обоснованы принципиальные различия между производственной деятельностью и ее обеспечением в спортивно-профессиональных и спортивно-оздоровительных клубах.

4. Разработаны принципиальные подходы к тактике комплектования профессиональной команды клуба на ближайшие годы, для повышения её бренда и на перспективу, связанную с подготовкой резерва из отечественных талантливых молодых игроков. 5. Намечены основные пути повышения экономической эффективности деятельности профессиональных баскетбольных клубов за счет привлечения новых спонсоров и оптимизации коммерческой деятельности клуба.

Практическая значимость.

1. Разработанная на основе структурно-функционального подхода организация ПБК «ЦСКА» будет способствовать дальнейшему совершенствованию деятельности профессиональных клубов России, входящих в суперлиги «А» и «Б» Российской федерации баскетбола, привлечению новых спонсоров для периферийных клубов и их самоокупаемости.

2. Намечены и частично осуществлены на примере ПБК «ЦСКА» взаимосвязи и принципиальные различия между подготовкой основной команды клуба и его резервными составами.

3. Все разработанные мероприятия по совершенствованию организационно-управленческого механизма и административной деятельности клуба реализованы в подготовке ПБК «ЦСКА», который непрерывно на протяжении трех лет повышал свои спортивные достижения, стал 3-х кратным Чемпионом России и одним из лучших баскетбольных клубов Европы. Теоретическая значимость.

Учитывая, что в общей теории менеджмента в спортивных организациях России основные научные разработки сделаны для любительских клубов, настоящее исследование дополняет общую концепцию управления новыми положениями теории управления профессиональными спортивными клубами высших достижений и особенно их спортивной и экономической деятельностью. Положения, выносимые на защиту.

1. Приоритетные направления профессиональной и экономической деятельности профессиональных спортивных клубов и их отличия от любительских спортивных клубов.

2. Организационная структура и стратегия спортивно-соревновательной деятельности профессионального баскетбольного клуба в условиях России.

3. Наиболее эффективные инновации в организационной и экономической деятельности клуба и пути сокращения дефицита между его расходами и доходами.

4. Пути повышения системы подготовки основной и резервной команд клуба за счет подбора, расстановки и повышения квалификации кадров в клубе.

5. Пути повышения эффективности деятельности клуба и социально-правового статуса профессиональных спортсменов в ближайших годичных макроциклах и на перспективу.

Выводы.

1. На современном этапе развития спортивных игр в России профессионализация является надежным и эффективным фактором повышения спортивного мастерства команд. Реализация задач, стоящих перед профессиональным баскетболом, наиболее эффективно решается через создание и функционирование профессиональных спортивных клубов, совершенствования их организационной, спортивной и экономической деятельности. При этом повышение мастерства команды и отдельных игроков обеспечивают тренеры, спортсмены, врачи, массажисты и научные работники. Успешную экономическую деятельность клуба, социальную защиту спортсменов обеспечивают его менеджеры высшего и среднего звена управления, учредители, спонсоры, государственные и общественные организации, финансирующие клуб.

Спортивная профессиональная деятельность имеет ряд специфических признаков: научно-обоснованную систему многолетней подготовки, четкий календарь и регламент соревнований, строгие критерии и способы оценки достижений команды и мастерства игроков, максимальную или околомаксимальную физическую и психическую напряженность, бескомпромиссное неантагонистическое соперничество, при котором технические и тактические ошибки в процессе состязания приводят к снижению спортивных результатов, доходов клуба и игроков. Эти признаки отличают современный профессиональный баскетбол от шоу-бизнеса.

В тоже время ряд околоспортивных мероприятий перед началом, в перерывах, после окончания матчей и частично в процессе состязания являются составляющими шоу-бизнеса, однако они почти не влияют на результат соперничества, но позволяют удовлетворять потребности зрителей, решать отдельные проблемы экономической деятельности клуба.

2. Разработанная для эффективного решения задач ПБК «ЦСКА» пирамидальная структура управления представляет собой систему, в которой совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование, получила новые свойства и разнообразные формы взаимосвязи и соподчинен-ности:

— учредители — менеджмент клуба;

— менеджмент клуба — персонал клуба;

— менеджмент — тренеры;

— тренер — игровая команда;

— тренер — спортсмен.

Содержание управленческой деятельности профессионального баскетбольного клуба включает: формирование заказа на успешную спортивную деятельность команды;

— определение целей и структурирование подразделений клуба, включая формирование программы их действий;

— формирование бюджета клуба, обеспечивающего достижение поставленных целей;

— организацию исполнения и контроля за ходом продвижения к цели;

— создание условий для эффективной тренировки и участия в турнирах команды;

— создание условий для эффективной работы сотрудников клуба;

— анализ полученных результатов с учетом изменений внешних и внутренних факторов.

3. Спортивная деятельность профессиональных баскетбольных клубов России, в том числе и «ЦСКА», направлена на: успешное выступление в Чемпионате и Кубке России, в европейских клубных турнирах, подготовку резервов для клуба и подготовку кандидатов в сборные команды страны (основную, юниорскую, юношескую). Эти задачи решаются за счет совершенствования организационной структуры клуба, укрепления составов основных команд высококвалифицированными зарубежными игроками — легионерами, а на перспективу за счет привлечения на контрактной основе молодых перспективных спортсменов из российских регионов в молодежные команды. Такой подход позволил ПБК «ЦСКА» более эффективно решать задачи успешного выступления в главных турнирах и готовить достойную смену дорогостоящим игрокамлегионерам. В 2004;2005 г. г. в клубе подготовлены 9 молодых игроков в сборные команды России юниоров и юношей и 5 игроков в национальную сборную команду.

4. Деятельность профессионального баскетбольного клуба требует значительных материальных затрат на развитие инфраструктуры клуба, покупку игроков-лидеров, содержание основного и резервного составов команды, выплату высоких гонораров, широкое использование достижений науки и медицины для роста спортивных результатов. Поэтому финансирование клуба осуществляется согласно принципам «спортивного рынка» за счет спонсорских субсидий, продажи билетов и атрибутики, рекламных услуг, раскрутки бренда. Спонсорское финансирование «ЦСКА» постепенно уменьшается, а доходы и самоокупаемость в деятельности клуба возрастают.

5. Эффективность инноваций ПБК «ЦСКА», направленных на создание условий для достижения командой высоких спортивных результатов, подтверждается показателями ее соревновательной деятельности на российском и европейском уровне. Начиная с годичного цикла 2002;2003 годов, когда в «ЦСКА» произошла реорганизация и к работе приступил новый менеджмент, и по настоящее время клуб, как в регулярном Чемпионате России, так и в «плэй-офф» занимает только первые места, увеличилось количество побед, снизилось число поражений, повысилась эффективность игровых показателей. В турнире Евролиги УЛЕБ «ЦСКА» последние 3 года входит в четверку сильнейших клубов Европы.

6. Изучение и обобщение деятельности профессиональных баскетбольных клубов России, выступающих в суперлиге «А» РФБ, показало, что экономическая деятельность профессиональных баскетбольных клубов в настоящее время почти не регламентирована. Это связано с недостаточной законодательной базой профессионального спорта, определяющей правовой и социальный статус спортсменов-профессионалов. Финансовое положение ПБК, входящих в суперлигу «А» значительно различается. Часть клубов полностью зависит от поступлений бюджетных территориальных и ведомственных образований, другая часть от смешанного финансирования бюджетными и коммерческими организациями и меньшинство клубов только от коммерческих корпораций и частных лиц. Поэтому общие годовые бюджеты и их статьи имеют значительные различия по всем показателям: заработной платы игроков и тренеров (от 40% до 60% бюджета клуба), покупки легионеров (от 4% до 14%), премиального фонда, содержания резервных команд (от 2% до 8%), страховки игроков (от 0,4% до 8%), штатов административно-управленческого персонала (от 10 до 37 чел), спортсменов (от 14 до 85 чел), тренеров (от 1 до 18 чел), медицинского и научного персонала (от 1 до 10 чел) и др.

7. Профессиональные баскетбольные клубы решают следующие приоритетные экономические задачи, выявленные с необходимой согласованностью и достоверностью (р < 0,05) в ходе экспертного опроса менеджеров высшего звена управления клубами: увеличение общего бюджета, продажа атрибутики и бренда, повышение эффективности хозяйственной деятельности, привлечение бюджетных средств, продажи билетов, повышения доходов от участия в европейских турнирах и коммерческих играх, привлечение надежных спонсоров. Успешное решение этих задач прямо влияет на дальнейший прогресс мастерства профессиональных команд.

8. Существующая инфраструктура большинства ПБК не соответствует требованиям качественного проведения соревновательного и тренировочного процессов, а также решения отдельных экономических проблем (продажа билетов, сдача в аренду и др.). Клубы, входящие в суперлигу «А» РФБ, не имеют своих дворцов спорта и спортивных залов для проведения календарных соревнований и используют спортивные сооружения, находящиеся в ведомственной или муниципальной собственности. Количество зрительских мест в большинстве дворцов спорта недостаточно и у клубов нет загородных тренировочных баз. Участие учредителей и территориальных администраций в решении этих проблем повысит эффективность спортивной и экономической деятельности клубов.

9. Уровень развития современного баскетбола в мире связан с высоким качеством научно-методического и медико-биологического обеспечения подготовки. Экспертиза с необходимой достоверностью и согласованностью (р < 0,05) показала, что большинство клубов (кроме «ЦСКА») не имеют документов стратегического планирования — концепции подготовки на длительный период, а Целевые комплексные программы составляются лишь на 1−3 года. Финансовые планы клубов рассчитаны также только на 1−3 года. Отсутствие документов стратегического управления является признаком недостаточного использования теоретических и методических положений науки об управлении. Такое неудовлетворительное положение зависит от ряда факторов: уровня квалификации научных кадров, финансирования научных разработок, объема получаемой информации по спортивно-педагогическим и медико-биологическим проблемам спорта, наличия научного оборудования, приборов, повышения квалификации тренеров и другого обслуживающего команду персонала. Основной формой повышения квалификации в клубах являются семинары Российской федерации баскетбола. Отдельные клубы посылают специалистов на международные семинары, факультеты повышения квалификации и очень редко на стажировку в команды NBA. Совместное решение проблем повышения квалификации тренеров, врачей, менеджеров силами профессиональных баскетбольных клубов РФБ будет способствовать повышению качества спортивной и экономической деятельности клубов.

10. Мужской баскетбол в суверенной России потерял свои передовые позиции на международной арене и на Олимпийских Играх (1996, 2000, 2004 г. г.). Экспертный опрос руководителей клубов позволил выявить причины такого положения. Первый ранг получил фактор недостаточного финансирования развития массового баскетбола в регионах, второй ранг — недостаточное количество спортивных сооружений, в том числе и зрелищных, третий ранг — недостатки в деятельности профессиональных спортивных клубов и их финансирования, четвертый — отставание в теории и методике подготовки в игровых видах спорта и только на пятом месте оказалось снижение числа занимающихся баскетболом в стране. Коэффициент конкордации экспертов был достоверным (р < 0,001).

11. Развитие баскетбола в стране и уровень мастерства игроков связаны с социально-правовым статусом клубов и спортсменов, определяемым рамками трудового законодательства. Экспертиза установила, что только в одном клубе имеется пенсионный негосударственный фонд, в 3-х клубах — лечебно-реабилитационные фонды.

В России нет специального профсоюза игроков, а членами других профсоюзов являются спортсмены только одного клуба.

Сложившееся в профессиональных баскетбольных клубах социальное и правовое положение игроков значительно отличается от того, которое существует в сильнейшей в мире профессиональной лиге NBA (США). Это требует принятия специальных мер, так как законодательство РФ предусматривает наличие в профессиональном спорте специальных фондов и профсоюзов. Без этих социальных атрибутов российские спортсмены не могут считаться «полными» профессионалами, что в дальнейшем замедлит повышение их спортивного мастерства.

Практические рекомендации.

Наряду с выводами диссертационной работы, которые имеют необходимое теоретическое и практическое обоснование, выполненная работа позволяет предложить определенные практические рекомендации.

I. Коммерциализация и профессионализация спорта высших достижений характеризуется в первую очередь расширением календаря турниров, как официальных, так и коммерческих. Это связано с тем, что основные доходы профессиональных клубов, спортивных федераций и самих спортсменов формируются за счет отчислений за участия в соревнованиях и проведения внесорев-новательных мероприятий: рекламы, продажи атрибутики, выступлений групп поддержки, продажи бренда клуба и др.

Все это указывает на то, что система соревнований в баскетболе в ближайшие годы будет являться ведущим фактором управления процессом подготовки игровых команд клуба, повышения уровня их спортивного мастерства и экономической деятельности, направленной на полное финансовое обеспечение.

У большинства команд ПБК суперлиги произошло частичное, а иногда и более значительное увеличение международных турниров, проводимых в рамках ФИБА и УЛЕБ. И это является основным отличием современной системы соревнований, а, следовательно, и тренировки от той, которая была в 60-е, 70-е, 80-е годы, когда внутренний календарь превалировал над международным. В связи с этим значительно повысилась физическая и психическая напряженность соревновательной деятельности игроков, отдельных матчей, турниров и всего годичного календаря в целом.

Проведение серий «плей-офф» после регулярных Чемпионатов и Кубков России, групповых игр в Евролигах и Кубках УЛЕБ и ФИБА, плюс матчи «Топ-16» и «Финала четырех» повышает напряженность соревновательной деятельности к концу тренировочно-соревновательного годичного цикла, что приводит часто к снижению работоспособности игроков, качеству выполнения технико-тактических действий и спортивному травматизму.

Все это требует от менеджеров высшего звена управления клубом и тренеров постоянной работы по подготовке резервов, имеющих достаточный уровень мастерства для замены травмированных или снизивших уровень подготовленности игроков в процессе соревновательного периода.

Опыт сильнейшей профессиональной баскетбольной лиги НБА показывает, что все команды за день до начала чемпионата должны сократить количество игроков внесенных в заявку до 12-ти человек, но должны иметь также 8 наиболее подготовленных спортсменов, способных играть в текущем сезоне. Команды, не выполнившие требования должны выплатить штраф.

Если игрок, занесенный в заявку не способен играть из-за травмы или болезни, то команда может занести его имя в список травмированных. Любой игрок, занесенный в список травмированных и в заявке замененный на другого игрока не может быть занесен обратно в заявку на протяжении 5 игр. К такому составу игроков клуба должны стремиться и сильнейшие команды российской суперлиги.

Особенно важным в условиях напряженного календаря турниров является индивидуальный подход к лидерам команды, особенно ветеранам, имеющим значительный стаж выступлений за профессиональные клубы, а также участия в Олимпийских Играх, Чемпионатах Мира и Европы. Увеличение показателей максимального возраста и стажа целенаправленной подготовки игроков является следствием коммерциализации и профессионализации спорта. Стремление продлить свое спортивное долголетие и сохранить уровень результатов более длительное время связано как со спортивными проблемами достигнуть более высоких достижений, так и с экономическими — продержаться в профессиональном спорте более длительное время и заработать средства необходимые для дальнейшей полноценной жизни. А так как сильнейшие спортсмены — ветераны являются золотым фондом команды, необходимо на определенных этапах соревновательной практики предусматривать их разгрузку. Это заключается в их меньшем игровом времени на площадке в матчах с соперниками, уступающими в уровне спортивного мастерства, включением разгрузочных дней и целых микроциклов, в большей мере чем молодым игрокам с небольшим стажем выступлений в суперлиге, более частым медицинским обследованием их здоровья. Сравнительный анализ выполнения их функций в календарных играх может являться критерием проведения необходимой разгрузочной тренировки и повышения объема восстановительных мероприятий. Такими показателями может являться игровая деятельность за один матч:

— количество очков, набранных игроками;

— количество результативных передач;

— количество подборов мяча возле щита: общее, возле своего щита, возле щита соперника;

— количество перехватов мяча;

— количество блокшотов;

— процент попадания со штрафных;

— процент попадания с игры;

— процент попадания трехочковых бросков.

Такие же показатели могут быть использованы и для оценки качества соревновательной деятельности, уровня подготовленности и молодых игроков.

II. В целях повышения эффективности спортивной и экономической деятельности профессиональным баскетбольным клубам необходимо более серьезно подходить к проблеме научно-методического обеспечения и особенно стратегического планирования, которое выражается в концепции подготовки на 4 и 8 лет. Такой документ прошел успешную проверку в подготовке к Олимпийским Играм отечественных спортсменов. Основными компонентами концепции подготовки команды профессионального клуба являются мероприятия обеспечивающие надежное стратегическое управление всем комплексом проблем.

Тактика управления командой связана со спортивным прогнозированием и основанном на нем планировании спортивных достижений это непрерывные процессы, которые корректируются (а иногда и изменяются радикально) в соответствии с изменяющимися внешними и внутренними факторами и ситуацией (обстановкой) в клубе и суперлиге. Следовательно, для управления спортивной и экономической деятельностью клуба необходимо, во-первых, прогнозировать тенденции и закономерности их возможного изменения в будущем, а во-вторых, планировать работу на основе учета этих тенденций и закономерностей, а также предвидеть влияние различных факторов, которые могут иметь негативные последствия на выступления команды в различных часто нестандартных внешних экономических и климатогеографических условиях. Прогнозированием спортивных достижений игроков и команд, а также учетом негативных влияний ряда факторов внешней среды должны заниматься специальные работники — аналитики тренеры, хорошо разбирающиеся в современном баскетболе и имеющие полную информацию о всех соперниках клуба, как во внутреннем чемпионате, так и в европейских клубных турнирах. Объективность и точность прогнозов зависит от того, какими методами пользуются при прогнозировании достижений специалисты аналитики команд. Наиболее распространенными методами должны быть: спортивная разведкаинтуитивное предвидениеисторическая аналогияэкспертный опросэкстраполяция достижений и другие, более сложные методы, например, математическое моделирование.

Показать весь текст

Список литературы

  1. JI.P. Педагогические основы планирования и контроля соревновательной и тренировочной деятельности в спортивных играх: Автореф. дисс.. док. пед. наук. М., 1992. -44 с.
  2. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: ФиС, 1983. — 223 с.
  3. В.И., Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А. Прогнозирование в спорте. -М.: ФиС, 1986.-192 с.
  4. В.К. Перспективы развития общей теории и технологии спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) // Теория и практика физической культуры.- 1999.- № 4. С. 21−26, 39−40.
  5. Баскетбол. Учебник для ВУЗов физической культуры / Под ред. Портнова Ю.М.- М., 1997.- 476 с.
  6. А.И. Информация и управление. М., 1966. — С. 11−12.
  7. С.Д., Гурвич Ф. Г. Экспертные оценки. М., 1996. — 166 с.
  8. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.-269 с.
  9. С.Н. Управление физической культурой и спортом в условиях реформ: Автореф. дисс.. док. пед. наук. Саратов, 1997. — 32 с.
  10. П.Булкин В. А. Педагогическая диагностика как фактор управления двигательной деятельностью спортсменов: Автореф. дисс.. док. пед. наук. М., 1987.-50 с.
  11. С.М. Управление процессом тренировки: Книга тренера. -М.: ФиС, 1997.-С. 24−28.
  12. В.А. Организационные, социально-экономические и правовые аспекты деятельности спортивных организаций на современном этапе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 2000. — 16 с.
  13. В.А. Спортивные организации и проведение соревнований // Теория и практика физической культуры. 1999. — № 9. — С. 28−30.
  14. Н.Н. Проблемы методики построения концепции олимпизма как социально-культурного явления // Новое мышление и олимпийское движение: Материалы научного симпозиума. М.: Знание, 1990. — С.58−68.
  15. Н. Кибернетика. М.: Сов. Радио, 1958. — 236 с.
  16. С.М. Основы комплексного прогнозирования. М.: Наука, 1977. — 151 с.
  17. А. Большой спорт и его общественные функции // Спортивная жизнь России.- 1970.- № 14.-С. 15−18.
  18. А.Н., Чернов К. А. Принципы управления подготовкой спортсменов. МОГИФК, 1987. — 67 с.
  19. В.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях.- М.:ФиС, 1981.- 112 с.
  20. Д., Стели Д. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. — 120 с.
  21. М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. М.: ФиС, 1980.- 135 с.
  22. М.А. Методология управления системой олимпийской подготовки в спортивных играх // Современный олимпийский спорт: Материалы международного конгресса. Киев, 1993.-С. 121−123.
  23. В.А. Проблемы подготовки сборных команд по игровым видам спота к Олимпийским Играм//Научно-спортивный вестник. 1985.- № 3.-С. 2−4.
  24. А .Я. Управление командой в баскетболе. М.: ФиС, 1985. — 215 с.
  25. А.Я. Научно-методические основы системы спортивной тренировки баскетбольных команд высших разрядов. М.: ФиС, 1972. — 120 с.
  26. Е.А. Управление подготовкой высококвалифицированных баскетболистов на основе динамических показателей адаптационных реакций: Автореф. дисс.. канд. пед. наук М., 1997 — 24 с.
  27. Р.Г. Основные направления деятельности российских спортивных организаций в начале XXI века // Сб. Физическая культура и спорт в Российской федерации. -М.: НИЦ Еврошкола, 2001 С. 23−41.
  28. Р.Г. Физкультурно-оздоровительные и спортивные клубы — фундамент российского физкультурно-спортивного движения // Сб. Физическая культура и спорт в российской федерации. М.: НИЦ Еврошкола, 2001 — С. 54−69.
  29. Гражданский кодекс Российской федерации. Ч. I и И. М.: ИНФРА* М -НОРМА, 1997.
  30. С.И. Спорт и маркетинг. М.: Вагриус, 1995. — С. 8−9.
  31. С.И. Профессиональный спорт и российская действительность // Сб. Физическая культура и спорт в Российской федерации. М.: ВНИИФК, 2000.-С. 66−85.
  32. В.А. Повышение эффективности игровых действий в баскетболе (теория и методика): Автореф. дисс.. док. пед. наук. М., 1996. — 43 с.
  33. Л.Г., Кутузов В. А. Экспертные оценки в управлении. Экономика. -М., 1978.- 133 с.
  34. С.Н. Динамика специальной подготовленности баскетболистов высокой квалификации в соревновательном периоде годичного цикла: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 2004.-24 с.
  35. Ц. Основи на спортната тренировка. София: НСА Пресс, 1998. -335 с.
  36. Ц., Хаджиев Н., Брогли Я. Проблеми на управлениета на спортната тренировка. София: Медицина и физкультура, 1975. — 220 с.
  37. В .И. Основы менеджмента. МОГИФК, 1994. — 238 с.
  38. В.И., Сейранов С. Г. Менеджмент. М.: Советский спорт, 1999. -528 с.
  39. К.Х., Орехов Л. И. Экспериментальные методы в педагогике, психологии и физической культуре: Учебное пособие. Алма-Ата, 2002. -114 с.
  40. В.М. Математика, кибернетика, спорт. Применение математических и кибернетических методов в науке о спорте и спортивной практике. -М.: ФиС, 1969.- 199 с.
  41. А.В., Чуксин Ю. В., Шубин Ю. К. и др. Полисоревновательная подготовка спортсмена // Теория и практика физической культуры. — 1986. № 11.-С. 33−35.
  42. В.Я. Многолетняя подготовка гандболистов. Теория, методика, организация: Дисс.. канд. пед. наук в виде науч. доклада. М., 1995. — 87 с.
  43. В.А., Завгородний Н. А. Футбольный клуб // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 2. — С. 52−55.
  44. B.C. Функции управления в системе подготовки спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1975. — № 6. — С. 57−58.
  45. B.C. Исследование деятельности спортсменов в вариативных конфликтах и ситуациях: Автореф. дисс.. док. пед. наук. -М., 1975. 32 с.
  46. Клубы разные нужны, клуба разные важны. По итогам международной встречи в Сочи // Спорт для всех. 1996. — № 1−2. — С. 40−45.
  47. В.И. Искусство управления: Учебник. М.: Бек, 1997. — 288 с.
  48. Кодекс трудовой. М.: Научный центр профсоюзов, 1999.
  49. Л.В. Планирование спортивной тренировки и педагогический контроль в баскетболе // Методические разработки ГЦОЛИФК. М., 1980. -32 с.
  50. Л.В. Инновационная деятельность Российской федерации баскетбола в управлении подготовкой сборной команды к Олимпийским Играм 2000 года // Сборник трудов ученых РГАФК. М., 2000. — С. 22−27.
  51. А.А. Проблемы общей теории спортивных соревнований. М.: СпортАкадемПресс, 2003. — 323 с.
  52. Кун JI. Всеобщая история физической культуры. М.: Радуга, 1982. — 399 с.
  53. Ю.Ф. Высшие спортивные достижения как объект системного анализа. С.-Пб., 1996. — 151 с.
  54. М.Е., Сапронов О. П. Спортивный менеджмент в муниципалитетах зарубежных стран. М.: РГАФК, 1999. — 80 с.
  55. М.Е., Плохин А. А. Физкультурно-спортивный клуб: технология создания и лицензирования деятельности: Учебно-методическое пособие. -М., 2ООО. 120 с.
  56. Ф.Л. Теория спортивных игр как основа управления подготовкой квалифицированных спортсменов в этих видах спорта: Управление подготовкой спортсменов высокой квалификации в спортивных играх / Сб. научных трудов Киев, 1989. — С. 4−39.
  57. A.M. Социально-экономические факторы, определяющие уровни спортивных достижений стран на Олимпийских Играх: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М., 1969. -24 с.
  58. Н.А. Математико-статистические методы в спорте. М.: ФиС, 1974.- 110 с.
  59. Л.П. Основы спортивной тренировки. М.: ФиС, 1977. — 280 с.
  60. Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: Учебник для завершения уровня высшего физкультурного образования. Ч. I. — М.: Известия, 2001.-303 с.
  61. А.Б. Построение годичного цикла тренировки квалифицированных баскетболистов на этапе спортивного совершенствования: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М.: 1988 — 22 с.
  62. Н.Ю., Петракова В. Е. Роль российских клубов и обществ в становлении спорта в России в конце XIX столетия // Материалы научной итоговой конференции студентов и молодых ученых РГАФК. М., 1997. — С. 73−81.
  63. Мескон М. Х, Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992.-702 с.
  64. О.А. Постолимпизм: содержание, проблемы, перспективы // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: Материалы VII Международного научного конгресса. Т. 1. — М., 2003. — С. 30.
  65. Р.Г. Менеджмент. М.: Палеолит, 2002. — 176 с.
  66. Настольная книга спортивного менеджера / Составители Кузин. В.В., Золо-тов М.И., Кутепов М. Е., Сейранов С. Г. М.: ФОН, 1997. — 518 с.
  67. Н.Г. Современная система спортивной тренировки. М.: ФиС, 1970. -378 с.
  68. О физической культуре и спорте в Российской федерации: Федеральный закон РФ // Российская газета. 1999. — 6 мая.
  69. Олимпийская хартия. Пер. с англ. М.: Советский спорт, 1996. — 96 с.
  70. И.И. Спортивный менеджмент / Учебное пособие. М.: ФОН, 2001.- 111 с.
  71. И.И. Менеджмент спортивной организации. М.: СпортАка-демПресс, 2002. — 243 с.
  72. И.И., Суслов Ф. П. О структуре современного спорта высших достижений и социально-правовом статусе спортсменов-профессионалов // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 5. — С. 26−30.
  73. А.А. Социально-педагогические аспекты деятельности спортивных клубов России в процессе их становления и развития: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М.: РГАФК, 1999. -27 с.
  74. В.В. Кибернетика и спорт. Киев: Здоров’я, 1973. — 110 с.
  75. Н.И. Классовая сущность профессионализма и любительства в буржуазном спорте: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1951. 16 с.
  76. Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта. М.: ФиС, 1974.-309 с.
  77. Ю.М. Основы управления тренировочно-соревновательным процессом в спортивных играх. М., 1996. — 200 с.
  78. Ю.М. Теоретические и научно-методические основы подготовки квалифицированных спортсменов в игровых видах спорта: Автореф. дисс.. док. пед. наук. М., 1989. — 51 с.
  79. Ю.М., Костикова JI.B., Луничкин В. Г., Родионов А. В. Основы подготовки квалифицированных баскетболистов. М.: ГЦОЛИФК, 1988. — 70 с.
  80. В.М. Спорт и идеологическая борьба в современном мире. М.: ФиС, 1985.
  81. А.В. Коммерческий спорт в Российской федерации: тенденции развития и взгляд в будущее // Сб. физическая культура и спорт в Российской федерации. М.: ВНИИФК, 2000. — С. 55−65.
  82. B.C. Социально-педагогические аспекты организации спортивных соревнований: Автореф. дисс.. док. пед. наук. -М., 1985. 38 с.
  83. B.C. Олимпийское движение и современная Россия // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 8. — С. 1−3.
  84. B.C. Олимпийская идея для России. М.: Советский спорт, 1998. — 152 с.
  85. П.Я. Психология. М.: ФиС, 1958. — 501 с.
  86. З.П. Общее управление организацией (теория и практика). М.: Инфра, 2003.-204 с.
  87. В.Н. Основания общей теории систем. М., 1974. — С. 93−94.
  88. С.Г. Введение в менеджмент физической культуры и спорта. М.: РГАФК, 1995.-90 с.
  89. С.Г. Менеджмент в спортивной федерации. М.: РГАФК, 1996. -60 с.
  90. С.Г. Развитие рыночных отношений в сфере физической культуры и спорта // Сб. Физическая культура и спорт в Российской федерации. -М.: ВНИИФК, 2000. С. 39−54.
  91. Н.В. Баскетбол. Учебник для ИФК. М.: ФиС, 1976. — 248 с.
  92. Система тренировки ведущих баскетболистов. Методические указания для тренеров команд класса «А» и «В» и сборных команд ССО и О РСФСР. М., 1963 .-61 с.
  93. Современная система спортивной подготовки / Под ред. Суслова Ф. П., Сыча В. Л., Шустина Б. Н. М.: СААМ, 1995. — 445 с.
  94. С.С. Теоретические и методические основы подготовки баскетболистов: Автореф. дисс.. док. пед. наук. -М., 1987. 46 с.
  95. Суник А.Б. XX век и Олимпийская триада // Теория и практика физической культуры. 2000. — № 6. — С. 2−8.
  96. Ф.П. Система соревнований в индивидуальных дисциплинах на современном этапе развития спорта (актовая речь). М.: РГАФК, 1998. — 24 с.
  97. Ф.П. О стратегии соревновательной практики в индивидуальных видах спорта в олимпийские годы // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 11. — С. 30−33.
  98. В.И., Галкин В. В. Теневая экономика спорта // Сб. Физическая культура и спорт в Российской федерации. М.: НИЦ Еврошкола, 2002. — С. 123−125.
  99. Сыч В. Л. Основные направления совершенствования механизма управления спортом // Научно-спортивный вестник. 1987. — № 5. — С. 2−4.
  100. Сыч В.Л. О тенденции развития мирового и отечественного спорта // Научно-спортивный вестник. 1990. — № 6. — С. 2−8.
  101. Сыч В. Л. Мартынов B.C., Хоменков Л. С. Теоретические и научно-методические аспекты олимпийской подготовки. — М.: ЦНИИС, 1991. 168 с.
  102. Теория и методика спорта. Учебное пособие для УОР / Под ред. Суслова Ф. П., Холодова Ж. К. М., 1997. — 415 с.
  103. Терминология спорта: Толковый словарь спортивных терминов / Сост. Суслов Ф. П., Тышлер Д. А. М.: СпортАкадемПресс, 2001. — 479 с.
  104. С.Г. Спортивный клуб организационная основа современного физкультурно-спортивного движения //Управление и экономика физической культуры / Под. ред. Переверзина И. И. — М.: ФОН, 1997. — С. 44−49.
  105. С.Г. Организационно-педагогические основы создания и управления функционированием спортивного клуба по восточным единоборствам: Автореф.. канд. пед. наук. -М.: РГАФК, 1998. 24 с.
  106. О.П. Педагогические аспекты совершенствования деятельности спортсменов в игровых видах спорта: Автореф. дисс.. док. пед. наук. М., 1989.-42 с.
  107. А.В. Проведение соревнований и развитие спорта // Сб. физическая культура и спорт в Российской федерации. М.: НИЦ Еврошкола, 2001.-С. 99−107.
  108. В.Н. Правовое регулирование труда работников физической культуры и спорта: Автореф. дисс.. док. пед. наук. Алма-Ата, 1971. — 48 с.
  109. Философия и социология спорта в XXI веке («круглый стол» журнала ТиП ФК) // Теория и практика физической культуры. 2000. — № 6. — С. 4655.
  110. Л.А. Участие спортсменов России в Олимпийских Играх после распада СССР: Учебное пособие для студентов заочн. и дневн. факульт. РГАФК.-М., 1999.- 149 с.
  111. Ю.М. Спорт высших достижений: состояние, актуальные проблемы и перспективы развития: Автореф. дисс.. док. пед. наук. М., 1994. -37 с.
  112. Н.В. Структура подготовки баскетбольных команд в годичном соревновательно-тренировочном цикле: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 2001.-26 с.
  113. .Н. Все об Олимпийских Играх. М.: ФиС, 1979. — 607 с.
  114. У. Управление людьми в компаниях: Руководство для менеджера.-М., 1999.-201 с.
  115. JI.C. Организационно-управленческие и научно-методические аспекты олимпийской подготовки 1952−1996 г.г. М.: ВНИИФК, 1996. — 172 с.
  116. С.В. Организационно-методические и технологические аспекты управления олимпийской подготовкой женской сборной команды РФ по баскетболу (на основе Целевой комплексной программы): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 2000. — 27 с.
  117. .Н. Моделирование в спорте (теоретические основы и практическая рекомендация): Автореф. дисс.. док. пед. наук. М., 1995. — 82 с.
  118. Н.В. Структура и контроль физической работоспособности в командных игровых видах спорта: Автореф. дисс.. док. пед. наук. М., 1993.-46 с.
  119. Е.Р., Григорьев Г. Н. Факторная структура начальной подготовки баскетболистов // Теория и практика физической культуры. 1976. — № 12. -С. 27−30.
  120. Altken D. Periodisation: quest for the uitimate training plan. Fitlink (Brisbane, Aust.). 1996.- 1.- P. 18−23.
  121. Anzil., Coll., Zanon S. La periozzazion dello sport. — Dolleti Udine, 1978. -228 p.
  122. Antonelli V., Bellioni A., Carbone A. Sport facilities management // Spazio-sport, KONI, Roma. 1983. — № 2- 1985. — № 4- 1996. — № 3.
  123. Blackshaw J., Hogg G. Sports marketing Europe. The Legal and Tax Aspects. Boston, Kluwer law and Taxation Pull, 1993. — 427 p.
  124. Chelladurai P. Sport management. Defining the field // European Journal for Sport Management. № 1. — P. 7−21.
  125. Coubertine P. de L’Idee olympique. Disconrs et Essaia. Schorndorf. Carl-Diem — Institut, 1976. — 257 p.
  126. Dumazedier J. Sport and Sport Activities/ training. JROSS. — 1968. — № 3. -136 p.
  127. Gambetta V. Planning and Training program // Track and Field coaching Manual. 1981. — P. 42−45.
  128. Harre D. Principales of sports training. Berlin, Sportverlag, 1982. — P. 231.
  129. Hohmann A. Grundlagen der Trainingsstenerung in Sportspiel. Czwalin a Ver-lag Hamburg, 1994. 205 p.
  130. Karoblis P. Sporto trenirnotes. Teorija ir didaktuka. Vilnius, Egalda, 1999. -342 p.
  131. Knorr R.O., Thiede E.F. Making New technology Work // The Journal of Business Strategy. 1991. — Janvier-fevrier. — P. 46−49.
  132. Larpin F., Bonnenfant R. devaluation des couts et de l’efficacite des politiques d’equipement sportifs locaux / Sport et management. De l’ethique a la praqtique. -Paris: Edition EP. S, 1995. P. 411−424.
  133. Mc Farlane B. Understanding periodization. Modern athlete and coach, 1985, 23.-P. 7−10.
  134. Meynand J. Sport et politique. Paris, 1996. — 82 p.
  135. Morton J. Soviet Sport mirror of Soviet Society. — NY, London, 1913.
  136. Nitsche W., Klein L. Entwurt eines Grundrissen einer Allgemeine theoria der Korperkultur // ТиР, № 2, 5.
  137. Noll R (ed) government and the Sports Business: Washington D.C. The Brookings Institution, 1974. 117 p.
  138. Olympic Marketing Fact File. IOC, Lausanne, 1998. — P. 9−10.
  139. Poplawski J. Nowe tendenze w planowaniu treningu. Sport wyczynjvy. -1989.-№ 12.- P. 39−45.
  140. Quantin J. Optimiser l’attribution des aides publiques aux clubs sportifs / Sport et Management: De l’ethique a la pratique / Paris: Editions Revue EP. S, 1995. -P. 388−395.
  141. A.V. О tgeino desportivo. Tendencias metodological dotezminantes na evolucao dos gesultados Uniregsidade techica de lesboa — 1998. — 175 p.
  142. Raslanas A.A. System of preparing high-performance athletes in Lithuania, summary of the paper habilitation. — Vinius, 2001. 51 p.
  143. Samaranch J.A. Sport, Culture and the Arts // Olympic message. 1980. — № 26 (April). — P. 7−14.
  144. Stone W., Steingard P. Year-round conditioning for basketball. Clinics in sports. Philadelphia., 1993, 12 (2), P. 173−191.
  145. Trainingswissenshaft: Leistung Training — Wettkampf. — Berlin: Sportverlag, 1994.-556 p.
  146. Ulatovsky Т. I inni. Teoria Sportu. Warszawa: RCMSzKFiS, 1992. — 270 p.
  147. Vanden Eede A. Les comites nationaux Olympiques et le marketing // Message Olympique. 1989. — № 24. — P. 23−31.
  148. Wilmore J.H., Costill D.L. Physiology jf sport and excreise champaign Huvan Rinetics. 1994.-549 p.
  149. Zhelyazkov Ts. About essence of sports form // National Sport Academy Sofia, 1997.-P. 24−28.
Заполнить форму текущей работой