Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Индивидуализация физического воспитания школьников 12-14 лет на основе учета структуры моторики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На учебных занятиях по физическому воспитанию, проводимых в рамках уроков физической культуры с мальчиками 12−14 лет, рекомендуется формировать группы по признаку преобладающего развития того или иного двигательного качества. Для этого в стандартную батарею контрольных тестов следует включить упражнения: бег 30 м, прыжок в длину с места, подтягивания, наклон вперед из положения сед, челночный бег… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Особенности морфо-функционального развития мальчиков в период полового созревания
    • 1. 2. Возрастные особенности показателей центральной гемодинамики подростков
    • V. 1.3. Особенности развития двигательных качеств у подростков
      • 1. 4. Основные направления совершенствования процесса физического воспитания школьников
      • 1. 5. Индивидуализация физической подготовки
      • 1. 6. Индивидуальный подход и проблема типологизации в физическом воспитании

Индивидуализация физического воспитания школьников 12-14 лет на основе учета структуры моторики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Повышение функциональных возможностей организма учащихся является одной из основных задач школьного физического воспитания. Однако в последние годы стало появляться множество научных данных о низком уровне физической подготовленности большой ' части школьников нашей страны [51, 52, 120, 177 и др.]. Эти данные согласуются с резким ухудшением состояния здоровья учащихся в 90-е годы.

Переориентация школьного образования в целом и физического воспитания в частности, в направлении гуманизации и демократизации [24, 82, 83, 160] предполагает в качестве одной из основных задач сохранение и укрепление здоровья учащихся. Кроме последствий ухудшающейся экологической обстановки, результатов социально-экономических реформ, которые негативно сказываются на состоянии здоровья всего # населения России, низкая физическая подготовленность является следствием значительного отставания теории и методики физического воспитания от требований школьной практики. Между тем хорошо известно, что именно в подростковом возрасте, когда идут интенсивно процессы роста и биологического созревания организма, особое значение имеет рационально организованный двигательный режим, закладывающий базу физического здоровья на всю последующую жизнь [201, 236].

Рекомендованные Министерством образования программы по физическому воспитанию в общеобразовательной средней школе ориентируют ф учителя на учет индивидуальных особенностей учащихся, связанных с темпами биологического созревания, особенностями телосложения, уровнем физического развития, двигательной подготовленности, личностными свойствами. Однако конкретных методических разработок в данном направлении, особенно ориентированных на самый сложный подростковый возраст, крайне мало, а большинство из имеющихся либо односто-^ ронни, либо малоэффективны, либо трудно реализуемы на практике.

Большинство методик, используемых в физическом воспитании, школьников, направлены на развитие либо так называемых «отстающих» двигательных качеств [18, 109, 168 и др.], либо на их комплексное разви-^ тие физических способностей [85, 86, 151, 152, 184]. Однако, как показал ряд исследований, проведенных Д. М. Писковой [178], Д. А. Фильченковым [232], Н. И. Лукъянченко [148], В. В. Зайцевой [95] и др., свидетельствуют о том, что для эффективного повышения двигательных возможностей человека необходимо ориентироваться на развитие «ведущих» двигательных качеств.

Процесс совершенствования методических подходов к повышению функциональных возможностей организма школьников стимулирует поиск новых, более рациональных путей решения данной проблемы. • Одним из основных направлений в этом является дифференцированный подход к учащимся, подразумевающий тщательное изучение индивидуальных особенностей каждого из них, с последующим распределением школьников по сходным типологическим признакам на определенные группы с учетом задач учебного процесса.

Цель исследования. Разработка усовершенствованной методики физического воспитания школьников-подростков 12−14 лет, обеспечивающей индивидуализацию физических нагрузок на основе учета структуры моторики.

И Гипотеза исследования.

Методика физического воспитания, имеющая своей целью оздоровление и увеличение адаптивных возможностей школьников, должна строиться с учетом структуры моторики и быть направленной на совершен ствование «ведущих» физических качеств. Это создаст условия для повышения уровня физической подготовленности, физической работоспособности и снизит заболеваемость учащихся.

Объект исследования. Мальчики 12−14 лет, занимающиеся и не занимающиеся спортом, имеющие различную структуру моторики.

Предмет исследования. Методика развития двигательных качеств подростков, учитывающая индивидуальные различия в структуре моторики.

Научная новизна.

Проведено комплексное лонгитудинальное обследование школьников 12−14 лет и прослежены особенности возрастной динамики физического развития, двигательной подготовленности, функционального состояния сердечно-сосудистой системы и физической работоспособности подростков в течение трех лет обучения в школе. Впервые выявлено влияние нагрузок различной направленности не только на развитие физических качеств, мышечную работоспособность подростков 12−14 лет, но и на функцио.

• нальное состояние сердечно-сосудистой системы подростков. Проведен сравнительный анализ уровня и динамики физического состояния подростков-спортсменов и подростков-неспортсменов в течение двух лет. Впервые в рамках школьных занятий по физической культуре была разработана и использована методика, учитывающая особенности структуры моторики учащихся-подростков. Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что тренировочный процесс, направленный на совершенствование «ведущих» двигательных качеств, способствует повышению уровня физической подготовленности, физической работоспособности и снижает.

Щ заболеваемость учащихся.

Практическая значимость.

Разработана и экспериментально апробирована методика, учитывающая особенности структуры моторики подростков 12−14 лет и позволяющая повысить функциональные возможности школьников данного возраста. Разработанная методика может быть применена в общеобразовательных школах в процессе физического воспитания подростков. Материалы исследований могут быть использованы в лекционных курсах и практических занятиях по теории и методике физического воспитания, по возрастной и спортивной физиологии. Материалы исследования внедрены в практику средней общеобразовательной школы № 83 г. Ульяновска и Октябрьской средней общеобразовательной школы Радищевского района Ульяновской области, что подтверждается соответствующими актами внедрения.

Выявленную высокую напряженность регуляторных механизмов сердечного ритма подростков 13−14-летнего возраста необходимо учитывать при организации учебного, трудового и тренировочных процессов в общеобразовательной школе и спортивных секциях.

Положения, выносимые на защиту:

1. При оптимизации физического состояния подростков 12−14 лет следует учитывать типологические характеристики их двигательной сферы, и на этой основе может базироваться индивидуальный подход в физическом воспитании.

2. Физическая нагрузка, направленная на совершенствование ведущих сторон моторики школьников 12−14 лет, в большинстве случаев более эффективна для повышения физической подготовленности и работоспособности в режиме учебных занятий с мальчиками-подростками, чем равномерно-пропорциональное воздействие и преимущественное развитие отстающих двигательных качеств.

Апробация материалов диссертации. Материалы диссертации доложены на 33 и 34 научнопрактических конференциях врачей Ульяновской области «Современные вопросы теоретической и практической медицины» (Ульяновск, 1998, 1999) — на II региональной научно-практической конференции «Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона» (Ульяновск, 1999). По материалам исследования опубликовано 12 работ. Материалы диссертации используются в лекционном курсе и на практических занятиях по теории и методике физического воспитания, возрастной и общей физиологии, спортивной медицине Ульяновского государственного университета и Ульяновского государственного педагогического университета.

ВЫВОДЫ.

1. Методика, направленная на развитие ведущих физических качеств, при которой ОФП повышается в среднем на 15,0%, наиболее эффективна для развития двигательных качеств подростков в возрасте от 12 до 14 лет. Менее эффективной является методика, развивающая двигательные качества равномерно-пропорциональным методом, что повышает уровень ОФП в среднем на 7,9%. Методика, направленная на развитие отстающих двигательных качеств, дает наименьший прирост ОФП -4,9%.

2. При использовании методики, учитывающей индивидуальную структуру моторики, развитию ведущих двигательных качеств предлагается уделять от 65% до 80% процентов от общего объема упражнений в занятии. В возрасте 12−13 лет скоростно-силовым качествам (если они не ведущие) отводится от 5% до 10% объема нагрузок, выносливости (не ведущей) — от 15% до 20%, силовым качествам (не ведущим) — от 5% до 10%. В возрасте 13−14 лет скоростно-силовым качествам и выносливости (если они не ведущие) — по 5−10%, силовым способностям (не ведущим) — от 15% до 20%.

При равномерно-пропорциональном (комплексном) развитии двигательных качеств соотношение объемов рекомендуется следующее: по 35% процентов на развитие скоростно-силовых качеств и выносливости, на развитие силы — 30%.

3. Наиболее эффективным для повышения уровня физического состояния подростков 12−14 лет является тренировочный режим, направленный на совершенствование ведущих сторон моторики. При этом у подростков выявлено наибольшее количество позитивных изменений в физической подготовленности, работоспособности и отдельных показателях вегетативной регуляции за период эксперимента. Это сопровождалось также меньшим приростом показателей острой заболеваемости в условиях эпидемии гриппа. Менее эффективным является тренировочный режим, направленный на комплексное развитие двигательных качеств. В наименьшей степени продуктивным с точки зрения оздоровительного эффекта следует считать двигательный режим, направленный на развитие отстающих физических качеств.

4. Физическое развитие в подростковом возрасте протекает гетеро-динамно и гетерохронно. Периоды наибольшего увеличения антропометрических характеристик выявлены в возрасте от 12 до 13 и от 14 до 15 лет. Для периода 12−13 лет характерно значительное увеличение росто-весовых показателей и окружности грудной клетки, а для периода 14−15 лет — рост мышечной массы и жизненной емкости легких.

5. В 12−13-летнем возрасте у подростков выявлено достоверное увеличение (р<0,05) показателей общей выносливости, гибкости и силовых показателей. В 13−14 лет повышается (р<0,05) быстрота, координационные и силовые способности. В 14−15-летнем возрасте выявлено повышение (р<0,05) скоростно-силовых и координационных способностей.

6. В возрасте 12−13 лет происходит наибольший прирост АД и снижение ЧСС (р<0,05). В 13−14-летнем возрасте артериальное давление продолжает интенсивно повышаться. Для 14−15-летних подростков характерно снижение (р<0,05) индекса напряжения, что свидетельствует об уменьшении напряженности регуляторных механизмов сердечного ритма.

7. Физическая работоспособность в зоне большой мощности наиболее интенсивно повышается в возрасте 12−13 лет, о чем свидетельствует прирост (р<0,05) показателей PWC170. В этот возрастной период происходит снижение работоспособности в зоне субмаксимальной мощности, о чем говорит снижение (р<0,05) времени удержания велоэргометрической нагрузки мощностью 7 Вт/кг и повышение интенсивности накопления пульсового долга.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Результаты проведенного исследования позволили нам предложить ряд рекомендаций для повышения эффективности учебно-тренировочного процесса по физическому воспитанию подростков.

1. На учебных занятиях по физическому воспитанию, проводимых в рамках уроков физической культуры с мальчиками 12−14 лет, рекомендуется формировать группы по признаку преобладающего развития того или иного двигательного качества. Для этого в стандартную батарею контрольных тестов следует включить упражнения: бег 30 м, прыжок в длину с места, подтягивания, наклон вперед из положения сед, челночный бег 3×10 метров, бег 1000 м, прыжок в длину с места назад. В процессе проведения медицинского осмотра целесообразно дополнительно проводить измерение кистевой и становой силы, а также желательнофизической работоспособности и показателей сердечного ритма.

2. Оценку ведущего физического качества рекомендуется проводить по схеме:

Оценка в баллах по каждому упражнению в отдельности.

Средняя оценка в баллах по группе упражнений п".

Средняя оценка в баллах по группе упражнений «Б».

Средняя оценка в баллах Ц<�в"—- по группе упражнений сопоставление средних оценок по группам упражнений «А», «Б», «В» и выявление по максимальному среднему баллу ведущего физического качества в структуре моторики а) Оценочная таблица результатов контрольных упражнений для мальчиков 12 лет.

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ТЕСТЫ БАЛЛЫ.

1 2 3 4 5 тесты группы «А» — скоростно-силовые качества.

Бег 30 м, с Более 5,8 5,8−5,7 5,7−5,5 5,4−5,3 Менее 5,3.

Прыжок в длину с места, см Менее 146 146−157 158−180 181−192 более 192.

Челночный бег 3×10 м, с Более 8,9 8,9−8,8 8,7−8,3 8,2−8,0 Менее 8,0 тесты группы «Б» — силовые качества.

Подтягивания, кол-во раз 0 1−2 3−6 7−8 Более 8.

Сила сжатия правой кисти, кг Мёнее 18 18−21 22−28 29−32 Более 32.

Сила сжатия левой кисти, кг Менее 16 16−19 20−26 27−30 Более 30.

Становая сила, кг Менее 67 67−73 74−89 90−96 97 и более тесты группы «В» — выносливость.

Бег 1000 м, с Более 305 305−287 286−249 248−230 229 и менее б) Оценочная таблица результатов контрольных упражнений для мальчиков.

13 лет.

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ТЕСТЫ БАЛЛЫ.

1 2 3 4 5 тесты группы «А» — скоростно-силовые качества.

Бег 30 м, с Более 5,6 5,6−5,5 5,4−5,2 5,1−5,0 Менее 5,0.

Прыжок в длину с места, см Менее 145 145−156 157−184 185−197 Более 197.

Челночный бег 3×10 м, с Более 8,9 8,9−8,7 8,6−8,2 8,1−7,9 Менее 7,9 тесты группы «Б» — силовые качества.

Подтягивания, кол-во раз 0 1−2 3−7 8−10 Более 10.

Сила сжатия правой кисти, кг Менее 19 19−23 24−30 31−34 Более 34.

Сила сжатия левой кисти, кг Менее 16 16−20 21−28 29−32 Более 32.

Становая сила, кг Менее 81 81−87 88−101 102−109 Более 109 тесты группы «В» — выносливость.

Бег 1000 м, с Более 308 308−286 285−236 235−211 Менее 211 в) Оценочная таблица результатов контрольных упражнений для мальчиков.

14 лет.

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ТЕСТЫ БАЛЛЫ.

1 2 3 4 5 тесты группы «А» — -скоростносиловые качества.

Бег 30 м, с Более 5,6 5,6−5,4 5,3−5,2 5Д-4,9 Менее 4,9.

Прыжок в длину с Менее 158−170 171−194 195−206 Более места, см 158 206.

Челночный бег 3×10 Более 8,9 8,9−8,7 8,6−8,2 8,1−7,9 Менее м, с 7,9 тесты группы «Б» — силовые качества.

Подтягивания, кол- 0 1−4 5−9 10−11 Более 11 во раз.

Сила сжатия правойМенее 20 20−24 25−31 32−36 Более 36 кисти, кг.

Сила сжатия левойМенее 17 17−21 22−29 30−34 Более 34 кисти, кг.

Становая сила, кг Менее 54 54−77 78−102 103−114 Более 114 тесты группы «В» — выносливость.

Бег 1000 м, с Более 280,5- 268,7- 245,3- Менее.

280,5 268,8 245,4 233,7 233,7 г) Схема определения уровня физической подготовленности занимающихся.

3. С целью благоприятного протекания физиологических процессов в период адаптации к учебной нагрузке и максимального тренирующего воздействия необходимо: а) использование тренировочного режима, адекватного ведущей стороне моторики занимающихся, преобладающим двигательным качеством которых являются скоростно-силовые качества или выносливость. Соотношение объемов мышечных нагрузок при развитии ведущих двигательных качеств должно быть следующим: ведущему двигательному качеству предлагается уделять от 65% до 80% от общего объема упражнений в занятиив возрасте 12−13 лет скоростно-силовым (если они не ведущие) — от 5% до 10%, выносливости (не ведущей) — от 15% до 20%, силовым качествам (не ведущим) — от 5% до 10%- в возрасте 13−14 лет скоростно-силовым и выносливости (не ведущим) — по 5−10%, силовым способностям (не ведущим) — 15−20%. б) применение тренировочного режима, при котором физические качества развиваются комплексно для подростков, имеющих равномерно-пропорциональное развитие двигательных качеств. Соотношение объемов рекомендуется следующее: от 35% на развитие выносливости и скоростно-силовых качеств и 30% на развитие силы.

4. Для совершенствования процесса управления физической подготовкой подростков рекомендуется использовать индивидуальную карту регистрации результатов школьников, в которую ежемесячно заносить данные о физическом состоянии школьников.

5. Индивидуально-типологический подход может быть использован как в урочных, так и секционных и самостоятельных занятиях с подростками.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И., Карасик В. Е. Определение физической работоспособности детей и подростков // Медицинские проблемы физической культуры. 1978. — Вып. 6. — С. 38−41.
  2. Л.И. Врачебно-педагогические наблюдения на уроке // Физ. культура в школе. 1979. — № 6. — С. 18−21.
  3. Ю.П., Маркова Е. В., Грановский Ю. В. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий. М.: Наука, 1976. — 279 с.
  4. М.И., Муров А. С. Характеристика эффективности занятий студентов на лыжах // Эффективность спортивной тренировки и физического воспитания. Тарту, 1981. — С. 3−6.
  5. Л.А., Ситдиков Ф. Г. Возможные механизмы брадикардии тренированности // Возрастные особенности и механизмы адаптации к физическим нагрузкам. Казань, 1982. — С.13−23.
  6. М.В., Кузнецова З. И., Сальникова Г. П. Двигательные возможности и их связь с физическим развитием детей школьного возраста // Советская педагогика. 1967. — № 3. — С. 62.
  7. М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М.: Просвещение, 1968. -251 с.
  8. М.В. Реакция основных физиологических систем организма детей 6−12 лет в процессе адаптации к учебной нагрузке // Физиология человека. 1983. — Т.9. — № 1. — С. 18−24.
  9. М.В., Козлов В. И. Физическое развитие подростков и их работоспособность // Физиология подростка / Под ред. Д. А. Фарбер. -М., 1988.-С. 155−183.
  10. Г. Л. Физическое развитие детей и подростков. Киев: Здоров, я, 1985. — 80 с.
  11. Ю.М. Исследование полового созревания детей и подростков мужского пола в аспекте физического воспитания: Автореф. дис.. канд. биол. наук. М., 1970. — 21 с.
  12. И.А. Энергетическое правило скелетных мышц и преобразования деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем в онтогенезе // Экспериментальные исследования по физиологии, биофизике и фармакологии. 1963. — С.5, 19, 24.
  13. И.А. Очерки по возрастной физиологии. М., 1967.475 с.
  14. Л.А. Динамика физических качеств (быстроты, силы, выносливости) и общей физической работоспособности в условиях различных двигательных режимов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: 1994.-24 с.
  15. М.А. Экспериментальное обоснование методики воспитания скоростно-силовых качеств у детей школьного возраста. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1977. — 24 с.
  16. P.M. Кибернетический анализ процессов управления сердечного ритма // Актуальные проблемы физиологии и патологии кровообращения. М., Медицина, 1976. — С. 161−175.
  17. P.M., Персенев А. П., Палеев Н. Р. Оценка адаптационного потенциала системы кровообращения при массовых профилактических обследованиях населения: Экспресс-информация. М.: ВНИИМИ, 1987.-№ 10.-С. 1−19.
  18. В.К., Запорожанов В.А Физическая активность человека. Киев: Здоров, я, 1987. — 224 с.
  19. В.К. Физическая культура для всех и для каждого. -М.: Физкультура и спорт, 1988. 101 с.
  20. В.К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 4. -С. 2−7.
  21. В.К. Олимпийский спорт и физическое воспитание: взаимосвязи и диссоциации // Теория и практика физической культуры. -1996.-№ 10.-С. 2−7.
  22. В.К., Наталов Г. Г., Чернышенко Ю. Л. Конверсия основных положений теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 6. -С. 15−25.
  23. В.К. Перспективы развития общей теории и технологии спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) // Теория и практика физической культуры. 1999. — № 4. — С. 2125.
  24. С.А. Исследование работоспособности юных гимнастов и методы ее повышения. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1980. -21 с.
  25. Н. Биологическая изменчивость в популяциях современного человека // Биология человека. М.: Мир, 1979. С.229−365.
  26. И.И. Соотношение между биологическим и паспортным возрастом в период полового созревания подростков и значение этого фактора при врачебном контроле за физическим воспитанием: Автореф. дис. канд. мед. наук. JL, 1966. — 18 с.
  27. И.И., Дорохов Р. Н. Физическое развитие школьников 817 лет в связи с индивидуальными темпами роста и формирования организма // Медицина, подросток и спорт / Под ред. Р. Н. Дорохова, И. И. Бахраха. Смоленск, 1975. — С. 39−53.
  28. И.И. Спортивно-медицинские аспекты проблемы биологического возраста подростков: Автореф. дис.. д-ра мед. наук. М., 1981. -44 с.
  29. С.А. Этот «опасный» возраст. М.: Знание, 1982. — 93 с.
  30. А.А. Частота сердечных сокращений и дыхания во время сна у детей 4, 6, 8, 10 лет // Возрастная морфология и физиология. -М., 1967. -С.220−228.
  31. А.А. Биоритмы сердечной деятельности и дыхания в онтогенезе человека: Автореф. дис.. докт. биолог, наук. М., 1973. — 36 с.
  32. А.А. Коэффициент «резервных» возможностей частоты сердцебиений как один из показателей возрастного развития функционально-адаптационных возможностей сердца // Функциональные и адаптационные возможности детей и подростков. М., 1974. — С.70−72.
  33. В.В. Эффективность предметных уроков физического воспитания в IV-VI классах общеобразовательной школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Каунас, 1980. — 20 с.
  34. Г. П. Успехи физического воспитания школьников ВНР // Физ. культура в школе. 1980. — № 4. — С. 58−60.
  35. Г. П. Всемерно развивать массовую физкультуру // Физ. культура в школе. 1988. — № 5. — С. 29−31.
  36. Е.Я. О структуре тестов, характеризующих физическую подготовленность молодежи // Нормативные требования советской системы физического воспитания: Сб. статей. М., 1976. — С. 7−48.
  37. Е.Я. Научно-методические основы Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО): Метод, разраб. М., 1981. — 35 с.
  38. Е.Я., Стародубцев М. В., Кочарян Ю. Я. Методология построения должных норм: Метод, рекоменд. М., 1983. — 33 с.
  39. Е.Я., Карпов А. А., Анализ программ по физической культуре, функционирующих в социалистических странах // Теория и практика физической культуры. 1985. — № 11. — С. 55−57.
  40. Е.Я., Кадетова А. В. О школьных программах по физической культуре // Физ. культура в школе. 1987. — № 3. — С. 31−35.
  41. В.В. Антропология. М: Медгиз, 1941. — 44 с.
  42. М.В. Система оценки физических кондиций юношей 1517 лет: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1995. — 22 с.
  43. Я.С., Аскеров А. А. Степ-тест с субмаксимальной нагрузкой для оценки физической работоспособности // Теория и практика физической культуры. 1970. — № 2. — С. 26−28.
  44. Г. Н. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы подростков в возрастном и половом аспектах: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1973. — 21 с.
  45. Е.П. Метод определения подвижности в суставах // Легкая атлетика. 1960. — № 11. — С. 31−32.
  46. Г. А. Управление учебным процессом системный подход // Физ. культура в школе. — 1983. — № 9. — С. 11−16.
  47. Г. А. КПД урока и его слагаемые // Физ. культура в школе. 1988.-№ 1.-С. 11−16.
  48. Г. А., Горин М. П. Физическая культура в оценке старшеклассников. Физ. культура в школе. — 1991. — № 9. — С. 41−47.
  49. Г. И. Исследование индивидуальных особенностей физического развития и некоторых двигательных качеств подростков в период полового созревания: Автореф. дис.. канд. биол. наук. Л., 1971.- 17 с.
  50. А.Ю. Развитие выносливости школьников VI-VIII классов на уроках физической культуры в зависимости от стадий их полового созревания. Автореф. дис. канд. пед. наук. Каунас. — 1987. — 20 с.
  51. Н.М. Система занятий // Физическая культура в школе.- 1982.-№ 1.-С. 24.
  52. В.М., Вербицкий Г. И., Луговцев В. П., Кузнецов А. П. Индивидуальные различия двигательных качеств у подростков // Теория и практика физической культуры. 1972. — № 10. — С. 43−46.
  53. В.М. Диагностика тренированности: Методические рекомендации. Челябинск, 1978. — 28 с.
  54. В.М. К проблеме предпосылок развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 5−6. -С. 41.
  55. В.Н. Физическое и военно-патриотическое воспитание старшеклассников по месту жительства в связи с подготовкой к службе в Вооруженных Силах СССР: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1979. -22 с.
  56. А.Б. Болезни сердца у детей. JL: Медгиз, 1952. — С. 256.
  57. В.Т. Эффективность внедрения форм двигательной активности для повышения уровня физической подготовленности школьников I-VIII классов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1982. -21с.
  58. И.Н. Особенности гемодинамики у детей в норме и при некоторых патологических состояниях: Автореф. дис.. докт. биол. наук.-М., 1974.-39 с.
  59. И.Н. Сравнительная оценка некоторых абсолютных и относительных показателей гемодинамики у детей и подростков // Вопросы охраны материнства и детства. 1975. — № 10. — С.13−15.
  60. С.П. Исследование связи между умственной и физической работоспособностью школьников 7−14 лет: Автореф. дис.. канд. биолог, наук. М, 1981. — 21 с.
  61. И.И. Некоторые показатели артериального кровяного давления у практически здоровых детей и подростков по данным тахоос-циллографии. Баку, 1972. — Т.36. — С. 105−106.
  62. Е.М. Игры на переменах для школьников 7−8 классов. -М.: Физкультура и спорт. 1985. — 48 с.
  63. М.А. Педагогические основы нормирования и контроля соревновательных и тренировочных нагрузок: Автореф. дис.. докт. пед. наук.-М., 1982.-36 с.
  64. А.С. Соотношение компонентов физической нагрузки на уроках физической культуры // Физ. культура в школе. 1986. — № 6. — С. 20−21.
  65. JI.JI. Мышечная сила и ее возрастные изменения: Метод. разраб. для студентов, аспирантов и слушателей фак. усовер. ГЦО-ЛИФК (а). М., 1985.-26 с.
  66. B.C. Выносливость и некоторые свойства нервной системы // Теор. и практ. физич. культуры. 1972. — № 9. — С. 38−41.
  67. В.Г. Характер и дозировка различных упражнений при внеклассных занятиях со школьниками 11−12 лет, страдающими ожирением: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Ворошиловград, 1984. — 21 с.
  68. Э.А. Двигательная координация школьников в зависимости от возраста, пола и занятий спортом: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1986. — 23 с.
  69. С.Д. Пути совершенствования организации внеклассной работы по физическому воспитанию школьной молодежи НРБ: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1977. — 24 с.
  70. А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. Минск: Нар. Асвета, 1978. — 88 с.
  71. А.А. Проблема «критических» периодов онтогенеза и ее значение для теории и практики физического воспитания // Очерки по теории физической культуры: Труды ученых соц. стран. М.: Физкультура и спорт, 1984. — С. 211−224.
  72. А.А. Физическая культура в школьном возрасте // Основы теории и методики физической культуры. / Под. ред. А. А. Гужаловского. М.: Физкультура и спорт, 1986. — С. 231.
  73. А.А. Возрастное развитие системы кислородного обеспечения организма и ее совершенствование в процессе занятий спортом: Автореф. дис. д-ра биол. наук. М., 1973. — 51 с.
  74. И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. Минск: Вышейш. шк., 1985. — 256 с.
  75. В.И., Казначеев С. В. Оценка функциональных возможностей организма человека / Новые методы научных исследований в клинической и экспериментальной медицине. Новосибирск, 1980. — С. 28−31.
  76. В.М. Применяя метод доверия // Физ. культура в школе. 1991.-№ 1.-С. 47−52.
  77. Э.Д. Четвертая школьная реформа в России: Пособие для преподавателей. М.: Информпресс, 1994. — С. 163.
  78. В. Плоды паркетной физкультуры // Советский спорт. -1987. 28 апр.
  79. В.В., Травин Ю. Г. Комплексное развитие двигательных качеств у детей 11−12 лет // Физкультура в школе. 1979. — N 9. — С. 15.
  80. В.В. Развитие выносливости, быстроты и силы у школьников и их воспитание на уроках физической культуры в пятых классах: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1982. — 24 с.
  81. H.JI. Биологический возраст критерий дифференцированного подхода к девочкам- подросткам при развитии двигательных качеств // Физиология развития школьника: Тезисы докл. IV Всесоюз. конф.-М., 1990.-С. 98.
  82. В.Н., Чуб А.В. Научить трудиться // Физ. культура в школе. 1988. — № 7. — С. 35−36.
  83. И.Т., Синани Н. Д. Из опыта подготовки значкистов ГТО в вузе // Теория и практика физической культуры. 1974. — № 6. — С. 49−50.
  84. Ю.Д. В новых условиях новая учебная программа // Физ. культура в школе. — 1987. — Т 10. — С. 29−33.
  85. А.Г. Развитие выносливости к марш-броску у юношей 15−17 лет на уроках физической культуры: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1981. — 23 с.
  86. А.И. Развитие двигательных качеств девочек школьного возраста на уроках физической культуры в связи с особенностями их биологического возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1972. — 22 с.
  87. В.В. Рекомендации (позиции) американского института спортивной медицины // Теор. и практ. физ. культуры. 1989. — № 2. — С. 56−61.
  88. В.В., Сонькин В. Д. Оптимизация двигательных режимов на основе типологических особенностей индивида // Физическая культура индивида. 1994. — С. 21.
  89. В.В. Методология индивидуального подхода в оздоровительной физической культуре на основе современных информационных технологий: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. -М., 1995. 47 с.
  90. В.Н. Повышение артериального давления у детей в возрасте от 10 до 17 лет // Вопросы педиатрии и охраны материнства и детства. 1957. — № 2. — С.27−29.
  91. В.Н. Гипертоническое состояние у детей и подростков. -М., 1962.-21с.
  92. В.М. Вопросы переноса тренированности в двигательных действиях // Координация двигательных вегетативных функций при мышечной деятельности человека. М.- Д.: Наука, 1965. — С. 12−15.
  93. В.М. Физические качества спортсмена (основы теории и методики физического воспитания). М.: Физкультура и спорт, 1966. — С.29−76
  94. В.М. Физические качества спортсмена: Основы теории и моторики воспитания. 3-е изд. — М.: Физкультура и спорт, 1970. — 200 с.
  95. С.М. Два варианта планирования материала урока // Физ. культура в школе. 1978. — № 5. — С. 17−18.
  96. В.А. Выполнение домашних заданий // Физ. культура в школе. 1982. — № 1. — С. 29.
  97. Н.Д. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников в процессе внеклассной и внешкольной физкультурно-массовой работы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1977. — 23 с.
  98. Л.Я. Программирование занятий оздоровительной направленностью. Теор. и практ. физ. культуры. 1990. — № 1. — С. 31−34.
  99. С.И. Статистические модели дифференцированной оценки двигательных возможностей детей и молодежи: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1997. — 23 с.
  100. Е.П. Психология физического воспитания: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. N 2114"Физическое воспитание". М.: Просвещение, 1987. — 287 с.
  101. И.Н. Артериальное давление и его связь с физиологическими и средовыми факторами у школьников 7−17 лет: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1983. — 23с.
  102. В.А. Физическая подготовленность подростков 15−16 лет, обучающихся в профессионально-технических училищах // Физическое воспитание и школьная гигиена: Сб. статей. М., 1978. — С. 53−64.
  103. А.В. Методика освоения программного материала на уроках физкультуры 7−8 классов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1989.-23с.
  104. А.В. Какой быть авторской программе // Физ. культура в школе. 1994.-№ 2. — С. 48.
  105. В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск, 1973. — 76 с.
  106. В.П., Баевский P.M. Индивидуальные особенности адаптивных реакций у человека и проблема донозологической диагностики // Адаптация и проблемы общей патологии. Т. 2. — Новосибирск, 1974. -С. 34−38.
  107. В.П. Очерки теории и практики экологии человека -М.: Наука, 1983.
  108. Р.А. Физиология и патология сердечно-сосудистой системы детей и подростков. М.: Медицина, 1973. — 325 с.
  109. Р.А. Школьная медицина. М., 1975. — С.382.
  110. Р.А. Особенности гемодинамики в периоде полового созревания // Биологический возраст и возрастная периодизация. М., 1978. -С.60−68.
  111. Р.А., Панавене В. В., Преснякова Н. М. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку // Новые исследования по возрастной физиологии. -М.: Педагогика, 1980. № 1. — С.33−37.
  112. М.Г. Спортшкола в школе. М.: Физкультура и спорт, 1985. — 80 с.
  113. М.Г. Урок после урока. М.: Физкультура и спорт, 1987.- 108 с.
  114. М.Г. Основная задача всестороннего физического развития // Физ. культура в школе. 1991. — № 10. — С. 8.
  115. В.Л., Белоцерковский З. Б., Любина В.Г. PWCm проба для определения физической работоспособности // Теория и практика физической культуры. — 1969. — № 10. — С. 37−40.
  116. В.М. Ближе к жизни // Физ. культура в школе. 1974. — № 4. — С. 27−29.
  117. И.В. Нейроэндокринные особенности пубертатного периода // Педиатрия. 1980. — № 2 — С. 74−78.
  118. А.А. Влияние занятий футболом на физическую работоспособность детей и подростков. В кн.: Актуальные проблемы физического воспитания и спорта: Матер-лы конф. молодых ученых ГЦОЛИФКа. М., 1975, С. 25−27.
  119. А.И., Чтецов В. П. Биологические проблемы учения о конституции человека. Л.: Наук, 1979. — 44 с.
  120. Г. М. Особенности тренировки выносливости девочек 10−16 лет в зависимости от степени полового созревания: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1975. — 27 с.
  121. Д.В., Сельверова Н. В. Физиолого-педагогические аспекты полового воспитания. М.: Педагогика, 1978. — 224 с.
  122. Д., Барта Э., Кокавец М. Приспособление организма к повышенным требованиям мышечной деятельности / Физиологическое увеличение сердца. — Братислава, 1986. — С. 9−35.
  123. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов общеобразовательной школы / Мин-во просвещения СССР: АПН СССР. -М., 1985. 50 с.
  124. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979.- 175 с.
  125. М. Урок физкультуры // Советская Россия. 1987.7 мар.
  126. Е.А. Эволюция рефлекторной регуляции сердечной деятельности. Д.: Медицина, 1965.-250с.
  127. В.М., Сонькин В. Д., Ратушная Л. И. Частота сокращений сердца у подростков разного уровня полового созревания в рестуционном периоде после работы до отказа // Теория и практика физической культуры. 1985. -№ 8. — С. 27.
  128. Г. И. Звуковой метод исследования артериального давления. М.: Медгиз, 1959. — 275 с.
  129. Ю.Я. Разработка и применение должных норм физической подготовленности учащихся 15−18 лет: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 1984, — 19 с.
  130. Э. Строение тела и характер. М., 1924. — 44 с.
  131. А.В. Функциональное состояние сердечно-сосудистой и симпато-адреналовой систем школьников 11−16 лет: Автореф. дис.. канд. биолог, наук. Казань, 1990. — 19 с.
  132. З.И., Сергеев B.C. Дискуссия завершена. Работа над новой программой продолжается // Физ. культура в школе. 1974. — № 8. -С. 28−35.
  133. З.И. Когда и чему. Критические периоды развития двигательных качеств школьников. Физкультура в школе, 1975, № 1, С. 7−9.
  134. Г. Ф. Биометрия. М.: Высшая школа, 1990. — 351 с.
  135. Г. Ф. Гипертоническая болезнь. М., 1950. — С. 496.
  136. С.П., Балябин В. К., Смыковская P.M., Савельев А. Ю. Стандарты морфофункционального развития школьников г.Ульяновска. -Ульяновск: ИПК ПРО, 2000. 28 с.
  137. Е.Н. Чтобы повысить двигательную активность //Физ. культура в школе. 1982. — № 12. — С. 15−18.
  138. Е.Н. Формы и методы повышения двигательной активности девушек 16−18 лет: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1984. -24 с.
  139. Н.И. Методика реализации индивидуального подхода в развитии скоростно-силовых качеств юношей 15−17 лет с применением ЭВМ: Автореф.. дис. канд. пед. наук. Москва, 1994. — 24 с.
  140. Н.И., Сонькин В. Д., Зайцева В. В. Учет индивидуальных особенностей при дозировании скоростно-силовой нагрузки в занятиях с юношами-старшеклассниками // Физическая культура индивида.-М., 1994.-С. 133.
  141. Лях В.И., Кофман Л. Б., Мейксон Г. Б. Комплексная программа физического воспитания учащихся V-XI классов общеобразовательной школы. -М., 1992. 34 с.
  142. Лях В.И., Кофман Л. Б., Мейксон Г. Б. Комплексная программа физического воспитания учащихся X-XI классов общеобразовательной школы. -М., 1992. 34 с.
  143. Лях В.И., Мейксон Г. Б. Программа физического воспитания учащихся 1−11 классов с направленным развитием двигательных способностей. М., 1993. — 64 с.
  144. Ю.Г. Типологические особенности адаптации подростков к физическим нагрузкам. Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1988. -24 с.
  145. И.Н. Зависимость проявления двигательных способностей от особенностей морфологического строения школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1986. — 21 с.
  146. А.А. Развитие человека и надежность биологической системы // основы морфологии и физиологии организма детей и подростков.-М., 1969.-С.5−13.
  147. А.А. Вопросы возрастной физиологии. М.: Просвещение, 1974. — 223 с.
  148. Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 199 с.
  149. А.П. Развитие выносливости мальчиков 7−10 лет на уроках физической культуры в период лыжной подготовки: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1980. — 22 с.
  150. А.П., Непопалов В. Н. Физическая культура: Физкультура или развитие человека. // Теория и практика физической культуры. -1994.-№ 9. -С. 2−6.
  151. В.Б. Новая физическая культура что это такое // Физ. культура в школе. — 1991. — № 4. — С. 8.
  152. A.JI. Техника статистических вычислений. М.: Физмат, 1961. — 213 с.
  153. B.C. Изменение дыхания у подростков и юношей под воздействием спортивной тренировки: Автореф. дис.. канд. биол. наук. -Киев, 1969.-23 с.
  154. В.А. Развитие выносливости при беге в медленном темпе у мальчиков 10−15 лет в зависимости от степени биологического созревания // Проблемы возрастной физиологии. М., 1976. — С. 129−130.
  155. .А., Дарская С. С. Современное состояние учения о конституции детей и подростков // Оценка типов конституции детей и подростков. М., 1975. — С. 13−29.
  156. .А. Факторы роста и морфофункционального созревания организма. М: Наука, 1979. — С. 174.
  157. .А. Адаптация, конституция и моторика // Теор. и практ. физич. культуры. 1989. — № 1. — 44 с.
  158. И.В. Программирование циклических нагрузок в занятиях студентов с учетом их индивидуальных особенностей: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1993. — 24 с.
  159. И.В., Сонькин В. Д. Индивидуальный подход в физическом воспитании студентов // Физическая культ, индивида: Сб. научных трудов. М., 1994. — С. 81−96.
  160. В.А. Военно-патриотическое воспитание школьников допризывного возраста в процессе занятий физической культурой: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1977. — 22 с.
  161. М.К. Кровообращение у детей в норме и патологии. -М.: Медицина, 1976. 312 с-
  162. Основы управления подготовкой юных спортсменов. / Под общ. ред. М. Я. Набатниковой. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 280 с.
  163. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техн. физ. культ. / Под ред. А. А. Гужаловского. М.: Физкультура и спорт, 1986.- 352 с.
  164. Н.А. Исследование индивидуальных особенностей физической раб-сти детей. В кн.: Развитие двигательных способностей у детей. М., 1976, с. 143−144.
  165. В.В. Особенности гемодинамики и варианты развития сердца у современных школьников: Автореф. дис.. канд. биолог, наук. -М., 1979.-21 с.
  166. Н.А., Филеши П. А. Комплексный подход к изучению возрастных особенностей сердечно-сосудистой системы школьников // Возрастные особенности физиологических системы детей и подростков. -М., 1981.-С.115.
  167. Ю.А. Содержание и методика направленной физической подготовки юношей 16−17 лет с учетом требований ВС СССР: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1991. — 23 с.
  168. Д.М. Индивидуализация физического воспитания юношей 17−18 лет на основе учета структуры моторики. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1993. — 24 с.
  169. В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов -М.: Физкультура и спорт, 1986. 286 с.
  170. С.М. Особенности физического развития и физической подготовленности мальчиков 12−16 лет с различными объемами двигательной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Малаховка, 1982. -24 с.
  171. В.П. Настало время кардинальных перемен // Физ. культура в школе. 1988. — № 4. — С. 28−30.
  172. Н.М. Взаимосвязь сократительной функции миокарда с основными показателями гемодинамики у современных школьников 7−17 лет: Автореф. дис.. канд. биолог, наук: М., 1979. — 20 с.
  173. Е.С. Разработка дидактической проблемы индивидуального подхода в СССР // Индивидуальный подход к школьникам в процессе обучения. Горький, 1974. — С. 7−10.
  174. Jl.И. О комплексном развитии основных двигательных качеств юношей старших классов // Физическая культура в школе. -М., 1985.-№ 12. С.32−33.
  175. С.Л. Идти в ногу со временем // Физ. культура в школе. -1988.-№ 7.-С. 34−35.
  176. И.В. К вопросу об обосновании программных нормативов и оценок физической подготовленности студентов вуза // Теор. и практ. физической культуры. 1979. — N9. — С. 53−54.
  177. Н.П. Нормирование тренировочных нагрузок для подготовки студентов к выполнению нормативов комплекса ГТО: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1983. — 18 с.
  178. А.Д. Эффективность различных объемов двигательной деятельности в подготовке учащихся на основе нормативного физкультурного комплекса ГТО (I и II ступени): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1972. — 20 с.
  179. Г. П. Физическое развитие школьников. М.: Просвещение, 1968. — 160 с.
  180. Ю.И. Критерии педагогического контроля и методика развития функций мышц стопы у школьников в процессе физического воспитания: Автореф. дис.. канд пед. наук М., 1973. — 20 с.
  181. Л.К., Чемоданов В. И. Структурно-функциональные особенности эндокринной системы // Физиология подростка / Под ред. Д. А. Фарбер. М., 1988. — С. 53−71.
  182. Г. Н., Калюжная Р. А. Союз врача и педагога. М.: Знание, 1972.- N6. — С. 59.
  183. Г. Н. Влияние факторов внешней среды на уровень артериального давления у детей и подростков // Вестник АМН СССР. 1978. -№ 8. -С.63−67.
  184. В.И. Совершенствование двигательных навыков скоростно-силового характера у школьников 10 и 14 лет на уроках физической культуры: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1980. — 20 с.
  185. Е.А. Повышение двигательной активности школьников на уроках физической культуры с учетом педагогических и психологических факторов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1982. — 20 с.
  186. .А. Опыт исследования взаимосвязи между результатами двигательной деятельност детей и уровнем их физического развития: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1969. — 23 с.
  187. .А., Лиошенко В. П., Лисицкая Т. С. Исследование физической работоспособности подростков-спортсменов и их сверстников не занимающихся спортом //. Материалы 13-й Всесоюз. конф. по спорт, медицине. М., 1973. С. 146.
  188. Н.Р. Принцип избирательности режимов циклической нагрузки // Теор. и практ. физической культуры. № 3. — 1993. — С. 2−6.
  189. Спортивная метрология: Учебник для институтов физической культуры / Под ред. В. М. Зациорского. М.: Физкультура и спорт, 1982. -256 с.
  190. В.Д. Растем сильными и выносливыми. М.: Знание, 1987. — 96 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Физкультура и спорт" — № 2).
  191. В.Д. Энергетика мышечной деятельности // Физиология подростка / Под ред. Д. А. Фарбер. М.: Педагогика, 1988. — С. 83−93.
  192. В.Д. Энергетическое обеспечение мышечной деятельности школьников: Автореф. дис. докт. биол. наук. М., 1990. — 50 с.
  193. В.Д., Зайцева В. В., Тиунова О. В. Проблема тестирования в оздоровительной физической культуре // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 8. — С. 7−12.
  194. В.Д. и др. Конституция и физическое здоровье человека // Физическая культура индивида. М., 1994. — С. 11.
  195. В.Д., Зайцева В. В., Куличевский Д. В. и др. Конституция и физическое здоровье человека // Физическая культура индивида: сб. научн. трудов. М., 1994. — С. 6−20.
  196. Е.Г. Соотношение средств обучающего и тренирующего воздействия на уроках физической культуры в IV-VI классах: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1987. — 23 с.
  197. М.Я., Абдуллаев А. Р. Гипертонические и гипотонические состояния у детей и подростков. М.: Медицина, 1973. — 208 с.
  198. В.И. О мерах по развитию физического воспитания и спорта в США // Теория и практика физ. культуры. 1970. — № 1. — С. 7478.
  199. Дж. Рост и конституция человека // Биология человека. -М.: Мир, 1979.-С. 366−471.
  200. С.П. Показатели гемодинамики и электролиты крови у детей здоровых и с нарушением сосудистого тонуса: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1976. — С. 18.
  201. Теория и методика физического воспитания: Учебник для ин-тов физ. культуры / Под ред. Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова. М.: Физкультура и спорт, 1976. — Т. 1. — 302 с.
  202. Теория и методика физического воспитания: Учебник для ин-тов физ. культуры / Под ред Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. М.: Физкультура и спорт, 1976. — Т. II. — 354 с.
  203. О.В., Сонькин В. Д. Модель рациональной классификации физических нагрузок // Моделирование и комплексное тестирование в оздоровительной физической культуре: Сборник научных трудов. М., 1991. — С.45−57.
  204. О.В. Соотношение объемов физических нагрузок различной направленности в занятиях с мужчинами среднего возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: 1994. — 22 с.
  205. Ю.Г. Исследование закономерностей возрастных изменений выносливости и построение многолетней тренировки юных бегунов на средние дистанции: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1975. 31 с.
  206. Н.В. Особенности комплексного воспитания выносливости различного типа у девушек 14−17 лет на уроках физической культуры: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1986 — 21 с.
  207. И.Б. Уровень артериального давления у школьников 7−17 лет г.Москвы // Кардиология. 1980. — Т.20. — № 4. — С.58−60.
  208. И.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников. М.: Педагогика, 1985. 85 с.
  209. И.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников: Автореф. дис.. докт. мед. наук.-М., 1986.-43 с.
  210. Тур А.Ф. Анатомо-физиологические особенности детского возраста // Руководство по педиатрии. М., 1960. — Т.1. — С. 136−146.
  211. Тур А. Ф. Многотомное руководство по педиатрии. М., 1969. -Т.1.- 327 с.
  212. В.А., Кудрявцев В. В. К стартам готов ! / Под ред. В. Г. Панаева. М.: Физкультура и спорт, 1982. — С. 86−93.
  213. Уроки физической культуры в 7−8 классах средней школы / Под ред. Г. П. Богданова. М., Просвещение, 1986. — 223 с.
  214. В .Л. ГТО: Техника движений (с основами контроля и оптимизации) / Под ред. В. М. Зациорского. М.: Физкультура и спорт, 1987. -111с.
  215. Фаиз Сайд Одталла Абу Арида. Сравнительная эффективность основных средств физической подготовки юношей 12−16 лет: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1987. — 22 с.
  216. Д.А., Корниенко И. А., Сонькин В. Д. Физиология школьника. М.: Педагогика, 1990. — 64 с.
  217. Ф.С. Развитие двигательной функции в школьном возрасте // Основные закономерности роста и развития детей и критерии периодизации: Материалы докладов симпозиума (Одесса. 16−17 сент. 1975 г.). Одесса, 1975. — С. 227−228.
  218. Физическая культура: Образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы / Н. И. Алексеева, В. З. Афанасьев, А. И. Бессуднов и др.- Под ред. А. П. Матвеева. М.: Радио и связь, 1995. -216 с.
  219. Физкультура в режиме продленного дня школы / Под общ. ред. С. В. Хрущева. М.: Физкультура и спорт, 1986. — 112 с.
  220. П.А. Возрастные особенности некоторых функциональных характеристик сердечной деятельности современных школьников: Автореф. дис.. канд. мед. наук. -М., 1978. 20 с.
  221. В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учебн. пособие для институтов и техникумов физ. культуры. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 128 с.
  222. Д.А. Методика реализации индивидуального подхода в физическом воспитании старшеклассников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1994. — 23 с.
  223. Н.А., Филин В. П. Возрастные основы физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1972. — 176 с.
  224. Е.А. Изменение морфофункциональных показателей и спортивных результатов у конькобежцев 11−15 лет различного биологического возраста в процессе обучения и тренировки: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1976. — 15 с.
  225. П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1970.
  226. Л.П. Теоретическое и экспериментальное обоснование типов адаптации в спорте // Теор. и практ. физической культуры. -1991.-№ 7.-С. 21−24.
  227. Л.П. Физиологические и биохимические аспекты адаптации организма юных спортсменов к интенсивным режимам мышечной деятельности. Автореф. дис.. докт. биол. наук. М., 1992. — 45 с.
  228. А.Г., Антропова М. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1990. — 319 с.
  229. Е.П. Конституция и биохимическая индивидуальность человека. М.: Изд-во Московского ун-та, 1990. — 25 с.
  230. С.В., Пирогова В. А. Методические аспекты профилактического использования массово-оздоровительных форм физической культуры / Под ред. проф. Епифанова В. А. // Лечебная физическая культура. М.: Медицина, 1987. Гл. 2 — С. 501−507.
  231. В.М. Физическое развитие и половое созревание юных спортсменов: (Учеб. пособие). Волгоград: ВГИФК, 1988/89). — 54 с.
  232. Е.М. Статистические методы прогнозирования. М.: Статистика, 1977. 200 с.
  233. В.П. Строение тела и спорт. М.: Изд-во МГУ, 1968. — 25с.
  234. В.П. Конституция человека // Морфология человека и животных. Антропология. М., 1974. — Т.6. — С. 71−99.
  235. Э.Я. Характеристика гемодинамики в различные возрастные периоды у детей: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Красноярск. -1981.-24 с.
  236. Шапошникова Г, К. Артериальное давление у детей и подростков в условиях муссонного климата Приморья: Автореф. дис.. канд. мед. наук. -М., 1983.-25 с.
  237. В.Н. Особенности раздела «гимнастика» // Физ. культура в школе. 1983. — № 9. — С. 15−18.
  238. В.Б. К проблеме врожденного и приобретенного в развитии двигательных способностей / Проблема генетической психофизиологии человека. М.: Наука, 1978. — С. 155−169.
  239. Ф.Е. Когда на пороге новый учебный год // Физ. культура в школе. 1985. — № 7. — С. 2−7.
  240. Н.И. Зависимость между мышечной силой и сома-тометрическими признаками детей в пубертатный период (10−14 лет): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1971. — 30 с.
  241. В.В. Влияние спортивной тренировки на состав смешанных скелетных мышц человека // Теор. и практ. физич. культуры. -1989.-№ 2.-С. 48−50.
  242. В.В., Петрухин В. Г. Состав мышечных волокон смешанных скелетных мышц как фактор конституции человека // Теор. и практ. физич. культуры. 1991. — С. 38−40.
  243. Н.Н., Коробков А. В., Янасис С. В. Физиологические и биохимические основы теории и методики спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1960. — 406 с.
  244. Н.Н. Биохимия спорта. М.: Физкультура и спорт, 1974, — 158 с.
  245. Astrand P.O., Rodahl К. Textbook of work physiology. Physiologi-kal basis of exercise. New York. — 1977. — p.691.
  246. Baomgarten S. It Can Be Done // J. of Physical Education, Recreation and Dance.-1984. Vol.55.-N7.-P.55−59.
  247. Bengston E. The working capacity in normal children, evaluated by submaximal exercise on the bicycle ergometer and compared with adults // Acta Med. Scand. 1956. — 2. — P. 90−109.
  248. Benech A. Stades pubertaires, tension arteriale et pulscher les garoons de 13 ans // Rev.Soc.niometr.hum. 1968. — 3. — p. 53−67.
  249. Benyldiz P.O. Prediction of Maximal Uptake in Boys 11−13 years of age // Eur. J.Appl.Physiol., 1980.-43.-p.213−219.
  250. Bridigkeit W., Richter H. Metodische und diagnostische Probleme bei der Blutdurchmessung in Kindesalt // z. Arztl. Fortbild, 1976. B.70.-№ 4.-S. 1268−1271.
  251. Brouha L. Physiology in industry Evaluation of industrial stresses by the Oxford: Pregamon Press, 1960. XII.- 145 p. Gauthier Villars, 1963.
  252. Deschamps I., Andre I. Tension arterielle entri 4 et 18 aus // Rev. Pediatr., 1977. v.13. — № 5. — p.41−46.
  253. Czabo Т., Mescaros J. Relationschir of bone age phusical development and fithetic performanse alle the of //to 12 ucars // Anthonopol Korl. -1980. 24. — № 1−2. — P. 263−267.
  254. Ekblom B. Effect of physical training in adolescent boys // J.Appl. Physiol. 1969. — 27. — № 3. — P. 350−355.
  255. Frey G. Didaktiche Aspekte der Schulleicht Athletik. // Sportunterriht. 1984. — № 6. — S. 205−206.
  256. Funk D.C. Tlfesl of phusical education on titness and motor development of trainable wentally netarded children // Researeh Quarterly. -1971. № 42. -P. 30−34.
  257. George H., Ribisl P.M. Maximal oxygen uptake during swimming of young compititive swimmers 9 to 17 years of age // Res. Guart, 1979. V.50. -№ 4. — P.574−582.
  258. Gurses C., Binjidiz P., Goknan N. The effects of various training methods on oxygen transport system in children 11−13 years of age. Turkich scientific Research Conncil TAG. Istambul. — 1978. — 338 p.
  259. Hilderbrandt R. Sportunterricht in der Primastufe. 1983. — № 1. — S.249.
  260. Hurrelman K. Schulische Lernarbeit im Jugendalten // Zeitschrifit fur Padagogik. 1988. — yg.34. -№ 6. — S.761−780
  261. Israel S. Herzfunktion bei treiningsbedingten extremen Bradikardien von 29−34 // Med. un Sport, 1975. № 7. p. 197−202.
  262. Jaworski L. Wychwonie Sznolue Fizycrne w Roznych Rrajach. -Warsawa, 1976. 397 p.
  263. Kirchhoff H.W. Praktische Funktions des Herzens in Kreislauf // J.S.Borth Munchen, 1965. — S.225−236.
  264. Klimt F., Pannier R. Pauflen D. Korperliche Belastung neun bis zehnjahriger Kinder durch einen 200-m-Lauf // Schweiz Zeitschrift Sportumed. 1971.-№ 3. -P. 21.
  265. Knuttgen H.G. Oxygen debt after submaximal physical exerise // J. Appl/ Physiol. 1970 — 29 — № 5. — P. 651−657.
  266. Kohler H. Untersuchungen zu entwicklungs Keunlinien der Ausdaner im Schulalter. 11 Theorie und Praxis der Korperkultur. 1976. — № 2. -S. 99−107.
  267. Londe S. Blood pressure standards for normal children as determined und office conditions // Clin.Pediatr. 1968. — V.7. — P.400−403.
  268. Meyners E. Badminton in der Schule. Sportdokument. // Literatur der Sportwissenschaft. 1984. — № 4. — S. 209.
  269. McMiken D.F. Maximum aerobic power and phusikal dimensions of children // Ann. Hum. Biol. 1976. — 3. — № 2. — P. 141−147.
  270. Omelka F., Bystry J., Bcuchalova M. Krechi Tlak Monnodobe sledovany u skolny miodeze // Cg.Pediat. 1980. — V.35.-n 4. — p.216−220.
  271. Rahn S. Durch Systematische Schulung der Sprungkraft zu Hoheren Leistungen. // Korperziehung. 1961. — № 1. — S. 41.
  272. Rishey H.G. The blood pressure in boys and girls before and after puberty. Am. I.Dis.childr. — 1931. — V.52. — 6. p. 1281−1330.
  273. Tanner J.M. Crowtk ot abolischnel: Oxford Blachwell., 1962. 2301. S.
  274. Tanner J.M. The physigue of the olibpic athlete. London: G. Allen &Unbin, 1964.-44 p.
  275. Savage J.M., Dollon M.J., Tayior J.F. Clinical evaluation and comparison of the infrosonde, arreriosinde and mercurysphygmon anometer in measurement of blood pressure in children // Arch.Dis.Child. 1979. — V.54. -№ 3.-P. 184−189.
  276. Sheldon W.H. The varieties of temperament. A psychology of constitutional differences. N. Y., 1942.- 620 p.
  277. Shoenfeld Y., Keren G., Birnfetd Ch., Age, weight and heart rate at rest predictors of aerobic Fitness // J. Sports Med and Phys. Fitness. 1981. -V.21.n 4. — P. 377−382.
  278. Sjostrand T. Changes in the Respiratory organs of workmen at one oresmelding work // Acta Med. Scand. 1947. — Suppe. 196 — P. 687−699.
  279. Veicsteinas A., Gussoni M. et al. Cardiac output and cardiac lood during isometrie exereise in man // Boll. 1982. V. 58.-n 8, p. 457−461.
  280. Wahlund H. Determination of the physical working capasity // Acta Med. Scand. 1948. — Suppe. 215 — 132 p.
Заполнить форму текущей работой