Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие силовых способностей юношей на уроках физической культуры в общеобразовательной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработана теоретически обоснованная методика проведения уроков физической культуры по развитию силовых способностей юношей, которая включает подготовительную часть (общеподготовительная микрочасть: решение задач общей подготовки организма к мышечной деятельности, активизации нервных и обменных процессовспециально-подготовительная микрочасть: решение задач активизации аэробных процессов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНОШЕЙ
    • 1. 1. Возрастные особенности развитая силовых способностей школьников
    • 12. Характеристика средств и методов развитая силовых способностей у детей школьного возраста.'
      • 1. 3. Анализ методических подходов развитая силовых способностей детей на уроках по физической культуре
      • 1. 4. Анализ режимов физических нагрузок, направленных на развитие физических качеств
  • ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Методы исследования
    • 2. 2. Организация исследования
  • ГЛАВА 3. ТЕОРЕТИКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНОШЕЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
    • 3. 1. Физиологические основы развитая силовых способностей юношей 15−17лег
    • 2. Развитие силовых способностей у юношей на уроках по физической культуре в общеобразовательной школе
      • 3. 3. Одноцелевые уроки физической культуры как средство развитая силовых способностей у юношей
      • 3. 4. Анализ эффективности экспериментальной методики развития силовых способностей юношей
  • ГЛАВА 4. ОБСУЖД ЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ВЫВОДЫ

Развитие силовых способностей юношей на уроках физической культуры в общеобразовательной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время в теории и практике физического воспитания наиболее остро стоит проблема совершенствования физической подготовленности юношей в общеобразовательной школе. Выход данной проблемы на первые позиции в системе физического воспитания подрастающего поколения обусловлен проявляющимся в последние годы выраженным несоответствием между уровнем физической подготовленности 4 юношей и постоянно возрастающим уровнем требований к ней, предъявляемым ей со стороны общества. Проявляющееся несоответствие, в первую очередь, определяется требованиями к будущим военнослужащим, приобретением юношами профессий для работы в органах МВД России, а также освоением многих других общественно значимых профессий.

В структуре физической подготовленности юношей в общеобразовательной школе на уроках физической культуры силовая подготовка является одним из ведущих направлений, обеспечивающих возможность эффективного решения педагогических задач, обусловленных разнообразием двигательной деятельности. В современной научной литературе накоплены определенные знания об особенностях методики силовой подготовки юношей, о выборе средств и методов развития силовых способностей [3- 31- 33- 46- 71- 140- 163].

В отдельных исследованиях приводятся данные о возрастных закономерностях развития силовых способностей в онтогенезе, показана целесообразность использования акцентированных педагогических воздействий в так называемые «сенситивные периоды» развития организма [3- 16- 21- 72- 110- 145- 154- 160- 161].

В ряде публикаций приводятся экспериментальные данные об особенностях ответных реакций организма школьников на выполнение нагрузок силовой направленности, о характере энергообеспечения при разных режимах работы [1- 27- 45- 47- 106- 161].

Вместе с тем, вопросы развития силовых способностей как направленного педагогического процесса, имеющего свою относительную самостоятельность и определенную последовательность, не имеют необходимого научного обоснования в системе общей физической подготовки старшеклассников. Как показывает практика, включение отдельных элементов развития силовых способностей в структуру комплексных уроков физической культуры является недостаточно эффективным. Данный подход часто не обеспечивает в полной мере развитие силовых способностей, необходимых для выполнения нормативных требований школьной программы по физическому воспитанию. Кроме того, отсутствует единство мнений специалистов в вопросе о рациональных подходах к построению процесса силовой подготовки, распределении физических нагрузок на отдельном уроке и в системе урочных форм занятий, сопряженности учебного материала по развитию силовых способностей и содержания разделов школьной программы. Анализ научно-методической литературы показал, что научно-методические подходы к проблеме о влияния силовых упражнений на развитие других физических способностей, эффективности их развития в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы не разработаны.

Анализ научно-методической литературы по теме исследования позволил выявить противоречия:

1. Между современными требованиями к уровню подготовленности юношей, которые имеют низкий уровень развития силовых способностей, и качественным освоением учебного материала общеобразовательной программы.

2. Между необходимостью поиска рациональных педагогических средств воздействия на организм занимающихся и их оптимальным распределением во времени учебного процесса, направленного на развитие силовых способностей юношей на уроках физической культуры в общеобразовательной школе.

На основании анализа актуальности и противоречий выделена проблема, которая заключается в поисках научно-методических подходов в развитии силовых способностей юношей на уроках по физической культуре в общеобразовательной школе.

Это определило выбор темы исследования: «Развитие силовых способностей юношей на уроках физической культуры в общеобразовательной школе».

Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методику развития силовых способностей юношей на уроках физической культуры в общеобразовательной школе.

Объект исследования: процесс развития силовых способностей юношей.

Предмет исследования: методика проведения уроков физической культуры в общеобразовательной школе, направленная на развитие силовых способностей юношей.

Гипотеза исследования: предполагается, что развитие силовых способностей юношей будет проходить эффективнее, если:

— разработана и внедрена методика проведения уроков физической культуры, по разделам школьной программы, направленная на развитие силовых способностей юношей;

— выявлены, обоснованы и учитываются возрастные особенности развития силовых способностей на уроках физической культуры;

— определены структура, содержание, форма и объем физических нагрузок в развитии силовых способностей у юношей на уроках по физической культуре.

Задачи исследования:

1. Выявить и теоретически обосновать возрастные особенности развития силовых способностей юношей.

2. Определить и охарактеризовать структуру, содержание, форму и объем физических нагрузок на уроках физической культуры, направленных на развитие силовых способностей юношей.

3. Разработать, обосновать и экспериментально проверить методику проведения уроков физической культуры, направленную на развитие силовых способностей юношей, по разделам школьной программы.

4. Обосновать надежность сохранения достигнутого результата после прекращения направленных воздействий на развитие силовых способностей юношей.

Теоретико-методологической основой исследования являются следующие концепции и теоретические положения:

— теория и методика физического воспитания [Л.П. Матвеева, А. П. Матвеева, В.И. Ляха].

— единства законов развития детей с разными двигательными способностями [В.М. Зациорский, А. Н. Гужаловский, В. К. Бальсевич, Я.С. Вайнбаум]. физиологических механизмов утомления, восстановления Ф.С.

Фарфель.

— физиологической природы произвольных движений [И.П. Павлов, A.A. Ухтомский, H.A. Бернштейн].

— принцип возрастной адекватности направлений многолетнего процесса физического воспитания [Л.П. Матвеев, А.Н. Гужаловский].

— теория и методика педагогических исследований Б. А. Ашмарина. Научная новизна исследования:

1. Доказана необходимость развития силовых способностей как относительно самостоятельного процесса в структуре общей физической подготовленности юношей, в котором должно быть следующее распределение: упражнения, связанные с решением задач соответствующего раздела школьной программыупражнения, направленные на развитие собственно-силовых способностейупражнения, направленные на развитие силовой выносливости;

2. Обоснованы формы физических нагрузок на уроках физической культуры: линейно-восходящая форма — при развитии скоростно-силовых способностей и волнообразная форма — при развитии силовой выносливости;

3. разработана теоретически обоснованная методика проведения уроков физической культуры по развитию силовых способностей юношей, которая включает подготовительную часть (общеподготовительная микрочасть: решение задач общей подготовки организма к мышечной деятельности, активизации нервных и обменных процессовспециально-подготовительная микрочасть: решение задач активизации аэробных процессов энергообеспечения, усиления деятельности дыхания и кровообращения) — основную часть (развивающая микрочасть: выбор состава специализированных упражнений, последовательности их предъявления и методов выполнения для решения задач развития силовых способностей юношейвосстановительная микрочасть: выбор состава педагогических средств, направленных на увеличение скорости утилизации продуктов анаэробного энергообмена из организма, восстановление функциональной активности нервных процессов) — заключительную часть: подготовка организма школьника к последующей деятельности, снятие усталости, напряжения, подведение итогов урока;

4. выявлена и экспериментально обоснована дискретность процесса силовой подготовки, обусловливаемая логикой прохождения разделов школьной программы, которая не препятствует достижению суммарного тренировочного эффекта в процессе развития силовых способностей юношей.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что разработанная методика проведения одноцелевых (однонаправленных) уроков физической культуры для развития силовых способностей юношей, выявленные формы физических нагрузок на уроках физической культуры (линейно-восходящая форма — при развитии скоростно-силовых способностей и волнообразная форма — при развитии силовой выносливости) вносят вклад в теорию и методику физического воспитания школьников.

Практическая значимость исследования состоит в возможности применения предложенной методики проведения одноцелевых (однонаправленных) уроков физической культуры, выявленных форм физических нагрузок, созданных комплексов физических упражнений в практике работы учителей физической культуры общеобразовательных школ для развития силовых способностей юношей.

Полученные данные могут использоваться в процессе профессиональной подготовки специалистов по физической культуре в педвузах, в послевузовском образовании учителей физической культурыв практике физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений.

Достоверность основных положений и выводов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных параметров исследованияиспользованием комплекса методов исследования, адекватных его объекту, цели, задачам и логикепреемственностью и взаимообусловленностью результатов, полученных на разных этапах исследованиярепрезентативностью объема выборки и статистической значимостью опытных данныхсочетанием количественного и качественного анализов материалов исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. При распределении учебного материала в целостном учебно-воспитательном процессе соотношение факторов педагогического воздействия должно ориентироваться на возрастные особенности приростов как межвидовых, так и внутривидовых параметров силовых способностей.

2. Структура одноцелевых уроков физической культуры, направленных на развитие силовых способностей юношей, должна определяться в зависимости от содержания учебного материала школьной программы.

3. Научные подходы к разработке методики развития силовых способностей юношей 10−11 классов должны соотноситься с закономерностями биологически детерминированного развития организма учащихся, что должно отражаться, в первую очередь, на структуре распределения учебного материала во времени педагогического процесса, при определении величин физических нагрузок и характера их изменения в системе урочных занятий. 4. Дискретность (прерываемость) процесса силовой подготовки, обуславливаемая логикой прохождения основных разделов школьной программы, не препятствует достижению суммарного тренировочного эффекта в процессе развития силовых способностей, естественное развитие которых продолжается.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на базе лицея № 34 г. Тюмени, основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались в рамках всероссийских научно-практических конференций в городах: Сургут (2006) — Тюмень (2006) — Челябинск (2007) — Москва (2008) — Омск (2008) — Томск (2008).

Объем и структура диссертации. Диссертационное исследование изложено на 143 станицах, состоит из введения, четырех глав, содержащих 10 параграфов, заканчивающихся выводами, списка используемой и цитированной литературы, приложения. Структура исследования обусловлена поставленными задачами. Работа иллюстрирована 12 таблицами, 19 рисунками. Список используемой литературы содержит 188 источников, из них 175 на русском и 13 на иностранных языках.

выводы.

1. Неудовлетворительный уровень развития силовых способностей выпускников общеобразовательной школы определили необходимость выделения в структуре целостного учебно-воспитательного процесса физического развития юношей относительно самостоятельного разделасиловой подготовки. В ходе исследования установлены целесообразность и эффективность данного подхода при организации физического развития учащихся 10−11 классов общеобразовательной школы, сформулированы методические положения, на основе которых осуществляется силовая подготовка, разработаны эффективные ее средства и методы, определены последовательность и динамика нагрузок силового характера, как в отдельно взятом уроке, так и системе урочных занятий.

2. Силовая подготовка юношей осуществляется посредством комплексного педагогического воздействия на развитие основных силовых способностей (собственно-силовых, скоростно-силовых и силовой выносливости). Структурное ее построение определяется системой взаимосвязанных одноцелевых уроков, обеспечивающих своим специфическим содержанием достижение положительного тренировочного эффекта. Эффективность педагогических воздействий в одноцелевых уроках достигается на основе рационального применения физических нагрузок, определяемых возрастными закономерностями развития силовых способностей в онтогенезе. В системе одноцелевых уроков силовой подготовки юношей ведущими формами динамики физических нагрузок являются: при развитии силовой выносливости — линейно-восходящая (ступенеобразная) формапри развитии скоростно-силовых — волнообразная.

3. Установлено что, в сенситивные периоды при нарастающем объеме физических нагрузок, структура и направленность педагогических воздействий должны сохраняться постоянно. Изменение направленности и структуры педагогических воздействий на опережающие в своем развитии силовые способности ведет к снижению тренировочного эффекта и утрате ранее достигнутого уровня силовой подготовленности. Возобновление направленных воздействий на интенсивное развитие силовых способностей в границах установленного сенситивного периода обусловливает быстрое восстановление прежнего уровня и последующее ее повышение.

4. В ходе педагогического эксперимента определены структура и содержание одноцелевого урока силовой подготовки, выявлены временные параметры его основных элементов. В структуре урока выделяется три части: подготовительная, основная и заключительная. Подготовительная часть подразделяется на общеподготовительную микрочасть с выделением для ее проявления от 14,3% до 17,2% времени общего бюджета урока и специально-подготовительную микрочасть с выделением соответственно от 10,5% до 19,2% времени урока. Основная часть урока включает в себя развивающую микрочасть (от 31,4% до 48,2% времени урока) и восстановительную микрочасть (от 11,3% до 16,8% времени урока). На проведение заключительной части отводится от 10,2% до 12,7% времени урока.

5. Установлено, что в конце педагогического эксперимента приросты показателей у юношей экспериментальной группы составили: по силовой выносливостипо развитию скоростно-силовых способностейпо развитию собственно-силовых способностей статистически достоверны (р < 0,05), а у юношей контрольной группы приросты этих показателей составили лишь по силовой выносливости (р < 0,05), соответственно, по развитию скоростно-силовых способностейпо развитию собственно-силовых способностей статистически не достоверны (р > 0,05).

6. В ¦ направленном процессе силовой подготовки юношей, в объеме 32 уроков, целесообразно при использовании скоростно-силовых нагрузок моделировать семь «волн» их повышения с периодом колебания в 4−5 уроков. При применении нагрузок, направленных на развитие силовой выносливости, рекомендуется в начале педагогического процесса плавно наращивать нагрузку (от урока к уроку), а затем переходить к более значительному ее повышению. Нагрузки собственно-силового характера органически сочетаются с нагрузками скоростно-силового характера и с нагрузками, направленными на развитие силовой выносливости.

7. Выявлено, что дискретность (прерываемость) процесса силовой подготовки, обусловливаемая логикой прохождения основных разделов школьной программы, не препятствует достижению суммарного тренировочного эффекта в процессе развития силовых способностей, естественное развитие которых продолжается. Наличие же дискретности при направленном развитии силовых способностей, не подверженных естественному интенсивному росту, создает условия для их преимущественного поддержания на ранее достигнутом уровне.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Л.И. Врачебно-педагогические наблюдения на уроке / Л. И. Абросимова // Физическая культура в школе. 1979. — № 6. — С. 18−21.
  2. , Ф.К. Биомеханика ударных движений / Ф. К. Агашин. М.: Физкультура и спорт, 1997. — 207 с.
  3. , В.Г. Многолетняя тренировка юных спортсменов / В. Г. Алабин, A.B. Алабин, В. П. Бизин. Харьков: Основа, 1993. — 243 с.
  4. , М.В. Здоровье школьников: результаты лонгитюдного исследования / М. В. Антропова, Г. Г. Манке, Л. М. Кузнецова // Педагогика. -1995.-№ 2.-С. 26−31.
  5. , А.Ф. Некоторые предпосылки к обоснованию типологии процесса физического воспитания и спортивной подготовки / А. Ф. Артюшенко, Л. К. Солоха // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 9. — С. 20.
  6. , С.М. Методика физической подготовленности школьников в зависимости от уровня их физического развития : автореф. дис.. канд. пед. наук / С. М. Ахметов. Краснодар, 1996. — 24 с.
  7. , Б.А. Теория и методика педагогических исследовании в физическом воспитании / Б. А. Ашмарин. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 223 с.
  8. , В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи / В. К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1. — С. 23−25.
  9. , B.K. Физическая культура для всех и для каждого / В. К. Бальсевич. М.: Физическая культура и спорт, 1988. — 208 с.
  10. , О.Н. Пути и методы резкого повышения уровня общефизической подготовки детей в школе, располагающей обычной спортивной базой / О. Н. Баранков // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 2. — С. 50.
  11. , Н.В. Основы физической культуры старшеклассников / Н. В. Барышева. Самара: СГПУ, 1995. — 251 с.
  12. , М.М. Врачебный контроль за функциональным состоянием организма юношей старших классов / М. М. Безруких // Повышение физической подготовленности юношей IX-X классов общеобразовательной школы: сб. науч. тр.-М., 1981.-С. 24−47.
  13. , A.C. Возрастная педагогика / A.C. Белкин. Екатеринбург: УГПУ, 1999.-С. 245.
  14. , B.C. Методика развития физических качеств юношей / B.C. Богатырев. Киров: ФиС, 1993. — 216 с.
  15. , Е.Я. О структуре тестов, характеризуют: физическую подготовленность молодежи / Е. Я. Бондаревский // Нормативные требования советской системы физического воспитания: сб. ст. М., 1976. — С. 7−48.
  16. , К.К. Структура тренировочных нагрузок 15−16-летних бегунов на короткие дистанции в годичном цикле подготовки / К. К. Бондаренко, В. Г. Никитушкин // Физическая культура и спорт. 1996. — № 8. — С. 29−32.
  17. , А.И. Влияние спорта на организм школьников / А. И. Бурханов // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 4. — С. 12−14.
  18. , М.В. Система оценки физических кондиций юношей 15−17 лет : автореф. дис. канд. пед. наук / М. В. Бурчик. М., 1995. — 20 с.
  19. , Д.П. Возрастные особенности выносливости мальчиков школьного возраста при выполнении нагрузок разной мощности / Д. П. Бухреева. М.: Педагогическое общество России, 2000.
  20. , B.C. Теория и практика актуализации физического самовоспитания школьников : автореф. дис.. д-ра пед. наук / B.C. Быков. Челябинск, 1999. — 45 с.
  21. , Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников / Я. С. Вайнбаум. М.: Просвещение, 1991.-65 с.
  22. , Г. А. Физическая культура в оценке старшеклассников / Г. А. Васильков, М. П. Горин // Физическая культура в школе. 1991. — № 9. — С. 4147.
  23. , В.К. Проблема физического воспитания подрастающего поколения / В. К. Велитченко // Теория и практика физ. культуры. 1984. — № 4. -С. 30−31.
  24. , Ю.В. Актуальные проблемы современной теории и методики спортивной тренировки / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 8. — С. 21−28.
  25. , Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю. В. Верхошанский. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Физкультура и спорт, 1977.-215 с.
  26. , Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю. В. Верхошанский. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 331 с.
  27. , Н.М. Система занятий / Н. М. Воеводин // Физическая культура в школе. 1982. -№ 1. — С. 24.
  28. , Б.А. Спорт и развитие индивидуальности человека (опыт системного исследования) / Б. А. Вяткин // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 2. — С. 1−5.
  29. , A.B. Критерии оценки величины нагрузки на уроках физической культуры в школе / A.B. Гаськов // Материалы науч.-практ. конф. Улан-Удэ, 1995.-С. 95−96.
  30. , Н.Ф. Психолого-педагогические основы индивидуализации профессионального воспитания учащихся профессиональных учебных заведений : автореф. дис.. д-ра пед. наук / Н. Ф. Гейжан. СПб., 1995. — 41 с.
  31. , Б.Ю. Общая физическая подготовка и атлетизм на уроках в X-XI классах / Б. Ю. Гладенко // Физическая культура в школе. 2000. — № 3. — С. 1417.
  32. , М.А. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека / М. А. Годик, В. К. Бальсевич, В. Н. Тимошинин // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 7. — С. 24−32.
  33. , М.А. Сравнительный анализ эффективности различных систем физического воспитания в школах / М. А. Годик и др. // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 9. — С. 15.
  34. , A.C. Соотношение компонентов физической нагрузки на уроках физической культуры / A.C. Голенко // Физкультура в школе. 1986. — № 6. — С. 20−21.
  35. , JI.JI. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы: личностный аспект / JI.JI. Головина, Ю. А. Копылов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. — № 2. — С. 17−19.
  36. , Б.Р. Проблемы физического воспитания школьников в свете конференции в Коломне / Б. Р. Голощапов // Физическая культура в школе. -1998.-№ 5.-С. 2−6.
  37. , Н.М. К вопросу возрастных изменений скоростно-силовых качеств у юных бегунов на 400 метров / Н. М. Горохов // Проблемы физического воспитания и физиологии спорта: сб. науч. тр. Челябинск, 1994. — С. 78−79.
  38. , Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов / Г. Б. Горская. Краснодар: КГАФК, 1995. — 68 с.
  39. , A.C. О построении учебной программы по физической культуре в общеобразовательном учебном заведении / A.C. Гречко, Г. Я. Соколов // Проблемы и совершенствование школьной физической культуры: тез. науч,-практ. конф. Омск: ОГИФК, 1994. — С. 36−38.
  40. , A.C. Программы по физической культуре для 9−11 классов: Базовая часть / A.C. Гречко, В. Г. Хромин, Г. Я. Соколов // Физической образование Сибири. 1997. — № 2 (6). — С. 128−137.
  41. , A.A. Физическая подготовка школьника / A.A. Гужаловский. -Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1980. 151 с.
  42. , Н.И. Состояние опорно-двигательного аппарата и состава массы тела у подростков и юношей IX-X классов / Н. И. Гурова // Повышение физической подготовленности юношей IX-X классов общеобразовательной школы: сб. науч. тр. М., 1981. — С. 98−110.
  43. , JI.C. Особенности интенсивной силовой подготовки юных атлетов 12−13 лет / Л. С. Дворкин, C.B. Воробьев, A.A. Хабаров // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1997. — № 4. С. 33−40.
  44. , Л.С. Силовая подготовка школьников / Л. С. Дворкин, A.A. Хабаров. Краснодар: КГАФК, 1997.-236 с.
  45. , Л.С. Силовая подготовка юных атлетов / Л. С. Дворкин, Н. И. Младинов. Екатеринбург: УГУ, 1992. — 80 с.
  46. , С.С. Методические перспективы реализации новых технологий обучения движениям и совершенствования в школе / С. С. Добровольский, В. Г. Тютюков // Теория и практика физической культуры. -1997.-№ 6.-С. 24- 26.
  47. , В.А. К оценке физического состояния учащихся средних школ / В. А. Долгов, В. В. Лысенко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. — № 4. — С. 17−18.
  48. , Д.Д. Двигательная задача в спортивных действиях / Д. Д. Донской, C.B. Дмитриев // Теория и практика физической культуры. -1994. -№ 11. -С. 40−43.
  49. , Р.Н. Морфобиомеханическая оценка юного спортсмена : учеб. пособие / Р. Н. Дорохов. Смоленск: СГИФК, 1995. — С. 21−44.
  50. , С.Ф. Силовая подготовка школьников 12−15 лет с учетом их физиологической зрелости : автореф. дис.. канд. пед. наук / С. Ф. Евтушенко. — Краснодар, 1999.-21 с.
  51. , Г. А. Индивидуализация процесса развития двигательных способностей юношей 15−17 лет разных соматических типов на уроках физической культуры : автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. А. Единак. М., 1992.-25 с.
  52. , Ю.М. Занимайтесь гиревым спортом: Ритмы атлетизма / Ю. М. Зайцев, Ю. И. Иванов, В. К. Петров. М.: Советский спорт, 1991. — 48 с.
  53. , В.В. Методология индивидуального подхода в оздоровительной физической культуре на основе современных информационных технологий : автореф. дис.. д-ра пед. наук / В. В. Зайцева. М., 1995. — 47 с.
  54. , E.H. Энциклопедия физической подготовки: (методические основы развития физических качеств) / E.H. Захаров, A.B. Карасев, A.A. Сафонов- под общ. ред. A.B. Карасева. М.: Лептос, 1994. — 368 с.
  55. , В.М. Физические качества спортсмена: Основы теории и моторики воспитания / В. М. Зациорский. 2-е изд. — М.: Физкультура и спорт, 1970.-200 с.
  56. , В.В. Нормативы для юных бегунов: О тренировочных нагрузках по годам обучения для учащихся спортивных школ / В. В. Ивочкин // Тренер.1993.-№ 4.-С. 31−34.
  57. .Х. Структура и нормирование нагрузок, направленных на развитие силовых качеств на уроках физической культуры в 5−6 классахсредней школы: автореф. дне. канд. пед. наук / Б. Х Калмыков. М., 1989. -19 с.
  58. , А.Г. Совершенствование процесса физической подготовки допризывной молодежи (10−11 классы) на основе взаимосвязи урочных и внеурочных форм занятий: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. Г. Капустин. -Киров, 2003.-23 с.
  59. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов общеобразовательной школы / подгот. В. И. Ляхом, JI.B. Кофманом, Г. Б. Мейксоном- утв. ученым советом НИИ физиологии детей и подростков. — М.: МГП «Фемида», 1992. 111 с.
  60. Концепция содержания общего среднего образования в сфере физической культуры в 12-летней школе // Физическая культура в школе. 2000. — № 3. -С. 19−26.
  61. , В.Б. Проблема физических и двигательных качеств / В. Б. Коренберг // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 9. — С.24−27.
  62. , А.Н. Тренировка юных спортсменов / А. Н. Корженевский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. — № 1. -С. 28−33.
  63. , С.С. Теоретические и методические основы профессиональной физической культуры учащейся молодежи : автореф. дис.. д-ра пед. наук / С. С. Коровин. М., 1997. — 49 с.
  64. , Е.А. Дифференцированное физкультурное образование школьников: Монография / Е. А. Короткова. Тюмень: ТюмГУ, 2000. — 183 с.
  65. , Т.В. Социальная и биологическая обусловленность изменений в физическом развитии человека / Т. В. Корсаевская. JI.: Медицина, 1970. — 240 с.
  66. , A.A. Комплексная система подготовки школьников в различных видах легкой атлетики : автореф. дис.. д-ра пед. наук / A.A. Кудинов. М., 1994.-48 с.
  67. , Б. Энциклопедия выносливости / Б. Кудряшов. Краснодар: Советская Кубань, 1996. — 384 с.
  68. , B.C. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе / B.C. Кузнецов, Г. А. Колодницкий- М.: ВЛАДОС, 2002. 176 с. — (Б-ка учителя физической культуры).
  69. , B.C. Силовая подготовка детей школьного возраста : метод, пособие / B.C. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. М.: НЦ ЭНАС, 2002. — 200 с.
  70. , З.И. Критические периоды развития быстроты, силы и выносливости детей школьного возраста / З. И. Кузнецова // Тез. пятой науч. конф. по физ. воспитанию детей и подростков. М., 1972. — С. 144−145.
  71. , В.А. Должные нормы физической подготовленности юношей 910-х классов общеобразовательной школы / В. А. Кузьмин, Л. И. Рабушная // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 9. — С. 63.
  72. , Л.М. Культура, образование, развитие индивида / Л. М. Куликов. -М.: ФОН, 1990.- 188 с.
  73. , Б.Ф. Некоторые педагогические аспекты совершенствования процесса обучения в общеобразовательных школах / Б. Ф. Курдиков // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 9. — С. 10−14.
  74. , Б.Ф. Научно-педагогические аспекты совершенствования процесса обучения в общеобразовательных учебных заведениях нового типа средствами физической культуры : автореф. дис.. канд. пед. наук / Б. Ф. Курдюков. Краснодар, 1994. -25 с.
  75. , С.П. Еще раз о пользе домашних заданий / С. П. Левушкин, О. Ф. Жуков // Физическая культура в школе. 2003. — № 4. — С. 25−26.
  76. , С.П. Комплексная оценка физической работоспособности юношей 17−21 года : автореф. дис.. канд. биол. наук / С. П. Левушкин. -Казань, 1993.-22 с.
  77. , E.H. Затраты окупятся с лихвой: Тестирование двигательной подготовленности школьников / E.H. Литвинов // Физическая культура в школе. 1993.-№ 6.-С. 24.
  78. , Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технологии реализации / Л. И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1. — С. 11−17.
  79. , Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л. И. Лубышева. М.: ГЦОЛИФК, 1992. — 40 с.
  80. , Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. -1997.-№ 2.-С. 12−16.
  81. , В.П. Состояние и перспективы совершенствования физического воспитания школьников в свете современных концептуальных подходов / В. П. Лукьяненко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1999. — № 1−2. — С. 18−25.
  82. , Н.И. Методика реализации индивидуального подхода в развитии скоростно-силовых качеств юношей 15−17 лет с применением ЭВМ : автореф. дис. канд. пед. наук / Н. И. Лукьянченко. Москва, 1994. — 24 с.
  83. Лях, В. И. Двигательные способности: общая характеристика и основы теории и методики их развития в практике физического воспитания / В. И. Лях // Физическая культура в школе. 1996. — № 2. — С. 2−6.
  84. Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов / В. И. Лях, Л. Б. Кофман, Г. Б. Мейксон. М.: Просвещение, 1996. -С. 106−205.
  85. Лях, В. И. Методика физического воспитания учащихся 10−11 классов / В. И. Лях. -М.: Просвещение, 2001.-123 с.
  86. Лях, В. И. Силовые способности школьников: основы тестирования и методики развития / В. И. Лях // Физическая культура в школе. 1998. — № 1. -С. 6−13.
  87. Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании / В. И. Лях. М.: ACT, 1998. -271 с.
  88. , А.Н. Особенности развития мышечной силы у детей и подростков / А. Н. Мартовский // Теория и практика физической культуры. -1969. № 11.-С. 13.
  89. , А.Н. Эффективность методов развития мышечной силы в эксперименте с юношами 15−17 лет / А. Н. Мартовский // Теория и практика физической культуры. — 1970. № 1. — С. 52−53.
  90. , Г. М. Исследование энерготрат у юношей IX-X классов при выполнении ими физических нагрузок / Г. М. Маслова, В. Д. Сонькин // Повышение физической подготовленности юношей IX-X классов общеобразовательной школы: сб. науч. тр. М., 1981. — С. 63−75.
  91. , А.П. Не стоять по разные стороны баррикады / А. П. Матвеев // Физическая культура в школе. 2003. — № 2. — С. 2−5.
  92. , А.П. Оценка качества подготовки выпускников основной школы / А. П. Матвеев, Г. В. Петрова. М.: Дрофа, 2000. — 68 с.
  93. , А.П. Теоретико-методологические основы формирования учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе : автореф. дис.. д-ра пед. наук / А. П. Матвеев. М., 1997. — 70 с.
  94. , А.П. Физическая культура личности как проблема педагогики / А. П. Матвеев //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -1998.-№ 2.-С. 10−12.
  95. , А.П. Физическая культура: образовательная программа для учащихся средней образовательной школы (1−11 классов) / А. П. Матвеев. — М.: Радио и связь, 1995. 216 с.
  96. , Л.П. Теория и методика физической культуры : учеб. для ин-тов ФК / Л. П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.
  97. , Г. Б. Основы будущего закладываются сегодня / Г. Б. Мейксон, Ю. А. Копылов // Физическая культура в школе. 1994. — № 6. — С. 3−8.
  98. , В.Б. Новая физическая культура что это такое / В. Б. Мелихов // Физическая культура в школе. — 1991. — № 4. — С. 8.
  99. , Ю.В. Дескриптивно-конструктивный подход в обеспечении результативности физических упражнений /Ю.В. Менхин // Теория и практика физической культуры. — 1997. № 10. — С. 7.
  100. , Ю.В. Некоторые принципиальные вопросы физического оздоровления / Ю. В. Менхин // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы: тез. докл. междунар. конгресса. М., 1998. — Т. 2. — С. 534.
  101. Методическое руководство по комплексной программе физического воспитания учащихся I-XI классов // Физическая культура в школе. 1986. — № 1.-С. 27−32.
  102. , В.М. Школьная физическая культура: предметная дидактика и методика преподавания / В. М. Минбулатов //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. — № 1. — С. 10−14.
  103. , Т.М. Нормы и критерии оценки функциональных показателей и физических качеств школьников Краснодарского края 7−16 лет : автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. М. Михайлина. Краснодар, 1997. — 21 с.
  104. , М. Я. Балашова H.H., Кабачков П. И. Система тренировочных и соревновательных нагрузок юных спортсменов / М. Я. Набатникова, Н. Н. Балашова, П. И. Кабачков / под ред. М. Я. Набатниковой. М.: Физкультура и спорт, 1982. — С. 127−177.
  105. , Л.Д. Прыгучесть. Методика развития / Л. Д. Назаренко, С. М. Сафаев // Физическая культура в школе. 2003. — № 5. — С. 45−48.
  106. , Л.Д. Содержание и структура равновесия как двигательно-координационного качества / Л. Д. Назаренко // Теория и практика физической культуры. 1999. — № 1. — С. 54−58.
  107. , A.A. Валеологическое воспитание школьников средствами физической культуры : автореф. дис.. канд. пед. наук / A.A. Наин. -Челябинск, 2003.-23 с.
  108. Настольная книга учителя физической культуры / авт.-сост. Г. И. Погадаев- предисл. В. В. Кузина, Н. Д. Никандрова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Физкультура и спорт, 2000. — 496 с.
  109. , В.Г. Значение силовых качеств в тренировке юных спортсменов, занимающихся академической греблей / В. Г. Никитушкин, И. С. Епищев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. -№ 2. — С. 41.
  110. , В.Г. Некоторые итоги исследования проблемы индивидуализации подготовки юных спортсменов / В. Г. Никитушкин, П. В. Квашук // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 10. — С. 18.
  111. , В.Г. Совершенствование системы подготовки юных спортсменов / В. Г. Никитушкин // Теория и практика физической культуры. — 1993. -№ 8. -С. 40.
  112. , Б.В. Интегрально-антропометрические основы физического воспитания и детско-юношеского спорта / Б. В. Никитюк // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. — № 2. — С. 6−8.
  113. , Н.Г. Путь к успеху / Н. Г. Озолин. М.: Физкультура и спорт, 1980.-95 с.
  114. Оценка уровня физической подготовленности школьников 6−11-х классов/ P.A. Абзалов и др. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1999. — № 3−4. — С. 50−55.
  115. , Ю. Стречинг в атлетизме / Ю. Пеганов // Спорт в школе. 1997. -№ 2.-С. 10−12.
  116. , Ю.А. Содержание и методика направленной физической подготовки юношей 16−17 лет с учетом требований ВС СССР : автореф. дис.. канд. пед. наук / Ю. А. Пеганов. М., 1991.-23 с.
  117. , П.К. Методика преподавания гимнастики в школе / П. К. Петров. -М.: Владос, 2000. 447 с.
  118. , Л.П. Содержание физической подготовки выпускников СПТУ к прохождению службы в Вооруженных Силах : автореф. дис.. канд. пед. наук Л. П. Пилипей. -М., 1992.-21 с.
  119. , P.A. Физкультура и спорт: пути перестройки / P.A. Пилоян // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 7. — С. 3−7.
  120. , Д.И. Индивидуализация физического воспитания юношей 17−18 лет на основе учета структуры моторики / Д. И. Пискова. М., 1996. — 173 с.
  121. , Д.И. Индивидуализация физического воспитания юношей 17−18 лет на основе учёта структуры моторики : автореф. дис.. канд. пед. наук / Д. И. Пискова. М., 1996. — 23 с.
  122. Планирование учебной работы по физической культуре в общеобразовательной школе: учеб. пособие. Смоленск, 1993. — 48 с.
  123. , М.И. Индивидуализация контроля: тесты физической подготовленности ученика / М. И. Поляков // Физическая культура в школе. — 1994.-№ 1.-С. 22−24.
  124. , В.Б. 1001 упражнение для здоровья и физического развития / В. Б. Попов. — М.: Астрель- Аист, 2002. 208 с.
  125. , Л.Б. Оптимизация управления школьным образованием (региональный аспект) / Л. Б. Проскурякова. Анжеро-Судженск: Твердыня, 2002. — 224 с.
  126. , И.П. Совершенствование движений в спорте / И. П. Ратов, Ф. Н. Насритдинов. Ташкент: Изд-во им. Ибн-Сины, 1991. — 152 с.
  127. , В.А. Соотношение возрастного и индивидуального в структуре интенсивных и критических периодов развития / В. А. Сальников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. — № 4. — С. 20−24.
  128. , В. Современный урок: Допустим ли тренировочный подход / В. Сергеев // Физическая культура в школе. 1995. — № 3. — С. 6−7.
  129. , В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технологии / В. В. Сериков. Волгоград, 1994. — 248 с.
  130. , O.A. Психолого-педагогические основы индивидуализации спортивной подготовки дзюдоистов : автореф. дис.. д-ра пед. наук / O.A. Сиротин. М., 1996. — 48 с.
  131. , Г. И. Допрофессиональная подготовка учащихся V-VI специализированных спортивных классов : автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. И. Скворцов. Челябинск: УралГАФК, 1997.-20 с.
  132. , В.А. Применение переменных режимов сопротивления и облегчения при выполнении сгибаний и разгибаний рук в висе и упоре школьниками 14−17 лет : автореф. дис.. канд. пед. наук / В. А. Сланко. М., 1993.-20 с.
  133. , Ю.И. Спортивная метрология / Ю. И. Смирнов, М. М. Полевщиков. — М.: Академия, 2000. 232 с.
  134. , JI.C. Общеразвивающие упражнения для младших школьников / Л. С. Смирнова. -М.: ВЛАДОС, 2002. 160 с.
  135. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. 4-е изд. -М.: Советская энциклопедия, 1989. — 1632с.
  136. , Н.Ю. Организационно-методические основы диагностики спортивной одаренности : автореф. дис.. д-ра пед. наук / Н. Ю. Соколик. М., 1998.-49 с.
  137. , A.C. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник / A.C. Солодков, Е. Б. Сологуб. М.: Терра-Спорт- Олимпия-Пресс, 2001.-520 с.
  138. , В. Д. Возрастная динамика физических возможностей школьников / В. Д. Сонькин, В. В. Зайцева // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 9. — С. 26−29
  139. , В.Н. Определение тренировочных отягощений при занятиях силовыми упражнениями с юношами 15−17 лет / В. Н. Старченко // Тез. докл. 13 Всесоюз. науч.-практ. конф. 1991 — № 1. — С. 118.
  140. , В.И. Новые формы физкультурно-спортивной работы с учащейся молодежи / В. И. Столяров, Н. В. Кудрявцева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. — № 1. — С. 21−27.
  141. , И.В. Силовая подготовка учащихся ПТУ допризывного и призывного возрастов: Метод, пособие / И. В. Сухоцкий. М.: Высшая школа, 1990.-80 с.
  142. Теория и методика физического воспитания: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физическая культура» / Б. А. Ашмарин и др. М.: Просвещение, 1990. — 287 с.
  143. Теория и методика физической культуры (курс лекций): учеб. пособие / под ред. Ю. Ф. Курамшина, В. И. Попова. СПб., 1999, — 324 с.
  144. , С.А. Методика воспитания силовых способностей учащихся старших классов на уроках физической культуры : автореф. дис.. канд. пед. наук/С.А. Терехов.-М., 1991.-23 с.
  145. , Ю.Г. Развитие двигательных качеств у школьников / Ю. Г. Травин // Физическая культура и спорт в школе. 1981. — № 4 — С. 9−15.
  146. , Д.А. Физиология школьника / Д. А. Фарбер, И. А. Корниенко, В. Д. Сонькин. М.: Педагогика, 1990. — 64 с.
  147. Физическое воспитание учащихся 8−9 классов: пособие для учителей / В. И. Лях и др. -М.: Просвещение, 1998, 141 с.
  148. , В.П. Основы юношеского спорта. / В. П. Филин, H.A. Фомин. — М.: Физкультура и спорт, 1980. 256 с.
  149. , В.П. Педагогические методы исследования в спорте: учеб. пособие для слушателей ВШТ, аспирантов и студентов академии / В. П. Филин, В. Г. Семенов. -М.: РГАФК, 1993. 33 с.
  150. , В.П. Становление и перспективы развития теории и методики юношеского спорта / В. П. Филин //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1998. — № 2. С. 23−40.
  151. , Д.А. Методика реализации индивидуального подхода в физическом воспитании старшеклассников : автореф. дис.. канд. пед. наук / Д. А. Фильченков. М., 1995. — 23 с.
  152. , H.A. Возрастные особенности физического воспитания / H.A. Фомин. -М.: Физкультура и спорт, 1972. 174 с.
  153. , H.A. Физиологические основы двигательной активности / H.A. Фомин, Ю. Н. Вавилов. -М.: Физкультура и спорт, 1991. 224 с.
  154. Формирование техники спринтерского бега посредством направленного развития силы отдельных мышечных групп у юных атлетов / Е. Е. Аракелян и др. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. -№ 3. — С. 41.
  155. , A.A. Силовая подготовка школьников: (проблемы, возможности и перспективы) / A.A. Хабаров, JI.C. Дворкин. Краснодар, 1997. — 158 с.
  156. Хан, А. Н. Педагогические основы построения школьного урока физической культуры. / А. Н. Хан. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1975. — 147 с.
  157. , Е.П. Конституция и биохимическая индивидуальность человека / Е. П. Хрисанфова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 25 с.
  158. , Ю.Т. Методологические основы создания искусственной среды с управляющим силовым воздействие / Ю. Т. Черкесов // Проблемы биомеханики спорта: тез. докл. VII Всесоюз. науч. конф. М., 1991. — С. 158.
  159. , Ю.Т. Особенности проявления двигательных характеристик в связи с применением переменных режимов сопротивлений / Ю. Т. Черкесов, A.A. Кожемов // Материалы науч. конф. Нальчик, 1995. — С. 60−65.
  160. , Ю.Т. Проблема и методические детерминации режимов силового воздействия спортсменов с объектами управляющей предметной среды : автореф. дис.. д-ра пед. наук в форме науч. докл. / Ю. Т. Черкесов. М., 1993. -48 с.
  161. , Ю.Т. Спорт и научно-технический прогресс / Ю. Т. Черкесов // Проблемы совершенствования физического воспитания: материалы конф. -Нальчик, 1995.-С. 3−7.
  162. , Ю.А. Развивать физические качества у юношей 9−10 классов (на уроках физической культуры) / Ю. А. Чернов // Физическая культура в школе. -1988.-№ 10.-С. 23−27.
  163. , В.Т. Содержательное обеспечение учебного предмета «Физическая культура» в школе / В. Т. Чичикин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. — № 1. — С. 18−20.
  164. , В.Н. Научные основы развития самостоятельности у учащихся 617 лет при формировании физической культуры : автореф. дис.. д-ра пед. наук / В. Н. Шаулин. М., 1996. — 65 с.
  165. , JI.B. Влияние расширенного двигательного режима на антагонистическое развитие и физическую подготовленность детей и подростков : автореф. дис.. д-ра биол. наук / JI.B. Шаханова. М., 1998. — 50 с.
  166. , М.П. Статистика. Обработка спортивных данных на компьютере: учеб. пособ. для студ, высш. учеб. завед. физ. культуры / М. П. Шестаков, Г. И. Попов. М.: СпортАкадемПресс, 2002. — 278 с.
  167. , Ю.А. Педагогика физического воспитания школьников: книга для учителя / Ю. А. Янсон. Ростов н/Д: РГПУ, 1993. — 184 с.
  168. Belej M. Vyucovanie telesnej vychovy v novych Spolocens kychs Podmienkach //Proceedings of the international Scientific Conf. Physical Education under new social conditions /Edited by Ass. Prof Ph. Dr. M. Turek Presov, 1994. P. 13−26.
  169. DecherR. Sportunterricht in West-Europa// Sportunterricht, Schorndorf, 1992. -№ 12.-S. 507−518.
  170. Decker R. Education au sport pour tous //Bulletin FIEP, 1990. V.60. — № 1. -P. 7−19.
  171. Decker R. Schulsport in Europa — ein vergleichender Uberblick // Zieschang К., Buchmeier W. (Hersg.). Sport zwischen Tradition und Zukunft. Schorurdorf, 1992. — S. 234−237.
  172. Dr.Harold A.Lerch. Professor. The development of physical fitness in American public schools //Asian Journal of Physical Education. 1991. — V. 14. — № 1.
  173. Hummel A. Zu den Grundladen des Sportunterrichts in den Landern der ehemaligen sozialistischen Staatergemeinschaft //Sportunterricht Schorndorf. 1992. — № 12.-S. 494−501.
  174. Ljach W.J. Schulsport in der GUS/Rupland //Sportuntericht, Schorndorf. 1992. -№ 12.-S. 502−503.
  175. Morgan W.P. Physical Activity and Mental Health //In the Academy Papers. Champaign, H.K.P., 1994. P. 132−145.
  176. Stibbe G. Theorie in neueren Lehrplanen fur den Schulsport Probleme und Perspectiven // Sportunterricht, Schorndorf. — 1994. — № 2. — S.61−68.
  177. Tupu Dr. Schulsport in der CSRR // Sportunterricht, Schorndorf. 1992. — № 12. -S. 504−50
  178. Almond, L.A. Health focus physical education // Health and Physical Education Project Newsletter, 1988. -P. 1−16.
  179. Ljach W Die koordinative Vorbereitung des Sportlers in den Sportspielen der Manschaften /Science in Sports Team Games Ed. J. Bergier. Instytut Wych. Fiz. i Sportu. Biala Podlaska, 1995. S. 140−154.
Заполнить форму текущей работой