Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика физкультурно-оздоровительной работы с детьми 3-7 лет на основе оценки и коррекции физического состояния в условиях дошкольного образовательного учреждения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализируя данные, полученные в результате анкетного опроса родителей, бесед с дошкольниками и тестирования физической подготовленности, следует отметить, что в своей деятельности дети сориентированы на мало подвижный образ жизни (45% детей предпочитают просмотр телепередач или компьютерные игры всем остальным занятиям) — только 20% родителей оценивают состояние здоровья и физического развития… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И АДАПТАЦИИ В ДЕТСКИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО .IX УЧРЕЖДЕНИЯХ
    • 1. 1. Роль и место физического воспитания в формировании здоровья дошкольников
    • 1. 2. Физиологические особенности адаптации детей дошкольного возраста к физическим нагрузкам
      • 1. 2. 1. Возрастные особенности управления движениями
      • 1. 2. 2. Особенности возрастного развития физических качеств как основы двигательных способностей
      • 1. 2. 3. Влияние систематических физических нагрузок на развитие функциональных систем, здоровье и работоспособность детей дошкольного возраста
    • 1. 3. Особенности адаптации детей в системе детских дошкольных образовательных учреждений
      • 1. 3. 1. Программы физического воспитания для детей дошкольного возраста
      • 1. 3. 2. Инновационные направления в физическом воспитании детей дошкольного возраста
      • 1. 3. 3. Нетрадиционные методы, используемые при комплексном развитии физических качеств детей 3−7 лет

Методика физкультурно-оздоровительной работы с детьми 3-7 лет на основе оценки и коррекции физического состояния в условиях дошкольного образовательного учреждения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. В концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года сказано, что физическая культура и спорт является важной частью государственной col иалвнеэкономической политики, основная цель которой — эффективное использование возможностей физической культуры и спорта в оздоровлении нации, воспитании молодежи, формировании здорового образа жизни населения и достойное выступление российских спортсменов на крупнейших международных соревнованиях. [145].

Именно поэтому в структуре социальных явлений, способствующих всестороннему и гармоничному развитию каждого члена российского общества, одно из главных мест должна занимать физическая культура.

Ученые и практические работники давно утвердились во mi ении о дошкольном возрасте, как об одном из наиболее ответственных периодов онтогенеза человека в формировании физического здоровья и культурных навыков. [6, 20, 40, 73, 81, 109, 113, 154, 166, 196, 229, 231, 287, 288].

Дошкольное образование является первой ступенью общей педагогической системы, а само дошкольное образовательное учреждение, как и школа, может рассматриваться как социально-педагогическая система. Следовательно, дошкольное образование отвечает определенным свойствам: целенаправленности, целостности, полиструктурности, управляемости, взаимосвязи и взаимодействию компонентов, открытости, связи со ср< дой.

Система дошкольного образования переживает период перехода от использования единой образовательной программы к работе с детьми по вариативным программам и технологиям в контексте методологии развивающего обучения. В этих условиях предполагается создание в каждом дошкольном учреждении своей модели организации учебно-воспитательного процесса.

Однако физическое воспитание в детских дошкольных учреждениях Российской Федерации в его нынешнем виде не обеспечивает должным образом формирование основ физической культуры ребенка, не выполняет в достаточной мере свои культурологические и гуманизирующие функции. [34, 84].

В механизме реализации Концепции развития физической культуры и спорта говорится, что фундамент здоровья и положительного отношения к физической культуре закладывается в детстве, именно на этот этап в ближайшие годы необходимо обратить первостепенное внимание. В связи с этим, основные усилия должны быть направлены на повышение ответственности родителей за здоровье детейсовершенствование программно-методического и организационного обеспечения физического воспитания среди дошкольниковсоздание индустрии недорогих, но практичных и гигиеничных товаров и тренажеров для занятий физической культурой дошкольниковмассовое издание популярной литературы, видеокассет и компьютерных программсоздание при дошкольных учреждениях комплексных физкультурно-спортивных центров, включающих спортивный зал, бассейн, плоскостные сооружения, позволяющие обеспечить объем двигательной активности дошкольников не менее 4−6 часов в день. [145].

Но, к сожалению, в большинстве городов и сел, дошкольные учреждения продолжают оставаться однообразными в своей педагогической сущности. Такие направления создания адаптивной образовательной среды, как гибкий режим, учет индивидуальных особенностей ребенка, проведение разных форм занятий (малыми подгруппами, индивидуально и др.), остаются только областью далекой перспективы. [145, 240].

Несмотря на важность некоторых моментов авторских программ, которых в настоящее время достаточно много, они не обеспечивают полного взаимодействия всех компонентов данных программ и не решают проблему комплексного подхода в физическом воспитании дошкольников. В настоящее время становятся привычными тревожные данные о системном ухудшении состояния здоровья, снижении уровня физической и двигательной подготовленности детей. В связи с этим совершенствование старых и поиск новых организационно-методических подходов к физическому воспитанию дошкольников является актуальным.

Это определило научно-исследовательский интерес и актуальность данного исследования, касающегося проблем физического воспитания детей дошкольного возраста.

Объект исследования. Процесс физического воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет исследования. Методика физкультурно-оздоровительной работы с детьми 3−7 лет на основе оценки и коррекции физического состояния в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Теоретико-методологические основания исследования. В качестве отправных приняты следующие положения теории физической культуры:

• современные представления о формах и функциях физ гческой культуры (Б.А. Ашмарин, 1978; Л. П. Матвеев, 1982, 1991; С. А. Пономарев, 1992; Ж. К. Холодов, 2002 и др.) — [21, 175, 176, 205, 257 и др.].

• общие закономерности и направления физического воспитания и спортивной тренировки (В.К. Бальсевич, 1977;2000; А. А. Гужаловский, 1987; И. М. Козлов, 1996; И. М. Козлов, М. А. Правдов, 1993; Л. А. Матвеев, 1982, 1991; Ж. К. Холодов, 2002) — [33, 34, 35, 36, 37, 38, 39,40, 41, 42, 43, 94, 142, 175, 176, 177, 257].

• теория и методика профессионально-прикладных форм физ 1ческой культуры (М.Я. Виленский, 1990; В. А. Кабачков, 1986, 1992, 1993 и др.) — [75, 130, 131, 132].

• исследования индивидуальных основ физической культуры (Н.Н. Визитей, 1980; Л. И. Лубышева, 1992, 1997 и др.) — [74, 169, 170].

• научно-педагогические основы системы физического воспитания детей дошкольного возраста (М.Н. Алиев, 1984, 1995; В. К. Бальсевич, 1996, 2000; М. Гошева, 1988; Л. Д. Глазырина, В. А. Овсянкин, 1999; И. М. Козлов, 1996; А. Ф. Киселев, 2000; Т. И. Осокина, 1986; Л. Парамонова, 1994, 1997, 2003; М. А. Правдов, 1992; М. Рунова, 2000; Е. Б. Сологуб и др., 1993; А. С. Солодков, Есина Е. М., 1997; А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб, 2001; Э. Я. Степаненкова, 2001; Ю. К. Чернышенко, 1997;1999; С. Б. Шарманова,.

A.И. Федоров, 1998;1999; В. Н. Шебеко, 1998, 1999). [6, 7, 35, 36, 38, 40, 92, 86, 142, 137, 196, 199, 200, 201, 208, 223, 229, 231, 234, 263, 2612, 262,266, 267, 271, 272].

Естествено-научным основание послужили:

• теория функциональных систем (П.К. Анохин, 1975; Р. М Баевский., 1979, 2000; А. А. Гужаловский, 1987) — [13, 29, 30, 95].

• учение об адаптационных реакциях и резистентности организма (М.В.Антропова, 1983; Л. Х. Гаркави, Е. Б. Квакина, М. А. Уколова, 1990; В. Н. Захаров, 1993; А. Г. Кочетков, 1990; Ф. З. Меерсон, 1981, 1991; Г. И. Палеев, B.C. Щербаха, 1998; О. Г. Сорокин с соав^., 1996; Г. Селье, 1960, 1987, И. О. Тупицин, 1985) — [16, 82, 116, 151, 180, 181, 198, 182, 225,224, 241].

• здравосберегающие системы (М.Н. Алиев, 1984; А. А. Баранов с соавт., 1993, 2000; Т. И. Бабенко, И. Н. Каченский, 1995; О. П. Щепин, 1996; Ю. Е. Вельтищев, 1994; Ю. Е. Вельтищев, Э. А. Юрьева, 2000;

B.Н. Курысь, 1998; К. Д. Чермит, 1994, 1998, 2004; А. В. Шаханова, 2001, 2004). [7, 44, 45, 24, 277, 278, 72, 70, 159, 259, 260, 268, 269, 270].

Культурологическим, общепедагогическим и психологическим обоснованием послужили работы:

Ю. К. Бабанского, 1977, 1982; Л. С. Выготского, 1983, 1990; Л. А. Венгер, B.C. Мухина, 1988; А. В. Запорожца, 1986, 1994; М. С. Каган, 1987; Е. Е. Кравцова, 1991; И. М. Козлова, 1993; Ж Пиаже, 1969. [22, 23,73, 80,81, 113, 114, 115, 133, 152, 141,202] Цель исследования. Повышение уровня физ 1ческой подготовленности, физического развития и адаптации детей 3−7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Гипотеза исследования. Выдвинуто предположение о том, что применение предложенной нами методики физкультурно-оздоровительной работы с детьми 3−7 лет на основе оценки и коррекции физического состояния позволит повысить эффективность педагогического процесса, адаптационные возможности функциональных систем организма, создать благоприятные условия для гармоничного физического и психического развития ребенка и, таким образом, заложить фундамент крепкого здоровья.

Научная новизна. Дан анализ состояния системы дошкольного образования как исходной базы оценки и обоснования основных мероприятий по повышению результативности функционирования дошкольных учреждений. Показано некоторое несоответствие традиционно используемых программ по физическому воспитанию двигательным возможностям детей 3−7 лет. Экспериментально подтверждено позитивное влияние предложенной методики физкультурно-оздоровительной работы с детьми 3−7 лет на уровень физического состояния детей.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в разработке и внедрении комплексной методики физкультурно-оздоровительной работы с детьми 3−7 лет в условиях детского образовательного учреждения, использование которой решает комплекс педагогических задач физического воспитания, повышает эффективность занятий физической культурой, уровень физической подготовленности детей и их адаптационные возможности. Полученные экспериментальные данные могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе детских дошкольных учреждений, на факультетах повышения квалификации, в учебном процессе факультетов и институтов, а также колледжей физической культуры.

Апробирование и внедрение результатов исследования.

Результаты данного исследования внедрены в работу Комитета по науке и образованию г. Майкопа, в учебно-воспитательный процесс факультета дошкольного образования Адыгейского государственного университета, детского сада № 55, СОШ № 9 г. Майкопа, детского сада «Радуга» ст. Гиагинскойвыигран конкурс на лучшую муниципальную образовательную экспериментальную площадку 2000;2001 г «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми в системе общего валеологического образования в ДОУ Республики Адыгея» и внутривузовский грант «Технология валеологического образования в ДОУ» (2003).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Использование программ федерального уровня («Радуга», «Развитие», «Истоки», «Детство» и др.) — и программ, одобренных региону пьными экспертными советами («Дошкольное детство», «Здоровье с детства», «Синтез», «Юный эколог», «Я — человек», «Детский сад — дом радости» и др.) не решает задачу оптимизации двигательного режима в условиях дошкольного образовательного учреждения.

2. Использование нестандартного оборудования и нетрадиционных средств и методов физической культуры позволяет осуществить продуктивный педагогический подход для повышения уровня физического развития и физической подготовленности детей, для совершенствования их адаптационных возможностей и укрепления здоровья.

3. Авторская комплексная методика физкультурно-оздоровительной работы с детьми 3−7 лет в дошкольных образовательных учреждениях, создания с учетом региональных особенностей, как современная форма занятий, интегрирующая традиционные и нетрадиционные средства и методы физического воспитания, оздоровления и обучения j вляется эффективной.

Достоверность полученных результатов достигалась определенной продолжительностью исследования (5 лет), достаточным объемом выборки (184 чел.), корректным использованием адекватных методов регистрации и обработки полученных фактических данных.

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения, 4 глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы из 289 источников и 30 приложений. Диссертация изложена на 179 страницах машинописного текста, вкл-очая 17 таблиц, 29 рисунков. В ходе работы над диссертацией изучено 278 работ отечественных и 11 работ зарубежных авторов.

выводы.

1. Система дошкольного образования переживает период перехода от использования единой образовательной программы к работе с детьми по вариативным программам и технологиям в контексте методологии развивающего обучения. На этом фоне многие используемые в настоящее время в дошкольных учреждениях методики и программы федерального уровня «Радуга», «Развитие», «Истоки», «Детство» и др. и одобренные региональными экспертными советами «Дошкольное детство», «Здоровье с детства», «Синтез», «Юный эколог», «Я — человек», «Детский сад — дом радости» ориентированы на обучение основным движениям и не обеспечивают необходимого уровня двигательной активности.

2. Анализируя данные, полученные в результате анкетного опроса родителей, бесед с дошкольниками и тестирования физической подготовленности, следует отметить, что в своей деятельности дети сориентированы на мало подвижный образ жизни (45% детей предпочитают просмотр телепередач или компьютерные игры всем остальным занятиям) — только 20% родителей оценивают состояние здоровья и физического развития детей как хорошее, 71% - как удовлетворительное и 9% как плохоесистематически уделяют внимание физическому воспитанию детей только 9% родителей, по выходным — 26%, во время отпуска — 9% и 8% родителей посещают спортивные секции вместе со своими детьми- 48% вообще не уделяют внимание физическому воспитанию детей.

3. На основании полученного в результате применения методики физкультурно-оздоровительной работы с детьми 3−7 лет в условиях ДОУ экспериментального материала установлено, что во всех группах показатели, характеризующие физическую подготовленность достоверно положительно, изменялись. Наибольший прирост результатов получился в следующих тестах: «Поднимшие и опускание туловища» (14,9±3,6 раз в экспериментальной группе- 12,1±3,0 раз — в контрольной группе) — «Прыжок вверх» (35,0±-4,02 см в экспериментальной группе- 30,1 ±3,27 см — в контрольной группе) — «Сила кисти правой и левой рук», где у детей экспериментальной группы она составила 8,27±3,1 кг (правая рука), что в среднем на 2 кг больше, чем у детей контрольной группы и 5,58±2,87 кг (левая рука), где разница не достоверна- «Постукивание по дискам» (скорость постукивания у детей экспериментальной группы 19,3±-7,6с и 20,8±-3,4с — у детей контрольной группы). Эти тесты предназначены для измерения силы и силовой выносливости мышц туловища, взрывной силы, статической силы, скорости движения конечностей. Из пяти тестов, в которых наблюдается наибольший прирост, четыре теста для определения различного рода силы. Следующую группу составляют тесты: «Прыжок в длину с места», «Метание набивного мяча двумя руками», «Челночный бег», «Сесть и достать». Эти тесты предназначены для определения взрывной силы, силы мышц туловища, скоростно-силовых способностей, ско юстных способностей, гибкости • Наблюдается четкая положительная динамика в коррекции нарушений осанки. Так, различные варианты нарушения осанки в экспериментальной группе были отмечены только у 5% детей. В контрольной же группе отмечено некоторое увеличение количества детей с нарушением осанки (с 18 человек до 19 человек — от начала к концу эксперимента). Кроме того, у 41% детей контрольной группы, имеющих плоскостопие, оно сохранилось до конца эксперимента.

• Методика физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста оказывая корригирующее влияние на состояние опорно-двигательного аппарата, обеспечила гармоничность физического развития (в экспериментальной группе процент гармонично развитых детей вырос с 69 25% до 83%, в контрольной группе — с 68% до 70%) и повысила интегральный показатель физического благополучия детей (так, психомоторное напряжение: 51% - контрольная группа, 28% -экспериментальная группачувствительность к гипоксии (напряженность функционирования кардиореспираторной системы): 10 усл. ед. — контрольная группа, 7 усл. ед. — экспериментальная группаработоспособность сердца по индексу Руфье указывает на тенденцию ухудшения этого показателя для детей 6−7 лет контрольной группы и прив< >дит его в коридор с оценкой «слабо» — 12 усл. ед., дети экспериментальной группы этого возраста достигли относительно успешной адаптации с оценкой «удовлетворительно» — 5−7 усл. ед.

4. Анализ показателей заболеваемости в среднем по группам показал: в начале эксперимента 9,8 человека в год в экспериментальной группе, 13,8 человек-в контрольной группек концу периода наблюдения заболеваемость снизилась в обеих группах, что связано с возрастными изменениями иммунитета у детей. Однако у детей экспериментальной группы этот показатель снизился до 4,9 против 12,3 человек в год — в контрольной группе.

5. Изучение динамики показателей вегетативной регуляции кровообращения позволяет оценить характер адаптации к нагрузке у детей, занимающихся по экспериментальной методике следующим образом: оптимальные варианты реагирования на нагрузку наблюдались в два раза чаще у детей экспериментальной группы (индекс напряжения (ИН) увеличился от исходного уровня на 219,7% у детей экспериментальной группы, т. е. вегетативная реактивность была нормальнойв контрольной группе ИН увеличился на 160,33%, т. е. наблюдалась не достаточная активность симпатического отдела, и, следовательно, не адекватная вегетативная реактивность), чем у сверстников контрольной группы и в 4 раза реже — неудовлетворительная адаптация.

6. Практическое применение разработанной методики физкультурно-оздоровительной работы с детьми 3−7 лет в режиме ДОУ обеспечивает более высокий уровень работоспособности (на конец эксперимента PWC170 у мальчиков экспериментальной группы составил 1863 кг/м/мин, и 1384 кг/м/мин — в контрольной группеу девочек экспериментальной группы — 1749 кг/м/мин и 1417 кг/м/мин — в контоольной группе), а, следовательно, повышает адаптационные возможности организма детей.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Физические упражнения, как важнейшее средство физического воспитания, должны использоваться в самых разнообразных формах проведения занятий. Форма занятий существенно влияет на их содержание.

2. Физкультурные занятия с детьми дошкольного возраста, какую бы цель они не преследовали, необходимо проводить с учетом особенностей высшей нервной деятельности, психических процессов, морфофункционального статуса организма, биологического возраста (темпов созревания), уровня развития двигательных качеств.

3. Повышению двигательного потенциала дошкольников способствует частая смена общеразвивающих упражнений с использованием различных предметов, музыкального сопровождения.

4. Занятия ритмикой целесообразно проводить не менее 32 часов в год (т.е. не реже 1 раза в неделю для детей 4−5 лет) и, не менее 64 раз в год (2 раза в неделю) для детей 6−7 лет. Структура занятий должна состоять из следующих разделов: упражнения на ориентировку в пространстверитмико-гимнастические упражненияупражнения на выразительность движенийигры под музыкутанцевальные движения.

5. Необходимо перенести акцент с обучения основным движениям на развитие двигательных качеств, с целью повышения адаптивных возможностей детей, для чего:

— проводить конкурсы-соревнования на создание самого оригинального элемента, связки элементов с использованием предметов и без них;

— включать упражнения под музыкальное сопровождение, что развивает чувство ритма и положительно влияет на эмоциональную сферу;

— предлагать детям самостоятельно решать задачи-ci туации, искусственно созданные воспитателем, прогнозировать дальнейшее развитие последующих тактических моментов.

Для детей 4−5 лет необходимо отводить не менее 32 часов в год (т.е. не менее 1 раза в неделю) на занятия по развитию мелкой моторики. Обязательным условием является использование различных методов обучения: словесного (объяснение заданий, указания, оценка, подсчет и т. д.), наглядного (показ, демонстрация и т. п.), практического (разучивание по частям и в целом, игровой, соревновательный), а так же различных приспособлений и тренажеров.

В качестве дополнительной формы занятий по физическому воспитанию и коррекции осанки рекомендуется использовать фитбол-гимнастику, имеющую преимущества перед традиционными подходами.

В процессе занятий фитбол-гимнастикой следует:

— ознакомить детей с разными видами фитболов;

— научить выполнять упражнения в разных исходных положениях;

— научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе;

— научить выполнению комплексу общеразвивающих упражнений с использованием фитбола в едином для всей группе темпе;

— улучшать качество выполнения упражнений в равновесии;

Закаливание детей и использование фитотерапии с целью профилактики заболеваний проводить по разработанной схеме с учетом времени года и под строгим наблюдением врача;

В программу семинаров для воспитателей и работников по физической культуре дошкольных учреждений рекомендуется включить.

раздел «Повышение адаптивных возможностей организма дошкольников за счет комплексного развития физических качеств традиционными и нетрадиционными средствами физической культуры» со следующим примерным содержанием:

— взаимосвязь между уровнем физического развития и адаптационными возможностями детей;

— содержание и методика занятий ритмической гимнастикой для дошкольников;

— содержание и методика занятий фитбол-гимнасткой для дошкольников;

— использование элементов закаливания с целью повышения адаптивных возможностей детей;

— фитотерапия как одно из распространенных и доступных средств в профилактике заболеваний.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.В. Физиология человека/ А. В Аболенская. М., 1993.- Т.19. № 13. — С.148−157.
  2. Г. Л. Функции организма в условиях гипоксии и гиперкапнии /Г.Л. Агаджанян, А. И. Елфимов. М.: Медицина, 1986.-270 с.
  3. Е.К. Возрастная динамика двигательных и вегетативных функций в связи с мышечной деятельностью: Учеб. пособие / Е. К. Аганянц. Краснодар, 1991. — С. 5−7.
  4. Э.И. Баскетбол для дошкольников: Из опыта работы/ Э. Й Адашкявичене. М.: Просвещение, 1983. — 79 с.
  5. Р.И. Особенности физического и психофизического развития детей 6 лет/ Р. И. Айзман, Г. Н. Жирова// Начальная школа.- 1989.-№ 4.-С. 59−63.
  6. М.Н. Педагогические основы физического вое штания ослабленных детей в санаторном детском саду: Автореф. дис. д-ра пед. наук/М.Н. Алиев. Ростов-на-Дону, 1995. — 46 с.
  7. М.Н. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня дошкольников с ослабленным здоровьем: Методические рекомендации/ М. Н. Алиев. Ашхабад, 1984. — 90 с.
  8. Х.А. Музыкотерапия в трудах Ибн Сина/ Х. А. Аллояров //Здравоохранение Таджикистана. 1980. — № 5. — С. 15−18.
  9. А.А. Природные целебные средства/ А. А. Алтамышев — Фрунзе, 1985.-210 с.
  10. В.Г. Как воспитать здорового ребенка/ В.Г. Алямовская// Дошкольное воспитание. — 1993. № 9. — С. 4−18.
  11. .Г. Подготовительный период в первом классе и формирование готовности детей к обучению/ Б. Г. Ананьев, А. И. Сорокина. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955. — 46 с.
  12. Л.П. Повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях/ Л.П. Анашкина// Физическое воспитание детей дошкольного возраста. — М., 1982.-С. 65−75.
  13. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем /П.К. Анохин. М.: Медицина, 1975. — 447 с.
  14. Е.Н. Доклады АН СССР/ Е. Н. Антипенко, Н. Н. Когут //Сб. докладов-М., 1991. Т. 321.-№ 1. — С. 296−209.
  15. М.В. Возрастная физиология и школьная гигиена. Учебное пособие для студентов пед. институтов/ М. В. Антропова, А. Г. Хрипкова. М.: Просвещение, 1990 — 319с.
  16. М.В. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста //М.В. Антропова, М. М. Кольцова. М.: Педагогика, 1983. — 160 с.
  17. М.В. Морфофункциональные особенности детей дошкольного возраста/ М. В. Антропова, М.М. Кольцова
  18. У"/ //Морфофункциональное созревание основных физиолог дческихсистем организма детей дошкольного возраста. — М.: Педагогика. -1983.-С. 6−28.
  19. Г. Л. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида /Г.Л. Апанасенко, Р. Г. Науменко //Теория и практика физической культуры. 1988. — № 4. — С. 29−30.
  20. Г. Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека /Г.Л. Апанасенко. СПб: Петрополис, 1992. — 170 с.
  21. И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития/ И. А. Аршавский. М.: Наука, 1982. -270 с.7
  22. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании/ Б. А. Ашмарин. М.: ФиС, 1978. —223с.
  23. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общепедагогический аспект/ Ю. К. Бабанский. — М.: Педагогика, 1977.-254 с.
  24. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (методические основы)/ Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982.- 192 с.
  25. Т.П. Экспресс-оценка физического здоровья школьников, условий их обучения и воспитания: Метод, реком. /Т.И. Бабенко, И. И. Каченский. Ростов н/Д, 1995. — 32 с.
  26. Бабина J1.M. Влияние грязевых процедур различных температурных режимов на состояние детей больных ДДП / JI.M. Бабина //Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры. 1991 — № 4.- С.54−55.
  27. P.M. Временная организация функций и адаптационно-приспособительная деятельность организма /P.M. Баевский //Теоретические и прикладные аспекты временной организации биосистем. М.: Наука, 1976. — С. 88−111.
  28. P.M. Кибернетический анализ процессов управления сердечным ритмом /P.M. Баевский //Актуальные проблемы физиологии и патологии кровообращения. М.: медицина, 1976. -С. 161−173.
  29. P.M. Математические методы анализа сердечного ритма /P.M. Баевский. М.: Наука, 1968.-174 с.
  30. P.M. Проблемы здоровья и нормы: точка зрения физиолога /P.M. Баевский //Клиническая медицина. 2000. — № 4. -С. 59−64.
  31. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии /P.M. Баевский. М.: Медицина, 1979.- 295 с.
  32. В. Ритмическая гимнастика в детском саду /В. Баженова //Дошкольное воспитание. — 1993. № 9. — С. 29−31.
  33. В.Ф. Повышение эффективности становления психомоторных функций в процессе развития и обучения детей с помощью произвольных ритмов телесных усилий /В.Ф. Базарный Ч. IV, М., 1996.-С. 18.
  34. В.К. Актуальные проблемы физической актчвности человека /В.К. Бальсевич //Проблемы повышения эффективности системы подготовки спортсменов и развития массовой физической культуры. JL, 1983. — С. 26−32.
  35. В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) /В.К. Бальсевич //Теория и практика физической культуры. 1991. — № 7. -С. 22−36.
  36. В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи /В.К. Бг льсевич //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -1996.-№ 1.-С. 23−25.
  37. В.К. Концепция физического воспитания детей и Т'/ молодежи /В.К. Бальсевич //Физическая культура, спорт и здоровьенации: Мат. междунар. конгресса. СПб. — 1996. — С. 7.
  38. В.К. Научно-техническая революция и природа движений человека /В.К. Бальсевич //Современная научно-техническая революция и методологические вопросы физической культуры и спорта. Омск, 1977. — С. 17−19.
  39. В.К. Онтокинезиология человека /В.К. Бальсевич. — М.:
  40. Теория и практика физической культуры, 2000. 275 с.
  41. В.К. Социально-педагогический опыт подготовки спортсменов-олимпийцев и его использование в практике физического воспитания и детско-юношеского спорта / В. К
  42. , Л.И. Лубышева //Дети и олимпийское движение. -Новороссийск, 1993. С. 16−47.
  43. В.К. Теоретико-методологическое основание концепции формирования физической культуры человека в дошкольном возрасте /В.К. Бальсевич //Здоровый образ жизни: сущность, структура, формирование на пороге XXI века. Томск, 1996. — С. 913.
  44. В.К. Федеральная программа развития физической культуры и формирования здорового образа жизни населения России /В.К. Бальсевич М.: Комитет РФ по физической культуре, 1994. — С. 41−117.
  45. В.К. Физическая культура для всех и для каждого/В.К. Бальсевич. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 208 с.
  46. В.К. Физическая культура человека: состояние, проблемы и стратегия развития на перспективу (актовая речь) /В.К. Бальсевич. М.: ГЦОЛИФК, 1992. — 41 с.
  47. А.А. Медицинские и экологические проблемы охраны материнства и детства /А.А. Баранов и др. Нижний Новгород: Нижнолиграф, 1993. — 220 с.
  48. V 45. Баранов А. А. Фундаментальные и прикладные исследования попроблеме роста и развития детей и подростков /А.А. Баранов // Сб. науч. тр. VII российского нац. конгр. «Человек и лекар< тво». -Москва, 2000. С. 67−86.
  49. Ю.И. Перинатальная медицина и инвалидность с детства /Барашнев Ю.И. //Акушертво и гинекология. 1991. — № 2. — С. 121. X. 18.
  50. С.Н. Теоретические основы профессионально-творческого развития личности специалиста физической культуры и спорта/ С. Н. Бегидова. Майкоп, 2001. — 270 с. v
  51. Г. В. Музыкотерапия в коррекционном воздействии на дошкольника /Г.В. Беденко // Педагогическая диагностика и коррекция речи./ Под ред. М. А. Поваляевой. — Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 1997.-С. 231−235.
  52. М.В. Воспитание детей /М.В. Бениаминова 2-е изд. -М.: Медицина, 1981.-272 с.
  53. М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования /М.Н. Берулаева. М.: Педагогика. — 1994. — № 5. — С. 21−25.
  54. В. О новых актуальных программах по дошкольному образованию /В. Болотов //Дошкольное воспитание. 2003. — № 1. -С.4−11.
  55. Н.Р. Закономерности адаптации биологических систем/ Н.Р. Бородюк// Вестник МГУ. Химия. М., 1991. — 83с.
  56. Н. Физкультурно-спортивные праздники в детском саду. Новые подходы, методические рекомендации/ Н. Бочарова// Дошкольное воспитание. 2004. — № 1. — С. 46−51.
  57. Н.П. Мониторинг врожденных пороков развития / Н. П. Бочков //Российский вестник перинатологии и педиатрии. № 2. -1996. — С. 20−25.
  58. П. Чудо голодания /П. Брег. 2-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1990.-270 с.
  59. И.И. Валеология наука о здоровье /И.И. Брэхман — М.: Физкультура и спорт, 1980. — 208 с.
  60. И.И. Ребенок идет в школу /Будницкая И.И., Катаева А. А. М.: Педагогика, 1985. — 159 с.
  61. А. Медико-педагогическая работа /А. Бузунова //Дошкольное воспитание. 2003. — № 4. — С. 44−46.
  62. Э.Г. Здоровье и простые методы его оценки /Э.Г. Булич, И. В. Муравов. Симферополь: СГУ. — 1995. — 85 с.
  63. Р.С. Дружные ребята /Р.С. Буре //Обруч. 2002. — № 6. — С. 6−7.
  64. П.П. Планирование основных движений на физкультурных занятиях /П.П. Буцинская //Педагогическая практика студентов по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста». М., 1984. — С.98−110.
  65. Е.Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость/ Е. Н. Вавилова. М.: Просвещение, 1981. — С 1−12.
  66. Е.Н. Укрепляете здоровье детей: Пособие для воспитателя детского сада/ Е. Н. Вавилова. М.: Просвещение, 1986. — 12 S с.^ 64. Василевский Н. Н. Адаптивная саморегуляция функций/ Н.Н.
  67. . М., 1977. — С. 27−69.
  68. Е.А. Валеология для дошкольников/ Е. А. Вас лльева// Валеология. 2001. — № 2. — С.6.
  69. В.И. Физкультурные развлечения / В. И. Васюкова // Педагогическая практика по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста"/ Под ред А. В. Кенеман, Т. Н. Осокиной. М., 1984. — С. 163−169.
  70. М. Физиотерапия/ М. Вейсса, JI. Зебатого М., 1990. — 215 с.
  71. Ю.Е. Концепции риска болезни и безопасности здоровья ребенка: Лекция 2/ Ю. Е. Вельтищев //Российский вестник перинатологии и педиатрии: Приложение к журналу. 1994. — 83 с.
  72. Ю.Е. О значение методов лабораторной диагностики для профилактической (превентивной) педиатрии/ Ю. Е. Вельтищев,
  73. Э.А. Юрьева //Российский вестник перинатол. и педиатрии. — 2000. № 5. — С.6−14.
  74. Ю.Е. Рост ребенка. Закономерности, нормальные вариации, соматотипы, нарушения и их коррекция/ Ю. Е. Вельтищев. М., 1998. — 83 с.
  75. Ю.Е. Экология детства: социальные и медицинские проблемы/ Ю. Е. Вельтищев //Материалы Всероссийской научно-практической конференции. С.-Петербург, 1994. — С. 11−18.
  76. JI.A. Психология/ JI.A. Венгер, B.C. Мухина. М.: jПросвещение, 1988. — 336 с.
  77. Н.Н. Образ жизни, спорт, личность/ Н. Н. Визитей // Под ред. В. И. Столярова. Кишинев: Штиница, 1980. — 159 с.
  78. М.Я. Формирование физической культуры личности учителя в процессе его профессиональной подготовки: Автореф. дис. д-ра пед. наук/ М. Я. Виленский. М., 1990. — 84 с.
  79. А.А. Гормональные механизмы адаптации /А.А. Виру. JL, 1981.- 155с.
  80. И.М. Оценка антропометрических данных/ И. М. Воронцов //Вопр. охраны матер, и детства. — 1985. № 6. — С. 6−11.
  81. И.М. Современное состояние, тенденции и проблемы оценки физического развития детей из разных экологических и экономических районов России/ И. М. Воронцов, Н. А. Матвеева, Т. М. Максимова //Педиатрия. 1995. — № 4. — С. 50−51.
  82. Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении (извлечения)// Дошкольное воспитание. 2000. — № 5. — С. 149.
  83. JI.C. Вопросы теории и истории психологии /Л.С. Выготский //Собр. соч. /Под ред. A.M. Матюшкина. Т. 1. — М.: Педагогика, 1983.-368.
  84. JI.C. Собрание сочинений/ Под ред. А. В. Запорожца. -Т.1. М.: Педагогика, 1990 — С. 224−247.
  85. JI.X. Адаптационные реакции и резистентность организма/ -уJ1.X. Гаркави, Е. Б. Квакина, М. А. Уколова. Ростов н/Д., 1990.223с.
  86. Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770−1831). Педагогический словарь в двух томах/ Под ред. И. А. Каирова. — М.: Изд-во академии педагогических наук, 1960. Т. 1. — С. 229.
  87. A.M. Физическая культура и спорт как элементы образа yfc-j жизни и культуры детей в условиях социализма/ A.M. Гендин, М.И.
  88. Сергеев// Теория и практика физической культуры. 1987. — № 10. -С. 61−62.
  89. И.С. Нормативы физического развития детей дошкольного и раннего школьного возраста г. Санкт-Петербурга / И.С. Г шьбо. — СПб.: ЛГОУ, 1977. 145 с.
  90. Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошк. учреждений/ Л. Д. Глазырина, В. А. Овсянкин. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — С. 3−13.
  91. М.А. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека / М. А. Годик, В. К. Бальсевич //Теория и практика физической культуры. — 1994. № 5−6. — С. 2432.
  92. М.А. Спортивная метрология: Учебник для ин-тов физ. культуры /М.А. Годик. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 192 с.
  93. О.В., Айзман Р. И. Влияние нормированной физическойнагрузки на психофизиологическое развитие дошкольника/ О. В. Головин, Р. И. Айзман // Валеология. 1999. — № 1. — С. 47−52.
  94. Л.Г. Развитие движений у детей раннего возраста/ Л. Г. Голубева. М.: Центральный науч.-иссл. ин-т санитарного просвещения Мин-ва здравоохранения СССР. — 1977. — 38 с.
  95. В. Таинство сил исцеляющих/ В. Городинская. М., 1990.-215 с.
  96. М. Проблема повышения физической активности детей дошкольного возраста/ М. Гошева //Философско-социологические исследования физической культуры и спорта. М., 1988. — Бып. 1. -С. 102−103.
  97. Т.С. Педагогические условия оптимизации обучения детей 6-го года жизни основным движениям в детском саду (прыжки, метание, лазание): Автореф. дис.. канд. пед. наук/ Т. С. Грядкина Ростов-на- Дону, 1991. — 19 с.
  98. А.А. Итоги и перспективы изучения закономерностей онтогенеза физических способностей человека/ А. А. Гужаловский //Теория и практика физической культуры. 1987. — № 12. — С. 31−34.
  99. И.Е. Физическая культура в дошкольном образовательном учреждении/ И. Е. Гуляницкая, С.О. Филиппова/Физическое воспитание детей Санкт-Петербурга:
  100. У"'/ Материалы городской научно-практической конференции. — СПб., 1998.-С. 10−13.
  101. В.Е. Педагогика здоровья учащихся: Учебно-методическое пособие/ В. Е. Гурин. Краснодар, 1993. — 171 с.
  102. Л.С. Возрастные изменения мышечной силы и скоростно-силовых качеств / Л. С. Дворкин, А. С. Медведев. М., 1985. — 32 с.
  103. Cl^ 98. Демидова Е. Организация самостоятельной двигательнойдеятельности детей/ Е. Демидова// Дошкольное воспитание. — 2004. -№ 1. С. 28−32
  104. Е.В. Влияние упражнений повышенной координационной сложности на физическое развитие детей дошкольного возраста (4−7лет): Дисс.. канд. пед. наук/ Е. В. Демидова. Краснодар. 1988. -180 с.
  105. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду/ Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, JI.M. Гурович. СПб.: Акцидент, 1995.-288 с.
  106. Диагностика и профилактика ранних отклонений в состоянии здоровья детей. Справочное пособие для педиатров. М., 1993. — С. 156−170.
  107. К.В. 10 уроков психофизической тренировки/ IC.B. Динейка М., 1987. — 63 с.
  108. В.А. Характер патологии населения в XX веке и ее тенденции/ В. А. Добровольский //Философские и социально-гигиенические аспекты учения о здоровье и болезни. М.: Медицина, 1975. — С. 333−350.
  109. Дошкольное образование в России. Сборник действующих нормативно-правовых документов/ Под ред. Р. Б. Стеркиной М.: ACT, 1998.-328 с.
  110. Дошкольное образование в России: Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-метод яческих материалов. М.: ACT, 1996. — 336 с.
  111. И.С. Оценка внедрения комплексных физкультурно-оздоровительных программ в дошкольные учреждения города Ростова-на-Дону /И.С. Дронов // Валеология. 2000. — № 2. — С. 59.
  112. Н.П. Доклады АН СССР/ Н. П. Дубинин, В. А. Дюков. -1991.-Т. 316.-№ 1.-С. 210−214.
  113. П.К. Научно-методические основы формирования у школьников интереса к физической культуре: Автореф. дис. канд. пед. наук/ П. К. Дуркин. Архангельск, 1995. — 43 с.
  114. С.П. Адаптивная физическая культура: Учебное пособие./С.П. Евсеев, JI.B. Шапкова. М., 2000. — С. 17−24.
  115. О.В. Валеологические аспекты двигательной активности человека/ О. В. Ендропов. Новосибирск, 1996. — С.4−73.
  116. А.П. Роль активного отдыха в повышении работоспособности детей на занятиях в детском саду/ А.П. Ерастова// Роль физического воспитания в подготовке детей к школе. М., 1980. — С.47−54.
  117. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1996. — 73 с.
  118. А.В. Избранные психологические труды. В 2-х т. /Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. — М.: Педагогика, 1986. — 312 с.
  119. А.В. Развитие произвольных движений/ А. В. Запорожец //Избранные психологические труды. Т.Н. — М.: Педагогика, 1986.- 296 с.
  120. А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка //Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие для студентов./Сост. JI.M. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1994.- С. 23−26.
  121. В.Н. Основные механизмы адаптации человека/ В. Н. Захаров.-М., 1993.- 189 с.
  122. В.М. Спортивная метрология (Учебник для институтов физической культуры)/ В. М. Зациорский. М., 1982.- 256 с.
  123. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ / Под ред. З. И. Бересневой. М.: ТЦ Сфера, 2003. — 32 с. («Серия бибилиотека руководителя ДОУ».
  124. Ю.Ф. Воспиательно-оздоровительная работа в детских дошкольных учреждениях /Ю.Ф. Змановский/ Дошкольное воспитание. 1993. — № 9. — С. 23−25.
  125. Ю.Ф. Программа «здоровый дошкольник» /Ю.Ф. Змановский/ Дошкольное воспитание. 1994. — № 6. — С. 11−18.
  126. И.А. Влияние режима детского образовательного учреждения на заболеваемость дошкольников/ И.А. Иванова// В сб.: Проблемы развития физической культуры и спорта в современном обществе. Майкоп: РИПО «Адыгея», 1998. — С. 35−37.
  127. И.А. Педагогическая оценка результатов базового скрининг-тестирования физического состояния дошкольников: Автореф. дис. канд. пед. наук/ И. А. Иванова. Майкоп, 1999. — 19 с.
  128. И.А. Оптимизация двигательной активности дошкольников в режиме учебного дня/ И. А. Иванова, А. А. Кожемов //В сб.: Проблемы развития физической культуры и спорта в современном обществе. Майкоп: РИПО «Адыгея», 1998. — С. 3841.
  129. Идивидуально-дифференцированный подход в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста. М.: изд. АПН СССР, 1989.-С. 6−18.
  130. Индивидуальный подход к детям в воспитательно-образовательном процессе детского сада// Под ред В. К. Котырло. Киев, 1989. -С.77−89.
  131. Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста/ Д. Н. Исаев. СПб., 1996 — С.313−320.
  132. В.А. К разработке должных форм физической подготовленности молодежи / В.А. Кабачков//Теория и практика физической культуры. 1986. — № 7. — С. 30−32.
  133. В.А. Тренеры в школе: Книга для учителей/ В. А. Кабачков, В. А. Пономарчук. М.: Просвещение, 1992. — 112 с.
  134. В.А. Целенаправленное использование средств физической культуры в работе с трудными подростками/ В. А. Кабачков // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 8. -С. 13−14.
  135. М.С. Человеческий фактор развития общества и общественный фактор развития человека/ М. С. Каган //Вопросы философии. 1987. — № 1. — С. 15−26.
  136. Г. А. Взаимосвязь познавательной и двигательной активности детей шести лет/ Г. А. Каданцева //Теория и практика физической культуры. 1993. — № 11−12.-С. 40−41.
  137. B.JI. Тестирование в спортивной медицине /B.JI. Карпман, З. Б. Белоцерковский, И. А. Гудков. М.: Академия, 2001. — 368 с.
  138. А.Ф. Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке h i детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»/ А.Ф. Киселев// Дошкольное воспитание. 2000. — № 5. — С. 145−149.
  139. Н.Г. Лечение растениями/ Н. Г. Ковалева. — М., 1971. 157 с.
  140. Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников/ Н. Кожухова //Дошкольное воспитание. — 2000. -№ 3. С. 52−54.
  141. И.М. Двигательная активность и здоровье детей/ И. М. Козлов, М.А. Правдов// Тезисы международной конференции,-Санкт-Петербург, 1993. Т.2. — С. 68−69.
  142. И.М. Проблемы физического воспитания дошкольников/ И.М. Козлов// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — N 2. — С. 11−12.
  143. Комплексная оценка состояния здоровья детей в условиях детского дошкольного учреждения. Методические рекомендации. Учебно-методический центр Северо-Восточного учебного округа г. Москвы. М., 1995. — С. 27−58.
  144. Концепция дошкольного воспитания. М., 1989. — 27 с.
  145. Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года //Теория и практика физической культуры. 2001. — № 4. — С. 2−8.
  146. И.М. Совершенствование двигательных навыков у детей в упражнениях и играх с использованием элементов соревнования и творческих заданий/ И. М. Коровина // Физическая подготовка детей 5−6 лет к занятиям в школе. М., 1984. — С. 65−80.
  147. Г. А. О влиянии двигательной активности на состояние здоровья детей 3−6 лет/ Г. А. Косова //Тезисы докладов 41 научной конференции по итогам работы за 1989 г. Омск: ОГИФК, 1990. -С. 143−144.
  148. В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников/ В. К. Котырло. Киев: Радянська школа, 1971. — 200 с.
  149. А.Г. Регенерация, адаптация, гомеостаз/ А. Г. Кочетков. -Горький, 1990. С.57−67.
  150. Е.Е. Психологические проблемы готовности г, етей к обучению в школе/ Е. Е. Кравцов. М.: Педагогика, 1991. — 152 с.
  151. Красношлык 3. Нетрадиционные формы работы на уроках дошкольной педагогики и методики физического воспитания/ 3. Красношлык, JI. Михальченко//Дошкольное воспитание. 1997. -№ 3. — С. 103−105.
  152. В.А. Психология: Учеб. для учащихся пед. уч-ш/ В. А. Крутецкий. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. -336 с.
  153. В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка/ В. Кудрявцев// Дошкольное воспитание. — 2004. № 5. — С. 66−72.
  154. В.Т. Дошкольная группа: двигательно-оздоровительные моменты на занятиях/ В. Кудрявцев// Дошкольное воспитание. -2000.-№ 4.-С. 93−100.
  155. Т. Обучение дошкольников- мифы, реальность и пути совершенствования/ Т. Куликова //Дошкольное воспитание. — 2000.- № 3. С. 44−45.
  156. В.Н. Всеобщее физкультурное образование путь к здоровью нации/ В.Н. Курысь// Вестник Ставропольского государственного университета. — Вып. 16. — 1998. — С. 12−18.
  157. В.Н. Ритмическая гимнастика в школе: Учебн. пособие/ В. Н. Курысь, Н.Н. Грудницкая// Под ред. В. Н. Курыся. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. 204 с.
  158. А.Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении (результаты конкретного социологического исследования)/ А. Б. Лагутин //Теория и практика физической культуры. 1994. — № 7. — С. 8.
  159. А.С. Пути оптимизации двигательной активности детей и подростков /А.С. Лебедев //Теория и практика физической культуры. 1986. — № 1. — С. 28−30.
  160. Т.В. Рекомендации по оздоровительной гимнастике на специальных мячах/Т.В. Левченкова. М.: Аконит, 1995. — 18 с.
  161. П.Ф. Значение физического образования в семье и школе (ответ П.Ф. Каптереву): Избранные труды /П.Ф. Лесгафт //Сост. И. Н. Решетень. М.: Физкультура и спорт, 1987. — С. 300−314.
  162. Л.П. К вопросу об оценке физического развития детей 5 лет/ Л.П. Литвинова// Валеология. 2000. — № 2. — С.64.
  163. С.А. Особенности тестирования общей физической работоспособности у детей и подростков /С.А. Локтев //Теория и практика физической культуры. 1991. — № 10. — С. 11−12.
  164. Л.И. Концепция формирования физической культуры человека/ Л. И. Лубышева. М.: ГЦИФК, 1992. — 120 с.
  165. Л.И. Современный ценностный потенциал физ 1ческой культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью/ Л.И. Лубышева// Теория и практика физической культуры. 1997. -№ 6. -С. 10−15.
  166. С. Поверь в свое дитя/ С. Лупан. М.: Эллис Лак, 1993. — 255 с.
  167. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников/ В. И. Лях. -М., 1998.-С. 8 (272 е.).
  168. А.В. Пропедевтика детских болезней/ А. В. Мазурин, И. М. Воронцов. СПб., 2000. — 926 с.
  169. А.Н. Рост и масса тела детей России по данным поперечного исследования 1994−1996 гг/ А. Н. Мартинчик, А. К. Батурин //Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С.68−71.
  170. Л.П. О некоторых проблемах теории и практики физической культуры/ Л. П. Матвеев //Теория и практика физической культуры. 1982. — № 7. — С. 5−8.
  171. Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания- теоретические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры)/ Л. П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543с.
  172. Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культ/ Л. П. Матвеев. М., 1991. — С. 15.
  173. М.В. Физическое развитие детей 6−7 лет, обучающихся в лицее и в школе/ М. В. Махинова //Сб. науч. трудов, посвященный 25-летию Кубанской государственной академии физической культуры. Краснодар, 1994. — С. 318−319.
  174. М.Д. Лекарственные средства: В 2-х томах/ М. Д. Машковский. 10-е изд. — М.: Медицина, 1985. — 576 с.
  175. Ф.З. Адаптация, стресс, профилактика/ Ф. З. Меерсон. М., 1981.-С. 144−167.
  176. Ф.З. Успехи физиол. наук/ Ф. З. Меерсон. 1991. — Т. 22. -№ 2. — С.52−89.
  177. Метод количественной оценки адаптационного состояния организма и возможности практического его использования/ О. Г. Сорокин, И. Б. Ушаков, Н. В. Щербина, С.Н. Нагорнев// Валеология. -№ 2. 1996.-С.38−41.
  178. О.Н. Системный подход к оценке здорового образа жизни/ О.Н. Московченко//Валеология. № 2. — 1999. — С. 4−11.
  179. Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников// Дошкольное воспитание. — 1996. № 11. — С. 21−25.
  180. В.Н. Новое в организации физического воспитания дошкольников/ В.Н. Новохатько/ Теория и практика физической культуры. 1990. — № 11. — С. 36−37.
  181. О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий// Дошкольное научное образование. 1998. — № 4. — С. 25.
  182. Обмен веществ у детей/ Ю. Е. Вельтищев, М. В. Ермолаев, А. А. Ананенко, П. А. Князев. М., 1983. — 462 с.
  183. Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников/ Т. С. Овчинникова, А. А. Потапчук. СПб.: Речь, 2002. — 176 с. O-l 1.
  184. Организация функционирования дошкольных учреждений// Дошкольное воспитание. № 2. — 1992. — С37−45.
  185. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений. СПб.: Речь, 2001. — 166 с.
  186. Т.И. Физическая культура в детском саду/ Т. И. Осокина. -3-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1986. — 304 е., ил. — (б-ка воспитателя дет. сада).
  187. С.Д. Организация физкультурных занятий для часто болеющих детей в дошкольном образовательном учреждении/ С.Д. Павлова// Валеология. 2000. — № 2. — С. 58.
  188. Г. И. Возрастные особенности физиологической адаптации к школе детей сельской местности/ Г. И. Палеев, B.C. Щербаха// Валеология. № 2.- 1998. — С.45−48.
  189. Л. Воспитание и обучение дошкольников/ Л. Парамонова// Педагогический вестник. 1994. — № 8−9. — С. 1.
  190. JI. Общественное дошкольное воспитание: современные тенденции развития и права ребенка/ Л. Парамонова// Дошкольное воспитание. № 6. — 1997. — С. 76−82.
  191. JI. Содержание дошкольного уровня образования: с чем связано его обновление/ Л. Парамонова// Дошкольное воспитание. -2003.-№ 3.-С. 65−67.
  192. . Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология/ Ж. Пиаже. М.: Просвещение, 1969. — 644 с.
  193. М.А. Поиск нетрадиционных методов в коррекционной педагогике/ М. А. Поваляева, Л.Р. Караханян// Под ред. М. А. Поваляевой. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического университета, 1997 — 76 с.
  194. А. Игра путь к уму и сердцу ребенка /А. Погорелова, В. Серебрякова, Н. Полтавцева/ Дошкольное воспитание. — 1993. -№ 2.-С. 2−23.
  195. С.А. Растите малышей здоровыми/ С. А. Пономарев. -М.: ФиС, 1992.-95 с.
  196. А.А. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений/ А. А. Потапчук, М. Д. Дидур. -СПб.: Речь, 2001.- 166 с.
  197. Т.В. Эколого-валеологический подход к формированию физической культуры/ Т.В. Поштарева// Валеология, № 2. — 1999. — С. 54−59.
  198. М.А. Методика занятий физическими упражне! иями с детьми 5−6 лет в детских садах Автореф. дис.. канд. пед. наук/ М. А. Правдов. Санкт-Петербург, 1992 — 24 с.
  199. С. Как продиагностировать физическую подготовленность дошкольника/ С. Прищепа, Н, Попкова, Т. Коняхина// Дошкольное воспитание. 2004. — № 1. — С. 37−45.
  200. Проблемы совершенствования физического воспитания дошкольников: Сб. научн. тр. ВНИИФК/ Под общ. ред. Е. Я. Бондаревского. М.: ФиС, 1988. — 116 с.
  201. Программа «Одаренный ребенок»: (Основные положения). М.: Новая школа, 1995. — 64 с.
  202. Программа «Развитие»: (Основные положения). — М.: Новая школа, 1994.-64 с.
  203. Программа обучения и воспитания в детском саду //Под ред. М. А. Васильевой. Изд. 2-е, доработанное. — М.: Просвещение. — 1987. -192 с.
  204. Программа развития новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях// Вестник образования. 2000. — № 11. — С. 36−45.
  205. Программа развития новых форм Российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях// Обруч. 2000. — № 3. (вкладыш «под скрепкой»),
  206. Психоневрологическое тестирование в задачах оценки социальной адаптации ребенка //Валеология. 1998. — № 2. — С. 7−12.
  207. Радуга. Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5−6 лет в детском саду// Сост. Т. Н. Доронова. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1997. — 271 е.: ил.
  208. Радуга. Программа и руководство для воспитателей второй младшей группы детского сада.// Сост. Т. Н. Доронова — М.: Просвещение, 1993.-224 с.
  209. Радуга. Программа и руководство для воспитателя детского сада.//Сост. Т. Н. Дронова. М.: Просвещение, 1994. — 211 с.
  210. Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных учреждений РФ (методическое письмо Министерства образования России от 24.04.95 № 46/19−15)// Дошкольное воспитание. 1995. — № 4. — 2−5.
  211. Решение коллегии МО РФ от 27.04.94 «О ходе разработки государственных стандартов дошкольного образования"// Дошкольное воспитание. 1994. — № 10. — С. 2−6.
  212. М. Формирование оптимальной двигательной активности/ М. Рунова //Дошкольное воспитание. 2000. — № 6. — С. 30−37.
  213. Г. От мечты к открытию/ Г. Селье. М., 1987. — 367с.
  214. Г. Очерки об адаптационном синдроме/ Г. Селье. М. 1960.
  215. С.Я. Справочник по лекарственным растениям: Фитотерапия/ С. Я. Соколов, И. П. Замотаев. — М.: Медицина, 1984. -464 с.
  216. З.Х. Движение это жизнь/ З.Х. Соколова//' В сб.: Современные проблемы развития физической культуры и биомеханики спорта. Материалы международной научной конференции. — Майкоп: ИФК и дзюдо АГУ, 1999. — С. 135.
  217. Е.Б. Физическое развитие детей дошкольного возраста /Е.Б. Сологуб. СПб.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1993. — 39 с.
  218. А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник/ А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. — 520 е., ил. (С. 263).
  219. А.С. Функциональное развитие детей дошъ эльного возраста/ А. С. Солодков, Е.М. Есина// Матер, итог, научн. конф. инта за 1997 г. СПб.: ВНИИФК. — С. 142−143.
  220. С.С. Научное обоснование содержания программного материала по физическому воспитанию шестилеток к предстоящей учебной работе/ С. С. Солодков, В.А. Бауэр// Теория и практика физической культуры. 1993. — № 9−10. — С. 15.
  221. Справочник по лекарственным растениям/ Под общ. ред. A.M. Задорожного. М.: Лесн. пром-сть, 1987. — 415 с.
  222. Э.Я. Теория и методика физического воспи гания и развития ребенка: Учеб. пособие/ Э. Я. Степаненкова М.: Академия, 2001. — 368с.
  223. Р. Стратегия разработки государственных стандартов дошкольного образования в Российской Федерации/ Р. Стеркина //Дошкольное воспитание. 1994. — № 11. — С. 2−14.
  224. Н.И. Физические методы лечения в невралгии/ Н. И. Стрелкова. М.: Медицина, 1991. — 272 с.
  225. Е. Энциклопедия физических упражнений IE. Талага //Пер. с польск. М.: Физкультура и спорт, 1998. — 397−400.
  226. Ю.Р. Поморский государственный университет им. М. В. Ломоносова. Раздел 1. Общие вопросы организации и содержаниякомплексной помощи детям/ Ю. Р. Теддер, Т. С Капосова./ Конференция по проблемам педагогики (май), 2000 —С.66−68.
  227. Типовые положения о дошкольном образовательном учреждении// Дошкольное воспитание. 1995. — № 10. — С. 2−10.
  228. П.И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам/ П. И. Третьяков, К. Ю. Белая. — М.: Новая школа, 2003. 304 с.
  229. И.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников/ И. О. Тупицын // Академия пед. наук. М.: Педагогика, 1985. — 88с.
  230. И.О. Развитие функций сердечно-сосудистой системы/ И. О. Тупицын, Р.А. Калюжная// Физиология развития ребенка. М.: Педагогика, 1983. — С 133−161.
  231. A.M. Традиционный и нетрадиционный массаж/ A.M. Тюрин. СПб., 1996. — 490 с.
  232. Т.В. Фитотерапия в дошкольном учреждении/ Т.В. Усатова// Педагогическая диагностика и коррекция речи ./Под ред М. А. Поваляевой. Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 1997. — С. 227−230.
  233. Федеральный закон Российской Федерации «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29 апреля 1999 года № 80-ФЗ //Российская газета, 1999 (6 мая). № 87 (2196). — С. 4−6.
  234. О. Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ/ Федорковская О.// Дошкольное воспитание. № 1. — С. 33−35.
  235. Физиология человека. Учебник (курс лекций)/ Н. А. Агаджанян, JI.3. Телль, В. И. Циркин, С. А. Чеснокова. СПб.: СОТИС. — 2000. — С. 388−395 (528 с).
  236. Физическая культура в детской саду //Типовая программа. М., 1994.-48 с.
  237. Физическое развитие (оценка состояния соматических систем организма человека в онтогенезе) //Серия учебн. литер, по валеологии под ред. проф. Г. А. Кураева. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1999.-71 с.
  238. B.JI. Оценка здоровья дошкольников с позиции теории адаптации/ B.JI. Фомин// Валеология. 2000. — № 2. — С. 48.
  239. Н.А. Возрастные основы физического воспитания/ Н. А. Фомин, В. П. Филин. М.: ФиС. — 1972. — 256 с.
  240. Н. Сказочный театр ритмической гимнастики/ Н. Фомина// Дошкольное воспитание. 2004. — № 5. — С. 36−44.
  241. Н.Х. Физическая культура в системе образования/ Н. Х. Хакунов. М.: Советский спорт, 1994. — 132 с.
  242. Ф.М. Исцеление с помощью акупунктуры. Акупунктура без иголок/ Ф. М. Хаустан // Под ред. Э. И. Гоникман. М. Изд-во Дом МСП, 1996.-96 с.
  243. .К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательский цент «Академия», 2002.-480 с. (С. 74−76).
  244. А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: Учебн. пос. для студ-ов. пед. ин-тов/ А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер. М.: Просвещение, 1990. — 320 с.
  245. К.Д. Здравосберегающая система обучения (состояние и проблемы формирования)/ К. Д. Чермит //Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп, 1998. — № 1. — С. 97−100.
  246. К.Д. Системно-симметричный метод оценки здоровья человека/ К. Д. Чермит, К. Ю. Мамгетов, JI.K. Мамгетова. Майкоп, 1994.- 152 с.
  247. Ю.К. Взрослым о физическом воспитании детей дошкольного возраста/ Ю. К. Чернышенко, Л. С. Дворкин. -Краснодар, 1997. 162 с.
  248. Ю.К. Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста/ Ю. К. Чернышенко, В. А. Баландин, Б. Ф. Курдюков // Теория и практика физической культуры. Научно-теоретический журнал. — 1999. № 3. -С. 54−58.
  249. Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. д-ра пед. наук/ Ю. К. Чернышенко. Краснодар, 1998. — 40 с.
  250. С.Ш. Руководство для участкового педиатра/ С. Ш. Шамсиев, Н. П. Шабалов, Л. В. Эрман. Ташкент, 1990. — 515 с.
  251. А.А. Влияние функциональной музыки на психофизиологические функции при умственной работе/ А. А. Шаптала, А.А. Калашников// Гигиена труда и профессиональные заболевания. 1978. — № 6. — С. 23−28.
  252. С.Б. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания/ С.Б.
  253. , А.И. Федоров// Физическая культура.- 1998. № 1. — С. 62−63.
  254. С.Б. Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста/ С. Б. Шарманова, А.И. Федоров// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1999. — № 1−2. — С.46−50.
  255. В.Н. Физическое воспитание дошкольников: Практикум для студ-ов средних педагогических учебных заведений/ В. Н. Шебеко, Н. Н. Ермак. В. А. Шишкина. 3-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 160 с.
  256. В.Н. Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студ-ов средних педагогических учебных заведений/ В. Н. Шебеко, Н. Н. Ермак. В. А. Шишкина. 3-е изд., стереотип. -М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 192 с.
  257. JI.E. Содержание и методика коррекционной работы средствами физического воспитания со старшими дошкольниками с задержкой психического развития: Автореф. дис.. канд. пед. наук/ JI.E. Шевченко. Майкоп, 1999. -22 с.
  258. Г. Дошкольное образование в Москве в XX столетии и на рубеже XX—XI вв.еков/ Г. Широкова //Дошкольное воспитание. -2000. № 3. — С. 15−16.
  259. А.И. Лекарственная флора Кавказа/ А. И. Шретер, Д. А. Муравьева, Д. А. Пакалн, Ф. В. Ефимова. М.: Медицина, 1976. -318 с.
  260. О.П. Здоровье населения Российской Федерации: проблемы и перспективы/ О.П. Щепин// Вестник Российской АМН. 1996. -№ 6.-С. 11−15.
  261. О.П. Развитие системы здравоохранения в Росски и ее социальная сущность / О. П. Щепин //Вестник Российской АМН. -№ 4.- 1996.-С. 59−63.
  262. Adan J. The children in our lives: knowing and teaching them. State University of New York Press, 1991. 313 pp.
  263. Dumazedier J. Sociologies emperique du loisir. Paris: ed du Seuil, 1974. — 270 p.
  264. Educational planning’s and social change: report on 11EP seminar -Paris: UNESCO Press, 1980. 211 p.
  265. Fripp R.R., Hodgson J.L., Kwiterowich P.O. et al. Aerobic capacity, obesity and atherosclerotic risk factors in male adolescents // Pediatrics.-1985.- Vol.75.-N5. P. 813−818.
  266. Hall G., Stanley G. Aspects of child life and education. Boston, Ginn, -1987.-86 p.
  267. Hedenus W. Medicine and sport. 1972. — v.12. — N6. — P.189.
  268. Kraus H., Hirschland R.P. Muscular fitness and health //Journal of the american association for health.-1953. N24/10/. P. 17−19.
  269. Morgan W.P. Physical activity and mental health //In The Academy Papers. Champaign, H.K.P., 1994. P. 132−145.
  270. Organization due sport et de e’education physique au Luxem burg //L'Eps. 1988. N212. P.15−26.
  271. Pitcher E.G. Boys and girls at play: the development of sex roles.- N.Y.: Praeger, 1983. P. 244.
  272. Ziv A. Personality and sense of humor. 1984. — N4. — 183 p.
Заполнить форму текущей работой