Методика физкультурно-оздоровительной работы с детьми 3-7 лет на основе оценки и коррекции физического состояния в условиях дошкольного образовательного учреждения
Диссертация
Анализируя данные, полученные в результате анкетного опроса родителей, бесед с дошкольниками и тестирования физической подготовленности, следует отметить, что в своей деятельности дети сориентированы на мало подвижный образ жизни (45% детей предпочитают просмотр телепередач или компьютерные игры всем остальным занятиям) — только 20% родителей оценивают состояние здоровья и физического развития… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И АДАПТАЦИИ В ДЕТСКИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО .IX УЧРЕЖДЕНИЯХ
- 1. 1. Роль и место физического воспитания в формировании здоровья дошкольников
- 1. 2. Физиологические особенности адаптации детей дошкольного возраста к физическим нагрузкам
- 1. 2. 1. Возрастные особенности управления движениями
- 1. 2. 2. Особенности возрастного развития физических качеств как основы двигательных способностей
- 1. 2. 3. Влияние систематических физических нагрузок на развитие функциональных систем, здоровье и работоспособность детей дошкольного возраста
- 1. 3. Особенности адаптации детей в системе детских дошкольных образовательных учреждений
- 1. 3. 1. Программы физического воспитания для детей дошкольного возраста
- 1. 3. 2. Инновационные направления в физическом воспитании детей дошкольного возраста
- 1. 3. 3. Нетрадиционные методы, используемые при комплексном развитии физических качеств детей 3−7 лет
Список литературы
- Аболенская А.В. Физиология человека/ А. В Аболенская. М., 1993.- Т.19. № 13. — С.148−157.
- Агаджанян Г. Л. Функции организма в условиях гипоксии и гиперкапнии /Г.Л. Агаджанян, А. И. Елфимов. М.: Медицина, 1986.-270 с.
- Аганянц Е.К. Возрастная динамика двигательных и вегетативных функций в связи с мышечной деятельностью: Учеб. пособие / Е. К. Аганянц. Краснодар, 1991. — С. 5−7.
- Адашкявичене Э.И. Баскетбол для дошкольников: Из опыта работы/ Э. Й Адашкявичене. М.: Просвещение, 1983. — 79 с.
- Айзман Р.И. Особенности физического и психофизического развития детей 6 лет/ Р. И. Айзман, Г. Н. Жирова// Начальная школа.- 1989.-№ 4.-С. 59−63.
- Алиев М.Н. Педагогические основы физического вое штания ослабленных детей в санаторном детском саду: Автореф. дис. д-ра пед. наук/М.Н. Алиев. Ростов-на-Дону, 1995. — 46 с.
- Алиев М.Н. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня дошкольников с ослабленным здоровьем: Методические рекомендации/ М. Н. Алиев. Ашхабад, 1984. — 90 с.
- Аллояров Х.А. Музыкотерапия в трудах Ибн Сина/ Х. А. Аллояров //Здравоохранение Таджикистана. 1980. — № 5. — С. 15−18.
- Алтамышев А.А. Природные целебные средства/ А. А. Алтамышев — Фрунзе, 1985.-210 с.
- Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка/ В.Г. Алямовская// Дошкольное воспитание. — 1993. № 9. — С. 4−18.
- Ананьев Б.Г. Подготовительный период в первом классе и формирование готовности детей к обучению/ Б. Г. Ананьев, А. И. Сорокина. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955. — 46 с.
- Анашкина Л.П. Повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях/ Л.П. Анашкина// Физическое воспитание детей дошкольного возраста. — М., 1982.-С. 65−75.
- Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем /П.К. Анохин. М.: Медицина, 1975. — 447 с.
- Антипенко Е.Н. Доклады АН СССР/ Е. Н. Антипенко, Н. Н. Когут //Сб. докладов-М., 1991. Т. 321.-№ 1. — С. 296−209.
- Антропова М.В. Возрастная физиология и школьная гигиена. Учебное пособие для студентов пед. институтов/ М. В. Антропова, А. Г. Хрипкова. М.: Просвещение, 1990 — 319с.
- Антропова М.В. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста //М.В. Антропова, М. М. Кольцова. М.: Педагогика, 1983. — 160 с.
- Антропова М.В. Морфофункциональные особенности детей дошкольного возраста/ М. В. Антропова, М.М. Кольцова
- У"/ //Морфофункциональное созревание основных физиолог дческихсистем организма детей дошкольного возраста. — М.: Педагогика. -1983.-С. 6−28.
- Апанасенко Г. Л. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида /Г.Л. Апанасенко, Р. Г. Науменко //Теория и практика физической культуры. 1988. — № 4. — С. 29−30.
- Апанасенко Г. Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека /Г.Л. Апанасенко. СПб: Петрополис, 1992. — 170 с.
- Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития/ И. А. Аршавский. М.: Наука, 1982. -270 с.7
- Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании/ Б. А. Ашмарин. М.: ФиС, 1978. —223с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общепедагогический аспект/ Ю. К. Бабанский. — М.: Педагогика, 1977.-254 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (методические основы)/ Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982.- 192 с.
- Бабенко Т.П. Экспресс-оценка физического здоровья школьников, условий их обучения и воспитания: Метод, реком. /Т.И. Бабенко, И. И. Каченский. Ростов н/Д, 1995. — 32 с.
- Бабина J1.M. Влияние грязевых процедур различных температурных режимов на состояние детей больных ДДП / JI.M. Бабина //Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры. 1991 — № 4.- С.54−55.
- Баевский P.M. Временная организация функций и адаптационно-приспособительная деятельность организма /P.M. Баевский //Теоретические и прикладные аспекты временной организации биосистем. М.: Наука, 1976. — С. 88−111.
- Баевский P.M. Кибернетический анализ процессов управления сердечным ритмом /P.M. Баевский //Актуальные проблемы физиологии и патологии кровообращения. М.: медицина, 1976. -С. 161−173.
- Баевский P.M. Математические методы анализа сердечного ритма /P.M. Баевский. М.: Наука, 1968.-174 с.
- Баевский P.M. Проблемы здоровья и нормы: точка зрения физиолога /P.M. Баевский //Клиническая медицина. 2000. — № 4. -С. 59−64.
- Баевский P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии /P.M. Баевский. М.: Медицина, 1979.- 295 с.
- Баженова В. Ритмическая гимнастика в детском саду /В. Баженова //Дошкольное воспитание. — 1993. № 9. — С. 29−31.
- Базарный В.Ф. Повышение эффективности становления психомоторных функций в процессе развития и обучения детей с помощью произвольных ритмов телесных усилий /В.Ф. Базарный Ч. IV, М., 1996.-С. 18.
- Бальсевич В.К. Актуальные проблемы физической актчвности человека /В.К. Бальсевич //Проблемы повышения эффективности системы подготовки спортсменов и развития массовой физической культуры. JL, 1983. — С. 26−32.
- Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) /В.К. Бальсевич //Теория и практика физической культуры. 1991. — № 7. -С. 22−36.
- Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи /В.К. Бг льсевич //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -1996.-№ 1.-С. 23−25.
- Бальсевич В.К. Концепция физического воспитания детей и Т'/ молодежи /В.К. Бальсевич //Физическая культура, спорт и здоровьенации: Мат. междунар. конгресса. СПб. — 1996. — С. 7.
- Бальсевич В.К. Научно-техническая революция и природа движений человека /В.К. Бальсевич //Современная научно-техническая революция и методологические вопросы физической культуры и спорта. Омск, 1977. — С. 17−19.
- Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека /В.К. Бальсевич. — М.:
- Теория и практика физической культуры, 2000. 275 с.
- Бальсевич В.К. Социально-педагогический опыт подготовки спортсменов-олимпийцев и его использование в практике физического воспитания и детско-юношеского спорта / В. К
- Бальсевич, Л.И. Лубышева //Дети и олимпийское движение. -Новороссийск, 1993. С. 16−47.
- Бальсевич В.К. Теоретико-методологическое основание концепции формирования физической культуры человека в дошкольном возрасте /В.К. Бальсевич //Здоровый образ жизни: сущность, структура, формирование на пороге XXI века. Томск, 1996. — С. 913.
- Бальсевич В.К. Федеральная программа развития физической культуры и формирования здорового образа жизни населения России /В.К. Бальсевич М.: Комитет РФ по физической культуре, 1994. — С. 41−117.
- Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого/В.К. Бальсевич. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 208 с.
- Бальсевич В.К. Физическая культура человека: состояние, проблемы и стратегия развития на перспективу (актовая речь) /В.К. Бальсевич. М.: ГЦОЛИФК, 1992. — 41 с.
- Баранов А.А. Медицинские и экологические проблемы охраны материнства и детства /А.А. Баранов и др. Нижний Новгород: Нижнолиграф, 1993. — 220 с.
- V 45. Баранов А. А. Фундаментальные и прикладные исследования попроблеме роста и развития детей и подростков /А.А. Баранов // Сб. науч. тр. VII российского нац. конгр. «Человек и лекар< тво». -Москва, 2000. С. 67−86.
- Барашнев Ю.И. Перинатальная медицина и инвалидность с детства /Барашнев Ю.И. //Акушертво и гинекология. 1991. — № 2. — С. 121. X. 18.
- Бегидова С.Н. Теоретические основы профессионально-творческого развития личности специалиста физической культуры и спорта/ С. Н. Бегидова. Майкоп, 2001. — 270 с. v
- Беденко Г. В. Музыкотерапия в коррекционном воздействии на дошкольника /Г.В. Беденко // Педагогическая диагностика и коррекция речи./ Под ред. М. А. Поваляевой. — Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 1997.-С. 231−235.
- Бениаминова М.В. Воспитание детей /М.В. Бениаминова 2-е изд. -М.: Медицина, 1981.-272 с.
- Берулава М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования /М.Н. Берулаева. М.: Педагогика. — 1994. — № 5. — С. 21−25.
- Болотов В. О новых актуальных программах по дошкольному образованию /В. Болотов //Дошкольное воспитание. 2003. — № 1. -С.4−11.
- Бородюк Н.Р. Закономерности адаптации биологических систем/ Н.Р. Бородюк// Вестник МГУ. Химия. М., 1991. — 83с.
- Бочарова Н. Физкультурно-спортивные праздники в детском саду. Новые подходы, методические рекомендации/ Н. Бочарова// Дошкольное воспитание. 2004. — № 1. — С. 46−51.
- Бочков Н.П. Мониторинг врожденных пороков развития / Н. П. Бочков //Российский вестник перинатологии и педиатрии. № 2. -1996. — С. 20−25.
- Брег П. Чудо голодания /П. Брег. 2-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1990.-270 с.
- Брэхман И.И. Валеология наука о здоровье /И.И. Брэхман — М.: Физкультура и спорт, 1980. — 208 с.
- Будницкая И.И. Ребенок идет в школу /Будницкая И.И., Катаева А. А. М.: Педагогика, 1985. — 159 с.
- Бузунова А. Медико-педагогическая работа /А. Бузунова //Дошкольное воспитание. 2003. — № 4. — С. 44−46.
- Булич Э.Г. Здоровье и простые методы его оценки /Э.Г. Булич, И. В. Муравов. Симферополь: СГУ. — 1995. — 85 с.
- Буре Р.С. Дружные ребята /Р.С. Буре //Обруч. 2002. — № 6. — С. 6−7.
- Буцинская П.П. Планирование основных движений на физкультурных занятиях /П.П. Буцинская //Педагогическая практика студентов по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста». М., 1984. — С.98−110.
- Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость/ Е. Н. Вавилова. М.: Просвещение, 1981. — С 1−12.
- Вавилова Е.Н. Укрепляете здоровье детей: Пособие для воспитателя детского сада/ Е. Н. Вавилова. М.: Просвещение, 1986. — 12 S с.^ 64. Василевский Н. Н. Адаптивная саморегуляция функций/ Н.Н.
- Василевский. М., 1977. — С. 27−69.
- Васильева Е.А. Валеология для дошкольников/ Е. А. Вас лльева// Валеология. 2001. — № 2. — С.6.
- Васюкова В.И. Физкультурные развлечения / В. И. Васюкова // Педагогическая практика по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста"/ Под ред А. В. Кенеман, Т. Н. Осокиной. М., 1984. — С. 163−169.
- Вейсса М. Физиотерапия/ М. Вейсса, JI. Зебатого М., 1990. — 215 с.
- Вельтищев Ю.Е. Концепции риска болезни и безопасности здоровья ребенка: Лекция 2/ Ю. Е. Вельтищев //Российский вестник перинатологии и педиатрии: Приложение к журналу. 1994. — 83 с.
- Вельтищев Ю.Е. О значение методов лабораторной диагностики для профилактической (превентивной) педиатрии/ Ю. Е. Вельтищев,
- Э.А. Юрьева //Российский вестник перинатол. и педиатрии. — 2000. № 5. — С.6−14.
- Вельтищев Ю.Е. Рост ребенка. Закономерности, нормальные вариации, соматотипы, нарушения и их коррекция/ Ю. Е. Вельтищев. М., 1998. — 83 с.
- Вельтищев Ю.Е. Экология детства: социальные и медицинские проблемы/ Ю. Е. Вельтищев //Материалы Всероссийской научно-практической конференции. С.-Петербург, 1994. — С. 11−18.
- Венгер JI.A. Психология/ JI.A. Венгер, B.C. Мухина. М.: jПросвещение, 1988. — 336 с.
- Визитей Н.Н. Образ жизни, спорт, личность/ Н. Н. Визитей // Под ред. В. И. Столярова. Кишинев: Штиница, 1980. — 159 с.
- Виленский М.Я. Формирование физической культуры личности учителя в процессе его профессиональной подготовки: Автореф. дис. д-ра пед. наук/ М. Я. Виленский. М., 1990. — 84 с.
- Виру А.А. Гормональные механизмы адаптации /А.А. Виру. JL, 1981.- 155с.
- Воронцов И.М. Оценка антропометрических данных/ И. М. Воронцов //Вопр. охраны матер, и детства. — 1985. № 6. — С. 6−11.
- Воронцов И.М. Современное состояние, тенденции и проблемы оценки физического развития детей из разных экологических и экономических районов России/ И. М. Воронцов, Н. А. Матвеева, Т. М. Максимова //Педиатрия. 1995. — № 4. — С. 50−51.
- Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении (извлечения)// Дошкольное воспитание. 2000. — № 5. — С. 149.
- Выготский JI.C. Вопросы теории и истории психологии /Л.С. Выготский //Собр. соч. /Под ред. A.M. Матюшкина. Т. 1. — М.: Педагогика, 1983.-368.
- Выготский JI.C. Собрание сочинений/ Под ред. А. В. Запорожца. -Т.1. М.: Педагогика, 1990 — С. 224−247.
- Гаркави JI.X. Адаптационные реакции и резистентность организма/ -уJ1.X. Гаркави, Е. Б. Квакина, М. А. Уколова. Ростов н/Д., 1990.223с.
- Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770−1831). Педагогический словарь в двух томах/ Под ред. И. А. Каирова. — М.: Изд-во академии педагогических наук, 1960. Т. 1. — С. 229.
- Гендин A.M. Физическая культура и спорт как элементы образа yfc-j жизни и культуры детей в условиях социализма/ A.M. Гендин, М.И.
- Сергеев// Теория и практика физической культуры. 1987. — № 10. -С. 61−62.
- Гильбо И.С. Нормативы физического развития детей дошкольного и раннего школьного возраста г. Санкт-Петербурга / И.С. Г шьбо. — СПб.: ЛГОУ, 1977. 145 с.
- Глазырина Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошк. учреждений/ Л. Д. Глазырина, В. А. Овсянкин. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — С. 3−13.
- Годик М.А. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека / М. А. Годик, В. К. Бальсевич //Теория и практика физической культуры. — 1994. № 5−6. — С. 2432.
- Годик М.А. Спортивная метрология: Учебник для ин-тов физ. культуры /М.А. Годик. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 192 с.
- Головин О.В., Айзман Р. И. Влияние нормированной физическойнагрузки на психофизиологическое развитие дошкольника/ О. В. Головин, Р. И. Айзман // Валеология. 1999. — № 1. — С. 47−52.
- Голубева Л.Г. Развитие движений у детей раннего возраста/ Л. Г. Голубева. М.: Центральный науч.-иссл. ин-т санитарного просвещения Мин-ва здравоохранения СССР. — 1977. — 38 с.
- Городинская В. Таинство сил исцеляющих/ В. Городинская. М., 1990.-215 с.
- Гошева М. Проблема повышения физической активности детей дошкольного возраста/ М. Гошева //Философско-социологические исследования физической культуры и спорта. М., 1988. — Бып. 1. -С. 102−103.
- Грядкина Т.С. Педагогические условия оптимизации обучения детей 6-го года жизни основным движениям в детском саду (прыжки, метание, лазание): Автореф. дис.. канд. пед. наук/ Т. С. Грядкина Ростов-на- Дону, 1991. — 19 с.
- Гужаловский А.А. Итоги и перспективы изучения закономерностей онтогенеза физических способностей человека/ А. А. Гужаловский //Теория и практика физической культуры. 1987. — № 12. — С. 31−34.
- Гуляницкая И.Е. Физическая культура в дошкольном образовательном учреждении/ И. Е. Гуляницкая, С.О. Филиппова/Физическое воспитание детей Санкт-Петербурга:
- У"'/ Материалы городской научно-практической конференции. — СПб., 1998.-С. 10−13.
- Гурин В.Е. Педагогика здоровья учащихся: Учебно-методическое пособие/ В. Е. Гурин. Краснодар, 1993. — 171 с.
- Дворкин Л.С. Возрастные изменения мышечной силы и скоростно-силовых качеств / Л. С. Дворкин, А. С. Медведев. М., 1985. — 32 с.
- Cl^ 98. Демидова Е. Организация самостоятельной двигательнойдеятельности детей/ Е. Демидова// Дошкольное воспитание. — 2004. -№ 1. С. 28−32
- Демидова Е.В. Влияние упражнений повышенной координационной сложности на физическое развитие детей дошкольного возраста (4−7лет): Дисс.. канд. пед. наук/ Е. В. Демидова. Краснодар. 1988. -180 с.
- Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду/ Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, JI.M. Гурович. СПб.: Акцидент, 1995.-288 с.
- Диагностика и профилактика ранних отклонений в состоянии здоровья детей. Справочное пособие для педиатров. М., 1993. — С. 156−170.
- Динейка К.В. 10 уроков психофизической тренировки/ IC.B. Динейка М., 1987. — 63 с.
- Добровольский В.А. Характер патологии населения в XX веке и ее тенденции/ В. А. Добровольский //Философские и социально-гигиенические аспекты учения о здоровье и болезни. М.: Медицина, 1975. — С. 333−350.
- Дошкольное образование в России. Сборник действующих нормативно-правовых документов/ Под ред. Р. Б. Стеркиной М.: ACT, 1998.-328 с.
- Дошкольное образование в России: Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-метод яческих материалов. М.: ACT, 1996. — 336 с.
- Дронов И.С. Оценка внедрения комплексных физкультурно-оздоровительных программ в дошкольные учреждения города Ростова-на-Дону /И.С. Дронов // Валеология. 2000. — № 2. — С. 59.
- Дубинин Н.П. Доклады АН СССР/ Н. П. Дубинин, В. А. Дюков. -1991.-Т. 316.-№ 1.-С. 210−214.
- Дуркин П.К. Научно-методические основы формирования у школьников интереса к физической культуре: Автореф. дис. канд. пед. наук/ П. К. Дуркин. Архангельск, 1995. — 43 с.
- Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура: Учебное пособие./С.П. Евсеев, JI.B. Шапкова. М., 2000. — С. 17−24.
- Ендропов О.В. Валеологические аспекты двигательной активности человека/ О. В. Ендропов. Новосибирск, 1996. — С.4−73.
- Ерастова А.П. Роль активного отдыха в повышении работоспособности детей на занятиях в детском саду/ А.П. Ерастова// Роль физического воспитания в подготовке детей к школе. М., 1980. — С.47−54.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1996. — 73 с.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х т. /Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. — М.: Педагогика, 1986. — 312 с.
- Запорожец А.В. Развитие произвольных движений/ А. В. Запорожец //Избранные психологические труды. Т.Н. — М.: Педагогика, 1986.- 296 с.
- Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка //Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие для студентов./Сост. JI.M. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1994.- С. 23−26.
- Захаров В.Н. Основные механизмы адаптации человека/ В. Н. Захаров.-М., 1993.- 189 с.
- Зациорский В.М. Спортивная метрология (Учебник для институтов физической культуры)/ В. М. Зациорский. М., 1982.- 256 с.
- Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ / Под ред. З. И. Бересневой. М.: ТЦ Сфера, 2003. — 32 с. («Серия бибилиотека руководителя ДОУ».
- Змановский Ю.Ф. Воспиательно-оздоровительная работа в детских дошкольных учреждениях /Ю.Ф. Змановский/ Дошкольное воспитание. 1993. — № 9. — С. 23−25.
- Змановский Ю.Ф. Программа «здоровый дошкольник» /Ю.Ф. Змановский/ Дошкольное воспитание. 1994. — № 6. — С. 11−18.
- Иванова И.А. Влияние режима детского образовательного учреждения на заболеваемость дошкольников/ И.А. Иванова// В сб.: Проблемы развития физической культуры и спорта в современном обществе. Майкоп: РИПО «Адыгея», 1998. — С. 35−37.
- Иванова И.А. Педагогическая оценка результатов базового скрининг-тестирования физического состояния дошкольников: Автореф. дис. канд. пед. наук/ И. А. Иванова. Майкоп, 1999. — 19 с.
- Иванова И.А. Оптимизация двигательной активности дошкольников в режиме учебного дня/ И. А. Иванова, А. А. Кожемов //В сб.: Проблемы развития физической культуры и спорта в современном обществе. Майкоп: РИПО «Адыгея», 1998. — С. 3841.
- Идивидуально-дифференцированный подход в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста. М.: изд. АПН СССР, 1989.-С. 6−18.
- Индивидуальный подход к детям в воспитательно-образовательном процессе детского сада// Под ред В. К. Котырло. Киев, 1989. -С.77−89.
- Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста/ Д. Н. Исаев. СПб., 1996 — С.313−320.
- Кабачков В.А. К разработке должных форм физической подготовленности молодежи / В.А. Кабачков//Теория и практика физической культуры. 1986. — № 7. — С. 30−32.
- Кабачков В.А. Тренеры в школе: Книга для учителей/ В. А. Кабачков, В. А. Пономарчук. М.: Просвещение, 1992. — 112 с.
- Кабачков В.А. Целенаправленное использование средств физической культуры в работе с трудными подростками/ В. А. Кабачков // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 8. -С. 13−14.
- Каган М.С. Человеческий фактор развития общества и общественный фактор развития человека/ М. С. Каган //Вопросы философии. 1987. — № 1. — С. 15−26.
- Каданцева Г. А. Взаимосвязь познавательной и двигательной активности детей шести лет/ Г. А. Каданцева //Теория и практика физической культуры. 1993. — № 11−12.-С. 40−41.
- Карпман B.JI. Тестирование в спортивной медицине /B.JI. Карпман, З. Б. Белоцерковский, И. А. Гудков. М.: Академия, 2001. — 368 с.
- Киселев А.Ф. Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке h i детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»/ А.Ф. Киселев// Дошкольное воспитание. 2000. — № 5. — С. 145−149.
- Ковалева Н.Г. Лечение растениями/ Н. Г. Ковалева. — М., 1971. 157 с.
- Кожухова Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников/ Н. Кожухова //Дошкольное воспитание. — 2000. -№ 3. С. 52−54.
- Козлов И.М. Двигательная активность и здоровье детей/ И. М. Козлов, М.А. Правдов// Тезисы международной конференции,-Санкт-Петербург, 1993. Т.2. — С. 68−69.
- Козлов И.М. Проблемы физического воспитания дошкольников/ И.М. Козлов// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — N 2. — С. 11−12.
- Комплексная оценка состояния здоровья детей в условиях детского дошкольного учреждения. Методические рекомендации. Учебно-методический центр Северо-Восточного учебного округа г. Москвы. М., 1995. — С. 27−58.
- Концепция дошкольного воспитания. М., 1989. — 27 с.
- Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года //Теория и практика физической культуры. 2001. — № 4. — С. 2−8.
- Коровина И.М. Совершенствование двигательных навыков у детей в упражнениях и играх с использованием элементов соревнования и творческих заданий/ И. М. Коровина // Физическая подготовка детей 5−6 лет к занятиям в школе. М., 1984. — С. 65−80.
- Косова Г. А. О влиянии двигательной активности на состояние здоровья детей 3−6 лет/ Г. А. Косова //Тезисы докладов 41 научной конференции по итогам работы за 1989 г. Омск: ОГИФК, 1990. -С. 143−144.
- Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников/ В. К. Котырло. Киев: Радянська школа, 1971. — 200 с.
- Кочетков А.Г. Регенерация, адаптация, гомеостаз/ А. Г. Кочетков. -Горький, 1990. С.57−67.
- Кравцов Е.Е. Психологические проблемы готовности г, етей к обучению в школе/ Е. Е. Кравцов. М.: Педагогика, 1991. — 152 с.
- Красношлык 3. Нетрадиционные формы работы на уроках дошкольной педагогики и методики физического воспитания/ 3. Красношлык, JI. Михальченко//Дошкольное воспитание. 1997. -№ 3. — С. 103−105.
- Крутецкий В.А. Психология: Учеб. для учащихся пед. уч-ш/ В. А. Крутецкий. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. -336 с.
- Кудрявцев В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка/ В. Кудрявцев// Дошкольное воспитание. — 2004. № 5. — С. 66−72.
- Кудрявцев В.Т. Дошкольная группа: двигательно-оздоровительные моменты на занятиях/ В. Кудрявцев// Дошкольное воспитание. -2000.-№ 4.-С. 93−100.
- Куликова Т. Обучение дошкольников- мифы, реальность и пути совершенствования/ Т. Куликова //Дошкольное воспитание. — 2000.- № 3. С. 44−45.
- Курысь В.Н. Всеобщее физкультурное образование путь к здоровью нации/ В.Н. Курысь// Вестник Ставропольского государственного университета. — Вып. 16. — 1998. — С. 12−18.
- Курысь В.Н. Ритмическая гимнастика в школе: Учебн. пособие/ В. Н. Курысь, Н.Н. Грудницкая// Под ред. В. Н. Курыся. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. 204 с.
- Лагутин А.Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении (результаты конкретного социологического исследования)/ А. Б. Лагутин //Теория и практика физической культуры. 1994. — № 7. — С. 8.
- Лебедев А.С. Пути оптимизации двигательной активности детей и подростков /А.С. Лебедев //Теория и практика физической культуры. 1986. — № 1. — С. 28−30.
- Левченкова Т.В. Рекомендации по оздоровительной гимнастике на специальных мячах/Т.В. Левченкова. М.: Аконит, 1995. — 18 с.
- Лесгафт П.Ф. Значение физического образования в семье и школе (ответ П.Ф. Каптереву): Избранные труды /П.Ф. Лесгафт //Сост. И. Н. Решетень. М.: Физкультура и спорт, 1987. — С. 300−314.
- Литвинова Л.П. К вопросу об оценке физического развития детей 5 лет/ Л.П. Литвинова// Валеология. 2000. — № 2. — С.64.
- Локтев С.А. Особенности тестирования общей физической работоспособности у детей и подростков /С.А. Локтев //Теория и практика физической культуры. 1991. — № 10. — С. 11−12.
- Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека/ Л. И. Лубышева. М.: ГЦИФК, 1992. — 120 с.
- Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физ 1ческой культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью/ Л.И. Лубышева// Теория и практика физической культуры. 1997. -№ 6. -С. 10−15.
- Лупан С. Поверь в свое дитя/ С. Лупан. М.: Эллис Лак, 1993. — 255 с.
- Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников/ В. И. Лях. -М., 1998.-С. 8 (272 е.).
- Мазурин А.В. Пропедевтика детских болезней/ А. В. Мазурин, И. М. Воронцов. СПб., 2000. — 926 с.
- Мартинчик А.Н. Рост и масса тела детей России по данным поперечного исследования 1994−1996 гг/ А. Н. Мартинчик, А. К. Батурин //Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С.68−71.
- Матвеев Л.П. О некоторых проблемах теории и практики физической культуры/ Л. П. Матвеев //Теория и практика физической культуры. 1982. — № 7. — С. 5−8.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания- теоретические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры)/ Л. П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543с.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культ/ Л. П. Матвеев. М., 1991. — С. 15.
- Махинова М.В. Физическое развитие детей 6−7 лет, обучающихся в лицее и в школе/ М. В. Махинова //Сб. науч. трудов, посвященный 25-летию Кубанской государственной академии физической культуры. Краснодар, 1994. — С. 318−319.
- Машковский М.Д. Лекарственные средства: В 2-х томах/ М. Д. Машковский. 10-е изд. — М.: Медицина, 1985. — 576 с.
- Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс, профилактика/ Ф. З. Меерсон. М., 1981.-С. 144−167.
- Меерсон Ф.З. Успехи физиол. наук/ Ф. З. Меерсон. 1991. — Т. 22. -№ 2. — С.52−89.
- Метод количественной оценки адаптационного состояния организма и возможности практического его использования/ О. Г. Сорокин, И. Б. Ушаков, Н. В. Щербина, С.Н. Нагорнев// Валеология. -№ 2. 1996.-С.38−41.
- Московченко О.Н. Системный подход к оценке здорового образа жизни/ О.Н. Московченко//Валеология. № 2. — 1999. — С. 4−11.
- Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников// Дошкольное воспитание. — 1996. № 11. — С. 21−25.
- Новохатько В.Н. Новое в организации физического воспитания дошкольников/ В.Н. Новохатько/ Теория и практика физической культуры. 1990. — № 11. — С. 36−37.
- О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий// Дошкольное научное образование. 1998. — № 4. — С. 25.
- Обмен веществ у детей/ Ю. Е. Вельтищев, М. В. Ермолаев, А. А. Ананенко, П. А. Князев. М., 1983. — 462 с.
- Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников/ Т. С. Овчинникова, А. А. Потапчук. СПб.: Речь, 2002. — 176 с. O-l 1.
- Организация функционирования дошкольных учреждений// Дошкольное воспитание. № 2. — 1992. — С37−45.
- Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений. СПб.: Речь, 2001. — 166 с.
- Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду/ Т. И. Осокина. -3-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1986. — 304 е., ил. — (б-ка воспитателя дет. сада).
- Павлова С.Д. Организация физкультурных занятий для часто болеющих детей в дошкольном образовательном учреждении/ С.Д. Павлова// Валеология. 2000. — № 2. — С. 58.
- Палеев Г. И. Возрастные особенности физиологической адаптации к школе детей сельской местности/ Г. И. Палеев, B.C. Щербаха// Валеология. № 2.- 1998. — С.45−48.
- Парамонова Л. Воспитание и обучение дошкольников/ Л. Парамонова// Педагогический вестник. 1994. — № 8−9. — С. 1.
- Парамонова JI. Общественное дошкольное воспитание: современные тенденции развития и права ребенка/ Л. Парамонова// Дошкольное воспитание. № 6. — 1997. — С. 76−82.
- Парамонова JI. Содержание дошкольного уровня образования: с чем связано его обновление/ Л. Парамонова// Дошкольное воспитание. -2003.-№ 3.-С. 65−67.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология/ Ж. Пиаже. М.: Просвещение, 1969. — 644 с.
- Поваляева М.А. Поиск нетрадиционных методов в коррекционной педагогике/ М. А. Поваляева, Л.Р. Караханян// Под ред. М. А. Поваляевой. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического университета, 1997 — 76 с.
- Погорелова А. Игра путь к уму и сердцу ребенка /А. Погорелова, В. Серебрякова, Н. Полтавцева/ Дошкольное воспитание. — 1993. -№ 2.-С. 2−23.
- Пономарев С.А. Растите малышей здоровыми/ С. А. Пономарев. -М.: ФиС, 1992.-95 с.
- Потапчук А.А. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений/ А. А. Потапчук, М. Д. Дидур. -СПб.: Речь, 2001.- 166 с.
- Поштарева Т.В. Эколого-валеологический подход к формированию физической культуры/ Т.В. Поштарева// Валеология, № 2. — 1999. — С. 54−59.
- Правдов М.А. Методика занятий физическими упражне! иями с детьми 5−6 лет в детских садах Автореф. дис.. канд. пед. наук/ М. А. Правдов. Санкт-Петербург, 1992 — 24 с.
- Прищепа С. Как продиагностировать физическую подготовленность дошкольника/ С. Прищепа, Н, Попкова, Т. Коняхина// Дошкольное воспитание. 2004. — № 1. — С. 37−45.
- Проблемы совершенствования физического воспитания дошкольников: Сб. научн. тр. ВНИИФК/ Под общ. ред. Е. Я. Бондаревского. М.: ФиС, 1988. — 116 с.
- Программа «Одаренный ребенок»: (Основные положения). М.: Новая школа, 1995. — 64 с.
- Программа «Развитие»: (Основные положения). — М.: Новая школа, 1994.-64 с.
- Программа обучения и воспитания в детском саду //Под ред. М. А. Васильевой. Изд. 2-е, доработанное. — М.: Просвещение. — 1987. -192 с.
- Программа развития новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях// Вестник образования. 2000. — № 11. — С. 36−45.
- Программа развития новых форм Российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях// Обруч. 2000. — № 3. (вкладыш «под скрепкой»),
- Психоневрологическое тестирование в задачах оценки социальной адаптации ребенка //Валеология. 1998. — № 2. — С. 7−12.
- Радуга. Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5−6 лет в детском саду// Сост. Т. Н. Доронова. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1997. — 271 е.: ил.
- Радуга. Программа и руководство для воспитателей второй младшей группы детского сада.// Сост. Т. Н. Доронова — М.: Просвещение, 1993.-224 с.
- Радуга. Программа и руководство для воспитателя детского сада.//Сост. Т. Н. Дронова. М.: Просвещение, 1994. — 211 с.
- Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных учреждений РФ (методическое письмо Министерства образования России от 24.04.95 № 46/19−15)// Дошкольное воспитание. 1995. — № 4. — 2−5.
- Решение коллегии МО РФ от 27.04.94 «О ходе разработки государственных стандартов дошкольного образования"// Дошкольное воспитание. 1994. — № 10. — С. 2−6.
- Рунова М. Формирование оптимальной двигательной активности/ М. Рунова //Дошкольное воспитание. 2000. — № 6. — С. 30−37.
- Селье Г. От мечты к открытию/ Г. Селье. М., 1987. — 367с.
- Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме/ Г. Селье. М. 1960.
- Соколов С.Я. Справочник по лекарственным растениям: Фитотерапия/ С. Я. Соколов, И. П. Замотаев. — М.: Медицина, 1984. -464 с.
- Соколова З.Х. Движение это жизнь/ З.Х. Соколова//' В сб.: Современные проблемы развития физической культуры и биомеханики спорта. Материалы международной научной конференции. — Майкоп: ИФК и дзюдо АГУ, 1999. — С. 135.
- Сологуб Е.Б. Физическое развитие детей дошкольного возраста /Е.Б. Сологуб. СПб.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1993. — 39 с.
- Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник/ А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. — 520 е., ил. (С. 263).
- Солодков А.С. Функциональное развитие детей дошъ эльного возраста/ А. С. Солодков, Е.М. Есина// Матер, итог, научн. конф. инта за 1997 г. СПб.: ВНИИФК. — С. 142−143.
- Солодков С.С. Научное обоснование содержания программного материала по физическому воспитанию шестилеток к предстоящей учебной работе/ С. С. Солодков, В.А. Бауэр// Теория и практика физической культуры. 1993. — № 9−10. — С. 15.
- Справочник по лекарственным растениям/ Под общ. ред. A.M. Задорожного. М.: Лесн. пром-сть, 1987. — 415 с.
- Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспи гания и развития ребенка: Учеб. пособие/ Э. Я. Степаненкова М.: Академия, 2001. — 368с.
- Стеркина Р. Стратегия разработки государственных стандартов дошкольного образования в Российской Федерации/ Р. Стеркина //Дошкольное воспитание. 1994. — № 11. — С. 2−14.
- Стрелкова Н.И. Физические методы лечения в невралгии/ Н. И. Стрелкова. М.: Медицина, 1991. — 272 с.
- Талага Е. Энциклопедия физических упражнений IE. Талага //Пер. с польск. М.: Физкультура и спорт, 1998. — 397−400.
- Теддер Ю.Р. Поморский государственный университет им. М. В. Ломоносова. Раздел 1. Общие вопросы организации и содержаниякомплексной помощи детям/ Ю. Р. Теддер, Т. С Капосова./ Конференция по проблемам педагогики (май), 2000 —С.66−68.
- Типовые положения о дошкольном образовательном учреждении// Дошкольное воспитание. 1995. — № 10. — С. 2−10.
- Третьяков П.И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам/ П. И. Третьяков, К. Ю. Белая. — М.: Новая школа, 2003. 304 с.
- Тупицын И.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников/ И. О. Тупицын // Академия пед. наук. М.: Педагогика, 1985. — 88с.
- Тупицын И.О. Развитие функций сердечно-сосудистой системы/ И. О. Тупицын, Р.А. Калюжная// Физиология развития ребенка. М.: Педагогика, 1983. — С 133−161.
- Тюрин A.M. Традиционный и нетрадиционный массаж/ A.M. Тюрин. СПб., 1996. — 490 с.
- Усатова Т.В. Фитотерапия в дошкольном учреждении/ Т.В. Усатова// Педагогическая диагностика и коррекция речи ./Под ред М. А. Поваляевой. Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 1997. — С. 227−230.
- Федеральный закон Российской Федерации «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29 апреля 1999 года № 80-ФЗ //Российская газета, 1999 (6 мая). № 87 (2196). — С. 4−6.
- Федорковская О. Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ/ Федорковская О.// Дошкольное воспитание. № 1. — С. 33−35.
- Физиология человека. Учебник (курс лекций)/ Н. А. Агаджанян, JI.3. Телль, В. И. Циркин, С. А. Чеснокова. СПб.: СОТИС. — 2000. — С. 388−395 (528 с).
- Физическая культура в детской саду //Типовая программа. М., 1994.-48 с.
- Физическое развитие (оценка состояния соматических систем организма человека в онтогенезе) //Серия учебн. литер, по валеологии под ред. проф. Г. А. Кураева. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1999.-71 с.
- Фомин B.JI. Оценка здоровья дошкольников с позиции теории адаптации/ B.JI. Фомин// Валеология. 2000. — № 2. — С. 48.
- Фомин Н.А. Возрастные основы физического воспитания/ Н. А. Фомин, В. П. Филин. М.: ФиС. — 1972. — 256 с.
- Фомина Н. Сказочный театр ритмической гимнастики/ Н. Фомина// Дошкольное воспитание. 2004. — № 5. — С. 36−44.
- Хакунов Н.Х. Физическая культура в системе образования/ Н. Х. Хакунов. М.: Советский спорт, 1994. — 132 с.
- Хаустан Ф.М. Исцеление с помощью акупунктуры. Акупунктура без иголок/ Ф. М. Хаустан // Под ред. Э. И. Гоникман. М. Изд-во Дом МСП, 1996.-96 с.
- Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательский цент «Академия», 2002.-480 с. (С. 74−76).
- Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: Учебн. пос. для студ-ов. пед. ин-тов/ А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер. М.: Просвещение, 1990. — 320 с.
- Чермит К.Д. Здравосберегающая система обучения (состояние и проблемы формирования)/ К. Д. Чермит //Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп, 1998. — № 1. — С. 97−100.
- Чермит К.Д. Системно-симметричный метод оценки здоровья человека/ К. Д. Чермит, К. Ю. Мамгетов, JI.K. Мамгетова. Майкоп, 1994.- 152 с.
- Чернышенко Ю.К. Взрослым о физическом воспитании детей дошкольного возраста/ Ю. К. Чернышенко, Л. С. Дворкин. -Краснодар, 1997. 162 с.
- Чернышенко Ю.К. Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста/ Ю. К. Чернышенко, В. А. Баландин, Б. Ф. Курдюков // Теория и практика физической культуры. Научно-теоретический журнал. — 1999. № 3. -С. 54−58.
- Чернышенко Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. д-ра пед. наук/ Ю. К. Чернышенко. Краснодар, 1998. — 40 с.
- Шамсиев С.Ш. Руководство для участкового педиатра/ С. Ш. Шамсиев, Н. П. Шабалов, Л. В. Эрман. Ташкент, 1990. — 515 с.
- Шаптала А.А. Влияние функциональной музыки на психофизиологические функции при умственной работе/ А. А. Шаптала, А.А. Калашников// Гигиена труда и профессиональные заболевания. 1978. — № 6. — С. 23−28.
- Шарманова С.Б. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания/ С.Б.
- Шарманова, А.И. Федоров// Физическая культура.- 1998. № 1. — С. 62−63.
- Шарманова С.Б. Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста/ С. Б. Шарманова, А.И. Федоров// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1999. — № 1−2. — С.46−50.
- Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников: Практикум для студ-ов средних педагогических учебных заведений/ В. Н. Шебеко, Н. Н. Ермак. В. А. Шишкина. 3-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 160 с.
- Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студ-ов средних педагогических учебных заведений/ В. Н. Шебеко, Н. Н. Ермак. В. А. Шишкина. 3-е изд., стереотип. -М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 192 с.
- Шевченко JI.E. Содержание и методика коррекционной работы средствами физического воспитания со старшими дошкольниками с задержкой психического развития: Автореф. дис.. канд. пед. наук/ JI.E. Шевченко. Майкоп, 1999. -22 с.
- Широкова Г. Дошкольное образование в Москве в XX столетии и на рубеже XX—XI вв.еков/ Г. Широкова //Дошкольное воспитание. -2000. № 3. — С. 15−16.
- Шретер А.И. Лекарственная флора Кавказа/ А. И. Шретер, Д. А. Муравьева, Д. А. Пакалн, Ф. В. Ефимова. М.: Медицина, 1976. -318 с.
- Щепин О.П. Здоровье населения Российской Федерации: проблемы и перспективы/ О.П. Щепин// Вестник Российской АМН. 1996. -№ 6.-С. 11−15.
- Щепин О.П. Развитие системы здравоохранения в Росски и ее социальная сущность / О. П. Щепин //Вестник Российской АМН. -№ 4.- 1996.-С. 59−63.
- Adan J. The children in our lives: knowing and teaching them. State University of New York Press, 1991. 313 pp.
- Dumazedier J. Sociologies emperique du loisir. Paris: ed du Seuil, 1974. — 270 p.
- Educational planning’s and social change: report on 11EP seminar -Paris: UNESCO Press, 1980. 211 p.
- Fripp R.R., Hodgson J.L., Kwiterowich P.O. et al. Aerobic capacity, obesity and atherosclerotic risk factors in male adolescents // Pediatrics.-1985.- Vol.75.-N5. P. 813−818.
- Hall G., Stanley G. Aspects of child life and education. Boston, Ginn, -1987.-86 p.
- Hedenus W. Medicine and sport. 1972. — v.12. — N6. — P.189.
- Kraus H., Hirschland R.P. Muscular fitness and health //Journal of the american association for health.-1953. N24/10/. P. 17−19.
- Morgan W.P. Physical activity and mental health //In The Academy Papers. Champaign, H.K.P., 1994. P. 132−145.
- Organization due sport et de e’education physique au Luxem burg //L'Eps. 1988. N212. P.15−26.
- Pitcher E.G. Boys and girls at play: the development of sex roles.- N.Y.: Praeger, 1983. P. 244.
- Ziv A. Personality and sense of humor. 1984. — N4. — 183 p.