Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Содержание факультативных занятий по физической культуре с оздоровительной направленностью для учащихся начальных классов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С целью решения данной проблемы мы объединили два указанных направления и разработали факультативный курс «Твоё здоровье «для учащихся начальных классов общеобразовательной школы. Предлагаемая программа направлена на повышение эффективности использования средств и методов оздоровления учащихся младших классов, адаптацию организма ребёнка к постоянно растущим учебным нагрузкам, содействие… Читать ещё >

Содержание

  • КЛАССОВ
    • 13. 00. 04. — Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры
  • ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
  • Научные руководители: кандидат педагогических наук, профессор Проку дин Б. Ф., кандидат педагогических наук, доцент Волков В. Н
  • Москва
  • ВВЕДЕНИЕ .т
    • ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
    • 1. 1. Понятие здоровья и здорового образа жизни
    • 1. 2. Анализ оздоровительной направленности физического воспитания в общеобразовательной школе
    • 1. 3. Пути совершенствования физкультурно-оздоровительной работы в школе
  • ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Цель и задачи исследования
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Организация исследования
  • ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ»
    • 3. 1. Принципы построения программы
      • 3. 2. 0. бщие методические основы реализации программы факультативного курса «Твое здоровье» для учащихся начальных классов
    • 3. 3. Со держание теоретического материала программы
    • 3. 4. Содержание практической части учебного материала, подвижных игр и домашних заданий
    • 3. 5. Планирование учебного процесса
  • ГЛАВА 4. ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
    • 4. 1. Исследование отношения школьников контрольной и экспериментальной групп к вопросам здорового образа жизни и использования его элементов в повседневной деятельности .Г
    • 4. 2. Контроль за физическим развитием учащихся испытуемых групп
    • 4. 3. Динамика показателей двигательной подготовленности учащихся контрольной и экспериментальной групп
    • 4. 4. Изменение показателей функционального состояния учащихся контрольной экспериментальной групп
    • 4. 5. Исследование динамики заболеваемости школьников контрольной и экспериментальной групп

Содержание факультативных занятий по физической культуре с оздоровительной направленностью для учащихся начальных классов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время все большее значение приобретает проблема здоровья подрастающего поколения. Несмотря на то, что в нашей стране накоплен богатый опыт в организации лечебно — профилактической помощи детям, неуклонно растет число учащихся с различными формами хронических заболеваний (10, 22, 39, 111, 163, 172, 197, 200, 215). Неудовлетворительным признается также уровень физической подготовленности современных школьников и объем их знаний в области здорового образа жизни (11, 36, 68). В связи с этим возникает необходимость модернизации, обновления системы физкуль-турно — оздоровительной работы в общеобразовательной школе.

Несмотря на большое количество специальной и методической литературы, освещающей многие аспекты формирования здорового образа жизни школьников, в том числе и на уроках’физической культуры, рассматриваемая проблема все еще далека от своего раз- ~ решения. Специалисты, работающие в данном направлении, отмечают низкую общую двигательную активность учащихся начальных классов, недостаточный уровень развития физических качеств и функциональных возможностей, что отрицательно сказывается на состоянии их работоспособности (3, 5, 15, 19, 81, 203, 205). Уроки физической культуры не в полной мере осуществляют необходимую физическую подготовленность детей. Объем двигательной активности в условиях двухразовых занятий в неделю явно недостаточен (11, 26, 38, 152).

Кроме того, в современной школе не ведется систематической работы по формированию привычек здорового образа жизни детей, не полностью используются при этом возможности физической культуры (70, 110).

Большинство предлагаемых в настоящее время оздоровительных программ касается какого — либо одного вида двигательной активности и направлено на развитие одного, в лучшем случае нескольких физических качеств (18, 108, 111, 149).

Требует неотложного решения проблема научного обоснования новых средств, методов и организационных форм, физкуль-турно — оздоровительной работы в начальной школе, которые способствовали бы формированию основ здорового образа жизни учащихся и содействовали развитию физических качеств и высокой работоспособности.

Цель исследования. Разработка и экспериментальное обоснование содержания и методики проведения занятий факультативного курса «Твое здоровье» для учащихся начальных классов общеобразовательной школы.

Рабочая гипотеза. Предположили, что для повышения эффективности уроков физической культуры и оздоровления учащихся необходимо введение в учебный план начальной школы занятий факультативного курса с оздоровительной направленностью «Твое здоровье». Это будет способствовать снижению заболеваемости, повышению уровня двигательной и функциональной подготовленности, приобретению учащимися начальных классов привычек ведения здорового образа жизни, воспитание потребности в систематических самостоятельных занятиях физическими упражнениями, увеличению объема знаний в области здорового образа жизни.

Объект исследования. Объектом настоящего исследования являлись учащиеся начальных классов общеобразовательной школы.

Предмет исследования. Предметом исследования являлось содержание и методика проведения факультативных занятий курса «Твоё здоровье», направленных на совершенствование физкультур-но — оздоровительной работы в начальной школе и влияние её на формирование основ здорового образа жизни учащихся.

Научная новизна. Впервые научно обосновано содержание факультативных занятий по физической культуре с оздоровительной направленностью, позволяющих воздействовать на физическую и психическую сферы учащихся младших классов. Разработаны теоретический и практический блоки, направленные на решение оздоровительных, образовательных и развивающих задач. Разработаны методы формирования привычек ведения здорового образа жизни в процессе физического воспитания школьников младших классов.

Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания и методики проведения занятий факультативного курса «Твое здоровье «как одного из направлений физкультурно — оздоровительной работы в начальной школе, способствующего повышению эффективности физического воспитания и формированию основ здорового образа жизни младшеклассников.

Использование разработанной программы позволяет :

— формировать основы здорового образа жизни;

— увеличить объем знаний по физической культуре;

— повышать уровень двигательной подготовленности ;

— улучшать функциональную подготовленность ;

— снизить острую заболеваемость школьников.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ :

1. Содержание и методика проведения факультативного курса «Твое здоровье» для учащихся начальных классов.

2. Обоснование эффективности разработанных средств и методов физкультурно — оздоровительной работы в возрастном диапазоне 7−9 лет.

ВЫВОДЫ.

1. Разработано содержание программы факультативного курса по физической культуре с оздоровительной направленностью «Твое здоровье», включающее:

— теоретический раздел по оздоровительной физической культуре и здоровому образу жизни;

— практический раздел, направленный на развитие основных двигательных качеств;

— домашние задания, способствующие закреплению знаний, умений и навыков здорового образа жизни, которыми школьники овладели в процессе факультативных занятий.

2. Разработана методика проведения занятий факультативного курса, основанная на сочетании теоретического и практического разделов программы «Твое здоровье». Практические задания составляют: в первом классе — 69,7% - во втором классе — 60,6% - в третьем — 54,5% учебного материала. На теоретическую подготовку отводится: 30,3% - 39,4% и 45,5% времени соответственно.

3. После педагогического эксперимента повысилось число школьников экспериментальной группы по сравнению с контрольной, использующих элементы здорового образа жизни в повседневной деятельности (р < 0,05 + 0,001).

4. Разработанная методика проведения факультативных занятий способствует увеличению (р < 0,05) объема знаний учащихся в области физической культуры и здорового образа жизни.

5. Внедрение программы «Твое здоровье» в учебный план начальной школы позволило повысить (р < 0,05 + 0,01) уровень большинства исследованных показателей двигательной подготовленности у мальчиков и девочек экспериментальной группы: в беге на 30 м с ходу, беге на 1000 м, челночном беге 3×10, метании набивного мяча (у мальчиков), прыжке в длину с места, тройном прыжке (у девочек), восьмерном прыжке, силе сжатия правой и левой кисти, гибкости.

6. Проведение факультативных занятий по разработанной программе позволило достоверно больше (р < 0,05) повысить показатели функциональной дееспособности (МПК / кг) у учащихся экспериментальной группы по сравнению с контрольной.

7. Использование разработанной программы позволило достичь у школьников (р < 0,01) повышения индекса здоровья и снижения показателей часто и длительно болевших детей и средней длительности случая болезни (р < 0,05).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

За последнее время исследователи отмечают рост хронических заболеваний учащихся общеобразовательной школы разного возраста (22, 111, 200 и др.). Многие болезни «молодеют», и все чаще специалисты фиксируют у школьников отклонения сердечнососудистой и дыхательной нормы, заболевания опорно — двигательного аппарата, которые раньше встречались преимущественно у взрослого населения.

Для выхода из создавшейся негативной ситуации используются различные средства и методы. Совершенствуется программа физического воспитания учащихся, разрабатываются ее новые виды, имеющие спортивную, оздоровительную, воспитательную направленность (38, 143, 148 и др.). Однако проблема оздоровления подрастающего поколения страны еще далека от своего реального разрешения.

В настоящее время наметилась тенденция более широкого подхода к решению задач, связанных с укреплением здоровья. В этой связи педагоги не ограничиваются только высокими нагрузками, развитием двигательных качеств, соблюдением гигиенических требований и закаливанием. Формирование здорового образа жизни начинает осознаваться как обязательный компонент решения оздоровительных задач урока физической культуры (110).

Необходимо отметить, что в настоящее время обозначились два основных направления совершенствования физкультурно — оздоровительной работы в общеобразовательной школе. Ряд педагогов пытаются решить данную проблему за счет введения дополнительного, третьего, урока физической культуры, занятий по плаванию, проведения «Часа здоровья «или «Олимпийского часа «на удлиненных переменах (157), т. е. увеличения объема двигательной активности школьников.

Педагоги, развивающие второе направление совершенствования физкультурно — оздоровительной работы с учащимися, увеличивают объем теоретических знаний школьников в виде рассказов, лекций, информационно — теоретических блоков на занятиях физической культурой.

Проведенный анализ передового педагогического опыта позволил сделать вывод, что работа по совершенствованию физкультурно — оздоровительного образования в современной школе весьма актуальна и широко ведётся передовыми педагогами — новаторами. Однако теория и практика физического воспитания испытывает необходимость в научно обоснованных разработках в данной области, а также систематизации уже накопленного опыта физкультурно — оздоровительной работы в современной системе физического воспитания.

С целью решения данной проблемы мы объединили два указанных направления и разработали факультативный курс «Твоё здоровье «для учащихся начальных классов общеобразовательной школы. Предлагаемая программа направлена на повышение эффективности использования средств и методов оздоровления учащихся младших классов, адаптацию организма ребёнка к постоянно растущим учебным нагрузкам, содействие нормальному физическому развитию и формированию интереса к основам здорового образа жизни на основе дополнения программы по физическому воспитанию в начальной школе факультативными занятиями с оздоровительной направленностью. Программа содержит комплекс мероприятий, включающих всестороннее воздействие на физическую и психическую сферы учащихся младших классов. Разработаны теоретический и практический блоки, направленные на решение оздоровительных, образовательных и развивающих задач, содержащие знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе выполнения разработанной программы с оздоровительной направленностью. Впервые разработаны подходы к многостороннему формированию привычек, ведения здорового образа жизни в процессе физического воспитают школьников.

Предложенная нами программа факультативного курса «Твое здоровье «для учащихся начальных классов общеобразовательной школы способствовала повышению эффективности процесса физического воспитания младшеклассников, росту интереса школьников к вопросам здорового образа жизни, снижению заболеваемости, а также улучшению параметров двигательной и функциональной подготовленности детей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. А., Шабатура Н. Н. Биоритмы, спорт, здоровье. М.: ФиС, 1989. — 208 с.
  2. М.В. Индивидуальный стиль здорового образа жизни цель обучения в системе физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. — 1993. — 349 9 — 10. — С. 10.
  3. Н. М. Раздумья о здоровье. -3-е изд., доп., перераб. -М. :ФиС, 1987.-64 с.
  4. М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М.: Просвещение, 1968.-251 с.
  5. М. В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. М., 1974. — 136 с.
  6. М. В., Козлов В. И. Методические рекомендации по физиолого гигиеническому изучению учебной нагрузки. — М.: 1984.-67 с.
  7. И. В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1990. — 192 с.
  8. Е. А. Антиникотиновое воспитание в школе // Биолого гигиеническое обеспечение процесса обучения и воспитания учащихся: Тез. научно — практич. конф. — Коломна: КПИ, 1992.-С. 6.
  9. V/ Н. Бальсевич В. К., Болыненков В. Г., Рябинцев ФгП. Концепция физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся начальных классов общеобразовательных школ. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. -№ 2.
  10. V/ 12. Баранцев С. А., Береуйрн Г. В., Довгаль Г. И., Столяк И. Н. Физкультурно оздоровительная работа в школе: Пособие для учителя / Под ред. А. М. Шлёмина. — М.: Просвещение, 1988. — 144 с.
  11. В. И. Коррекция состояния здоровья взрослого населения средствами комплексной физической тренировки : Авто-реф. дис. .докт. пед. наук. М., 1996.-56 с.
  12. В. И. Возрастная динамика здоровья лиц различной направленности физической нагрузки // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: Тез. докл. 6-й научно практич. конф. — Коломна: КПИ, 1996. — С. 9.
  13. Г. П. Школьникам здоровый образ жизни : Внеурочные занятия с учащимися по физической культуре. — М.: Физкультура и спорт, 1989.- 192 с.
  14. Г. П. Будьте здоровы ! (Оздоровительная физическая культура, спорт и туризм в клубной кружковой работе с молодёжью и взрослыми). М. Мин. культ. СССР, 1990. — 108 с.
  15. В.Г. Программы общеобразовательных учебных заведений. Физическое воспитание с оздоровительной направленностью учащихся сельских начальных малокомплектных школ. М.: Просвещение, 1992.-64 с.
  16. Е. Я., Кадетова А. В. О школьных программах по физической культуре // Физическая культура в школе. 1987. -№ 4. — С. 32.
  17. У19. Борисова JT.M. Исследование физической работоспособности учащихся младших классов // Биолого гигиеническое обеспечение процесса обучения и воспитания учащихся: Тез. научно — практич. конф. — Коломна: КПИ, 1992.-С. 13.
  18. И. И. Философско методологические аспекты проблемы здоровья человека // Вопросы философии. — 1982. — № 2. -С. 52 — 53.
  19. И. И. Валеология наука о здоровье. 2 — е изд., доп. перераб. — М.: ФиС, 1990. — 208 с.
  20. И. П. Учителю медицинские знания // Здоровье -через образование: Тез. докл. Укр. метод. Совета кафедры мед. подг. — Бердянск — Киев: БГПИ, 1992. — С. 14.
  21. Е. Н. Укрепляйте здоровье детей : Пособие для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1986. — 128 с.
  22. Я. С. Гигиена физического воспитания : Учебноепособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов. М. :1. Просвещение, 1986. 176 с.
  23. Ю. В., Гринене Э. Гигиеническая оценка изменений режима дня первоклассников за десятилетие // Биолого -гигиеническое обеспечение процесса обучения и воспитания учащихся: Тез. научно практич. конф. — Коломна: КПИ, 1992.1. С. 15.
  24. Т. JI. Особенности методики круглогодичного проведения уроков физической культуры на открытом воздухе в начальной школе : Дис.. канд. пед. наук. СПб., 1995. — 194 с.
  25. А. П. Физическая культура и здоровый образ жизни : Проблемы и перспективы использования средств массовой информации в их пропаганде. М.: Мысль, 1990. — 288 с.
  26. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин тов / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, JI. Б. Итель-сон и др.- Под ред. А. В. Петровского. -2-е изд., испр. и доп. -М.: Просвещение, 1979. — 288 с.
  27. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин тов по спец. «Педагогика и методика нач. обучения «/ М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Проки-на и др. — Под ред. М. В. Гамезо и др. — М.: Просвещение, 1984. -256 с.
  28. Во исполнении закона об образовании // Физическая культура в школе. 1993. — № 6. — С. 2.
  29. С. С. Содержание преподавания основ здорового образа жизни в младших классах // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: Тез. докл. 4 й научно -практич. конф. — Коломна, 1994.-С. 80.
  30. С. С., Ганзина О. В., Пугач Р. П. Валеология -как фактор формирования здорового образа жизни школьников // Тез. докл. 6-й научно практич. конф. — Коломна: КПИ, 1996. -С. 15.
  31. В. Н. К вопросу о домашних заданиях на уроках валеологии // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: Тез. докл. 7 й научно — практич. конф. -Коломна: КПИ, 1997. — С. 105.
  32. Е. П. Коррекция нарушений опорно двигательного аппарата у учащихся школы — интерната № 1 г. Владимира // Человек, здоровье, физическая культура в изменяющемся мире: Тез. докл. 7-й научно — практич. конф. — Коломна: КПИ, 1997. — С. 26.
  33. Г. А. Формирование потребности здорового образа жизни в семье и школе // Человек, здоровье, физическая культура в изменяющемся мире: Тез. докл. 4-й научно прак-тич. конф. — Коломна: КПИ, 1994.-С. 81.
  34. Временный государственный образовательный стандарт. Общее среднее образование. Физическая культура. Проект // Физическая культура в школе. 1993. — № 6. — С. — 4.
  35. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 2: Философия природы. М.: Мысль, 1975. — 506 с.
  36. М. А. Спортивная метрология : Учебник для институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 192 с,
  37. Г. Н. Взаимосвязь двигательного режима и профессиональной деятельности учителя средней школы Дис.. канд. пед. наук. Малаховка, 1994. — 170 с.
  38. Н. М. Аспект здоровья учащихся // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: Тез. докл. 7 й научно — практич. конф. — Коломна: КПИ, 1997. — С. 27.
  39. А. А., Маринова Т. Ю., Мясников Ю. С. Методы определения и пути повышения общей физической работоспособности детей школьного возраста : Методические рекомендации. -М., МГПИ им. Ленина, 1984.-24 с.
  40. А. Г. Актуальные проблемы современной спортивной медицины / Предисл. В. У. Агеевцева. М.: ФиС, 1980.-295 с.
  41. Г. Г. Тренируйте зрение. М.: Советский спорт, 1990.-48 с.
  42. Детская спортивная медицина / Под ред. С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущёва. Руководство для врачей. -2-е изд. перераб. и доп.-М.: Медицина. — 1991. — 560 с.
  43. Диспансерное наблюдение здоровых детей в условиях поликлиники: Учебное пособие для студентов педиатрических фак. мед. ин-тов / Мощич П. С., Жарикова 3. Н., Левченко JL Н., Бори-сенко М. И. Киев: Выща шк., 1989. — 141 с.
  44. Э. Д. Четвертая школьная реформа в России : Пособие для преподавателей. М.: Интерпракс, 1994.- 163 с.
  45. К. Тайны анатомии / под. Ред. Аруина Л. И. -М.: Мир, 1988.
  46. С. А., Ериков В. М. К вопросу применения лекарственных растений для улучшения здоровья // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: Тез. докл. 7 й научно — практич. конф. — Коломна: КПИ, 1997.-С. 34.
  47. П. К. Формирование у школьников устойчивого интереса к занятиям спортом. II Теория и практика физической культуры. 1995. — № 11. — С 49.
  48. Н. А. Движения под музыку в системе организации здорового образа жизни дошкольников в детском саду : Автореф. дис.. канд. пед. наук. Самара, 1997.-20 с.
  49. О. П. К вопрос о валеологическом образовании школьников // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: Тез. докл. 7 й научно — практич. конф. — Коломна: КПИ, 1997.-С. 280.
  50. Л. В. Воспитание здоровья // Проблемы здоровья, физического воспитания и безопасности детей и учащейсямолодёжи Севера: Тез. докл. научно практич. конф. — Мурманск, 1993. — С. 47
  51. А. И., Граевская Н. Д. Спортивная медицина и лечебная физкультура / Руководство. М.: Медицина, 1993. -432 с.
  52. В. Г. Особенности обеспечения здорового образа жизни // Физическая культура и здоровый образ жизни: Тез. докл. 2-й научно практич. конф.-Липецк: ЛГПИ, 1991. -С. 9.
  53. Г. К. Физическое воспитание и спортивная подготовка. Новые подходы. Л., 1991. — 44 с.
  54. Г. К. Здоровье школьников и учителей. Опыт валео-. логического исследования. СПб., 1995.-54 с.
  55. Г. К. Школьная валеология : научное обоснование и программное- обеспечение. СПб.: Изд — во «Акцент «, 1997. — 92 с.
  56. Е. Н., Карасёв А. В., Сафонов А. А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А. В. Карасёва. М.: Лептос, 1994. -368 с.
  57. Н. Д. Некоторые причины недостатков в формировании у школьников здорового образа жизни // Физическая культура и здоровый образ жизни: Тез. докл. 2-й научно практич. конф. — Липецк, 1991.-С. 10.
  58. А. Я. » Здоровье «и «болезнь» в системе ценностных ориентации человека // Вест. АМН СССР. 1982. Т. 45, № 4. С. 29 33.
  59. Итоги и задачи // Физическая культура в школе. 1996. -№ 3. — С. 2
  60. В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука, 1980.- 191 с.
  61. JI. М. Подходы к разработке и реализации двигательных программ в центре здоровья. // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 9 -10. — С. 12.
  62. В. Н., Суханова Н. Н. К вопросу о физическом развитии и состоянии здоровья детей школьного возраста II Советское здравоохранение. 1990. — № 1. — С. 55 — 56.
  63. В. Н. Физическое развитие детей и подростков и охрана здоровья подрастающего поколения // Вест. Рос. АМН. -1993.-№ 5.-С. 25−27.
  64. Т. В. Чтобы дети знали, как быть здоровыми. // Физическая культура в школе. 1994. — № 4. — С. 34.
  65. В. М. Гигиеническая оценка валеологических технологий обучения в гимназии (1−3 классы) // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: Тез. докл. 4 й научно — практич. конф. — Коломна: КПИ, 1994.-С. 32.
  66. В. М. Гигиеническая оценка обучения в школе по программе школьной валеологии // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: Тез. докл. 6-й научно-практич. конф. Коломна: КПИ, 1996.-С. 29.
  67. JT. Ф. Анализ двигательной активности и состояния здоровья детей 7- 10 лет // Новые аспекты подготовки специалистов физической культуры и спорта в педагогических ВУЗах: Тез. докл. федер. научно практич. конф. — М.: МПУ, 1994. -С. 159.
  68. Р. П., Клегцева М. С. Болезнь это сигнал к изменению образа жизни II Здоровье — через образование : Тез. докл. Укр. метод. Совета кафедр мед. подг. — Бердянск — Киев: БГПИ, 1992.-С. 51.
  69. М.М. Звонок на урок здоровья : из опыта работы. М.: Просвещение, 1991. — 160 с.
  70. Конкурс завершился. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. // Физическая культура в школе. 1997. — № 1. — С. 2.
  71. Ю. А. Проблема здорового образа жизни школьников в учебно воспитательном процессе // Здоровье — через образование: Тез. докл. Укр. метод. Совета кафедр мед. подг. — Бердянск -Киев: БГПИ, 1992.-С. 60.
  72. Ю. А. Беречь осанку смолоду // Физич. культура в школе. 1994. — № 2. — С. 16 -17.
  73. Н. К., Михеев А. А., Николенко-И. Г. Физическое воспитание: Учеб. пособие для средн. спец. учеб. заведений, 2.еизд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1989. — 384 с.
  74. В. П., Левушкин С. П., Блинков С. Н., Гришина А. В. Концепция физической культуры учащихся // Человек, здоровье, физическая культра и спорт в изменяющемся мире: Тез. докл. 7-й научно практич. конф. — Коломна: КПИ, 1997. — С. 122.
  75. Л. М. Уровень соматического здоровья учащихся 1 х классов // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: Тез. докл. 6 — й научно — практич. конф. — Коломна: КПИ, 1996. — С. 35.
  76. Т. Д., Разживина И. М., Соколов Е. В. Курение и здоровье подростков // Биолого гигиеническое обеспечение процесса обучения и воспитания учащихся: Тез. научно — практич. конф. — Коломна: КПИ, 1992. — С. 50.
  77. В. Л. Использование комплексного подхода в оздоровлении учащейся молодёжи // Биолого гигиеническое обеспечение процесса обучения и воспитания учащихся: Тез. научно — практич. конф. — Коломна: КПИ, 1992.-С. 45.
  78. JI. А. Лечебный массаж (справочник для средних медицинских работников).-Л.: Медицина, 1979.-216 с.
  79. . П. Уровень гигиенических знаний младших школьников Белоруссии // Биолого гигиеническое обеспечение процесса обучения и воспитания учащихся: Тез. научно — практич. конф. — Коломна: КПИ, 1992. — С. 53.
  80. Н. М., Петров А. Г., Сычёв В. С. Сравнительный анализ оздоровительных систем // Физическая культура и здоровый образ жизни: Тез. докл. 2 й научно — практич. конф. — Липецк: Л ГПИ, 1991.-С. 13.
  81. Н. Т. Примерный комплекс суточных движений для здоровых детей 7 9 лет II Гигиена и сан. — 1991. — № 6. -С. 45−47.
  82. Н. Т. Профилактическая физкультура для здоровых детей : Справочное пособие. Мн.: ИПП Госэкономплана Республики Беларусь, 1993.-208 с.
  83. Н. Т. Формирование здорового стиля жизни школьника. Мн.: Нар. асвета, 1996.- 144 с.
  84. Н. Т. Реформа белорусской школы и здоровье детей // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: Тез. докл. 7-й научно практич. конф. — Коломна: КПИ, 1997.-С. 59.
  85. В. С., Зайцев А. А., Паскин Г. Н. Оптимизация двигательного режима школьников младших классов // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: Тез. докл. 7 й научно — практич. конф. — Коломна: КПИ, 1997. -С. 126.
  86. Ю. П. Образ жизни и здоровье // Сов. Здравоохранение. 1982. — № 7. — С. 3−9.
  87. Ю. П., Полунина Н. В. Здоровый образ жизни ребёнка. -М.: Знание, 1984. 32 с.
  88. Е. Н., Виленский М. Я., Туркунов Б. И., Захаров Л. А. Программа физического воспитания учащихся 1−11 классов, основанная на одном из видов спорта (баскетбол). М.: МГП Квант, — 80 с.
  89. Е. Н., Погадаев Г. И. Особенности оценки развития интереса к занятиям физическими упражнениями // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: Тез. докл. 6 й научно — практич. конф. — Коломна: КПИ, 1996. -С. 73.
  90. Лях В. И., Кофман Л. Б., Мейксон Г. Б., Копылов Ю. А. Передовой педагогический опыт в физическом воспитании школьников. -М.: Знание, 1992. 96 с.
  91. J 111. Лях В. И., Кофман Л. Б., Мейксон Г. Б. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1−4 классов общеобразовательной школы. М.: МГП Фемида, 1992. -36 с.
  92. Лях В. И., Мейксон Г. Б., Копылов Ю. А. Учителя делятся опытом. Московский семинар учителей новаторов // Физ. культура в школе. — 1993. -№ 6. — С. 12−18.
  93. Лях В. И., Мейксон Г. Б., Копылов Ю. А., Угрешин А. Драгоценные крупицы опыта // Физ. культура в школе. 1995. -№ 6. — С. 2−6.у4л5. Лях В. И., Мейксон Г. Б., Кофман Л. Б. Концепция физического воспитания и здоровья детей и подростков. М., 1992. — 24 с.
  94. И. Н. К проблеме ведения здорового образа жизни // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: Тез. докл. 4 й научно — практич. конф. — Коломна: КПП, 1994.-С. 46.
  95. О. С. Интегральный подход в решении задач физического воспитания младших школьников на основе игровых средств : Дис. .канд. пед. наук. М., 1994. — 174 с.
  96. А. В., Воронцов И. В. Пропедевтика детских болезней. М.: Медицина, 1985. 462 с.
  97. Н. Т. Как убедить людей беречь своё здоровье // Физическая культура и здоровый образ жизни: Тез. докл. 2-й научно практич. конф. — Липецк: ЛГПИ, 1991.-С. 13.
  98. Н.А., Симонова Л. А., Фетисов Г. В. Гигиеническое обоснование диагностики и коррекции избытка массы тела у школьников средствами физического воспитания // Вест. Рос. АМН.- 1993.-№ 9.-С. 51−55.
  99. Н. Н. Гигиеническая оценка двигательного режима детей старшего дошкольного возраста // Гигиена и сан. -1993.-№ 10.-С. 41−42.
  100. Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии. М.: ФиС, 1982. — 199 с.
  101. Т. Ю. Гигиеническое обоснование использования закаливающих процедур с целью оздоровления дошкольников // Гигиена и сан. 1992. — № 3. — С. 35 — 37.
  102. Медицинский справочник тренера. Изд. 2 е, доп. и пе-рераб. / Сост. В. А. Геселевич. — М.: Физкультура и спорт, 1981. -271 с.
  103. Г. Б., Копылов Ю. А. Вооружая школьников знаниями // Физическая культура в школе. 1986. — № 1. — С. 18−24.
  104. Г. Б., Копылов Ю. А. Формирование знаний // Методика работы по комплексной программе физического воспитания учащихся 1−11 классов общеобразовательной школы. -Минпрос СССР, АПН СССР. 1987. — С. 24−46.
  105. Г. Б., Корчагина JI. Б., Протченко Т. А. Домашние задания по физической культуре / Методич. рекомендации для учителей физич. культуры. М., 1987. — 69 с.
  106. Методика физического воспитания школьников / Д. А. Аросьев, JT.B. Бавина, Г. А. Баранчукова и др.- Под ред Г. Б. Мейксона, JI.E. Любомирского. М.: Просвещение, 1989. — 143 с. -(Б-ка учителя физической культуры).
  107. Е. С. Социально психологические аспекты формирования здорового образа жизни // Физическая культура и здоровый образ жизни: Тез. докл. 2 — й научно — практич. конф. — Липецк: Л ГПИ, 1991. — С. 17.
  108. Ю. П. Бег и здоровый образ жизни // Физическая культура в школе. 1994. — № 4. — С. 19.
  109. В. В., Русин В. Я., Воронин С. М. Полноценное питание, физкультура и спорт важные факторы здорового образа жизни // Физическая культура и здоровый образ жизни: Тез. докл. 2 — й научно — практич. конф. — Липецк: Л ГПИ, 1991. -С, 19.
  110. Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1995. — 576 с.
  111. С. Физическое воспитание и здоровье // Физическая культура в школе. 1993. — № 3. — С. 2.
  112. Г. В., Новик С. Д., Карташева Н. В., Карташев А. В.
  113. Оздоровление младших школьников средствами физической культуры // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: Тез. докл. 7-й научно практич. конф. — Коломна: КПИ, 1997. — С. 73.
  114. J 137. Об актуальности физической культуры в целях укрепления здоровья учащихся // Физическая культура в школе. 1999. — № 1. -С. 2.
  115. Е. Н., Сычёв В. С. Некоторые вопросы саморегуляции и здоровый образ жизни // Физическая культура и здоровый образ жизни: Тез. докл. 2-й научно практич. конф. — Липецк: ЛГПИ, 1991.-С. 20.
  116. Основные документы ВОЗ. Изд. 35 — е. — Женева, 1985. — С.5.
  117. О. П. Некоторые аспекты валеологического образования // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: Тез. докл. 6 й научно — практич. конф. -Коломна: КПИ, 1996. — С. 44.
  118. А. В., Литвинов Е. Н. Программа по физической культуре для учащихся 1−11 классов. Антистрессовая пластическаягимнастика (АПГ). М.: Просвещение, 1996.
  119. Проблемы методологии, педагогики и методики исследований / Под ред. М. А. Данилова. М.: Педагогика, 1971. — 350 с.
  120. Проблемы отбора юных спортсменов в школы интернаты спортивного профиля I Под ред. Н. С. Бриль, С. Ганчев. София: Комитет физического культуры и спорта, 1982. — 280 с.
  121. Программы восьмилетней школы на 1972/73 учебный год (физическая культура). М.: Просвещение, 1972.: 40 с.
  122. Программы средней школы на 1972/73 учебный год (физическая культура). М.: Просвещение, 1973. — 30 с.
  123. Программы восьмилетней школы на 1973/74 учебный год (физическая культура). М.: Просвещение, 1973.-40 с.
  124. Программы средней школы на 1974/75 учебный год (физическая культура). М.: Просвещение, 1974.-30 с.
  125. Программы средней школы (физическая культура для учащихся и школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе). М.: Просвещение, 1979. -96 с.
  126. Программы восьмилетней и средней школы. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1−11 классов общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1987. — 48 с.
  127. . Ф. Поэтапное всестороннее физическое совершенствование школьников II Тез. докл. 4 й научно — практич. конф, — Коломна: КПИ, 1994.-С. 121.
  128. Т. А., Полянская Н. В., Малыхина М. В., Кокова Е. И., Копылов Ю .А. Не скудеет Россия талантами. //-Физическая культура в школе. 1996. — № 5. — С. 9.
  129. Р. Расти здоровым : Детская энциклопедия здоровья / Пер. с англ. М.: Физкультура и спорт, 1991.-592 с.
  130. Руководство к практическим занятиям по гигиене детей и подростков / Под ред. Белоусова А. 3., изд. 2-е перераб. и доп. -М.: Медицина, 1972. 304 с.
  131. К. Я., Геллер Е. М. Экспериментальное обоснование опыта проведения удлинённых перемен с преимущественным использованием подвижных игр в начальной школе // Вопр. теории и практ. физ. культуры и спорта. 1992. — № 22. — С. 9 — 11.
  132. С. С. Валеологическая культура и здоровье подрастающего поколения // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: Тез. докл. 7 й научно -практич. конф.-Коломна: КПИ, 1997.-С. 81.
  133. Р. И., Малюгина Е. А. Возможности оздоровления учащихся начальных классов на уроках // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: Тез. докл. 7 й научно — практич. конф. — Коломна: КПИ, 1996. -С. 335.
  134. Н. В. Здоровье закладывается в детстве // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: Тез. докл. 6-й научно практич. конф. — Коломна: КПИ, 1996. — С. 201.
  135. В. Д., Зайцева В. В., Маслова Г. М., Бурчик М. В. Роль и место физического воспитания в формировании валеологи-ческой службы в школе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 2. — С. 4.
  136. Состояние здоровья молодого поколения России. Аналитическая записка по материалам республиканского социологического исследования // Нар. образ. 1993. — № 5. — С. 43 — 57.
  137. Н.И. Самовнушение, движение, сон, здоровье. -3 е изд., перераб. и доп. — М.: ФиС, 1987. — 96 с.
  138. Спортивная медицина (Руководство для врачей) /Под редакцией А. В. Чоговадзе, JI. А. Бутченко. М.: Медицина. — 1984, 384 с.
  139. Спортивная физиология: Учеб. для ин тов физ. культуры / Под ред. Я. М. Коца. — М.: Физкультура и спорт, 1986. 240 с.
  140. М.И. Психолого педагогические основы физического воспитания : Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1987. -224 с.
  141. В. JI. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. М.: Новая школа, 1994. -288 с.
  142. В. В., Ларионов Н. П. Некоторые аспекты валео-логической службы в школьной общеобразовательной системе //
  143. Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: Тез. докл. 7-й научно практич. конф. — Коломна: КПИ, 1997. — С. 85.
  144. Т. И. К вопросу о двигательной активности младших школьников // Биолого гигиеническое обеспечение процесса обучения и воспитания учащихся: Тез. научно — практич. конф. -Коломна: КПИ, 1992.-С. 89.
  145. А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М.: Медицина, 1991. — 272 с.
  146. О. В. Аксёнов В. П. Закаливание холодом в укреплении здоровья школьников // Биолого гигиеническое обеспечение процесса обучения и воспитания учащихся: Тез. научно -практич. конф. — Коломна: КПИ, 1992.-С. 92.
  147. С. С Курс «Здоровье человека «в школьной практике // Биолого гигиеническое обеспечение процесса обучения и воспитания учащихся: Тез. научно — практич. конф. — Коломна: КПИ, 1992.-С. 93.
  148. Теория и методика физического воспитания. Учебник для ин тов физ. культуры. Под общей ред. JI. П. Матвеева и А. Д. Новикова. Изд. 2 — е, испр. и доп. (В 2-х т.). М.: ФиС, 1976, т. 1.-256 с.
  149. А.А. Сказка о вирусятах : Методические рекомендации по профилактике простудных заболеваний с помощью точечного массажа. М., 1991.-34 с.
  150. И.Н. Здоровый ребёнок : Справочник педиатра. Мн.: Беларусь, 1984.-207 с.
  151. . А., Лебедева Е. В. Разработка программ основ лекарствоведения в школах // Здравоохр. Рос. Федерации. 1993.9. С. 25 — 26.
  152. С. Д. Методика комплексно целостного развития физических способностей учащихся 4−6 классов на уроках физической культуры : Дис. канд. пед. наук. — М., 1987. — 259 с.
  153. М. К. Ваше здоровье-в ваших руках. Д.: Сталкер, 1996−352 с.
  154. А. Г., Колесов Д. В. Гигиена и здоровье школьников. М.: Просвещение, 1988. — 216 с.
  155. А. Г., Антропова М. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена : Пособие для студентов пед. интов. М.: Просвещение, 1990. — 319 с.
  156. С. В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. М.: Медицина, 1977. — 216 с.
  157. О.В. Нетрадиционные формы и методы оздоровления учащихся // Физическая культура в школе. 1993. — № 6. -С. 15.
  158. Г. И. В век прогресса без болезней // Коммунист. -1987. № 4.-С. 60−65.
  159. . Н. Валеология. М.: Российское педагогическое агентство, 1997.-246 с.
  160. М. И., Бесстрашная Н. А. Важнейшие достижения в области гигиены детей и подростков в свете тенденций развития профилактической медицины // Вест. Рос. АМН. 1993. — № 8. -С. 47- 53.
  161. Г. В., Данчук Н. Ф., Илюшин С. Н., Тупикина Е. А. Профилактика нарушения осанки // Тез. докл. 4 й научно — практич. конф. — Коломна: КПИ, 1994.-С. 72.
  162. В. Н. Развивающее обучение на материале физической культуры // Физическая культура в школе. 1994. -№ 6. -С. 9.
  163. О. П. Современные тенденции состояния здоровья подрастающего поколения страны // Вопр. охраны материнства. -1990. -№ 2.-С, 3−7.
  164. Ф. А., Цикина О. И. Состояние сердечно сосудистой системы у младших школьников Кольского Заполярья // Биолого — гигиеническое обеспечение процесса обучения и воспитания учащихся: Тез. научно — практич. конф. — Коломна: КПИ, 1992.-С. 103.
  165. Н. Н. Домашние задания по физической культуре в школе // Новые аспекты подготовки специалистов физической культуры и спорта в педагогических ВУЗах: Тез. докл. федер. научно -практич. конф. М.: МПУ, 1994.-С. 195.
  166. Н. Н., Сабурова Е. Н. Двигательная активность младших школьников // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: Тез. докл. 7 й научно — практич. конф. — Коломна: КПИ, 1997.-С. 257.
  167. Н. А. Методика физического воспитания детей младшего школьного возраста, имеющих низкий уровень развития двигательных качеств : Дис. .канд. пед. наук. М., 1995. -167 с.
  168. В. И. Медико педагогические аспекты современной валеологии // Здоровье — через образование: Тез. докл. Укр. метод. Совета кафедр мед. подг. — Бердянск — Киев: БГПИ, 1992. — С. 122.
  169. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Медицина / Сост. Н. Ю. Буя-нова- Под общ. Ред. О. Г. Хинн. М.: ТКО «АСТ», 1995. -480 с.
  170. Bar-Or Oded. Physical activity and physical training in childhood obesiti // J. Sports Med. and Phys. Fitness. 1993. — № 4. — P. 323 — 329.
  171. Barrow H. M. Test of motor ability for college men //
  172. Res. Quart, 1954. v. 25. — p. 253 — 260.
  173. Bedlco James M., Burke Lilian, Craven Jeans, Sarlo Natalie. The importance of motor activity in sensorimotor development: A perspective from children with physical handicaps // Hum. Dev. 1992/ - v. 35, № 4.-p. 226−253.
  174. David T. J. Recent advances in paediatrics. 9. Edinburgh etc.: churchill Livingstone, 1991.-X, 239.
  175. Goldsmith E. The ecology of health // Ecologist, 1980. Vol. 10, № 6 / 7. D. 235 — 245.
  176. Illich I. Limits to medicine. Medical nemesis: The expropriation of health. Harmondsworth: Penguin Books, 1997. 296 p.
  177. Karvonen M. J. Physical activity and health. Finnish Sports exercise Med. — 1983, v. 2. — D. 4 — 9.
  178. Kemper H. G., Verschuur R., Bovend eerdt J. The moper fitness test. 1: a practical approach to motor performance test in physical education / Proc. of INCPER., SA // J. Res. Sports physiol., Ed., Recreat. -1979.-v. 2.-p. 81 -90.
  179. Kraemer Helena C., Fendt Kaye H. Random assignment in clinical trials: issues in planning (infant healtf and development program) // J. Clin. Epidemiol 1990. — 43, № 11.-P. 1157- 1167.
  180. Larson D., Meneses D., Peklcarinen H., Hanninen O. Developmental effects of physical training in childhood // Constituent Congr. Int. Soc. For Pathophysiol. Mosow, May 28 June 1, 1991: Abstr. — Kuopio, 1991.-P. 242−243.
  181. Moreno Elsa Margarita. Healthy families make healthy babies// World Healf. 1993. — № may — june. — P. 23 — 25.
  182. Sanchez Villares E. El mundo del nino у el nino en el mundo //
  183. Bol. Pediat. 1991. — 32, № 142. — P. 291 — 295.
  184. Singh Jagvir, Hebsur G. N., Chawla Uma, Chatterji S. N., Panda В. В., Chhetri A. S., Anand R. S., Parkash D., Datta К. K. Preva lence of high risk children under five a study in rural Delhi // J. Commun. Diseases. — 1990. — 22, № 3. — P. 160 — 164.
Заполнить форму текущей работой