Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Программно-методические основы развития нравственных и физических качеств подростков средствами каратэ-до в системе дополнительного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К традициям восточных боевых искусств, определяющих их высокую эффективность в решении задач нравственного развития личности относятся: 1) отбор для обучения только тех учеников, которые не могли бы злоупотреблять искусством каратэ- 2) применение различных ритуалов, создающих атмосферу глубокого духовного воздействия- 3) проведение профессиональных праздников: дни выпускников, фестивали боевых… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ И ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ КАРАТЭ — ДО
    • 1. 1. Физическая культура как единство физического и духовного совершенствования личности
    • 1. 2. Характеристика нравственных качеств подростков и особенностей их развития в процессе занятий физической культурой и спортом
    • 1. 3. История возникновения, развития и современного состояния восточных боевых искусств
    • 1. 4. Характеристика каратэ-до как средства развития нравственных и физических качеств личности

Программно-методические основы развития нравственных и физических качеств подростков средствами каратэ-до в системе дополнительного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современный этап развития общества характеризуется коренными изменениями во всех сферах общественно-политической и экономической жизни. Кризис общественного сознания привел к усилению криминогенное&tradeобщества, росту преступности (в том числе и детской), насилию, открытой пропаганде распущенности нравов. Особенно сложная ситуация сложилась в подростковой и молодежной среде.

Сегодня отчетливо обозначились объективная необходимость приобщать детей и подростков к ценностям общечеловеческой культуры, в том числе и физической, и на этой основе осуществлять воспитание духовности и нравственности.

Целостный педагогический процесс по формированию физической культуры личности одновременно складывается из процесса обучения и процесса воспитания. Они неразрывно связаны друг с другом, хотя каждый из них имеет свои преимущественные задачи и функции. Основная задача физической культуры состоит в развитии целостной личности. Она выступает и как одно из важных средств формирования здорового образа жизни, организации отдыха и досуга, воспитания и развития телесных и духовных сил.

Любой вид спорта — это достояние той или иной страны. Его проникновение на иной континент связано с развитием научно-технического прогресса, обменом опыта, с проблемой интеграции людей в различные уголки мира, с взаимодействием культур, расширением международных контактов и информационного пространства. Наша страна, исторически сформировавшаяся как межцивилизационный феномен, который развивается в условиях постоянного диалога и взаимодействия культур Востока и Запада, имеет большую возможность изучения и использования их культурного и исторического наследия.

Для молодого поколения большой интерес представляют традиционные восточные боевые искусства. Они привлекают разнообразием движений (уклонов, уходов, ударных и бросковых техник) и эффективностью.

Анализ отечественной и зарубежной литературы в области боевых искусств Востока привел нас к идее о возможностях их использования в учеб-но-воспитателыюм процессе детей и подростков.

Гармоничное сочетание физического и духовного начал в человеке является само собой разумеющимся фактором в восточных боевых искусствах, отличающихся комплексной системой психологической подготовки, где существует целостный взгляд на человека и на окружающую его действительность, которую он, в силу своих развитых физических, моральных и психологических качеств и при направляющем действии силы и чистоты сознания, способен изменить в лучшую сторону, создавая таким образом гармонию в самом себе и в окружающем его мире. Ценность такого подхода к человеку не нуждается в специальных доказательствах, она подтверждается всей многовековой историей развития возможных единоборств.

Наряду с этим нередко можно наблюдать, что в практике их применения в работе с детьми и подростками воспитанию духовности и нравственности уделяется значительно меньше внимания, чем технической и физической подготовке. Некоторые инструкторы не задумываются о воспитательном эффекте занятий боевыми искусствами. Для детей и подростков, которые воспитываются на современных боевиках, где большое место занимают драки и жестокие убийства, привлекательны сами приемы, а не процесс собственного совершенствования. Им хочется научиться всему сразу и быстро.

Исходя из вышеизложенного, мы пришли к выводу о необходимости дальнейшей разработки решения проблемы применения боевых искусств для развития у детей и подростков не только физических, но и нравственных качеств.

Проблемами нравственного воспитания подростков средствами физической культуры и спорта занимались известные педагоги и психологи в области спорта В. В. Белорусова, Т. Т. Джамгаров, Н. В. Могильный, М.Я. Набатни-кова, Н. Г. Озолин, А. Ц. Пуни, И. Н. Решетень и другие. Их поиски привели к организации учебно-воспитательного процесса с учетом возрастных особенностей занимающихся и видов спортивных занятий. Особая восприимчивость подростков к педагогическому руководству нравственно-волевым развитием подчеркивается в исследованиях О. С. Богдановой, Л. И. Божович, Н. И. Болдырева, Е. В. Бондаревской, Т. В. Драгуновой, А. Г. Ковалева, Т. Н. Мальковской, Э. И. Моносзона, И. С. Марьенко, А. В. Мудрик, Л. И. Новиковой, Л. И. Рувинского, И. О. Свадковского, М. Г. Тайчинова, Н. Е. Шурковой и ДР.

В последние десятилетия написано много работ, посвященных истории, философии, методике обучения боевым искусствам. Большой интерес для нашего исследования имели работы основоположников современного каратэ-до Г. Фунакоси, М. Накаямы, профессора боевых искусств Р. Хаберзетцера, а так же отечественных авторов С. В. Биджиева, С.А. Иванова-Катанского, А. А. Маслова, И. В. Оранского, A.M. Подщеколдина, С. В. Цвелева и др. Написано несколько кандидатских диссертаций, касающихся использования восточных боевых искусств в учебно-воспитательном процессе (Ю.М. Лагусев, Д. И. Бородин, Л. Г. Авдонина и др.).

Приобщение детей и подростков к занятиям восточными боевыми искусствами осуществляется, как правило, в учреждениях дополнительного образования. В нормативных документах определено, что спортивная школа, являясь учреждением дополнительного самообразования, призвана способствовать самосовершенствованию, познанию и творчеству, формированию здорового образа жизни, профессиональному самоопределению, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям. При этом на этапе начальной подготовки ставятся задачи: привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом, направленным на развитие их личности, утверждение здорового образа жизни, воспитание физических, морально-этических и волевых качеств [Инструктивное письмо Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму № 96-ИТ от 25.01. 95 г. и Министерства образования Российской Федерации № 03-М от 01.02.95 г.].

В образовательных учреждениях дополнительного образования детей основной реализуемой образовательной программой является дополнительная образовательная программа [Требования, предъявляемые к образовательным учреждениям дополнительного образования детей и критерии их отнесения к соответствующему типу, виду и категории: Приложение к приказу Минобразования России от 03.05.2000 г. № 1276].

Как вид спорта каратэ довольно молод. Поэтому тренеры, занимающиеся каратэ с детьми и подростками, сталкиваются с трудностями, обусловленными отсутствием научно-обоснованных образовательных программ.

Таким образом, можно говорить о существовании противоречия между необходимостью широкого применения в системе дополнительного образования каратэ как средства эффективного формирования развивающейся личности детей и подростков, с одной стороны, и отсутствием соответствующего программно-методического обеспечения учебно-тренировочного процесса на ранних этапах спортивной подготовки.

Существование данного противоречия обуславливает актуальность проблемы нашего исследования, которая определена следующим образом: каковы программно-методические основы применения каратэ-до в системе дополнительного образования, обеспечивающие повышение эффективности развития нравственных и физических качеств детей и подростков.

В соответствии с содержанием проблемы цель нашего исследования заключается в разработке программно-методических основ применения каратэ в системе дополнительного образования, обеспечивающие повышение эффективности развития нравственных и физических качеств подростков.

Гипотеза исследования. Решение проблемы исследования возможно, если:

• изучить богатый исторический опыт применения восточных боевых искусств в развитии нравственных и физических качеств личности;

• на основе обобщения этого опыта, учета нормативно-правовых основ, регулирующих деятельность спортивных школ, принципов подготовки юных спортсменов, результатов научных исследований и передовой спортивной практики разработать учебную программу по каратэ-до для групп начальной подготовки детско-юношеских спортивных школ;

• разработать методические основы эффективной практической реализации этой программы в развитии нравственных и физических качеств подростков 10−11 лет.

Объект исследования. Физическое воспитание подростков в образовательных учреждениях дополнительного образования.

Предмет исследования. Программно-методические основы развития нравственных и физических качеств подростков 10−11 лет средствами каратэ-до в системе дополнительного образования.

Достижение цели исследования осуществлялось через последовательное решение следующих задач:

1. Осуществить анализ научно-методической литературы и передовой педагогической практики применения восточных боевых искусств для развития нравственных и физических качеств личности.

2. Разработать учебную программу по каратэ-до для групп начальной подготовки детско-юношеских спортивных школ.

3. Практически обосновать положительное влияние экспериментальной учебной программы по каратэ-до на развитие нравственных и физических качеств подростков 10−11 лет.

Для решения задачи исследования нами применялись следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы, анкетный опрос, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, математическая статистика.

Методологической и теоретической основой исследования являются культурологический подход к формированию физической культуры личности [В.К. Бальсевич, И. М. Быховская, В. М. Выдрин, Л. И. Лубышева, и др.], деятельностный [А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн] и личностно-ориентированный [В.В. Сериков, И.С. Якиманская] подходы к воспитанию личности, к формированию нравственных отношений, работы отечественных специалистов-востоковедов Н. В. Абаева, А. А. Долина, Д. Дрэгера, Д. И. Дубровского, С.А. Иванова-Катанского, А. А. Маслова, И. В. Оранского, Г. В. Попова, и др., раскрывающие исторические, культурные и философские основы восточных боевых искусств, работы Т. Асаи, X. Нишиямы, Т. Р. Касьянова, ЮЛ. Орлова, и др. по вопросам обучения каратэ, современные подходы к организации воспитания и дополнительного образования личности [В.А. Горский, А. Я. Журкина, М. Б. Коваль, А. В. Мудрик, Л. И. Новикова, С. В. Сальцева, и др.]- научные подходы к формированию нравственных отношений подростков к деятельности, другим людям и самому себе [И. А. Зимняя, Л. И. Новикова, Е. В. Бондаревская, Н.М. Ильинский]- основные положения и.

Ф принципы специалистов в области теории и методики физической культуры,.

• современной системы спортивной тренировки [В.К. Бальсевич, Л. П. Матвеев, Н. Г. Озолин, В.Н. Платонов].

В исследовании можно условно выделить три последовательных взаимосвязанных этапа.

На первом этапе (2001;2002 г. г.) осуществлялись теоретический анализ и обобщение философской, исторической и психолого-педагогической лите.

• ратуры по проблеме исследования, определялись цель, объект, предмет и методы исследования, формулировались основные положения рабочей гипотезы.

На втором этапе (2002;2003 г. г.) разрабатывались экспериментальная учебная программа по каратэ-до для групп начальной подготовки, программа педагогического эксперимента, тестовые упражнения для измерения и оцен.

• ки специальной физической подготовленности детей, занимающихся каратэ, проводился анкетный опрос тренеров по каратэ.

На третьем этапе (2003;2005 г. г.) проводился формирующий педагогил ческий эксперимент, осуществлялись количественный и качественный анализы экспериментальных данных, оформление результатов исследования в виде научных статей, учебной программы для групп начальной подготовки, диссертации, автореферата, внедрение их в педагогическую практику.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем: 1) разработана учебная программа по каратэ-до для групп начальной подготовки детско-юношеских спортивных школ- 2) определены эффективные средства и методы развития нравственных и физических качеств подростков 10−11 лет в процессе занятий каратэ-до на основе реализации содержания учебной программы- 3) разработана система тестов для определения уровня специальной физической подготовленности подростков, занимающихся каратэ-до на этапе начальной подготовки.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что они расширяют и углубляют знания и представления о содержании, средствах и методах организации учебно-тренировочного процесса по каратэ-до в образовательных учреждениях дополнительного образования детей и подростков, о средствах педагогического контроля специальной физической подготовленности детей на этапе начальной подготовки.

Практическая значимость результатов исследования определяется их направленностью на совершенствование процесса развития нравственных и физических качеств детей и подростков средствами каратэ-до. Их внедрение в практику работы образовательных учреждений дополнительного образования (секции каратэ спортивного клуба Камской государственной инженерно-экономической академии (г. Набережные Челны), спортивно-оздоровительной общественной организации традиционного каратэ «Ни-жекс-Сётокан» (г. Нижнекамск)) обеспечивает существенное повышение качества решения задачи формирования личности детей и подростков. Разработанная система тестов для измерения и оценки специальной физической подготовленности подростков в процессе занятий каратэ-до может быть включена в курс преподавания каратэ на кафедрах «Теории и методики восточных единоборств» в вузах физкультурного профиля.

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов обеспечены последовательной и логически не противоречивой реализацией теоретической основы исследования на всех этапах, применением комплекса методов исследования, адекватных цели и задачам, длительным характером опытно экспериментальной работы с участием большой выборки испытуемых, корректным использованием методов математической статистики для количественного анализа экспериментальных данных.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Содержание учебной программы по каратэ-до для групп начальной подготовки соответствует цели и задачам образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования. Усвоение содержания учебной программы является необходимым и достаточным для развития средствами каратэ-до нравственных и физических качеств подростков 10−11 лет.

2. Педагогическими условиями эффективной реализации учебной программы в учебно-тренировочном процессе являются: 1) формирование общественно ценных целей и мотивов деятельности- 2) воспитание осознанного и активного интереса к занятиям- 3) создание эмоционально-привлекательной обстановки- 4) высокая образовательная ценность занятий- 5) соревновательная обстановка- 6) формирование коллективных отношений взаимоответственности, взаимозависимости и взаимоконтроля через организацию совместной деятельности- 7) формирование нравственных идеалов в жизни и спорте;

8) создание положительного опыта нравственных отношений и переживаний;

9) личность преподавателя.

3. Для измерения и оценки уровня специальной физической подготовленности детей, занимающихся каратэ-до может применяться комплекс разработанных нами тестовых упражнений.

Апробация и внедрение результатов исследований.

Результаты исследования докладывались на итоговой научно-практической конференции молодых учёных и студентов «Теоретические и практические аспекты физического воспитания» (г. Набережные Челны, 2001 г.), региональной научно-практической конференции «Теоретические и практические вопросы подготовки и деятельности психологов» (г. Набережные Челны, 2001 г.), 5-й региональной студенческой научно-практической конференции «Психология и социология: студенты в научном поиске» (г. Набережные Челны, 2002 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Пути повышения социальной значимости физической культуры и спорта» (г. Казань, 2002 г.), на межвузовской научно-практической конференции «Проблемы жизнеобеспечения больших промышленных городов» (г. Набережные Челны, 2002 г.), на Международном научном конгрессе «Современный олимпийский спорт и спорт для всех» (г. Москва, 2003 г.), на Международной научно-практической конференции «Проблемы физического воспитания, спортивной тренировки и профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту» (г. Чебоксары, 2003 г.), на Втором Международном конгрессе «Спорт и здоровье» (г. Санкт-Петербург, 2005 г.). Результаты диссертационного исследования внедрены в практику работы Национальной Федерации каратэ и рукопашного боя Республики Татарстан.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы и приложения. Текст работы изложен на 185 страницах машинописного текста, включает 1 рисунок и 14 таблиц, список литературы из 168 работ, из них 6 на иностранном языке.

169 ВЫВОДЫ.

Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования позволяет заключить следующее.

1. При решении проблемы соотношения физического и духовного аспектов физической культуры в настоящее время все большую значимость приобретает философско-культурологический подход, при котором приоритетным направлением становится духовное совершенствование личности. Одним из эффективных средств реализации этого подхода являются восточные боевые искусства, в которых представлен гармоничный сплав глубокой духовности и физического совершенства человека.

2. Характерные для подросткового возраста психологические особенности определяют высокую чувствительность к восприятию педагогических воздействий, направленных на развитие нравственных качеств личности.

3. Развитие нравственных качеств личности осуществляется через формирование нравственных убеждений, развитие нравственных чувств и выработку навыков и привычек поведения. Основным психологическим механизмом развития нравственных качеств выступает формирование в процессе деятельности и общения целостной системы сознательных избирательных социальных отношений человека с различными сторонами и объектами действительности. Эти отношения развиваются и проявляются на познавательном, эмоциональном и поведенческом уровнях. Изменения отношений на каждом из этих уровней приводит к соответствующим изменениям в развитии нравственных качеств.

4. Нравственные качества в условиях спортивной деятельности специфично проявляются: в отношениях к спортивной деятельностиотношениях к товарищам по команде и тренеру-преподавателюучастникам совместной деятельностив отношениях к самому себе как спортсмену. Именно эти виды отношений являются ведущими, доминирующими, наиболее значимыми для формирования нравственных качеств личности.

5. Педагогическими условиями повышения эффективности влияния занятий спортом на формирование нравственных качеств подростка являются: 1) формирование общественно ценных целей и мотивов деятельности- 2) воспитание осознанного и активного интереса к занятиям- 3) создание эмоционально-привлекательной обстановки- 4) высокая образовательная ценность занятий- 5) соревновательная обстановка- 6) формирование коллективных отношений взаимоответственности, взаимозависимости и взаимоконтроля через организацию совместной деятельности- 7) формирование нравственных идеалов в жизни и спорте- 8) создание положительного опыта нравственных отношений и переживаний- 9) личность преподавателя.

6. Воспитание и обучение в каратэ-до осуществляется в соответствии с кодексом чести, принципами, правилами и заповедями традиционной самурайской морали. Содержание кодекса чести самураев включает такие принципы, как: Прямота, Мужество, Доброта, Вежливость, Искренность, Незаинтересованность, Честь, Верность долгу, Скромность, Уважение, Самоконтроль, Дружелюбие (доброжелательность).

К традициям восточных боевых искусств, определяющих их высокую эффективность в решении задач нравственного развития личности относятся: 1) отбор для обучения только тех учеников, которые не могли бы злоупотреблять искусством каратэ- 2) применение различных ритуалов, создающих атмосферу глубокого духовного воздействия- 3) проведение профессиональных праздников: дни выпускников, фестивали боевых искусств, турниры и т. д.- 4) строгие требования к соблюдению этикета как системы правил поведения- 5) белая форма одежды специального покроя- 6) требования к соблюдению личной гигиены- 7) ношение на одежде эмблемы школы- 8) принятие присяги- 9) наличие Устава- 10) требования к нравственным качествам учителя, манере и такту поведения- 11) обучение новичков, не обладающих ещё необходимым нравственным опытом, технике защиты, а не нападения- 12) высокие требования во время квалификационных экзаменов к личностным качествам претендентов- 13) создание в тренировочном процессе ситуаций, требующих искоренения и коррекции ошибок нравственного поведения.

7. Каратэ требует высокого уровня силы, выносливости, скорости, ловкости и способствует их развитию. Наряду с этим уровень овладения техникой каратэ тесно связан с уровнем интеллекта, с осознанием и пониманием способов их выполнения технических приемов. Большую роль в овладении техническими приемами каратэ играют психомоторные способности, обеспечивающие за счет тонкой дифференцировочной чувствительности, адекватных двигательных представлений, воображения, памяти эффективное управление движениями и двигательными действиями на основе точного самоконтроля и саморегуляции.

8. Обобщение результатов интервью ведущих специалистов по каратэ показало, что: 1) мотивами включения подростков в занятия каратэ являются стремление к улучшению физического развития и физической подготовленности, внешнего и внутреннего самоутверждения- 2) у подростков наблюдается низкий уровень нравственного сознания, в результате нравственные поступки совершаются на уровне неосознанного подражания поступкам окружающих. Наряду с положительными нравственными качествами: самостоятельность, уважение к старшим, сострадание и переживание за своих друзей и товарищей по группе, готовность защищать свое достоинство и вступиться за более слабого — подростки могут проявлять агрессивность, обижать друг друга словами или действиями. У них слабо развиты настойчивость, дисциплинированность и организованность, они часто неуверены в себе, немного замкнуты. Подростки внимательно относятся к себе, своей внешности и поступкам. Встречаются подростки с заниженной самооценкой, переживающие неуверенность в себе, и подростки с завышенной самооценкой- 3) каратэ формирует нравственные (трудолюбие, доброта, благородство, скромность, патриотизм, ответственность за свои действия и поступки, способность к осознанному применению каратэ как способа поражения и контроля противника с учетом границ необходимости и дозволенности), волевые (целеустремленность, самостоятельность, дисциплинированность, самообладание, терпеливость, решительность и мужество) качества, черты характера (уважение к сопернику, учителю, старшим, уверенность в себе, умение познавать себя, умение постоять за себя, стремление к самоутверждению и самосовер-шенствованию).4) важным фактором развития нравственных качеств является личный пример тренера, его личностные и профессиональные качества.

9. Результаты педагогического эксперимента показали, что:

1) подростки 10−11 лет наиболее высоко оценивают качества, связанные с отношением к выполняемой человеком деятельности (воля, увлеченность) и к себе (самолюбие). Занятия каратэ приводят к тому, что они начинают отдавать больше предпочтения качествам, связанным с отношением к другим людям (уважению, доброте, благородству и воспитанности). Вместе с этими качествами все больший вес приобретает качество целеустремленности;

2) при занятиях каратэ на основе разработанной нами учебной программы у занимающихся наблюдается изменение нравственных приоритетов в сторону повышения значимости нравственных качеств, отражающих отношения между людьми (воспитанности, благородства);

3) обучение каратэ на основе разработанной нами учебной программы создают более благоприятные педагогические условия для развития у учащихся нравственных качеств (прирост составил в среднем 0,55 балла против 0,19 балла в контрольной группе);

4) организация учебно-тренировочного процесса по каратэ на основе разработанной нами учебной программы приводит к повышению эффективности развития гибкости, ловкости, быстроты. В меньшей степени это проявляется в отношении скоростно-силовых качеств, и совсем незначительно — в отношении выносливости;

5) применение разработанной нами учебной программы в учебно-тренировочном процессе на этапе начальной подготовки создает более благоприятные условия для развития у занимающихся специальных физических качеств.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А.П. Учебное пособие по обучению технике каратэ для отделений спортивных школ / А. П. Айдаков, В. Д. Артюхов, М. В. Пантелеев. М.:Физкультура и спорт, 1981. — 122 с.
  2. , П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П. К. Анохин. М.:Медецина, 1968. -547с.
  3. , А.Н. Народные русские легенды / А. Н. Афанасьев. М. Изд-во: издание К. Солдатенкова, 1860. -238с.
  4. , В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурных знаний) / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 7. — С.2−8.
  5. , В.К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. — 275 с.
  6. , В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В. К. Бальсевич. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 208 с.
  7. , В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 1. — С. 22−26.
  8. , С.А. Совершенствование основных видов движений / С. А. Баранцева, И. Н. Столяк // Физическая культура в школе. 2000. — № 5. -С.29.
  9. , В.В. Беседы о морали спортсмена / В. В. Белорусова. -Л.:Нива, 1960.-115с.
  10. , В.В. Воспитание в спорте / В. В Белорусова. М.: Физкультура и спорт, 1974. — 117с.
  11. , В.В. Воспитательная работа в процессе занятий физической культурой и спортом с юными спортсменами / В. В. Белорусова. М.: Физкультура и спорт, 1961. -19с.
  12. , В.В. Спортивная этика, как одна из форм коммунистической морали / В. В Белорусова // Нравственное воспитание спортсменов: сб. ст.-Л.: 1973.-С. 5.
  13. , В.В. Изучение уровня нравственной воспитанности спортсменов как условие разработки программы воспитания / В. В. Белорусова, З. В. Блинова, А. В. Романова // Нравственное воспитание спортсменов: сб. ст.-Л.: 1973.-С. И.
  14. , В.В. Воспитание в процессе занятий физической культурой и спортом / В. В. Белорусова, И. Н. Решетень. М.: Физкультура и спорт, 1964. -С.25−31.
  15. , В.В. Основные проблемы теории и методики нравственного воспитания спортсменов: Дис. д-ра пед. наук. -Л., 1969. 360 с.
  16. , С.В. Сетокан каратэ-до / С. В. Биджиев СПб: АОЗТ НПКФ, 1994.-560с.
  17. , С.В. Каратэ-до / С. В. Биджиев. СПб.: АОЗТ НПКФ, 1994.-25 с.
  18. , М.М. Уроки китайской гимнастики (вып.1) / М. М. Биджиев. М.: Советский спорт, 1990. — 45 с.
  19. Богданова, О. С Этические беседы с подростками: Кн. для учителя / О. С. Богданова, О. Д. Калинина. -М.: Просвещение, 1987. 189 с.
  20. , О.С. О нравственном воспитании подростков (В помощь кл. рук. 4−8 классов) / О. С. Богданова, Л. И. Катаева, А. И. Шемшурина. М.: Просвещение, 1979. — 111 с.
  21. , О.С. Нравственное воспитание старшеклассников: Кн. для учителя / О. С. Богданова, С. В. Черепкова. М.: Просвещение, 1988. -206 с.
  22. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. -464 с.
  23. , Jl.И. Психологическое развитие школьника и его воспитание / Л. И. Божович, Л. С. Славина. М.: Знание, 1979. — 96 с.
  24. , Л.В. Подвижные игры: Учеб. пособие для ин-тов физической культуры / Л. В. Былеева, И. М. Короткое. М.: Физкультура и спорт, 1982.-224 с.
  25. , А.Н. Мир культуры (основы культурологии): Учебное пособие для студентов / А. Н. Быстрова. М.: Изд-во ЮКЭА, 2002. -712с.
  26. , И.М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени (очерки социальной и культурной антропологии) / И. М. Быховская. М.: Физкультура, образование и наука, 1997. — 209 с.
  27. , В. Что такое искусство / В. Векслов. М.: Изобразительное искусство, 1989. -328 с.
  28. , В.И. Комплексный подход к формированию общественной нравственности личности школьников спортсменов : Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1980.-20 с.
  29. , И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы / И. П. Волков. М.: Просвещение, 1982. — 135 с.
  30. , И.А. Психотехника восточных единоборств (Восточно-азиатская классическая концепция психологической подготовки единоборцев) / И. А. Воронов. Мн.: Харвест, 2005. — 432 с.
  31. Воспитательная работа в детской спортивной школе / Под ред. В. В. Белорусовой, И. Н. Решетень. -М.:Физкультура и спорт, 1964. 68 с.
  32. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е. Н. Степанова. М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 128 с.
  33. , В.М. Неспециальное физкультурное образование / В. М. Выдрин // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 5. — С. 1517.
  34. , В.М. Физическая культура и ее теория / В. М. Выдрин // Теория и практика физической культуры. 1986. — № 5. — С. 24−27.
  35. , В.М. Физическая культура студентов вузов: Учебное пособие / В. М. Выдрин, Б. К. Зыков, А. В. Лотоненко. -Воронеж.: Изд-во ВГУ, 1991.- 128 с.
  36. , Ю. Об интерпретации концепции П.Я.Гальперина в контексте обучения спортивным упражнениям / Ю. Гавердовский // Спортивный психолог. 2004. — № 1. — С. 19−26.
  37. , Г. М. Содержание и методы волевой подготовки спортсмена / Г. М. Гагаева. -М.: Проблемы психологии спорта, 1962. -С. 10−20.
  38. , С.А. Джиу-джитсу: Справочное пособие. 3-е изд / С. А. Гвоздев. — Минск: Современное Слово, 1999. — 208 с.
  39. , И.И. Боевые искусства мира / И. И. Горевалов. Йошкар-Ола: Марийский полиграфическо-издательский комбинат, 1994. — 560 с.
  40. , П.И. Самоконтроль при занятиях физической культурой / П. И. Готовцев, В. И. Дубровский. -М.: Физкультура и спорт, 1984. -32с.
  41. , П.И. Спортсменам о восстановлении / П. И. Готовцев, В. И. Дубровский. М.: Физкультура и спорт, 1981. -144с.
  42. , И.Л. Восточные единоборства: этика и психология / И. Л. Гульев // Проблемы Дальнего Востока. 1989. -№ 5.-С. 167−174.
  43. , И.Л. Философские, социокультурные, нравственно-эстетические и психологические аспекты феномена каратэ-до / И. Л. Гульев. М.: ВИНИТИ, 1989. — 147с.
  44. , О.А. Личностные факторы психологической готовности юного спортсмена к соревновательной деятельности: Метод, рекомендации для слушателей ФПК / О. А. Дашкевич, В. А. Зубков. М.: Просвещение, 1982.-34 с.
  45. Дернов Пегарев, В. О кодексе чести и традиционной самурайской морали / В. Дернов — Пегарев // Философские, социокультурные, нравственно-этические и психологические аспекты феномена каратэ-до: сб. ст. — М.: ВИНИТИ, 1989.-С.76.
  46. , Т.Н. Лидерство в спорте / Т. И. Джамгаров, В. И. Румянцев. М.: Физкультура и спорт, 1983. -81 с.
  47. , В.Я. Самбо / В. Я. Дихтярев //Физическая культура в школе.-2001. № 4.-С. 41−42.
  48. , Н.Ф. Возрастная психология / Н. Ф. Добрынин, A.M. Бардиан, Н. В. Лаврова. М.: Просвещение, 1975. — 225с.
  49. , А.А. Йога борьбы / А. А. Долин // Азия и Африка сегодня. -1989. № 8 — С.62- 64.
  50. , А.А. Наука жизни древних даосов / А. А. Долин // Проблемы Дальнего Востока. -1989.-№ 2.-С. 172−180- № 3. С. 209−218.
  51. , А.А. Кэмпо традиция воинских искусств / А. А. Долин, Т. В. Попов. — М.: Наука, 1990.- 429 с.
  52. , В.И. Реабилитация в спорте / В. И. Дубровский. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 208с.
  53. Европейский манифест «Молодые люди и спорт» // Международный журнал спорт, информации «Спорт для всех». М.: 1996. — № 1.
  54. , М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. 2-е изд., стереотип / М. Н. Жуков. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. -160 с.
  55. , Л.В. Формирование нравственных отношений подростков в спортивной деятельности : Дис. канд. пед. наук. М., 2000. — 161 с.
  56. , Ю.И. Воспитание подростков в спортивном коллективе / Ю. И. Зотов. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 270 с.
  57. Иванов Катанский, С. Искусство ближнего боя. Кн.2. / С. Иванов -Катанский. — М.: МКЦ, ТОО «Корум», 1994.-270 с.
  58. Иванов Катанский, С. Комбинационная техника каратэ / С. Иванов — Катанский. — М.: Агентство «ФАИР», 1998.-576 с.
  59. Нитобэ, Инадзо Бусидо: Дух Японии / Инадзо Нитобэ. К.: «София», Ltd., 1997.-112 с.
  60. Инструктивное письмо Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму № 96-ИТ от 25.01.95 г. и Министерства образования Российской Федерации № 03-М от 01.02.95 г. от 25.01.1995 г.
  61. , А.А. Олимпийская педагогика: опыт моделирования психолого-педагогических технологий детско-юношеского спорта / А. А. Исаев. -М.:ФиС, 1998.-236 с.
  62. История каратэ-до в России. Режим доступа: http://www.kensay.newrriail.ru/histCCCP.htrri, свободный. -Загл. с экрана.
  63. История каратэ-до. Мастер Фунакоси. Автор части переводов и составитель текста Елена Федорова. Режим доступа: http://rnosbudokan.ru/public/digest4.htrnl, свободный. -Загл. с экрана.
  64. , М.С. Человеческая деятельность / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974.-328 с.
  65. , А.А. Мой взгляд на рукопашный бой / А. А. Кадочников. Ростов н/Д: «Феникс», 2005. — 128 с.
  66. , В. Как проводить уроки нравственности. Методические советы / В. Казыханов. Набережные Челны: Печатный двор, 2001.-32 с.
  67. Каратэ в России. Мороз В. Б. -Режим доступа: http://www.ay.ru /japan/htm/435.htm, свободный. -Загл. с экрана.
  68. Каратэ вчера и сегодня. -Режим доступа: http://erosport.ru /2006/03/02/ vchera i segodnia karatie. html, свободный. -Загл. с экрана.
  69. Книга Самурая: Юдзан Дайдодзи Будосёсинсю. Ямамото Цунэтомо Хагакурэ. Юкио Мисима Хагакурэ Нюмон. / Перевод на русский: Котенко Р. В., Мищенко А. А. -СПб.: «Евразия», 1998. 320 с.
  70. , А.Г. Воспитание ума, воли и чувств у детей / А. Г. Ковалев. -Минск: «Нар. асвете», 1974 143 с.
  71. , А.Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. М.: Просвещение, 1970.-391 с.
  72. , С.Н. Боевой Дзен искусство жить / С. Н. Коваль, Ю.Е. Хо-лин. — Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 288 с.
  73. Р.А. Спортивная деятельность как педагогический фактор социальной адаптации подростков : Автореф. дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 1999.-23 с.
  74. , И.В., Каратэдо дошинкан (Самурайский стиль борьбы) / И. В. Котов, Г. К. Снустиков. М.: Изд-во Х.Г.С., 1992. — 445 с.
  75. , Ю.В. Влияние особенностей вида спорта на проявление агрессии и агрессивности у спортсменов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -СПб, 1999.-21 с.
  76. Краткая энциклопедия боевых искусств. Режим доступа: http://allstannan.narod.ru/Zvezdi.htrn. свободный. — Загл. с экрана.
  77. Краткий словарь по философии / под общ. ред. И. В. Блауберга, И. К. Пантина. М.: Политиздат, 1979. — 413 с
  78. Краткий словарь по эстетике / под ред. М. Ф. Овсянникова. М.: Просвещение, 1983.-225 с.
  79. , Н.К. Воспитание/ Н. К. Крупская // Пед. соч. М., -Т.2. -С.347−348.
  80. , В.А. Психология: Учеб. для учащихся пед. уч-щ. 2-е изд., пераб. и доп / В. А. Крутецкий. — М.: Просвещение, 1986. — 336 с.
  81. Р.В. Социально психологические механизмы формирования ценностных ориентаций спортсменов, занимающихся восточными боевыми искусствами: Дис. д-ра пед. наук. — М., 2003. — 149 с.
  82. , В.Д. Совершенствование беговых движений / В. Д Кряжнев. М.: ВНИИФК, 2002. — 191 с.
  83. Кун, JI. Всеобщая история физической культуры и спорта / JI. Кун. -М.: Радуга, 1982.-400с.
  84. , А.В. О возникновении и координации ритмических движений / А. В. Курганский // Теория и практика физической культуры. -1996. -№ 11. -С.44−49.
  85. , Ю.М. Формирование нравственной культуры личности подростка в любительском объединении спортивного типа: Автореф. дис.. канд. пед. М., 1994. — 17 с.
  86. , С.А. Каратэ-до. Основная техника и методика преподавания / С. А. Лапшин. Д.: Сталкер, 1996. — 384 с.
  87. , Н.Д. Детская и педагогическая психология / Н. Д. Левитов. -М.: Просвещение, 1964.-478 с.
  88. , А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — С. 505.
  89. , П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста / П. Ф. Лесгафт. М.: Педагогика, 1983. — 384 с.
  90. Ли, Б. Боевая школа Брюса Ли. Книга 5: Философия и дух бойца (2-е изд.)/ Б. Ли. Ростов н/Д: «Феникс», 2005. — 192 с.
  91. , Л.И. Десять лекций по социологии физической культуры и спорта / Л. И. Лубышева. М.: Теория и практика физической культуры, 2000.- 151 с.
  92. , Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л. И. Лубышева. М.: ГЦОЛИФК, 1992. — 120 с.
  93. Лях, В. И. Координационные способности школьников / В. И. Лях. -Минск: Полымя, 1989. 160 с.
  94. Лях, В.И., Ориентиры физического воспитания / В. И. Лях, Г. Б. Мейксон //Советская педагогика. 1990. — № 11. — С.33−38.
  95. Р.С. Спортивная деятельность в системе формирования социальной защищенности и профессиональной подготовки подростка: Ав-тореф. дис. канд. пед. наук. Майкоп, 1999. — 18 с.
  96. , А.С. Пед. соч. в4-ми т., Т. 3. 1951−1952,-С. 14.
  97. , А.А. Традиции духовного и физического воспитания /А.А. Маслов. М.: Молодая гвардия, 1990. — 80 с.
  98. , Л.П. Основы спортивной тренировки / Л. П. Матвеев. М.: ФиС, 1977.-271с.
  99. Международная хартия физического воспитания и спорта ЮНЕСКО // Международный журнал, спортивной информации «Спорт для всех». -1996.-№ 1.-С. 1.
  100. , Н.В. Физическая культура и воспитание морально-волевых качеств у советской молодежи / Н. В. Могильный. Минск: Беларусь, 1956.-31 с.
  101. , Н.Г. Важность занятий каратэ для воспитания молодого поколения / Н. Г. Москвин // Проблемы жизнеобеспечения больших промышленных городов: Материалы конференции. Наб. Челны: Изд-во КамПИ, 2002. — С. 67−69.
  102. Юб.Набатникова, М. А. Основы управления подготовкой юных спортсменов / М. А. Набатникова. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 279 с.
  103. Ю7.Найто, Такэнобу. Каратэ-до: входные врата. Пер. М. Богачихина / Такэнобу Найто. М.:Ладомир, 1992. -218с.
  104. Ю8.Накаяма, М. Динамика каратэ / М. Накаяма. М.: ФАИР- ПРЕСС, 1999.-304 с.
  105. Ю9.Накаяма, М. Лучшее каратэ. В 11-ти т. Т.1. Полный обзор / М. Накаяма. М.: Ладомир, ACT, 1998. — 142 с.
  106. Наследники Фунакоси, мастера сетокан каратэ: сб. материалов дайджеста «Галактика будо». М.: Ладомир, 1998. — 500с.
  107. Научно-практические аспекты управления социальной адаптацией подростков: сб. науч. тр. / под ред. В. А. Беликова. Челябинск: ЧГПУ, 1999. -99 с.
  108. , X. Каратэ, или искусство борьбы «пустой рукой» / X. Нишияма, Р. Браун. Харьков: ИМП «Рубикон», 1994. — 240 с.
  109. , А.Ю. Каратэ-до для школьников: Книга для учащихся старших классов / А. Ю. Новожилов. М.: Просвещение, 1994. — 96 с.
  110. Нормативное правовое обеспечение сферы физической культуры и спорта: реализация стратегии реформирования отрасли на рубеже веков: Документы и материалы (1999 2002 годы) / авт. — сост. П. А. Рожков. — М.: Советский спорт, 2002. — 1040 с.
  111. , В.П. Психомоторные способности человека / В. П. Озеров. -Дубна: Феникс+, 2002. 320 с. 116.0золин, Н. Г. Воспитание моральных и волевых качеств спортсмена / Н. Г. Озолин. М.: Физкультура и спорт, 1958. — 46 с.
  112. , И.В. Восточные единоборства / И. В. Оранский. М.: Советский спорт, 1990. — 80с.
  113. , И.В. Несовместимо с агрессией/ И. В. Оранский // Сов. воин. 1989. -№ 21. — С. 92−93.
  114. Официальная экзаменационная программа по традиционному шото-кан каратэ-до: офиц. текст. М.: НФТШК России, 2000. — 24 с.
  115. , П.Н. Интеграция. Россия и Япония: диалог и взаимодействие культур / П. Н. Пасюков // -Режим доступа: http:// www.sakhgu.sakhalin.ru /document.php?language=rus&id=vestnik/ppo/sl, свободный. -Загл. с экрана.
  116. , A.M. Каратэ истоки и эволюция / A.M. Подщекол-дин // Феномен каратэ. — М.: ВИНИТИ, 1989.-147с.
  117. , Г. В. Боевые единоборства народов мира / Г. В. Попов. М.: Международные отношения, 1993. — 157 с.
  118. Приказ Государственного комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму от 28.06.2001 г. № 390.
  119. , К.Б. Технология построения тренировочного процесса юных каратистов на этапе предварительной подготовки: Дис.. канд. пед. наук. Коломна, 2000. — 174 с.
  120. , А.Ц. Волевая подготовка юных спортсменов / А. Ц. Пуни. -М.:ФиС, 1961.-20 с.
  121. , А.Ц. Моральный облик советского спортсмена / А. Ц. Пуни. -М.:ФиС, 1954.-28 с.
  122. , В.М. Формирование нравственного опыта подростков в процессе спортивной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1980−26с.
  123. Пути развития каратэ в России // Материалы научно-практической конф. Москва, 20 октября 2000 г. М.: Издательский центр «Академия», 2000. -С.15−22.
  124. , Б.Н. Древняя Русь в лицах / Б. Н. Путилов. М.: Азбука, 2002. -368с.
  125. А.З. Нравственная психология / А. З. Рахимов. Уфа: Творчество, 1996. -290 с.
  126. , СЛ. Бытие и сознание: Человек и мир / СЛ. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2003. -512с.
  127. , П.А. Психологические проблемы в физическом воспитании спорте / П. А. Рудик. М.: НИИ психологии Акад. Педн. РСФСР, 1962. -С. 30−41.
  128. , В.И. Боевое искусство каратэ в системе дзенских искусств / В. И. Самохвалов // Феномен каратэ-до. -М.:Феникс, 1989. -С.53.
  129. , А.В. Восточные единоборства в системе физического воспитания детей школьного возраста (на примере каратэ): Дис.. канд. пед. наук. М., 1999.- 137 с.
  130. , А.А. Формирование общественной активности юных спортсменов в ДЮСШ: Автореф. дис. канд. пед. наук. JI., 1988. — 22 с.
  131. Система шотокан каратэдо. Исторический обзор. Часть 1. Официальное издание Национальной Федерации традиционного шотокан каратэдо России. М.: НФТШК России, 2002. — 36 с.
  132. , Ю.И. М.М. Спортивная метрология: Учебник для ст-тов пед. вузов / Ю. И. Смирнов, М.М. Полевщиков. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 232 с.
  133. Социально-психологические проблемы физической культуры и спорта: сб. научных трудов / под ред. П. А. Виноградова. М.: Изд-во Физкультура и спорт, 1991. — 150 с.
  134. , В.В. История физической культуры и спорта: Учебник для вузов / В. В. Столбов. -М.: Физкультура и спорт, 2000. -423 с.
  135. , В.А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. М.: Политиздат, 1975. — 272 с.
  136. , Г. В. Стиль руководства тренера спортсменами и спортивным коллективом / Г. В. Сысоев. М.: МГАФК, 1997. — 24 с.
  137. Тер-Ованесян, А. А. Педагогические основы физического воспитания / А. А. Тер Ованесян. -М.:Физкультура и спорт, 1983. -206с.
  138. К.Д. // собр. соч. в 3 томах М.: АПН, 1948−1952. -С.63−64.
  139. Федеральный Закон РФ «О физической культуре и спорте в РФ».
  140. , В.П. Основы юношеского спорта / В. П. Филин, Н. А. Фомин. -М.:ФиС, 1987.-127 с.
  141. , В.П. Диалог о боевых искусствах востока / В. П. Фомин, И. Б. Линдер. -М.: Молодая гвардия, 1991.-367 с.
  142. , Г. Каратэдо: мой жизненный Путь / Г. Фунакоси. Новосибирск: София, 1993. — 190 с.
  143. , Р. Искусство каратэ / Р. Хаберзетцер. Алма-Ата: Казахстан, 1991. -С.45−62.
  144. , Ю.Л. Психология общения в спорте / Ю. Л. Ханин. -М.:Физкультура и спорт, 1980. -209с.
  145. , И.Ф. Нравственное воспитание школьников / И. Ф. Харламов. М.:Просвещение, 1983. — 160 с.
  146. , Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов. М.: Издат центр Академия, 2000. — 144с.
  147. , С.В. Путь каратэ: от ученика до мастера / С. В. Цвелев. М.: Изд-во Новости, 1992. -287с.
  148. , О.А. Соперничество, риск, самообладание в спорте / О. А. Черникова. М.: ФиС, 1980. — 47с.
  149. , О.А. Активная саморегуляция эмоциональных состояний спортсменов / О. А. Черникова, О. В. Дашкевич. М.: ФиС, 1971. — С. 2−7.
  150. , М.Ф. Боевое самбо / М. Ф. Шабуто. Минск: Современное слово, 2000. -448с.
  151. , Г. Н. Рациональное сочетание обучения в общеобразовательной школе с учебно-тренировочными занятиями в СДЮСШ (на примере учащихся специализированных классов): Дис.. канд. пед. наук. J1., 1983.-230 с.
  152. , Д.Б. Некоторые психологические особенности личности подростка / Д. Б Эльконин, Т. В. Драгунова //Советская педагогика. 1965. -№ 6. — С.66.
  153. , И.Н. Основы религиоведения / И. Н. Яблоков. М.: Высшая школа, 2005. -508с.
  154. Ямамото, Цунэтомо. Книга самурая / Цунэтомо Ямамато. СПб.: Евразия, 2003.-384с.
  155. Ян, Цзюньмин. Основы Шаолиньского стиля «Белый журавль». -Новосибирск: София, 1998. -352с.
  156. Farcos. Korcoran/ Martial arts. 1981.
  157. Funakoshi G. Karate-do: my way.
  158. Kanazawa H. Shotokan karate international kata (vol.1, II). — 1981.
  159. Nakayama M. Dinamic karate. 1965.
  160. Nishiyama H., Braun R. Karate the art of empty hands fighting. -1961.
  161. A. 25 kata Shotokan. 1997.187
Заполнить форму текущей работой