Программно-методические основы развития нравственных и физических качеств подростков средствами каратэ-до в системе дополнительного образования
Диссертация
К традициям восточных боевых искусств, определяющих их высокую эффективность в решении задач нравственного развития личности относятся: 1) отбор для обучения только тех учеников, которые не могли бы злоупотреблять искусством каратэ- 2) применение различных ритуалов, создающих атмосферу глубокого духовного воздействия- 3) проведение профессиональных праздников: дни выпускников, фестивали боевых… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ И ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ КАРАТЭ — ДО
- 1. 1. Физическая культура как единство физического и духовного совершенствования личности
- 1. 2. Характеристика нравственных качеств подростков и особенностей их развития в процессе занятий физической культурой и спортом
- 1. 3. История возникновения, развития и современного состояния восточных боевых искусств
- 1. 4. Характеристика каратэ-до как средства развития нравственных и физических качеств личности
Список литературы
- Айдаков, А.П. Учебное пособие по обучению технике каратэ для отделений спортивных школ / А. П. Айдаков, В. Д. Артюхов, М. В. Пантелеев. М.:Физкультура и спорт, 1981. — 122 с.
- Анохин, П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П. К. Анохин. М.:Медецина, 1968. -547с.
- Афанасьев, А.Н. Народные русские легенды / А. Н. Афанасьев. М. Изд-во: издание К. Солдатенкова, 1860. -238с.
- Бальсевич, В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурных знаний) / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 7. — С.2−8.
- Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. — 275 с.
- Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В. К. Бальсевич. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 208 с.
- Бальсевич, В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 1. — С. 22−26.
- Баранцева, С.А. Совершенствование основных видов движений / С. А. Баранцева, И. Н. Столяк // Физическая культура в школе. 2000. — № 5. -С.29.
- Белорусова, В.В. Беседы о морали спортсмена / В. В. Белорусова. -Л.:Нива, 1960.-115с.
- Белорусова, В.В. Воспитание в спорте / В. В Белорусова. М.: Физкультура и спорт, 1974. — 117с.
- Белорусова, В.В. Воспитательная работа в процессе занятий физической культурой и спортом с юными спортсменами / В. В. Белорусова. М.: Физкультура и спорт, 1961. -19с.
- Белорусова, В.В. Спортивная этика, как одна из форм коммунистической морали / В. В Белорусова // Нравственное воспитание спортсменов: сб. ст.-Л.: 1973.-С. 5.
- Белорусова, В.В. Изучение уровня нравственной воспитанности спортсменов как условие разработки программы воспитания / В. В. Белорусова, З. В. Блинова, А. В. Романова // Нравственное воспитание спортсменов: сб. ст.-Л.: 1973.-С. И.
- Белорусова, В.В. Воспитание в процессе занятий физической культурой и спортом / В. В. Белорусова, И. Н. Решетень. М.: Физкультура и спорт, 1964. -С.25−31.
- Белорусова, В.В. Основные проблемы теории и методики нравственного воспитания спортсменов: Дис. д-ра пед. наук. -Л., 1969. 360 с.
- Биджиев, С.В. Сетокан каратэ-до / С. В. Биджиев СПб: АОЗТ НПКФ, 1994.-560с.
- Биджиев, С.В. Каратэ-до / С. В. Биджиев. СПб.: АОЗТ НПКФ, 1994.-25 с.
- Богачихин, М.М. Уроки китайской гимнастики (вып.1) / М. М. Биджиев. М.: Советский спорт, 1990. — 45 с.
- Богданова, О. С Этические беседы с подростками: Кн. для учителя / О. С. Богданова, О. Д. Калинина. -М.: Просвещение, 1987. 189 с.
- Богданова, О.С. О нравственном воспитании подростков (В помощь кл. рук. 4−8 классов) / О. С. Богданова, Л. И. Катаева, А. И. Шемшурина. М.: Просвещение, 1979. — 111 с.
- Богданова, О.С. Нравственное воспитание старшеклассников: Кн. для учителя / О. С. Богданова, С. В. Черепкова. М.: Просвещение, 1988. -206 с.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. -464 с.
- Божович, Jl.И. Психологическое развитие школьника и его воспитание / Л. И. Божович, Л. С. Славина. М.: Знание, 1979. — 96 с.
- Былеева, Л.В. Подвижные игры: Учеб. пособие для ин-тов физической культуры / Л. В. Былеева, И. М. Короткое. М.: Физкультура и спорт, 1982.-224 с.
- Быстрова, А.Н. Мир культуры (основы культурологии): Учебное пособие для студентов / А. Н. Быстрова. М.: Изд-во ЮКЭА, 2002. -712с.
- Быховская, И.М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени (очерки социальной и культурной антропологии) / И. М. Быховская. М.: Физкультура, образование и наука, 1997. — 209 с.
- Векслов, В. Что такое искусство / В. Векслов. М.: Изобразительное искусство, 1989. -328 с.
- Воинов, В.И. Комплексный подход к формированию общественной нравственности личности школьников спортсменов : Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1980.-20 с.
- Волков, И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы / И. П. Волков. М.: Просвещение, 1982. — 135 с.
- Воронов, И.А. Психотехника восточных единоборств (Восточно-азиатская классическая концепция психологической подготовки единоборцев) / И. А. Воронов. Мн.: Харвест, 2005. — 432 с.
- Воспитательная работа в детской спортивной школе / Под ред. В. В. Белорусовой, И. Н. Решетень. -М.:Физкультура и спорт, 1964. 68 с.
- Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е. Н. Степанова. М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 128 с.
- Выдрин, В.М. Неспециальное физкультурное образование / В. М. Выдрин // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 5. — С. 1517.
- Выдрин, В.М. Физическая культура и ее теория / В. М. Выдрин // Теория и практика физической культуры. 1986. — № 5. — С. 24−27.
- Выдрин, В.М. Физическая культура студентов вузов: Учебное пособие / В. М. Выдрин, Б. К. Зыков, А. В. Лотоненко. -Воронеж.: Изд-во ВГУ, 1991.- 128 с.
- Гавердовский, Ю. Об интерпретации концепции П.Я.Гальперина в контексте обучения спортивным упражнениям / Ю. Гавердовский // Спортивный психолог. 2004. — № 1. — С. 19−26.
- Гагаева, Г. М. Содержание и методы волевой подготовки спортсмена / Г. М. Гагаева. -М.: Проблемы психологии спорта, 1962. -С. 10−20.
- Гвоздев, С.А. Джиу-джитсу: Справочное пособие. 3-е изд / С. А. Гвоздев. — Минск: Современное Слово, 1999. — 208 с.
- Горевалов, И.И. Боевые искусства мира / И. И. Горевалов. Йошкар-Ола: Марийский полиграфическо-издательский комбинат, 1994. — 560 с.
- Готовцев, П.И. Самоконтроль при занятиях физической культурой / П. И. Готовцев, В. И. Дубровский. -М.: Физкультура и спорт, 1984. -32с.
- Готовцев, П.И. Спортсменам о восстановлении / П. И. Готовцев, В. И. Дубровский. М.: Физкультура и спорт, 1981. -144с.
- Гульев, И.Л. Восточные единоборства: этика и психология / И. Л. Гульев // Проблемы Дальнего Востока. 1989. -№ 5.-С. 167−174.
- Гульев, И.Л. Философские, социокультурные, нравственно-эстетические и психологические аспекты феномена каратэ-до / И. Л. Гульев. М.: ВИНИТИ, 1989. — 147с.
- Дашкевич, О.А. Личностные факторы психологической готовности юного спортсмена к соревновательной деятельности: Метод, рекомендации для слушателей ФПК / О. А. Дашкевич, В. А. Зубков. М.: Просвещение, 1982.-34 с.
- Дернов Пегарев, В. О кодексе чести и традиционной самурайской морали / В. Дернов — Пегарев // Философские, социокультурные, нравственно-этические и психологические аспекты феномена каратэ-до: сб. ст. — М.: ВИНИТИ, 1989.-С.76.
- Джамгаров, Т.Н. Лидерство в спорте / Т. И. Джамгаров, В. И. Румянцев. М.: Физкультура и спорт, 1983. -81 с.
- Дихтярев, В.Я. Самбо / В. Я. Дихтярев //Физическая культура в школе.-2001. № 4.-С. 41−42.
- Добрынин, Н.Ф. Возрастная психология / Н. Ф. Добрынин, A.M. Бардиан, Н. В. Лаврова. М.: Просвещение, 1975. — 225с.
- Долин, А.А. Йога борьбы / А. А. Долин // Азия и Африка сегодня. -1989. № 8 — С.62- 64.
- Долин, А.А. Наука жизни древних даосов / А. А. Долин // Проблемы Дальнего Востока. -1989.-№ 2.-С. 172−180- № 3. С. 209−218.
- Долин, А.А. Кэмпо традиция воинских искусств / А. А. Долин, Т. В. Попов. — М.: Наука, 1990.- 429 с.
- Дубровский, В.И. Реабилитация в спорте / В. И. Дубровский. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 208с.
- Европейский манифест «Молодые люди и спорт» // Международный журнал спорт, информации «Спорт для всех». М.: 1996. — № 1.
- Жуков, М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. 2-е изд., стереотип / М. Н. Жуков. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. -160 с.
- Журкина, Л.В. Формирование нравственных отношений подростков в спортивной деятельности : Дис. канд. пед. наук. М., 2000. — 161 с.
- Зотов, Ю.И. Воспитание подростков в спортивном коллективе / Ю. И. Зотов. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 270 с.
- Иванов Катанский, С. Искусство ближнего боя. Кн.2. / С. Иванов -Катанский. — М.: МКЦ, ТОО «Корум», 1994.-270 с.
- Иванов Катанский, С. Комбинационная техника каратэ / С. Иванов — Катанский. — М.: Агентство «ФАИР», 1998.-576 с.
- Нитобэ, Инадзо Бусидо: Дух Японии / Инадзо Нитобэ. К.: «София», Ltd., 1997.-112 с.
- Инструктивное письмо Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму № 96-ИТ от 25.01.95 г. и Министерства образования Российской Федерации № 03-М от 01.02.95 г. от 25.01.1995 г.
- Исаев, А.А. Олимпийская педагогика: опыт моделирования психолого-педагогических технологий детско-юношеского спорта / А. А. Исаев. -М.:ФиС, 1998.-236 с.
- История каратэ-до в России. Режим доступа: http://www.kensay.newrriail.ru/histCCCP.htrri, свободный. -Загл. с экрана.
- История каратэ-до. Мастер Фунакоси. Автор части переводов и составитель текста Елена Федорова. Режим доступа: http://rnosbudokan.ru/public/digest4.htrnl, свободный. -Загл. с экрана.
- Каган, М.С. Человеческая деятельность / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974.-328 с.
- Кадочников, А.А. Мой взгляд на рукопашный бой / А. А. Кадочников. Ростов н/Д: «Феникс», 2005. — 128 с.
- Казыханов, В. Как проводить уроки нравственности. Методические советы / В. Казыханов. Набережные Челны: Печатный двор, 2001.-32 с.
- Каратэ в России. Мороз В. Б. -Режим доступа: http://www.ay.ru /japan/htm/435.htm, свободный. -Загл. с экрана.
- Каратэ вчера и сегодня. -Режим доступа: http://erosport.ru /2006/03/02/ vchera i segodnia karatie. html, свободный. -Загл. с экрана.
- Книга Самурая: Юдзан Дайдодзи Будосёсинсю. Ямамото Цунэтомо Хагакурэ. Юкио Мисима Хагакурэ Нюмон. / Перевод на русский: Котенко Р. В., Мищенко А. А. -СПб.: «Евразия», 1998. 320 с.
- Ковалев, А.Г. Воспитание ума, воли и чувств у детей / А. Г. Ковалев. -Минск: «Нар. асвете», 1974 143 с.
- Ковалев, А.Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. М.: Просвещение, 1970.-391 с.
- Коваль, С.Н. Боевой Дзен искусство жить / С. Н. Коваль, Ю.Е. Хо-лин. — Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 288 с.
- Козлов Р.А. Спортивная деятельность как педагогический фактор социальной адаптации подростков : Автореф. дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 1999.-23 с.
- Котов, И.В., Каратэдо дошинкан (Самурайский стиль борьбы) / И. В. Котов, Г. К. Снустиков. М.: Изд-во Х.Г.С., 1992. — 445 с.
- Краев, Ю.В. Влияние особенностей вида спорта на проявление агрессии и агрессивности у спортсменов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -СПб, 1999.-21 с.
- Краткая энциклопедия боевых искусств. Режим доступа: http://allstannan.narod.ru/Zvezdi.htrn. свободный. — Загл. с экрана.
- Краткий словарь по философии / под общ. ред. И. В. Блауберга, И. К. Пантина. М.: Политиздат, 1979. — 413 с
- Краткий словарь по эстетике / под ред. М. Ф. Овсянникова. М.: Просвещение, 1983.-225 с.
- Крупская, Н.К. Воспитание/ Н. К. Крупская // Пед. соч. М., -Т.2. -С.347−348.
- Крутецкий, В.А. Психология: Учеб. для учащихся пед. уч-щ. 2-е изд., пераб. и доп / В. А. Крутецкий. — М.: Просвещение, 1986. — 336 с.
- Крючков Р.В. Социально психологические механизмы формирования ценностных ориентаций спортсменов, занимающихся восточными боевыми искусствами: Дис. д-ра пед. наук. — М., 2003. — 149 с.
- Кряжев, В.Д. Совершенствование беговых движений / В. Д Кряжнев. М.: ВНИИФК, 2002. — 191 с.
- Кун, JI. Всеобщая история физической культуры и спорта / JI. Кун. -М.: Радуга, 1982.-400с.
- Курганский, А.В. О возникновении и координации ритмических движений / А. В. Курганский // Теория и практика физической культуры. -1996. -№ 11. -С.44−49.
- Лагусев, Ю.М. Формирование нравственной культуры личности подростка в любительском объединении спортивного типа: Автореф. дис.. канд. пед. М., 1994. — 17 с.
- Лапшин, С.А. Каратэ-до. Основная техника и методика преподавания / С. А. Лапшин. Д.: Сталкер, 1996. — 384 с.
- Левитов, Н.Д. Детская и педагогическая психология / Н. Д. Левитов. -М.: Просвещение, 1964.-478 с.
- Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — С. 505.
- Лесгафт, П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста / П. Ф. Лесгафт. М.: Педагогика, 1983. — 384 с.
- Ли, Б. Боевая школа Брюса Ли. Книга 5: Философия и дух бойца (2-е изд.)/ Б. Ли. Ростов н/Д: «Феникс», 2005. — 192 с.
- Лубышева, Л.И. Десять лекций по социологии физической культуры и спорта / Л. И. Лубышева. М.: Теория и практика физической культуры, 2000.- 151 с.
- Лубышева, Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л. И. Лубышева. М.: ГЦОЛИФК, 1992. — 120 с.
- Лях, В. И. Координационные способности школьников / В. И. Лях. -Минск: Полымя, 1989. 160 с.
- Лях, В.И., Ориентиры физического воспитания / В. И. Лях, Г. Б. Мейксон //Советская педагогика. 1990. — № 11. — С.33−38.
- Мадильян Р.С. Спортивная деятельность в системе формирования социальной защищенности и профессиональной подготовки подростка: Ав-тореф. дис. канд. пед. наук. Майкоп, 1999. — 18 с.
- Макаренко, А.С. Пед. соч. в4-ми т., Т. 3. 1951−1952,-С. 14.
- Маслов, А.А. Традиции духовного и физического воспитания /А.А. Маслов. М.: Молодая гвардия, 1990. — 80 с.
- Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки / Л. П. Матвеев. М.: ФиС, 1977.-271с.
- Международная хартия физического воспитания и спорта ЮНЕСКО // Международный журнал, спортивной информации «Спорт для всех». -1996.-№ 1.-С. 1.
- Могильный, Н.В. Физическая культура и воспитание морально-волевых качеств у советской молодежи / Н. В. Могильный. Минск: Беларусь, 1956.-31 с.
- Москвин, Н.Г. Важность занятий каратэ для воспитания молодого поколения / Н. Г. Москвин // Проблемы жизнеобеспечения больших промышленных городов: Материалы конференции. Наб. Челны: Изд-во КамПИ, 2002. — С. 67−69.
- Юб.Набатникова, М. А. Основы управления подготовкой юных спортсменов / М. А. Набатникова. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 279 с.
- Ю7.Найто, Такэнобу. Каратэ-до: входные врата. Пер. М. Богачихина / Такэнобу Найто. М.:Ладомир, 1992. -218с.
- Ю8.Накаяма, М. Динамика каратэ / М. Накаяма. М.: ФАИР- ПРЕСС, 1999.-304 с.
- Ю9.Накаяма, М. Лучшее каратэ. В 11-ти т. Т.1. Полный обзор / М. Накаяма. М.: Ладомир, ACT, 1998. — 142 с.
- Наследники Фунакоси, мастера сетокан каратэ: сб. материалов дайджеста «Галактика будо». М.: Ладомир, 1998. — 500с.
- Научно-практические аспекты управления социальной адаптацией подростков: сб. науч. тр. / под ред. В. А. Беликова. Челябинск: ЧГПУ, 1999. -99 с.
- Нишияма, X. Каратэ, или искусство борьбы «пустой рукой» / X. Нишияма, Р. Браун. Харьков: ИМП «Рубикон», 1994. — 240 с.
- Новожилов, А.Ю. Каратэ-до для школьников: Книга для учащихся старших классов / А. Ю. Новожилов. М.: Просвещение, 1994. — 96 с.
- Нормативное правовое обеспечение сферы физической культуры и спорта: реализация стратегии реформирования отрасли на рубеже веков: Документы и материалы (1999 2002 годы) / авт. — сост. П. А. Рожков. — М.: Советский спорт, 2002. — 1040 с.
- Озеров, В.П. Психомоторные способности человека / В. П. Озеров. -Дубна: Феникс+, 2002. 320 с. 116.0золин, Н. Г. Воспитание моральных и волевых качеств спортсмена / Н. Г. Озолин. М.: Физкультура и спорт, 1958. — 46 с.
- Оранский, И.В. Восточные единоборства / И. В. Оранский. М.: Советский спорт, 1990. — 80с.
- Оранский, И.В. Несовместимо с агрессией/ И. В. Оранский // Сов. воин. 1989. -№ 21. — С. 92−93.
- Официальная экзаменационная программа по традиционному шото-кан каратэ-до: офиц. текст. М.: НФТШК России, 2000. — 24 с.
- Пасюков, П.Н. Интеграция. Россия и Япония: диалог и взаимодействие культур / П. Н. Пасюков // -Режим доступа: http:// www.sakhgu.sakhalin.ru /document.php?language=rus&id=vestnik/ppo/sl, свободный. -Загл. с экрана.
- Подщеколдин, A.M. Каратэ истоки и эволюция / A.M. Подщекол-дин // Феномен каратэ. — М.: ВИНИТИ, 1989.-147с.
- Попов, Г. В. Боевые единоборства народов мира / Г. В. Попов. М.: Международные отношения, 1993. — 157 с.
- Приказ Государственного комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму от 28.06.2001 г. № 390.
- Прокудин, К.Б. Технология построения тренировочного процесса юных каратистов на этапе предварительной подготовки: Дис.. канд. пед. наук. Коломна, 2000. — 174 с.
- Пуни, А.Ц. Волевая подготовка юных спортсменов / А. Ц. Пуни. -М.:ФиС, 1961.-20 с.
- Пуни, А.Ц. Моральный облик советского спортсмена / А. Ц. Пуни. -М.:ФиС, 1954.-28 с.
- Пустовалов, В.М. Формирование нравственного опыта подростков в процессе спортивной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1980−26с.
- Пути развития каратэ в России // Материалы научно-практической конф. Москва, 20 октября 2000 г. М.: Издательский центр «Академия», 2000. -С.15−22.
- Путилов, Б.Н. Древняя Русь в лицах / Б. Н. Путилов. М.: Азбука, 2002. -368с.
- Рахимов А.З. Нравственная психология / А. З. Рахимов. Уфа: Творчество, 1996. -290 с.
- Рубинштейн, СЛ. Бытие и сознание: Человек и мир / СЛ. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2003. -512с.
- Рудик, П.А. Психологические проблемы в физическом воспитании спорте / П. А. Рудик. М.: НИИ психологии Акад. Педн. РСФСР, 1962. -С. 30−41.
- Самохвалова, В.И. Боевое искусство каратэ в системе дзенских искусств / В. И. Самохвалов // Феномен каратэ-до. -М.:Феникс, 1989. -С.53.
- Сафошин, А.В. Восточные единоборства в системе физического воспитания детей школьного возраста (на примере каратэ): Дис.. канд. пед. наук. М., 1999.- 137 с.
- Свирса, А.А. Формирование общественной активности юных спортсменов в ДЮСШ: Автореф. дис. канд. пед. наук. JI., 1988. — 22 с.
- Система шотокан каратэдо. Исторический обзор. Часть 1. Официальное издание Национальной Федерации традиционного шотокан каратэдо России. М.: НФТШК России, 2002. — 36 с.
- Смирнов, Ю.И. М.М. Спортивная метрология: Учебник для ст-тов пед. вузов / Ю. И. Смирнов, М.М. Полевщиков. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 232 с.
- Социально-психологические проблемы физической культуры и спорта: сб. научных трудов / под ред. П. А. Виноградова. М.: Изд-во Физкультура и спорт, 1991. — 150 с.
- Столбов, В.В. История физической культуры и спорта: Учебник для вузов / В. В. Столбов. -М.: Физкультура и спорт, 2000. -423 с.
- Сухомлинский, В.А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. М.: Политиздат, 1975. — 272 с.
- Сысоев, Г. В. Стиль руководства тренера спортсменами и спортивным коллективом / Г. В. Сысоев. М.: МГАФК, 1997. — 24 с.
- Тер-Ованесян, А. А. Педагогические основы физического воспитания / А. А. Тер Ованесян. -М.:Физкультура и спорт, 1983. -206с.
- Ушинский К.Д. // собр. соч. в 3 томах М.: АПН, 1948−1952. -С.63−64.
- Федеральный Закон РФ «О физической культуре и спорте в РФ».
- Филин, В.П. Основы юношеского спорта / В. П. Филин, Н. А. Фомин. -М.:ФиС, 1987.-127 с.
- Фомин, В.П. Диалог о боевых искусствах востока / В. П. Фомин, И. Б. Линдер. -М.: Молодая гвардия, 1991.-367 с.
- Фунакоси, Г. Каратэдо: мой жизненный Путь / Г. Фунакоси. Новосибирск: София, 1993. — 190 с.
- Хаберзетцер, Р. Искусство каратэ / Р. Хаберзетцер. Алма-Ата: Казахстан, 1991. -С.45−62.
- Ханин, Ю.Л. Психология общения в спорте / Ю. Л. Ханин. -М.:Физкультура и спорт, 1980. -209с.
- Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание школьников / И. Ф. Харламов. М.:Просвещение, 1983. — 160 с.
- Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов. М.: Издат центр Академия, 2000. — 144с.
- Цвелев, С.В. Путь каратэ: от ученика до мастера / С. В. Цвелев. М.: Изд-во Новости, 1992. -287с.
- Черникова, О.А. Соперничество, риск, самообладание в спорте / О. А. Черникова. М.: ФиС, 1980. — 47с.
- Черникова, О.А. Активная саморегуляция эмоциональных состояний спортсменов / О. А. Черникова, О. В. Дашкевич. М.: ФиС, 1971. — С. 2−7.
- Шабето, М.Ф. Боевое самбо / М. Ф. Шабуто. Минск: Современное слово, 2000. -448с.
- Шамардина, Г. Н. Рациональное сочетание обучения в общеобразовательной школе с учебно-тренировочными занятиями в СДЮСШ (на примере учащихся специализированных классов): Дис.. канд. пед. наук. J1., 1983.-230 с.
- Эльконин, Д.Б. Некоторые психологические особенности личности подростка / Д. Б Эльконин, Т. В. Драгунова //Советская педагогика. 1965. -№ 6. — С.66.
- Яблоков, И.Н. Основы религиоведения / И. Н. Яблоков. М.: Высшая школа, 2005. -508с.
- Ямамото, Цунэтомо. Книга самурая / Цунэтомо Ямамато. СПб.: Евразия, 2003.-384с.
- Ян, Цзюньмин. Основы Шаолиньского стиля «Белый журавль». -Новосибирск: София, 1998. -352с.
- Farcos. Korcoran/ Martial arts. 1981.
- Funakoshi G. Karate-do: my way.
- Kanazawa H. Shotokan karate international kata (vol.1, II). — 1981.
- Nakayama M. Dinamic karate. 1965.
- Nishiyama H., Braun R. Karate the art of empty hands fighting. -1961.
- Pfluger A. 25 kata Shotokan. 1997.187