Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Содержание и организация физического воспитания педагогически запущенных подростков 15-16 лет в спортивных клубах по месту жительства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования, проведенные рядом авторов (Демшин А.А., 1989;Кабачков В. А. 1992; Куренцов В. А., 1993;Беличева С. А., 1994; Карбышева Т. В., 1995; Борисова О. А., 1999) показали, что наибольшую тревогу в криминальном плане вызывают дети и подростки, имеющие различные формы физической и социальной дезадаптации, что проявляется в потребительско-эгоистическом отношении к жизни, низким уровнем… Читать ещё >

Содержание

  • ЖИТЕЛЬСТВА i ¦ > i Л'' ¦
    • 13. 00. 04. — Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры
  • ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
  • Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор КАБАЧКОВ В. А
  • Москва
    • ГЛАВА I. Антисоциальные отклонения в поведении подростков и порождающие их обстоятельства
    • 1. 1. Характеристика детских и подростковых групп социального риска
    • 1. 2. Аутотренинг — один из методов формирования самооценки педагогически запущенных подростков
    • 1. 3. Обобщение опыта физкультурно-оздоровительной работы с трудновоспитуемыми подростками
    • 1. 4. Организация спортивной работы по месту жительства как средство реабилитации трудновоспитуемых подростков в условиях деятельности подростковых клубов
  • ГЛАВА II. Цель, гипотеза, задачи, методы и организация исследовния
  • П. 1 Цель, гипотеза, задачи
  • П. 2 Методы исследования
  • П.З Организация исследования
  • ГЛАВА III. Исследование организационной работы подросткового клуба и личностных особенностей подростков
  • Ш. 1 Организация работы спортивного клуба в структуре мик рорайона
  • Ш. 2 Исследование социально-бытовых условий юношей 15−16 лет с учетом, уровня их интереса к учебной и спортивной деятельности
  • Ш. З Изучение физического развития и физической подготовленности испытуемых
  • Ш. 4 Исследование психоэмоционального состояния подростков
  • Ш. 5 Психолого-педагогическая характеристика личности трудновоспитуемого подростка 15−16 лет
  • ГЛАВА IV. Экспериментальная программа коррекции физического и психоэмоционального состояния педагогической запущенности юношей 15−16 лет
    • IV. 1 Общие направления учебно-воспитательной работы с дезадаптированными подростками
    • IV. 2 Программа коррекции психофизических отклонений дезадаптированных подростков средствами и методами физической культуры, аутогенной тренировки
    • IV. 3 Коррекция уровня самооценки испытуемых
  • ГЛАВА V. Исследование влияния экспериментальной программы на педагогическую запущенность юношей 15−16 лет
    • V. 1 Влияние экспериментальной программы на педагогическую запущенность подростков в социально-нравстаеном отношении
  • Y.2 Изменения физического развития и физической подготовленности педагогически запущенных подростков в ходе экспериментальной программы. Р
  • Y.3 Рациональность экспериментальной программы по коррекции психоэмоционального состояния трудновоспитуемых подростков 15−16 лет
  • Y.4 Сравнительный анализ начала и конца эксперимента подростков, числящихся в ИДИ.&bdquo

Содержание и организация физического воспитания педагогически запущенных подростков 15-16 лет в спортивных клубах по месту жительства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. В профилактике правонарушений несовершеннолетних физическая культура и спорт, является фактором физического, эстетического, нравственного и.

1f волевого воспитания.

Отечественные исследователи (Малинак А.И., 1977; Власкин А. Г., Семернова П. К., Щедрина А. К., 1980; Сыч В. Л., 1986) считают, что физкультурно-оздоровительная деятельность наиболее целесообразная форма выхода физической энергии трудных подростков на общественно значимые цели, отвлечения их от влияния социально вредных источников.

Исследования, проведенные рядом авторов (Демшин А.А., 1989;Кабачков В. А. 1992; Куренцов В. А., 1993;Беличева С. А., 1994; Карбышева Т. В., 1995; Борисова О. А., 1999) показали, что наибольшую тревогу в криминальном плане вызывают дети и подростки, имеющие различные формы физической и социальной дезадаптации, что проявляется в потребительско-эгоистическом отношении к жизни, низким уровнем успеваемости в школе, что, в свою очередь, нередко приводит к совершению ими противоправных действий. В то же время существующая система предупреждения правонарушений несовершеннолетних, включающая различные виды воспитательного воздействия, ¦ значительно отстает от тех явлений и процессов, которые происходят в среде подростков, ' и в должной мере не противостоит негативным явлениям. Поэтому только комплексное воздействие на детей в семье, в процессе учебной и особенно внеклассной работы способно остановить негативные процессы.(Краснобаева Т.Н., 1996).

Одной из эффективных форм организации досуга подростков являются спортивные клубы по месту жительства (Верзилина Н.А., 1983; Наумов И. М., 1985; Крылов В. В., 1993; Райзих А. А., 1997; Кадетова А. В., 1998; Кабачков В. А., 1999; Куренцов В. А., 1999). Однако на данный момент отсутствуют научно обоснованные комплексные программы по коррекции педагогической запущенности подростков 15−16 лет, включающие в себя как физическое, так и психическое оздоровление личности в условиях подростковых клубов микрорайонов.

Следовательно, возникает необходимость разработать содержание, средства и методы физического воспитания педагогически запущенных подростков 15−16 лет в условиях спортивного клуба по месту жительства в сочетании с психолого-педагогическими и воспитательными мероприятиями, способствующими предупреждению и преодолению трудновоспитуемости. Данное положение послужило основанием для проведения настоящего исследования.

Предметом исследования является учебно-тренировочный процесс по физическому воспитанию с педагогически запущенными подростками.

Объект исследования — юноши 15−16 лет с различной степенью социальной дезадаптации.

Научная новизна исследования заключается в получении новых данных о влиянии на трудновоспитуемость подростков 15−16 лет упражнений игровой, силовой и легкоатлетической направленности тесно связанных с психоэмоциональными процессами, которые укрепляют силу нервной системы, нормализуют уровень личностной тревожности, эмоциональной реактивности, нейротизма. Впервые научно-обосновано и экспериментально проверена эффективность аутогенной тренировки формирующей адекватную самооценку личности у дезадаптированных подростков в ходе учебно-воспитательного процесса.

Практическая значимость работы определяется: выявлением личностных особенностей педагогически запущенных подростков 15−16 лет в психолого! педагогическом направленииподбором средств и методов педагогического и психологического воздействия, коррекции физического и психоэмоционального состояния учащихся, направленных на изменение степени педагогической запущенности- [ разработкой и применением систематизированных научнометодических рекомендаций для спортивных клубов по месту жительства, способствующих формированию интересов* привычек к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Положения выносимые на защиту: — индивидуальные особенности педагогически запущенных подростков 15−16 лет характеризуются: низким уровенем силы нервной системы, повышенным уровнем личностной тревожности, эмоциональной реактивности, нейротизма, неадекватную г самооценкой личности, низкой мотивацией к учебной деятельности, слабым развитием эмоционально-волевой сферы личности;

— направленное воздействие средств физической культуры в сочетании с аутотренингом и воспитательными приемами, позволит положительно изменить степень педагогической запущенности подростков, а также снизить уровень негативных потребностей в том числе и наркотической зависимости.

выводы.

1. Проведенные иседадовакия показали, что наряду с различными формами социально-педагогическей-запущенносгв подростковоговозраста, происходит и интенсивная перестройка организма в психоэмоциональной сфере трудновоспитуемого подростка.

Однако, индивидуальная комплексная работа по выявлению педагогически запущенных подростков 15−16 лет в спортивных клубах по месту жительства, еще не заняла должного места в практической работе тренеров-преподавателей. Причины слабого развития диагностической деятельности кроются в недостатке научно-обоснованных программ изучения личности подростка в социально-педагогическом, физическом и психоэмоциональном направлении, а также отсутствия надежных и в то же время простых и доступных методов исследования.

2. Социологические исследования показали, что 44,2% опрошенных живут в экономически нестабильных семьях с постоянной эмоционально-конфликтной обстановкой. Из общего числа испьпуемых, 47? з% подростков имеют посредственную и неудовлетворительную успеваемость и характеризуются нейтрально-равнодушным отношением к учебной деятельности с отсутствием позитивных интересов и преобладанием негативных потребностей.

3. В физическом развитии достоверных (р>0,05) различий между педагогически запущенными и благополучными подростками не обнаружено. В показателях физической подготовленности, а именно в координационных способностях, результаты достоверно (р < 0,05) выше у трудновоспитуемых, чем у социально-адаптированных подростков. Выявлена слабая подготовка первых в видах испытаний требующих проявление волевых усилий (бег 1000м), силовой подготовки (подтягивание), различия между группами достоверны (р < 0,05).

4. Педагогически запущенные по отношению к благополучным юношам имели значительно низкий уровень силы нервной системы (р < 0,001), не адекватную самооценку личности (р < 0,01), повышенный показатель нейротизма (р < 0,05). Итоговым результатом явились мотивационные установки как к учебной, так и к спортивной деятельности, где педагогически запущенные значительно уступают социально-адаптированным подросткам (р < 0,01).

5. Составлена психолого-педагогическая характеристика личности трудновоспитуемого подростка 15−16 лет. Составляющими являются следующие признаки:

— плохие и удовлетворительные материальные и жилищные условия в семье порождают деструктивные взаимоотношения и преобладание негативных потребностей.

— посредственная и неудовлетворительная успеваемость с отсутствием или нежеланием расширять свой кругозор.

— в основном однонаправленные интересы сводятся к совершению противоправных и асоциальных поступков.

— не^.—заинтересованность в продолжительном посещении спортивных школ, клубов, но с положительным отношением к физической культуре.

— нежелание проявлять волю, упорство в достижении поставленной цели.

— низкий уровень силы нервной системы проявляется в состояниях повышенной личностной тревожности, эмоциональной реактивности, нейротизма.

— неустойчивость самооценки личностных качеств.

Для коррекции данных отклонений, осуществлен подбор адекватных средств и методов физического воспитания, методов аутогенной тренировки с использованием педагогических приемов.

6. Коррекционно-воспитательную работу с испытуемыми целесообразно проводить поэтапно:

— на I этапе — 'оздоровительно-побуждающем' необходимо формировать интерес к физкультурнО-спортивной деятельности с помощью спортивных игр, подвижных игр, а также атлетической и легкоатлетической направленности, исходя из интересов испытуемых. Целесообразно использовать поэтапное разучивание игровых действий, снижая тем самым уровень тревожности, закомплексованности подростков. Избегая монотонности занятий, следует выполнять упражнения на гибкость и расслабление, что способствует снижению эмоциональной реактивности, вспыльчивости.

— на П этапе «поддерживающем' - широко использовать легкоатлетическую направленность тренировок, как наиболее близкой к воспитанию выносливости.

Для коррекции психоэмоциональных состояний — использовать метод аутогенной тренировки.

Гармоничное сочетание педагогических приемов и аутотренинга позволяет нормализовать взаимоотношения в коллективе, скорректировать тревожность, силу нервной системы, нейротизма, сформировать адекватную самооценку.

— на Ш этапе «специализированном» — в игровых видах спорта вводить усложненные правила игры, включить соревновательный метод. Формируя психоэмоциональную устойчивость во время поединков, соревнований педагогически запущенных подростков, тренеру необходимо контролировать и корректировать уровень самооценки личностных качеств.

7. Подбор средств и методов физического воспитания, психолого-педагопических приемов, позволил скорректировать педагогическую тоудновоспитуемосгь подростков: а.

— на 45% снизилось число периодических конфликтов в семьях;

— повысилась мотивация к учебной деятельности, успеваемости (р < 0,01);

— посещение спортивного клуба более 2-х раз и более в неделю возросло на 43,5%, соответственно увеличилась мотивация к спортивной деятельности на 33,3%, что в свою очередь повлияло на сокращение негативных потребностей. коррекцию личности достоверно и в.

Данные показатели в группе благополучных подростков в мотивации к учебной и спортивной деятельности, а так же посещении спортивного клуба существенно не изменились.

Р>0,05).

8. Использование игровых видов спорта для совершенствования двигательных качеств, воспитания нравственно-волевых установок, применения аутогенной тренировки в сочетании с педагогическими приемами направленными на состояния психоэмоциональной сферы трудновоспитуемых подростков, позволили (р < 0,05) улучшить результаты в беге на 1000 м. подтягивании. Нормализовалась самооценка личности (на 33,2%), укрепилась сила нервной системы (на 33,1%), а соответственно снизился уровень личностной тревожности (на 33,3%), нейротизма (на 26,7%). Уровень физической подготовленности и показатели психоэмоционального состояния благополучных подростков улучшились, но не достоверно (р >0,05).

9. Фиксировались существенные сдвиги у трех состоящих на учете в ИДН. Психоэмоциональное приобрело устойчивый характер, нормализовалась личности, наблюдался рост положительных оценок учебного года. Итоговым показателем положительного данной коррекционно-воспитательной методики явилось, двух трудновоспитуемых подростков с учета в ИДН.

10. Результаты педагогического эксперимента трудновоспитуемых подростков показали, что использование специально подобранных форм, средств и методов физического воспитания, психолого-педагогических приемов, интересами и потребностями испытуемых, положительное воздействие на подготовленность, нравственную, мотивационно-потребностную и психоэмоциональную сферы личности, что в свою очередь подростков состояние самооценка в конце влияния снятие руководствуясь оказали двигательную позволило на 49,4% сократить число подростков и высокой степенью педагогической запущенности.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Содержание и организация физического воспитания трудновоспитуемых подростков 15−16 лет в спортивных клубах по месту жительства эффективна при следующих условиях:

— наличия в микрорайоне единой системы управления внеурочной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, при ведущей роли общеобразовательных и спортивных школ;

— переориентации подростков на новую сферу деятельности, включение их в соответствующую микрогруппу по интересам, создание условий, препятствующих нежелательному общению, связям вне учебного заведения, в основном за счет занятости в свободное от учебы время;

— процесс вовлечения и стабилизации занятий физическими упражнениями следует осуществлять систематически и планомерно, с учетом их личностных особенностей.

2. Необходимо строить весь учебно-тренировочный и воспитательный процесс — поэтапно: для решения задач привлечения учащихся в спортивные клубы района (сентябрь-октябрь) — поддержание средствами физической культуры на мотивацию потребностей и формирование опыта адекватного поведения подростков на тренировочных занятиях (ноябрь-март) — совершенствование двигательных качеств с учетом психоэмоционального состояния (апрель — последующие месяцы).

Методические подходы преодоления и коррекции педагогической запущенности в процессе занятий физическими упражнениями представлены на рисунках 6−8.

3. Процесс вовлечения подростков к регулярным занятиям физической культурой и спортом в условиях города, осуществляется путем использования интереса подростка к определенной спортивной деятельности, а так же составление плана занятий непосредственно с самим занимающимся. Фундаментом физической работоспособности подростков является: разносторонняя физическая подготовка, обязательная последовательность увеличение нагрузки, использование вспомогательного оборудования, целенаправленность каждой тренировки, проведение самостоятельных занятий. Не допускать форсированной подготовки для достижения высоких спортивных результатов в кротчайший срок.

4. Для более благоприятного протекания ^ психоэмоционального состояния трудновоспитуемых подростков в процессе тренировки, целесообразно применять метод аутогенной тренировки в совокупности с педагогическими приемами.

5. Обязательным условием в организации воспитательно-коррекционной работы с педагогически запущенным контингентом необходим индивидуальный подход к каждому пришедшему в спортивный клуб.

1 i .

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.В. Себя преодолеть! — М.: Физкультура и спорт, 1985. —С. 31−33.
  2. Е.К. Роль семьи в предупреждении асоциального и антисоциального поведения учащихся // Спорт для всех и профилактика правонарушений: I Всесоюзная науч.-практ. конф. М., 1991 — С. 61−62.
  3. В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги в напряженных условиях деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1986. — 24 с.
  4. В.Г. Человек в управлении обществом. — М., 1977. — 86 с.
  5. С.М. Вопросы организации и содержания физического воспитания подростков (13−15 лет) по месту жительства: Автореф.дис. .канд.пед.наук.- Томск, 1972.- 27 с.
  6. Г. И. Физическая культура и спорт — важное средство профилактики правонарушений несовершеннолетними и перевоспитания «трудных» подростков //Теория и практика физической культуры. — М., 1986. —С. 47−49.
  7. В.М. Гипноз, внушение, психотерапия и их лечебное значение. Спб.- 1911. —С. 31−32.
  8. А.С. Трудные подростки //Воспитание школьников. -1981. № 1. — С. 38−42.
  9. С.А. Охранно-защитная концепция социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних. — М., 1991. —85 с.
  10. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М.: Просвещение, 1968.—28 с.
  11. О.А. Направленное использование средств физической культуры для целостного формирования личности педагогически запущенных подростков 10−11 лет: Автореф. дис. канд. пед. наук М., 1999 — 25 с.
  12. В.Л. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних. Л., 1980.-36 с.
  13. Н.А. Воспитательная деятельность педагога-организатора физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с детьми и подростками в клубах по месту жительства: Автореф. дис. канд пед. наук. — Киев, 1983. —23 с.
  14. В.Н., Яценко Т. С., Антонец Н. В. Особенности детей с признаками, социальной дезадаптации //Физкультура и спорт как средство перевоспитания педагогически запущенных подростков: Тез. I Всесоюзной науч.-практ. конф. — М., 1991. —С.20−22.
  15. А.А., Юримяэ Т. А., Смирнова Т. А. Аэробные упражнения. — М.: Физкультура и спорт, 1988. —142 с.
  16. А.Г. Нравственное воспитание подростков// «Знание», 1978. № 1.- С. 19−21.
  17. .А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях.- — М.: Физкультура-и спорт, 1981.—С. 8−10.
  18. .А. Роль темперамента в спортивной деятельности. — М.: Физкультура и спорт, 1978. —С. 22−23.
  19. .А. Диагностика и регулирование психического состояния спортсмена в соревнованиях. — Пермь, 1974. —42 с.
  20. П.П. Спортсменам о восстановлении // Теория и практика физической культуры, —1978. —С. 47−51.
  21. С.И. Туризм в общеобразовательной школе и его влияние на работоспособность подростков в учебной и спортивной деятельности: Автореф. дис. канд пед. наук. — Л., 1976.—22 с.
  22. М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок // Физкультура и спорт, 1980.-С.22−27.
  23. М.Е. Формы организации и методы внедрения физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства: Дисс. .канд.пед.наук.- Минск, 1983.- 209 с.
  24. В., Ванек М., Свобода Б. Успех как мотивационный фактор спортивной деятельности. — Чехословакия. Прага: Физкультура и спорт, 1973. —С. 21−22.
  25. М.А. О методе тестирования физического состояния детей //Теория и практика физической культуры.- 1973. С. 32.
  26. С.Д. Пути совершенствования организации внеклассной работы по физическому воспитанию школьной молодежи НРБ: Дис. канд. пед. наук. — М., 1977. —115 с.
  27. Л.П. Резервы человеческой психики. — М.: Политиздат, 1987. —62 с.
  28. Р.А. Исследование эффективности различных объемов двигательной деятельности в физическом воспитании учащихся средних специальных учебных заведений: Дис. канд. пед. наук. — Ереван, 1972. —163 с.
  29. Ю.Т., Сысоев Ю. В. Физкультурно-массовая работа по месту жительства //Теория и практика физической культуры 1985. — С. 30−35.
  30. М.Л. Спорт и воспитание подростков //Спорт для всех и прафилактика правонарушений: Тез. Всесоюзн.1 науч.-практ. конф. — М., 1991. — С. 18.
  31. Дейл Карнеги Как перестать беспокоиться и начать жить. — Лениздат: Санкт-Петербург -1992,-707 с.
  32. А.А. Спортивные й подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков. Киев: Знание, 1989. —168 с.
  33. Ю.К. Основные приемы математической оработки и интерпретации результатов исследований по физической подготовке и спрорту. Л., 1972. — 91 с.
  34. В.А., Куренцов В. А., Пузырь Ю. П., Петров В. К. Коррекция физического и психоэмоционального состояния педагогически запущенных подростков средствами физической культуры и спорта // Научные труды ВНИИФК 1995 г.:Том П С. 46 — 59.
  35. Т.В. Содержание и методика занятий физическими упражнениями с девушками 15−16 лет, имеющими различную степень педагогической запущенности: Дис. канд. пед. наук. — М., 1995. —110 с.
  36. В.О., Краснобаева Т. М., Куренцов В. О. Комплексна програма вивченя не-повнолгапх пщлтив з метою виявлення групи шпхосомапчного ризику- Кшв, 1996−92 с.
  37. Я.Л. Человек: психология. — М.: Просвещение, 1986. -С. 38−46.
  38. А.И. Воспитание подростка. — М.: Педагогика, 1972. —120 с.
  39. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1986. -152 с.
  40. .В. Психомоторное развитие младших школьников /Методическая разработка. — М.: АПН СССР, 1989. —109 с.
  41. Л.П. Связь поведенческого, вербального показателей социальной агрессивности и агрессивности при оррустрации //Темперамент. — Пермь: ПГПИ, 1976. -С. 45−64.
  42. Л.И. Физиологические особенности пубератного периода // Актуальные вопросы возрастной физиологии. — 1976. — № 3. —С. 33−35.
  43. Крафт-Эбинг Р. Гипнотические опыты. — Харьков, 1927. —128 с.
  44. Т.Н. Социально-педагогические аспекты профилактики правонарушений среди несовершеннолетних подростков 13−14 лет средствами физического воспитания: Дис. канд. пед. наук. — М., 1996. —201 с.
  45. В.В. Содержание и организация внеклассной работы с трудными подростками путем направленного использования средств физической культуры: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1993. —184 с.
  46. В.А., Петров В. К. Профилактика правонарушений среди подростков 13−14 лет средствами физической культуры //Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющимся мире: Материалы науч.-практ. конф.-Коломна, 1997.-С.311−312
  47. А.Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков.- 2-е изд.-Л., 1983.-256 с.
  48. Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс.-Минск: Высшая школа-1986.-206 с
  49. Л.Е. Управление движением у детей и подростков. — М.: Педагогика, 1974. —28 с.
  50. МакаренкоА.С. Сочинения. — Т.5. — М.: АПН РСФСР, 1959. С. 439.
  51. В.Л. Методика психодиагностики в спорте.-М.: Просвещение, 1984.-С. 12−26.
  52. Mpf его дика психодиагностики в спорте: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности 0303 «Физическая культура» / Под ред. В. Л. Марищук и др. М.: Просвещение, 1990. — 256 с.
  53. И.А. Опыт работы с трудными подростками в Яловенском районе Молдовы // Спорт для всех и профилактика правонарушений: Тез. I Всесоюзн. Науч.-практ. конф. М., 1991. — С. 57−58.
  54. А.И. Формирование интереса к спорту у педагогически запущенных подростков: Автореф.дис.канд.пед.наук. — М., 1969. — 25 с.
  55. С.А. Развитие физической культуры и спорта в Венгрии (1945−1965 гг.): Авреф. дис. канд. пед. наук. — Тарту, 1968. —21 с.
  56. Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя //Вопросы психологии. -1990. — № 3. —С. 15−16.
  57. И.М. Организационные формы, средства и методы проведения занятий физическими упражнениями с детьми и подростками по месту жительства: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1985. —16 с.
  58. В.Н. Исследование эффективности игровых форм массовой работы в физическом воспитании школьников 1−8-х классов: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Л., 1974.—15 с.
  59. И.А. Предупреждение и преодоление педагогической запущенности школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1982. 41 с.
  60. Л.Н., Кабачков В. А. Проблема двигательной активности человека в системе профессионального обучения и производства //Теория и практика физической культуры.- М.:Физкультура и спорт, 1983. С. 18.
  61. Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. -1987. — № 1(36). —63 с.
  62. О.В., Насиновская Е. Е., Иткин Н. Г. Гипноз в экспериментальном исследовании личности. — М.: МГУ, 1989. —231 с.
  63. Организация физической культуры техникумов в учебный и каникулярный периоды.1. Томск, 1994. —27 с.
  64. А.А. Методика использования тренажерных устройств и специальных приспособлений в профессионально-прикладной физической подготовке учащихся ПТУ. Дис.канд.пед.наук. — М., 1985. — 163 с.
  65. В.К., Куренцов В. А. Методика использования тренажерных устройств в физическом воспитании подростков группы социального риска // Научные труды ВНИИФКIза 1995 год-М., 1996.-С.137−147. j
  66. Л.П. Содержание физической подготовки выпускников СПТУ к прохождению службы в вооруженных силах:Автореф.дис. .канд.пед.наук М., 1992.- 23 с.
  67. Д.Ф. Некоторые вопросы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних //Социальная профилактика правонарушений среди несовершеннолетних: Тез. науч.-практ. конф. — М.: ВНИИ МВД СССР, 1990. —С. 41−44.
  68. В.А. Воспитательная работа школы с трудными учащимися-подростками.
  69. Челябинск: ЧГПИ, 1984. —88 с.
  70. В.А., Кабачков В. А. Тренажеры в школе. М.:Просвещение, 1992. -111с.
  71. Л.М. Совершенствование правовой регламентации наказания в виде исправительных работ — одно из важных условий более широкого его применения к несовершеннолетним //Проблемы правоведения в современный период. — Томск, 1990. —С. 173−174.
  72. Программа физического воспитания железнодорожного техникума г. Томска, 1995−1996 гг. Томск, 1996. —42 с.
  73. JI.M. Психолого-педагогическое содержание принципа опоры на положительное //Актуальные вопросы государства и права на современном этапе. — Томск, 1983. —С. 87−92.
  74. Программа физического воспитания учебных заведений профессионально-технического образования. — М., 1982. —105 с.
  75. Психология современного подростка /Под ред. Д. И. Фельдпггейна. — М.: Педагогика, 1987.—240 с.
  76. А.П. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1969. —120 с.
  77. Я.П. Возрастно-половые стандарты (10−50 лет) аэробной способности человека: Автореф. дис. д-ра мед. наук. — М., 1983. —43 с.
  78. B.JI. Исследование сомнамбулической стадии гипноза с феноменом внушенной роли //Терапия психических заболеваний. — М., 1968. —С. 27−28.
  79. А.А. Характерологические особенности подростков-делеквентов //Вопросы психологии. —1991. —№ 4.—С. 139−150.
  80. А.А. Средства и методы физической культуры в социальном воспитании подростков 14−15 лет проживающих в сельской местности: Автореф. дис. канд пед. наук -М., 1997.-29 с.
  81. Л.И. Самовоспитание личности. — М.: Мысль, 1984. С. 18−20.
  82. П.А. Психологические проблемы в физическом воспитании и спорте. Доклад по опубликованным работам. — М., 1962. —29 с.
  83. П.А. Психология и современный спорт.-М.:Физкультура и спорт, 1973.-С.76−79.
  84. Э.М. Надо ли убегать от стресса? — М.: Физкультура и спорт, 1990. —128 с.
  85. В.И. Методика физического воспитания младших подростков, имеющих повышенный уровень тревожности, агрессивности (на примерепримере школ-интернатов): Дис. канд. пед. наук. —М., 1993. —184 с.
  86. Юб.Спилбергер Ч. Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования трево-ги//Стресс и тревога в спорте.-М.: Физкультура и спорт. — 1983. —С. 12−24.
  87. В.В. Профессиональная направленность физической культуры при малоподвижном труде в условиях ПТУ и производства: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1986. —202 с.
  88. Ю8.СувороваВ.В. Психофизиология стресса. -М.- Педагогика, 1975. С. 8−11.
  89. М.В. Социально-педагогические комплексы и предупреждение преступлений несовершеннолетних по месту жительства:Дис. .д-раюрид.наук.- Казань, 1989.-225 с.
  90. ПО.Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие для студентов пед. институтов /Под ред. Б. А. Ашмарина.- М.:Просвещение, 1979.-360 с
  91. Теория и методика физического воспитания: Учебн. пособие для институтов физич культуры./Под ред. Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова.2-е изд. T.I. — М.: Физкультура и спорт, 1976. —302 с.
  92. O.K., Райков В. Л., Березанская Н. А. Об одном подходе к исследованию мышления как деятельности личности //Психологические исследования творческой деятельности. — М., 1975. —С. 53−55.
  93. З.Трифонов В. В. Деятельность детско-юношеских спортивных школ по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Автореф.. дис. канд. пед. наук. — М., 1976. —29 с.
  94. Н.Уткин В. А. Правовые основы участия общественных и трудовых коллективов в предупреждении рецидива преступлений среди осужденных без лишения свободы и судимых: Дис. д-ра юрид. наук. — Томск, 1989. —210 с.
  95. Г. М., Макаричев М. Т., Братановский С. Н. Управление коллективом физической культуры (спортивным клубом) вуза в условиях перестройки //Теория и практика физ. культуры. — 1989. —№ 11. —С. 9−11.
  96. Учителям и родителям о психологии подростка /Под ред. Г. Г. Аракелова. — М.: Высшая школа, 1980. —С. 304.
  97. Д.И. Соотношение биологического и социологического в развитии человека. — М., 1974. —С. 147−150.
  98. Физиология мышечной деятельности: Учебн. пособие для институтов физ. культуры /Под ред. Я. М. Коца. — М.: Физкультура и спорт, 1982. —347 с.
  99. JI.H. Психологический справочник учителя.- М.: Просвещение, 1991.—88 с.
  100. Ю.Л. Стресс и тревога в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1983. —С.12.
  101. Ю.Л. Краткое руководство к школе личностной тревожности Ч.Д. Спилберге-ра. — Л.: ЛНИИФК, 1976. —19 с.
  102. Ю.Л. Психология общения в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1980. —126 с.
  103. X. Мотивация и деятельность /Под ред. Б. М. Величковского, T.I. — М.: Педагогика, 1986. —392 с.
  104. X. Мотивация и деятельность /Под ред. Б. М. Величковского, T.I. — М.: Педагогика, 1986. -—408 с.
  105. О.А. Эмоции в спорте. —М.: Физкультура и спорт, 1961. —С. 35−36.
  106. О.А. Соперничество, риск, самообладение в спорте.
  107. М.: Физкультура и спорт, 1980. —С. 22−23.
  108. B.C. Самосознание подростков с гармоничным и отклоняющимся поведением. — Ставрополь, 1993. —140 с.
  109. В.М. Почему подросток нарушил закон. —Л.: Знание, 1982. —78 с.
  110. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорпсу.-Т. 2. — М.: Физкультура и спорт, 1962. —С. 331.
  111. Энциклопедический словарь /Под ред. А. М. Прохоров, М. С. Гиляров, С. М. Жуков, Н. Н. Иноземцев, И. Л. Кнуняж, П. Н. Федосеев,
  112. М.Б. Храпченко. — М., 1981. —1600 с.
  113. Энциклопедия физической подготовки /Под ред. А. В. Карасева.1. М.: Лептос, 1994. —368 с.132Лковлев A.M. Социальная психология и противоправное поведение //Советское государство и право. — 1968. — № 7. —С. 59.
  114. А.Р. Методика выбора средств и форм занятий физическими упражнениями с учетом индивидуальных особенностей личности / Методические рекомендации.-М., 1984.-32 с.
  115. Barber Т.Х. Suggested («hypnotic») behavior: the trance paradigm versus an alternative paradigm //Hypnosis: developments in research and new perspectives. N.Y., 1979.-P. 76−78.
  116. Brozek J., Ading: Some contributions of phisiological and tropology //Psychopatology of Ading. — 1961. — P. 182−202.
  117. Davies J. A., Convertino V.A. A comparisin of heart rate methods for predicting endurance training intensity //Meg. Sci. Sports. — 1975. — V. 7. —P. 295−298.
  118. DEVELOPING Talent in Young People /Edit. B.S. Bloom. N.Y., 1985. — 559 p.
  119. Gill M.M., Brenman M. Hopnosis and related states. Psychoanalytic studies in regression. N.Y., 1959,—P. 201−203.
  120. Gravitz M.A. Resistance in investigative hypnosis: determinants and management //Amer. J. of clin. Hypnosis. — 1985. — № 2. —28 p.
  121. Handbook of hypnosis and psychosomatic medicine /Ed. by G.D. Burrows, L. Dennerstein. Amsterdam- New York- London. — 1980. —119 p.
  122. Hilgard E.R. The motivational relavance of hypnosis //Nebraska Symposium on motovation. Univ. of Nebraska. — 1964. —P. 12−13.
  123. Kubie L.S., Margolin S.A. A physiological method for the induction of states of partial sleep, and for securing free associations and early memories in such states //Trans, amer. neurol. ass. 1942. P. 63.
  124. Kubie L.S., Margolin S. The process of hypnotism and the nature of the hypnotic state //Amer. j. of psychiatry. — 1994. —100 p.
  125. Managing stress before it Manages you /Steinmetz J., Blankenship J., Brown L. Et al. — Pale Alto, Calif.: Bull Publishing Company, 1980. —150 p.
  126. Matthews P.B.C. «Bull. Schweiz. Acad. Med.» — 1971. —47 p.
  127. W.P. /Affective enfeicie of vigarous physical activity// Medicine and science in sports and exercise. — T. 17. — № 1. —P. 94−100.
  128. Mulder H. Ontstaan en groci van de Van. Cle-Stichting, «Sporto». — 1973. —№ 3.—P. 27.
  129. Papers presented at the 29th annual scientific meetings of the American society of clinical hypnosis //Amer. J. of clin. Hypnosis. — 1987. — № 4. —P. 29.
  130. Selg H. And other Psyohologie der Aggressivitat /Н. Selg, V. Mees, D. Berg. — Gottingen: Verlag fur Psychologic, 1988. —235 p.
  131. WARREN WE Coaching and Motivation: A Practical Guide to Maximum Athletic Per-fomance. — Englewood cliffs, N.J. Prentice — Hall, Inc., 1983. 201 p.
  132. Watkins J.G. The Bianchi (L.A. Hillside strangler) case: sociopath or multiple personality //Int. J. of clin. And exp. hypnosis. — 1984. — № 2. —P. 32.
  133. Waniek I., Zorn G. Willenserzichung in Unterricht. — Berlin: Ratschage fur Lehrer, 1988.—96 p.
  134. ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЫТНЫХ ГРУПП1. Курс1. Номер группы
  135. Фамилия, имя, отчество, возраст1. Состав семьи: а) полная семья-б) только мать-в) только отец.2. Образование родителей: а) среднее- б) средне-специальное- в) высшее.
  136. Социальное положение родителей: а) служащие- б) рабочие
  137. Материальное положение семьи: а) неудовлетворительное-б) удовлетворительное-в) хорошее.
  138. Жилищные условия: а) удовлетворительные- б) хорошие.
  139. Бывают ли конфликты с родителями: а) часто- б) редко.
  140. Как вы относитесь к учебе: а) учиться мне нравится-б) к учебе отношусь равнодушно-в) скорей бы закончить обучение и пойти работать.
  141. На какие оценки Вы учитесь? а) на «отлично» и «хорошо"-б) на «удовлетворительно"-в) не успеваю по нескольким предметам.
  142. Посещаете ли Вы в свободное время какие-либо спортивные клубы, школы, секции? а) да- б) нет.
  143. Если посещаете, то какие именно? а) спортивную школу (в другом районе)-б) спортивный клуб, секцию по месту жительства-в) другие школы, клубы.
  144. Часто ли у Вас возникают конфликтные ситуации?1. с учителями а) да- б) нет- в) иногда.2. с ровесниками а) да- б) нет- в) иногда.3. с родителями а) да- б) нет- в) иногда. ¦
  145. Какие пути выхода из конфликтных ситуаций со сверстниками Вы предпочитаете? а) стараюсь все уладить мирным путем-б) предпочитаю прибегнуть к жестким словесным угрозам-в) всегда делаю ставку на физическую силу.
  146. Курите ли Вы в настоящее время? а) да- б) нет- в) иногда.
  147. Употребляете ли Вы спиртные напитки? а) да- б) нет- в) иногда.
  148. Как Вы относитесь к занятиям физической культурой? а) занятия нравятся-б) посещаю, но отношусь равнодушно-в) стараюсь, по возможности, не посещать.
  149. Сколько раз в неделю посещаете занятия по Физической культуре? а) 2 раза и более- б) 1 раз- в) посещаю иногда.
  150. Считаете ли Вы, что регулярные занятая физической культурой, поддержание себя в спортивной форме необходимо современному человеку? а) да- б) нет- в) затрудняюсь ответить.
  151. Как Вы оцениваете свое здоровье? а) совершенно здоров-б) здоровье удовлетворительное-в) не могу похвастать здоровьем.
  152. ОПРОСНЫЙ ЛИСТ ТРЕНЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ,
  153. КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ (МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ)
  154. Показатели Оценка Ф. И. подростка1 2 3 4 5 6 7 8 9
  155. Физическое развитие выше среднего среднее ниже среднего низкое
  156. Отношение к учебе положительное нейтрально-равнодушное отрицательное
  157. Тип успеваемости низкая обучаемость, но отношение положительное удовлетворительное, но стойкое равнодушие низкая обучаемость с отрицательным отношением хорошая обучаемость с положительным отношением
  158. Поведение критичность к замечаниям преподавателей, грубость, нарушения дисциплины, прогулы занятий драки, состоит на учете в школе, вымогательство, воровство
  159. Отношение к воспитательным мероприятиям положительное равнодушное скептическое негативное
  160. Положение в коллективе неформальный лидер отверженный (изолированный) дезорганизатор коммуникабельный
  161. Потребности и интересы разносторонние увлечение любимым делом однонаправленные отсутствие позитивных интересов1 2 3 4 5 6 7 8 9
  162. Негативные потребности и интересы курение употребление спиртных напитков токсикомания тяга к асоциальным группам
  163. Отношение к физической культуре и спорту положительное и занимается спортом занимается только на уроках положительное, но не занимается отрицательное
  164. Особенности личности подростка гуманный жестокий скромный хвастливый честный лживый трудолюбив ленив
  165. Степень педагогической запущенности легкая средняя высокая
  166. ЛИЧНОСТНЫЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ Самооценка
  167. Непривлекательный 1 2 3* 4 5 6 7 Обаятельный
  168. Слабый 1 2 3* 4 5 6 7 Сильный
  169. Молчаливый 1 2 3* 4 5 6 7 Разговорчивый
  170. Безответственный 1 2 3* 4 5 6 7 Добросовестный
  171. Уступчивый 1 2 3* 4 5 6 7 Упрямый
  172. Замкнутый 1 2 3* 4 5 6 7 Открытый
  173. Эгоистичный 1 2 3* 4 5 6 7 Добрый
  174. Зависимый 1 2 3* 4 5 6 7 Независимый
  175. Пассивный 1 2 3* 4 5 6 7 Деятельный
  176. Черствый 1 2 3* 4 5 6 7 Отзывчивый
  177. Нерешительный 1 2 3* 4 5 6 7 Решительный
  178. Вялый 1 2 3* 4 5 6 7 Энергичный
  179. Неисправимый 1 2 3* 4 5 6 7 Справедливый
  180. Расслабленный 1 2 3* 4 5 6 7 Напряженный
  181. Спокойный 1 2 3* 4 5 6 7 Суетливый
  182. Враждебный 1 2 3* 4 5 6 7 Дружелюбный
  183. Неуверенный 1 2 3* 4 5 6 7 Уверенный
  184. Нелюдимый 1 2 3* 4 5 6 7 Общительный
  185. Неискренний 1 2 3* 4 5 6 7 Честный
  186. Несамостоятельный 1 2 3* 4 5 6 7 Самостоятельный
  187. Невозмутимый 1 2 3* 4 5 6 7 Раздражительный
  188. Методика самооценки личности В таблице, представлены противоположные по своему характеру характеристики отдельных качеств. Испытуемый должен отметить условным знаком (*) то место на шкале, которое, по его мнению, он занимает.
  189. Предложения иногда часто почти никогда всегда
  190. Я испытываю удовлетворение2. Я быстро устаю3. Я легко могу заплакать
  191. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие
  192. Бывает, что я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решение6. Я чувствую себя бодрым
  193. Я спокоен, хладнокровен и собран
  194. Ожидание трудностей очень тревожит меня
  195. Я слишком переживаю из-за пустяка10. Я вполне счастлив
  196. Я принимаю все слишком близко к сердцу
  197. Мне не хватает уверенности в себе
  198. Я чувствую себя в безопасности
  199. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей2 2 22 2 22 22 2 23 3 33 33 3 34 4 44 4 44 44 4 4f← bif1. Предложения15. У меня бывает хандра16. Я бываю доволен
  200. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня
  201. Я так переживаю свои разочарования, что потом не могу о них забыть19. Я уравновешенный человек
  202. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботахиногда часто почти никогда2 2 22 23 3 33 3всегда 4 4 44 4
  203. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ
  204. АНАМНЕСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК ЧХТ (ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА, ТЕМПЕРАМЕНТ) И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИ ДИАГНОСТИКЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ
  205. Для определения типологических особенностей в проявлении основных свойств нервной системы на поведенческом уровне мы рекомендуем модифицированный анамнестический опросник, исследующий черты характера, темперамент (приложение).
  206. Полученные данные отражают особенности основных свойств нервной системы, поэтому анамнестический опросник может служить хорошим методом, иллюстрирующим поведенческую реакцию подростка в той или иной ситуации.
  207. Правильность диагноза можно проверить при сравнении данных по I и II разделам.
  208. Чем выше показатель силы нервной системы, тем ниже должен быть показатель ее слабости, то есть чувствительности, и наоборот.
  209. Модифицированный анамнестический опросник ЧХТ для выявления некоторых характерологических особенностей по материалам -«жизненных показателей»
  210. Отметьте, какого мнения Вы придерживаетесь, исходя из приведенных суждений. Внимательно прочтите вопрос, обведите кружком порядковый номер варианта ответа, который отражает Ваше мнение.
  211. Просим не пропускать ни одного вопроса.
  212. Правильность выводов будет зависеть от точности ответов и Вашейвнимательности.
  213. Варианты ответов Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет1 2 3 4 5 6
  214. Вы очень выносливый человек, и можете выполнять неинтересную однообразную работу, не снижая ее темпа 4 3 2 1
  215. Вы любите преодолевать трудности в работе 4 3 2 1
  216. Вы не волнуетесь, выступая на соревнованиях 4 3 2 1
  217. Вы принимаете решения самостоятельно, без советов с другими людьми 4 3 2 1
  218. Вы настойчивы в достижении цели 4 3 2 1
  219. Неудачи в работе или в жизни усиливают Ваше желание достичь цели 4 3 2 1
  220. На соревнованиях (в труде или спорте) Вы показываете результаты лучше, чем ваши обычные показатели 4 3 2 1
  221. Вы не боитесь рисковать 4 3 2 1
  222. У Вас твердый характер и Вы успешно руководите людьми 4 3 2 1
  223. Характерно ли для Вас, что мысленно Вы можете постоять за себя перед кем угодно, а на деле не решаетесь сделать задуманное 4 3 2 11 2 3 4 5 6
  224. Случается, что выполняя ответственную, сложную и малознакомую работу, Ваши мысли непроизвольно переключаются на что-либо другое 4 3 2 1
  225. Вы не ввязываетесь в резкие обсуждения, грозящие ссорой, даже когда убеждены в своей правоте 4 3 2 1
  226. Вы долго переживаете, если с Вами случилась беда или неприятность. 4 3 2 114 Вас легко обидеть 4 3 2 1
  227. У Вас все «валится из рук», если с Вами обошлись несправедливо 4 3 2 1
  228. После большой неприятности Вам хочется поделиться с кем-либо своими переживаниями 4 3 2 1
  229. Большую неприятность Вы переживаете сильнее, чем физическую боль 4 3 2 1
  230. Вы не ударите человека, если Он сделал Вам что-либо плохое 4 3 2 1
  231. Часто бывает, что Вы долго и мучительно переживаете из-за неприятности, но разобравшись в чем дело, поймете, что переживали по пустякам 4 3 2 1
  232. Вы принимаете все близко к сердцу 4 3 2 1
  233. Вы обычно не обижаетесь, когда над Вами остро подшучивают 4 3 2 1
  234. Вас не беспокоит, если о Вас говорят плохо или хорошо 4 3 2 1
  235. Вы не теряетесь перед большой аудиторией 4 3 2 1
  236. Вы быстро забываете о своих Неприятностях 4 3 2 1
  237. Часто Вы испытываете тягу к новым впечатлениям 4 3 2 1
  238. Вам нравится работа, требующая быстрого и частого переключения от одной операции к другой 4 3 2 1
  239. Вы обычно быстро переключаетесь от отдыха к интенсивной работе 4 3 2 11 2 3 4 5 6
  240. Вы быстро сходитесь с незнакомыми людьми 4 3 2 1
  241. Вы быстро засыпаете и просыпаетесь 4 3 2 1
  242. Вы быстро включаетесь в новое дело для Вас, быстро осваиваетесь в новой для Вас обстановке 4 3 2 1
  243. Вам нравится появление на работе новых людей 4 3 2 1
  244. Вы любите бывать в новом обществе 4 3 2 1
  245. Вы слышали о себе мнение, что Вы человек деятельный и подвижный 4 3 2 1
  246. Вы не любите заводить новых Знакомств 4 3 2 1
  247. Относите ли Вы себя к людям, у которых при освоении новых приемов в работе или спорте навыки и умение вырабатываются медленно, но очень прочно 4 3 2 1
  248. Вас часто упрекают в медлительности 4 3 2 1
  249. Вы не любите подвижные игры 4 3 2 1
  250. У Вас бывает такое чувство, будто пересохло во рту (без видимой причины) 4 3 2 1
  251. Вас часто «бросает в пот» когда Вы рассердитесь 4 3 2 1
  252. У Вас «захватывает дыхание» когда Вы сердитесь или волнуетесь 4 3 2 1
  253. Вас можно быстро рассердить 4 3 2 1
  254. Вы не повышаете голоса, когда сердитесь 4 3 2 1
  255. При волнении у Вас не сбивается ритм дыхания — он обычно ровный 4 3 2 1
  256. Обычно у Вас преобладает ровное настроение, Вас трудно рассердить 4 3 2 1
Заполнить форму текущей работой