Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Спортивно-педагогическое совершенствование в системе профессиональной подготовки студентов к деятельности преподавателя-тренера по легкой атлетике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

О 0 = 0,859) — объяснять двигательное действие, анализируя его выполнение (3 3 = 0,850) — анализировать собственную педагогическую деятельность, критически относиться к своей работе (3 3 =0,83 анализировать деятельность занимающихся (0 = 0,824) — регулиро-вать физическую нагрузку спортсменов в процессе учебно-тренировоч ного занятия (3 3 = 0,807) — планировать процесс спортивной подготовки (3 3… Читать ещё >

Содержание

  • ВВВДЕВИЕ
  • ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОШШ ПО ДАННЫМ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
    • 1. 1. Деятельность преподавателя-тренера как разновидность педагогической деятельности
    • 1. 2. Профессионально-педагогические умения: сущность и особенности формирования
    • 1. 3. Проблемы подготовки специалистов в институтах физической культуры
  • ГЛАВА 2. ДЕНЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Цель и задачи исследования
    • 2. 2. Метода исследования
      • 2. 2. 1. Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы
      • 2. 2. 2. Анализ документальных материалов
      • 2. 2. 3. Методы опроса
      • 2. 2. 4. Педагогические наблюдения
      • 2. 2. 5. Метод экспертных оценок
      • 2. 2. 6. Педагогический эксперимент
      • 2. 2. 7. Методы математического анализа
  • ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕСШОНАЛШО-ПЩГОГИШЗСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-ЛЕГКОАТЛЕТОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ТРЕНЕРА
    • 3. 1. Определение значимости профессиональнопедагогических умений преподавателя-тренера по легкой атлетике
    • 3. 2. Изучение профессионально-педагогической направленности подготовки студентов легкоатлетов, обучающихся в ИФК
  • ГЛАВА 4. СОВЕРШШСЗГООВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЩАГОГИ-ЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ЛЕГКОАТЛЕТОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО СПС .103,
    • 4. 1. Методика формирования профессионально-педагогических умений на занятиях по СПС
      • 4. 1. 1. Основные теоретические положения экспериментального исследования
      • 4. 1. 2. Сущность и особенности формирования исследуемых умений
      • 4. 1. 3. Содержание дрофессиональногёпедагоги-ческой деятельности студентов-легкоатлетов на занятиях по СПС
    • 4. 2. Результаты исследования и их обсуждение вывода

Спортивно-педагогическое совершенствование в системе профессиональной подготовки студентов к деятельности преподавателя-тренера по легкой атлетике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Совершенствование учебного процесса в ШК требует более пристального взгляда на специфику обучения и, в частности, на спортивно-педагогические дисциплины, в которых специализируются студенты.

Профессиональная подготовка специалистов в области физической культуры и спорта осуществляется в процессе прохождения всех учебных предметов подпрограмме ЖЖ на протяжении всего периода обучения. Однако специализации принадлежит особая роль, так как именно здесь находят свое кошфвтное преломление те знания, навыки и умения, которыми овладевают студенты, обучаясь в институте. Качество подготовки специалистов во многом зависит от оптимизации преподавания предмета «специализация» .

Говоря о значении учебной дисциплины «легкая атлетика» следует отметить, что ока выступает в качестве ведущей дисциплины у студентов-легкоатлетов на протяжении всего периода обучения в ШК и существенно отличается от преподавания других спортивно~педагогических дисциплин рядом особенностей. Многообразие видов легкой атлетики приводит к тому, что студенты^ легкоатлеты в отличие от студентов других спортивных кафедр в среднем только 1/15 часть учебного времени на занятиях по специализации заняты изучением своих избранных видов легкой атлетики, в которых происходит их основная специализация. Остальное время они изучают другие виды легкой атлетики, определенные программой. Организованное таким образом обучение готовит специалистов широкого профиля. Однако в спортивных органи^ зациях, где после окончавдя института будут работать выпускники, часто требуется тренер по метаниям, по бэгу на короткие дистанции и т. п., а не вообще тренер по легкой атлетике, так как работа в конкретном виде леркой атлетики требует от тренера специфических знаний, навыков и умений. Учитывая сказанное, а также и то, что количество часов на специализацию с каждой новой нрограшой сокращается, необходимо обратить особое внимгь-ние на дисциплину «Спортивно-педагогическое совершенствование» (СПС), являющуюся органическим продолжением специализаций. С 1988/89 учебного годадаещхйина ШС вошга обязательной составной частью в учебный план с выставлением зачета. До этого же времени занятия по СПС расоматрив ались как факультативные. Задачи дисциплины СПС предусматривают наряду со спортивным совершенствованием студентов их профессионально-педагогическую подготовку с учетом особенностей будущей трудовой деятельности. Однако, возможности, заложенные в СПС реализуются недостаточно полно. Прежде всего это проявляется в одностороннем подходе к занятиям СПС в основном с целью совершенствования спортивного мастерства, что нередко приводит к противоречиям с конечной целью обучения в ИФК — подготовкой преподавателя-тренера, владеющего на достаточно высоком уровне профессионально-педагогическими навыками и умениями. Мевду тем, (ШС является именно той сферой деятельности студентов, которая создает возможности для практической тренерской подготовки в своем виде легкой атлетики в условиях реального учебно-тренировочного процесса. Только в практической деятельности, учитывающей специфику будущей профессии можно качественно подготовить студента к предстоящей работе. Именно в этой связи первостепенное значение приобретает совершенствование профессионально-педагогичеокой направленности дисциплины СПС, обеспечивавшее развитие таких знаний, навыков и умений, владея которыми будущий преподаватель-тренер сможет эффективно осуществлять свою профессиональную деятельноет ь.

Научная новизна. Результаты исследования позволили объективно оценить и конкретизировать комплекс при-оритетныхумешй преподавателя^ енера по легкой атлетике. Впервые 6 т подвергнут анализу процесс формирования профессионально-педагогических умений у студентов-легкоатлетов на занятиях по СПС. Определены мотивы посещения занятий по СПС студентами-легкоатлетами, уровень сформированное^ у них профессионально-педагогических умений, динамика удовлетворенности выбранной профессией. Выявлены недостатки существующей системы профессионально-педагогической подготовки в рамках курса СПС и разработана эффективная мет ©-дика подготовки студентовлегкоатлетов к будущей профессиональной деятельности на занятиях до CEC.

П р, а к т и ч еекая значим о с т ь. В данной работе предлагается научно-обоснованная методика формирования профессионально-педагогических умений уетудентов^иегкеатле-тов в рамках курса ШС, по вводящая успешно сочетать спортивную и профессионально-педагогическую подготовку. Предложенный комплекс средств и мегодов позволяет лреподаватеяянтренеру, работащецу е группой СПС, проводить целенаправленную работу по формированию приоритетных умений, осуществляя постоянный контроль за ходам данного процесса. Результаты исследования внедрены в практику обучения студентов-легкоатлетов в ЙФК и <$шж использованы при разработке новой учебной/программы.

Основные п о л ожени я, в ы н о си м ы е на защиту:

1. Выявленный комплекс приоритетных профессионально-педагогических умений преподавателя-тренера по легкой атлетике составляет основу его профессионального мастерства, определяя характер? учебно-педагогической деятельности на занятиях по СПС.

2. Динамика удовлетворенности выбранной профессией и мотивации занятий по СПС зависит от продолжительности обучения в институте й уровня, профессиональной подг от овленности студентов. 3. Повышение уровня профессионально-педагогической подготовленности ст^дентов-легкоатлетов возможно за счет применения методики целенаправленного формирования избранных умений на занятиях по СПС с учетом основах этапов данного процесса.

Дисоерт ационная работа выполнена, а соответствии со сводным планом НИР Госкомспорта СССР на 1986;1990гг., направление' 3, тема 3.1.6. ,.

ГЛАВА X. СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДУШОЙ ПРОБЛЕМЫ ПО ДАННЫМ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ.

ВЫВОДЫ.

1. Одним из основных признаков профессионального мастерства преподавателя-тренера по легкой атлетике является владение комплексом профессионально-педагогических умений. Значимость их неодинакова. Наиболее значимыми умениями являются: контролировать технику выполнения упражнений, своевременно исправляя ошибки.

О 0 = 0,859) — объяснять двигательное действие, анализируя его выполнение (3 3 = 0,850) — анализировать собственную педагогическую деятельность, критически относиться к своей работе (3 3 =0,83 анализировать деятельность занимающихся (0 = 0,824) — регулиро-вать физическую нагрузку спортсменов в процессе учебно-тренировоч ного занятия (3 3 = 0,807) — планировать процесс спортивной подготовки (3 3 = 0,798) — контролировать свои педагогические действия, владеть собой (3 3 = 0,789) — правильно выполнять показ упражнения ¡-или его элементов " .:—:'Й, 763). " :

М.-'Ц,*" • •• '¦ ч,. •' .г, — :•••* '• л-.

2. Установлено, что удовлетворенность выбором своей будущей профессии, у студентов-легкоатлетов имеет тенденцию постоянного от курса к курсу снижения, сохраняя, однако, положительное значение. Максимальное значение индекс удовлетворенности имеет на 1-м курс-е (Зу = 0,768) и минимальное значение — на 4-м курсе.

3 у. = 0,454). Ч’С '*'%>¦

Удовлетворенность выбранной профессией у студентов-легкоатлетов связана с наиболее значимыми аспектами будущей деятельности, возможностью творчески Сработать с детьми и молодежью, видеть результаты своего труда, осознанием своей пригодности к педагогической деятельности, интерес непосредственно к выбранной профессии. При этом оценки степени значимости большинства профессионально-педагогических умений у студентов старшекурсников близки к оценкам преподавателей-тренеров, что свидетель.

—. .Л —. .: ... ствует о понимании студентами значения и сущности различных сторон своей будущей профессиональной деятельности, i¦¦.'" .

3. Определено," что наиболее значимыми мотивами посещения студенташ-глегкоатл етами занятий до СПС являются: спортиз ное соверш&кствование4: укрепление телосложения и осанки, желание пообщаться с друзьями, тренером, профессиональнопедагогическое сбаерше^твование. По мере обучения в ИФК постепенно уменьшается количество студентов, посещающих занятия по СПС для спортивного совершенствования," то же времяяоличество стуДентов, рассматривающих занятия по СПС как дополнительную возможность овладенияфссибйшшшм мастерством, остается неизменным.

Проведенный анализ учебного процесса по курсу. СЩпозволил установить претящее тв енно спортивную направленкостьданного курса. Целенаправленной работе поформированию профессй^нально-педагош^еких умений 'в рамках курса СПС уделяется недостаточное внимание, что противоречит конечной ц&яи обучения в ИФК.

4. Формирование профессионально-педагогических умений на СПС предполагает наличие следующих основных этапов: раскрытие практического значения формируемых умений, путей и способов овладения данными умениями/ формирование основных правил требуемых уменийначальное практическое овладение умениямипрактическое совершенствование приобретенных умений. При этом эффективность процесса формирования профессионально-педагогических умений на занятиях по СПС определяется следующими факторами: раскрытие сущности изначения формируемых уменийосознаниенеобходимости овладения данными умениями и формирование у студентов четкой целевой установкивведение ряда последовательно усложняющихся заданий с моделированием ситуации будущей профессиональной деятельности, элементами проблемного обучения, направленных на формирование исследуемых уменийпостоянный контроль за Формированием данных умений, осуществляемый нреподава-телем-тронером при помощи специально разработанных оценочных Листов, а также самоконтроль и контроль со стороны других студентов группы СПСанализ конкретных ситуаций, возникающих по ходу учебно-тренировочного занятия.

5. Педагогический эксперимент показал эффективность разработанной методики, основанной на раскрытии содержательной стороны формируемых профессионально-педагогических умений в учебно-практической деятельности на занятиях по СПС в соответствии с выделенными этапами данного процесса. Экспертные оценки уровня владения исследуемыми умениями в экспериментальной группе достоверно отличаются от оценок в контрольной группе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. К проблеме педагогических умений // Вопросы общепедагогической подготовки будущих учителей: Сб.науч.трудов.-М.: МШИ, 1972, — с.11−18.
  2. O.A. О формировании педагогических умений // Советская педагогика. 1972. — MI. — с.93−103.
  3. O.A. Содержание и структура педагогической практики в педагогических вузах на современном этапе // Вопросы общепедагогической подготовки будущих учителей: Сб.науч.трудов. -М.: 1972. с.19−37.
  4. O.A. Проблема педагогических умений в теории и практике высшего педагогического образования // Советская педагогика. 1976. — № 1, — с.76−84.
  5. O.A., Парфентьева Н. Е. Вопросы формирования педагогических умйТОЙ у Пфудантгт В ПрОЦЙГРЙ ПРДГГРПГИТТППТГОй прщститга— // Вопросы общепедагогической подготовки будущих учителей:
  6. С б. науч. трудов. -М.: 1972. -с.54−65.
  7. В.У. Некоторые аспекты в практике работы по повышению спортивного мастерства студентов ГДОИФК // Теория и практика физической культуры. 1978. — JfiT- - с.47−50.
  8. А.П. 0 характере профессиональных умений в деятельности педагогов мастеров // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы: Сб.науч.трудов. Л.: ЛГУ, 1973. — с.37−54.
  9. A.B. Себя преодолеть. М.: Физкультура и спорт, 1985. — с.192.
  10. .Г. Психофизиология студенческого возраста и усвоение знаний // Вестник высшей школы. 1972. — № 7. — с. 17−26.
  11. Ю.Андриади И. П. Дидактические умения тренера и их формирование: Автореф.дис.. канд.пед.наук. М.: 1983. — с.24.
  12. Е.А. Содержание конструктивной деятельности учителя физической культуры // Основы профессионального мастерства, учителя физической культуры: Тез. докладов Всесоюзной научной конференции. Ульяновск: УШ, 1976. — с. 16−17.
  13. A.A., Решетеиь И. Н. Взаимоотношения тренера и спортсмена -ч важное условие успеха воспитательной работы // Вопросы управления учебно-тренировочным процессом подготовки спортсменов. Вып.2. — Алма-Ата, 1975. — с.3−8.
  14. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1978.-с.223.
  15. БабанскиЙ Ю. К. Об управлении процессом воспитательного воздействия // Советская педагогика. 1971. — Je8. — с.33−41.
  16. Ю.К. Теоретические вопросы оптимизации процесса обучения // Методика оптимального планирования процессаобучения: Сб.науч.работ МОП АПН СССР. М., 1976. -с.3−56.
  17. Бабанский-Ю .К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. -с.192.
  18. Ю.К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса. Киев: Радяньска школа, 1984. — с.288.
  19. Г. Д. Формирование интереса к профессии тренера у студентов института физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1983. — Je6. — с.37−39.
  20. Г. Д. Влияние способностей, умений и отношения тренеров к своему делу на эффективность профессиональной деятельности // Теория и практика физической культуры. 1985.- Ж. с.47−49.
  21. К.Ф., Барышев В. И. Как обобщать тренеру опыт своей работы // Первая республиканская научно-методическая конференция по юношескому спорту: Тез. докладов и рефераты.- Ташкент, 1962. -с.22−24.
  22. Н.Э. Вопросы воспитания в педагогической деятельности В.И.Алексеева// Материалы научной конференции (молодых ученых) за 1988 год. Д., 1989. — с.22−23.
  23. В .А. Совершенствование профессиональной подготовки студентов физкультурного вуза // Совершенствование методов профессиональной подготовки студентов институтов физической культуры: Сб.науч.трудов.-Омск, I975.-c.7-II.
  24. В.В. Воспитание в спорте. М.: Физкультура и спорт, I974.-c.II9.
  25. В.В., Решетень Й. Н. Воспитание в процессе занятий физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1986.-с.96.
  26. А.И. Научные основы усовершенствования программы и методики педагогической практики // Совершенствование процесса обучения будущих учителей физического воспитания: Сб. науч.трудов. -Пермь, 1980.-с.83−97.
  27. Д.Я. Общение в физическом воспитании и спорте // Теория и практика физической культуры.-I980-J63.-с.32−33.
  28. М.М. Обучение двигательным действиям.-М.: Физкультура и спорт, 1985.-с.192.
  29. Е.И. К постановке проблемы умений и навыков в современной психологии // Советская педагогика.-1955. ^81.-с.41−54.
  30. Е.И. Еще раз об умениях и навыках // Вопросы психологии, — I957. W&r.-c.I33-I39.
  31. H.A. Формирование познавательных интересов у студентов институтов физической культуры: Автореф.дис. канд.пед.наук. М., 1978.-е.16.
  32. ВаЙцеховскни С. М. Книга тренера.-М.: Физкультура и спорт, I97I.-c.3II.
  33. К.И. Предмет педагогики высшей школы и ее научные основы // Вопросы вузовской педагогики, психологии и дидактики. Известия Воронежского государственного педагогического института. Том 128.- Воронеж, 1972.-с.7−33.
  34. М.Я., Сафин P.C. Основы профессиональной направленности физического воспитания студентов педагогических вузов,-М.: Просвещение, 1980.-с.103.
  35. В.М. Модель специалиста широкого профиля // Теория и практика физической культуры,-1976.-J&8.-с .48−50.
  36. В.М. Введение в специальность.-^.: Физкультура и спорт, 1980.-с.119.
  37. П.Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в со-весткой психологии: Сб. науч. трудов.-М.: Наука, i960.-с.236--277.
  38. П.Я., Талызина Н. Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий.-М.: МГУ, 1968.-е.23−56.
  39. Л.Д. Организационно-педагогические аспекты деятельности тренера // Психолого-педагогические аспекты работы тренера- Сб. науч, трудов. Минск: Полымя, I984.-C.I0-II.
  40. Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965.-с.260.
  41. Г. Д. Учитесь управлять с обой.: Знание, 1976.-с.32.
  42. Е.В. Психология: Учебник для педагогических институтов: -М.: Учпедгиз, 1963.-е.439−447.
  43. H.B. К вопросу практической подготовки будущего учителя для работы в школе // Психолого-педагогические ос< 'Швы совершенствования подготовки специалистов в университете: Сб. науч, трудов.-Днепропетровск: ДГУ, 1980.-с.64−67.
  44. A.A., Исаев A.A. Педагогическое мастерство тренера,-М.: Физкультура и спорт, 1981.-е.375.
  45. A.A., Исаев A.A. Творчество тренера.-М.: Физкультура и спорт, I982.-c.238.
  46. В. След в жизни. (Размышления о тренере и его работе со спортсменами) // Физкультура и спорт.-1974.-с.6−8.
  47. З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы.-Л.: ЛГУ, 1974.-с.112.
  48. НЛ. Педагогические основы профессионализма в работе тренера // Психолого-педагогические аспекты работы тренера: Сб.науч.трудов.-Минск: Полымя, 1984.-с. 12−14.
  49. Д.К. К вппросу совмещения учебы со спортом // I Республиканская научно-методическая конференция преподавателей Грузии.-Тбилиси, 1972.-с.18−24.
  50. Н.В. Управленческая и организаторская деятельность тренера. Киев: Здоровя, 1980.-с.144.
  51. С.Н., Иващенко М. Г. Формирование личности учителя в учебно-воспитательном процессе // Психолого-педагогические проблемы подготовки будущего учителя квоспитательной работе средствами физической культуры: Сб. науч. трудов.-М., 1987.-C.II-I6.
  52. С.А. Применение научно-практического инструментария в обучении студентов основам педагогического мастерства // Проблемы обучения и воспитания студентов в вузе: Сб.науч. трудов.-Л.: ЛГУ, 1976.-с.28−33.
  53. Е.П. Психофизиология физического воспитания.4L: Просвещение, 1983.-с.223.
  54. Е.П. Психология физического воспитания. -М.: Просвещение, 1987.-с.287.
  55. Т.А. Актуальные вопросы вузовской педагогики // Советская педагогика. 1972.-М.-с.48−59.
  56. .Г. Проблемы педагогики высшей школы // Вопросы педагогики высшей школы: материалы научной конференции по вопросам вузовской педагогики. Томск: Изд-во Томского университета, 1969.-с.5−7.
  57. A.A. Особенности педагогического мастерства тренера детских спортивных коллективов: Автореф.ддас.. канд.пед. наук. Л., I98I.-c.X6.
  58. Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике . М.: Просвещение, 1964.-с.248.
  59. Л.Б. Общая психология: Учебник для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1976.-с.157−176.4.
  60. Кабакова-Меллер E.H. Психология формирования знаний и навыков у школьнико. М.: АПН РСФСР, 1962.-с.376.
  61. Г. А. О курсе повышения спортивного мастерства // Вопросы педагогики высшей школы: Тез. докладов научно-методической конференции. Калинин, 1968.-с.99−100.
  62. Кан-Калик В.А. О профессионально-творческой подготовке учителей // Советская педагогика. I976.-J&9.-C.76−83.
  63. Е.П. Социальная модель преподавателя физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1980.-Н. — с.39−41.
  64. Е.П. Социальная модель преподавателя по физическо. культуре и спорту: Автореф.дис.. канд.пед.наук. Л., 1.8I,-c.26.
  65. Е.П. Построение модели подготовки специалиста // Тез. докладов П Всесоюзной научно-практической конференции. -М., 1983. с.8−10.
  66. Е.П. Проблемы построения обобщенной модели специалиста по физической культуре и спорту // Теория и практика физической культуры. 1985. WSI. -с .42−44.
  67. А.К., Бобкин А. И. Пути оптимизации профессиональной подготовки на факультете физического воспитания // Совершенствование процесса обучения будущих учителей физического воспитания- Сб.науч.трудов. Пермь, 1980.-с. 15−22.
  68. К.А. Некоторые вопросы повышения педагогической практики студентов // Советская педагогика. 1977.-Щ.-с.84−88.
  69. B.C. Функции управления в системе подготовки спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1975.^№ 6. — с.57−58.
  70. B.C. Система зачетных требований курса спортивного совершенствования по гимнастике // Вопросы педагогики высшей школы: Тез. докладов научно-методической конференции. Каь линии, 1968.-с.99−100.
  71. С.И. Формирование у студентов педагогических умений и навыков в условиях университетского образования. Л.: ЛГУ, 1973.-с.152.
  72. Ю.А. Социально-психологический анализ деятельности тренера спортивной группы // Теория и практика физической культуры. 1976.-.№ 6.-с. 13−15.
  73. Ю.А. Исследование влияния стиля руководства cnopTi вной группой на эффективность роста спортивных результатов У/
  74. Педагогические аспекты социальной психологии: Тез. Республиканской научно-теоретической конференции. Минск, 1978.-с.150−151.
  75. Ю.А. Психологические проблемы руководства спортивным коллективом // Психолого-педагогические аспекты работы тренера: С б. науч. трудов. Минск: Полымя, 1984.-сД4−17.
  76. В.М. О модели специалиста по физической культуре и спорту // Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров по физической культуре и спорту: Сб.науч. трудов. -М.: ЕЦОШФК, 1977.-с.54−60.
  77. В.М. Модель специалиста и профессионально-педагогическая деятельность // Теория и практика физической культуры.- 1978. -ЖЕ.-с.50−52.
  78. В.М. Профессионально-педагогическая деятельность как предмет исследования (методология подхода, теоретический анализ) // Теория и практика физической культуры. 1980.-^№ 3. -с.30−32.
  79. В.М. Профессионально-педагогическая деятельность специалиста и профессионально-педагогическая подготовка студентов ШК (0 структуре учебного предмета «Специализация») // Теория и практика физической культуры. 1981.-166.-с.37−39.
  80. В.Г. О личности тренера и спортсмена // Спорт и личность: Сб.статей. М., 1978.-е.79−93.
  81. Е.Г. Ориентировочная основа действия как стимулирующий фактор процесса познания // Психолого-педагогические основы подготовки будущего педагога в университете. С б. науч. трудов. -Днепропетровск: ДГУ, 1985. с.14−17.
  82. Н.М. Проблемное обучение как метод формирования профессиональных умений студентов институтов физической культуры- Автореф.дис.. канд.пед.наук. Л., 1980.-с, 23.
  83. Н.М. Проблемные ситуации в процессе обучения. -Омск: ОГИФК, 1980.-с.45.
  84. Красавцев П. В, Структура педагогической деятельности преподавания физического воспитания вуза: Автореф.дис.. канд.пед. наук. М., 1980.-с.24.
  85. П.В. Комплексная оценка качества профессиональной подготовленности выпускников ИФК к работе в вузе // Теория и практика физической культуры. 1981. -J?6.-c.42−44.
  86. A.M. Подготовка студентов института физической культура к воспитательной деятельности преподавателя-тренера: Автореф. дис.. канд.пед.наук. -I., 1983,-с.23.
  87. Кудинов С. И, Гностические умения в деятельности учителя физического воспитания // Основы профессионального мастерства учителя физической культуры: Тез. докладов Всесоюзной научной конференции. Ульяновск: УШ, 1976.-с. 12−14.
  88. С.И. Гностические умения в деятельности учителя физического воспитания: Автореф.дис.. кандпед.наук. Л., 1978. с, 20.
  89. B.C. Формирование организаторских умений у студентов педагогических вузов: Автореф. дис.. канд.пед.наук. -М., 1976.-с.21.
  90. Н.В. Формирование педагогических способностей. -Л.: ЛГУ, I96I.-c.98.
  91. Н.В. Очерки психологии труда учителя. (Психологическш структура деятельности учителя и формирование его личности) Л., ЛГУ, 1967.-с.183.
  92. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л., ЛГУ. 1970.-с.114.
  93. Н.В. Формирование основ профессионального мастерства в высшей школе. Л.:ЛГУ, 1973.-с.73.
  94. Ю2.Кузьмина Н. В. Педагогическая теория и научный факт // Проблемы обучения и воспитания студентов в вузе: Сб.науч.трудов. Л.: ЛГУ, I976.-c.3−9.
  95. ЮЗ.Кузьмина Н. В., Урклин й.А. Основы вузовской педагогики. Л.: ЛИГ, I972.-c.3II.
  96. Н.В., Гинецинский В. И. Актуальные проблемы профессиональной подготовки учителя // Советская педагогика. 1982.-№ 3.-с.63−66.
  97. Юб.Кунарев B.C. Организационно-методические особенности профессионально-педагогической подготовки студентов -спортсменов высо кого класса в институтах физической культуры: Автореф.дис. канд.пед.наук. -М., 1983.-с.24.
  98. Юб.Кунарев B.C., Федоров Л. П., Курамшин ЮФ. Методические указания по планированию и учету учебно-тренировочных занятий по повышению спортивного мастерства (ПСМ) студентов ГД0ИФК им. П. Ф. Лесгафта.-Л.: ГД0ИФК, 1977.-с.37.
  99. Ю7.Кустобаева E.K. Пути совершенствования методов профессионально-педагогической подготовки учителя: Автореф.дис.. канд. пед.наук. Алма-Ата, 1980.-с.21.
  100. Ю8.Куценко В. Г., Липник В. Н. Формирование у студентов умения планировать, проводить и анализировать урок // Проблемы совершенствования системы психолого-педагогической подготовки учителя: Сб.науч.трудов. Л., 1980.-с. 128−130.
  101. ЮЭ.Лалаян A.A. Психологические особенности професии учителя физического. воспитания и тренера. Ереван: Айстан, 1975.-с.40.
  102. В.Н. К вопросу о профессионально-педагогической подготовке студентов на курсе повышения спортивного мастерства по спортивным играм // Вопросы педагогики высшей школы: Тез. докладов научно-методической конференции. Калинин, 1968.-с.105−106.
  103. I Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, I977.-c.304.
  104. Лисовский В.Т., .Дмитриев A.B. Личность студента. Л.: ЛГУ", 1974.-с.120.
  105. А.Г. Средства и методы формирования организаторских умений в системе профессионально-педагогической подготовки студентов института физической культуры: Автореф.дис.. кацд.пед.наук. Л., 1983.-с.15.
  106. П4.Майский А. Б., Гуревич С. З., Новак O.A., Дубов A.A. Црофессио-графический подход перспективный путь совершенствования физкультурного образования // Теория и практика физической культу ры. — 1987.-№ 3.-с.11−14.
  107. П7.Маслов В. И. Повышать качество, совершенствовать организацию // Теория и практика физической культуры. 1974.-М.-с.5−7.
  108. ПЭ.Менчинская H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника. -М.: Педагогика, I989.-c.2I9.
  109. Г. И. Психологические предпосылки педагогического мастерства тренера ДЮСШ // Психологические аспекты работы тренера: Сб.науч.трудов. Минск: Полымя, 1984.-с.17−19.
  110. Е.А. Общетрудовые умения и их формирование // Советская педагогика. I97I.-JS6.-C.75−82.
  111. Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. -М.: Педагогика, 1973.-с.300.
  112. А.Г. Основы научной организации учебного процесса вуза // Совершенствование режимов труда и отдыха студентов: Тез докладов республиканского межвузовского научно-теоретического семинара (7−8 декабря, 1972 г.) Минск, 1972.-с.1−3.
  113. Г. А. Двигательная активность в режиме учебы студентов факультета физического воспитания (на примере Ленинградского педагогического института им .А .И .Герцена): Автореф.дис.. канд.пед.наук. Д., 1976.-с.25.
  114. Г. И. Формирование профессиональных и специальных навыков у отудентов педвузов // Проблемы формирования профессиональных навыков и умений, а процессе обучения студентов в педвузе: Тез.докладов. Архангельск: АГШ, 1982.-с. 15−18.
  115. Е.Д. Конструктивная деятельность тренера: Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1983.-с.24.
  116. Е.Д., Кобер И. Х. Обучение преподавателя-тренера основам педагогического мастерства // Теория и практика физической культуры. 1987.-Ж5.-с.20−22.
  117. Е.Д., Решетень И. Н. О конструктивном компоненте в деятельности тренера // Теория и практика физической культуры. 1978.-Ж2.-с.67−69.
  118. Г. А. Соотношение значимости различных групп шо-стических умений в деятельности тренера // Совершенствованиесистемы подготовки кадров по физической культуре и спорту (Львов, 3−5 октября 1978 г.). М.: ГЦОЛШС, 1978.-с. 19−20.
  119. И.Т. Современные проблемы высшего педагогического образования // Советская педагогика. 1968.-М.-с.70−78.
  120. И.Т. ХХ1У сьезд КПСС и актуальные проблемы высшег педагогического образования // Советская педагогика.- 1971.
  121. Н.Г. Тренер-педагог, тренер-воспитатель // Спортивная жизнь России. I97I.-Ji9.-c.I2-I8.
  122. Осипова Е. К. Стадийность в формировании основ профессионального мастерства // Вопросы педагогики высшей школы: Материалы научной конференции по вопросам вузовской педагогики. Томск ТГУ, 1969.-с. 70-Я.
  123. Э.Н. Личность преподавателя вуза как фактор формирования будущего воспитателя // Формирование профессиональных умений у студентов педвуза: Сб. статей* Минек': МПИ, 1981.-C.I05-III.
  124. Педагогическая Энциклопедия. -М.: Советская Энциклопедия, 1966 т.4.-с.362.
  125. Л.Г. Адаптация студентов к условиям вуза и ориентация их на будущую профессиональную деятельность: Автореф. дис.. канд.пед.наук. Л., 1977.-с.21.
  126. E.H. Формирование профессионально-педагогических умений по планированию процесса спортивной подготовки у студентов институтов физкультуры: Автореф. дис. канд.пед.наук -М., 1982.-с.21.
  127. A.B. Общая психология: Учебник для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1976.-с.441−466.
  128. О.В. К основам профессионального мастерства учителя физической культуры // Основы профессионального мастерства учителя физической культуры: Тез. докладов Всесоюзной научной конференции. Ульяновск: Щ, 1976. — с.5−7.
  129. О.В. Формирование профессионального мастерства учителя физкультуры. М.: Просвещение, 1980.-1Х2с.
  130. О.В., Кочергин В. В. О курсе ПСМ в подготовке специалистов по физической культуре // Совершенствование подготовки и повышение квалификации кадров по физической культуре и спорту: Тез докладов Всесоюзной научно-практической конференции
  131. Москва, 11−13 декабря 1984 г.). -М., 1984. с.134−135.
  132. К.К. Вопросы психологии труда. М.: Медгиз, 1962. —С.2X9.
  133. К.К. О знаниях, умениях, навыках // Советская педаго-гика. 1963.-Ш.-с.98−103.
  134. В.Н. Полифункциональность деятельности тренеров ДЮСШ Автореф.дис.. канд.пед.наук. Л., 1982.-с.16.
  135. М.В. Особенности кошуншсативной деятельности тренера ДЮСШ: Автореф, дис.. канд.пед.наук. М., 1974.-с.19.
  136. Психология: Учебник для техникумов физической культеру / под ред. Пуни А. У. М.: Физкультура и спорт, 1984.-с.255.
  137. И.П. Некоторые вопросы НОТ в педагогическом вузе // Вопросы педагогики высшей школы: Материалы научной конференципо вопросам вузовской педагогики, Томск.: ТГУ, 1969.-с, 56-Е
  138. Решетень И. Н, Формирование профессионально-педагогических умений у студентов в процессе обучения в институте физической культуры: Метод.указания. -М.: Гуслифк, 1981.-е.36.
  139. И.Н., Прохорова М. В. Педагогика высшей школы и задачи кафедр физического воспитания вузов // Повышение эффективности учебного процесса по физичеекдму воспитанию студентовв вузах: С б. науч. труд ов. Воронеж., I974.-c.7-II.
  140. И.Н., Прохорова М. В., Львова Л. Г. и др. Исследование педагогических ситуаций и деловых игр в подготовке студентов к организаторской деятельности: Метод, указания для преподавателей и студентов. Л.: ГДОИФК, 1985.-с.22.
  141. И.Н., Фролова М. И. Многофункциональный характер деятельности тренера сборной команды // Теория и практика физической культуры. 1978. ^№ 2.-с.5−8.
  142. .Г., Колесников Ю. С. Студент глазами социолога. -Ростов-на-Дону.: РТУ, 1968.-с.33−61.
  143. С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946 .-с.704.
  144. X. Рудак П. А., Солнцева Л. С. Психология. -М.: Учпедгиз, 1964. -с.545.
  145. H.A. О природе двигательных умений // Вопросы психологии .-1957.-ЖЕ.-с.140−143.
  146. И.Ф. Педагогическая практика как средство формирования профессиональных умений студентов // Формирование профессиональных умений у студентов педвуза: Сб.статей.- Минск.: МПИ, 1981.-с.125−128.
  147. A.A. Некоторые вопросы подготовки специалистов по физической культуре // Теория и практика физической культуры. -1971. -J&EI. -с. 59−61.
  148. М.Н. Методология и методика педагогических исследований.: (В помощь начинаадему исследователю).-М.: Педагогика, 1. X986.~c.I52.
  149. А.Е. О последовательности формирования педагогических навыков и умений // Теория и практика физической культуры. 1962.^№ 2.-с.41−45.
  150. В.А. Личность учителя и ее формирование в педагогическом институте // Вопросы педагогики высшей школы.: Материалы научной конференции по вопросам вузовской педагогики. -Томск.: ТГУ, I969.-c.9-II.
  151. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки.-М.: Просвещение. 1976.-с.160.
  152. И.П. Дидактические умения тренера // Легкая атле-тика.- 1977.-«№ 12.-с. 20.
  153. И.П. Состав и специфика дидактических умений тренера. (На примере тренера по легкой атлетике).: Автореф.дис.. канд.пед.наук.-М., 1979.-с.25.
  154. М.И. Коммуникативная способность тренера. (Убежденность, эмоциональность, внимательность спортивного наставника дополнительный стимул спортсмена в достижения рекордных результатов) // Легкая атлетика.-1977.-HI.-с. 16−18.
  155. М.И. Педагогическое мастерство тренера. (Лекции). М., I978.-c.4−27.
  156. М.И. Совершенствование педагогического мастерства преподавателей физического воспитания профтехучилищ. М.: Просвещение, I983.-c.5−8.
  157. A.A. Психология: Учебное пособие для педагогических институтов. -М.: Просвещение, 1966.-с.431−432.
  158. Ю.М. Некоторые теоретические аспекты построения модели тренера по''спорту // Совершенствование системы подгтовки и повышения квалификации кадров по физической культуре и спорту.: С б. науч. трудов. М.: Гуолифк, 1977.-с. 47−54.
  159. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.- М.: МГУ, 1975.-с.343.
  160. P.A. К вопросу о совершенствовании профессионально-прикладной подготовки студентов институтов физической культуры // Сб. научных трудов ПЕНС.-т.XI.-Тбилиси, 1978.с.33−38.
  161. Тер-Ованесян A.A. Педагогические основы физического воспитания. -М.: Физкультура и спорт, 1978. -с. 206.
  162. И.А. Истоки и значение построений студентов в их учебной деятельности руководимой преподавателем // Проблемы обучения и воспитания студентов в вузе: С б. науч. трудов. 1.: ЛГУ, 1976.-с.34−42.
  163. Фризен В. Э, Попов Н. М. К объективной оценке труда преподавателя физического воспитания // Теория и практика физическо1 культуры. 1976.^№ 6.-с.53−57.
  164. М.И. Социально-психологические аспекты эффективного руководства спортивным коллективом.: Автореф.дис.. канд. псих.наук. M., 1978.-с.24.
  165. М.И., Морозов A.C. Социально^психологические компоненты модели эффективного тренера // Теория и практика физической культуры. I98I.-Jfc3.-c.II-I5.
  166. З.И. К вопросу о понятии умения в советской психологии // Вопросы психологии.-1955.-ЛЗ.-с.12.
  167. Н.Т. Особенности конструктивной и коммуникативной деятельности преподавателей физического воспитания в высшей школе: Автореф.дис.. канд.пед.наук. Л, 1973.-с.18.
  168. К.Л., Кузнецов В. К., Каширцев Ю. А. Проблемы подготовки кадров я институтах физической культуры // Теория и практика физической культуры. -1987. -ЖЗ. -с. 22−23.
  169. A.A. Мотивы деятельности студентов факультета физического воспитания на I курсе // Научные основы совершенствования учебного процесса на факультете физического воспиташ Сб.науч.трудов.-Л., 1979.-с.84−90.
  170. Ф.Я. Пути формирования црофессионально-педагогических умений у студентов институтов физической культуры.: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1981.-е.24.
  171. М. Главные критерии при оценке деятельности тренера // Спорт за рубежом. 1980.-№ 19.-с. 12−15.
  172. В.И. Совершенствование профееоионалъной подготовки студентов института физической культуры с учетом компонентов учебной, спортивной деятельности и свойств личности: Автореф.дис.. канд.пед.наук. Омск, 1986.-с.17.
  173. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя. Д.: Просвещение, 1967.-с.220.
  174. А.И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования.: Автореф. дис.. докт.пед.наук. Л., 1968.-с.54.
  175. А.И. Психолого-педагогическая подготовка учителя-воспитателя и пути ее оптимизации в высшей школе // Проблемы совершенствования системы психолого-педагогической подготовки учителя.: Сб.науч. трудов. Л., 1980. -с. 6−29.
  176. А.К. Некоторые дидактические условия прочного сохранения студентами психологических знаний в процессе обучения в высшей школе // Проблемы совершенствования системы психолого-педагогической подготовки учителя: С б. науч. трудов. Л., Х98С -с.107.
  177. П.М. Психологические проблема мотивации понедения челов ека. M.: Проев ещение, 1969. -с. 137.
  178. C.B. Об осознаваемом и автоматизированном в умении и навыке // Вопросы психологии.- I957.-^teI.-c.I44-l48.
  179. S^tow umd rollentbeoreii$che. zwozid^ur des Trainers Samd /tu^ustiи: ?vco$. Hems RicWz. MifcS. ole The coq oh bow ииаи^ facies? ^ ТгаЛ
  180. CzajKow/SK» (/^ruioKOwamia SKuieozn^sc'i pra^ Wiera KwaliftKacje i o&w'Qzkizawodowe osofeowosc, sposofy dzialamq Ц Spor-I W4cz4howj. — vl — s. 19−30. Doeier HT. Acbovne ulo^ 4геиега ij Treuer. -1919,' л/5. — 5.
  181. ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта АНКЕТА
  182. Уважаемый товарищ! Кафедра легкой атлетики дросит Вас ответить на предлагаемые в анкете вопросы. Ваши ответы помогут усовершенствовать систему подготовки в ИФК.1. Стаж тренерской работы .2. Звание, категория
  183. С кем Вы работаете? (подчеркните)1. Дети- Молодежь- Взрослые-
  184. Образование: Высшее физкультурное-1. Высшее-
  185. Среднее физкультурное- Среднее-
  186. Тренируемый вид легкой атлетики —
  187. Ваш спортивный разряд, стаж занятий спортом и специализация в легкой атлетике
  188. Считаете ли Вы, что активные занятия спортом оказали влияние на становление Вашего тренерского мастерства? (подчеркните)1. Да-
  189. Скорее да, чем нет- Скорее нет, чем да- Нет-1. Затрудняюсь сказать-
  190. Оцените СТЕПЕНЬ ВАЖНОСТИ в Вашей тренерской деятельности нижеприведенных умений и СТЕПЕНЬ ВЛАДЕНИЯ данными умениями (обведите соответствующий балл).
  191. СТЕПЕНЬ ВАЖНОСТИ: СТЕПЕНЬ ВЛАДЕНИЯ:5″ очень важно «5» — полшстью владею4″ важно и4″ - достаточно хороша владею
  192. Зп пожалуй важно «3» — скорее владею, чем нет2м пожалуй неважно «2» — скорее не владею, чемвладею
  193. НГ' абсолютно не важно «1» — не владею-гпп Умения Степень Степеньважности владения
  194. Правильно выполнить показ упражнения или его элементов 54 321 54 321
  195. Объяснять двигательное действие, анализируя его выполнение 54 321 54 321
  196. Контролировать свои педагогическиедействия, владеть собой 54 321 54 321
  197. Анализировать собственную деятельность, критически относиться к своейработе 54 321 543 2 1
  198. Анализировать деятельность занимающееся 54 321 54 321
  199. Планировать процесс спортивнойподготовки 54 321 54 321
  200. Подбирать разнообразные упражнениедля развития двигательных качеств 54 321 54 321
  201. Подбирать разнообразные упражнения для формирования двигательных умений и навыкав 54 321 54 321
  202. Подготовить спортсменов к специфической двигательной активности 54 321 54 321
  203. Предусмотреть возможные затруднения в ходе тренировки и пути их преодоления 54 321 543 2 1
  204. Контролировать технику выполнения упражнений, своевременно исправляяошибки 5 4 3 2 154 321
  205. Рационально строить учебно-тренировочное занятие 54 321 54 321
  206. Ориентироваться в непредвиденной обстановке, внося обоснованные изменения в процессе занятия 54 321 5 432 114 .Располагать упражнения в порядкеих возрастающей сложности 54 321 54 321
  207. Мобилизовать внимание спортсменов 54 321 54 321
  208. Распределять свое внимание, бытьнаблюдательным 54 321 54 321
  209. Определять характер своего руководства в учебно-тренировочном занятии 54 321 54 321
  210. Рационально выбирать место для проведения занятий, подбирать инвентарь 54 321 543 211. Умения Степень Степеньважности владения
  211. Определять свое место в спортивном зале, на стадионе 5 4321 54 321
  212. Правильно вабирать методы ведения учебно-тренировочного занятия 54 321 54 321
  213. Организовать занимающихся для предстоящей работы 5 432 154 321
  214. Оценивать действия и поступкиспортсменов 54 321 54 321
  215. Вести учет и контроль собственнойдеятельности 54 321 54 321
  216. Регулировать физическую нагрузкуспортсменов 54 321 54 321
  217. Требовательно и с уважением относиться к своим воспитанникам 54 321 54 321
  218. Делать заключение о предстоящем развитии спортивных результатов, техники, тактики 54 321 54 321
  219. Формировать у спортсменов навыкисамостоятельной работы 54 321 54 321
  220. Проводить научно-исследовательскуюработу 54 321 54 321
  221. Оказать практическую помощь в процессе выполнения упражнения (поддержать, наклонить, подтолкнутьспортсмена) 5 432 154 321
  222. Организовать индивидуальную и коллективную деятельность в процессеучебно-трешфовочного занятия 54 321 54 321
  223. Определять логическую последовательность упражнении 54 321 54 321
  224. Какие еще умения необходимы в Вашей тренерской деятельности? (напишйте) .1. Благодарим за ответы
  225. ГДОИФК им. П. Ф. Десгафта АНКЕТА
  226. Уважаемый первокурсник! Просим Вас ответить на предлагаемые вопросы. Анонимность Ваших ответов гарантируется. Результаты будут использованы в чисто научных целях.1. Ваш вид легкой атлетики2. Стаж занятий спортом3. Спортивная квалификация
  227. Работали ли Вы до поступления в институт? (подчеркните)
  228. Да- Нет- Если «Да», то кем и как долго?.
  229. Имеете ли Вы четкое представление о характере своей будущей профессиональной деятельности?1. Да-
  230. Скорее да, чем нет- Скорее нет, чем да- Нет-
Заполнить форму текущей работой