Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Техническая подготовка на начальном этапе обучения теннису детей 5-6 лет на основе биомеханического анализа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность. Современный этап развития тенниса характеризуется значительным ростом популярности игры и внимания к этому виду спорта. Вместе с тем развивается непрерывно и сама игра. Общественный интерес к успешным выступлениям наших теннисистов вызывает необходимость изучения, выявления и научного объяснения закономерностей, облегчающих овладение этой игрой. Существенно важно то, что в этот… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОБУЧЕНИЯ В ТЕННИСЕ
    • 1. 1. Технико-тактические новшества в современном теннисе
      • 1. 1. 1. Техника тенниса сегодняшнего дня
      • 1. 1. 2. Характеристика взаимодействия теннисиста с опорой в ударном действии
      • 1. 1. 3. Представленность опорных и безопорных ударов у игроков разной квалификации
    • 1. 2. Методические подходы к технической подготовке детей на начальном этапе обучения
    • 1. 3. Возрастные особенности развития детей 5−6 лет
  • ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Цель и задачи исследования
    • 2. 2. Методы исследования, организация экспериментов, способы обработки результатов
  • ГЛАВА III. БИОМЕХАНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА ПЕРЕМЕЩЕНИЙ ТЕЛА В ТЕННИСНОМ УДАРЕ
    • 2. 2. Сравнительный тензодинамографический анализ перемещения тела теннисиста в процессе выполнения удара (на примере подачи)
    • 2. 2. Сравнительное акселерографическое исследование удара
    • 2. 2. Устойчивость позы и динамическое равновесие контактный стабилограф «Тариус»)
    • 3. 1. Видеокомпьютерный анализ движений теннисиста
      • 3. 4. 1. Общая характеристика ударов
      • 3. 4. 2. Сравнительный анализ временной структуры удара справа в теннисе у начинающих детей и мастера
  • ГЛАВА IV. КОНЦЕПЦИЯ РАННЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ В ТЕННИСЕ
    • 4. 1. Теоретическое обоснование
    • 4. 2. Дидактические приёмы работы с детьми
    • 4. 3. Развитие механизмов управления движениями
      • 4. 3. 1. Совершенствование анализаторных систем у детей
      • 4. 3. 2. Устойчивость
      • 4. 3. 3. Механизм взаимодействия с опорой
      • 4. 3. 4. Передача количества движения
    • 4. 4. Механизмы формирования двигательных умений
  • ГЛАВА V. РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
    • 5. 1. Первый этап
    • 5. 2. Второй этап
    • 5. 3. Третий этап
    • 5. 4. Четвёртый этап
    • 5. 5. Сравнительные результаты педагогического эксперимента
  • ВЫВОДЫ

Техническая подготовка на начальном этапе обучения теннису детей 5-6 лет на основе биомеханического анализа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Современный этап развития тенниса характеризуется значительным ростом популярности игры и внимания к этому виду спорта. Вместе с тем развивается непрерывно и сама игра. Общественный интерес к успешным выступлениям наших теннисистов вызывает необходимость изучения, выявления и научного объяснения закономерностей, облегчающих овладение этой игрой. Существенно важно то, что в этот процесс вовлекается самое юное поколение — дети.

Состояние проблемы. До настоящего времени авторы, работающие в начальной подготовке и объясняющие её суть, не связывали изменения, происходящие в теннисе, с начальным обучением, а относили их к этапу совершенствования. Базовые умения формировались в направлении развития школы игры с мячом и психофизических качеств. Задача системной направленности на постановку перспективных двигательных умений на этапе начальной подготовки не ставилась. Вместе с тем в литературе отмечается, что при отсутствии специфических воздействий в периоды формирования способностей у детей может не состояться формирование игровых способностей к соответствующему виду спорта.

Актуальность выбора темы исследования связана с рядом причинно-следственных реалий в теннисе за последние 10−15 лет, приведших к возникновению проблемной ситуации в обучении теннису, несмотря на успехи российских теннисистов.

Нами прослежены следующие изменения в теннисе.

1. Изменения в самой игре, которая характеризуется ростом тактической сложности, повышением технической оснащённости, изменением самих механизмов движения тела в ударе, а скоростно-силовая направленность игры свидетельствует о совершенной психофизической подготовленности теннисистов.

2. Снижение возраста. По данным десяти сильнейших теннисистов миpa за 2000 г. установлено, что средний возраст начала занятий теннисом женщин — 4,7 лет, мужчин — 6,1 года. Профессиональную карьеру женщины начинают в среднем с 17 лет, мужчины с 19 лет. Профессиональные навыки игроки приобретают к 11−13 годам. В российском теннисе картина подобна мировой: опрос российских тренеров подтвердил эту статистику.

3. Социально-экономические изменения в обществе привели к изменению педагогической ситуации в теннисе, поставив тренера в зависимость от экономического достатка семьи, а не от способностей ребёнка. Кроме того, уровень педагогических кадров за последнее время резко снизился вследствие отсутствия научно-методологического обеспечения. Наблюдение за теннисистами на разных уровнях многолетней подготовки и выступления их в соревнованиях позволяет обнаружить огромный отсев детей через 3−4 года занятий. Дети начинают обучение у «модных» тренеров, весьма слабо использующих достижения современной педагогики, тенденций развития тенниса и особенности организма ребёнка. «Эксплуатация» физических качеств детей, данных им естественным биологическим развитием, овладение сложными техническими приёмами в раннем возрасте без соответствующей двигательной подготовки приводит к нерациональным движениям, двигательным ошибкам, препятствует росту мастерства.

Вышеизложенные факторы привели к проблемной ситуации, в которой: в первом случае мы можем изучить, выявить и определить закономерности измененийво втором — учесть особенности возрастного развитияв третьем — изменить ситуацию невозможно, следует изменить отношение к ситуации, а именно: строить методику обучения для всех здоровых детей.

Тема работы связана с разрешением вопроса несоответствия между современным состоянием в теннисе и существующей практикой в обучении базовым элементам на основе изучения и использования этого знания в период становления двигательного фонда ребёнка.

Актуальность темы

исследования связана с созданием теоретикометодологического обеспечения начальной подготовки детей? дошкольников с учётом прогресса в теннисе, использованием биомеханики движений ребёнка с целью формирования рациональных двигательных умений и готовности ребёнка к обучению.

Научная новизна работы заключается в том, что:

1) получены новые характеристики ударных действий сильнейших теннисистов: обнаружено, что с ростом темпа игры увеличивается встречная скорость перемещения самого тела теннисиста, вплоть до появления фазы безопорного продвижения навстречу мячу. Удары по мячу в полёте стали составлять до 90% общего арсенала ударов игроков в матче;

2) определены механизмы формирования теннисной техники на начальном этапе;

3) разработан и экспериментально обоснован алгоритм обучения основам техники тенниса на базе предваряющего физического и сенсомоторного развития ребёнка.

Диссертантом выполнено в сравнительном плане: 1) комплексное экспериментальное биомеханическое исследование технико-тактических особенностей удара детей, включающее тензодинамографический и стабилогра-фический анализ подачи- 2) исследование ударов на основе компьютерной обработки видеосъёмки техники ударов справа на этапе становления первоначального умения ребёнка. Учёт биомеханических особенностей построения ударных движений мастеров позволил целенаправленно использовать их данные в качестве эталона на этапе формирования теннисных умений и воспитания психофизических способностей детей 5−6 лет.

Практическая значимость. Разработана и апробирована программа начальной технической подготовки детей 5−6 лет. Предложенный алгоритм обучения основам техники позволил ускорить темпы становления двигательных умений на новом качественном уровне.

Материалы исследований внедрены в учебно-тренировочный процесс.

СДЮШ ОР-2 Дворца творчества юных и ОС «Крестовский» .

Результаты исследований доложены в 2001;2005 г. г. на научно-методических конференциях СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, на научно-практических конференциях СПб ГДПО, на VIII Международном конгрессе «Олимпийский спорт и спорт для всех» (Москва, 2003), Всероссийской конференции по теннису «Проблемы детско-юношеского тенниса в России» (2004) и опубликованы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Обучение технике детей 5−6 лет базируется на учёте тенденций развития игры и изменениях в технико-тактическом арсенале сильнейших теннисистов мира.

2. Построение методики обучения теннису в дошкольном возрасте должно основываться на знании механизмов реализации новых перспективных ударных действий с учётом индивидуального возрастного развития детей 5−6 лет.

3. Технология эффективного начального обучения в теннисе строится на соблюдении последовательности воздействий нагрузок (физических, сен-сомоторных, психоэмоциональных), варьирования ими и контроля по биомеханическим показателям степени освоения умений на каждом этапе.

ВЫВОДЫ.

1. Теоретический анализ литературы и результаты педагогического наблюдения свидетельствуют, что техника игры лучших теннисистов мира характеризуется:

— высокой скоростью полёта мяча (до 240 км/час) при подачах;

— высоким темпом ударов по отскочившему мячу;

— значительной стабильностью, силой и точностью выполнения ударов по мячу (до 27 эйсов за матч);

— наличием фазы полёта в момент контакта с мячом (до 90% при ударах с отскока справа и 70% слева).

— ранним приёмом мяча после отскока — на взлёте, а не в верхней точке;

— значительным развитием скоростно-силовых качеств (темп от 30 до 40 уд/мин при игре с отскока и с лёта);

— высокой интенсивностью работы (на пульсе 180−200 уд/мин).

Результативность игры зависит от этих показателей.

2. Определены ведущие механизмы формирования теннисной техники на начальном этапе:

— механизм взаимодействия с опорой;

— механизм передачи количества движения по звеньям тела;

— противодействие силам ударной отдачи;

— сохранение устойчивости тела в ударном действии;

3. Подобраны педагогические средства, формирующие двигательные умения на начальном этапе:

— упражнения для дифференциации по силе и времени отталкивания от опоры;

— упражнения, подводящие к управлению суставной жёсткостью;

— тренажёрные устройства, способствующие противодействию ударной отдаче и устойчивости тела на подвижной опоре;

— инвентарь, адекватный возрастным и психофизиологическим особенностям детей.

4. При разработке методики начальной технической подготовки детей 5−6 лет необходимо учитывать:

— несформированность определённых сторон психики (учёт готовнов-ности ребёнка к обучению новым движениям, которые связаны с созреванием двигательных и сенсорных центров мозга);

— недоразвитие опорно-двигательного аппарата;

— несовершенство двигательных качеств (сенсомоторное развитие с акцентом на координационные способности).

5. Подготовка детей в теннисе должна осуществляться по этапам с опережающим воздействием на соответствующие системы организма для подготовки опорно-двигательного аппарата к выполнению технических задач на каждом этапе: первый этап — развитие двигательной чувствительности и создание предпосылок для обучения ударам по мячувторой этап — создание специфического движения тела в зоне контакта ракетки с мячомтретий этап — расширение диапазона двигательной активности и уровня двигательной чувствительности, пространственно-временной ориентации и ритма движения при подходе к мячучетвёртый этап — овладение техническим умением с постепенным расширением игрового пространства.

6. Контроль движений детей по биомеханическим показателям в экспериментальной группе показал, что за учебный год:

— достоверно увеличилась скорость перемещения тела в направлении удара (р <0,05);

— достоверно возросла скорость движения ракетки от граничной позы замаха до соударения (р <0,001);

— фаза соударения ракетки с мячом стала приходиться на период переноса веса тела сзади стоящей на впереди стоящую ногу при свободном продвижении вперёд.

7. Эффективность разработанного подхода доказана педагогическим экспериментом, проведённым в режиме работы детской теннисной школы СК «Крестовский». Преимущество апробированной методики в следующем: 1) имел место более высокий темп становления технико-тактического умения на новом качестве (р<0,01) — 2) обучение оказало положительное влияние на сен-сомоторную систему и способствовало увеличению темпа прироста физических качеств, необходимых теннисисту (р<0,01), с наибольшим увеличением показателей в тестах на бросковую координацию (более 200%), гибкость (более 100%), скоростно-силовые качества ног (35,6%) и рук (35,7%), скоростные качества (18,2−22,7%).

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Ф.К. Биомеханика ударных движений / Ф. К. Агашин. М.: Физкультура и спорт, 1977. — 207с.
  2. , П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем / П. К. Анохин. М.: Наука, 1980. — 196с.
  3. , Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Учеб. пособие / Б. А. Ашмарин. М.:Физкультура и спорт, 1978.-223с.
  4. , В.К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. — 275с.
  5. Белиц-Гейман, С.П. В мире большого тенниса / С.П. Белиц-Гейман. М.: Интерграф Сервис, 1994. — 351с.
  6. Белиц-Гейман, С. П. Искусство тенниса / С.П. Белиц-Гейман. М.: Физкультура и спорт, 1971. — 255с.
  7. Белиц-Гейман, С. П. Сильная подача всей игре голова / С.П. Белиц-Гейман // Матчбол Теннис. — 1998. — № 2. — С.80−83.
  8. Белиц-Гейман, С. П. Теннис для родителей и детей / С.П. Белиц-Гейман. -М.: Педагогика, 1988. 224с.
  9. Белиц-Гейман, С. П. Теннис. Учебник для институтов физической культуры / С.П. Белиц-Гейман. М.: Физкультура и спорт, 1977. — 224с.
  10. Белиц-Гейман, С. П. Теннис становится более динамичным / С.П. Бе-лиц-Гейман // Матчбол Теннис. 2000. — № 2. — С.63.
  11. , Н.А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. М: Физкультура и спорт, 1991. — 287с.
  12. , Н.А. Физиология движений и активности / Н. А. Бернштейн. М.: Наука, 1990. — 350с.
  13. , А.Г. Стабилографическая методика исследований устойчивости тела человека: Метод, ук. / А. Г. Биленко, Г. П. Иванова. Л.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1988. — 19с.
  14. Биомеханические методы исследования в спорте: Учеб. пособие / под ред. Г. П. Ивановой. Л.: ГДОИФК, 1976. — 96с.
  15. , Л.Р. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. М.: Академия, 1998. — 240с.
  16. , А.Ф. Инструментальная методика для определения технической подготовки метателей / А. Ф. Бочаров // Теория и практика физической культуры. 1974.-№ 3.-С. 11−14.
  17. , А.Ф. Биомеханика: Учеб. пособие / А. Ф. Бочаров, Г. П. Иванова, В.П. Муравьев- СПб ГАФК им П. Ф. Лесгафта. СПб., 2000. — 74с.
  18. , М.С. Отбор в спортивных играх / М. С. Бриль. М.: Физкультура и спорт, 1980. — 127с.
  19. , Н. Легенды и мифы теннисной Швеции / Н. Быканова // Матчбол Теннис. 2000. — № 1. — С.80−82.
  20. , В.К. Физкультура для ослабленных детей: Метод, пособие / В. К. Велитченко. М.: Терра-Спорт, 2000. — 168с.
  21. , Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю. В. Верхошанский. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 330с.
  22. , Л.В. Спортивные способности детей: Биологические основы: Учебное пособие / Л. В. Волков Смоленск, 1981. — 75с.
  23. , И.В. Технические средства в занятиях теннисистов / И. В. Всеволодов // Теннис: Ежегодник. 1979. — С.42−44.
  24. , Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1991. — 480с.
  25. , Ю.А. Решение некоторых задач биомеханики спортивных движений: Метод, пособие / Ю. А. Гагин, В.А. Петров- ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта. Л., 1971. — 74с.
  26. , В.А. Анализ и обоснование современной техники игры в теннис (модульное обучение): Часть 1 / В. А. Голенко. — М.: Магистр, 1997. -73с.
  27. , В.А. Теннис. Внутренние механизмы (модульное обучение): Часть 2 / В. А. Голенко. М.: Магистр, 1999. — 97с.
  28. , В.А. Основы тенниса / В. А. Голенко, JI.C. Зайцева. М.: Физкультура и спорт, 1980. — 152с.
  29. , В.А. Азбука тенниса / В. А. Голенко, А. П. Скородумова, Ш. А. Тарпищев.-М.: Терра-Спорт, 1999. 128с.
  30. , В.А. Академия тенниса / В. А. Голенко, А. П. Скородумова, Ш. А. Тарпищев. -М.: «Дедалус», 2002. 240с.
  31. , В.А. Школа тенниса / В. А. Голенко, А. П Скородумова., Ш. А. Тарпищев. М.:"Дедалус' 2001. — 192с.
  32. , В.Г. Игры с мячом и ракеткой: Пособие для воспитателя ст. группы дет. сада / В. Г. Гришин. М.: Просвещение, 1982. — 96с.
  33. , В.П. Морфобиомеханические исследования в спорте / В.П. Губа-М.: СпортАкадемПресс, 2000. 120с.
  34. , В.П. Особенности подготовки юных теннисистов / В. П. Губа, Ш. А. Тарпищев, А. Б. Самойлов. М.: СпортАкадемПресс, 2003. — 132с.
  35. , B.C. Регуляция позы человека / B.C. Гурфинкель, Я. М. Коц, M.JI. Шик. М.: Наука, 1961. — 256с.
  36. , С.И. О физическом воспитании дошкольников в зарубежных странах / С. И. Гуськов, Е. И. Дегтярева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. — № 1. — С.43−49.
  37. , Г. Н. Особенности техники ударов по отскочившему мячу сильнейших теннисистов мира / Г. Н. Дашкевич // Теннис: Ежегодник. 1985. — С.25−27.
  38. , С.В. Учитесь читать движения, чтобы строить действия: Учеб. пособие / С. В. Дмитриев. Н. Новгород, НГПУ, 2003. — 178с.
  39. , Г. Как сделать ребенка физически совершенным/ Д. Доман, Б. Хаги- Пер. с ант. М.: Аквариум, 1998. — 333с.
  40. , Д.Д. Биомеханика: Учеб. пособие / Д. Д. Донской. М.:1. Просвещение, 1975. 239с.
  41. , С. И. Методика начального обучения броскам мяча в ворота на основе их биомеханического анализа: Автореф. дис.. канд. пед. наук / С. И. Дорохов. Л., 1983. — 24с.
  42. , Н.В. Психофизиология ребёнка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. М.: ВЛАДОС, 2000. — 144с.
  43. , Е.М. Влияние различного уровня двигательной активности на развитие детей 4−7 лет / Е. М. Есина // Научные исследования и разработки в спорте: Вестн. аспирантуры / СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 2001. -Вып.8. -С.109−113.
  44. , Ю.Д. Спортивные игры: техника, тактика обучения / Ю. Д. Железняк., Ю. М. Портнов, В. П. Савин, А.В. Лексаков- Под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М Портнова. М.: Академия, 2001. — 520с.
  45. , Г. К. Начальная техническая подготовка юных теннисистов / Г. К. Жуков // Теннис: Ежегодник. 1979. — С.52−55.
  46. Жур, В. П. Начальное обучение и тренировка теннисистов: Метод, пособие / В. П. Жур. Минск: Высш.школа. — 1983. — 126с.
  47. , Л.С. Биомеханические основы строения ударных действий и оптимизация технологии обучения (на примере тенниса): Автореф. дис.. докт. пед. наук / Л. С. Зайцева. М., 2000. — 54с.
  48. , Л.С. Обучение ударам слева с отскока / Л. С. Зайцева // Теннис: Ежегодник. 1979. — С. 19−26.
  49. , Л.С. Теннис для всех / Л. С. Зайцева. М.: Колос, 1998. -128с.
  50. , К.А. Теннис: учеб. пособие / К. А. Заржецкий. М.: Физкультура и спорт, 1940. — 96с.
  51. , Г. П. Биомеханика ударных взаимодействий в спорте: Дис.. докт. биол. наук / Г. П. Иванова. Рига, 1991. — 298с.
  52. , Г. П. Назад в будущее / Г. П. Иванова // Топ-ТЕННИС.2001. — С.26−27.
  53. , Г. П. Не держись за опору / Г. П. Иванова // Топ ТЕННИС.2002. — С.10−12.
  54. , Г. П. Образовательная программа «Физическое, интеллектуальное и психическое саморазвитие детей на основе двигательной активности» / Г. П. Иванова. СПб.: ИНСАР, 1998. — 96с.
  55. , Г. П. Особенности биодинамики ударных движений и управление ими / Г. П. Иванова // Учеб. заметки / ГДОИФК. JI., 1972. -С. 100−115.
  56. , Г. П. Ранний профессионализм детей / Г. П. Иванова // Теннис-Сквош. 2003. — № 5. С. 18−19.
  57. , Г. П. Способы биомеханической оценки состояния напряжённости / Г. П. Иванова, А. Г. Биленко, А. Ф. Бочаров // серия «Эргономика»: Проблемы системного исследования состояния напряжённости человека. -М.: ВНИИТЭ, 1986. Вып.ЗЗ. — С.29−38.
  58. , Г. П. Совершенствование устойчивости тела с помощью тренажёра- стабилографа / Г. П. Иванова, А. Г. Биленко // Межвузовский сборник: Вопросы физического воспитания студентов. JL: ЛГУ, 1990. — Вып. XXI. — С.88−92.
  59. , Г. П. Стабилографический анализ нормальной стойки / Г. П. Иванова, А. Г. Биленко // Медицинская биомеханика: Т.З. — Рига, 1986. — С.43−46.
  60. , Г. П. Биомеханические аспекты управления ударным движением / Г. П. Иванова, А. Н. Першин // Физиологические основы управления движением / под ред. Ф.Талышева. М.: Физкультура и спорт, 1980. — С.29−34.
  61. , Т.С. Основы подготовки юных теннисистов: Учеб. пособие / Т. С. Иванова. М.: РГАФК, 2000. -71с.
  62. , Т.С. Путь к мастерству / Т. С. Иванова. — М.: Инсофт, 1993. — 145с.
  63. , Т.С. С чего начинается мастерство / Т. С. Иванова, В.Н. Ян-чук // Теннис: Ежегодник. 1986. — С.47−51.
  64. , Е.П. Психофизиология физического воспитания / Е. П. Ильин. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 223с.
  65. , В.В. Раннее физическое развитие ребенка / В. В. Кантан. -СПб.: Корона принт, 2001. 272с.
  66. , Н.Б. Биомеханика физических упражнений: Учеб. пособие / Н. Б. Кичайнина, И. М. Козлов, Я. Н. Коблев, А.В. Самсонова- Под ред. И. М. Козлова. Майкоп: изд. Адыгейского ун-та, 2000. — 113с.
  67. , И.М. Биомеханические факторы организации спортивных движений: Монография / И.М. Козлов- СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 1998.-142с.
  68. , Г. А. Теннис в спортивных школах / Г. А. Кондратьева, А. И. Шокин. — М.: Физкультура и спорт, 1975. 160с.
  69. , JI.A. Средства и методы тренировки точности двигательных действий в художественной гимнастике: Автореф. дис. канд. пед. наук / JI.A. Коновалова. СПб., 1993. — 22с.
  70. , В.Б. Спортивная биомеханика. Словарь-справочник. Ч. II / В.Б. Коренберг- МГАФК. М., 1999. — 192с.
  71. , Э.Я. О некоторых тенденциях в современном теннисе / Э. Я. Крее // Теннис: Ежегодник. 1979. — С.44−51.
  72. , И.В. Построение тренировочного процесса на этапе начальной подготовки: Автореф. дис.. канд. пед. наук / И. В. Кулькова. М, 1991.-23с.
  73. , Ю.Ф. Найдите свой талант / Ю. Ф. Курамшин, В. М. Поповский. JL: Лениздат, 1987. — 80с.
  74. , А.П. Гигиена: учебник для институтов физ. культуры / А.П.
  75. , С.А. Полиевский. М.: Физкультура и спорт, 1990. — 368с.
  76. , Н.В. Физиологические особенности адаптации к физическим нагрузкам у детей 6 и 10 лет: Автореф. дис.. канд.мед.наук / Н. В. Левинченко. СПб., 1993. — 24с.
  77. , П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста / П. Ф. Лесгафт // Собрание пед. сочинений: Т.1./ Под ред. Г. Г. Шахвердова. М.: Физкультура и спорт, 1952. — 384с.
  78. , В. Соревновательная нагрузка и индивидуальная система официальных состязаний теннисистов высокого класса / В. Лищенко // Мат-чбол Теннис. 1999. — № 3. — Вып. 5. — С.61−64.
  79. , В. Соревновательная нагрузка теннисистов высокого класса при игре на разных покрытиях / В. Лищенко // Матчбол Теннис. — 2002. -№ 1. С.66−67.
  80. , Г. П. Биомеханическое исследование структуры сложно-координационного ударного движения в процессе его формирования: Автореф.. канд. биол. наук /Г.П. Лукирская. Л., 1968. — 13с.
  81. Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя / В. И. Лях. М.: ACT, 1998. — 272с.
  82. , И.М. Обучение юных искусству тенниса / И.М. Май-данский. -М.: Физкультура и спорт, 1961. -152с.
  83. , О. Начальная школа тенниса / О. Машка, В. Шафаржик- Пер. с чешского. М.: Просвещение, 1993. — 192с.
  84. Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ. Гос.Ком.РФ по физ. кулыуре и спорту Мин.обр.РФ.- М., 1995.-31с.
  85. , В.Н. Подготовка юного спортсмена / В. Н. Платонов. Киев, 1988.-287с.
  86. , К.Н. Психология возрастных кризисов: Учебное пособие / К. Н. Поливанова. М.: Академия, 2000. — 184с.
  87. , Ю.И. Дидактические основы использования игр в физическом воспитании, образовании и спорте: Автореф. дис. .докт. пед. наук / Ю.И. Портных- СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 1994. — 62с.
  88. , Ю.И. Дидактика игр в школе: Учеб. пособие / Ю. И. Портных, С.Л. Фетисова- СПб РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2003. -261с.
  89. , В.П. Закаливание детей дошкольного возраста / В. П. Празников. Л.: Медицина, 1988. — 224с.
  90. Психология: Учебник для институтов физической культуры / Под ред. В. М. Мельникова. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 367с.
  91. Рамирес Хорхе, А. Т. Педагогическая технология начальной специализированной технической подготовки юных гимнастов в возрасте 6−9 лет: Автореф. дис.. канд. пед. наук / А. Т. Рамирес Хорхе. Киев, 1992. — 23с.
  92. Санчес Викарио, А. Теннис / А. Санчес Викарио. М.: OIOBO/SLOVO, 1999. — 45с.
  93. , B.C. Маленькие секреты Большого Тенниса: Секреты профессионалов. Кн. 2 / B.C. Семёнов. Бишкек, Школа тенниса «Тай-брейк», 2002. — 109с.
  94. Система отбора и подготовки теннисистов высокого класса (на примере ЧССР). Метод, рек. / Под ред. Е. Р. Ермишкиной, А. И. Наумко, Е. А. Позднякова. — М.: Физкультура и спорт, 1988. 52с.
  95. , А.П. Проблемы, над которыми работают ведущие специалисты по теннису (заметки с конференции тренеров США) / А. П. Скородумова // Альманах Теннис '90: сб.ст. М.: Физкультура и спорт, 1990. -С.87−89.
  96. , А.П. Пути совершенствования мастерства / А. П. Скородумова // Теннис: Ежегодник. 1986. — С.22−28.
  97. , А.П. Современный теннис: основы тренировки / А.П.
  98. Скородумова. -М.: Физкультура и спорт, 1984. 160с.
  99. , Е.Б. Простые методики для массовых обследований и самоконтроля функциональной подготовленности и работоспособности / Е.Б. Сологуб- СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта. 1995. — 15с.
  100. , Е.Б. Спортивная генетика: Учебное пособие / Е. Б. Сологуб, В. А. Таймазов. М.: Терра-Спорт, 2000. — 127с.
  101. , А.С. Физиология человека / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. М.: Терра — Спорт. Олимпия Пресс, 2001. — 520с.
  102. , И.К. Методика формирования физической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук / И. К. Спирина. Волгоград, 2000. — 24с.
  103. , Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка / Э. Я. Степаненкова. — М.: Академия, 2001. — 368с.
  104. , С.С. Психологический словарь для родителей / С. С. Степанов. М.: Академия, 1996.
  105. , В.Г. Теория и практика управления вестибулярными реакциями человека в спорте и профессиональной деятельности / В. Г. Стрелец, А. А. Горелов. СПб.: ВИФК, 1995. — С.72 — 83.
  106. , В. Теннис для начинающих / В. Тафернер, С. Тафернер- Пер. с нем. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 208с.
  107. Теннис мирового класса / Под ред. П. Райтера, Д. Гроппеля- пер. с ант. М., Эксмо, 2004. — 304с.
  108. Теннис. Программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства / Комитет по физ. культуре и спорту при совете министров СССР. М., 1979. — 80с.
  109. Теория и методика физического воспитания: Учебник для ин-тов физ. культуры / Под общ. ред. Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. М.: Физкультура и спорт, 1976. — T.I. — 303с.
  110. Теория и методика физической культуры: Учеб. пособие / Под ред. Ю. Ф. Курамшина, В.И. Попова- СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 1999. -324с.
  111. Теория и методика физической культуры дошкольников: Учеб. пособие / Под ред. С. О. Филипповой, Г. Н. Пономарёва. СПб.: ВВМ, 2004.- 514с.
  112. , И.Ш. Содружество науки и практики / И. Ш. Тучашвили, В. Н. Янчук // Теннис: Ежегодник. 1985. — С. 16−18.
  113. , Б.А. Теннис / Б. А. Ульянов. М.: Физкультура и спорт. 1941.-208с.
  114. , А.А. Доминанта / А. А. Ухтомский. М.: Наука, 1966. -194с.
  115. Физиологоия мышечной деятельности: Учебник / под ред. Я. М. Коца. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 447с.
  116. , В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учеб. пособие /
  117. B.П. Филин.- М.: Физкультура и спорт, 1987. 129с.
  118. , Б.И. Российский теннис: Энциклопедия / Б. И. Фоменко. -М.: ИЭТП, 1999.-448с.
  119. , Р. Спортивная физиология / Р. Хедман- Пер. со швед.- пре-дисл. Л. А. Иоффе. -М.: Физкультура и спорт, 1980. 149с.
  120. , Б.Д. Введение в психологию развития / Б. Д. Эльконин. — М.: Тривола, 1994. 167с.
  121. , Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин- Под ред. В. В. Давыдова, В.Н. Зинченко- АПН СССР М.: Педагогика, 1989. -554с.
  122. , Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. 1971. — № 4.1. C.39−51.
  123. , Д.Б. Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста / Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер. М.: Педагогика, 1988 — 135с.
  124. , В.Н. Ещё раз о методике первоначального обучения юных теннисистов / В. Н. Янчук // Теннис: Сб. ст. М.: Физкультура и спорт, 1973. — Вып.2. — С.21−23.
  125. , В.Н. Современные тенденции развития техники передвижений теннисистов и методика её совершенствования: Автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Н. Янчук. М., 1982. — 24с.
  126. , В.Н. Теннис. Простые истины мастерства / В. Н. Янчук. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. — 224с.
  127. , В.Н. Уроки теннисного мастерства / В. Н. Янчук // Матчбол Теннис. 1999. -№ 3 (5). — С.73−75.
  128. , С.А. Оптимизация двигательной деятельности на основе закономерностей индивидуального развития организма спортсмена: Учеб. пособие / С. А Ярушин, М. Н. Ахмедзянов, В. В. Рыбаков. Челябинск, ЧелГУ, 1999.-147с.
  129. , Е.Р. Методология спортивно-педагогических исследований: Курс лекций / Е. Р. Яхонтов. СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2002. — 151с.
  130. Applied Sport Science for High Perfomance Tennis / Ed. by M. Crespo, M. Reid, D. Miley ITF, 2002. — 202p.
  131. Bahamonde, R. Biomechanics of the Forehand Stroke / R. Bahamonde // ITF Coaching & Sports Science Review. 2001. — Iss. 24. — P. 7−8.
  132. Biomechanics of Advanced Tennis / Ed. by B. Elliott, M. Reid, M.Crespo. -ITF, 2003.- 219p.
  133. Bodo, P. The Future of Tennis / P. Bodo, B. Gray, A. John, N. Glass, D. Sullivan // Tennis Magazine. 2001. — March — P. 36−45.
  134. Bollettieri, N. Classic Tennis Handbook / N.Bollettieri. N.Y., 1999. -576 p.
  135. Bollettieri, N. Dirt Ball / N. Bollettieri // Tennis Magazine. 2001. — June -P. 52−54.
  136. Bompa, T. From Childhood to champion Athlete / T.Bompa. Toronto, 1995.
  137. Braden, В. The Theory of Evolution / B. Braden // Tennis Magazine. -2001. Jul./Aug. — P. 66−69.
  138. Brody, H. Racket Technology and Tennis Strokes / H. Brody // ITF Coaching & Sports Science Review. 2001. — Iss. 24. — P. 13−14.
  139. Burwash, P. Turn Style / P. Burwash // Tennis Magazine. 2001. — May. -P. 62.
  140. Chu, D. Power Tennis Training / D. Chu // Human Kinetics. Champaign, 1997.-163p.
  141. Crespo, M. Advanced Coaches Manual / M. Crespo, D.Miley. London, 1998.-334p.
  142. Doman, G. How to Multiply your Baby’s Intelligence / G.Doman. N.Y., 1984.— 323p.
  143. Elliott, B. Biomechanics and Stroke Production: Implications for the Tennis Coach / B. Elliott // ITF Coaching & Sports Science Review. — 2001. Iss. 24. -P. 2−3.
  144. Fraser, N. Succesful Tennis / N.Fraser. London, 1975.
  145. Knudson, D. Forces on the Hand in the Tennis Forehand Drive: Application of Force Sensing Resistors / D. Knudson, S. White // Int. J. of Sports Biomechanics. 1989. — Vol. 5.-N-3.-P. 324−331.
  146. Knudson, D. Improving Stroke Technique Using Biomechanical Principles / D. Knudson // ITF Coaching & Sports Science Review. 2001. — Iss. 24. — P. 11−13.
  147. Knudson, D. What Happens at Impact and Why It Can Hurt / D. Knudson // Tennis Pro. 2003. — Sept./Oct. — P. 22−25.
  148. Lorimer, L. The Tennis Book / L.Lorimer. N.Y., 1980. — 160 p.
  149. Physiology of Sports / Ed. by T.Reilly. London, 1990.
  150. Reggie Vasquez, Jr. Tennis for Kids / Jr. Reggie Vasquez. Toronto, 1999. -148 p.
  151. Roetert, E.P. Balance Point / E.P.Roetert // Tennis Magazine. 2002. -May.-P. 58−60.
  152. Roetert, E.P. Biomechanics of Movement in Tennis / E.P.Roetert, T.S.E1-lenbecker // ITF Coaching & Sports Science Review. 2001. — Iss. 24. — P. 15 — 16.
  153. Roetert, P. Talent Identification / P. Roetert, S. Riewald // Proceeding of the 13 ITF. Vialamoura, 2003. — P.63.
  154. Shaffer, A. Back Story / A. Shaffer // Tennis Magazine. 2001. — Nov. — P. 50−52.
  155. Shaffer, A. Hard Core / A. Shaffer // Tennis Magazine. 2001. — Sept. — P. 112−114.
  156. Sullivan, D. Might as Well Jump (Plyometrics) / D. Sullivan // Tennis Magazine. 2002. — April. — P. 82−85.
  157. Tabak, L. Kidding Around / L. Tabak // Tennis Magazine. 2001. — June -P. 64−65.
  158. Tennis -Lehrplan. Technik &Taktik. Band 1. -Munchen, 1995.
  159. Tennis Lehrplan. Unterricht & Training. Band 2. — Munchen, 1996.
  160. The Fireside Book of Tennis / Ed. by A. Danzig, P. Schred. N.Y., 1984.
  161. Van der Meer, D. Rise & Shine / D. Van der Meer // Tennis Magazine. -2002.-Sept.-P. 88−90.
  162. Van der Meer, D. The Standard Method / D. Van der Meer // Tennis Pro. -2001.-Jan./Fbr.-P. 9−10.1. Протоколпедагогических наблюдений перемещения тела теннисиста в современном ударе в фазе ударного взаимодействия
  163. Ф.И. теннисиста, текущий рейтинг
  164. Место проведения турнира, покрытие корта (медленное, быстрое) Дата1. Результат матча
  165. Удары Опорный (%) Безопорный (%)1. Подача: первая вторая
  166. Удары: с отскока справа с отскока слева с лёта над головой (смет)опорный" — отрыв теннисиста от опоры в контакте не происходит «безопорный" — визуально наблюдаемый отрыв от опоры в контактнойзоне.1. Опросный лист
  167. Уважаемые тренеры! На кафедре спортивных игр СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта проводится исследование по начальной подготовке теннисистов. Просим поделиться опытом работы и ответить на следующие вопросы:
  168. Существует ли отбор в группы начальной подготовки? (да, нет)
  169. Возраст детей, начинающих обучение
  170. Рекомендуемый Вами возраст начала обучения
  171. Уровень подготовленности детей начинающих обучение
  172. Последовательность в обучении: «школа» движений, техника перемещений, первичное умение ударного взаимодействия
  173. Методические приёмы начальной подготовки
  174. Средства (упражнения, тренажёры, технические средства)
  175. Формы организации обучения
  176. Есть ли особенности в работе с детьми при освоении технических умений?
  177. Ваши данные: спортивное звание стаж тренерской работыс теннисистами какой квалификации Вы работаете?
  178. Тесты педагогического эксперимента1. Двигательные качествасодержание теста объект измерения методика кол-во выполнений примечание1 2 3 4 5
  179. Бег 18 м с места скорость перемещения по площадке от задней линии корта до дальней линии подачи (18,29 м) выполняется с высокого старта, учитывается лучший результат © 3 замер ручным секундомером (В.Н. Янчук, Т. С. Иванова, 1986)
  180. Бег по лестничным пролётам скоростная выносливость пробегание лестничного пролёта вверх 18 ступенек, длина пролёта ~5 м, © 2 замер ручным секундомером (Е.Б. Сологуб, 1995)
  181. Отжимание от пола силовые качества рук сгибание и разгибание рук в упоре с касанием грудью предмета (мяча), раз 2
  182. Метание в цель мяча с опоры координация метание теннисного мяча движением, имитирующим подачу, в горизонтальную цель 0,6×0,6 м с расстояния 5 м, учитывается лучший результат (раз) 5
  183. Метание в цель мяча без опоры 5
  184. Задержка дыхания на выдохе то же, но задержка дыхания после полного выдоха © 2
Заполнить форму текущей работой