Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Телесно-ценностное физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе рефлексивно-метафорической двигательной игры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретической основой исследования стали идеи: о связи ценностного отношения человека к собственному телу с его соматопсихическим благополучием (здоровьем) (H.A. Бердяев, Л. В. Жаров, B.JI. Круткин, Ю. П. Лисицын, В. А. Подорога, В. М. Розин и др.) — о единстве психики и движения (Ф.М. Александер, М. Фельденкрайз, А. Лоуэн и др.) — о телесности как социокультурном феномене (И.М. Быховская… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТЕЛЕСНО-ЦЕННОСТНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 1. 1. Проблема аксиологии тела в теории физического воспитания
    • 1. 2. Теоретические основы телесно-ценностного физического воспитания ребенка
    • 1. 3. Возрастные особенности формирования ценностного отношения ребенка к собственной телесности
    • 1. 4. Критерии становления ценностного отношения ребенка к собственной телесности
  • 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Методы исследования
    • 2. 2. Организация исследования
  • 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ АВТОРСКОЙ МЕТОДИКИ ТЕЛЕСНО-ЦЕННОСТНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 3. 1. Рефлексивно-метафорическая двигательная игра как средство физического телесно-ценностного воспитания детей старшего дошкольного возраста
    • 3. 2. Диагностическое обеспечение исследования
    • 3. 3. Общая характеристика экспериментальной методики
    • 3. 4. Экспериментальное доказательство эффективности авторской методики

Телесно-ценностное физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе рефлексивно-метафорической двигательной игры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Сложная демографическая ситуация, сложившаяся за последние десятилетия в России, резкое обострение в стране проблем здравоохранения, регенерации физически и духовно благополучного населения определили выход за классические рамки, по крайней мере, трех фундаментальных научных построений: теории «физической культуры», теории «культуры личности» и «социо-культурной концепции телесности». В результате их «пересечения» локализован феномен, получивший название «ценность человеческого тела (телесности)».

Теоретическим катализатором актуализации ценности телесности стала идея гуманизации науки: возвращения теории рациональности человека к самому себе (Н. С. Автономова, X. -Г. Гадамер, В. В. Ильин, В. Куайн, Г. К. Майнбергер и др.) — введения аксиологических факторов в состав объясняющих предложений (А. Г. Барсков, Ю. Н. Давыдов, Б. М. Кедров, И. Пригожин и др.) — включения гуманитарных ценностей во внутринаучный контекст (В.А. Белов, Г. В. Драч, В. А. Канке, X. Лэйси, М. К. Мамардашвили, В. А. Яковлев и др.) — раскрытия и обоснования в явлениях человеческих смыслов (М.С. Бургин, В. И. Кузнецов, П. Л. Капица и др.).

Понятие «культура личности» в свете идеи гуманизации науки предстала не в форме строго структурированной целостности интеллектуальных, мотивационных, коммуникативных, регулятивных признаков субъекта социально-значимой деятельности, а в виде совокупности аморфных личностно-значимых уникальных переживаний, ценностных отношений конкретного человека к окружающим его объектам и, прежде всего, к самому себе. При таком взгляде ценность собственного тела приобрела свойство системообразующего фактора культуры личности, а ментальное сопряжение телесной (физической) компоненты человека с культурой его личности открыло взору исследователя такую фундаментальную реальность, как «культура субъекта (человека)». Этот теоретический подход разрабатывается в работах психологического направления (Л.И. Анциферова, A.B. Брушлинский, A.B. Петровский, М. Г. Ярошевский и др.).

Социо-культурная концепция телесности (аксиология человеческого тела) осмысливает телесность в контексте ценностно-нормативных категорий и характеристик, определяет ее место и значимость в социальном пространстве, измеряет «рейтинг» физического благополучия, здорового тела по общественной шкале ценностей, разрабатывает «зону ближайшего развития» культуры тела. Это направление раскрывается в работах Н. И. Амосова, H.A. Бердяева, Л. В. Жарова, B.JI. Круткина, Ю. П. Лисицына, В. А. Подороги, В. М. Розина и др.

Идея гуманизации науки, опосредованная усилиями современных исследователей ценностей физической активности человека (В.К. Бальсевич, В. М. Выдрин, C.B. Дмитриев, С. П. Евсеев, В. А. Конев, В. Н. Курысь, Л. И. Лубышева, В. В. Приходько, Л. Н. Сляднева, В. И. Столяров, А. И. Фалалеев и другие), эксплицирует новые связи организованной двигательной активности человека (физического упражнения) не с нормативной «архитектурой» тела, не с социально-значимыми силоскоростными качествами, а с личностно-значимым постижением человеком ценности (полезности) благополучия собственного тела. Именно эта метафизическая тенденция в теории физической культуры в наибольшей степени ориентирована на современные запросы практики здоровой жизнедеятельности, которая должна обеспечиваться, как нам представляется, с дошкольного возраста.

Исследование состояния проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста позволило выявить ряд имеющихся в этой сфере противоречий:

— между безусловной необходимостью осуществления физического воспитания детей дошкольного возраста на основе осознания ими своей телесности и явно недостаточными имеющимися представлениями о теоретико-методологических основаниях телесно-ценностного воспитания ребенка;

— между существующей педагогической потребностью знаний об особенностях становления ценностного отношения ребенка к собственной телесности, отсутствия критериев для оценки его становления и неизвестностью механизма этого процесса, основанного на возрастных особенностях детей старшего дошкольного возраста и объективной оценки его эффективности;

— между заложенными в сущности рефлексивно-метафорической двигательной игры возможностями для направленного телесно-ценностного воспитания ребенка и отсутствием научно обоснованных методических подходов к осуществлению этого процесса.

Отмеченные противоречия составляют основу научной проблемы, в рамках которой выполнено данное исследование. Она заключается в теоретико-методологическом и методическом обеспечении физического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе формирования его телесно-ценностной составляющей.

В ходе диссертационного исследования решалась важная научная задача, сущность которой заключается в теоретико-методологическом и экспериментальном обосновании методики физического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе целенаправленного формирования телесно-ценностного компонента.

Объект исследования — процесс физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования — методические особенности телесно-ценностного физического воспитания ребенка старшего дошкольного возраста на основе рефлексивно-метафорической двигательной игры.

Цель исследования — теоретически обосновать и разработать методику телесно-ценностного физического воспитания ребенка старшего дошкольного возраста на основе рефлексивно-метафорической двигательной игры.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование ценностного отношения ребенка к собственной телесности будет успешным, если:

— определить теоретико-методологические основания телесно-ценностного воспитания детей;

— педагогическое воздействие строить на основе научного представления о возрастных особенностях детей дошкольного возраста;

— определить критерии становления ценностного отношения ребенка к собственной телесностипедагогический процесс дошкольного образовательного учреждения строить на базе научно и экспериментально обоснованного методического обеспечения телесно-ценностного воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе рефлексивно-метафорической двигательной игры.

Задачи исследования:

1. Определить состояние проблемы телесно-ценностного физического воспитания детей дошкольного возраста и теоретические основания его осуществления.

2. Раскрыть возрастные особенности формирования ценностного отношения ребенка к собственной телесности.

3. Определить критерии становления ценностного отношения ребенка к собственной телесности.

4. Обосновать рефлексивно-метафорическую двигательную игру как средство и метод телесно-ценностного физического воспитания ребенка старшего дошкольного возраста.

5. Разработать и экспериментально проверить эффективность методики телесно-ценностного физического воспитания ребенка старшего дошкольного возраста на основе рефлексивно-метафорической двигательной игры.

Общенаучной методологической основой исследования явились: гуманитарный и естественно-научный способы познания феноменов физического воспитанияпринципы детерминизма, системности, развития, единства биологического, духовного и социального в телесности человека.

Конкретно-научной методологической основой исследования стали: обзорно-теоретический поиск и обзорно-критический анализгуманистический, аксиологический и деятельностный подходы к анализу процессов соматопсихического развития ребенкапринцип единства духовного и физического (телесного) развития личности, принцип оздоровительной направленности физического воспитания, принцип индивидуализации процесса физического воспитания и принцип связи физического воспитания с ведущими видами деятельности.

В работе реализованы эмпирические методы педагогического исследования: наблюдение, экспертные оценки, тестирование, педагогический эксперимент, статистическая обработка экспериментальных данных (дисперсионный и корреляционный анализ).

Теоретической основой исследования стали идеи: о связи ценностного отношения человека к собственному телу с его соматопсихическим благополучием (здоровьем) (H.A. Бердяев, Л. В. Жаров, B.JI. Круткин, Ю. П. Лисицын, В. А. Подорога, В. М. Розин и др.) — о единстве психики и движения (Ф.М. Александер, М. Фельденкрайз, А. Лоуэн и др.) — о телесности как социокультурном феномене (И.М. Быховская) — теории и методики физической культуры (Л.П. Матвеев Ю. Ф. Курамшин и др.) и физического воспитания дошкольников (A.B. Кенеман, Т. И. Осокина, Э.Я. Степаненков^ тания дошкольников (A.B. Кенеман, Т. И. Осокина, Э. Я. Степаненкова, Д.В. Хухлаева) — о формировании ценностного отношения человека к собственной телесности как важнейшей задаче физического воспитания (В.К. Бальсе-вич, В. М. Выдрин, C.B. Дмитриев, С. П. Евсеев, В. А. Конев, В. Н. Курысь, Л. И. Лубышева, В. В. Приходько, Л. Н. Сляднева, В. И. Столяров, А.И. Фала-леев и другие) — о необходимости формирования ценностного отношения человека к собственному телу в дошкольном возрасте (В.Н. Курысь, Ю.К. Чер-нышенко, Н. И. Дворкина, H.A. Фомина, Г. В. Шиянова и др.) — об осознанной интериоризации (рефлексии) мелковариативных двигательных действий собственного тела как механизме и способе формирования ценностного отношения человека к собственной телесности (В.Н. Курысь, Л.Н. Сляднева) — о двигательной игре как ведущей форме активности человека в дошкольном возрасте (Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.) — вершине двигательной активности и ее непроизвольности (В.Н. Курысь, Ю.К. Черны-шенко, Н. И. Дворкина, H.A. Фомина, И.Н. Моргун) — переходе от предметности к образности мышления (Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, H.H. Под-дьяков) — генезисе двигательной свободы (Л.С. Выготский, В. В. Гориневский, A.B. Запорожец, П.Ф. Лесгафт) — ответственности к собственному телу и интереса к его возможностям, телесно-двигательного воображения, образа-Я-телесного, Я-концепции телесности, пристрастной самооценки собственного тела (Р. Берне, И.С. Кон).

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что:

— теоретически обоснована целесообразность телесно-ценностного физического воспитания как актуальная социально и личностно значимая задача системы физического воспитания детей;

— определены теоретико-методические основы телесно-ценностного воспитания ребенка;

— старший дошкольный возраст ребенка представлен как сензитив-ный период его телесно-ценностного воспитания;

— определены возрастные особенности (вершинность двигательной активности и ее непроизвольности, переход от предметности к образности мышления, генезис двигательной свободы, ответственность к собственному телу и интерес к его возможностям, телесно-двигательное воображение, об-раз-Я-телесного, Я-концепция телесности, пристрастной самооценка собственного тела и управление эмоциями) и непроизвольная образно-игровая рефлексия мелкомоторной активности как механизм становления ценностного отношения ребенка к собственной телесности в старшем дошкольном возрасте;

— выявлены критерии становления ценностного отношения ребенка к собственной телесности (представление о здоровье, о самом себе, пластичность мелкой моторики рук и ног, координированность движений, двигательная память, способность оценивать пространственное положение тела, умение анализировать правильность выполнения упражнений, выявление особенности формирования знаний об упражнениях) — рефлексивно-метафорическая двигательная игра представлена как средство и метод телесно-ценностного физического воспитания ребенка старшего дошкольного возраста.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в получении новых систематизированных знаний о целенаправленном телесно-ценностном воспитании в процессе физического воспитанияв обосновании теоретических и методологических подходов к телесно-ценностному воспитанию ребенкав разработке педагогических средств формирования ценностного отношения ребенка к собственному телу в старшем дошкольном возрастев расширении и систематизации знаний о способах педагогического влияния на процесс становления ценностного отношения человека к собственному телув углублении теории дошкольного физического воспитания. Выполненное исследование своей теоретической основой создает предпосылки для уточнения задач физического воспитания ребенка в рамках дошкольных образовательных учреждений.

Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют: конкретизировать и интенсифицировать процесс становления ценностного отношения ребенка к собственной телесностиускорять процесс развития у них кондиционных физических качеств, координированное&tradeдвижений, выразительности двигательных действийразвивать двигательную память, представление о пространственном положении частей тела, формировать навыки оценки собственной двигательной активности и активности другогоповышать интерес детей к занятиям физическими упражнениями.

Методика телесно-ценностного физического воспитания детей старшего дошкольного возраста многократно докладывалась на семинарах краевого методического объединения преподавателей физической культуры и воспитателей по здоровьесберегающим технологиям в ДОУ, посредством чего стала достоянием практических работников дошкольных образовательных учреждений региона.

На основе полученных выводов внесены коррективы в содержание физического воспитания детей старшего дошкольного возраста ряда дошкольных образовательных учреждений города Ставрополя.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Теоретическими основаниями для телесно-ценностного физического воспитания детей дошкольного возраста являются следующие:

— соматопсихическое благополучие человека обусловлено ценностным отношением к собственному телу. Производной от телесно-двигательной активности является телесность как физический субстрат субъективности человека, материально оформившийся на пересечении физиологического, филогенетического, физического культурного компонента;

— игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста способствует развитию способности к рефлексии, осуществлению перехода от предметности к образности мышления, развитию телесно-двигательного воображения, формированию образа «Я"-телесного, Я-концепции телесности;

— ценностное отношение ребенка к собственной телесности формируется в процессе интериоризации мелковариативных двигательных действий;

— приоритетным способом формирования ценностного отношения к собственному телу является осознанная рефлексия мелковариативных двигательных действий собственного тела.

Современное физическое воспитание детей дошкольного возраста не имеет систематизированных, научно обоснованных сведений о проблеме телесно-ценностного физического воспитания ребенка, что не способствует реализации в процессе его образования и воспитания принципа единства физического (телесного) и духовного (психического) как условия соматопсихи-ческого благополучия ребенка. Процесс дошкольного физического воспитания не имеет научно обоснованного программного и методического обеспечения процесса телесно-ценностного физического воспитания детей дошкольного возраста.

2. Сензитивность старшего дошкольного возраста ребенка к педагогическим условиям его телесно-ценностного воспитания определяется: морфо-функциональным созреванием, переходом от предметности к образности мышления, генезисом двигательной свободы, формированием телесно-двигательного воображения, образа-Я-телесного, Я-концепции телесности, самооценки собственного тела и управления эмоциями, ответственностью к собственному телу и интересом к его возможностям, формированием самосознаниявершиной двигательной активности является непроизвольность двигательного действия.

3. Основными критериями формирования ценностного отношения ребенка к собственной телесности следует считать: представление о здоровье, самом себе, пластичность мелкой моторики рук и ног, координированность движений, двигательную память, чувство пространственного положения тела, умение анализировать правильность выполнения упражнений, знания об упражнениях.

4. Методика телесно-ценностного физического воспитания детей старшего дошкольного возраста, основанная на применении рефлексивно-метафорической двигательной игры, является эффективным средством формирования ценностного отношения к собственной телесности, познания ребенком самого себя и возможностей своего тела.

Достоверность результатов исследования определяется обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций, системным подходом к решению поставленной проблемы, педагогическим экспериментомединством общенаучных и конкретных методов исследования, адекватных объекту, цели, задачам и логике исследования, репрезентативностью объема выборки испытуемых, сочетанием количественного и качественного анализа, статистической значимостью экспериментальных данныхсогласованностью совокупности теоретических положений и выводов между собой и с данными экспериментального исследованиянепротиворечивостью полученных результатов имеющимся теоретическим представлениям.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования представлялись на Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура и спорт как один из факторов национальной безопасности в условиях Северного Кавказа» в Нальчике, региональной научно-практической конференции «Педагогическая наука и практика — региону» в Ставрополе, Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура и спорт в системе высшего профессионального образования» в Ставрополе, научно-методической конференции преподавателей и студентов «Университетская наука — региону», посвященной 60-летию победы в Великой Отечественной войне, в Ставрополе, Международной научно-практической конференции «Теоретические и прикладные проблемы педагогической и детской антропологии», г. Ставрополь. Основные результаты исследования отражены в 10 публикациях, в том числе в 2-х публикациях в изданиях перечня ВАК РФ. Система педагогических условий телесно-ценностного физического воспитания внедрена в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений г. Ставрополя, что подтверждено актами внедрения.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав с выводами по каждой из них, заключения, списка использованных источников. Основной текст диссертации изложен на 202 страницах, иллюстрирован 5-ю рисунками и 22-мя таблицами. В список литературы включено 229 источников, из них 9 зарубежных авторов.

Результаты исследования в форме: теоретических оснований телесно-ценностного физического воспитания детей, возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста, основных критериев формирования ценностного отношения к собственной телесности внедрены в образовательный процесс ДОУ. Внесены коррективы в содержание физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с учетом телесно-ценностного воспитания детей.

Директор ДОУ № 43 Зам. директора по УВ| Соискатель.

7, > ——-' - * л? * щ детский с.,.

Щ)У"Ж'ЧЗ эрудит.

XV с;

С.С. Библина Е. П. Прасолова Е.Е. Олейникова 5 «июня 2007 г.

Мы, нижеподписавшиеся, представители дошкольного образовательного учреждения № 70 г. Ставрополя — директор Е. С. Шаповалова, зам. директора по УВР Л. А. Толкаленко составили настоящий акт о том, что Е. Е. Олейникова, исполнитель диссертационной работы на тему «Телесно-ценностное физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе рефлексивно-метафорической двигательной игры», внесла в практику физического воспитания следующие рекомендации и предложения:

Фамилия, имя, отчество автора внедрения.

Наименование предмета внедрения, его краткая характеристика.

Эффект от внедрения.

Олейникова Елена Евгеньевна.

Разработана и внедрена методика телесно-ценностного физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Директор ДОУ № щ/.

Зам. директора по ДОУ № 70.

Соискатель.

Реализация авторской методики телесно-ценностного физического воспитания детей старшего дошкольного возраста показала свою достаточную эффективность, что выразилось в сформированных знаниях и умениях, которые ориентируют детей на сохранение своего здоровья, на здоровый образ жизни,.

Е.С. Шаповалова.

Л.А. Толкаленко.

Е.Е. Олейникова.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Демократические перемены в жизни нашего общества повлекли за собой существенные изменения в мировоззрении, идеологии, в образовании и культуре, в том числе в сфере дошкольного физического воспитания. Важнейшими причинами кардинального изменения отношения общества к физической культуре, к физическому воспитанию подрастающего поколения стали резкое обострение в стране проблем здравоохранения, демографии, регенерации физически и духовно благополучного населения.

Анализ и обобщение источников убеждают, что стандартизирован-ность, смещение акцента на развитие кондиционных физических качеств детей, формирование неосознаваемых навыков управления телом в образовательном процессе дошкольных учреждений препятствует опредмечиванию в полной мере ценностей физической культуры. Не получив в дошкольном возрасте начального опыта самоидентификации и самоопределения (как цели и продукта воспитания), в дальнейшем ребенок оказывается неспособным в условиях высоких школьных интеллектуальных нагрузок к гибкой и естественной перестройке функций своего организма, о чем свидетельствует динамика роста заболеваемости детей школьного возраста.

Самоидентификация и самоопределение ребенка старшего дошкольного возраста возможны в процессе его физического воспитания, ориентированного на формирование у дошкольника позитивного отношения к собственной телесности.

С целью разработки темы данной диссертации представлялось необходимым определить теоретико-методологические основы телесно-ценностного физического воспитания.

Физическая культура на данный момент конституирует себя уже не столько как сфера соматического совершенствования, сколько как область социокультурного осмысления материальной представленности человеческого бытия. В то же время в общекультурном пространстве культура телесности как составная часть культуры общества и личности не обрела пока достаточно значимого и признанного статуса. Очевидно, что восприятие, трактовка, оценка человеком своего тела, осознание его места и значимости в структуре личности и в социальном пространствеутверждение принципа сопряженности телесного и духовного в человеке или ориентация на их противопоставленность- «рейтинг» телесных характеристик на общественной и личной шкале ценностей — все это образует смысловой контекст формирования аксиологии человеческого тела — от установок до реальной практики их осуществления, «зону ближайшего развития» культуры телесности. Теоретико-методологической основой данного исследования явилось, прежде всего, определение состояния и тенденций физического воспитания детей дошкольного возраста. С этой целью были рассмотрены сущностные характеристики физического воспитания детей дошкольного возраста, рассмотрены существующие проблемы, общепринятые концепции развития физической культуры. Нами был сделан акцент на ценности телесности. Этот акцент обусловлен нашим глубоким убеждением о явной недостаточности телесно-ценностного воспитания ребенка.

Рассмотрение теоретико-методологических особенностей телесно-ценностного компонента физического воспитания детей дошкольного возраста легло в основу решения первой задачи исследования.

Наше стремление акцентировать внимание на старшем дошкольном возрасте, возможности и перспективности телесно-ценностного воспитания именно в данном возрасте связано с тем, что формирование культуры личности предполагает его начало в дошкольном возрасте, а одним из компонентов культуры является его физическая культура. Исследование подтвердило, что в старшем дошкольном возрасте имеются все предпосылки для формирования ценностного отношения к собственной телесности.

Рассмотрение предпосылок становления ценностного отношения ребенка к собственной телесности легло в основу решения второй задачи исследования.

Сущность решения третьей задачи состояла в определении критериев становления ценностного отношения ребенка к собственной телесности. Как показывают исследования, укрепление и оздоровление ребенка средствами физической культуры возможно лишь при формировании активной позиции и осознанного отношения к своему здоровью, пониманием им оздоровительной значимости физических упражнений и осознания правильности их выполнения.

При выборе педагогического инструментария решения выделенной проблемы мы исходили, по крайней мере, из трех теоретических предпосылок. Во-первых, ведущим видом деятельности ребенка в старшем дошкольном возрасте остается игра. Во-вторых, старший дошкольный возраст — это период активного перехода от предметно-образного представления и воображения к образно-метафорическому мышлению, позволяющему извлекать признаки из предмета, превращать мир предметов в мир смыслов. Метафора дает возможность осуществить переход от представления и воображения к пониманию реальностей, недоступных для непосредственно-чувственного отражения. И, наконец, способность к рефлексии выступает условием понимания ребенком самого себя, ибо рефлексия есть глубинное самопостижение, выявление своих психофизических возможностей. Рефлексия — это путь полноценного личностного развития. На основе этих теоретических предпосылок была выдвинута гипотеза о том, что рефлексивно-метафорическая двигательная игра является эффективным средством активизации и интеграции физических и психических функций и, соответственно, формирования ценностного отношения ребенка старшего дошкольного возраста к собственной телесности. Совокупную системность отмеченного, на наш взгляд, может составить рефлексивно-метафорическая двигательная игра, позволяющая аккумулировать в себе метафоричность средств телесно-ценностного физического воспитания детей, методики и организационной формы воспитания. Применение рефлексивно-метафорической двигательной игры позволяет привлечь и сконцентрировать внимание ребенка на отдельных частях своего тела, сосредоточиться на своих телесных ощущениях, получить новые знания.

Рассмотрение отмеченной совокупности видов предпосылок. легло в основу решения четвертой задачи исследования.

Создание теоретико-методологической основы исследования послужило базисом для формирования наших взглядов и авторского подхода к определению сущности физического воспитания и, в частности, для разработки методики формирования осознанного отношения к собственной телесности.

Жизнеспособность и образовательная реальность авторской методики нашла подтверждение в традиционном для данного научного направления педагогическом эксперименте, который был осуществлен нами на модели групп детей старшего дошкольного возраста. Наш подход к организации и содержанию занятий по физическому воспитанию основан на приоритетном внимании к телесно-ценностному воспитанию, формированию осознанного отношения ребенка к собственной телесности, связанного с познанием ребенком самого себя и возможностей своего организма. Таким образом была решена, на наш взгляд, пятая задача исследования.

Авторская методика способствовала формированию осознанного отношения к собственной телесности, совершенствованию кондиционных двигательных качеств (выносливость, сила, ловкость), что содействовало всестороннему развитию личности.

Полагаем, что результаты исследований дают основание утверждать о решении задач, поставленных перед исследованием, достижении цели и подтверждении рабочей гипотезы. Сформулированные и выдвинутые на защиту положения имеют подтверждающий фактический материал качественного и количественного характера.

Совокупность отмеченного позволяет говорить о решении сформулированной и поставленной перед исследованием важной научной задачи, что может внести определенный вклад в решение научной проблемы, состоящей в необходимости разработки теоретико-методологического и методического обеспечения физического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе формирования его телесно-ценностной составляющей.

Осуществленное исследование позволило выявить ряд трудностей. Определение критериев ценностного отношения ребенка к собственной телесности, явная интеллектуальная недостаточность детей, воспитателей и родителей в области телесно-ценностного воспитания. Отмеченное обстоятельство ярко отражает и подтверждает отсутствие в стране системы телесно-ценностного физического воспитания.

Данное исследование мы рассматриваем как попытку теоретико-экспериментального обоснования физического телесно-ценностного воспитания и, в частности, как начало научного обеспечения процесса формирования здоровья и здоровьесбережения детей дошкольного возраста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А. А. Взаимодействие образных и символических структур в развивающемся интеллекте ребенка. Автореф. дисс. канд. психол наук/-Л., 1980. 21 с.
  2. , В. Г. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста В. Г. Алямовская. М., 2003.
  3. , Н. И. Раздумья о здоровье Н. И. Амосов, М.: Физкультура и Спорт, 1987.-186 с.
  4. , Г. М, Социальная психология Г. М. Андреева. М.: Изд-во МГУ, 1994.-323 с.
  5. , Л. И. Общественно-историческая характеристика телесного бытия человека Л. И. Анциферова. //Биология человека и социальный прогресс. Пермь: Пермский гос. ун-т, 1982. 21−33.
  6. , Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании (пособие для студентов, аспирантов и препод, интов физ. культуры) Б. А. Ашмарин. М.: «Физкультура и спорт», 1978.-223 с.
  7. , В. К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) В. К. Бальсевич. //Теория и практика физической культуры. 1991, 7.
  8. , В.К. Феномеп физической активности как социальнобиологическая проблема В. К. Бальсевич. //Вопросы философии. 8, 1981.-С. 78−89.
  9. , В. К. Физическая культура для всех и для каждого В. К. Бальсевич. М.: Физкультура и Спорт, 1998.
  10. , В. К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) В. К. Бальсевич. //Теория и практика физической культуры. J T 1, 1990. 22−26. Ss 180
  11. , А. Г. Научно-методические основы подготовки специалистов по дошкольному образованию: Учебн. пос. для вузов физ. культ. А, Г. Барабанов, Ю. К. Чернышенко. Краснодар, 1994.
  12. , В. Ю. Свободное тело В. Ю. Баскаков. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001 224 с. 15.
  13. , Ж. Внутренний опыт Ж. Батай. СПб., 1997.
  14. , М. М. Эстетика словесного творчества М. М. Бахтин. М., 1986.
  15. , Д. Б. Индивидуальная анатомическая изменчивость органов, систем и форм тела человека Д. Б. Беков. К., 1988. 224.
  16. , О. А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности на ранних этапах онтогенеза: Автореф. дис… .канд. психол. наук Н., 2000. 19. 20.
  17. Белов, В, А. Ценностное измерение науки В. А. Белов. М., 2
  18. , А. Материал и память А. Бергсон. СПб., 1
  19. , Н. А. О назначении человека Н. А. Бердяев. М.: Республика, 1993.-383 с.
  20. , Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Э. Берн.-М.: Лениздат, 1992. 204−213.
  21. , Р. Развитие Я концепции и воспитание Р. Берне. М.: Прогресс, 1986.-422с.
  22. , Н. А. Физиология движения и активность. Под ред. О. Г. Газенко. М Наука, 1990. -494с.
  23. , И. Память позвоночных животных, ее характеристика и происхождение И. Бериташвили. М., 1974.
  24. , В. М. Основы учения о функциях мозга В. М. Бехтерев. СПб.: Питер, 2001.-Т.5, 7.
  25. , К. Я твой ученик, ты мой учитель: Кн. для учителя: пер. с чеш. К. Блага, М. Шебек. М.: Просвещение, 1991. 143 с.
  26. , П. П. Память и мышление П. П. Блонский. М., 1935. 181
  27. Бургин, М. С Введение
  28. , И. М. Физическая культура как практическая аксиология человеческого тела: методологические основания анализа проблемы И. М. Быховская. //Физическая культура, 2, 1996.
  29. , И. М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность И. М. Быховская. М., 1993.
  30. , Е. П. Психолого-педагогические аспекты обучения мужскому классическому танцу, в сб. «Психолого-недагогические аспекты обучения студентов театральных вузов», вып. 2 Под ред. А. Л. Гройсман, М., Импринт, 1993,-58 с.
  31. , Н. Н. Образ жизни, спорт, личность /Отв. ред. В. И. Столяров. Кишинев: Штиинца, 1980.
  32. , Л. В. Физические способности детей и нодростков Л. В. Волков.-К.: Здоровье, 1981.-117 с.
  33. , Л. Психология искусства Л. Выготский. Ростов н/Д: Феникс, 1998.-480 с.
  34. , Л. История развития высших нсихических функций Л. Выготский //Собр. соч.: В 6 т. М., Т. З, 1983.
  35. , В. М. Физическая культура и ее теория В. М. Выдрин. //Теория и практика физической культуры. 1986, 5.
  36. , Г. М. «Тактическое» мышление в спорте /Г. М. Гагаева. //Теория и практика физической культуры. 1951. Вып. 6. 407 412.
  37. , Е. Э. Психология телесности Е. Э. Газарова. М.: Институт Обш-егуманитарных Исследований, 2002. 192 с.
  38. , И. А. Природа живого и чувственный опыт И. А. Герасимова. Вопросы философии. J f 8, 1997. So
  39. , П. Н. Звук и зримый образ. Проблемы сценической речи. П. П. Громов, В. И Тарасов. Под ред. Гиппиуса СВ., Л., ЛГИТМиК, 182
  40. , В. Центральные нрограммы и многообразие движений /В. Гурфинкель, Ю. Левик, //Управление движениями. М., 1990.
  41. , Ю. Н. «Картины мира» и тины рациональности Ю. Н. Давыдов. //Вонросы философии. 1989, 8.
  42. , И. В. Приспособительные процессы в патологии И. В. Давыдовский. Вестник АМН СССР. 1962. 4. 27−32.
  43. , О. И. Душевное здоровье как культурно-исторический феномен О. И. Даниленко. Психологический журнал. 1988. Т. 9, № 2. 108−117.
  44. , У. Психология /Под ред. Л. А. Петровской. М.: Педагогика, 1991.-368 с.
  45. Диянова, 3. В. Самосознание личности 3. В. Диянова, Т. М. Щеголева. -Иркутск, 1998.
  46. , В. Социокультурная теория двигательных Действий спортсмена: проблемы, поиски, решения В. Дмитриев. П. Новгород: НГПУ, 2005. 300 с.
  47. , В. Основы антропоцентрической биомеханики (методология, теория, практика) В. Дмитриев, Д. Д. Донской. Н. Повгород: НГПУ, 1993.
  48. , Г. В. Культура и разум: конвергенция и дивергенция Г. В. Драч. //Вопросы философии. 2003, Ш 8.
  49. , П. Физическая культура в системе высшего профессионального образования: реалии и перснективы П. Евсеев. /Монография. СПб.: ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1999. 144 с.
  50. , А. Ф. Вещи в теле: Психотерапевтический метод работы с ошуш, ениями А. Ф. Ермошин. М.: Независимая фирма «Класс», 1999.-320 с.
  51. , Л. В. Человеческая телесность: философский анализ Л. В. Жаров. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского Университета, 1988. 128 с.
  52. , В. И. Социология физической культуры и спорта. Учебное по183
  53. , А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности А. В. Запорожец. //Хрестоматия по возрастной психологии: Учебн. пос. для студ. /Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. М Международная педагогическая академия, 1994.
  54. , В. М. Влияние наследственности и среды на развитие двигательных качеств человека В. М. Зациорский, Л. П. Сергиенко. Теория и практика физической культуры. 1975. 6. 22−29.
  55. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. М.: ГНОМ и Д, 2001.
  56. , Б. В. Теория личности в зарубежной психологии Б. В. Зейгарник. М МГУ, 1982. 128 с.
  57. , В. П. Интуиция Н.А. Бернштейна: движение это живое существо В. П. Зинченко. Вопр. психол. 1996. 6. 135- 138.
  58. , Г. Л. Слово и образ в процессе усвоения подростками учебных трудовых действий: Автореф. дис… .канд. психол. Наук Л., 1990. 63.
  59. , В. В. Критерии научности знания В. В. Ильин. М., 1
  60. , Е. П. Психофизиология физического воспитания Е. П. Ильин. М.: Просвещение, 1980. 340 с.
  61. , И. Н. Наедине с миром И. Н. Калинаускас. Киев, 1991. 82−89.
  62. , В. А. Основные философские направления и концепции науки: Итоги XX столетия В. А. Канке. М., 2000.
  63. , П. Л. Эксперимент. Теория. Практика П. Л. Капица. М., 1987.
  64. , Е. Упражнения для оздоровления детей 6−7 лет Е. Каралашвили. //Дошкольное воспитание, 2002. -JVb 6. 39 41.
  65. , Э. Избранное: Индивид и космос: Пер. с нем. Э. Кассирер. 184
  66. , Б. М. Проблемы логики и методологии науки. Избранные труды Б. М. Кедров. М., 1990.
  67. , А. В. Теория и методика физического восиитания детей дошкольного возраста А. В. Кенеман. М., 1985. 72.
  68. , К. Развитие чувств и телесный опыт К. Кениг. 2
  69. , Л. П. Человеческий смысл естественных и технических наук //Известия Уральского государственного университета Л. П. Коган. 1 9 9 7 5 3−14.
  70. , М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка М. М. Кольцова. М., 1973.
  71. Кон, И. Категория «Я» в психологии И. Кон. //Психологический журнал. 1981. 3. 76.
  72. Кон, И. Открытие «Я» И. Кон. М.: Политиздат, 1989. 44 с. Конева, Л. А. Антропологические идеи в русской религиозной философии Л. А. Конева. Самара, 1995.
  73. , М. Е. Роль образно-метафорических компонентов в речевом общении: Автореф. дис… канд. психол. наук. М 1989.
  74. Краткий психологический словарь. /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов н/Д: Феникс, 1998. 80.
  75. , Ф. Строение тела и характер Ф. Кречмер. М., 1995., Кригер, Г. П. Образ Я в профессиональном сознании Г. П. Кригер Паука и образование: Материалы Всероссийской научной конференции 1 2 1 3 апреля 2002 г.). Ч.
  76. , В. Л. Онтология человеческой телесности В. Л. Круткин. Ижевск, 1994.
  77. , В. Онтологическая относительность. Современная философия науки: Знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия В. Куайн. М., 1996.
  78. , М. Р. Методология и методика педагогических исследований М. Р. Кудаев. Майкоп, АГУ, 2003. 173 с.
  79. , В. Т. Программа развития двигательной активности и оз185
  80. , В. Т. Психология развития человека В. Т. Кудрявцев. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1999.
  81. , В. Т. Физическая культура и развитие здоровья ребенка В. Т. Кудрявцев Дошкольное воспитание. 2004. 5. 66−71.
  82. , В. Т. Развивающая педагогика оздоровления В. Т. Кудрявцев, Б. Б. Егоров. М.: ЛРШКА-ПРЕСС, 2000.
  83. , В. В. Современное состояние и перспективы развития физической культуры и спорта в России В. В. Кузин Теория и практика физической культуры. 1996. 9.
  84. , И. Э. Педагогические условия становления целостной картины мира у дошкольников И. Э. Куликовская. М.: Педагогическое общество России, 2002. 224 с.
  85. , В. П. Всеобщее физкультурное образование путь к здоровью нации В. Н. Курысь //Вестник Ставроп. гос. ун-та, 1998. Вып. 16. 140−146.
  86. , В. П. Ритмическая гимнастика в школе/ под ред. В. Н. Курысь: учебное пособие В. Н. Курысь, П. П. Грудницкая Ставрополь: СГУ, 1998.-203 с.
  87. , В. П. Физическая культура как общеобразовательный предмет В. Н. Курысь, Л. Н. Сляднева //Теория и практика физической культуры. .№ 9. 2002. 57 60.
  88. , В. Н. Взгляды на общее непрерывное образование в области физической культуры в пространстве педагогической антропологии В. Н. Курысь, Л. Н. Сляднева //Теория и практика физической культуры. Х" 12. 2004. 14 19.
  89. , В. Н. Теоретические предпосылки образования детей дошкольного возраста в области физической культуры В. П. Курысь, Г. В. Шиянова. 2006. 22 с.
  90. , А. П. Деятельность. Сознание. Личность /А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. 304 с. 186
  91. , П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста: В 2 т. П. Ф. Лесгафт. М., 1952.
  92. , Р. Л. Духовность и бездуховность личности Р. Л. Лившиц. Екатеринбург: Изд. Урал, ун-та, 1997.
  93. , М. И. Психология самосознания у дошкольников М. И. Лисина, А. И. Сильвестру. Кишинев, 1983.
  94. , Ю. П. Здоровье человека социальная ценность Ю. П. Лисицын, А. В. Сахно. М.: Мысль, 1989. 270 с.
  95. , Н. Р. Зачем нужна школьная физкультура: точка зрения психолога П. Р. Локалова //Спорт, духовные ценности, культура. М., 1997. Вып. 7. 309−316.
  96. , А. Предательство тела А. Лоуэн. Екатеринбург: Деловая книга, 1999.-326 с.
  97. , А. Физическая динамика структуры характера /А. Лоуэн. М., 1996.
  98. , Л. И. 10 лекций по социологии физической культуры и спорта (курс лекций) Л. И. Лубышева. М.: 2000.
  99. , Л. И. Концепция формирования физической культуры человека Л. И. Лубышева. М.: ГЦИФК, 1992.
  100. , Л. И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью Л. И. Лубышева//Теория и практика физической культуры. 1997, 6.
  101. , Л. И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа Л. И. Лубышева Теория и практика физической культуры, 1996, J f 1. Se
  102. , В. П. Об одной вековой дискуссии В. П. Лукьяненко //Физическая культура в школе. 1997. JV23, 52 58.
  103. , В. П. Состояние и перспективы совершенствования физического воспитания школьников в свете современных концептуальных подходов В. П. Лукьяненко //Физическая культура: Воспитание. 6 187
  104. , А. Р. Язык и сознание А. Р. Лурия. М., 1979. 319 с.
  105. , X. Свободна ли наука от ценностей? X. Лэйси //Ценности и научное нонимание. М., 2001.
  106. Лях, В. М. Координационные способности школьников В. М. Лях. Минск, Полымя, 1989.
  107. , А. Умение чувствовать каждый момент своих движений А. Мальцев Спорт в школе, J 10, 2004. V
  108. , А. Н. Психология переживания и художественное развитие личности А. Н. Малюков. М., 2000.
  109. , М. К. Стрела познания (набросок естественнонаучной гносеологии) М. К. Мамардашвили. М., 1997.
  110. , В. Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студентов сред. пед. Учреждений В. Г. Маралов. М.: Изд. центр «Академия», 2002. 256 с.
  111. , Л. П. Теория и методика физической культуры: Учебник для ин-тов физ. культуры Л. П. Матвеев. М.: 1991.
  112. , Г. Б. Произвольное запоминание школьниками основных параметров движений: Автореф. дисс… канд. пед. наук,-М., 1968.
  113. , Р. Структура личности //Экспериментальная психология Р. Мейли. М 1975. Вьш.5. 196−283.
  114. , В. Структура личности: характер, способности самосознание. Учебное пособие к спецкурсу /В. Мерлин. Пермь: ПГПИ, 1990.-108 с.
  115. Мерло-Понтии, М. Око и дух М. Мерло-Понтии. М., 1992.
  116. Мид, М. Культура и мир детства М. Мид. М.: Прогресс, 1988.
  117. Миллер, Психология игры Миллер. СПб.: университетская книга, 1999.-320 с.
  118. , М. Анатомия и физиология человека М. Миловзорова. М., Медицина, 1972. 231 с. 188
  119. , В. Н. Проблемы здоровья детей России //Здоровый ребенок в здоровом социуме. М.: Илекса, Ставрополь: Ставропольсервис- школа, 1999.
  120. , Г. Г. Концепция организации физического воспитания в лицеях и колледжах: Сб. научн. тр., посвященный 25-летию КГАФК Г. Г. Наталов, Ю. К. Чернышенко. Краснодар, 1994.
  121. , Д. Ненасильственная парадигма системы физического воспитания дошкольников Д. Неверкович //Спорт, духовные ценности, культура. Вып. 7. 241 244.
  122. , Н. Нсихолого-педагогическая готовность ребенка к школе Н. Нижегородцева, В. Шадрикова. М., 2002.
  123. , В. Н. Психология телесного сознания В. Н. Никитин. М.: Алетейа, 1999.-488С.
  124. , В. Н. Энциклопедия тела В. Н. Никитин. М., 2000. 624 с.
  125. , Б. А. Интегративные подходы в возрастной и спортивной антропологии Б. А. Никитюк.-М.- 1999.-219 с.
  126. Ницше, Ф. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1990.
  127. , Д. В. «Я сам!» Д. В. Ольшанский. М., 1986.
  128. , А. Б. Эмпирическая личность и ее структура А. Б. Орлов Вопросы психологии. 1995. Х2 2.
  129. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста /Сост. Н. А. Ноткина, Л. И. Казьмина, Н. Н. Бойнович. СПб: «Акцидепт», 1998. 32 с.
  130. , Д. А. Концепция оперативности отражения в инженерной и общей психологии //Образ в регуляции деятельности (К 90-летию со дня рождения Д.А. Ошанина) Д. А. Ошанин. М.: Рос. психол. общество, 1997. 5−23.
  131. , В. Ф. Психосемантика сознания В. Ф. Петренкоб. М., 1988.
  132. , А. В. Психология А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. 189
  133. , X. Ступени органического и человек X. Плеснер Проблема человека в западной философии. М., 1988. 122−134.
  134. , В. А. Феноменология тела В. А. По дорога. М.: Магистериум, 1995.
  135. , В. И. Исследование возрастных различий и способности управлять движениями у детей, не занимаюш-ихся спортом Научные основы спортивной тренировки. Омск, 1977. 11−19.
  136. , И. Преоткрытие времени И. Пригожин //Вопросы философии. 1989, N2 9.
  137. , В. В. Непрофессиональное физкультурное образование В. В. Приодько. М ГЦОЛИФК, 1991. 85 с.
  138. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. Комаровой. 3-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  139. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы /Под ред. И. В. Дубровиной. Екатеринбург: деловая книга, 2000.-176 с.
  140. Психологический словарь. /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова, 2-е изд., М.: Педагогика-пресс, 1999. 440 с.
  141. Психология развития. 7-е изд. /Г. Крайг. СПб.: ПИТЕР, 2003. -992с.
  142. Психосоматика: Взаимосвязь психики и здоровья. Хрестоматия /Сост. К. В. Сельченок. Мн.: Харвест, 2003. 640 с.
  143. Психотерапевтическая энциклопедия /Под редакцией Б. Карвасарского.-СПб., 1998.
  144. , А. Ц. Очерки психологии спорта А. Ц. Пуни. М., Физкультура и Спорт, 1959.-306 с.
  145. Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона: Тезисы докладов IX Годичного собрания Южного отделения РАО и XXI региональных психолого-педагогических чтений Юга России. Ростов н/Д: Издательство РГПУ, 2
  146. , Б. А. Диссертация и ученая степень. Пособие для соискателей 190
  147. Рид, Э. Уроки ио теории действия Э. Рид Управление движениями.-М., 1990. 7−19.
  148. , К. К науке о личности //История зарубежной психологии. Тексты.-М.: МГУ, 1986. 200−231.
  149. , В. М. Проблема целостного изучения человека В. М. Розин, НО человеческом в человеке. М.: ИПЛ, 1991. 80 99.
  150. , Л. Основы общей психологии Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 1999.-711с.
  151. , К. Групповая психотерапия К. Рудестам. СПб., 1998.
  152. , П. А. Психология П. А. Рудик. М., 1976.
  153. Русский язык: Энциклопедия.-М., 1997.
  154. , Е. Е. Психология развития личности человека: Учебное нособие Е. Е. Сапогова. М.: Аспект Пресс, 2001. 460 с.
  155. , А. И. Жизненный принцип организма А. И. Семенова. М., 1995.
  156. , И. М. Рефлексы головного мозга /Элементы мысли. СПб.: Питер, 2001.-416 с.
  157. , В. Л. Психологические особенности усвоения школьниками учебного материала, но физической культуре: Автореф. дис. …канд. психол. наук. Л., 1989. 17 с.
  158. , Л. П. Двигательно-пластическая подготовка педагога воспитателя на основе осознанной интериоризации элементарной биомеханики тела. Дисс… канд. пед. наук. Майкоп, 2001.
  159. , Л. П. Теоретические основы телесной пластики Л. П. Сляднева. Ставрополь: СГПИ, 2006. 274 с.
  160. , Д. Психология образа: нроблема активности отражения Д. Смирнов. М.: МГУ, 1985. 232 с.
  161. , Е. Т. Самосознание и самооценка при апомалиях личности. Т. Е. Соколова. М.: МГУ, 1989. 215 с. 191
  162. , А. Г. Сознание и самосознание А. Г. Спиркин. М.: Политиздат, 1972.-303 с.
  163. Спорт, духовные ценности, культура. Обобщающий анализ проблемы (итоги и перспективы): Сб./ Сост. и ред. В. В. Кузин, В. И. Столяров, П. П. Чесноков. М.: гуманитарный Центр «СпАрт» РГПФК. 1997.
  164. , Н. Б. Кризисы спортивной карьеры Н. Б. Стамбулова Теория и практика физической культуры. 1997. 10.
  165. , М. И, Психолого-педагогические основы физического воспитания М. И. Станкин. М.: Просвещение, 1987. 222 с.
  166. , Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка Э. Я. Степаненкова. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 368 с.
  167. , Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации Э. Я. Степаненкова. М.: МозаикаСинтез, 2006. 96 с.
  168. , В. В. Самосознание личности В. В. Столин. М.: МГУ, 1983. -284 с.
  169. , В. И. Спорт и современная культура. В. И. Столяров //Теория и практика физической культуры. 1997. Ш 1.
  170. , В. И. Философские и социологические проблемы физической культуры и спорта В. И. Столяров Вопросы философии. 1981 № 2. 168−173.
  171. , В. И. Ценности спорта и пути его гуманизации В. И. Столяров.-М.: РГАФК, 1995.
  172. , О. Телесность человека как основа его жизни и единства с природой. Философия языка О. Суворова. М., 2007.
  173. , Г. В. Математическая психология Г. В. Суходольский. М 2006.-360 с. 192
  174. Теория и методика физической культуры: Учебник /Под ред. нроф. Ю. Ф. Курамшина. 2-е изд., испр. М.: Советский спорт, 2004. 464 с.
  175. , П. Д. Дано мне тело Человек. 1990. Ш 3.
  176. , В. Д. Психосоматические расстройства В. Д. Тополянский, М. В. Струковская. М.: Медицина, 1986.
  177. , В. Ю. Биометрические методы В. Ю. Урбах. М., 1964.
  178. , А. П. Обучение в детском саду. /Под ред. А. В. Занорожца. М.: Просвещение, 1981. 176 с.
  179. , B.C. Управление движениями в спорте B.C. Фарфель. М.: Физкультура и спорт, 1975.
  180. , Д. Личность и личностный рост Д. Фейдимен, Р. Фрейгер.-М., 1994.
  181. , М. Осознавание через движение. /Пер. с англ. М. Папуш. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2000.
  182. , Д. И. Психология развития личности в онтогенезе Д. И. Фельдштейн. М.: Педагогика, 1989. 208с.
  183. Филатов, С В От образного слова к выразительному движению. Диссерт. кандидата искусствоведения. М., 1996.
  184. , Н. А. Физическое воспитание детей дошкольного возраста на основе системы сюжетно-ролевой ритмической гимнастики: Монография /И. А. Фомина. -Волгоград, 2004. 2 1 0 с.
  185. , К. Игры с детьми К. Фопель //Дошкольное образование, N27, 2005. 7.
  186. Фрейд. Л.: Академия, 1924. 370 с.
  187. , Н. X. Физическая культура в системе образования Н. X. Хакунов. М., Советский спорт, 1994. 132 с.
  188. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике /Под редакцией В. Баскакова. М., 1997. 2-ое издание.
  189. , Л. Теория личности (Основные положения, исследования и применение) Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб: Питер Пресс, 1997. 608 с. 193
  190. , К.Д. Проектирование содержания физического воснитания К.Д. Чермит, В. Г. Левченко, О. И. Исаков. Редакционно- издательский отдел Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, 2000.-124 с.
  191. , Ю. К. Подготовка кадров, но дошкольному физическому воснитанию Ю. К. Чернышенко //Актуальные проблемы физической культуры: Матер, регион, научн.-практ. конф. Т. IV, ч.
  192. , Ю. К. Взрослым о физическом воспитании детей дошкольного возраста Ю. К. Чернышенко, Л. Дворкин. Краснодар, 1997.
  193. , Ю. К. Возрастные особенности развития психических процессов детей 3−6 лет Ю. К. Чернышенко, Л. Дворкин //Олимпийское движение и социальные процессы: Матер. VII Всерос. научн.-практ. конф., посвященной 100-летию современных Олимпийских игр (сентябрь, 25−27, 1996 г.). Ч. II. Краснодар, 1996.
  194. , И. И. Проблема самосознания в психологии /И. И.Чеснокова. М.: Паука, 1977. 144 с.
  195. , Н. А. От сознания к языку П. А. Чуракова. Самара, 1998. 72.
  196. , Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар Э. Г. Чурилова. М., 2003. 160с.
  197. , А. Г. Справочно-методическое пособие для врачей, медицинских и педагогических работников ДОУ. Организация и проведение мониторинга состояния здоровья детей в детских садах А. Г. Швецов, И. А. Пефедова, А. Ю. Уличев. /Детский сад. Управление. 9, 2005.
  198. , Т. Социальная психология Т. Шибутани. М., Прогресс, 1969. 175−206. 212. 1Цепин, О. П. Здоровье населения Российской Федерации: проблемы и перспективы //Вестник Российской АМП. 1996, J 2 6. V 194
  199. , Д. Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова. М., 1967.
  200. , Э. Детство и общество Э. Эриксон. СПб.: Ленато, 1996.
  201. , Э. Г. Системный подход и принцип деятельности Э. Г. Юдин. М.: Наука,-1978.
  202. , В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы В. А. Ядов. Самара: Изд-во Самарского университета. 1995.
  203. , Г. Психологические проблемы этического развития детей Г. Якобсон. М.,-1984.
  204. , Г., Образ себя и моральное поведение дошкольников Г. Якобсон, В. А. Морева Вопросы психологии 1989. 6. 34−42.
  205. , К. Обш, ая психопатология Пер. с нем. М.: Практика, 1997. 33−34.
  206. Alexender, F. The dynamics of psychotherapy in the light of light of learning therapy. Inter, of Psychiatry, 1965, vol.1, N2, p. 189−197.
  207. Alexender, F. Constructive Conscious Control. Gollancz, Ltd, 1987.
  208. Alexender, F. The Universal Constant in Living. Centreline Press, 1986.
  209. Bruner, J., Haste H. Making sense: The childs construction of the wold. N.Y.:Methuen, 1983.
  210. Feldenkrais, M. Body and Mature Behavior. New York International Universities Press, 1949.
  211. Feldenkrais, M. Awareness through movement. New York: Harper&Row, 1973.
  212. Feldenkrais, M. Body Awareness as Healing Therapy. Frog Ltd, 1993.
  213. Lowen, A. Bioenergetik. Munchen: Scherz, 1976.
  214. Rolf, I. Rolfmg im Uberblik. Paderbom: Junfermann Verlag, 1993. 195
Заполнить форму текущей работой