Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика формирования познавательной активности учащихся младших классов на уроках физической культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выделены компоненты познавательной активности (на основе результатов исследований предыдущих лет) и определены ведущие из них активно развивающие школьника с 1-го по 3-й класс, соотношение которых представлено в разработанной модели формирования компонентов познавательной активности. В 1-м классе развитие познавательной активности осуществляется преимущественно через интенсивное формирование… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
    • 1. 1. Проблема формирования познавательной активности в сфере физкультурного образования
    • 1. 2. Общая характеристика познавательного интереса
    • 1. 3. Психолого-педагогические основы формирования познавательной активности детей младшего школьного возраста
      • 1. 3. 1. Структурная характеристика познавательной активности
      • 1. 3. 2. Особенности учебной деятельности младшего школьника
    • 1. 4. Особенности организации физкультурного образования учащихся младших классов при решении задач повышения познавательной активности на уроках физической культуры
      • 1. 4. 1. Пути активизации учебной деятельности младших школьников
      • 1. 4. 2. Практический и экспериментальный опыт повышения познавательной активности на уроках
  • Резюме
  • ГЛАВА II. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
    • 2. 1. Исследования особенностей динамики познавательной активности учащихся младших классов на уроках физической культуры
      • 2. 1. 1. Методы исследования особенностей динамики познавательной активности учащихся младших классов на уроках физической культуры
      • 2. 1. 2. Результаты исследования динамики частоты сердечных сокращений на уроках физической культуры
      • 2. 1. 3. Особенности динамики познавательного интереса
    • 2. 2. Исследования структуры познавательной активности и особенности ее проявлений на этапе начального обучения
      • 2. 2. 1. Методы исследования структуры познавательной активности
      • 2. 2. 2. Особенности проявления компонентов познавательной активности у учащихся младших классов на уроках физической культуры
    • 2. 3. Исследование связей показателей познавательной активности с физическим и умственным компонентами развития младших школьников
      • 2. 3. 1. Методы исследования соотношений показателей познавательной активности с физическим и умственным компонентами развития учащихся младших классов
      • 2. 3. 2. Результаты исследования связей показателя познавательной активности с умственным компонентом развития
      • 2. 3. 3. Результаты исследования связи познавательной активности с физическим компонентом развития младших школьников
  • Резюме
  • ГЛАВА III. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
    • 3. 1. Теоретическое обоснование модели формирования компонентов познавательной активности
    • 3. 2. Технологические аспекты методики формирования познавательной активности учащихся младших классов на уроках физической культуры
      • 3. 2. 1. Планирование учебного материала
      • 3. 2. 2. Методические особенности проведения учебных занятий
    • 3. 3. Организация опытно-экспериментальной работы
    • 3. 4. Результаты опытно-экспериментальной работы по обоснованию методики формирования познавательной активности учащихся младших классов на уроках физической культуры
      • 3. 4. 1. Изменения в физическом развитии и физической подготовленности учащихся младших классов 1−3-х классов в течение опытно-экспериментальной работы
      • 3. 4. 2. Изменения уровня развития познавательной активности учащихся младших классов в процессе опытно-экспериментальной работы
  • Резюме
  • ВЫВОДЫ

Методика формирования познавательной активности учащихся младших классов на уроках физической культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Социально-личностная ориентация образования требует, чтобы человек включался в социальные процессы как развивающаяся, социально устойчивая и одновременно мобильная, свободная и в то же время ответственная творческая личность.

Исследования [7], [14], [78], [165] и др. убедительно доказывают, что повышение познавательной активности школьников на уроках физической культуры способствует выработке способов физического самосовершенствования, поддержанию оптимального состояния здоровья, воспитанию творческой социально-активной личности. Но при существующих подходах к содержанию физического воспитания фактически выпадают такие важные компоненты, как формирование ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, ее потребностей и действенных мотивов по отношению к занятиям физическими упражнениями, воспитанию моральных и волевых качеств.

Исследования по проблеме формирования познавательной активности до сих пор включают, как изучение ее компонентов, так и поиск средств и частично методов ее формирования. Однако в теории и практике физического воспитания данное направление не представлено целостноналичие жесткой регламентации в обучении двигательным действиям и в развитии физических качеств ограничивало развитие методик, связанных с познавательной активностью. Долгие годы господствовал принцип «делай, как я» .

Ведущая идея исследования. Теоретический анализ существующих подходов к определению понятия познавательная активность позволил выделить 9 составляющих ее компонентов (критическое отношение к себе, самооценка, внимательность, организованность, эрудированность, любознательность, инициативность, эмоциональный интерес, творческое мышление), которые являются условием активизации учебного процесса и эффективности обучения. Проведенные нами исследования (1999;2000 г. г.) позволили проследить динамику развития данных компонентов у детей от 1-го к 3-му классу. Уровень развития повышается от 1-го к 3-му классу только таких компонентов познавательной активности, как любознательность, эрудированность и творческое мышление. Снижение уровня развития от 1-го к 3-му классу зафиксировано у таких компонентов, как — внимательность и инициативность. Уровень развития организованности и эмоционального интереса снижается от 1-го ко 2-му и повышается от 2-го к 3-му классу. Такие компоненты, как критическое отношение к себе и самооценка остаются без изменений от 1-го к 3-му классу. Низкий уровень развития компонентов познавательной активности учащихся младших классов позволяет говорить о недостаточной активизации учебного процесса и пока стихийном (путем проб и ошибок) процессе формирования познавательной активности на уроках физической культуры. Данное заключение особо значимо, так как, по мнению ряда авторов, характеризующих начальный этап обучения, этот период наиболее благоприятен для развития ведущих компонентов познавательной активности.

Результаты обучения обусловлены характером деятельности обучаемых, а также способами самого обучения. Поэтому повышение уровня развития каждого из компонентов познавательной активности, акцентирование при этом внимания на компонентах с низким уровнем развития, а также систематическое и целенаправленное использование на протяжении всего учебного процесса средств, методов и форм физического воспитания, направленных на формирование познавательной активности, по нашему предположению, послужат гарантом успешной реализации основных задач обучения.

Суть идеи исследования — показать возможность формирования познавательной активности учащихся младших классов на уроках физической культуры, на основе интеграции компонентов познавательной активности и учебного материала, в соответствии с психологической систематикой видов спорта и соревновательных упражнений по А. Ц. Пуни (1979) [135].

Выявленное противоречие между потребностями социальной образовательной практики в изменении процесса физического воспитания в направлении акцентированного формирования познавательной активности и отсутствием теоретических и практических разработок, направленных на формирование познавательной активности школьников, а также слабая изученность особенностей процесса формирования познавательной активности школьников на уроках физической культуры обусловили выбор темы нашего исследования:

Методика формирования познавательной активности учащихся младших классов на уроках физической культуры" .

Актуальность проблемы и выдвинутая нами гипотеза позволили сформулировать цель исследования: выявить условия и средства формирования познавательной активности на уроках физической культуры в младших классах.

Объект исследования: процесс формирования познавательной активности на уроках физической культуры.

Предмет исследования: взаимодействие компонентов методики формирования познавательной активности на уроках физической культуры в младших классах: содержания (специфических средств, методов, форм) и организации физического воспитания.

Гипотеза исследования — целенаправленное формирование познавательной активности на уроках физической культуры в школе может осуществляться за счет:

• выделения ведущих компонентов познавательной активности для каждой параллели классов и определения объема учебной нагрузки для каждого из них;

• интеграции компонентов познавательной активности и учебного материала в процессе построения учебно-воспитательного процесса физической культуры на основе приоритетного формирования компонентов познавательной активности интериоризационной, экстериоризационной и ценностно-ориентационной направленности;

• рационального сочетания средств и методов развития познавательной направленности, обеспечивающих на протяжении всего периода обучения систематическое и целенаправленное формирование каждого из компонентов познавательной активностичто будет способствовать проявлению:

• устойчивого интереса к общей цели и конкретным задачам занятий, а также эмоциональной удовлетворенности при решении практических и интеллектуальных задач;

• активности в поиске информации, тяги к знанию, а также уверенности и ориентации в полученных ранее знаниях;

• сознательного анализа, самоконтроля и рационального использования сил при выполнении физических упражнений;

• направленности, настроенности и сосредоточенности сознания на каком-либо предмете или явлении, самостоятельности и творческого отношения учащихся к выполняемым заданиям.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой исследования были поставлены и решались следующие задачи:

1. Изучить состояние исследуемой проблемы в теории и определить понятийный аппарат исследования.

2. Обосновать совокупность средств и методов физкультурного образования, способствующих формированию познавательной активности младших школьников.

3. Выявить и обосновать комплекс организационно-методических условий, направленных на формирование познавательной активности, и разработать методику формирования познавательной активности учащихся младших классов на уроках физической культуры.

4. Определить результативность разработанной методики формирования познавательной активности на основе анализа результатов констатирующего и формирующего этапов опытно-экспериментальной работы.

Теоретико-методологической основой исследования явились: основные положения культурно-исторической теории (J1.C. Выготский) — современная теория личности и деятельности (А.Н. Леонтьев, C. JL Рубинштейн, В. Н. Мясищев и др.) — методология и теория педагогических исследований (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский) — теория оптимизации учебного процесса (Ю.К. Бабанский) — основные теории развития познавательного интереса (Г.И. Щукина, М. Ф. Беляев, J1.A. Гордон и др.), основные положения теории физической культуры, в частности, теории школьной физической культуры (А.П. Матвеев, В. Н. Шаулин, В.К. Бальсевич), в том числе исследования проблемы гармонизации учебного процесса (П.Ф. Лесгафт, Ю. М. Николаев, И.М. Быхов-ская, С.В. Барбашов).

Методы исследования: системный анализ, моделирование, теоретический анализ и синтез, педагогические контрольные испытания, педагогические наблюдения, опытно-зкспериментальная работа, методы математической статистики.

Организация исследования. Решение задач, поставленных в исследовании, осуществлялось на протяжении 4-х лет.

На I этапе исследования (ноябрь 1998 — октябрь 1999 г. г.) осуществлялось формулирование цели, задач и методов исследования, проведен теоретический анализ научной литературы и практического опыта с целью отбора эффективных средств и методов физического воспитания, направленных на формирование познавательной активности младших школьников на уроках физической культуры.

Проведен психолого-педагогический анализ уроков, заключающийся в хронометрировании хода урока, методике непрерывного мониторинга пульса и уровня развития познавательного интереса. Проводились наблюдения за учащимися 1−3-х классов средних общеобразовательных школ городов Омска и Сургута (в количестве 100 человек).

При анализе динамики пульсовых показателей у учащихся младших классов на уроках физической культуры выявлен трехволновой характер реагирования пульсовых показателей, а также определено, что оптимальным периодом повышения и понижения частоты сердечных сокращений является временной промежуток от 5,3 до 6,5 минут. Анализ динамики пульсовых показателей и познавательного интереса позволил определить влияние применяемых средств и методов физического воспитания на функциональное и психоэмоциональное состояние учащихся младших классов.

В результате анализа и обобщения полученных теоретических и практических сведений была разработана система средств и методических приемов, направленных на формирование познавательной активности на уроках физической культуры в младших классах, выдвинута рабочая гипотеза и намечены основные задачи педагогического эксперимента.

Второй этап (ноябрь 1999 — август 2000 г. г.) заключался в проведении предварительных исследований с участием 611 школьников 1−3-х классов общеобразовательных школ города Омска (№ 59- 120 человек- № 96 — 120 человек- № 2 — 120 человек- № 56 — 79 человек- № 30 — 120 человек- № 40 — 40 человекнаучно-образовательное учреждение (НОУ) «Дюймовочка» — 12 человек) по определению уровня развития показателей физической подготовленности и школьной успеваемости. Для определения уровня развития познавательной активности использовалась модифицированная анкета Р. И. Айзмана (1994). При заполнении анкеты трем экспертам предстояло дать количественное выражение степени развития каждого из 9 компонентов познавательной активности в виде балльной оценки от 1 до 3 каждому ученику класса, учитывая, что 3 балла — самая высокая, 2 — средняя, 1 — низкая степень выраженности данного компонента. Анкетирование позволило оценить уровень и динамику (от 1-го к 3-му классу) развития компонентов познавательной активности, а также определить общий уровень сформированности познавательной активности на уроках физической культуры в каждой параллели классов (определялся средний балл по 9 показателям). На основании полученного материала изучалась связь между уровнем развития познавательной активности, школьной успеваемостью и физической подготовленностью учащихся младших классов. Оценивалась эффективность выбранных средств и методических приемов, исследовались особенности формирования познавательной активности.

Данные, полученные в ходе второго этапа исследования, явились основой для разработки методики формирования познавательной активности у учащихся младших классов на уроке физической культуры.

Третий этап исследования (сентябрь 2000 — март 2003 г. г.) предусматривал проведение опытно-экспериментальной работы, анализ и интерпретацию результатов исследования.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе школы № 62 г. Омска. Ее задача заключалась в определении результативности разработанного варианта методики формирования познавательной активности учащихся младших классов на уроках физической культуры.

В опытно-экспериментальной работе приняли участие 264 учащихся. В состав экспериментальных (135 человек) и контрольных групп (129 человек) вошли учащиеся 1−3-х классов (по 2 класса из каждой параллели). Определяющим принципом разделения классов на контрольные и экспериментальные группы явилось отсутствие на начало учебного года достоверных различий между показателями познавательной активности, физической подготовленности и уровня физического развития учащихся.

В конце учебного года (май 2001 г.) было проведено контрольно-педагогическое тестирование. Для оценки эффективности разработанной методики проводилось сравнение результатов опытно-экспериментальной работы по уровню сформированности познавательной активности у учащихся экспериментальной и контрольной групп, а также сравнение динамики физической подготовленности и физического развития в данных группах за период 2000;2001 учебного года.

Научная новизна исследования:

• установлена взаимосвязь уровней развития познавательной активности с уровнями физической подготовленности и школьной успеваемости;

• выявлена познавательная эффективность средств и методов физического воспитания в фазе повышения пульсовых показателей (задания двигательного характера — игровые задания, эстафеты, общеразвивающие упражнения (ОРУ) в движении, выполняемые круговым методом, самостоятельное проведение ОРУ, упражнения в парах, коллективные упражнения и др.) и в фазе понижения пульсовых показателей (задания, в большей степени интеллектуального характера — игры на внимание, беседы по новым темам, объяснения по ходу выполнения задания, ОРУ на восстановление и расслабление в сочетании с музыкой, домашние задания, работа по карточкам и др.);

• выделены компоненты познавательной активности (на основе результатов исследований предыдущих лет) и определены ведущие из них активно развивающие школьника с 1-го по 3-й класс, соотношение которых представлено в разработанной модели формирования компонентов познавательной активности. В 1-м классе развитие познавательной активности осуществляется преимущественно через интенсивное формирование таких компонентов познавательной активности, как критическое отношение к себе, самооценка, эрудированность, любознательность, эмоциональный интерес, творческое мышление. Во 2-м классе — критическое отношение к себе, самооценка, организованность, внимательность, эмоциональный интерес, творческое мышление. В 3-м классе — критическое отношение к себе, самооценка, организованность, внимательность, инициативность и творческое мышление;

• интегрированы в учебный процесс компоненты познавательной активности с учетом специфики разделов программы и представлены в виде схемы соотношения разделов учебной программы с компонентами познавательной активности и направленностью педагогического влияния, разработанной на основе психологической систематики видов спорта и соревновательных упражнений А. Ц. Пуни (1979). Для таких видов учебной программы, как легкая атлетика и гимнастика, характерно проявление преимущественно «монофронтальной» и «бифронтальной» психической активностихарактер деятельности предполагает, в первую очередь, «внутреннюю» направленность и формирование внутреннего плана действий, поэтому они определяют преимущественно интериоризационную направленность и целенаправленно влияют на развитие критического отношения к себе, самооценки, организованности и внимательности. Для разделов учебной программы — зимние забавы и спортивные игры характерно проявление «трифронтальной» психической активности, характер деятельности предполагает коллективный тип общения, а также большую вариативность и ситуативность выполняемых заданий, поэтому они отнесены к экстериоризационной направленности и в большей степени влияют на развитие инициативности, эмоционального интереса и творческого мышления. Теоретический компонент программы, представленный ценностно-ориентационной направленностью педагогического влияния, способствует решению задач личностного развития, призван создать у детей целостное представление о физической культуре и культуре здоровья как элементах общей культурыпредполагает интеграцию различных знаний, направленных на формирование у учащихся общественных ценностей, представлений о целостности мира, природы и человека, поэтому напрямую связан с развитием любознательности и эрудированности учащихся;

• разработана структурно-функциональная схема формирования познавательной активности на уроках физической культуры у учащихся младших классов и определена эффективность ее использования в условиях общеобразовательной школы. Ядро схемы представляет технологическая модель формирования компонентов познавательной активности, которая раскрывает механизм планирования образовательного процесса, определяя в дальнейшем соотношения объемов учебных средств и распределение учебного времени в течение года. Схема представлена 9-ю блоками, каждый из которых включает перечень типов уроков и методических приемов активизации учебной деятельности, направленных на развитие определенного компонента познавательной активности. В составе типов уроков (где наряду с традиционными типами уроков (обучающие, оздоровительные, контрольные), присутствуют кондиционно-развивающие — развитие физических качествинтеллектуально-развивающиеинтенционно-развивающие — формирование устойчивой мотивации и интереса к занятиямформирующие — формирование личностных черт характера). Перечень методических приемов активизации учебной деятельности составили задания, направленные на варьирование содержания и способов выполнениязадания по самоанализу, творческого характера, проблемного содержания, направленные на повышение уровня знаний, а также игрового и соревновательного характера.

Теоретическая значимость. Результаты проведенных исследований дополняют теорию и методику физического воспитания новыми представлениями о возможностях повышения эффективности учебного процесса на основе использования методики формирования познавательной активности учащихся младших классов на уроках физической культуры. Методика заключается в выделении условий подбора средств и методов обучения, а также условий организации учебного процесса, направленного на формирование познавательной активности. Таким образом, характер учебной деятельности, организуемой при прохождении разделов школьной программы «гимнастика» и «легкая атлетика», определяет преимущественно интериоризационную направленность педагогического влияния и в большей степени способствует развитию таких компонентов познавательной активности как: организованность, внимательность, самооценка, критическое отношение к себе. Характер деятельности на уроках «зимние забавы» и «спортивные игры» близок к эксте-риоризационной направленности педагогического влияния и поэтому способствует развитию инициативности, эмоционального интереса и творческого мышления. Теоретический компонент программы, представленный ценност-но-ориентационной направленностью педагогического влияния, напрямую связан с развитием любознательности и эрудированности учащихся.

Практическая значимость работы состоит в том, что:

• разработана система балльного оценивания уровня сформированно-сти компонентов познавательной активности, при этом результаты легко поддаются статистической обработке и сравнительному анализу;

• разработаны и практически апробированы рекомендации по использованию структурно-функциональной схемы формирования познавательной активности, в которых представлены и обоснованы содержание урока, организация и сочетание средств и методов физического воспитания в соответствии с целью и задачами урока;

• предложен комплекс программно-нормативных документов по реализации методики формирования познавательной активности учащихся младших классов на уроках физической культуры.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Познавательная активность младшего школьника как психическое состояние человека, являющееся и условием, и сопутствующим фактором изменения самой деятельности, может быть представлена совокупностью психолого-педагогических характеристик, наличие и становление которых будет выражаться в стремлении ученика к осознанному и качественному решению учебных задач, в расширении и углублении знаний, в познании сущности выполняемых действий. Критическое отношение к себе, самооценка, организованность, внимательность, эрудированность, любознательность, инициативность, эмоциональный интерес и творческое мышление как структурные компоненты познавательной активности являются основой познавательного (когнитивного) развития младшего школьника в процессе занятий физической культурой на уроке в школе.

2. Особенности формирования познавательной активности на уроках физической культуры выражаются в: изменении значимости ведущих компонентов познавательной активности в течение начального периода обучения в школедоминировании линейных форм зависимости познавательной активности с общешкольной успеваемостью и физической подготовленностью в течение начального периода обученияопределении адекватных средств и методов формирования познавательной активности применительно к фазам повышения и снижения частоты сердечных сокращений в течение урока физической культуры.

3. Формирование познавательной активности младших школьников в процессе физкультурной деятельности на уроке определяется организационно-методическими условиями вытекающими из интеграции компонентов познавательной активности и содержания разделов учебной программы по физической культуре в соответствии с психологической систематикой видов спорта и соревновательных упражнений по Пуни (1979), (характер учебной деятельности соответствующий экстериоризационной, интериоризационной и ценност-но-ориентационной направленности педагогического влияния обеспечивает развитие определенных компонентов познавательной активности).

4. Эффективность методики формирования познавательной активности учащихся младших классов на уроках физической культуры выражается в повышении уровня сформированности компонентов познавательной активности, в улучшении физического развития и физической подготовленности учащихся.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены совокупностью теоретических и методологических положений, репрезентативностью выборки исследуемых, использованием объективных, соответствующих задачам методов исследования, в том числе методов математической статистики, а также продолжительностью педагогического эксперимента и воспроизводимостью его результатов.

Апробация и внедрение материалов диссертационного исследования осуществлялись в средней школе № 62 г. Омска, в НОУ «Дюймовочка». Основные идеи диссертационного исследования обсуждались на межрегиональных научно-практических конференциях: «Проблемы совершенствования олимпийского движения, физической культуры и спорта в Сибири» (Омск, 1997) — «Физкультура и спорт в современных условиях: Состояние, тенденции, перспективы» (Омск, 2000) — «Проблемы совершенствования олимпийского движения, физической культуры и спорта в Сибири» (Омск, 2002) — на городских курсах повышения квалификации, проводимых для руководителей и учителей физической культуры «Новые технологии физического воспитания» (Сургут, 2001).

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка использованных ис.

2.3.3. Результаты исследования связи познавательной активности с физическим компонентом развития младших школьников.

Интеллектуальное развитие, как отмечал П. Ф. Лесгафт [102], требует соответственного физического развития. В. А. Сухомлинский [150] подчеркивал, что интеллектуальное богатство личности (наравне с нравственным, эстетическим) зависит от физического развития, здоровья, труда.

При творческом использовании принципов и методов обучения физическим упражнениям можно содействовать воспитанию культуры умственного труда. Огромные психологические нагрузки могут быть в значительной мере сняты при обучении школьников приемам чередования видов деятельности, самоконтроля [78].

Количественные значения изменения уровня развития познавательной активности учащихся 1−3-х классов в зависимости от уровня физической подготовленности представлены в таблице 7.

Как видно из таблицы, у детей с более высокими показателями физической подготовленности наблюдаются высокие показатели познавательной активности.

Так, учащиеся с очень высоким уровнем физической подготовленности (составляющие 7,1% от общего числа исследуемых школьников) и с высоким (составляющие 20,1%), имеют высокий уровень познавательной активности.

80% и 52,8% учащихся. У 49,4% учащихся со средним уровнем физической подготовленности наибольшее число учащихся (45,7%) показывают средний уровень познавательной активности.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

На основе результатов исследования нам предоставляется возможным дать практические рекомендации учителям физической культуры по вопросам формирования познавательной активности на уроках физической культуры в младших классах.

1. При проведении уроков физической культуры рекомендуется использовать модель формирования компонентов познавательной активности учащихся младших классов общеобразовательной школы и основанное на ней программно-методическое обеспечение, которое содержит годовое планирование.

2. С целью педагогического контроля за уровнем развития познавательной активности учащихся 1−3-х классов на уроках физической культуры предлагается использовать систему оценивания, позволяющую определить уровень сформированности структурных компонентов познавательной активности в балльной системе (3 балла — высокая, 2 — средняя и 1 баллнизкая степень выраженности данного компонента).

Результаты легко поддаются статистической обработке и сравнительному анализу, что позволяет использовать данную систему оценивания в общеобразовательной практике для учащихся начальных классов, а также позволит повысить эффективность построения учебного процесса, направленного на формирование познавательной активности учащихся. Уровень развития компонентов познавательной активности каждого учащегося можно определить посредством шкалы нормированных показателей.

3. В процессе формирования познавательной активности рекомендуется применять следующие методические приемы: задания по самоанализу, задания творческого характера, задания направленные на повышение уровня знаний, задания проблемного содержания, задания игрового и соревновательного характера, задания, направленные на варьирование содержания и способов выполнения.

4. Для более эффективного и рационального построения учебного процесса необходимо учитывать, что динамика пульсовых показателей имеет вариативный характер, которая соответствует как характеру нагрузки, так и психоэмоциональному фактору.

5. В процессе формирования познавательной активности рекомендуется применять средства и методические приемы в зависимости от направленности динамики ЧСС: средства двигательной направленности, которые являются наиболее эффективными при использовании в фазе повышения ЧСС (задания соревновательно-игрового характера, ОРУ на месте и в движении, коллективный способ работы) — средства, интеллектуальной направленности, которые являются наиболее эффективными при использовании в фазе понижения ЧСС (игры на внимание, задания, направленные на восстановление и расслабление организма, работа по карточкам, использование вербальных средств обучения).

6. Рекомендуется использовать совокупность алгоритмических действий по реализации методики формирования познавательной активности учащихся, предусматривающей определение исходного состояния компонентов познавательной активности, варьирование учебного времени, средств и методических приемов, формирование содержания учебного процесса физической культуры.

7. Рекомендуется использовать структурно — функциональную схему формирования познавательной активности. Схема представлена 9-ю блоками, включающими перечень методических приемов активизации учебной деятельности и типов уроков, направленных на развитие определенного компонента познавательной активности. Каждый блок в той или иной мере решает задачи личностного развития и предусматривает формирование теоретических знаний, практических и организационно-методических двигательных навыков и умений, предусмотренных Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования образовательной области «Физическая культура» и обязательного минимума содержания общего образования.

8. Предлагается технология распределения учебных средств в соответствии с критериями познавательной активности и характером педагогического влияния. Уровень развивающего влияния определен в ¼ (и приходится на компоненты с достаточным уровнем развития), а уровень акцентированно-развивающего влияния в ¾ (и приходится на компоненты с недостаточным уровнем развития) от общего объема учебного времени.

Полученное процентное соотношение распределения компонентов познавательной активности определяет структуру урока физической культуры для учащихся младших классов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Л.И. При каких условиях обучение может быть творческим для педагога и ребенка. Психологические проблемы развития и творчества учителя: (Круглый стол). / Л. И. Айдарова // Вопросы психологии. -1987.-№ 5.-С. 3−6.
  2. , Р.И. Подготовка ребенка к школе / Р. И. Айзман, Г. Н. Жорова, Л. К. Айзман и др. 2-е изд., доп., перераб. — Томск: Пеленг, 1994. — 206 с.
  3. , A.M. Моделирование сложных систем / A.M. Амосов. Киев: Наукова думка, 1970. — 164 с.
  4. , Б.Г. Психология педагогической оценки. / Б. Г. Ананьев // Тр. ин-та по изучению мозга им. В. М. Бехтерева Л., 1935. — Т.4. — С. 246 248.
  5. , М.К. Обучаемость и здоровье школьника / М. К. Асимова, В. Т. Козлова // Школа здоровья. 1995 — № 2. — С. 21−31.
  6. , Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б. А. Ашмарин. М.: Физкультура и спорт, 1978.- 223 с.
  7. , Б.А. Теория и методика физического воспитания: Учебник для студентов факультета физической культуры педагогических ин-тов / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, З. Н. Вяткина и др.- Под ред. Б.А. Аш-марина. М.: Просвещение, 1990. — 287 с.
  8. , Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения / Бабан-ский Ю.К. // Вопросы психологии. 1984. — № 1. — С. 51−58.
  9. , P.M. Измерьте ваше здоровье / P.M. Баевский, С. Г. Гуров. -М.: Сов. Россия, 1988. 96 с.
  10. , А.А. Управление физической подготовленностью спортсменов высокой квалификации по морскому многоборью на основе использования модельных характеристик: Дис.. канд. пед наук / А. А. Балай. -Минск, 1985.-211 с.
  11. , В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 1991.- № 7. С. 38.
  12. , В.К. Проблемы физического воспитания младших школьников / В. К. Бальсевич // Советская педагогика. 1983. — № 8. — С. 5−8.
  13. , В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В. К. Бальсевич. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 208 с.
  14. , В.К. Физическая культура человека: состояние проблемы и стратегия развития на перспективу (актовая речь) / В. К. Бальсевич. М., 1992.-21 с.
  15. , В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа человека / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 1. — С. 21−22.
  16. , С.В. Закономерности формирования личности как основа физкультурного образования школьников / С. В. Барбашов // Науч. труды: Ежегодник. / СибГАФК. Омск, 1996. — С. 21−30.
  17. , С.В. Педагогическая практика в школе: Учеб. пособие для студентов / С. В. Барбашов. Омск, 2000. — 97 с.
  18. , С.В. Специальная подготовка к бегу на сверхдлинные дистанции в годичном цикле квалифицированных спортсменов: Дис.. канд. пед. наук / С. В. Барбашов. М., 1987. — 165 с.
  19. , С.В. Физическая культура в школе: Методология разработки системы личностно ориентированного образования / С. В. Барбашов // Науч. труды: Ежегодник. / СибГАФК. Омск, 1997. — С. 100−105.
  20. , Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: Попул. пособие для родителей и педагогов / Т. В. Башаева. Ярославль: Академия развития, 1998. — 240 с.
  21. , М.В. К вопросу о динамике интереса / М. В. Беляев // Советская педагогика. 1940. — № 11−12. — С. 149−160.
  22. , М.Ф. Психология интереса: дис.. д-ра психол. наук / М. Ф. Беляев. Иркутск, 1944. — 769 с.
  23. , Н.А. активизация познавательных интересов как путь повышения успеваемости: Автореф. дис. .канд. пед. наук / Н. А. Беляева. М., 1953.- 18 с.
  24. , Н.А. Пути повышения интереса к учению / Н. А. Беляева // Труды науч. конф. Новосибирск, 1958. Т. 2, кн. 1. — С. 5−8 .
  25. , Е.А. 365 развивающих игр / Е. А. Беляков. М.: Рольф, Айрис-пресс, 1999.-304 с.
  26. , В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб.-метод. пособие / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. М.: Высшая школа, 1989. — 23 с.
  27. , А. Умственное утомление / А. Бине, В. Анри. М.: Просвещение, 1965.-243 с.
  28. , О.И. Физиологические основы познавательной активности школьников / Формирование познавательного интереса школьников / Отв. ред. Г. И. Щукина. Л., 1968. — 256 с.
  29. , А.А. О субъективных факторах творческой деятельности человека / А. А. Бодалев, Л. А. Рудкевич // Педагогика. 1995. — № 3. — С. 1923.
  30. , Л. И. Психологическое развитие школьника и его воспитание / Л. И. Божович, Л. С. Славина. М., 1979. — 125 с.
  31. , Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Л.И. Божович- Под ред. Д. И. Фельдштейна. М. 1995. -212 с.
  32. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М., 1968. — 484 с.
  33. , Е.Я. О школьных программах по физической культуре / Е. Я. Бондаревский, А. В. Кадетова // Физическая культура в школе. -1987.-№ 4. -С. 32−35.
  34. , Б.Ф. Опыт формирования привычки к занятиям физической культурой / Б. Ф. Ведмеденко // Советская педагогика. 1982. — № 2.-С. 33−35.
  35. , В.К. Проблема физического воспитания подрастающего поколения / В. К. Велитченко // Теория и практика физической культуры. 1984. № 4.-С. 30.
  36. , Е.И. Авторская экспериментальная программа «Здоровье» для учащихся классов компенсирующего обучения / Е. И. Веретенников // Спорт в школе. 1997. — № 47. — С. 3.
  37. , Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю. В. Верхошанский // Физическая культура в школе. 1990. -№ 12.-С. 2−7.
  38. Возрастные психологические особенности детей школьного возраста и их учет в процессе физического воспитания / Сост. Н. Б. Стамбулова -Д.: Б.и., 1988.-40 с.
  39. , B.C. Основы теории и методики физического воспитания: Учеб. пособие / B.C. Володина. Красноярск: КГПИ, 1991. — 240 с.
  40. , JI.C. Педагогическая психология / JI.C. Выготский- Под ред.
  41. B.В. Давыдова /- М.: Педагогика, 1991. 480 с.
  42. , П.Я. Введение в психологию: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарной специальности / П. Я. Гальперин. М.: Книжный дом «Ун-т" — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — 330 с.
  43. , С.И. Физиологические особенности детей / С. И. Гальперин. -М., 1899.-98 с.
  44. , М.В. Атлас по психологии: Информ. метод, материалы к курсу «Общая психология»: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. — М.: Просвещение, 1986. — 272 с.
  45. , Н. Познавательная деятельность детей, ее особенности / Н. Глуховеря // Дошкольное воспитание. 1976. — № 11. — С. 28−33.
  46. , А.А. Формирование у школьников самооценки движений в процессе физического воспитания: Автореф. дис.. канд. пед. наук / А. А. Глушак. -М., 1971. 19 с.
  47. , М.А. О методике тестирования физического состояния детей / М. А. Годик // Теория и практика физической культуры. 1973. — № 8.1. C. 32−34.
  48. , М.А. Спортивная метрология: Учеб. для ин-тов физ. культуры / М. А. Годик. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 191 с.
  49. , М. Активизация умственной деятельности на занятиях по физической культуре / М. Голощекина // Дошкольное воспитание. -1973.-№ 4.-С. 81−87.
  50. Гольд-Губер, Э. И. Воспитание эмоций детей школьного возраста / Э.И. Гольд-Губер // Советская педагогика. 1940. -№ 10. — С. 3−13.
  51. , В.Г. В творческом поиске / В. Г. Гордиенко // Физическая культура в школе. 1996. — № 6. — С. 15−17.
  52. , JI.A. Потребности и интерес / J1.A. Гордон // Советская педагогика. 1939. — № 8. — С. 78−86.
  53. , Л.А. Психология и педагогика интереса / J1.A. Гордон. Киев: Ряданьска школа, 1940. — 254 с.
  54. , С.В. Интеллектуализация нашего предмета / С. В. Грабарь // Физическая культура в школе. 1998. — № 2. — С. 52−53.
  55. , В.П. К психологической природе интереса / В. П. Грибанов // Проблемы формирования духовных потребностей: Науч. труды Новосибирского гос. пединститута. Новосибирск, 1970. — Вып. 17. — С. 207 218.
  56. , А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Автореф. дис. .канд. пед. наук / А. А. Гужаловский. М., 1980. -20 с.
  57. , И.А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию: Практ. пособие. / И. А. Гуревич 2 изд. — Минск.: Высш. шк., 1994.-319 с.
  58. , В.В. Виды обобщения в обучении / В. В. Давыдов. М., 1972. — 125 с.
  59. Детская спортивная медицина: Рук. для врачей / Под ред.: С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущева. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1991. -560 с.
  60. , Б.И. Анализ эмоционального состава интересов / Б. И. Додонов // Новые исследования в психологии. М.: Педагогика, 1975. — № 2. — С. 20 — 22.
  61. , И.И. Планирование прохождения учебного материала / И. И. Должиков // Физическая культура в школе. 1996. — № 3. — С. 12−22- № 6.-С. 13−23.
  62. , Д.Д. Развитие идей П.Ф. Лесгафта о физическом упражнении как двигательном действии / Д. Д. Донской // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 3. — С. 2−4.
  63. , У. Организация урока. Оценки и отметки: Пер. с нем. / У. Древе, Э. Фурман. М.: Просвещение, 1984. — 62 с.
  64. , И.В. Школьники и охрана их здоровья / И. В. Дубровина // Школа здоровья. 1998. — № 2. — С. 55.
  65. , Н.В. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. М.: ВЛАДОС, 2000. — 144 с.
  66. , А .Я. Психологические основы формирования интереса подростков к физической культуре / А. Я. Дука // Школа здоровья. 1996. — № 4. -С. 133−134.
  67. , П.К. Формирование у школьников интереса к физической культуре как социально-педагогическая проблема / П. К. Дуркин // Север. Дети. Школа: Сб. науч. тр. / Помор, междунар. пед. ун-т им. М. В. Ломоносова. Архангельск, 1994. — Вып. 1.-С.91−101.
  68. , Ю.Д. Главное образовательная сторона / Ю. Д. Железняк // Физическая культура в школе. — 1965. — № 6. — С. 5−6.
  69. , Ю.Д. О воспитании у школьника привычки регулярно заниматься физической культурой и спортом / Ю. Д. Железняк, В. П. Назаров // Материалы 3 научной конференции по физическому воспитанию детей и подростков. М., 1966. — С. 9−11.
  70. , В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский.- М.: Издательский центр «Академия», 2001. 192 с.
  71. , Л.В. Индивидуальные варианты развития младших школьников / Л.В. Занков- Под ред. Л. В. Занкова, М. В. Зверевой М.: Педагогика, 1973.- 175 с.
  72. , В.М. Спортивная метрология. Педагогический контроль в тренировочном процессе: Учеб. пособие для студентов ин-тов физ. культуры / В. М. Зациорский. М.: Основы теории тестов и оценок, 1978.-50 с.
  73. , А.Г. Отношение к труду и ЦО личности / А.Г. Здраво-мыслов, В. А. Ядов // Социология в СССР. М. — Т.2. — 1965. — 230 с.
  74. , В.В. Психология детства / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев- М.: Школа-Пресс, 1996. 336 с.
  75. , В.А. Психология отношения и личности учащегося / В.А. Зоб-ков. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1992. С. 38−50.
  76. , Л.Я. Применение ЭВМ для контроля и управления физического состояния здоровых детей / Л. Я. Иващенко, Е. А. Пирогова // Физическая культура и здоровье. Киев, 1988. — С. 30−33.
  77. , Е.П. Дифференциальная психофизиология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие / Е. П. Ильин. Л., 1979. — 84 с.
  78. Кабанова-Меллер, Е. Н. Структура и закономерности учебной деятельности в условиях развивающего обучения / Е.Н. Кабанова-Меллер // Структура познавательной деятельности. Владимир, 1976. — С. 14−16.
  79. , М.С. Человеческая деятельность / М. С. Каган. М., 1974. — 200 с.
  80. , В.П. Адаптация человека. (Социальные и медико-ф биологические аспекты) / В. П. Казначеев // Клинические и экспериментальные аспекты общей патологии / В. П. Казначеев Новосибирск, 1980.-С. 5−71.
  81. А.В. Ориентация личности в мире ценностей / А.В. Кирьяко-ва // Magister, международный психолого-педагогический журнал. -Москва, 1998. № 4. — С. 37−50.
  82. , В.В. Психиатрия детского возраста / В. В. Ковалев. М.: Медицина, 1979. 608 с.
  83. , Л.А. О мотивах выбора профессии студентами педагогического вуза / Л. А. Ковалева // Советская педагогика. 1974. — № 12. — С. 78−84.
  84. , Ю.А. Элементы психорегуляции на уроках / Ю. А. Копылов // Физическая культура в школе. 1995. — № 3. — С. 32−34.
  85. , А.В. Физическая культура людей разного возраста. Ч. I. Детский и юношеский возраст / А. В. Коробков. М.: Физкультура и спорт, 1962.-230 с.
  86. Краткий психологический словарь / Сост. JI.A. Карпенко- Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
  87. , В.Т. Развивающая педагогика оздоровления: (Дошкольный возраст): Прогроммно-метод. пособие / В. Т. Кудрявцев, Б. Б. Егоров. -М.: Линка-Пресс, 2000.-293 с.
  88. , В.В. Физическая культура детей и молодежи: актуальные проблемы воспитания / В. В. Кузин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1. — С. 2−3.
  89. , М.Л. Здравствуйте!: Программа формирования здоровья дошкольного возраста: Руководство для воспитателей дошкол. образоват. учреждений / М. Л. Лазарев. М.: Академия здоровья, 1997. — 376 с.
  90. , Г. Ф. Биометрия: учеб. пособие для биологич. спец. вузов. / Г. Ф. Лакин 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1980. — 293с.
  91. , Н.Т. Двигательная активность в процессе обучения младших школьников (гигиенические основы физвоспитания) / Н. Т. Лебедева. -Минск.: Нар. совет, 1979. 80 с.
  92. , А. Воспитание интереса /А. Левин // Народное образование -1966.-№ 1.-С. 75−78.
  93. , Н.Д. Проблема компенсации в психологии / Н. Д. Левитов И Способности и интересы / Под ред. Н. Д. Левитова, В. А. Крутецкого. -М.: АПН РСФСР, 1962. С. 197−231.
  94. , А.Н. О социальной природе психики человека / А. Н. Леонтьев // Вопросы философии. 1961. — № 1. — С. 26−29.
  95. , А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев 4-е изд. -М.: МГУ, 1981.-583 с.
  96. , Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогинез и феноменология ценностной регуляции деятельности / Д. А. Леонтьев // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1996. — № 4. — С. 34−44.
  97. , П.Ф. Избранные труды / П.Ф. Лесгафт- Сост. И. Н. Решетень. -М.: Физкультура и спорт, 1987. 359 с.
  98. , М.И. Общение со взрослыми у детей первых 7 лет жизни / М. И. Лисина // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. -М., 1978.-С. 37−41.
  99. , С.Н. Особенности тестирования общей работоспособности у детей и подростков / С. Н. Локтев // Теория и практика физической культуры.- 1991.-№ 10.-С. 53−54.
  100. , Л.И. Концепция физического воспитания: методология развития и технология реализации / Л. И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. -№ 1. — С. 11−17.
  101. , В.П. Об одной вековой дискуссии / В. П. Лукьяненко // Физическая культура в школе. 1997. — № 3. — С. 34 .
  102. , И.Т. Алгоритмизация процесса скоростно-силовой подготовки спортсменов: Моногр. / И. Т. Лысаковский. Омск: СибГАФК, 1997.-240с.
  103. Лях, В. И. Концепция физического воспитания и здоровья детей и подростков / В. И. Лях, Г. Б. Мейксон, Л. Б. Кофман. М., 1992. — 23 с.
  104. Лях, В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе / В. И. Лях // Теория и практика физической культуры. 1990. -№ 9. -С. 10−14.
  105. Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя / В. И. Лях. М.: ACT, 1998. — 272 с.
  106. , А.С. Коллектив и воспитание личности / А. С. Макаренко. -М.: Педагогика, 1972. 335 с.
  107. , А. К. и др. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. Пед. наук СССР / А. К. Маркова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман. М.: Педагогика, 1983.-64 с.
  108. , А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
  109. , А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  110. , А.П. Концепция образовательной программы физической культуры для средней общеобразовательной школы / А. П. Матвеев //
  111. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. -№ 1.-С. 19−22.
  112. , А.П. Методика физического воспитания с основами теории: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. училищ / А. П. Матвеев, С. Б. Мельникова. М.: Просвещение, 1991. — 191 с.
  113. , А.П. Образовательная учебная программа / А. П. Матвеев // Физическая культура в школе. 1996. — № 1. — С. 34−37.
  114. , А.П. Физическая культура личности как проблема педагогики / А. П. Матвеев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. — № 2. — С. 10−12.
  115. , М.В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Манохина. М., 1984. — 195 с.
  116. , А.Н. Толковый математический словарь / А. Н. Микша, В. Б. Орлов. Омск: СибГАФК, 1997. — 240 с.
  117. , Б.И. Основы методики физического воспитания школьников: Учеб. пособие для студентов пед. спец. высш. учеб. заведений / Б. И. Минаев, Б. И. Шиян. М.: Просвещение, 1989. — 222 с.
  118. , В.Н. Проблема потребностей в системе психологии / В. Н. Мясищев «Учен. зап. Ленингр. ун-та». № 244, Психология и педагогика. вып. — 1957. — Вып. 11. — С. 3−23.
  119. , Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2 / Р. С. Немов. 2-е изд. / Р. С. Немов. — М.: Просвещение: Владос, 1995. -496 с.
  120. , Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности / Ю. М. Николаев // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 6. — С. 2−10.
  121. , Л.Ф. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. / Л. Ф. Обухова. 2-е изд. — М.: Пед. о-во России, 1999.-488 с.
  122. , Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. М.: Тривола, 1995. — 357 с.
  123. , Н.Г. Современная система спортивной тренировки: Моногр. /
  124. H.Г. Озолин. М.: Физкультура и спорт, 1970. — 479 с.
  125. , В.П. Руководство профессиональным самоопределением старших школьников и вопросы профкнсультации: Автореф. дис.. канд. пед. наук / В. П. Парамзин. Иркутск, 1969. — 25 с.
  126. , А.В. Личность в психологии: парадигма субъективности: Учебное пособие для студентов вузов / А. В. Петровский. Ростов н-Д: Феникс, — 1996. — 509 с.
  127. , А.В. Психология о каждом и каждому о психологии / А. В. Петровский 2-е изд., испр. и доп.- М.: Изд-во РОУ, 1996. — 327 с.
  128. , С.Б. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека / С. Б. Пирогова, Л. Я. Иващенко, И. П. Страпко. -Киев: Здоровье, 1986. 152 с.
  129. Практическая психология образования: Учеб. для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений / Под ред. И. В. Дубровиной. 2-е изд. — М.: Сфера, 1998.-526 с.
  130. Проект основных положений концепции очередного этапа реформирования системы образования // Физическая культура в школе. 1998. — № 1.-С. 3−6.
  131. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / Под ред. Т. Т. Джамгарова, А. Ц. Пуни. М.: Физкультура и спорт, 1979. — 143 с.
  132. , Л.А. Алгоритмизация процесса скоростно-силовой подготовки спортсменов: Моногр. / Л. А. Раппорт, A.M. Дикунов. Омск: Сиб-ГАФК, 1997. — 240 с.
  133. , Т.А. Общая психология: Диагностика умственных способностей детей: Учеб.-метод. лит. / Т. А. Ратанова М.: Флинта, 1998. — 85 с.
  134. , С.А. Такая методика перспективна / С. А. Резников // Физическая культура в школе. 1996. — № 1. — С. 18.
  135. , Н.И. Личность как предмет психологического анализа / Н. И. Рейнвальд. Харьков: Изд-во Харьк. ун-та, 1974. — 164 с.
  136. , Е.И. Настольная книга практического психолога: В 2 кн. Кн. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста.: Учеб. пособие / Е. И. Рогов. М.: Владос, 1999. — 384 с.
  137. , В.П. Исследование путей повышения умственной активности младших школьников средствами физических упражнений / В. П. Рубин. Киев, 1973.-23 с.
  138. , C.JI. Основы общей психологии / C. JL Рубинштейн. -СПб.- М.- Харьков- Минск: Питер, 1999. 712 с.
  139. , C.JI. Основы общей психологии: Учеб. пособие / C.JI. Рубинштейн 2-е изд. — М.: Госучпедгиз, 1946. — 704 с.
  140. , JI.C. Влияние занятий физическими упражнениями и спортом на развитие некоторых психических функций: Метод, разработки / Л. С. Солнцева, И. Г. Кемишев. М., 1980. — 20 с.
  141. , М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания: Пособие для учителя / М. И. Сталкин. М.: Просвещение, 1987. -224 с.
  142. , Н.Б. Исследование развития психологических процессов и двигательных качеств у школьников 8−12 лет: Автореф. дис.. канд. психолог, наук / Н. Б. Стамбулова. Л., 1978. — 22 с.
  143. , В.И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) / В. И. Столяров, И. М. Быховская, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 1988. — № -5. С. 11−15.
  144. , В.И. Ценности спорта и пути его гуманизации / В. И. Столяров. М.: РГАФК, 1995. — 26 с.
  145. , В.Л. 300 соревновательных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет / В. Л. Страковская. М.: Новая шк. 1994. — 288 с.
  146. , В.А. Сердце отдаю детям. / В. А. Сухомлинский. 4-е изд. — Киев: Рад. шк., 1973. — 288 с.
  147. , Н.Ф. Пути и проблемы управления познавательной деятельностью человека / Н. Ф. Талызина // Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. М., 1975. — С. 15−17.
  148. Э.Д. Виды учебных действий и их роль в развитии творческого мышления младших школьников / Э. Д. Телегина, В. В. Габай // Вопросы психологии. 1986. — № 1. — с. 5−7.
  149. Теоретическая подготовка юных спортсменов: Пособие для тренеров ДЮСШ / Под ред.: Ю. Ф. Буйлина, Ю. Ф. Курамшина. М.: Физкультура и спорт, 1981.- 192 с.
  150. , Л.Ф. Развитие логического мышления детей / Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов. Ярославль: ТОО Гринго, 1995. — 240 с.
  151. , B.C. Физиология спорта: Очерки / B.C. Фарфель. М.: Физкультура и спорт, 1960. — 383 с.
  152. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального, общего, основного и среднего (полного) общего образования / Сост.: В. Н. Шаулин, В. И. Лях, Е. Н. Литвинов, Г. Б. Мейксон // Физическая культура в школе. 1997. — № 1. — С. 2−6.
  153. , Д.И. Психологические основы организации общественно полезной деятельности как средства нравственного воспитания подростка / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. 1974. — № 6. — С. 1822.
  154. , Н.А., Физиологические основы двигательной активности / Н. А. Фомин, Ю. Н. Вавилов. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 224 с.
  155. , Л.М. Психологический справочник учителя / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. М.: Просвещение, 1991. — 288 с.
  156. , О.В. По структуре временный стандарт доступнее, понятнее / О. В. Худолеева //Физическая культура в школе. 1997. — № 3. — С. 10.
  157. , А.Я. Об эмоциях, детерминирующих познавательную активность / А. Я. Чебыкин. // Психологический журнал. 1989. — Т. 10, № 4. -С. 135−141.
  158. , Л.В. Развитие внимания детей: Популяр, пособие для родителей и педагогов / Л. В. Черемошкина. Ярославль: Академия развития, 1997. — 224 с.
  159. , В.К. Психика как функциональная система. / В.К. Ша-бельников. Москва.: Изд-во Мектеп, 1986. — 268 с.
  160. , В.Н. Подготовка младших школьников к самостоятельным занятиям / В. Н. Шаулин // Физическая культура в школе. 1991. — № 4. -С. 13−15- № 5.-С. 16−20.
  161. , В.Н. Строить новое, не разрушая старое / В. Н. Шаулин // Физическая культура в школе. 1991. — № 4. — С. 3−7.
  162. , Н.Б. Исследованная активность в форме вопросов в разные возрастные периоды / Н. Б. Шумакова // Вопросы психологии. 1991. -№ 1. — С. 14−20.
  163. , Е.П. Исследование интереса к спорту у школьников (4−10 классов) и экспериментальное обоснование возможности управления импри спортивной ориентации: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. П. Щербаков. Омск, 1970. — 22 с.
  164. , Е.П. Проявление волевых качеств у спортсменов в действиях с разной структурой: Учеб. пособие / Е. П. Щербаков. Омск, 1982, — 34 с.
  165. , Г. И. Исследование проблемы активизации учебно-познавательной деятельности / Г. И. Щукина // Советская педагогика -1983. -№ 11.-С. 46−51.
  166. , Г. И. Методические рекомендации по использованию достижений педагогической науки в учебно-воспитательной работе школы / Г. И. Щукина. Ворошиловград, 1971. — 40 с.
  167. , Г. И. Познавательный интерес и проблема становления личности школьника в учебном процессе / Г. И. Щукина // Педагогические проблемы формирования познавательного интереса у учащихся. / ЛГПИ -Л., 1975.-С. 36−40.
  168. , Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1971. — 352 с.
  169. , Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. 1971. — № 4. -С. 35−40.
  170. , П.М. Эмоциональная жизнь школьника / П. М. Якобсон // Психология чувств мотивации. М. — Воронеж, 1998. — С. 87−118.
  171. , Н.М. Методика и техника урока в школе: В помощь начинающему учителю. / Н. М. Яковлев. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1970. -286 с.
  172. Gortner, Н. Ziele und Inhalte der anleitungen fur der stortunterricht / H. Gortner // Theorie und Praxis der Korper kultur. 1984. — № 10. — P. 760 767.
  173. Kleine spiele / Zusammengestellt und beanbeitet von Erika und Dr. Hugo Dobler. Volk und wissen. — Berlin: Volksei cener verlog, 1966. — 434 p.
  174. Korperkultur und sport: Kleine enziklopadie / VEB Bibliografiches Institut. -Leipzig, 1972. 743 p.
  175. Lascher, Arndt. Kleine spiele fur viele / Arndt Lascher. Sportverlang Berlin, — 1979. — 96 p.
Заполнить форму текущей работой