Педагогические принципы и модели организации физкультурно-спортивной деятельности детей и молодежи
Закономерности и принципы системы спортивной подготовки // Современная система спортивной подготовки М.: «СААМ», 1995. — С. 20−29 (в соавт.). Твой Олимпийский учебник / 2-е, Московское издание. Филиал МИПКРО (Центр инноваций в педагогике), «Советский спорт», 1998. С. 78−92 (в соавт.). Нормативные основы подготовки юных спортсменов // Современная система спортивной подготовки М.: «СААМ», 1995… Читать ещё >
Содержание
- выводы
1. Анализ состояния здоровья и физической подготовленности школьников Москвы свидетельствует о неудовлетворительном состоянии здоровья их значительной части (до 80%) и ухудшении его в последние годы, а также о замедленном физическом развитии современных школьников. Улучшить ситуацию возможно только путем внедрения системы личностно-ориенти-рованных педагогических технологий физического воспитания и физической подготовки учащихся в форме коррекционных, лечебно-профилактических и тренирующих методик обучения и с оценкой деятельности ученика в системе физкультурного образования по приросту индивидуального уровня физической подготовленности в зависимости от его исходного уровня.
2. Разработанная Концепция физического воспитания и здоровья детей и подростков, в которой вскрыты причины, отрицательно влияющие на процесс формирования основ здорового образа жизни детей и подростков в системе физического воспитания и выявлены возможные направления дальнейшего развития физического воспитания в общеобразовательной школе, позволила подготовить Комплексные программы физического воспитания учащихся I — IV, V — IX и X — XI классов образовательных школ России, включающие: специфические задачи, организационно-методические указания по проведению занятий, распределение учебного времени и содержание уроков по физической культуре с использованием различных видов спорта, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня, внеклассную работу и физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.
3. Для оценки физической подготовленности детей и подростков целесообразно использовать единую стандартизированную методику Тест-программы мэра Москвы «физкультурный паспорт», включающую батарею тестов: бег на 1000 м, челночный бег 10 раз по 5 метров, подтягивание на перекладине (мальчики), вис (девочки), наклон вперед сидя, подъем туловища за 30 с. Результаты оцениваются по 3-уровневой шкале: «высокий» (результат на уровне 100% от должного (гигиенически оптимального) возрастно-полового норматива и выше), «средний» (50−99% от должного) и «низкий» (ниже 50% должного норматива).
4. Нормативно-правовая база организации процесса физического воспитания в российских школах в основном устарела. Сегодня школа формально работает по положению, утвержденному Министерством просвещения СССР еще в 1983 г., а учреждения профессионального образования действуют на основе положений 1980 г. В связи с этим необходимо разработать: Единое положение о физическом воспитании для всех типов образовательных учреждений- Государственный образовательный стандарт по физической культуре, отражающий минимальные требования к содержанию образования по физической культуре, которыми должен овладеть каждый учащийся- новую типовую программу по физической культуре, основанную на педагогической диагностике физической подготовленности учащихся с помощью тестирования. Необходимо также рассмотреть вопрос о введении в выпускных классах общеобразовательных учреждений Итоговой государственной аттестации — экзамена по физической культуре, а также исключения из практики работы медицинских учреждений освобождения детей и учащихся от физической культуры по медицинским показаниям, обеспечив для этой категории лиц занятия лечебной и коррекционной физической культурой. Было бы целесообразно ввести на территории Российской Федерации «Паспорт здоровья учащегося» по единой статистической форме для непрерывного контроля за состоянием физического здоровья детей и их родителей.
5. Обобщение опыта проведения массовых детско-юношеских соревнований: «Игры Олимпийских надежд» в 1994 г. (в Играх по 15 видам спорта приняли участие 1866 команд образовательных учреждений, 159 московских спортивных школ, 42 территориальных организаций Российской Федерации и 38 зарубежных делегаций), зимних Игр олимпийских надежд в 1995 г. (более 1,3 млн. учащихся из 1513 общеобразовательных учреждений, 122 подростковых клубов и 22 спортивных школ боролись за награды Игр в 10 видах спорта), участия в проведении других крупных соревнований, таких, как «Золотая шайба», «Летающий мяч» и др., анализ опыта проведения крупных комплексных спортивных мероприятий за рубежом, анализ и участие в Олимпийском и Паралимпийском Движениях позволили разработать принципы организации и управления крупномасштабными спортивными мероприятиями детей и юношества, которые успешно реализованы входе подготовки и проведения в Москве Всемирных юношеских игр.
6. Разработанная модель легла в основу проведения и подготовки в Москве в 1998 г. первых в истории международного спортивного и Олимпийского движений крупномасштабных комплексных соревнований детей и юношества — Всемирных юношеских игр. Возникшее в результате проведения Игр, Движение Всемирных юношеских игр представляет собой новую философию жизни, обеспечивающую личности право свободного выбора в спорте вне зависимости от его национальной и расовой принадлежности, языка общения, вероисповедания, политических взглядов, физического состояния и пола. Движение распространяет по всему миру свои основополагающие принципы, а также идеалы Олимпийского и Паралимпийского движений, создавая таким образом международную добрую волю.
7. Входе подготовки и проведения Всемирных юношеских игр Исполнительной дирекцией Игр осуществлялся комплекс функций, среди которых можно выделить: сотрудничество с Международным олимпийским комитетом, сотрудничество с международными спортивными федерациями, сотрудничество с национальными олимпийскими комитетами, контакты с региональными общественными организациями, взаимодействие с Правительством Российской Федерации, взаимодействие с Правительством Москвы, работа с государствами СНГ, Балтии и субъектами РФ. Одновременно проведены мероприятия по организации оперативного управления Играми, обеспечению подготовки и функционирования Олимпийской деревни, работе служб размещения в период проведения Игр, строительству и реконструкции олимпийских объектов, аккредитации официальных лиц, прессы, участников и гостей Игр, созданию и функционированию автоматизированной информационной системы Игр, созданию сервера Всемирных юношеских игр в сети Интернет, работе с средствами массовой информации России в преддверии Игр, созданию и функционированию информационного центра Игр, телевизионному освещению Игр, пресс-службы, детских пресс-центров на Играх, протокольной службы и торжественных церемониалов и награждения, лингвистических служб, программы Персонал Игр, программы «Зритель» в рамках Игр, транспорта, связи, обеспечению безопасности и правопорядка, подготовки и проведения соревнований, управления спортивными соревнованиями, службы главного секретариата, функционирования спортивных сооружений, приема и обработки заявок на участие в соревнованиях, информационного обеспечения Игр, медицинского обеспечения и допинг-контроля, организации тренировок, обеспечения спортивно-технологических средств, работы с официальными лицами и жюри международных спортивных федераций, подготовки юных дикторов, подготовки и проведения соревнований по видам спорта, культурной программы Игр, подготовки и проведения Международного Форума «Молодежь-Наука-Олимпизм».
8. Существенный вклад в совершенствование научно-педагогических основ олимпийского движения внес проведенный в рамках Всемирных юношеских игр (как третья его составная часть, наряду со спортивной и культурной программами) Международный Форум «Молодежь-Наука-Олимпизм», включавший три конференции: «Олимпийское движение и социальные процессы» (направления: философия, социология, педагогика, история, организация, экономика, право), «Юношеский спорт >0(1 века» (социальные основы, формирование потребности в занятиях спортом, психологические проблемы юношеского спорта), «Практика олимпийского образования» (организация и программное обеспечение олимпийского образования, «Фэйр Плэй» и молодежь, спортивно-гуманистическое движение «СпАрт»), открытый семинар президентов олимпийских академий России (организация их деятельности, пропаганда олимпизма, координация научных исследований), а также конференция «Спортивная борьба среди детей и молодежи».
9. Создана рациональная организационная структура, позволяющая эффективно управлять подготовкой спортивного резерва в Москве в современных социально-экономических условиях — Московское городское физкультурно-спортивное объединение — самая крупная в мире спортивная организация, когда-либо созданная в одном городе, объединяющая более миллиона московских школьников, регулярно занимающихся физической культурой и спортом на уроках, в спортивных кружках и секциях. В системе учреждений МГФСО создана модель формирования социальной среды жизнедеятельности детей и подростков средствами физической культуры и спорта — работают 79 детско-юношеских спортивных школ, среди которых 52 являются специализированными школами олимпийского резерва, 13 клубов физической подготовки, 22 спортивных комплекса. В 615 школах открыты 3012 групп начальной подготовки с физкультурно-оздоровительной направленностью, занятия в которых обеспечивают ДЮСШ и спортивные клубы.