Формирование помехоустойчивости у юных баскетболистов на этапе начальной спортивной специализации
Диссертация
Соревнования в баскетболе характеризуются широким спектром помех, оказывающих отрицательное влияние на деятельность спортсмена. Это помехи со стороны противника, зрителей в зале, судей, партнеров по игре, соревновательных условий, а также помехи личностного плана (внутренние), составляющие переживания спортсменом влияния внешних помех и собственного состояния. Влияние помех на спортсмена может… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОМЕХОУСТОЙЧИВОСТИ В СПОРТЕ
- 1. 1. Спортивное соревнование, как фактор изменения состояния, поведения и результативности деятельности спортсмена
- 1. 2. Помехоустойчивость и ее значение в спортивной деятельности
- 1. 3. Сбивающие факторы в спортивной деятельности, снижающие помехоустойчивость спортсмена
- 1. 4. Факторы, обусловливающие помехоустойчивость спортсмена и пути ее повышения
Список литературы
- Алексеев A.B. Себя преодолеть. -М.: Физкультура и спорт, 1985. — 192 с.
- Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. — 166 с.
- Андреев В.И. Факторы, определяющие эффективность техники приемов нападения в безопорном положении в игровых видах спорта. Томск: ТГУ, 2000.-167 с.
- Анистратов A.C. Психологический анализ эмоций спортивного возбуждения у баскетболистов во время игры и их регуляция: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1974. — 22 с.
- Артамонова И.Е. Индивидуальный стиль деятельности как фактор соревновательной надежности спортсмена: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Малаховка, 1997.-20 с.
- Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 233 с.
- Бабушкин Г. Д., Назаренко Ю. Ф. Методика развития психических функций, обеспечивающих успешность соревновательной деятельности юных тяжелоатлетов //Тезисы 2-го междунар. конгр. по спорт, психол. — М., 1995. — С 6768.
- Бабушкин Г. Д., Смоленцева В. Н. Психология спорту. Омск: СибГАФК, 1998.-85 с.
- Бабушкин Т.Д., Бабушкин Е. Г. Формирование спортивной мотивации. -Омск: СибГАФК, 2000. 179 с.
- Бабушкин В.З. Исследование средств и методов повышения эффективности игровых действий юных баскетболистов: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-Киев, 1971.-18 с.
- Бабушкин В.З. Дальний бросок //Спортивные игры. 1985. — № 4. — С. 17−18.
- Байдук Слеймак Ибрагим. Оценка надежности и повышение надежности выполнения технико-тактических действий баскетболистов во время соревнований: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1986. 20 с.
- Баландин В. И. Повышение функциональных возможностей и соревновательной надежности юных спортсменов методом ментальной тренировки //Новые подходы к психорегуляции в спорте: Тезисы докл. Между нар. симпоз. -М., 1994.-С. 6.
- Батурин H.A. Психологи^ успеха и неудачи в спортивной деятельности: Учебное пособие. Челябинск, ЧГИФК, 1988. — 86 с.
- Башлыков И.П. Техника выполнения броска при разных требованиях к его продолжительности // Теория и практика физической культуры. — 1985. — № 8.-С. 10−12.
- Башкин С.Г. Динамика психических состояний в тренировке и соревновании как фактор управления деятельностью высококвалифицированных баскетболистов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1975. — 23 с.
- Бедда Тауфик Бей Мустафа Исследование путей совершенствования точности бросков мяча в корзину в игре баскетбол: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1977. — 24 с.
- Белкин A.A. Идеомоторная тренировка в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1983.- 128 с.
- Белов A.C. Взаимодействие двигательного и зрительного анализаторов при обучении баскетболисток штрафным броскам //Теория и практика физической культуры. — 1971. — № 7. — С. 15−17.
- Бектурганов O.E. Совершенствование устойчивости соревновательной деятельности борца к сбивающему фактору утомления: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1988. — 20 с.
- Блеер А.Н. Средства и методы совершенствования соревновательной надежности борцов греко-римского стиля: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1988.-20 с.
- Блудов Ю.М. Экспериментальное исследование надежности некоторых психофизиологических качеств высококлассных спортсменов в экстремальных условиях ответственных соревнований: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1973.-29 с.
- Бойченко С.Д. Помехоустойчивость точностных движений и возможные пути ее повышения в процессе спортивной тренировки: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1980. — 21 с.
- Бондарь А.И. Теоретико-методические основы повышения технического мастерства баскетболистов высокой квалификации: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Минск, 1993. — 23 с.
- Бутаев В.К. Влияние нагрузки на технику движений, требующих целевой точности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1991. -24 с.
- Вальтин А.И. Методика совершенствования техники бросков мяча в игре баскетбол: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1984. -24 с.
- Вальтин А.И. Влияние интенсивной двигательной деятельности баскетболистов на технику броска в корзину в прыжке //Теория и практика физической культуры. 1985. — № 9. — С. 8−11.
- Вендрих А.Ф. Проблема надежности спортсмена в психологическом аспекте// Теория и практика физической культуры. 1974. — № 2. — С. 53−56.
- Воронова В.И. Исследование путей формирования представлений в процессе овладения техникой бросковых действий в баскетболе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1979. — 22 с.
- Высоцкий А.И. Возрастная динамика волевой активности школьников и методы ее изучения: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. JL, 1982. — 41 с.
- Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М.: Физкультура и спорт, 1981. — 112 с.
- Гиссен Л.Д., Сопов В. Ф. Некоторые итоги изучения состояния спортсмена //Психологические проблемы предсоревновательной подготовки высококвалифицированных спортсменов: Сб. науч. трудов. Л., 1977. — С. 36−46.
- Гиссен Л.Д. Время стрессов. М.: Физкультура и спорт, 1990. — 192 с.
- Голомазов C.B. Исследование механизмов управления точностью движений и экспериментальное обоснование методики ее повышения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1973. — 30 с.
- Голомазов C.B., Зациорский В. М. Точность двигательных действий: Учебное пособие. -М.: ГЦОЛИФК, 1979. 57 с.
- Голомазов C.B. Теоретические основы и методика совершенствования целевой точности двигательных действий. Дис.. д-ра пед. наук. М., 1996. -316 с.
- Горская Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов. Краснодар: КГАФК, 1995. — 184 с.
- Горбунов Г. Д. Варьирование целеполагания как способ саморегуляции неблагоприятных предстартовых состояний //Практические аспекты психологической подготовки спортсменов: Материалы Всесоюз. Симпоз. — М., 1975. — С. 48−50.
- Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта. М.: Физкультура и спорт, 1986.- 182 с.
- Грицаенко М.В. Оптимизация соревновательной эмоциональной устойчивости юных спортсменов (на примере стрелкового спорта): Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2002. — 20 с.
- Грицаенко М.В., Романина Е. В. Психотехнические и личностные характеристики надежности выстрела в пулевой стрельбе //Спортивный психолог. -2004.-№ 2.-С. 46−49.
- Данилина Л.Н., Плахтиенко В. А. Проблема психической надежности в спорте: Учебное пособие. М.:ГЦОЛИФК, 1980. — 56 с.
- Данилина JI.H. Лабораторный практикум по психологии. М.: ГЦО-ЛИФК, 1990.-96 с.
- Дашкевич О.В., Зобков В. А. Личностные факторы психической готовности юного спортсмена к спортивной деятельности //Методические рекомендации для слушателей ФПК ГЦОЛИФК. М.: 1982. — 33 с.
- Дашкевич О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 1985. — 36 с.
- Джамиль Селах Махди. Точность двигательных действий, выполняемых с максимальной быстротой у футболистов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1984.-25 с.
- Елисеев C.B. Предсоревновательная подготовка борцов-самбистов высокой квалификации: Дис.. канд. пед. наук. М., 2001. — 139 с.
- Зарубежные научные исследования (экспресс-информация). Вып. 2. ЦООНТИ-ФИС. М., 1984. — С. 16−22.
- Загайнов P.M. Психолого-педагогические основы преодоления кризисных ситуаций (на материале спортивной деятельности): Автореф. дис. д-рапсихол. наук. СПб, 1992. — 40 с.
- Загайнов P.M. Исследование психических состояний, возникающих в связи со значимой деятельностью в спорте: Автореф. дис.. канд.психол. наук. -Л., 1982. 18 с.
- Зарубежные научные исследования (экспресс-информация). Вып. 2. -ЦООНТИ. — М.: Физкультура и спорт, 1984. — С. 16−22.
- Зациорский В.М., Голомазов C.B. Биомеханическое исследование баскетбольного броска //Теория и практика физической культуры. 1972. — № 11. — С. 17−24.
- Зобков В.А. Мотивация и самооценка подростка как фактор готовности к соревновательной деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1981. -21 с.
- Ивойлов A.B. Помехоустойчивость движений спортсмена. — М.: Физкультура и спорт, 1986. 110 с.
- Игуменов В.М. Исследование влияния предстартового эмоционального возбуждения борцов высокой квалификации на результаты их выступления на ответственных соревнованиях: Автореф.. дис. канд. пед. наук.- М., 1971.-27 с.
- Ильин Е.П. Методологические аспекты изучения связи нервной системы и темперамента с особенностями поведения и эффективностью деятельности спортсменов //Спорт в современном обществе: Всемирный конгресс. Педагогика и психология. — М., 1980.-С. 195.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2001. — 495 с. 59.1<�азаченко Н.П. О методах психологической диагностики помехоустойчивости тяжелоатлетов // Сб. науч. трудов. М.: ГЦОЛИФК, 1977. — С. 47−48.
- Казаченко Н.И. Помехоустойчивость человека в экстремальных условиях деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1977. — 25 с.
- Калинин, Е.А. Исследование стрессовых ситуаций спортсменов: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 1975.-21 с.
- Канатов A.B. Проявление спортивной мотивации в системе взаимоотношений в команде баскетболистов// Психологические технологии в физическом воспитании и спорте: Материалы межрегион, симпоз. по спорт, психол.-Омск, 2004.-С. 18−20.
- Канатов A.B., Бабушкин Г. Д. Управление формированием спортивной мотивации у юных баскетболистов // Психологические технологии в физическом воспитании и спорте: Материалы межрегион, симпоз. по спорт, психол.-Омск, 2004.-С. 13−17.
- Карплюков А.Н. Спортивное соревнование как фактор привлечения к занятиям спортом людей различного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Омск, 2004. — 24 с.
- Келлер B.C. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях. — Киев: Здоровье, 1977. 181 с.
- Киселев, Ю.Я. Психологический анализ препятствий, неожиданно возникающих на соревнованиях М., 1965. — С. 34−38.
- Клесов И.А., Дашкевич О. В. Личностные факторы эффективности и надежности соревновательной деятельности юных футболистов //Теория и практика физической культуры. 1993. — № 2. — С. 19−20.
- Клещев В.Н. Некоторые вопросы психологической подготовки к соревнованиям //Бокс: Ежегодник. М., 1986. — С. 19−20.
- Королева Т.П. Возможности деятельного подхода в психологической подготовке спортсмена //Теория и практика физической культуры. 1996. — № 8. — С. 40−42.
- Красников A.A. Особенности соревновательной деятельности спортсмена //Требования состязаний к физическим и психическим возможностям спортсмена: Методические разработки для слушателей высшей школы тренеров. М.: ГЦОЛИФК, 1991.-42 с.
- Кудрявцева О.С. Формирование игровой коммуникации в условиях неопределенности ситуаций у юных баскетболисток: Дисс.. канд пед наук. Тобольск, 2005. — 165 с.
- Кудряшов Ю.Г. Исследование факторов, определяющих надежность выполнения выстрела в стрельбе из винтовки: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1978.-23 с.
- Кузьмина З.В. Исследование особенностей самооценки личности в условиях успеха и неудачи: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1973. — 17 с.
- Кулак И.А. Физиология утомления при умственной и мышечной работе человека. — Минск: Беларусь, 1968. 272 с.
- Лакин Г. Ф. Биометрия. М.: Высшая школа, 1973. — 343 с.
- Ломов Б.Ф., Сурков E.H. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1980.-277 с.
- Лукоянов В.В. Основные аспекты синтеза психофизической подготовки в спорте высших достижений //Теория и практика физической культуры. 1996. — № 9. — С. 62−63.
- Мазуров О.Н. Исследование психологических компонентов помехоустойчивости: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1979. -23 с.
- Малинаускас Р.К. Профилактика психических состояний спортсменов в юношеском возрасте// Актуальные вопросы безопасности, здоровья при занятиях спортом и физической культурой: Материалы 6-й межданар. Науч. практ. конф. Томск: ТГПУ, 2001. — С. 215−216.
- Малкин В.Р. Управление психологической подготовкой в спорте. Екатеринбург: ЕГПУ, 2001. — С. 45−58.
- Малкин В.Р. Формирование психической и соревновательной надежности спортсмена //Спортивный психолог. — 2004. — № 2. С. 33−36.
- Марищук В.Л. и др. Методики психодиагностики в спорте. — М.: Просвещение, 1984. 190 с.
- Марищук В.Л., Серова Л. К. Самоконтроль и саморегуляция спортсмена //Информационные аспекты управления подготовкой спортсменов: Сб. науч. трудов. М.: Физкультура и спорт, 1987. — С. 90−105.
- Мартене Р. Социальная психология и спорт. М.: Физкультура и спорт, 1979.-175 с.
- Масальгин H.A. Математико-статистические методы в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1974. — 151 с.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1989. — 543 с.
- Матова М.А. Психологическая диагностика уровня помехоустойчивости спортсменов //Теория и практика физической культуры. 1972 — № 9. — С. 2526.
- Медведев В.В. Психологическое обеспечение спортивной деятельности.- М.: Физкультура и спорт, 1989. 41 с.
- Медведев В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. Л.:ЛГУ, 1982. — С. 48−56.
- Милерян Е.А. Эмоционально-волевые компоненты надежности оператора. В кн.: Очерки психологии труда оператора /Под ред. A.A. Милеряна. М., 1974.-С. 5−82.
- Мильман В.Э. Некоторые вопросы повышения спортивной надежности. -В кн.: Материалы Всесоюзного симпозиума «Практические аспекты психологической подготовки спортсменов». — М., 1976. С. 121−123.
- Мильман В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности //Стресс и тревога в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1983. — С. 24−26.
- Михайлова Э.И. Психолого-педагогическая оценка факторов эффективности соревновательной деятельности в спортивной гимнастике: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1975. 14 с.
- Мозола P.O. Исследование средств и методов совершенствования штрафных бросков в баскетболе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Киев, 1975.- 19 с.
- Мохамед Лотфи Мохамед Taxa. Эффективность средств психологической подготовки начинающих баскетболистов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1988. 21 с.
- Наенко Н.И. Психическая напряженность. — М: МГУ, 1986. — 167 с.
- Найдиффер Р. Психология соревнующегося спортсмена. — М.: Физкультура и спорт, 1979. — 224 с.
- Невмянов H.A. Оценка и совершенствование помехоустойчивости технико-тактических действий юных футболистов //Теория и практика физической культуры. 1998. — № 7. — С. 7−9.
- Некрасов В.П., Худадов H.A., Пикенхайн JL, Фрестер Р. Психорегуляция в подготовке спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1985. — 176 с.
- Ноткин Е.А. Статистика в гигиенических исследованиях. М.: Медицина, 1965.- 132 с.
- Общая и спортивная психология: Учебник для физкультурных вузов //Под ред Г. Д. Бабушкина. Омск: СибГУФК, 2004. — 416 с.
- Организация и проведение психолого-педагогического исследования /Под ред. Г. Д. Бабушкина и Е. П. Каргаполова. Омск-Ханты-Мансийск, 2001 — 190 с.
- Парашин Ю.П. Исследование взаимосвязей между психологическими качествами, экстремальными условиями и эффективностью соревновательной деятельности (на примере волейбола): Автореф. дис.. кан. пед. наук. 199 118 с.
- Плахтиенко В.А., Блудов Ю. М. Надежность в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1983. 176 с.
- Портнов Ю.М. Основы управления тренировочно-соревновательным процессом в спортивных играх. М.: Физкультура и спорт, 1996. — 200 с.
- Портнов Ю.М. Баскетбол. М.: Физкультура и спорт, 1997. — 479 с.
- Практикум по спортивной психологии /Под ред. И. П. Волкова. СПб.: Питер, 2002. — С. 242−258.
- Психология: Учебник для технических вузов /Под ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2001. — с. 83.
- Психологическая подготовка баскетболистов: Методические рекомендации /Составитель A.B. Родионов. -М.: Б.и. 1988. 18 с.
- Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте. -М.: Физкультура и спорт, 1969. — 78 с.
- Пуни А.Ц. О психологических особенностях соревновательной борьбы в различных видах спорта //Теория и практика физической культуры. — 1970. -№ 6. С. 7−9.
- Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979.-391 с.
- Родионов, A.B. Влияние психологических факторов на спортивный результат. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 120 с.
- Родионов A.B., Воронова В. И. Психологические основы подготовки баскетболистов. М.: 1989. 136 с.
- Родионов A.B. Непопалов В. Н., Сопов В. Ф. Предметная организация психофизиологической подготовки спортсменов //Спортивный психолог. 2004. -№ 2. -С. 12−20.
- Рубинштейн C.JT. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. -460 с.
- Рябков A.M., Смоленцева В. Н., Бабушкин Г. Д. Методика развития психорегуляции у юных волейболистов //Психология и педагогика в Сибири. -2000. -№ 1.-С. 40−50
- Рябков A.M., Смоленцева В. Н., Бабушкин Г. Д. Эмоциональная характеристика помеховлияния волейболистов с учетом развития навыков психорегуляции //Психология и педагогика в Сибири. 2001. — № 1. — С. 51 -54.
- Саблин А.Б., Костикова JT.B. Особенности специальной подготовленности высококвалифицированных высокорослых баскетболисток //Теория и практика физической культуры. — 2002. — № 2. С. 36−37.
- Сабуров П.С. Педагогические пути регуляции эмоционального напряжения у прыгунов на лыжах с трамплина: Автореф. дис.. канд. пед. наук. J1., 1979.- 19 с.
- Саная М.В. Самооценка и саморегуляция деятельности фигуриста как факторы эффективности и надежности спортивного результата: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1983. -21 с.
- Сахиб Аль Джамшир. Влияние физической нагрузки на точность двигательных действий футболистов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1987. -23 с.
- Селиванов В.И. О психологических механизмах волевой активности //Проблемы психологии воли /Под ред. В. И. Селиванова. Рязань: РГПИ, 1974. -С. 5−8.
- Селиванов В.И. Актуальные вопросы психологии воли //Вопросы психологии личности /Под ред. В. И. Селиванова. Рязань: РГПИ, 1975. — С. 4−26.
- Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз, 1960.63с.
- Сеченов И.М. Избранные произведения. М.: Наука, 1953. — С. 174 179.
- Сетяева H.H., Смоленцева В. Н. Взаимосвязь психорегуляции с индивидуально-психологическими особенностями пловцов высокой квалификации //Психология и педагогика в Сибири. 2001. — С. 55−61.
- Сетяева H.H. Методика совершенствования навыков саморегуляции у спортсменов высокой квалификации: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Сургут, 2004. — 22 с.
- Система подготовки зарубежных спортсменов: Экспресс-информация. -Вып. 10.-М., 1984.-С. 30−38.
- Сиротин О. А. Исследование психофизиологических особенностей личности борцов //Вопросы спортивной психогигиены. М.: 1975. — С. 35−45.
- Сингер Р.Н. Мифы и реальность спорта. М.: Физкультура и спорт, 1980.- 152 с.
- Сиротин O.A. Психолого-педагогические основы индивидуализации спортивной тренировки дзюдоистов: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1996. — 315 с.
- Смирнов Б.Н. Психологические аспекты воспитания волевых качеств: В кн.: Психология физического воспитания и спорта /Под ред. Т. Т. Джамгарова, А. Ц. Пуни. М.: Физкультура и спорт, 1979. — С. 66−82.
- Смоленцева В.Н. Психическая саморегуляция в процессе подготовки спортсменов. Омск: СибГУФК, 2003. — 196 с.
- Сопов В.Ф. Динамика психических состояний в спортивной деятельности как объект психологической подготовки //Труды Самарской областной Федерации спортивной медицины. Т.З. — Самара, 1999. — С. 15−19.
- Сопов В.Ф. Психологическая подготовка к максимальному спортивному результату. Современные психотехнологии. Самара: СГПУ, 1999. — 45 с.
- Сопов В.Ф. Актуальные отрезки спортивной деятельности как детерминанты возникновения психических состояний //Спортивный психолог. 2004. -№ 2.-С. 40−45.
- Страхов В.И. Творческие письменные работы-задания по лекционному курсу «Психология спорта» //Учебное пособие. Саратов: СГПУ, 1993. — 112 с.
- Страхов В.И. Очерки психологии внимания. Вып. 1. — Саратов: СГУ, 1994.- 12 с.
- Суворова В.В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 1975. — 125с.
- Сурков E.H. Психомоторика спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 1984.- 126 с.
- Теория и методика физического воспитания /Под ред. Л. П. Матвееева, А. Д. Новикова. Т.1. — М.: Физкультура и спорт, 1976. — С. 209−228.
- Турецкий Б.В. Совершенствование тактической подготовки фехтовальщиков в связи с индивидуальными стилями принятия решений в боевых взаимодействиях: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1981. — 24 с.
- Тышлер Б.В. Теория и методика спортивного совершенствования в современных единоборствах: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1984. — 46 с.
- Унесталь Л.Э. Основы ментального тренинга в спорте. СПб.: ЛНИ-ИФК, 1997.-25 с.
- Хачатурян Ю. А. Индивидуализация средств и методов управления эмоциональной напряженностью у спортсменов высокой квалификации в процессе подготовки и участия в соревнованиях: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1980.-22 с.
- Хаупашев М. Х Развитие точности двигательных действий у юных волейболистов 13−16 лет: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1995. -29 с.
- Хуцанеки Тадеуш. Социально-психологические характеристики разыгрывающего игрока в баскетболе //Теория и практика физической культуры. 2002.-№ 7.-С. 21.
- Цзен Н.В., Пахомов Ю. В. Психотехнические игры в спорте. М: Физкультура и спорт, 1985. — 160 с.
- Чашина Г. А. Психическая саморегуляция двигательной деятельности в условиях нарастающего утомления: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -Л., 1977. 21 с.
- Чернов Ю.И. Связь успешности спортивной деятельности с некоторыми индивидуально-психологическими особенностями личности спортсменов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — M., 1979. — 23 с.
- Черникова O.A., Дашкевич О. В. Активная саморегуляция в спорте. -М.: Физкультура и спорт, 1971. 47 с.
- Чикалов В.В. Влияние специальных нагрузок на точность передач в баскетболе //Помехоустойчивость движений спортсмена. Волгоград: ВГИФК, 1981.-С. 51−58.
- Шайхитдинов Р.З. Личность и волевая готовность в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 112 с.
- Шумилин А.П. Мотивация в структуре результативности соревновательной деятельности дзюдоистов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Красноярск, 2003.-20 с.
- Щербаков Е.П. Уверенность как состояние и свойство личности //Психология личности и деятельности спортсмена: Сборник научных работ. — М., 1981.-С. 51−60.
- Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков. М.: Педагогика, 1961.-С. 17.
- Arnold М.В. Stress and emotion. In Psychological Stress, N. Y., AppletonCentury Crofts, 1967. P. 123−140.
- Cofer Ch. N., Appley M.N. Motywacja: teoria badania. -Warszawa, 1972. -245 p.
- Ellis A. Reason and Emotion in Psychotherapy. N.Y. 1962. — P. 45−68.
- Goldfried H., Goldfried A. Cognitive change methods. In F. Kanfer A. Goldstein, Helping People Change. -N.Y.: Pergamon, 1975. P. 56−74.
- Lasarus R.S. Psychological stress and the coping process. New York: McGraw Hill, 1966. — 245 p.
- Martens R. Anxiety and motor behavior: a review. «Journal of Motor Behavior», 1971.-№ 2.-P. 151−179.
- Miksik O. Psychicka instabilita a sportovni vykon. Teor. Praxe tel. Vych. 23, 1975. № 6.-P. 345−356.
- Suinn R.M.Andrews F. Behavioral characteristies of professional Alpine ski racers. Manuscript in preparation, 1980. — 235 p.
- Vanek M., Hosek V., Svoboda B. Studies osobenosti ve sportu. Praga, 1974.-P. 36−58.
- АНКЕТА СПОРТСМЕНА БАСКЕТБОЛИСТА
- Условия проведения соревнований:1. Время проведения2. Погодные условия3. Размеры зала4. Освещенность в зале
- Цвет игровой площадки в зале6. Температура в зале7. Санитарные условия8. Качество игрового мяча
- Выездные условия соревнований
- Информация о ходе игры 11. Длительность турнира2. Зрители
- Место расположения зрителей
- Присутствие родных и близких
- Присутствие недоброжелателей4. Шум на трибунах5. Реплики зрителей6. Жестикуляция зрителей
- Поддержка зрителей соперника3. Судья1. Внешний вид2. Жестикуляция3. Звук свистка4. Место расположения судьи5. Замечания
- Несвоевременная подача свистка7. Необъективность судейства
- Неправильное определение судьей нарушений правил4. Тренер1. Внешний вид2. Поведение3. Замечания4. Резкие замечания5. Грубые замечания6. Несвоевременные подсказы7. Оскорбления
- Чрезмерная эмоциональность9. Безразличие
- Неправильная замена игрока 11. Наказание5. Игроки своей команды1. Внешний вид2. Недовольный вид3. Замечания игрока4. Грубость игрока5. Оскорбления игрока6. Невнимательность7. Медлительность
- Непонимание во взаимодействии9. Ошибки в игре
- Повторные ошибки в игре 11. Грубые ошибки в игре12. Пререкания
- Игнорирование вас как игрока во время игры14. Игрок берет игру на себя
- Индивидуальная игра партнера5. Соперники1. Форма соперника2. Внешний вид3. Рост соперника4. Возраст соперника5. Титул соперника6. Все соперника
- Техническая подготовленность
- Физическая подготовленность9. Тактика игры10. Грубость в игре11. Реплики соперника12.Активность в защите13. Назойливость в опеке
- Успешные действия соперника 15. Забитое очко соперником
- Физические действия соперника
- Моральное давление соперника
- Психическое давление соперника7, Мои действия1. Здоровье2. Самочувствие3. Форма одежды
- Физическая подготовленность
- Техническая подготовленность
- Тактическая подготовленность
- Психологическая подготовленность8. Неудачная передача
- Неудачный бросок в корзину10. Неудачное накрывание мяча11. Неудачный финт12.Неудача в подборе мяча13. Усталость14. Полученная травма15.Совершенный фол
- Игра с соперником, ранее выигравшим у вашей команды
- Не устраивающий вас партнер в игре
- Совершенное вами нарушение правил
- Несправедливое определение нарушения правил в вашей игре
- Соперничество в течение игры1. Игра очко в очко
- Постоянное отставание в счете
- Постоянное ведение в счете
- Большой отрицательный разрыв в счете5. Игра с переменным успехом9. Взаимоотношения в команде
- Неблагоприятные отношения в команде
- Неблагоприятные отношения с тренером
- Не устраивающие действия лидера
- Не устраивающая вас роль в команде
- Тест помехоустойчивость спортсмена
- Уважаемый товарищ! Ответьте, пожалуйста, на поставленные вопросы, отражающие ваше поведение на соревнованиях. Выберите один из предлагаемых ответов и поставьте его напротив вопроса.
- Вы обычно сильно волнуетесь на соревнованиях а) да б) иногда в) нет
- Нравится ли вам выступать в прикидках, контрольных тренировкаха) нет б) не всегда в) да
- Сильно ли на вас действуют неудачиа) да б) не всегда в) не придаю им особого значения
- Сильно ли вас сбивают неожиданные помехиа) да б) иногда в) нет
- Часто ли на соревнованиях у вас возникает негативное состояниеа) да б) иногда в) нет
- Бывает ли у вас во время соревнований серьезные необъяснимые ошибки, влияющие на вашу деятельностьа) да б) иногда в) нет
- Могут ли условия соревнований повлиять на вашу соревновательную деятельностьа) да б) иногда в) нет
- Оказывают ли зрители на вас негативное влияние во время соревнованийа) да б) иногда в) нет
- Могут ли неправильные или необъективные действия судьи вывести вас из равновесияа) да б) иногда в) нет
- Раздражаетесь ли вы, когда тренер делает вам замечания по ходу игрыа) да б) иногда в) нет
- Могут ли неудачные действия партнеров повлиять на ваше психическое состояниеа) да б) иногда в) нет
- Сильный, грамотный и активный соперник вызывает у вас волнение и чувство, скорее бы все закончилосьа) да б) иногда в) нет
- У вас опускаются руки, когда в игре вы совершаете ошибки и ваши действия неудачныеа) да б) иногда в) нет
- Может ли постоянное отставание в счете или игра очко в очко вызывать у вас нестабильное или неуверенное состояниеа) да б) иногда в) нет
- Могут ли неблагоприятные взаимоотношения в вашей команде отрицательно влиять на ваше состояние в игреа) да б) иногда в) нет
- Мешает ли волнение на соревнованиях выступать вам наилучшим образома) да б) иногда в) нет
- В каких случаях вы выступаете на соревнованиях успешноа) находясь в спокойном состоянииб) находясь в состоянии повышенного возбужденияв) в любом состоянии
- Можете ли вы в ходе спортивной борьбы, при необходимости, заставить себя быстро успокоитьсяа) нет б) не всегда в) да
- Снижает ли эффективность ваших действий на соревнованиях наступившее утомлениеа) да б) иногда в) нет
- В какой период соревновательной борьбы ваши действия самые результативныеа) в первой четверти игрыб) в первой половине игрыв) в процессе всей игры1. Ключ к опроснику:
- Ответы «а» оцениваются в 1 балл, ответы «б» в 2 балла, ответы «в» в 3 балла. Находится общая сумма баллов, характеризующая помехоустойчивость спортсмена. Максимальное значение 60 баллов, минимальное 20 баллов.
- Опросник соревновательной мотивации
- В научно-популярных изданиях меня больше всего интересуют статьи о великих спортсменах, известных людях, новых открытиях.
- Можно сказать, что я живу по пословице «семь раз отмерь, один раз отрежь».
- Стремление к достижению целей у меня выражено достаточно сильно.
- Вступая в игру (шахматы, теннис, бадминтон, футбол и т. п.) с сильным соперником, я заранее предвижу свое поражение.
- Неудачное начало в соревнованиях мобилизует меня на дальнейшие действия.
- При подготовке к соревнованию у меня возникают сомнения в достижении поставленной цели.
- Вступая в различные спортивные игры, я ориентируюсь на выигрыш независимо от соперника.
- Я охотно пойду на лекцию о современных достижениях в спорте, науке и т. п.
- Неудачное начало на соревнованиях сковывает мои действия, снижает активность.
- Выполняя действие (например, подачу в волейболе), я почти всегда уверен-в точности его выполнения.
- На результаты моих выступлений больше всего влияет боязнь поражения, проигрыша, опасение подвести команду, тренера.
- Спорт, он тем и хорош, что дает возможность стать известным, знаменитым.
- При выступлении в соревнованиях неудачные действия сохраняются надолго в моей памяти.
- Во время ходьбы по улице, в помещениях я смотрю вперед, и бывает из-за этого часто спотыкаюсь.
- Перед выполнением спортивных действий иногда появляется сомнение в правильном их исполнении.
- На результаты моих выступлений больше всего влияет нацеленность на успех.
- В случаях плохого настроения на соревнованиях я не уверен в успешном выступлении.
- Занятия спортом дают человеку возможность ощущать свой авторитет, признание, уважение окружающих.
- В случаях неудачного выступления на соревновании, я сильно расстраиваюсь, и это влияет на мои дальнейшие выступления.1. Ключ к опроснику:
- Подсчитайте количество ответов «да» в нечетных и четных утверждениях в отдельности.
- Нечетные утверждения характеризуют направленность соревновательной мотивации «на достижение успеха», четные «на избегание неудачи».
- Опросник спортивной мотивации
- Инструкция: Внимательно прочитайте каждое суждение. Если вы считаете, что оно верно и соответствует вашим отношениям к соревнованию и тренировкам, то напишите «да», если же оно неверно, то — «нет».
- Мне нравится выступать на соревнованиях.
- В основном я тренируюсь ради личного здоровья, а не для участия в соревнованиях.
- Я планирую выступать на соревнованиях и занять призовое место.
- После тренировок у меня появляется чувство удовлетворения, которого нет после соревнований.
- С нетерпением жду соревнований, чтобы встретиться со своими соперниками.
- При занятиях спортом, выступления на соревнованиях для меня не самое главное.
- У меня есть стремление улучшить свои результаты на соревнованиях.
- Я легко справляюсь с большим объемом работы на тренировках.
- Я нередко выступаю на соревнованиях, имея недостаточную подготовленность.
- Мне доставляет удовольствие общение с ребятами по команде на тренировках и после них.
- Обычно на соревнованиях я настойчиво стремлюсь добиться поставленной цели.
- Чаще всего я участвую в соревнованиях по настоянию тренера, а не по собственной ииициативе.
- У меня есть свои кумиры в спорте, и я хочу стать таким же.
- На тренировках мои результаты обычно выше, чем на соревнованиях.
- Выступление сильных соперников на соревнованиях вызывает у меня желание соревноваться с ними и выиграть у них.
- Неудачные выступления на соревнованиях вызывают у меня негативное отношение к ним.17. на тренировках я занимаюсь без особого энтузиазма, а к соревнованиям могу собраться и хорошо выступить.
- Я всегда выполняю тренировочные задания тренера.
- Я не люблю проигрывать на соревнованиях и, как правило, достигаю поставленных целей.
- Мне больше нравятся тренировочные занятия, чем выступления на соревнованиях.1. Ключ к опроснику:
- Ответы «да» на нечетные утверждения характеризуют направленность спортивной мотивации на соревнования, четные на тренировочные занятия.
- Экспресс-оценка эмоционального состояния спортсмена. Опрос проводится: до тренировки, после тренировки- до соревнования, после соревнования.
- Удовлетворенность соревновательным процессом1. До12 345 678 9 101. После0 123 456 789 10
- Удовлетворенность тренировочным процессом1. До12 345 678 9 101. После123 456 789 10
- Отношения с товарищами по команде1. До123 456 789 101. После123 456 789 108. Отношения с тренером1. До12 345 678 9 101. После12 345 678 9 10
- Готовность к соревнованиям1. До0. 123 456 789 10. После123 456 789 101. АНКЕТА СПОРТСМЕНА
- Инструкция: Уважаемый товарищ! Вам предлагается ответить на вопросы анкеты, отражающие Ваше поведение и состояние в сложных соревновательных ситуациях. Из предложенных ответов выберите один, соответствующий действительности.
- Чем характеризуется Ваше поведение перед игрой с соперником, встречающимся впервые?1. спокойное ожидание игры2. повышенное возбуждение3. неопределенность предстоящей игры4. неуверенность5. растерянность
- Чем характеризуется Ваше поведение в игре в случае превосходства соперника?1. продолжаю активную игру2. спокойствие3. пассивное ведение игры4. жду окончания игры5. не вижу выхода от предстоящего поражения
- Как Вы реагируете на свои неудачные действия, не достигшиецели?1. особых проявлений нет2. меняю технику, тактику3. проявляю осторожность4. неточные действия продолжаются5. теряю самообладание
- Чем характеризуется Ваше поведение после проигрыша в первой половине игры?1. спокойное продолжение игры2. стараюсь собраться3. проявляется неуверенность4. снижается настроение5. появляется нежелание продолжать игру
- Опишите Ваше поведение в завершении игры:1. играю напористо, уверенно2. настроение приподнятое3. проявляю осторожность4. плохо контролирую ситуацию5. допускаю ошибки
- Различия между контрольной и экспериментальной группами в проявлении личностных качеств (критерий и Вилкоксона-Манна-Уитни)
- Исследуемые качества До эксперимента После экспериментаи Ри и Ри
- Уровень развития помехоустойчивости у баскетболистов в процессе эксперимента^ ±-а), баллы
- Группы Этапы эксперимента Р1. Начало Окончание
- Экспериментальная группа Контрольная группа Р 37.5 ±4,6 38.6 ±5,2 54,3 ± 4,7 40,1 ±4,9 <0,05 <0,05>0,05
- Динамика выполнения штрафных бросков мяча в корзину в ходе эксперимента (количество попаданий)
- Бросок мяча в Этапы экспериментакорзину 1 2 3 4 Рмежду1. Штрафной бросок (фоно- 5,9 ±0,43 5,7 ± 0,48 6,1 ±0,34 6,3± 0,5 1и4 < 0,05вое состояние) 5,7 ±0,5 5,9 ± 0,4 6,9 ±0,51 7,0 ±0,4 1и4 < 0,051. Р — <0,05 <0,05
- Штрафной 3,1 ±0,44 3,5± 0,46 3,3± 0,4 3,2± 0,4 1и4 > 0,05бросок (на фо- 3,3± 0,35 4,2 ±0,38 5,0± 0,43 5,5± 0,5 1и4 < 0,01не утомления) 1. Р — — <0,05 <0,01
- Примечание: первые числа результаты контрольной группы, вторые числа — экспериментальной группы.
- Выполнение бросков мяча в корзину при моделировании конкурентного стимула (количество попаданий из 10 бросков)
- Результативность соревновательной деятельности баскетболистов, %
- Бросок мяча в корзину Группа Этапы эксперимента Р1. Начало Окончание
- Штрафной Конт-я 52,5 49,4 >0,05бросок Эксп-я 47 57,5 <0,051. Р>0,05 <0,05
- Бросок со Конт-я 33,8 36,2 >0,05средней дис- Эксп-я 31,5 46,7 <0,05танции Р>0,05 <0,05
- Бросок с Конт-я 19,5 21,7 >0,05дальней дис- Эксп-я 21,6 37,8 <0,05танции Р>0,05 <0,05