Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование помехоустойчивости у юных баскетболистов на этапе начальной спортивной специализации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Соревнования в баскетболе характеризуются широким спектром помех, оказывающих отрицательное влияние на деятельность спортсмена. Это помехи со стороны противника, зрителей в зале, судей, партнеров по игре, соревновательных условий, а также помехи личностного плана (внутренние), составляющие переживания спортсменом влияния внешних помех и собственного состояния. Влияние помех на спортсмена может… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОМЕХОУСТОЙЧИВОСТИ В СПОРТЕ
    • 1. 1. Спортивное соревнование, как фактор изменения состояния, поведения и результативности деятельности спортсмена
    • 1. 2. Помехоустойчивость и ее значение в спортивной деятельности
    • 1. 3. Сбивающие факторы в спортивной деятельности, снижающие помехоустойчивость спортсмена
    • 1. 4. Факторы, обусловливающие помехоустойчивость спортсмена и пути ее повышения

Формирование помехоустойчивости у юных баскетболистов на этапе начальной спортивной специализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Исследование деятельности человека в условиях действия помех было предметом ученых в различных областях человеческой деятельности [24, 28, 41, 55, 60, 93, 95, 101, 106, 107, 123, 125, 165 и др.]. Исследований влияния помех в условиях спортивных соревнований в конкретном виде спорта крайне мало, что не дает возможности разрабатывать методики повышения помехоустойчивости спортсменов в том или ином виде спорта.

Спортивное соревнование как процесс, включает четыре категории событий [87], две из которых объективная соревновательная ситуация и субъективная соревновательная ситуация составляют комплекс помех, действующих на спортсмена и вызывающих нежелательные явления, затрудняющие выполнение запланированной деятельности.

Соревновательная деятельность сопряжена с действием на спортсмена различных помех внешнего и внутреннего плана. Влияние помех на спортсмена осуществляется через воздействие на эмоциональную сферу, вызывая негативные переживания, неадекватное поведение и снижение результативности деятельности. При этом действие внешних помех опосредуется внутренним содержанием человека — комплексом индивидуально-психологических особенностей [32, 40, 55, 143 и др.]. Преимущество в соревновательной борьбе имеют те спортсмены, у которых психологическая подготовленность находится на более высоком уровне, частью которой является развитая способность к противодействию помех (помехоустойчивость).

Являясь составной частью надежности [95, 109] помехоустойчивость, рассматривается, как способность системы работать в условиях действия помех без снижения своей эффективности. Помехоустойчивость связана с эмоциональной устойчивостью человека, способностью противостоять влиянию стресс-факторов и с рядом других личностных качеств.

Рост психических и физических нагрузок в спорте, действия спортсменов в экстремальных ситуациях, предъявляют высокие требования к личности спортсмена, к устойчивости его функций (психических, физиологических, двигательных) против воздействия сбивающих факторов (помех, стресс-факторов). Зная характер влияния помех на конкретного спортсмена и комплекс свойств личности, обусловливающих помехоустойчивость, можно снизить влияние помех на спортсмена, развивая личностные качества, обеспечивающие противодействие влиянию помех. Однако таких данных в специальной литературе не приводится. к.

Соревнования в баскетболе характеризуются широким спектром помех, оказывающих отрицательное влияние на деятельность спортсмена. Это помехи со стороны противника, зрителей в зале, судей, партнеров по игре, соревновательных условий, а также помехи личностного плана (внутренние), составляющие переживания спортсменом влияния внешних помех и собственного состояния. Влияние помех на спортсмена может сказываться отрицательно на его состоянии, поведении и результативности соревновательной деятельности. Не имея глубоких знаний о составе помех, ¦ природе помехоустойчивости и методах ее повышения у спортсменов, тренеры не всегда понимают причины их неудачных выступлений на соревнованиях.

В этой связи повышение помехоустойчивости у баскетболистов является актуальной проблемой и составляет одну из задач психологической подготовки спортсменов. Однако в специальной литературе не приводится методик повышения помехоустойчивости спортсменов.

Таким образом, противоречие между необходимостью оказания тренерами спортсменам помощи в преодолении-влияния соревновательных помех и повышения у них уровня развития помехоустойчивости, с одной стороны, и теоретической не разработанностью вопросов, связанных с ее изучением у спортсменов и повышением, с другой, определило тему нашего исследования: «Формирование помехоустойчивости у юных баскетболистов на этапе начальной спортивной специализации».

Проблема исследования связана поиском средств и методов повышения помехоустойчивости у юных баскетболистов.

Объект исследования: процесс формирования помехоустойчивости у юных баскетболистов.

Предмет исследования: методика формирования помехоустойчивости у юных баскетболистов на этапе начальной спортивной специализации.

Цель исследования: разработать теоретически и экспериментально обоснованную методику формирования помехоустойчивости у юных баскетболистов на этапе начальной спортивной специализации.

Гипотеза исследования: формирование помехоустойчивости у юных баскетболистов на этапе начальной спортивной специализации будет проходить успешнее, если:

— выявлен состав соревновательных помех в баскетболе и определен характер их влияния на баскетболистов;

— обоснована взаимосвязь помехоустойчивости с индивидуально-психологическими особенностями спортсменов;

— определен уровень развития помехоустойчивости у баскетболистов различной квалификации, влияющий на поведение, состояние и результативность соревновательной деятельности;

— разработана методика формирования помехоустойчивости, которая будет предусматривать развитие и совершенствование свойств и качеств, обусловливающих помехоустойчивость, и содержать идеомоторную тренировку, психорегулирующую тренировку, ментальную тренировку, методику моделирования соревновательных условий на тренировочных занятиях.

Методологической основой исследования являются: положения теории и методики физического воспитания (Л.П. Матвеев, В. Н. Платонов и др.) — концепции психологического обеспечения подготовки спортсменов (А.Ц.Пуни, Б. А. Вяткин, Г. Д. Горбунов, А. В. Родионов, Г. Д. Бабушкин и др.) — теория функциональных систем (П.К.Анохин) — концепции психической саморегуляции в спорте (А.В.Алексеев, В. П. Некрасов, Л. Д. Гиссен,.

В.Н.Смоленцева, Г. Д. Горбунов и др.) — учение о доминанте (А.А.Ухтомский) — теоретические и экспериментальные работы по проблеме помехоустойчивости (Б.Ш.Розенблат, Е. А. Милерян, В. Е. Борилкевич, А. В. Ивойлов и др.), надежности в спорте (В.А.Плахтиенко, Ю. М. Блудов, В. ЭМильман и др.), стресса (Г.Селье, В. В. Суворова, Н. И. Наенко, Б. А. Вяткин и др.).

Научная новизна исследования.

— Выявлен и классифицирован состав помех в баскетболе, негативно влияющий на баскетболистов в условиях соревнований: условия проведения соревнованийвлияние зрителейдействия судейповедение тренеравзаимодействие с игроками своей командыдействия соперникасоперничество в процессе игрысобственные действия игрокавзаимоотношения в команде.

— Определен характер влияния помех на баскетболистов: чем ниже уровень помехоустойчивости у баскетболистов, тем ярче проявляются различные неблагоприятные предстартовые состояния (апатия, тревожность, неуверенность и др.), которые в конечном итоге влияют на результативность в соревновательной деятельности.

— Разработана теоретически и экспериментально обоснованная методика формирования помехоустойчивости у юных баскетболистов, включающая: способы развития психической саморегуляции (психотехнические игры, аутогенная тренировка, психорегулирующая тренировка и др.) — моделирование в тренировочном процессе помех влияющих на спортсмена в условиях соревнований: 1) увеличение веса снаряда (мяча) и расстояния до корзины- 2) создание шумовых раздражителей, характерных для соревнований- 3) увеличение физических нагрузок с учетом их адекватности соревновательной деятельности баскетболистов.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что предложенная методика формирования помехоустойчивости у юных баскетболистов, классификация состава помех в баскетболе, обоснование их влияния на предстартовое и стартовое состояние спортсменов и на результативность их соревновательной деятельности, определение характера влияния помех на баскетболистов с различным уровнем сформированности помехоустойчивости вносят вклад в теорию и методику физического воспитания и спортивной-тренировки.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования созданной методики формирования помехоустойчивости у юных баскетболистов и разработанного диагностического инструментария для решения задач повышения качества тренировочного процесса, совершенствования помехоустойчивости у юных баскетболистов и повышения результативности их соревновательной деятельности.

Материалы исследования могут быть использованы в практике работы тренеров ДЮСШ, любительских и профессиональных баскетбольных команд, в процессе профессиональной подготовки специалистов по баскетболу, на курсах повышения квалификации тренеров по баскетболу.

Достоверность основных теоретических положений, результатов исследования и выводов мотивирована и подтверждена следующим:

1. Опорой на актуальные теоретические и методологические положения.

2. Комплексным использованием обоснованных современных методов и методик исследования, адекватных предмету и задачам исследования.

3. Сочетанием теоретического анализа материала и анализа полученных результатов констатирующего и педагогического экспериментов.

4. Валидностью и надежностью используемых методик исследования.

5. Качественным и количественным анализом результатов опытно-экспериментальной работы, использование статистической обработки полученных результатов на основе новых информационных технологий с применением компьютерных программ.

6. Личным участием автора в проведении экспериментов как тренера-преподавателя.

7. Воспроизводимостью результатов исследования и репрезентативностью полученных данных.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Соревновательная деятельность в баскетболе характеризуется большим количеством помех внешнего и внутреннего характера, оказывающих отрицательное влияние на характер поведения, состояние и результативность соревновательной деятельности спортсмена. Преобладающая часть помех относится к внешним помехам.

2. Помехоустойчивость баскетболистов обеспечивает комплекс индивидуально-психологических особенностей консервативного (сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов) и развивающегося характера (личностная и ситуативная тревожность, соревновательная мотивация, мотивация достижения успеха, психическая саморегуляция, свойства внимания, ментальные умения, психическая надежность).

3. Результативность точностных движений в баскетболе (бросков мяча в корзину) в процессе соревнований в значительной степени обусловливает высоко развитая помехоустойчивость баскетболистов, понимаемая как способность противостоять действию различных помех и стабильно выполнять заданную деятельность.

4. Методика повышения помехоустойчивости у юных баскетболистов включает работу следующего содержания:

— развитие и совершенствование психических функций (концентрации, устойчивости, переключения внимания, воспроизведения мышечных усилий при различных психических состояниях, представлений, мышечно-суставной чувствительности) — моделирование в тренировочных условиях сбивающих факторов (помех), влияющих на спортсмена в условиях соревнований: 1 Моделирование помех при увеличении веса снаряда (мяча) и расстояния до корзины- 2) моделирование шумовых раздражителей, характерных для соревнований- 3) моделирование соревновательных нагрузок должно осуществляться с учетом их адекватности соревновательной деятельности баскетболистов. В качестве моделей соревновательной деятельности, отражающих ее содержательную сторону и физиологические сдвиги, в экспериментальной методике были взяты фрагменты этой деятельности в следующих вариантах: 1) игры с уменьшенным составом команды до двух человек- 2) использование специальных упражнений, приближенных к соревновательным условиям- 3) моделирование конкурентного стимула;

— развитие умений психической саморегуляции с использованием психотехнических игр, аутогенной тренировки, психорегулирующей тренировки;

— адаптацию баскетболистов к изменениям, вызванным интенсивной мышечной деятельностью;

— формирование ментальных умений.

Структура и объем диссертации

Работа изложена на 156 страницах машинописного текста и состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, библиографического списка, приложения. Работа иллюстрирована 3-я рисунками и 16-ю таблицами. Список использованной литературы содержит 169 отечественных и 9 зарубежных источников.

ВЫВОДЫ.

Проведенное исследование позволяет заключить следующее:

1. Анализ специальной литературы показал высокую значимость проблемы помехоустойчивости в спорте и недостаточную разработанность вопросов, связанных с повышением помехоустойчивости у спортсменов. Так, в литературе не обнаружено методического инструментария, позволяющего диагностировать уровень развития помехоустойчивости у спортсменов. Не приводятся также методики повышения помехоустойчивости для спортсменов конкретного вида спорта, в частности, баскетбола, характеризующегося влиянием множества помех на спортсменов во время соревнований.

2. Для диагностики уровня развития помехоустойчивости у баскетболистов разработаны анкета и опросник. Тестирование баскетболистов позволило выявить состав помех в баскетболе, включающий 9 блоков: условия проведения соревнований (11 помех), влияние зрителей (7 помех), влияние судей (8 помех), влияние тренера (11 помех), влияние игроков своей команды (15 помех), влияние соперника (18 помех), собственные действия (19 помех), соперничество в течение игры (5 помех, взаимоотношения в команде (4 помехи). Наибольшее влияиие на баскетболистов оказывают следующие помехи: необъективное судейство (указало 84% опрошенных) — качество игрового мяча (70%) — непонимание игроков при взаимодействии (65%) — неблагоприятные взаимоотношения с партнерами по игре (60%) — ведение в счете противником (57%) — непривычное время проведения соревнований (54%).

3. Длительные занятия спортом не обеспечивают полноценного развития помехоустойчивости у баскетболистов. Выявление уровня развития помехоустойчивости у баскетболистов различной квалификации показало следующее. Высокий уровень развития помехоустойчивости выявлен у 27%, средний — у 39%, низкий — у 34%. Большая часть опрошенных (73%) имеет недостаточный — средний и низкий уровень развития помехоустойчивости, что может сказываться отрицательно на их соревновательной деятельности, что говорит о необходимости применения специализированных направленных воздействиях на спортсменов.

4. Анализ поведения, состояния баскетболистов и результативности их деятельности на соревнованиях с учетом уровня развития помехоустойчивости показал высокую значимость помехоустойчивости, выразившуюся в следующем:

— для спортсменов с низким уровнем развития помехоустойчивости характерно следующее состояние и поведение на соревнованиях: повышенное волнение, проявление негативных эмоциональных состояний, отрицательное влияние необъективного судейства и сильного соперника, проявление недовольства на замечания партнеров и тренера, влияние утомления на результативность действий, влияние отрицательных взаимоотношений в команде на ход игры, результативность действий наблюдается только в первой половине игры. Для баскетболистов с высоким уровнем развития помехоустойчивости такое поведение на соревнованиях не характерно, наблюдаются противопо- ! ложные тенденции в проявлении поведения и состояниярезультативность бросков мяча в корзину из различных положений у. баскетболистов высокой квалификации с низким уровнем развития помехоустойчивости на соревнованиях (48%) ниже, чем на тренировках (57%). У баскетболистов с высоким уровнем развития помехоустойчивости результативность бросков мяча в корзину выше на соревнованиях (76%), чем на тренировках (60%>). Аналогичная тенденция наблюдается и у баскетболистов низкой спортивной квалификации.

5. Проведение корреляционного анализа позволило выявить характер взаимосвязи помехоустойчивости с индивидуально-психологическими особенностями: силой нервных процессов по возбуждению (г = 0,7), подвижностью нервных процессов (г = 0,67), уравновешенностью нервных процессов (г = 0,58), личностной тревожностью (г = 0,48), психической надежностью (г = 0,73), переключением внимания (г = 0,51), устойчивостью внимания (г = 0,69), мотивацией достижения успеха (г = 0,53), соревновательной мотивацией (г = 0,46), способностью к психорегуляции (г = 0,63). Коэффициенты корреляции достоверны при Р < 0,05 — 0,01). На основе полученных коэффициентов корреляции можно полагать о влиянии изучаемых индивидуально-психологических особенностей личности на развитие помехоустойчивости.

6. Разработанная и экспериментально апробированная методика повышения помехоустойчивости для юных баскетболистов, включающая: развитие и совершенствование психических функций (внимания, представления, воспроизведения мышечных усилий, моделирование в тренировочных условиях сбивающих факторов, характерных для соревнований, развитие умений психической саморегуляции, адаптацию баскетболистов к изменениям, вызванным интенсивной мышечной деятельностью, развитие ментальных умений, оказывает положительное влияние на развитие способности противодействовать влиянию на баскетболистов помех в условиях соревнований, проявление адекватного поведения, оптимального предстартового состояния спортсменов и результативность соревновательной деятельности.

7. Внедрение методики в учебно-тренировочный процесс юных баскетболистов позволило добиться положительных (достоверных) изменений следующих показателей: уровня развития помехоустойчивости на 30%- проявлений оптимального предстартового состояния у большей части баскетболистов (70%) экспериментальных групп по сравнению с исходными данными (30%) и данными контрольных групп (40%) — снижения количества действующих на баскетболистов помех на соревнованиях на 28%- повышения результативности соревновательной деятельности баскетболистов на 25%. Данная методика, при ее определенной переработке, может быть рекомендована для использования и в других игровых видов спорта.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Первоначальным этапом работы по повышению помехоустойчивости у юных баскетболистов является опрос спортсменов с помощью предложенной нами анкеты (приложение 1). Выявляется комплекс помех, действующих на конкретного спортсмена. Далее с помощью опросника (приложение 2) выявляется уровень развития помехоустойчивости у каждого спортсмена. Следующим этапом является выявление уровня развития психических функций, лежащих в основе помехоустойчивости (концентрации и переключения внимания корректурный тест и красно-черные таблицы К.К.Платонова), воспроизведения дозированных мышечных усилий (на ручном динамометре), способности к психической саморегуляции (тест А. В. Алексеева, 1985).

Затем на основе полученных результатов строится процесс повышения помехоустойчивости индивидуально у каждого баскетболиста. Для повышения уровня развития психических функций предлагается комплекс психотехнических упражнений, представленных и описанных в диссертации (глава 4.1.).

Развитие помехоустойчивости у баскетболистов целесообразно проводить по следующим этапам, на каждом из которых решаются конкретные задачи:

— первый этап предполагает развитие способности к сосредоточению внимания, его устойчивости и переключения. Используются психотехнические упражнения, идеомоторная тренировка;

— второй этап предусматривает концентрацию внимания на внутренних объектах. Упор делается на развитие чувствительности и обучении технике релаксации. Используются аутогенная тренировка. Психорегулирующая тренировка;

— третий этап предполагает развитие и совершенствование релаксации и мобилизации с использованием идеомоторной тренировки, психорегулирующей тренировке (расслабление, мобилизация), психотехнических упражнений;

— четвертый этап предполагает формирование умения достижения оптимального боевого состояния баскетболистом посредством саморегуляции, самовнушения с использованием словесных формул.

Для дальнейшего повышения помехоустойчивости у баскетболистов рекомендуется использовать на тренировках: моделирование сбивающих факторов, моделирование помех, моделирование шумовых раздражителей, моделирование соревновательных нагрузок, моделирование конкурентного стимула.

Последующая работа сводится к следующему: 1) совершенствование у баскетболистов умений психической саморегуляции с использованием пси-хорегулирующей тренировки- 2) адаптация баскетболистов к изменениям, вызванным интенсивной мышечной деятельностью- 3) развитие ментальных умений с помощью ментального тренинга.

Продолжительность методики развития помехоустойчивости у юных баскетболистов составляет 3 месяца. Занятия проводятся три раза в неделю в процессе спортивной тренировки, в течение 20−30 минут.

В качестве средств и методов кроме перечисленных рекомендуются: беседа о значимости помехоустойчивости, выполнение бросков мяча в корзину с различных положений, физические упражнения (бег, прыжки) для моделирования соревновательной нагрузки, игровой и соревновательный методы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.B. Себя преодолеть. -М.: Физкультура и спорт, 1985. — 192 с.
  2. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. — 166 с.
  3. В.И. Факторы, определяющие эффективность техники приемов нападения в безопорном положении в игровых видах спорта. Томск: ТГУ, 2000.-167 с.
  4. A.C. Психологический анализ эмоций спортивного возбуждения у баскетболистов во время игры и их регуляция: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1974. — 22 с.
  5. И.Е. Индивидуальный стиль деятельности как фактор соревновательной надежности спортсмена: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Малаховка, 1997.-20 с.
  6. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 233 с.
  7. Г. Д., Назаренко Ю. Ф. Методика развития психических функций, обеспечивающих успешность соревновательной деятельности юных тяжелоатлетов //Тезисы 2-го междунар. конгр. по спорт, психол. — М., 1995. — С 6768.
  8. Г. Д., Смоленцева В. Н. Психология спорту. Омск: СибГАФК, 1998.-85 с.
  9. Т.Д., Бабушкин Е. Г. Формирование спортивной мотивации. -Омск: СибГАФК, 2000. 179 с.
  10. В.З. Исследование средств и методов повышения эффективности игровых действий юных баскетболистов: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-Киев, 1971.-18 с.
  11. В.З. Дальний бросок //Спортивные игры. 1985. — № 4. — С. 17−18.
  12. Байдук Слеймак Ибрагим. Оценка надежности и повышение надежности выполнения технико-тактических действий баскетболистов во время соревнований: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1986. 20 с.
  13. В. И. Повышение функциональных возможностей и соревновательной надежности юных спортсменов методом ментальной тренировки //Новые подходы к психорегуляции в спорте: Тезисы докл. Между нар. симпоз. -М., 1994.-С. 6.
  14. H.A. Психологи^ успеха и неудачи в спортивной деятельности: Учебное пособие. Челябинск, ЧГИФК, 1988. — 86 с.
  15. И.П. Техника выполнения броска при разных требованиях к его продолжительности // Теория и практика физической культуры. — 1985. — № 8.-С. 10−12.
  16. С.Г. Динамика психических состояний в тренировке и соревновании как фактор управления деятельностью высококвалифицированных баскетболистов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1975. — 23 с.
  17. Бедда Тауфик Бей Мустафа Исследование путей совершенствования точности бросков мяча в корзину в игре баскетбол: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1977. — 24 с.
  18. A.A. Идеомоторная тренировка в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1983.- 128 с.
  19. A.C. Взаимодействие двигательного и зрительного анализаторов при обучении баскетболисток штрафным броскам //Теория и практика физической культуры. — 1971. — № 7. — С. 15−17.
  20. O.E. Совершенствование устойчивости соревновательной деятельности борца к сбивающему фактору утомления: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1988. — 20 с.
  21. А.Н. Средства и методы совершенствования соревновательной надежности борцов греко-римского стиля: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1988.-20 с.
  22. Ю.М. Экспериментальное исследование надежности некоторых психофизиологических качеств высококлассных спортсменов в экстремальных условиях ответственных соревнований: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1973.-29 с.
  23. С.Д. Помехоустойчивость точностных движений и возможные пути ее повышения в процессе спортивной тренировки: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1980. — 21 с.
  24. А.И. Теоретико-методические основы повышения технического мастерства баскетболистов высокой квалификации: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Минск, 1993. — 23 с.
  25. В.К. Влияние нагрузки на технику движений, требующих целевой точности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1991. -24 с.
  26. А.И. Методика совершенствования техники бросков мяча в игре баскетбол: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1984. -24 с.
  27. А.И. Влияние интенсивной двигательной деятельности баскетболистов на технику броска в корзину в прыжке //Теория и практика физической культуры. 1985. — № 9. — С. 8−11.
  28. А.Ф. Проблема надежности спортсмена в психологическом аспекте// Теория и практика физической культуры. 1974. — № 2. — С. 53−56.
  29. В.И. Исследование путей формирования представлений в процессе овладения техникой бросковых действий в баскетболе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1979. — 22 с.
  30. А.И. Возрастная динамика волевой активности школьников и методы ее изучения: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. JL, 1982. — 41 с.
  31. .А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М.: Физкультура и спорт, 1981. — 112 с.
  32. Л.Д., Сопов В. Ф. Некоторые итоги изучения состояния спортсмена //Психологические проблемы предсоревновательной подготовки высококвалифицированных спортсменов: Сб. науч. трудов. Л., 1977. — С. 36−46.
  33. Л.Д. Время стрессов. М.: Физкультура и спорт, 1990. — 192 с.
  34. C.B. Исследование механизмов управления точностью движений и экспериментальное обоснование методики ее повышения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1973. — 30 с.
  35. C.B., Зациорский В. М. Точность двигательных действий: Учебное пособие. -М.: ГЦОЛИФК, 1979. 57 с.
  36. C.B. Теоретические основы и методика совершенствования целевой точности двигательных действий. Дис.. д-ра пед. наук. М., 1996. -316 с.
  37. Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов. Краснодар: КГАФК, 1995. — 184 с.
  38. Г. Д. Варьирование целеполагания как способ саморегуляции неблагоприятных предстартовых состояний //Практические аспекты психологической подготовки спортсменов: Материалы Всесоюз. Симпоз. — М., 1975. — С. 48−50.
  39. Г. Д. Психопедагогика спорта. М.: Физкультура и спорт, 1986.- 182 с.
  40. М.В. Оптимизация соревновательной эмоциональной устойчивости юных спортсменов (на примере стрелкового спорта): Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2002. — 20 с.
  41. М.В., Романина Е. В. Психотехнические и личностные характеристики надежности выстрела в пулевой стрельбе //Спортивный психолог. -2004.-№ 2.-С. 46−49.
  42. Л.Н., Плахтиенко В. А. Проблема психической надежности в спорте: Учебное пособие. М.:ГЦОЛИФК, 1980. — 56 с.
  43. JI.H. Лабораторный практикум по психологии. М.: ГЦО-ЛИФК, 1990.-96 с.
  44. О.В., Зобков В. А. Личностные факторы психической готовности юного спортсмена к спортивной деятельности //Методические рекомендации для слушателей ФПК ГЦОЛИФК. М.: 1982. — 33 с.
  45. О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 1985. — 36 с.
  46. Джамиль Селах Махди. Точность двигательных действий, выполняемых с максимальной быстротой у футболистов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1984.-25 с.
  47. C.B. Предсоревновательная подготовка борцов-самбистов высокой квалификации: Дис.. канд. пед. наук. М., 2001. — 139 с.
  48. Зарубежные научные исследования (экспресс-информация). Вып. 2. ЦООНТИ-ФИС. М., 1984. — С. 16−22.
  49. P.M. Психолого-педагогические основы преодоления кризисных ситуаций (на материале спортивной деятельности): Автореф. дис. д-рапсихол. наук. СПб, 1992. — 40 с.
  50. P.M. Исследование психических состояний, возникающих в связи со значимой деятельностью в спорте: Автореф. дис.. канд.психол. наук. -Л., 1982. 18 с.
  51. Зарубежные научные исследования (экспресс-информация). Вып. 2. -ЦООНТИ. — М.: Физкультура и спорт, 1984. — С. 16−22.
  52. В.М., Голомазов C.B. Биомеханическое исследование баскетбольного броска //Теория и практика физической культуры. 1972. — № 11. — С. 17−24.
  53. В.А. Мотивация и самооценка подростка как фактор готовности к соревновательной деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1981. -21 с.
  54. A.B. Помехоустойчивость движений спортсмена. — М.: Физкультура и спорт, 1986. 110 с.
  55. В.М. Исследование влияния предстартового эмоционального возбуждения борцов высокой квалификации на результаты их выступления на ответственных соревнованиях: Автореф.. дис. канд. пед. наук.- М., 1971.-27 с.
  56. Е.П. Методологические аспекты изучения связи нервной системы и темперамента с особенностями поведения и эффективностью деятельности спортсменов //Спорт в современном обществе: Всемирный конгресс. Педагогика и психология. — М., 1980.-С. 195.
  57. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2001. — 495 с. 59.1<�азаченко Н.П. О методах психологической диагностики помехоустойчивости тяжелоатлетов // Сб. науч. трудов. М.: ГЦОЛИФК, 1977. — С. 47−48.
  58. Н.И. Помехоустойчивость человека в экстремальных условиях деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1977. — 25 с.
  59. , Е.А. Исследование стрессовых ситуаций спортсменов: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 1975.-21 с.
  60. A.B. Проявление спортивной мотивации в системе взаимоотношений в команде баскетболистов// Психологические технологии в физическом воспитании и спорте: Материалы межрегион, симпоз. по спорт, психол.-Омск, 2004.-С. 18−20.
  61. A.B., Бабушкин Г. Д. Управление формированием спортивной мотивации у юных баскетболистов // Психологические технологии в физическом воспитании и спорте: Материалы межрегион, симпоз. по спорт, психол.-Омск, 2004.-С. 13−17.
  62. А.Н. Спортивное соревнование как фактор привлечения к занятиям спортом людей различного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Омск, 2004. — 24 с.
  63. B.C. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях. — Киев: Здоровье, 1977. 181 с.
  64. , Ю.Я. Психологический анализ препятствий, неожиданно возникающих на соревнованиях М., 1965. — С. 34−38.
  65. И.А., Дашкевич О. В. Личностные факторы эффективности и надежности соревновательной деятельности юных футболистов //Теория и практика физической культуры. 1993. — № 2. — С. 19−20.
  66. В.Н. Некоторые вопросы психологической подготовки к соревнованиям //Бокс: Ежегодник. М., 1986. — С. 19−20.
  67. Т.П. Возможности деятельного подхода в психологической подготовке спортсмена //Теория и практика физической культуры. 1996. — № 8. — С. 40−42.
  68. A.A. Особенности соревновательной деятельности спортсмена //Требования состязаний к физическим и психическим возможностям спортсмена: Методические разработки для слушателей высшей школы тренеров. М.: ГЦОЛИФК, 1991.-42 с.
  69. О.С. Формирование игровой коммуникации в условиях неопределенности ситуаций у юных баскетболисток: Дисс.. канд пед наук. Тобольск, 2005. — 165 с.
  70. Ю.Г. Исследование факторов, определяющих надежность выполнения выстрела в стрельбе из винтовки: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1978.-23 с.
  71. З.В. Исследование особенностей самооценки личности в условиях успеха и неудачи: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1973. — 17 с.
  72. И.А. Физиология утомления при умственной и мышечной работе человека. — Минск: Беларусь, 1968. 272 с.
  73. Г. Ф. Биометрия. М.: Высшая школа, 1973. — 343 с.
  74. .Ф., Сурков E.H. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1980.-277 с.
  75. В.В. Основные аспекты синтеза психофизической подготовки в спорте высших достижений //Теория и практика физической культуры. 1996. — № 9. — С. 62−63.
  76. О.Н. Исследование психологических компонентов помехоустойчивости: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1979. -23 с.
  77. Р.К. Профилактика психических состояний спортсменов в юношеском возрасте// Актуальные вопросы безопасности, здоровья при занятиях спортом и физической культурой: Материалы 6-й межданар. Науч. практ. конф. Томск: ТГПУ, 2001. — С. 215−216.
  78. В.Р. Управление психологической подготовкой в спорте. Екатеринбург: ЕГПУ, 2001. — С. 45−58.
  79. В.Р. Формирование психической и соревновательной надежности спортсмена //Спортивный психолог. — 2004. — № 2. С. 33−36.
  80. В.Л. и др. Методики психодиагностики в спорте. — М.: Просвещение, 1984. 190 с.
  81. В.Л., Серова Л. К. Самоконтроль и саморегуляция спортсмена //Информационные аспекты управления подготовкой спортсменов: Сб. науч. трудов. М.: Физкультура и спорт, 1987. — С. 90−105.
  82. Р. Социальная психология и спорт. М.: Физкультура и спорт, 1979.-175 с.
  83. H.A. Математико-статистические методы в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1974. — 151 с.
  84. Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1989. — 543 с.
  85. М.А. Психологическая диагностика уровня помехоустойчивости спортсменов //Теория и практика физической культуры. 1972 — № 9. — С. 2526.
  86. В.В. Психологическое обеспечение спортивной деятельности.- М.: Физкультура и спорт, 1989. 41 с.
  87. В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. Л.:ЛГУ, 1982. — С. 48−56.
  88. Е.А. Эмоционально-волевые компоненты надежности оператора. В кн.: Очерки психологии труда оператора /Под ред. A.A. Милеряна. М., 1974.-С. 5−82.
  89. В.Э. Некоторые вопросы повышения спортивной надежности. -В кн.: Материалы Всесоюзного симпозиума «Практические аспекты психологической подготовки спортсменов». — М., 1976. С. 121−123.
  90. В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности //Стресс и тревога в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1983. — С. 24−26.
  91. Э.И. Психолого-педагогическая оценка факторов эффективности соревновательной деятельности в спортивной гимнастике: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1975. 14 с.
  92. P.O. Исследование средств и методов совершенствования штрафных бросков в баскетболе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Киев, 1975.- 19 с.
  93. Мохамед Лотфи Мохамед Taxa. Эффективность средств психологической подготовки начинающих баскетболистов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1988. 21 с.
  94. Н.И. Психическая напряженность. — М: МГУ, 1986. — 167 с.
  95. Р. Психология соревнующегося спортсмена. — М.: Физкультура и спорт, 1979. — 224 с.
  96. H.A. Оценка и совершенствование помехоустойчивости технико-тактических действий юных футболистов //Теория и практика физической культуры. 1998. — № 7. — С. 7−9.
  97. В.П., Худадов H.A., Пикенхайн JL, Фрестер Р. Психорегуляция в подготовке спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1985. — 176 с.
  98. Е.А. Статистика в гигиенических исследованиях. М.: Медицина, 1965.- 132 с.
  99. Общая и спортивная психология: Учебник для физкультурных вузов //Под ред Г. Д. Бабушкина. Омск: СибГУФК, 2004. — 416 с.
  100. Организация и проведение психолого-педагогического исследования /Под ред. Г. Д. Бабушкина и Е. П. Каргаполова. Омск-Ханты-Мансийск, 2001 — 190 с.
  101. Ю.П. Исследование взаимосвязей между психологическими качествами, экстремальными условиями и эффективностью соревновательной деятельности (на примере волейбола): Автореф. дис.. кан. пед. наук. 199 118 с.
  102. В.А., Блудов Ю. М. Надежность в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1983. 176 с.
  103. Ю.М. Основы управления тренировочно-соревновательным процессом в спортивных играх. М.: Физкультура и спорт, 1996. — 200 с.
  104. Ю.М. Баскетбол. М.: Физкультура и спорт, 1997. — 479 с.
  105. Практикум по спортивной психологии /Под ред. И. П. Волкова. СПб.: Питер, 2002. — С. 242−258.
  106. Психология: Учебник для технических вузов /Под ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2001. — с. 83.
  107. Психологическая подготовка баскетболистов: Методические рекомендации /Составитель A.B. Родионов. -М.: Б.и. 1988. 18 с.
  108. А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте. -М.: Физкультура и спорт, 1969. — 78 с.
  109. А.Ц. О психологических особенностях соревновательной борьбы в различных видах спорта //Теория и практика физической культуры. — 1970. -№ 6. С. 7−9.
  110. Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979.-391 с.
  111. , A.B. Влияние психологических факторов на спортивный результат. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 120 с.
  112. A.B., Воронова В. И. Психологические основы подготовки баскетболистов. М.: 1989. 136 с.
  113. A.B. Непопалов В. Н., Сопов В. Ф. Предметная организация психофизиологической подготовки спортсменов //Спортивный психолог. 2004. -№ 2. -С. 12−20.
  114. C.JT. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. -460 с.
  115. A.M., Смоленцева В. Н., Бабушкин Г. Д. Методика развития психорегуляции у юных волейболистов //Психология и педагогика в Сибири. -2000. -№ 1.-С. 40−50
  116. A.M., Смоленцева В. Н., Бабушкин Г. Д. Эмоциональная характеристика помеховлияния волейболистов с учетом развития навыков психорегуляции //Психология и педагогика в Сибири. 2001. — № 1. — С. 51 -54.
  117. А.Б., Костикова JT.B. Особенности специальной подготовленности высококвалифицированных высокорослых баскетболисток //Теория и практика физической культуры. — 2002. — № 2. С. 36−37.
  118. П.С. Педагогические пути регуляции эмоционального напряжения у прыгунов на лыжах с трамплина: Автореф. дис.. канд. пед. наук. J1., 1979.- 19 с.
  119. М.В. Самооценка и саморегуляция деятельности фигуриста как факторы эффективности и надежности спортивного результата: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1983. -21 с.
  120. Сахиб Аль Джамшир. Влияние физической нагрузки на точность двигательных действий футболистов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1987. -23 с.
  121. В.И. О психологических механизмах волевой активности //Проблемы психологии воли /Под ред. В. И. Селиванова. Рязань: РГПИ, 1974. -С. 5−8.
  122. В.И. Актуальные вопросы психологии воли //Вопросы психологии личности /Под ред. В. И. Селиванова. Рязань: РГПИ, 1975. — С. 4−26.
  123. Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз, 1960.63с.
  124. И.М. Избранные произведения. М.: Наука, 1953. — С. 174 179.
  125. H.H., Смоленцева В. Н. Взаимосвязь психорегуляции с индивидуально-психологическими особенностями пловцов высокой квалификации //Психология и педагогика в Сибири. 2001. — С. 55−61.
  126. H.H. Методика совершенствования навыков саморегуляции у спортсменов высокой квалификации: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Сургут, 2004. — 22 с.
  127. Система подготовки зарубежных спортсменов: Экспресс-информация. -Вып. 10.-М., 1984.-С. 30−38.
  128. О. А. Исследование психофизиологических особенностей личности борцов //Вопросы спортивной психогигиены. М.: 1975. — С. 35−45.
  129. Р.Н. Мифы и реальность спорта. М.: Физкультура и спорт, 1980.- 152 с.
  130. O.A. Психолого-педагогические основы индивидуализации спортивной тренировки дзюдоистов: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1996. — 315 с.
  131. .Н. Психологические аспекты воспитания волевых качеств: В кн.: Психология физического воспитания и спорта /Под ред. Т. Т. Джамгарова, А. Ц. Пуни. М.: Физкультура и спорт, 1979. — С. 66−82.
  132. В.Н. Психическая саморегуляция в процессе подготовки спортсменов. Омск: СибГУФК, 2003. — 196 с.
  133. В.Ф. Динамика психических состояний в спортивной деятельности как объект психологической подготовки //Труды Самарской областной Федерации спортивной медицины. Т.З. — Самара, 1999. — С. 15−19.
  134. В.Ф. Психологическая подготовка к максимальному спортивному результату. Современные психотехнологии. Самара: СГПУ, 1999. — 45 с.
  135. В.Ф. Актуальные отрезки спортивной деятельности как детерминанты возникновения психических состояний //Спортивный психолог. 2004. -№ 2.-С. 40−45.
  136. В.И. Творческие письменные работы-задания по лекционному курсу «Психология спорта» //Учебное пособие. Саратов: СГПУ, 1993. — 112 с.
  137. В.И. Очерки психологии внимания. Вып. 1. — Саратов: СГУ, 1994.- 12 с.
  138. В.В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 1975. — 125с.
  139. E.H. Психомоторика спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 1984.- 126 с.
  140. Теория и методика физического воспитания /Под ред. Л. П. Матвееева, А. Д. Новикова. Т.1. — М.: Физкультура и спорт, 1976. — С. 209−228.
  141. .В. Совершенствование тактической подготовки фехтовальщиков в связи с индивидуальными стилями принятия решений в боевых взаимодействиях: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1981. — 24 с.
  142. .В. Теория и методика спортивного совершенствования в современных единоборствах: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1984. — 46 с.
  143. Л.Э. Основы ментального тренинга в спорте. СПб.: ЛНИ-ИФК, 1997.-25 с.
  144. Ю. А. Индивидуализация средств и методов управления эмоциональной напряженностью у спортсменов высокой квалификации в процессе подготовки и участия в соревнованиях: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1980.-22 с.
  145. Хаупашев М. Х Развитие точности двигательных действий у юных волейболистов 13−16 лет: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1995. -29 с.
  146. Хуцанеки Тадеуш. Социально-психологические характеристики разыгрывающего игрока в баскетболе //Теория и практика физической культуры. 2002.-№ 7.-С. 21.
  147. Н.В., Пахомов Ю. В. Психотехнические игры в спорте. М: Физкультура и спорт, 1985. — 160 с.
  148. Г. А. Психическая саморегуляция двигательной деятельности в условиях нарастающего утомления: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -Л., 1977. 21 с.
  149. Ю.И. Связь успешности спортивной деятельности с некоторыми индивидуально-психологическими особенностями личности спортсменов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — M., 1979. — 23 с.
  150. O.A., Дашкевич О. В. Активная саморегуляция в спорте. -М.: Физкультура и спорт, 1971. 47 с.
  151. В.В. Влияние специальных нагрузок на точность передач в баскетболе //Помехоустойчивость движений спортсмена. Волгоград: ВГИФК, 1981.-С. 51−58.
  152. Р.З. Личность и волевая готовность в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 112 с.
  153. А.П. Мотивация в структуре результативности соревновательной деятельности дзюдоистов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Красноярск, 2003.-20 с.
  154. Е.П. Уверенность как состояние и свойство личности //Психология личности и деятельности спортсмена: Сборник научных работ. — М., 1981.-С. 51−60.
  155. П.М. Изучение чувств у детей и подростков. М.: Педагогика, 1961.-С. 17.
  156. Arnold М.В. Stress and emotion. In Psychological Stress, N. Y., AppletonCentury Crofts, 1967. P. 123−140.
  157. Cofer Ch. N., Appley M.N. Motywacja: teoria badania. -Warszawa, 1972. -245 p.
  158. Ellis A. Reason and Emotion in Psychotherapy. N.Y. 1962. — P. 45−68.
  159. Goldfried H., Goldfried A. Cognitive change methods. In F. Kanfer A. Goldstein, Helping People Change. -N.Y.: Pergamon, 1975. P. 56−74.
  160. Lasarus R.S. Psychological stress and the coping process. New York: McGraw Hill, 1966. — 245 p.
  161. Martens R. Anxiety and motor behavior: a review. «Journal of Motor Behavior», 1971.-№ 2.-P. 151−179.
  162. Miksik O. Psychicka instabilita a sportovni vykon. Teor. Praxe tel. Vych. 23, 1975. № 6.-P. 345−356.
  163. Suinn R.M.Andrews F. Behavioral characteristies of professional Alpine ski racers. Manuscript in preparation, 1980. — 235 p.
  164. Vanek M., Hosek V., Svoboda B. Studies osobenosti ve sportu. Praga, 1974.-P. 36−58.
  165. АНКЕТА СПОРТСМЕНА БАСКЕТБОЛИСТА
  166. Условия проведения соревнований:1. Время проведения2. Погодные условия3. Размеры зала4. Освещенность в зале
  167. Цвет игровой площадки в зале6. Температура в зале7. Санитарные условия8. Качество игрового мяча
  168. Выездные условия соревнований
  169. Информация о ходе игры 11. Длительность турнира2. Зрители
  170. Место расположения зрителей
  171. Присутствие родных и близких
  172. Присутствие недоброжелателей4. Шум на трибунах5. Реплики зрителей6. Жестикуляция зрителей
  173. Поддержка зрителей соперника3. Судья1. Внешний вид2. Жестикуляция3. Звук свистка4. Место расположения судьи5. Замечания
  174. Несвоевременная подача свистка7. Необъективность судейства
  175. Неправильное определение судьей нарушений правил4. Тренер1. Внешний вид2. Поведение3. Замечания4. Резкие замечания5. Грубые замечания6. Несвоевременные подсказы7. Оскорбления
  176. Чрезмерная эмоциональность9. Безразличие
  177. Неправильная замена игрока 11. Наказание5. Игроки своей команды1. Внешний вид2. Недовольный вид3. Замечания игрока4. Грубость игрока5. Оскорбления игрока6. Невнимательность7. Медлительность
  178. Непонимание во взаимодействии9. Ошибки в игре
  179. Повторные ошибки в игре 11. Грубые ошибки в игре12. Пререкания
  180. Игнорирование вас как игрока во время игры14. Игрок берет игру на себя
  181. Индивидуальная игра партнера5. Соперники1. Форма соперника2. Внешний вид3. Рост соперника4. Возраст соперника5. Титул соперника6. Все соперника
  182. Техническая подготовленность
  183. Физическая подготовленность9. Тактика игры10. Грубость в игре11. Реплики соперника12.Активность в защите13. Назойливость в опеке
  184. Успешные действия соперника 15. Забитое очко соперником
  185. Физические действия соперника
  186. Моральное давление соперника
  187. Психическое давление соперника7, Мои действия1. Здоровье2. Самочувствие3. Форма одежды
  188. Физическая подготовленность
  189. Техническая подготовленность
  190. Тактическая подготовленность
  191. Психологическая подготовленность8. Неудачная передача
  192. Неудачный бросок в корзину10. Неудачное накрывание мяча11. Неудачный финт12.Неудача в подборе мяча13. Усталость14. Полученная травма15.Совершенный фол
  193. Игра с соперником, ранее выигравшим у вашей команды
  194. Не устраивающий вас партнер в игре
  195. Совершенное вами нарушение правил
  196. Несправедливое определение нарушения правил в вашей игре
  197. Соперничество в течение игры1. Игра очко в очко
  198. Постоянное отставание в счете
  199. Постоянное ведение в счете
  200. Большой отрицательный разрыв в счете5. Игра с переменным успехом9. Взаимоотношения в команде
  201. Неблагоприятные отношения в команде
  202. Неблагоприятные отношения с тренером
  203. Не устраивающие действия лидера
  204. Не устраивающая вас роль в команде
  205. Тест помехоустойчивость спортсмена
  206. Уважаемый товарищ! Ответьте, пожалуйста, на поставленные вопросы, отражающие ваше поведение на соревнованиях. Выберите один из предлагаемых ответов и поставьте его напротив вопроса.
  207. Вы обычно сильно волнуетесь на соревнованиях а) да б) иногда в) нет
  208. Нравится ли вам выступать в прикидках, контрольных тренировкаха) нет б) не всегда в) да
  209. Сильно ли на вас действуют неудачиа) да б) не всегда в) не придаю им особого значения
  210. Сильно ли вас сбивают неожиданные помехиа) да б) иногда в) нет
  211. Часто ли на соревнованиях у вас возникает негативное состояниеа) да б) иногда в) нет
  212. Бывает ли у вас во время соревнований серьезные необъяснимые ошибки, влияющие на вашу деятельностьа) да б) иногда в) нет
  213. Могут ли условия соревнований повлиять на вашу соревновательную деятельностьа) да б) иногда в) нет
  214. Оказывают ли зрители на вас негативное влияние во время соревнованийа) да б) иногда в) нет
  215. Могут ли неправильные или необъективные действия судьи вывести вас из равновесияа) да б) иногда в) нет
  216. Раздражаетесь ли вы, когда тренер делает вам замечания по ходу игрыа) да б) иногда в) нет
  217. Могут ли неудачные действия партнеров повлиять на ваше психическое состояниеа) да б) иногда в) нет
  218. Сильный, грамотный и активный соперник вызывает у вас волнение и чувство, скорее бы все закончилосьа) да б) иногда в) нет
  219. У вас опускаются руки, когда в игре вы совершаете ошибки и ваши действия неудачныеа) да б) иногда в) нет
  220. Может ли постоянное отставание в счете или игра очко в очко вызывать у вас нестабильное или неуверенное состояниеа) да б) иногда в) нет
  221. Могут ли неблагоприятные взаимоотношения в вашей команде отрицательно влиять на ваше состояние в игреа) да б) иногда в) нет
  222. Мешает ли волнение на соревнованиях выступать вам наилучшим образома) да б) иногда в) нет
  223. В каких случаях вы выступаете на соревнованиях успешноа) находясь в спокойном состоянииб) находясь в состоянии повышенного возбужденияв) в любом состоянии
  224. Можете ли вы в ходе спортивной борьбы, при необходимости, заставить себя быстро успокоитьсяа) нет б) не всегда в) да
  225. Снижает ли эффективность ваших действий на соревнованиях наступившее утомлениеа) да б) иногда в) нет
  226. В какой период соревновательной борьбы ваши действия самые результативныеа) в первой четверти игрыб) в первой половине игрыв) в процессе всей игры1. Ключ к опроснику:
  227. Ответы «а» оцениваются в 1 балл, ответы «б» в 2 балла, ответы «в» в 3 балла. Находится общая сумма баллов, характеризующая помехоустойчивость спортсмена. Максимальное значение 60 баллов, минимальное 20 баллов.
  228. Опросник соревновательной мотивации
  229. В научно-популярных изданиях меня больше всего интересуют статьи о великих спортсменах, известных людях, новых открытиях.
  230. Можно сказать, что я живу по пословице «семь раз отмерь, один раз отрежь».
  231. Стремление к достижению целей у меня выражено достаточно сильно.
  232. Вступая в игру (шахматы, теннис, бадминтон, футбол и т. п.) с сильным соперником, я заранее предвижу свое поражение.
  233. Неудачное начало в соревнованиях мобилизует меня на дальнейшие действия.
  234. При подготовке к соревнованию у меня возникают сомнения в достижении поставленной цели.
  235. Вступая в различные спортивные игры, я ориентируюсь на выигрыш независимо от соперника.
  236. Я охотно пойду на лекцию о современных достижениях в спорте, науке и т. п.
  237. Неудачное начало на соревнованиях сковывает мои действия, снижает активность.
  238. Выполняя действие (например, подачу в волейболе), я почти всегда уверен-в точности его выполнения.
  239. На результаты моих выступлений больше всего влияет боязнь поражения, проигрыша, опасение подвести команду, тренера.
  240. Спорт, он тем и хорош, что дает возможность стать известным, знаменитым.
  241. При выступлении в соревнованиях неудачные действия сохраняются надолго в моей памяти.
  242. Во время ходьбы по улице, в помещениях я смотрю вперед, и бывает из-за этого часто спотыкаюсь.
  243. Перед выполнением спортивных действий иногда появляется сомнение в правильном их исполнении.
  244. На результаты моих выступлений больше всего влияет нацеленность на успех.
  245. В случаях плохого настроения на соревнованиях я не уверен в успешном выступлении.
  246. Занятия спортом дают человеку возможность ощущать свой авторитет, признание, уважение окружающих.
  247. В случаях неудачного выступления на соревновании, я сильно расстраиваюсь, и это влияет на мои дальнейшие выступления.1. Ключ к опроснику:
  248. Подсчитайте количество ответов «да» в нечетных и четных утверждениях в отдельности.
  249. Нечетные утверждения характеризуют направленность соревновательной мотивации «на достижение успеха», четные «на избегание неудачи».
  250. Опросник спортивной мотивации
  251. Инструкция: Внимательно прочитайте каждое суждение. Если вы считаете, что оно верно и соответствует вашим отношениям к соревнованию и тренировкам, то напишите «да», если же оно неверно, то — «нет».
  252. Мне нравится выступать на соревнованиях.
  253. В основном я тренируюсь ради личного здоровья, а не для участия в соревнованиях.
  254. Я планирую выступать на соревнованиях и занять призовое место.
  255. После тренировок у меня появляется чувство удовлетворения, которого нет после соревнований.
  256. С нетерпением жду соревнований, чтобы встретиться со своими соперниками.
  257. При занятиях спортом, выступления на соревнованиях для меня не самое главное.
  258. У меня есть стремление улучшить свои результаты на соревнованиях.
  259. Я легко справляюсь с большим объемом работы на тренировках.
  260. Я нередко выступаю на соревнованиях, имея недостаточную подготовленность.
  261. Мне доставляет удовольствие общение с ребятами по команде на тренировках и после них.
  262. Обычно на соревнованиях я настойчиво стремлюсь добиться поставленной цели.
  263. Чаще всего я участвую в соревнованиях по настоянию тренера, а не по собственной ииициативе.
  264. У меня есть свои кумиры в спорте, и я хочу стать таким же.
  265. На тренировках мои результаты обычно выше, чем на соревнованиях.
  266. Выступление сильных соперников на соревнованиях вызывает у меня желание соревноваться с ними и выиграть у них.
  267. Неудачные выступления на соревнованиях вызывают у меня негативное отношение к ним.17. на тренировках я занимаюсь без особого энтузиазма, а к соревнованиям могу собраться и хорошо выступить.
  268. Я всегда выполняю тренировочные задания тренера.
  269. Я не люблю проигрывать на соревнованиях и, как правило, достигаю поставленных целей.
  270. Мне больше нравятся тренировочные занятия, чем выступления на соревнованиях.1. Ключ к опроснику:
  271. Ответы «да» на нечетные утверждения характеризуют направленность спортивной мотивации на соревнования, четные на тренировочные занятия.
  272. Экспресс-оценка эмоционального состояния спортсмена. Опрос проводится: до тренировки, после тренировки- до соревнования, после соревнования.
  273. Удовлетворенность соревновательным процессом1. До12 345 678 9 101. После0 123 456 789 10
  274. Удовлетворенность тренировочным процессом1. До12 345 678 9 101. После123 456 789 10
  275. Отношения с товарищами по команде1. До123 456 789 101. После123 456 789 108. Отношения с тренером1. До12 345 678 9 101. После12 345 678 9 10
  276. Готовность к соревнованиям1. До0. 123 456 789 10. После123 456 789 101. АНКЕТА СПОРТСМЕНА
  277. Инструкция: Уважаемый товарищ! Вам предлагается ответить на вопросы анкеты, отражающие Ваше поведение и состояние в сложных соревновательных ситуациях. Из предложенных ответов выберите один, соответствующий действительности.
  278. Чем характеризуется Ваше поведение перед игрой с соперником, встречающимся впервые?1. спокойное ожидание игры2. повышенное возбуждение3. неопределенность предстоящей игры4. неуверенность5. растерянность
  279. Чем характеризуется Ваше поведение в игре в случае превосходства соперника?1. продолжаю активную игру2. спокойствие3. пассивное ведение игры4. жду окончания игры5. не вижу выхода от предстоящего поражения
  280. Как Вы реагируете на свои неудачные действия, не достигшиецели?1. особых проявлений нет2. меняю технику, тактику3. проявляю осторожность4. неточные действия продолжаются5. теряю самообладание
  281. Чем характеризуется Ваше поведение после проигрыша в первой половине игры?1. спокойное продолжение игры2. стараюсь собраться3. проявляется неуверенность4. снижается настроение5. появляется нежелание продолжать игру
  282. Опишите Ваше поведение в завершении игры:1. играю напористо, уверенно2. настроение приподнятое3. проявляю осторожность4. плохо контролирую ситуацию5. допускаю ошибки
  283. Различия между контрольной и экспериментальной группами в проявлении личностных качеств (критерий и Вилкоксона-Манна-Уитни)
  284. Исследуемые качества До эксперимента После экспериментаи Ри и Ри
  285. Уровень развития помехоустойчивости у баскетболистов в процессе эксперимента^ ±-а), баллы
  286. Группы Этапы эксперимента Р1. Начало Окончание
  287. Экспериментальная группа Контрольная группа Р 37.5 ±4,6 38.6 ±5,2 54,3 ± 4,7 40,1 ±4,9 <0,05 <0,05>0,05
  288. Динамика выполнения штрафных бросков мяча в корзину в ходе эксперимента (количество попаданий)
  289. Бросок мяча в Этапы экспериментакорзину 1 2 3 4 Рмежду1. Штрафной бросок (фоно- 5,9 ±0,43 5,7 ± 0,48 6,1 ±0,34 6,3± 0,5 1и4 < 0,05вое состояние) 5,7 ±0,5 5,9 ± 0,4 6,9 ±0,51 7,0 ±0,4 1и4 < 0,051. Р — <0,05 <0,05
  290. Штрафной 3,1 ±0,44 3,5± 0,46 3,3± 0,4 3,2± 0,4 1и4 > 0,05бросок (на фо- 3,3± 0,35 4,2 ±0,38 5,0± 0,43 5,5± 0,5 1и4 < 0,01не утомления) 1. Р — — <0,05 <0,01
  291. Примечание: первые числа результаты контрольной группы, вторые числа — экспериментальной группы.
  292. Выполнение бросков мяча в корзину при моделировании конкурентного стимула (количество попаданий из 10 бросков)
  293. Результативность соревновательной деятельности баскетболистов, %
  294. Бросок мяча в корзину Группа Этапы эксперимента Р1. Начало Окончание
  295. Штрафной Конт-я 52,5 49,4 >0,05бросок Эксп-я 47 57,5 <0,051. Р>0,05 <0,05
  296. Бросок со Конт-я 33,8 36,2 >0,05средней дис- Эксп-я 31,5 46,7 <0,05танции Р>0,05 <0,05
  297. Бросок с Конт-я 19,5 21,7 >0,05дальней дис- Эксп-я 21,6 37,8 <0,05танции Р>0,05 <0,05
Заполнить форму текущей работой