Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Технология использования различных видов спорта для повышения личностно ориентированной направленности тренировочных занятий спортсменов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обычно принято считать, что спорт положительно влияет на формирование и развитие личности занимающихся. Отмечалось, что участие в спортивных соревнованиях способствует воспитанию упорства, ценных моральных и волевых качеств, мужественности и т. п. Вместе с тем результаты исследований, проведенных в США и Европе, свидетельствуют о том, что у спортсменов высокого класса в целом сходные черты… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНО СТИ В СПОРТЕ
    • 1. 1. Влияние спортивной деятельности на формирование личности
    • 1. 2. Требования, предъявляемые к личностным качествам спортсменов в различных видах соревновательной деятельности
    • 1. 3. Сравнительный анализ методик личностно ориентированной направленности, используемых в различных видах спорта
  • ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Методы исследования
      • 2. 1. 1. Теоретический анализ и обобщение источников литературы
      • 2. 1. 2. Опрос (анкетирование, интервьюирование, беседы)
      • 2. 1. 3. Педагогические наблюдения
      • 2. 1. 4. Групповая оценка личности
      • 2. 1. 5. Педагогический эксперимент
      • 2. 1. 6. Методы математической статистики
    • 2. 2. Организация исследования
  • ГЛАВА 3. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ СПОРТА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ
    • 3. 1. Изучение структурных особенностей личностных качеств занимающихся различными видами спорта
    • 3. 2. Обоснование содержания занятий личностно ориентированной направленности с учетом вида соревновательной деятельности занимающихся
    • 3. 3. Технология повышения личностно ориентированной направленности тренировки при использовании арсенала средств и методов других видов спорта
  • ГЛАВА 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ СПОРТА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ 77 ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ
    • 4. 1. Диагностический этап уровня личностных качеств у спортсме
    • 4. 2. Динамика сформированности личностных качеств у спортсменов различных специализаций
  • ВЫВОДЫ

Технология использования различных видов спорта для повышения личностно ориентированной направленности тренировочных занятий спортсменов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Соревновательная деятельность в олимпийском спорте является центральным элементом, который определяет всю систему организации, методики и подготовки спортсменов. Спортивные соревнования — это своеобразная модель человеческих отношений, реально существующих в мире: борьбы, побед и поражений, направленности к постоянному совершенствованию и стремления к наивысшим результатам, достижения творческих, престижных и материальных ценностей (В.Н. Платонов, 2004).

В специальной научной литературе нередко можно встретиться с подходом к спортивным соревнованиям с позиции глубоко осознанной деятельности. Сторонники такого подхода видят в соревнованиях, прежде всего проявление «специфической формы агрессивности», «уменьшение психологической напряженности», «форму отвлечения» и др. В этом случае обедняется не только сущность спортивных соревнований, но и олимпийского спорта в целом, в основе которого лежит глубоко осознанная, а не инстинктивная деятельность человека (Пономарев Н.И., 1987). Спортсмен в процессе соревнований переживает радость и печаль, удовлетворенность и огорчение, страдание и бодрость, тяжесть и облегчение, т. е. у него возникают эмоции, которые многократно меняются в зависимости от хода поединка, состязания. Эмоциональная насыщенность соревнований в зависимости от силы противника, яркости напряженности поединка может вызвать широчайшую гамму человеческих чувств (Smith R.E., 1986; Келлер B.C., 1987 и др.).

Во всех странах мира спортом увлекаются миллионы людей. Для многихэто вид трудовой деятельности, особая профессия, овладеть которой может далеко не каждый (Серова J1.K., 2003, 2007, 2011; Мартынов A.C., 1996, 2007 и др.). Данный вид деятельности требует от человека большого напряжения всех его духовных и физических сил. Спортсмену в соревнованиях приходится иметь дело с большим количеством информации технико-тактического, психологического и другого характера.

Специфика каждого вида спорта обуславливает ведущие элементы, звенья, определяющие результативность соревновательной деятельности. В циклических видах спорта, связанных с проявлением выносливости, наибольшее значение имеет уровень дистанционной скорости. В сложнокоординационных видах спорта ведущие элементы определяются спецификой конкретных видовв гимнастике спортивной и художественной, фигурном катании и др. — количеством элементов высшей сложности, коэффициент трудности, артистичность и др.- в стрелковых видах спорта — результаты по сериям, разброс среднего, сохранение средней точки попадания, время выцеливания и др.- в горнолыжном спорте, санном спорте, бобслее — эффективность разгона, средняя скорость, равномерность преодоления трассы, эффективность прохождения виражей, по-I, * воротов и др. В спортивных играх и единоборствах ведущее значение приобретают такие характеристики, как активность атакующих и защитных действий, их эффективность и разнообразность (Новиков A.A., Шустин Б. Н., 1993; Платонов В. Н., 2004).

Обычно принято считать, что спорт положительно влияет на формирование и развитие личности занимающихся. Отмечалось, что участие в спортивных соревнованиях способствует воспитанию упорства, ценных моральных и волевых качеств, мужественности и т. п. Вместе с тем результаты исследований, проведенных в США и Европе, свидетельствуют о том, что у спортсменов высокого класса в целом сходные черты личности, однако личностные профили и сочетания отдельных черт у них отличаются от аналогичных характеристик людей, не занимающихся спортом. Было установлено, что чем более жесткие и повышенные требования предъявляет конкретный вид спортивной деятельности I к участникам, тем сильнее будут выражены различия между спортсменами и не спортсменами (Balke В., 1965; Брейнет К. Д., 1978; Кретти Б. Д., 1978; Feck G., 1982; Zemicke R.E., Loitz B.G., 1992).

Занятия спортом сопряжены с включенностью человека в разнообразные социальные отношения. Спортсмен занимает определенное социальное положение: например, становится на путь профессионального спорта или готовит себя к иной профессиональной карьере. Ему необходимо сочетать занятия спортом с учением, освоением профессии, семейными заботами, поддерживать специфические контакты в сфере спорта.

Однако спортивная карьера имеет начало и конец. Между ее стартом и финишем пролегла большая часть жизни спортсмена — годы отрочества, юности, молодости, а иногда и значительная часть зрелости (Стамбулова Н.Б., 1999). Спортсмен оказывается в проблемной ситуации — ему предстоит переход в другую профессиональную деятельность, успешность которой требует от человека проявления иных личностных качеств. k Зачастую, те свойства личности1 и особенности характера, которые фор " ! ' < мировались за все долгие годы занятием определенным видом спорта, не всегда находят применение в будущей жизни нынешних чемпионов. А порой, многие спортсмены испытывают трудности в личностном, социальном и профессиональном общении с коллегами, которые искренно позитивно, но весьма поверхностно знакомы с особенностями спортивной жизни.

Необходимо отметить, что современные тенденции развития спорта, определенные по итогам Игр XXX Олимпиады в Лондоне, связанные с усилением конкуренции, постоянным изменением правил соревнований, направленных на повышение зрелищности и интереса к конкретным видам спорта, предъявляют особые требования к построению многолетней подготовки спортсменов. Вместе с тем, становится очевидной задача нахождения особого места в общей системе построения многолетнего тренировочного процесса специальных педагогических технологий, которые бы способствовали формированию максимально широкого спектра личностных качеств спортсмена, что смогло бы обеспечивать не только его успешную соревновательную деятельность в избранном виде спорта, но и способствовать в дальнейшем его жизненным устремлениям.

Это и обусловило выбор темы диссертационного исследования, реализация которой осуществлялась в соответствии с тематическим планом НИОКР НГУ им П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург на 2011;2015 гг., направление 03, тема 03.04 «Система формирования технического мастерства фехтовальщиков в процессе многолетней подготовки».

Таким образом, проведенные исследования должны будут способствовать разрешению следующих противоречий:

— между требованием гармоничного развития личности в процессе занятий спортом, с одной стороны, и формированием специально выраженных личностных характеристик, обеспечивающих успех в определенном виде соревновательной деятельности-с другой;

— усилением различия между спортсменами и не спортсменами в отдельных личностных характеристиках в процессе улучшения спортивных результатов;

— между требованием повышения объема тренировочных занятий специальной направленности в каждом виде спорта и разработанностью педагогических технологий, позволяющих максимально повысить личностно ориентированную направленность этих занятий.

В этой связи суть проблемы исследования заключается в необходимости выявления возможности использования средств и методов из арсенала различных видов спорта для повышения личностно ориентированной направленности учебно-тренировочных занятий в конкретном виде спортивной деятельности.

Для реализации проблемы была сформулирована гипотеза, которая строилась на предположении о том, что для повышения личностно ориентированной направленности учебно-тренировочных занятий в отдельных видах спорта необходимо использовать максимально широкий круг средств и методов спортивной подготовки. Регулирование этого процесса возможно на основе технологии, включающей дифференцированные формы тренировочных занятий, в процессе которых используются специально подобранные упражнения других видов спорта, компенсирующие недостатки личностного развития спортсменов, обусловленные влиянием основного вида тренировочной и соревновательной деятельности.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы была поставлена цель — теоретически обосновать и разработать технологию повышения личностно ориентированной направленности тренировочных занятий спортсменов с использованием различных видов спорта.

Достижение цели осуществлялось решением следующих задач исследования:

1. Провести аналитические обзоры и выявить взаимосвязь между занятиями различными видами спортивной деятельности и особенностями личностных характеристик, занимающихся.

2. Исследовать влияние учебно-тренировочных занятий разнообразных по содержанию и факторы преимущественной направленности на формирование качеств личности спортсменов в различных видах спорта.

3. Разработать и апробировать технологию повышения личностно ориентированной направленности тренировочных занятий спортсменов с использованием различных видов спорта.

Объект исследования — процесс тренировочных занятий специальной направленности с включением различных видов спорта.

Предмет исследования — технология повышения личностно ориентированной направленности тренировочных занятий спортсменов с включением различных видов спорта.

Теоретико-методологическое обоснование исследования составили положения: теории и методики физической культуры (Пономарев Н. И., Курамшин Ю. Ф., Бальсевич В. К., Лубышева Л. И., и др.) — теории и методики подготовки спортсменов по различным видам спорта (Матвеев Л. П., Озолин Н. Г., Смо-левский В. М., Аркаев Л. Я., Тышлер Д. А., и др.) — теории спортивной деятельности (Пуни А.Ц., Джамгаров Т. Т., Зациорский В. М., Пилоян P.A., Стамбулова Н. Б., Платонов В. Н., И. П. Волков, Курамшин Ю. Ф., Серова Л. К., Мартынов A.C. и др.) — теории личностно ориентированного подхода (Рубинштейн С.Л., Платонов К. К., Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Воробьев А. Н., Гагин Ю. А. Якиманская И.С. и др.).

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Особенности тренировочной и соревновательной деятельности, ее физиологическое содержание и психологические характеристики обусловливают формирование схожих личностных качеств спортсменов, занимающихся одним видом спорта. Вместе с тем у спортсменов высокого класса личностные ii I профили и сочетания отдельных черт личности отличаются от аналогичных характеристик людей, не занимающихся спортом.

2. Технология повышения личностно ориентированной направленности тренировочных занятий спортсменов основывается на дифференцированном подходе к подбору тренировочных упражнений, различных по содержанию и направленности к основному профилю тренировочной и соревновательной деятельности.

3. Одним из обязательных условий личностно ориентированной направленности тренировочных занятий спортсменов должны быть овладение ими на ранних этапах многолетней подготовки максимально широким спектром двигательных навыков и всестороннее развитие качеств для компенсации выраженности личностных характеристик, обусловленных занятием избранным видом спорта.

Научная новизна результатов исследования заключается:

— установлены новые взаимосвязи между особенностями личностных характеристик спортсменов, использующих тренировочный процесс с включением различных видов спорта, и направленностью определенных видов тренировочной и соревновательной деятельности на формирование соответствующих личностных качеств;

— определен набор средств и методов для основных групп видов спорта, использование которых максимально повышает личностно ориентированную направленность учебно-тренировочных занятий;

— доказана перспективность технологии использования различных видов спорта для повышения личностно-ориентированной направленности тренировочных занятий спортсменов уже на начальных этапах многолетней подготовки спортсменов по различным видам спорта.

Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении системы знаний о многолетней подготовке спортсменов следующими положениями: теоретическим обоснованием технологий повышения личностно ориентированной направленности занятий атлетов с использованием различных видов спорта, не схожих по физиологическим и психологическим характеристикам тренировочной и соревновательной деятельностиконкретизацией инструментария для использования в учебно-тренировочном процессе спортсменов различных специализаций упражнений из арсенала средств из других видов спорта, не снижающий эффективность всей тренировочной работы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что технология повышения личностно ориентированной направленности занимающихся спортом может быть перенесена на другие сферы деятельностиобоснованы практические рекомендации по использованию упражнений различных видов спорта для улучшения структуры личностных качеств спортсменов определенных видов спорта, сформированной при направленном применении только средств и методов основного вида тренировочной и соревновательной деятельности. Результаты исследования могут быть использованы в реальной практической подготовке спортсменов различных специализаций. Основные положения, эмпирические выводы по результатам исследования внедрены в лекционный курс для студентов, специализирующихся по фехтованию в НГУ им. П. Ф. Лесгафта.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение источников литературыопрос (анкетирование, интервьюирование, беседы) — педагогические наблюдениягрупповая оценка личностипедагогический экспериментметоды математической статистики.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивается глубиной теоретико-методологической основы исследованиядлительностью и объемом экспериментальной части работырезультатами многолетней апробации выдвинутой гипотезыдостаточностью и однородностью выбороксоответствием методов исследования, адекватных поставленным задачамкорректной статистической обработкой полученного фактического материалаобъективностью и обоснованностью выводов, заключений и обобщений.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Особенности тренировочной и соревновательной деятельности, ее физиологическое содержание и психологические характеристики обусловливают формирование схожих личностных качеств спортсменов, занимающихся одним видом спорта. Вместе с тем у спортсменов высокого класса личностные профили и сочетания отдельных черт личности отличаются от аналогичных характеристик людей, не занимающихся спортом.

2. Технология повышения лично ориентированной направленности тренировочных занятий спортсменов основывается на дифференцированном подходе к подбору тренировочных упражнений, различных по содержанию и направленности к основному профилю тренировочной и соревновательной деятельности.

3. Одним из обязательных условий личностно ориентированной направленности тренировочных занятий спортсменов должны быть овладение ими на ранних этапах многолетней подготовки максимально широким спектром двигательных навыков и всестороннее развитие качеств для компенсации выраженности личностных характеристик, обусловленных занятием избранным видом спорта.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования неоднократно докладывались на:

— тренерских советах детско-юношеской спортивной школы № 2 г. Ростов-на-Дону (2005;2011 гг.);

— научно-практической конференции в Ростовском педагогическом институте Южного федерального университета (2011 г).

По теме диссертации опубликовано 6 работ, в том числе 2 статьи в научно-теоретическом журнале «Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта». Результаты исследования внедрены в процесс подготовки: спортсменов детско-юношеской спортивной школы № 2 г. Ростова-на-ДонуРостовского областного училища Олимпийского резервав учебно-тренировочный процесс ДЮСШ № 1 «Атлетика» г. Великие Лукив учебный процесс студентов кафедры теории и методики фехтования Национального государственного университета физической культуры спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, о чем свидетельствуют акты внедрения.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Основной текст работы изложен на 141 страницах текста, иллюстрирован 11 таблицами, 15 рисунками, 16 приложениями.

Список использованных источников

литературы составляет 163 наименования, из них 5 на иностранных языках. ,.

ВЫВОДЫ.

1. Аналитические обзоры отечественных и зарубежных источников литературы показали, что проблема формирования определенных свойств личности и особенности характера спортсменов, обусловленных содержанием тренировочной и соревновательной деятельности, решена не полностью. В исследованиях установлено, что чем более жесткие и повышенные требования предъявляет конкретный вид спортивной деятельности к ее участникам, тем сильнее будут выражены различия между спортсменами и людьми, не занимающимися спортом.

2. Результаты проведенных исследований определили проблемы и причины, возникающие у бывших спортсменов в личностном, социальном и профессиональном общении со своими коллегами: на протяжении всего периода занятий спортом осуществлялось выполнение только тех функций, которые связаны с достижением результатов в спорте (94,7%) — отсутствие функциональных обязанностей, связанных с бытовыми вопросами, из-за постоянного пребывания на учебжьтренировочных (сборах и, соревнованиях- (89,3%) — ограниченное включение в социальную жизнь (84,6%) — выраженное развитие личностных качеств, связанных с достижением результата в избранном виде спорта и низким уровнем развития ряда качеств, необходимых в различных жизненных ситуациях (84,0%).

3. В результате анализа данных' опроса установлено, что избранный вид спорта формирует определенные личностные качества человека. В процессе многолетних занятий у фехтовальщиков были сформированы специальные качества: внимательность (100%), выдержка и самообладание (98%), способность принимать решения (96%), независимость (88%), самостоятельность (77,4%>), смелость и решительность (67%), общительность (62%), беспечность (52,3%), эгоизм (50,7%) — у боксеров смелость (100%), независимость (97,1), г способность принимать решения (94,1%), решительность (96,2%), уважение к партнеру (82,4%), самостоятельность (79,4%), сообразительность (71,2%), внимательность (68,2%), самообладание (52,7%) — у борцов — независимость.

95,1%), смелость (89,9%), решительность (72,0%), сообразительность (68,4%), самообладание (60,2%), выдержка (53,4%), самостоятельность (54,0%), способность принимать решения (54,3%), внимательность (51%) — у гимнастов — дисциплинированность (95,01%), аккуратность (92,3%), внимательность (86,6%), усидчивость (80,1%), уважение к людям (80,7), организованность (78,7%), смелость (78,0%), доверчивость (58,1%) — у пловцов — упорство (92,1%), настойчивость (89,4%), усидчивость (89,0%), организованность (81,7%), практичность (76,0%) — у игровиков — коммуникабельность (97,6%), сообразительность (90,1%), решительность (85,3%), «жесткость» (80,2%), способность принимать решения (80,0%), настойчивость (72,5%).

4. Выявлены недостаточно сформированные качества спортсменов в результате занятия избранным видом спорта. К ним относятся: в фехтовании — дисциплинированность, аккуратность, уважение к людямв боксе — дисциплинированность, инициативность, коммуникабельностьв борьбе — дисциплинированность, инициативность, уважительное отношение к партнеру, ком' ^ ' V | л муникабельностьу 'гимнастов — коммуникабельность," способность прини- * «^у * мать решения, практичность, положительная агрессияу пловцов — общи! тельность, коммуникабельность, способность принимать решенияв спортивных играх — дисциплинированность, аккуратность, усидчивость, обязательность, ответственность.

5. В результате исследования выявлены средства различных видов спорта, которые повышают личностно ориентированную направленность тренировочных занятий и должны быть содержанием вариативной части программы в избранном виде спорта. Для спортсменов, специализирующихся в единоборствах включать в содержание подготовительной части занятия строевые и общеразвивающие упражнения со строгой регламентацией двигательных действийв переходном периоде — средства плавания и легкой атле — | '}" тики, в подготовительном и переходном — средства спортивных игрдля занимающихся спортивной гимнастикой — средства спортивных игр и простейших единоборств в заключительной части занятий подготовительного периода и в условиях оздоровительного сбора переходного периодадля спортсменов-пловцов — средства тенниса и бадминтона в переходном периоде оздоровительного сборадля специализирующихся в спортивных играх включать в подготовительную часть занятий строевые и разновидности об-щеразвивающих упражнений, а в период оздоровительного сбора — плавание (дистанция на время).

6. В результате диагностического этапа управления процессом формирования личностных качеств у спортсменов выявлено:

— групповая оценка формируемых качеств гимнастов и самооценка имеют достоверные отличия (Р<0,05) по качествам «сообразительность» и «способность принимать решения» (заниженная самооценка) — по качествам «коммуникабельность», «практичность» и «агрессивность» достоверность различий не наблюдается (Р>0,05) (адекватная самооценка);

— групповая оценка качества футболистов и фехтовальщиков и их самооценка по всем показателям имеют достоверные различия (Р<0,05) (само оценка завыш^ :'.

7. После эксперимента в группе гимнастов произошло достоверное повышение уровня развития следующих качеств: «сообразительность» (6,78± 0,66), «коммуникабельность» (5,49±0,39), «способность принимать решения» (5,99±0,73). Недостоверные увеличения отмечены по качествам «практичность» (2,44±0,41), и «агрессивность» (2,14±0,46). Самооценка гимнастов повысилась, но осталась адекватной. !

В группе футболистов достоверные увеличения произошли по всем показателям: «дисциплинированность» (4,77±0,40), «аккуратность» (4,39±0,38), «усидчивость» (4,30±0,41), «ответственность» (4,66±0,62). Сопоставляя групповую оценку данных качества и самооценку, наблюдается общая тенденция | в завышении показателей более, чем|в 2,5 раза.

В группе фехтовальщиков в процессе экспериментальных воздействий произошли достоверные положительные изменения по всем показателям.

Наивысшую оценку получило качество «дисциплинированность» (4,90±1,77). Самооценка фехтовальщиков завышена в 2 раза.

8. В результате корреляционного анализа выявлено, что у спортсменов, специализирующихся по гимнастике, наблюдается прямая в высокой степени взаимосвязь самооценки личностных качеств и оценивания членов группы. Самая высокая степень влияния представления об уровне развития собственного личностного качества выявлено в «способности принимать решения» (г=0,92).

Взаимосвязи средней степени установлены в группе спортсменов специализации футбол в двух личностных качествах: «аккуратность» и «усидчивость» (г=0,50 и г=0,53- 0,71). Причем второе качество стало оцениваться футболистами в конце эксперимента более объективно. В оценке же «дисциплинированности» и «ответственности» спортсмены завышают или занижают показатели выраженности.

Корреляционный анализ результатов оценки в группе фехтовальщиков выявил также две средней степени взаимосвязи групповой оценки и самооценки в личностных качествах «практичность» и «ответственность» (г=0,60 и г=0,76, соответственно). Данный факт указывает как на совпадение личных и групповых представлений о критериях оценки, так и на среднюю степень способности каждого члена коллектива дифференцировать выраженность личностных качеств друг у друга.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Начиная с этапа спортивного совершенствования, примерные программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ в избранном виде спорта, наряду с требованиями только к спортивной подготовке, должны включать вариативную часть для повышения личностно ориентированной направленности тренировочных занятий спортсменов.

2. Управление формированием личностных качеств у спортсменов целесообразно представить двумя блоками: блок «Тренер» (работа с родителямипланирование многолетнего учебно-тренировочного процесса с учетом личностно ориентированного подходапроведение бесед о возможных проблемных ситуациях, которые могут возникнуть в процессе жизнедеятельности после завершения спортивной карьеры) — блок «Семья» (вовлечение спортсмена в решение задач, связанных с бытом в семьесоздание проблемных ситуация для спортсмена с целью выбора способов их решения).

3. Спортсменам, специализирующимся в единоборствах и игровых ви-/ дах спорта-целесообразно в арсенале средств их подготовки наличие: строго регламентированных строевых упражнений и разновидностей общеразви-вающих упражнений, двигательная структура которых соответствует техническим действиям в избранном виде спортапростейших упражнений на гимнастических снарядах. Эти средства рекомендуется включать на каждом тренировочном занятии в подготовительной и заключительной частях на всех этапах подготовки. Сопряженное воздействие средств решает многофункциональные задачи учебно-тренировочного процесса: развитие физических качеств, воспитание дисциплинированности, точности движений и т. д. Чрезвычайно важно добиваться от занимающихся строгой регламентации двигательных действий.

4. Спортсменам, занимающимся спортивной гимнастикой, необходимо постоянное использование средств игровых видов спорта и простеиших единоборств с целью развития коммуникабельности, способности самостоятельно принимать решения, ориентироваться в изменяющихся условиях жизнедеятельности. Арсенал этих средств рекомендуется использовать в учебно-тренировочном процессе гимнастов в заключительной части занятия. Однако, в переходный период в условиях оздоровительного лагеря рекомендуется их использование — 50% от общего времени тренировочной работы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1990. — 335 с.
  2. Абульханова-Славская, К.А. О путях построения типологии личности / К.А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. 1983. — № 1. -Т. 4.-С. 14−29.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Проблемы активности личности / К.А. Абульханова-Славская // Социально-психологические и нравственные аспекты изучения личности. М., 1988. — С. 5−27.
  4. , Т.И. О волевых появлениях личности в затрудненных условиях / Т. И. Агафонов // Вопросы психологии. 1956. — № 5. — С. 28−37.
  5. , С.Н. Актуализация возможностей человека в современном спорте: социально-философские аспекты: автореф. дис.. канд. философ, наук / Алешина С. Н. Ростов-на-Дону, 2008. — 24 с.
  6. , Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического проIцесса / Ш. А. Амонашвили — Бел. гос. ун-т. Минск: Изд-во БГУ, 1990. — 557 с.
  7. , Б.Г. Избранные психологические труды : в 2 т. / Б. Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1980.
  8. , Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 1977. — 380 с.
  9. , Б. Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. 2 / Б. Г. Ананьев — Ленинградский гос. ун-т. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — С. 128−280.
  10. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев — Ленинградский гос. ун-т. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. — 339 с.
  11. , В.А. Фехтованиё на рапирах / В. А. Андриевский — под общ. ред. В. А. Аркадьева. -М.: Физкультура и спорт, 1959. 479 с.
  12. , Л.И. Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии / Л. И. Анцыферова // Методологические и теоретическиепроблемы психологии. М.: Наука, 1969. — С. 57−117.
  13. , Л. И. Психология формирования и развития личности / Л. И. Анцыферова. М.: Педагогика, 1981. — 318 с.
  14. , В.Г. Проблема мотивации и личность / В. Г. Асеев // Теоретические проблемы теории личности. М.: Наука, 1974. — С. 122−144.
  15. , А.Г. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности / А. Г. Асмолов // Вопросы психологии. 1978. — № 1. — С. 7078. 1
  16. , А. Г. Психология индивидуальности: методические основы развития личности в историко-эволюционном процессе / А. Г. Асмолов — Московский гос. ун-т. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 276 с.
  17. , Б.М. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании : пособие для студентов, аспирантов и преподавателей ин-тов физ. культуры / Б. М. Ашмарин. М.: Физкультура и спорт, 1978. -223 с. 1
  18. , Г. Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности / Г. Д. Бабушкин — Омский гос. ин-т физ. культуры. Омск: б.и., 1990. — 186 с.
  19. , В.А. Научно-технологические основы обновления процесса физического воспитания в начальной школе : дис.. д-ра пед. наук / Баландин В. А. Краснодар, 2001. — 466 с.
  20. , В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 1993.-№ 4. — С. 21−23. -
  21. , В.К. Перспективы развития общей теории и технологийспортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 1999. -№ 4.-С. 21−26,39−40.
  22. , H.A. Психология успеха и неудачи в спортивной деятельности : учебное пособие / H.A. Батурин. Омск: б.и., 1988. — 50 с.
  23. , В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект / В. А. Беликов. М.: Владос, 2004. -у 354 с.
  24. , Б. Особенности профессиональной адаптации тренеров в зависимости от их волевых качеств : дис.. канд. психол. наук / Берман Б. -СПб., 2002.- 179 с.
  25. , А. Психологическая подготовка гимнастов / А. Богомолов, К. Каракашьянц, Е. Козлов. М.: Физкультура и спорт, 1974. — 79 с.
  26. , В.В. Воля и волевые свойства личности // Общая психология: учеб. пособие / под ред. В. В. Богословского и др. М.: Просвещение, 1981.-С. 315−332.i ! * I 1
  27. , А. А. Личность и общение / А. А. Бодалев. М.: Педагогика, 1983.-271 с.
  28. , A.A. Психология личности : дис.. д-ра пед. наук / Бодалев A.A.- Московский гос. ун-т. М., 1988. — 188 с.
  29. , Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  30. , Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1997. — № 6. — С. 22−28.
  31. , В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В. К. Вилюнас — Московский гос. ун-т. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 130 с.
  32. , И.П. К проблеме психофизиологических резервов спортсмена /
  33. И.П. Волков, E.H. Сурков — Гос. ин-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. Л.: б.и., 1984.- 115 с.
  34. , И.П. Психологическое обеспечение спортивной деятельности / И. П. Волков. Л.: б.и., 1988. С. — 195−212.
  35. И.П. Очерки спортивной акмеологии / И. П. Волков — Балтийская педагогическая академия. СПб.: б.и., 1998. — 126 с.
  36. , А. Н. Принцип индивидуализации фикция или закономерность в современном тренировочном процессе / А. Н. Воробьев // Теория и практика физической культуры. — 1986. — № 6. — С. 29−31.
  37. , М.Я. Первый номер / М. Я. Воронин М.: Молодая гвардия, 1980.-206 с.
  38. , Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выгодский — под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  39. , Б.А. Влияние психического напряжения на деятельность вспорте и управление им в зависимости от особенностей личности : автореф., * i > | 't 1 1 дис. д-ра психол. наук / Вяткин Б. А. М., 1981. — 32 с. * 1
  40. , Б.А. Системная характеристика индивидуального стиля моторной активности и его системообразующая функция / Б. А. Вяткин, И. Е. Праведникова // Системное исследование индивидуальности: тез. докл. все-союз. конф. Пермь, 1991. — С. 97−98.
  41. , Б.А. Развитие учения об интегральной индивидуальности: проблемы, итоги, перспективы / Б. А. Вяткин, М. Р. Щукин // Психологический журнал. 1997. — Т. 18, № 3. — С. 46−54.
  42. , Б.А. Интегральная индивидуальность человека в спорте: познание, проявление, развитие / Б. А. Вяткин. Пермь, 1999. — С. 6−11.
  43. , В.Г. К вопросу о психологических барьерах в соревнованиях у спортсменов / В. Г. Гаврилюк // Проблемы психологии спорта. М.: Физкультура и спорт, 1962. — С. 99−107.
  44. , Ю. А. Становление и реализация индивидуальности субъектов педагогического процесса в образовании и спорте : автореф. дис.. д-ра пед. наук / Гагин Ю. А. — С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. -СПб., 1996.-46 с.
  45. , А.Д. К вопросу о технологии психологической подготовки спортсмена / А. Д. Ганюшкин. // Психологические аспекты подготовки спортсменов / Смоленский гос. ин-т физ. культуры. Смоленск, 1980. — С. 3−9.
  46. Гимнастика и методика ее преподавания: учебник для фак. физ. культуры / под ред. Н. К. Меньшикова — Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. 463 с.: ил.
  47. Гимнастика и методика преподавания: учебник для ин-тов физ. культуры / под общ. ред. Смолевского B. Ivl Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 335 с.': ил. '. ' 11 «'
  48. , М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С. 43−52.
  49. , E.H. Психология физического воспитания и спорта / E.H. Го-гунов, Б. И. Мартьянов. М.: ИЦ «Академия», 2000. — 288 с.
  50. , В.А. Определение понятия «организованность» / В. А Голь-неева // Материалы 3-й научной конференции по проблемам психологии воли / Рязанский гос. пед. ин-т. Рязань, 1970. — С. 27−29.
  51. , Г. Д. Психопедагогика спорта : учебное пособие / Г. Д. Горбунов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Советский спорт, 2006. — 294 с.: ил.
  52. , Г. Д. Психопедагогика спорта : учебное пособие для студен- тов вузов / Г. Д. Горбунов. [3-е изд1, испр. — М.: Советский спорт, 2007. -1 294 с.
  53. , Ю.Я. Волевая активность в различных видах спорта / Ю. Я. Горбунов, С. Я. Самулкин. // Сб. материалов Всероссийской научно- практ.ilконф. Чайковский, 2004. — С. 11−15.
  54. , Ю.Я. Волевая активность в спорте : монография / Ю. Я. Горбунов — Пермский гос. пед. ун-т. Пермь: б.и., 2003. — 139 с.
  55. , Ю.Я. Особенности структуры волевой активности в различных видах спорта / Ю. Я. Горбунов, С. Я. Самулкин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005. — № 2. — С. 25−26, 39−41.
  56. , Ю.Я. Сравнительная характеристика проявления волевой активности в различных видах легкой1 атлетики / Ю. Я. Горбунов // Теория и практика физической культуры. 2001. — № 3. — С. 33−35.
  57. , В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследо * Г. '' < I 1 ' ' ^ «< 1 'вания / В. В. Давыдов // Вопросы психологии. 1991. — № 6. — С. 5−7.I
  58. , О.В. Эмоциональная регуляция в экстремальных условиях : автореф. дис.. д-ра психол. наук / Дашкевич О. В. М., 1985. — 36 с.
  59. , Т.Т. О влиянии занятий некоторыми видами спорта на воспитание у спортсменов решительности и смелости / Т. Т. Джамгаров // Проблемы психологии спорта. М., 1962. — С. 87−98.
  60. , В. И. Методология и методика дидактических исследований / В. И. Загвязинский. М.: Педагогика, 1982. — 143 с.
  61. , В.М. Физические качества спортсмена (основы теории и методики воспитания) / В. М. Зациорский. М.: Физкультура и спорт, 1970. -200 с.
  62. , И.А. Педагогическая психология : учебник для вузов / И. А. Зимняя. 2-е изд., доп., испр. и перераб. — М.: Логос, 2001. — 384 с.
  63. , В.П. Методологические проблемы психологического анализа деятельности / В. П. Зинченко, В. М. Гордон // Системные исследования.
  64. М.: Наука, 1976.-С. 82−127.
  65. , Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2000. -512 с.
  66. , Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2004. -509 с.
  67. , Е.П. Психология воли / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2000. — 228 с.
  68. , Е.П. Психология физического воспитания / Е. П. Ильин. М.: Просвещение, 1987. — 287 с.
  69. , A.A. Спортивная подготовка борцов высокой квалификации : монография / A.A. Карелин — под ред. В. В. Нелюбина. Новосибирск: Советская Сибирь, 2002. — 479 с.: ил.
  70. , Ю.Я. Психическая готовность спортсмена: пути и средства достижения / Ю. Я. Киселев. М.: Советский спорт, 2009. — 276 с.
  71. , М.В. Психология победы в спорте : учеб. пособие / М.В. Ки-таева. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 208 с.
  72. , М. В. Личностная ориентация в непрерывном образовании / М. В. Кларин // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 14−22.
  73. , В. В. Проблема научного обоснования обучения (методологический анализ) / В. В. Краевский. М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
  74. , Б.Д. Психология в современном спорте / Б. Д. Кретти. М. :i i I i i i i i ¦¦f
  75. Физкультура и спорт, 1978. 224 с.
  76. , Г. А. Психолого-педагогические основы спортивной подготовки детей 9−12 лет / Г. А. Кузьменко. М.: Советский спорт, 2008. — 268 с.
  77. , Ю.Ф. Диагностика и прогнозирование способностей при спортивной ориентации и отборе : учеб.-метод. пособие / Ю. Ф. Курамшин — С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. СПб.: б. и., 2006. -85 с.
  78. , Ю.Ф. Методы обучения двигательным действиям и развития физических качеств: теория и технология применения: учебное пособие / Ю. Ф. Курамшин — С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. -СПб.: б. и., 1998.-76 с.
  79. , А.Н. Общее понятие о деятельности. Основы речевой деятельности / А. Н. Леонтьев. -М.: Наука, 1974. С. 34−42.
  80. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  81. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1977. 304 с.
  82. , А.Н. Деятельность и личность // Психология личности: хрестоматия. Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1999. — С. 165−196.
  83. , Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 6. — С. 10−15.
  84. , A.A. Формирование педагогической направленности студентов вузов физической культуры : дис.. канд. пед. наук: 13.00.04: защищена2512.06 / Манойлов Артём Анатольевич — Великолук. гос. акад. физ. культуры и спорта. СПб., 2007. — 171 с.
  85. , В.Л. О преодолении состояния эмоциональной напряженности с помощью физических упражнений / В. Л. Марищук // Психологические вопросы спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1967. — С. 2529.
  86. , В.Л. Психодиагностика в спорте : учебное пособие / В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов, Л. К. Серова. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2005. -349 с.
  87. , В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств : автореф. дис.. д-ра психол. наук / Марищук В. Л. -Л, 1982.-51 с.
  88. , А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М.: Знание, 1996.-308 с.
  89. , В.А. Формирование1 морально-этических качеств личности1 I *детей средствами физической культуры : дис.. канд. пед. наук / Маркова В. А. Краснодар, 2006. — 157 с.
  90. , A.C. Обманные действия в боксе : учебное пособие / A.C. Мартынов — С.-Петерб. Гос. аграрный ун-т ун-т. СПб.: б.и., 1996. — 180 с.
  91. , A.C. Профессиональные психологические качества спортсменов различных видов спорта : учебно-методическое пособие / A.C. Мартынов, Л. К. Серова — М-во сельскогб хозяйства Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. аграрный ун-т. СПб.: б.и., 2007. — 146 с.
  92. , Л.П. Не стоять по разные стороны баррикады! / Л. П. Матвеев // Физическая культура в школе. 2003. — № 2. — С. 2−5.
  93. , Л.П. Общая теория спорта и её прикладные аспекты : учебник для вузов физической культуры / Л. П. Матвеев. 5-е изд., испр. и доп. — М.: Советский спорт, 2010. — 340 с.
  94. , В. С. Деятельность как опосредующее звено в связи разноуровневых свойств индивидуальности / B.C. Мерлин // Проблемы интегрального исследования индивидуальности: Респ. сб. науч. трудов. Вып. 2. -Пермь: Изд-во гос. пед. ин-та, 1978. С. 15−40.
  95. , В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В. С. Мерлин. -М.: Просвещение, 1986. 254 с.
  96. Методики психодиагностики в спорте: учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура» / B.JT. Марищук, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко, JI.K. Серова. М.: Просвещение, 1990. — 256 с.
  97. , C.B. Основы спортивной статистики / C.B. Начинская. -Киев: Высшая школа, 1987. 189 с. 1
  98. , А.Н. Психическая адаптация человека к усложненным условиям деятельности : дис.. канд. психол. наук / Николаев А. Н. Л., 1984. -202 с. «1
  99. , A.A. Тенденции исследования соревновательной деятельности в спорте высших достижений / A.A. Новиков, Б. Н. Шустин // Современный олимпийский спорт: тез. докл. междунар. науч. конгресса. 10−15 мая, 1993. СПб, 1993. — С. 167−170.
  100. , Н.Г. Настольная книга тренера : наука побеждать / Н.Г. Озо-лин. М.: ООО «издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2002. — 864 с.
  101. , Л. В. Педагогические приемы организации личностно ориентированной учебно-познавательной деятельности учащихся : автореф. дис.. канд. пед. наук / Павлова Л. В. Магнитогорск, 1998. — 18 с.
  102. , П.В. Гимнастика. Прикладные упражнения: учебное пособие для студентов / П. В. Пацекин — Гос. центр, ин-т физ. культуры. М.: б.и., 1979.-25 с.
  103. , В.А. Психология неадаптивной активности / В. А. Петровский. М.: ТОО Горбунок, 1992. -224 с.
  104. , P.A. Мотивация спортивной деятельности / P.A. Пилоян. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 104 с.
  105. , В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В. Н. Платонов. М.: Физкультура и спорт, 1986. — 286 с.: ил.
  106. , К. К. Проблемы способностей / К. К. Платонов. М.: Наука, 1972.- 165 с.
  107. , А.П. Волевая подготовка лыжника-гонщика / А.П. Повар-ницин. М.: Физкультура и спорт, 1976. — 128 с.
  108. Полисистемное исследование индивидуальности человека / / под ред. Б. А. Вяткина. Пермь.: ПЕР СЭ,'2005. -384 с.
  109. , Н.И. Спорт феномен культуры : лекция / Н. И. Пономарев — Гос. ин-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. — Л.: б.и., 1987. — 23 с.
  110. , Е.Г. Общеразвивающие упражнения : учеб. пособие / Е. Г. Попова — С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. СПб.: б.и., 1999.-73 с.
  111. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1997. — 440 с.
  112. Психология / под ред. A.A. Крылова. М.: Проспект, 1998. — 584 с.
  113. Психология спорта: хрестоматия / сост.-ред. А. Е. Тарас. М.: ACT — Минск: Харвест, 2005. — 352 с.
  114. , А.Ц. К вопросу об интеллектуальных основах волевой подготовки спортсмена / А. Ц. Пуни // Проблемы психологии спорта. М.: Физкультура и спорт, 1962. — С. 40−48.
  115. , А.Ц. О структуре волевых качеств спортсмена и планирование их развития в процессе тренировки / А. Ц. Пуни // Теория и практика физической культуры. 1964. — № 3. — С. 27−31.
  116. , А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте / А. Ц. Пуни — Гос. ин-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. Л.: б.и., 1977. -48 с.
  117. , A.A. Психология личности. Общее и индивидуальное в психике человека // Психология и педагогика / под ред. A.A. Радугина. М., 1997.-С. 78−109.
  118. , A.B. Влияние психологических факторов на спортивный результат / A.B. Родионов. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 111 с.
  119. , A.B. Психологическая подготовка спортсменов / A.B. Ро, дионов // Современная система подготовки спортсмена. М.: СААМ, 1995.-С. 194−212.
  120. , A.B. Психология физического воспитания и спорта : учебник для вузов — Рос. гос. ун-т физ. культуры. М.: Академ, проект, 2004. — 267 с.
  121. , С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -2-е изд. М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
  122. , П.А. Двигательные навыки в спорте / П. А. Рудик // Материалы совещания по психологии. М.: АПН РСФСР, 1957. — С. 558−565.
  123. , B.C. Основы научно-методической деятельности в физической культуре : учеб. пособие для вузов физ. культуры / В. Н. Селуянов, М. П. Шестаков, И. П. Космина. М.: СпортАкадемПресс, 2001. — 184 с.
  124. , В. В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. 1994.-№ 5.-С. 16−19.
  125. , Г. Н. Образование: аспекты системного отражения / Г. Н. Сериков. Курган: Зауралье, 1997. — 464 с.
  126. , Л.К. Профессиональный отбор в спорте : учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры / Л. К. Серова. М.: Человек, 2011.-160 с.
  127. , Л.К. Психология личности спортсмена : учебное пособие / Л. К. Серова. М.: Советский спорт, 2007. — 116 с.
  128. , Л.К. Специфика психологии спорта : учебно-методическое пособие / Л. К. Серова — С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. -СПб.: б.и., 2003. 52 с.
  129. , В. В. Роль ценностных ориентаций личности в спортивной карьере : автореф. дис.. канд. психоЛ. наук / Сибирев В. В. М., 2004. — 16 с.
  130. , В.И. Гимнастика в трех измерениях / В. И. Силин, В.М. Смолев-ский, Ю. В. Менхин. -М.: Физкультура и спорт, 1979. 248 с.
  131. , В.А. Формированиё личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки : автореф. дис.. канд. пед. наук / Сластёнин В. А. М., 1977. — 29 с.
  132. Спортивное фехтование: учебник для вузов физической культуры / под ¦ общ. ред. Д. А. Тышлера. М.: Физкультура и спорт, 1997. — 385 с.
  133. , Н.Б. Психология спортивной карьеры / Н. Б. Стамбулова. СПб.: Центр карьеры, 1999. — 368 с.
  134. , Н.Б. Самооценка волевых качеств студентов-спортсменов / Н. Б. Стамбулова // Практические занятия по психологии: пособие для ин-тов физ. культуры. М.: Физкультура и спорт, 1989. — С. 99−106.
  135. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Гимнастика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. Е.С. Крю-чек, Р. Н. Терехиной. М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 288 с.
  136. Теория спорта / под ред. В. Н. Платонова. Киев: Вища школа, 1987. -424 с.
  137. Фехтование: учебник для институтов физической культуры / под общ. ред. Д. А. Тышлера. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 331 с.
  138. Фехтование / под общ. ред. К. Т. Булочко. М.: Физкультура и спорт, 1967.-431 с.
  139. , H.A. О волевой подготовке боксеров / H.A. Худадов // Проблемы психологии спорта. -М.: Физкультура и спорт, 1962. С. 352- 360.
  140. , М.М. Особенности проявления воли у борцов классического стиля и индивидуализация их волевой подготовки : автореф. дис.. канд. психол. наук / Чекиров М. М. М., 1984. — 26 с.
  141. , O.A. Влияние эмоций на действия спортсмена / O.A. Черникова // Психология: лекции для студентов-заочников IV курса / Гос. центр, ин-т физ. культуры. М., 1968. — С. 1(3−21.
  142. , Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста : автореф. дис.. д-ра пед. наук / Чернышенко Ю. К. — Кубанская гос. акад. физ. культуры. Краснодар, 1998. — 50 с.
  143. , Ю.К. Физическое воспитание и здоровье детей и подростков / Ю. К. Чернышенко, В. И. Осик — под ред. Т. А. Банникова, Ю.Н. Сини-цына — Кубанская гос. акад. физ. культуры. Краснодар: б.и., 2000. — 131 с.
  144. , А.И. Психологическая структура личности и закономерности ее формирования / А. И. Щербаков // Психология личности и педаIгогическая психология / Ленинградский гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. Л., 1971.-С. 16−27.
  145. , Е.П. Функциональная структура воли : автореф. дис.. д-ра психол. наук / Щербаков Е. П. Л., 1990. — 32 с.
  146. , И. С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 3142.
  147. , B.C. Культура в мире спорта : монография / B.C. Якимович.- М.: Советский спорт, 2006. 164 с.
  148. , Б.Н. Некоторые индивидуальные различия в деятельности спортсменов-акробатов и учет их в процессе учебно-тренировочных занятий / Б. И. Якубчик // Вопросы психологии. 1964. — № 5. — С. 20−30.
  149. Balke, В. Altitude and maximum performance in work and sports activity / B. Balke, F.J. Nagle, J.T. Daniels // JAMA. 1965. — № 194. — P. 176 -179.
  150. Feck, G. Checking the progress // Principles of Sports Training. Berlin: Sportverlag, 1982.-202 p.
  151. Zemicke, R. F. Exercese-related adaptations in connectiove tissue / R.F. Zemicke, B.J. Loitz // Srength and Pover in Sport. Oxford: Blackwell Sci. Publ., 1992.-P. 77- 95.
  152. Smith, R. E. A compound analysis of athletic stress // Sport for children and youth. Champaign: Human Kinetics, 1986. — № 10. — P. 1−107.
  153. Werner, H. Comparative Psychology of Mental Development / H. Werner.- N.Y., 2004. P. 5−10.
Заполнить форму текущей работой