Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Обучение плаванию детей-инвалидов с односторонней ампутацией нижней конечности: С сохранным интеллектом

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. Работа выполнена в соответствии со сводным планом НИОКР Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму на 1996;2000 год, шифр 22.02.05.19. Предварительный эксперимент проводился с 1988 по 1990 год в бассейне ЛМУ им. И. П. Павлова. Основной эксперимент проходил с 1990 по 1993 год на базе бассейна НИИ протезирования им. проф. Г. А. Альбрехта… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Плавание в адаптивной физической культуре инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата
    • 1. 1. Плавание в комплексной реабилитации инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата
    • 1. 2. Место плавания в адаптивной физической культуре инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата
    • 1. 3. Особенности физического развития детей инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата
    • 1. 4. Анализ методик обучения плаванию здоровых детей
  • 8−11 лет и их применение для обучения детей инвалидов с односторонней ампутацией нижних конечностей
  • ГЛАВА 2. Методы и организация исследования
    • 2. 1. Педагогический эксперимент
    • 2. 2. Врачебно-педагогические наблюдения
    • 2. 3. Контрольно-педагогические испытания
    • 2. 4. Хронометрирование занятий
    • 2. 5. Организация исследования
  • ГЛАВА 3. Экспериментальное обоснование особенностей начального обучения плаванию и обучения спортивным способам плавания детей-ампутантов в возрасте 8−11 лет

3.1. Особенности проведения занятий в зале «сухого плавания» с детьми инвалидами с односторонними ампутационными поражениями нижних конечностей при начальном обучении и обучении спортивным способам плавания.

3.2. Особенности начального обучения плаванию детей инвалидов с односторонней ампутацией нижних конечностей в возрасте 8−9 лет.

3.3. Особенности начального обучения плаванию детей инвалидов с односторонней ампутацией нижних конечностей в возрасте 10−11 лет.

3.4. Выявление закономерностей начального обучения плаванию детей с односторонней ампутацией нижних конечностей в возрасте 8−9 и 10−11 лет в условиях глубокого и мелкого бассейнов.

3.5. Особенности обучения спортивным способам плавания детей инвалидов с односторонней ампутацией нижних конечностей. * 3.5.1. Обучение способу плавания кроль на груди.

3.5.2. Обучение способу плавания кроль на спине.

3.5.3. Обучение способу плавания баттерфляй.

3.5.4. Особенности обучения плаванию способом брасс.

3.5.5. Обучение технике стартов и поворотов.

3.5.6. Двигательные ошибки и двигательные особенности техники плавания детей инвалидов с односторонней ампутацией нижних конечностей. ' 3.6. Особенности изменения эмоционального состояния детей инвалидов с односторонней ампутацией нижних конечностей под влиянием занятий по обучению спортивным способам плавания.

3.7. Особенности изменения физического развития и функциональных показателей у детей инвалидов с односторонним поражением нижних конечностей в возрасте 8−9 лет под влиянием адаптивного плавания. k { >

3.8 Особенности изменения физического развития и функциональных показателей у детей инвалидов с односторонней ампутацией нижних конечностей в возрасте 10−11 лет под влиянием адаптивного плавания.

ГЛАВА 4. Особенности организации и планирования занятий по обучению плаванию детей инвалидов с односторонней ампутацией нижней конечности.

4.1. Особенности организации занятий.

4.2. Особенности планирование учебного материала по обучению плаванию детей инвалидов с односторонней ампутацией нижней конечности в возрасте 8−11 лет в условиях глубокого и мелкого бассейнов.

Выводы.

Обучение плаванию детей-инвалидов с односторонней ампутацией нижней конечности: С сохранным интеллектом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ. В последнее десятилетие значительно возрос интерес исследователей и практиков к проблемам физической культуры и спорта инвалидов — адаптивной физической культуре или физической культуре для лиц с отклонением в состоянии здоровья.

Известно, что занятия спортом способствуют укреплению здоровья и формированию у инвалидов разнообразных двигательных компенсаций, скорейшему и более совершенному овладению протезно-ортопедическими изделиями, установлению навыков самообслуживания повышают их социальный статус (Белоусов П. И., 1968; Жиленкова В. П., Ульрих Е. С., 1990; Евсеев С. П., 1998; Шапкова Л. В., 1999).

Адаптивная физическая культура играет большую роль в возвращении инвалидов к полноценной жизни в обществе, к скорейшей адаптации к условиям жизни в большом городе (Филатов В.И., 1979).

В современной литературе имеются данные о положительном воздействии физической культуры и спорта на организм занимающихся и перечисляются виды спорта, рекомендуемые для занятий с инвалидами, имеющими поражения органов опоры и движения. Приводятся и спортивные результаты, в том числе мировые рекорды (Милчева Д., 1989).

Регулярно проводятся товарищеские встречи по плаванию, первенства, Чемпионаты страны, Европы, Мира, а также раз в четыре года Паралимпийские игры для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата.

Создана международная Федерация спорта инвалидов (ИСОД), а в России в течение ряда лет успешно работает Федерация физической культуры и спорта инвалидов России, в 1997 году создан Паралимпийский комитет России.

Впервые наша страна приняла участие в международных соревнованиях в 1989 году в Болгарии, а в 1996 году на Паралимийских играх в Атланте сборная команда страны впервые представляла Россию как суверенное государство.

Однако, следует отметить, что начиная с 1986 года, выходи т целый ряд постановлений Правительства, Комитета по физической культуре и спорту страны, Министерства здравоохранения, Министерства просвещения, обязывающие различные организации проводить работу по реабилитации инвалидов в обществе. Все эти положения были закреплены Федеральным Законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», № 80-ФЗ от 29.04.99 в статье 18. «Организация физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий с инвалидами».

Многолетняя практика работы с инвалидами с поражением опорно-двигательного аппарата показывает, что адаптивная физическая культура является наиболее действенной по сравнению с другими средствами реабилитации и имеет ряд специфических особенностей. Прежде всего, в том, что включает в себя большую группу людей с наличием различных двигательных и сенсорных нарушений (Мосунов Д.Ф., Кебкало В. И. 1982). Объединяет же все эти категории одно — состояние малоподвижности, ограниченности в общении, социальная изоляция (Жиленкова В.П., Ульрих Е. С. 1993).

Среди различных видов спорта, применяемых в работе с инвалидами, самым популярным и массовым является плавание. Объясняется это, прежде всего тем, что:

— во-первых, плавание является жизненно необходимым навыком;

— во-вторых, «водная среда», явление гидроневесомости «уравнивает» инвалидов физически и психически со здоровыми людьми;

— в-третьих, занимаясь плаванием, инвалиды имеют неограниченные возможности для своего физического и спортивного совершенствования.

Вместе с тем, в современней отечественной и мировой литературе сведений по организации и проведению занятий, по обучению плаванию инвалидов с ампутационными дефектами нижних конечностей, методических разработок и рекомендаций недостаточно, что и послужило поводом и направлением наших исследований.

ГИПОТЕЗА. Выдвинуто предположение о том, что совмещение начального обучения плаванию с обучением спортивным способам плавания и с оздоровительным плаванием для детей-инвалидов 8−11 лет с ампутацией нижней конечности является наиболее эффективным средством комплексной реабилитации, коррекции и компенсации двигательных нарушений, развития физических качеств и координационных способностей, а также воспитание эмоционально-волевых и личностных качеств ребенка.

Основанием для выдвижения данной гипотезы явились фундаментальные работы П. Ф. Лесгафта о физическом образовании детей школьного возраста, исследования Запорожца Н. А., Бальсевича В. К., Мосунова Д. Ф., Сазыкина Л. Г., Повзнера М. С., Шипициной Л. М. о принципах работы с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, современные представления Сермеева Б. В., Дмитриева B.C., Евсеева С. П. о роли адаптивной физической культуры в реабилитации инвалидов.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Учебно-воспитательный процесс начального обучения плаванию и обучения спортивным способам плавания детей инвалидов с односторонней ампутацией нижней конечности в возрасте 8−11 лет.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Методика обучения спортивным способам плавания детей инвалидов с односторонней ампутацией нижней конечности в возрасте 8−11 лет.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ — Разработать и научно обосновать методику обучения спортивным способам плавания детей с односторонней ампутацией нижней конечности.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Определить уровень физической подготовленности детей-инвалидов для занятий плаванием.

2. Выявить особенности начального обучения спортивным способам плавания в условиях глубокого и мелкого бассейна и определить основные двигательные ошибки, вызванные поражениями конечности и методические приемы их исправления.

3. Разработать последовательность обучения спортивным способам плавания, направленную на коррекцию и компенсацию двигательных нарушений, обусловленных ампутационными дефектами.

4. Установить влияние экспериментальной методики на физическое развитие детей-ампутантов в возрасте 8−11 лет.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Теоретический анализ и обобщение литературных данных, изучение практического опыта, педагогические наблюдения, анализ медицинских карт, контрольно-педагогические измерения, педагогический эксперимент. Результаты исследования обработаны методами вариационной статистики с использованием ЭВМ.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. Работа выполнена в соответствии со сводным планом НИОКР Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму на 1996;2000 год, шифр 22.02.05.19. Предварительный эксперимент проводился с 1988 по 1990 год в бассейне ЛМУ им. И. П. Павлова. Основной эксперимент проходил с 1990 по 1993 год на базе бассейна НИИ протезирования им. проф. Г. А. Альбрехта и Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. П. Ф. Лесгафта. Проверка и практическое внедрение результатов эксперимента осуществлялись с 1998 по 2001 год на базе бассейна Дальневосточного завода «Звезда» г. Большой Камень Приморского края.

ДОСТОВЕРНОСТЬ НАУЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ обеспечивается динамическим наблюдением в течение 8 летнего эксперимента. В процессе эксперимента были сформированы 6 групп по 10−12 человек, с учетом поражения и владения усеченной конечностью, не имеющие плавательной подготовки. В дальнейшем каждая группа была разделена на подгруппы по 5−6 человек. Всего за период с 1990 по 2001 год прошли обучение 53 занимающихся, проживающих в городах Санкт-Петербург и Большой Камень. Предлагаемые в работе положения и выводы отвечают поставленным задачам и отражают содержание проведенных исследований.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ И НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в том, что:

— обоснована совокупность теоретических положений, отражающих роль и место адаптивного плавания в системе адаптивной физической культуры;

— установлен комплекс методических условий, способствующих реализации детьми-инвалидами с односторонней ампутацией нижней конечности своих возможностей в процессе начального обучения плаванию и обучению спортивным способам плавания;

— методически обоснованы последовательность и особенности обучения плаванию детей-инвалидов с односторонней ампутацией нижней конечности;

— охарактеризованы методические приемы, средства и организационные формы проведения учебно-тренировочных занятий, адекватные специфике исследуемого контингента.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ работы заключается в том, что проведенное исследование позволило выявить наиболее эффективную последовательность обучения спортивным способам адаптивного плавания детей-инвалидов с односторонней ампутацией нижней конечности, экспериментальная методика может быть использована также и в работе с детьми, имеющими двустороннюю ампутацию голени и бедра, последствия травм и заболеваний спинного мозга, детского церебрального паралича, при проведении занятий в условиях глубокого и мелкого бассейна.

Результаты исследования внедрены в практику работы инвалидов в ДЮСШ «Звезда», о чем свидетельствует акт о внедрении научных исследований в практику.

АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. Основные положения диссертации были доложены на 48 студенческой научной конференции (при участии аспирантов) ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта 1988 г.- на 1-ой международной конференции «Инвалиды: социальная и физическая реабилитация — физкультурно-оздоровительные технологии», Москва 1993 г.- на 3-ей международной научно-практической конференции по физической культуре для инвалидов и людей с ограниченными функциональными возможностями, Санкт-Петербург 1996 г.- на заседании кафедры плавания ГАФК им. П. Ф. Лесгафта (1992, 1993, 1996, 1997, 2000) — на заседании кафедры адаптивной физической культуры ГАФК им. П. Ф. Лесгафта (2000).

СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация состоит из введения, 4-х глав, выводов, практических рекомендаций, библиографии и приложения. Основное содержание работы изложено на 108 страницах машинописного текста включая 11 таблиц и 10 рисунков.

Список литературы

насчитывает 228 наименований, из них 16 иностранных. Диссертация дополнена 21 приложением.

1. Установлено, что плавание является одним из самых массовых и эффективных средств адаптивной физической культуры и это позволяет назвать его адаптивным плаванием, понятием, отражающим сущность этого вида спорта для инвалидов всех категорий.2. Уровень физической подготовленности у детей-инвалидов с односторонней ампутацией нижней конечности в возрасте 8−11 лет значительно ниже, чем у их здоровых сверстников: сила мышц рук — в 2 раза, выносливость • в 3 раза, гибкость — в 5 раз, теппинг-тест — в 4 раза, отмечается также незначительное отклонение (0,3%) показателя устойчивости вестибулярного аппарата, однако, в процессе эксперимента показатели физической подготовленности имели положительную динамику развития, соответствующую динамике развития здоровых сверстников.З.В зависимости от сроков восстановительного периода, адаптивное f с плавание подразделяется на три последовательных направления: лечебно — восстановительное, рекреативно-оздоровительное, спортивное и решает задачи общего закаливания организма, развития индивидуальных двигательных и «вегетативных функций, профилактики, коррекции и компенсации вторичных нарушений, создания положительной мотивации для систематических занятий плаванием, являющихся необходимым условием физической, психологической и социальной адаптации ребенка-инвалида с односторонней ампутацией нижней конечности.4.Особенности обучения адаптивному плаванию детей-ампутантов обусловлены основным дефектом, вызывающим уменьшение площади опоры и нарушение положения отдельных частей тела в пространстве, дискоординацию структуры и ритма движения и заключаются в следующем- •создание устойчивых мотиваций для занятий плаванием- •варьирование временных соотношений занятий в зале и в бассейне в зависимости от периода обучения- •использование игрового метода для создания положительного эмоционального фона занятий- •применение поддерживаюпщх средств, увеличивающих площадь опоры (круг, лопатка).5. Выявлены следзпющие типичные двигательные ошибки в технике плавания: • нарушение прямолинейности движения при скольжении после отталкивания от бортика и при плавании в полной координации- • одновременное движение двумя ногами в вертикальной плоскости при плавании кроль на груди и кроль на спине- • асимметричные движения ногами в горизонтальной плоскости при плавании брассом- • сгибание усеченной конечности в тазобедренном суставе при выполнении скольжения.6. Для коррекции двигательных ошибок наиболее эффективны метгодические приемы на суше: имитационные упражнения перед зеркалом, подготовительные и подводящие упражнения, развитие мьппечной силы, подвижности в суставах. Ритмичность движений быстрее формируются под музыкальное сопровождение и с использованием игрового метода. На воде: плавание с применением вспомогательных средств (крути, обручи, лопатки, доски, поводки), использование двигательных ориентиров и образов, объяснение, оценка, индивидуальное исправление двигательных ошибок, специально подобранные игры на воде.7. Наибольшую трудность представляет обучение стартам и поворотам, прямолинейности скольжения и разворота туловища относительно продольной типичными ошибками, а их исправление начинается в период разучивания подготовительных упражнений при освоении с водой.8. Применение протезов голени для купания, при обучении спортивным способам плавания нецелесообразно, так как соревнования среди инвалидов с поражением опорно-двигагельного аппфата проводятся без использования протезов и других дополнительных средств.9. Обучение адаптивному плаванию состоит из разучивания движений в зале сухого плавания и закрепления разученных движений в водной среде. Временное соотношение занятий в зале и на воде изменяется в течении учебного года: объем «сухого плавания» снижается с 70% до 40%, а объем плавательной подготовки увеличивается с 30% до 60% общего времени занятий, что обусловлено требованием развития физических качеств на суше (силы основных мышечных групп, гибкости, выносливости, равновесия, укрепления мышечного корсета).10. Разз^ивание элементов начального обучения адаптивному плаванию (погружение, всплывание, лежание, скольжение) у детей с ампутационными односторонними дефектами нижних конечностей, осуществляется в той же последовательности, что и при обучении здоровых детей, но отличается большей продолжительностью. На усвоение учебного материала требуется в 2 раза больше времени. Обучение в глубоком и мелком бассейне выявило следующие особенности: в мелком бассейне быстрее решаются задачи по обучению погружению, дыханию, скольжению на грудив глубоком — по обучению всплыванию и технике скольжения на спине. При обучении спортивным способам плавания в глубоком и мелком бассейнах различий в сроках усвоения учебного материала не прослеживаетч-я.11. Оптимальным вариантом является следующая последовательность обучения спортивным способам плавания детей с ампутационным односторонним поражением нижней конечности: кроль на груди, кроль на спине, батгерфляй, брасс. Сочетание последовательного и параллельного методов обучения основным спортивным способам плавания распшряет диахгазон двигательных умений, координационньгс способностей и ускоряет процесс освоения техники плавания. Установлена типовая последовательность обучения элементам техники спортивных способов плавания. Обучение способу кроль на груди, кроль на спине, брасс начинается с разучивания движений руками и дыхания. Обучение способу баттерфляй начинается с разучивания движений ногами и дыхания, что вызвано низким уровнем силы мышц рук.12. Исследованием установлено, что все дети-инвалиды с односторонней ампутацией нижней конечности в возрасте 8−9 лет в течении года способны обучиться и проплыть 100 метров способами: кроль на груди, кроль на спине, а дети 10−11 лет проплывают 100 метров всеми четырьмя спортивными способами без учета времени, что является предпосылкой к углубленным занятиям спортивным плаванием.13. Целенаправленное и рациональное построение обучения различным способам плавания, сопряженное с развитием физических качеств и координационных способностей, коррекцией и компенсацией двигательных нарушений, оказало положительное влияние не только на приобщение детей инвалидов к полезной для здоровья деятельности, но и существенно изменило их физический статус. Достоверно (Р< 0,001) улучшились показатели физической подготовленности: мышечная сила на 40%, выносливость 30%, гибкость на 89%, устойчивость к раздражению вестибулярного аппарата на.

90%, теппинг-тест на 50%, показатели мануально-мышечного тестирования на.

40%, окружность усеченной конечности на 12%. По данным ортопедического обследования юношеский кифоз исправлен в 90% слз^чаев, дута сколиоза уменьшалась до 3−5 градусов у 70% занимающихся, у 30% учащихся сформировалась правильная осанка, качественно улучшилось психическое состояние детей, 90% из числа занимающихся повысили успеваемость в школе.14. Полученные научные факты свидегельствуют о позитивных изменениях в организме и личности детей-инвалидов с односторонним поражением нижней конечности, что является отражением возросшего уровня их физической, психологической, социальной адаптации средствами плавания, что явилось конечной целью настоящего исследования.• < • Практические рекомендации.

1. Перед началом обучения адаптивному плаванию необходимо: уточнрггь диагноз, сопутствующие заболевания и срок послеоперационного периодаопределить медицинские противопоказания и срок после операционного периода- •определить двигательные способности и степень физической подготовленности занимаюпщхся детей- • определить состояние усеченной конечности- • выявить плавательные способности инвалидов с односторонней ампутацией нижних конечностей.2. С целью получения адекватной информации о динамике изменения функционального состояния занимающихся проводить контрольные испытания не реже двух раз в год, а педагогические наблюдения на каждом занятии.3. При комплектовании групп необходимо учитывать индивидуальные функциональные и психические особенности детей ампутантов, количество занимаюпщхся в подгруппе ограничивать до 5−6 человек.4. При обучении начальным основам адаптивного плавания необходимо применять на первом этапе обучения вспомогательные средства: протезы для купания, резиновые круги, поддерживаюпще поплавки, поводки, пенопластовые доски, вспомогательные шесты и др.5. Занятия по обучению плаванию проводятся сначала в зале «сухого плавания» и только затем в бассейне. Продолжительность учебного занятия в воде в начале обучения 15−20 минут, с постепенным увеличением времени до 45 минут. Занятия на суше на этапе начальной подготовки составляют от 70% в начале года до 40% общего времени занятий к концу года.6. Обучение спортивным способам плавания проводится параллельно последовательным методом в следующем порядке: кроль на груди, кроль на спине, баттерфляй, брасс.7. Обучение стартам и поворотам начинается в период разучивания упражнений по освоению с водой.8. Для повышения эффективности занятий по обучению спортивным способам плавания детей инвалидов с односторонней ампутацией нижних конечностей, используя методику обучения здоровых ладей, необходимо вносить следующие коррективы: • использование более легких, доступньк по форме и содержанию понятий, использовать описание и показ движения, развивая двигательное воображение, поощряя детей даже за минимальные успехи- • в процессе обучения больше внимания уделять наглядному методу- • обеспечивать положительный эмоциональный фон проведения занятий, используя игровые методы и музыкальное оформление- • на всех этапах обучения проводить повторение упражнений по освоению с водой, использовать элементы синхронного плавания- • на всех этапах обз^ения осуществлять контроль над соблюдением правил поведения в бассейне и мер безопасности на воде при проведении занятий.9. Для определения степени усвоения учебного материала и расширения общения детей инвалидов с односторонней ампутацией нижних конечностей (с сохранным интеллектом) 2−3 раза в год проводить спортивные мероприятия совместно со здоровыми сверстниками, способствуя их социальной адаптации и интеграции в обществе.10. Для успешного проведения занятий и налаживания положительного психологического климата в группе тренер-преподаватель должен обладать чувством такта, индиврадуального подхода к занимающимся и его родителям, так как все эти люди имеют повышенную эмоциональную чувствительность.11. Предложенная методика может быть использована при обучении спортивным способам плавания инвалидов с двусторонней ампутацией нижних конечностей, со спинномозговыми травмами, заболеваниями и с последствиями полиомиелита, детского церебрального паралича.12. Ориентировать детей на дальнейшее совершенствование спортивного адаптивного плавания, создавая положительные мотивации для систематических занятий детей и привлекая родителей к организационной помощи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П. К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование. — М.: Медгиз, 1956.-е. 48.
  2. Н. Я. Исследование гибкости и экспериментальное обоснование ее развития. Дисс… канд. пед. наук. -Л., 1971. — с. 100.
  3. В. 3. Экспериментальное обоснование применения специальных у1фг1жнений и закаливающих процедур в процессе обучения плаванию детей младшего школьного возраста. Автореф. Дисс… канд. пед. наук.-М., 1971.-с. 10.
  4. . А., Хентов Р. Я. Методика самостоятельной работы. Учебное пособие для слзопателей факультета. — Л., 1974. — с. 34.
  5. П. К. Социальное и биологическое в природе человека. Соотношение биологического и социального в человеке. — -М.: Наука, 1975.-С.5.
  6. . А. Быстрые методики статистической обработки и планирования экспериментов. Изд. ЛГУ, 1978.-е. 17.
  7. . А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. — -М.: ФиС, 1978. — с. 53.
  8. Л. Н. Разработка и обоснование физкультурно- оздоровительных мероприятий с вынужденным положением тела. Дисс… канд. пед. наук. — Л., 1980. — с. 98.
  9. . А. Теория и методика физического воспитания. Учебник для студентов факультета физической культуры педагогических институтов по спец. 0303. Изд. //Физкультура. — М.: Просвещение, 1990. -с. 64.
  10. В. А. Общие закономерности дифференцированного обучения биомеханическим элементам техники плавания в возрасте 7−17 лет. Автореф. Дисс… докт. пед. наук. — Омск, 1997. -с. 10. по
  11. В. М. Вопросы, связанные с лечением и гигиеническим значением музыки. //Обзор психиатр, неврол. и эксп. психол. — 1916, № 1−4, с. 124.
  12. Н. Ж. Учите детей плавать.- М.: ФиС, 1954. — с. 13.
  13. В. В. Принципы и методы двигательных действий в процессе физического воспитания. Дисс… докт. пед. наук. — М., 1959. — с. 97.
  14. Н. А. Модели, как средство изучения нервно- двигательных актов. //Доклады АНП РСФСР, № 2, 1961. — с. 28.
  15. Н. А. Пути и задачи физиологии активности. //Вопросы философии. — М., № 6,1961. — с. 17.
  16. Н. А. Очередные проблемы физиологии активности. — М., № 6, 1961.-с. 18.
  17. Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М.: Медицина, 1966. — с. 74.
  18. П. И. Повышение двигательных фзшкций после ампутации конечностей. — Л.: Медицина, 1968, — с. 201−206.
  19. Н. Ж. Методика обучения технике плавания. — М.: ГЦОЛИФК, 1980. — с. 59−70.
  20. В. С, Юрьев П. В. Состояние и перспективы функционально — восстановительного лечения больных с повреждением опорно-двигательного аппарата. // Организ. и эффект, реабилит. в медицинск. учрежден. — Л.: Медицина, 1980, — с. 48,
  21. П. Сущность процесса обучения. — М.: Просвещение, 1981.-с. 14.
  22. П. К. Теории тестирования двигательных способностей. — М.: ФиС, 1982. — с. 40.
  23. Н. Ж. Организация и методика подготовки спортивного резерва в плавании. — М.: ГЦОЛИФК, 1982. -с. 1−3.
  24. Н. Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. — М.: ФиС, 1986.
  25. Н. Особенности телосложения и физической работоспособности пловцов. — М., 1986. — с. 1−5.
  26. Л. А., Назарова Р. Д. Занятия плаванием у детей и подростков при сколиозе. — М.: Просвещение, 1988. — с. 10−14.
  27. В. К. Физическая культура для всех и каждого. — М.: ФиС, 1988.-с. 3−10.
  28. Н. Ж. Плавание в пионерском лагере. — М.: ФиС, 1989.-с.З.
  29. Р. И. Содержание знаний по физическому воспитанию и методика их формирования у младших школьников. Дисс… канд. пед. наук. -Л., 1989.-с. 25.
  30. В. Г. Плавание как составная часть медицинской реабилитации инвалидов после ампутации нижних конечностей. //Матер. ТТТ межд. науч. — практ. конф. по физич. культ, для инвалидов и людей с огранич. функцион. возможн. — СПб., 1996, — с. 27.
  31. В. П. Исследование методики применения дыхательных упражнений в подготовке юных пловцов. Дисс… канд. пед. наук. — Л., 1969.-С.5.
  32. В. И. Исследование эффективности системы специальных физических угфажнений для исправления фзпнпкциональных нарушений осанки. Автореф. дисс… канд. пед. наук. — Л., 1979.- с. 6.
  33. В., Киселева М. Опыт организации массового обучения плаванию дошкольников. //Плавание. — М., 1980, вып. 2. — с. 15.
  34. В. М. Физическая рекреация — вид физической культуры. //Теор. и практ. физич. культ., 1983, К^З. — с. 12.
  35. В. Устали от чуда. Комсомольская правда -1984, Х^ 283, 11 декабря.
  36. В. М. Физическая культура и ее теория. // Теория и практ. фнзич.культ. — М., 1986, Х25. -с. 18.
  37. В. М. Исследование эффективности системы спевд1альных физических упражнений для исправления функциональных нарушений осанки (на примере работы с курсантами военного училища). Дисс… канд. пед. наз^ к. -Рига, 1990. -с. 98−102-
  38. М. А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. — М., ФиС, 1980. — с. 34−40.
  39. О. Г., Меерсон Ф. 3. Физиология адаптационных процессов. — М., Наука, 1986. — с. 5−7.
  40. Г. П. Психологические особенности организации проведения учебных занятий по физическому воспитанию со студентами инвалидами. //Тез. докл. 1 Всесоюзн. Конф. «Физическая культура и спорт инвалидов». — Одесса, вып. 1,1989,-с. 20−21.
  41. Ю. А. Обз^ение плаванию младпшх школьников с учетом функциональной асимметрии. Автореф. Дисс… канд. пед. наук,-СПб., 1994.-сб.
  42. А. И. Подготовка учащихся к активному восприятию новых знаний. — М., 1947. — с. 20.
  43. И. В. Проблемы причинности в медицине. //Этиология. — М.: Медицина, 1962. -с. 4.
  44. И. В. Общая патология человека. — М.: Медицина, 1969.
  45. В. К., Власова Л. А., Ступкина Н. В. Методы консервативной подготовки. ЛФК, физиотерапия, трудотерапия к протезированию. // Сб. Вопросы протезирования. — Л., 1971, вып. VU. — с. 8−9.
  46. А. К. Методика лечебной физкультуры с использованием нагрузок при консервативном лечении сколиозов у детей. Дисс… канд. пед. наук, — Кисловодск, 1975.-е. 56−58. i t*
  47. В. К. Актовая речь на заседании ученого совета Ленингр. науч. исслед. института протезирования. — Л., 1977. — с. 43.
  48. В. К., Власенко В. П., Федоров Н. Особенности игры в настольный теннис у инвалидов с культями конечностей. //Протезирование и протезостроение, — М., 1978, вып.45. — с. 7.
  49. В. К. Лечебная физическая культура и спорт в комплексе средств реабилитации в медицинских учреждениях. — Л.: Медицина, 1980, — с. 67.
  50. В. И. Движение для здоровья.-М.: Знание, 1989.-е. 7−10.
  51. В. С, Сахно А. В., Осипова С, Семаева Г. Н., Башкирова М. И. // Сб. матер, к лекциям по физич. культ, и спорту инвалидов. -М., Малаховка, 1993, — с. 19.
  52. В. С, Осадчих А. И. Мышечно-двигательная активность в аспекте физической реабилитации россиян. //Тезисы докл. Межд. конф. «Современные достижения спортивной науки». СПб., 1994, — с. 132.
  53. Т. В. Методика начального обучения плаванию учащихся младпшх классов общеобразовательных школ. Автореферат дисс… канд. пед. наук. — Л., 1982. — с. 100−120.
  54. В. А. ЛФК в травматологии. // Справочник ЛФК. — М.: Медицина, 1987. — с. 52.
  55. Н. Н. Совещание-семинар по проблемам физического воспитания лиц с отклонениями в развитии. — М., ТиПФК, 1988, № 4. — с. 4.
  56. В. А., Юнусов Ф. А. Физическая культура в комплексной реабилитации больных и инвалидов с повреждением опорно-двигательного аппарата. // Тез. докл. 1 Всесоюзн. научн. конф. «Физическая культура и спорт инвалидов». — Одесса, 1989. — с. 12.
  57. Н. Н. Применение компьютера в разработке «Блока диагностики и классификации двигательных нарушений у детей». // 1 Всесоюзн. Конф. «Физическая культура и спорт инвалидов», — Одесса, 1989.
  58. В. А. Апанасенко Г. Л. Лечебная физкультура и врачебный контроль. — М.: Медицина, 1990. — с. 48.
  59. П., Курдыбайло Ф., Морозова О. В., Солодков А. Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов. -СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафга, 1996, — с. 4.
  60. П., Шапкова Л. В., Федорова Т. В. Адаптивная физическая культура — новая специальность для работы с инвалидами. // Физич. культ, студентов: физич. воспит., спорт, актив, досуг. — СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафга, 1996. — с. 24−26.
  61. П. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке). — М.: ТиПФК, 1998, — с. 2.
  62. П. Адаптивная физическая культура и социальная интеграция инвалидов. //Материалы Российск. национ. конгр. «Человек и его здоровье». 1998, — с. 99.
  63. В. П. Физическая культура и спорт инвалидов с дефектами опорно-двигательного аппарата. //Метод, реком. — Л., 1988. — с. 3−16. Г' *. л"
Заполнить форму текущей работой