Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Содержание и методика реализации раздела «Кроссовая подготовка» на уроках физической культуры учащихся общеобразовательных школ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность. Забота о должном уровне физической подготовленности подрастающего поколения входит в число приоритетных государственных задач на любом этапе развития общества (В.В. Путин, 2002; В. А. Фетисов, 2003; Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2015 г. и др.). Однако результаты современных исследований (Е.А. Черепов с соавт., 2006; Т. С. Гуревич, 2007; Т… Читать ещё >

Содержание

  • Специальность 13.00.04. — Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
  • ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
  • Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор В.И. Тхорев
  • Краснодар
  • СОДЕРЖАНИЕ Стр
  • ГЛАВА 1. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
    • 1. 1. Особенности проявления физических качеств у школьников
      • 1. 1. 1. Динамика двигательных способностей учащихся общеобразовательных школ
      • 1. 1. 2. Характеристика выносливости и особенности ее динамики в школьном возрасте
    • 1. 2. Программы физического воспитания школьников
      • 1. 2. 1. Структура и характеристика программ физического воспитания
      • 1. 2. 2. Содержание вариативного компонента программ
    • 1. 3. Легкоатлетический кросс в системе физического воспитания
      • 1. 3. 1. Характеристика кросса
      • 1. 3. 2. Легкоатлетический кросс в физическом воспитании школьников
  • РЕЗЮМЕ
  • ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Методы исследования
    • 2. 2. Организация исследования
  • ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКОГО КРОССА
    • 3. 1. Физическая подготовленность школьников и особенности их физического воспитания
      • 3. 1. 1. Результаты мониторинга физической подготовленности учащихся 2−9 классов
      • 3. 1. 2. Организационно-содержательные особенности физического воспитания учащихся общеобразовательных школ
    • 3. 2. Кросс как система прикладных упражнений
      • 3. 2. 1. Классификация легкоатлетического кросса
      • 3. 2. 2. Кроссовая подготовка как региональный компонент программы физического воспитания школьников (на примере Краснодарского края)
      • 3. 2. 3. Эффективность различных вариантов передвижений и способов преодоления препятствий
      • 3. 2. 4. Содержание элементов легкоатлетического кросса в физическом воспитании школьников
  • РЕЗЮМЕ
  • ГЛАВА 4. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА «КРОССОВАЯ ПОДГОТОВКА» И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕГО ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
    • 4. 1. Содержание учебного материала по легкоатлетическому кроссу и методика его реализации в общеобразовательной школе
    • 4. 2. Особенности практической реализации учебного материала по разделу «Кроссовая подготовка» на уроках физической культуры (на примере учащихся 6−7 классов)
    • 4. 3. Динамика физической подготовленности школьников 6−7 классов при различных вариантах использования легкоатлетического кросса на уроках физической культуры
    • 4. 4. Дисциплина «Легкоатлетический кросс» в подготовке бакалавров физической культуры
  • РЕЗЮМЕ
  • ВЫВОДЫ

Содержание и методика реализации раздела «Кроссовая подготовка» на уроках физической культуры учащихся общеобразовательных школ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Забота о должном уровне физической подготовленности подрастающего поколения входит в число приоритетных государственных задач на любом этапе развития общества (В.В. Путин, 2002; В. А. Фетисов, 2003; Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2015 г. и др.). Однако результаты современных исследований (Е.А. Черепов с соавт., 2006; Т. С. Гуревич, 2007; Т. И. Прокопенко, 2007 и др.) свидетельствуют о наличии тенденции к его ухудшению. Негативная направленность наблюдается и в отношении уровня развития общей выносливости (Г.А. Макарова, 1999; Т. А. Банникова, Ю. К. Чернышенко, 2006; Б. Х. Ланда, 2005; В. И. Осик с соавт., 2007 и др.).

Одним из приоритетных средств воспитания общей выносливости является кроссовая подготовка (Н.Г. Озолин, 1985; В. Н. Селуянов, 2001; Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов, 2004; Ю. А. Янсон, 2004 и др.). Из всех видов физических упражнений легкоатлетический кросс был и остается самым общедоступным и массовым средством физического воспитания. Помимо улучшения общей работоспособности и укрепления здоровья, он способствует развитию других физических качеств, служит целям разносторонней, в том числе и прикладной физической подготовки (Г.П. Богданов, 1979; О. В. Колодий с соавт., 1985; P.A. Дрепелев, 2007 и др.).

В настоящее время приходится констатировать, что формат практического использования легкоатлетического кросса в качестве системы развития и поддержания жизненно важных двигательных умений и навыков неоправданно сужается (С.П. Аршинник, Ю. Г. Зайцев, В. И. Тхорев, 2007). Ситуация обостряется наличием у специалистов (Г.П. Богданов, 1979; E.H. Литвинов с соавт., 1996; В. И, Ковалько, 2005; А. П. Матвеев, 2007 и др.) разногласий, касающихся понятийного аппаратанедостаточной разработанностью содержательного аспекта данного вида двигательной активности и методических подходов его применения в физическом воспитании школьников (С.П. Аршинник, В. И. Тхорев, 2008).

Таким образом, в системе физического воспитания школьников сложилась проблемная ситуация. Суть ее заключается в низком уровне физической подготовленности, в том числе общей выносливости современных школьников, в то время как одно из эффективнейших средств физического воспитания — легкоатлетический кросс теряет позиции по причине недостаточной разработанности содержательного компонента и эффективных подходов его практического использования в рамках школьных уроков физической культуры.

Вышеизложенное и предопределяет своевременность и актуальность проведения исследований, предусматривающих поиск и обоснование путей оптимизации процесса физического воспитания школьников, которые базируются на использовании элементов легкоатлетического кросса.

Объект исследования — процесс физического воспитания учащихся общеобразовательных школ.

Предмет исследования — содержание учебного материала по легкоатлетическому кроссу и методика его реализации на уроках физической культуры в общеобразовательных школах.

Цель исследования: разработать содержание учебного материала по разделу «Кроссовая подготовка» и методику его практической реализации на уроках физической культуры учащихся общеобразовательных школ как факторов, способствующих росту физической подготовленности школьников.

Задачи исследования:

1. Определить особенности текущего состояния и динамику основных компонентов физической подготовленности современных школьников.

2. Создать классификационную систему легкоатлетического кросса и аттестовать по критерию эффективности его базовые компоненты.

3. Сформировать содержание учебного материала по легкоатлетическому кроссу для программ физического воспитания учащихся общеобразовательных школ.

4. Разработать и экспериментально оценить эффективность методики реализации содержания раздела «Кроссовая подготовка» на уроках физической культуры учащихся 6−7 классов.

Гипотеза исследования: Доказано (Г.П. Богданов, 1979; О. В. Колодий с соавт., 1985; Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов, 2001; Ю. А. Янсон, 2004 и др.), что легкоатлетический кросс способствует укреплению здоровья, повышению уровня физической подготовленности занимающихся. Известно (Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов, 2001), что эффективность средств физического воспитания обусловливается степенью разработанности его структурно-содержательных и организационно-методических аспектов.

Предполагалось, что разработка учебного материала по легкоатлетическому кроссу и методики его практической реализации в условиях общеобразовательных школ позволит повысить эффективность уроков физической культуры и послужит росту уровня физической подготовленности школьников.

Методологическую основу исследования составили основные положения теории и методики физической культуры и спорта (Б.А. Ашмарин, В. К. Бальсевич, В. М. Зациорский, Л. П. Матвеев, Ж.К. Холодов), теории и методики легкой атлетики (Г.П. Богданов, В. Г. Никитушкин, А. Н. Макаров, Н. Г. Озолин, Д.А. Семенов), программно-нормативные основы физического воспитания школьников (A.A. Зданевич, В. И. Лях, А.П. Матвеев), вопросы теории сенситивных периодов развития двигательных способностей (В.К. Бальсевич, JI.B. Волков, A.A. Гужаловский, А.П. Матвеев) и формирования классификации в спортивно-педагогических дисциплинах (В.Г. Войтов, Е-Р: Яхонтов).

Научная новизна результатов исследования заключается:

— в формировании содержательного компонента раздела «Кроссовая подготовка» для программ физического воспитания учащихся общеобразовательных школ, базирующегося на классификационной системе основных элементов данного вида двигательной активности;

— в определении состояния и динамики физической подготовленности школьников г. Краснодара с конкретизацией сенситивных периодов развития общей выносливости, которые приходятся на время обучения мальчиков в 4-м, 6−7-м и 9-м классах, а девочек — во 2-м и 6−7-м классах;

— в разработке методики обучения школьников базовым элементам легкоатлетического кросса, основывающейся на приоритетных способах передвижения и преодоления препятствий;

— в определении положительного влияния разработанной методики практической реализации сформированного содержания раздела «Кроссовая подготовка» на физическую подготовленность школьников средних классов с ее преимущественным воздействием на координационные способности и общую выносливость учащихся.

Положения, выносимые на защиту:

1. Наиболее благоприятными периодами воспитания общей выносливости на уроках физической культуры у девочек являются сроки их обучения во 2-м и 6−7-м классаха у мальчиков — в 4-м, 6−7-м и 9-м классах.

2. Сформированная классификационная система легкоатлетического кросса, включающая варианты передвижения и преодоления препятствий, учитывающая условия грунта и рельеф местности, является основой конкретизации учебного материала данного раздела школьной программы физического воспитания, базовую основу которого составляют:

— прямолинейные и с изменениями направления разновидности ходьбы и бега по твердому и мягкому грунтувверх и вниз по склонам различной крутизны;

— прыжки «наступая», «в шаге», «барьерным шагом», «согнув ноги» и опорные «боком»;

— перелезания «переваливанием» и «перемахиванием».

3. Методика обучения школьников способам преодоления препятствий, имеющая образовательно-прикладную направленность и включающая: алгоритмы обучениякомплексы подводящих и специальных упражненийсопряженное решение образовательных и развивающих задачрегламентированную дозировку выполняемой учащимися физической нагрузки.

4. Методика реализации сформированного содержания учебного материала по легкоатлетическому кроссу на уроках физической культуры в средних классах, базирующаяся на поминутном планировании учебного материала и его рациональном распределении в течение учебного года, расширении используемых средств и чередовании методов их применения, которая обеспечивает рост физической подготовленности учащихся при преимущественном улучшении их координационных способностей и общей выносливости.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается: в конкретизации сенситивных периодов развития общей выносливости у школьников обоего пола со 2 по 9 классы;

— в уточнении терминологии и систематизации содержательного компонента легкоатлетического кросса;

— в дополнении и расширении информации о влиянии уроков с элементами легкоатлетического кросса на различные компоненты физической подготовленности школьников.

Практическая значимость проведенных исследований включает следующие аспекты:

— выявленные особенности возрастной динамики развития общей выносливости школьников позволяют планировать содержание программного материала по физической культуре с учетом сенситивных периодов;

— классификационная система легкоатлетического кросса дополняет имеющуюся информацию о данном средстве физического воспитания школьников и формирует содержание соответствующего раздела школьной программыпрактическая реализация содержательного компонента легкоатлетического кросса в формате базовой и региональной частей школьного программного материала оказывает положительное влияние на рост физической подготовленности занимающихся;

— результаты исследования могут быть использованы в подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров по физической культуре и спорту, а также при разработке государственных и авторских программ по физическому воспитанию школьников.

Внедрение полученных результатов. По результатам исследований опубликовано 12 работ, в т. ч. в журнале «Физическая культура в школе», входящем в перечень ведущих рецензируемых журналов и изданий, рекомендуемых ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.

Основные положения диссертации доложены и обсуждены на 4 вузовских, 2 региональных и 3 международных научно-практических конференциях.

Материалы работы внедрены в процесс физического воспитания учащихся средних общеобразовательных школ г. Краснодара и п. Ахтырский Краснодарского края, подготовки бакалавров физической культуры и курсов повышения квалификации учителей физической культуры и спортивных педагогов КГУФКСТ.

Структура и объем диссертации

Диссертация работа состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Библиографический список насчитывает 262 источника, в том числе 16 на иностранных языках. Диссертация изложена на 210 страницах компьютерного текста и иллюстрирована 30 таблицами и 12 рисунками.

ВЫВОДЫ.

1. Уровень развития физических качеств у современных школьников начальных и средних классов находится в диапазоне от слабого до хорошего. Степень проявления отдельных двигательных способностей учащимися различного пола имеет существенные отличия. У девочек средним и хорошим уровнем развития характеризуются силовые, скоростные, скоростно-силовые способности и гибкостьу мальчиковскоростные и скоростно-силовые способности. Низкой и слабой степенью проявления у школьниц и школьников отличается общая выносливость.

Период обучения школьников со второго по девятый класс характеризуется:

— высоким и средним приростом силовых (74,5%), скоростно-силовых (43,6%) способностей и гибкости (43,2%);

— минимальной положительной динамикой скоростных способностей (19,0%) и общей выносливости (20,2%).

Наиболее выраженный естественный рост общей выносливости у мальчиков приходится на периоды их обучения в 4-м, 6−7-м и в 9-м классаха у девочек — во 2-м и 6−7-м классах.

2. В настоящее время единство мнений специалистов по вопросам содержательного компонента образования школьников в области физической культуры отсутствует. Большинство (82,7%) школьных учителей физической культуры в своей практической деятельности руководствуется комплексной программой физического воспитания под редакцией В. И. Ляха и A.A. Зданевича (2004;2009). На уроках физической культуры в общеобразовательных школах предпочтение отдается спортивным и подвижным играм (82,7%), легкой атлетике (51,9%) и гимнастике (48,1%). Собственно легкоатлетический кросс на уроках физической культуры практикуют лишь 18,8% учителей. Основными причинами низкой популярности легкоатлетического кросса в школах являются: отсутствие необходимых учебно-методических пособий по данному разделу и низкая популярность данного вида двигательной активности у учащихся.

3. Сформированная классификационная система легкоатлетического кросса, помимо двух базовых разделов, объединяющих способы передвижения и преодоления препятствий, включает систематизацию препятствий, особенностей грунта и рельефа местности, а также градацию вариантов передвижения и преодоления препятствий по критерию эффективности в различных условиях. Базовыми способами передвижения в легкоатлетическом кроссе являются бег, ходьба и передвижение ползком. Приоритетными способами преодоления горизонтальных препятствий в легкоатлетическом кроссе служат прыжки «в шаге» и «согнув ноги». Наиболее рациональными вариантами преодоления вертикальных препятствий являются: «беговой (барьерный) шаг», вариант «наступая», опорный прыжок «боком», перелезания «переваливанием» и «перемахиванием».

4. Разработанное содержание учебного материала раздела «Кроссовая подготовка» программы физического воспитания школьников опирается на классификационную систему данного вида двигательной активности и имеет два варианта практической реализации на уроках физической культуры: в качестве базового и вариативного (регионального) компонентов. Приоритетными средствами практической реализации данного раздела являются:

— прямолинейная и с изменениями направления ходьба и бег по твердому и мягкому грунтувверх и вниз по склонам различной крутизны;

— прыжки «наступая», «в шаге», «барьерным шагом», «согнув ноги» и опорные «боком»;

— перелезания «переваливанием» и «перемахиванием».

5. К числу принципиальных особенностей разработанной методики реализации раздела «Кроссовая подготовка» на уроках физической культуры школьников относятся: поминутное планирование учебного материаларасширение применения используемых средств за счет выделенных при формировании классификационной системы кроссачередование методов их использованияпрактическая реализация в учебном процессе разработанной методики обучения школьников способам преодоления препятствийкруглогодичное использование элементов данного вида двигательной активности и смещение акцентов его изучения на возрастные периоды наиболее благоприятного развития общей выносливости.

6. Практическая реализация разработанного содержательного компонента легкоатлетического кросса на уроках физической культуры в средних классах общеобразовательной школы способствует статистически значимому (р<0,05−0,001) повышению общей физической подготовленности школьников и в сравнении с контрольными классами достоверно (р<0,05−0,001) более высокому уровню развития координационных способностей и общей выносливости.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Планирование содержания и направленности школьных уроков физической культуры следует осуществлять с учетом естественной возрастной динамики развития основных двигательных качеств. Наиболее благоприятным временем воспитания общей выносливости у девочек являются периоды их обучения во 2-м и 6−7-м классах. У мальчиков такими периодами является время их обучения в 4-м, 6−7-м и 9-м классах.

2. Легкоатлетический кросс входит в число приоритетных средств развития общей выносливости и координационных способностей у школьников. Его содержание должны составлять:

— ходьба и бег: прямолинейные и с изменениями направленияпо твердому, мягкому видам грунтам и разновидностям рельефа;

— прыжки «в шаге», «барьерным шагом», «согнув ноги» и опорные «боком»;

— перелезания «переваливанием» и «перемахиванием».

3. На уроках физической культуры по легкоатлетическому кроссу приоритетом должны пользоваться наиболее эффективные способы передвижений и варианты преодоления препятствий. Менее рациональные следует включать в педагогический процесс, сокращая время на их освоение и завершая обучение на этапе ознакомления или изучения.

4. Школьные уроки по разделу «Легкоатлетический кросс» следует проводить на открытом воздухе и на естественно пересеченной местности. При неблагоприятных погодных условиях кроссовую трассу с искусственными препятствиями необходимо моделировать в спортивном зале. С этой целью. можно использовать любое специальное и вспомогательное оборудование, отвечающее требованиям техники безопасности.

5. Обучение способам преодоления препятствий целесообразно начинать с использованием узких горизонтальных и низких вертикальных препятствий, расположенных на ровном грунте. После освоения базовой техники следует переходить к преодолению препятствий большего размера, расположенных последовательно и в условиях естественно пересеченной местности.

6. На территории Краснодарского края раздел «Кроссовая подготовка» следует рассматривать в качестве приоритетного регионального компонента вариативной части Комплексной программы физического воспитания школьников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А. Кросс «Правды» Текст. / А. Абдуллаев // Легкая атлетика. — 1966. — № 6. — С. 19−20.
  2. , Е.К. Возрастная динамика двигательных и вегетативных функций в связи с мышечной деятельностью Текст.: учеб. пособие / Е. К. Аганянц. Краснодар, 1991. — 104 с.
  3. , Е.К. Очерки по физиологии спорта Текст.: учеб. пособие для вузов ФК / Е. К. Аганянц, Е. М. Бердичевская, А.Б. Трембач- под ред. Е. К. Аганянц. Краснодар: Экоинвест, 2001. — 204 с.
  4. Аг-оол, Е. М. Многолетняя динамика моторного развития школьников 15−17 лет коренных и некоренных жителей Республики Тыва Текст. / Е.М. Аг-оол // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2006. — № 3. — С. 19.
  5. , В.И. Мониторинг физического состояния детей, посещающих общеобразовательные учреждения Текст. / В. И. Александров, Е. С. Чижова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2005. № 4. — С. 40−42.
  6. , Н.М. Раздумья о здоровье Текст. / Н. М. Амосов. М.: Молодая гвардия, 1979. — 191 с.
  7. , А. Самые массовые Текст. / А. Ананьев, Р. Прагер // Легкая атлетика. 1959. — № 7. — С. 8−10.
  8. , С.П. Кроссовая подготовка в общеобразовательной школе Текст.: учеб. пособие / С. П. Аршинник, В. И. Тхорев. Краснодар: РИО КГУФКСТ, 2008. — 60 с.
  9. , С.П. Кроссовая подготовка в программах физического воспитания школьников Кубани Текст. / С. П. Аршинник, Ю. Г. Зайцев, В. И. Тхорев // Физическая культура, спорт — наука и практика. 2007. -№ 1−4.-С. 76−79.
  10. , С.М. Методика физической подготовки школьников 711 лет в зависимости от уровня их физического развития Текст.: дис.. канд. пед. наук / С. М. Ахметов. Краснодар, 1996. — 178 с.
  11. , Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании Текст.: пособие для ин-тов ФК / Б. А. Ашмарин. -М.: Физкультура и спорт, 1978. С. 5, 22−35.
  12. , В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи Текст. / В. К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1. -С. 23−25.
  13. , В.К. Онтокинезиология человека Текст. / В. К. Бальсевич. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. — 275 с.
  14. , В.К. Педагогическая реализация результатов мониторинга физической подготовленности школьников 9−10 лет в условиях Западной Сибири Текст. / В. К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. — № 6.- С. 18−20.
  15. , B.K. Сургутский проект (сообщение первое) Текст. / В. К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. — № 4. — С. 48−55.
  16. , В.К. Физическая культура в школе: пути модернизации преподавания Текст. / В. К. Бальсевич // Педагогика. 2004. -№ 1. — С. 26−33.
  17. , Т.А. Результаты мониторинга физического состояния учащихся города Краснодара в 2005—2006 учебном году Текст. / Т. А. Банникова, Ю. К. Чернышенко. Краснодар, 2006. — 213 с.
  18. , И.С. Физическая культура Текст.: учеб. пособие / И.С.Барчуков- гл. ред. И. Д. Эришвили. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-255 с.
  19. , И.В. Основы физической культуры школьника Текст.: учеб. пособие для учителя ФК / И. В. Барышева, В. М. Манияров, М. Г. Неклюдова. Самара, 1994. — 128 с.
  20. , А.Б. Дифференцированный подбор средств развития двигательных качеств школьников 7−12 лет Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. Б. Бгуашев. Майкоп, 1998. — 23 с.
  21. , Ю.Н. Формирование здорового образа жизни у учащихся общеобразовательной школы на основе здоровьесберегающих технологий Текст.: дис.. канд. пед. наук / Ю. Н. Бирюкова. Краснодар: КГУФКСТ, 2004. — 152 с.
  22. , Г. П. Бег на уроках в IV — VI классах Текст. / Г. П. Богданов // Физическая культура в школе. 1984. — № 8. — С. 35−40.
  23. , Г. П. Марш-бросок: VII класс Текст. / Г. П. Богданов // Физическая культура в школе. 1979. — № 9. — С. 29−32.
  24. , Г. П. Марш-бросок: VIII класс Текст. / Г. П. Богданов // Физическая культура в школе. 1979. — № 10. — С. 24−26.
  25. , Г. П. Раздел «Кроссовая подготовка» в IV — VI классах Текст. / Г. П. Богданов // Физическая культура в школе. 1979. — № 2. — С. 17−23.
  26. , Г. П. Совершенствование физического воспитания школьников ВНР Текст. / Г. П. Богданов // Физическая культура в школе. -1979.-№ 8.- С. 62−63.
  27. Большая Олимпийская энциклопедия Текст. / авт.-сост. B.JI. Штейнбах. Т.1.- М.: ОлимпияПресс, 2006. — 784 с.
  28. , В.Е. Об идентификации понятия «фитнесс» Текст. /
  29. B.Е. Борилкевич // Теория и практика физической культуры. 2003. — № 2.1. C. 45−46.
  30. , B.C. Гигиена физического воспитания и спорта Текст. / B.C. Вайнбаум, В. И. Коваль, Т. А. Родионова. М.: Academia, 2002. -234 с.
  31. , Л.И. Оздоровительный бег: с чего начинать? Текст. / Л. И. Верещагин. Л.: Лениздат, 1990. — 60 с.
  32. , В. Как провести соревнования по кроссу Текст. / В. Верхлин // Спорт в школе. 2009. — № 2. С.33−34.
  33. Взаимосвязь мотивов сохранения здоровья школьников 12−16 лет средствами физической культуры Текст. / Е. А. Черепов, С. А. Комельков,
  34. А.П. Исаев и др. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. — № 3.- С. 20−23.
  35. , Д. Кроссовая подготовка: американский вариант Текст. / Д. Виджил // Легкая атлетика. 1994. — № 5. — С. 27.
  36. , Т.Е. Новые физиолого-биомеханические подходы к совершенствованию содержания занятий по физической культуре в начальной школе Текст.: дис.. канд. пед. наук / Т. Е. Виленская. -Краснодар, 2001. 163 с.
  37. , Т.Е. Эффективность уроков физической культуры в начальной школе Текст. / Т. Е. Виленская // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005. — № 1. — С. 2−6.
  38. , A.A. Аэробные упражнения Текст. / A.A. Виру. М.: Физкультура и спорт, 1988.-142 с.
  39. , A.A. Физическая культура и спорт Текст.: крат, терминол. слов. / A.A. Власов. М.: Сов. спорт, 2005. — 64 с.
  40. Влияние экологического фактора на функциональное состояние подростков Текст. / Ю. Г. Солонин, Е. Р. Бойко, Н. Г. Варламова и др. // Физиология человека. 2008. — Т.34. — № 3. — С. 98−105.
  41. , В.Г. Классификационная проблема тактики спортивного фехтования Текст. / В. Г. Войтов // Теория и практика физической культуры. -2002.-№ 2.-С. 34−35.
  42. , Н.И. Биохимические факторы спортивной работоспособности Текст. / Н. И. Волков // Биохимия. М.: Физкультура и спорт, 1986. — С.320−330.
  43. , Б. Бегом по горам Текст. / Б. Вязнер // Легкая атлетика. 1996. — № 4. — С. 25.
  44. , Т.А. Формирование мотивации активной двигательной деятельности в процессе физического воспитания школьников Текст.: дис. канд. пед. наук / Т. А. Гайдук. Краснодар, 2001. — 165 с.
  45. , Н.В. Формирование интеллектуального и мотивационного компонентов физкультурно-спортивной деятельности у учащихся 5−9 классов общеобразовательных школ Текст.: дис.. канд. пед. наук / Н. В. Глазырина. Краснодар, 2003. — 152 с.
  46. , М.А. Спортивная метрология Текст.: учеб. для ин-тов ФК / М. А. Годик. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 192 с.
  47. , Л. Л. Третий урок физической культуры в общеобразовательной школе Текст. / Л. Л. Головина, Ю. А. Копылов, Н. В. Полянская // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2006.-№ 3.- С. 55−58.
  48. , Н. Программа по баскетболу для педагогов дополнительного образования групп ОФП и СФП Текст. / Н. Гордеев // Спорт в школе. 2008. — № 6. — С. 29−35.
  49. , O.K. Физическая культура Текст.: учеб. пособие / O.K. Грачев- под ред. Е. В. Харламова. М.- Ростов н/Д: МарТ, 2005. — 464 с.
  50. , Г. Н. Различать пространственные и временные величины Текст. / Г. Н. Григорьев // Физическая культура в школе. № 10. -1976.-С. 16−18.
  51. , A.B. Результаты мониторинга физического здоровья детей 7−17 лет в Уральском Федеральном округе (результаты 2002−2003 г. г.)
  52. Текст. / A.B. Гришин, Д. С. Речапов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005. — № 4. — С. 13−15.
  53. , A.A. Проблема «критических» периодов онтогенеза, ее значение для теории и практики физического воспитания Текст. / A.A. Гужаловский. М.: Физкультура и спорт, 1984. — С. 211−223.
  54. , A.A. Развитие двигательных качеств у школьников Текст. / A.A. Гужаловский. Минск: Полымя, 1978. — 222 с.
  55. , Т.С. Современное состояние детской спортивной медицины Текст. / Т. С. Гуревич // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. 2007. — № 2. — С. 5−9.
  56. , Ш. З. Полосы препятствий для IV класса Текст. / Ш. З. Гусак // Физическая культура в школе. 1976. — № 10. — С. 28−30.
  57. , JI.C. Тяжелая атлетика Текст.: учеб. для вузов / Л. С. Дворкин. М.: Сов. спорт, 2005. — 600 с.
  58. , И.Г. Полосы препятствий Текст. / И. Г. Девицкий // Физическая культура в школе. 1983. — № 14. — С. 22−26.
  59. , А.П. Технология профессионального обучения студентов физкультурных вузов легкоатлетическим упражнениям (на примере бега) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. П. Дербин. -Краснодар, 1998. 20 с.
  60. , Б.Б. Особенности подготовки бегунов на 3000 м с препятствиями Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Б. Б. Дешукас. — Малаховка, 1982. 16 с.
  61. , А. Наша школа легкой атлетики. Женский стипль-чез Текст. / А. Димова// Легкая атлетика. 1996. — № 3. — С. 12−14.
  62. , В.Л. Основы теории и методики физического воспитания Текст.: учеб. пособие / В. Л. Динер. Краснодар: КГАФК, 1998. — 213 с.
  63. , В.Л. Теория и методика физической культуры Текст.: учеб. пособие / В. Л. Динер. Краснодар, 2001. — 228 с.
  64. Диссертационные работы по легкой атлетике (1939−1999гг) Текст. / E.H. Туманова, O.A. Кулибякина, Т.А. Карулина- под общ. ред.О. М. Мирзоева. -М.: СпортАкадемПресс, 2000. 132 с.
  65. , P.A. Подготовка высоквалифицированных бегунов-кроссменов в современных условиях Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / P.A. Дрепелев. М., 2007. — 19 с.
  66. , А.Е. Эффективность уроков физической культуры игровой направленности в 6−7 классах средней школы Текст.: дис.. канд. пед. наук / А. Е. Дубовой. Краснодар, 1998. — 162 с.
  67. , Ю.И. Физическая культура Текст.: учеб. пособие / Ю. И. Евсеев. 3-е изд. — Ростов-н/Д: Феникс, 2004. — 384 с.
  68. , Н.В. Прикладная физическая подготовка как средство формирования готовности школьников к действиям в экстремальных условиях Текст. / Н. В. Елисеева // Теория и практика физической культуры. -2007. № 6. — С. 55−56.
  69. , Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте Текст.: учеб. пособие для вузов / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. М.: Академия, 2001. — 264 с.
  70. , А.И. Легкая атлетика Текст.: учеб. пособие для вузов / А. И. Жилкин, B.C. Кузьмин, Е. В. Сидорчук. М.: Академия, 2003. — 464 с.
  71. , В.М. Физические качества спортсмена Текст.: учеб. пособие / В. М. Зациорский. М.: Физкультура и спорт, 1970. — 200 с.
  72. , Г. И. Ввести оценку развития гибкости Текст. / Г. И. Зуев // Физическая культура в школе. 1988. -№ 7. — С. 36.
  73. , Е.И. Теория и практика спорта Текст.: учеб. пособие / Е. И. Иванченко. Минск, 1996. — 140 с. — 4.1.
  74. Измерения и вычисления в спортивно-педагогической практике Текст.: учеб. пособие для вузов ФК / В. П. Губа, М. П. Шестаков, Н. Б. Бубнов и др. 2-е изд. — М.: Физкультура и спорт, 2006. — 220 с.
  75. , Э. Развитие спортивного ориентирования в СССР и за рубежом (до 1966 г.). Текст. / Э. Изоп // Научные основы физического воспитания и спорта: реф. сб. дис. / подгот. И. Н. Петуховым. М.: Физкультура и спорт, 1971.-С. 189.
  76. Инновационная образовательная технология спортизированного физического воспитания обучающихся в общеобразовательной школе Текст. / под ред. Л. И. Прогонюка. Сургут: Дефис, 2001. — 212 с.
  77. , Ю.М. Критические периоды развития статического и динамического равновесия у школьников 1−10-х классов Текст. / Ю. М. Кабанов // Теория и практика физической культуры. — 1996. № 1. — С. 17−18.
Заполнить форму текущей работой