Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование осанки у младших школьников с нарушением зрения в процессе занятий физическими упражнениями в специальной (коррекционной) школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время имеется большое количество исследований, посвященных изучению особенностей физического развития, функционального состояния и физической подготовленности детей с нарушением осанки и зрения, а также разработке методики физического воспитания детей с указанными нарушениями в дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах (В.К. Велитченко, 2000, С. О. Филиппова, 2002, Г. Г… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДНИЕ
  • ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ОСАНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
    • 1. 1. Сущность понятия «осанка человека» и классификация ее нарушений
    • 1. 2. Причины нарушений осанки у младших школьников
    • 1. 3. Возрастные особенности изменения осанки у детей
    • 1. 4. Особенности физического развития младших школьников с нарушением зрения
    • 1. 5. Формирование осанки у младших школьников с нарушением зрения в педагогической системе реализации задач физического воспитания

Формирование осанки у младших школьников с нарушением зрения в процессе занятий физическими упражнениями в специальной (коррекционной) школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Строительство новой России ставит перед школой как образовательно-воспитательным институтом общества в качестве одной из основных задач — сохранение и укрепление здоровья детей. Однако данные Госкомстата (1993 — 2002 г. г.) за последние годы свидетельствуют о негативных изменениях в состоянии здоровья школьников. Особенно высок процент заболеваний опорно-двигательного аппарата и органа зрения. Зачастую дети страдают и тем и другим заболеванием одновременно. Так, по данным исследований JI.H. Ростомашвили (2001), Г. В. Никулиной, JI.B. Фомичевой (2002) 30−40% детей имеют нарушения зрения, у которых, в свою очередь, нарушения осанки встречаются в 80% случаев.

Нередко слабовидящие дети поступают в школу с уже стойкими нарушениями осанки, поэтому проблема формирования осанки у младших школьников с нарушением зрения остается актуальной.

В настоящее время имеется большое количество исследований, посвященных изучению особенностей физического развития, функционального состояния и физической подготовленности детей с нарушением осанки и зрения, а также разработке методики физического воспитания детей с указанными нарушениями в дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах (В.К. Велитченко, 2000, С. О. Филиппова, 2002, Г. Г. Лукина, 2003 и др.). Однако в специальных (коррекционных) школах для детей с нарушением зрения, т. е. кор-рекционных учреждениях IV вида, эта проблема недостаточно решена. В частности, программа по физической культуре для этих учреждений незначительно отличается от программы для общеобразовательных школ.

В программе имеются только общие указания методического характера по формированию осанки с учетом основного заболевания нарушение зрения) и отсутствуют конкретные комплексы физических упражнений сопряженного воздействия, направленные и на формирование осанки, и на улучшение остроты зрения учащихся.

Не разработана методика применения этих комплексов на урочных и внеурочных формах занятий физическими упражнениями.

Таким образом, существует необходимость скорейшего решения вопросов, с которыми сталкиваются педагоги, врачи, работающие с детьми в специальных (коррекционных) школах.

Гипотеза исследования заключается в том, что использование на занятиях по физическому воспитанию комплексов упражнений сопряженного воздействия позволит повысить эффективность педагогических воздействий на формирование осанки у младших школьников с нарушением зрения.

Объект исследования — процесс физического воспитания младших школьников с нарушением зрения в специальной (коррек-ционной) школе.

Предмет исследования — методика формирования осанки у младших школьников с нарушением зрения в процессе занятий физическими упражнениями в специальной (коррекционной) школе.

Цель исследования — теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности методики применения комплексов упражнений сопряженного воздействия для формирования осанки у младших школьников с нарушением зрения в процессе занятий физическими упражнениями в специальной (коррекционной) школе. Задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы формирования осанки у младших школьников с нарушением зрения.

2. Обосновать программу педагогических воздействий на процесс формирования осанки у младших школьников с нарушением зрения в специальной (коррекционной) школе.

3. Обосновать и разработать методику применения комплексов упражнений сопряженного воздействия для формирования осанки у младших школьников с нарушением зрения в специальной (коррекционной) школе.

4. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики.

Теоретическую основу исследования составили системный подход (В.Г. Афанасьев, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько и др.), гуманистический подход (Ш.А. Амонашвили, Л. С. Выготский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.), деятельност-ный подход (Б.Г. Ананьев, Я. И. Божович, А. Н. Леонтьев и др.), основные положения теории физической культуры по обучению двигательным действиям (М.М. Боген, В. М. Дьячков, Л. П. Матвеев, Ж. К. Холодов и др.), основные теоретические положения адаптивной физической культуры (С.П. Евсеев, Н. Л. Литош, Л. В. Шапкова и др.) и специальной (коррекционной) педагогики (А.А. Дмитриев, B.C. Яз-ловецкий и др.).

Научная новизна. Выявлены особенности физического развития младших школьников с нарушением зрения, а также причины и особенности нарушений осанки у данной категории детей.

Проанализирована динамика уровня нарушений осанки у младших школьников г. Вологды и установлена тенденция к увеличению количества нарушений осанки за последнее десятилетие.

Разработана и обоснована программа педагогических воздействий на процесс формирования осанки у младших школьников с нарушением зрения в специальной (коррекционной) школе.

Разработана и обоснована методика применения комплексов упражнений сопряженного воздействия для формирования осанки у младших школьников с нарушением зрения в процессе занятий физическими упражнениями (урок физической культуры, гимнастика до учебных занятий, физкультминутки) в специальной (коррекционной) школе.

Выявлено положительное влияние разработанной методики применения комплексов упражнений сопряженного воздействия на формирование осанки у младших школьников с нарушением зрения.

Теоретическая значимость исследования. Проведен теоретический анализ проблем формирования осанки у школьников, в том числе у младших школьников с нарушением зрения в специальной (коррекционной) школе.

Получены результаты, дополняющие знания в области укрепления здоровья школьников с нарушением зрения средствами физического воспитания.

Установлены причинно-следственные связи нарушения зрения и осанки у младших школьников.

Практическая значимость. Разработаны комплексы физических упражнений сопряженного воздействия для формирования осанки у младших школьников с нарушением зрения в специальной (коррекционной) школе.

Разработано поурочно-четвертное планирование применения комплексов упражнений сопряженного воздействия для формирования осанки у младших школьников с нарушением зрения на уроках физической культуры в специальной (коррекционной) школе.

Разработана и внедрена в учебный процесс программа спецкурса для студентов педвузов «Формирование осанки у младших школьников с нарушением зрения».

Подготовлены методические рекомендации для учителей по формированию осанки у младших школьников с нарушением зрения.

Результаты исследований могут быть использованы для повышения эффективности формирования осанки у младших школьников с нарушением зрения в специальных (коррекционных) школах.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Разработанная методика применения комплексов упражнений сопряженного воздействия позволяет повысить эффективность формирования осанки у младших школьников с нарушением зрения в процессе занятий физическими упражнениями (урок физической культуры, гимнастика до учебных занятий, физкультминутки) в специальной (коррекционной) школе.

2. Применение комплексов упражнений сопряженного воздействия в процессе занятий физическими упражнениями обеспечивает одновременное формирование осанки и улучшение остроты зрения младших школьников с нарушением зрения.

3. Использование методики применения комплексов упражнений сопряженного воздействия для формирования осанки у младших школьников с нарушением зрения способствует повышению их уровня физического развития и физической подготовленности.

Достоверность результатов исследования подтверждается анализом отечественной и зарубежной литературы по теме диссертацииприменением методов, адекватных цели, задачам и предмету исследованияпроведением педагогического эксперимента в специальной (коррекционной) школеприменением корректных методов статистического анализа результатов исследования с использованием компьютерной программы «Статистика 6,0».

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Основные положения разработанной методики, ход эксперимента, его результаты и выводы докладывались и обсуждались на IV Межвузовской конференции молодых ученых (г.Череповец, 2003), на научно-практической конференции, посвященной 25-летию факультета физической культуры ВГПУ (2003), на курсах повышения квалификации учителей в Вологодском институте развития образования (20 022 003), на заседаниях кафедры теоретических основ физического воепитания и спортивных дисциплин и ученого совета факультета физической культуры Вологодского государственного педагогического университета (ВГПУ) (2001;2004), кафедры теории и методики физической культуры РГПУ им. А. И. Герцена (2002;2004).

Результаты исследования внедрены в образовательный процесс Специальной (коррекционной) школы для детей с нарушением зрения г. Вологды, а также используются в учебном процессе факультета физической культуры ВГПУ при подготовке студентов, обучающихся по специальности 33 100 — Физическая культура.

Объем и структура диссертации.

Диссертация представляет собой рукопись объемом 135 страниц (без приложений) и состоит из введения, 4-х глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, приложений и содержит 15 таблиц и 8 рисунков.

выводы.

1. Анализ литературы показал, что в исследованиях педагогов и врачей раскрыта сущность осанки, факторы, влияющие на ее формирование и причины ее нарушений. Выявлено, что к основным факторам, влияющим на формирование осанки, относятся качество функционирования общественных систем, обеспечивающих нормальное развитие ребенка, уровень развития навыка поддержания правильной осанки, мотивация на ее коррекцию, наследственность, конституция, физическое воспитание, уровень развития физических качеств, состояние скелета, темп роста, характер питания, гигиена труда и учебы. Основные причины нарушений осанки распределяются в три группы: медико-биологические, санитарно-гигиенические и педагогические.

2. В результате исследования установлен низкий уровень знаний младших школьников об осанке, что выражается в их непонимании сущности осанки, незнании упражнений на осанку, а также установлен недостаточный уровень знаний учителей для эффективной реализации профилактики и коррекции ее нарушений у младших школьников в процессе занятий физическими упражнениями.

3.Сравнительный анализ состояния осанки и зрения у детей г. Вологды за период с 1993 по 2002 год свидетельствует об увеличении нарушений осанки в среднем с 7,8% до 21,8% и снижении остроты зрения с 12% до 20,3%, в то же время у детей в конце обучения в начальной школе эти показатели увеличиваются соответственно с 16,5% до 34,2% и с 19% до 23,5%, что соответствует среднестатистическим данным в целом по России.

4.Проведенный корреляционный анализ показал высокую положительную связь (г=0,857) нарушений зрения и нарушений осанки у слабовидящих младших школьников. У младших школьников с нарушением зрения нарушение осанки встречается чаще, чем у здоровых сверстников.

5. Разработанная программа педагогических воздействий на процесс формирования осанки у младших школьников с нарушением зрения включает следующие компоненты: цель, педагогические задачи и условия, принципы, формы занятий, этапы обучения умениям и навыку правильной осанки, методы обучения умениям и навыку правильной осанки и средства.

6. В ходе исследования теоретически обоснована и разработана методика применения комплексов физических упражнений для формирования осанки у младших школьников с нарушением зрения, особенностью которой является сопряженное воздействие и на формирование осанки, и на улучшение остроты зрения.

7. В результате экспериментальной проверки разработанной методики установлено ее влияние на улучшение состояния осанки (на 28,5%), другие показатели физического развития, остроту зрения и показатели физической подготовленности. В то же время у детей контрольной группы улучшение этих показателей было незначительное, в частности, состояние осанки улучшилось на 7,15%.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Для эффективного формирования осанки у младших школьников с нарушением зрения в специальной (коррекционной) школе необходимо применять комплексы упражнений сопряженного воздействия как на урочных формах занятий физическими упражнениями (урок физической культуры), так и внеурочных (гимнастика до учебных занятий, физкультминутки).

2. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки в процессе занятий физическими упражнениями необходимо осуществлять поэтапно: на первом этапе осуществляется ознакомление, на втором и третьем этапах соответственно — разучивание и тренировка.

3. Этап ознакомления необходимо начинать с проведения вводного урока, на котором осуществляется мотивация воспитания и самовоспитания правильной осанки, происходит ознакомление с понятием «осанка», ее значением в жизни человека, мерами профилактики ее нарушений, а также с упражнениями для формирования правильной осанки.

4. При проведении комплексов упражнений необходимо учитывать индивидуальный подход с учетом состояния зрения каждого ученика, клинической формы нарушения зрения и диагноза врача-окулиста и дифференцированный подход с учетом типа нарушения осанки учащихся.

5. В каждый урок физической культуры целесообразно включать два комплекса упражнений: в подготовительной части урока для профилактики нарушений осанки, в заключительной части — для коррекции ее нарушений.

6. Комплексы упражнений необходимо проводить как в зале, так и на улице, например, комплекс упражнений с лыжными палками — на уроках лыжной подготовки.

7. Для контроля и оценки состояния осанки младших школьников необходимо проводить контрольные уроки на этапе разучивания и тренировки, когда учащиеся демонстрируют осанку перед классом и оценивают ее состояние друг у друга по критериям памятки «Правильная осанка».

8. Поддержание интереса младших школьников к процессу овладения навыком правильной осанки возможно через создание необходимых условий, а, именно: выполнение упражнений в парах и в кругуиспользование специального инвентаря (озвученные мячимячи, разные по наружному покрытию, весугимнастические палки, обручи, лыжные палки и т. д.) и применение сюжетного способа выполнения каждого упражнения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.С. Охрана зрения детей. М., «Медицина», 1975. 271с.
  2. Э.С., Ливадо Е. И., Курпан Ю. И. Физкультура при близорукости. М.: Знание, 1985. — 23с.
  3. Р.Н. Физическое воспитание слепых и слабовидящих школьников в режиме дня. М., 1987. — 118с.
  4. О.Н. Антропометрические исследования скелета таза у спортсменов. М., «Наука», 1964. 10с.
  5. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университет, 1990. — 559, 1. е.- 22 см. — (Б -чка сер. «Ун-т — школе»),
  6. .Г. Человек как предмет познания // Ананьев Б. Г. Избр. психол. Тр.: В 2т/Под ред. А. А. Богданова, Б. Ф. Ломова, Т.1. -М., 1980. — С.16 — 50.
  7. В.Г. О системном подходе в воспитании // Сов. Педагогика. 1991. — № 2-С.77−80.
  8. Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общий дидактический аспект). М.: Педагогика, 1977. — 80с.
  9. Г. С. Осанка: упражнения, проверенные практикой // Физическая культура в школе. 2003. — № 4. — С.31−33.
  10. В.И., Гнеушева А. Н. Охрана зрения слабовидящих школьников. М., 1982. — 92с.
  11. Н.Т. Формирование осанки у детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания: Диссерт. канд.пед.наук. М., 1968, — С.10−11.
  12. Н.Т. Формирование правильной осанки: Для бесед с родителями учащихся // Физическая культура в школе. 1999. -№ 4. — С.55−59.
  13. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192с.
  14. М.М. Обучение двигательным действиям. М. Физкультура и спорт, 1985. — 192с., ил.
  15. Л.И. Избранные педагогические труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Меж-дунар. пед. акад., 1995. — 212с.
  16. Н. Профилактика нарушений осанки // физическая культура в школе, 1990. № 9. — С.49.
  17. М.Е. Воспитание осанки / Книга учителя физической культуры. Под общей ред. Крюкова B.C. М.: ФиС, 1973. 257с.
  18. И.М. Физическая культура в начальных классах. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 176с. — (Б-ка учителя начальной школы).
  19. Э.Н. Общая валеология: Учебник. Липецк: Липецкое издательство, 1998 — 183с.
  20. Е.М., Волощук А. С. Гигиена обучения и воспитания детей с нарушением осанки и больных сколиозом. Киев «Здоровья», 1988. — 135с.
  21. Е.П. Метод определения подвижности в суставах // Легкая атлетика. 1960. — № 11. — С.31−32.
  22. В.К. Физкультура для ослабленных детей: Методическое пособие. М.: Терра — Спорт, 2000. — 168с., ил.
  23. Воспитание правильной осанки. 2-е исправл. и дополненное издание / Под ред. доцента A.M. Шлемина. М.: «Физкультура и спорт», 1968. — 68с.
  24. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480с.
  25. С.И. Физиологические особенности детей. Изд-во «Просвещение» Государственного комитета Совета Министров РСФСР по печати, 1965. — 244с.
  26. Л.Д., Лопатик Т. А. Физическая культура. 1-й класс. -М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 120с.: Ил.
  27. Л.Д., Лопатик Т. А. Физическая культура: Кн. для учащихся 2 кл. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 136с.: 400 ил.
  28. Л.Л., Копылов Ю. А., Сковородникова Н. В. Формирование осанки у младших школьников нетрадиционными оздоровительными средствами // Физическая культура. Научно-методический журнал. 2000. -№ 4.-С.45−46.
  29. Р.Л., Спайт Д. У., Симон P.P. Неотложная ортопедия. Позвоночник. Пер. с англ. М.: Медицина, 1995 г. — 432с.: ил.
  30. В. Пороки осанки.// Многотомное руководство по ортопедии и травматологии. I. II / Под ред. М. В. Волкова. М.: Медицина, 1968. — с.267−300.
  31. А.Г. Причины и профилактика отклонений в состоянии здоровья спортсменов. М., ФиС, 1981. 120с. — (Спорт, медицина).
  32. А.Г., Попов С. Н. и др. Спортивная медицина и лечебная физическая культура. Москва «Физкультура и спорт», 1973. -368с.
  33. Г. Г., Демирчоглян А. Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников. М.: Советский спорт, 2000. — 160с., илл. — (Физическая культура и спорт инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья).
  34. М.П. От колыбели до школы и далее: Домаш. руководство по уходу за здоровым и больным ребенком. Мн.: «Беля-русь», 1993. — VIII, 678с: ил.
  35. Детская спортивная медицина. / Под ред. С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущева. Руководство для врачей. — 2-е изд. перераб. и доп. -М.: Медицина. — 1991. — 560с.: ил.
  36. А.А. Физическая культура в специальном образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. 176с.
  37. В.К. Врачебно-педагогический контроль за физическим воспитанием в школах-интернатах. Медгиз. JI., 1963. -72с.
  38. А.Н. Охраняйте зрение детей. Кишинев, Госиздат Молдавии, 1957. — 24с. с илл.
  39. Д.Д., Зациорский В. М., Биомеханика: Уч-ник для ин-тов физ.культ. М.: Физкультура и спорт, 1979. — 264с., ил.
  40. Р.Н., Губа В. П. Спортивная морфология: Учебное пособие для высших и средних специальных заведений физической культуры. М.: СпортАкадемПресс, 2002. — 236с.
  41. В.И. Спортивная медицина: Учебник для студентов вузов. М.: Гуманит. изд. центр. Владос, 1998. — 480с.: ил.
  42. В.И. Лечебная физическая культура (кинезотера-пия): Учебник для студентов вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 608с.: ил.
  43. С.П., Шапкова Л. В. Адаптивная физическая культура: Учебн. пособие. М.: Советский спорт, 2000. — 240с.: ил.
  44. Е.П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 240с.
  45. Ю.Д., Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие длястуд. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 264с.
  46. М.И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности. М., Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956. 419с. с илл.
  47. О.С. Об осанке и сколиозе // Актуальные проблемы гигиены обучения и воспитания школьников. Минск: Б. и., 1974. -С.31−34.
  48. А.И., Кон И.И., Беленький В. Е. Сколиоз. М.: Медицина, 1981. — 272с.
  49. Каплан Роберто. Видеть без очков. Эффективный метод восстановления зрения. Перев. с англ. К.: «София" — М.: ИД «София», 2004. — 208 с.
  50. А.Ф. Профилактика некоторых деформаций опорно-двигательного аппарата у детей. М., 1962. -156с.
  51. Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6−10 лет. М.: ТЦ Сфера, 2003. — 64с. (Серия «Вместе с детьми).
  52. Л.Ф. Коррекция недостатков физического развития и ориентировки в пространстве слепых детей. Организация содержания групповых занятий. Москва «Просвещение», 1980. 110с. С. -9−10.
  53. .М. Физическое воспитание в начальной школе. М.: Просвещение, 1978. 46с.
  54. Т.Н. Чтобы спина не болела. М.: Сов. Спорт, 1993. -86с.
  55. В.И. Физиология и гигиена младшего школьника: Пособие для учителя. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. -144с. — (Б-ка учителя начальной школы).
  56. Книга о здоровье: Сборник /Сост.: Ю. В. Махотин, О. В. Карева, Т. Н. Лосева. Под ред. Ю. П. Лисицина. М.: Медицина, 1988 -512с.
  57. О. Комплексная физическая реабилитация дошкольников с нарушением осанки //Дошкольное воспитание. 1998. -№ 12. — С.49−56.
  58. Ю.А. Физкультминутки в начальных классах //Физическая культура в школе. 2001. — № 5. — С.46−47.
  59. Н.Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя /Под ред. В. Н. Кардашенко. М.: Просвещение, 1986. -176с.
  60. Коррекция нарушений осанки у школьников. Методические рекомендации /Науч. ред. Г. А. Халемский. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. — 64с.
  61. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Л. В. Шапковой. -М.: Советский спорт, 2002. 212с.
  62. Г. М. Воспитание осанки. Гигиенические основы. Пособие для учителей и родителей. Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР Ленинградское отделение Ленинград, 1959. — 135с.
  63. И.С. Осанка: Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки. СПб.: КОРОНА принт, 2001. — 176с.: ил.
  64. В.В. Физическая культура. 1-й класс: Учебник. М.: «Фрахт», «КУБК-а», 1996. — 120с.: ил.
  65. B.C., Колодницкий Г.А.Физкультурно-оздоровительная работа в школе: Метод, пособие. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. — 184с. — (Портфель учителя).
  66. В.В. Позвоночный столб основа здоровья //Физическая культура в школе. — 2003. — № 6. — С.34−36.
  67. Г. И., Кононов И. Ф. Режим дня школьника. М.: Меди• цина, 1983. 80с., ил.
  68. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Педагогика, 1975. — 304с.
  69. Лечебная физическая культура: Под общей ред. В. Е. Васильевой. М.: Физкультура и спорт, 1970. — 368с.: ил.
  70. Лечебная физическая культура. Учебник для студентов институтов физической культуры. Под ред. С. Н. Попова. М., «Физкультура и спорт», 1978. 256с. с ил.
  71. Лечебная физическая культура: Учеб. для ин-тов физ. культ. / Под ред. С. Н. Попова. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 271с., ил.
  72. Е.Н., Виленский М. Я., Туркунов Б. И. Программа физического воспитания учащихся I-XI классов, основанная на одном из видов спорта (баскетбол). М., «Просвещение», 1996. 77с.
  73. Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие М.: СпортАкадемПресс, 2002. — 140с.
  74. И.Д. Формирование осанки у школьников (Пособие для учителей и школьных врачей). М., «Просвещение», 1970. 95с. с илл. 13к.
  75. И.Д., Фонарев М. И. Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей. 2-е изд., перераб. и доп.- Л.: Медицина. 1988.- 144с.: ил. — (Библ. среднего медработника).
  76. В.П. Телосложение и его формирование //Физическая культура в школе. -2002. № 1. — С.24.
  77. Т.И. Профилактика и лечение нарушений осанки и деформаций позвоночника у школьников города Фрунзе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Фрунзе, 1965, 25с.
  78. Лях В. И. Мой друг физкультура: Учеб. для учащихся 1−4 кл. общеобразоват. учреждений. -М.: Просвещение, 1999, — 92с.: ил.
  79. Лях В.И., Мейксон Г. Б. Программа «Физическое воспитание учащихся I-XI классов с направленным развитием двигательных способностей». М., «Просвещение», 1993. 64с.
  80. Лях В.И., Кофман Л. Б., Мейксон Г. Б. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов. М., «Просвещение», 1996. 68с.
  81. Г. Г. Профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников в процессе физического воспитания: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 2003. — 19с.
  82. В.Г. Методические указания по организации воспитания и обучения дошкольников с нарушением зрения.: (Гигиен, аспекты) / Ленингр. Сан.-гигиен, мед. ин-т- Сост. В.Г. Майму-лов.Л.: Б.И., 1984. 30с.
  83. А.С. Лекции о воспитании детей. Соч. в 8 т. — Т.4. -М., 1984. — с.59 — 62.
  84. Д.М. Воспитатель как организатор игровой деятельности слепых и слабовидящих детей. Махачкала, 1992.- 65с.
  85. Методика физического воспитания учащихся 1−4 классов: Пособие для учителя / Е. Н. Литвинов, Г. И. Погадаев, Т. Ю. Торчкова, Р. Я. Шитова. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2001. — 80с.: ил.
  86. И.В., Евдокимова Т. А. Лечебная гимнастика при нарушениях осанки у детей. М.: Изд-во Эксмо- СПб.: Сова, 2003. -128с., илл.а. Минаев Б. Н., Шиян Б. М. Основы методики физического воспитания школьников. М.: «Просвещение», 1989. — 220с.
  87. И.А. Гигиена обучения и нарушение осанки у детей школьного возраста // Охрана здоровья детей и подростков. 1978. — Вып.9. — С.23−27.
  88. В.П. Боль в спине. Механизмы патогенеза и саногене-за. Новосибирск. — СО РАМН, 1999. — 208с.
  89. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. проф. Л.Б. Кофмана- Авт.-сост. Г. И. Погадаев- Предисл. В В. Кузина, Н. Д. Никандрова. М.: Физкультура и спорт, 1998. — 496с., ил.
  90. .А., Гладышева А. А. Анатомия и спортивная морфология (практикум): Учеб. пособие для ин-тов физ. культ. М.: Физкультура и спорт, 1989. — 176с., ил.
  91. Н.И., Богданов О. В. Характеристика мышечной активности у школьников в норме, при нарушениях осанки и сколиозе // Физиология человека. 1986. — Т.12, № 5. — С.777−783.
  92. Н.И., Петрухин А. С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. Учеб. Пособие для студ. дефектол.фак. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 376с.: ил.
  93. А.Т. Висцеральная хиропрактика в старорусской медицине или мануальная терапия внутренних органов. М. Латард, 1994. — 128с.: ил.
  94. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре / Авт. сост. А. П. Матвеев, Т. В. Петрова. -М.: Дрофа, 2000. — 160с.
  95. А.П. Формирование правильной осанки у школьников с нарушением зрения: Дисс. .канд. пед. наук, — М., 1984. 135с.
  96. Педагогика здорового развития детей младшего возраста. Методические рекомендации использования здоровьесохраняющих принципов обучения и воспитания / Под ред. В. П. Щербининой. -Гродно. 1992.
  97. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии / Под ред. Л. В. Шапковой. СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002, 160с.
  98. А.А., Уварова А. В. Опыт лечения и профилактики деформаций позвоночника у детей. М.: МЕДГИЗ, 1960. -154с.: ил.
  99. Г. В., Петренко Г. Г. Лечебное плавание при нарушениях осанки и сколиозе у детей. Киев: Здоровья, 1980. — 144с.
  100. Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. М.: Терра — Спорт, 2000. — 72 с. (Библиотека тренера)
  101. А.А., Дидур М. Д. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений. СПб.: Речь, 2001. — 166с.
  102. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (Ясли-сад-начальная школа) / Под ред. Л. И. Плаксиной. М.: «Просвещение», 1997. -326с.
  103. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л. И. Плаксиной. М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 256с.
  104. А.А., Лихварь А. Т. Сколиозная болезнь. К.: Здоровья, 1975. — 174с.
  105. М.Д. и др. Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе / М. Д. Рипа, В. К. Велитченко, С.С. Волкова- под ред. М. Д. Рипы. М.: Просвещение, 1988. — 175с.: ил. — (Б-ка учителя физической культуры).
  106. Л.Н. Коррекция двигательных нарушений детей с депривацией зрения средствами адаптивного физического воспитания: Автореф. канд. дис. СПб., 1999. — 24с.
  107. Л.Н. Физические упражнения для детей с нарушенным зрением / Методические рекомендации для учителей, воспитателей, родителей. СПб., 2001.
  108. С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. М., 1989.416с.
  109. А.Д. Лечебная физкультура при расстройствах осанки и сколиозах у школьников. Учебно-практическое и наглядное пособие для врачей и методистов по лечебной физкультуре. М.: Мед-гиз, 1955 193с.
  110. Руководство для врачей школ / Под ред. Г. Н. Сердюковской. -М.: Медицина, 1983. 304с.
  111. В.А., Бирюков А. А., Дейл Н. У. Массаж и мобилизация при остеохондрозе /Учебное пособие/. М.: Советский спорт, 1997. — 176с.: ил.
  112. Л.Б. Игры для слепых детей. М., 1960. 65с.
  113. М.Р., Брыксина З. Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Издат. центр «Академия», 2000. — 456с.: ил.
  114. М.Р., Сивоглазов В. И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 448с., ил.
  115. Л.К., Гурова Н. И. Предупреждение нарушений осанки // Физическая культура в школе. 1985. — № 2. — С.60−61.
  116. .В. Физическое воспитание слабовидящих детей. М., 1983. 96с., ил.
  117. Т. Профилактика и коррекция нарушений осанки и свода стопы у учащихся // «Спорт в школе». Приложение к газете «Первое сентября». 1996. — № 4.-С. 13−14.
  118. Совершенствование технического мастерства спортсменов. Под общ. ред. В. М. Дьячкова. М., ФиС, 1972.
  119. Л.И. Теоретические и практические аспекты коррек-ционно-воспитательной работы в школе для слепых на современном этапе. // Дефектология. 1990. — № 1. — С.9−15.
  120. В., Фабиан Э. Корригирующая ритмическая гимнастика при нарушениях осанки // «Спорт в школе». Приложение к газете «Первое сентября». 1999. — № 19−20 (май). — С.З.
  121. Спортивная медицина: Учеб. для ин-тов физ. культ. / Под ред. B.JI. Карпмана. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 304с., ил.
  122. Справочник по детской лечебной физкультуре / Под ред. М. И. Фонарева. J1.: Медицина, 1983. — 360с., ил.
  123. B.JI. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1987. -240с., ил.
  124. В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. -269с.
  125. В.А. Анализ состояния заболеваемости школьников г. Вологды // Школа укрепления здоровья: состояние и перспективы развития Вологодской области: Материалы конференции 19−20 июня 2000 г. Вологда: Русь, 2000. — С. 17−20.
  126. Теория и методика физической культуры дошкольников: Учеб. пособие для студентов факультетов физической культуры / Под ред. С. О. Филипповой, Г. Н. Пономарева. СПб.: ВВМ, 2004. -514с.
  127. Учебник инструктора по лечебной физической культуре: Учеб. для ин-тов физ.культ. / Под ред. В. П. Правосудова. М.: Физкультура и спорт, 1980. — 415с.: ил.
  128. К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // Ушинский К. Д. Собр. соч. М., — JL, 1950. — Т.8. — 776с.
  129. Н.А., Филин В. П. Возрастные основы физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1972. — 175с.
  130. Физиология развития ребенка / Под. Ред. В. И. Козлова, Д.А. Фарбер- Науч.-исслед. ин-т физиологии детей и подростков Акад. Пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1983. — 296с.
  131. Физическое воспитание школьников с отклонениями в состоянии здоровья. Под ред. Крячко И. А. М.: «Медицина», 1969. -187с.
  132. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки / Под общ. ред. Г. А. Халемского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. — 80с.
  133. Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физической культуры / Под общей ред. проф. С. Н. Попова. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999. — 608с.
  134. Н.А., Вавилов Ю. Н. Физиологические основы двигательной активности. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 224с., ил.
  135. В.П., Фомин Н. А. Основы юношеского спорта. М.: Физкультура и спорт, 1980. — 225с.
  136. С.О. Физическая культура в системе образования дошкольников: Автореф. дисс. докт. пед. наук. СПб., 2002. — 40с.
  137. М.И., Фонарева Т. А. Лечебная физическая культура при детских заболеваниях. Изд. 2-е, перераб. и дополн, — Л.: Медицина, 1981. 280с.: ил.
  138. Н.А., Вавилов Ю. Н. Физиологические основы двигательной активности. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 224с., ил.
  139. .К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие длястуд.высш.учеб.заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 480с.
  140. А.Г. Возрастная физиология. Учеб. пособие для студентов небиол. спец. пед. ин-тов. М., «Просвещение», 1978. 287с. с ил.
  141. Я.Л. Сколиотическая болезнь и ее лечение. Т., «Медицина», 1972. 221с.
  142. А.П. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. Москва «Просвещение», 1980. 220с.
  143. В.Д., Абальмасова Е. А. Сколиоз и кифозы. М.: «Медицина», 1973. 253с.
  144. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие / Под ред. Л. В. Шапковой. М.: Советский спорт, 2003. -464с., ил.
  145. Е.В. Использование средств ритмической гимнастики в физическом воспитании слепых и слабовидящих детей: Автореф. канд. дис. СПб., 1999, — 24с.
  146. Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Под ред. проф. С. П. Евсеева. М.: Советский спорт, 2001. 152с.: ил.
  147. С.Т. О том, как мы учим / Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1980. — Т.2. — С. 191−200.
  148. С.И., Романовский В. Е. Близорукость, дальнозоркость, астигматизм. Серия «Медицина для ВАС». Ростов н /Д: Феникс, 2000. 160с.
  149. Л.И. Боковое искривление позвоночника у детей (сколиоз). Татарское книжное издательство. Казань, 1968, — 131с.
  150. B.C. Физическое воспитание детей и подростков с ослабленным здоровьем. Киев «Здоровья», 1991. — 230с.
  151. М.А. К оценке комплексных лечебно-профилактических мероприятий у дошкольников с нарушениями осанки: Афтореф. дисс. канд. пед. наук. Казань, 1972. — 24с.
  152. Н.В. Лексикон социальной работы / Ред. Кибардина С. М., Михайлова С. И., Чернышева О. М. Изд. 2-е., испр. и доп. -Вологда: «Русь», 2001. -296с. — С. 263−264.
  153. Е.М. Воспитание правильной осанки. М.: Медгиз, 1957. — 87с.
  154. Padiatrie /hrsg. von M.Gahr. Berlin- NewYork: de Gruter. — 1993.- 684s.
  155. Petermann Franz, Warschburger Petra Kinder rehabilitation. Hogrefe. Verlag fur psychologie Gottingen, 1999 und 2001. 290s.
  156. Prof. DR. FRANZ. SCHEDE / GRUNDLAGEN DER KORPER-LICHEN. FERDINIAND ENKE VERLAG STUTTGART, 1969. -226s.
  157. Heinz Meusel Einfuhrung in die Sportpadagogik. Wilhelm Fink Verlag Munchen, 1976. — 340s.
  158. K.- A. Jochheim / P. van der Schoot (Hrsg.) Behindertehsport und Rehabilita tion. Teil II. VERLAGKARL HOFMANN SCHORNDORF,• 1981, S.437.
  159. Rudolf Schindele. Behinderte Kinder in verschiedenen Unterrichts- und Erziehungsprogrammen, schindele verlag rheinstetten, 1975. -404s.
Заполнить форму текущей работой