Индивидуализация процесса физической подготовки детей 5-7 лет к школе на основе учета соматических типов и вариантов биологического развития
Диссертация
Важнейшей причиной негативного ответа на требования школьной программы по физической культуре школьников является отсутствие учета биологической зрелости ребенка основных физиологических систем, т. е. подготовка детей к школе проводятся без учета конституциональных (соматических) особенностей детей первого детства и учета закономерностей моторного развития. Вследствие чего происходят… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ВОЗРАСТНЫЕ И ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 1. 1. Возрастные особенности детей первого детства
- 1. 1. 1. Закономерности роста детей 4−6 лет
- 1. 1. 2. Состав тела детей дошкольного возраста
- 1. 1. 3. Развитие физических качеств дошкольников
- 1. 1. 4. Уровень физической подготовленности детей дошкольного возраста
- 1. 1. 5. Физическая готовность дошкольников к обучению в школе
- 1. 2. Морфо-функциональная характеристика детей первого года обучения в школе
- 1. 2. 1. Развитие физических качеств детей первоклассников
- 1. 2. 2. Динамика двигательной активности детей на первом 34 году обучения в школе
- 1. 1. Возрастные особенности детей первого детства
Список литературы
- Абдрахманов А.Я. Комплексный подход при совершенствовании двигательных качеств у детей, подростков и юношей / А. Я. Абдрахманов // Сб. науч. тр. молодых ученых. Смоленск: СГИФК, 1996. — Вып. 2. — С. 2124.
- Абольянина С.Г. Дифференцированная технология физического воспитания детей с различным уровнем физической подготовленности: автореф. дис. .канд.пед.наук / С. Г. Абольянина. Хабаровск, 2009. — 24 с.
- Аганянц Е.К. Физиологические особенности развития детей, подростков и юношей: учебное пособие / Е. К. Аганянц, Е. М. Бердическая, Е. В. Демидова. Краснодар, 1999. — 71 с.
- Аксенова Н. Повышение уровня двигательной активности и дозировка физических нагрузок на физкультурных занятиях / Н. Аксенова // Дошкольное воспитание. М., 2000. — № 6. — С. 37−40.
- Андреянова Е.Ю. Коррекция физического состояния детей дошкольного возраста средствами физической культуры: автореф. дис. .канд. пед. наук/Е.Ю.Андреянова. -М, 2001. 19 с.
- Андронеску А. Анатомия ребенка / А. Андронеску. Кишинев, 1979.-С. 47−64.
- Антонов A.A. Методика применения подвижных игр для развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис.. .канд. пед. наук / А. А. Антонов. СПб., 1997. — 24 с.
- Антропова А.П. Индивидуализация процесса осуществления здоровьесберегающей функции физического воспитания детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. .канд. пед. наук / А. П. Антропова. -Челябинск, 2001. 21 с.
- Артемьева Н.К. Анализ и коррекция нутриционного статуса дошкольников в условиях гиподинамии / Н. К. Артемьева, С. П. Лавриченко, М. А. Липатникова // Наука Кубани. № 2. — 2004. — С. 8−12.
- Асрян А.Б. К вопросу о состоянии детей дошкольного и младшего школьного возраста / А. Б. Арсян // Совершенствование систем подготовки высококвалифицированных спортсменов: Республиканская научно-методическая конференция. Ереван, 1980. — С. 45−46.
- Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания.- М.: Просвещение, 1990. С.281−283.
- Бабанкова И.К. Влияние физкультурных занятий на умственную работоспособность дошкольников / И. К. Бабанова // Спортивная наука на рубеже столетий: междунар. сб. науч. трудов. Вып.1. — Минск, 2000. — С. 277−280.
- Багина А.Н. Проблема готовности детей к обучению в школе / А. Н. Багина, В. А. Багина // Физическая культура, образование, здоровье: междунар. сб. статей науч.-практ. конф. Вел. Луки: ВЛГИФК, 2002. — С. 1925.
- Бакурова Т.П. Формирование ценностного отношения старших дошкольников к занятиям ФВ посредством эмоциональной регуляции двигательной деятельности: автореф. дис. .канд. пед. наук / Т. П. Бакурова. -Омск: СГАФК, 2001. 24 с.
- Бальсевич В.К. Теория и технология спортивно-ориентированного физического воспитания в массовой общеобразовательной школе / В. К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005. — № 5. — С. 50−54.
- Баранов A.A. Здоровье детей России / А. А. Баранов. М.: СПР, 1999.-30 с.
- Бахрах И.И. Исследование и оценка биологического возраста детей: руководство по спортивной медицине / И. И. Бахрах, Р. Н. Дорохов. -М.: Медицина, 1991. С. 230−257.
- Бахрах И.И. Медицина, подросток, спорт / И. И. Бахрах, Р. Н. Дорохов. Смоленск, 1975. — С.39.
- Башкиров П.Н. Строение тела и спорт / П. Н. Башкиров, Н. Ю. Лутовинова, М. И. Уткина. М.: МГУ, 1968.- 148 с.
- Башкиров П.Н. Учение о физическом развитии человека / П. Н. Башкиров. М.: МГУ, 1962. — 340 с.
- Безруких М.М. Здоровьеформирующее физическое развитие. Развивающие двигательные процессы для детей 5−6 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений / М. М. Безруких. М., 2001. -190 с.
- Беляева С. Таблицы для анализа физкультурного занятия / С. Беляева // Дошкольное воспитание. 1990. — № 1. — С. 61−69.
- Бернштейн H.A. О ловкости и ее развитии / H.A. Бернштейн. -М.: Физкультура и спорт, 1991. 228 с.
- Бернштейн H.A. О построении движений / Н. А. Бернштейн. М.: Медгиз, 1947.-241 с.
- Бланин A.A. Становление физический качеств дошкольников в зависимости от их двигательной активности и соматотипа: автореф. дис. .канд.пед.наук / А. А. Бланин. Малаховка: МГАФК, 2000. — 21 с.
- Боген М.М. Ваш ребенок идет в школу: психологическая и физическая подготовка: книга для родителей будущего первоклассника / М. М. Боген, М. В. Боген. М.: Книжный дом «Либроком». — 2009. — 192 с.
- Богина Т.Д. Сохранение и укрепление здоровья ребенка / Т. Л. Богина, М. Н. Рунова, С. О. Филиппова // Дошкольное воспитание. 1999. -№ 6. — С. 58.
- Бубненкова О.М. Нетрадиционный педагогический подход к физическому воспитанию девочек 5−10 лет с ожирением: автореф. дис.. .канд.пед.наук / О. М. Бубненкова. Смоленск, 2007. — 21 с.
- Бубнов Н.В. Развитие общей выносливости у детей дошкольного возраста / Н. В. Бубнов, О. В. Буланова, Я. С. Татаринов и др. // Новые методы исследования в физической культуре и детско-юношеском спорте: сб. науч.тр. Смоленск, 1999. — С. 56−58.
- Бултукова A.B. Программа физического воспитания детей 4−6 лет в разновозрастных группах / A.B. Бултукова, В. А. Баландин // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: труды НИИ проблем ФКиС. -Краснодар: КГУФКСТ, 2005. Т.8. — С. 270−275.
- Бултукова A.B. Физическая подготовка детей 4−6 лет в разновозрастных группах / A.B. Бултукова, В. А. Баландин // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: труды НИИ проблем ФКиС. -Краснодар: КГУФКСТ, 2005. Т.8. — С. 276−281.
- Бунак В.В. Антропометрия / В. В. Бунак. М., 1941. — 367 с.
- Бунак В.В. Физическое развитие и соматические типы в период роста / В. В. Бунак // Труды IV науч. конф. по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М.: АПН РСФСР, 1960. — С. 27−42.
- Вавилова E.H. Развиваем у дошкольников силу, ловкость, выносливость / Е. Н. Вавилова. М., 1981.- С.57−81.
- Вавилова Р.И. Сборник инструктивно-методических материалов по физической культуре / Р. И. Вавилова. М.: Просвещение, 2003. — 245 с.
- Ветошкина Е.А. Повышение уровня физического состояния детей 5−7 лет в условиях ДОУ на основе преимущественного развития выносливости: автореф. дис. .канд пед. наук / Е. А. Ветошкина. Хабаровск, 2006.- 18 с.
- Виленская Т.Е. Реальная эффективность уроков физической культуры в специальных медицинских группах / Т. Е. Виленская // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. 2008. — 33. — С. SO-SS.
- Вильчковский Э. С. Физическое воспитание дошкольников в семье. К.: Рад. шк., 1987. — 128 с.
- Властовский В.Г. Акселерация роста и развития детей / В. Г. Властовский. М.: МГУ, 1976. — 278 с.
- Властовский В.Г. Тотальные размеры тела. Физическое развитие / В. Г. Властовский // Морфология человека. М.: МГУ, 1983. — С. 47−70.
- Волков В.М. Основные закономерности развития детей / В. М. Волков, Р. А. Дорохов, В. А. Быков // Прогнозирование двигательных способностей у спортсмена.- Смоленск, 1998.- С.6−40.
- Волянский Н. Влияние генетических и антропометрических факторов на спортивные достижения / Н.Волянский. М: Физкультура и спорт, 1980.-С. 289−299.
- Воропаев A.M. Особенности методики физического воспитания детей старшего дошкольного возраста, имеющих недостаточный уровень школьной зрелости: автореф. дис. .канд. пед. наук / А. М. Воропаев. М.: ВНИИФК, 1990.-25 с.
- Габович Ф.В. Анатомо-физиологические особенности и этапы развития ребенка как основы гигиены детского возраста / Ф. В. Габович. М., 1977. — С.322−330.
- Гайдадина И.И. Повышение уровня физической культуры детей 5−6 лет на основе интенсификации совместной с родителями физкультурно-спортивной деятельности: автореф.. .дис.кан.пед.наук / И. И. Гайдадина. -Краснодар, 2010. 23 с.
- Галкин Ю.П. Профилактика плоскостопия: учебное пособие / Ю. П. Галкин. Смоленск: СГИФК, 1994. — 38 с.
- Глазырина Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л. Д. Глазырина, В. А. Овсянкин. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2005.- 175 с.
- Гримм Г. Основы конституциональной биологии и антропометрия / Г. Гримм. М.: Медицина, 1967. — 290 с.
- Громбах С.М. Принцип возрастной периодизации в гигиене детей и подростков и основные закономерности роста и развития детей: матер, докл. симпозиума / С. М. Громбах. Одесса, 1985. — С.25−27.
- Громыко В.В. Комплексная оценка физической подготовленности детей школьного и дошкольного возраста / В. В. Громыко,
- A.Б.Рафалович, Л. А. Хасин // Физическая культура, воспитание, образование, тренировка. -1996. № 3. — С. 53−54.
- Губа В.П. Морфобиомеханический подход как основа возрастного воспитания / В. П. Губа // Физическая культура, воспитание, образование, тренировка. 1999. — № 3−4. — С. 21−41.
- Губа В.П. Морфобиомеханические исследования в спорте /
- B.П.Губа. М.: СпортАкадемПресс, 2000. — 120 с.
- Гужаловский A.A. Проблема «критических» периодов онтогенеза в ее значении для теории и практики физического воспитания / А. А. Гужаловский. М., 1984. — 224 с.
- Давыдов В.Ю. Морфофункциональные показатели и развитие моторики у детей различных конституциональных типов / В. Ю. Давыдов // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 11. — С. 39−43.
- Давыдов В.Ю. Морфофункциональные, психофизиологические показатели и двигательные качества детей 7−10- летнего возраста разных типов конституции / В. Ю. Давыдов. Волгоград, 1994. — 33 с.
- Дегтярев И.П. Физическое развитие / И. П. Дегтярев. Киев, 2005. — С.23−48.
- Демидова Е.В. Психологическая готовность детей к обучению в школе / Е. В. Демидова // Актуальные вопросы ФКиС: труды НИИ проблем физической культуры и спорта. Краснодар: КГУФКСТ, 2007. — Т.9. — С.243−248.
- Демьяненко Ю.В. Методика физического воспитания дошкольников с низким уровнем физического развития: автореф. дис. .канд. пед. наук. М.: ВНИИФК, 1987. — 26 с.
- Дерябин В.Е. Географические особенности строения тела населения СССР / В. Е. Дерябин, А. Л. Пурунджан. М.: МГУ, 1990. — 191 с.
- Додонова Л.П. Конституциональные и двигательные качества у детей / Л. П. Додонова, Л. Т. Бухашеева // Спорт и здоровье: матер, науч. конф. -Киев, 1991.-С. 33−34.
- Дорохов А.Р. Развитие силовых качеств девочек 7−12 лет различных соматических типов и вариантов развития: автореф. дис.канд. пед. наук / А. Р. Дорохов. Малаховка, 1993. — 21 с.
- Дорохов Р.Н. Использование компьютерной диагностики при массовых обследованиях школьников / Р. Н. Дорохов, В. А. Левченков // ВНИИФК 60 лет: сб. науч.тр. — М., 1993. — С. 147−149.
- Дорохов Р.Н. Морфобиомеханическая оценка юного спортсмена: учебное пособие / Р. Н. Дорохов, В. П. Губа. Смоленск, 1995. — 98 с.
- Дорохов Р.Н. Ориентиры формирования физических качеств у детей и подростков / Р. Н. Дорохов // Новые методы исследования в физической культуре и детско-юношеском спорте. Смоленск, 1999. — С. 6974.
- Дорохов Р.Н. Основы и перспективы возрастного соматотипирования / Р. Н. Дорохов // Теория и практика физической культуры. 2000. — № 9. — С. 10−12.
- Дорохов Р.Н. Соматический тип и его функциональная характеристика: учеб. пособие / Р. Н. Дорохов. Смоленск, 1994. — 80 с.
- Дорохов Р.Н. Спортивная морфология: учеб. пособие для высших и средних специальных заведений физической культуры / Р. Н. Дорохов, В. П. Губа. М.: СпортАкадемПресс, 2002. — 236 с.
- Дорохов Р.Н. Физическое развитие детей школьного возраста / Р. Н. Дорохов, Т. А. Кравцова // Подросток, медицина и спорт: сб. науч.тр. -Смоленск, 1975.-С. 5−53.
- Драговоз Л.А. Оптимизация процесса физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении / Л. А. Драговоз // Интеграциявысшего профессионального образования в сфере физической культуры: монография. Челябинск: УГУФК, 2008. — С.234−252.
- Ермакова З.М. Изменения физического развития и физической подготовленности детей дошкольного возраста под влиянием различных двигательных режимов: автореф. дис. .канд. биол. наук / З. М. Ермакова. -Краснодар: КубГАФК, 1999. 21 с.
- Ермоленко Е.К. Возрастная морфология / Е. К. Ермоленко. -Краснодар, 1998. 420 с.
- Ерофеева Н.В. Индивидуализация как направление модернизации дошкольного физического воспитания / Н. В. Ерофеева // Теория и практика физической культуры. 2007. — № 5. — С.77.
- Жарова О.Ю. Скоростно-силовая подготовка школьниц 7−12 лет различных соматических типов: автореф. дис. .канд.пед.наук / О. Ю. Жарова. -Смоленск, 1999.-21 с.
- Железняк Ю.Д. Развитие статической выносливости как фактор улучшения адаптабельности детей 6−7 лет к учебному труду / Ю. Д. Железняк, С. В. Бондаренко // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 10. -С.32−34.
- Жилов Ю.Д. Анатомо-физиологические особенности детей и подростков / Ю. Д. Жилов, Г. И. Куценко, Е. Н. Назарова // Основы медико-биологических знаний.- М.: Высш. шк., 2001.- С.6−94.
- Зайцев А. А Исследование связи соматических показателей с результатами тестов / А. А. Зайцев // Соматические типы и соматотипирование. Смоленск, 2000. — С. 32−40.
- Зайцев A.A. Физическое воспитание дошкольников: учеб. пособие / А. А. Зайцев, Е. В. Конеева, Н. К. Полещук, С. А. Соллогуб. Калининград, 1997.-71 с.
- Зациорский В.М. Основы тестирования физической подготовки / В. М. Зациорский // Основы спортивной метрологии. М., 1979. — С. 136−144.
- Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология 21 века / Авт.-сост. Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова, Т. Ф. Саулина. М., 2000. — 29 с.
- Зернова Н.И. Влияние соматотипа на адаптацию и развитие детей первого детства / Н. И. Зернова // Интегративная антропология медицине и спорту: межрегион, сб. науч. тр. — Смоленск, 2004. — С. 127−130.
- Зюзик Ю.А. Особенности физического и функционального развития детей дошкольного возраста при различных двигательных режимах: автореф. дис.. .канд. пед. наук / Ю. А. Зюзик. Краснодар, 1999. — 23 с.
- Ивасева О.В. Дифференцированная методика оценки физической подготовленности детей 4−6 лет / О. В. Ивасева // Актуальные вопросы ФКиС: труды НИИ проблем физической культуры и спорта. Краснодар: КГУФКСТ, 2005. — Т.8. — С.292−296.
- Игнатьева С.Г. Педагогические условия здоровьесбережения учащихся в системе преддошкольной подготовки и начальной школы: автореф. дис.. .канд. пед. наук / С. Г. Игнатьева. Чебоксары, 2010.-21 с.
- Изаксон Т.В. Социальная и биологическая обусловленность изменений в физическом развитии человека / Т. В. Изаксон. Л.: Медицина, 1973.-269 с.
- Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» // Дошкольное воспитание. 2000. — № 5. -С. 145−148.
- Инструкция по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов. М.: ГРАНТ, 2001. — 80 с.
- Каданцева Г. А. Методика активизации познавательной деятельности дошкольников средствами физического воспитания: автореф. дис. .канд. пед. наук / Г. А. Каданцева. М, 1994. — 21 с.
- Казарян Ф.Г. Мониторинг двигательной подготовленности школьников / Ф. Г. Казарян // Сборник научных трудов. Ереван, 2005. — № 4.-С. 173−180.
- Калюжная P.A. Актуальные проблемы педиатрии / Р. А. Калюжная. М., 1968. — С. 23−45.
- Карманова JT.B. Проблема индивидуального подхода к детям дошкольного возраста / JI.В.Карманова. Пермь, 1978.- 57 с.
- Кириллова Т.Г. Возрастные, половые и индивидуальные аспекты функциональной готовности организма детей к обучению в школе: автореф.. .дис.кан.биол.наук / Т. Г. Кириллова Ростов-на-Дону, 1999. — 22 с.
- Коган Б.И. Эффективность физкультурных занятий игровой направленности в специализированном дошкольном образовательном учреждении: автореф. дис. .канд. пед. наук / Б. И. Коган. Челябинск, 2000. — 20 с.
- Козин Е.А. Дифференцированная методика физического воспитания старших дошкольников различных соматотипов на основе применения средств спортивной акробатики: автореф. дис. .канд. пед. наук / Е. А. Козин. Хабаровск: ДВГАФК, 2008. — 24 с.
- Козицина Ф. Р. Коррекция психомоторных функций и физической подготовленности у детей с низким уровнем готовности к обучению в школе: автореф.. дис. канд. пед. наук / Ф. Р. Козицина. Омск, 2002. — 23 с.
- Козицына Ф. Р. Изучение взаимосвязи показателей физического развития, физической подготовленности и психомоторного развития детей дошкольного возраста с различным уровнем готовности к обучению в школе
- Ф.Р.Козицына, Л. Г. Харитонова // СГУФКС. Научные труды: ежегодник за 2005 год. Омск: СГУФКС, 2005. — С. 103−107.
- Козицына Ф.Р. Физическое воспитание как составная часть подготовки дошкольников к обучению в школе / Ф. Р. Козицына // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: матер, конфер. /РГУФКСТ. М., 2003. — Т. 1. — С.251−252.
- Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью / С. А. Козлова. М., 1998. — С.46−53.
- Концепция физического воспитания детей и подростков // Физическая культура: Научно-методический журнал. 2004. — № 1.
- Корсунская М.И. Конституциональные особенности адаптации / М. И. Корсунская // Гигиена и санитария. 1972. — № 3. — С. 50−54.
- Кравцов Г. П. Готовность к школе / Г. П. Кравцов, Е. Е. Кравцова // Дошкольное воспитание. 1991. — № 7. — С.81−84.
- Кузнецова З.И. Критические периоды развития двигательных качеств школьников / З. И. Кузнецова // Физическая культура в школе. 2001.- № 1. С. 7−9.
- Легонькова Т.И. Элементы интегративной антропологии клинической практики / Т. И. Легонькова // Соматические типы и соматотипирование: сб. научн. тр. Смоленск, 2000. — С. 102−106.
- Лепешкина C.B. Особенности физического воспитания 5−6-летних детей с логопедическими нарушениями: автореф. дис. .канд. пед. наук / С. В. Лепешкина. Малаховка: МГАФК, 2003. — 22 с.
- Литвинов E.H. Готовимся к школе / Е. Н. Литвинов. М.: «Физкультура и спорт», 1986. — 32 с.
- Лубышева Л.И. Физическая культура и молодежь: учебное пособие / Л. И. Лубышева, А. В. Лотоненко, А. С. Игнатьев. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. — 182 с.
- Луури Ю.Ф. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста / Ю. Ф. Луури. М., 1991. — 115 с.
- Лях В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В. И. Лях. М.: ТерраСпорт, 2000. — 192 с.
- Лях В. И. Концепция физического воспитания и здоровья детей и подростков / В. И. Лях, Г. Б. Мейксон, М.Кофман. М., 1992. — 24 с.
- Лях В. И. Сенситивные периоды развития координационных способностей детей в школьном возрасте / В. И. Лях // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 3. — С. 15−19.
- Майорова Л.Т. Центры дошкольной подготовки как одна из форм готовности детей 6−7 лет к школе / Л. Т. Майорова, Н. Г. Лопина, В. Н. Пестун, Е. Г. Пестун // Физкультурное образование Сибири — 2005. — № 1. -С. 37−39.
- Маркосян A.A. Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков / А. А. Маркосян. М., 1969. — С. 5.
- Мартин Р. Антропология / Р.Мартин. М.: Медгиз, 1928. — 320 с.
- Мартиросов Э.Г. Технологии и методы определения состава тела человека / Э. Г. Мартиросов, Д. В. Николаев, С. Г. Руднев. М.: Наука, 2006. -248 с.
- Мартиросов Э.Г. Возраст: хронологический, биологический, моторный. Методы определения: учебно-методическое пособие / Э. Г. Матриросов, А. Н. Тяпин, Е. Н. Крикун. Белгород, 2004. — 56 с.
- Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст) / Е. В. Мастюкова. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1997. — 304 с.
- Матвеева A.B. Формирование физической культуры личности детей старшего дошкольного возраста, с учетом их половых различий: автореф. дис.. .канд.пед.наук / А. В. Матвеева. СПбГУФК. — СПб, 2008. — 26 с.
- Методика воспитания комплекса основных двигательных качеств у детей дошкольного возраста: рекомендации. Омск, 1986. — 36 с.
- Михайлович Г. Н. Двигательное развитие детей 5−6 лет в связи с ориентацией к сложнокоординационной спортивной деятельности: автореф. дис.. канд.пед.наук / Г. Н. Михайлович. М., 1992. — 19 с.
- Моргун И.Н. Физкультурное образование детей 5−6 лет на основе взаимодействия семьи и педагогов дошкольных образовательныхучреждений: автореф. дис. .канд. пед. наук / И. Н. Моргун. Краснодар: КубГАФК, 2001.-16 с.
- Нежнова Т.А. Психологические различия в отношениях к школе и учению у младших и старших школьников в начале и конце первого года обучения / Т. А. Нежнова // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981. — С.81−89.
- Никитюк Б.А. Интеграция знаний в науках о человеке / Б. А. Никитюк. М.: СпортАкадемПресс, 2000. — 440 с.
- Никитюк Б.А. Конституция человека / Б. А. Никитюк // Итоги науки и техники. Антропология. ВИНИТИ. 1991. — № 4. — 149 с.
- Никитюк Б.А. Новая техника соматотипирования / Б. А. Никитюк, А. И. Козлов //Новости спортивной и медицинской антропологии. 1990. -Вып.З.-С. 121−137.
- Никитюк Б.А. Новый этап исследований в области анатомической конституциологии / Б. А. Никитюк // Актуальные вопросы биомедицинской и клинической антропологии. Красноярск, 1992. — С. 2627.
- Николаев В.Г. Состояние, проблемы и перспективы интегративной антропологии /. В. Г. Николаев // Актуальные проблемы интегративной антропологии: матер. Всерос. науч.-практ. конф. -Красноярск, 2002. Т.1. — С. 1−6.
- Никуличева И.В. Разработка комплекса общеразвивающих упражнений для детей 4−6 лет / И. В. Никуличева, В. П. Губа // Сб. научн. трудов СГИФК. Смоленск, 1999. — С. 82−84.
- Новикова М.А. Подготовка детей к школе с использованием типологического подхода / М. А. Новикова // Соматические типы и соматотипирование: сб.науч. тр. Смоленск: СГИФК. 2000. — С.56−58.
- Новикова М.А. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: учебное пособие / М. А. Новикова. Смоленск: СГИФК, 1997. — 84 с.
- Новохотько В.Т. Новое в организации физического воспитания младших школьников / В. Т. Новохотько //Теория и практика физической культуры.- 1990.- № 11.- С. 36−37.
- Ноткина H.A. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников / Н. А. Ноткина.- СПб., 1993. С. 78−81.
- Ноткина H.A. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / Н. А. Ноткина. СПб.: Акцидент, 1998. — С. 64−68.
- Ноткина H.A. Развитие двигательных качеств у детей дошкольного возраста. Игры и упражнения / Н. А. Ноткина. СПб., 1995. — 64 с.
- Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду / Т. И. Осокина, Е. И. Вавилова. М.: Просвещение, 1986. — 394 с.
- Панасюк Т.В. Антропологический мониторинг дошкольников: учебное пособие / Т. В. Панасюк, С. И Изаак, Е. Н. Комиссарова. М: ФК, 2005, — 110 с.
- Панасюк Т.В. Телосложение и процессы роста у детей дошкольного возраста при различных двигательных режимах: автореф. дис.. канд. биол. наук / Т. В. Панасюк. М., 1984. — 18 с.
- Панкратов Е.И. Физическое воспитание детей дошкольного возраста новая учебная дисциплина факультета физического воспитания / Е. И. Панкратова // Теория и методика физической культуры.- М., 1993.- 78−94 с.
- Пенде Н. Наследственность конституции / Н.Пенде. М.: Госполитиздат, 1930.
- Петрунина Н.В. Эффективность физкультурно-оздоровительной программы в процессе физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении / Н. В. Петрунина, Г. Н. Голубева / Теория и практика физической культуры. 2010. — № 1. — С.92
- Пимонова Е.А. Содержание и методика физического воспитания детей 5−7 лет: автореф. дис. .канд.пед.наук / Е. А. Пимонова. М.: ВНИИФК, 1990.-23 с.
- Подставкова Ю.С. Инновационные средства в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста / Ю. С. Подставкова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2007. — № 9. — С.74−77.
- Попов Г. Г. Обучение дошкольников комплексу физических упражнений разной технической сложности / Г. Г. Попов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2010. — № 5. — С.31−32, 49.
- Правдов Д.М. Формирование двигательных действий на основе использования упражнений с целевой точностью у детей дошкольного возраста: автореф. дис.. .канд. пед. наук / Д. М. Правдов. Шуя, 2009. — 22 с.
- Приказ Министерства образования РФ от 15.03.2002 № 867 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи».
- Приказ МЗ РФ от 18.10.2002 № 320 «О реализации постановления правительства Российской Федерации „Об общероссийской системе мониторинга состояния физического развития населения, физического развития детей, подростков и молодежи“».
- Приказ МЗ РФ от 21.03.2003 № 113 «Об утверждении концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации».
- Приказ МЗ РФ от 21.03.2003 № 114 «Об утверждении отраслевой программы «Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003−2010 годы».
- Прокофьева В.Н. Физическая подготовленность и соматические способности организма детей дошкольного возраста / В. Н. Прокофьева.
- B.И.Кузнецова // Теория и практика физической культуры. 2009. — № 8.1. C.59−64.
- Радченко Т.В. Дифференциация оценки физической подготовленности детей дошкольного возраста / Т.В.Радченко// Актуальные вопросы физической культуры и спорта: труды НИИ проблем ФКиС. -Краснодар: КГУФКСТ, 2007. Т.9. — С. 247−250.
- Родин Ю.И. Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством формирования разнообразных двигательных умений и навыков: автореф. дис. .канд. пед. наук / Ю. И. Родин. Тула: ТГПУ, 1998. — 24 с.
- Родионова Е.С. Преемственность в работе детского сада и школы / Е. С. Родионова // Справочник старшего воспитателя в дошкольном учреждении. № 10. — 2010. — С. 35−38.
- Романова Е.Е. Проявление мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи / Е. Е. Романова, Е. В. Диулина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2007. — № 1. -С. 58−60.
- Руднева J1.B. Педагогические условия формирования у дошкольников готовности к обучению двигательным действиям: автореф. дис. .канд. пед. наук / Л. В. Руднева. М.: ВНИИФК, 2003. — 25 с.
- Садчикова Л.И. Соматические и педагогические компоненты оздоровительной физической культуры с детьми младшего школьного возраста: дис.. канд.пед.наук. / Л. И. Садчикова. Смоленск, 2003. — 22 с.
- Садчикова Л.И. Являются ли малые размеры тела основой для ограничения физических нагрузок? / Л. И. Садчикова // Морфобиомеханические и соматодиагностические особенности адаптивной физической культуры. Смоленск, 2002. — С. 32−35.
- Сальникова Г. П. Физическое развитие школьников / Г. П. Сальникова. -М.: Просвещение, 1968. 157 с.
- Сапин М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков / М. Р. Сапин, З. Г. Брыксина.- М., 2000.-134 с.
- Саркисов Д.С. Структурные основы адаптации / Д. С. Саркисов // Хронобиология и хрономедицина. М.: Медицина, 1989. — С. 116−133.
- Серова Н.Б. Улучшение физического здоровья детей средствами физической культуры в городском оздоровительном лагере / Н. Б. Серова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004. — № 4. -С. 21−23.
- Смирнов Ю.А. Дифференцированная физическая подготовка детей дошкольного возраста / Ю. А. Смирнов // Адаптивная физическая культура. 2005. — № 3. — С.23−24.
- Смолдовская И.О. Технология проведения оздоровительных занятий с детьми дошкольного возраста: учебное пособие / И. О. Смолдовская. Смоленск: СГАФКСТ, 2009. — 180 с.
- Смоленский A.B. Возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков: краткий курс лекций по спортивной медицине / А. В. Смоленский. М&bdquo- 2005. — С. 43−57.
- Солодков A.C. Физическое и функциональное развитие детей дошкольного возраста Санкт-Петербурга / A.C.Солодков, Е. М. Есина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1999. — № 1−2. -С. 12−15.
- Сорокина Т.С. Критерии функциональной готовности детей к обучению в школе: автореф. дис. .канд.пед.наук / Т. С. Сорокина. М., 1979.- 18 с.
- Спиридонова Л.Б. Физическая культура в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательной школе: учебное пособие / Л. Б. Спиридонова. Омск: СибГАФК, 1999. — 23 с.
- Спирина И.К. Методика формирования физической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе: автореф. дис. .канд. пед. наук / И. К. Спирина. Волгоград: ВГАФК, 2000. — 24 с.
- Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие для студ.высш.учеб.заведений / ЭЛ.Степанькова. 2-е- изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — С. 355−358.
- Степанова М.И. Диагностика готовности ребенка к обучению в школе / М. И. Степанова, С. И. Сазанюк // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. № 3. — 2008. — С.7- 12.
- Сулимов A.A. Характеристика габаритного варьирования детей конца 90-х годов / A.A. Сулимов // Соматические типы и соматодиагностика: сб. науч. тр., посвящ. 70-летию проф. Р. Н. Дорохова. Смоленск, 2000. — С. 64−68.
- Татаринов Я.С. Определение жира расчетным методом / Я. С. Татаринов, Р. Н. Дорохов // Новости спортивной и медицинской антропологии. 1994. — № 2. — 93 с.
- Тихвинский С.Б. Детская спортивная медицина: руководство / С. Б. Тихвинский, С. В. Хрущев. -М.: Медицина, 1991. 560 с.
- Урысон A.M. Возрастная динамика размеров тела детей и подростков в возрасте от 4 до 18 лет / А. М. Урысон // Рост и развитие ребенка. М., 1973. — С. 4−50.
- Фарфель B.C. Развитие движений у детей школьного возраста / В. С. Фарфель. -М.: АПН РСФСР, 1959. 158 с.
- Физическая подготовка детей 5−6 лет к занятиям в школе / Под ред. А. В. Кенемана, М. Ю. Кистяковского, И. Т. Осокиной. М., 1980. — С. 2529.
- Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / Сост. Ю. Ф. Луури. М.: Просвещение, 2002. — 61 с.
- Филичева Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. -М., 1991.-44 с.
- Харитонов В.И. Взаимосвязь параметров физического развития школьников младших классов / В. И. Харитонов // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 9. — С. 49.
- Хрипкова А.Г. Общие закономерности роста и развития детей и подростков / А. Г. Хрипкова и др. // Возрастная физиология и школьная гигиена. М., 1990. — С.5−14.
- Хрисанфова E.H. Проблемы комплексного изучения биологического статуса человека в постнатальном онтогенезе / E.H. Хрисанфова // Проблемы биологии человека. Киев: Наукова Думка, 1980. -С. 161−327.
- Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольном учреждении / Д. В. Хухлаева. М., 1984. — С. 75.
- Цаплева Т.Е. Несколько слов о необходимости ранних занятий художественной гимнастикой / Т. Е. Цаплева // Здоровье. Физическая культура. Спорт.: сб. науч.тр. Смоленск: СГИФК, 2002. — С. 159−161.
- Цаплева Т.Е. Развитие двигательных способностей дошкольниц, занимающихся художественной гимнастикой / Т. Е. Цаплева // Соматические типы и соматотипирование. Смоленск, 2000. — С. 25−28.
- Чаплыгина E.B. Характеристика анатомических компонентов, определяющих соматотип детей в норме и при дисфункции эндокринных желез: автореф. дис.. канд.мед.наук / Е. В. Чаплыгина. JL, 1997. — 18 с.
- Черкашин В.П. Особенности проведения занятий по физической культуре в период подготовки к обучению в школе / В. П. Черкашин, Н. В. Финогенова // Ученые записки университета им. Лесгафта. 2009. -№ 5(51). — С.103−107.
- Чтецов В.П. Опыт объективной диагностики соматических типов / В. П. Чтецов // Вопросы антропологии. 1978. — Вып. 58. — С. 3−22.
- Чтецов В.П. Соматические типы и состав тела у мужчин и женщин: автореф. дис.. .докт.биологич.наук / В. П. Чтецов. М., 1978. — 39 с.
- Чхаидзе Л.В. Координация произвольных движений человека / Л. В. Чхаидзе. М.: Наука, 1978. — 132 с.
- Шалауров A.B. Новый подход в определении соматотипа / А. В. Шалауров // Конституция и здоровье человека. Л., 1991. — С. 69.
- Шебеко В.Н. Вариативные физкультурные занятия в детском саду: старший дошкольный возраст: пособие для педагогов дошкольных учреждений /В.Н.Шебеко. М., 2001. — 67с.
- Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников / В. Н. Шебеко, H.H. Ермак, В. А. Шишкина. М.: Академия Наук, 2000. — 172 с.
- Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников: 4-е изд. испр. / В. Н. Шебеко, Н. Н. Ермак, В. А. Шишкина. М.: Издательский цент «Академия», 2001. — 176 с.
- Шилкова И.К. Здоровьеформирующее физическое развитие: развивающая двигательная программа для детей 5−6 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений / И. К. Шилкова, А. С. Болыпев, Е. А. Силкин. М.: Гуманитарный изд. центр «Владос», 2001. — 336 с.
- Шнейдер О.С. Возрастная динамика показателей физического развития и физической подготовленности дошкольников / О. С. Шнейдер //
- Проблемы физической культуры, спорта и туризма: Матер, науч. конф. -Хабаровск: ДВГАФК, 2002. С.364−367.
- Штефко В.Г. Схема клинической диагностики конституциональных типов / В. Г. Штефко, А. Д. Островский. М.-Л., 1929. -79 с.
- Щедрина А.Г. Проявление общебиологических закономерностей в физическом развитии школьников / А. Г. Щедрина // Морфология. 2001. -Т. 120.-№ 4. -С. 56−59.
- Щербакова Т.А. Умственное и физическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами физической культуры / Т. А. Щербакова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2010. — № 2. — С. 18−21.
- Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет: пер. с англ / Д. Эйнон /. М.: Педагогика Пресс, 1995. — 192 с.
- Энци Я. Ф. Преемственность содержания физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста: автореф.. дис. канд. пед. наук / Я. Ф. Энци. СПб: РГПУ, 1992. — 20 с.
- Юрко Г. П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста / Г. П. Юрко. М.: Просвещение, 1978. — 168 с.
- Юрьев В.В. Рост и развитие ребенка / В. В. Юрьев, А. С. Симаходский. СПб., 2003. — 250 с.
- Юрьев В.В. Рост и развитие ребенка: 3-е изд. / В. В. Юрьев, А. С. Симаходский, Н. Н. Воронович, М. М. Хомич. СПб: Питер, 2007. — 272 с.
- Яковлева Л.В. Физическое развитие и здоровье детей 3−7 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Ч. З: конспекты занятий для старшей и подготовительной к школе групп / Л. В. Яковлева, Р. А. Юдина. -М.: Владос, 2003. 256 с.
- Ямпольская Ю.А. Оценка физического развития подростков Москвы / Ю. А. Ямпольская // Педиатрия. 2001. — № 2. — С. 5 — 8.
- Alexander K. L., Entwisle D. R., Dauber S. L. First grade classroom behavior: Its short- and long-term consequences for school performance. Child Development, 1993 № 64, P. 801−814.
- Barbour N. H., Seefeldt C. Parent-Child relationship influences in children’s transition to school. Merrill-Palmer Quarterly, 1993, № 39(2), P. 173 195.
- Bevan A. Continuity in schooling. Preschool/infants education. The Leader, 1976, № 6(3), P. 32−38.
- Briggs F., Potter G.K. (Eds). Teaching children in the first three years of school. Sydney: Longman and Cheshire 1990.
- Howse R.B., Calkins S.D., Anastopoulos A.D., Keane S.P., Shelton T.L. Regulatory contributors to children’s kindergarten achievement. Early Education and Development, 2003, № 14. P. 101−119.
- Margetts K. Factors impacting on children’s adjustment to the first year of primary school, set: Research Information for Teachers, 2, 1997.
- Rogol AD, Lawton EL. Body measurements. In: Lohr JA, ed. Pediatric outpatient procedures. Philadelphia: JB Lippincott, 1990:1−9.
- Scott-Little C., Niemeyer J. Assessing kindergarten children: What school systems need to know. Greensboro, NC: SERVE, 2001.
- Tanner J.M. Growth and Adolescence. Oxford. — 1962. — 263 p.
- Thompson B. (1975). Adjustment to school. Educational Quarterly, -1975, № 17(2), P. 128- 136.
- Watson E. H, Lowery H.G. Growth and development of children, 5th ed. Chicago, Year Book Medical Publisher Inc., 1976.