Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Повышение надежности двигательного навыка бросков самбистов в условиях соревновательной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Спортивные достижения в единоборствах определяются достаточно широким спектром требований, предъявляемых к спортсменам в ходе соревнований. В связи с этим дать однозначную оценку основным факторам, лимитирующим уровень спортивных достижений в этой группе видов спорта, практически невозможно. Вместе с тем подавляющее большинство специалистов, изучавших проблему реализации технико-тактических… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА
    • 1. 1. Анализ определений понятия «двигательный навык»
      • 1. 1. 1. Роль высшей нервной деятельности в формировании двигательного навыка
      • 1. 1. 2. Мнения специалистов о факторах, влияющих на формирование двигательного навыка выполнения техники бросков в самбо
    • 1. 2. Определение понятия «надежность двигательного навыка»
      • 1. 2. 1. Мнения специалистов о факторах, влияющих на надежность двигательного навыка
      • 1. 2. 2. Методы определения надежности двигательного навыка
    • 1. 3. Оценка уровня технико-тактической подготовленности борцов

Повышение надежности двигательного навыка бросков самбистов в условиях соревновательной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный спорт стремительно развивается. Уровень профессионализма спортивной деятельности постоянно растет. Достижение высокого спортивного результата на сегодняшний день требует научного подхода к подготовке спортсменов [102], что в полной мере относится и к самбо.

Единоборства в отличие от многих других видов спорта характеризуются разнообразием двигательных задач, встающих перед спортсменами во время схватки. Очевидно, что спортсмены должны обладать вариативными и стабильными двигательными навыками, которые могут подвергаться воздействию внешних и внутренних помех [81, 83, 102].

Спортивные достижения в единоборствах определяются достаточно широким спектром требований, предъявляемых к спортсменам в ходе соревнований [102, 135, 148 и др.]. В связи с этим дать однозначную оценку основным факторам, лимитирующим уровень спортивных достижений в этой группе видов спорта, практически невозможно. Вместе с тем подавляющее большинство специалистов, изучавших проблему реализации технико-тактических возможностей в единоборствах, выдвигают способности спортсменов к надежному проявлению результативных технических действий в любых ситуациях противоборства в качестве основного элемента, определяющего их мастерство [52, 64, 130 и др.].

Самбо отличается большим разнообразием технических действий [151, 163]. В частности, броски можно осуществлять преимущественно с помощью рук, ног и туловища спортсмена [121], приемы могут выполняться из стойки или в положении лежа [111, 118, 143, 151, 152]. Исходное положение для проведения броска зависит от роста, длины рук, ног, стойки, в которой соперник ведет поединок. Условия для проведения броска зависят также от поведения соперника на ковре, например, различают следующие виды тактического ведения схватки: подавление, маскировка и маневрирование [129, 152].

Все эти характеристики в совокупности образуют бесчисленное множество ситуаций, которые могут возникать во время поединка. Разобрать все эти ситуации и сформировать программы возможных действий заранее невозможно, не говоря уже о формировании бесчисленного количества моторных программ в коре головного мозга [8, 16, 17, 18, 118].

Во время тренировочного процесса спортсмен имеет возможность отработать только наиболее общие и часто встречающиеся в схватках ситуации, а, следовательно, должен обладать такой техникой, которая позволит ему решить вставшую новую двигательную задачу [68] прямо во время схватки. В частности, Е. М. Чумаков и В. Г. Еганов в своих исследованиях определили зоны эффективности выполнения технических действий, работа в которых приводит к оптимизации процесса совершенствования двигательного навыка.

Процесс формирования двигательного навыка зависит от многих факторов подготовленности спортсмена. Многие авторы выделяют психологическую подготовленность как один из основных факторов, влияющих на надежность технического мастерства спортсменов [12, 26, 27, 33, 71, 80, 104, 121 и др.].

В настоящие время большинство результатов исследований надежности двигательного навыка связаны с оценкой факторов, влияющих на нее. Наблюдается дефицит практических апробированных методик, оказывающих воздействие на надежность двигательного навыка.

Другим препятствием на пути формирования надежного технико-тактического мастерства является изменение системы проведения соревнований по самбо.

Введение

новой системы повлекло за собой пересмотр критериев оценки подготовленности и методик подготовки спортсменов.

В связи с этим имеется противоречие между:

• методикой технико-тактической подготовки самбистов и олимпийской системой проведения соревнований;

• уровнем технико-тактической подготовленности самбистов и его реализацией в условиях соревновательной деятельности;

• результатами педагогических исследований надежности двигательного навыка и потребностью в организационно-методических подходах к решению данной проблемы.

Всё вышеизложенное подтверждает противоречие между недостаточной изученностью надёжности двигательного навыка самбистов и различными мнениями специалистов по вопросам, определяющим надёжность двигательного навыка спортсменов, что позволяет сформулировать проблему исследования: «Какие средства подготовки способствуют надёжному выполнению технико-тактических действий самбистов в условиях соревновательной деятельности?».

Разрешение данной проблемы, возможно в рамках заявленной темы исследования, поэтому, выбранную тему исследования можно считать актуальной.

Объектом исследования явилась методика формирования двигательного навыка бросков самбистов.

Предметом исследования была надежность двигательного навыка бросков самбистов в условиях соревновательной деятельности.

Цель исследования — повысить эффективность соревновательной деятельности самбистов на основе обеспечения надежности двигательного навыка бросков.

Гипотеза исследования состояла в предположении, что с помощью системного использования методов регуляции и контроля психических состояний спортсмена (психомышечная тренировка, вхождение в оптимальное боевое состояние) удастся повысить надежность выполнения бросков самбистами в условиях соревновательной деятельности.

Цель исследования конкретизировалась следующими задачами:

1. Изучить основные факторы, влияющие на процесс формирования двигательного навыка бросков самбистов.

2. Определить информативные показатели технико-тактической подготовленности самбистов с учётом современной системы проведения соревнований.

3. Разработать модельные характеристики технико-тактической подготовленности чемпиона России по самбо.

4. Разработать систему оценки надежности атакующих действий самбистов-юношей.

5. Экспериментальным путем проверить эффективность методов повышения надежности двигательного навыка бросков самбистов в условиях соревновательной деятельности.

Теоретико-методологической основой исследования явились научные труды и концепции: по теории и методике спортивной тренировки — А. Д. Новикова, В. М. Зациорского, Л. П. Матвеева, В. Н. Платоновапо теории формирования двигательных навыков — H.A. Бернштейна, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, М. М. Богенапо физиологии нервной деятельности — И. П. Павлова, П. К. Анохинапо психологии физического воспитания и спорта — П. А. Рудика, А. Ц. Пуни, A.B. Родионова, A.B. Алексеевапо технико-тактической подготовке единоборцев — Г. С. Туманяна, В. М. Игуменова, Е. М. Чумакова, Я. К. Коблева, И. Д. Свищева.

Положения, выносимые на защиту:

1. Показатели контроля технико-тактической подготовки самбистов с учетом современной системы проведения соревнований: общая результативность, коэффициент активности, эффективность защиты и нападения.

2. Модельные характеристики технико-тактической подготовленности высококвалифицированных спортсменов с учетом современной системы проведения соревнований в самбо.

3. Система оценки надежности атакующих действий самбистов-юношей на основе определения комплексных показателей технико-тактической подготовленности.

4. Методы психомышечной тренировки и вхождения в оптимальное боевое состояние для повышения надежности двигательных навыков бросков самбистов в условиях соревновательной деятельности.

Новизна исследований связана:

— с определением информативных показателей технико-тактической подготовленности спортсменов сборной команды России с учетом современной системы проведения соревнований в самбо, выделением тактических действий, соответствующих оценкам судей как замечание, предупреждение и активность;

— с обоснованием модельных характеристик высококвалифицированных самбистов с учетом информативных показателей технико-тактической подготовленности;

— с обоснованием эффективности методики саморегуляции психических состояний, направленной на повышение надежности двигательного навыка бросков самбистов.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что теория и методика физической культуры и спортивной тренировки дополнена новыми сведениями об особенностях формирования надежности двигательных навыков бросков квалифицированных самбистово тенденциях технико-тактической подготовки самбистов высокого класса и самбистов-юношейо направленности тренировочного процесса самбистов с учетом изменения правил соревнований.

Практическая значимость научного исследования заключается в том, что разработана методика повышения надежности двигательного навыка бросков в условиях соревнований, позволяющая тренерам решать проблему надежности атакующих действий самбистов. Разработанная методика саморегуляции психических состояний позволяет оптимизировать психические состояния квалифицированных самбистов во время тренировочной деятельности. Разработаны модельные характеристики технико-тактической подготовленности высококвалифицированных самбистов.

Исследование проводилось в несколько этапов:

1-й этап (2008;2011 гг.). Сбор и анализ литературного материала.

2-й этап (2009;2010 гг.). Определение информативных показателей технико-тактической подготовленности самбистов с учетом современной системы проведения соревнований. Оценка различий уровня технико-тактической подготовленности спортсменов сборных команд, осуществляющих подготовку к чемпионатам мира и Европы.

3-й этап (2010 г.). Определение надежности атакующих действий самбистов-юношей, разработка методики повышения надежности двигательного навыка.

4-й этап (2011 г.). Экспериментальная проверка методики повышения надежности двигательного навыка бросков самбистов (юноши 15−16 лет) в условиях соревновательной деятельности.

5-й этап (2011 г.). Анализ результатов исследования и оформление дис сертационной работы.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены на X научно-практической конференции «Выбери самбо!», посвященной памяти профессора Е. М. Чумакова (Москва, 3−4 июня 2010 г.) — 2 международной научной конференции «Exercise and Quality of Life» (Novi Sad, 24−26 of march 2011) — конференции «Молодых ученых РГУФКСМиТ» (Москва, 20−22 апреля 2011 г.). Основные результаты исследования публиковались в научно-теоретических журналах, рецензируемых ВАК.

Достоверность результатов. Достоверность результатов исследования базируется на использовании непараметрических методов математической статистики. Основными критериями сравнения результатов до и после эксперимента явились: Т-критерий Вилкоксона, W-критерий Вилкоксона, также рассчитывался ранговый коэффициент корреляции Спирмена и др.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения. Объем работы составляет 157 страниц, в тексте содержится 28 таблиц и 51 рисунок. Библиография представлена 164 наименованиями, в том числе 7 — на иностранных языках.

128 ВЫВОДЫ.

1. Анализ существующих в теории и методике физической культуры исследований по формированию двигательного навыка выявил, что единоборства характеризуются большим количеством двигательных задач, встающих перед спортсменами во время схватки. Сформировать вероятные моторные программы во время тренировки достаточно сложно. Спортсменам необходимо решать как можно большее количество двигательных задач в процессе схватки и, как следствие, чаще пробовать проводить технические действия. Одним из основных факторов, влияющих на надежность атакующих действий спортсменов, является психологическая подготовленность.

2. В условиях проведения соревнований по самбо (олимпийская система) важно учитывать значение тактических действий, оцениваемых судьями как активность, замечание, предупреждение, полученных во время поединка, при определении современных параметров технико-тактической подготовленности.

3. В современном самбо спортсмену необходимо демонстрировать уровень технико-тактической подготовленности с высокими показателями коэффициента активности (гЛ =-0,6) и относительной результативности (г5 =-0,64). Наблюдается значимая взаимосвязь этих показателей со спортивным результатом при р<0,01. Члены сборной команды, осуществляющие подготовку к чемпионату мира, делают больше попыток проведения технических действий в единицу времени, чем спортсмены сборной команды, осуществляющие подготовку к чемпионату Европы. Сравнительный анализ подтвердил достоверность различий по этим показателям при р<0,05.

4. Тренерам, осуществляющим технико-тактическую подготовку спортсменов высокой квалификации, следует в первую очередь учитывать показатель общей результативности: среднюю разницу баллов за схватку, с которой выигрывает спортсмен — необходимо набирать на 6 баллов больше, чем соперникпоказатель коэффициента активности: во сколько раз спортсмен в среднем чаще атакует, чем соперники — спортсмен должен атаковать в 1,8 раза чаще. Самбисту необходимо обладать эффективными навыками защиты — допустим проигрыш не более 8% атак соперника. Уровень эффективности проведения технических действий должен составлять не менее 36%.

5. Надежность атакующих действий самбистов-юношей целесообразно определять комплексными показателями активности (Ра) и эффективности (Рэ).

6. Самбисты-юноши подвержены воздействию сбивающих факторов в условиях соревновательной деятельности и комплексный показатель активности (Ра) находится в диапазонах (р<0,01): 68,3% < Ра < 102% и 102% < Ра < 135,7% (по 34% спортсменов) — 34,6% < Ра < 68,3% и 135,7% < Ра < 169,4% (по 13,6% спортсменов) — 1% < Ра < 34,6% и 169,4% < Ра < 203,1% (по 2% спортсменов).

7. Показатели надежности атакующих действий в экспериментальной группе после использования методов психической подготовки значимо отличаются от показателей контрольной группы: по комплексному показателю активности (Ра) при р<0,01, а по комплексному показателю эффективности (Рэ) при р<0,05. Показатели технико-тактической подготовленности спортсменов группы выравниваются и стремятся к идеальному значению (100%). Атакующие действия спортсменов экспериментальной группы стали надежнее. Корреляция показателей активности и эффективности технических действий на тренировке с этими же показателями на соревнованиях приближается к 1 при р<0,01.

8. Следует разделять этапы формирования двигательного навыка и повышения его надежности для противодействия сбивающим факторам. Задачу формирования двигательного навыка следует решать в подготовительном периоде, а повышения его надежности в соревновательном периоде макроцикла.

9. Использование методов психомышечной тренировки (ПМТ) достоверно влияет на психическую переносимость тренировочных нагрузок, скорость и качество восстановления спортсменов, оптимизируя вегетативный тонус (р<0,05), состояния мотивации и тревоги.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Тренерам и спортсменам при формировании модели чемпиона следует учитывать современную систему проведения основных отборочных соревнований и наиболее значимые показатели технико-тактической подготовленности. На сегодняшний день такими показателями являются значения коэффициента активности, то во сколько раз в среднем за схватку спортсмен чаще атакует, чем его соперник.

Тренерам следует включить в учебный план задачи, направленные на повышение надежности двигательного навыка в условиях соревнований.

Необходимо разделять задачи, направленные на формирование двигательного навыка и повышение его надежности и решать эти задачи в различные периоды спортивной тренировки.

Формированием двигательных навыков целесообразно заниматься в подготовительном периоде. Задачу повышения надежности двигательного навыка целесообразно решать в соревновательном периоде подготовки и ме-зоциклах, направленных на совершенствование технико-тактического мастерства.

Для повышения надежности двигательного навыка целесообразно использовать методы психической тренировки.

Под методами психической подготовки понимаются методы регуляции и контроля психических состояний. Регуляция психических состояний осуществляется с помощью психомышечной тренировки (ПМТ) и самопрограммирования (с помощью формул ОБС).

Непосредственная подготовка борцов к главным стартам занимает от 10 до 30 дней [9, 57, 61, 81, 82, 101, 103, 106, 153, 156, 157, 162]. После того как навыки саморегуляции психических состояний сформированы, задачу повышения надежности двигательного навыка целесообразно решать в течение месячного мезоцикла.

Этапный и оперативно текущий контроль подготовки следует осуществлять с помощью тестирования психических состояний. Для их тестирования целесообразно использовать методы определения уровня тревоги и мотивации спортсменов, разработанные Ч. Д. Спилбергером и В. Ф. Соповым [109, 120], а также восьмицветовой тест М. Люшера [109, 121].

Тренировки, направленные на повышение надежности нападения в условиях соревнований следует начинать в юношеском возрасте, когда уже приобретен некоторый багаж двигательных навыков и продолжается активное изучение новых технических действий.

Повышение надежности двигательного навыка в условиях соревнований — это этапный процесс, в котором на каждом этапе решаются свои задачи. После формирования навыков саморегуляции психических состояний эти навыки следует периодически совершенствовать. Для этого подходят пред-соревновательный и соревновательный периоды подготовки.

Следует отметить, что ПМТ можно использовать во всех периодах спортивной тренировки, в данном случае этот метод играет роль заминки в тренировочном процессе.

Педагогический эксперимент подтвердил гипотезу об эффективности влияния методов психической подготовки на надежность двигательного навыка бросков самбистов в условиях соревновательной деятельности.

Данная методика рекомендуется к использованию в других видах борьбы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. Технико-тактическая подготовка дзюдоистов и пути её совершенствования : автореф. дис. .канд. пед. наук / Адам Марек — Гос. центр, ордена Ленина ин-т физ. культуры. — М., 1982. — 16 с.
  2. А. В. Преодолей себя! Психическая подготовка в спорте / А. В. Алексеев. — 5-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 352 с.
  3. И. И. Борьба вольная : учеб. пособие для занятий с начинающими / И. И. Алиханов. М.: Физкультура и спорт, 1956. — 248 с.
  4. И. И. Вольная борьба : учеб. пособие для спортсменов разрядников / И. И. Алиханов. — М.: Физкультура и спорт, 1959. 256 с.
  5. И. И. Техника вольной борьбы / И. И. Алиханов. — М.: Физкультура и спорт, 1977. — 216 с.
  6. М. Е. Оценка надежности игроков волейбольной команды /
  7. М. Е. Амалин, М. В. Поляков // Научно-методическое обеспечение системы подготовки высококвалифицированных спортсменов и спортивных резервов: матер. Всесоюз. науч.-практ. конф. (19−22 июня 1990 г.). — М., 1990. — Ч. 1. — С. 231.
  8. В. М. Борьба самбо / В. М. Андреев, Е. М. Чумаков. — М.: Физкультура и спорт, 1967. — 176 с.
  9. П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности: избр. труды / П. К. Анохин. М.: Наука, 1979. — 453 с.
  10. Д. А. Некоторые формы построения предсоревновательной подготовки спортсменов высокой квалификации : автореф. дис.. канд. пед. наук / Аросьев Дмитрий Александрович — Гос. центр, ордена Ленина ин-т физ. культуры. -М., 1969. — 21 с.
  11. И. Е. Индивидуальный стиль деятельности как фактор соревновательной надежности спортсмена : автореф. дис.. канд. пед. наук /
  12. Артамонова Ирина Евлампиевна — Моск. обл. гос. ин-т физ. культуры. — Малаховка, 1987.-20 с.
  13. С. И. Оценка и повышение надежности выполнения технико-тактических действий баскетболистов во время соревнований : автореф. дис. канд. пед. наук / Байдун Слейман Ибрагим — Гос. центр, ордена Ленина ин-т физ. культуры. — М., 1986. — 18 с.
  14. А. С. Высшая нервная деятельность / А. С. Батуев. — М.: Высш. шк., 1991.-256 с.
  15. В. В. Обучение в физическом воспитании / В. В. Бели-нович. -М.: Физкультура и спорт, 1958. — 262 с.
  16. Ф. П. Нейрофизиологические основы управления движениями : метод, разраб. для студентов РГУФКа / Ф. П. Беляев, Л. А. Белицкая, В. И. Тхоревский — Рос. гос. ун-т физ. культуры. М., 2004. — 35 с.
  17. Н. А. Биомеханика и физиология движений / Н. А. Бернштейн — под ред. В. П. Зинченко. — М.: Ин-т практ. психологии — Воронеж: МОДЭК, 1997. 608 с.
  18. Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн — под ред. И. М. Фейгенберга. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 288 с.
  19. Д. У. Применение методики УМБК для формированияпсихорегулирующей информации в плавании / Д. У. Бисембаева // Психолого-педагогические воздействия в спортивной деятельности: сб. науч. ст. Алма-Ата, 1988. — С. 15−20.
  20. А. Н. Влияние физического утомления спортсмена на надежность проявления двигательного навыка борца / А. Н. Блеер, В. В. Шиян // Теория и практика физ. культуры: тренер: журнал в журнале. — 2000. № 6. -С. 36.
  21. А. Н. Средства и методы совершенствования соревновательной надежности борцов греко-римского стиля : автореф. дис.. канд. пед. наук / Блеер Александр Николаевич — Рос. гос. акад. физ. культуры, Мое. гос. акад. физ. культуры. — М., 1998. —20 с.
  22. М. М. Дидактические принципы в системе обучения двигательным действиям : учеб. пособие для студентов, аспирантов / М. М. Боген — Гос. центр, ордена Ленина ин-т физ. культуры. — М., 1982. — 92 с.
  23. М. М. Методологические основы теории обучения двигательным действиям : учеб. пособие / М. М. Боген — Гос. центр, ордена Ленина ин-т физ. культуры. М., 1985. — 43 с.
  24. М. М. Обучение двигательным действиям / М. М. Боген. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 192 с.
  25. В. В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека / В. В. Бойко. — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 144 с.
  26. М. И. Помехоустойчивость боксера и надежность его выступлений на соревнованиях : автореф. дис.. канд. пед. наук / Брегер Максим Исаакович — Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. — М., 1984. — 21 с.
  27. А. Ф. Проблема надежности спортсмена в психологическом аспекте / А. Ф. Вендрих // Теория и практика физ. культуры. — 1974. — № 2.-С. 53−56.
  28. С. И. Диалектика спортивной тренировки : моногр. / С. И. Вовк. — М.: Физическая культура, 2007. — 207 с.
  29. В. П. Исследование гибкости борцов самбистов высокой квалификации / В. П. Волков // Тезисы докладов IX конференции молодых ученых ГЦОЛИФК за 1971−72 гг. / Гос. центр, ордена Ленина ин-т физ. культуры.-М., 1972.-С. 124−126.
  30. JI. В. Теория спортивного отбора: способности, одаренности, талант / Л. В. Волков. — Киев: Вежа, 1997. — 128 с.
  31. А. Е. Начальное обучение классической борьбе / А. Е. Воловик. — М.: Физкультура и спорт, 1970. —216 с.
  32. А. И. Методика повышения надежности технических действий в спортивной борьбе : автореф. дис.. канд. пед. наук / Воронов Анатолий Иванович — Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. — М., 1990. — 24 с.
  33. Высшая математика и математическая статистика: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. Г. И. Попова. М.: Физическая культура, 2007. — 368 с.
  34. П. Я. Основные результаты исследований по проблеме
  35. Формирование умственных действий и понятий": докл.. д-ра пед. наук (по психологии) / Гальперин Петр Яковлевич — Мое. гос. ун-т. — М., 1965. — 50 с.
  36. А. И. Формирование способов решения двигательных задач в условиях поединка у дзюдоистов высших разрядов : автореф. дис.. канд. пед. наук / Гальцев Александр Иванович — Рос. гос. ун-т физ. культуры. -М., 2003.-24 с.
  37. М. В. Атлас по психологии : информ.-метод, пособие к курсу «Психология человека» / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. — 3-е изд., доп. и испр. М.: Пед. о-во России, 2001. — 275 с.
  38. Ю. Н. Соревновательная надежность дзюдоистов высокого класса и педагогические методы ее совершенствования : автореф. дис.. канд. пед. наук / Герасимов Юрий Николаевич — Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. — М., 1985. — 23 с.
  39. А. В. Повышение надежности защитных действий волейболисток с учетом решения спортивных двигательных задач / А. В. Гончарова // Теория и практика физ. культуры: тренер: журнал в журнале. — 2007. -№ 12.-С. 45−48.
  40. Л. П. Влияние личностных особенностей гимнасток на надежность спортивной деятельности : автореф. дис.. канд. психол. наук / Грибкова Людмила Павловна — Ленинград, гос. ун-т им. А. А. Жданова. — Л., 1986.-20 с.
  41. И. А. К проблеме надежности соревновательной деятельности спортсменов / И. А. Григорьянц, Е. Г. Козлов, В. Г. Колюхов // Теория и практика физ. культуры. — 1981. — № 1. — С. 8—10.
  42. Л. Н. Проблема психической надежности в спорте : учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / Л. Н. Данилина, В. А. Плахтиенко — Гос. центр, ордена Ленина ин-т физ. культуры. — М., 1980. — 56 с.
  43. Г. В. Надежность автоматизированных систем / Г. В. Дружинин. 3-е изд. — М.: Энергия, 1977. — 536 с.
  44. В. С. Индивидуализация подготовки дзюдоистов на основе подбора спарринг-партнеров : автореф. дис. .канд. пед. наук / Дутов Владимир Саватеевич — Адыг. пед. ин-т. — Майкоп, 1985. — 20 с.
  45. В. М. Легкоатлетические прыжки : Методика тренировки в прыжках в длину, высоту, тройном и с шестом / В. М. Дьячков. — М.: Физкультура и спорт, 1955. — 144 с.
  46. В. М. Надежность в спорте / В. М. Дьячков // Легкая атлетика. 1975. -№ 4. — С. 4.
  47. В. М. О сенсорной основе технико-тактического мастерства спортсменов / В. М. Дьячков, Т. А. Ротанова // Теория и практика физ. культуры. 1975. -№ 7. — С. 77−78.
  48. В. Г. Формирование двигательных навыков при выполнении технико-тактических действий в борьбе самбо : автореф. дис.. канд. пед. наук / Еганов Валерий Георгиевич — Гос. центр, ордена Ленина ин-т физ. культуры. -М., 1981. 15 с.
  49. С. В. Предсоревновательная подготовка борцов-самбистов высокой квалификации : автореф. дис.. канд. пед. наук / Елисеев Сергей Владимирович — Рос. гос. акад. физ. культуры. М., 2001. — 23 с.
  50. В. М. Физические качества спортсмена : основы теории и методики воспитания / В. М. Зациорский. 3-е изд. — М.: Сов. спорт, 2009. -199 с.
  51. Н. В. Физиологическая характеристика силы, быстроты, выносливости. Очерки / Н. В. Зимкин. — М.: Физкультура и спорт, 1956. -207 с.
  52. В. М. Спортивная борьба : учеб. для студентов и учащихся факультетов (отделений) физического воспитания педагогических учебных заведений / В. М. Игуменов, Б. А. Подливаев. М.: Просвещение, 1993. -240 с.
  53. В. М. Стандартизация средств и методов контроля за физической подготовленностью борцов старших разрядов : метод, разраб. / В. М. Игуменов, В. В. Шиян, Б. А. Подливаев — Гос. центр, ордена Ленина ин-т физ. культуры. — М., 1987. — 56 с.
  54. Е. П. Психология физического воспитания / Е. П. Ильин — М.: Просвещение, 1987. 287 с.
  55. Инновационные процессы в развитии технологий психической подготовки и психодиагностики в олимпийском спорте / П. В. Бундзен и др. // Теория и практика физ. культуры. — 2001. — № 5. С. 12−18.
  56. С. Ф. Индивидуальное планирование тренировки борца-самбиста : метод, рекомендации / С. Ф. Ионов, Е. М. Чумаков — Ком. по физ. культуре и спорту при Совете Министров СССР. М., 1986. — 59 с.
  57. Т. Ц. Использование психолого-педагогических факторов в повышении надежности спортсмена / Т. Ц. Исакова // Психолого-педагогические воздействия в спортивной деятельности: сб. науч. ст. — Алма-Ата, 1988.-С. 135−143.
  58. Л. Л. Движение ты прекрасно! / Л. Л. Колесников, Б. А. Никитюк, Л. Е. Этинген. -М.: б. и., 1993.-183 с.
  59. В. Б. Надежность исполнения в гимнастике / В. Б. Ко-ренберг. — М.: Физкультура и спорт, 1970. — 192 с.
  60. В. Б. Надежность решения двигательных задач / В. Б. Коренберг // Теория и практика физ. культуры. 1997. — № 10. — С. 18−23.
  61. А. Н. Очерки по физиологии физических упражнений / А. Н. Крестовников. — М.: Физкультура и спорт, 1951. 532 с.
  62. Р. П. Особенности технико-тактического мастерства юных дзюдоистов / Р. П. Кривоусас // Спортивная борьба: ежегодник. М., 1983.-С. 29−30.
  63. Т. Ю. Влияние свойств высшей нервной деятельности на двигательные способности человека / Т. Ю. Круцевич // Физическое воспитание студентов творческих специальностей / Харьков, худож.-пром. ин-т. — Харьков, 2001. № 5. — С. 33−39.
  64. А. П. Методика развития физических качеств. Спортивная борьба / А. П. Купцов. — М.: Физкультура и спорт, 1978. — 66 с.
  65. Ю. Ф. Теория и методика физической культуры : учебник / Ю. Ф. Курамшин. М.: Сов. спорт, 2003. — 464 с.
  66. Г. Ф. Биометрия : учеб. пособие для студентов биолог, спец. / Г. Ф. Лакин. М.: Высш. шк., 1990. — 352 с. ,
  67. А. Н. Классическая борьба : учеб. пособие для занятий со спортсменами разрядниками / А. Н. Ленц. — М.: Физкультура и спорт, 1960. — 415 с.
  68. А. Н. Развитие выносливости / А. Н. Ленц // Классическая борьба. М., 1960. — С. 290−296.
  69. А. Н. Тактика в спортивной борьбе / А. Н. Ленц. — М.: Физкультура и спорт, 1967. — 152 с.
  70. В. Д. обучение движениям (двигательным действиям) / В. Д. Мазниченко // Теория и методика физического воспитания: учеб. для ин-тов физ. культуры. — М., 1976. Т. 1. — С. 141—168.
  71. А. М. Теория и методика физической культуры : учебник / А. М. Максименко. — М.: Физическая культура, 2005. — 544 с.
  72. В. Р. Формирование психической соревновательной надежности спортсмена / В. Р. Малкин // Спортивный психолог. — 2004. — № 2. -С. 33−36.
  73. Л. П. Основы спортивной тренировки / Л. П. Матвеев. — М.: Физкультура и спорт, 1977. 280 с.
  74. Л. П. Проблемы периодизации спортивной тренировки / Л. П. Матвеев. — М.: Физкультура и спорт, 1964. — 244 с.
  75. Л. П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Физкультура и спорт: СпортАкадем1. Пресс, 2008.-544 с.
  76. Методика исследования и оценки уровня технико-тактической подготовленности борцов: метод, пособие / Н. А. Керимов и др. — Узб. гос. ин-т физ. культуры. — Ташкент, 1985. — 35 с.
  77. В. Д. Подготовка спортсменов высокой квалификации / В. Д. Миронов, В. Г. Ив лев // Спортивная борьба: ежегодник. — М., 1985. — С. 13−16.
  78. В. Т. Исследование скорости нервно-мышечных реакций движений у борцов : автореф. дис.. канд. пед. наук / Настенко Виктор Тимофеевич — Белгородский гос. ун-т физ. культуры. — М., 1964. — 16 с.
  79. В. Д. Основные свойства нервной системы человека / В. Д. Небылицын. М.: Просвещение, 1966. — 382 с.
  80. В. В. Тактико-техническая характеристика ведущих зарубежных борцов мира / В. В. Нелюбин, Л. Ф. Колесник // Управление технической подготовкой борцов высокой квалификации: сб. науч.тр. — Л., 1984.-С. 52−61.
  81. А. А. О методах совершенствования техники и тактических действий в спортивной борьбе / А. А. Новиков, А. Н. Ленц // Теория и практика физ. культуры. — 1962. — № 10. — С. 26−52.
  82. А. А. Основы спортивного мастерства / А. А. Новиков — Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. — М., 2003. — 197 с.
  83. А. А. Проблема индивидуализации тактической подготовки борцов / А. А. Новиков, В. С. Дахновский // Теория и практика физ. культуры. 1987. — № 2. — С. 36−37.
  84. М. Г. Исследование техники в классической борьбе на ударном динамографе / М. Г. Окрошидзе // Теория и практика физ. культуры. 1960. — Т. 23, вып. 10. — С. 762.
  85. Основы математической статистики: учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / под ред. В. С. Иванова. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 176 с.
  86. И. П. Полное собрание сочинений. В 6 т. Т. 1 / И. П. Павлов. -М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1951. 596 с.
  87. А. С. Технико-тактическая подготовка самбистов и педагогический контроль / А. С. Пахомов // Спортивная борьба: ежегодник. — М., 1983.-С. 53−59.
  88. В. Г. Управление многолетней подготовкой дзюдоистов методами моделирования и программирования / В. Г. Пашинцев — Мое. гос. акад. ветеринар, медицины и биотехнологии им. К. И. Скрябина. — М., 2000. -199 с.
  89. Л. А. Возрастная психология : учеб. пособие для вузов / Л. А. Першина. М.: Академ, проект, 2004. — 256 с.
  90. Р. А. Индивидуализация подготовки спортсменов в видах единоборств : автореф. дис.. д-ра пед. наук / Пилоян Рубен Артавазович — Гос. центр, ордена Ленина ин-т физ. культуры. — М., 1985. 50 с.
  91. В. Н. Адаптация в спорте / В. Н. Платонов. — Киев: Здо-ров'я, 1988.-216 с.
  92. В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В. Н. Платонов. — Киев: Олимп, лит., 1997. — 583 с.
  93. В. Н. Теория и методика спортивной тренировки / В. Н. Платонов. Киев: Вища школа, 1984. — 352 с.
  94. В. А. Надежность в спорте / В. А. Плахтиенко, Ю. М. Блудов. — М.: Физкультура и спорт, 1983. — 176 с.
  95. В. А. Надежность в спорте / В. А. Плахтиенко // Спортивный психолог. 2004. — № 2. — С. 84−86.
  96. Ю. И. Особенности комплексного педагогического контроля спортивных игр / Ю. И. Портных. — Л. б.и., 1985. — 70 с.
  97. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / ред. Т. Т. Джамгаров, А. Ц. Пуни. М.: Физкультура и спорт, 1979. — 143 с.
  98. Решетова 3. А. Психологические основы профессионального обучения / 3. А. Решетова — Мое. гос. ун-т. — М., 1985. — 207 с.
  99. А. В. Психология физического воспитания и спорта : учеб. для вузов / А. В. Родионов. М.: Академ, проект: Мир, 2004. — 576 с.
  100. М. Н. Тактико-техническая характеристика соревновательной деятельности дзюдоистов : автореф. дис.. канд. пед. наук / Рубанов Михаил Николаевич — Гос. центр, ордена Ленина ин-т физ. культуры. М., 1981. — 22 с.
  101. Ш. Рудман Д. Л. Самбо. Техника борьбы лежа. Нападение / Д. Л. Рудман. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 232 с.
  102. В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий / В. М. Русалов. — М.: Наука, 1979. 350 с.
  103. . 3. Групповые особенности физической подготовки борцов легких, средних и тяжелых весовых категорий: автореф. дис.. канд.пед. наук / Сагиян Борис Зинаворович — Гос. центр, ордена Ленина ин-т физ. культуры. — М., 1972 — 19с.
  104. Самбо: Правила соревнований / Всероссийская федерация самбо. — 2-е изд. испр. и доп. М.: Сов. спорт, 2008. — 128 с.
  105. И. Д. Дзюдо: теория поединка (структура, ритм, темп, особенности волевых усилий, управление): учеб. пособие / И. Д. Свищев. — М.: СпортУниверПресс, 2003. 40 с.
  106. И. Д. Технико-тактическая подготовленность сильнейших дзюдоистов VII Международного турнира по дзюдо в городе Москве 2000 года / И. Д. Свищев — Рос. гос. акад. физ. культуры. — М., 2000. — 48 с.
  107. В. Н. Направления развития теории технической подготовки / В. Н. Селуянов // Проблемы теории технической подготовки спортсменов: сб. науч. тр. / Гос. центр, ордена Ленина ин-т физ. культуры. — М., 1993.-С. 3−8.
  108. В. П. О методике начального обучения технике вольной борьбы / В. П. Сердюк, О. П. Юшков // Спортивная борьба: ежегодник. — М., 1976.-С. 37−38.
  109. А. С. Физиология человека. Общая, спортивная. Возрастная: учебник / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. — изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Сов. спорт, 2008. 620 с.
  110. В. Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности : учеб. пособие / В. Ф. Сопов. — М.: Академический проект: Трикста, 2005. 128 с.
  111. Н. Н. Спортивная борьба (классическая и вольная) /Н. Н. Сорокин. — М.: Физкультура и спорт, 1960. —484 с.
  112. Спортивная борьба (классическая, вольная, самбо) / под общ. ред. Н. М. Галковского, А. 3. Катулина. М.: Физкультура и спорт, 1968. — 584 с.
  113. Спортивная борьба: программа для слушателей факультетов повышения квалификации и усовершенствования кадров ГЦОЛИФК / сост. Г.
  114. С. Туманян и др.- Гос. центр, ордена Ленина ин-т физ. культуры. М., 1991. -58 с.
  115. Спортивная борьба: учеб. для ИФК / под. общ. ред. А. П. Купцова. -М.: Физкультура и спорт, 1978. 468 с.
  116. Спортивная физиология: учеб. для ин-тов физ. культуры / под ред. Я. М. Коца. М.: Физкультура и спорт, 1986. — 240 с.
  117. А. Г. Индивидуализация подготовки борцов : дзюдо, самбо, вольная и классическая борьба / А. Г. Станков, В. П. Климин, И. А. Письменский. -М.: Физкультура и спорт, 1995. 241 с.
  118. С. В. Классификация некоторых сбивающих факторов в спортивной борьбе / С. В. Суряхин // Спортивная борьба: ежегодник. — М., 1974.-С. 46−47.
  119. С. Е. Самбо : пример, прогр. спортив. подгот. для дет.-юнош. спортив. шк., специализир. дет.-юнош. спортив. шк. олимп. резерва / С. Е. Табаков, С. В. Елисеев, А. В. Конаков. М.: Сов. спорт, 2008. — 236 с.
  120. Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина — Мое. гос. ун-т. — М., 1975. 343 с.
  121. . М. Проблемы индивидуальных различий : избр. работы / Б. М. Теплов. -М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. 536 с.
  122. Г. С. Спортивная борьба : отбор и планирование / Г. С. Туманян. -М.: Физкультура и спорт, 1984. — 144 с.
  123. Г. С. Телосложение и спорт / Г. С. Туманян, Э. Г. Марти-росов. — М.: Физкультура и спорт, 1976. — 239 с.
  124. Г. С. Спортивная борьба : теория, методика, организация тренировки: учеб. пособие. В 4 кн. Кн. 1. Пропедевтика / Г. С. Туманян. —
  125. М.: Сов. спорт, 1997. 285 с.
  126. Г. С. Спортивная борьба : теория, методика, организация тренировки: учеб. пособие. В 4 кн. Кн. 2. Кинезиология и психология / Г. С. Туманян. -М.: Сов. спорт, 1998.-279 с.
  127. Г. С. Спортивная борьба : теория, методика, организация тренировки: учеб. пособие. В 4 кн. Кн. 4. Планирование и контроль / Г. С. Туманян. М.: Сов. спорт, 2000. — 383 с.
  128. Г. С. Унифицированные критерии для оценки технико-тактической подготовленности борцов : метод, разработки для студентов ГЦОЛИФКа / Г. С. Туманян, Я. К. Коблев, В. Л. Дементьев — Гос. центр, ордена Ленина ин-т физ. культуры. М., 1986. — 24 с.
  129. А. А. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 1: Учение о доминанте / А. А. Ухтомский — Ленинград, гос. ун-т. — Л., 1950. 329 с.
  130. В. С. Развитие движений у детей школьного возраста / В. С. Фарфель. М.: Изд-во Акад. пед. наук. РСФСР, 1929. — 67 с.
  131. B. Шияна, А. Н. Блеера-М., 2001. Вып. 3. — С. 27−35.
  132. Характеристика соревновательной деятельности юных дзюдоистов / О. А. Сиротин и др. // Спортивная борьба: ежегодник. М., 1984.1. C. 39−41.
  133. А. А. Тактика борьбы самбо / А. А. Харлампиев. — М.: Физкультура и спорт, 1958. 144 с.
  134. Ю. Современная силовая тренировка / Ю. Хартман, X. Тюннеман. Берлин: Шпортферлаг, 1988. — 335 с.
  135. Н. Г. Вопросы теории и практики спортивного совершенствования в классической борьбе : автореф. дис.. канд. пед. наук / Чионов
  136. Николай Георгиевич — Гос. центр, ордена Ленина ин-т физ. культуры. — М., 1977−21 с.
  137. Н. Г. Методика обучения и тренировки / Н. Г. Чионов // Борьба вольная и классическая. — М., 1952. — С. 100—142.
  138. Е. М. Индивидуальное планирование тренировки борца самбиста : метод, рекомендации / Е. М. Чумаков, В. П. Волков, С. Ф. Ионов — Ком. по физ. культуре и спорту при Совете Министров СССР. Програм.-метод. отдел. — М., 1976. — 42 с.
  139. Е. М. Методика изучения и совершенствования приемов борьбы самбо : автореф. дисс.. канд. пед. наук / Чумаков Евгений Михайлович — Гос. центр, ордена Ленина ин-т физ. культуры. М., 1953. — 21 с.
  140. Е. М. Моделирование спортивной деятельности борца : метод, разраб. для студентов ГЦОЛИФК / Е. М. Чумаков, И. В. Шашурин — Гос. центр, ордена Ленина ин-т физ. культуры. — М., 1986. — 26 с.
  141. Е. М. Объем технико-тактических действий для изучения в секциях борьбы самбо КФК и ДЮСШ : метод, рекомендации / Е. М. Чумаков, С. Ф. Ионов — Ком. по физ. культуре и спорту. — М., 1983. 106 с.
  142. Е. М. Сто уроков самбо / Е. М. Чумаков — под ред. С. Е. Табакова. — Изд. 5-е, испр. и доп. — М.: Физкультура и спорт, 2002. — 448 с.
  143. Е. М. Тактика борца-самбиста / Е. М. Чумаков. М.: Физкультура и спорт, 1976. — 224 с.
  144. А. А. Выносливость борцов / А. А. Шепилов, В. П. Кли-мин. — М.: Физкультура и спорт, 1979. — 142 с.
  145. М. П. Некоторые вопросы разработки теории обучения движениям человека / М. П. Шестаков, А. В. Зубкова // Спортсмен в междисциплинарном исследовании: моногр. / под ред. М. П. Шестакова. М., 2009.-С. 302−353.
  146. М. П. Физиология активности Н. А. Бернштейна как основа теории технической подготовки в спорте / М. П. Шестаков, В. Н. Селуянов // Теория и практика физ. культуры. — 1996. — № 11. — С. 58−62.
  147. В. В. Совершенствование специальной выносливости борцов/В. В. Шиян.-М.: ФОН, 1997.-166 с.
  148. О. П. Система управляющих воздействий на структуру подготовленности квалифицированных борцов : автореф. дис.. д-ра. пед. наук / Юшков Олег Павлович — Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. — М., 1992.-41 с.
  149. Beissner С. Judo. Training. Technik. Taktik / С. Beissner. — Hamburg: Gesamth erstellung. Clausen & Bosse Leek, 1982. — 264 p.
  150. Kano J. Kodokan Judo / J. Kano — edited under the supervision of the Kodokan Editorial Committee. — Tokyo: Kodansha international, 1986. 264 p.
  151. Kashiwazaki K. Attacking judo. A guide to combinations and counters / K. Kashiwazaki, H. Nakanishi. London: Ippon books, 1994. — 108 p.
  152. Kudo K. Judo in Action. Grappling techniques / K. Kudo. — Tokyo: Japan publications trading company, 1967. — 178 p.
  153. Pulkkinen W. J. The sport science of elite judo athletes / W. J. Pulkki-nen. — Ontario: Pulkinetics Inc, 2001. — 95 p.
  154. Sambo wrestling / International Amateur Wrestling Federation. -Valmont-Lausanne, 1972. — 266 p.
  155. Sato N. Ashiwaza. Judo masterclass techniques / N. Sato. — London: Ippon/crood, 1992. 111 p.
Заполнить форму текущей работой