Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование содержания и организации физического воспитания учащихся образовательных учреждений Кольского Заполярья

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По данным ГЦСЭН в Мурманской области и Мурманского областного комитета государственной статистики, на протяжении предшествующего пятилетнего периода имел место рост показателей заболеваемости (А. Д. Рубин и соавт., 1997). У детей и подростков Мурманской области распространенность заболеваний достоверно выше, чем в среднем по России. В такой ситуации становится очевидной необходимость поиска новых… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Состояние физического развития, двигательной подготовленности и физического воспитания учащихся
    • 1. 1. Влияние различных факторов на изменение показателей физического развития и двигательной подготовленности учащихся I-XI классов
    • 1. 2. Специфика особенностей динамики показателей физического развития и двигательной подготовленности учащихся I-XI классов образовательных учреждений Кольского Заполярья
    • 1. 3. Особенности физического воспитания учащихся Кольского Заполярья
    • 1. 4. Резюме
  • Глава 2. Задачи, материалы, методы и организация исследования
  • Глава 3. Результаты исследования: активности учащихся
  • 7−17 лет по антропометрическим и функциональным показателям
    • 3. 1. Динамика показателей физического развития учащихся
  • 7−17 лет Кольского Заполярья с 1937 по 1997 гг
    • 3. 2. Динамика показателей двигательной подготовленности учащихся 7−17 лет Кольского Заполярья с 1963 по 1997 гг
    • 3. 3. Резюме
  • Глава 4. Семантико-функциональный анализ предмета, содержания и структуры организации физического воспитания учащихся образовательных учреждений Кольского Заполярья
    • 4. 1. Анализ творческой (конструктивной) деятельности передовых учителей и школ Кольского Заполярья за последние 50 лет
    • 4. 2. Результаты апробации комплексной программы физического воспитания учащихся I-XI классов образовательных учреждений Мурманской области
    • 4. 3. Особенности содержания и организации учебных и внеклассных занятий учащихся образовательных учреждений Кольского Заполярья
  • Глава 5. Обсуждение результатов исследования
    • 5. 1. Антропометрические характеристики развития учащихся за последние 60 лет
    • 5. 2. Характеристика показателей двигательной подготовленности учащихся за последние 30 лет
    • 5. 3. Гигиенические факторы внутршпкольной среды. Анализ функциональных параметров физического воспитания за последние 50 лет
    • 5. 4. Анализ внедрения региональной комплексной программы физического воспитания
  • Выводы

Совершенствование содержания и организации физического воспитания учащихся образовательных учреждений Кольского Заполярья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ. Задача обеспечения жизни и нормального развития детей определяется Конвенцией о правах ребенка (1989) как первоочередная, и решать ее в приоритетном порядке общество должно независимо от политической и экономической ситуации. Это особо касается детей, проживающих в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера.

Анализ научной литературы свидетельствует о том, что процесс адаптации северян к климатогеографическим условиям Кольского Заполярья связан со значительным напряжением функциональных систем организма (И. И. Балашева, Е. Н. Титова, 1990; А. А. Бирюкович, 1992; С. В. Алексеев и соавт., 1994; Л. А. Михайлова, 1996). Данное обстоятельство позволяет рассматривать специфический природно-климатический комплекс Кольского Севера как определяющий в формировании здоровья населения и, в первую очередь, детского (С. В. Алексеев, О. И. Янушанец, В. М. Дорофеев, 1997).

Если же рассматривать такие показатели состояния здоровья, как физическое развитие (ФР) и двигательная подготовленность (ДП) школьников Крайнего Севера и Севера в сравнении с их сверстниками, проживающими в Средней полосе и на Юге, то большинство авторов отмечает отставание северных детей (Г. В. Фетисов, 1968; Ю. М. Винокуров и соавт., 1984; И. М. Бутин, Е. И. Зеркалина, 1992). Высказывания авторов относительно отличий в физическом развитии школьников различных зон страны неодинаковы на протяжении десятилетий, что подтверждает влияние социально-экономических факторов на развитие человека (И. И. Балашева, Е. Н. Титова, 1990; Ю. И. Гончаров, В. М. Суворов, 1990).

Анализ широкого материала работ, характеризующих ФР детей Кольского Заполярья, позволяет констатировать значительные сдвиги в улучшении процессов роста и соматического созревания подрастающего поколения, особенно в 70−80-е годы (Е. П. Сивков, 1984, В. И. Мазуревич и соавт., 1984; Г. С. Рябченко, 1986). Вместе с тем, если до начала 80-х годов наблюдались тенденция к улучшению развития физических качеств и значительный рост результатов по лыжной подготовке, то в дальнейшем уровень двигательной подготовленности не менялся и остается на низком уровне (С. А. Пуш-карев и др., 1982; Г. С. Рябченко, 1986; С. В. Хрущев и соавт., 1990).

Известно, что важнейшим показателем здоровья человека является его ФР. Это чуткий индикатор социально-экономических изменений как позитивного, так и негативного характера (Н. А. Ананьева, Ю. А. Ямпольская, 1994).

По данным ГЦСЭН в Мурманской области и Мурманского областного комитета государственной статистики, на протяжении предшествующего пятилетнего периода имел место рост показателей заболеваемости (А. Д. Рубин и соавт., 1997). У детей и подростков Мурманской области распространенность заболеваний достоверно выше, чем в среднем по России. В такой ситуации становится очевидной необходимость поиска новых путей оздоровления детей на базах учебных заведений при четкой координации деятельности медиков и педагогов по сохранению и укреплению здоровья школьников (С. В. Алексеев и соавт., 1997).

Однако результаты исследования свидетельствуют, что нет данных об основных показателях ФР и ДП в последний отрезок времени, в 90-е годы. Неизвестно, какие сдвиги произошли в соматических параметрах и данных двигательных тестов, есть ли изменения кондиционных и координационных способностей учащихся от 7 до 17 лет в это время.

Учителями-новаторами Мурманской области накоплен большой научно-методический материал по различным аспектам совершенствования содержания и организации физического воспитания учащихся, который, однако, не нашел отражения в существующих диссертационных работах и который не сопоставлялся с изменениями в пропорциях физического развития и подготовленности детей и подростков Кольского Заполярья.

Нам представляется, что сравнение показателей ФР, ДП школьников Кольского Заполярья в динамике десятилетий, анализ состояния физического воспитания и разработка практических рекомендаций по содержанию и организации физической культуры должны способствовать сохранению здоровья школьников Кольского Заполярья.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Обоснование и экспериментальная проверка содержания и методики организации физического воспитания учащихся 1-Х1 классов образовательных учреждений с учетом региональных особенностей Кольского Заполярья.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: факторы, влияющие на состояние здоровья учащихся 1-Х1 классов образовательных учреждений Кольского Заполярья.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: содержание и методика физического воспитания учащихся Кольского Заполярья за 50 лет.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА. Впервые проведен научный сравнительный анализ влияния региональных особенностей содержания и организации физического воспитания учащихся 1-Х1 классов образовательных учреждений Кольского Заполярья на показатели их ФР и ДП. На основании результатов исследования научно обоснованы организационно-методические подходы к физическому воспитанию школьников с учетом региональных условий, экспериментально проверены варианты оптимального сочетания базового и вариативного содержания и организации занятий физическими упражнениями на территории Кольского Заполярья с учащимися 1-Х1 классов.

Впервые проанализирована динамика ФР с 1937 по 1997 гг. и ДП с 1963 по 1997 гг. учащихся 1-Х1 классов Кольского Заполярья и дан анализ передового педагогического опыта учителей за последние 50 лет. Новым материалом, добытым соискателем, являются данные о динамике показателей ФР и ДП учащихся 1-Х1 классов образовательных учреждений Кольского Заполярья в 90-е годы.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. В результате проведенного исследования разработан комплекс мер по совершенствованию содержания и организации физического воспитания школьников образовательных учреждений Кольского Заполярья:

— совместно с сотрудниками лаборатории физического воспитания института возрастной физиологии РАО создана и внедрена Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-Х1 классов образовательных учреждений Мурманской области (В. И. Лях, Г. П. Богданов, Е. М. Лапицкая, 1998);

— подготовлены и внедрены таблицы уровней двигательной подготовленности и физического развития заполярных школьников (В. И. Лях, Г. П. Богданов, Е. М. Лапицкая, 1992, 1993);

— разработано пособие для учителей и руководителей по совершенствованию физического воспитания учащихся ОУ Мурманской области (В. И. Лях, Г. П. Богданов, Е. М. Лапицкая, 1999);

— по материалам диссертации разработаны спецкурсы по вопросам совершенствования содержания и организации физического воспитания учащихся Кольского Заполярья, которые используются на семинарах для руководителей районных (городских) методических объединений учителей физической культуры и курсах повышения квалификации;

— внедрение региональной комплексной программы проводится через курсы повышения квалификации учителей физической культуры;

— с сентября 1997 года проводятся семинары по внедрению целевой спортивно-оздоровительной программы «Президентские состязания» в ОУ Кольского Заполярья.

РАБОЧАЯ ГИПОТЕЗА. Внедрение экспериментально проверенного специфического содержания и организации физического воспитания с учетом климатогеографических условий Кольского Заполярья способствуют нейтрализации неблагоприятных факторов среды и положительно влияют на уровень ФР и ДП учащихся.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1. Основные факторы, влияющие на ФР и эффективность показателей ДП учащихся 1-Х1 классов Кольского Заполярья.

2. Динамика показателей ФР с 1937 по 1997 гг. и ДП с 1963 по 1997 годы учащихся 7−17 лет образовательных учреждений Кольского Заполярья.

3. Основные идеи и направления передового педагогического опыта учителей Кольского Заполярья в области содержания, методики и организации занятий по физической культуре.

4. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-Х1 классов образовательных учреждений Мурманской области (В. И. Лях, Г. П. Богданов, Е. М. Лапицкая, 1998) и учебное пособие к ней «Совершенствование физического воспитания учащихся в образовательных учреждениях Мурманской области» (В. И. Лях, Г. П. Богданов, Е. М. Лапицкая, 1999) представляется на защиту отдельными книгами.

Выводы.

1. За период с 1937 по 1997 гг. показатели физического развития учащихся 7−17 лет Кольского Заполярья возрастают. В длине тела приросты составляют 9,86-И8,23 см у школьников и 7,02−4-13,3 см у школьниц. Значительное снижение наблюдается в послевоенном 1947 г. В последующий период также имеют место периоды замедления, а показатели массы тела значительно снижаются в начале 90-х годов. В массе тела наивысших значений показатели достигают в 1984 г. в 14 возрастно-половых группах (приросты на 4,25−14,05 кг или 19,4−32%), а в 1997 г. — в 5 (на 5,72−14,36 кг или 22,4−36,8%) из 22-х возрастно-половых групп.

2. Длина тела и окружность грудной клетки школьников 7−17 лет в сравнении с серединой 70-х достоверно (р<0,05-Ю, 001) увеличились в15и18из22 возрастно-половых групп соответственно. Полученные данные указывают на явление адаптации (акклиматизации) пришлого населения к условиям Кольского Заполярья.

3. Показатели двигательной подготовленности школьников Заполярья на протяжении последних 30 лет по-разному изменяются в разных возрастно-половых группах. От 1967 к 1997 г. отчетливо выражено только снижение быстроты бега: она снижена достоверно (р<0,01-Ю, 001) в 13 и недостоверно (р>0,05) еще в 7 из 22 возрастно-половых группотмечается увеличение силы юношей среднего и старшего возраста в подтягивании достоверно (р<0,05-Ю, 001) в 6 и недостоверно (р>0,05) в одной из 7 сравниваемых возрастных групппоказатели скоростно-силовых качеств от 1967 к 1997 г., в основном, изменяются недостоверно (р>0,05) — возрастают в 7 и снижаются в 4-х из 14 сравниваемых возрастно-половых групп.

4. Рост показателей физического развития, а различных показателей двигательной подготовленности учащихся 7−17 лет в изученный период увеличение, стабилизация и отсутствие снижения (кроме быстроты, что может быть также проявлением адаптивного типа) подтверждают положительное влияние содержания и организации физического воспитания в условиях Кольского Заполярья.

5. Сложившаяся за последние 50 лет система физического воспитания учащихся образовательных учреждений Кольского Заполярья высоко эффективна. Эту систему физического воспитания и богатый передовой педагогический опыт учителей физической культуры Мурманской области следует сохранять и развивать.

6. Особенностями содержания и организации физического воспитания школьников Кольского Заполярья являются: творческих поиск средств и методов укрепления здоровья учащихся, развития их двигательных способностей в сложных климатогеографиче-ских и социальных условиях, изучение состояния здоровья, физического развития, двигательной подготовленности и физической работоспособности детей и подростков, работа с учащимися на диагностической основе, разработка и использование всех форм урочной и внеучебной деятельности с целью повышения двигательной активности школьников.

7. Внедрение региональной комплексной программы физического воспитания, разработанной группой авторов (В. И. Лях, Г. П. Богданов, Е. М. Лапицкая) и апробированной передовыми учителями в 90-е годы, способствовало улучшению физического развития и стабилизации показателей двигательной подготовленности учащихся 1-Х1 классов образовательных учреждений Кольского Заполярья в динамике учебного года. Достоверное увеличение приростов показателей двигательной подготовленности по четырем экспресс-тестам отмечено в период до апробации программы в сравнении с периодом апробации как 5:16, а достоверное снижение показателей, как 20:11.

Показать весь текст

Список литературы

  1. АВТОР ЛАПИЦКАЯ Е. М. Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования
  2. ОБЪЕКТ И МЕСТО учащиеся CUI №№ 3. 5, 7, 10. П. 17. 19, 20, 21. 23.25. 27. 28, 30, 39, 41. 47. 5Е 56. 57. МИЛ, гимназий № 1,2, 3, 4, 6 г. Мурманска
  3. Первый заместитель пач Коми) ста по образовали Администрации г. Мур1. Л. В. Геращенко
  4. НАЗВАНИЕ РАБОТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СОДЕРЖАНИЯ И ОРГ АНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КОЛЬСКОГО ЗАПОЛЯРЬЯ
  5. АВТОР ЛАПИЦКЛЯ Е. М. Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования
  6. ОБЪЕКТ II МЕСТО учащиеся СШ №№ Е 2, 3. 4, 5. 6,7, 8. 10. 14. 15 г. Апатиты Мурманской области
  7. НАЗВАНИЕ РАБОТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КОЛЬСКОГО ЗАПОЛЯРЬЯ
  8. АВТОР ЛАПИЦКАЯ Е. М. Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования
  9. ОБЪЕКТ И МЕСТО учащиеся СШ №№ Г 3. 5, 7, 8, 10.12, 14, 17и гимн. № I г. Мончегорска Мурманской области
  10. Начальник Управления обйзг^вэиия '2?1 * ^.У-ШГЪ
  11. г. МончаФрсКа1. А. В. Вильянсн1. ЗЕК
Заполнить форму текущей работой