Коррекция двигательных нарушений младших школьников с задержкой психического развития
Диссертация
В результате реализации специальной коррекционной программы на уроках физической культуры, на рекреационных занятиях в течение учебного дня (физкультминуты на общеобразовательных уроках, игры на переменах, динамические паузы во второй половине дня), на утренней гигиенической гимнастике произошли положительные изменения показателей двигательных способностей по сравнению с исходными, которые… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Научно-теоретические основы изучения двигательных нарушений и их коррекции у младших школьников с задержкой психического развития в процессе физического воспитания
- 1. 1. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
- 1. 2. Сравнительная характеристика развития двигательной сферы у младших школьников с нормальным и нарушенным психическим развитием
- 1. 2. 1. Особенности развития двигательной сферы детей младшего школьного возраста
- 1. 2. 2. Особенности двигательной сферы детей с интеллектуальными нарушениями
- 1. 3. Современные подходы к процессу физического воспитания детей в системе специального образования
- Глава 2. Методика и организация исследования
- 2. 1. Методика исследования
- 2. 2. Организация исследования
- Глава 3. Двигательные нарушения младших школьников с задержкой психического развития
- 3. 1. Анализ анкетирования специалистов по физической культуре, работающих в специальных коррекционных (образовательных) учреждениях VII и VIII вида
- 3. 2. Характеристика младших школьников, обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VII вида
- 3. 3. Двигательные нарушения учащихся младших классов с ЗПР
- 3. 3. 1. Сравнительный анализ уровня развития двигательных способностей детей с ЗПР и легкой степенью умственной отсталости
- 3. 3. 2. Сравнительный анализ уровня развития двигательных способностей детей с ЗПР и нормально развивающихся детей
- 1. 4.1 Теоретические основы коррекции двигательных нарушений младших школьников с ЗПР
- 4. 2. Коррекция двигательных нарушений школьников
- 4. 3. Методические рекомендации по реализации комплексной программы коррекционной работы в процессе физического воспитания в школе VII вида
- 4. 4. Организация педагогического контроля над деятельностью по формированию
- 4. 5. Эффективность реализации предлагаемой программы коррекции двигательных нарушений младших школьников с ЗПР
Список литературы
- Адилова М. Ш. Особенности психомоторики младших школьников с задержкой психического развития //Дефектология. № 4.1988. — С. 18−22.
- Адилова М. Ш. К вопросу об особенностях психомоторики младших школьников с ЗПР и некоторых путях коррекции её недостатков //Вопросы коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми. Алма-Ата. — 1987. — С. 32−37.
- Адилова М. Ш, Особенности психомоторики младших школьников с ЗПР: Автореф. дисс.канд. пед. наук.-М., 1988. С. 16.
- Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития. /Под ред. К. С. Лебединской. М., 1982. — С. 125.
- Ананьев Б. Г. Пространственные различия.-Л., 1955-С. 188.
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. — С. 168. ф 7. Анохин П. К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и ихфизиологическое обоснование. М., 1956.
- Анохин П. К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональной системы. М., 1978. С.
- Астафьев Н. В., Михалёв В. И. Физическое состояние умственно отсталых школьников. Омск.: Сиб. ГАФК, 1996.-С. 159.
- Ю.Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1978.-С. 223.
- Ашмарин Б. А., Завьялов Л. К., Курамшин Ю. Ф. Педагогика физической культуры: Учебное пособие. СПб.: — ЛГОУ, 1999. — С. 353.
- Бабенкова Р. Д. О подходе к физическому воспитанию учащихся вспомогательной школы //Дефектология. 1980.№ 5. С. 69−73.
- Ф 13. Бабенкова Р. Д. Пути исправления дефектов моторики и физическоеразвитие учащихся младших классов вспомогательной школы средствами физического воспитания: Автореферат дисс.канд. пед. наук. М., 1963. -С. 16.
- М.Бабенкова Р. Д., Боброва JI. И. Особенности координации движений у учащихся с дефектом развития //Дефектология. 1983.№ 5. С. 69−73.
- Бабенкова Р. Д., Какузин В. А. Развитие статического равновесия у учащихся специальных школ //Дефектология. 1989.№ 5. С. 37−42.
- Бальсевич В. К. Интеллектуальный вектор физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1991.№ 7.
- Бальсевич В. К., Запорожанов В. А. Физическая активность человека. — Киев.: Здоровя, 1987. С. 223.
- Бебриш Э. П. Некоторые особенности физического развития умственно отсталых учащихся //Дефектология.1976. № 4.
- Белопольская Н. J1. Психологическая диагностика личности детей с ЗПР. -О М.: УРАО, 1999. С. 192.
- Березин Ф. Б. Методика многостороннего исследования эпичности (в клинической медицине и психологии). М: Медицина, 1976. — С. 25.
- Бернштейн Н. А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947. — С. 256.
- Бернштейн Н. А. Очерки физиологии движений и физиология активности. -М., 1966.
- Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность. М., 1990.
- Бизюк А. П. Основы нейропсихологии. СПб., 2001. — С. 222.
- Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. М.: Гном-Пресс, 2000. — С. 62.
- Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Левши. М.: Книга, 1994. — С. 230.
- Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональная асимметрия и психопатология очаговых поражений мозга. М., 1977.-С.356.
- Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональная асимметрия ипсихопатология очаговых поражений мозга. М.: Медицина, 1977. — С. 359.
- Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональная асимметрия человека. -М.: Медицина, 1988. С. 237.
- Брязгунов И. П. Ваш ребёнок сверхподвижен. /Хрестоматия. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. СПб.: Питер, 2001.-С. 292−302.
- ЗКБрязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребёнок. М., Изд.-во инст. Психотерапии. 2001. — С. 93.
- Булкин В. А. Основные понятия и термины физической культуры и спорта. СПб., 1996. — С. 47.
- Бутко Г. А. Особенности формирования двигательных навыков у дошкольников с задержкой психического развития: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Москва, 2002. — С. 28. ф 34. Вайзман Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей.- М.:1. Аграф, 1997.-С. 128.
- Ванюшкин В. А. Коррекция координационных способностей учащихся младших классов с недостатками интеллектуального развития //Дефектология. 2000.№ 1. С. 47−50.
- Ванюшкин В. А. Коррекция координационных способностей учащихся с недостатками интеллектуального развития: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. — С. 22.
- Вишняков А. В. Структура координационных способностей и методика их контроля у детей 11 и 12 лет: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1993. -С. 19.
- Власова Т. А. Воспитание детей с задержкой психического развития в процессе обучения. М.: АПН СССР, НИИ Дефектологии, 1981. — С. 100.
- Власова Т. А. Обучение детей с задержкой психического развития. М.: Просвещение, 1981.-С. 119.
- Ф 40. Власова Т. А. Проблемы обучения и воспитания детей с ЗПР в условияхшколы- интерната. — Горький: НИИ Дефектологии АПН СССР, 1984. С. 108.
- Власова Т. А., Лебединская К. С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей // Дефектология. 1975. № 6.- С. 8 17.
- Власова Т. А., Лубовский В. И., Цыпина Н. А. Дети с задержкой психического развития М.: Педагогика, 1984. — С. 256.
- Власова Т. А., Певзнер М. С. Дети с временными задержками развития. -М.: Педагогика, 1971. С. 207.
- Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.
- Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка /Вопросы психологии. № 6. 1996. — С. 62−76.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 5. М.: Педагогика, 1983. — С.1. О 367.
- Вээнэнен И. В. Диагностика состояния двигательной подготовленности квалифицированных спортсменов по показателям реакций асимметрии. Дисс.канд. пед наук.-СПб., 1992.-С. 164.
- Гаврилов Д. Н., Малинин А. В. Тестирование при занятиях физическими упражнениями. Методические рекомендации. СПб.: НИИФК, 2001. — С. 32.
- Геллер Е. М. Основные функции подвижных игр и проблемы их внедрения в практику физкультурного движения //Теория и практика физической культуры. № 3. 1987. — С. 20−23.
- Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс.1976. — С. 478.
- Годик М. А. Спортивная метрология. М.: Физкультура и спорт, 1988. -С. 191. ф 52. Горбунов Г. Д., Горшкова А. Т. Взаимосвязь развития двигательныхкачеств и психических процессов у старших школьников. СПб., 1996.
- Горбунов Н. П., Безусова Н. И., Хамадиярова Т. А. Особенности динамики показателей вегетативного гомеостаза и психоэмоционального напряжения у подростков с ЗПР //Дети с трудностями в обучении. № 1. 2002.-С. 26−31.
- Горская И. Ю. Теоретические и методологические основы совершенствования базовых координационных способностей школьников с различным состоянием здоровья. Дисс.канд. пед. наук. — Омск, 2000. -С. 47.
- Григорьев Д. В. Дети с нарушением интеллекта: особенности двигательного развития //Адаптивная физическая культура. № 3−4. 2000. -С. 39−41.
- Гужаловский А. А. Использование подвижных игр и физических упражнений в активном отдыхе младших воспитанников школф интернатов //Теория и практика физической культуры. № 6. 1962. — С. 3134.
- Гужаловский А. А. Физическое воспитание школьников в критические периоды развития //Теория и практика физической культуры. № 7. 1977. -С. 37−39.
- Гуровец Г. В., Гуровец Д. С. Методика реабилитации психомоторных нарушений у умственно отсталых школьников на занятиях ЛФК //Дефектология. 1999.№ 1 С. 31.
- Демьянов Ю. Г. Психопатология детского возраста. СПб.: ЛОИУУ, 1993.-С. 163.
- Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М., 1984. — С. 256.
- Дмитриев А. А. Дифференцированный подход в физическом воспитании учащихся вспомогательных школ // Дефектология. 1989.№ 5. С. 41−47.
- Дмитриев А. А. Педагогические основы коррекции двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ в процессе физического воспитания. Автореферат дисс.. доктора пед. наук. Красноярск. 1989. -С.41.
- Дмитриев А. А. Исследование влияния дозированных физических нагрузок на организм учащихся вспомогательных школ //Дефектология. 1981.№ 5. С. 46−50.
- Дмитриев А. А. Об индивидуальном подходе к учащимся вспомогательных школ в процессе физического воспитания // Дефектология. 1986.№ 2. С. 35−40.
- Дмитриев А. А. Теоретические основы физического воспитания аномальных детей /Физическое воспитание детей с отклонениями в развитии //Межвузовский сборник научных трудов. Красноярск, 1991. — С. 128., С.3−15.
- Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образовании: Учебное пособие. М.: ACADEMA, 2002. — С. 176.
- Дмитриев А. А., Сермеев Б. В. Физическое воспитание учащихся вспомогательной школы. Красноярск, 1988. — С. 88.
- Домишкевич С. А., Пермякова В. А. Индивидуально-типические особенности младших школьников с ЗПР./В кн. Развитие школьников с отклонениями. Иркутск, 1981. — С. 11 -20.
- Дробинская А. О. Церебрастенический синдром //Дефектология. 1995.№ 6. -С. 72−74.
- Дунаева 3. М. Особенности пространственных представлений у детей с ЗПР и методы их коррекции: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1980. -С. 22.
- Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке) //Теория и практика физической культуры 1998.№ 1.-С. 1−7.
- Евсеев С. П., Шапкова J1. В., Фёдорова Т. В. Адаптивная физическая культура — новая специальность для работы с инвалидами //Физическая культура студентов: физическое воспитание, спорт, активный досуг. — СПб.: ГАФК им. А, Ф, Лесгафта, 1996.
- Евсеев С. П., Шапкова Л. В. Адаптивная физическая культура: Учебное пособие. — М.: Советский спорт, 2000. С. 240.
- Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М.: Педагогика, 1973. — С. 152.
- Ермаков П. Н. Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга. Ростов н/Д., 1688.
- Жаренкова Г. И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции //Дефектология. 1975. № 4 С. 29 — 35.
- Журба Л. Т., Мастюкова Е. М., Марченко В. А. Клинико-электрофизиологические сопоставления при минимальной церебральной дисфункции у детей школьного возраста //Журнал невропатологии и психиатрии. Т. 77. Вып. 10. 1977.-С. 1494−1497.
- Иванов В. С. Основы математической статистики. М.: Физкультура и спорт, 1990. — С. 176.
- Иванов Е. С., Исаев Д. Н. Что такое умственная отсталость. Санкт -Петербург. 2000. С. 20.
- Ильин В. А. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в детских домах для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития: Автореф.дисс. канд пед. наук.-М., 1992.-С. 20.
- Ильин Е. П. Влияние многолетней односторонней тренировки на степень выраженности функциональной асимметрии //Теория и практика физической культуры. -№ 3. 1965.-С. 19−21.
- Ильин Е. П. Координационные способности и методика их развития /Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б. А. Ашмарина. -М.: Просвещение, 1979. С. 287.
- Ильин Е. П. Психофизиология физического воспитания. М.: Просвещение, 1983. — С. 223.
- Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей. Л., 1981.
- Кабанов Ю. М. Методика развития равновесия у детей школьного возраста: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Минск, 1992. — С. 23.
- Карпова Г. А., Артемьева Т. П. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития. Екатеринбург, 1995. — С. 154.
- Качашкин В. М. Методика физического воспитания. М., 1980.
- Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. М., 1994.
- КенеманА.В., ОсонинаТ.И. Детские подвижные игры. М.: Владос.1995. -С. 224.
- Козленко Н. А. Физическое воспитание в системе коррекционно-воспитательной работы вспомогательной школы //Дефектология. 1991.№ 2. С. 33−37.
- Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка: Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности ребёнка. М., 1973. С. 159.
- Комплексная программа физического воспитания для учащихся 1−11 классов общеобразовательной школы /В. И. Лях, Л. Б. Кофман, Г. Б. Мейксон М., 1992. — С. 34.
- Короткое И. М. Подвижные игры: Методические рекомендации для студентов. М., 1984.
- Короткое И. М. Подвижные игры детей. М., 1987. ф 98.Коц Я. М. Физиологические особенности спортивной тренировки. — М.:
- Физкультура и спорт, 1986. С. 75.
- Лалаева Р. И. Особенности психомоторного развития детей с ЗПР //Нарушения речи у детей с задержкой психического развития. СПб., 1992.
- Лебединская К. С. Задержка психического развития и её причины. /Причины возникновения и пути профилактики аномалий у детей. — М., 1985.-С. 29−37.
- Лебединский В. В. Классификация психического дизонтогенеза. / Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. -СПб.: Питер, 2001 С. 129- 149.
- Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М.: МГУ, 1985.
- Леоньтьев А. Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд. МГУ, 1981.-С. 584.
- Литош Н. Л. Спортивная подготовка умственно отсталых школьников в легкоатлетическом многоборье: Автореферат дисс. .пед. наук.-Омск. 1998.-С. 19.
- Лубовский В. И, Переслени Л. И. Дети с задержкой психического развития. М., 1983.
- Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989. — С. 104.
- Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей в норме и патологии. М.: Педагогика, 1978. — С. 224.
- Лубовский В. И., Цыпина П. А. Готовность к школьному обучениюдетей с ЗПР шестилетнего возраста. М.: НИИ Дефектологии, 1989. — С. 120.
- Лурия А. Р. Сознательное действие, его происхождение и мозговая организация // Вопросы психологии. 1969. № 5. С. 13 — 29.
- Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. Т.1. — М.: АПН РСФСР, 1963.
- Любомирский Л. Е. Возрастные особенности движения у детей и подростков. М.: Педагогика, 1979. — С. 143.
- Любомирский Л. Е. Закономерности развития сенсомоторных функций у детей школьного возраста: Автореф. дисс. доктора пед. наук. -М., 1989.-С. 23.
- Лях В. И. Взаимоотношения координационных способностей и двигательных навыков: теоретический аспект //Теория и практика физической культуры. № 3. 1991.-С. 31−35.ф 116. Лях В. И. Координационные способности школьников. — Минск:1. Польша, 1989.-С. 15.
- Лях В. И. Методы и критерии оценки координационных способностей школьников //Физическая культура в школе. № 6. 1988. — С. 11−13.
- Лях В. И. О классификации координационных способностей //Теория и практика физической культуры. № 7. 1987. С. 28−30.
- Лях В. И. Основные закономерности взаимосвязей, характеризующих координационные способности детей и молодёжи: попытка анализа в свете концепции Н. А. Бернштейна // Теория и практика физической культуры. № 11. 1996. С. 20.
- Лях В. И. Развивая координационные способности. //Физическая культура в школе. 1996.№ 5.
- Лях В. И. Развитие и совершенствование координационных способностей школьников //Физическая культура в школе. № 12. 1986. — С. 28−33.
- Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. -М., 1996.
- Марковская И. Ф. Нейропсихологический анализ клинических вариантов задержки психического развития //Дефектология. 1977. № 6. — С. 3−11.
- Марковская И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. М., 1993. — С. 198.
- Марковская И. Ф. Клинико-нейропсихологическая характеристика задержки психического развития //Дефектология. 1977.№ 5.- С. 3−11.
- Марковская И. Ф., Екжанова Е. А. Развитие тонкой моторики рук у детей с ЗПР //Дефектология. 1988.№ 4. С. 62−65.
- Мастюкова Е. М. Актуальные аспекты клинической диагностики умственной отсталости у детей //Дефектология. 1997.№ 1.
- Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития //Дефектология. .№ 3. 1987. С. 3−9.
- Мастюкова Е.М. Диагностика и коррекция аномалий психического развития у детей. М.: АПН СССР, НИИ Дефектологии, 1988. — С. 188.
- Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. М., Владос, 1997. — С. 303.
- Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. М.: Просвещение, 1992.- С. 26.
- Матвеев А. П., Мельников О. Б. Методика физического воспитания с основами теории. М.: Просвещение, 1991. — С.543.
- Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учебн. для ин-тов физич. культуры. М.: Просвещение, 1991.-С. 191.
- Мильнер Е. Г. Оздоровительная тренировка: от теории к практике //Теория и практика физической культуры. № 4. 1991. С. 64−65.ф 135. Минаев Б. Н., Шиян Б. М. Основы методики физическоговоспитания школьников. М.: Просвещение, 1989. — С. 222.
- Мир детства: Младший школьник. /Под ред. А. Г. Хрипковой. М.: Педагогика 1981.- С. 400.
- Михайлова С. Н. Развитие координационных движений у детей 6−7 лет, как основа повышения их физической подготовленности: Автореф. дисс. канд пед. наук. JL, 1990. — С. 21.
- Мозговой В. М. Формирование спортивных двигательных навыков у умственно отсталых школьников 11−16 лет при обучении их гимнастическим упражнениям: Автореферат дисс. .канд. пед. наук. — М., 1977. С. 18.
- Мозговой В. М. Характеристика двигательных нарушений у умственно отсталых учащихся //Дефектология. 1994. № 3. С.34−38.
- Насонова В. И. Особенности межаналитических связей и их роль в усвоении навыков чтения у детей с ЗПР //Дефектология. № 2. 1979. С. 11р 15.
- Недоленко С. В. Педагогические условия развития игровой деятельности учащихся с умеренной умственной отсталостью: Дисс. .канд. пед. наук. СПб., 2000. — С. 174.
- Немов Р. С. Психология. М.: Владос, 1995. — С. 576.
- Никашина Н. А. Методические рекомендации по организации и содержанию уроков с детьми с ЗПР. М.: НИИ Дефектологии АПН СССР, 1979. — С. 26.
- Обучение детей с задержкой психического развития. / Под ред. В. И. Лубовского. Смоленск. 1994. — С. 128.
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. / Под ред. Б. П. Пузанова. М., Академия, 2000. — С. 272.
- Певзнер М. С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа развития. /Хрестоматия. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. СПб., 2001. — С. 129 — 149.
- Певзнер М. С., Мастюкова Е. М., Пермякова В. А. Дети с нарушением умственного развития. Иркутск.: Педагогика, 1992. — С. 159.
- Певзнер М.С. Дети с нарушениями умственного развития. М., Просвещение. 1992. — С. 95.
- Переслени Л. И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей: психофизиологическое исследование. М.: Педагогика, 1984. — С. 161.
- Переслени Л. И., Рожкова Л. А. Нейрофизиологические механизмы нарушений прогностической деятельности у детей с трудностями вф обучении //Дефектология. 1996. № 5. -С. 15−22.
- Петров В. М., Гришина Г. И., Короткова Л. Д. Летние праздники, игры и забавы для детей. М.: ТЦ «Сфера». 1999. — С. 128.
- Петрова В.Г., Белякова И. В. Кто они дети с отклонениями в развитии. — М., 1998. С. — 53.
- Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. М., ACADEMA. 2002 — С. 160.
- Пинский Б. И. Формирование двигательных навыков учащихся вспомогательной школы. М., 1977. — С. 125.
- Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии /Под ред. JT. В. Шапковой. СПб., 2001. С. -160.
- Попов В. П., Грузнов Ю. Г. Воспитание координации и непосредственно связанных с ними способностей //Основы теории и методики физической культуры. /Под ред. А. А. Гужаловского. — М.: Физкультура и спорт. 1986. С. 71 -76.
- Попова Е. В. Диагностика баллистических скоростно-силовых координационных способностей у девочек 7−14 лет: Автореф. дисс.канд. пед. наук.-СПб., 1997.-С. 19.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1998.- С. 160.
- Психология. Словарь. /Под ред. А. В. Петровского М., 1990. — С. 494.
- Рейдибойм М. Г, Задержка психического развития у детей. Клинико-психологическое обоснование дифференцированного отбора к обучению: Автореф.дисс.канд. пед. наук.-М., 1977.-С. 16.
- Рейдибойм М. П. Задержка психического развития у детей //Дефектология. 1977.№ 2. С. 16.
- Рогозкин Д. А., Вольнов Н. И., Булкин В. А. и др. Унифицированный комплексный контроль при проведении массовых обследований спортсменов (методические рекомендации). М., 1986. — С. 40.
- Розе Н. А. Психомоторика взрослого человека. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970.-С. 128.
- Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. -М.: Просвещение, 1979. С. 191.
- Самыличев А. С. Социальная адаптация умственно отсталых учащихся средствами физической культуры \ Дефектология.2001.№ 6. С. 39−40.
- Самыличев А. С. Дифференцированный подход к учащимся вспомогательной школы при воспитании двигательных способностей на уроках физкультуры. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1971. С. 18.
- Самыличев А. С. К вопросу о теоретических основах методики физического воспитания учащихся вспомогательных школ //Дефектология. 1997.№ 4. С. 24.
- Самыличев А. С. О воспитании двигательных способностей учащихся вспомогательной школы на уроках физической культуры0 //Дефектология.1985.№ 3. С. 25−31.
- Самыличев А. С., Олейнин В. М. Физическое воспитание и мышечная работоспособность учащихся вспомогательной школы // Дефектология. 1989.№ 6-С. 31−35.
- Самыличев А. С., Яшин О. В. Становление адаптивной физической культуры умственно отсталых //АФК.2001.№ 4 С. 9−13.
- Самыличев А. С., Олейнин В. М. Мышечная работоспособность учащихся вспомогательной школы \ Дефектология. 1988.№ 3. С. 15−20.
- Семаго Н. М. Семаго Н. Я. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога.: АРКТИ, М., 2001. С. 203.
- Семаго Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития //Дефектология.2000.№ 1. С. 66.
- Сёмкина О. А. Сопряжённое развитие координационных способностей и обучение двигательным действиям младших школьников в процессе игровой деятельности: Дисс.канд. пед наук. — Спб: ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1997. С. 150.
- Сермеев Б. В. Методика воспитания физических качеств у аномальных детей. Горький, 1976. — С. 83.
- Сермеев Б. В. Особенности физического воспитания аномальных детей //Дефектология. 1984.№ 3. С.39−45.
- Сермеев Б. В. Формирование двигательных способностей у аномальных детей. //Дефектология. 1980.№ 4.- С.36−43.
- Сеченов И. М. Избранные произведения. М., 1953.
- Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии.: Соц. психол. центр. 1996. С. 350.
- Синельникова Т. В. Совершенствование координационных способностей умственно отсталых школьников 9−10 лет: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Омск, 2000. — С. 24.
- Симерницкая Э Г. Доминантность полушарий. М: МГУ, 1978. — С.95.
- Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников М.: ТУ Сфера, 2001.-С. 80.
- Солодухов О. Г. Индивидуальные особенности внимания и мыслительной деятельности учащихся: Автореф. дисс.канд. пед. наук. -М., 1976.-С.20.
- Специальная педагогика /Под ред. Н. М. Назаровой. М.: Академия, 2000. С. 400.
- Старковская В. Л. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. 2-е изд. М.: Медицина, 1987. — С. 240.
- Страшинский В. И. Формирование функций равновесия в процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1973. — С. 23.
- Стрелец В. Г. Новые концепции в развитии и физическомсовершенствовании человека //Физическая культура, спорт и здоровье нации. Материалы международного конгресса. СПб., 1996.
- Суходольский Д. В. Основы математической статистики для психологов. СПб., 1998. — С. 428.
- Тарнопол J1. Образовательная программа для детей с трудностями в обучении в США (калифорния) //Дефектология. 1975. № 6. С. 40−46.
- Теория и организация адаптивной физической культуры /Под ред. С. П. Евсеева. Спб., 2002.
- Тржесоглава 3. Лёгкая дисфункция мозга в детском возрасте. — М., 1986.-С.256.
- Тушкова Е. С. Развитие и совершенствование пространственной ориентировки школьников младших классов на уроках физической культуры с применением технических средств обучения: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Л., 1989. — С. 21.
- Ф 199. Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развития. Нижний1. Новгород, 1994.-С. 229.
- Ульенкова У. В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. М., ACADMA, 2002. С. 175.
- Усанова О. Н. Специальная психология. М., 1990. — С. 201.
- Устинова Е. В. Особенности методики обучения фигурному катанию на коньках детей с нарушением интеллекта: Автореферат дисс.канд. пед. наук. СПб., 1977. — С. 24.
- Фишман М. Н. Функциональная асимметрия мозга у детей с задержкой психического развития и с умственной отсталостью //Дефектология. 1996. № 4. С. 3−7.
- Фомин Н. А., Вавилов Ю. Н. Физиологические основы двигательной активности. М.: Физкультура и спорт, 1991. — С. 224.
- Хамская Е. Д. Динамика латентных периодов двигательных реакций у детей //Доклады АПН РСФСР, 1957. № 1.
- Холодов Ж. К. Особенности проявления точности движений и её совершенствование у мальчиков 11−14 лет: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1975. — С. 18.
- Чермит К. Д. Преломление общеприродного принципа «симметрия асимметрия» в физическом воспитании: Автореф. дисс. доктора пед. наук. М., 1993.-С. 46.
- Черник Е. С. Двигательные возможности учащихся вспомогательной школы: Книга для учителей. М.: Просвещение, 1992. — С. 128.
- Чиркина Г. В. Дети с нарушениями артикуляции. М., 1969.
- Шанина Г. Е. Межполушарная асимметрия как фактор, лимитирующий проявления высших психических функций //Теория и практика физической культуры.2002.№ 6. -СПб. С. 45−48.
- Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. Учебное пособие. М., 1999.
- Шапкова J1. В. Опорные концепции методологии Адаптивной Физической Культуры: Учебное пособие. СПБ.: ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1997.-С. 45.
- Шапкова Л. В. Взаимосвязь Адаптивной Физической Культуры и специальной педагогики // Адаптивная Физическая Культура. 2000. № 1−2. -С. 5−8.
- Шарипова Д. Д., Гордиенко Е. А., Садыкова Г. А. Динамика физической работоспособности учащихся вспомогательной школы //Дефектология. 1982.№ 2. С. 18−22.
- Шелков О. М., Мишарина С. Н., Медведев В. Н. Диагностика моторных проявлений и психического состояния лиц с ограниченными возможностями /6 Царскосельские чтения. Материалы международной научно-практической конференции. Спб.: 2002.
- Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты. М.: Владос, 1999. — С. 136.
- Шипицына JI. М. Нейропсихологические аспекты диагностики детей в процессе коррекционно- развивающего обучения //Дефектология.№ 5.1. О 1999.-С. 3−11.
- Шипицына JI. М. Специальное образование в России. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия. /Сост. Шипицына Л. М. СПб., 1997. — С. 147−162.
- Шпитальная О. А. Физическая рекреация младших школьников с проблемами интеллекта в условиях детского дома: Дисс. канд. пед. наук. СПб: ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1998. — С. 223.
- Юровский С. К). Воспитательная работа с учащимися вспомогательной школы в процессе занятий по физической культуре //Дефектология.- № 1.- 1985 С. 39−44.
- Юровский С. Ю. Развитие пространственной точности движений у учащихся вспомогательной школы средствами физического воспитания: Автореферат дисс. на. канд. пед. наук. -М., 1971. С. 21.
- Ф 225. Ярёменко Б. Р., Ярёменко А. Б., Горяинова Т. Б. Минимальныедисфункции головного мозга у детей. СПб.: Салит-Деан, 1999. — С. 125.
- Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. -СПб.: ГП Иматон, 1997. С. 77.
- Brewer N., Nattelbuch Т. Discrimination, translation or response organization: a clarification of factors underlying allover responding among mentally retarded person. American Journal Mental Deficiency, 1979, v.84 (z)
- Callaway E. R. Brain Electrical Potentials and Individual Psychological Differences N.Y., San Francisco- L., 1975.
- Carl B, Barry W. Physical Activity for Individuals with Mental retardation. Champaign, Ilinois, 1992 — p.281.
- Developmental psychophysiology of mental retardation. /R. Karrer (Editor). Springlield, I 1 l. USA, 1976. — 506 p.
- Gabriellio, Coppa GV, Manzoni M, Carloni, Kantar F, Maricotti M., Salvolini. U. Minot cerebral alterations observed by magnetic resonanceq imaging in syndromic children with mental retardation // Eur J.Radiol. 1998.-v. 27.-№ 2. P.139 -144.
- Hecaen H, De Agostin M. Gerebral Organizattion in left Handers // brain and Zanguoge. 1981. — № 12 -p. 261 -284.
- Kimura D., Humphrys C.A. A comparison of left and right arm movements during speaking // Nenrophychologia. — 1980. — v. 19. — № 6. — p. 807−812.
- Kirk S, Kirk W. Psycholinguistic learning disabilities: Diagnosis and remediation. Urbana, 1971 198 p.
- Sacheim H. Gur R. Lateral asymmetry in intensity of emotional expression // Nenropsychologis. 1978. — V.iG. -№ 4. — p. 433−488.
- Seaward B.L. Managing stress. Principles and strategies for health and well being. Boston — London: Sones and Bartlett Publishers, 1994. — p. 405
- Starosta W. Cenetic of social determination of the direction of turner during sports genetics. Dubrovnih, 1985.
- Starosta W. Fnaczenie simetrii i asymetrii funhcjionalnej w sporcise wyczynowyn. Zesz. Nanh AWP Gdansh, 1983. — p. 223−254.
- Strauss A, Lehtinen L. Psychopathology and education of the brain injured child. N.Y., 1947. 2065.
- Terminology of Special Education. Rev. Ed — Paris, UNESCO, 1983.
- Wade M., Nawell K., Wallace S. Decision time and movement time as function of response complexity in retarded persons. Amer. J. Ment. Defic., 1978, v.83. No. 2 p. 135−144.